Хронологическая таблица Мусоргского (жизнь и творчество)

Модест Петрович Мусоргский краткая биография композитора, самое главное для детей

Моде́ст Петро́вич Му́соргский – один из самых великих русских композиторов, члeн «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры.

Ранние годы

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сороченской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя). Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Последние годы жизни

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Единственный прижизненный портрет композитора кисти Ильи Репина был написан за несколько дней до cмepти композитора.
  • Мусоргский был невероятно образованным человеком: свободно говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом, был отличным инженером.
Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку Средняя оценка: 4.5 баллов . Всего получено оценок: 506.

Скачать биографию Мусоргского

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Ранние годы
  2. Музыкальная карьера
  3. Последние годы жизни
  4. Оценка по биографии

Бонус

    Хронологическая таблица Другие варианты биографии Интересные факты

Кратко Деятельность Композитор, Музыкант Дата рождения 9 Марта 1839 Знак зодиака Рыбы Дата cмepти 16 Марта 1881 Место рождения Россия, с. Карево Полное имя (рус) Модест Петрович Мусоргский Дополнительная информация

  • Самая краткая биография Мусоргского
  • Хронологическая таблица Мусоргского

Мы добавили рейтинг!

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Узнать больше

Рейтинг сайта Неделя Общий Награждены

  1. 1. Тимофей Рыбкин 1,920
  2. 2. Виктор Баженов 250
  3. 3. Рамазан Татарин 183
  4. 4. Джонатан Свифт 167
  5. 5. Никита Свирский 162
  6. 6. Роман Гончаренко 124
  7. 7. Дарика Таранчиева 113
  8. 8. Данил Черняев 74
  9. 9. Анатолий Антипов 71
  10. 10. Ярослав Виноградов 59
  1. 1. Дарья Бapaновская 6,914
  2. 2. Ramzan Ramzan 6,424
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,070
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Администратор 4,887
  7. 7. Даниил Юpaков 4,688
  8. 8. Алексей 4,541
  9. 9. Сергeй Ефремов 4,393
  10. 10. Олег Чувилин 4,347

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) – биография, жизнь и творчество композитора

Детские годы

Биография Мусоргского начинается в имении Карево, это Псковская губерния. Родился на свет будущий талант 9 марта 1839 года. Его родителями были зажиточные землевладельцы, являвшиеся выходцами из смоленских православных князей. По некоторым сведениям историков известно, что род произошел из династии Рюриковичей.

Отец будущего композитора — хозяин большого поместья в Торопецком уезде, гвардейский офицер, полководец. Когда он получил во владение имение, сразу же покинул военную службу при питерском сенате и вступил в брак с Юлией Ивановной Чириковой.

Родители Модеста не относились к бедным людям, соответственно, и все его детство прошло в атмосфере, наполненной ощущением праздника. Мальчик рос в окружении нянек. Уже в раннем возрасте у него проявился необычный интерес к русским сказкам и песням, народным обычаям и традициям. Мама занималась образованием сына, всячески прививая интерес к классической музыке и обучая игре на пианино.

В возрасте 7 лет мальчик мог по слуху подбирать фортепианные усложненные пьесы, параллельно создавал собственные импровизации.

По достижении 10 лет он отправился в Санкт-Петербург для прохождения обучения в немецком учебном заведении. Здесь Мусоргский продолжал совершенствоваться в музыке, его педагогом и наставником стал Антон Августович Герке. В 1852 году юношей была создана первая пьеса для фортепиано.

Время юности

Творческие достижения стали поводом для радости родителей, однако они не считали музыку подходящей карьерой для Модеста. Являясь потомками военных, они не отступили от семейных традиций и настояли на обучении сына в гвардейской офицерской школе. В этом заведении дисциплина и строгость царили во всем.

Молодой человек смирился с режимом, но находил время для музыкальных занятий. Приобретенное с детства мастерство и врожденный талант сделали свое дело, очень быстро юноша стал душой компании, часто выступая в праздничных постановках. В этот период частью студенческой жизни Модеста стал алкоголь, который впоследствии принес ему много бед.

Гвардейская школа была окончена, после чего последовало назначение в Преображенский столичный полк. Перебравшись в Петербург, молодой офицер быстро нашел общий язык с творческой и военной элитой. Он принимал участие в регулярных вечеринках, которые организовывались композитором Александром Даргомыжским. Там музыкант познакомился с известными личностями:

  • Владимир Стасов;
  • Милий Балакирев;
  • Цезарь Кюи;
  • Владимир Стасов.

Общение с интеллигентными людьми привело к тому, что молодой человек прекратил военную службу и всерьез занялся творческой карьерой.

Музыка — неотъемлемая часть жизни

В кратком содержании биографии Мусоргского игре на фортепиано отведено особенное место. Его творчество началось с переложения известных симфонических произведений, в ходе чего приобретался бесценный навык аранжировки, а также создания музыкальных партий. Со временем Модест начал понимать, что малые формы стесняют широту его души и не соответствуют размаху фантазии. Создав пару оркестровых скерцо, фортепианную сонату, пьесу «Марш Шамиля», он начал готовиться к написанию целой оперы.

Понадобилось более 3 лет для сочинения оперы по трагедии Софокла под названием «Царь Эдип». Следующим произведением стало флоберовское «Саламбо». Далее композитор трудился над усовершенствованием гоголевских «Ночей накануне Ивана Купала». Но начиная работу над любым из перечисленных творений, Модест быстро утрачивал интерес, в результате ни один из проектов не был окончен.

В 1860-х годах Мусоргский провел ряд экспериментов с несколькими музыкальными жанрами, итогом чего стало создание нескольких песен, положенных на слова известных поэтов. Среди самых удачных из них в хронологической таблице отмечены:

  • «Калистрат»;
  • «Царь Саул»;
  • «Песнь старца».

Благодаря именно этим произведениям возникла новая народная традиция в творениях композитора. В них отчетливо просматривалась социальная тематика, воплощенная в музыкальном драматизме. На этом творец не остановился, свет увидел целую серию романсов, которые получили небывалую популярность и вызвали неоднозначные отзывы у слушателей:

  • «Семинарист»;
  • «Песнь Яремы»;
  • «Светик-Савишна».

В 1867 году была завершена работа над хоровой симфонией «Иванова Ночь на Лысой горе».

Мусоргский вел сотрудничество с другими композиторами, которые создали общий кружок «Могучая кучка». В этом общении Модест черпал национальные идеи и традиционные мотивы, которые выступали следствием резко изменяющейся политической обстановки. Он задался идеей воплотить в произведении драматизм событий, происходивших в прошлые века и в настоящем времени.

Небывалый успех

В стремлении приблизиться через создаваемые произведения к происходящей действительности музыканты прибегали к помощи нетрадиционных форм. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре композитор Мусоргский представил свою шуточную композицию «Женитьба», которую в общении с друзьями он часто называл разговорной оперой. Она стала своеобразным тренировочным вариантом перед созданием шедеврального произведения «Борис Годунов».

