Андреас Везалий вклад в биологию

Андреас Везалий – Andreas Vesalius

Везалий ( / v ɪ s eɪ л я ə s / ; 31 декабря 1514 – 15 октября 1564) был 16-го века фламандский анатом , врач , автор одной из самых влиятельных книг по анатомии человека , О строении человеческого тела Либри Септем ( О ткани человеческого тела ). Везалия часто называют основателем современной анатомии человека . Он родился в Брюсселе , который тогда был частью Габсбургских Нидерландов . Он был профессором в университете Падуи (1537-1542) , а затем стал императорским врачом при дворе императора Карла V .

Андреас Везалий – латинизированная форма голландца Андриса ван Везеля . В его время среди европейских ученых было обычным делом латинизировать свои имена. Его также называют Андреа Везалиус , Андре Весале , Андреа Весалио , Андреас Весаль , Андре Весалио и Андре Весале .

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Медицинская карьера и достижения
  • 3 Имперский врач и смерть
  • 4 публикации
    • 4.1 De Humani Corporis Fabrica
      • 4.1.1 Выдержки
    • 4.2 Другие публикации
  • 5 Научные открытия
    • 5.1 Скелетная система
    • 5.2 Мышечная система
    • 5.3 Сосудистая и кровеносная системы
    • 5.4 Нервная система
    • 5.5 Органы брюшной полости
    • 5.6 Сердце
    • 5.7 Другие достижения
  • 6 Научное и историческое влияние
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и образование

Везалий родился как Андрис ван Везель у своего отца Андриса ван Везеля и матери Изабель Краббе 31 декабря 1514 года в Брюсселе, который тогда был частью Габсбургских Нидерландов . Его прадед Ян ван Везель, вероятно, родился в Везеле , получил медицинскую степень в Университете Павии и преподавал медицину в Университете Левена . Его дед, Эверард ван Везель, был Королевский врач императора Максимилиана , в то время как его отец, Андерс ван Везель, служил аптекарем Максимилиану, а затем камердинер его преемнику Карла V . Андерс призвал своего сына продолжить семейную традицию и записал его в Братство общей жизни в Брюсселе, чтобы выучить греческий и латынь перед изучением медицины, в соответствии со стандартами той эпохи.

В 1528 году Везалий поступил в Лёвенский университет ( Pedagogium Castrense ), изучая искусство, но когда в 1532 году его отец был назначен Валетом де Шамбром, он вместо этого решил продолжить военную карьеру в Парижском университете , куда он переехал в 1533 году. Там он изучал теории Галена под эгидой Иоганна Винтера фон Андернаха , Жака Дюбуа (Jacobus Sylvius) и Жана Фернеля . Именно в это время у него появился интерес к анатомии, и его часто находили исследующим раскопанные кости в склепах на Кладбище младенцев .

Везалий был вынужден покинуть Париж в 1536 году из-за начала военных действий между Священной Римской империей и Францией и вернулся в Лёвенский университет. Там он закончил учебу и в следующем году окончил ее. Его докторская диссертация , Paraphrasis в nonum librum Rhazae Medici Arabis clarissimi объявлений Регем Almansorem де affectuum singularum Corporis Парциум curatione , был комментарий на девятой книге Разес .

Медицинская карьера и достижения

В день выпуска ему сразу же предложили кафедру хирургии и анатомии ( explicator chirurgiae ) в Падуанском университете . Он также читал лекции в Болонском и Пизанском университетах . Прежде чем занять свое место в Падуе, Везалий путешествовал по Италии и помогал будущему Папе Павлу IV и Игнатию Лойоле в исцелении больных проказой . В 1542 году в Венеции он познакомился с иллюстратором Йоханом ван Калькаром , учеником Тициана. Именно с ван Калькаром Везалий опубликовал свой первый анатомический текст, Tabulae Anatomicae Sex , в 1538 году. Ранее эти темы преподавались в основном на основе чтения классических текстов, в основном Галена , с последующим вскрытием животных парикмахером-хирургом, работой которого руководил лектор. Не было предпринято никаких попыток подтвердить утверждения Галена, которые считались неопровержимыми. Везалий, напротив, выполнял вскрытие в качестве основного инструмента обучения, выполняя фактическую работу самостоятельно и побуждая студентов выполнять вскрытие самостоятельно. Он считал, что практическое прямое наблюдение является единственным надежным источником.

Везалий создал подробные иллюстрации анатомии для студентов в виде шести больших плакатов с гравюрой на дереве. Когда он обнаружил, что некоторые из них широко копируются, он опубликовал их все в 1538 году под названием Tabulae anatomicae sex . Он последовал за этим в 1539 году, выпустив обновленную версию анатомического справочника Винтера, Institutiones anatomicae.

В 1539 году он также опубликовал свое Послание Венесекции о кровопускании . Это было популярным методом лечения практически любого заболевания, но были некоторые споры о том, откуда взять кровь. Классическая греческая процедура, которую пропагандировал Гален, заключалась в заборе крови из места, расположенного недалеко от места болезни. Однако мусульманская и средневековая практика заключалась в том, чтобы брать меньшее количество крови из отдаленного места. Брошюра Везалия в целом поддерживала точку зрения Галена, но с оговорками, отвергающими проникновение Галена.

В 1541 году, находясь в Болонье, Везалий обнаружил, что все исследования Галена должны быть ограничены животными; так как вскрытие было запрещено в Древнем Риме. Вместо этого Гален препарировал берберийских макак , которые он считал структурно наиболее близкими к человеку. Несмотря на то, что Гален допустил много ошибок из-за доступного ему анатомического материала, он был квалифицированным экзаменатором, но его исследования были ослаблены философским изложением его результатов, поэтому его выводы были основаны на религиозных предписаниях, а не на науке. Везалий внес вклад в новое издание Джунты собрания сочинений Галена и начал писать свой собственный анатомический текст на основе своих собственных исследований. Пока Везалий не указал на то, что Гален заменил человеческую анатомию животным, это оставалось незамеченным и долгое время служило основой для изучения анатомии человека. Однако некоторые люди все же предпочли последовать за Галеном и возмущались Везалием за то, что он привлек внимание к разнице.

Гален предполагал, что артерии несут чистейшую кровь к высшим органам, таким как мозг и легкие, из левого желудочка сердца, а вены несут кровь к меньшим органам, таким как желудок, из правого желудочка. Чтобы эта теория была верной, требовалось какое-то отверстие для соединения желудочков, и Гален утверждал, что нашел их. Авторитет Галена был настолько велик, что на протяжении 1400 лет анатомы утверждали, что нашли эти отверстия, пока Везалий не признал, что не может их найти. Тем не менее, он не осмелился оспорить Галена по поводу распределения крови, так как не мог предложить никакого другого решения, и поэтому предположил, что кровь распространяется через непрерывную перегородку между желудочками.

Другие известные примеры Везалии опровергая утверждение Галена были его открытием, нижняя челюсть ( нижняя челюсть ) состояла только из одной кости, а не два (что Гален предположил , основываясь на животное рассечения) , и что люди не имеют RETE Mirabile , сеть кровеносных сосудов у основания головного мозга овец и других копытных .

