Джек Лондон – сообщение доклад 5, 6 класс кратко

Краткая биография Джека Лондона (Джон Гриффит Чейни)

«Белый клык», «Зов предков», «Морской волк», «Алая чума»

  1. Путь к славе – Джек Лондон или история писателя
  2. Родители
  3. Детство
  4. Школьные годы
  5. Юношеские годы
  6. Литература
  7. Личная жизнь
  8. Последние годы жизни
  9. Интересные факты

Джек Лондон знаменитый американский писатель, вся его жизнь череда взлетов и падений, в его истории интересно все, начиная от родителей со странностями до многочисленных путешествий. На пути к славе ему пришлось пройти долгий и трудный путь, после того как писатель стал популярен, за ним толпами бегали девушки, все издания хотели заполучить его рукописи, но так было не всегда.

Настоящее имя Джека Лондона (Джон Гриффит Чейни), среди литераторов ходила шутка, что писатель получил известность задолго до своего рождения. А все благодаря своей эпатажной матери Флоры Веллман из Огайо. В молодости она переехала в Калифорнию и занималась преподаванием, но помимо работы увлекалась спиритизмом. Также девушка страда постоянными перепадами настроения и депрессиями из-за тифа, перенесенного в 12 лет.

В Сан-Франциско Флора знакомится с экстравагантным человеком – Уильямом Чейни, литератором и математиком, основная страсть которого была астрология и магия. Уильям любил морские путешествия и посвящал астрологии большую часть времени.

Влюбленные не были женаты, спустя какое-то время Флора забеременела. Чейни не хотел ребенка и требовал аборта, ситуация накалилась до предела, Веллман даже пыталась покончить жизнь самоубийством, но у нее не вышло. Желтая пресса нажилась на этом скандале, честное имя Уильяма было опорочено, и он навсегда уехал из города летом 1875 года. Джек Лондон позже пытался найти отца, но безрезультатно.

Родился писатель в Сан-Франциско 12 января 1876 г.

После рождения воспитанием мальчика занималась няня-негритянка Дженни Принстер, она стала для него второй мамой. В то время как родная мать была занята посещением светских мероприятий и зарабатыванием денег на спиритических сеансах. Именно на нем она познакомилась с будущим мужем Джоном Лондоном, вдовцом, который обратился за помощью.

У Джона сложились теплые отношения с отчимом, он заменил ему родного отца.

В 1873 году Америку настиг кризис, и многие семьи остались без работы. Семье Лондонов пришлось скитаться по стране в поисках заработка и пропитания. Джек не знал что такое собственная игрушка, а первая вещь купленная в магазине у него появилась только в 8 лет.

После долгих скитаний семья поселилась в Окленде, и мальчик пошел в первый класс. Одним из любимых мест писателя была библиотека, он читал одну книгу за другой. Джон ни когда не пел в хоре, вместо этого писал тысячу слов, чтобы его освободили от этого скучного урока.

Помимо учебы мальчику приходилось много работать, чтобы помочь семье, он разносил газеты, убирал павильоны. В 14 лет окончив начальную школу, Лондону пришлось уйти, так как не было денег платить за обучение.

В 1891 году отчим Джека попадает под поезд, становиться инвалидом и не имеет больше возможности зарабатывать деньги. Мальчику приходится устроиться на консервную фабрику, где он работал по 12 часов, при этом зарабатывал всего 1 доллар. Работа была адской и по рассказам автора, однажды в голову ему пришла мысль, что он не хочет быть «рабочей скотиной» и он ушел с фабрики.

Любовь к путешествиям, Джеку досталась от его мамы. В 15 лет он решает выбраться из нищеты, берет в долг у своей няни 300 долларов, покупает небольшую лодку и с приятелями отправляется на дело, воровать моллюсков на частной бухте.

Улов продавали в рестораны и зарабатывали большие деньги, но бизнес пришлось прикрыть, когда в Калифорнии стали жестко бороться с пиратами. Деньги испортили Джека, практически все сбережения он спускал на гулянки и выпивку.

Привязанность к морю привела юношу в морской патруль по борьбе с браконьерами, и в 1893 году он уплывает в Японию. Позже морские истории стали основой его сборника «Рассказы рыбацкого патруля».

В 1894 году молодой человек выходит на митинг вместе с безработными, и в это же время юношу арестовывают за бродяжничество, благодаря этому периоду в будущем появится рассказ «Смирительная рубашка».

В 19 лет юноша самостоятельно поступает в Калифорнийский институт, но позже из-за нехватки денег бросает учебу и идет работать.

Способность к написанию у Джека наблюдалась с ранних лет. Однажды Флора настояла на участие сына в конкурсе на лучший рассказ, который организовало местное издание. Юноша три дня писал новеллу, темой которого был «Тайфун у берегов Японии». По результатам Джек побеждает и всерьез решает начать писать. Лондон отправляет два рассказа в издательство, где стал победителем и получает отказ.

Отчаявшись, в 1897 году Джек уезжает на Аляску в поисках золота, но кроме как заболеть цингой, больше успехов это мероприятие ему не приносит.

Вернувшись, домой в 1899 году, писатель всерьез берется за работу и появляется первый рассказ «Белое безмолвие». В 1900 году выходит первая книга «Сын волка».

В 1902 году Джек уезжает в Лондон, где пишет свои известные произведения.