Из достоверной информации известно, что пушкинский сюжет подвергся активной обработке в 1868 году. Уже по истечении года Модест подготовил основную партитуру, также был создан клавир. Отмечен тот факт, что композитор мысли относительно будущих своих творений вынашивал подолгу. При создании же новой музыки он никогда не пользовался черновиками и вспомогательными записями.

Преследуя историко-поэтический замысел, творец выбрал для себя 2 основных темы, касающиеся судьбы всего народа и человека как его отдельной части. Сольные номера были сведены к минимуму, чаще стали ставиться хоровые масштабные сцены. Вероятно, именно по этой причине первая попытка демонстрации «Бориса Годунова» в 1870 году наткнулась на жесткую критику дирекции в Мариинском театре, где не состоялся показ оперы.

Композитор не опустил руки и с помощью и поддержкой ближайших друзей за короткое время смог переработать подготовленное произведение. Была кардинально изменена сюжетная линия, появились новые яркие персонажи. Положительным моментом стал финал всей картины, представленный народной массовой сценой. В итоге представленный обновленный «Борис Годунов» стал величайшим творением в оперном искусстве, принесшим небывалую славу своему создателю. Он отличился натуралистичными колоритными образами, интересными фольклорными мотивами.

Продолжение творческого пути

Как показывает краткая биография Модеста Петровича Мусоргского, вместе с полученной неоправданной критикой на него снизошел большой успех. Этот факт повлиял на новые замыслы. Теперь выдающийся деятель решил заняться темой, которая коснулась стрелецких кровавых бунтов. Однако труды над «Хованщиной» медленно продвигались, что не входило изначально в планы автора.

Он параллельно работал над написанием новых песен, других сочинений, объединенных в одном вокальном сборнике под названием «Детская». В этот же период вышли пьесы для фортепиано, получившие название «Картинки с выставки».

В 1870-х годах наброски либретто «Хованщины» были отложены композитором, который начал создание нового цикла вокальных произведений «Песни и пляски смерти». В этот же период коллеги и близкие друзья Модеста познакомились с отрывками из будущей пьесы «Сорочинская ярмарка».

На протяжении нескольких лет Мусоргский активно трудился над новыми замыслами, буквально разрываясь между ними. Но полноценной и плодотворной работе мешало практически нищенское существование, которое сильно подорвало психическое и физическое состояние музыканта.

Уже в 1879 году для Модеста Петровича его близкие друзья организовали гастрольные выступления по российским городам. Одновременно с тем был создан фонд поддержки сочинителя ярких произведений. Благодаря такой помощи Мусоргский продержался на протяжении двух лет. Однако он не закончил «Сорочинскую ярмарку» и «Хованщину».

Личные отношения

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге, где он постоянно пребывал в кругах творческого и культурного общества. Близкие друзья и товарищи по музыке стали для него второй семьей. Он с ними делился своими победами и успехами, поражениями и творческими неудачами, представлял на рассмотрение работы, которые не успел дописать.

Имея внушительный список произведений, Мусоргский не был счастливым человеком. Если кратко пройтись по автобиографии, то станет ясно, что у него не состоялись личные отношения, женитьба, не было и детей. Единственная женщина, с которой у композитора сложились нежные и доверительные чувства, стала Шестакова Людмила Ивановна, сестра Михаила Глинки. Но она дарила Модесту скорее материнскую, а не сердечную привязанность. В архиве музыканта сохранились письма, свидетельствующие об их теплых отношениях.

Смерть композитора

Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.

В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.

Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.

Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.

Хронологическая таблица жизни и творчества М.П. Мусоргского

Середина XIX — время активности творческой интеллигенции России, период создания литературных, музыкальных классических произведений, шедевров живописи и архитектуры. В это время творил замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Проследим жизненный путь, становление и развитие Мусоргского в хронологической таблице.

Детство и отрочество Мусоргского

Семья композитора переехала из села Помутино в деревню Карево, когда родители потеряли двух сыновей-младенцев. До 10 лет Модест Мусоргский прожил в деревне. Эти годы запомнились мальчику на всю жизнь.

Деревенское детство

9 [21] марта 1839 года. В селе Карево Псковской губернии в семье старинного дворянского рода Мусоргских родился четвёртый ребёнок — Модест. Усадьба стала местом рождения Филарета, а затем его брата — Модеста.

Отец мальчиков — Пётр Алексеевич — был сыном помещика, род которого вёл к Рюриковичам, и крестьянки, а мать — Юлия Чирикова — чистокровная дворянка.

Модест рос хрупким и болезненным мальчиком. Осмысленный взгляд выпуклых глаз и серьёзность малыша обещали особенную судьбу. Воспитанием ребёнка занимались няня и бабушка-крестьянка Арина. С раннего детства Модест воспитывался на русских сказках. Будучи взрослым, он скажет, что именно сказки послужили импульсом развития творчества.

Мальчику позволяли играть и дружить с крестьянскими детьми. В то же время Модеста обучали хорошим манерам, иностранным языкам.

1836 г. Модест получает грамоту на дворянство.

Первые уроки музыки мальчику давала мама. Ребёнок был удивительно способным. Обратив на это внимание, родители пригласили преподавательницу-немку.

В 7 лет Модест играет пьесы Листа, а в девять — концерт Филда. Талант требовал дальнейшего развития.

Переезд в Петербург

1849 г. Семья Мусоргских переезжает в Петербург. Братьев устраивают в школу с гуманитарным уклоном, где преподавание ведётся на немецком языке. Детей поселили в пансионат Римгильда, где имелось фортепиано и Модест мог заниматься музыкой. Давать уроки музыки начинает профессор, прекрасный педагог и знаменитость Антон Герке. Его впечатляет успех ученика. Под руководством педагога мальчик пробует написать свои первые музыкальные работы.

1851 г. Модеста перевели в пансион Комарова, поскольку нужно было изучать русский язык и готовиться к дальнейшей учёбе. Семейные традиции предполагали посвящение себя служению Родине.

Читайте также:  Николай Коперник - доклад-сообщение

1852 г. Мальчик поступает в Школу гвардейских прапорщиков. Под впечатлением начала учёбы он сочиняет своё первое серьёзное произведение: опус «Прапорщик-полька», опубликованный отцом в одном из издательств. Его сочинение было утеряно, но в 1939 году его случайно отыскали.

Учась в школе, Модест продолжает брать уроки у Герке, много играет на фортепиано. Учёба даётся легко. Будучи любопытной и увлечённой натурой, он читает исторические книги и немецкую философию.

Атмосфера, царившая в учебном заведении, не устраивает юношу: для него пребывание в школе явилось бесплодным делом.

Детские годы, проведённые в деревне, наложили отпечаток на творчество Мусоргского. Любовь к природе и поэтичная душа отражены во многих его произведениях. Прочно врезался в его память перекликавшийся звон колоколов трёх церквей, расположившихся в округе села. Их малиновый перезвон он использовал в некоторых свои произведениях.

Творческий рост композитора

Индивидуальный стиль композитора начал формироваться с начала серьезного занятия музыкой. Большое значение для творчества сыграла встреча с композиторами того времени.

