Детство и юность Лермонтова – доклад сообщение

Детство и юность Лермонтова кратко

1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом. Детские годы творца протекали в негативной атмосфере. Мать Марья пошла против воли матери и вышла замуж за небогатого капитана Лермонтова. Её родня, представители знатного рода Арсеньевых, до последнего не принимали зятя и всячески упрекали дочь за неравный брак.

Их воля свершилась только после смерти дочери, в 1817 г., тогда же Юрий был вынужден отказаться от сына в пользу богатого рода Арсеньевых. Расставание с отцом и матерью было тяжёлым и болезненным для маленького Михаила, а редкие встречи с папой были очень нечастыми. Тяжело переживая смерть отца в 1831 г., Михаил написал драматичные строки. Все детские и юношеские годы поэта прошли в Тарханах, во владениях знатной бабушки.

Надо отдать должное бабушке, которая всю любовь отдавала внуку, и делала всё зависящее от неё, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой. Строгая и беспощадная по своей натуре, бабушка Елизавета держала в ежовых рукавицах всех вокруг, но маленький внук был её слабым местом. Переживая за болезненного мальчика, она указывала няне дежурить каждую ночь у его кроватки. Простые дворовые люди и крепостные крестьяне также следили за Михаилом и оберегали его по приказу бабушки.

Одарённость Михаила начала проявлять себя с самого нежного возраста, и это замечали окружающие. Кроме владения словом, мальчик ставил пьесы, изучал языки и занимался музыкой. В возрасте 14 лет, после года занятий с учителями, юный поэт поступает в благородный пансион. Этот год считается началом осознанного творческого пути, по словам самого поэта. В Университетском пансионе Михаил начинает творить, пишет стихи и несколько поэм.

4 класс, 5 класс.

Детство и юность Лермонтова подробно

Один из самых великих и знаменитых русский писатель, произведения которого являются любимыми и признанными до сегодняшнего дня Лермонтов Михаил Юрьевич был рожден третьего октября тысяча восемьсот четырнадцатого года.

Стоит отметить, что этот год был запоминающимся и знаменитым для России, позже его окрестили годом военной славы русской армии.

Именно в это время русские солдаты вернулись на родину не просто с военных действий, а с победой, вернулись героями своей страны. В этот год им удалось сделать казалось бы невозможное, не только победить и выгнать Наполеона и соответственно всю его армию из страны, но и победить всех противников, которые были воинственно настроены на русский народ, а так же прославить себя и свою страну на весь мир.

Вот именно в это самое время, в семье одного капитана в отставке, который к слову потерял весь свой материальный достаток на свет появился мальчик, мальчик которому было суждено навсегда войти историю русской культуры, стать знаменитым и добиться всенародного признания и любви.

Многие считают, что об этом писателе можно говорить кратко, а можно очень и очень подробно разбирать каждый отрывок его жизни, но не стоит забывать, что несмотря на всенародную славу в его жизни как и у любого человека должны остаться сокровенные моменты, знать о которых потомкам вовсе не обязательно. Поэтому изучая детство и юность этого писателя лучше всего соблюдать золотую середину, которая как известно бывает на вес золота.

Раннее детство поэта было не самым жизнерадостным и скорее даже печальным. Так сложилось, что его мама, молодая женщина Мария имела происхождение из богатого, знаменитого и знатного рода по тем временам.

Именно поэтому семья, в которой она выросла с рождения была против не равного брака их дочери с довольно бедным, опять же по меркам того времени капитаном. Всячески противясь этому союзу родители делали всё возможное и не возможное, чтобы брак был расторгнут. А однажды, мать Марии и бабушка маленького мальчика Миши открытым текстом заявила дочери, что та должна вернуться в родимый дом. Мария не в силах противоречить матери была вынуждена подчиниться её воле, и семья всем составом перешла жить в отчий дом матери Михаила. Сказать, что эта семья не любила зятя, это пожалуй ничего не сказать. По каждому удобному случаю его упрекали в отсутствии возможности полноценно обеспечить свою семью.

