Григорий Сковорода – сообщение доклад

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Сковорода Григорий Саввич
Тип работы: реферат. Добавлен: 23.12.2012. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru:

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Сковорода Григорий Саввич

Реферат по педагогики
студентки I курса
направления: «Педагогическое образование»
(профиль «Информатика – Английский»)
Боксовой Айжан

Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших мыслителей XVIII в., выдающийся философ, поэт, композитор и педагог, он оказал огромное влияние на современников. Его именем называют корабли, научные заведения, улицы, населенные пункты, его философское наследие изучают представители многих стран мира, и вместе с тем, он занимал исключительно мало жизненного пространства в материальном мире. Духовный же мир его – без края. Он исходил тысячи верст и вошел в вечность. Скромность его легендарна. Популярность его при жизни не знала границ. Многие любили его, хотели видеть, говорить с ним, многие же осуждали, не понимая рассуждений его. В чем только не обвиняли его, даже в ереси. И это при его безграничной любви к Богу! Люди, слышавшие о нем, при личной встрече подходили и предлагали свою дружбу. И таких эпизодов в его жизни было немало. Но охотно сходился Сковорода с незнакомцами только из простого люда, по причине их открытости. От вельмож предпочитал держаться дальше.
В крестьянских семьях «философа из народов» считали своим наставником, борцом за правду и справедливость: так много значил духовный авторитет сына малоземельного крестьянина-казака. Несовместимы с его гуманитарной натурой ни имя «религиозного духоборца- еретика», ни имя «сторонника святоотеческой традиции» или «церковного мыслителя». Он стоял вне всякого официоза, сохраняя интеллектуальную свободу, что позволило ему сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал». Эти слова после смерти мыслителя были выбиты на его могильном памятнике.

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.
В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.
В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.
Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).
Духовный внутренний двигатель индивидуума позволяет раскрыть назначение каждого человека, потому что самопознание ведет к гармонии человеческих возможностей. Философское учение Григория Сковороды включает в себя теорию трех миров, состоящую из Макромира космоса, Микромира человека, и Символического мира библии. Все три мира объединены двойственностью: видимыми и невидимыми реалиями. Причем невидимый мир – мир божественного начала, т.к. он открывается, только зрелой личности, которая исследует себя и окружающий ее космос. А библия является неким связующим звеном, через символику которого происходит раскрытие духовных истин макрокосмоса и познание божественного начала в человеке.