В 1543 году Везалий провел публичное вскрытие тела Якоба Каррера фон Гебвайлера, печально известного преступника из города Базель , Швейцария . Он собрал и шарнирный кости, наконец , жертвуя скелет в Базельском университете . Этот препарат («Базельский скелет») – единственный хорошо сохранившийся скелетный препарат Везалия, а также самый старый из сохранившихся анатомических препаратов в мире. Он до сих пор выставлен в Анатомическом музее Базельского университета .

В том же году Везалий поселился в Базеле, чтобы помочь Йоханнесу Опоринусу опубликовать семитомник De humani corporis fabrica ( О ткани человеческого тела ), новаторский труд по анатомии человека, который он посвятил Карлу V. Многие считают, что это иллюстрировано по Тициану «s ученика Ян Стивен ван калькар , но доказательства не хватают, и маловероятно , что один художник создал все 273 иллюстраций в течение периода времени , так короток. Примерно в то же время он опубликовал сокращенное издание для студентов, Andrea Vesalii suorum de humani corporis fabrica librorum epitome , и посвятил его Филиппу II Испанскому , сыну Императора. Эта работа, теперь все вместе именуемая « Фабрика Везалия» , была новаторской в ​​истории медицинских публикаций и считается важным шагом в развитии научной медицины. Из-за этого он знаменует собой становление анатомии как современной описательной науки.

Хотя работа Везалия не была первой такой работой, основанной на фактическом вскрытии, и даже не первой работой этой эпохи, качество изготовления, очень подробные и замысловатые пластины и вероятность того, что художники, которые ее создали, явно лично присутствовали на выставке вскрытия сделали его мгновенной классикой. Пиратские издания стали доступны почти сразу – событие, о котором Везалий упоминал в типографии, должно было произойти. Везалию было 28 лет, когда вышло первое издание « Фабрики ».

Императорский врач и смерть

Вскоре после публикации, Везалии была приглашены стать имперским врачом при дворе императора Карла V . Он сообщил венецианскому сенату , что покинет свой пост в Падуе, что побудило герцога Козимо I Медичи пригласить его переехать в расширяющийся университет в Пизе, от чего он отказался. Везалий занял предложенную должность при императорском дворе, где ему пришлось иметь дело с другими врачами, которые высмеивали его за то, что он всего лишь парикмахер-хирург, а не ученый, работающий на уважаемой основе теории.

В 1540-х годах, вскоре после поступления на службу к императору, Везалий женился на Анне ван Хамме из Вилворде, Бельгия. У них была дочь по имени Анна, которая умерла в 1588 году.

В течение следующих одиннадцати лет Везалий путешествовал со двором, лечил травмы, полученные в битвах или турнирах, проводя вскрытия, вводя лекарства и писал частные письма, посвященные конкретным медицинским вопросам. В эти годы он также написал Послание о китайском корне , краткий текст о свойствах лекарственного растения, эффективность которого он сомневался, а также защиту своих анатомических открытий. Это вызвало новую волну нападок на его работу, которая потребовала его наказания со стороны императора. В 1551 году Карл V поручил провести расследование в Саламанке, чтобы выяснить религиозные последствия своих методов. Хотя правление одобрило работу Везалия, атаки продолжались. Четыре года спустя один из его главных недоброжелателей и бывших профессоров, Якобус Сильвий, опубликовал статью, в которой утверждалось, что само человеческое тело изменилось с тех пор, как Гален изучил его.

После отречения императора Карла V Везалий продолжал при дворе в большой пользу со своим сыном Филиппом II, который наградил его пожизненной пенсией, сделав его небогатым графом . В 1555 году он опубликовал переработанное издание De humani corporis fabrica .

В 1564 году Везалий отправился в паломничество на Святую Землю, как некоторые говорили, в качестве покаяния после того, как его обвинили в вскрытии живого тела. Он плыл с венецианским флотом под командованием Джеймса Малатеста через Кипр . Достигнув Иерусалима, он получил сообщение от венецианского сената с просьбой снова принять Падуанскую профессуру, которая стала вакантной после смерти его друга и ученика Фаллопия .

После многих дней борьбы с неблагоприятными ветрами в Ионическом море он потерпел кораблекрушение на острове Закинф . Здесь он вскоре умер в таком долгу, что благотворитель любезно оплатил его похороны. На момент смерти ему было 49 лет. Похоронен где-то на острове Закинтос (Занте).

Некоторое время считалось, что паломничество Везалия было связано с давлением, оказанным на него со стороны инквизиции . Сегодня это предположение обычно считается безосновательным и отвергается современными биографами. Похоже, что эту историю распространил Юбер Ланге , дипломат при императоре Карле V, а затем при принце Оранском , который утверждал в 1565 году, что Везалий провел вскрытие трупа аристократа в Испании, когда сердце все еще билось, что привело к тому, что инквизиция приговаривая его к смерти. В рассказе говорилось, что Филиппу II заменили приговор паломничеством. Эта история всплывала несколько раз, пока не была пересмотрена совсем недавно.

Публикации

De Humani Corporis Fabrica

В 1543 году Везалий попросил Иоганна Опорина опубликовать книгу De Humani Corporis Fabrica Libri Septem ( О ткани человеческого тела ), новаторскую работу по анатомии человека, которую он посвятил Карлу V и которую, как многие считают, проиллюстрировал ученик Тициана Ян Стивен ван Калькар .

Примерно в то же время он опубликовал другую версию своей великой работы под названием De humani corporis fabrica librorum epitome ( Сокращение структуры человеческого тела ), более широко известной как Epitome , с более сильным акцентом на иллюстрациях, чем на тексте, чтобы помочь читателям, включая студентов-медиков, легко понять его выводы. Фактический текст Эпитоме был сокращенной формой его работы в Фабрике , и организация этих двух книг была весьма разнообразной. Он посвятил его Филиппу II Испанскому , сыну Императора.

Fabrica подчеркнул приоритет рассечения и то , что стало называться « анатомическим » видом тела, видя внутреннее функционирование человека в результате существенно телесной структуру , наполненных органы расположено в трехмерном пространстве. Его книга содержит рисунки нескольких органов на двух листах. Это позволяет создавать трехмерные диаграммы путем вырезания органов и наклеивания их на содранные фигуры. Это резко контрастировало со многими ранее использовавшимися анатомическими моделями, в которых были сильные элементы Галена / Аристотеля, а также элементы астрологии . Хотя современные анатомические тексты были опубликованы Мондино и Беренгером , большая часть их работ была омрачена благоговением перед Галеном и арабскими доктринами.

Помимо первого хорошего описания клиновидной кости , он показал, что грудина состоит из трех частей, а крестец – из пяти или шести, и точно описал преддверие височной кости внутри . Он не только проверенное Estienne наблюдения «s на клапанах в печеночных венах , но и описал полую непарные , и открыл канал , который проходит в зародыше между пупочной веной и полой веной, так как названный венозным протоком . Он описал сальник и его связи с желудком, селезенкой и толстой кишкой ; дал первые правильные представления о строении привратника ; наблюдали небольшой размер слепого отростка у человека; дал первое хорошее описание средостения и плевры и наиболее полное описание анатомии мозга до того времени. Он не понимал нижних углублений, и его описание нервов сбивает с толку, когда он рассматривает оптику как первую пару, третью – как пятую, а пятую – как седьмую.