Лучшим произведением писатель называет «Маленькую хозяйку большого дома», который был издан в 1916 году и написан в последний год жизни писателя.

В 1900 году писатель женился на девушке погибшего друга Бэсси Маддерн. В этом браке у него родились прелестные дочки Бэсс и Джоан. Через 4 года брак распался, так как Лондон влюбился в Чармиан Киттредж и в ноябре 1905 женился. Девушка была глупа и некрасива, но любовные письма, которые она ему писала, а также страсть к путешествиям и авантюрам завладели сердцем Джека.

За несколько лет до смерти писатель практически перестал писать, литература потеряла для него всякий смысл. Он начинает много пить, что впоследствии серьезно скажется на его здоровье.

Скончался писатель 22 ноября 1916 года, отравившись морфием, который применял в качестве обезболивающего средства. На тот момент писателю исполнилось всего 41 год. Многие считают, что писатель сам решил уйти из жизни, но это не доказано.

Краткое сообщение про джека лондона 5 класс

u0422u0440u0443u0434u043du043eu0435 u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu044cu043du043eu0435 u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u0435, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0443u0441u0442u043eu0438 u0441u0442u0440u0430u043du044b (u0432 u0410u043cu0435u0440u0438u043au0435 u043du0430u0447u0438u043du0430u044eu0442 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c, u0431u0443u0434u0443u0447u0438 u0434u0435u0442u044cu043cu0438 u0438u043bu0438 u043fu043eu0434u0440u043eu0441u0442u043au0430u043cu0438) u0440u0430u043du043e u043fu043eu0434u0442u043eu043bu043au043du0443u043bu043e u0414u0436u0435u043au0430 u043a u0442u0440u0443u0434u043eu0432u043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0415u0449u0435 u0432 u0448u043au043eu043bu0435 u043eu043d u043fu043eu0434u0440u0430u0431u0430u0442u044bu0432u0430u043b u043fu0440u043eu0434u0430u0436u0435u0439 u0433u0430u0437u0435u0442. u0410 u043au043eu0433u0434u0430 u043eu043au043eu043du0447u0438u043b u0448u043au043eu043bu0443, u043fu043eu0448u0435u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u043du0430 u043au043eu043du0441u0435u0440u0432u043du0443u044e u0444u0430u0431u0440u0438u043au0443.

u0412 1893 u0433u043eu0434u0443 u043eu043d u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0440u0430u0437 u0432u044bu0448u0435u043b u0432 u043fu043bu0430u0432u0430u043du0438u0435. u042du0442u043e u043fu0443u0442u0435u0448u0435u0441u0442u0432u0438u0435 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu043e u043cu043du043eu0433u043e u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0439, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043eu043d u043fu043eu0437u0436u0435 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043b u0432 u0441u0432u043eu0438u0445 u0440u043eu043cu0430u043du0430u0445. u041fu0435u0440u0432u043eu0435 u0436u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0414u0436u0435u043au0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430 u043fu0440u0438u043du0435u0441u043bu043e u0435u043cu0443 u0443u0441u043fu0435u0445: u0437u0430 u043eu0447u0435u0440u043a u00abu0422u0430u0439u0444u0443u043d u0443 u0431u0435u0440u0435u0433u043eu0432 u042fu043fu043eu043du0438u0438u00bb u043eu043d u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u043fu0440u0435u043cu0438u044e.

u0417u0430 u0432u0441u044e u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u041bu043eu043du0434u043eu043d u0438u0437u0434u0430u043b 16 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043au043eu0432. u041fu0435u0440u0432u044bu043cu0438, u043fu0440u0438u043du0435u0441u0448u0438u043cu0438 u0435u043cu0443 u043fu043eu043fu0443u043bu044fu0440u043du043eu0441u0442u044c, u0431u044bu043bu0438: u00abu0421u044bu043d u0432u043eu043bu043au0430u00bb (1900), u00abu0411u043eu0433 u0435u0433u043e u043eu0442u0446u043eu0432u00bb (1901), u00abu0414u0435u0442u0438 u043cu043eu0440u043eu0437u0430u00bb (1902), u00abu041cu0443u0436u0441u043au0430u044f u0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u044cu00bb (1904), u00abu041bu0443u043du043du044bu0439 u043bu0438u043au00bb (1906). u041fu0435u0440u0432u044bu0435 u0440u043eu043cu0430u043du044b u2013 u00abu0414u043eu0447u044c u0441u043du0435u0433u043eu0432u00bb (1902), u00abu041cu043eu0440u0441u043au043eu0439 u0432u043eu043bu043au00bb (1904), u00abu0418u0433u0440u0430u00bb (1905) u0442u0430u043au0436u0435 u0431u044bu043bu0438 u0431u043bu0430u0433u043eu043fu0440u0438u044fu0442u043du043e u0432u043eu0441u043fu0440u0438u043du044fu0442u044b u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044fu043cu0438. u041eu0434u043du0438u043cu0438 u0438u0437 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du0435u0439u0448u0438u0445 u0440u043eu043cu0430u043du043eu0432, u043au0440u043eu043cu0435 u043fu0435u0440u0435u0447u0438u0441u043bu0435u043du043du044bu0445, u0437u0430 u0432u0441u044e u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u0414u0436u0435u043au0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430 u0441u0442u0430u043bu0438 u00abu0411u0435u043bu044bu0439 u043au043bu044bu043au00bb (1906), u00abu0421u0435u0440u0434u0446u0430 u0442u0440u0435u0445u00bb, u00abu041cu0430u0440u0442u0438u043d u0418u0434u0435u043du00bb. u0412u043eu0441u0435u043cu044c u0435u0433u043e u0440u043eu043cu0430u043du043eu0432 u0431u044bu043bu0438 u0443u0441u043fu0435u0448u043du043e u044du043au0440u0430u043du0438u0437u0438u0440u043eu0432u0430u043du044b. “>,<"id":24540132,"content":"