Григорий Саввич Сковорода

Педагогические действия и идеи

Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько лет (с перерывами) он учился в Киево-Могилянской академии. Затем пребывал в придворной капелле в Петербурге. В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал преподавателем – сначала в Переяславской семинарии (преподавал поэтику), а затем в Харьковском коллегиуме (читал курс лекций по этике). Из Харьковского коллегиума он был изгнан за прочитанный им курс “христианского добронравия”, концепция которого не совпадала с официально-церковной. За годы, потраченные на обучение и преподавание, у него не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.
Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов: его многосторонней одаренности, с одной стороны, и резко меняющейся социальной обстановки – с другой. Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос; он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.
Григорий Сковорода был по-европейски высокообразованным человеком, знал, читал, свободно разговаривал с Плутархом и Цицероном, Горацием и Эразмом Роттердамским, владел поэтическим словом, разбирался в музыке, живописи. И впрямь, возвышался Сковорода над современниками своими знаниями, нравственной красотой, но, конечно же, не обходили его стороной и неспокойные времена, и общественные вихри.
Педагогическое дело было призванием философа, так как когда в 1766 году ему снова предложили преподавать в Харьковском коллегиуме нововведенный предмет – основы добропорядочности, он охотно согласился и написал с этой целью пособие “Входная дверь к христианской добропорядочности для молодого шляхетства Харьковской губернии”. Руководители коллегиума были намерены сделать талантливого преподавателя “своим”, а Сковорода не хотел терять связей с учащейся молодежью, лелея надежду воспитаться у нее вольнолюбие и критическое отношение к церкви, религии, обществу. Неприятности произошли уже после первой лекции, которую Григорий Савич начал словами: “Весь мир спит! И еще не так спит, как сказано: когда упадет, не разобьется; спит глубоко, раскинулся, будто прибитый! А наставники. не только не будят, а еще и поглаживают, приговаривая: спи, не бойся, место хорошее. чего бояться!
В Харькове Сковорода с перерывом учительствовал пять лет. Видимо, времени было достаточно, чтобы «підошвами своїх черевиків» познать Слобожанщину, ее леса и рощи, источники и овраги, чтобы написать впоследствии цикл «Байок Харківських». Творческую насыщенность совмещал с ведением классов «поэтики» и «синтактического», а также учил студентов «эллинскому языку».
Именно в харьковский период Григорий Сковорода сделал свои педагогические и духовные открытия, переступившие грань его века, нашедшие дальнейшее развитие в нашем времени и вновь требующие еще более глубокого осмысления и приложения уже к новому обществу — вселенской общине третьего тысячелетия.
В обращении к читателю «Харківських байок» Григорий Сковорода призывает серьёзно отнестись к байкам, несмотря на выбранный им жанр, и напоминает, что и библия – «солнце всех планет и царица» – из притч сложена, в которых спрятана мудрость всего смертного. Далее он пишет, что те мысли, которые читатель прочтёт в баснях, придуманы не автором, так как истина безначальна. Поэтому можно с уверенностью сказать, что из произведений Г.Сковороды мы узнаём мысль народную. Не случайно Сковороду называют одним из педагогов, которые внесли весомый вклад в развитие этнопедагогики, т.е. народной педагогики.
Говоря о педагогических воззрениях Сковороды, первый акцент мы сделаем на отношении педагога к семейному воспитанию. Григорий Саввич называет родителями тех, кто дал ребёнку не только жизнь, но и воспитание. И если родители не занимаются воспитанием своих детей, ссылаясь на недостаток времени, то они не выполняют основной своей миссии, данной богом. Таких родителей педагог сравнивает с матерью, которая родила, но отказалась кормить своё дитя.
Поговоркой-моралью «Басни Езопової», написанной «для учеников поэтики 1760 года», Сковорода провозглашает и формулирует принцип «сродної праці», то есть общественную необходимость заниматься тем видом деятельности, к которой человек имеет природные наклонности, в которой может широко и полностью раскрыть свои способности и таланты.
О природосообразности в любом виде деятельности, и в обучении особенно, Григорий Саввич говорит неоднократно в «Харьковских байках». Он называет природные склонности фундаментом всего. «Варто знати те, що світлиця без фундаменту та стін покрівлею своєю не зможе увінчатися», – пишет автор
Всякое дело имеет успех, если этому способствует природа. В притче «Еродий» Сковорода высказывает такую мысль: учитель или врач не являются учителем или врачом, они только служащие природы, которая одна есть настоящий и единственный врач и учитель.И если кто-то захочет чему-либо научиться, он должен иметь к этому наклонности.
Как обучать ребёнка? Надо создать необходимые условия, а дальше природа сама будет способствовать развитию определённых способностей. “Клубок сам покотиться з гори, забери лише камінь, що лежить на перепоні”, – пишет Сковорода .
Идеи природного воспитания пронизывают такие творческие произведения Сковороды, как: байки, притчи, философские трактаты, афоризмы в том числе. Во многих из них изображены наилучшие качества человека, которыми он наделён от природы – человечность, сердечность, великодушность, справедливость, скромность, работоспособность. Такие качества, как лень, зависть, жестокость, самодурство, карьеризм, чинопочитание, по мнению педагога, являются противоприродными, то есть приобретёнными вследствие неправильного воспитания и условий жизни (байки „Орёл и Черепаха”, „Пчела и Шершень”, притчи „Убогий жаворонок”, „Благодарный Еродий” и др.).
Таким образом, Г.С.Сковорода не противопоставляет природу воспитанию, а подчёркивает, что воспитание усиливает развитие природних возможностей, чем способствует формированию „истинного человека”.
Сковорода предупреждает о последствиях выбранного без учёта природних возможностей жизненного пути. В байке „Жаворонок” педагог утверждает, что много людей без природы начитают великие дела, да плохо заканчивают. И, наоборот, того, кто правильно распределил свои силы, ждёт удача: „Коли ти твердо йдеш шляхом, яким почав іти, то на мою думку, ти щасливий” .
В философских произведениях „Вхідні двері до християнської доброчинності”, „Кільце”, „Дружня розмова про душевний світ” Г.С.Сковорода утверждает право человека на счастье, которым его награждает природа. Но счастье не приходит само собой, путь к нему лежит через самопознание в поисках истины. А для этого необходимо постоянно трудиться. „Пізнаєш істину – ввійде тоді у кров твою сонце”, – писал Сковорода .
Григорий Саввич считал, что обучение должно быть последовательным и постепенным. Этот дидактический принцип он обосновывает афоризмом: „Хто помірно, але постійно вивчає предмет, для нього навчання не труд, а втіха” .
Педагог осуждал схоластику, заставлял своих учеников не зазубривать книжные истины, а думать, делать выводы, проявлять в учении старательность и настойчивость. При этих условиях истина доступна каждому – „ищите и обретёте”.
Своей деятельностью Г. С. Сковорода ускорил открытие первого университета на Украине. Когда Василий Назарович Каразин, молодой тридцатилетний дворянин, взялся за организацию Харьковского университета, его мероприятия закончились в 1803 году удачей именно потому, что большинство из дворян, которые внесли неслыханную к тому времени сумму в 618 тысяч карбованцев серебром, уже были подготовлены к этому. Это все были или ученики, или знакомые, или друзья Григория Саввича Сковороды.
Охранники тогдашней официальной идеологии принимали различные меры от подсиживания и шпионского слежения к репрессиям над передовыми преподавателями, друзьями Сковороды, и самыми способными учениками, лишь бы прекратить прогресс мысли, убить желание освободиться от религиозных догматов. Под непосредственным влиянием Сковороды много учеников пошли учиться в Петербуржскую медико-хирургическую академию, участились случаи отказа учеников от духовного сана, как это сделал в свое время их учитель.
Сковорода не был оторванным от общества мыслителем; он был и пропагандистом своего мировоззрения в современном, ему обществе.
Для кого он писал свой философские трактаты и письма? Для каких тогдашних классов, и каково было его влияние на них, какова была роль в этом влиянии его устных проповедей и примера его собственной жизни? Данилевский не придавал вовсе значения философским трактатам Сковороды, а только его жизни. В настоящее время, по-моему, нужно принять то положение, что на современников Сковорода влиял главным образом нравственно, живым примером собственной жизни, устными беседами и письмами; что же касается его сочинений, то они не были напечатаны, вращались только в рукописях в сравнительно незначительной группе его почитателей из духовной и светской интеллигенции, за исключением, однако, литературных трудов, стихотворений и басен, которые по своему содержанию и форме были доступны и более широким народным массам. Современники, думается мне усваивали в большей степени его этику, нежели метафизику.

