Хронологическая таблица Солженицына (жизнь и творчество)

Хронологическая таблица Солженицына (жизнь и творчество)

11 декабря – Александр Солженицын родился в городе Кисловодске. [См. статьи Александр Солженицын – предки и родственники, Александр Солженицын – родители.]

Конец осени – переезжает от родственников к матери, Таисии Захаровне, в Ростов. [См. статью Александр Солженицын – детство.]

Лето – первые детские попытки писать книги.

20 июля – принят в экстернат искусствоведческого факультета Московского Института философии, литературы и истории.

27 апреля – вступает в брак с Натальей Решетовской.

16 июня – оканчивает с отличием физмат Ростовского университета.

18 октября – призван в армию; определён ездовым в тыловой 74-й Отдельный гужтранспортный батальон.

14 апреля – прибыл в Кострому для обучения на командных курсах 3-его Ленинградского артиллерийского училища.

4 марта – в звании командира звукоразведовательной батареи прибывает со своим дивизионом на фронт.

12–15 мая – первая фронтовая встреча с одноклассником Н. Виткевичем и начало переписки с ним по политическим вопросам

15 августа – Солженицыну вручён орден Отечественной войны II степени.

Командир звукоразведывательной батареи лейтенант Солженицын. Март 1943

1–3 января – во время очередной фронтовой встречи Солженицына и Виткевича составлена «Резолюция № 1», послужившая потом главной уликой в судебном деле против них.

7 мая – присвоение Солженицыну звания капитана.

12 июля – Солженицын награждён орденом Красной Звезды.

27 января – в бою у деревни Адлиг Швенкиттен Солженицын успешно выводит свою батарею из окружения.

9 февраля – арест Солженицына смершевцами под прусским городом Вормдитом. Затем его доставляют для следствия на Лубянку, в Москву

7 июля – в день «великой сталинской амнистии» ОСО НКВД осуждает Солженицына на 8 лет лагерей.

14 августа – доставлен в первый лагерь, под Новым Иерусалимом, близ Истры. 9 сентября переведён оттуда в Москву, в строительный лагерь по адресу: улица Большая Калужская, 30.

27 сентября – ввиду наличия математического образования, переведён для работы в авиационной шарашке города Рыбинска Ярославской области.

6 марта – переведён на оптическую шарашку Загорска.

9 июля – этапирован на шарашку в Марфино (Москва), которой будет посвящён роман «В круге первом».

19 мая – этапирован из марфинской шарашки в Бутырскую тюрьму, оттуда в ночь с 20 на 21 августа привезён в Экибастузский каторжный лагерь для политических.

Январь – участвует в бунте и голодовке Экибастузского лагеря.

12 февраля – оперирован в лагере по поводу опухоли в паху.

Весна – Наталья Решетовская оформляет развод с Солженицыным.

9 февраля – окончание срока заключения.

4 марта – Солженицын доставлен для отбывания вечной ссылки в казахстанский посёлок Кок-Терек, Джамбульской области, где 25 апреля принят в среднюю школу учителем математики и физики.

28 ноября – в связи с обнаруженным рецидивом рака Солженицын едет на обследование в Джамбульскую областную больницу, где врачи говорят, что жить ему осталось недели три.

4 января – принят в стационар республиканской больницы Ташкента, где проходит лечение лучевой терапией, химиотерапией, переливанием крови. Втайне лечится сам настойкой иссык-кульского корня. После больничного курса чувствует значительное улучшение.

В течение года – работает над романом «В круге первом».

20 июня – Солженицын уезжает из Кок-Терека в центральную Россию: новые законы, принятые после XX съезда КПСС, освобождают его от отбывания ссылки.

21 августа – прибывает работать в школу посёлка Мезиновский Владимирской области. Поселяется в соседней деревне Мильцево, у Матрёны Захаровой, о которой позже будет написан рассказ «Матрёнин двор».

Осень – возобновление супружеской жизни с Н. Решетовской.

6 февраля – реабилитация А. Солженицына.

27 июня – переезд из Мильцева к Решетовской в Рязань. Начало «тихого житья» здесь по адресу: 1-й Касимовский пер., 12, кв. 3. Работа учителем физики и астрономии в рязанской школе № 2.

Лето – осень – написан рассказ «Не стоит село без праведника» (позже переименован в «Матрёнин двор»).

Конец августа – решается передать свои рукописи для чтения профессору В. Теушу. С произведениями Солженицына впервые начинают знакомиться не только ближайшие друзья, но и довольно широкий круг московской интеллигенции.

10 ноября – Через Р. Орлову, жену Л. Копелева, передаёт рассказ об «одном зэке» в журнал «Новый мир». К такому «выходу из подполья» подталкивает только что прошедший XXII съезд КПСС с резкими речами против Сталина.

12 декабря – по вызову А. Т. Твардовского Солженицын приезжает в редакцию «Нового мира» и подписывает договор о публикации рассказа. Начало длительной борьбы Твардовского за разрешение напечатать «Ивана Денисовича».

15 сентября – после долгих мытарств повесть «Один день Ивана Денисовича» одобрена Хрущёвым. 12 октября тот лично продавливает решение о её публикации на заседании Президиума ЦК КПСС (Политбюро).

17 – 18 ноября – номер «Нового мира» с «Одним днём» уходит подписчикам и появляется в продаже (тут же раскуплен).

