Гиппократ – сообщение доклад

Биография Гиппократа

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) – историческая личность, древнегреческий целитель, философ и врач. Его называют «отцом медицины», ведь именно Гиппократу удалось очистить её от ложной философской теории, вывести из тёмного эмпиризма и поставить на научные основы. Его трактаты имели огромное влияние для развития медицинской науки и практики. Для медиков он определил этику поведения и высокий моральный облик. Традиционно, получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Происхождение

Гиппократ появился на свет около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии, неточные данные.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Образование

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Учение корпуса Гиппократа

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус.

Он одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни. Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины».

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Гиппократу удалось систематизировать психофизиологические особенности личности в трактат о человеческих темпераментах. Согласно его учению в человеческом теле происходит непрерывная циркуляция четырёх соков (жидкостей) – чёрной желчи, слизи (флегмы и лимфы), желчи и крови. В зависимости от того, какая жидкость преобладает, определяется темперамент и человеческое поведение:

  • Желчи больше у холериков (людей импульсивных и «горячих»).
  • Большое количество крови свойственно подвижным и весёлым сангвиникам.
  • Грустные и боязливые меланхолики имеют в организме избыток чёрной желчи.
  • У спокойных и медлительных флегматиков преобладает слизь.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

  • Пальпацией. При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.
  • Аускультацией. Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов.

Естественно, что на тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной). Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Медицинская этика и клятва Гиппократа

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни.

  • Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.
  • Самый главный принцип в работе врача – «Не навреди».
  • При любых обстоятельствах отказывать в абортах и эвтаназии.
  • Чтобы не услышал медик от больного и не увидел на его теле, об этом следует всегда умалчивать, считая врачебной тайной.
  • В какой бы дом ни вошёл врач, он делает это только для пользы больного. Все пагубные, неправедные, особенно любовные мысли, недопустимы.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Интересные факты и знаменитые афоризмы Гиппократа

Один раз Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась жуткая эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

Однажды довелось Гиппократу лечить царя Македонии Пердикки II, врач диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние.

Был случай, когда Гиппократ дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил красавицу впервые, она лишилась девственности.

Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов:

  • «Лечит врач, а исцеляет природа». Великий врачеватель этой фразой давал понять, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.
  • «Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим выражением Гиппократ подчёркивал, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.
  • «Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь и так всё понятно, только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.
  • «Противоположное излечивается противоположным». Исходя из этого принципа Гиппократа, спустя два тысячелетия основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа

Прошло более двух с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем:

  • Шапочка Гиппократа. Вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 см. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.
  • Пальцы (или ногти) Гиппократа. Когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.
  • Маска Гиппократа. Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».
  • Шум плеска Гиппократа. Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.
  • Скамья Гиппократа. Впервые в сочинениях врачевателя было описано медицинское оборудование для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью, это был первый прообраз современного ортопедического стола.
  • Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча. Травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткою упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

Смерть и наследие

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте (на момент смерти ему было около 83-104 лет). Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, захоронили великого врачевателя в районе Гиртона.

Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие.

В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

ГИППОКРАТ

Гиппократ [Hippocrates, 460— 377 гг. до н. э. (по другим данным-356 г. до н. э.)] — великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины.

Родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к к-рой принадлежали предки и родные Гиппократа. Считают, что сам Гиппократ (его называют также Гиппократом II) относился к 17-му поколению врачей этой школы. Первым учителем Гиппократа был его отец — врач Гераклид; мать Гиппократа Фенарета была повитухой. Известны также Гиппократы: дед Гиппократ I, сыновья Фессал и Дракон I и зять Полибий, ставший главой школы после смерти Гиппократа; в последующих поколениях рода встречаются имена еще нескольких Гиппократов.

После смерти родителей Гиппократ, покинув о. Кос, жил в Афинах, где продолжал образование (одним из учителей его был врач Геродик); потом, ведя жизнь странствующего врача (периодевта), побывал в Египте, Малой Азии, Ливии, у скифов и ознакомился с медициной этих стран.

История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые с произведениями других древнегреческих врачей объединены в «Сборник Гиппократа» (см. Гиппократа сборник).

Деятельность Гиппократа протекала в период расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции, известный под названием «век Перикла». Этот период был охарактеризован К. Марксом как «высочайший внутренний расцвет Греции». Находясь в центре борьбы материалистических и идеалистических философских взглядов, Гиппократ выступал как представитель материализма в медицине. Он подчеркивал необходимость широко использовать философию в медицине и указывал на полезность применения мед. сведений в философии: «Должно. переносить мудрость (философию) в медицину, а медицину в мудрость». Но не всякая философия, по Гиппократу, должна быть использована в медицине. Гиппократ принимал только те философские положения, которые основывались на наблюдениях, на фактах, на опыте. С этих позиций он отбрасывал абстрактные, умозрительные идеалистические системы. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний жреческой храмовой медицины и определение пути ее самостоятельного развития. Гиппократ считал основным методом в медицине «мыслящее» наблюдение у постели больного — освещение опыта разумом и проверка теории практикой. В произведениях Гиппократа представлены почти все стороны и разделы современной клинической медицины. И хотя современная медицина ушла далеко от медицины Гиппократа, последняя может считаться ее колыбелью.