Читайте также:  Жизнь и творчество Виктора Пелевина

Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) был бесстрашным обличителем официальной религии и мертвой церковной схоластики. Хотя его мировоззрение в целом было идеалистическим, в его взглядах имелось много материалистических элементов, которые роднят его с М. В. Ломоносовым. Г. С. Сковорода полагал, что «природа является всему началом, что она безгранична в пространстве и времени, не имеет ни начала, ни конца». Сковорода отрицал врожденные идеи, считал источником знаний окружающий мир. Он подверг резкой критике господствующие представления о воспитании. Одним из важнейших положений, которое он отстаивал, является утверждение о способности простого народа к самостоятельному педагогическому творчеству, о вреде механического заимствования чужеземных теорий.
В притче «Благодарный Еродий» он высмеивает стремление украинского дворянства механически подражать французам и немцам, рассказывает об обезьяне, которая дает своим детям особое, не такое, как у простого народа, а «благородное» воспитание. Это воспитание осуществляется французскими учителями, обучающими мартышек говорить по-французски, петь, играть, танцевать, владеть светскими манерами, с тем чтобы они могли попасть в придворные к марокканскому владельцу.
В противовес мартышке, которая по-обезьяньи подражает вкусам и требованиям марокканских властелинов (т. е. русских дворян), Скворода выводит простого, по-настоящему благородного аиста Еродия. Воспитывая своих детей, он старается спасти их от спеси, праздности, безнравственности, эгоизма.
Сковорода выступил, как и Руссо, с требованием природосообразного воспитания, однако не считал первобытное состояние людей идеальной формой общественной жизни, не идеализировал детской природы и не требовал удаления детей от общества на лоно природы. Его мысль о необходимости строить воспитание в соответствии с природными особенностями детей имела положительное социальное содержание. Он требовал, чтобы людей предназначали к т
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Доклад: Сковорода, Григорий Саввич

План
Введение
1 Биография
2 Мировоззрение
3 Философские трактаты и диалоги
4 Басни
Список литературы

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Золочевский уезд, Харьковской губернии) — украинский[2] и русский[3][4][5] философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».[6]

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся. В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа»[7][8]. В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».[9]

3. Философские трактаты и диалоги

Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)

Сковорода на купюре в пятьсот гривен 2006

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.

Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.

· Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе») [1]

· Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе») [2]

· Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко [3]

· Диалог, или разглагол о древнем мире [4]

· Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире) [5]

· Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире [6]

· Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776) [7]

· Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780) [8]

· Потоп змиин (конец 1780-х) [9]

· Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775) [10]

· Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783) [11]

· Пря бесу со Варсавою [12]

· Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)

· Сад божественных песен

· «Басни харьковские» (1774) [13]

· «Благодарный Еродий» [14]

· «Убогий жаворонок» [15]

1. Некоторые источники указывают в качестве места рождения Сковороды Полтавскую губернию, однако это не соответствует действительности. Полтавская губерния была образована в 1802 году. Киевская губерния, образованная в 1708 году включала на тот момент в себя Киевская Малороссию, Севский и Белгородский разряды, части нынешних Брянской, Белгородской, Орловской, Курской, Калужской и Тульской областей Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет

2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

3. Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры

4. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

5. СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ / 1722—1794 русский и украинский философ поэт педагог Родился в сЧе

6. СКОВОРОДА Г. Сад божественных песней

7. И. И. Кальной, Ю. А. Сандулов. Философия для аспирантов. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу

8. Лосев А. Г. С. Сковорода в истории русской культуры

9. Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. СПб., 1998. С. 122.

Биография Григория Сковороды

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – русский и украинский поэт и баснописец, педагог и гуманист, демократ и странствующий философ. Для восточнославянской культуры он внёс значительный вклад.

Считается, что он завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.

Ранние годы

Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.

Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.

Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).

Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.

В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.

Киев и Санкт-Петербург

Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.

Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.

В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург. Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника. Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.

Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.

Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.

Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.

Киевская академия, путешествие по Европе

В 1744 году Григорий Сковорода был уволен с должности придворного певчего, теперь он, как придворный уставщик, поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев.

Григорий продолжил прерванное обучение в академии, вскоре он стал солистом академического хора, начал писать музыку. Здесь же он прослушал лекции архиепископа Георгия Конисского.

Читайте также:  Жизнь и творчество Жюля Верна

В 1750 году Григорию выдалась возможность поехать в Европу с генерал-майором Фёдором Степановичем Вишневским, близким другом графа Разумовского. Это была русская миссия в Токай по закупке вин для императорского двора.

Миссия продолжалась в течение трёх лет и за это время Сковорода, желая ознакомиться с культурным наследием Европы, пешком обошёл Польшу и Австрию, Венгрию и Италию.

Харьковский и московский период

Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.

С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.

Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.

Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.

Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.

С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

Его многократно пытались «приручить»:

  • Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
  • в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
  • предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
  • даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.

Он всем отвечал отказом, ни «панство большое», ни «лакомство несчастное» ему были не нужны.

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

Произведения

Свой сборник лирических произведений «Сад божественных песен» он создавал с 1757 по 1785 год.

Наиболее широкую известность получила песнь «Всякому городу нрав и права», она была написана в сатирическом духе и высмеивала помещиков, ростовщиков и купцов. Позднее песнь была положена на музыку и исполнялась певцами-кобзарями.

Особенной популярностью пользовались также его «Харьковские басни», написанные в прозе:

  • «Пчела и шершень» (о ценности труда);
  • «Оленица и кабан» (о паразитизме дворянской знати);
  • «Старуха и горшечник» (народный анекдот);
  • «Благодарный Еродий» (о преимуществе воспитания трудового перед аристократическим).

Он переводил греческие и латинские тексты Плутарха и Цицерона. Является автором таких философских разговоров:

  • «Асхань»;
  • «Кольцо»;
  • «Наркисс»;
  • «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни»;
  • «Беседа»;
  • «Разглагол о древнем мире».

Смерть и память

За два месяца до своей смерти Григорий отправился в Орловскую губернию. Своему ученику он оставил на сохранение все рукописи.

Приближение смерти Григорий чувствовал, он помылся, оделся в чистое, лёг на лавочку и умер. Произошло это 9 ноября 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии. Философ сделал одно-единственное завещание – написать на его могиле «Мир меня ловил, но не поймал».

Память о великом мыслителе хранят благодарные потомки. На Украине многие высшие учебные заведения и исследовательские учреждения носят его имя.

В Харьковской области есть действующий литературно-мемориальный музей Григория Сковороды.

Портрет Григория был изображён на почтовых марках СССР и Украины, на украинской 500-гривневой купюре также изображение великого мыслителя.

В начале августа 1987 года ученые крымской обсерватории открыли малую планету, ей дали имя Григория Сковороды.