В этой работе Везалий также становится первым человеком, описавшим механическую вентиляцию легких . Во многом именно это достижение привело к тому, что Везалий был включен в герб и герб Колледжа анестезиологов Австралии и Новой Зеландии .

Выдержки

Когда я берусь на рассечение таза человека, я пропускаю прочную веревку, привязанную, как петля, под нижней челюстью и через скуловые железы до макушки . Нижний конец петли я продеваю через шкив, прикрепленный к фиксатору. луч в комнате так, чтобы я мог поднимать или опускать труп, когда он висит там, или повернуться в любом направлении в соответствии с моей целью; . Вы должны позаботиться о том, чтобы не наматывать петлю на шею, если только некоторые из мышц, связанных с затылочной костью , уже не отрезаны.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Если кого и можно называть отцом анатомии, так это, конечно же, Везалия. Андреас Везалий (Vesalius), естествоиспытатель, основоположник и творец современной анатомии, одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. Все позднейшие анатомические приобретения берут свое начало от него.

Андреас Везалий происходил из рода Витингов, живших долгое время в Нимвегене. Несколько поколений семьи, в которой родился Андреас, были учеными медиками и знатоками медицинских трудов исторического значения. Прапрадед его, Петр, был врачом императора Максимилиана, профессором и ректором Лувенского университета. Будучи завзятым библиофилом, собирателем медицинских трактатов, он истратил часть своего состояния на собрание медицинских рукописей. Он написал комментарий к 4 книге «Канона врачебной науки» великого энциклопедиста Востока Авиценны.

Сын Петра Джон, прадед Андреаса, преподавал в университете Лувена: он был математиком и врачом в Брюсселе. Сын Джона Эверард, дед Андреаса, также был врачом. Он известен своими комментариями к труду «Ад Аль Мозареме» Разеса <Рази (ар-Рази) (латинизированное Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865—925 или 934)>, выдающегося иранского врача, ученого-энциклопедиста и философа, и, кроме того, написал добавления к первым четырем параграфам «Гиппократова сборника». К тому же он дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание.

Читайте также:  Жизнь и творчество Николая Лескова

Отец Андреаса Везалия, Андреас, был аптекарем принцессы Маргариты, тетки Карла V и правительницы Нидерландов. Младший брат Андреаса, Франциск, также изучал медицину и стал врачом.

Андреас родился в Брюсселе 31 декабря 1514 года и рос среди врачей, посещавших дом его отца. Он с юных лет пользовался богатой библиотекой медицинских трактатов, собираемых в семье и переходивших из поколения в поколение. Благодаря этому у юного и способного Андреаса появился интерес к изучению медицины. Надо сказать, что он обладал необыкновенной эрудицией: помнил все открытия, сделанные различными авторами, и в своих сочинениях прокомментировал их.

В 16‑летнем возрасте Андреас получил классическое образование в Брюсселе. В 1530 году он поступил в Лувенский университет, основанный Иоганном IV Брабантским в 1426 году (закрыт после Великой французской революции, возобновлен в 1817 г.). В университете преподавали древние языки — греческий и латинский, а также математику и риторику. Для успешного продвижения в науке необходимо было хорошо знать древние языки. Неудовлетворенный преподаванием, Андреас в 1531 году перешел в Педагогический коллеж (Pedagogium trilinque), основанный в Лувене в 1517 году. Бог не обидел его талантами: он быстро заговорил по-латыни и довольно бегло стал читать греческих писателей, неплохо понимать по-арабски.

Андреас Везалий рано обнаружил склонность к анатомии. В свободное от университетских занятий время он с огромным увлечением вскрывал и тщательно препарировал домашних животных. Эта страсть не осталась незамеченной. Придворный врач и друг отца Андреаса Николай Флорен, интересовавшийся судьбой юноши, порекомендовал ему обучаться медицине, и только в Париже. Впоследствии, в 1539 году, Везалий посвятил Флорену свой труд «Послание о кровопускании», назвав его своим вторым отцом.

В 1533 году Андреас отправляется изучать медицину в Париж. Здесь три-четыре года он занимается анатомией, слушает лекции итальянского врача, хорошо зарекомендовавшего себя при дворе Франца I, Гвидо-Гвиди (Guido-Guidi, 1500—1569), более известного под именем Видиуса и Жака Дюбуа (Dubois, 1478—1555) (латинизированное имя Сильвий, или Сильвиус, Якобус). Сильвий одним из первых начал анатомические исследования строения полых вен, брюшины и т.д. на человеческих трупах; изобрёл инъекции кровеносных сосудов красящими веществами; описал аппендикс, строение печени, положение полой вены, открыл венные клапаны и т.д. Лекции он читал блестяще.

Везалий также посещал лекции «современного Галена», как называли лучшего врача Европы Фернеля (1497—1558), лейб-медика Екатерины Медичи. Жак Франсуа Фернель, математик, астроном, философ и врач, ввел в медицину несколько ключевых понятий: «физиология» и «патология». Он много писал о сифилисе и др. болезнях, изучал, кроме всего, эпилепсию и точно разграничил типы этого заболевания. В 1530 году Парижский медицинский факультет присвоил ему степень доктора медицины, в 1534 году он получил звание профессора медицины. Его называли первым врачом Франции и одним из самых маститых в Европе.

Везалий не ограничивался посещением лекций Сильвия и Фернеля, он занимается и у Иоганна Гюнтера — швейцарца из Андерлехта, преподававшего в то время в Париже анатомию и хирургию. Ранее Гюнтер преподавал греческий язык в Лувенском университете, а в 1527 году переехал в Париж, где занимался анатомией. Он написал труд об анатомо-физиологических взглядах Галена («четыре книги анатомических установлений, согласно мнению Галена, обращенных к кандидатам медицины»). С Гюнтером у Везалия установились более сердечные отношения, чем с Сильвием. Гюнтер очень ценил своего ученика.

Занятия анатомией предполагают практику на человеческом материале. Везалию для анатомических исследований необходимы были трупы умерших людей. Но с этим вопросом всегда были большие сложности. Это занятие, как известно, никогда не было богоугодным делом, против него традиционно восставала церковь. Герофил, наверное, был единственным врачом, который, вскрывая трупы в Мусейоне, не подвергался за это преследованиям. Увлечённый страстью научного исследования, Везалий отправлялся ночью один на кладбище des Innocents1 , на место казни аббата Вильяра де Монфокона, и там оспаривал у бездомных собак их полусгнившую добычу.

