Хронологическая таблица Бетховена (жизнь и творчество)

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

1770 год

16 (?) декабря — в Бонне родился Людвиг ван Бетховен.

17 декабря — крещение Людвига ван Бетховена.

1778 год

26 марта — первое концертное выступление Бетховена в Кельне в качестве клавириста.

1780 год

Начало занятий с К.-Г. Нефе.

1782 год

Знакомство с Ф. Вегелером и семейством Бройнинг.

1784 год

Бетховен получил должность помощника придворного органиста в капелле. В театральном оркестре играл на альте.

1787 год

7 апреля — поездка в Вену. Знакомство с Моцартом.

20 апреля — возвращение в Бонн.

17 июня — смерть матери.

1792 год

Знакомство с Й. Гайдном.

2—3 ноября — Бетховен навсегда покидает Бонн и отправляется в Вену.

1794 год

Бетховен учится у И.-Г. Альбрехтсбергера и берёт консультации у А. Сальери.

1795 год

Бетховен играет в аристократических домах и салонах.

29 марта — первое публичное выступление Бетховена как пианиста и композитора в венском Бургтеатре. Исполнение Второго фортепьянного концерта (ор. 19).

Выход в свет трёх фортепьянных трио Бетховена.

1796 год

Бетховен совершил концертную поездку в Прагу, Дрезден, Берлин, Братиславу.

1798 год

Бетховен знакомится в доме посла Франции Бернадота с Р. Крейцером, которому впоследствии посвятил знаменитую скрипичную сонату (ор. 47). Вторая концертная поездка в Прагу.

1799 год

Знакомство с семейством Брунсвик, в имении которых в Мартонвашаре (близ Будапешта) Бетховен с этих пор неоднократно гостил.

1800 год

2 апреля — первый бенефисный концерт (академия) Бетховена в Вене. Исполнялись Первая симфония, Второй фортепьянный концерт, септет (ор. 20) и фортепьянные импровизации.

1801 год

28 марта — первое исполнение в Вене балета «Творения Прометея».

1803 год

5 апреля — второй бенефисный концерт Бетховена в театре «Ан дер Вин» в Вене. Исполнялись Первая и Вторая симфонии, Третий фортепьянный концерт, оратория «Христос на горе Елеонской».

1804 год

Написание «Героической симфонии».

1805 год

Написание оперы «Фиделио», её запрет цензурой. После переделок прошли три представления (20, 21, 22 ноября).

1806 год

29 марта, 10 апреля — два представления второй редакции оперы «Фиделио», прошедшие с большим успехом.

Написаны три струнных квартета (ор. 59), посвящённые графу А. К. Разумовскому.

1808 год

22 декабря — бенефисная академия Бетховена в театре «Ан дер Вин», где были исполнены Пятая и Шестая симфонии, отрывки из Первой мессы (ор. 86), Четвёртый фортепьянный концерт, Фантазии для фортепьяно, хора и оркестра.

Конец декабря — Бетховен был приглашён на должность первого капельмейстера при дворе Жерома Бонапарта, но, получив субсидию, отказался и остался в Вене.

1810 год

Первое исполнение музыки Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт».

1812 год

19—23 июля — знакомство с И. Гёте в Теплице.

1814 год

11 апреля — последнее выступление Бетховена в качестве пианиста-ансамблиста.

23 мая — постановка третьей редакции оперы «Фиделио» в венском Кёрнтнертортеатре.

1815 год

Бетховен по завещанию скончавшегося брата Карла Каспара принял опеку над девятилетним племянником Карлом.

1818 год

Бетховен потерял почти полностью слух.

1822 год

3 ноября — возобновление постановки оперы «Фиделио», её огромный успех.

1822—1823 годы

Знакомство с композиторами Вебером, Шубертом, Листом.

1824 год

26 марта — первое в мире и единственное при жизни Бетховена исполнение его «Торжественной мессы» в Петербурге.

7 мая — первое исполнение Девятой симфонии в венском Кёрнтнертортеатре.

1826 год

Конец сентября — отъезд Бетховена с племянником Карлом и Гнейксендорф к брату. Обострение болезни на обратном нуги в Вену.

1827 год

26 марта — смерть Людвига ван Бетховена.

Творческий путь Людвига ван Бетховена

1. Годы жизни. 1770 – 1827.

2. Значение творчества композитора в истории музыки.

Бетховен — гениальный композитор, один из триады композиторов «Венской классической школы», один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, но самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

3. Общий характер музыки. О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицизм в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. Вместе с тем, музыка Бетховена неразрывно связана с немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. Многие темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции.

4. Место рождения, родители и годы детства. Родился в декабре 1770 года в немецком городе Бонне в семье музыкантов. Детство омрачено болезнью отца (алкоголизм), который относился к рано обнаружившемуся дарованию сына как к новому источнику дохода и побоями, принуждениями заставлял четырехлетнего ребенка часами просиживать за фортепиано. Несмотря на хаотичность в обучении к 12 годам Бетховен легко читал с листа и свободно играл на клавире, скрипке и органе.

