Фома Аквинский – доклад сообщение

Фома Аквинский

Фото Все

Видео Все

ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Фома Аквинский

Политическая теология у Фомы Аквинского – Александр Марей

Фома Аквинский. Великие философы

Фома Аквинский — биография

Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Фома Аквинский не был кабинетным ученым, известный католический богослов предпочитал путешествия и переезды, тишина монастырской кельи его угнетала. Его биография сродни судьбе героя романа «Имя розы» У.Эко, такого же философа-монаха. Ему одному удалось связать аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он систематизировал ортодоксальную схоластику и сформулировал пять доказательств того, что Бог существует.

Детство

Родился Томас Аквинат 25 января (предположительно) 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино. Отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Рожера II. Мама Теодора принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас (Фома) родился последним, седьмым ребенком.

Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение. В 1239-м Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени – Аристотеля, еврейского богослова Маймонида, арабского философа Аверроэса, который оказал большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.

Портрет Фомы Аквинского в молодости

В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Члены Ордена понимали, что мать будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме. По дороге туда Фому «отбили» старшие братья и привезли домой.

Становление

На протяжении двух лет родители держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться, он отбивался от нее с помощью горящего полена.

Эту сцену запечатлел на своем полотне художник Диего Веласкес, которое он назвал «Искушение святого Фомы Аквинского». Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленная деревяшка.

Картина Диего Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского»

Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до самого конца, поэтому его личная жизнь (в привычном понимании этого значения) не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.

Мама философа поняла, что заточением не добьется от сына желаемого результата, поэтому в 1244-м сама организовала ему побег. Томас оказывается в Неаполе, а спустя некоторое время перебирается в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра Ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек наконец-то вступил в эту монашескую организацию.

В 1245 году Фома Аквинский стал студентом Парижского университета, где учился у теолога Альберта Великого. Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью, которая даже для монаха была излишней. За это сокурсники придумали ему прозвище – Сицилийский Бык. После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

В 1248 году Фома Аквинский переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции, становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете.

Римско-католическая церковь до сих пор помнит о вкладе Фомы в ее историю. В 1261-м по просьбе Папы Урбана IV, Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых. Фома выполнил просьбу Папы, он сочинил «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.

В 1265-м новый Папа Римский Климент IV тоже вспомнил о Фоме Аквинском, он предложил ему стать богословом.

В 1272-м Томас бросил занимаемую в Парижском университете должность регента и поселился в Неаполе. Он стал народным проповедником. По существующей легенде, годом позже Фома служил утреннюю мессу в часовне Святого Николая в неапольском доминиканском монастыре, и на него нашло божье благословение. Мыслитель услышал, что к нему обращается Христос, который сказал, что Фома очень хорошо его описал, и спросил, какую награду он хотел бы получить за свои труды. Ошеломленный богослов ответил, что ему ничего не нужно, кроме Господа.

В декабре 1273-го случилось новое просветление. Фома как раз вел проповедь и вдруг был поражен длительным экстазом. До этого он решил бросить работу над самым крупным своим трудом «Сумма теологии», однако немного отдохнув, он с новыми силами принялся за работу. Однако этот трактат так и остался незавершенным.

В это время Папа Григорий Х решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский.

Путь мыслителя лежал через римскую Аппиеву дорогу, и в это время ему на голову свалилась ветка дерева. Монах получил серьезную травму и заболел.

Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь. Однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссанова.

Смерть

На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось. Смерть наступила 7 марта 1274 года, он по привычке сидел за столом, писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».

18 июля 1323 года по распоряжению Папы Иоанна XXII, мыслитель был причислен к лику святых, с тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского. Однако после 1969-го этот праздник перенесли на 28 января. Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369-го его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974-м годах доставили в Базилик Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.

Философия и идеи

Томас не считал себя философом, он говорил, что они язычники, отрицающие истину и христианскую мудрость. Фома считал философов прислужниками теологии, потому что божье откровение важнее, чем разум. Однако его нелестное мнение не касалось Аристотеля, которому он преклонялся, и это хорошо видно из его схоластических теорий.

Аквинский воспользовался четырьмя ступенями аристотелевской истины – опытом, искусством, знанием и мудростью, и на основе их вывел свои. Фома говорил, что мудрость содержит в себе знания о Всевышнем, поэтому она находится над всеми ступенями. И вообще, он выделил мудрость трех типов – благодать, богословская(вера), метафизическая(разум).