В знаменитом университете Монпелье, где анатомия являлась профилирующим предметом, врачи в 1376 году получили разрешение от правителя Лангедокского Людовика Анжуйского (брата французского короля Карла V) ежегодно анатомировать один труп казненного преступника. Для развития анатомии и медицины в целом это разрешение было крайне важным актом. Впоследствии оно подтверждалось и Карлом Худым, королем Наваррским, Карлом VI, королем Французским и, наконец, Карлом VIII. Последний подтвердил в 1496 году это разрешение грамотой, в которой сказано, что доктора Монпельеского факультета имеют право «брать ежегодно один труп из тех, которые будут казнены».

Пробыв более трех лет в Париже, в 1536 году Везалий возвращается в Лувен, где продолжает заниматься любимым делом вместе со своим другом Геммой Фризием (1508—1555), который в дальнейшем стал известным врачом. Свой первый связанный скелет Везалий сделал с большими трудностями. Вдвоем с Фризием они похищали трупы казненных, иногда извлекая их по частям, взбираясь с опасностью для жизни на виселицы. Ночью они прятали части тела в придорожных кустах, а затем, пользуясь различными оказиями, доставляли домой, где обрезали мягкие ткани и вываривали кости. Все это надо было делать в глубочайшей тайне. Другое отношение было к производству официальных вскрытий. Им бургомистр Лувена Адриан оф Блеген не препятствовал, наоборот, он покровительствовал студентам-медикам и иногда сам присутствовал на вскрытиях.

Везалий вступил в спор с преподавателем Лувенского университета Дривером (1504—1554) о том, как лучше производить кровопускание. По этому вопросу сложилось два противоположных мнения: Гиппократ и Гален учили, что кровопускание надо производить со стороны больного органа, арабы и Авиценна предлагали его делать с противоположной стороны больного органа. Дривер высказался в поддержку Авиценны, Везалий — Гиппократа и Галена. Дривер возмутился дерзостью молодого врача и резко ответил ему и с тех пор стал неприязненно относиться к Везалию. Везалий почувствовал, что продолжать работать в Лувене ему будет трудно.

Надо было на время куда-нибудь уехать. Но куда! В Испании церковь была всемогуща; прикосновение ножа к трупу человека считалось осквернением умершего и было совершенно невозможно; в Бельгии и во Франции вскрытие трупов было делом весьма затруднительным. Везалий направляется в Венецианскую республику, привлеченный возможностью получить больше свободы для анатомических исследований. Университет в Падуе, основанный в 1222 году, стал подвластен Венеции в 1440 году. Медицинский факультет стал самой знаменитой медицинской школой Европы. Падуя встретила Везалия благосклонно, там были уже известны его работы «Анатомических установлений» Гюнтера и «Парафраз» Рази.

5 декабря 1537 года медицинский факультет Падуанского университета на торжественном собрании присудил ему ученую степень доктора медицины, с высшим отличием. После того как Везалий публично продемонстрировал вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил его профессором хирургии с обязательством преподавать анатомию. Он сделался профессором в 23‑летнем возрасте. Его яркие лекции привлекали слушателей со всех факультетов. Вскоре под звуки труб, под развевающимися флагами он был провозглашен врачом при дворце епископа Падуанского.

Деятельная натура Везалия не могла мириться с рутиной, царившей на кафедрах анатомии многих университетов, где профессора монотонно читали длинные выдержки из трудов Галена. Вскрытие трупов производилось малограмотными служителями, а профессора с объемистым томом Галена в руках стояли рядом и время от времени показывали палочкой на различные органы по мере их упоминания в тексте.

В 1538 году Везалий опубликовал анатомические таблицы — 6 листов рисунков, гравированных учеником Тициана художником С. Калькаром. В том же году предпринял переиздание трудов Галена и через год выпустил свои «Письма о кровопускании». Работая над выпуском трудов своих предшественников, Везалий убедился, что они описывали строение человеческого тела на основании секции органов тела животных, передавая ошибочные сведения, узаконенные временем и традицией. Изучая человеческий организм путем вскрытий, Везалий накопил неоспоримые факты, которые решился смело противопоставить канонам прошлого. В течение четырех лет своего нахождения в Падуе Везалий пишет свой бессмертный труд «О строении человеческого тела» (кн. 1—7), который вышел в Базеле в 1543 году и был богато иллюстрирован. В нем приведено описание строения органов и систем, указано на многочисленные ошибки предшественников, в т. ч. Галена. Особо надо подчеркнуть, что после появления трактата Везалия авторитет Галена был поколеблен, а затем низвергнут.

По стечению обстоятельств трактат появился в год смерти Коперника, и тогда же увидела свет книга Коперника «Об обращении небесных тел», произведшая переворот не только в астрономии, но и в мировоззрении людей. К слову, сын купца, каноник Коперник знал толк в анатомии, в свое время он обучался на медицинском факультете Падуанского университета, а по возвращении в Польшу с 1504 по 1512 год занимался врачеванием у своего дяди епископа Ваченроде.

Труд Везалия явился началом современной анатомии; в нем впервые в истории анатомии было дано не умозрительное, а вполне научное описание строения человеческого тела, основанное на экспериментальных исследованиях.

Отец анатомии, Везалий внес огромный вклад в анатомическую терминологию на латинском языке. Взяв за основу наименования, введенные Авлом Корнелием Цельсом (I в. до н.э.), «латинским Гиппократом» и «Цицероном медицины», Везалий придал анатомической терминологии единообразие, выбросил, за крайне редкими исключениями, все средневековые варваризмы. Одновременно он свел до минимума грецизмы, что в какой-то мере можно объяснить его неприятием многих положений галеновской медицины. Примечательно, что будучи новатором в анатомии, Везалий полагал, что носителем психического являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга. Этот взгляд напоминал теорию Галена, ибо указанные «духи» были всего лишь переименованной «психической пневмой» древних.

Труд Везалия «О строении человеческого тела» — не только итог изучения предшествующих достижений в анатомии, но и научное открытие, основанное на новых методах исследования, имевших огромное революционизирующее значение в науке того времени. Расточая дипломатично похвалы «божественному мужу» Галену и выражая удивление пред обширностью его ума и разносторонностью знаний, Везалий решается указать лишь на некоторые «неточности» в его учении. Но таких неточностей он насчитывает более 200, и они являются, в сущности, опровержением основных положений учения Галена. Везалий, в частности, первым опроверг ошибочное мнение Галена и других своих предшественников о том, что в сердечной перегородке человека якобы имеются отверстия, через которые кровь переходит из правого желудочка сердца в левый. Он показал, что правый и левый желудочки сердца в постэмбриональный период не сообщаются между собой. Однако из этого открытия, в корне опровергавшего галеновские представления о физиологическом механизме кровообращения, Везалий не сделал правильных выводов, их впоследствии сделал Гарвей.