Вскоре мать ещё совсем маленького Михаила скоропостижно скончалась. После смерти дочери бабушка будущего поэта добилась от отца отказа от сына в пользу бабушки и дедушки. Сам поэт не один раз говорил, что несмотря на юный возраст он очень болезненно переживал смерть матери и не раз просил высшие силы вернуть ему маму обратно, однако это невозможно.

Детство и юность маленького Михаила прошли в имении своей бабушки.

Стоит заметить, что бабушка всегда была человеком сильным, волевым и имела очень твердый и решительный характер. Она была настоящей хранительницей семейного очага и всегда старалась строго воспитывать всех домочадцев, которые в свою очередь уважали эту женщину.

В детстве мальчик очень часто болел, и порой достаточно сильно, в связи с этим бабушка постоянно волновалась за мальчика, боясь что он последуют за своей матерью так и не достигнув осознанного и взрослого возраста. Бабушка требовала от няни поэта и всех родных, чтобы мальчика всегда холили и лелеяли, в его честь очень часто устраивались различные праздники и гулянья.

Нельзя не отметить, что уже с самого раннего возраста у мальчика был дар к различным наукам, в том числе к написанию различных произведений начиная с детства. Видя то, что внук наделен подобным даром бабушка всячески старалась развивать этот талант во внуке.

Так же Лермонтов очень любил рисовать, этому занятию он готов был отдавать всё своё свободное время. Он рисовал буквально всё, что видел, и природу, и людей, и животных и так далее. Стоит отметить, что с каждым разом у него получалось всё лучше и лучше.

Взрослея Михаил становился всё красивее и в итоге из маленького мальчика вырос взрослый юноша. Он был очень хорошо собой, тёмные волосы обрамляли его лицо, голубые глаза запоминались всем знакомым. Он был стройным и крепким, несмотря на небольшой рост.

Память мальчика была очень развита, он с легкостью запоминал различные тексты и стихи, он без особого труда изучал иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже сумел создать свой импровизированный кукольный театр, в котором показывал представления для крепостных детей и близких родных.

Юность знаменитого писателя настигла его в то время, когда он поехал с бабушкой в Москву. В Москве он без труда поступил в университет, который закончил он с отличием.

В это время жизнь поэта круто поменялась, вместо спокойной и размеренной деревенской жизни он окунулся в жизнь шумной и городской суеты.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

История географических открытий знает немало громких имен. Одно из них принадлежит сборщику дани, первопроходцу Восточной и Северной Сибири, мореходу, прошедшему Берингов пролив за 80 лет до самого Витуса Беринга.

Джеймс Кук – выдающийся английский мореплаватель и первооткрыватель, совершивший 3 кругосветных путешествия.

П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.

Один из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.

Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

Детство и юность Лермонтова

Рождение поэта

Великий русский художник слова Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года.

Это был особенный для России год – год русской военной славы. В этот год русские вернулись из Европы победителями, они не только прогнали Наполеона и его войска из Москвы и очистили всю территорию страны от врагов, они прославили себя на весь мир.

В это время в Москве в семье обедневшего капитана в отставке родился мальчик, чье имя навсегда вошло в историю русской культуры.

Можно написать о детстве Лермонтова кратко, можно написать очень подробно, но мы постараемся соблюсти в этом описании «золотую середину».

Родители поэта

Младенчество поэта было невеселым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья матери была против неравного брака Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова, поэтому вскоре бабушка юного Михаила потребовала, чтобы ее дочь с сыном вернулись в родительский дом.

Мария Михайловна не смела не подчиниться этому приказу. Однако ее жизнь в доме матери Елизаветы Алексеевны сложилась безрадостно: мать была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за ее брак. В 1817 году Мария Михайловна скоропостижно скончалась.

После ее смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца поэта отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых.

Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно.

Также трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер.

Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки:

«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!»

Бабушка Елизавета Алексеевна

Детство и юность Лермонтова прошли в имении его бабушки, в селе Тарханы.

Бабушка, на тот момент уже овдовевшая, была сильным и волевым человеком, настоящей хозяйкой дома и строгой воспитательницей всех домашних. Она была сурова до беспощадности с крепостными и дворовыми людьми, но во внуке души не чаяла и баловала его.