Точно так же, как и Аристотель, Фома определял душу, как самостоятельную субстанцию, существующую в качестве отражения человеческих желаний и деяний – добрых или злых. Душа служит для того, чтобы после смерти человека найти упокоение в соединении с Богом.

Поэтому, по мнению Аквинского, каждый человек разумный должен прожить праведную жизнь, только так после смерти его ждет соединение с Создателем. Идея Фомы Аквинского полностью соответствует философии христианства, которую исповедовал в свое время Августин Блаженный.

Для познания мира человеку дан разум, интеллект и ум. Разум нужен для формулировки выводов и суждений, с помощью интеллекта человек имеет способность к анализу внешних явлений, а понятие ум включает в себя все духовные компоненты личности человека. Фома Аквинский полагал, что именно познанием человек разумный отличается от других живых существ растительного и животного мира.

Чтобы познать божественное начало, человек может воспользоваться тремя инструментами – разумом, откровением и интуицией. Именно поэтому Аквинского считают первым теологом, который применил рациональный способ, чтобы познать высшее просветление. В самом большом своем труде – «Сумма теологии», он говорит о существовании пяти доказательств того, что Бог существует.

Первым доказательством мыслитель считал движение. Он говорил, что движение одних предметов вызвано движением других, а другие двигались после воздействия третьих, и так до бесконечности. Но первое движение все же пошло от Бога.

Вторым доказательством Фома приводил производящую силу. Это доказательство, равно как и предыдущее, гласит, что именно Бог был первопричиной появления всего произведенного в мире.

На третьем месте доказательств существования Бога Фома Аквинский расположил необходимость. Любая вещь может быть в потенциальном и реальном использовании, но при этом вещи не могут находиться в потенции. Нужен соответствующий фактор, с помощью которого можно сменить состояние вещей, перевести их из потенциального в актуальное состояние. Этим фактором Аквинский и называл Бога.

Четвертое доказательство мыслитель видел в степени бытия. Людям свойственно сравнивать все окружающее их с чем-то идеальным, и этим идеалом Фома называл Бога.

Пятым доказательством бытия Бога Фома называл целевую причину. Все живые существа должны действовать целесообразно, поэтому нужен кто-то, кто будет ставить определенную цель. И снова эту роль мыслитель отводил Богу.

Известны рассуждения Фомы Аквинского о государственном устройстве. Он говорил, что лучшая форма правления – монархия. Короля он видел наместником Господа на земле, он должен править в соответствии с интересами всех классов общества, не выделяя одних и не унижая других. Сам государь должен быть в подчинении духовенства, иначе говоря, у гласа божьего.

Мыслитель был первым, кто разделил сущность и существование, и это рассуждение стало основой католицизма. По мнению Томаса, сущность – это «чистая идея», суть вещи или явления, наделенного определенными характеристиками. А вот существованием он называл факт того, что эта вещь или явление находится в мире. И существует эта вещь исключительно из божьего одобрения.

Идеи Фомы Аквинского и его трактат под названием «Сумма теологии» дали начало развитию учения томизма. Философия Томаса считается официальной идеологией католицизма.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Факты биографии и философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.
Читайте также:  Хронологическая таблица Шукшина (жизнь и творчество)

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;
  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат; 1225-1274) – итальянский философ и теолог, причислен к лику святых католической церковью. Систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основоположник томизма и член ордена доминиканцев.

С 1879 г. считается самым авторитетным католическим религиозным философом, которому удалось связать христианское вероучение (в частности, взгляды Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал знаменитые 5 доказательств бытия Бога.

В биографии Фомы Аквинского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Аквинского.

Биография Фомы Аквинского

Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.

Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.

Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.

Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.

В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».

Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.

Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»

Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.

В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».

В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».

В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.

Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.

Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».

В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не называл себя философом, поскольку считал, что это мешает постичь истину. Он называл философию «служанкой богословия». Тем не менее, он находился под большим влиянием идей Аристотеля и неоплатоников.

За свою жизнь Аквинский написал множество философско-богословских сочинений. Он был автором ряда стихотворных работ для богослужения, комментариев к нескольким библейским книгам и трактатам по алхимии. Его перу принадлежат 2 крупных труда – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В этих работах Фоме удалось охватить широкий спектр тем. Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля – опыт, искусство, знание и мудрость, он разработал собственные.