5. Образование. Общее образование ограничено начальными классами. Широкого интеллектуального развития впоследствии достиг упорным трудом. Подлинным наставником Бетховена стал директор придворной капеллы Христиан Готлоб Нефе, под чьим руководством он изучал гармонию, контрапункт, игру на органе.

6. Периодизация творчества. Творчество Бетховена можно разделить на четыре периода:

1. 1782 – 1792 – боннский период;

2. 1792 – 1802 – первый венский период;

3. 1803 – 1812 – период зрелого творчества;

4. 1812 – 1827 – годы кризиса. Последний период творчества;

7. Краткая характеристика периодов по следующим пунктам:

1. 1782 – 1792 – боннский период:

¾ Где проживал, служил;

Живет в Бонне. В 13 лет вынужден работать: помощник органиста. Постепенно стал заметной фигурой в городе и часто играл в домах местных аристократов. Его игру отличала страстность, неистощимая фантазия и драматизм импровизаций. Мечтал о занятиях с Моцартом и в 1787 году ездил в Вену. Моцарт, прослушав его игру, сказал: «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить». Но весть о смертельной болезни матери вынудило Бетховена вернуться в Бонн.

В 18 лет стал главой семьи. Ему пришлось добиваться у курфюрста права опеки над жалованьем своего совсем опустившегося отца и на него легла ответственность за воспитание и поведение младших братьев. Брал дополнительные работы и уроки, следил за хозяйством в семье. Переболел оспой.

Большое участие в судьбе молодого Бетховена приняла Елена фон Брейнинг. Ее дети подружились с юношей. В их кругу он находил сочувствие своим творческим устремлениям и нравственную опору. Не без их влияния, Бетховен в 1789 году поступил вольнослушателем философского факультета Боннского университета. В 1792 году в Бонне проездом был Й.Гайдн, прослушав сочинения Бетховена, он рекомендовал ему ехать в Вену и обещал свою помощь.

¾ Творчество, сочинения;

К 20-ти годам Бетховен написал около 50 произведений, в которых обозначилось центральное направление творческой мысли, преобладают устремленность, энергия, драматизм; тяготение к инструментальной музыке. Сложились основы мировоззрения.

2. 1792 – 1802 – первый венский период:

¾ Где проживал;

Осенью 1792 года Бетховен приехал в Вену. Первые несколько лет были лучшей порой его жизни: блестящие триумфы пианиста в венских салонах. Вокруг его имени разгорается ожесточенная полемика. Одни принимают восторженно, другие с яростью отвергают. Но количество приверженцев растет. На Бетховена обрушивается несчастья – его поражает глухота (первые признаки – 26 лет, вскоре стала очевидной неотвратимость потери слуха). Трагедия обострилась разочарованием в любви (несостоявшийся брак с Джульеттой Гвиччарди). Крушение мечты привели к мысли о самоубийстве, но композитор справился с искушением. Некоторое время жил и проходил курс лечения в предместье Вены Гейлигенштадте.

Скоро занял одно из первых мест среди виртуозов Вены. Характер его игры был новым. Отбросил изысканно грациозную манеру и создал стиль большой эстрады, монументальный и героический, обращенный к массам людей. Узаконил право художника на полную свободу выражения личных чувств.

Для укрепления своей композиторской техники занимался с несколькими педагогами: Гайдном (не было полного взаимопонимания), Шенком (до 1794г.), ученым-теоретиком Альбрехтсбергером (1.5 года изучал курс контрапункта, чуждость натур), Сальери (итальянскому вокальному стилю).

Занятия с педагогами сразу дали результаты. Среди десятков сочинений, созданных в этот период (1795 – 1802) 19 фп. сонат, три фп. Концерта, 2 симфонии, 6 струнных квартетов ор.18 и др. Сочинения 1800-03 годов отразили все, что переживал в эти годы Бетховен: мрачную подавленность, пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя и тишины, жажду жизни. Это Третий фп. концерт, сонаты ор.26 с похоронным маршем, Лунная соната, соната ре минор ор.31, Крейцерова соната для скрипки и фп. и др. Страдание человека сделалось источником силы музыканта. Вершиной творчества этого периода стала Третья симфония «Героическая».

3. 1803 – 1812 – период зрелого творчества:

Время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Отныне его творчество пронизывают идеи героической борьбы, которая прекрасна напряжением воли и радостью достижений. Эти идеи воплотились в 3-й и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате – № 23 («Аппассионате»).

Всего композитором в эти годы было создано: шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и ф-но с орк..

4. 1812 – 1827 – годы кризиса. Последний период творчества:

Бетховен отдал дань победному ликованию над поверженными войсками Наполеона, создав симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813–17 годов отразились мучительные поиски новых путей: написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений – экспериментальный, со множеством гениальных находок.

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями». Потеряв надежду на личное счастье, Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета. Все эти сочинения отличаются от всего предыдущего, что позволяет говорить о стиле позднего Бетховена. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал своим величайшим произведением. В 1824 г. в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом – «Обнимитесь, миллионы»! – стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Читайте также:  Жизнь и творчество Владимира Короленко

8. Год смерти, где умер и где покоится прах.

Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене после нескольких месяцев тяжелой болезни, спровоцированной простудой. Похоронен в Вене на центральном кладбище.