В детстве Лермонтов часто болел, бабушка панически боялась, что мальчик последуют за своей матерью в иной мир, поэтому она заставляла няню Миши – пожилую немку Христину Осиповну – дежурить у постели больного ребенка неотлучно.

Няня исполняла поручения хозяйки с немецкой педантичностью, она сама готовила лекарства, поэтому благодаря ее усилиям Мишенька всегда выздоравливал.

Читайте также:  Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Бабушка требовала, чтобы дворовые люди всегда следили за ее внуком, оберегали его и потешали мальчика. Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина.

Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова. Он всегда командовал этими ребятами, придумывая новые интересные затеи и шалости.

Однако крестьяне любили Лермонтова за его доброе сердце, видя нищету и бедствия дворовых людей, Миша всегда просил у бабушки помочь этим людям, и бабушка соглашалась.

Одаренный ребенок

Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.

А еще Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные березы и задумчивые дубы.

Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.

Вместе с дворовыми ребятами Лермонтов зимой любил лепить монументальные фигуры из снега, а потом раскрашивал их. Получались фигуры воинов и известных людей. Он освоил науки и иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже создал свой кукольный театр вместе с маленькими помощниками из крепостных детей.

Созидание божьего дара

Молодой Лермонтов был хорош собой. Его темные волосы обрамляли светлое лицо с голубыми глазами, он был строен и, несмотря на небольшой рост, очень крепок.

Стихи запоминал наизусть легко и читал их потом бабушке. Елизавета Алексеевна слушала внука со вниманием. Он рассказывал ей о своих первых стихотворных опытах, и бабушка относилась к ним с мягким благоговением.

Кроме красоты родной среднерусской природы, юный поэт выделял суровую природу Кавказа.

Из-за болезненности Миши, бабушка старалась как можно чаще вместе с ним бывать на Кавказе.

Лермонтову нравились не только высокие горы, уходящие своими вершинами в облачные выси, но и песни мужественных горцев, их традиции обряды.

По свидетельству самого поэта, именно здесь в 10 лет он ощутил чувство первой влюбленности. Позднее он сам так писал об этом: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

Потом все это проявиться в творческом даровании поэта. Большинство его стихотворений, посвященные миру природы, прекрасны и гармоничны. Поэт рисует целостные зрительные образы, понятные и близкие читателям:

«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.»

Или из другого стихотворения под названием «Русалка»:

«Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.»

А это строки из стихотворения «Кавказ»:

«Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ. »

«Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства», – признавался поэт в своих записках.

Юность поэта

Юность настигла Лермонтова тогда, когда он вместе с бабушкой поехал в Москву: поступать Университетский благородный пансион.

Это случилось осенью 1828 года: в жизни поэта все круто поменялось: вместо привычной обстановки дворянского имения его окружал шумный и разноликий город, лица товарищей и… одиночество, которое Лермонтов уже познал.

Именно 1828 год сам поэт позже называл годом начала своего осознанного творчества. Позже в дневнике он запишет: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня».

Помимо стихотворений Лермонтов пишет в этого год две поэмы «Кавказский пленник» и «Черкесы», в которых наблюдается тесная связь с произведениями А.С. Пушкина.

В 1830 году Лермонтов оставляет пансионом, летом этого же года он знакомится с Е.А. Сушковой и влюбляется в нее без памяти.

Гордая красавица не отвечает на чувства пылкого юноши, Лермонтов испытывает глубочайшее разочарование за всю свою жизнь.

В тот же год молодой Лермонтов поступает в Московский университет.

Это были годы его плодотворного творчества, дружбы и любви. Он знакомиться с передовыми людьми того времени, такими как В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др. Он увлекается двумя очаровательными девушками – В.А. Бахметьевой и Н.Ф. Ивановой, однако получает отказы с двух сторон. Он пишет стихи и поэмы (в частности, в поэме «Странный человек» выносит строгий приговор власти и крепостному строю). Однако поэт не выдерживает очередной сессии и вынужденно покидает университет.