Первая встреча с композиторами

Июнь-октябрь 1856 года. 17-летний Модест оканчивает юнкерскую школу и зачисляется прапорщиком резервного Преображенского полка, а затем прапорщиком в лейб-гвардию того же полка. О первой встрече с Мусоргским на службе вспоминает композитор Бородин. Ему запомнился вежливый и благовоспитанный, изящный, точно нарисованный, офицерик с аристократическими манерами.

Будущего композитора не увлекает модная итальянская музыка. Его манят произведения Моцарта, Листа и других европейских мастеров. Он любит Россию и хочет писать своё, истинно русское.

В течение творческого периода композитором написано много песен, в том числе на слова русских поэтов:

  • Н.А. Некрасова;
  • А.А. Голенищева-Кутузова;
  • А.Н. Плещеева;
  • Т. Г. Шевченко;
  • А.К. Толстого.

1856−1857 гг. Жизнь и судьбу Мусоргского меняет встреча с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым и братьями Стасовыми. Они открывают мир большого современного русского и зарубежного искусства.

На вечерах Даргомыжского он знакомится с национальной русской музыкой: «Русалкой», романсами Глинки.

Раскрытие таланта в «Могучей кучке»

Частые встречи с М. А. Балакиревым приводят к укреплению дружбы. Между ними устанавливается атмосфера душевного тепла, доверия и близости. Они вместе играют симфонии Бетховена, произведения Шумана, Шуберта, Глинки. Балакирев выступает в качестве учителя, делясь опытом и объясняя формы произведений на примере сочинений великих композиторов.

Мусоргский начинает свою творческую деятельность во времена расцвета литературных и музыкальных дарований. Новые знакомства позволяют расширить литературный кругозор музыканта. Вместе они читают и обсуждают «Обломова» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена, произведения Фонвизина, а также книги зарубежных писателей.

1858 г. Стасов уговаривает Мусоргского уйти со службы и полностью отдать себя творческой деятельности.

Смерть отца подкосила финансовое положение молодого человека. Поддержание должного образа жизни гвардейского офицера требовало немалых денег. Желание стать музыкантом превалировало над обеспечением устойчивого положения в обществе и карьерным ростом. Композитор решает посвятить себя полностью музыке.

Первые серьёзные произведения

1859 — январь 1860 г. Под руководством Балакирева начинающий композитор пишет три скерцо:

  • B-dur;
  • Cis-moll;
  • Kinderscherz.

Первое из них было отредактировано учителем и его исполнение имело большой успех в январе 1860 года.

Новая грань дарования Модеста раскрывается в работе над музыкой к трагедии «Эдип».

В 1858 — 1859 гг. молодой композитор сочиняет камерную вокальную музыку. Широко известно его произведение, созданное в этот период, «Листья шумели уныло».

По заданию Балакирева композитор работает над переложением симфонических, камерных и оперных произведений.

В ходе совместных встреч и обсуждений возникает балакиревский кружок. Балакирев знакомит начинающих композиторов с шедеврами мировой музыки: крупными симфоническими произведениями, увертюрами, операми.

1860 г. Мусоргский отмечает в письме к Балакиреву, что у него настал новый период музыкальной жизни. Это время, когда композитор увлечённо и взахлёб сочиняет свои произведения. К этому периоду относится создание прелюдий и интермеццо.

1861 г. В кружке появляется новый талантливый композитор Н. Римский-Корсаков, который станет другом Мусоргского.

Отмена крепостного права в России создала финансовые проблемы в жизни композитора: плутовство управляющего имением привело к снижению доходов, а получать гонорары за музыку ему не приходило в голову. У композитора возникают мысли вернуться на государственную службу.

В это время, под впечатлением от произведения Флобера, он работает над оперой «Саламбо». Интересным явилось его решение переплести в совместное звучание два хора: народа и жрецов.

Композитор начинает писать оперу по пьесе Н. Гоголя «Женитьба». Обе оперы так и не были закончены им.

1862 г. Весной композитор заболел и для восстановления поехал в Псковскую губернию. Лето, проведённое в деревне среди родственников и знакомых с детства пейзажей, благотворно повлияло на здоровье и творческую деятельность. Он сочиняет свой знаменитый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 130, а также песни.

Через четыре года после ухода из полка, друзья не видят его музыкального будущего: он не доводит сочинения до конца, часто расслаблен и вял, мечтателен.

1863−1864 гг. Талантливый композитор пишет вокальную музыку, обдумывает создание большой оперы. Стремительно расширяется диапазон его произведений. Он осваивает новые нестандартные жанровые и композиционные решения. Мусоргский не пишет циклы произведений, как это делают другие авторы.

Декабрь 1863 года. Мусоргского зачисляют коллежским секретарём в Главное инженерное управление военного ведомства, а в январе 1864 года он становится помощником столоначальника казарменного отделения.

Впечатлённый произведением Чернышевского «Что делать?», композитор поселяется в общей квартире — «коммуне». По характеру он был очень общительным. Музыкант играл на рояле, пел своим красивым камерным баритоном. Жизнь в коммуне, неумеренные застолья, переживания в связи со смертью матери в 1865 году приводят к запою и алкоголизму.

1865 г. Семья брата забирает его к себе. И вновь композитор переживает творческий подъём. Это было время разнообразных замыслов, удач и уверенности в силах.

1866 г. В январе Мусоргский знакомится с младшей сестрой композитора Глинки Людмилой Ивановной Шестаковой. Она собирает у себя вечера и приглашает аристократию Петербурга. Между ними возникает человеческая привязанность. Людмила искренне поддерживает музыканта.

В это время композитор проявляет себя зрелым мастером, об этом свидетельствует инструментальная композиция «Иванова ночь на Лысой горе».

Мусоргский обладал специфическим композиторским даром: ему редко удавалась инструментальная музыка, а к симфоническому жанру и вовсе не было призвания.

1867 г. Композитора тяготит служба, и он подаёт прошение вывести его за штат.

1868 г. Светская жизнь требует денег. Модест Петрович вновь поступает на службу в чине титулярного советника на должность помощника столоначальника в Лесной департамент.

Брат с семьёй переезжает в Москву, а Модест перебирается в Инженерный замок к Опочининым. Между ним и Надеждой Опочининой возникают отношения. Композитор посвящает ей свои произведения. Но все свидетельства этой связи исчезают бесследно.

Члены «Могучей кучки» сближаются с Даргомыжским и посещают его музыкальные вечера. Даргомыжский выделяет Мусоргского как композитора близкого по духу и устремлениям, высоко его ценит.

«Борис Годунов»

На одном из вечеров у сестры Глинки композитор знакомится с профессором Петербургской духовной академии В. В. Никольским, который наводит композитора на мысль обратить взор на «Бориса Годунова».

Проходит время, и Мусоргский начинает работу над оперой «Борис Годунов».

1871 г. Опера «Борис Годунов» закончена, но её забраковывает репертуарный комитет. Мусоргский вносит изменения. Это произведение стало главным в его жизни. Только в 1874 году состоялась премьера на сцене Мариинского театра. Это единственная опера, которую Мусоргский довёл до логического завершения. Все остальные дорабатывались композиторами в разные периоды времени.