u0420u043eu0434u0438u043bu0441u044f u0414u0436u0435u043a 12 u044fu043du0432u0430u0440u044f 1876 u0433u043eu0434u0430 u0432 u0421u0430u043d-u0424u0440u0430u043du0446u0438u0441u043au043e. u041du043eu0432u0430u044f u0444u0430u043cu0438u043bu0438u044f u0432 u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438 u0414u0436u0435u043au0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430 u0431u044bu043bu0430 u043fu043eu043bu0443u0447u0435u043du0430, u043au043eu0433u0434u0430 u043cu0430u043bu044bu0448u0443 u0435u0449u0435 u043du0435 u0431u044bu043bu043e u0433u043eu0434u0430 u2013 u0435u0433u043e u043cu0430u0442u044c u0432u044bu0448u043bu0430 u0437u0430u043cu0443u0436 u0437u0430 u0414u0436u043eu043du0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430.

u0422u0440u0443u0434u043du043eu0435 u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu044cu043du043eu0435 u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u0435, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0443u0441u0442u043eu0438 u0441u0442u0440u0430u043du044b (u0432 u0410u043cu0435u0440u0438u043au0435 u043du0430u0447u0438u043du0430u044eu0442 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c, u0431u0443u0434u0443u0447u0438 u0434u0435u0442u044cu043cu0438 u0438u043bu0438 u043fu043eu0434u0440u043eu0441u0442u043au0430u043cu0438) u0440u0430u043du043e u043fu043eu0434u0442u043eu043bu043au043du0443u043bu043e u0414u0436u0435u043au0430 u043a u0442u0440u0443u0434u043eu0432u043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0415u0449u0435 u0432 u0448u043au043eu043bu0435 u043eu043d u043fu043eu0434u0440u0430u0431u0430u0442u044bu0432u0430u043b u043fu0440u043eu0434u0430u0436u0435u0439 u0433u0430u0437u0435u0442. u0410 u043au043eu0433u0434u0430 u043eu043au043eu043du0447u0438u043b u0448u043au043eu043bu0443, u043fu043eu0448u0435u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u043du0430 u043au043eu043du0441u0435u0440u0432u043du0443u044e u0444u0430u0431u0440u0438u043au0443.

u0412 1893 u0433u043eu0434u0443 u043eu043d u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0440u0430u0437 u0432u044bu0448u0435u043b u0432 u043fu043bu0430u0432u0430u043du0438u0435. u042du0442u043e u043fu0443u0442u0435u0448u0435u0441u0442u0432u0438u0435 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu043e u043cu043du043eu0433u043e u0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0439, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043eu043d u043fu043eu0437u0436u0435 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043b u0432 u0441u0432u043eu0438u0445 u0440u043eu043cu0430u043du0430u0445. u041fu0435u0440u0432u043eu0435 u0436u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0414u0436u0435u043au0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430 u043fu0440u0438u043du0435u0441u043bu043e u0435u043cu0443 u0443u0441u043fu0435u0445: u0437u0430 u043eu0447u0435u0440u043a u00abu0422u0430u0439u0444u0443u043d u0443 u0431u0435u0440u0435u0433u043eu0432 u042fu043fu043eu043du0438u0438u00bb u043eu043d u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u043fu0440u0435u043cu0438u044e.

u0417u0430 u0432u0441u044e u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u041bu043eu043du0434u043eu043d u0438u0437u0434u0430u043b 16 u0441u0431u043eu0440u043du0438u043au043eu0432. u041fu0435u0440u0432u044bu043cu0438, u043fu0440u0438u043du0435u0441u0448u0438u043cu0438 u0435u043cu0443 u043fu043eu043fu0443u043bu044fu0440u043du043eu0441u0442u044c, u0431u044bu043bu0438: u00abu0421u044bu043d u0432u043eu043bu043au0430u00bb (1900), u00abu0411u043eu0433 u0435u0433u043e u043eu0442u0446u043eu0432u00bb (1901), u00abu0414u0435u0442u0438 u043cu043eu0440u043eu0437u0430u00bb (1902), u00abu041cu0443u0436u0441u043au0430u044f u0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u044cu00bb (1904), u00abu041bu0443u043du043du044bu0439 u043bu0438u043au00bb (1906). u041fu0435u0440u0432u044bu0435 u0440u043eu043cu0430u043du044b u2013 u00abu0414u043eu0447u044c u0441u043du0435u0433u043eu0432u00bb (1902), u00abu041cu043eu0440u0441u043au043eu0439 u0432u043eu043bu043au00bb (1904), u00abu0418u0433u0440u0430u00bb (1905) u0442u0430u043au0436u0435 u0431u044bu043bu0438 u0431u043bu0430u0433u043eu043fu0440u0438u044fu0442u043du043e u0432u043eu0441u043fu0440u0438u043du044fu0442u044b u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044fu043cu0438. u041eu0434u043du0438u043cu0438 u0438u0437 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du0435u0439u0448u0438u0445 u0440u043eu043cu0430u043du043eu0432, u043au0440u043eu043cu0435 u043fu0435u0440u0435u0447u0438u0441u043bu0435u043du043du044bu0445, u0437u0430 u0432u0441u044e u0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044e u0414u0436u0435u043au0430 u041bu043eu043du0434u043eu043du0430 u0441u0442u0430u043bu0438 u00abu0411u0435u043bu044bu0439 u043au043bu044bu043au00bb (1906), u00abu0421u0435u0440u0434u0446u0430 u0442u0440u0435u0445u00bb, u00abu041cu0430u0440u0442u0438u043d u0418u0434u0435u043du00bb. u0412u043eu0441u0435u043cu044c u0435u0433u043e u0440u043eu043cu0430u043du043eu0432 u0431u044bu043bu0438 u0443u0441u043fu0435u0448u043du043e u044du043au0440u0430u043du0438u0437u0438u0440u043eu0432u0430u043du044b. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Жизнь и творчество Джека Лондона