Бабушка переезжает с ним в Петербург, где Лермонтов пытается сначала сдать экзамены в Петербургский университет, а потом, потерпев там неудачу, поступает в школу гвардейских подпрапорщиков.

Учеба в этой школе оказывается не по нутру Лермонтову, он понимает, что армейская служба не для него. В суровых условиях Лермонтов пытается писать стихи и прозу, в частности, публикует поэму «Вадим».

В 1834 году он оканчивает школу и молодым офицеров входит в общество.

Именно 1834 год литературоведы называет годом окончания юношеского периода творчества поэта. Это время, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 20 лет и его будущие великие произведения еще только рождались в его сердце и уме.

Детство Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года. Его отец Юрий Петрович Лермонтов жил с молодой и не очень здоровой женой в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Это село было куплено у Нарышкиных дедом со стороны матери Лермонтова –Михаилом Васильевичем Арсеньевым. Здесь же прошли детские годы будущего поэта, стали проявляться зачатки его таланта.

Сирота

Детство Лермонтова, хоть и было обеспеченным материально, оно не было простым и беззаботным. Беспокоившийся за здоровье молодой жены Юрий Петрович Лермонтов повез жену в Москву, где были опытные, знающие врачи. Поэтому Михаил Юрьевич родился в Москве. Его детство проходило в селе Тарханы.

Маленькому Мише было 3 года, когда матери не стало. Мария Михайловна была болезненной женщиной, и часто отказывала мужу в близости. Он стал искать утешения на стороне. Сначала он завязал отношения с молодой немкой, наставницей Миши, потом и вовсе снизошел до дворовых девок. Однажды между супругами разразилась ссора, и Юрий Петрович ударил жену. Она тяжело переживала этот конфликт и вскоре у нее развилась чахотка, которая и свела ее в могилу. Маленький Миша был оставлен на попечении бабушки, а сам Юрий Петрович был вынужден вернуться в свое имение Кропотовку в Тульской губернии. Бабушка никогда не любила своего зятя, а после смерти дочери видела в нем источник всех зол.

Миша тяжело переживал смерть матери и разлуку с отцом. В молитвах он просил Бога вернуть ему любимую матушку. Душевные страдания усугублялись страданиями физическими. Миша болел золотухой. Мальчик с ранних лет ушел в себя, в свои мысли, «грезы». Он чаще был предоставлен самому себе. Отсюда его замкнутость, неумение сходиться с людьми, чувство покинутости и одиночества.

Потерявшая единственную дочь Елизавета Алексеевна Арсеньева горячо любила внука, который не отличался крепким здоровьем. Ради него бабушка держала врача, французского еврея доктора Ансельма Левиса (Леви). Его главной обязанностью было лечение и наблюдение за Михаилом.

Когда Мише было 10 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ. Здесь он познакомился с девочкой, которая оставила в душе подростка невероятно глубокое чувство. Можно сказать, что в этот момент заканчивалось детство Лермонтова и начиналось отрочество. Глубокое впечатление на мальчика произвели величественные Кавказские горы.

В Михаиле рано стали проявляться его способности к рисованию и стихосложению. Он рисовал то, что видел вокруг и бабушка, восхищавшаяся талантами внука, тщательно хранила его рисунки.

Образование. Учеба в Москве

Первые попытки дать Мише домашнее образование, закончились неудачей. Француз Capet не сумел заинтересовать ребенка изучением французского языка, а учитель грек, бежавший из Турции, и вовсе рано бросил занятия, и Миша был предоставлен самому себе. В доме была большая библиотека, и он читал европейских авторов в оригинале на французском, немецком, английском языках, и самостоятельно изучил европейскую литературу.

В 1827 году, бабушка повезла Михаила в Москву для обучения. Здесь она сняла небольшой особняк. Миша должен был поступить в университетский пансион в 4-й класс. В пансионе он обучался 2 года. Здесь под руководством преподавателей Зиновьева и Мерзлякова молодые люди почувствовали вкус к литературе. Есть сведения, что ученики выпускали рукописный журнал, руководил которым Миша Лермонтов.