Отражая состояние греческой философии, к-рая, по замечанию Ф. Энгельса, не дошла до расчленения природы, рассматривая ее как взаимосвязанное целое, Гиппократ подходил к больному как к единому целому, части единой природы. Мед. искусство, по Гиппократу, заключается не только в воздействии на болезнь, но и в лечении больного человека как совокупности душевных и телесных свойств, в строго обдуманном и соответствующем данному случаю поведении врача и, что особенно следует подчеркнуть, в умении направить самого больного и всю окружающую его обстановку на борьбу с болезнью: «. Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Гиппократ — основоположник принципа индивидуального подхода к больному. В противоположность тенденции представителей книдской школы, ограничивающейся установлением диагноза заболевания, он стремился дать оценку общего состояния конкретного больного. Принцип индивидуализации пронизывает представления Гиппократа о природе человека; они базируются на учении Демокрита, Гераклита и других философов о зависимости природы человека от природной (physis) и общественной среды, а также на натурфилософских взглядах о космических элементах и соответствующих им четырех влагах живого тела. Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны, даже формы государственного устройства и пр.) с точки зрения их влияния на человека. Гиппократ явился родоначальником мед. географии. По Гиппократу, сколь многообразны внешние факторы, определяющие телосложение и темперамент, столь разнообразны и внутренние факторы: «Есть в человеке и горькое, и соленое, и сладкое, и кислое, и жесткое, и мягкое, и многое другое в бесконечном числе, разнообразии по свойствам, количеству, силе». Соответственно различию внешних и внутренних факторов многообразны индивидуальные телосложения и темпераменты людей. Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темпераментов, в том, что он, по словам И. П. Павлова; «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». В произведениях Гиппократа имеются описания типических телесных и душевных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, т. к., по Гиппократу, каждый тип предрасположен к определенным болезням.

Читайте также:  Хронологическая таблица Островского (жизнь и творчество)

В соответствии с взглядами на природу человека Гиппократ рассматривал и причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.), и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физ. упражнений и др.).

Заслугой Гиппократа является разработка вопросов этиологии болезней, из к-рой он выбросил представления о сверхъестественном, божественном их происхождении. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он установил стадии болезни, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаги тела (erasis), к сырости (cruditas), сварению (coctio), извержению (crisis) влаг. Обобщив свой врачебный опыт и опыт предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и симптоматике болезней. При обследовании больного он пользовался осмотром, ощупыванием, постукиванием, прикладывал ухо к груди и животу, встряхивал больного, обращал внимание на вид и запах выделений, на осадок в моче и пр. Гиппократ описал многие симптомы и синдромы: шум плеска (см. Гиппократа шум плеска), шумы, напоминающие кипение уксуса, трения кожи, при заболеваниях легких, и др. Гиппократ положил начало описанию течения болезней (первоначальные истории болезни).

В произведениях Гиппократа встречаются названия многих болезней, вошедшие в современную номенклатуру (пневмония, апоплексия, эпилепсия и др.).

Крупная заслуга Гиппократа — создание учения о предсказании, к-рое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состояния больного; критерием при этом являлось сравнение со здоровым человеком. Прогностика Гиппократа не только преследовала цель предсказать исход болезни, но и определяла поведение врача, тактику лечения больного. Широкую известность получили описания признаков умирающего больного — facies Hippocratica (см. Гиппократа лицо) и др. Логическим выводом мед. воззрений Гиппократа явилась его система лечения, покоящаяся на следующих принципах: 1) приносить пользу и не вредить (non nocere); 2) противоположное лечить противоположным (contraria contrariis curantur); 3) помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни; 4) соблюдать осторожность, щадить силы больного; не менять внезапно лекарства, применять более активные средства лечения тогда, когда менее активные не оказывают действия. В общей терапии Гиппократ широко применял два метода: гигиено-диететический метод и фармацевтический, сводящийся к преимущественному употреблению рвотных, слабительных, мочегонных средств, а также банки и кровопускания.

Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения, шин, желобов, специальных аппаратов («скамья Гиппократа» и др.), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают внимания правила положения хирурга, его рук, размещения инструментов, освещения при операции и пр.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача (см. Этика врачебная). По Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость; он должен уметь завоевать доверие больного, хранить врачебную тайну, иметь приличный и опрятный вид и т. п. Гиппократу приписывают текст так наз. врачебной клятвы (см. Гиппократа клятва), сжато формулирующей морально-этические нормы поведения врача по отношению к больным и коллегам, хотя первоначальный вариант клятвы существовал еще ранее.

Первые биографии Гиппократа и комментарии к его трудам составлены еще до начала нашей эры [Герофилом (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.), Эратосфеном (Eratosthenes, 275—194 гг. до н. э.) и др.]. В начале нашей эры о Гиппократе писали К. Гален и Эроциан. Влияние личности и трудов Гиппократа прослеживается на протяжении всей истории медицины. И хотя медицина существовала задолго до Гиппократа, именно Гиппократа называют отцом медицины, отдавая дань его великим заслугам.

Сочинения: Избранные книги, пер. с греч., М., 1936; Сочинения, пер. с греч., т. 2—3, М.— Л., 1941—1944.

Библиография: Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины, с. 14, М., 1955; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 64, М., 1954; Карпов В. П. Гиппократ и гиппократов сборник, в кн.: Гиппократ, Избр. книги, пер. с греч., с. 9, М., 1936; Ковнер С. История медицины, в. 2, Гиппократ, Киев, 1883; Лисицын Ю. П. Современные теории медицины, с. 248, М., 1968; Мультановский М. П. История медицины, с. 31, М., 1967; Проппер-Гращенков Н. И. Гиппократ (к 2400-летию со дня рождения), Сов. мед., 1, с. 47, 1941; Юринов Т. М. Гиппократ, Труды Казанск. мед. ин-та, в. 1, с. 53, 1944.

Сообщение про Гиппократа – биография ученого и достижения в медицине

Краткая биография

Гиппократ родился и жил в Греции на острове Кос. Сколько бы ни пробовали ученые и историки воссоздать реальный портрет и картину жизненного пути ученого, точно сделать это невозможно из-за давности лет. Есть только догадки, теории и краткая информация.