Людвиг Ван Бетховен — краткая биография композитора

Для того чтобы знать об одном из самых талантливых и известных композиторов конца XVIII и начала XIX столетий, Людвиге ван Бетховене (Ludwig van Beethoven), достаточно ознакомиться с его основными моментами жизни.

Поэтому, в статье приводится краткое содержание самых главных данных из биографии маэстро.

Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор

Людвиг ван Бетховен, германский дирижер, музыкант и композитор, является одной из самых основных фигур в музыкальном классицизме.

Годы жизни: 1770.12.16. – 1827.03.26.

Творчество композитора включает в себя все существовавшие в период деятельности жанры: сочинения для хора, музыка для драматических спектаклей и опера.

Им созданы гениальные произведения в промежутках классического и романтического периодов, оставаясь последним представителем Венской классической школы.

Для детей важным является ответ на вопрос — на каком инструменте играл Бетховен? Композитор владел несколькими музыкальными инструментами, среди которых были орган, альт, фортепиано, пианино, скрипка и виолончель.

Знаменитые музыкальные произведения

За всю свою творческую карьеру Бетховен написал огромное множество музыкальных произведений, особо известными в их списке значатся:

  • 9 симфоний, только две из них обрели название: 3 симфония «Героическая» 1804 г. и 6 симфония «Пасторальная» 1808 г.;
  • 32 сонаты, из них 16 для юношей, и 60 пьес для фортепиано, из которых особо выделяются: «Лунная соната», «Патетическая соната» и «Аппассионата»;
  • 8 симфонических вступлений к спектаклям, один из них №3 «Леонора»;
  • музыкальное сопровождение спектаклей: «Король Стефан», «Эгмонт» и «Кориолан»;
  • «тройные концерты» — концерты для виолончели, скрипки и фортепиано;
  • 10 пьес для скрипки и фортепиано и 5 пьес для фортепиано и виолончели;
  • единственную оперу, в двух частях, «Фиделио»;
  • единственный балет, из него исполняется только вступление (увертюра), «Творение Прометея»;
  • «Торжественная месса»;
  • № 14 соната для фортепиано «Времена года»;
  • музыка к 40 стихотворениям и музыкальная доработка песен народов Ирландии и Шотландии.

Краткая биография Бетховена

Информация составлена из самых важных моментов в жизни и творчестве музыканта.

Где родился

В немецком городе Бонне, что находится на реке Рейн, зимой 1770 года, в семье Иоганна ван Бетховена и Марии Магдалины Кеверих, родился первенец – Людвиг.

Отец и мать

Отец и дед Бетховена, Иоганн и Людвиг, были музыкантами и певчими.

Дед будущего музыканта, Людвиг старший, был фламандским певчим, переехавшим в Бонн, где посчастливилось стать музыкантом при дворе самого курфюрста Кельнского.

Туда же, в капеллу, устроился в качестве певчего Иоганн, который обладал приятным тенором. Там Иоганн знакомится с дочерью повара Кевериха, Марией Магдалиной, с которой впоследствии сочетался браком.

Детство

Детство Людвига нельзя было назвать радостным, ведь следом за ним на свет появились еще 6 братьев и сестер, и ему приходилось помогать своей матери по хозяйству.

Вдобавок ко всему, отец очень часто прикладывался к спиртному, что служило совершенно нездоровой атмосферой в доме.

Иоганн был совершенно необузданным человеком, позволяя себе рукоприкладство, в придачу, в семье никогда не хватало денег из-за постоянных запоев. Справиться с буйным нравом отца Людвига не мог даже дед, что возможно в дальнейшем стало причиной четырех детских смертей.

Алкоголь, побои, нищета и стресс сказывались на здоровье матери и вынашивании детей, поэтому все умерли практически в младенчестве.

Образование и воспитание

В дни, когда наступало спокойствие, Людвиг любил слушать музыкальное исполнение деда в капелле, что не осталось незамеченным для отца, который принялся за музыкальное образование мальчика.

Но цели у Иоганна были отнюдь не благородные, так не терпелось в скором времени озолотиться на талантливом ребенке, поэтому процесс обучения проходил в жестокой атмосфере.

Людвигу было категорически запрещено гулять во дворе, часто приходилось часами проводить за скрипкой и фортепиано, а в качестве непослушания отец доходил до избиения ребенка.

Вдобавок ко всему Иоганн ограничил сыну посещение обязательного начального образования, что впоследствии сказалось на грамотности композитора. Пробелы в образовании видны в сохранившихся записях музыканта, имеются серьезные ошибки в счете и орфографии.

Начало творчества

Первый свой концерт, под контролем отца, Людвиг дает в Кельне, но вырученные средства оказались слишком малы, что сильно разочаровало Иоганна, и тот передает сына в обучение своим знакомым музыкантам.

А вот Мария Магдалина стремилась всячески поддерживать сына, предложив ему переносить возникающую в голове музыку на бумагу.

В 1782 году юный Людвиг знакомится с К. Г. Нефе – органистом, композитором и эстетом, который берет шефство над дарованием, делая своим помощником при дворе. Нефе обучает Людвига, прививая любовь к музыкальным и литературным произведениям, философской науке и иностранным языкам. Юный музыкант мечтает о встрече и совместной работе с Моцартом, и этой мечте суждено было сбыться.