Продавец газет, уборщик, рабочий на консервном заводе, рыбак, матрос, гладильщик в прачечной, кочегар, золотоискатель, военный корреспондент, социалист и путешественник. Вот далеко неполный список профессий и увлечений Джона Чейна, человека, более известного всему миру как Джек Лондон. Автор целого ряда известных во всем мире художественных произведений, «без двух минут классик», он жил и писал, писал и жил на заре двадцатого века и заложил фундамент нового направления в литературе, «вдохновенного реализма», по его собственному выражению и по праву занимает место среди культовых писателей своего времени. Его насыщенная, полная тягот и лишений , приключений и путешествий жизнь неотделима от его творчества.

Родился он 12 января 1876 года в городе Сан-Франциско, в США. Внебрачный сын учительницы музыки и астролога, от отчима впоследствии он получил фамилию Лондон. Он так и не был никогда признан родным отцом. С детства сама жизнь взялась испытывать на прочность юного Джека. Семья бедствовала. По утрам он торговал газетами, вечерами убирался в пивном павильоне. В 14 лет пошел на консервный завод рабочим. Тяжелый, на грани истощения, физический труд быстро показал, что юный Джек замешан на другом тесте и не готов принять судьбу , по выражению самого Лондона ,«рабочей скотины» . Отсюда, с момента бегства с завода, можно начинать отсчет новой жизни. Новой жизни, полной приключений и трудностей.

Своим первым очерком и первой же литературной премией Лондон обязан семимесячному путешествию в качестве матроса на промысловой шхуне «Софи Созерленд» к берегам Японии. Публикация очерка «Тайфун у берегов Японии» в 1893 году послужила толчком для начала литературной карьеры. В дальнейшем будущий еще писатель словно задался целью последовательно изучить все грани жизни кризисной Америки. Участник массовых протестов безработных, узник в тюрьме Буффало ( арестован за бродяжничество), член партии социалистов. Эти события нашли отражения в ряде его очерков с говорящими названиями, таких как «Держись» и «Смирительная рубашка». Однако подлинным вдохновением Лондона, его многолетней музой суждено стать Аляске.

В 1897 году, поддавшись «золотой лихорадке», как и многие его соотечественники, Джек бросился на поиски золота. Поначалу удача сопутствовала компаньонам и они пробились к верховьям реки Юкон раньше многих золотоискателей и даже застолбили участок. Но все труды оказались тщетны, золото так и не было найдено, вдобавок суровая северная зима и цинга едва не стоили будущему знаменитому писателю жизни.

Спустя год, в 1898 году Джек Лондон вернулся в Сан-Франциско. Потерпевший неудачу в тщетных поисках золота, тогда он еще не подозревал, что добыл на Аляске другие сокровища.

Этот год на Аляске дал писателю материал для нескольких книг. Среди них стоит выделить первый опубликованный сборник рассказов «Сын волка», «Бог его отцов» и «Дети мороза» а также романы «Дочь снегов» , «Морской волк» , «Мартин Иден», принесшие писателю признание.

Впоследствии писатель не изменил своему правилу писать о личных переживаниях и приключениях. Более того, в 1907 году он отправился в кругосветное путешествие на построенном по собственным чертежам судне «Снарк». Благодаря этому путешествию был собран богатый материал для ряда его книг.

В последующие годы Джек Лондон открыл новую грань своего таланта. Развитая интуиция, собственная внимательность и жизненные наблюдения позволили ему выступить на новом для себя поприще утопии и научной фантастики. «Алая чума», «Голиаф», «Железная пята»-эти произведения знаменуют вступления человечества в век диктаторов, чудовищных изобретений и социальных потрясений. Однако сам писатель к тому времени уже отошел от своей политической деятельности, покинул партию и благодаря высоким гонорарам стал состоятельным человеком.

Читайте также:  Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого

В 1905 году он приобрел ранчо в Калифорнии и с головой погрузился в сельское хозяйство. Собственное ранчо, показатель успеха и символ состоятельности для самого писателя, в конце концов оно его и сгубило. Постоянно расширяя его и внедряя все новые и новые, более дорогие методики ведения сельского хозяйства в попытке построить идеальную ферму, писатель разорился. Он вынужден был писать статьи для дешевых журналов. Вдохновение, когда-то позволявшее ему писать по 15-17 часов, оставило его. Финансовые проблемы в союзе с творческим кризисом тяжело отразились на писателе. Он стал злоупотреблять алкоголем, что пагубно сказалось на здоровье.

