Арион – греческий поэт (сообщение доклад 6 класс литература рассказ)

Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион». Сравнительный анализ.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Цель: образовательная:

  • дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  • развивающая:
  • развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  • воспитательная:
  • воспитать умение работать творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
sravnitelnyy_analiz_legendy_ob_arione_i_stih._pushkina._6_klass.ppt645 КБ
legenda_ob_arione.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ. Урок литературы в 6 классе.

Тема: Легенда об Арионе. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

  1. дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.
  2. развивающая:
  3. развивать умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой;
  4. воспитательная:
  5. воспитать умение работать творчески.

Вид деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация.

Использование педагогических технологий : РКМЧП, ИКТ, личностно-ориентированный подход.

1. Актуализация знаний.

  1. Определите ключевые слова в теме? Что вам знакомо? Что нужно узнать?
  1. Что такое легенда? Почему одинаковое название «Арион».

Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда ( в переводе с латинского языка – то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожегова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

  1. Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

2. Легенду об Арионе записал историк Геродот.

Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.

  1. Иногда Ариона изображали на морском коне или на морском змее. Арио́н — греческий лирический поэт и певец.
  1. Чтение легенды об Арионе.
  1. Дифференцированное задание учащимся: заполнить таблицу. Прочитайте текст, отмечая ключевые события, явления, лица. (на выбор: события-лица)
  1. Приключилось в жизни величайшее дело.
  2. Нажил великое богатство. Возвращается в Коринф.
  3. Завладеть сокровищами Ариона.
  4. Драматические события разыгрываются на море, на корабле.
  1. Периандр Коринфа
  2. Арион из Мефимны – кифаред. Сочинял дифирамбы.
  3. Корабельщики задумали злое дело.
  4. Дельфин вынес Ариона к Тенару.
  1. Сопоставим образы Периандра и Ариона.
  1. Попробуйте собранный материал представить в виде схемы. (задание выполняется по желанию).

Не поверил Ариону о его опасном приключении и чудесном спасении

Уличил корабельщиков в преступлении

Обучил хор. ВЕЛИКИЙ ПЕВЕЦ.

Перед лицом смерти ведёт достойно: поёт последнюю песнь

  1. Творческое задание. Создайте единый образ (то есть составьте текст на основе собранного материала) .

В Древней Греции человек ценился не только сильный, но и умный, талантливый. Своих любимцев боги награждали поэтическим или музыкальным даром. Поэт в представлении древних – избранник богов. Он обладает способностью хранить божественную память, традиции народа. Поэтому в легенде особое место занимает тема искусства.

Корысть, желание лёгкой наживы определили поведение мореходов. Они знали, что Арион великий певец, но знали и то, что он везёт богатство. Убивать своими руками они не решались и заставили его самого лишить себя жизни, перед этим порадовавшись, что услышат лучшего певца на свете.

Облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару – поёт для преступников. Храбро бросается в воду.

Происходит величайшее диво – спасение Ариона.

  1. Найдём ответ на второй вопрос: почему одинаковое название «Арион».

А. С. Пушкин написал стихотворение «Арион» в 1827 год.

  1. Предположите, почему он выбрал такое название?
  1. Наверное, посвятил стихотворение смелому человеку.
  2. Понравилась легенда…

Прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Арион».

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь,

наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел. Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный.
Погиб и кормщик, и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

  1. Как использует Пушкин сюжет древней легенды?
  2. Дифференцированное задание учащимся :Выберите из текста примеры для цитирования? Составьте план. (по выбору)
  1. Одинаковое название.
  2. Драматизм сюжета.
  3. Герои – корабельщики.
  4. Спасение Ариона.
  5. Талант поэта и ценность искусства

Это мы нашли сходство стихотворения и легенды.

  1. Выявим различия в этих стихотворениях?
  2. Дифференцированное задание учащимся: Собранный материал (по возможности) представьте в виде схемы.

Легенда об Арионе.

Арион в кругу друзей

Арион бросается в воду

Вместе с другими становится жертвой «вихря»

Ариона спасает дельфин

Все погибают, Арион спасён грозою

Поёт последнюю песнь

« Я гимны прежние пою…»

  1. О чём вам говорит дата 25 декабря 1825 год?
  1. Восстание декабристов на Сенатской площади.
  1. Из истории создания стихотворения «Арион».
  2. Стихотворение написано 16 июля 1827 года, а за три дня до этого, 13 июля, исполнился год со дня казни вождей декабрьского восстания. Пушкин в эти дни особенно остро размышлял о судьбе декабристов.
  3. Эти мысли нашли отражение в стихотворении «Арион», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения связей с декабристами.
  1. Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

Сюжет легенды переосмыслен. Для Пушкина важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей.