В 1787 году Людвиг ван Бетховен совершает свою первую поездку в Вену, где демонстрирует импровизации Моцарту, который, ошеломленный исполнением юноши, предсказал в будущем его огромную популярность. После этого маэстро согласился на просьбы Бетховена дать несколько профессиональных уроков.

Но судьба распорядилась иначе. У Людвига серьезно заболела мать, и поэтому пришлось срочно вернуться домой. Мария Магдалина умирает, и Людвигу приходится взять на себя всю заботу о своих двух младших братьях. Для своих детей Иоганн был плохим отцом, его интересовала только бесшабашная, пропитанная алкоголем жизнь, и юному музыканту ничего не оставалось, как обратиться за помощью к курфюрсту, с просьбой о получении ежемесячной денежной помощи. Этот период жизни был очень тяжелым, внезапно осложненный заболеваниями тифа и оспы.

Неспящее дарование Людвига в дальнейшем позволило обеспечить себе доступ к любым музыкальным собраниям и уважение со стороны богатых семей в своем родном городе. Это позволило в 1792 году снова посетить Вену, где молодой человек берет уроки у известных композиторов: Гайдна, Альбрехтсбергера, Шенка и Сальери. Пользуясь знакомствами и знаниями, Бетховен становится вхож в круг виртуозных музыкантов и титулованных особ.

Правда изнеженным жителям Вены музыка композитора казалась очень непонятной и чудовищной, что сильно того обескураживало и раздражало. Тогда, недолго думая, Людвиг отправляется в Берлин, где, как ему казалось, он надеялся встретить понимание.

Там так же ожидало разочарование. Бетховен не нашел искомое. Испорченные нравы, лицемерие, прикрываемое благочестием, раздражали, и, несмотря на принятые двором Фридриха II импровизации и предложение остаться в Берлине, музыкант возвращается в полюбившуюся Вену. Оттуда музыкант добровольно не выезжал несколько лет, посвятив себя полностью своим нотам, создавая на дню по три композиции.

Бетховен был открытым революционером, не боявшимся высказывать всем и всюду свои взгляды. Даже его облик кричал об этом, своими непослушными вихрами не по моде, не меняющиеся ни в чью угоду. Внутреннее и внешнее состояние существовало гармонично.

Эту гармонию бунтарства умело запечатлел на полотне в 1920 году знакомый художник Штилер.

Данный портрет Бетховена считается самым популярным из всех прижизненных изображений.

На 26 году жизни к Бетховену подкралась настоящая беда — потеря слуха. Ему еще ранее приходилось жаловаться на частые раздражающие шумы и звоны в ушах, что свидетельствовало о развивающейся болезни – тиннитус.

Советы врачей о соблюдении покоя и тишины нисколько не улучшили состояние, и композитором, в момент отчаянья, было написано завещание. Но проявленная сила характера, свойственная композитору, не позволила наложить на себя руки. Осознавая надвигающуюся глухоту, маэстро решил не терять время даром, и трудиться над своей Третьей симфонией – «Героической».

Расцвет

С 1812 года Бетховен создает свои самые лучшие монументальные произведения для виолончели и любимого фортепиано, сочиняет симфонию № 9, «Торжественную мессу» и цикл вокалистам «К далекой возлюбленной», обрабатывает песни народов Шотландии, России, Ирландии.

В 1824 году было первое исполнение 9-ой симфонии на публике, устроившей бурные аплодисменты маэстро, размахивая в знак приветствия платками и шляпами. Такое позволялось лишь при встрече с императорскими особами, поэтому жандармы не замедлили пресечь такую вольность.

Последние годы жизни

Зимой 1826 года маэстро поразило воспаление легких, в придачу с водянкой и желтухой. Около трех месяцев продолжалась борьба с недугом, но в этот раз он оказался слабее, и ранним утром Бетховена не стало.

Ему было всего 56 лет. Вскрытие показало, что у маэстро к тому моменту развился цирроз печени и панкреатит.

Многотысячная похоронная процессия проводила своего любимого уникального композитора в полной тишине. На месте захоронения был поставлен пирамидальный памятник с изображением на нем лиры, солнца и фамилии гения.

Интересные факты о Бетховене

О Бетховене существует несколько интересных фактов:

  1. Из-за потери слуха, композитор придумывает способ, позволяющий слышать звук: зажимает в зубах один конец тонкой плоской палочки, а второй прислоняет к краю инструмента и через появившуюся вибрацию чувствует ноту.
  2. Когда болезнь овладела слухом, глухой музыкант создал для общения с людьми «разговорную тетрадь», через которую с ним общались люди. Так как музыкант не был почитателем властвующих особ, то всячески высказывался на их счет нелестными, а подчас и страшными словами. Это было опасно, так как на тот момент повсюду сновали царские шпионы, и друзья Бетховена постоянно его предупреждали в тетради об их присутствии. Но ироничность и несдержанность маэстро не позволяла оставаться в молчании, на что в тетради был написан ему ответ – «По вам эшафот плачет!». Некоторые такие тетради были уничтожены.
  3. Судебный патологоанатом и эксперт из Вены Рейтер провел в 2007 году анализ волос Бетховена, который показал, что причиной смерти маэстро послужило отравление свинцом, в связи с неправильным лечением.
  4. В отличие от своего современника, композитора Россини, накрывающегося одеялом, чтобы сочинять произведения, Бетховен стимулировал свой мозг выливанием ледяной воды на голову.