После выхода в свет великого труда Везалия разразилась давно назревавшая буря. Сильвий, учитель Везалия, преклоняясь перед авторитетом Галена, считал ненормальным в человеческом теле все то, что не согласовалось с описанием или взглядом великого римлянина. По этой причине он отвергал открытия своего ученика Везалия. Не скрывая возмущения, он называет Везалия «гордецом, клеветником, чудовищем, нечестивое дыхание которого заражает Европу». Сильвий и его ученики выступили единым фронтом против Везалия, называя его неучем и святотатцем. Однако Сильвий не ограничился оскорблениями, он пишет резкий памфлет «Опровержение клеветы некоего безумца на анатомические работы Гиппократа и Галена, составленные Яковом Сильвием, королевским толкователем по медицинским вопросам в Париже» (1555 г.). Сильвий в 28 главах этого памфлета остроумно высмеивает своего бывшего ученика и друга, называя его не Vesalius, а «Vesanus», что на латинском языке означает «безумный», и, в конце концов, отрекается от него.

Памфлет Сильвия сыграл роковую роль в жизни Везалия. Этот проникнутый злобной и ревнивой завистью документ объединил врагов отца анатомии и создал вокруг его непорочного имени атмосферу общественного презрения среди консервативного лагеря тогдашних ученых медиков. Везалия обвиняли в непочтительном отношении к учениям Гиппократа и Галена, которые не были формально канонизированы всемогущей тогда католической церковью, но суждения их и особенно авторитет были приняты как непререкаемые истины Священного писания, и возражать против них было равносильно неприятию последнего. Кроме того, Везалий был учеником Сильвия, пользовался его научными советами, и если Сильвий упрекал Везалия в клевете, то инкриминированное им обвинение казалось правдоподобным. Сильвий не бескорыстно отстаивал авторитет Галена. Его возмущение было связано с тем, что, подрывая авторитет Галена, Везалий уничтожал и его самого, ибо знания Сильвия покоились на тщательно изученных и передаваемых ученикам текстов классиков медицины.

Памфлет Сильвия нанес смертельную рану Везалию, от которой тот уже не оправился. В Падуе возникла оппозиция научным взглядам Везалия. Одним из наиболее активных его противников оказался его ученик и заместитель по кафедре Реальд Коломбо (ок. 1516—1559). После появления инсинуации Сильвия Коломбо резко изменил отношение к своему учителю: стал критиковать, старался дискредитировать перед студентами. В 1544 году, когда Везалий покинул Падую, Коломбо был назначен на кафедру анатомии, но проработал профессором кафедры только год. В 1545 году он переехал в университет Пизы, а затем, в 1551 году, занял кафедру в Риме, где работал до самой смерти. Габриель Фаллопий (1523—1562) сменил на падуанской кафедре Коломбо и объявил себя наследником и учеником Везалия, продолжив с честью его традиции.

Злобные измышления Сильвия привели к тому, что доведенный до отчаяния Везалий прекратил свою исследовательскую работу и сжег часть своих рукописей и материалов, собранных для дальнейших трудов. Везалий вынужденно в 1544 году перешел на поприще врачебной деятельности, на службу к Карлу V. В то время Карл V воевал с Францией, и Везалий в качестве главного военного хирурга должен был отправиться на театр военных действий. Война закончилась в сентябре 1544 года, и Везалий уехал в Брюссель, где вскоре умер его отец. После смерти отца Везалию досталось наследство, и он решил обзавестись семьей. В январе 1545 года в Брюссель прибыл Карл V, и Везалий должен был принять на себя обязанности лечащего врача императора. Карл страдал подагрой и отличался неумеренностью в еде. Везалию приходилось прилагать титанические усилия, чтобы облегчить страдания императора. После отречения Карла V, в 1555 году, Везалий перешел на службу к его сыну, Филиппу II. В 1559 году Филипп II со своим двором переехал из Брюсселя в Мадрид, и Везалий с семьей последовал за ним.

Испанская инквизиция стала нещадно преследовать Везалия, обвиняя его в том, что, препарируя труп, он якобы зарезал живого человека, и в конце концов приговорила его к смертной казни. И только благодаря заступничеству Филиппа II казнь была заменена паломничеством в Палестину к Гробу Господню. Возвращаясь обратно из этого опасного и трудного по тому времени путешествия, при входе в Коринфский пролив, корабль Везалия потерпел крушение, и отец современной анатомии был выброшен на небольшой остров Занте, где тяжело заболел и умер 2 октября 1564 года, 50 лет от роду. На этом уединенном острове, покрытом соснами, упокоилась навечно душа великого анатома.

14. Андреас Везалий и его школа. Основные достижения

Андреас Везалий родился в 1514 году в Брюсселе в семье потомственных медиков. Учился Андреас сначала в школе, а затем в университете города Лувена, где получил разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему мог знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Везалий в возрасте семнадцати лет направился в университет Монпелье, а в 1533 году впервые появился на медицинском факультете Парижского университета, чтобы слушать лекции анатома Сильвия. Юный Везалий уже мог критически подойти к методу преподавания анатомии.

Ученый справедливо считал анатомию основой медицинских знаний, и целью его жизни стало стремление возродить опыт далекого прошлого, развить и усовершенствовать метод изучения анатомии человека. Однако церковь, препятствовавшая развитию естественных наук, запрещала вскрытие трупов человека, считая это кощунством. Для того чтобы иметь возможность заниматься анатомированием, он использовал любую возможность: договаривался с кладбищенским сторожем, и тогда в его руки попадал труп, годный для вскрытия. Если же денег не было, он, прячась от сторожа, вскрывал могилу сам, без его ведома.

После получения в 1537 году докторской степени, Везалий стал преподавать анатомию и хирургию в Падуанском университете. Он читал лекции и продолжал свои исследования. Четыре долгих года работал он над своим трудом. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого, своих предшественников-анатомов. Он поставил целью решить великую задачу – правильно описать расположение, формы и функции органов человеческого тела.

Результатом труда ученого явился знаменитый трактат “О строении человеческого тела” в семи книгах, появившийся в 1543 году. Труд Везалия взволновал умы ученых. Смелость его научной мысли была настолько необычна, что наряду с оценившими его открытия последователями у него появилось много врагов. Знаменитый Сильвий, учитель Везалия, назвал Везалия “Везанус”, что означает – безумный. Большинство именитых медиков стало на сторону Сильвия. Они присоединились к его требованию обуздать и наказать Везалия, посмевшего подвергнуть критике великого Галена.

Читайте также:  Витус Беринг - сообщение доклад

Вскрыв десятки трупов, тщательно изучив скелет человека Везалий пришел к убеждению, что мнение, будто у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, совершенно неверно. Но такое убеждение выходило за рамки медицинской науки. Оно затрагивало церковное вероучение.

Ученый продолжал преподавать в Падуанском университете, но с каждым днем атмосфера вокруг него накалялась все больше. В это время он получил приглашение испанского императора Карла V занять место придворного лекаря. Двор императора находился в то время в Брюсселе. Карлу служил еще отец Везалия, и молодой профессор принял предложение императора.

Все свободное время Везалий отдавал трактату “О строении человеческого тела”. Вносил поправки, дополнения, уточнял то, что казалось ему не совсем убедительным. Используя любую возможность, он занимался анатомированием.

Ему удалось вторым изданием выпустить в свет свой трактат “О строении человеческого тела”.

При преемнике Карла V, Филиппе II суровые запреты церкви анатомировать трупы вновь коснулись Везалия. Ему было предъявлено обвинение в том, что он анатомировал живого человека.