Согласно трудам римского целителя Сорана Эфесского, отец философа, которого звали Гераклид, тоже был потомственным врачом. О матери точной информации нет даже в Википедии, предположительно ее звали Фенарета или Праксителя.

Существует предание о том, что по линии отца Гиппократ является потомком греческого бога медицины Асклепия, который при рождении был человеком, но за хорошую работу и успехи в медицине врачевателя сделали богом. Также считается, что мать философа являлась потомком Геракла.

Древнегреческий ученый Иоанн Цец даже описал генеалогическое дерево, где видно, что Гиппократ пятнадцатый в роду после бога Асклепия. Эти данные недостоверны, можно только предполагать, что на самом деле Гиппократ являлся одним из целителей рода Асклепиадов.

Первые медицинские знания он получил в Асклепионе на о. Кос (греческий храм, который посвящен богу Асклепию). Также опыт передал ему отец Гераклид. Впоследствии он учился у Горгия и Демокрита, которые его обучали биологии, философии и софизму.

Для усовершенствования знаний врачеватель много путешествовал. В разных странах он учился у местных целителей и изучал медицину.

Гиппократовский корпус

Все его медицинские трактаты, труды и доклады объединены в корпус Гиппократа. Он первый опроверг, что причина болезней — это вмешательство богов, утверждая, что появление заболеваний носит природное явление. Продолжительное время люди думали, что все болезни — кара божья. Врач пытался открыть людям глаза и доказывал, что боги к этому не имеют отношения, люди болеют из-за вредных привычек и неправильного образа жизни. Он полностью вытеснил медицину из религиозных канонов и выделил ее в качестве отдельной науки.

Естественно, в его работе были неправильные предположения и ошибки, так как в те времена не было достаточно информации о физиологическом строении и анатомии человека. Тогда в Греции запрещалось вскрытие трупов.

Гиппократ сумел сгруппировать психофизиологические особенности человека в трактат о темпераментах. С учетом его учения в теле людей происходит постоянное движение четырех соков — крови, слизи, желчи, лимфы. По количеству жидкости определяется поведение человека и его темперамент:

  • у сангвиников много крови;
  • у холериков преобладает желчь;
  • у флегматиков больше слизи;
  • у меланхоликов избыток лимфы.

Это деление людей по типу душевного характера принесло огромное значение для медицинской деятельности. Все типы имеют предрасположенность к конкретным заболеваниям, поэтому врачам проще было поставить диагноз и подобрать способ лечения. Безусловная заслуга великого целителя заключается в том, что он описал, как можно обследовать пациентов:

  1. Аускультацией. Этот способ заключается в прослушивании звуков, возникающих во время работы внутренних органов.
  2. Пальпацией. При таком способе пальцами прощупывается тело больного.

Безусловно, что в то время эти методы были довольно примитивны.

В трактатах «отца медицины» описаны разные варианты наложения повязок. Он расписывал, как вытяжкой и специальными устройствами можно вылечить переломы и вывихи. У него множество работ о том, как избавиться от ран, эмпием, геморроя и свищей.

Ученый первым описал, как при хирургическом вмешательстве правильно раскладывать инструменты и организовать свет, а также какое требуется положение рук хирурга.

Гиппократ первый изложил принципы диетологии. Он писал, что любым пациентам, в том числе при лихорадке, непременно требуется питание. Также он определил, что для разных болезней нужен разный дневной рацион.

Морально-этические нормы

Ученый говорил, что поведение медицинского работника всегда обязано быть на высшем уровне. Врач должен быть работящим, отзывчивым и серьезным, иметь приличный и аккуратный внешний вид. Чрезмерно веселый доктор не сможет вызвать уважения, а к суровому нет доверия от пациента, в этом случае надо найти золотую середину. Доктор обязан получить доверие больного, сохранять врачебную тайну и все время практиковаться в медицине.

Корпус Гиппократа начинается с клятвы, где описываются принципы, которые нужно соблюдать врачам в своей работе и жизни:

  1. Обещание перед коллегами, преподавателями и наставниками. Их врач обязан почитать так же, как родителей тех людей, которые дали ему медицинские знания. Если нужно, помогать наставнику в нужде, делиться деньгами, а если его дети или внуки захотят обучаться медицине, передать полученные знания бесплатно.
  2. Не навреди.
  3. В каком бы доме ни находился медик, он должен сделать все только для пользы пациента. Все греховные, губительные и любовные мысли непозволительны.
  4. Не делать аборты.
  5. Что бы ни услышал врач от пациента и ни увидел на нем, об этом нужно молчать, поскольку такая информация считается врачебной тайной.

В клятве не упомянута тема оплаты врачам. В правилах только представлен кратко ряд фраз, по ним можно понять мнение Гиппократа по этому вопросу. Оплата имеет место, но не нужно начинать с этого, сначала надо помочь пациенту, особенно если это серьезное заболевание, которое не терпит задержек. Если врач заговорит с самого начала о деньгах, больной подумает, что его интересуют только они, а не здоровье пациента.

Гиппократ считал, что нужно искать не выгоду, а получение славы. В некоторых случаях следует производить лечение бесплатно, поскольку благодарная память выше короткой славы.

Факты и афоризмы

Существуют неподтвержденные историками предания об умнейшем целителе Древней Греции. Вот только некоторые интересные факты:

  1. Однажды целитель дважды заметил одну женщину, но в разные дни. Увидев ее второй раз, он по походке смог узнать, что со времени первой встречи с ним она потеряла девственность.
  2. Когда-то Гиппократ лечил императора Пердикки Второго. Он выявил у него аггравацию, то есть состояние, когда пациент неумышленно преувеличивает болезнь.
  3. Однажды великий целитель приехал в Афины, когда там разразилась чума. Гиппократ провел медицинские мероприятия, которые позволили остановить болезнь и спасти жизнь множеству людей.