Выдающиеся достижения музыканта

Людвиг ван Бетховен сыграл выдающуюся роль в развитии музыкальных жанров своих предшественников. Он впустил как можно больше свободы в исполнение квартетов, симфоний и сонат, создав ощущение пространства и времени.

Композитор своими произведениями ввел каждый инструмент так, что исполнителю просто необходимо стало владеть им досконально.

Так был оттеснен клавесин, что сделало фортепиано главным инструментом, который своим расширенным диапазоном гасит его скромное изящество, и требует профессиональной отдачи.

В мелодию композитор так же ввел новшество – неожиданное импульсивное и контрастное исполнение, со сменой темпов и ритмов, что было подчас трудно принять современникам.

Бетховен стал музыкальным революционером, затмивший своими творениями былую традиционную направленность, создав новое направление в музыкальном искусстве.

Презентация “Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка”
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Презентация к уроку литературного чтения

Читайте также:  Хронологическая таблица Шекспир (жизнь и творчество)

Скачать:

ВложениеРазмер
mamin-sibiryak_-_kopiya.pptx1.31 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1852 – 1912

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852г ., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

В 1866г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).

Дом, в котором жил писатель в Екатеринбурге. Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка . Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с “простецами”, имеющими огромный жизненный опыт.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале “Дело” вышли его очерки “В камнях”, рассказы (“На рубеже Азии”, “В худых душах” и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 – 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью .

После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники “Детские тени”, ” Аленушкины сказки” (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.

Произведения Мамина-Сибиряка для детей “Зимовье на Студеной” (1892), “Серая шейка” (1893), “Зарницы” (1897), “По Уралу” (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с А ндерсеновскими .

С дочкой Алёнушкой К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. “Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян”.

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его – через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. С 1956 года прах писателя, его дочери и жены находятся на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по программе “Школа России”.

По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза – -не читающих периодические издания . Цель проекта : .

Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит.

Цели: расширить знания учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита.

Урок с большим воспитательным потенциалом.

Презентация содержит фрагменты из писем писателя, читая которые школьники знакомятся с эпизодами жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка, особенно повлиявшими на его творчество. Данную презентацию можно использоват.

презентация для учащихся начальных классов о жизни и творчестве Д.Н. Мамина Сибиряка.

Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка

Осенью 1852 г. В небольшой уральской провинции, в семье священнослужителей, родился будущий великий писатель Мамин Дмитрий Наркисович. Родители его были очень умными и образованными людьми. Отец нес службу в храме, мать преподавала в церковной школе. О своем детстве Дмитрий Наркисович писал очень положительно. Отец с матерью его никогда не ругали и всячески ему помогали. Они смогли дать ему хорошее домашнее образование.

Дмитрий пошел учиться в школу местного железоделательного завода, туда же ходили учиться и остальные дети, чьи родители трудились в данной промышленности. Отец очень хотел, чтобы сын занимался той же деятельностью. Поэтому в 12 лет, Дмитрий поступил в духовное училище, которое находилось в Екатеринбурге. Поскольку здоровье у маленького Димы было слабым, он сильно заболел в училище. Отцу пришлось забрать его обратно домой. Два года жизни прошли в кругу любимой семьи, он наслаждался тем, что гулял, читал книги и отдыхал.

Чуть позже ему снова пришлось вернуться в училище, чтобы затем поступить в духовную семинарию. Будущему писателю не нравилось церковное образование, ему, хотелось чего-то большего и, он отправился в Петербург. Там он стал учиться ветеринарии, потом перевелся на хирургический факультет. Следующим элементом его саморазвития стал Петербургский институт. В нем он начал познавать естественные науки, затем перешел на юридический факультет.

Университет Дмитрию Наркисовичу пришлось оставить. Его борьба с туберкулезом отняла у него много сил. После смерти папы, которая произошла в 1878 году, ему пришлось взять на себя содержание семьи. Переезд в Екатеринбург, был единственной возможностью, хоть как-то, заработать денег. Результата это не принесло. Дмитрий много писал, но все его повести, очерки и новеллы, отказывались публиковать. Спасением для его семьи послужило знакомство Мамина с его первой супругой и новые публикации – в 1881 году московские « Русские ведомости» напечатали очерки про родину Дмитрия « От Урала до Москвы», подписанные Д.Н. Сибиряк. Благодаря этому псевдониму, его фамилия стала называться Мамин – Сибиряк.

Как говорил сам писатель, ему очень нравилось писать сочинения для детей. Считал, что это считается наивысшим счастьем. Такие рассказы, как: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая шейка»- вознаграждены премиями. Его рассказы всегда несли в себе добро, показывали истинные моральные ценности, притягивали своей силой и верой в лучшее.