Отношения с товарищами у него не складываются. Он ищет родственную душу, преданности от друзей, а молодые люди, порой так ветрены. Это раздражает его. Его душевное состояние усугубляется конфликтом между отцом и бабушкой из-за него. С одной стороны Елизавета Алексеевна боится потерять внука, остаться совершенно одна. С другой, она не может простить зятю гибели любимой дочери. Через два года учебы Лермонтов, сдав экзамены, поступил в университет.

А.З. Зиновьев, преподаватель пансиона, так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.Ю. Лермонтове:

В 1831 году Михаил узнал о смерти отца, которого он продолжал любить, несмотря на запреты и препятствия бабушки. Ему на тот момент было уже 16 лет. Памяти отца он посвятил элегию, в которой есть такие строки:

Жить розно и в разлуке умереть.

Детство и юность Лермонтова подробно

3 октября 1814 года на свет появился человек, чьё имя знает каждый, чьим творчеством восхищается каждый, Михаил Юрьевич Лермонтов. Родился он в семье бедного капитана и знатной дворянке. Так как бабушка Михаила не одобряла неравный брак своей дочери, она при любой возможности пыталась укорить дочь.

Читайте также:  Доклад про Александра Пушкина (сообщение)

Но в 1817 году мать Лермонтова скончалась. Бабушка не захотела отдавать внука бедному отцу, поэтому оставила его воспитание на себя. Конечно сам Михаил тяжело перенес и смерть матери, и разлуку с отцом. Бабушка писателя была гордой, волевой и сильной женщиной, строго оно относилась ко всем: крепостным и дворовым. И лишь в любимом внуке души не чаяла. Она просто обожала Михаила, делая для него все.

В детство Лермонтов очень часто болел, что побуждало бабушку «трястись» над внуком, для Михаила устраивались празднества. Даже были собраны все крепостные дети чтобы молодому барину не было скучно.

Интересно, что все слуги и крестьяне очень любили Михаила. Так как сам мальчик был очень добрым. Он даже просил бабушку помогать всем людям, которые нуждались в помощи.

Уже в детские годы талант Лермонтова начал проявляться.

После переезда поэта в Москву, начинается новый этап в его жизни. Все больше времени Лермонтов уделяет поэзии.

Летом 1830 года Михаил встречает и без памяти влюбляется в Е.А.Сушкову, но не получает ответа на свои чувства, что его очень расстраивает. В этом же году Лермонтов поступает в московский университет. Несколько лет подряд его творчество процветает, он знакомится с новыми людьми и находит хороших друзей.

Переехав в Петербург, Лермонтов поступает в военную школу,но это занятие не для него. В 1834 году Михаил оканчивает эту школу и входит в жизнь, как офицер. Именно эту дату исследователи считают окончанием юношеского периода жизни Лермонтова.

4 класс, 5 класс

Детство и юность Лермонтова кратко

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 году, ознаменованным ещё как год славы русской армии в связи с победой над Наполеоном и всеми противниками России.

Родился маленький Михаил в бедной семье отставного капитана Юрия и со знатного рода Марии. Ранее детство Михаила сложилось не самым лучшим образом для него. Брак его родителей был не равным, в связи с чем было много разногласий и ссор со стороны родственников его матери. По настоянию бабушки семья переехала жить в ее поместье, где постоянно упрекали его отца за не равное положение, и не способность обеспечить должным образом семью. В молодом возрасте жизнь его матери унесла болезнь. Его отцу пришлось отказаться от сына в пользу бабушки мальчика и покинуть дом. Несмотря на маленький возраст, он все прекрасно осознавал и очень болезненно переживал смерть матери и редкие встречи с любимым отцом. Он часто молил Бога, чтобы к нему вернулась мама, но к несчастью это было не возможно.