17 декабря – Солженицын участвует во встрече руководителей государства с деятелями литературы и искусства в Доме приёмов на Ленгорах.

Обложка издания «Одного дня» в Роман-Газете, 1963

20 января – «Новый мир» печатает рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка».

С середины марта – начало кампании партийных пропагандистов против новомирских публикаций Солженицына.

14 октября – падение Хрущёва.

31 октября – первая фотоплёнка с частью архива Солженицына переправляется на Запад.

Зима – работа над «Архипелагом ГУЛАГ» в деревне Давыдово, в доме Агафьи Фоломкиной.

11 сентября – обыск КГБ у Теуша и Зильберберга; захват архива Солженицына.

3 декабря – отъезд в эстонское «укрывище» для продолжения работы над «Архипелагом». [См. также статью Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» – история создания и публикации.]

Тайная история «Архипелага ГУЛАГ». Документальный фильм

Ок. 20 января – «Новый мир» публикует рассказ «Захар-Калита» – последнее произведение Солженицына, напечатанное в СССР.

13 мая – Солженицын отдаёт в «Новый мир» первую часть «Ракового корпуса». Летом журнал отклоняет её «до написания второй части».

16 ноября – обсуждение «Ракового корпуса» в Центральном доме литератора – с решением поддержать его публикацию.

30 ноября – смелое выступление Солженицына в Институте востоковедения АН.

Начало декабря – отъезд в Эстонию для завершения работы над «Архипелагом ГУЛАГ».

16 марта – Твардовский, прочитав вторую часть «Ракового корпуса», окончательно отвергает повесть.

22 сентября – вторая дискуссия Солженицына с секретариатом СП СССР.

18–19 декабря – «Раковый корпус» сдан в набор «Нового мира», но спустя несколько дней его печатание остановлено.

Середина апреля – в литературном приложении к «Таймсу» напечатаны отрывки из «Ракового корпуса», переданные на Запад КГБ.

8 июня – плёнка с «Архипелагом ГУЛАГ» отправлена на Запад.

Осень – на Западе большими тиражами выходят «Круг»-87 («облегчённая редакция» романа «В круге первом») и «Раковый корпус».

Зима – Солженицын награждён Премией французских журналистов за лучшую иностранную книгу.

9 марта – начало непрерывной работы над «Красным Колесом».

Апрель – избран почётным членом Американской академии искусств и литературы, а также Национального института искусства и литературы.

Июль – выдвижение Солженицына на соискание Нобелевской премии по литературе.

30 декабря – у Солженицына и Н. Светловой рождается сын Ермолай.

Март – пересылка в Париж «Архипелага ГУЛАГ» (ранее отправленная на Запад плёнка книги попадает в нечистоплотные руки О. Карлайл).

9 августа – попытка КГБ отравить Солженицына рицинином в Новочеркасске.

23 сентября – у Солженицына и Н. Светловой рождается сын Игнат.

20 апреля – зарегистрирован брак Солженицына со Светловой.

Начало августа – в Рождестве-на-Истье написано «Письмо вождям Советского Союза».

Ночь на 30 августа – КГБ захватывает экземпляр «Архипелага ГУЛАГ» на даче Самутина под Ленинградом.

Конец августа – закончено воззвание «Жить не по лжи!».

8 сентября – в семье Солженицыных рождается сын Степан.

25 сентября – встреча на Казанском вокзале с Решетовской, которая послана КГБ для переговоров об отказе от публикации на Западе «Архипелага».

28 декабря – в Париже вышел первый том «Архипелага ГУЛАГа» на русском языке.

14 января – выступление «Правды» в связи с выходом «Архипелага ГУЛАГа».

Январь – Солженицын публично заявляет о передаче мировых гонораров с «Архипелага ГУЛАГа» советским политзаключённым.

12 февраля – арест Солженицына на квартире в Козицком переулке и доставка его в тюрьму Лефортово.

13 февраля – депортация Солженицына в ФРГ (во Франкфурт-на-Майне). Воззвание «Жить не по лжи!» уходит в самиздат.

29 марта – отъезд семьи Солженицына из Москвы в Цюрих.

6 – 13 декабря – поездка в Швецию на нобелевскую церемонию.

А.И. Солженицын на церемонии вручения Нобелевской премии. Стокгольм, 10 декабря 1974

28 апреля – вылет в Канаду в поисках постоянного жилья.

30 июня и 9 июля – выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке перед представителями американских профсоюзов.

15 июля – выступление в Конгрессе США.

1 августа – возвращение в Цюрих.

31 октября – заочно приобретён участок с домом в Кавендише (штат Вермонт).

Февраль-март – поездки с интервью в Англию, Францию и Испанию

30 июля – переезд семьи из Швейцарии в Вермонт.

Июль – в Вермонте начата подготовка к печати и набор первых томов Собрания сочинений.

Сентябрь – обращение Солженицына к российским эмигрантам с просьбой писать мемуары о пережитом.

В течение года – в Париже вышли первые 3 тома Собрания сочинений, в которых впервые напечатан «Круг-96».

18 февраля – в журнале «Тайм» опубликована статья «Коммунизм: у всех на виду – и не понят».

Весна – вышло в свет англо-американское издание «Телёнка»; в журнале «Foreign Affairs» опубликована статья «Чем грозит Америке плохое понимание России».