Аквинский писал, что мудрость представляет собой знание о Боге, являясь наивысшей ступенью. При этом он выделял 3 вида мудрости: благодати, богословскую (вера) и метафизическую (разум). Как и Аристотель, он описывал душу, как отдельную субстанцию, которая после смерти восходит к Богу.

Однако, чтобы душа человека соединилась с Творцом, ему следует вести праведную жизнь. Индивид узнает мир посредством разума, интеллекта и ума. С помощью первого человек может рассуждать и делать выводы, второе позволяет анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой целостность духовных компонентов человека.

Познание отделяет людей от животных и других живых существ. Для постижения божественного начала следует использовать 3 инструмента – разум, откровение и интуицию. В «Суммах теологии» он представил 5 доказательств существования Бога:

  1. Движение. Движение всех предметов во Вселенной когда-то было вызвано движением других предметов, а те – третьих. Первопричиной движения является Бог.
  2. Производящая сила. Доказательство имеет схожесть с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего произведенного является – Творец.
  3. Необходимость. Любой предмет подразумевает потенциальное и реальное использование, при этом все предметы не могут находиться в потенции. Нужен фактор, способствующий переходу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Данный фактор есть Бог.
  4. Степень бытия. Люди сравнивают вещи и явления с совершенным нечто. Под этим совершенным и подразумевается Всевышний.
  5. Целевая причина. Деятельность живых существ должна иметь смысл, а значит, нужен фактор, задающий смысл всему в мире – Бог.

Кроме религии, Фома Аквинский уделял большое внимание политике и праву. Наилучшей формой правления он называл монархию. Земной правитель, подобно Господу, должен заботиться о благосостоянии своих поданных, относясь ко всем одинаково.

При этом, король должен на забывать о том, что ему следует слушаться духовенства, то есть гласа божьего. Аквинский был первым, кто разделил – сущность и существование. Позднее данное разделение ляжет в основу католицизма.

Под сущностью мыслитель подразумевал «чистую идею», то есть смысл явления или вещи. Факт существования вещи или явления – доказательство ее существования. На то, чтобы любая вещь существовала, нужно одобрение Всевышнего.

Идеи Аквинского привели к возникновению томизма – ведущего направления в католической мысли. Оно помогает обрести веру с помощью задействования разума.

Смерть

Фома Аквинский умер 7 марта 1274 г. в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион. По дороге на собор он серьезно заболел. Монахи ухаживали за ним несколько дней, но спасти его так и не смогли.

На момент смерти ему было 49 лет. Летом 1323 г. папа Иоанн XXII причислил Фому Аквинского к лику святых.

Фото Фомы Аквинского

Фома Аквинский слышит голос Иисуса Христа

Доклад на тему Иван Тургенев сообщение

Будущий писатель родился в 1818 году в дворянской семье Тульской губернии. Помимо него в семье было ещё два сына – Николай и Сергей. Родители Ивана Тургенева были людьми со сложным характером. Его отец проиграл своё состояние, поэтому вынужден был жениться на нелюбимой, но богатой женщине. Мать – Варвара Лутовинова – была довольно жёсткой: не терпела возражений, могла ударить. Однако она была очень образованной и привила стремление к образованию своим детям.

Читайте также:  Микеланджело Буонарроти – доклад сообщение

Иван Сергеевич получил хорошее домашнее и университетское образование. Он поступил в 1833 году на факультет словесности Московского университета. После вынужденного переезда в Петербург Тургенев поступил на философский факультет. После того, как его первая возлюбленная княжна Шаховская ушла к отцу Тургенева, Иван Сергеевич впервые обратился к литературе. Уже в Петербурге он создаёт первое серьёзное лирическое произведение – поэму «Стено». В университетские годы им были написаны многочисленные стихотворения и несколько поэм.

В 20 лет, окончив Петербургский университет, Тургенев отправляется за границу, в Европу. Наблюдения за европейским укладом жизни отражаются на тех взглядах, которых придерживался Иван Сергеевич.