Детство, на то время будущий поэт, провел во владениях своей бабушки в Тарханах. Уже овдовевшая бабушка была со сложным, властным характером, беспощадна по отношению своих рабочих и крепостных людей. Но к внуку напротив, она относилась с особой нежностью и любовью. Ребенок часто и тяжело болел, по этой причине она очень боялась его потерять как свою дочь и относилась к нему со всей осторожностью. По ее распоряжению возле него постоянно находилась няня, все же остальные жители поместья также были обязаны за ним следить, холить и лелеять. Но и без настояний бабушки все мальчика любили за его добрый и чуткий характер. В его честь, чтобы отвлечь и развеселить, часто устраивали различные гулянья и пиршества, баловали юного Михаила.

Стоит отметить одаренность мальчика и способность познавать различные науки. С самых юных лет проявлялись его особые способности. Он хорошо владел словом, любил ставить различные пьесы, ему легко давалось изучение различных языков, и всевозможных наук. Особенно хорошо у него получалось сочинять рифму. Ещё он умел хорошо рисовать и изображал буквально все, что привлекало его внимание. Получалось также играть на музыкальных инструментах. Словом бабушка понимала всю важность образования и не упускала момента развить всевозможные таланты мальчика. Для этого она специально создавала все условия для его всестороннего развития. Приглашала различных преподавателей, что конечно же стоило ей не малых денег. Но для своего маленького внука ей было ничего не жалко.

Мальчик рос статным, красивым внешне, светлые голубые глаза, светлая кожа и темные волосы, не высокий, но с крепкой фигурой. С лёгкостью он запоминал наизусть множество стихотворений и рассказывал их бабушке, делился также первыми плодами и своих творений. Бабушка конечно же его поощряла и радовалась его способностям.

В связи с плохим здоровьем, бабушка с Михаилом отправились для оздоровления на Кавказ. Когда ему было 10 лет, он впервые увидел Кавказские горы, где и встретил свою хоть и ребяческую, но настоящую любовь к девятилетней девочке. Да и сам Кавказ и горы, оставят в его душе свои нестираемые приятные следы воспоминаний, которые позже будут часто прослеживаться во многих его стихотворениях. На протяжении всей жизни его будет тянуть именно в эти края.

Позже в 1828 году в его жизни все круто поменялось. Из тихой жизни в деревне он переехал в оживленную, шумную Москву, где и провел почти все свои юные годы. Готовился к поступлению в университет, но с учебой в юные годы оказалось не все так гладко. Его пылкий характер не давал ему возможности задержаться на месте. В связи с этим он поменял несколько образовательных учреждений. Сначала он поступил, как и хотела его бабушка, в Московский университет, позже не выдержав сессии – уходит и сдает экзамены в Петербургский университет. После провала уходит учиться в гвардейскую школу, окончив её не без малого труда молодым офицером. Именно эти годы, Лермонтов, отмечает как сознательное начало его творческой деятельности.

Двадцатилетний возраст отмечают уже как окончание юности поэта. Конечно же события детства оставили свои следы в памяти уже юного поэта, часто ему хотелось уединения. Он был в юном возрасте, но довольно с взрослой душой. Его характер и его отец не позволяли ему не при каких условиях зарывать свой талант, который отражался на листах бумаги в виде замечательных произведений.

Доклад Детство Лермонтова 4, 5, 6, 10 класс сообщение

Сейчас такое время, когда молодым трудно. Почему же? Мы задаемся этим вопросом. Хотя бы потому, что в юности наши желания намного опережают наши возможности. И, хотя, почувствовав себя взрослым человеком, всегда возникают вопросы: быть самим собой или похожим на окружающих. И вот тут на помощь приходит Лермонтов, чья судьба не менее интересна. Особенно хочется акцентировать внимание на детских годах писателя.

Родиной поэта была столица нашей Родины- Москва. После смерти матери, а ему исполнилось только 3 года, его воспитанием занялась бабушка. Отец же, Юрий Петрович остался в своей деревне, и редко видел сына. Маленький Миша мало что помнил о своей маме, разве только грустную песенку, которую она пела ему часто. Мария Михайловна любила музыку и часто исполняла произведения разных композиторов на фортепиано. После ее смерти осталась тетрадь с ее стихами. Позже Лермонтов будет записывать туда свои творения.