Григорий Сковорода

Биография и жизненный путь Г. Сковороды, странствования мыслителя, поучение нравственности. Анализ собрания сочинений философа-моралиста. Ортодоксальное и рационалистическое трактование Библии. Исследование вопросов самопознания как основы мироздания.

РубрикаФилософия
Видбиография
Языкрусский
Дата добавления26.02.2016
Размер файла14,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

сковорода моралист самопознание

Сковорода (Григорий Саввич, 1722-1794) – украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором Багалеем (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

Сковорода – философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа «познай самого себя» Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона.

Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или Симфония о познании себя самого»; они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают «Разглагол о древнем мире» и «Беседа двое» (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах – ветхом и новом, о двух началах – тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении «Начальная дверь ко христианскому благонравию» (1766); это – конспект курса, читаного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: «Израильский змий» (1776), «Жена Лотова» (1780) и «Потоп змиин» (написан в конце 80 х гг.). «Дружеский разговор о душевном мире» и «Алфавит мира» (1775) – лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии: в чем заключается счастие человека. Сочинения Сковороды «Борьба архистратига Михаила с сатаной» (1783) и «Пря бесу с Варсавой» являются мистическими и аллегорическими: основная тема их – «легко быть благим». К литературным сочинениям Сковороды принадлежат «Харьковские басни» (1774); каждая басня состоит из фабулы и силы, т.е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи «Благодарный Еродий» (трактуется о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал «Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания»: все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав «Сада» басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, Сковороде принадлежат несколько переводов.

Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат «Наркис, или Познай себя», напечатанный без имени автора, под заглавием «Библиотека духовная» (Санкт-Петербург, 1798); затем были напечатаны его «Начальная школа по христианскому добронравию» («Сионский Вестник», 1806, с кратким введением о его жизни), «Дружеский разговор о душевном мире» (Москва, 1837), «Беседа двое» (Москва, 1837), «Убогий жаворонок» (1837), «Харьковские басни» (1837), «Брань архистратига Михаила с сатаной» (1839), «Сочинения в стихах и прозе» (Санкт-Петербург, 1861: 5 трактатов Сковороды; стихотворения, переписка и др.).

Отражая жизненные устремления народных масс в период достаточно развитых антифеодальных движений крестьянства в Великороссии(Пугачевское восстание) в Малороссии (Колеивщина), Григорий Саввич Сковорода выступал глашатаем наиболее передовых идей своего времени. Общественнополитические, философские, педагогические, этические и эстетические взгляды украинского мыслителя из народа получили значительное распространение при жизни, а еще большее после его смерти. Они сыграли значительную роль в пробуждении самосознание крестьянства, в развитии демократического миросозерцания дворянской и разночинной интеллигенции Украины и России XVIII-XIX вв. Сковорода не в малой степени содействовал развитию гуманизации знания и общественной жизни, утверждению нового взгляда на перспективы развития России и всего человечества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткое описание жизни, личностного и творческого становления великого украинского мыслителя Григория Сковороды. Краткое содержание философского учения мастера. Наиболее значимые произведения философа и их анализ, место и значение в истории Украины.

контрольная работа [15,8 K], добавлен 14.07.2009

Предфилософский путь Григория Сковороды. Переплетение идей платонизма и стоицизма с библейской тематикой в диалогах и трактатах философа. “Две натуры” и “три мира” в философской системе Сковороды, связь его философского наследства с современностью.

Читайте также:  Жизнь и творчество Гюстава Флобера

реферат [25,5 K], добавлен 28.10.2009

Мистическая метафизика Сковороды. Философия Сковороды бесспорно-продукт его личного творчества. Г. Сковорода-первый представитель религиозной философии. Внутренняя цельность и бесспорная самостоятельность философии Сковороды-философия мистицизма.

контрольная работа [19,2 K], добавлен 24.09.2008

Философские идеи Григория Сковороды. Функции и роль религии. Г. Сковорода-первый представитель религиозной философи. Мистическая метафизика Сковороды. Религия, ее функции и роль. Вопросы морали в творчестве Г. Сковороды. Определение и его виды.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 24.09.2008

Тема преподавания в университетах актуальна сейчас и была не менее актуальной во времена немецкого философа и мыслителя Фридриха Гегеля. Биография Гегеля и его философия. Идея бытия и государства, которые носили религиозный оттенок в трудах философа.

реферат [29,3 K], добавлен 03.02.2009

Биография немецкого философа Гегеля. История духовной культуры и развития различных ступеней человеческого сознания в трудах философа. Этапы процесса самопознания “абсолютной идеи”, “мирового разума”. Три закона диалектики, критика философии Гегеля.