“Арион” – лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

  1. Я узнал.
    Я научился.
    Я понял, что могу.
    Мне понравилось.
    Для меня стало новым.
    Меня удивило.
    У меня получилось.
    Я приобрёл.
    Мне захотелось.
    Меня воодушевило.
  1. Легенда об Арионе
  2. А. С. Пушкин «Арион».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит примерный сравнительный анализ двух стихотворений разного времени.

В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений “Пророк” Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов.

Проследить эволюцию отношения к поэтическому призванию в лирике М.Ю.Лермонтова.

разработка урока по творчеству А.С.Пушкина (6 класс).

Методическая разработка обращена к наисложнейшему в методике преподавания литературы приёму освоения лирических произведений – сопоставительному анализу. Опытный учитель показывает чёткую организацию .

Урок-исследование, на котором сравниваются две батальные сцены двух русских классиков.

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.

Анализ стихотворения «Арион» Пушкина

Стихотворение “Арион” занимает важное место в творчестве Пушкина – с его помощью поэт высказывает свои взгляды на восстание декабристов. Краткий анализ “Арион” по плану может использоваться на уроке русской литературы как основной или дополнительный материал. Он поможет ученикам 9 класса лучше понять произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Арион.

История создания – произведение написано в 1827 году, всего два года спустя после восстания декабристов. Поскольку так явно высказывать свои взгляды Пушкину было опасно, впервые его опубликовали без подписи в “Литературной газете”.

Тема стихотворения – борьба декабристов с самодержавием, за которую они заплатили высокую цену, каждый свою.

Композиция – в стихотворении четко прослеживается три структурные части. Первая описывает напряженную работу на корабле, вторая посвящена стихии, которая разбила челн, а третья рассказывает о событиях, которые произошли после этого.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”.

Метафоры“иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.

История создания

Связь Пушкина с декабристами была общеизвестным фактом. И хотя его не было на площади, а никто из друзей не выдал поэта, его неоднократно вызывали на допросы. И даже в 1827 году, спустя два года после восстания, поэту небезопасно было в открытую высказывать свои мысли.

И все же он не мог не высказаться – и написал стихотворение “Арион”, история создания которого тесно связана с судьбой декабристов. Использованная Пушкиным в качестве основы легенда настолько не похожа на сего произведение, что становится понятно, это – не аллегория, а только прикрытие.

Лицейский друг Пушкина Дельвиг в то врем заведовал “Литературной газетой” и напечатал этот вольнолюбивый стих, но без подписи. Впрочем, использованные в нем образы были слишком очевидны.

Поэт рассказывает историю декабристов, показывая через образы кормчего и гребцов, какую высокую цену им пришлось заплатить за решение изменить судьбу России. Сам Пушкин говорит о том, что он не изменил этим идеям и поет прежние гимны.

Композиция

Несмотря на то, что стихотворение составляют всего четыре строфы, его легко можно разделить на три части. В первой высказывается идея о дружной совместной работе людей, которые ведут корабль в гавань, и певца, подбадривающего их своими песнями. Вторая часть – описание стихии, которая вторгается в жизни корабельщиков. Здесь явно прослеживается аналогия с самодержавием, которое заставило декабристов заплатить высокую цену за свои убеждения.

И, наконец, третья часть – это рассказ о том, что поэт спасся. Трактовать его спасение можно двояко: с одной стороны, это случилось потому, что он доверился миру, с другой же Пушкин снова высказывает мысль о том, что поэт является божьим избранником. В этой же строфе он высказывает самую главную мысль о верности идеям декабристов.

Несмотря на иносказательность, произведение легко отнести к жанру гражданской лирики. Поэт говорит о декабристах как о людях, которые умело вели корабль, но им помешала неожиданная самодержавная буря. И хотя они заплатили за свой смелый поступок, остался поэт, который будет воспевать их подвиги и доносить до масс их идеи.

Чтобы читателю легче было воспринимать высказанные мысли, Пушкин использует простой стихотворный размер – ямб. Опоясывающая рифма создает впечатление законченности каждой строфы.

Средства выразительности

Для лирики Пушкина всегда было характерно изобилие художественных средств, с помощью которых поэт выражал заложенную в произведении идею. В стихотворении “Арион” использованы:

  • Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза” .
  • Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.

Автор показывает, что рассказанная им история – не просто тонкая аллегория, но практически прямое выражение главной мысли о том, что борьба с самодержавием продолжается, и поэт остается на стороне правды. Он стал более осторожным, но его песни продолжают звучать.