По воспоминаниям современников Михаил жил в имении Тарханы. Дом был просторный с большим садом. Маленький мальчик любил рисовать по сукну мелом, расстеленным на полу в его комнате. Он очень рано начал рифмовать слова. Бабушка отдавала внуку все свое сердце. Она приглашала в дом соседских ребят, которые играли с Мишей. Во всех играх Лермонтов был лидером. И ему это нравилось. По характеру был вспыльчивым, но оставался добрым. Лермонтову не нравилось, когда наказывали крепостных. И когда это происходило, то мальчик ругал бабушку.

Будучи взрослым, поэт отпустит на волю крестьян. Мальчику нравилось слушать рассказы о Пугачеве, о разбойниках. В детстве Лермонтов часто хворал, и поэтому ездил на лечение на Кавказ. В 11 летнем возрасте он впервые узнал, кто такие декабристы. Он украдкой читал альманах «Полярная звезда», где была опубликовано произведение Рылеева «Иван Сусанин». Все эти тревожные слухи поражали будущего поэта. В свои 12 лет он прочитал труды многих классиков. Его интересовали произведения зарубежной литературы. И по истечении 13 лет Михаила отправляют на обучение в пансион при Московском университете. Так заканчиваются его детские годы.

Вариант №2

Детство М. Лермонтова нельзя назвать счастливым. Отец мальчика – Юрий Петрович – окончил кадетский корпус, дослужился до капитана, в 1819 году подал в отставку, дни проводил в небольшой усадьбе с. Кропотово Тульской губернии. Вскоре знакомится с юной Арсеньевой, проживавшей в Васильевском. Романтичная девушка влюбляется в молодого человека и выходит за него замуж.

Маша была очень болезненной, поэтому, чтобы получить более эффективное лечение, семья едет в Москву. В этом городе 3 октября появился на свет Мишенька. Семейное счастье было коротким. Малыш не достиг еще и трех лет, когда Мария Михайловна отошла в мир иной. В душе остался щемящий образ матери, нежные руки и голос, певший ему колыбельную.

Елизавета Арсеньева не могла простить Юрию Петровичу – бедному провинциалу – женитьбу на дочери из богатого дворянского рода. После смерти Марии бабушка перевозит Мишу в свое имение в Тарханах, таким образом, разлучает малыша с отцом.

Хозяйка поместья делала все возможное для любимого внука. Вся дворовая прислуга должна была угождать Михаилу. Так, зимой специально для него мастерили гору и катали на ней молодого барина, в период Святок ряженые пели, танцевали, веселили, как могли. Лермонтов считался неутомимым выдумщиком, во всех играх верховодил, любил устраивать бои в духе Петра Первого.

Когда мальчуган болел, все ходили на цыпочках, девушек освобождали от работ по дому и заставляли молиться о здоровье Лермонтова-младшего. Он с интересом впитывал песни о благородных разбойниках, легенды о рыцарских подвигах, рассказы про чудовищ и великанов. Воображение рисовало невероятные картины.

Мишель, как его принято было называть, был разносторонне одаренным: владел несколькими языками, прекрасно разбирался в арифметике, овладел скрипкой, игрой на фортепиано, отлично рисовал, лепил, также у него был самодельный театр кукол.

Для улучшения здоровья бабушка возила внука на Горячие воды. Кавказ прочно вошел в сердце Лермонтова, он полюбил этот суровый край, с его горами, орлами, людей, отстаивавших свободу.

Домой он возвращается не шаловливым веселым мальчишкой, а повзрослевшим, погруженным в свои думы, ему уже не интересные детские игры. Одиночество гнетет его, и в то же время он сторонится людей.

Читайте также:  Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Мишель вместе с Елизаветой Алексеевной в 1827 г. приезжают в Москву, а в 1828-м он становится учащимся благородного пансиона. Во годы учебы в университете Лермонтов встречается с отцом, дарит свои рисунки, читает стихи. Подросток очень переживал разлуку и дорожил этими редкими минутами.

В этот период, будучи под впечатлением Байрона, пишет: «Кавказский пленник», «Черкесы», «Преступник» и другие. Так началась взрослая жизнь поэта-гения.