Многие изречения Гиппократа сегодня являются крылатыми. Некоторые историки даже признали его прародителем афоризмов. Самые популярные изречения древнего врачевателя:

  1. «Жизнь короткая, медицина вечная». Так он хотел сказать, что всей жизни не хватит, чтобы изучить полностью медицинскую науку.
  2. «Лечит врач, а исцеляет природа». Так он дал понять, что врач лишь назначает лечение, а исцеление дает природа.
  3. «Противоположное лечится противоположным». Через несколько веков врач Самюэль Ганеман перефразировал этот принцип: «Подобное лечится подобным».
  4. «Медицина — благороднейшая среди наук». В этом случае все ясно — лишь эта наука спасает человека от болезней.

Терминология в медицине

Прошло много веков после того, как умер Гиппократ, однако в медицине еще пользуются терминами, которые названы в честь него. Вот основные из них:

  1. Пальцы Гиппократа. В этом случае ногти деформируются, становясь рельефными. Это не отдельная болезнь, а признак других заболеваний внутренних органов.
  2. Шапочка Гиппократа. Повязка со специальной техникой обматывания, когда применяется двуглавый бинт. Используется при травмах головы для предотвращения потери крови.
  3. Шум Гиппократа. Шум, слышащийся, когда в полости плевры находится жидкость. Чтобы услышать этот звук, нужно обеими руками схватить пациента за плечи и сильно потрясти.
  4. Маска Гиппократа. Изменение лица пациента, который продолжительное время страдал от нарушения сна, истощения или серьезной болезни внутренних органов. Если эти патологии отсутствуют, маска Гиппократа — признак смерти.
  5. Метод Гиппократа при вывихе плечевого сустава. Хирург усаживается лицом к пациенту, двумя руками обхватывает вывихнутую конечность, а пяткой делает упор в подмышечную впадину больного. Способ работает за счет правила рычага, доктор со временем увеличивает силу, благодаря этому головка кости вставляется на свое место.
  6. Скамья Гиппократа. Впервые в трудах целителя описывалось оборудование для лечения переломов и вывихов. Это деревянная наклонная скамейка, сегодня ее прообразом стал современный ортопедический стол.
Читайте также:  Хронологическая таблица Баха (жизнь и творчество, основные даты)

Личные отношения

Гиппократ женился на женщине из богатой семьи. От этого брака у супругов появились одна девочка и два мальчика (Драконт и Фесалл). Сыновья тоже стали заниматься медициной. Оба назвали своих сыновей в честь отца. Учеником Гиппократа был его зять Полиб.

Фесалл находился на должности врача при императоре Македонии Архелае. У него было трое детей — Горгия, Драконт Второй и Гиппократ Третий. У Драконта был один ребенок — Гиппократ Четвертый, он служил у Александра Македонского личным врачом его жены Роксаны. Все внуки Гиппократа выбрали для себя медицину.

Гиппократ прожил довольно длинную жизнь и умер в глубокой старости (во время смерти целителю было примерно 84—105 лет). Случилось это в Греции в городке Ларисса. Похоронили врача в районе Гиртона.

Моцарт

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Моцарт. Основные даты жизни и деятельности

1756. — 27 I. В Зальцбурге, в семье скрипача, педагога и композитора Иоганна Георга Леопольда Моцарта родился сын Вольфганг.

1760. — Начало занятий музыкой (уроки игры на клавире) под руководством отца.

— Первые сочинения Моцарта — менуэты для клавира.

1762. — Концертные поездки Вольфганга и его сестры Наннерль (Марии Анны, 1751 — 1829) с отцом в Мюнхен (январь), с родителями в Вену (сентябрь — декабрь).

1763. — 9 VI. Европейское концертное путешествие Вольфганга и Наннерль с отцом (до 29 XI 1766): Мюнхен, Аугсбург, Шветцинген, Майнц, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Брюссель, Париж, Версаль (выступление в королевском дворце — 1 I 1764), Лондон (22 IV 1764 — 24 VII 1765), Лилль, Гент, Антверпен, Гаага (11 IX 1765 — ок. 26 I 1766 и снова в марте), Амстердам, Утрехт, Париж, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Мюнхен.

1767. — Исполнение в Зальцбурге первых музыкально-сценических произведений Моцарта.

1769. — 12 XII. Первая поездка (с отцом) в Италию (до 28 III 1771): Верона, Мантуя, Милан, Лоди, Болонья, Флоренция, Рим (награждение орденом Золотой шпоры — 8 VII 1770), Неаполь, Рим, Болонья (избрание в члены Филармонической академии — 9 X 1770), Милан (первая постановка оперы «Митридат, царь понтийский» — 26 XII 1770), Венеция.

1771. — 13 VIII. Вторая поездка (с отцом) в Италию (до 16 XII). — 17 X. Первая постановка оперы «Асканий в Альбе» (Милан).

1772. — Начало мая. Первая постановка оперы «Сон Сципиона» в Зальцбурге. — 9 VIII. Назначение концертмейстером при зальцбургском дворе с жалованьем (с 1769 числился в этой должности без оклада). — 24 X. Третья поездка (с отцом) в Италию (до 13 III 1773). — 26 XII 1772. Первая постановка оперы «Луций Сулла» (Милан).

1773. — 18 VII. Поездка (с отцом) в Вену (до 26 IX 1774).

1774. — 6 XII. Поездка (с отцом) в Мюнхен (до 7 III 1775).