К сценическим основным произведениям Мусоргского относятся:

  • «Борис Годунов»;
  • «Женитьба»;
  • «Млада» (совместное произведение «Могучей кучки»);
  • «Сорочинская ярмарка»;
  • «Эдип».

Ослабление и закат творческой деятельности

1872 г. Работа над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой» начата, но так и не была закончена.

1870−1879 гг. М. Мусоргский сочиняет песни на слова русских поэтов.

Распад «Могучей кучки», непонимание его как автора в официальной академической среде привели композитора к депрессии и запоям. Новые сочинения появляются крайне редко. Увлечение алкоголем закончилось потерей работы.

1879 г. Отсутствие доходов, жалкое существование — вот к чему пришёл в итоге композитор. В это трудное время его поддержала подруга — певица Д. М. Леонова. Он едет с ней на гастроли в качестве аккомпаниатора, исполняет собственные произведения. Успех воодушевляет композитора. Он вновь обретает веру в себя.

Мусоргский поступает на службу в ревизионную комиссию Государственного Контроля и работает там до конца своих дней. В 1880 году он создаёт несколько произведений малых форм.

Бесконтрольное пьянство доводит композитора до белой горячки. И. Е. Репин пишет его портрет незадолго до смерти. На нём изображён глубоко больной алкоголизмом человек.

В 42 года Модест Петрович Мусоргский скончался в военном госпитале Петербурга. Дата смерти:16 [28] марта 1881 года. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество М. П. Мусоргского включает в себя:

  • сценические произведения;
  • сочинения для оркестра;
  • вокальные произведения (хоры, романсы, песни);
  • сочинения для фортепиано.

Произведения Мусоргского входят в сокровищницу русского и мирового творчества. Его произведение «Борис Годунов» известно во всём мире.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859 гг.) является одним из известных русских писателей, внесших свой вклад в развитие отечественной литературы, особенно в жанре описания природы.

Появлением на свет будущий писатель обязан семье прокурорского служащего, имеющего старинное родовое происхождение. Местом рождения Аксакова становится Уфа, где писатель проводит первые детские годы, а затем проживает в родовом имении в Оренбургской губернии, где формирование мальчика происходит под влиянием деда, являющегося одним из первых помещиков в Башкирии, привившим Аксакову вместе с отцом писателя любовь к родной природе и литературе. Еще, будучи в малолетнем возрасте, мальчик овладевает чтением, а также делает успехи в пересказах понравившихся сказок и стихов.

Казанская гимназия становится для Аксакова местом получения начального образования, а затем он продолжает обучение в Казанском университете, где делает старт его творческая литературная биография в виде публикации первых стихотворных произведений в студенческих изданиях.

По окончании университета Аксаков приступает к службе чиновником в Санкт-Петербурге, параллельно занимаясь литературным творчеством и совершенствуя собственное искусство декламации. В этот период в жизни писателя появляются Державин, Шишков, Шушерин, Писарев, о которых в будущем Аксаков напишет в биографических очерках.

С началом русско-французской войны 1812 года писатель обосновывает с новообретенной женой в родовом имении, где занимается публицистической деятельностью, а также переводит классическую литературу, не забывая и о создании собственных произведений, в числе которых басенных стихов «Три канарейки», являющихся первым изданием в его творчестве.

Проведя в деревне около пятнадцати лет Аксаков с семьей, в которой рождается трое детей, в Москву, поступив снова на чиновничью работу. Однако служба вскоре прерывается, поскольку писатель публикует не прошедший цензуру собственный фельетон, скрываясь под псевдонимом, не понравившийся властям.

Занимаясь многочисленными переводами, театральной и литературной критикой, Аксаков лишь в зрелом возрасте создает собственное значимое сочинение в виде очерка «Буран», высоко оцененное литературным сообществом, а затем из-под его пера выходят «Семейные хроники», а также книга о рыболовстве под названием «Записки об уженье», неоднократно переизданная.

Вершиной творческой биографии писателя становится его многолетний труд «Детские годы Багрова-внука», признанный в дальнейшем лучшим художественным сочинением о развитии детей, известным своим приложением в виде сказки «Аленький цветочек».

Огромное влияние на творчество писателя оказывает встреча с Гоголем Н.В., которого Аксаков называет гением чисто русским. Именно гоголевское творчество побуждает Аксакова заниматься реалистической прозой.

Последние годы жизни писателя проходят в усадьбе Абрамцево, где появляется его знаменитый рассказ «Собирание бабочек».

Вариант 2

Сергей Тимофеевич Аксаков писатель родом из России. Рожден 20 сентября 1791 года в городе Уфа. Отец Сергея Тимофеевича служивший прокурор земского суда по имени Тимофей Степанович Аксаков, годы жизни: с 1762 по 1836. Мать Сергея Мария Николаевна Зубовая. Ей были присуще властность, природа не обделила ее умом. Была из семьи чиновников. В свою время получила достойное образование. Все свое детство он провел в Уфе. Степан Михайлович Аксаков, дед Сергея Тимофеевича, колоссально повлиял на жизнь своего внука. От своего отца Сергей получил в наследство хорошие качества, такие как: любовь к природе и к чтению книг. Развивался Сережа быстро и с хорошими успехами в свои года умел читать, а в 5 лет прекрасно пересказывал сказки.

Свое первое образование Сережа отправился получать в Казанскую гимназию в 1799 году, на тот момент мальчику было 8 лет. Проучился он там довольно малый отрезок времени. Это связано с тем, что мать и сын не могли привыкнуть к такой разлуке, и вскоре его забрали домой. И только через два года мальчик снова отправился обучаться в гимназию. В 13-летнем возрасте мальчик изучал программу Казанского университета, так как старшие классы преобразовали в университет. До 1807 года Аксаков обучался в Казанском университете. Во время обучения Сергей работал соредактором в журналах «Аркадские пастушки», «Журнал наших занятий». Именно в них он опубликовал свои первые стихи. В университете организовывал сценические постановки, одним из авторов которых являлся он сам.

Окончил университет Сергей Аксаков довольно в раннем возрасте, на тот момент ему было 15 с половиной лет. После окончания университета он уехал в Москву. Пробыв в столице всего год, Аксаков отправляется жить в Санкт-Петербург. В том же году находит себе работу с должностью переводчика. Аксаков был чиновником, но это не мешало ему заниматься литературной деятельностью. В течение жизни в Санкт-Петербурге Аксаков познакомился с многими людьми, которые сыграли немалую роль в его жизни, как писателя. В 1811 году Сергей Тимофеевич снова переезжает в Москву. Так же в столице Аксаков знакомится с литераторами, со временем круг знакомых все больше и больше пополняется.

В военное время Аксаков жил в Оренбургской губернии. С тех пор писатель мало посещал столицу. Он занимался литературными переводами. В Москве писатель нашел свою любовь и женился на Ольге Семеновне Заплатиной в 1816 году. В браке рождено 10 детей. Аксаковы забросили идею самостоятельного хозяйства и переехали в Маскву в 1826 году.

В 1859 году 30 апреля Аксаков покинул белый свет.

Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Интересные ответы

Лошади признаны одними из наиболее необходимых домашних животных. С древних времен люди использовали лошадей для хозяйственных работ. Незаменимы были в военные годы.

Одно из значимых мест среди архитектурных достопримечательностей Москвы и России занимает Спасская башня московского Кремля. Она появляется в 1492 году, благодаря стараниям архитектора из Италии

Чайковский – один из самых талантливых и популярных композиторов, который написал огромное количество различных музыкальных произведений, которые в свою очередь

Водоросли – это низшие растения. Их роль в жизни человека достаточно велика. Как и остальные растения, водоросли осуществляют процесс фотосинтеза.

Сергей Тимофеевич Аксаков: биография, семья, творчество, память

  • 8 Октября, 2019
  • Искусство
  • Yulia Sahine

До недавнего времени исследователям казалось, что ничто в биографии Аксакова не может заинтересовать. Однако из скучного и незначительного писателя он внезапно превратился в классика русской литературы, чье творчество может привлечь читателя и в наши дни.

Как писатель Сергей Тимофеевич Аксаков проявил себя довольно поздно: на шестом десятке. Расцвет его таланта пришелся на последнее десятилетие его жизни.

Детство и юность

Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в старинной дворянской семье. Отец любил природу, был мягким, застенчивым, малообразованным человеком, а мать слыла редкостной красавицей, умной и начитанной женщиной.

Детство мальчик провел в Уфе и в Заволжье, в имении его дедушки. От отца писатель перенял любовь к природе. Впоследствии охота и рыбалка стали его страстью. Эти факты из биографии Аксакова вознесут его спустя много лет на литературный пьедестал.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали на учебу в Казанскую гимназию. Не готовый к разлуке с семьей и самостоятельной жизни, ребенок серьезно заболел. Поэтому родные были вынуждены забрать его из учебного заведения. Лишь через год Сережа Аксаков вернулся к учебе в гимназии.

Осенью 1804 года был открыт Казанский университет, а старшие гимназисты стали студентами. Среди них оказался и 13-летний Сергей Аксаков.

О годах учебы писатель всегда вспоминал очень тепло. В это время он увлекся литературой и театром. Кроме того, студенты выпускали рукописные журналы. Разгоравшиеся между «конкурентами» дискуссии о литературе и языке не оставляли никого равнодушным. Любопытно, что Аксаков всегда выступал против слащавости прозы Карамзина, но любил его стихи.

Читайте также:  Алексей Николаевич Толстой. Жизнь и творчество

На государственной службе

В 1807 году Аксаков покинул университет и спустя какое-то время переехал в Петербург. С помощью протекции своего преподавателя и наставника Г.И. Карташевского юноша получил должность переводчика в Комиссии по составлению законов. Государственной службе на разных поприщах он посвятил почти полтора десятка лет жизни.

В Петербурге писатель оброс новыми знакомствами в кругу литераторов и театралов, однако спустя четыре года он оставил службу в столице и переехал в Москву. В 1812 году Сергей Тимофеевич переехал в тихую деревушку, расположенную в Оренбургском крае. Он не очень стремился к светской жизни. Годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова в этой глуши можно назвать счастливыми. Он лишь изредка приезжал в Москву и Петербург, чтобы не дать угаснуть знакомствам. Так в один из приездов в 1815 году Аксаков познакомился с уже престарелым Державиным, который рассказал ему о еще юном, но уже талантливом Пушкине.

Еще в 1822 году Аксаков получил часть отцовского имения. Какое-то время он пытался заниматься хозяйством и вести жизнь помещика. На тот момент он уже женился на Ольге Заплатиной, у них родились дети. В 1826 году Сергей Тимофеевич понял, что быть помещиком он не сможет. Поэтому переехал с семьей в Москву.

Работа цензором

В большом городе вскоре выяснилось, что имеющихся средств для полноценной жизни семье не хватает, поэтому Аксаков решил вернуться на службу. Благодаря близкому знакомству с литератором и языковедом Шишковым, министром просвещения, Аксаков получил должность цензора Московского цензурного комитета.

Эта работа была непростой и очень ответственной, поскольку приходилось вычитывать невероятно большое количество произведений всевозможных жанров. После восстания декабристов цензура ужесточилась. Аксакову, как и его коллегам, надо было учитывать множество факторов. За пропуск в печать неподобающей книги можно было лишиться карьеры и сесть в тюрьму. Сергей Тимофеевич, думая о семье, старался быть осторожным.

Впрочем, оставаясь осмотрительным, Аксаков не скрывал своего мнения об условиях, необходимых для развития литературы. У него было множество стычек с другими цензорами, проявлявшими инквизиторский подход к литераторам.

Увольнение

Будучи цензором, Аксаков не оставлял свою литературную деятельность. В начале 1830 года он анонимно опубликовал фельетон «Рекомендация министра». Смысл социально-сатирического очерка был очевиден: получить выгодное место без чьей-либо протекции или помощи невозможно, так как на этом неписаном законе строится вся государственная система.

Произведение мгновенно привлекло к себе внимание Николая I, который был в ярости. Началось разбирательство. Сначала арестовали цензора, пропустившего фельетон, потом угроза нависла над издателем «Московского вестника». Лишь тогда Аксаков решил раскрыть свою личность и явился в полицию. От высылки из Москвы писателя спасли письма, в которых он писал, что лишь изложил в форме рассказа известный в народе анекдот. Он клялся, что никого не хотел оскорбить.

В декабре 1831 года Аксаков по неосторожности пропустил в печать статью И.В. Киреевского с достаточно революционными идеями. Автора статьи признали неблагонадежным, журнал «Европеец» закрыли, а Аксакову сделали строгий выговор.

В январе 1832 года (всего через меся) грянула другая беда, положившая конец карьере цензора. В печать вышла остроумная сатира некоего Елистрата Фитюлькина, высмеивающая нравы полицейских властей. Книга возмутила полицейские власти Москвы и Петербурга. История вновь дошла до Николая I. Его решение было однозначным: уволить Аксакова, так как он не обладает необходимыми для цензора качествами и умениями. Впоследствии это событие отразится на биографии Аксакова.

Директор межевого института

Оставшись без работы, Сергей Тимофеевич оказался в незавидном положении. Фактически на любой его государственной службе был поставлен крест, но это был единственный способ достойно зарабатывать, чтобы жить с большой семьей в Москве. Писателю пришлось лично обратиться к Бенкендорфу, хотя именно он приложил усилия для увольнения Аксакова. В результате вышестоящими органами было принято решение позволить Сергею Тимофеевичу вновь работать на государственной службе.

В октябре 1833 года Аксаков получил должность инспектора Константиновского землемерного училища. Вскоре это заведение было официально преобразовано в межевой институт, а Аксакова назначили его директором.

Еще будучи цензором, Сергей Тимофеевич познакомился с множеством литераторов, среди которых был В. Г. Белинский. Молодой критик дружил с сыном Аксакова Константином. Вскоре Белинский стал частым гостем в их доме.

В 1838 году Сергей Аксаков решил окончательно оставить службу. В этот период у него начались серьезные проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение.