Осень – в журнале «Foreign Affairs» опубликована статья «Иметь мужество видеть».

А. И. и Н. Д. Солженицыны за работой (Вермонт)

В течение года – вышли тома 8 (Пьесы и сценарии) и 9 (Публицистика) Собрания сочинений; в 8-м томе впервые опубликованы ранние пьесы «Пир Победителей», «Пленники» и сценарии «Знают истину танки», «Тунеядец».

Весна – написана статья «Наши плюралисты».

Сентябрь-октябрь – «азиатское путешествие» Солженицына.

12 мая – встреча с М. Тэтчер.

Осень – начало работы над «Апрелем Семнадцатого».

31 октября – в вермонтском доме записано телеинтервью для французского телевидения.

Январь – написана статья «По донскому разбору» – о том, был ли Шолохов автором «Тихого Дона».

Апрель – написана статья «…Колеблет твой треножник».

Август – вчерне закончены четыре тома «Марта Семнадцатого».

Февраль – начало травли Солженицына в американской печати в связи с романом «Август Четырнадцатого».

29 марта – начало слушаний Комитета по иностранным делам Сената США в связи с «делом Солженицына».

Осень – Солженицын лечится от рака кожи.

Конец года – выходят на русском языке два тома «Марта Семнадцатого» (Собр. соч., тома 15 и 16).

Весна-лето – написаны 9-13-я главы «Очерков изгнания» («Закатилось зёрнышко…»).

5 августа – в «Книжном обозрении» напечатана статья Е. Ц. Чуковской «Вернуть Солженицыну гражданство СССР».

Август – получена телеграмма от С. П. Залыгина с предложением печатать «Раковый корпус» в «Новом мире».

Сентябрь – отослано ответ Солженицына «Новому миру»: публикация его книг в СССР должна начаться с «Архипелага ГУЛАГа». Редколлегия журнала начинает борьбу за право печатать «Архипелаг».

18 октября – в киевской газете «Рабочее слово» напечатано воззвание «Жить не по лжи!».

Начало мая – закончен «Апрель Семнадцатого».

Август – принят указ о возвращении советского гражданства 23 эмигрантам, среди которых А. И. и Н. Д. Солженицыны.

18 сентября – в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» напечатана статья «Как нам обустроить Россию?»

Октябрь – впервые напечатан на родине «Раковый корпус».

Осень – в издательстве «Наука» вышел «Словарь языкового расширения».

17 сентября – Генеральный прокурор СССР объявил о прекращении дела по статье об «измене родине», возбуждённого против Солженицына в 1974 году.

28 апреля – в вермонтском доме записано телевизионное интервью Солженицына с кинорежиссером С. Говорухиным для российской телекомпании «Останкино».

Лето – приезд Н. Д. Солженицыной в Москву.

22 июня – в Министерстве юстиции зарегистрирован Русский Общественный Фонд.

Сентябрь–октябрь – прощальная перед возвращением в Россию поездка по Европе.

Весна – написана работа «“Русский вопрос” к концу ХХ века».

Март–апрель – написаны 14-я, 15-я, 16-я главы «Очерков изгнания».

27 мая – прибытие Солженицына в Магадан и речь там. Прибытие во Владивосток, выступление на центральной площади.

Встреча вернувшегося на родину писателя во Владивостоке 27 мая 1994 года. На одном из плакатов: «О приморском ГУЛАГЕ – А. И. Солженицын – расскажи всё Ельцину»

27 мая – 20 июля – поездка по России на поезде.

21 июля – прибытие Солженицына в Москву, речь на Ярославском вокзале.

Осень – поездки по Центральной и Южной России.

28 октября – выступление в Государственной думе.

16 ноября – встреча Солженицына с президентом Ельциным.

17 февраля – выступление на Всероссийском совещании по местному самоуправлению.

Апрель – стартовали «Беседы с Солженицыным» на Общественном российском телевидении.

Май – опубликованы рассказы «Эго», «На краях».

Август – закончен и опубликован рассказ «Всё равно».

20 сентября – передачи «Беседы с Солженицыным» прекращены по распоряжению руководства ОРТ.

Октябрь – закончен и опубликован рассказ «Настенька». Опубликованы рассказы «Молодняк» и «Абрикосовое варенье».

21 января – доклад на IV Рождественских образовательных встречах при Московской Патриархии.

Читайте также:  Вальтер Скотт - доклад сообщение

Весна – написан рассказ «На изломах».

Осень – выходит первое российское издание очерков «Бодался телёнок с дубом».

Ноябрь – написана статья «К нынешнему состоянию России».

Июнь – Солженицын избран действительным членом Российской Академии наук.

Август – написана статья «Лицемерие на исходе ХХ века».

24 сентября – выступление в Российской Академии наук с речью «Исчерпание культуры?»

7 мая – первое вручение Литературной премии Александра Солженицына.

Май – в издательстве «Русский путь» вышла книга «Россия в обвале».

11 декабря – в театре на Таганке в день юбилея Солженицына прошёл спектакль «Шарашка». На нём писатель отказался принять орден Андрея Первозванного, которым его наградил Ельцин.

В течение года – написаны рассказ «Желябугские Выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен».

Февраль – вышла книга стихов и прозы тюремных-ссыльных-лагерных лет «Протеревши глаза».

2 июня – награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова 1998 года – высшей наградой РАН. Выступил с ответной речью «Наука в пиратском государстве».