1775. — 18 I. Первая постановка «Мнимой садовницы» в Мюнхене. — 23 IV. Первая постановка оперы «Царь-пастух» в Зальцбурге.

1776. — 21 VII. Исполнение «Хафнер-серенады» в Зальцбурге.

1777. — 28 VIII. Увольнение Моцарта со службы. — 23 IX. Поездка (с матерью) за границу (до 15 I 1779): Мюнхен, Аугсбург, Мангейм (30 X 1777 — 14 III 1778), Париж (23 III — 26 IX (смерть матери 3 VII)), Страсбург, Мангейм, Мюнхен.

1778. — 11 VI. Первая постановка балета «Безделушки» в Париже.

1779. — 17 I. Назначение Моцарта придворным органистом в Зальцбурге, 1780. — 5 XI. Поездка в Мюнхен (до 12 III 1781).

1781. — 29 I. Первая постановка оперы «Идоменей, царь критский» (Мюнхен). — 16 III. Приезд в Вену, где Моцарт окончательно обосновался. — 9 V. Разрыв с архиепископом.

1782. — 16 VII. Первая постановка оперы «Похищение из сераля» в Вене. — 4 VIII. Женитьба на Констанце Вебер, сестре певицы Алозии Вебер, отвергнувшей его любовь.

1783. — Конец июля — 27 X. В гостях у отца в Зальцбурге. — 4 XI. Исполнение «Линцской» симфонии в Линце (по пути в Вену). — Ноябрь. Возвращение в Вену.

1784. — 21 IX. Рождение сына Карла Томаса (умер в 1858).

1785. — 13 III. Исполнение оратории «Кающийся Давид» в Вене. — 1 X. Посвящение Й. Гайдну 6 квартетов.

1786. — 7 II. Исполнение комедии «Директор театра» во дворце Шёнбрунн — 1 V. Первая постановка оперы «Свадьба Фигаро» в Вене.

1787. — 11 I. — 8 II. Пребывание в Праге. — 19 I. Исполнение «Пражской симфонии». — Весна. Встреча Л. ван Бетховена с Моцартом в Вене — 27 V. Смерть отца в Зальцбурге. — Начало октября — 13 XI. Пребывание в Праге. — 29 X. Первая постановка оперы «Дон Жуан» в Праге. — 7 XII. Назначение Моцарта придворным музыкантом в Вене.

1788. — 7 V. Постановка оперы «Дон Жуан» в Вене.

1789. — 8 IV. Поездка в Германию (до 4 VI): Дрезден, Лейпциг, Берлин.

1790. — 26 I. Первая постановка оперы «Так поступают все» в Вене. — 23 IX. Поездка в Германию (до 10 XI): Франкфурт-на-Майне, Майнц, Мангейм, Мюнхен.

1791. — 16 IV. Исполнение одной из последних симфоний (g-moll?) в благотворительном концерте в Вене (повторение 17 IV) — 26 VII. Рождение сына Франца Ксавера Вольфганга (умер в 1844). — Середина августа — середина сентября. Пребывание в Праге. — 6 IX. Первая постановка оперы «Милосердие Тита» в Праге. — 30 IX. Первая постановка оперы «Волшебная флейта» в «Виденертеатре» в предместье Вены. — 18 XI. Моцарт дирижирует исполнением своей «Маленькой масонской кантаты» в масонской ложе в Вене (последнее его выступление). — 20 XI. Моцарт слёг в постель. — 5 XII. Смерть композитора.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

1756 27 января — Зальцбург, рождение.

1762 — первые сочинения: менуэты и аллегро для клавира; концертная поездка в Вену.

1763 — концертная поездка по Европе; первые сонаты для клавира, первые симфонии.

1768 — Вена, первые оперы: «Мнимая простушка», «Бастиен и Бастиенна».

1769–1772 — поездки в Италию; первый струнный квартет; оперы: «Митридат», «Асканио в Альбе», «Лючио Силла».

1772 — Зальцбург, опера «Сновидение Сципиона».

1774 — Мюнхен, опера «Мнимая садовница».

1775–1777 — Зальцбург, опера «Король-пастух»; зальцбургские скрипичные концерты, серенады, дивертисменты, зальцбургские клавирные концерты, церковная музыка.

1777–1778 — Мюнхен, Аугсбург, Маннгейм, клавирные сонаты, скрипичные сонаты, вокальные сочинения; знакомство с семейством Вебер.

1778 — Париж, парижские симфонии, балет «Безделушки»; смерть матери.

1779 — возвращение в Зальцбург.

1781–1782 — Мюнхен, «Идоменей»; Вена, разрыв с архиепископом; «Похищение из сераля»; женитьба на Констанце Вебер.

1782–1786 — концертная деятельность; клавирные фантазии; квартеты, посвященные Гайдну; венские клавирные концерты; опера «Директор театра»; «Свадьба Фигаро».

1787 — квинтеты; смерть отца; Прага, «Дон Жуан».

1788 — Вена, три великие симфонии: ми-бемоль-мажорная, соль-минорная и до-мажорная.

1790 — «Все они таковы».

1791 —«Волшебная флейта»; Прага, «Милосердие Тита»; Вена, «Реквием».

1791 5 декабря — смерть.

6 декабря — погребение на венском кладбище святого Марка.