Вернувшись на родину, Тургенев предпочитает научной деятельности литературное поприще. Он создаёт великолепные стихотворения и поэмы. В литературной среде он тесно общался с известным критиком В.Г. Белинским. В 1843 году он знакомится с певицей Полиной Виардо. Тургенев влюбляется в прекрасную иностранку, часто бывает в её доме и много путешествует с ней и её мужем.

Вообще 40-е годы – это расцвет творчества Тургенева. Именно в это время создаётся несколько театральных пьес, которые пользуются успехом у публики.

В 1856 году публикуется первый роман Тургенева – «Рудин». Это произведение вызвало множество споров среди интеллигентов. Однако об успехе романа говорит тот факт, что имя главного героя становится буквально нарицательным. Также из-под пера Тургенева в дальнейшем выходят такие романы, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне», «Дым», «Новь».

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Он положил начало развитию русского романного жанра, основал более свободные орган печати – «Вестник Европы», где появлялись зарубежные произведения, и пропагандировал антикрепостнические взгляды.

Сообщение про Тургенева

Сергей Николаевич Тургенев служил кавалергардом в императорской армии и вел довольно беспечное существование итогом которого стала потребность в браке по расчету с Варварой Петровной Лутовиловой. Именно они стали родителями великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Иван считался любимым ребенком Лутовиловой, но и он подвергался воздействию деспотичного характера матери, которая сочетала в себе образованность с привычками строгой помещицы.

Сначала Тургенев получает образование на дому от гувернеров из других стран. В семье говорят в основном по-французски, даже читают молитвы на этом языке.

В 1827 году семья переезжает в Москву и там Иван Сергеевич начинает обучаться в частных пансионах. Он растет довольно болезненным ребенком, по причине, как бы странно не звучало, большого мозга, который весил более 2 килограммов, при норме значительно меньшей. После пансионатов он поступает в столичный Университет, где обучается на словесности, но недоучившись там, переводится в Петербург на философский факультет.

Тургенев всегда был страстным охотником. Он периодически возвращался в свое родное село Спасское-Лутовиново для того чтобы заняться любимым хобби, для которого держал псарню в 70 собак.

В 1837 году Иван Сергеевич отправляется учиться в другие страны и становится благодаря этому убежденным западником. Россия теперь видится писателю довольно мрачной страной, которой требуется усвоить основные общечеловеческие ценности для того чтобы выбраться из этого мрака. Далее Тургенев довольно много путешествовал по Европе, но после того как Лутовинова перестала снабжать его деньгами, вернулся в Россию, получил ученую степень, а потом до 1844 года работал чиновником.

Известность писателю приносят Записки охотника, которые публиковались с 1847 года в журнале Некрасова. Далее Тургенев продолжает литературную деятельность, также ездит в Европу, где становится свидетелем революции и после этого довольно активно начинает занятия переводами различных авторов от Вальтера до Шекспира.

Для Гоголя Иван Сергеевич пишет некролог, который приводит писателя в ссылку в родное село, на два года. Там он пишет Муму, а после кончины Николая Второго создает свои главные произведения такие как Рудин, Отцы и дети и другие. Безусловно, в чем-то этот факт обуславливается снижением работы цензурного аппарата и появлением большей свободы для писателя.

Писатель много ездит за границу и в 1863 окончательно переезжает в Германию. Там он продолжает занятия литературой, общается со многими писателями, почил он в пригороде Парижа в 1883 году.

Картинка к сообщению Тургенев Иван

Популярные сегодня темы

Юрий Алексеевич Гагарин родился в марте 1934 года, в Смоленской области в небольшой деревушке под названием Клушино. Семья у Юры была не богатой, родители были обычными работягами.

Белый тигр одно из самых красивых и уникальных животных. Слово тигр означает “острый, сильный”. Он так же был занесён в Красную книгу России.

Одно из красивейших искусств в области кружевных дел, имеет популярность и в современности. Для создания кружева из кости требуется иметь хорошее терпение и усидчивость, а также должные навык

Витаминами называются органические соединения, содержащиеся в пище и необходимые для полноценного роста и развития организма человека или животного. Каждый витамин отвечает за обеспечение опр

Треугольник – одна из наиболее простых геометрических фигур, широко пременимых на практике. Его история насчитывает множетсво веков, так как знания о треугольнике появились еще до нашей эры

Африканский слон – самое крупное животное на Земле. Их стада кочуют по 37 странам Африки. Слонов легко узнать по хоботу, который используется для питья и передвижения предметов

Биография Тургенева

Ранние годы

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.