«Буран»

Это первое произведение, в котором проявился яркий писательский талант Аксакова. В 1834 году он опубликовал небольшой очерк «Буран». Это маленькое, но очень красивое произведение. В основе творческого метода лежит живой человеческий интерес к действительности без прикрас, естественность и простота. Картина разбушевавшейся природы стала классическим образцом пейзажной живописи в литературе. До этого подобным образом описывал природу только Пушкин.

Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил описание бурана. Изображение метели в «Капитанской дочке» было написано под впечатлением от этого короткого очерка.

Славянофильство

С начала 40-х годов начались важные перемены в общественной и социальной жизни России. Не менее серьезные перемены обозначились и в сознании Аксакова, поскольку в стране происходило обострение социальных противоречий, активизировалось антикрепостническое и освободительное движение.

Это время ознаменовалось появлением западников и славянофилов. Дети Аксакова (Константин, Иван и Вера) были активными славянофилами 40-х годов. Сторонники этого течения утверждали, что у России есть особенный путь, не связанный с Западом, который может лишь нанести урон развитию России и ее ценностям.

Сам Аксаков утверждал, что он не является сторонником никаких течений, поскольку видит, в какие крайности уходил его любимый сын Константин со своими единомышленниками.

Охотничья трилогия

В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.

Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.

Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.

Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.

Пик литературной карьеры

Наиболее значительными работами Аксакова являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах перед читателями раскрывается история трех поколений семьи Сергея Багрова, то есть самого писателя. Он намеренно изменил места и имена, чтобы нельзя было сопоставить их с реальными прототипами, некоторые из которых были еще живы. Однако стоило «Семейной хронике» выйти из печати, как критики моментально сопоставили персонажей с реальными людьми.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков удивительно точно описал быт помещиков и крепостных. По сюжету все семейство Багровых переезжает из Симбирской губернии в новое поместье. Контраст между тем, как радуются и ждут переезда люди в барском доме, и как тягостно и грустно продавать скот и весь скарб крепостным крестьянам, сразу погружает читателя в атмосферу подневольности и зависимости крепостных. Аксаков неторопливо и детально описывает действительность. Читатель словно смотрит интересное и эпическое кино.

Книга вышла из печати в самый «удачный» момент: только закончилась Крымская война, прогнивший николаевский режим был очевиден каждому. «Семейная хроника» дала отличный материал для обличения крепостничества и была чрезвычайно выгодна революционно настроенным демократам.

«Детские годы Багрова-внука» – это заключительная часть трилогии «Семейная хроника». В произведении с удивительной точностью описывается детство маленького Сережи – с рождения и до девяти лет. Темой книги является сложный и столь важный процесс формирования детской души.

В произведении показано, как медленно, но верно меняется мировоззрение мальчика, который начинает понимать, что в мире все далеко не так прекрасно. Однако он не страдает от этого осознания, не пытается что-то изменить, а лишь созерцает. Художественные описания и, конечно, язык – вот, чем прославился Сергей Тимофеевич Аксаков.

Последние годы

Аксаков думал, что «Семейная хроника» станет завершением его литературной карьеры, но на самом деле 50-е годы стали самыми плодотворными. Из-под его пера вышла повесть «Наташа», рассказ «Собирание бабочек», а также цикл мемуаров «Литературные и театральные воспоминания». Незадолго до смерти был написан «Очерк зимнего дня». Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова в это время высоко ценилось. Писатель планировал продолжение «Семейной хроники», ведь материала о собственных детях и их судьбах у него было предостаточно.

Смерть настигла Аксакова в конце апреля 1859 года. Писателю было 67 лет. Сергей Тимофеевич всю жизнь был верен одной женщине – своей жене. В браке у них родилось 11 детей – 4 мальчика и 7 девочек. Некоторые из них умерли в детстве или в юношеском возрасте. Константин и Иван были литераторами. Надежда отлично пела и играла на гитаре. Ольга стала художницей. Вера была подвижницей славянофильского движения.

В XX веке интерес к биографии Аксакова ослаб, чтобы с новой силой возродиться в наши дни. Сейчас его произведения снова становятся популярными. Существует несколько музеев Аксакова. Его именем назван один из парков в Уфе и кратер на Меркурии. В селе Надеждино (Башкортостан) функционирует Аксаковский историко-культурный центр.

Жизнь и творчество С. Т. Аксакова

В истории отечественной культуры значительное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков – автор произведений: «Детские годы Багрова – внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы», «Воспоминания» и другие. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова как цензора и театрального критика. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти «буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков – изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве». Значение Сергея Тимофеевича Аксакова как писателя-мемуариста переросло не только общественные рамки, но даже и государственные. Имя Сергея Тимофеевича Аксакова приобрело мировую известность.

С. Т. Аксаков – певец нашего края

Жизнь и творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

«Аксаков Сергей Тимофеевич – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, имел в детстве живые впечатления гордого семейного создания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе « знаменитого рода Шимона» – сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич – сын Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Родился он в Уфе 20 сентября 1791 года. В 10 лет поступил в Казанскую гимназию. После окончания университета Сергей Аксаков служил в Петербурге переводчиком в комиссии по составлению законов, затем в цензурном комитете, наконец, инспектором и директором Константиновского Межевого института. В Петербурге Аксаков входил в круг поэта Гавриила Державина, затем жил в Москве, с которой связаны его основные литературные опыты. Он писал стихи в традициях классицизма, занимался переводами и театральной критикой, сотрудничал в газетах и журналах. Дом Аксакова был одним из литературных центров столицы, посетителями его были такие корифеи, как Баратынский, Языков, Белинский, Тургенев, Гоголь. Сыновья Иван и Константин, увлеченные идеями славянофильства, привлекли в дом выдающихся деятелей этого движения – Алексея Хомякова, Ивана Киреевского. » Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист и общественный деятель, «вождь славянофильства», шире – международного славянского движения. Константин Сергеевич Аксаков, тоже русский публицист, историк, лингвист и поэт. Он один из идеологов славянофильства. К. С. Аксаков выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии. Как личность С. Т. Аксаков привлекателен и по-человечески понятен. По воспоминаниям близких, он любил жизнь во всех ее проявлениях, ко всему относился как художник. Любитель театра и актер, тонкий знаток всего лесного мира, птичьего и звериного, опытный рыбак, знаток грибов и растений – во всем он проявлял страстность. С. Т. Аксаков не связывал себя с определенными направлениями общественной мысли, но сочувствовал любым идеям народного самоопределения, развития самосознания. Книги С. Т. Аксакова « Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», « Рассказы и воспоминания охотника», где воссоздан мир природы нашего края, неожиданно были восприняты читателем, как произведения искусства, отрывающие человека в его гармоничном отношении к окружающему. Основное место в литературном наследии Сергея Аксакова занимает автобиографическая трилогия « Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», – написанная на основе семейных преданий и личных воспоминаний о жизни в Уфе и губернских селах. Метод писателя заключался в том, что он избегал чистого вымысла, находясь на «почве действительности, идя за нитью истинного события». В 1991году в Уфе был открыт мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова. Экспозиция дома знакомит и с его сыновьями –Иваном и Константином, которые вошли в историю общественной мысли 19 века, как очень самобытные мыслители.