Вариант 2

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912 гг.) принадлежит к русским прозаикам и драматургам, отнесенным к классикам отечественной литературы.

Рождение будущего писателя происходит на территории уральского заводского поселка, в котором проживает семья Маминых, возглавляемая отцом, являющимся заводским священником. Именно поэтому начальным образованием мальчика является духовное училище и Пермская духовная семинария, которая оказывается не законченной.

Впоследствии Мамин-Сибиряк неоднократно поступает в различные учебные заведения, ища свой собственный жизненный путь (Петербургская медико-хирургическая академия, Санкт-Петербургский университет), но в итоге приходит к решению о занятии литературным творчеством.

После смерти отца Дмитрий Наркисович берет заботы о многочисленном семействе на себя, по этой причине с целью увеличения семейных доходов поселяется в Екатеринбурге и вступает в брак со своей первой женой, ставшей ему прекрасной подмогой в литературных вопросах, совершая с супругом поездки по уральской земле, изучая историю, этнографию, народную жизнь.

Результатом исследований писателя становятся созданные им путевые очерки под названием «От Урала до Москвы», а также многочисленные рассказы, вышедшие под вымышленным псевдонимом Сибиряк и опубликованные в московском издании «Русские ведомости».

Следующим произведением писателя, ставшим наиболее крупным его сочинением, является роман «Приваловские миллионы», сразу завоевавший успех у читательской аудитории и литературных критиков, а затем выходит произведение под названием «Горное гнездо», после публикации которого Мамин-Сибиряк считается в литературном обществе выдающимся писателем реалистического направления.

Развод с первой женой приводит писателя к гражданскому браку с театральной актрисой, в результате которого рождается любимая дочь писателя Елена, называемая им Аленушкой. С момента рождения дочери в творческой биографии Мамин-Сибиряка появляются детские произведения, в частности «Серая шейка», а написанный литератором сборник сказочных историй «Аленушкины сказки» посвящается дочери.

Последние годы жизни Мамин-Сибиряк проводит в питерской столице, постоянно борясь с запущенной формой туберкулеза, но при этом не оставляя литературное творчество, закончив роман «Хлеб», а также написанные в двух томах «Уральские рассказы».

Отличительные особенности творчества Мимана-Сибиряка Д.Н. заключается в реалистичном изображении жизни в дальних уголках необъятной России, а также происходящие в Сибири и на Урале реформы и процессы капитализации, повлекшие за собой изменения в общественном сознании русских людей, а также в нормах права и морали.

Интересным фактом биографии писателя является его увлечение сбором необычных фамилий, которые он коллекционирует. В начале XXI века в России учреждается премия имени писателя, вручаемая молодым авторам за лучшие сочинения, повествующие о жизни на Урале.

Жизнь и творчество Мамина-Сибиряка

Интересные ответы

Белка-летяга является некрупным грызуном, принадлежащим к семейству беличьих. Представлена 10 подвидами. Имеет внешнее сходство с короткоухой белкой и отличается от неё лишь наличием широких кожаных перепонок между лапками

Великая Отечественная война несомненно является самой страшной и печальной страницей в истории России. Десятки миллионов людей отдали жизни ради мирного неба над головой.

Византийская архитектура на протяжении существования Византии восхищала многих народов. За счет того, что в Византию доставляли самые качественные строительные материалы со всей территории империи

Менделеев создал периодическую систему химических элементов, там он указал все возможные вещества, которые существуют на планете. В этой же таблице можно увидеть информацию о самом важном веществе в жизни всех живых существ – это кислород.

Биография Мамина-Сибиряка

Дмитрий Мамин-Сибиряк – русский писатель-прозаик, драматург. Он является автором множества коротких рассказов и очерков. В своих романах Мамин-Сибиряк описывал действительные события, благодаря чему получил репутацию писателя-реалиста.

В его биографии много необычных моментов и интересных фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Мамина-Сибиряка.

Краткая биография Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 года в поселке Висим, что в Пермской губернии. Он рос в семье священнослужителя Наркиса Матвеевича и его супруги Анны Семеновны. У него была одна сестра и 2 брата.

Родители любили своих детей и старались дать им наилучшее воспитание. Позже Мамин-Сибиряк признается, что годы его детства были одними из самых лучших в его биографии.

Детство и юность

Будучи ребенком, Мамин-Сибиряк никогда не подвергался наказанию со стороны отца или матери, и даже не слышал от них укоров в свой адрес.

Изначально Дмитрий учился в Висимской школе, после чего поступил в духовное училище. Отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам и также стал священником.

Поскольку мальчик был физически слаб, в скором времени он серьезно заболел. Главе семейства даже пришлось забрать его домой, где он пробыл целых 2 года. В данный период биографии Мамин-Сибиряк уделял большое внимание чтению разной литературы (см. интересные факты о литературе).

Дмитрий Мамин-Сибиряк в молодости

После окончания училища, Дмитрий стал учеником Пермской духовной семинарии. В это время он часто голодал и не испытывал особого интереса к церковному образованию.

В тот момент биографии Мамин-Сибиряк начал всерьез изучать труды Николая Чернышевского и Александра Герцена, которые имели большую популярность в обществе.