Первое образование Тургенев получил в имении Спасское-Лутовиново. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе.

Начало литературного пути

Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».

В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.

В 1843 году происходит очень важная встреча в биографии Тургенева: он знакомится с Белинским, и у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

Расцвет творчества

С 1847 года по приглашению Некрасова в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех; и он начал работу над остальными рассказами про охоту.

Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.

В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.

В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба – 1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.

Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.

В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».

После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.

Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).

К другим известным произведениям писателя можно отнести романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.

Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

Последние годы

В 1863 году уезжает в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.

Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.

В биографии Ивана Тургенева стоит кратко отметить, что в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В юности Тургенев был легкомыслен, тратил много родительских денег на развлечения. За это его мать однажды проучила, выслав вместо денег в посылке кирпичи.
  • Личная жизнь писателя сложилась не очень удачно. У него было много романов, но ни один из них не закончился браком. Самой большой любовью в его жизни была оперная певица Полина Виардо. На протяжении 38 лет Тургенев был знаком с ней и ее мужем Луи. За их семьей он ездил по всему свету, жил с ними в разных странах. Умерли Луи Виардо и Иван Тургенев в один год.
  • Тургенев был человеком чистоплотным, опрятно одевался. Писатель любил работать в чистоте и порядке – без этого никогда не начинал творить.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Тургенева

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Сергеевича – пройти.

Тест по биографии

Краткая биографии Тургенева запомнится гораздо лучше, если вы пройдёте этот небольшой тест:

Доклад-сообщение про Тургенева 5, 6 класс, по литературе

Всеми известный писатель Иван Сергеевич родился недалеко от города Мценска в Орловской губернии в семье офицера в отставки. Если отец будущего писателя был отзывчивым и великодушным человеком, то его мать слыла жесткой помещицей. И хотя она имела свирепый характер, образование своим детям дала отличное.

Когда мальчику исполнилось девять лет, в семье решили переехать в Москву для дальнейшего получения образования. Вначале Тургенев пробыл некоторое время в пансионе, а затем дома его стали готовить к экзаменам в университете. Уроки русского языка и литературы давал ему преподаватель, восхищавшийся Карамзиным, Жуковским, Батюшковым. Пятнадцатилетним юношей Иван Сергеевич начинает учиться в Московском университете на отделение словесности. Там его пребывание длилось всего лишь год, затем в 1834 году он переводится в Петербургский университет на филологическое отделение. Именно здесь он написал несколько стихотворений и фантастическую драму «Стено», которая была подвергнута вначале критике, а затем получила одобрение от профессора Плетнева. Однако, юноша на этом не остановился на этом и создает еще несколько произведений, опубликованные в журналах.

Сдав экзамены, Тургенев в 20 лет уезжает поступать в Берлинский университет, где основное время посвящает себя занятиям историческим науками и древними языками. Вернувшись из-за границы, Иван Сергеевич успешно сдает экзамены и хочет устроиться работать на кафедру философии. Однако, по причине кадровых перестановок он не смог туда устроиться и посвящает все время литературному творчеству. В 1843 году он публикует небольшой рассказ в стихотворной форме о жизни уездной барышни «Параша». Но, так как его мать не давала денег на существование, Тургеневу пришлось поступить впоследствии на службу. Чиновником он оказался плохим, и вскоре бросил место работы. Он продолжал творить прекрасные труды, и в 1846 году в сборнике, выпустившем Некрасовым, была опубликована поэма «Помещик», где особенно остроумно была изображен один эпизод из жизни барина. Незадолго до отъезда за границу Тургенев создал очерк-рассказ «Хорь и Калиныч». После такого смелого творения вскоре появляются «Мой сосед Радилов», «Ермолай и мельничиха».