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА • 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выход

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЕТЕ • 1749, 28 августа — Родился Иоганн Вольфганг Гёте.• 1756 — Начало Семилетней войны.• 1759 — Во Франкфурт-на-Майне вступают французские войска. В родительском доме Гёте располагается на постой комендант города граф

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА 1756 27 января — Зальцбург, рождение.1762 — первые сочинения: менуэты и аллегро для клавира; концертная поездка в Вену.1763 — концертная поездка по Европе; первые сонаты для клавира, первые симфонии.1768 — Вена, первые

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Р. БЕЛЯЕВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Р. БЕЛЯЕВА 1884, 16 (4) марта — в Смоленске в семье настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) Романа Петровича Беляева и его супруги Натальи Федоровны родился сын Александр.1891 — Александр Беляев поступил в духовное

Основные даты жизни и творчества М.В. Нестерова

Основные даты жизни и творчества М.В. Нестерова 1862 – Родился 31(19) мая в Уфе в купеческой семье. Мать – Мария Михайловна Нестерова (урожденная Ростовцева). Отец – Василий Иванович Нестеров.1872–1874 – Учится в Уфимской гимназии.1874–1877 – Переезжает в Москву. В частном реальном

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОВ. ТУМАНЯНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ОВ. ТУМАНЯНА 1869, февраль (19 по нов. ст.). В деревне Дсех Дорийского района Армении родился Ованес Туманян.1877–1879. Учился грамоте в школе дьячка Саака.1879, сентябрь. Поступил в школу Т. Тер-Давтяна в Джалалоглы (ныне Степанаван).1881, март. Написал

Хронологическая таблица жизни и творчества Моцарта

1756. 27 января родился Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времен, знаменитый венский классик и просто гений.

1760. Мальчик начал учиться игре на фортепиано под руководством отца.

1761-1762. Написаны первые произведения, после чего семья Моцартов отправилась в концертные туры – Мюнхен, Вена.

1763. Знаменательный год, в котором 9 июня начался большой тур Вольфганга, Марии Анны, и их отца по Европе (до 29 ноября 1766 г.), во время которого 1 января 1764 г. состоялось выступление в Версале.

1767. Звучат первые, но достаточно зрелые сценические произведения в Зальцбурге.

1769. Вольфганг и его отец едут в Италию. Здесь, в Милане впервые исполнена опера «Митридат, царь Понтийский».

1771. Во время второй поездки в Италию в Милане впервые прозвучала опера «Асканий в Альбе».

1772 г. Композитор возвращается в Зальцбург, где его назначают аккомпаниатором при дворе. В этот раз назначают жалованье. Впервые в этом городе звучит «Святой Сципион». 1773-75. Турне Вена-Мюнхен-Зальцбург. Первые постановки «Воображаемого садовника», «Короля пастухов».

1776. Звучит «Серенада Хафнер» в Зальцбурге.

1777. В августе этого года композитор увольняется со службы и едет с матерью за границу. Остановившись в Мангейме, он без памяти влюбился Алоизию Вебер, но она не ответила взаимностью, и браком эти отношения не закончились.

1778. 3 июля Моцарт потерял близкого человека – маму.

1779. Не найдя достойной работы в Париже, вернулся на службу к архиепископу в качестве органиста.

1781. Моцарт прибыл в Вену и здесь остался надолго. К сожалению, снова разорвал отношения с архиепископом и уволился. Впервые прозвучала опера «Идоменей, царь Критский».

Читайте также:  Хронологическая таблица Некрасова (жизнь и творчество)

1782. Знаменательный год для Вольфганга – он женился на сестре Алоизии Вебер (которая отказалась от его любви) – Констанции. Незадолго до женитьбы поставлена опера «Похищение из Сераля» в Вене. В первые годы композитор получил известность и популярность. Однако в последующие годы дела Вольфганга шли не лучшим образом.

1783. У пары родился первенец. Оставив ребенка на попечение няни, композитор приехал в гости к отцу в Зальцбург, где его с супругой приняли довольно прохладно, так как отец относился враждебно к Констанции. По возвращении супругов ждал удар – их младенец скончался.

1786. Лоренцо да Понте написал либретто к опере «Свадьба Фигаро», первая постановка которой состоялась в Вене. Многие думали, что это лучшая опера Моцарта. Но писалась она в ужасных условиях – болезнь жены и нищета композитора.

1787. Год, насыщенный событиями (значительными и грустными). Опубликована новая версия «Свадьбы Фигаро». Смерть отца выбила композитора из колеи, так именно отец развил талант Вольфганга. Состоялась знаменательная встреча Бетховена и Моцарта. А в Праге впервые прозвучала опера «Дон Жуан». Кроме того, Моцарт был назначен придворным камерным музыкантом.

1789. Путешествие в Германию.

1790. Положение Композитора стало просто невыносимым. Отправляя Констанцию на лечение, он старался как можно больше заработать, чтобы оплатить его. Но денег постоянно не хватало.

1791. Проходит благотворительный концерт в Вене. Исполнение одной из последних симфоний (соль минор?). В мае Моцарт был назначен заместителем дирижера собора (но без зарплаты). Зато должность дала ему привилегию стать дирижером после смерти, Леопольда Хоффмана (который был в тот момент тяжело болен). Однако Хоффман пережил Вольфгама.

В театре Вейднера впервые исполнили «Волшебную флейту». Последнее выступление Моцарта в масонской ложе. В этом году композитор пережил беспрецедентный творческий рост. Симфония № 40 вышла из-под пера, а незадолго до смерти – незаконченный Реквием. Моцарт очень ослабел, руки и ноги опухли, постоянные приступы рвоты обезвоживали организм, и довели несчастного композитора до изнеможения.

1791. Вольфганг умер 5 декабря 1791 года. Официальная причина смерти – ревматическая воспалительная лихорадка. Но до сих пор многие считают, что в его смерти виноват завистливый композитор Антонио Сальери. Однако доказательств этой версии нет.

Также читают:

Картинка к сочинению Хронологическая таблица жизни и творчества Моцарта

Популярные сегодня темы

Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

Действие происходит в канун Рождества. Джеймс и Делла-обычная пара с маленьким доходом, они живут в дешёвой квартире: Не то чтобы вопиющая нищета, но, скорее красноречиво молчащая бедность.