Приговор церкви был категоричен: придворный медик Андрей Везалий должен во искупление грехов своих отправиться на поклонение в “святые места” к Гробу Господню.

В 1564 году, оставив семью в Брюсселе, он отправился в далекий путь. На обратном пути из Иерусалима при кораблекрушении больной Везалий был выброшен на остров Занте (Греция), где в 1564 году и умер.

Труд Везалия явился началом современной анатомии; в нем впервые в истории анатомии было дано не умозрительное, а вполне научное описание строения человеческого тела, основанное на экспериментальных исследованиях. Отец анатомии, Везалий внес огромный вклад в анатомическую терминологию на латинском языке. Везалий придал анатомической терминологии единообразие, выбросил, за крайне редкими исключениями, все средневековые варваризмы. Примечательно, что будучи новатором в анатомии, Везалий полагал, что носителем психического являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга. Этот взгляд напоминал теорию Галена, ибо указанные «духи» были всего лишь переименованной «психической пневмой» древних. Труд Везалия «О строении человеческого тела» – не только итог изучения предшествующих достижений в анатомии, но и научное открытие, основанное на новых методах исследования, имевших огромное революционизирующее значение в науке того времени.

Уважаемые друзья биологи!

Данный сайт я создавал не для заработка. Я на нем не размещаю никакой рекламы и делаю это не из-за этических соображений, а просто потому что биология пока тема не особо доходная. К тому же у меня есть другие проекты на которых я хорошо зарабатываю.

Наверное у вас возник вопрос, а зачем вообще мне все это нужно?

Я еще не так давно учился на биофаке и конечно же возлагал надежды на то, что после окончания буду работать по специальности и заниматься научно исследовательской работой. Однако в аспирантуру не поступил и работу биологом по специальности, которая нормально оплачивается не нашел. После провала вступительных экзаменов в аспирантуру я пошел получать второе высшее образование и теперь занимаюсь программированием.

На данный момент биология это моё хобби. Данный сайт можно назвать сайтом для своих. Если у вас есть идеи о том, как сделать данный проект более серьезным и более полезным вы можете написать мне.

Николай Носов: биография, личная жизнь, причина смерти

  • 19 Августа, 2019
  • Искусство
  • Елена Плотникова

В 20-м веке очень сложно было представить себе такую семью, в которой не знали бы произведений и хотя бы краткой биографии Носова. Его герои были знакомы каждому советскому ребенку. Вместе с ними дети взрослели и учились не бояться, казалось бы, самых безвыходных ситуаций, самостоятельно их преодолевать, а также учились бескорыстной дружбе, честности и смелости. Давайте сегодня вспомним этого замечательного писателя.

Биография Н. Носова

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года в семье артиста. Из-за низкого заработка и постоянной нехватки денежных средств отец был вынужден подрабатывать на железной дороге. Эти проблемы вынудили родителей будущего писателя переехать из Киева в маленький городок Ирпень. Коленька был вторым ребенком в семье (у него был старший брат и младшие братик и сестренка). Маленький Носов часто бывал на выступлениях отца, ему настолько нравилось смотреть спектакли, что родители решили, что он тоже хочет стать актером.

В школьные годы Николай сильно увлекается музыкой и принимает решение стать музыкантом. Его заветной мечтой была скрипка. Но когда ему подарили этот музыкальный инструмент, Николай понимает, что учиться музыке тяжело, и забрасывает это занятие. В возрасте 14 лет Носов, для того чтобы семье прокормиться, был вынужден пойти работать. После окончания школы-семилетки в 1924 году он устраивается на бетонный завод чернорабочим.

Когда Николаю исполнилось 19 лет, он поступает в Киевский художественный институт. Николай увлекается фотографиями и кинематографом. Из-за этого он в 1929 году переводится в Москву в институт кинематографии. Оканчивает его в 1932 году и около двадцати лет работает режиссером и постановщиком различных фильмов, но в основном мультипликационных и учебных.

Детские рассказы Николай Носов начинает писать еще в 1938 году, но только после Второй мировой войны становится профессиональным литератором. В 1945 году выходит первый сборник произведений – «Тук-тук-тук». Но не нужно думать, что Н. Н. Носов писал только для детей. У него также есть произведения, которые затрагивают такие серьезные темы, как вопросы современной литературы, отношения учителя и ученика и взаимоотношения родителей и детей. В данном разделе мы познакомили вас с биографией Носова кратко. Но об этом писателе можно говорить много и очень долго.

Личная жизнь Николая Носова

Она будет также интересна поклонникам его творчества. Выше мы уже познакомили вас с биографией Носова. Теперь же мы хотим более подробно остановиться на его личной жизни. Николай Носов был дважды женат.

Первой женой писателя была Елена Мазуренко. Именно в этом браке у Н. Носова родился милый малыш, которого было решено назвать Петром. К сожалению, семья просуществовала недолго. Когда мальчику исполнилось 15 лет, его мамы не стало. В различных источниках указываются различные причины смерти первой жены писателя. Одна из наиболее распространенных версий – сердечная недостаточность.

Через некоторое время Николай Николаевич женился во второй раз, на Тамаре Федоровне Серединой. В этом браке у писателя детей не было. Но именно второй жене Николай Носов посвятил свой цикл произведений про Незнайку и его друзей за ее поддержку и помощь.

Лучшее произведение советского автора

Если об этом спросить у большого количества его поклонников, то ответ будет очевиден. Главное место в творчестве и биографии Носова занимает цикл книг о Незнайке и его друзьях. Ведь именно с этими героями у большинства людей ассоциируется имя Николая Николаевича. Эта трилогия покорила уже не одно поколение юных читателей. Ведь в них дети знакомятся с веселыми коротышками и с главным героем – Незнайкой, который постоянно что-нибудь придумывает и из-за этого попадает в различные забавные ситуации. Книги нравятся не только детям, но и их родителям, ведь они учат ценить дружбу и приходить на помощь друг другу.

Интересные факты

Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов, взятых из биографии Носова:

  • Первые свои истории автор сочинял для своего маленького сына и даже не думал об их публикации.
  • В книге «Тайна на дне колодца», которая посвящена биографии писателя, Николай Носов признается в том, что Незнайку и его друзей он придумал еще в детском возрасте.
  • Мало кто знает о том, что в 20-х годах прошлого века будущий писатель очень сильно увлекался химией. Также Николай Носов серьезно подумывал пойти учиться на химика, но, к счастью для нас, в последний момент передумал. Он даже переделал домашний чердак так, чтобы тот походил на химическую лабораторию и в нем можно было проводить различные опыты.
  • Еще до того, как написать книги о Незнайке, Николай Носов уже занимал третье место среди авторов, которых больше всего переводят и читают за границей.
  • Несмотря на многочисленных почитателей его творчества, которые исчисляются уже не одним поколением, у автора популярных детских книг до сих пор нет ни одного памятника. И это, пожалуй, самый грустный факт из биографии Носова.