«В 1834 г. в Альманаке «Денница» появился без подписи его очерк «Буран». Это – первое произведение, говорящее о настоящем С. Т. Аксакове. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы популярность окружала С. Т. Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженье рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». В 1856 г. «Семейная хроника» вышла отдельной книгой «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова-внука». «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (Москва, 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов С. Т. Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний С. Т. Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования.

30 апреля 1859 года, в Москве Сергей Тимофеевич Аксаков умер.

2. Заповедный наш край

Мы с вами живем в удивительно живописном краю Край наш несказанно красив, привлекателен и богат несметными сокровищами. Вокруг Башкортостана раскинулись на вольных просторах леса, поля, луга. Богата наша земля, но самое главное богатство республики – это люди, их исторические и культурные традиции. А еще богатство нашего края – это леса. Леса в моем крае занимают огромные территории. А какой красотой заполнены лесные просторы: там ягоды, и грибы, и пение птиц. В ключиках течет чистая, хрустальная водица.

«Башкортостан – это край с неповторимым природным ландшафтом, историческими памятниками, многонациональным населением, многовековыми культурными традициями. Единственным в России уникальным наскальным рисункам эпохи Палеолита в пещере Шульганташ более 12 тысяч лет, а уникальной «Стране городов», объединяющей Аркаим и другие поселения, около 4 тысяч лет. Урал под именем «Гиперборейские» был известен еще во времена Геродота. Эпосу башкирского народа «Урал-батыр» тысяча лет».

Чудесная природа Башкортостана с густыми таежными лесами, скалистыми горами и предгорьями, голубыми озерами и бурными реками, обширными равнинами, имеет много достопримечательностей.

«Территория нашего края покрыта сетью более чем 600 рек. А что может быть прекрасней красивых деревьев на берегу медленной величавой реки? Главными реками считаются Агидель-Белая (1430 км) и Караидель-Уфа (918 км). Не менее красивы и малые реки: Дема, которую подробно описывал С. Т. Аксаков; Сим, Большой и Малый Инзер. В бассейнах рек насчитывается 2,7 тысяч озер, прудов и водохранилищ. Некоторые из них объявлены памятниками природы: Кандрыкуль, Асылыкуль, Ургун (12кв. км), Янтыкуль (780 га), Мулдакуль (800 га). Много различных пещер, водопадов, минеральных источников. Очень богат растительный мир.

Читайте также:  Григорий Сковорода - сообщение доклад

Состав населения Башкортостана многонационален. В этом своеобразие нашей республики, ее уникальность. Состояние межнациональных отношений в республике мы оцениваем как стабильное. В основе их – дружеские, уважительные отношения трех самых многочисленных народов – башкир, русских и татар, а также марийского, чувашского, удмуртского, мордовского, украинского и др. Еще одна особенность Республики – многоконфессиональность. У нас созданы и активно действуют мусульманские, православные, католические, протестантские, а также иудейские религиозные общины. Получается, что у нас представлены почти все мировые религии».

Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать свое прошлое, прошлое своей малой Родины. И чтобы достойно жить в любимой республике, нам так мало нужно, просто любить Родину, заботиться о ней, – этому учит нас в своих произведениях С. Т. Аксаков.

Мы же, будущее Башкортостана, любим свою Родину, свой край, наша задача сохранить природу и традиции своего народа.

3. «Семейная хроника»

В 1856 г. В Московском издательстве выходит книга С. Т. Аксакова «Семейная хроника». Все повествование пронизано мыслью о семейной гармонии, согласии, высокости всего строя семейных отношений.

Сергей Тимофеевич Аксаков подробно рассказывает об уфимском крае: «о неизмеримом пространстве земель, угодьях, привольях, неописанном изобилии дичи и рыбы и всех плодов земных».

Автор описывает гостеприимный народ Башкирии. « зарежут 2-3 жирных барана, поставят ведро вина, да несколько ведер крепкого ставленого башкирского меду, да лагун корчажного крестьянского пива».

На протяжении всего произведения он описывает красивые башкирские угодья. «Что за угодья, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло ( боярская спесь ), скорлазубец ( царские кудри ) и кошачья трава ( валериана ). Воздух оглашался другими особенными свистами и голосами; там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов».

С. Т. Аксаков описал в этом произведении всю замечательную природу нашего края. Его героя Алексея Степаныча приводила в восхищение « цветущая, душистая степь; то и дело стрепета поднимались с дороги, и кроншнепы постоянно провожали экипаж, кружась над ним и залетая вперед, садясь по верхам и оглашая воздух своими звонкими трелями».

Невозможно остаться равнодушным к красотам нашего края: « неравнодушно вспоминая и теперь эту простую, бедную местность, которую увидел я в первый раз лет десять позднее я понимаю, что она нравилась Алексею Степанычу».

4. «Детские годы Багрова-внука»

В 1858 г. В Москве выходит 2 часть трилогии «Детские годы Багрова-внука». В этом произведении С. Т. Аксаков с любовью описывает реку Белую-Агидель. « я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными ее берегами и зеленою уремой на противоположном берегу».

С. Т. Аксакову очень нравилось путешествовать. Он внимательно следил за дорогой, за сменой пейзажей. «Сначала дорога шла лесистой уремой; огромные дубы, вязы и осокори поражали меня своею громадностью, и я беспрестанно вскрикивал: «Ах, какое дерево! Как оно называется?».

Особенно С. Т. Аксакову запомнился удивительный вечер на Деме. «Небо сверкало звездами, воздух был наполнен благовениеи от засыхающих степных трав, речка журчала в овраге, костер пылал и ярко освещал наших людей».

Сергей Тимофеевич в «Детских годах Багрова-внука» особое внимание уделяет степям и Деме. «Степь, то есть безлеская и волнообразная бесконечная равнина, окружила нас со всех сторон Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно, на равне с берегами, расстилалась передо мной».

Лес в произведениях С. Т. Аксакова поражает «необыкновенным разнообразием ягодных деревьев и других древесных пород, живописно перемешанных Толстые, как бревна, черемухи были покрыты уже потемневшими ягодами, кисти рябины и калины начинали краснеть; кусты черной спелой смородины распространяли в воздухе свой ароматический запах; гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвивались около всего, к чему только прикасались: даже малины было много»

«С. Т. Аксаков не мог без восхищения видеть даже бегущей по улице воды, поэтому описывает родники, пруды, озера сельца Парашино. «Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей».

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте

Гордится девственной красою!

Где темные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет черной полосою

Под лугом тучная земля,

Цветут роскошные поля!

– вот так писал о Деме С. Т. Аксаков, прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения».

В 1856 г. была опубликована книга «Воспоминания». В своем произведении «Воспоминания» С. Т. Аксаков рассказывает о чудесном весеннем перевоплощении в природе. « все зазеленено и расцвело, открылось множество новых живейших наслаждений: светлые воды реки, мельница, пруд, грачовая роща и остров, окруженный со всех сторон Старым и Новым Бугурусланом, обсаженный тенистыми липами и березами, куда бегал я по нескольку раз в день, сам не зная зачем; я стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющимся сердцем, с прерывающимся дыханием».