20 сентября – в Троице-Лыково у Солженицына побывал президент России В. В. Путин.

13 декабря – церемония награждения Солженицына Большой премией Французской академии нравственных и политических наук. Его ответная речь – «Перерождение гуманизма».

23 января – встреча со студентами-историками Российского государственного гуманитарного университета.

Декабрь – вышла книга «Двести лет вместе» (т. 2).

24 декабря – Александр Исаевич перенёс тяжёлый гипертонический криз.

22 октября – опубликована статья «Потёмщики света не ищут».

11 декабря – 85-летний юбилей; в «Известиях» опубликованы фрагменты «Дневника “Красного Колеса”».

2003 – 2005 – работает над новой редакцией «Красного Колеса».

16 ноября – вручение А. И. Солженицыну ордена святого Саввы Сербского 1-й степени – высшей награды Сербской Православной Церкви.

1–2 сентября – открытие нового здания библиотеки-фонда «Русское Зарубежье».

январь–февраль – показ телевизионного сериала Г. Панфилова по роману «В круге первом».

16 ноября – начало выхода нового Собрания сочинений, в 30 томах.

Февраль – перенёс операцию на сонной артерии.

12 июня – церемония вручения в Кремле Солженицыну государственной премии РФ «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Президент Путин поздравляет А. И. в Троице-Лыково.

3 августа – А. И. Солженицын скончался в Троице-Лыково от сердечной недостаточности.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. При написании использованы материалы книги Л. Сараскиной «Александр Солженицын».

Хронологическая таблица жизни и творчества А.И. Солженицына

Хронологическая таблица жизни и творчества А.И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын ( 11.12. 1918, Кисловодск – 04.08. 2008), русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов “Один день Ивана Денисовича” (1962), “Матренин двор” (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале “Новый мир”), повестей “В круге первом”, “Раковый корпус” (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-1953), ссылку (1953-1956).

“Архипелаг ГУЛАГ” (1973; в СССР распространялся нелегально), — “опыт художественного исследования” государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве Александра Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном “Красном колесе” (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России.

В статьях “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”, “Жить не по лжи”, “Письме вождям Советского Союза” (все — 1973) Александр Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 — в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. — новейшей (“Как нам обустроить Россию”, 1990; “Русский вопрос” к концу 20 века”, 1994; “Россия в обвале”, 1998). Автобиографическая книга “Бодался теленок с дубом” (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970).

В 1997 Александр Солженицын избран академиком РАН.

Семья. Годы учения

Александр Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу “Войны и мира” Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории.

Хождение по мукам

В октябре 1941 Александр Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) — на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Последние фронтовые впечатления — выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) — отразились в написанных в лагере поэме “Прусские ночи” и пьесе “Пир победителей” (обе 1951), а позднее были использованы в “Августе Четырнадцатого” при описании “самсоновской катастрофы” — гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя.

9 февраля 1945 Александр Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы “Республика труда” (первоначальное название “Олень и шалашовка”, 1954). В июне 1947 переведен в Марфинскую “шарашку”, позднее описанную в романе “В круге первом”. С 1950 в экибастузском лагере (опыт “общих работ” воссоздан в рассказе “Один день Ивана Денисовича”); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952).

С февраля 1953 Александр Солженицын на “вечном ссыльнопоселении” в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — будущий “Раковый корпус”. В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа “Матренин двор”. С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет работа над романом “В круге первом”, созревает замысел “Архипелага ГУЛАГ”.

В 1959 Александром Солженицыным за три недели написан рассказ “Щ-854 (Один день одного зэка)”, который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал “Новый мир”, где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название “Один день Ивана Денисовича” (“Новый мир”, 1962, № 11). Рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только “сталинизма”) и редкую художественную силу (чистота народного языка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентрация действия, сливающая обыденность с символикой) вызвал восхищение многочисленных читателей — произошел прорыв советской лжи-немоты.

Рассказы “Матренин двор” (первоначальное название “Не стоит село без праведника”), “Случай на станции Кречетовка” (оба “Новый мир”,1963, № 1), “Для пользы дела” (там же, 1963, № 7) упрочивают славу Солженицына. Письма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствуют работе над “Архипелагом ГУЛАГ”; пишется “Раковый корпус”; актуализуется замысел книги о революции (“Р17”, будущее “Красное Колесо”); выстраивается подцензурная редакция романа “В круге первом” (87 глав).

“Один день. ” выдвинут на Ленинскую премию, однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, — премии Александр Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ “Захар-Калита” (“Новый мир”, 1966, № 1); триумфальное обсуждение “Ракового корпуса” в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата — повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над “Архипелагом. ” (закончен в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 “В круге первом” и “Раковый корпус” опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей.

Присуждение Нобелевской премии по литературе (1970) и издание первой редакции “Августа Четырнадцатого” (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью “Архипелага. “, после чего Александр Солженицын дает сигнал о его публикации в “ИМКА-Пресс” (Париж); первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ.

Публикация трехтомного художественно-документального исследования “Архипелаг ГУЛАГ” произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем “Один день. “. Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве “колючей проволоки”.