Причина смерти детского писателя

На просторах Интернета встречается много разной информации по этому поводу. Мы также попробовали разобраться в этом и найти ответ на данный вопрос в биографии Носова. Любимый не одним поколением детей, автор ушел из жизни в Москве 26 июля 1976 года, в возрасте 67 лет. К сожалению, на шестьдесят восьмом году жизни у известного к тому времени не только в СССР, но и за рубежом писателя не выдержало сердце, и он скончался от разрыва сердечной мышцы. Теперь одной тайной в биографии Носова для наших читателей стало меньше. Кроме этого, по некоторым сведениям, писатель ушел из жизни во время сна. Также родственники в своих воспоминаниях отмечают, что за несколько дней до смерти Николай Николаевич находился в подавленном состоянии. Возможно даже, что писатель предчувствовал свою смерть. Похоронен Николай Николаевич Носов там же, где и умер. А именно в городе Москве, на Кунцевском кладбище.

Заключение

В данной статье мы вспомнили биографию Николая Носова, а также его творчество. Хочется отметить, что и в 21-м веке труды писателя пользуются большой популярностью, а некоторые его произведения даже входят в школьную программу. Особенно приятно, что за внушительный вклад в развитие детской литературы, к 100-летию со дня рождения Носова, Центральным банком РФ были выпущены серебряные монеты с изображением его главного героя – Незнайки.

Николай Носов: биография для детей

Знаменитый детский писатель советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них – «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Николай Носов: биография

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию.

Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Увлечения

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя.

Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем – на кирпичный завод в Буче.

Поиск профессии

Раскрывая далее тему «Носов Николай Николаевич: биография», хотелось бы отметить, что с юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте.

Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов.

Свою автобиографию Николай Николаевич частично отразил в книге «Тайна на дне колодца». Во время Великой Отечественной он работал режиссером учебных военно-технических фильмов для вооруженных сил страны.

Творчество

Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник – «Ступеньки».

Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял – это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории.

Другие произведения для детей

В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».

В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга».

Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема.

Незнайка

Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе. Потом иллюстрациями книг Носова занялся Г.О. Вальк, а дальше – художники И. Семенов, А. Каневский, Е. Афанасьева и другие.

Читайте также:  Писатель Виктор Некрасов. Жизнь и творчество

Иронические юморески

Николай Носов – не только детский писатель, в 1969 году он выпустил сборник сатиры под названием «Иронические юморески», в которых затрагивались вопросы современной литературы. Он также писал об отношениях преподавателя и ученика, взаимоотношениях родителей и детей, о вредных привычках и т. д.

Тему «Носов Николай Николаевич: биография» очень хорошо раскрывает его автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», состоящее из трех частей, которое было написано в 1972 году. Третья часть этого произведения, «Тайна на дне колодца», вышла в 1977 году, когда писателя уже не было в живых.

У Носова было две жены. Первая жена умерла и оставила сына – пятнадцатилетнего Петра. У второй жены детей не было. Сын писателя Петр Носов был фотожурналистом.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов. Биография его упоминает о том, что он похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

«Жизнь и творчество детского писателя Николая Николаевича Носова»

Ирина Шушканова
«Жизнь и творчество детского писателя Николая Николаевича Носова»

Аннотация к презентации

Тема: «Николай Николаевич Носов»

Шушканова Ирина Юрьевна педагог-психолог МДОУ №133

Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. (слайд 1)

100-летний юбилей отмечали 23 ноября не только в нашей стране, но и во многих других странах где также знают и любят героев его произведений. Нет, наверное, такой страны где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Аргентине, Болгарии, Франции, Индии, Вьетнаме, Японии, Румынии и других странах. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А. М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Н. Н. Носова.

В 1952 г. он получает Госпремию СССР за повесть «Витя Малеев в школе и дома».

Вторую премию – имени Крупской – писатель получит позже (в 1970 г., и это будет премия за прославившего его Незнайку. (слайд 2)

К 100 -летию со дня рождения в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н. Н. Носова (слайд 3)

Н. Н. Носов говорил: «Сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует очень много знаний). Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с большим и очень теплым уважением». (слайд 4)

• Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года на Украине в Киеве.Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

• Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кино в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные, мультипликационные фильмы.

• Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил не мало фильмов.

• Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу.А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов – отец стал сочинять для него забавные рассказы. (слайд 5)

Как и многие знаменитые писатели, Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки, а потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. (слайд 6)

Рассказы “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Чудесные брюки”, “Мишкина каша”, “Огородники”, “Фантазеры” и другие были объединены в детгизовском сборнике “Тук-тук-тук” и изданы в 1945 году. (слайд 7)

Сборники рассказов “Ступеньки” и “Веселые рассказы” (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в произведениях для младшего школьного возраста. (слайд 8)

Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей “Веселая семейка” (1949г., “Дневник Коли Синицина” (1950г., “Витя Малеев в школе и дома” (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть “Витя Малеев в школе и дома” Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. (слайд 9)

Носов не выдумывал героев, а находил их (причем везде — по соседству, в гостях, просто на улице) и слушал и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе.

Со временем ко всем этим «носовским» героям присоединился еще один, на этот раз — сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954, «Незнайка в Солнечном городе»(1958, «Незнайка на Луне» (1964—1965). И чем они только там ни занимались — ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать — время было такое).

Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно, Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира.

В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в солнечном городе» вышло в свет в 1958 — тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее. (слайд 10)

Создается ощущение, что, начиная сочинять истории о Незнайке, автор и сам не подозревал, во что разовьются коротенькие остроумные рассказы про недалекого и любопытного малыша, пытающегося «с налету» освоить самые разнообразные профессии. Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал, наблюдая за своим маленьким сыном – Петей. Но кажется, что из-под личины Незнайки лукаво выглядывал и сам Николай Носов, любивший носить широкополые шляпы, всегда охочий до любых начинаний и склонный к фантазированию.

– «Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вскипел Знайка.

– Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть». (слайд 11)

Доходчивый и меткий юмор позволяет Носову иронизировать даже над своими коллегами по ремеслу (будь-то поэтессы или писатели).

«– Я прочитаю вам свое недавнее стихотворение про комара.Слушайте:

Я поймала комара.

Та-ра, та-ра, та-ра-ра!

Комаришку я люблю,

Но комарик загрустил.

Нет, поймаю я себе Лучше муравьишку.

Муравьишка тоже грустен,

Тоже любит погулять. …

Хватит с ними мне возиться

Надо книжку почитать (слайд 12)

– А вот еще послушайте, – сказала поэтесса и прочитала стихи, в которых говорилось уже не о комаре, а о стрекозе, и которые кончались уже не словами о том, что «надо книжку почитать», а о том, что «надо платье зашивать».

«– Скажите, пожалуйста, а какую книгу вы написали? – Я не написал еще ни одной книги, – признался Смекайло. – Писателем быть очень трудно. Прежде чем стать писателем, мне, как видите, пришлось кое-чем обзавестись, а это не так просто. Сначала мне пришлось ждать, когда будет готов портативный стол. Это растянулось на долгие годы».

Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова:

• “Приключения Коли Клюквина”

• Пьесы “Незнайка учится”, “Незнайка —

путешественник”, “Незнайка в Солнечном городе”.

«Бобик в гостях у Барбоса»

«Винтик и Шпунтик»

«Фунтик и огурцы»

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических,экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой. (слайд 14)

Носов со своим внуком (слайд 15)

Однако творчество писателя заключалось не только в написании сказок. За свою биографию Н. Носовтакже создал произведения: «Повесть о моем друге Игоре», «Тайна на дне колодца», «Повесть о детстве» и другие.

И еще один, очень важный момент. Все книги Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно.Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса». А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей «чистокровным детским юмористом».

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

Даже могила Носова не обошлась без его любимого героя. (слайд 16)

«Книжка — викторина» по рассказам Николая Носова Умение писать с юмором, «смешно» – дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов (1908-1976) щедро наделён этим даром. «Весёлый.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре. Конспект занятия в старшей группе «День святого Николая» Программные задачи: Приобщать детей к культуре русского народа; познакомить с особенностями почитания нашим народом Святителя Николая. Формировать.

Николай Носов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Николай Носов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Николай Глазков: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Николай Носков: биография, личная жизнь, творчество

Из биографии Николая Николаевича Носова

Будущий знаменитый детский писатель появился на свет в Киеве 10 ноября 1908 года. Отец Николая был актером. Кроме Коли в семье было еще трое детей: два брата и сестра. Детство было не самым простым: Россия вступила в империалистическую войну, в стране царили голод и разруха. Потом пришло время революции. Нередко семье не хватало еды. Семью не миновала и эпидемия тифа. Но все эти неприятности Носовым удалось пережить.

Путь к писательскому ремеслу для Николая оказался извилистым. Поначалу мальчик хотел пойти по стопам отца и стать актером. Потом он увлекся музыкой и даже пытался научиться играть на скрипке. Однако терпения у Носова-младшего для этого не хватило, от карьеры музыканта он в итоге отказался.

Обстановка в стране была тяжелая, нужно было как-то зарабатывать на жизнь. В 14 лет Николай пошел работать. Он косил траву, продавал газеты, выполнял любую работу, которая могла принести хоть какой-то заработок.

В 1924 году Коля окончил седьмой класс и стал работать на бетонном заводе. Позже перешел на кирпичное производство. С юных лет Носов познал все прелести и недостатки физического труда.

Этапы большого пути

Помимо театра и музыки было у Николая еще одно увлечение: он серьезно интересовался химией. Одно время он планировал сделать эту науку делом своей жизни. Однако образование у него было неполным. Чтобы поступить в вуз, нужно было окончить вечернюю школу. Но перед сдачей экзаменов Николай переключился на другое увлекательное занятие: его заинтересовали кино и фотография. В итоге Носов отказался от поступления в Киевский «политех» и стал студентом художественного института.

Через некоторое время юноше удалось перевестись в Москву, где он и закончил столичный институт кинематографии.

На долгие годы основной профессией Николая Николаевича стала режиссура. Во время Великой Отечественной войны Носов снимал учебные фильмы для армии. И делал это с необыкновенным талантом. Его фильм о танковой технике был настолько хорош, что Носов получил за эту творческую работу орден Красной Звезды.

Увлечение литературой

Детской литературой Николай Носов увлекся еще в 30-е годы. Перед началом Второй мировой войны он опубликовал рассказ «Затейники». Интерес к книгам для детей возник естественным путем: будущий писатель начинал творчество, рассказывая сказки сынишке.

Однако режиссерская деятельность и грянувшая война заставили Носова отложить в сторону перо и бумагу. Вернулся к этому виду творчества Николай Николаевич уже после победы над фашистами. Во второй половине 40-х годов из под его пера вышло многое из того, что впоследствии стало считаться классикой:

  • «Фантазеры»;
  • «Мишкина каша»;
  • «Огурцы»;
  • «Живая шляпа».

Легкие для детского восприятия и увлекательные рассказы печатались на страницах журнала «Мурзилка».

Вскоре автор переключился с малых форм на большие. Он стал писать детские повести, ориентируясь при этом на более старший возраст. Большим событием в мире детской литературы стал выход повести Носова «Витя Малеев в школе и дома», Впоследствии произведение было экранизировано. За эту книгу автор получил Сталинскую премию.

Приключения Незнайки

Вскоре писатель закрепил свой успех и авторитет в писательской среде. Серия книг о приключениях веселого и неунывающего Незнайки принесла Носову необычайную популярность и любовь читателей. Человечка в синей шляпе с широкими полями и выбивающейся из-под них лохматой шевелюрой и теперь хорошо знают не только в России, но и за пределами страны.

Серия состоит из трех книг:

  • «Приключения Незнайки и его друзей»;
  • «Незнайка в Солнечном городе»;
  • «Незнайка на Луне».

Первые две книги из цикла про малышей-коротышей считаются классикой детской литературы. Третья книга о Незнайке и его друзьях выбивается по своему содержанию из серии. В ней автор обращается к элементам антиутопии, рассказывая о неприглядной жизни в обществе, где правят «акулы бизнеса». Книга о путешествии Незнайки на Луну особенно актуальна для современной России. Некоторые критики усматривают в этом произведении дар предвидения автора.

Каждый из придуманных Носовым коротышек имел определенный статус в своем мире и был наделен профессией. Гусля – музыкант, Пилюлькин – доктор, Винтик и Шпунтик – умелые механики. Самый умный из коротышек, Знайка, – так тот и вовсе ученый. И лишь один Незнайка так и не определился с выбором профессии. Писатель дает возможность читателям проследить, как главный герой пытается отыскать свое предназначение. Все приключения в книгах о Незнайке построены на смешных и порой даже нелепых ситуациях, в которые заводят забавного коротышку его любопытство и неуемная энергия.

Цикл книг о Незнайке имеет воспитательное значение – это не раз отмечали многие критики. Знакомясь с похождениями маленьких человечков, юный читатель может поразмышлять о добре и зле. Книги Носова разъясняют самые простые моральные и нравственные нормы, дают ребенку первое представления о сложных взаимоотношениях в мире людей.

Однако творчество Носова не замыкалось рамками детской литературы. Он писал произведения и для более серьезных читателей. Его перу принадлежат повести для взрослых, автобиографические произведения, публицистика и сатира. Произведения Николая Носова не раз экранизировали – и это способствовало еще большей популярности автора. По книгам писателя сняты полнометражные картины и мультипликационные фильмы.

Многие известные авторы сразу вышли на свой главный творческий путь. Николай Носов к этой категории творцов явно не относится. Судьба его складывалась самым замысловатым образом. Его считают великолепным режиссером. Однако всеобщее признание Николай Николаевич получил именно как детский писатель. Он не раз утверждал, встречаясь с читающей публикой, что сочинять книги для детей – самая лучшая работа.

Любовь к литературному творчеству и к детям позволили Носову стать любимым автором нескольких поколений. Его книги можно считать торжеством добра, справедливости и высокой нравственности.

Ссылка на основную публикацию