Весна не отпускает С. Т. Аксакова. « В конце марта и в начале апреля солнце начало сильно греть, снег таял, ручьи побежали по улицам, дохнула весна, и ее дыхание потрясало нервы мальчика, еще бессознательно, но уже странно любившего природу».

С. Т. Аксаков очень любил выезжать в лес со своей семьей «попить чаю». « Помню, однако, что чудесная полевая клубника, родившаяся тогда в великом изобилии, выманивала иногда мою мать на залежи ближнего поля, потому, что она очень любила эту ягоду и считала ее целебною для своего здоровья. Езжали также изредка на живописные горные родники пить чай со своей семьей под тенистыми березами; отец же мой и тетка, напротив, весьма любили ездить по грибки, и я разделял их любовь»

Читая произведения С. Т. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», мы с уверенностью можем сказать, что он очень любил свою малую Родину – Башкортостан. Сергей Тимофеевич Аксаков в своих произведениях дал замечательное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства 19 века. В этих произведениях он воспевал очарование земли башкирской, ее угодья, нравы, традиции и быт местных жителей. Особое очарование в его произведениях вызывают те страницы, где он описывает заповедные места родного края: демские просторы, прохладу лесных массивов, журчание горных родников, раздолье степных равнин «Сергей Тимофеевич Аксаков первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхания родников и малых речек».

Своими произведениями С. Т. Аксаков учит нас любить свою малую родину, заботиться о ней, беречь и преумножать ее богатства.

Сергей Аксаков

Биография

Про книги Сергея Аксакова Чернышевский говорил, что в них «правда чувствуется на каждой странице». Самобытный язык произведений, полный «самоцветов народного словаря», и способность изображать природу и человека в одном неразрывном единстве – вот достоинства, благодаря которым его произведения и сейчас читают все – от дошкольников до ученых.

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.

Портрет Сергея Аксакова

Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, – сказка «Аленький цветочек», рассказанная ключницей Пелагеей и записанная много лет спустя по памяти.

В 1799 году Сергея отдают учиться в местную гимназию, позже он становится студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в наивном романтическом стиле, которые разместили в рукописных студенческих журналах.

Сергей Аксаков в молодости

В 1807 году в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и состоял в кружке «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Тогда он писал стихи, по стилю противоречившие его юношеским творениям – к тому времени Аксаков разочаровался в школе романтиков и отошел от сентиментализма. Самое известное его стихотворение – «Вот родина моя».

Позже Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя за то, что пропустил в печать юмористическую балладу В. Проташинского, в которой московская полиция предстала в невыгодном свете.

Сергей Аксаков

К тому моменту писатель уже обзавелся огромным количеством полезных связей и знакомств и смог быстро найти новое место инспектора в Константиновском землемерном училище.

В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие Николай Васильевич Гоголь.

Литература

В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город.

Усадьба-музей Сергея Аксакова в Абрамцево

В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.

Писал Сергей Аксаков в первое время мало, главным образом короткие статьи и рецензии, но в 1834 году в альманахе «Денница» появляется очерк «Буран», в котором впервые проявились его неповторимый стиль и слог. Получив множество хвалебных отзывов и обретя известность в литературных кругах, Аксаков принялся за «Семейные хроники».

Книга Сергея Аксакова «Записки ружейного охотника»

В 1847 году он обратился к естественнонаучным познаниям и впечатлениям и написал знаменитые «Записки об уженье рыбы», а еще через 5 лет – «Записки ружейного охотника», встреченные читателями с восторгом.

«Такой книги у нас еще не бывало».

Так с восторгом писал Иван Сергеевич Тургенев в рецензии к недавно вышедшему первому тому. Сам писатель мало придавал значения успеху книг – он писал для себя, уходя в творчество от жизненных проблем, включая денежные и семейные неурядицы, которых к тому времени накопилось немало. В 1856 году «Семейная хроника», до этого публиковавшаяся в журналах в виде отрывков, вышла отдельной книгой.

Книги Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек»

«Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему периоду его творческой биографии. Критики отмечают в них неровность повествования, меньшую емкость и лаконичность по сравнению с тем, что Аксаков написал раньше. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек» – ее писатель посвятил маленькой внучке Ольге.

В это же время выходят ««Литературные и театральные воспоминания», полные интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но имеющие меньшее литературное значение по сравнению с художественной прозой Сергея Тимофеевича. Перу Аксакова также принадлежат рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.

Книги Сергея Аксакова

О писателе говорили, что всю жизнь он духовно рос вместе с веком. В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя.

Некоторые критики, например, Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, но, будучи по характеру терпимым и чутким человеком, Аксаков не стремился насаждать свое мнение и предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг.

Личная жизнь

В июне 1816 года начинающий литератор женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не отличались талантами в ведении хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.

Сергей Аксаков и его жена Ольга Заплатина

Сергей Тимофеевич являлся трогательно заботливым отцом для многочисленных детей (по некоторым источникам, их у него было 10, по другим – 14) и готов был брать на себя все заботы о них, даже те, что обычно поручались няням.

Личная жизнь и общение с подросшими отпрысками, особенно сыновьями, сыграли заметную роль в становлении взглядов писателя. Они мало походили на него по складу и темпераменту, но зато унаследовали от отца жажду знаний и терпимость к инакомыслию. В наследниках Аксаков видел воплощение современной молодежи с ее высокими запросами и сложными вкусами и стремился постичь и развить их.

Иван Аксаков, сын Сергея Аксакова

Позже трое детей писателя пополнили ряды видных ученых славянофильского направления: Иван Аксаков стал известным публицистом, Вера – общественным деятелем и автором мемуаров, Константин – историком и языковедом.

Смерть

Сергей Тимофеевич с юношеских лет страдал эпилепсией. Кроме того, с середины 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог и последние сочинения диктовал дочери Вере.

Могила Сергея Аксакова

В 1859 году писатель скончался в Москве, не успев закончить повесть «Наташа», в которой собирался описать в качестве главной героини сестру Надежду. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.

Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

Интересные факты

  • Сергей Аксаков собирал бабочек и даже пытался их самостоятельно разводить.
  • У писателя было более 20 псевдонимов, под которыми чаще всего выходили его критические статьи. Самые известные из них – Истома Романов и П.Щ.
  • Фамилия Аксаков имеет тюркские корни и восходит к слову, означающему «хромой».

Литографическое фото Сергея Аксакова

  • Театральный спектакль «Аленький цветочек» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз.
  • В советское время в именье Аксаковых в разные годы размещались ремесленная школа, детская колония, почта, больница, общежитие для рабочих, общеобразовательная школа-семилетка.
  • Писатель свободно владел тремя иностранными языками – немецким, французским и английским.

Цитаты

Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово, и все становится понятно.

Старые мехи не выдерживают молодого вина, а старое сердце не выносит молодых чувств.

В человеческом существе скрыто много эгоизму; он действует часто без нашего ведома, и никто не изъят от него.

Да, есть нравственная сила правого дела, перед которою уступает мужество неправого человека.

Ссылка на основную публикацию