С того момента, как человек появился на планете, можно говорить о том, что его взаимодействие с природными силами началось.

Произведения Распутина всегда носили философский характер, так как в них автор рассматривает вопросы, которые относятся как раз к теме философии и постоянных размышлений над ними людей.

Вольфганг Амадей Моцарт

Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

«В Моцарте трудности на каждом шагу ожидают исполнителей, и счастье, если они их как-то минуют. А в чем эти трудности, даже непонятно»
(Дневники Святослава Рихтера)

Жизненный и творческий путь

Трудно назвать другого художника, личность и творчество которого породили так много противоречивых представлений, как Моцарт. Каждая эпоха, каждое поколение открывает в его музыке новые грани и воспринимает по-своему. «Беспечный гений», вечно юный, ясный, гармоничный, влюбчивый. Многие считали, что трагическая жизнь композитора осталась за пределами его творческого мира. Романтики создали другую легенду о Моцарте. «Романтизированный» Моцарт – это композитор, который «касается сверхчеловеческого» (Гофман), чей музыкальный мир непостижимо загадочен.

Для многих русских композиторов музыка Моцарта стала «высшей точкой красоты» (С.Танеев[1]). «Солнечный свет в музыке» (А.Г.Рубинштейн). Кстати, в России о Моцарте вышла первая крупная монография А. Улыбышева.

Как человек и художник, Моцарт – далеко не гармоничная личность. Его письма, высказывания ясно демонстрируют двойственность его мироощущения. При венском дворе у него сложилась репутация человека неуживчивого: он не отличался светской обходительностью, не умел ладить с императором, льстить и угождать вкусам светской публики. Известен его краткий разговор с императором Иосифом II по поводу «Похищения из сераля»: Слишком хороша для наших ушей и невероятно много нот заявил император. – Ровно столь, сколько нужно – ответил композитор.

Первым из великих музыкантов Моцарт порвал с полукрепостной зависимостью от знатного вельможи, предпочтя ей необеспеченную жизнь свободного художника, тем самым проложив дорогу Бетховену. По тем временам это шаг безумно смелый. Хорошо известны слова Моцарта, сказанные в период разрыва с зальцбургским архиепископом: «Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа».

Двойственность мироощущения Моцарта отчетливо ощущается в его лучших творениях. Композитор одинаково типичен как в «Свадьбе Фигаро» и симфонии «Юпитер», так и в полярно противоположных им «Дон Жуане» и симфонии g-moll. Эти сочинения, созданные почти в одно и то же время, показываю Моцарта с совершенно разных сторон: и как одного из представителей классицизма, и как прямого предшественника раннего романтизма (особенно в 40-й симфонии).

Молодые годы Моцарта совпали с прогрессивным антифеодальным движением Sturm und Drang («Буря и натиск»). Возникнув в немецкой поэзии 70-80х годов, оно вышло далеко за ее пределы. «Штюрмеры» протестовали против отсталых порядков современной им Германии, сочувствовали французским революционерам, прославляли сильную личность, борющуюся за свободу.[2]

Моцарт тысячами нитей связан с накаленной атмосферой «Бури и натиска», с тревожной эпохой «брожения умов», предшествующей Великой французской революции 1789 года. Его музыка пронизана мятежным и чувствительным духом немецкого штюрмерства. Подобно Гёте в «Вертере», он сумел передать настроения и предчувствия своего времени.

По сравнению с творчеством Гайдна его музыка более субъективна, индивидуальна и романтична. В ней соединились благородная простота и спокойное величие классицизма и «вертеровские» настроения эпохи «Бури и натиска».

Моцарт прожил очень короткую жизнь – всего 35 лет. Но как много дал он миру на века!

I период – «годы странствий» – 1762-1773

Многочисленные биографы повествуют о феноменальной одаренности чудо-ребенка, о его уникальном слухе и необыкновенной памяти. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Занятиями сына руководил Леопольд Моцарт – обожаемый отец («За Богом сразу идет Papa»). Разносторонне образованный человек, талантливый композитор, прекрасный педагог, скрипач (автор знаменитой «Скрипичной школы»), он всю свою жизнь прослужил в капелле при дворе зальцбургского архиепископа.

Для творческого роста В.А. Моцарта очень важное значение имело раннее знакомство с музыкальной жизнью крупнейших городов Западной Европы. Мечтая о достойной будущности для своего гениального сына, Леопольд Моцарт на протяжении длительного времени совершал гастрольные поездки со своими детьми. «Завоевание Европы» шло сначала в пределах родной Австрии и Германии; затем последовали Париж, Лондон, города Италии и другие европейские центры. Артистические поездки принесли юному Моцарту бесчисленное множество впечатлений. Он знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Например, в Вене, где «семейное трио» побывало трижды (1762, 1767, 1773), он имел возможность быть свидетелем реформаторских постановок Глюка. В Лондоне он услышал монументальные оратории Генделя, познакомился с замечательным мастером оперы-seria Иоганном Кристианом Бахом (младший сын И.С. Баха). В Италии, в Болонье, 14-летний Моцарт получил несколько консультаций у крупнейшего знатока полифонии падре Мартини, которые помогли ему блестяще выдержать специальные испытания в Болонской академии [3].