По совету докторов Иван Сергеевич отбывает вначале в Зальцбрунн, а потом в Париж, где происходит знакомство с певицей Полиной Виардо, к которой он всю дальнейшую жизнь испытывал симпатию. Вернувшись в Россию, Иван Сергеевич публикует «Записки охотника». Смерть Гоголя потрясла писателя, и он пишет статью, которая вышла в «Московских ведомостях». Однако, государю она не понравилась, и Тургенева отправляют в ссылку в Спасское. Там выходит рассказ «Два приятеля» и роман «Рудин». После его большой такой работы следует «Дворянское гнездо», «Накануне». В 1862 году произведение, принесшее ему успех «Отцы и дети», где автор остро показал разрыв в отношениях между новым и старым поколением. Александр II ,был недоволен эти романом, так как писатель затронул самые острые вопросы современной жизни. Еще до выхода произведения в свет он уезжает в Баден-Баден, где живет с семьей Виардо. В два последних десятилетия своей жизни Тургенев пишет много работ, среди которых жемчужиной русской прозы является «Вешние воды». Когда в 1880 году в Москве происходило празднование открытия памятника Пушкину, Иван Сергеевич приехал и выступил с речью на заседании Общества любителей русской словесности.

Читайте также:  Жизнь и творчество Артура Конан Дойла

И, хотя в последние дни жизни ему становилось все хуже, он не предавался мрачному настроению и продолжал небольшие прозаические стихи. Скончался Тургенев в 1883 году в Буживале. Вскоре его тело было погребено на родине в Петербурге.

Доклад Тургенев сообщение

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был чистокровным дворянином. Родился будущий поэт 28 октября 1818 года в своём имении Спасское Лутовиново. У Ивана было два брата.Но для матери он стал самым любимым. После смерти отца дети воспитывались матерью, имевшей весьма деспотичный характер. Обучение в Московском университете писатель начинает с четырнадцатилетнего возраста, но так его и не закончив переводится на философский факультет в Петербург. Тургенев всегда хотел быть писателем, и в 1838 году переезжает в Германию, много путешествует по Европе, был даже свидетелем революции в Франции. Когда умирает Николай Гоголь, Тургенев пишет невролог, за который правительство наказывает его двухлетней ссылкой.

Работая за границей, писатель занимается переводом Пушкина и Толстого на иностранные языки. Благодаря его деятельности в качестве переводчика, жители Европы познакомились с произведениями русской литературы. В Германии он возложил на себя миссию просветителя. Он популяризут русских классиков среди местного населения.

Познакомившись с известным литературным критиком Виссарионом Белинским он завязывает с ним достаточно крепкие дружеские узы, путешествует с ним по России и миру.

Особую популярность Тургенев обрёл в последние годы жизни, его произведения читала почти вся Европа. Писатель умер тяжёлой сменитью в результате саркомы. Последние годы поэт тяжело болел.

Похоронен в Санкт Петербурге. Стоит отдать должное этому великому человеку, ведь благодаря ему произведения русской литературы стали популярны за рубежом. Его знаменитый рассказ “Му-му”, написан, когда он находился в ссылке в своём родном селе. Творчество Тургенева популярно и в наше время, его рассказы читают м уважают во многих странах мира.

5, 6 класс, по литературе биография кратко

Тургенев

Популярные темы сообщений

Клёст – это красивая, певчая птица, которая обычно живет в лесу. Ее ближайшими родственниками являются воробьи. Клёст немного крупнее воробья, в длину не превышает 17 см, весит около 50 грамм. Его легко узнать по характерному сильному клюву,

Бешенство — это опасное вирусное инфекционное заболевание, развивающееся с тяжелым поражением нервной системы и завершающееся, в большинстве случаев, летальным исходом.

Россия одна из самых больших и богатейших стран Европы, имеющая свою многовековую историю и культуру. Самым сердцем России принято считать Золотое кольцо. Это плеяда старинных крупнейших исторических городов. Среди таких городов следует отметить

Биография Ивана Тургенева и самые интересные факты из его жизни

Предлагаем вашему вниманию биографию Ивана Тургенева – автора бессмертных литературных произведений, а также ознакомиться с краткой и полной биографией, узнать самое главное и самое интересное из жизни автора.

В пантеоне отечественной классической литературы особое место занимает великий русский писатель, поэт, драматург, критик и публицист Иван Сергеевич Тургенев. Его вклад в развитие культуры поистине неоценим: талантливый сочинитель создавал произведения для читателей разных возрастов и различного социального происхождения, его работы читали не только российские, но и зарубежные любители печатного слова.

  1. Краткая биография
  2. Полная биография
  3. 10 самых интересных фактов о Тургеневе

Краткая биография

Иван Тургенев появился на свет 28 октября (9 ноября по старому стилю) 1818 года в Орловской губернии в семье дворян.