Наряду с “Августом Четырнадцатого”, главами “Красного колеса” о “вожде мирового пролетариата”, объединенными книгой “Ленин в Цюрихе” (1975), “очерками литературной жизни” в СССР “Бодался теленок с дубом” (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание “Жить не по лжи!”; вскоре стали известны “Письмо вождям Советского Союза”, отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, и развивающие веховскую традицию статьи сборника “Из-под глыб”, 1974) “Архипелаг. ” заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Александра Солженицына, выявил его стержень — поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.

На чужбине о России

Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате), Александр Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого брака) в октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт).

Основной работой Александра Солженицына на долгие годы становится эпопея “Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках” (переработанный вариант “Августа Четырнадцатого”; “Октябрь Шестнадцатого”, оба 1982; “Март Семнадцатого”, 1986-87; “Апрель Семнадцатого”, 1991; всего 10 томов). Первоначальный план (20 “узлов”), согласно которому повествованье должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект 5-20-го “узлов” “На обрыве повествованья” помещен в конце “Апреля Семнадцатого”). В “Красном колесе” исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей “вымышленных” (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя (их счастливому взаимообретению, то есть причине рождения автора посвящены несколько глав в финале “Апреля. “), и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава — размышления Воротынцева о судьбе России в смуте — прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.).

Изображая любого исторического персонажа, Александр Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его “правду”. При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других — власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим “личинам”. Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении “всеобщего благоденствия” на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии “За прогресс в развитии религии”, Лондон, 1983, и др.).

Опасения “нового Февраля”, чреватого “новым Октябрем”, обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные “левой эмиграцией” обвинения в “монархизме”, “национализме”, “изоляционизме” повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989 редактору “Нового мира” С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать “Нобелевскую лекцию”, а затем отобранные автором главы “Архипелага. ” (“Новый мир”, №№ 7-11). С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября “Комсомольская правда” и “Литературная газета” публикуют статью “Как нам обустроить Россию?”, где Александр Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета (ср. также работу “Русский вопрос к концу XX века”, 1994; “Россия в обвале”, 1998).

Читайте также:  Пифагор – сообщение доклад (5, 8 класс. Геометрия)

27 мая 1994 Александр Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой “Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания”. Рассказы и лирические миниатюры (“Крохотки”), опубликованные Солженицыным в “Новом мире” (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.

Хронологическая таблица жизни и творчества Солженицына

У Солженицына была насыщенная событиями жизнь. Целых восемь лет писатель провёл в заключении, но это не помешало ему получить Нобелевскую премию. Автор одним из первых поднял тему наказаний власти и откровенно поведал своим читателям о ГУЛАГе. Работы писателя в СССР находились под запретом, в настоящее же время они входят в школьную программу. Хронологическая таблица поможет ближе познакомиться с жизнью и творчеством Солженицына.

  1. Хронологическая таблица
  2. Детство и образование
  3. Вторая мировая война
  4. Заключение и ссылка
  5. Конфликты с властями
  6. Последние годы жизни
  7. Интересные факты

Хронологическая таблица

В хронике Солженицына кратко рассказывается об основных событиях его жизни, общественной деятельности и творческих успехах. Из неё читатель больше узнает о его раннем детстве, школьных и юношеских годах. Становится известно и о его службе в годы войны, а также о нахождении в заключение в сталинских лагерях. При помощи краткой таблицы можно узнать, когда он выпускал свои работы и в каком году ему дали Нобелевскую премию по литературе. В ней же рассказывается:

  • где жил известный писатель;
  • о его нахождении в Америке;
  • о возвращении на родину.

При помощи биографии Солженицына по датам кратко каждый учащийся может самостоятельно подготовиться к уроку литературы и написать любую проверочную работу.

Детство и образование

Даты жизни Солженицына 11.12.1918 — 03.08.2008 . Писатель родился в городе Кисловодске. Его родители жили очень бедно. Мать была казачкой, а отец — крестьянином.

ДатаСобытия
1924Семья будущего писателя уехала жить в город Ростов-на-Дону.
1926Мальчик пошёл учиться в местную школу. В годы обучения он пишет первые стихи и эссе.
1936Александр Исаевич поступает в Ростовский университет на физико-математический факультет. Учёба не помешала ему заниматься литературой.
1939Писатель поступает учиться в Институт философии, литературы и истории, находящийся в Москве.
1941Успешно завершил обучение в Ростовском университете.

К сожалению, из-за начавшейся войны он не смог продолжить обучение в Московском университете.

Вторая мировая война

Писатель с детства был болезненным мальчиком. Несмотря на это, он очень хотел отправиться на войну.

ДатаСобытия
1941Служил в 74-м транспортно-гужевом батальоне.
1942Направлен в военное училище и по завершении обучения, писателю присвоили звание лейтенанта
1943—1945Был назначен командующим батареи звуковой разведки и провёл там последующие годы войны.

За достижения Александр Исаевич был награждён орденами, а также дослужился до звания капитана.

Заключение и ссылка

Солженицын не поддерживал политику Сталина. Он писал своему товарищу Виткевичу письма, в которых выражал недовольство по поводу неправильного разъяснения ленинизма.

ДатаСобытия
1945Александра Исаевича арестовали, осудили на 8 лет и сослали в ссылку.
1952Писателю диагностировали рак.
1953Был отправлен в ссылку. Во время нахождения там занимался преподавательской деятельностью и проходил курс лечения от рака.
1956Ссылка по 58 статье, за которую осудили Солженицына, была распущена и он смог вернуться на родину.