4, 5, 6, 10 класс, краткое содержание

Детство Лермонтова

Популярные темы сообщений

Каждый день человек находится в контакте с близкими и незнакомыми людьми. Но у всех существуют одни и те же способы передачи информации друг другу. Основной способ – речевой – иногда вымещается взаимодействием людей с помощью неязыковых средств.

Бешенство — это опасное вирусное инфекционное заболевание, развивающееся с тяжелым поражением нервной системы и завершающееся, в большинстве случаев, летальным исходом.

Звание одного из самых высоких деревьев в мире принадлежит эвкалипту. Он может конкурировать с ливанским кедром и секвойей. Самое различное многообразие его видов распространено в Австралии.

Детство и юность Лермонтова – доклад сообщение

Доклад 7 класс.

Шел 1814 год, русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встреча­ла победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лер­монтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним поня­тиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла его отца. На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечат­лениями, которые оказались важными для воспитания его харак­тера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красо­ту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания о волж­ских разбойниках, а также о Стеньке Разине и Пугачеве.

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лер­монтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку, и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, одна­ко, не думать об отце. В Москве, во время учения в Универси­тетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки. Бабушке это не нра­вилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, ч тобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколь­ко комнат в мезонине. В детской — изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сук­ном — мальчик рисовал на нем цветными мелками. «Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забав­лять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Свят­ками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дво­ровых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок осво­бождались от урочной работы», — пишет П.А. Висковатый. Если случалось ему заболевать, то в «деловой» девушки освобожда­лись от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина. В доме постоянно жили мальчики — сверстни­ки, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали по­тешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на реч­ке. Во всех играх Лермонтов — командир, неистощимый на вы­думки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

Крестьяне из Тархан запомнили такой случай из детства Лермонтова: Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе- то избы по-черному топились. Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идет? Я видал, как дым через трубы идет, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпи­чей на печки». Ну, бабка его любила. Мужикам кирпичей да­ли, сложили печки с трубами. До крестьян-то Мишенька доб­рый был.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, гео­графию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Однажды он вылепил це­лую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского — там были многочисленные вои­ны, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из сне­га. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан. Картины природы оживали в воображении ма­ленького Лермонтова и становились волшебными. «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, ко­торые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные рев­ности и беспокойства», — писал он позднее. Уже в детстве про­явились особенности таланта Лермонтова — как бы погранич­ного между поэзией и живописью. Его образы почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографиче­ских заметках: «Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это гак живо передо мною, как будто вижу. ».

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и ба­бушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Малень­кий Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермон­тов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни на­родного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830 г., он за­пишет об этом в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейст­вом на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву — она ре­шила поместить его в Университетский благородный панси­он, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог по­ступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещери- новых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере «Князь-невидимка». После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр — театр марионеток. Столяру был заказан корпус теат­ра — ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно об­клеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол — тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бу­маги, бусин, палочек, тряпок. Лермонтов же придумал не­сколько небольших пьес, взяв за основу «Детскую хрестома­тию» Арно Беркена.

Осенью 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионе­ром в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гумани­тарное образование, которое пополняет самостоятельным чте­нием. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что по­эзия — его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии английского романтика — Байрона и пишет несколько «бай­ронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Кор­сар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 году заду­мывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 году поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность

Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессо­ров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832 году.

В 1830-1831 годах — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсив­но: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движе­ния.

Но надо было продолжать образование, и Лермонтов рас­считывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в Московском университете ему как уволенному не засчитыва- лось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы. 4 ноября 1832 года он поступил в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком про­должает писать.

Вопросы по докладу:

1) Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?

2) Как складывались взаимоотношения между родствен­никами в семье будущего поэта? Как это отражалось на маль­чике?

3) Как проходило детство М.Ю. Лермонтова в имении ба­бушки, Тарханы?

4) Почему бабушка несколько раз возила будущего поэта на Кавказ?

5) Чем увлекался М.Ю. Лермонтов в детские годы?

6) Где происходило дальнейшее обучение М.Ю. Лер­монтова?

Ссылка на основную публикацию