Дмитрий Наркисович всеми силами пытался найти свое призвание в жизни. В 1872 г. он уехал в Петербург, где успешно сдал экзамены на ветеринарный факультет медицинской академии.

В 1876 г., не окончив академии, студент поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Однако здесь он проучился всего год, поскольку продолжал испытывать серьезные финансовые трудности и проблемы со здоровьем.

В результате Мамин-Сибиряк не смог закончить ни одного вуза. Интересен факт, что во время учебы он подрабатывал репетиторством, а также писал статьи для газет, чтобы свести концы с концами. Иногда ему даже удавалось оказывать материальную поддержку своему брату Владимиру, который был студентом Московского университета.

В 1877 г. Дмитрий Мамин-Сибиряк вернулся домой. В скором времени умирает его отец, в связи с чем многие обязанности ложатся на плечи будущего писателя. Этот период биографии оказался для него одним из самых трудных.

Денег катастрофически не хватало, поэтому всему семейству пришлось переехать в Екатеринбург. В этом городе он пытался найти достойную работу, которая бы позволяла содержать ему семью.

Долгое время Дмитрию не удавалось реализовать себя в качестве писателя. Многие издательства равнодушно относились к его творчеству. Положение изменилось в лучшую сторону после его знакомства с Марией Алексеевой, которая в будущем станет его первой женой.

В 1881 г. были напечатаны первые произведения Дмитрия Наркисовича. Интересен факт, что с того времени он стал печататься под псевдонимом «Д. Сибиряк», а позже начал подписываться, как «Мамин-Сибиряк».

Литература

Первые рассказы в творческой биографии Мамина-Сибиряка были написаны еще во время учебы в семинарии. Юноша мастерски описывал красоты природы и жизнь уральских людей, однако его произведения долгое время оставались незамеченными.

Только после публикации романа «Горное гнездо», Дмитрий получил определенную популярность в обществе. На заработанный гонорар он приобрел в Екатеринбурге дом для матери. После этого из-под пера писателя вышли рассказы «В худых душах», «Старатели» и «В камнях», которые также получили признание.

М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902 г.

В 1886 г. в свет вышел новый роман Мамина-Сибиряка – «Бурный поток», где говорилось о развитии капитализма. Одновременно с этим он продолжал писать короткие рассказы и очерки.

За свою биографию Дмитрий Мамин-Сибиряк издал 15 романов, написанных в духе реализма. В них рассказывалось о жизни простых людей, проживавших в Сибири и на Урале, а также затрагивались политические изменения, происходившие в России.

Наибольшую популярность получили следующие труды Мамина-Сибиряка:

  • «Черты из жизни Пепко»;
  • «Падающие звезды»;
  • «Мумма»;
  • «Аленушкины сказки»;
  • «Приваловские миллионы».

Последнюю из представленных книг критики назвали жемчужиной творчества Мамина-Сибиряка. Его произведения побуждали читателя не только узнавать историю или какие-нибудь интересные факты, но и задумываться о жизни и поступках его героев.

Личная жизнь

С первой супругой, Марией Алексеевой, Мамин-Сибиряк познакомился в 1877 г. на пикнике. На тот момент девушка состояла в законном браке и имела троих детей. Ее отец занимал высокий пост на предприятиях Демидовых. В скором времени Алексеева ушла от мужа к Мамину-Сибиряку.

Между супругами была полная идиллия. Мария поддерживала Дмитрия во всем и являлась отличным помощником по литературным вопросам. Интересен факт, что писатель неоднократно доверял жене редактировать свои произведения.

Однако в 1890 г. они решили расстаться. Мамин-Сибиряк начал сожительствовать с театральной артисткой Марией Абрамовой, которая также официально была замужем, хотя и не жила вместе с мужем.

В результате писатель посвятил бывшей жене роман «Три конца» и уехал с Абрамовой в столицу. Интересно, что сестра Марии, Елизавета, станет в будущем второй супругой Александра Куприна.

Но на этом этапе биографии Мамина-Сибиряка счастье отвернулось от него. Через два года после начала отношений с Абрамовой, в 1892 г. она умерла. Произошло это на следующий день после рождения их дочери. Девочку назвали Еленой, хотя всю жизнь отец нежно звал ее Аленушкой.

Стоит отметить, что на протяжении какого-то времени Мамину-Сибиряку не удавалось дать дочери свою фамилию, поскольку она являлась незаконнорожденной. Кроме того, Алена была больна хореей – болезнью, характеризующейся хаотичными и нерегулярными движениями.

По причине смерти возлюбленной писатель впал в уныние, начал злоупотреблять алкоголем и часто думал о самоубийстве.

Дмитрий Мамин-Сибиряк с дочерью Аленушкой (Еленой)

Уйти из жизни Мамину-Сибиряку не давала дочь, которая нуждалась в его опеке. В своей творческой биографии литератор посвятит ей цикл «Аленушкины сказки», проникнутый пониманием детского характера. Известная «Серая шейка» по сути является прообразом больного ребенка.

В 1900 г. Дмитрий Мамин-Сибиряк вступил в брак с Ольгой Гувале, которая была няней его дочери. Мачеха занялась образованием приемной дочери. Однако достигнув 22-летнего возраста, Елена скончалась от туберкулеза.