Годы заключения Солженицын отобразил в своих работах. Они упоминались в нескольких его произведениях, в том числе: «В круге первом», «Люби революцию», «Один день Ивана Денисовича».

Конфликты с властями

После освобождения Александр Исаевич обосновался в Рязани. Там он устроился на работу школьным учителем и продолжил писать.

ДатаСобытия
1965КГБ захватило архив писателя и запретили печатать свои работы.
1967Солженицын пишет письмо в Съезд советских писателей, после чего они стали видеть в нём конкурента.
1968Завершил работу над «Архипелагом ГУЛАГ». В это же время за границей он выпускает две свои работы: «Раковый корпус» и «В круге первом».
1969Солженицына исключили из Союза писателей.
1974За границей была издана книга «Архипелаг ГУЛАГ».

Последние годы жизни

С 1975 по 1994 год автор побывал сразу в нескольких странах. В 1989 году в российском журнале «Новый мир» впервые было напечатано произведение «Архипелаг ГУЛАГ». Через некоторое время там же печатается рассказ «Матренин двор».

В Россию Солженицын вернулся в 1994 году и продолжил заниматься творческой деятельностью. Первые книги 30-томного собрания сочинений автор начал выпускать в 2006—2007 гг. Жизнь Солженицына оборвалась 3 августа 2008 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.

Интересные факты

Ознакомление с интересными фактами о жизни Солженицына предоставляет читателю возможность ближе познакомиться с великим человеком. Как известно, Александр Исаевич не поддерживал советский режим и по этой причине его много лет травили. Интересные факты:

  1. Солженицын не был знаком со своим отцом, так как тот умер незадолго до его рождения.
  2. Писатель носил на шее крестик и за это подвергался насмешкам со стороны учителей и одноклассников.
  3. Впервые писатель серьёзно увлёкся творчеством в старших классах.
  4. Поступая в вуз, Солженицын думал связать свою жизнь с математикой, а не с литературой.
  5. Юноша пытался поступить в театральное училище, но не смог пройти вступительные испытания.
  6. В годы войны Солженицына не хотели брать на фронт по медицинским показаниям, однако, ему всё же удалось добиться своей цели.
  7. «Архипелаг ГУЛАГ» был переведён более чем на 40 языков.

При помощи хронологической таблицы биографии Солженицына читатель может в короткие сроки узнать об основных этапах жизни и творчества писателя.

Лицейские годы Пушкина кратко

Александром I был основан Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян. Первый класс был набран 19 октября 1811 года. В него входил и Александр Пушкин.

Для поэта 19 октября 1811 года навсегда осталось важным днем в жизни, ведь Царскосельский лицей сыграл большую роль в формировании его личности, в его творчестве и литературных предпочтениях.

Александр Пушкин поступил в учебное заведение в возрасте 11 лет. Наиболее сильно его интересовали гуманитарные науки: история, философия, словесность. Уже на уроках будущий писатель проявил яркий поэтический талант. По воспоминаниям одноклассников, учитель словесности Кошанский в конце занятий часто просил своих учеников описать стихами какой-либо предмет. У других ребят ничего не получалось, в то время как Пушкин мог создать несколько четверостиший, которые поражали всех вокруг.

Интереснее всего будущему поэту было заниматься на уроках Куницына — самого вольнодумного преподавателя лицея. Уже будучи взрослым Александр Пушкин написал «Историю пугачевского бунта», которую подарил своему преподавателю.

Совсем скоро поэтический дар Пушкина стал известным для всех. Ему было поручено написать стихи, посвященные приезду Державина. После этого события интерес к писательскому дару Пушкина вырос. Именно тогда с ним познакомился Василий Жуковский, который многому научил поэта.

В Лицее Пушкин не только раскрыл свой талант, но и нашел верных друзей-единомышленников. Это и Антон Дельвиг, который стал верным другом поэта в будущем. И Вильгельм Кюхельбекер — в будущем член организации декабристов, участник восстания и осужденный. И, конечно же, Иван Пущин — близкий друг Пушкина, который также причастен к восстанию декабристов.

Лицей для Пушкина остался символом крепкой дружбы, которую он обрел там. Поэтому большое место в творчестве писателя занимает жанр дружеского послания, которые были посвящены его товарищам.

Бесспорно, годы в лицее очень сильно изменили Пушкина. Он познакомился с историей, мифологией, философией и начал впервые создавать стихи. Будущий поэт уже тогда произвел огромное впечатление на выдающихся литераторов того времени. И, конечно же, в лицее сформировалась личная философия поэта благодаря дружбе с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером. В будущем поэт многократно обращался а своим лицейским годам в своем творчестве.

Доклад-сообщение 2

Летом 1811 знать обсуждает и очень ждёт, когда откроется учебное заведение. Лицей был задуман Александром l так, что в нём мог учиться только дворянский род. Программа была не лёгкой, но довольно увлекательной. Ученикам надо было за годы обучения знать великое множество наук. В лицее преподавали лучшие учителя, в их число входил такой человек, как профессор нравственных наук А.П.Куницын. Из-за него сформируется вольнолюбивый и тираноборческий взгляд Александра Сергеевича.