“Арион” – анализ стихотворения А.С. Пушкина

Сегодня мы поговорим о творчестве великого русского писателя и сделаем анализ стихотворения «Арион» Пушкина. Для Александра Сергеевича многое значило данное произведение, так как он высказал в нем своё видение о восстании декабристов.

История создания

Само произведение написано писателем в 1825 г. Идея стихотворения в том, чтобы высказать своё мнение о восстании декабристов.

Всем известно, что у поэта была связь с данным движением и имелось много знакомых среди декабристов, но на Сенатской площади 14 декабря он не был. Пушкину было довольно рискованно выражать свою точку зрения по данной ситуации, поэтому он решил завуалировать все свои мысли в тексте стихотворения.

Впервые произведение было опубликовано 16 января 1827 г. в журнале под названием «Литературная газета», редактором которой являлся друг Александра Сергеевича русский поэт Антон АнтоновичА. Дельвиг.

В основу стихотворения лёг древнегреческий миф о певце, центральным образом которого является Арион. Сюжет легенды об Арионе повествует о том, как певец находился в Италии и зарабатывал деньги своим пением.

И после того, как Арион накопил достаточно денег, он решил отправиться обратно домой. Но на корабле жадные купцы захотели избавиться от путешественника и украсть все его честно заработанные деньги. Певец не растерялся и предложил для них спеть.

Впоследствии судно разрушилось и все погибли, кроме певца, которого спас дельфин. Пушкин поменял идею легенды и адаптировал её написание под восстание декабристов.

Основной темой произведения, как уже было сказано ранее, является восстание декабристов 1825 года.

Говорится о том, как трудно пришлось декабристам для того, чтобы поменять судьбу и дальнейшую жизнь России.

Жанр произведения — гражданская лирика.

Поэт провёл сравнение между декабристами и людьми, которые мастерски управляют судном, но вдруг на них обрушилась сильная буря, оставившая в живых лишь одного певца. Спасённый певец должен рассказать о подвигах погибших, а также распространить их идеи.

Обязательно нужно упомянуть, что Александр Сергеевич Пушкин использовал автобиографические мотивы, так как он изобразил себя в роли певца.

Композиции

Всего в данном произведении выделяются три части:

Первая повествует о дружных людях, которые работают на одной работе, а также о певце, который подбадривает их своим великолепным пением.

Вторая часть описывает бурю, которая обрушилась на экипаж корабельного судна. Здесь отчётливо прослеживается сравнение со смелостью декабристов, которые не побоялись высказать свои суждения.

Третья рассказывает о спасении певца.

Стихотворный размер

Для более понятного восприятия, поэт решил использовать в своём стихотворении пятистопный ямб. Данный размер в литературе является самым часто используемым у поэта.

Проводя анализ, можно обнаружить средства художественной выразительности:

эпитеты: «таинственный певец», «влажная риза», «прежние гимны», «мощные веслы», «беспечная вера», «умный кормщик»;

метафоры: «на берег выброшен грозой», «иные парус напрягали».

Вывод

В сознании Александра Сергеевича Пушкина очень ярко и четко отпечатались события 1825 г. Основная мысль произведения: борьба за правду и власть продолжается, автор остаётся на стороне правды.

Поэт кратко и лаконично в произведении даёт характеристику событиям, которые происходили 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Читая стихотворение, можно заметить, что Пушкин очень долго и тщательно продумывал идею так, чтобы люди сразу понимали, какого старания стоило декабристам попытка государственного переворота.

Доклад: Пушкин, “Арион”

Материалы для разбора

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

Вглубь мощны веслы. В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн, —

Пловцам я пел… Вдруг лоно волн

Измял с налету вихорь шумный…

Погиб и кормщик и пловец! —

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Пушкин А.С. Золотой том. Собр. Соч. — М.: Имидж, 1993. С. 424, 895. XI. Арион (стр. 424).

Напечатано без подписи в июле 1830 г. в «Литературной Газете». В сочинениях Пушкина не перепечатывалось при его жизни. В черновой рукописи помечено 16 июля 1827 г. Стихотворение основано на мифе о певце Арионе, который, спасаясь от грабителей-корабельщиков, выпрыгнул в море и был спасен дельфином, доставили его на сушу. В данном стихотворении аллегорически изображена судьба Пушкина после декабрьского разгрома. Смысл стихотворения объясняет, почему Пушкин печатал его анонимно.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. — М.: НЛО, ГЛК Шичалина, 1995. — С. 84-85.