Джек Лондон умер 22 ноября 1916 года от передозировки морфием.

Также читают:

Картинка к сочинению Жизнь и творчество Джека Лондона

Популярные сегодня темы

Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники

Обычный крестьянин по имени, Иван Флягин является главным героем произведения Николая Лескова «Очарованный странник». У этого человека жизнь насыщенная, непростая и довольно тяжелая

Михаил Юрьевич Лермонтов один их великих классиков русской литературы, который остается любимым автором в домашних библиотеках современных читателей. Главной темой произведений Лермонтова была его родина.

Здравствуйте, уважаемый мой президент! Меня зовут Костина Елизавета Ивановна, мне 8 лет. Я учусь в школе, дополнительно занимаюсь балетом, плаванием изучаю языки мира

Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

Софокл – кратко

Софокл – древнегреческий драматург и автор трагедий. За всю свою жизнь написал более 120 пьес, но до нас дошло в полном объеме всего 7. Софоклу принадлежит много крылатых фраз и афоризмов, которые актуальны и по сей день. Однажды он кратко сказал: «Слушай и молчи». И его слушали. Более 50 лет он был лучшим поэтом в Афинах. Участвовал в популярных тогда поэтических соревнованиях, из 30 состязаний одержал победу в 24, а в остальных занял второе место.

Юный музыкант

Софокл принадлежал к знатному роду, точная дата его рождения не известна, примерно 496 г. до н.э. Детство он провел в Колоне, недалеко от Афин. Его отец Софилл занимался изготовлением военного обмундирования. Особое внимание он уделял воспитанию и обучению сына. Больше всего юному Софоклу нравилось искусство, он занимался музыкой и в 480 г. до н.э. даже возглавил хор.

Личная жизнь

По некоторым историческим документам Софоклу приписывают любовные связи с мужчинами. Однако в эту информацию трудно поверить, ведь у него была законная жена Никострата, которая родила ему сына Иофонта. Также у драматурга был и внебрачный сын Аристон от женщины легкого поведения Феориды Сикионской.

Театральные новшества

Софокл внес существенные изменения в театральные постановки. Его нововведения стали использовать и другие известные драматурги той эпохи. Так например был добавлен третий актер, для того чтобы уменьшить роль хора. Затем исключен автор пьесы из числа выступающих. Скорее всего, это было сделано из-за слабого голоса Софокла. И сам хор уменьшился с 15 человек до 12. Эти изменения привнесли новые краски в греческие постановки, и Афинский театр получил огромную популярность.

Истинный патриот

Софокл быстро завоевал сердца зрителей, а о его таланте заговорили и за пределами Афин. Многие иностранные правители приглашали его выступить для них, но каждый раз он отказывался. Как говорил сам драматург, он хочет радовать своих соотечественников и выступать только в Афинах. Зрители любили Софокла, благодаря их голосам на литературных состязаниях он одерживал победы. В 469 г. до н.э. драматург представил на фестивале тетралогию (до наших дней не сохранилась), с которой одержал свою первую блистательную победу и превзошел Эсхила.

Сохранившиеся произведения

По данным древнегреческого филолога Аристофана Византийского Софокл написал 123 произведения. Но до наших дней сохранилось всего 7 из них: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой является «Царь Эдип», написанная примерно в 429-426 годы до н.э. Сам Аристотель назвал ее идеалом трагического произведения. Эта пьеса входит в фиванский цикл и открывает его. Хронологически ее продолжает пьеса «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.). Поставлена она была уже после смерти автора. «Антигона» (442-441 год до н. э) стала заключительной трагедией в этом цикле.
Как критики, так и зрители высоко оценили пьесы Софокла. Его герои живые и эмоциональные, каждый со своим характером. У них есть как слабые стороны, так и сильные. Софокл был верующим человеком, но в своих произведениях все же право выбора оставляет за героями. Они отдаются собственным желаниям и действуют, поддавшись чувствам.

Социально-политическая деятельность

Софокл занимался не только литературой, но и активно принимал участие в общественно-политической жизни Афин. Примерно в 443-442 годах до н. э. Софокл был членом коллегии казначеев Афинского союза. А позже в 440 году до н. э. его назначили стратегом Самосской войны. Так же он помогал Афинам восстановиться после неудачной Пелопоннесской войны.

Тайна смерти

Софокл прожил очень длинную жизнь и скончался в 406 году до н. э. До сих пор нет единого мнения, о том, как это произошло. Существует три разные версии. Некоторые историки говорят о несчастном случае. Якобы драматург поперхнулся виноградом. Другие называют причиной смерти сердечный приступ, из-за сильного эмоционального напряжения после очередной победы на литературном состязании. Третья версия наименее вероятна, но и у нее есть сторонники. Так во время чтения «Антигоны» перед зрителями, автор не рассчитал запас воздуха и на слишком длинной фразе задохнулся. Похоронили Софокла возле дороги, ведущей из Афин в город Декелея.