Юный Пушкин сильно волновался, так как он прибыл со своим дядей в Царское Село на поступление в лицей. Мальчик сильно подготовился к важному моменту жизни. Когда ему сказали, что он принят, радость и веселье охватили поэта. И 19 октября 1811 года он стал учеником лицея. Экзамен он сдавал вместе с Дельвигом. Из-за открытия лицея, устроили огромный праздник, и даже царская семья прибыла туда. Но даже не это осталось в памяти, а выступление Куницына.

Обучение в здании лицея было как в престижном заведении. Оскорбительные наказания не присутствовали, каждый ученик имел отдельную комнату. В этой комнате он вставал в 6 утра и занимался около двух часов, и только после этого завтракал. Потом учения продолжались, уже после обеда. Обучение занимало 7 часов в день. Его отдых был – чтение.

В лицее существовала дружба между учителем и учеником. В своих действиях лицеист имел полною свободу. А. Галич часто встречался в мемуарах, как человек который участвовал в пирушках с воспитанниками. В годы обучения в лицее, Пушкин интересовался литературой и историей древнего мира. Но любимой наукой была словесность. Александр Сергеевич присутствовал в числе редколлегии всех рукописей лицея. Это лучшие эпиграммы и памфлеты. Собрание поэтического кружка не начиналось, пока он не придёт. Но, даже пользуясь таким статусом, отличником он не являлся. Пушкин был не прилежный, хотя преподаватели отмечали его талант.

Из-за крайне вспыльчивого характера, у сверстников отношения с поэтом были разные. Некоторые его любили, но большинство его дразнили и относились как к доносчику. Александру Сергеевичу это, конечно, не нравилось и он даже вызвал на дуэль Кюхельбекера.

Война с французами ассоциировалась как боль и злость. Именно после победы молодой поэт начинает писать о жизни народа.

День переходного экзамена(8 января 1815) стал незабываемым. Пушкин написал сочинение в высокопарном стиле на тему “Воспоминания в Царском Селе”. Его проверял Державин. После услышанного, он растрогался и долго не мог выйти из комнаты.

В 1816 году у Александра Сергеевича начала заказывать произведения императорская семья.

Первую любовь Пушкин встретил на лицейном балу. Ей оказалась Бакунина, которой посвящено стихотворение “К живописцу”. Несмотря на это, у поэта были впереди друзья, а не женщина.На годовщину лицея он напишет стих на тему дружбы.

Лицейские годы Пушкина

Интересные ответы

Алмаз – самый твердый минерал, название которого с древнегреческого переводится как «несокрушимый». Из-за высокой твердости минерал очень износоустойчив при трении.

Пеликан в своем роде единственная птица, входящая в состав пеликанообразных. Это большие птицы с огромным клювом, который позволяет им захватывать добычу из воды, и большими крыльями.

Песец – хищное млекопитающее, обладающее роскошным ценным мехом и в зависимости от сезона способное менять его окрас (особенно привлекательно он выглядит зимой). Принадлежит к семейству псовых.

Эрих Мария Ремарк – знаменитый писатель XX в. Его произведения, разбираются читателями на цитаты, которые стали бессмертными. Военное время, молодое поколение, участвующее в них, основная тема творчества писателя.

Одним из известных американских писателей, прославившихся своими рассказами и романами, где присутствует много приключений и путешествий, является Джек Лондон. Жизненный путь автора удивительных произведений,

Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина

Поступление

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.
Читайте также:  Жизнь и творчество Джейн Остин

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

Лицейские годы Пушкина

Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына. Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Итак, юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья. Но не это навсегда осталось в памяти Александра Сергеевича, до последнего своего вздоха он вспоминал речь профессора Куницына, которая задала нравственный ориентир его душе. Преподаватель, в своем напутствии призвал молодых дворян чтить законы, любить свободу, славу и отечество.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

С преподавателями у воспитанников сложились дружеские отношения. Лицеистам была предоставлена максимальная свобода действий. В некоторых мемуарах встречаются заметки о том, что профессор А. Галич частенько принимал участие в пирушках вместе со своими учениками. В лицейские годы Пушкин увлекался римскими прозаиками, глубоко изучил классическую мифологию. Но первыми в списке наук для него стояли история, русская и французская словесность. Александр был в числе членов редколлегии всех рукописных лицейских изданий. Это были подборки эпиграмм и памфлетов. Ни одно собрание поэтического кружка не проходило без него. При этом усердия в учебе он не проявлял и в число отличников не входил. Преподаватели отмечали его природный талант, острый гибкий ум и при этом полное отсутствие прилежания.
Его отношения в лицеистами складывались по- разному. Одни его любили и боготворили, другие обзывали « французом» и относились с недоверием и холодностью. Пушкин, имея крайне вспыльчивый характер, часто заводил ссоры, а потом терзался от раскаяния, запираясь надолго у себя в комнате. Несмотря на то, что многих лицеистов связывала с Александром дружба искренняя и сильная, не всегда они могли простить ему неуместных острот и издевательств. Первая дуэль Пушкина произошла именно в лицее, с Кюхельбекером.
Отечественная война 1812 года отозвалась в душах лицеистов болью, гневом и бунтарством. На первый план выходят патриотические чувства и настроения. И молодой человек, который даже думал по-французски, начинает сочинять стихи о российских просторах, народной жизни.
Незабываемым стал для Пушкина день переходного экзамена- 8 января 1815 года. Молодой поэт спать не мог от волнения, ведь сам Державин должен был слушать его выступление. Александр прочитал «Воспоминания в Царском Селе» собственного сочинения. Написано оно было в высокопарном стиле (по совету Галича) и до слез растрогало старого поэта. В порыве Державин хотел прижать Пушкина к груди, но тот стремительно сбежал и долго еще не мог прийти в себя от волнения.
Так, год от года в Царском Селе креп талант поэта. В 1816 он уже настолько знаменит, что члены императорской семьи заказывают ему оды и пьесы, а признанные писатели рассыпаются перед молодым лицеистом в комплиментах.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Лицейские годы Пушкина кратко

Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других. В семье то и дело не хватало денег на самое необходимое, а когда деньги появлялись, их тут же тратили на дорогие безделушки или на роскошный званый обед с литературными чтениями. Литература была всеобщим увлечением и интересом. По воспоминаниям современников, стихи в доме Пушкиных сочинял даже камердинер. Эту атмосферу поддерживал и родной брат Сергея Львовича — Василий Львович

Пушкин, участвуя в одном журнале, обратился письменно к издателю с просьбой выслать гонорар, положенный ему за стихи.
В ответ на это издатель письменно же спрашивал: «Когда желаете получить деньги, в понедельник или во вторник, и все ли двести рублей вам прислать разом, или пока сто?»
На этот вопрос последовал лаконичный ответ Пушкина: «Понедельник лучше вторника тем, что ближе, а двести рублей лучше ста тем, что больше».

Пушкин, известный поэт, переводчик басен Лафонтена, автор многих эпиграмм и знаменитой сатирической поэмы «Опасный сосед», — как писали о ней тогда, «не совсем удобной для печати». Он провел год в Париже и вел веселую, беззаботную жизнь, закончив армейскую службу поручиком.
Мать Пушкина — Надежда Осиповна — отличалась капризным, властолюбивым и упорным характером. С детьми и прислугой она держалась строго и даже сурово. Однажды, чтобы выразить недовольство малолетнему Александру, она не разговаривала с ним почти целый год.

В раннем детстве Пушкин был неуклюжим и молчаливым ребенком. Когда мать принималась за исправление его характера, он убегал к своей бабушке — Марье Алексеевне Ганнибал и прятался в ее рабочую плетеную корзину, где она хранила шитье и нитки. Из близких Пушкина только бабушка, няня Арина Родионовна и учитель закона Божьего Беликов говорили по-русски. От них будущий поэт услышал родную речь, пословицы, русские песни и сказки.

С девяти лет Пушкин пристрастился к чтению на французском языке.Он начал с поэм Гомера и биографий Плутарха и перечитал всю богатую отцовскую библиотеку, состоявшую большей частью из классических произведений, трудов мыслителей древности и эпохи просвещения. Особенно сильное впечатление на него произвели пьесы Мольера. К этому же времени относятся и первые литературные опыты самого Александра. Он написал по-французски комедию, подражание Мольеру, и шуточную поэму о войне карликов и карлиц в средневековой Франции.

В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение — лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом. В лицее предполагалось учить детей лучших представителей дворянства и готовить их к государственной службе. Лицеисты изучали русский, латинский, немецкий и французский языки, риторику, литературу, историю, естественные науки и математику, «изящные искусства», занимались гимнастикой, танцами, фехтованием и верховой ездой.

Особое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств — благородства, чувства долга и собственного достоинства. Каждому из мальчиков полагалась отдельная комната, телесные наказания запрещались. Обучение длилось шесть лет и состояло из двух трехгодичных курсов — начального и окончательного.Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей. Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущена. В лицее сложились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизни,сформировались главные черты его характера. Друзья любили Пушкина за доброту, 31 отзывчивое сердце, легкость, остроумие, вспыльчивость, насмешливость приводили частым ссорам и даже чуть ли не дуэлям. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные! характеристики. У Пушкина их было целых три. За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за* резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность — Смесью Обезьяны с Тигром.

В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале «Вестник Европы» летом 1914 года и называлось « Другу-стихотворцу ».
А во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Совершенством формы, глубиной мысли и образностью произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей. Присутствовавший на экзамене Державин, носивший тогда неофициальный титул «первого русского поэта», со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником! и хотел обнять его, но Пушкин в смущении уезжал в Царскосельский сад. С этого дня и началась слава Пушкина.
Уже в лицейские года он стал признанны! поэтом. Его творчество высоко оценили знаменитые тогда Жуковский и Батюшков, Вяземский и Карамзин и даже строгий ко всему новому Шишков. Каждый из этих мастеров слова был вдвое, а то и втрое старше Пушкина.

Пользовавшийся благосклонностью императрицы стареющий поэт Нелединский-Мелецкий, получив от нее заказ на сочинение стихов в честь дня обручения ее дочери с принцем Оранским, демонстративно передал этот заказ Пушкину, и тот за два часа написал требовавшиеся для торжественного случая стихи. Жуковский пригласил получившего всеобщее признание юношу написать в соавторстве с ним слова государственного гимна «Боже царя храни». А одно из первых стихотворений Пушкина стало народной песней и попало на лубочные картинки.
Репин. Пушкин на акте в лицее
Так в один год юный Пушкин стал поэтом, известным всей России — от царского двора до крестьянской избы.

Источник текста и картинок из домашней литературы

Ссылка на основную публикацию