Первоначальное образование мальчика было домашним, родители нанимали гувернерами иностранцев. В 1827 году Тургеневы перебрались в Москву. Обучение Вани проводилось в столичных пансионах, после чего юноша поступил в Московский университет на словесника. Со временем он перевелся на философский факультет Петербургского университета. Позже учился за границей и изрядно путешествовал по Европе.

Будучи студентом третьего курса, Тургенев написал дебютную поэму «Стено», а через несколько лет опубликовал два первых поэтических произведения. По возвращению из европейских странствий на родину молодой человек закончил работу над диссертацией, защитил ее и добился степени магистра филологии. До 1845 года Иван Сергеевич служил чиновником в министерстве внутренних дел. За два года до этого Тургенев познакомился и подружился с литературным критиком Белинским, под влиянием которого создавал новые произведения.

В 1847 году по настоянию Некрасова в журнале «Современник» публикуются первые главы тургеневских «Записок охотника», в частности, рассказ «Хорь и Калиныч». Благодаря этим публикациям автор обрел известность в просвещенных кругах, завел множество нужных знакомств в писательской среде.

В сороковых годах Тургенев написал несколько драматических сочинений, занимался переводами Байрона и Шекспира.

В начале пятидесятых в свет вышла одна из основных работ в творчестве Тургенева – «Записки охотника». В течение десятилетия читатели смогли познакомиться с такими книгами писателя, как рассказы «Муму» и «Ася», повести «Рудин», «Бежин луг», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

В последующие периоды творчества к наиболее значительным произведениям Тургенева относятся романы «Дым», «Отцы и дети», «Новь», повести и рассказы «Первая любовь», «Стихотворения в прозе» и многие другие.

В начале шестидесятых XIX столетия Иван Сергеевич отправился в Германию, где свел знакомство с некоторыми выдающимися западноевропейскими писателями и одновременно пропагандировал русскую культуру, обрел популярность во всей Европе. В 1879 году Тургенев удостоился звания почетного доктора Оксфордского университета.

После продолжительной болезни замечательный русский писатель ушел из жизни 22 августа (3 сентября) 1883 года в пригороде Парижа. Позже гроб с телом Тургенева был перезахоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Полная биография

В дворянском семействе Тургеневых осенью 1818 года родился мальчик, которого нарекли Иваном. Детство Вани прошло в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново на Орловщине. Лутовиновы в своем имении жили на широкую ногу, размашисто, не ограничивая себя ни в чем. Отец Тургенева, Сергей Николаевич, принадлежал к знаменитому роду Тургеневых, имеющего татарские корни. Предки писателя в XV веке приняли русское подданство и обратились в православную веру.

Иван Тургенев получил блестящее домашнее образование. Мальчик с детства читал и свободно говорил на трех европейских языках – на французском, немецком и английском. В имении находилась прекрасная библиотека, оркестр крепостных музыкантов и театр. Однако семейного счастья в доме господ Тургеневых не ощущалось.

Отец Ивана женился на Варваре Петровне Лутовиновой не по любви, а по расчету – как на богатой наследнице. Супруга это чувствовала, и с каждым годом ее характер портился, она становилась капризнее и деспотичнее по отношению к домочадцам и дворовым. А вот ее любимчик Ваня как раз тянулся к общению с простыми людьми, он обожал слушать пение крепостных, их рассказы о жизни, часто пребывал с крестьянами на природе.

В 30-х годах XIX века молодой человек поступил на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, которое окончил в 1837-м. Первые поэтические опыты молодого автора оценил преподаватель русской словесности Плетнев.

Затем Иван Сергеевич выехал за границу для обучения в Берлинском университете. Немецкая идеалистическая философия окончательно сформировала характер начинающего писателя, стремящегося получить целостное мнение о жизни, обрести веру в целесообразность мира, в торжество добра и правды. В Берлине Тургенев поступил в кружок русских студентов под предводительством публициста и мыслителя Николая Станкевича. На одном из собраний участники кружка торжественно поклялись посвятить свою жизнь борьбе с крепостничеством.