реферат [22,2 K], добавлен 12.02.2010

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления легендарного философа Древней Греции Аристотеля, анализ его основных сочинений и трактатов по метафизике и другим наукам. Взгляды мыслителя на природу человеческой души, государство и политику.

реферат [35,7 K], добавлен 05.01.2010

Изучение значения славянской философии на развитие философской мысли в мировом масштабе. Отличительные черты “философии сердца” Г. Сковороды и его понимания сущности человека. Христианская антропология П.Д. Юркевича. “Украинская идея” Т.Г. Шевченко.

реферат [27,1 K], добавлен 21.11.2010

Биография Бэкона – английского государственного деятеля и философа. Выражение в его творчестве практической ориентации науки нового времени. Разграничение Бэконом между антиципациями и интерпретациями природы, его трактование цели научного познания.

реферат [42,5 K], добавлен 14.10.2014

Жизненный путь древнегреческого писателя-философа Платона и формирование его философских взглядов. Периодизация жизни и особенности творчества Платона. Учение философа об эйдосах. Трансцендентализм. Этика Платона, как отражение его внутреннего мира.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 10.09.2016

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Сковорода, Григорий Саввич

Введение

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Золочевский уезд, Харьковской губернии) — украинский [2] и русский [3] [4] [5] философ, поэт, педагог.

Сковороду называют «первым философом Российской империи». [6]

1. Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

2. Мировоззрение

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной).

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» [7] [8] .

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков». [9]

3. Память

    Почтовые марки и банкноты

Почтовая марка СССР, посвящённая Г. С. Сковороде, 1972 год (ЦФА (ИТЦ) #4186; Скотт #4034)

Григорий Сковорода – сообщение доклад

Григорий Сковорода родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Киевской губернии в семье казака Саввы Сковороды и его жены Пелагеи. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург, где сблизился с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским, также выходцем из казаков.

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Фёдоре Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае) и Австрии. По неподтверждённым данным, Сковорода также побывал в Италии и Германии. Сковорода овладел несколькими иностранными языками, в частности латынью и немецким, а также научился писать по-древнегречески, правда, не достаточно хорошо. Сковорода был сведущ как в древней, так и новоевропейской философии.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. [2] Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1755 году Григорий Сковорода отправился в Москву в Троице-Сергиеву лавру, где сблизился с настоятелем Кириллом Лящевским, у которого остановился. В 1759—1769 годах преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. В это время Сковорода сближается с харьковским губернатором Евдокимом Алексеевичем Щербининым. Несмотря на различия во взглядах и принадлежность к разным сословиям, Сковорода и Щербинин сдружились. Однако дружба с губернатором обернулась интригами, в которые Сковороду стали втягивать в Харьковском Коллегиуме. Сковорода всячески от них уклонялся. Будучи отстранён от преподавания в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Малороссии, Слободской Украине, Приазовью, а также по Орловской и Курской губерниям, в последней он сблизился с архимандритом Амвросием. Много времени Сковорода проводил в Воронежской губернии, где проживали его близкие друзья, помещики Тевяшовы, у которых Сковорода часто гостил. Диалог «Кольцо» и следом за ним «Алфавит, или букварь мира» Сковорода в 1775 году посвятил Владимиру Степановичу Тевяшову-Младшему. В 1776 году Григорий Саввич заканчивает «Икону Алкивиадскую» и адресует её отцу Владимира Степану Ивановичу Тевяшову. Ему же посвящен и переведенный Сковородою с латинского диалог Цицерона «О старости».

Сковорода часто останавливался в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались. Впервые произведения Сковороды издал Александр Фёдорович Лабзин в своём Сионском вестнике.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в доме Ковалевского в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии на пути в Киев.

Есть упоминания о том, что когда Сковорода почувствовал приближение смерти, он помылся, оделся в чистую одежду, лёг и умер, а на его могиле сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

Воззрения

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естество, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Причем Змей и Бог есть одно («змій есть, знай же, что он же и бог есть»). Эта природа порождает охоту (ражженіе, склонность и движеніе), а охота — труд.

Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства («Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы»). По отношению к религии предлагал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суевЂрія».

Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некий «симболичный мир», связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы.

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» [6] [7] .

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков» [8] .

А. Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трех мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой [6] .

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г. С. Сковороды:

  • Институт философии НАН Украины
  • Харьковский национальный педагогический университет
  • Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

Ссылка на основную публикацию