Как Терпандр приплыл с Лесбоса в Спарту, так Арион прибыл с Лесбоса в Коринф — учить греков закону гармонии. Это было уже при тиране Периандре. Угождая народу, Периандр завел в Коринфе праздники в честь Диониса, бога вечно возрождающейся природы. На праздниках выступали хоры; участники хоров были одеты сатирами — веселыми козлоногими спутниками Диониса; они пели песни о его деяниях — не такие торжественные, но такие же стройные, как и в честь Аполлона, а сочинял эти песни Арион.

Отслужив Периандру, Арион поехал с песнями в другие города, заработал там много денег и пустился обратно в Коринф. Корабельщики, с которыми он плыл, увидели его богатство и решили Ариона убить, а деньги его поделить. Разжалобить их было невозможно. Тогда Арион попросил об одном: он споет свою последнюю песню и сам бросится в море. Ему позволили. Он надел свой лучший наряд, взял в руки лиру, встал на носу корабля, громким голосом пропел высокую песнь и бросился в море. И случилось чудо: из моря вынырнул дельфин, принял Ариона на свою крутую спину и после долгого плавания вынес его на греческий берег. Изумленный Периандр воздал Ариону почести, как любимцу богов, корабельщики были наказаны, а на том берегу поставили медную статую человека верхом на дельфине.

Двадцать пять веков спустя от имени этого Ариона написал свое аллегорическое стихотворение Пушкин — о том, что, несмотря ни на какие бедствия, он верен своим идеалам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Геродот. История в девяти книгах. Л.: Наука, 1972. С. 17-18 (кн. I, гл. 23-24)

Периандр был тираном Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, <26>дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.

<26>Дифирамб — собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово стало обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под аккомпанемент главным образом флейты.

24. Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провел у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали [злое дело]: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. <27>Окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя — жертвенный дар Ариона, изображающий человека на дельфине.

<27>Nomos orthios — напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Греческая литература появилась в VIII—VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией, которая непосредственно «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов – странствующих певцов-сказителей, которые, переходя из города в город, – исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

Однако Гомер снискал славу не только великого древнегреческого поэта, но и самого мудрого из эллинов. Показывая в сво– Гомер их поэмах прекрасное и безобразное, достойное человека и низменное, поэт на примере эпических героев помогал грекам постигать мир, учил понимать, в чем смысл жизни. На всем протяжении эпохи античности герои поэм были образцами для подражания как для рядового общинника, так и для аристократа. Плутарх передает, что Александр Македонский даже в военных походах не расставался с поэмой Гомера и всю жизнь стремился подражать Ахиллу и достичь такой же бессмертной славы. Эллины видели в великом аэде своего учителя, а Платон утверждал, что Гомер – «поэт, который воспитал Элладу».

Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Так как эти произведения были связаны единством повествования и составляли замкнутый цикл, или круг, то получили название «киклический эпос» (от греч. kyklos – круг). Хотя тексты этих поэм до нас не дошли, но сюжеты известны из произведений поздних авторов. В большинстве из них рассказывалось о Троянской войне: о похищении Елены Парисом, о начале похода греков на Трою, о смерти Париса, о хитроумном замысле Одиссея с троянским конем, о возвращении героев из-под Трои и т. д.

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровски гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

Первым авторским произведением эпического жанра были сочинения Гесиода, младшего современника Гомера. Его поэмы, написанные гекзаметром, отличал архаический даже для конца VIII в. до н. э. язык. В поэме «Труды и дни» описывается жизнь беотийского крестьянина и прославляется честный, упорный, систематический труд. В нее включены накопленные столетиями нехитрые правила житейской мудрости, сельскохозяйственный календарь, мифологические сюжеты. В «Теогонии» («Происхождение богов») представлена эпическая картина сотворения мира и происхождения трех поколений богов. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира. А запись поэм Гомера, сделанная при Писистр ате, подвела черту под «эпическим» периодом литературы Греции.

С развитием полисов усложняются социальные отношения и политическая жизнь, меняется духовный настрой общества. Героический эпос уже не способен выразить те мысли и чувства, которые порождала динамичная полисная жизнь. На смену эпосу приходят лирические сочинения, отражавшие внутренний мир отдельного человека. Хотя термином «лирика» александрийские ученые в III в. до н. э. обозначали произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры, под древнегреческой лирикой понимают произведения и музыкально-вокального характера, называвшиеся меликой (от греч. melos – песнь), и декламационного характера, исполнявшиеся в сопровождении флейты, – элегию и ямб.

Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилбха (VII в. до н. э.). У этого сына аристократа и рабыни, родившегося на острове Парос, жизнь была бурная, полная невзгод. Покинув родной край, поэт много странствовал. Стремясь отыскать свое место в жизни, он даже воевал как наемник. Так и не найдя счастья, поэт погиб в расцвете лет в одной из военных стычек. Его творчество оказало большое влияние на трех великих древнегреческих трагиков и Аристофана.

В своих ярких и образных стихах Архилох предстает то воином, то гулякой и жизнелюбом, то женоненавистником. Особенно славились его ямбы к красавице Ниобуле:

А. С. Пушкин ” Арион “: А. С. Пушкин ” Арион “: связь и отличия от древнегреческого мифа. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемshkola-puh.mgorka.by

Похожие презентации

Презентация на тему: ” А. С. Пушкин ” Арион “: А. С. Пушкин ” Арион “: связь и отличия от древнегреческого мифа.” — Транскрипт:

1 А. С. Пушкин ” Арион “: А. С. Пушкин ” Арион “: связь и отличия от древнегреческого мифа

2 Цель исследования : понять, почему поэт XIX века А. С. Пушкин обращается к древнегреческому мифу. Является ли стихотворение самостоятельным произведением, в котором автор преследует собственные художественные цели ?

3 Арио́н, также Арио́н Метимне́йский (греч. ρίων Μηθυμνα ος, лат. Arion Methymneus) греческий лирический поэт, певец и кифаред из Метимны на о. Лесбос (конец VII начало VI в. до н. э.).кифаредМетимны ЛесбосVIIVI в. до н. э.

4 « Арион » А. С. Пушкин Нас было много на челне ; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчаньи правил грузный чолн ; А я – беспечной веры полн – Пловцам я пел. Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный. Погиб и кормщик и пловец ! – Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. ( ), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка

5 Толковый словарь Геродотдревнегреческий историк, живший в гг. до н.э., записавший легенду об Арионе, в своё время удостоенный почётного имени Отца истории. Тиран(от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника История древнего мира). Кифаредтот, кто играет на кифаре. Кифарараспространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона. Периандрправитель Коринфа, недоверчивый, но мудрый тиран. Дифирамбпреувеличенная восторженная похвала. Кормщиккормчий рулевой. Ризаодежда священнослужителя, жреца, в данном случае жреца искусства.

6 Древнегреческая легенда Стихотворение А. С. Пушкина « Арион » Конфликт между корабельщиками – людьми алчными, которые не просто хотели завладеть сокровищами Ариона, но и обязательно погубить его. Корабельщикам противопоставлен кифаред, цель жизни которого – искусство. Даже перед смертью единственное, чего он хотел, – спеть свою песнь. Если корабельщики желают обладать материальными благами, то для Ариона важнее духовное начало. Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Корабельщики враждебно относились к Ариону. Они задумали злое дело : в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион пел торжественную песнь в честь бога Диониса ( дифирамб ) Арион находится на корабле Дельфин спасает Ариона Конфликт между лирическим героем и внешней стихией. В стихотворении у героя есть единомышленники. Дружные пловцы, переполнявшие челн, и кормщик заняты общим делом – « иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны весла ». Певец духовно близок своим спутникам : « А я – беспечной веры полн,- пловцам я пел …». Он – один из них, он вдохновляет их, он – часть общего дела. Образ, заданный в названии и я лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин. Союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне ( нас было много на челне ). У каждого было своё дело, а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел. В следующих строках эпитет таинственный певец напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди читателей Пушкин – гимны. (1) Пловец Пушкина – на челне (2) Герой на берег выброшен грозою (3)

7 А. С. Пушкин хотел объяснить своим читателям, что в любых жизненных испытаниях искусство является той таинственной силой, которая спасает от гибели, если веришь в нее, как пушкинский певец, ” беспечно “.

8 ВЫВОДЫ : А. С. Пушкин обратился к этой легенде в стихотворении « Арион » (1827), в котором далеко от нее отступил, сохранив лишь имя поэта – певца и мотив спасения, а в остальном наполнив стихотворение деталями и содержанием, не имеющими в ней соответствия. Арион А. С. Пушкин хотел объяснить своим читателям, что в любых жизненных испытаниях искусство является той таинственной силой, которая спасает от гибели, если веришь в нее, как пушкинский певец, ” беспечно “. Истинный смысл стихотворения, рисующего судьбу друзей – декабристов и самого поэта не перечеркивается поэтическим образом Ариона, а, наоборот, дополняет его, раскрывая в тексте глубинные пласты его содержания.

Читайте также:  Жизнь и творчество Василия Белова
Ссылка на основную публикацию