В начале сороковых Тургенев возвратился в Россию. Поначалу он захотел занять кафедру философии в родном университете, но вскоре его планы изменились. Он устроился в министерство внутренних дел, и не просто так. Дело в том, что император Николай I поручил министру Перовскому разработать проект по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Такая инициатива, исходящая от государя, не могла не заинтересовать впечатлительную тургеневскую натуру. Однако вскоре новоиспеченный чиновник понял, что просчитался. Неповоротливая бюрократическая машина российского самодержавия еще не была готова к такого рода свершениям.

В 1845 году разочарованный Тургенев подал в отставку, чтобы полностью сосредоточиться на литературной деятельности: написанию оригинальных произведений и переводах европейских авторов. За два года до этого он подружился с почитателем его первых поэтических опытов, критиком Виссарионом Белинским. Оба извлекли немало полезного из совместного времяпрепровождения. Именно Белинский подсказал начинающему литератору переключиться с романтизма на демократическую тематику.

Летом Тургенев любил бывать в своей деревне, предаваясь охотничьей страсти. Охота превращалась для писателя в метод изучения народной жизни. Он замечал, что мужики на охоте вели себя с барином по-другому, в отличие от обыденных ситуаций. На природе, в лесу, на привале, люди щедро делились душевными переживаниями, были откровеннее, посвящали чужих в свои сокровенные тайны.

Вскоре в обновленном журнале «Современник» Некрасов и Панаев опубликовали рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника». Произведений в подобном ключе Россия еще не знала – это был настоящий прорыв! О Тургеневе заговорили как о новой надежде в области литературы.

В период с 1847 по 1850-й писатель находился в Париже, где стал свидетелем событий французской революции 1848 года. Ее разгром переживался Тургеневым как личная трагедия. Тогда им были написаны такие произведения как «Муму» и «Постоялый двор».

В пятидесятые годы из наиболее значимых творений писателя стоит отметить романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», повесть «Бежин луг», рассказы «Ася», «Певцы», «Фауст», «Затишье».

В шестидесятые Тургенев начал и завершил работу над романами «Накануне» и «Дым». Если первый вызвал определенный интерес у читателя, то второй оказался одним из немногих произведений писателя, которое не получило широкого признания. В 1863-м Иван Сергеевич поселился в Баден-Бадене и начал активно участвовать в культурной жизни Европы: пропагандировать русскую культуру, переводить иностранных авторов.

В семидесятые фигура Тургенева стала настолько значительной, что на «писательских посиделках» в парижских ресторанах он занимал главенствующую позицию. Тогда русским классиком было написано несколько рассказов и роман «Новь» – центральное сочинение Тургенева того времени и последнее его крупное произведение. Писатель обрел общеевропейское признание. В 1878-м Оксфордский университет удостоил русского прозаика, драматурга и поэта звания почетного доктора. К тому же каждый очередной приезд Ивана Сергеевича в Россию сопровождался чествованием его таланта.

За несколько месяцев до смерти Тургенев издал «Стихотворения в прозе» – сборник лирических миниатюр, посвященных вере в величие родины и ее языка.

Что касается личной жизни литератора, то еще в юности он был влюблен в княгиню Шаховскую, но та ответила взаимностью не неопытному Тургеневу, а его отцу – отчаянному ловеласу, что потрясло пылкого юнца и нашло отображение в повести «Первая любовь».

В 23 года Ваня увлекся белошвейкой Дуней, и та ответила на ухаживания барина. Романтика закончилась беременностью девушки. Юноша попытался жениться, но мать жениха воспротивилась этому. Родившуюся дочь Пелагею писатель официально признал в 1857 году.

Далее были отношения с Татьяной Бакуниной – сестрой известного анархиста, скоротечный роман с кузиной Ольгой Тургеневой, с сестрой Льва Толстого Марией.

В 1843 году Иван познакомился с Полиной Виардо, и эта женщина стала настоящей и самой сильной любовью писателя. Его не смущало даже то, что его возлюбленная была замужем и имела детей. Тургенев был вхож в семью Виардо и скончался в доме супругов.

Последним увлечением писателя в жизни была актриса Мария Савина – у них была значительная разница в возрасте – целых 36 лет.

Не стало Тургенева после продолжительной болезни в августе (сентябре) 1883 года. Тело было предано земле на кладбище в Буживале, а позже прах был перевезен и захоронен в Петербурге.

Ссылка на основную публикацию