Чутко воспринимая все импульсы, юный композитор по-своему воплощал в музыке то, что слышал вокруг. Под впечатлением музыки, услышанной в Париже, он пишет свои первые камерные ансамбли. Знакомство с И. К. Бахом вызвало к жизни первые симфонии (1764). В Зальцбурге, в возрасте 10 лет, Моцарт написал свою первую оперу «Аполлон и Гиацинт»), а чуть позже, в Вене – оперу-buffa «Мнимая простушка» и немецкий зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». В Милане он выступил в жанре seria, создав оперы «Митридат, царь понтийский» (1770) и «Луций Сулла» (1771). Так постепенно рождался универсализм Моцарта – важнейшее качество его творческой индивидуальности.

II период – юношеский (зальцбургский) – 1773-1781

Снискавшему европейскую славу В.А. Моцарту, тем не менее, не удалось получить постоянного места службы при каком-либо столичном европейском дворе. Детские сенсационные триумфы остались позади. Молодому музыканту, уже вышедшему из возраста вундеркинда, пришлось вернуться в Зальцбург и довольствоваться обязанностями придворного концертмейстера. Его творческие стремления теперь ограничиваются заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес – дивертисментов, кассаций, серенад (среди них – замечательная «Хаффнер-серенада»)[4]. Провинциальная атмосфера духовной жизни Зальцбурга все более тяготила Моцарта. Особенно угнетало отсутствие оперного театра. Со временем родной город, где его удерживали деспотические притязания архиепископа (графа Колоредо), становится для гениального музыканта тюрьмой, из которой он стремится вырваться.

Он предпринимает попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже (1777-79). Поездки в эти города с матерью (отца не отпустил архиепископ) принесли много художественных и эмоциональных впечатлений (первая любовь – к юной певице Алоизии Вебер). Однако и это путешествие не дало желанного результата: в Париже развернулась борьба «глюкистов и пиччинистов» [6], на молодого иностранного композитора никто не обратил внимания.

Произведения, созданные Моцартом в зальцбургский период разнообразны по жанрам. Наряду с духовной и развлекательной музыкой это:

  • симфонии, среди которых настоящие шедевры – № 25, g-moll);
  • инструментальные концерты – 5 скрипичных и 4 клавирных;
  • скрипичные и клавирные сонаты (в т.ч. ля минор, Ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), струнные квартеты;
  • несколько опер – «Сон Сципиона», «Царь-пастух» (Зальцбург), «Мнимая садовница» и «Идоменей, царь критский» (Мюнхен).

«Идоменей» (1781) выявил полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

III период – венское десятилетие (1781-1791)

В 1781 году начинается новый этап в жизни и творчестве Моцарта, связанный с Веной. Позади – бурная ссора с архиепископом, которую он долго не мог вспоминать без содрогания; отчуждение отца, не захотевшего понять его отчаянного шага. Возникшее после Зальцбурга ощущение свободы окрылило гений Моцарта: он больше не подданный архиепископа, может писать, что хочет, а в голове у него множество творческих планов. Кипучая жизнь австрийской столицы как нельзя более отвечала его творческому темпераменту. Моцарт много выступает при дворе, у него появились меценаты и покровители, ценящие его талант (например, русский посол князь А.К.Разумовский). В Вене Моцарт встретился и подружился с Гайдном, которого называл «своим отцом, наставником и другом». Наконец, он счастлив в браке, женившись на младшей сестре Алоизии Вебер – Констанции.

Венские годы стали лучшим, вершинным периодом моцартовского творчества. За это 10-летие он написал почти столько же, сколько за всю предшествующую жизнь, и это самые значительные его произведения: 6 симфоний (включая «Пражскую» и 3 последние знаменитые – Es, g, C), 14 клавирных концертов, множество камерных сочинений (в т.ч. 6 струнных квартетов, посвященных Гайдну). Но главное внимание Моцарта в эти годы было направлено на оперу.

Прекрасным венским дебютом стал зингшпиль «Похищение из сераля» (1782). За ним последовали «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все» («Все они таковы»), «Милосердие Тита», одноактная комедия с музыкой «Директор театра».

И все же эйфория первых венских лет вскоре сменилась более трезвым взглядом на свое положение. Столь желанная свобода оказалась чреватой материальной неустойчивостью и неуверенностью в завтрашнем дне. Император не спешил принимать композитора на государственную службу (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов). Материальное благополучие зависело от заказов, а они поступали не столь часто. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене.

Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта» и скорбный величественный Реквием, оставшийся незавершенным.

Моцарт умер в ночь на 5 декабря 1791 года. Вокруг его болезни, смерти, похорон создано множество легенд, переходящих из одной биографии в другую[5].

[1] Восторженную любовь к Моцарту он унаследовал от своего учителя, П.И. Чайковского.

[2] В русле этого течения созданы «Эгмонт» и «Страдания молодого Вертера», «Разбойники» Шиллера.

[3] Интересно, что в тот же период в Италии были русские композиторы Бортнянский и Березовский, но их пути не пересеклись.

[4] Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода – «Маленькая ночная серенада» (1787), своеобразная миниатюрная симфония.

[5] В этой связи сильно не посчастливилось Антонио Сальери, на которого с «легкой руки» А.С. Пушкина легло несмываемое пятно. Между тем легенда о Сальери-отравителе не получила никаких подтверждений. Реальный Сальери был человеком порядочным и добродушным. Многих своих учеников он обучал композиции бесплатно (среди них был и сын Моцарта, и Бетховен, и Шуберт).

[6] Никколо Пиччинни (1728-1800) – итальянский композитор, автор более 100 опер в разных жанрах (особенно много опер-buffa). Переехав в столицу Франции (1776), Пиччини был втянут в музыкально-общественную борьбу: противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному искусству более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Особенно отчетливым было соперничество двух композиторов в работе над «Ифигенией в Тавриде»: Глюк и Пиччинни написали свои оперы на этот сюжет практически одновременно. Победу одержал Глюк.

Ссылка на основную публикацию