Биография Софокла

Софо́кл (др.-греч. Σοφοκλῆς) родился около 496 года до н. э. (некоторые источники указывают 495 год до.н. э.) в афинском предместье Колон в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

Софокл был личностью разносторонне одаренной, изучал музыку под руководством знаменитого музыканта Лампра, демонстрировал прекрасные результаты на соревнованиях атлетов. Источники свидетельствуют, что молодой Софокл был чрезвычайно красив, возможно, именно по этой причине им был возглавлен юношеский хор после победы в Саламинской битве (480 г. до н. э.), исполнявший благодарственные гимны богам.

В 469 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни. Известно, что он регулярно принимал участие в соревнованиях афинских драматургов, более двух десятков раз становился победителем, многократно – «серебряным призером», и ни разу его пьесы не удостаивались третьего, последнего, места. Из 30 соревнований драматург выиграл на 18 фестивалях в честь бога Диониса и на 6 праздниках Ленеи.

Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Считается, что Софокл написал более сотен пьес, и написание трагедий являлось главным занятием его жизни. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии (в том числе и «Антигону»).

Изменения в постановке действия

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил. Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. Афиняне выбрали Софокла в стратеги под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 году до н. э. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками.

Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом.

Известно, что у Софокла была жена — Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 405 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке. Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй — G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786—1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832—1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

Читайте также:  Писатель Александр Островский. Жизнь и творчество

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла

Софокл (496 – 406 гг. до н.э.) – уроженец сельского округа Колон близ Афин. Он занимался политикой, административными делами. Являлся одним из магистратов афинского полиса. В юном возрасте одерживает победу над Эсхилом. За всю свою жизнь не знал ни одного сокрушительного поражения. Участвовал в нескольких военных кампаниях. По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам. До конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Софистическое свободомыслие почти не затронуло Софокла: он верил в оракулы и в чудесные исцеления. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику «героев».

Софоклу предписывается 123 трагедии и около 24-26 побед в поэтических состязаниях. До наших дней дошли 7 трагедий, относящихся к троянскому и фиванскому циклам и мифам о Геракле. Также сохранились отрывки сатировой драмы «Следопыт». Этапы: Троянский миф («Аякс»), Фиванский цикл («Антигона», «Царь Эдип»), мифы о Геракле.
Основные реформы, предписываемые Софоклу:

• Ввод третьего актера. Увеличение количества действующих лиц приводит к увеличению действия и диалога.
• Хор увеличился с 12 до 15 человек;
• Участие драматурга в качестве актера при Софокле становится необязательным;
• Наносит удар по тетралогии и драме: откалывается сатирова драма (отныне моет быть не связана с тетралогиями);
• Условно Софоклу предписывается создание рисованных декораций и ввод обуви для трагических актеров («котурны» – каблуки).

В драматургии Софокла упор переходит с хора на действующие лица (значение не так важно, но песни превращаются в фон).
Хор Софокла – это срез общественного мнения, а не мысли автора!
Несколько вариантов композиции трагедии:

• Монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра». Все внимание сосредоточено на главном герое. Почти все время он находится на сцене. Львиная доля текста принадлежит ему.
• Трагедия-поединок: «Антигона». Столкновение двух главных героев. Оба персонажа наделены яростными и экспрессивными диалогами.
• «Аякс», состоящий из двух частей: смерть героя и спор за его захоронение.

Для своих трагедий Софокл выбирает общественные мифологические сюжеты. В прологе обозначаются основные лица, причины конфликта, намечается развитие сюжета.
Воля Богов, по Софоклу, – главная определяющая сила, управляющая действиями людей.
// «Орест» Эсхила и «Орест» Софокла!
Трилогия об Эдипе – иллюстрация «проклятых поколений». Софокл заостряет внимание на самих личностях: и Эдип, и Антигона необыкновенно сильны. Чем люди сильнее, тем страшнее их трагедия. Софокл играет на контрастах: Антигона сравнивается со своей сестрой и происходит противопоставление характеров с выделением более сильного. Изменение настроения, чувств, эмоций героев происходит путем смены масок.
Образы Софокла более простые, чем у Эсхила и Еврипида. Почти никогда он не показывает героя в минуты тяжелого нравственного выбора. У Софокла герои появляется с заведомо принятым решением. Простота речи показана через пословицы, лукавства различного рода. Софоклом использовался прием стихомифии, который заключается в том, что собеседники обмениваются быстрыми короткими репликами или обрывками фраз.
Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.
Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте.
Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена, сочувствующая сестре, но не решающаяся действовать вместе с ней.
Софокл очень часто удовлетворяется убеждением, что боги справедливы, какими бы непонятными ни оставались их действия. Изображая жестокую судьбу Эдипа, он избегает постановки вопросов, которые могли бы смутить веру в правоту богов. Это связано также и с тем, что Софокл в своих поздних трагедиях уже является защитником полисной старины. Уделяет большое внимание женским образам.

Язык был приближён к разговорной речи. Много внимания по-прежнему уделялось диалогам. Поздние авторы присвоили Софоклу имя «трагический Гомер».

24. Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

До наших дней о Еврипиде (

480-484 – 406 гг. до н.э.) биографических данных сохранилось крайне мало. Известно, что он принадлежал к богатой семье, отец его был торговцем. Еврипид получил хорошее образование. Большую часть своей юности проводил в школах, гимназиях, раздумьях и беседах. Трагедии Еврипида очень любила римская аристократия.
Творческая судьба Еврипида была крайне неудачна. Одержал всего 5 побед, причем 2 из них посмертно. Частыми были провалы на поэтических состязаниях; в комедиях Аристофана Еврипид упоминается как поэт-неудачник. В 408 году он перебирается из Афин в Македонию.
Трагедии Еврипида – это новая ступень в развитии жанра. Поэт намного опередил свое время, ибо современная ему публика привыкла к иным темам греческой трагедии. Впоследствии из нее родится новая бытовая комедия. До нашего времени дошли 18 драм, целиком сохранилась одна сатирова драма – «Киклоп», написанная на сюжет «Одиссеи» Гомера.
Еврипида его современники в насмешку называли «философом на сцене» из-за того, что очень часто его герои отвлекались от сюжета и произносили речи на интересовавшие автора проблемы.
Софокл и Еврипид были современниками Пелопонесской войны (конфликт между Афинами и Спартой). Вообще Еврипид осуждал войну, однако признавал оборону и смерть во благо родины.
Новые мотивы, которые внес поэт, можно проследить по теме религии. В божестве пытаются найти религиозное начало. Часто трагические действия героев обусловлены таковой волей богов. Еврипид говорит, что боги не идеальны, что они не могут быть нравственными ориентирами и диктовать людям свою волю. Хор у Еврипида получает роль массовки, оформляющей действия главного героя. Поэт видит возможность через хор выражать свои мысли. Основное внимание сосредоточено на действующих лицах: убийства, безумие, неизменно пиковое эмоциональное напряжение.

Новые темы у Еврипида:
• Впервые основа сюжета – любовная тематика. Отсюда выходит новый тип героини. До этого они были подобные Антигоне, например, но теперь это женщины в любви, отвергнутые и жаждущие мести. Благодаря этому новаторству поэта он обзавелся еще одним насмешливым прозвищем: «женоненавистник» (с) Аристофан
• Бытовой, семейный элемент (ранее – война, долг…) Здесь показана трагедия внутри семьи. Эта тема ведет за собой целый ряд новых персонажей – таких, как кормилица, например. Появляются сцены бытовой брани.
• В некоторых трагедиях появляются комические герои.
• Тема брошенных, покинутых детей и обретения их через много лет. У Еврипида насчитывается 4-5 трагедий с таковой темой. Впоследствии этот сюжет становится популярным в эпоху эллинизма.

Часто завершение трагедий Еврипида счастливое. NB: новый вариант концовки трагедии, это также относится к новаторству поэта.
Еврипид старается выискивать новые мифологические сюжеты. Берет одни и те же образы, но дает их в различных ипостасях (образ Геракла, образ Елены).
Для трагедий Еврипида характерна интрига. Зачастую она крайне запутанна. Смысловая нагрузка ложится на пролог. В нем появляются божества, олицетворяющие определенные моральные качества. Первое появление героя – рассказ о себе.
Идея прославления Афин, «идеального города», и тема войны, хотя он был пацифистом; тема самопожертвования, единственный вид войны – оборона.
Сложная интрига, разрешаемая при помощи героя или божества (приёмы «бог из машины», поднимая актёра на подъёмнике). За основу брал редкие, малоизвестные версии мифов. Своеобразная трактовка прологов: максимально подробно и быстро ввести зрителей в курс дела. Чаще всего о сюжете рассказывал герой или божество.
Конфликт богов и героев/людей; зависть или гнев богов, от которых возникает масса проблем, нередко влекущих за собой гибель. Еврипид дает обработанные версии Полимаха и Гераклита, которые ищут в божестве моральное начало. Происходит некое размельчение идеализированного божества.
Новый тип женской героини: любящей, но и мстительной. На образы богов переносили психологию человека со всеми недостатками, как приём снижения, к которому зрители не испытывали симпатии.
Язык и стиль. Еврипид испытал большое влияние софистики. Его монологи и диалоги часто строятся по ее принципам. Присутствует четкое изложение доказательств и аргументов (спор Медеи и Ясона, например, спор Елены и Менелая). Как и Софокл, Еврипид использовал стихомифию. У него этот прием приобретает размах: около 50 реплик на человека. Язык поэта упрощается и приближается к разговорной речи (бытовая тематика, однако), но сохранены элементы мелоса и диалектов. В связи с Еврипидом говорим о музыкальной составляющей трагедии. Музыкальный момент переносится на актеров. Появление кантиков – арий действующих лиц. Также встречаются и дуэты, и пения трех. Кантики впоследствии перейдут в театр эпохи эллинизма. Обобщение по языку и стилю Еврипида:
1. знание риторики, красноречие, споры в сценах диалогов.
2. чередование реплик, «перебивание».
3. вестник или гонец, его монолог, максимально приближённый к разговорной речи, с эпическими намёками.
4. тематика: морально-этические проблемы, философские рассуждения.

Творчество Софокла

1496-1406 гг. до н.э.

Жизнь Софокла – между Греко-персидской и пелопонесской (междоусобными) войнами. Перикл – стратег. Тридцать лет афинской жизни – «век Перикла». Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать. Архаическая комиссия по переустройству Афин – Фидий. Возведен Акрополь. Вид Афин должен был поражать уже с моря. Пропилеи (16-12 вв.) – крытые галереи, чтобы подняться на Акрополь. При Перикле Афины – самый образованный город, грамотны были все свободные жители города. Эстетическим воспитанием граждан занималась другая комиссия – «театральная».