Смерть

Последние годы биографии выдались для Мамина-Сибиряка непростыми. Несмотря на свою популярность, он жил в крайней нищете. В 1911 г. он перенес инсульт, после чего был частично парализован.

На следующий год его начал мучить обострившийся плеврит, который еще больше подкосил и без того слабое здоровье писателя.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк умер 2 ноября 1912 года в возрасте 60 лет. Он похоронен на петербуржском Волковском кладбище.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)

Дмитрий Мамин родился 25 октября (6 ноября н.с.) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе тогдашней Пермской губернии (ныне – поселок Висим Свердловской области, под Нижним Тагилом) в семье священника. Он получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Дмитрий Мамин родился 25 октября (6 ноября н.с.) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе тогдашней Пермской губернии (ныне – поселок Висим Свердловской области, под Нижним Тагилом) в семье священника. Он получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

Отец Мамина хотел, чтобы он в будущем пошел по стопам родителей и был служителем церкви. Поэтому в 1866 году родители отдали мальчика получать духовное образование в Екатеринбургское духовное училище, где он проучился до 1868 года, а затем продолжил учебу в Пермской духовной семинарии. В эти годы он участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки.

После семинарии Дмитрий Мамин весной 1871 года перебрался в Санкт-Петербург и поступил в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переводится на медицинское.

В 1874 году Мамин сдал экзамены в Петербургский университет. Около двух лет он проучился на естественном факультете.

В 1876 году он перешел на юридический факультет университета, но так и не закончил там даже курса. Мамин был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья. У юноши начал развиваться туберкулез. К счастью, молодой организм смог побороть тяжелую болезнь.

В студенческие годы Мамин занялся написанием небольших репортажей и рассказов в газеты. Первые мелкие рассказы Мамина-Сибиряка появились в печати в 1872 году.

Свои студенческие годы, первые непростые шаги в литературе наряду с острой материальной нуждой Мамин хорошо описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко», ставшим не только одним из лучших, ярких произведений писателя, но и отлично показавшим его мировоззрение, взгляды и идеи.

Летом 1877 года Мамин-Сибиряк вернулся к родителям на Урал. В следующем году умер его отец. Вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия Мамина. Для того чтобы дать образование братьям и сестре, а также суметь заработать, семья решила переехать в Екатеринбург. Здесь началась новая жизнь начинающего писателя.

Вскоре он женился на Марии Алексеевой, которая стала ему еще и хорошим советчиком по литературным вопросам.

В эти годы он совершает много поездок по всему Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с людьми, имеющими огромный жизненный опыт.

Два продолжительных выезда в столицу (1881-82, 1885-86) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

В 1881-1882 гг. появляется серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем его уральские рассказы и очерки появляются в изданиях «Устои», «Дело», «Вестник Европы», «Русская Мысль», «Отечественные Записки».

Некоторые из произведений этого времени были подписаны псевдонимом «Д.Сибиряк». Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

В этих творениях писателя начинают прослеживаться характерные для Мамина-Сибиряка творческие мотивы: шикарное описание грандиозной уральской природы (не подвластное никаким другим писателям), показывание ее воздействия на жизнь, человеческий трагизм. В произведениях Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы, взаимосвязаны.

В 1883 году на страницах журнала «Дело» появляется первый роман Мамина-Сибиряка — «Приваловские миллионы». Он работал над ним целых десять (!) лет. Роман имел большой успех.

В 1884 году в «Отечественных записках» выходит уже его второй роман — «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком славу писателя-реалиста.

В 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой. Вместе с ней он навсегда переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни.

Через год после переезда Абрамова умирает из-за тяжелых родов, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Смерть жены, которую он сильно любил, до глубины души потрясла Мамина-Сибиряка. Он очень сильно страдает, не находит себе места. Писатель впал в глубокую депрессию, о чем свидетельствуют его письма на родину.

Но все же он находит в себе силы жить дальше. Он поставил себе цель вырастить тяжело больную дочь Аленушку. Всю свою жизнь он теперь посвящает ей.

Мамин-Сибиряк начинает снова много писать, в том числе для детей. Так он написал для своей дочери «Аленушкины сказки» (1894-96), которые получили большую популярность. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро. «Аленушкины сказки» навсегда вошли в детскую классику.

В 1895 году писатель издает роман «Хлеб», а также двухтомный сборник «Уральские рассказы».

Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко»(1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

«Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!» , говорит Мамин в «Чертах из жизни Пепко». Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать.

В возрасте 60 лет 2 ноября (15 ноября н.с.) 1912 года Дмитрий Ниркисович Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.

В 2002 году, к 150-летнему юбилею писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, на Урале учреждена премия его имени. Премия присуждается ежегодно в день рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка — 6 ноября

В конкурсе могут принимать участие авторы, чьи работы продолжают литературные традиции классической русской прозы и поэзии, а также связаны с Уралом. Помимо золотой медали с изображением Мамина-Сибиряка, каждый лауреат получает 1 тысячу долларов. Председателем жюри премии является уральский писатель Владислав Крапивин.

Ссылка на основную публикацию