Этико-эстетическое кредо классической Греции сформулировано Периклом – надгробная речь над павшими воинами: «Мы любим красоту, соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа». Все должно быть естественно. Простота связана с гармонией, симметрией.

Грекам не свойственна рефлексия. Эллин – существо цельное. Грек эпохи Перикла верил в одну единственную объективную истину – в богов.

Равновесие духа – краткий миг в истории Греции. Софокл занимается не тем искусством, творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло 120 пьес. 24 победы в театральных агонах. 468 г. до н.э. – первая победа над Эсхилом.

Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.

В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).

Читайте также:  Жизнь и творчество Антона Чехова

Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» – трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» – трагедии фиванского цикла. Название дается по хору – о Геракле – «Трахинянки». Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами.

Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характеры.

Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.

Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).

Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.

«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.

«Антигона» – одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.

Лекция 5: Творчество Еврипида и Аристофана (2 часа).

  1. Еврипид и философские течения его времени.
  2. Общая характеристика творчества Еврипида и характер конфликта в его трагедиях.
  3. Жанровая разновидность трагедий Еврипида.
  4. Социально-бытовая драма «Алкеста».
  5. Особенности психологической трагедии «Медея».
  6. Новаторство Еврипида-драматурга и трагедия «Ипполит».
  7. Возникновение древней аттической комедии. Ее структура и проблематика.
  8. Тема войны и мира в комедиях Аристофана.
  9. Проблемы воспитания и критика первых философских учений в комедиях Аристофана.
  10. Литературные взгляды Аристофана (комедия «Лягушки»).

Противоречия в полисном устройстве. Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности, осознания ценности каждой личности. Это приводило к конфликту с полисной идеологией.

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Развивается наука, хотя разница с Софоклом всего десять лет. Толчок этому дал Перикл. Перикл приглашал всех мудрецов в Афины (Протагор, Анаксагор, Демокрит, Геродот, Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется»). Наиболее сильные впечатления произвели открытия в медицине – Гиппократ: каждая болезнь имеет свою причину. Потрясение Афин: лечатся не только физические, но и душевные болезни.

Кроме Гиппократа на изменение идеологии и взаимоотношения граждан полиса друг с другом повлияли учения софистов. Они учили логике мысли. Логика была нужна везде. Софисты были востребованы, но их не любили. Даже название «софисты» значит «мудренькие». Пренебрежение, потому что они брали много денег за свои занятия, но самое главное – для софистов не существовало объективной истины, что подрывало основы полиса. Афоризм: «О каждом деле может быть высказано два противоположных мнения». Греки не понимали этого, для них не существовало компромиссов. Это губительно для полисов. Софисты ратовали за индивидуальное воспитание. Софисты учили, что все люди равны. Почти всегда они были атеистами. Софист Протагор объявляет человека мерой всех вещей. Ясно, что полис доживает последние дни – кризис полиса показывает Еврипид: критическое отношение к мифу, полная заброшенность человека в мире.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях. Аристофан называл его сыном торговки зеленью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, которые требовали высокой платы за занятия, у него была лучшая библиотека в Афинах – всего этого не могло быть у простого сына лавочника. Смеялись над внешним видом, который дает Аристофан, но он не соответствует действительности, так как сохранился портрет Еврипида.

Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.

Конец жизни провел в Македонии – его приглашает дед Александра Македонского, в Македонии его любили все. Есть версия, что Александр начал завоевывать Грецию, потому что уловил в его пьесах дух распада. 480-406 – годы жизни.

Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют «философом на сцене», «самым трагичнейшим» – это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида. Тот всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Герой вмешивается в объективные закономерности и нарушает гармонию, он будет наказан. Смерть такого героя в результате несла грекам катарсис. Пример его поучителен. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут. Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное. Греки рефлексии не знали. Катарсиса не было, герой гибнул бессмысленно. Даже если и появляются боги, то они условные персонажи. Еврипид в своих трагедиях заменяет первичную перипетию интригой. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг может быть много. Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, поэтому в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в этом. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида. Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион».

Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». Сюжет открывал поистине большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета, у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета, хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

«Электра» – есть и у Софокла, и у Еврипида.. У Софокла вопрос о нравственности убийства матери не стоит, так как олимпийцы уже вынесли приговор. У Еврипида тоже не стоит вопрос – это а приори безнравственно. Перед нами неврастеничка и припадочный.

Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер. Особенно очевидно это в трагедии «Ифигения в Авлиде». Зрители верят в эволюцию образа героини.

Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Впервые такой образ появляется в поэме «Пелиады». Действие происходит сразу после того, как Медея помогает Ясону добыть золотое руно. Медея – особый образ, непонятно ее происхождение – восточное, иногда даже предполагается арийская ветвь, с точки зрения греков она – варварка. Она в родстве с Гелиосом, родственница Гекаты. Мстит – вручает Пелиадам 12 кинжалов, чтобы они убили своего отца. Ее изгоняют. Живет вместе с мужем в Коринфе. Ясон не добивается в Коринфе власти, об этом вторая трагедия «Медея» – 431 год. Эта трагедия вызвала бурю протеста. Во-первых, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи. Затем появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – это дети. Поэтому она убивает Главку (невесту Ясона) и детей. Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» – 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.

Древние критики характеризовали Еврипида как самого трагичного философа на сцене. Слава нашла его в Македонии только после смерти.

|следующая лекция ==>
Творчество Эсхила|Творчество Аристофана

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2017 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию