Хронологическая таблица Твардовского (жизнь и творчество)

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. ТВАРДОВСКОГО

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. ТВАРДОВСКОГО

1910, 21 июня — родился на «хуторе пустоши Столпово», близ деревни Загорье Смоленской губернии.

1920 — поступил в сельскую школу. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).

1924 — «Летом я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет» (из «Автобиографии»).

1925, 19 июля — в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».

1926 — участвует в работе съезда селькоров.

1927 — первая поездка в Москву со стихами.

1928 — уход из родительской семьи и начало жизни в Смоленске.

1930–1931 — подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.

1931 — благодаря поддержке Э. Багрицкого в Москве выходит поэма «Путь к социализму».

1932 — поступает в Смоленский педагогический институт.

В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».

1934 — участвует в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей (делегат с совещательным голосом) в Москве. Начинает работать над поэмой «Страна Муравия».

1935 — в Смоленске выходит «Сборник стихов (1930–1935)», высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».

1936 — «Страна Муравия» публикуется в апрельском номере журнала «Красная новь», а позже выходит отдельным изданием. Поэт переезжает в Москву и поступает на четвертый курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

1938 — в Москве выходят книги «Дорога. Стихи. 1934–1935» и «Про деда Данилу».

1939 — выходит сборник «Сельская хроника. Стихи (1937–1938)». Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы». Оканчивает МИФЛИ.

1939–1940 — в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину и в войне с Финляндией.

1940 — начало работы над книгой о Василии Тёркине.

1941 — получает Сталинскую премию второй степени за поэму «Страна Муравия». Выходит сборник стихов «Загорье». С началом войны поэт отправляется работать во фронтовую газету «Красная Армия».

1942, сентябрь — публикуются первые главы «Василия Тёркина», сразу получившие широкую известность. Начинает работать над поэмой «Дом у дороги».

1945 — завершает «Василия Тёркина».

1946 — получает за поэму «Василий Тёркин» Сталинскую премию первой степени. В мае — июне публикует «Дом у дороги» в журнале «Знамя».

1947 — получает за эту поэму Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950-е годы.

1949 — выходит «Книга лирики. 1934–1949».

1950 — назначается главным редактором журнала «Новый мир». Начинает работать над книгой «За далью — даль».

1951 — публикует статью «Как был написан „Василий Тёркин“».

1952 — выходит сборник «Послевоенные стихи. 1945–1952».

В «Новом мире» (№ 9) напечатан очерк Валентина Овечкина «Районные будни», получивший широкий отклик.

1953 — публикуются первые главы книги «За далью — даль».

«Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.

1954 — Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.

1956 — в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью — даль», в том числе — «Друг детства».

1957 — в длительной беседе с Н. С. Хрущевым поэт критически высказывается о положении в литературе.

1958, июль — вновь назначен главным редактором «Нового мира» (однако цензура и идеологические отделы ЦК КПСС постоянно вмешиваются в дела журнала).

1960 — напечатаны заключительные главы книги «За далью — даль» благодаря поддержке Хрущева.

1961 — книга «За далью — даль» получает Ленинскую премию.

1962 — Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.

1963 — благодаря поддержке Хрущева опубликована поэма «Тёркин на том свете».

1965 — на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.

1966 — Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому и Ю. Даниэлю, обвиненным в антисоветской деятельности.

1967 — выходит сборник стихов «Из лирики этих лет».

1968 — Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).

1970, февраль — после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу — безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.

Июнь — вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева, насильно помещенного в психиатрическую больницу.

22 сентября — Твардовского настигает инсульт, в октябре врачи диагностируют запущенный рак легких.

1971,18 декабря — Александр Трифонович Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля — в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил — будущий поэт.1750 — «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА • 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выход

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского 1882, 19 (31) марта – в Санкт-Петербурге родился Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков), внебрачный сын крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой и студента Эммануила

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ВОЛОШИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ВОЛОШИНА 1877, 16 мая — В Киеве, в семье коллежского советника, члена Киевской палаты уголовного и гражданского права Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны, в девичестве Глазер, родился сын

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 1814, в ночь со 2 на 3 октября — в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урождённой Арсеньевой) родился сын Михаил.1815, первая половина апреля — из Москвы Лермонтовы вместе с

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. АНДРЕЕВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. АНДРЕЕВА 1871, 9(21)[602] августа — в городе Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева и дочери разорившегося польского помещика Анастасии Николаевны, в девичестве Пацковской, родился первый ребенок — Леонид.11 августа

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер

Хронологическая таблица Твардовского Александра Трифоновича

Александр Твардовский знаменитый советский писатель и поэт, его произведения знали все от мала до велика, не зря он был самым издаваемым автором в СССР. Писатель имел твердый и сильный характер, не боялся высказывать свое мнение, даже высокопоставленным чинам, за всю свою жизнь Твардовский не раз помог другим литераторам, защитил от преследований и опалы. Литературный талант у писателя проявился в столь юном возрасте, что когда он написал свое первое стихотворение, он не смог его записать, так как не знал грамоту.

8 (21) июня 1910 г родился поэт Александр Твардовский, в семье кузнецов в деревне Загорье, находящейся в Смоленской области;

В 1920 году учился в сельской школе, много читал и удивлял одноклассников своими знаниями в литературе, но, несмотря на это, школу автор так и не закончил;

С 1924 года юноша начал писать свои первые произведения и отправлять во все издания Смоленска;

В 1925 году одна из редакций «Смоленская деревня» заметила автора и опубликовала первое стихотворение «Новая изба»;

В 1926 году писатель работает сельским корреспондентом, активно участвует в жизни съезда;

В 1931 году Твардовский влюбляется в М.И. Горелову и жениться. В этот же год выходит произведение «Путь к социализму», в издании которого помог Багрицкий Э.;

В 1932 году сдает экзамены и поступает в Смоленский педагогический институт;

В 1934 году ведет активную деятельность и участвует в многочисленных съездах писателей СССР. Начинает работу над новой поэмой «Страна Муравия»;

В 1935 году в свет выходит первый сборник стихов поэта;

С 1936 по 1938 год уезжает жить в Москву, где поступает в Московский институт философии и истории. Много времени посвящает писательству, выходит поэма «Страна Муравия»;

В 1939 году оканчивает институт, и получает диплом. Уходит в армию в качестве военного корреспондента. Издается сборник автора «Сельская хроника»;

В 1941 году получает государственную Сталинскую премию за вклад в литературу, издается сборник «Загорье», на момент начала войны начинает работать во фронтовой газете «Красная армия»;

С 1941 по 1945 года работает на фронте и пишет для различных изданий. Заканчивает работу над поэмой «Василий Теркин»;

В 1946 году после публикации поэмы «Василий Теркин» награждается Сталинской премией первой степени.

В 1947 году благодаря произведению «Дом у дороги» получает премию второй степени. Выпущенная в этом году книга «Родина и чужбина» подвергся жесткой и необоснованной критике в прессе.

С 1940 по 1950 года часто посещает Сибирь, поездки продолжаются почти 10 лет;

В 1949 году в свет выходит произведение «Книга Лирики»;

В 1950 году писателя назначают главным редактором в издательство «Новый мир». В этот же период начинает работу над произведением «За далью – даль»;

В 1951 году выходит статья автора, в которой он подробно рассказывает, как писал произведение «Василий Теркин»;

В 1953 году заканчивает работу над первыми главами книги «За далью – даль». Издательство, в котором работает автор главным редактором, начинает писать статьи, где подвергается серьезному осуждению современная литература, что вызвало волну негодования со стороны критиков;

В 1954 году Твардовский написал статью «Теркин на том свете», но ее запретили издавать и писателя сняли с поста главного редактора;

В 1956 году писатель заканчивает работу над очередной главой «За далью – даль» и публикуется в издательстве «Литературная Москва»;

В 1957 году при встрече с Хрущевым Н.С. поэт резко высказывается о литературе и подвергает критике;

В 1958 году автора восстанавливают в должности главного редактора «Нового мира», но ЦК КПСС постоянно вставляет палки в колеса и не дает нормально работать редакции;

В 1960 году писатель заканчивает работу над книгой «За далью – даль» и при поддержке со стороны Хрущева, произведение печатается и выходит в свет;

В 1961 году награждается Ленинской премией за произведение «За далью – даль»;

В 1962 году благодаря помощи и настойчивости Твардовского, издательство публикует произведение Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которое полностью перевернет представление о литературе и всколыхнет общественность.

В 1963 году при поддержке Хрущева была опубликована книга автора «Теркин на том свете»;

В 1966 году писатель выступает против обвинения коллег Синявского и Даниэля и не дает свое одобрение, отказывается участвовать в вынесение судебного приговора;

В 1967 году публикуется сборник стихов поэта «Из лирики этих лет»;

В 1968 году автор идет против всех и отказывается поддерживать вторжение Варшавских войск в Чехословакию. В это год усиливаются нападки на издательство, где трудился Твардовский, и запрещают выпускать его статьи, одна из которой была «По праву памяти»;

В 1970 году Союз писателей при поддержке ЦК КПСС, продолжают нападки на издательство, убирают всех сотрудников Твардовского, а на их место устраивают врагов, которые строят козни. Обращение к Брежневу с просьбой решить ситуацию не принесла результатов. Твардовский подает в отставку по своему желанию и уходит из редакции;

22 сентября 1970 года писатель поступает в больницу с инсультом, а в октябре этого же года у писателя диагностируют рак легких последней стадии;

18 декабря 1971 года Твардовский Александр умирает, находясь в дачном поселке Пахра.

Александр Трифонович Твардовский

(21.06.1910-18.12.1971)

И дорога до смерти жизнь…

Александр Твардовский – советский писатель, прозаик, поэт, публицист, журналист, пятикратный лауреат Государственной премии, редактор лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир».

Читайте также:  Писатель Анатолий Приставкин. Жизнь и творчество

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской).

Отец, Трифон Гордеевич, был начитанным человеком, и детям старался привить любовь к книге. Отец на память знал «Бородино», «Сказания князя Курбского», чуть не всего ершовского «Конька-Горбунка». Кроме Александра в семье было ещё шестеро детей, четыре сына и две дочери. Вечерами семья Твардовских устраивала дома «избу-читальню», и кто-то один читал вслух. Больше всего им нравились произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.

Мать поэта, Мария Митрофановна – добрая, красивая, работящая женщина, была дочерью обедневшего дворянина. С малых лет и до последних дней Твардовский всегда нежно любил Марию Митрофановну, об этом свидетельствуют не только посвященные ей стихи, но и материнская тема, образ женщины-матери, присутствующий в его творчестве.

Александр Твардовский начал сочинять стихи очень рано, ещё до того как научился писать. Но уже в школе (она находилась в деревне Ляхово, в шести километрах от хутора Загорье) Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Первое стихотворение Твардовского – ему только что исполнилось пятнадцать лет (1925 г.) – было напечатано под рубрикой «Деревенское – бытовое. Крестьянин, сделай газету и книгу оружием против старого быта!»

Новая изба.
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стенки блестят.
Хорошо заживём мы семьёю
Здесь на новый советский лад…

Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». С лёгкой руки редактора их напечатали, М. Исаковский сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.

После получения школьного аттестата Александр Твардовский переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были безуспешны. Александру приходилось выживать на скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Он отправлял свои произведения и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрылённый успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. В этот период произошли перемены и в личной жизни поэта.

В 1931 году Твардовский женился на Марии Илларионовне Гореловой, с которой прожил всю жизнь. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. У них были две дочери – Валентина и Ольга, ещё один ребёнок, сын Саша, умер в младенчестве.

В 1932 году Твардовский поступает на первый курс Смоленского педагогического института, но бросает его ради переезда в Москву. В 1936-м он становится студентом Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), диплом которого получил в 1939-м году. В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия» (1934-1936) главной темой которой была коллективизация. Главный герой – Никита Моргунок. Он трудолюбив, хочет разбогатеть, а эту возможность он видит лишь, ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Герой уверен, что коллективизация ведёт к бедности. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. Поэма имела успех у читателей и критики.

В этот же период Твардовский пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. В 1939 году он окончил МИФЛИ с отличием, выпустил книги «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939). Были написаны стихотворения «Матери», «Иванушка».

В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии, во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты. В Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Великую Отечественную войну — Василия Тёркина.

Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца без начала и конца» (1941-1945) — самое известное произведение Александра Твардовского. Это рассказы в стихах из жизни рядового Тёркина, воюющего «не ради славы — ради жизни на Земле».

Ни одна армия мира не имела такого произведения, как «Василий Тёркин», – книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Её публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа, каждая история публиковалась в одном номере газеты как отдельное произведение. Уже в 1942 году «Василий Тёркин» вышел за пределы маленькой фронтовой газеты. «Тёркина» стали перепечатывать другие газеты, столичные – «Правда», «Известия», да и журналы. По радио главы из поэмы читал Левитан, приглашали читать и автора.

Автор создал прекрасный народный образ героя, защитника Родины.

Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Солдаты писали автору:
“Сожалею, что условия не позволяют написать Вам обстоятельнее (мы на марше, бивак кончился, и мы идём дальше, времени нет). Не оставляю надежды написать Вам ещё, а пока с Тёркиным иду в бой.”

“Главное достоинство — это правдивость, ничего выдуманного. Ваша поэма — это сама наша жизнь, подмеченная Вами до самых мельчайших подробностей.”

“Вашими стихотворениями о войне я восхищён. Они доходчивы и понятны любому малограмотному бойцу. Как Вы искусно, не надуманно, а так, как оно есть, отражаете в них боевую современную действительность. Как глубоко Вы отразили жизнь и мысли бойца и командира. Когда читаешь Ваши стихотворения или поэму «Василий Тёркин», то, кажется, что Вы описываете подлинно жизнь нашего подразделения или жизнь каждого из нас.”

За поэму «Василий Тёркин» в 1946 году А.Т. Твардовскому была присуждена Сталинская премия первой степени. За участие в боевых действиях в ходе Второй мировой войны Твардовский был награждён орденом Отечественной войны I и II степени. За годы войны им было написано множество стихов, которые впоследствии были объединены в сборник «Фронтовая хроника» (1941-1945).Также в это время он пишет стихотворение «Я убит подо Ржевом», поэму «Дом у дороги», в которых рассказывает об ужасах и жестокости войны, о её бессмысленности.

«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки».
Из поэмы «Дом у дороги»

Поэма «Дом у дороги» – о семье солдата Андрея Савицкого, о родном доме у дороги, откуда угнали в Германию его жену и детей. Дом сожгли. Поэма соединяет в себе мотив мира и войны, семьи во время войны.

После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-х годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль». Поэма была задумана автором задолго до её написания. Произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Главный герой поэмы – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины — Сибирь, Урал, Дальний Восток, их природу и исторические эпохи. Всё произведение проникнуто романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток.

В 1965 году выходит цикл «Памяти матери» – это четыре стихотворения, представляющих единый отклик на смерть матери поэта. В нём совмещены мотив прощания и мотивы воспоминаний и автора, и матери.

В 1967 году А. Твардовский приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет. Главным героем произведения стал отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. Автор пытался показать правду трагических событий нашей истории.

Персонажи большинства произведений Твардовского — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому и знакомые ему с детства места. Поэт раскрывает обычаи, привычки, воспроизводит речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. О чём бы ни писал Твардовский в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня всегда присутствовала в его творчестве, как нечто родное и близкое.

В 1950 годку Александр Твардовский стал главным редактором ежемесячного литературно-художественного журнала «Новый мир» (издавался в Москве с 1925 года). Он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. М. Шукшин, Ю. В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына.

Позже журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность.

После ухода из журнала, писатель уехал на дачу под Москвой (Красная Пахра), где и провёл последние месяцы своей жизни. Он умер 18 декабря 1971 года.

Трагедия и юмор, героизм народа в дни испытаний — всё это в единстве явилось художественным открытием Твардовского, проявлением его яркого и самобытного таланта. Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие.

Предлагаем вам книги А.Т. Твардовского
из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной,
рекомендованные для чтения детям среднего и старшего школьного возраста.

Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : письма фронтовиков Александру Твардовскому : [для детей среднего школьного возраста] / Александр Твардовский ; худож. Владимир Гальдяев. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 317, [2] с.

Поэма «Василий Тёркин» и своего рода комментарий к поэме — письма фронтовиков, подтверждающие невыдуманность, реальность характера русского труженика-солдата, его боевых качеств, патриотизма.

Специально для этого издания, рассчитанного на старшеклассников, дочери поэта отобрали самые эмоциональные письма – тех, кто читал поэму на фронте, шёл бой вместе с её героем. Иллюстрации художника Владимира Гальдяева воссоздали достоверную, почти документальную летопись жизни Василия Тёркина – друга, спутника и собеседника советских солдат.

Твардовский, А. Т. Я убит подо Ржевом : [для чтения взрослыми детям] / Александр Трифонович Твардовский ; [подбор ил. О. Блиновой]. – Москва : CLEVER : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 14, [1] с.

Одно из лучших стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» писалось в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину. … Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров: исторической песни, рассказа, монолога, исповеди. Основная тема произведения – историческая память, преемственность жизни живых людей и подвига мёртвых героев. Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Победы.

Твардовский, А. Т. Рожь, рожь . : [стихи : для младшего и среднего школьного возраста] / Александр Твардовский. – Санкт-Петербург : Амфора : ТИД Амфора, 2010. – 94, [1] с.

Истинно народный поэт Александр Трифонович Твардовский не уставал воспевать землю, на которой родился, плодоносящую ниву, неброскую красоту родных лесов и полей. В эту книгу вошли его стихи о радостях мирных лет и горестях военной поры. Для младшего и среднего школьного возраста.

Твардовский, А. Т. За далью даль : [Поэма] / А. Твардовский ; [Ил.: О. Верейский]. – Петрозаводск : Карелия, 1973. – 143 с.

Просто путевые картины, впечатления, размышления человека, проехавшегося в транссибирском экспрессе от Москвы через всю Сибирь и посетившего в пути строительство гидростанции на Ангаре в его кульминационный, критический и праздничный момент. А по дороге также встречи с разными людьми, разными ландшафтами, разными собственными воспоминаниями, а также воспоминаниями своих собеседников. И местами уход совсем в сторону от пути. И в конце обобщающая глава — «Так это было», посвящённая пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с этой десятидневной дорогой литератора в транссибирском экспрессе.

Произведения о судьбе и творчестве писателя.

Турков, А. М. Александр Твардовский / Андрей Турков. – Москва : Молодая Гвардия, 2010. – 406 с.

О Твардовском написано немало – одна только «краткая библиография» в конце издания включает полтора десятка книг и публикаций о поэте. И у самого Андрея Михайловича Туркова это не первая «твардовсковедческая» работа: дважды – в 1960 и 1971 годах, ещё при жизни Александра Трифоновича – выходила его книга «Александр Твардовский».

Твардовский без глянца : проект Павла Фокина / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2010. – 446, [1] с.

Книга продолжает серию документально-биографических повествований о самых ярких русских писателях 19-20 веков. Тщательно отобранные и скомпонованные цитаты из воспоминаний современников, а также из дневников и писем А. Т. Твардовского дают возможность увидеть сложную и богатую натуру поэта в разные периоды его биографии.

Используемые источники :

  • Твардовский Александр Трифонович : к 110-летию со дня рождения / автор-составитель: Н. П. Молодцова, Н. Н. Молодцов. – 2-е издание. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2020. – 24 с. : цв. ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 3. 2020).
  • Сайт «Биограф» https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-tvardovsky/
  • Выдающиеся земляки Смоленского края (Твардовский Александр Трофимович) http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/tvardov.htm

    Составитель:
    Сельцова А. В.

    Александр Трифонович Твардовский

    (21.06.1910-18.12.1971)

    И дорога до смерти жизнь…

    Александр Твардовский – советский писатель, прозаик, поэт, публицист, журналист, пятикратный лауреат Государственной премии, редактор лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир».

    Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской (Плескачевской).

    Отец, Трифон Гордеевич, был начитанным человеком, и детям старался привить любовь к книге. Отец на память знал «Бородино», «Сказания князя Курбского», чуть не всего ершовского «Конька-Горбунка». Кроме Александра в семье было ещё шестеро детей, четыре сына и две дочери. Вечерами семья Твардовских устраивала дома «избу-читальню», и кто-то один читал вслух. Больше всего им нравились произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.

    Мать поэта, Мария Митрофановна – добрая, красивая, работящая женщина, была дочерью обедневшего дворянина. С малых лет и до последних дней Твардовский всегда нежно любил Марию Митрофановну, об этом свидетельствуют не только посвященные ей стихи, но и материнская тема, образ женщины-матери, присутствующий в его творчестве.

    Александр Твардовский начал сочинять стихи очень рано, ещё до того как научился писать. Но уже в школе (она находилась в деревне Ляхово, в шести километрах от хутора Загорье) Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. Первое стихотворение Твардовского – ему только что исполнилось пятнадцать лет (1925 г.) – было напечатано под рубрикой «Деревенское – бытовое. Крестьянин, сделай газету и книгу оружием против старого быта!»

    Новая изба.
    Пахнет свежей сосновой смолою,
    Желтоватые стенки блестят.
    Хорошо заживём мы семьёю
    Здесь на новый советский лад…

    Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». С лёгкой руки редактора их напечатали, М. Исаковский сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.

    После получения школьного аттестата Александр Твардовский переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были безуспешны. Александру приходилось выживать на скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Он отправлял свои произведения и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрылённый успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. В этот период произошли перемены и в личной жизни поэта.

    В 1931 году Твардовский женился на Марии Илларионовне Гореловой, с которой прожил всю жизнь. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленником. У них были две дочери – Валентина и Ольга, ещё один ребёнок, сын Саша, умер в младенчестве.

    Читайте также:  Хронологическая таблица Фета (жизнь и творчество)

    В 1932 году Твардовский поступает на первый курс Смоленского педагогического института, но бросает его ради переезда в Москву. В 1936-м он становится студентом Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), диплом которого получил в 1939-м году. В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия» (1934-1936) главной темой которой была коллективизация. Главный герой – Никита Моргунок. Он трудолюбив, хочет разбогатеть, а эту возможность он видит лишь, ведя хозяйство самостоятельно, не присоединяясь к колхозу. Герой уверен, что коллективизация ведёт к бедности. Вот он и едет искать страну, где люди живут без колхозов. Поэма имела успех у читателей и критики.

    В этот же период Твардовский пишет циклы стихов «Сельская хроника», «Про деда Данилу», ряд других заметных произведений. В 1939 году он окончил МИФЛИ с отличием, выпустил книги «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939). Были написаны стихотворения «Матери», «Иванушка».

    В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии, во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты. В Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Великую Отечественную войну — Василия Тёркина.

    Поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца без начала и конца» (1941-1945) — самое известное произведение Александра Твардовского. Это рассказы в стихах из жизни рядового Тёркина, воюющего «не ради славы — ради жизни на Земле».

    Ни одна армия мира не имела такого произведения, как «Василий Тёркин», – книги, создававшейся во время войны для воюющих солдат. Её публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа, каждая история публиковалась в одном номере газеты как отдельное произведение. Уже в 1942 году «Василий Тёркин» вышел за пределы маленькой фронтовой газеты. «Тёркина» стали перепечатывать другие газеты, столичные – «Правда», «Известия», да и журналы. По радио главы из поэмы читал Левитан, приглашали читать и автора.

    Автор создал прекрасный народный образ героя, защитника Родины.

    Тёркин — кто же он такой?
    Скажем откровенно:
    Просто парень сам собой
    Он обыкновенный.
    Впрочем, парень хоть куда,
    Парень в этом роде
    В каждой роте есть всегда,
    Да и в каждом взводе.

    Солдаты писали автору:
    “Сожалею, что условия не позволяют написать Вам обстоятельнее (мы на марше, бивак кончился, и мы идём дальше, времени нет). Не оставляю надежды написать Вам ещё, а пока с Тёркиным иду в бой.”

    “Главное достоинство — это правдивость, ничего выдуманного. Ваша поэма — это сама наша жизнь, подмеченная Вами до самых мельчайших подробностей.”

    “Вашими стихотворениями о войне я восхищён. Они доходчивы и понятны любому малограмотному бойцу. Как Вы искусно, не надуманно, а так, как оно есть, отражаете в них боевую современную действительность. Как глубоко Вы отразили жизнь и мысли бойца и командира. Когда читаешь Ваши стихотворения или поэму «Василий Тёркин», то, кажется, что Вы описываете подлинно жизнь нашего подразделения или жизнь каждого из нас.”

    За поэму «Василий Тёркин» в 1946 году А.Т. Твардовскому была присуждена Сталинская премия первой степени. За участие в боевых действиях в ходе Второй мировой войны Твардовский был награждён орденом Отечественной войны I и II степени. За годы войны им было написано множество стихов, которые впоследствии были объединены в сборник «Фронтовая хроника» (1941-1945).Также в это время он пишет стихотворение «Я убит подо Ржевом», поэму «Дом у дороги», в которых рассказывает об ужасах и жестокости войны, о её бессмысленности.

    «Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям:
    Давайте, люди, никогда
    Об этом не забудем.
    Пусть память верную о ней
    Хранят, об этой муке,
    И дети нынешних детей,
    И наших внуков внуки».
    Из поэмы «Дом у дороги»

    Поэма «Дом у дороги» – о семье солдата Андрея Савицкого, о родном доме у дороги, откуда угнали в Германию его жену и детей. Дом сожгли. Поэма соединяет в себе мотив мира и войны, семьи во время войны.

    После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-х годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль». Поэма была задумана автором задолго до её написания. Произведение создавалось, перерабатывалось, исправлялось, пока не обрело окончательный вид. Её самый полный, законченный вариант был опубликован в 1967 году. Главный герой поэмы – это сам автор, который описывает красивейшие места своей родины — Сибирь, Урал, Дальний Восток, их природу и исторические эпохи. Всё произведение проникнуто романтикой дороги, отношениями полузнакомых пассажиров, видами из окна поезда в разное время суток.

    В 1965 году выходит цикл «Памяти матери» – это четыре стихотворения, представляющих единый отклик на смерть матери поэта. В нём совмещены мотив прощания и мотивы воспоминаний и автора, и матери.

    В 1967 году А. Твардовский приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет. Главным героем произведения стал отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. Автор пытался показать правду трагических событий нашей истории.

    Персонажи большинства произведений Твардовского — это смоленские люди, прежде всего мать, отец, родные братья, соседи по дому и знакомые ему с детства места. Поэт раскрывает обычаи, привычки, воспроизводит речь — с прибаутками, пословицами, поговорками, бытующими на Смоленщине. О чём бы ни писал Твардовский в самом расцвете поэтического таланта, когда уже жил в Москве, русская деревня всегда присутствовала в его творчестве, как нечто родное и близкое.

    В 1950 годку Александр Твардовский стал главным редактором ежемесячного литературно-художественного журнала «Новый мир» (издавался в Москве с 1925 года). Он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В. П. Астафьев, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. М. Шукшин, Ю. В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. И. Солженицына.

    Позже журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность.

    После ухода из журнала, писатель уехал на дачу под Москвой (Красная Пахра), где и провёл последние месяцы своей жизни. Он умер 18 декабря 1971 года.

    Трагедия и юмор, героизм народа в дни испытаний — всё это в единстве явилось художественным открытием Твардовского, проявлением его яркого и самобытного таланта. Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие.

    Предлагаем вам книги А.Т. Твардовского
    из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной,
    рекомендованные для чтения детям среднего и старшего школьного возраста.

    Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : письма фронтовиков Александру Твардовскому : [для детей среднего школьного возраста] / Александр Твардовский ; худож. Владимир Гальдяев. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. – 317, [2] с.

    Поэма «Василий Тёркин» и своего рода комментарий к поэме — письма фронтовиков, подтверждающие невыдуманность, реальность характера русского труженика-солдата, его боевых качеств, патриотизма.

    Специально для этого издания, рассчитанного на старшеклассников, дочери поэта отобрали самые эмоциональные письма – тех, кто читал поэму на фронте, шёл бой вместе с её героем. Иллюстрации художника Владимира Гальдяева воссоздали достоверную, почти документальную летопись жизни Василия Тёркина – друга, спутника и собеседника советских солдат.

    Твардовский, А. Т. Я убит подо Ржевом : [для чтения взрослыми детям] / Александр Трифонович Твардовский ; [подбор ил. О. Блиновой]. – Москва : CLEVER : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 14, [1] с.

    Одно из лучших стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» писалось в конце 1945 и в самом начале 1946 года в форме монолога бойца, павшего за Родину. … Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров: исторической песни, рассказа, монолога, исповеди. Основная тема произведения – историческая память, преемственность жизни живых людей и подвига мёртвых героев. Стихотворение Твардовского воспринимается, как завещание всех павших, не доживших до Победы.

    Твардовский, А. Т. Рожь, рожь . : [стихи : для младшего и среднего школьного возраста] / Александр Твардовский. – Санкт-Петербург : Амфора : ТИД Амфора, 2010. – 94, [1] с.

    Истинно народный поэт Александр Трифонович Твардовский не уставал воспевать землю, на которой родился, плодоносящую ниву, неброскую красоту родных лесов и полей. В эту книгу вошли его стихи о радостях мирных лет и горестях военной поры. Для младшего и среднего школьного возраста.

    Твардовский, А. Т. За далью даль : [Поэма] / А. Твардовский ; [Ил.: О. Верейский]. – Петрозаводск : Карелия, 1973. – 143 с.

    Просто путевые картины, впечатления, размышления человека, проехавшегося в транссибирском экспрессе от Москвы через всю Сибирь и посетившего в пути строительство гидростанции на Ангаре в его кульминационный, критический и праздничный момент. А по дороге также встречи с разными людьми, разными ландшафтами, разными собственными воспоминаниями, а также воспоминаниями своих собеседников. И местами уход совсем в сторону от пути. И в конце обобщающая глава — «Так это было», посвящённая пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с этой десятидневной дорогой литератора в транссибирском экспрессе.

    Произведения о судьбе и творчестве писателя.

    Турков, А. М. Александр Твардовский / Андрей Турков. – Москва : Молодая Гвардия, 2010. – 406 с.

    О Твардовском написано немало – одна только «краткая библиография» в конце издания включает полтора десятка книг и публикаций о поэте. И у самого Андрея Михайловича Туркова это не первая «твардовсковедческая» работа: дважды – в 1960 и 1971 годах, ещё при жизни Александра Трифоновича – выходила его книга «Александр Твардовский».

    Твардовский без глянца : проект Павла Фокина / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. – Санкт-Петербург : Амфора, 2010. – 446, [1] с.

    Книга продолжает серию документально-биографических повествований о самых ярких русских писателях 19-20 веков. Тщательно отобранные и скомпонованные цитаты из воспоминаний современников, а также из дневников и писем А. Т. Твардовского дают возможность увидеть сложную и богатую натуру поэта в разные периоды его биографии.

    Используемые источники :

  • Твардовский Александр Трифонович : к 110-летию со дня рождения / автор-составитель: Н. П. Молодцова, Н. Н. Молодцов. – 2-е издание. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2020. – 24 с. : цв. ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 3. 2020).
  • Сайт «Биограф» https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-tvardovsky/
  • Выдающиеся земляки Смоленского края (Твардовский Александр Трофимович) http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/kray2/regions/bibliog/tvardov.htm

    Составитель:
    Сельцова А. В.

    Хронологическая таблица Твардовского (жизнь и творчество)

    • Главная
    • Биографии
    • История России
    • Литература
      • Анализы стихотворений
        • Блок А.А.
        • Лермонтов (лирика)
      • Биографии писателей
        • И.А.Гончаров
      • Видеотека
      • ЕГЭ по литературе
        • Задание 17: Сочинение (развернутый ответ)
        • Задания 8-16: анализ текста
      • Итоговое сочинение
        • Доброта и жестокость
        • Искусство и ремесло
        • Итоговое сочинение Архив
        • Месть и великодушие
        • Мечты и реальность
        • Отцы и дети
      • Краткие содержания
        • “Слово о полку Игореве”
        • Булгаков М.А.
        • Бунин И.А.
        • Гоголь Н.В.
        • Гончаров И.А.
        • Горький М.
        • Грибоедов А.С.
        • Достоевский Ф.М.
        • Жуковский В.А.
        • Лермонтов М. Ю.
        • Некрасов Н.А.
        • Островский А.Н.
        • Пастернак Б.Л.
        • Платонов А.П.
        • Пушкин А.С.
        • Салтыков-Щедрин М.Е.
        • Солженицын А.И.
        • Твардовский А.Т.
        • Тургенев И.С.
        • Фонвизин Д.И.
        • Чехов А.П.
        • Шолохов М.А.
      • ОГЭ по литературе
      • Полные тексты произведений
      • Произведения для аргументации в сочинении
      • Разборы произведений
        • А.Н.Островский “Гроза”
        • Гоголь Н.В.
        • Грибоедов А.С.
        • Лермонтов М.Ю.
        • Лирика А.А.Блока
        • Пушкин А.С.
        • Слово о полку Игореве (анализ)
        • Толстой Л.Н “Война и мир”
        • Фонвизин Д.И.
      • Сочинения по литературе
      • Теория литературы
      • Экранизации (школьная программа)
    • О Санкт-Петербурге
    • Русский язык
      • ЕГЭ по русскому языку
        • Задание 26: Средства выразительности
        • Задание 27 (сочинение на ЕГЭ)
        • Задания 16-20: Пунктуация
        • Задания 22-26: Анализ текста
        • Задания 4-8: Языковые нормы
        • Задания 9-15: Орфография
        • Тесты в формате ЕГЭ по русскому языку
      • Контрольные работы 1-11 классы
      • Начальная школа
      • Новости образования
      • ОГЭ по русскому языку
        • Задание 15: Сочинение по выбору
        • Задание 3: Средства выразительности
        • Задание 7: Синонимичные словосочетания
        • Задания 4-6
        • Задания 8-14: Анализ предложения
        • Изложение на ОГЭ
        • Тесты ОГЭ по русскому языку

    Жизнь и творчество А.Т.Твардовского

    Он был действительно прекрасным поэтом, настоящим профессионалом. Он стал целой эпохой в советской литературе. Александр Твардовский 21 июня 1910 года появился на свет в Смоленской губернии. Отец его был кузнецом и человеком грамотным, любившим книги. Поэтому в доме Твардовских по вечерам читали вслух. Александр сочинял стихи еще когда был маленьким, не умея еще их записать. В первом стихотворении он клеймил мальчишек, разоряющих птичьи гнезда. В четырнадцать лет Твардовский начинает писать статьи для газет, стихи на темы дня и поэмы, а в 1925 году в одной из смоленских газет опубликовали его первые произведения. В 1929 году он уезжает искать применение своему таланту в Москве, затем возвращается на родину и поступает в педагогический институт.

    В период его учебы родных Твардовского раскулачивают и ссылают. Однако это не стало препятствием для литературной деятельности начинающего автора, Твардовский написал в эти годы очерки «По колхозной Смоленщине» и первое произведение в прозе «Дневник председателя» (1932). В 1934-36г.г. увидела свет поэма «Страна Муравия», за которую он получил Государственную премию. В 1936 году Твардовский начинает учебу в МИФЛИ. Он занимается переводами, сотрудничает с известными изданиями. В годы студенчества молодого автора наградили орденом Ленина за литературные труды. Это помогло ему добиться реабилитации семьи.

    С 1939 года Твардовский стал военным корреспондентом и участвовал в польском походе, а затем и в финской войне. Настоящую славу и общенародное признание поэт заслужил благодаря поэме «Василий Тёркин». Бессмысленность и жесткость войны находит отражение в «Доме у дороги», эти темы поднимаются и в стихотворениях «Я убит подо Ржевом» и «Две строчки».

    Послевоенный 1947 год становится новым этапом в творчестве и жизни Твардовского: он выпускает книгу о войне «Родина и чужбина» и избирается депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1950 году уже маститого автора приглашают на должность редактора в журнале «Новый мир». Редактором Твардовский проработал практически всю жизнь.

    В шестидесятых годах 20 столетия Твардовский сочиняет поэмы «По праву памяти» и «Василий Тёркин на том свете», в которых находит отражение его новый взгляд на Сталина и его политику. Во времена хрущевской оттепели Твардовскому удалось получить согласие Хрущева и опубликовать один из рассказов Солженицына в возглавляемом им журнале. Новые тенденции журнала вызывают негативное отношение у сторонников Сталина. Полемика между двумя солидными изданиями («Новый мир» и «Октябрь») не утихает довольно долго.

    После того, как был отстранен от власти Хрущев, в прессе начинается компания, направленная против «Нового мира». Главное литературное управление всячески препятствует публикации важнейших материалов, но руководители Союза писателей снять Твардовского с должности не решаются. Ретрограды стараются изо всех сил и убирают его заместителей, назначая на эти должности удобных для себя личностей. Зимой 1970 года Твардовский уходит из журнала, а вместе с ним уходят и его коллеги.

    Спустя год после развала его любимого детища 21 декабря 1971 года Александра Трифоновича Твардовского не стало.

    Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

    Айзек Азимов – биография, информация, личная жизнь

    Айзек Азимов

    Айзек Азимов (Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 года, Петровичи, РСФСР – 6 апреля 1992 года, Нью-Йорк, США) – американский писатель-фантаст, популяризатор науки, биохимик.

    Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях – от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений – robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) – прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

    Читайте также:  Жизнь и творчество Астрид Линдгрен

    В одном из обращений к читателям Азимов следующим образом сформулировал гуманистическую роль научной фантастики в современном мире: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях. Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества. Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству»

    Фантасты предсказатели – Айзек Азимов

    Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилевской губернии, РСФСР (с 1929 года — Шумячский район Смоленской области) в еврейской семье. Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (Anna Rachel Berman-Asimov, 1895—1973) и Юда Аронович Азимов (Judah Asimov, 1896—1969), были мельниками по профессии. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850—1901). Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов».

    В детстве Азимов говорил на идише и английском. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.

    В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу в бруклинском районе Бедфорд – Стайвесант. Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше. После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году — магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.

    Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

    Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» (англ. Marooned Off Vesta), принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939.

    В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall) o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность (согласно Bewildering Stories, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов). В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере». Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший около 10 рассказов (и ещё примерно столько же были отвергнуты), стал знаменитым писателем. Интересно, что сам Азимов не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом.

    10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie). В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» (англ. Liar!) о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники. Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с Азимовым 23 декабря 1940 года. Кэмпбелл, однако, говорил, что идея принадлежала Азимову, он лишь дал ей формулировку. В этом же рассказе Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика».

    В сборнике рассказов «Я, Робот», принёсшем писателю всемирную известность, Азимов рассеивает широко распространённые опасения, связанные с созданием искусственных разумных существ. До Азимова в большинстве историй о роботах они бунтовали или убивали своих создателей. Роботы Азимова — не механические злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева. С начала 1940-х годов роботы в фантастике подчиняются Трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.

    В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.

    С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы. С 1980 он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».

    Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves).

    В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (David) (1951) и дочь Робин Джоэн (Robyn Joan) (1955).

    С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора) биохимии, и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году — доцентом (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor).

    В 1960-е годы Азимов находился под следствием ФБР за возможные связи с коммунистами. Причиной послужил донос об уважительном отзыве Азимова о России, как о первой стране, построившей атомную электростанцию. Подозрения были окончательно сняты с писателя в 1967 году.

    В 1970 году Азимов расстался с женой и почти сразу сошёлся с Джэнет Опал Джеппсон, с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов не запомнил той встречи, а Джеппсон сочла его тогда неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.

    Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983 году. По завещанию тело было кремировано, а пепел развеян.

    Биография Айзека Азимова

    Наиболее известные фантастические произведения Азимова:

    Сборник рассказов «I, Robot» («Я, Робот»), в котором Азимов разработал этический кодекс для роботов. Именно его перу принадлежат Три закона роботехники;
    Цикл из 3 романов о галактической империи: «Pebble in the Sky» («Камешек в небе»), «The Stars, Like Dust» («Звезды как пыль») и «The Currents of Space» («Космические течения»);
    Серия романов «Foundation» («Основание», также это слово переводилось как «Фонд», «Фундамент», «Установление» и «Академия») о крушении галактической империи и рождении нового общественного строя;
    Роман «The Gods Themselves» («Сами боги»), центральная тема которого — рационализм без нравственности ведёт ко злу;
    Роман «The End of Eternity» («Конец Вечности»), в котором описаны Вечность (организация, контролирующая путешествия во времени и производящая изменения человеческой истории) и её крушение;
    Цикл о приключениях космического рейнджера Лакки Старра (см. Lucky Starr series);
    Рассказ «The Bicentennial Man» («Двухсотлетний человек»), по мотивам которого в 1999 году был снят одноимённый фильм.

    Серия «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» — знаменитый цикл из четырёх романов и одного рассказа о похождениях сыщика-землянина и его напарника — робота-космонита:«Мать-Земля», «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Зеркальное отражение», «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя».

    Почти все циклы писателя, а также отдельные произведения, формируют «Историю будущего».

    Многие произведения Азимова были экранизированы, наиболее известные фильмы — «Двухсотлетний человек» и «Я, Робот».

    Айзек Азимов

    Биография

    Айзек Азимов — великий писатель-фантаст, выдуманные миры которого завораживали не одно поколение читателей. Этот талантливый человек написал больше полутысячи книг и рассказов, пробуя себя в разных жанрах: от любимой научной фантастики до детективов и фэнтези. Однако мало кто знает, что в творческой биографии Азимова нашлось место не только для литературной деятельности, но и для науки.

    Детство и юность

    Родился будущий писатель в Белоруссии, в местечке под названием Петровичи, что неподалеку от Могилева, 2 января 1920 года. Родители Азимова, Юда Аронович и Хана-Рахиль Исааковна, трудились мельниками. Мальчика назвали именем покойного деда со стороны матери. Сам Айзек впоследствии будет утверждать, что изначально фамилия Азимовых писалась как Озимовы. Еврейские корни очень почитались в семье Айзека. По его собственным воспоминаниям, на русском языке родители с ним не говорили, первым языком для Азимова стал идиш, а первой литературой — рассказы Шолом-Алейхема.

    Писатель-фантаст Айзек Азимов

    В 1923 году Азимовы иммигрировали в Соединенные Штаты и поселились в Бруклине, где вскоре открыли собственный кондитерский магазинчик. В школу будущий писатель отправился в пять лет. По правилам детей принимали с шести, однако родители Айзека переправили дату рождения сына на 1919 год, чтобы мальчик пошел в школу на год раньше. В 1935-м Азимов окончил десятый класс и начал учиться в колледже, который, к сожалению, через год закрыли. После этого Айзек отправился в Нью-Йорк, где поступил в Колумбийский университет, выбрав химический факультет.

    Айзек Азимов в молодости

    В 1939-м Азимову присвоили степень бакалавра, а спустя еще два года юноша стал магистром химии. Айзек сразу же продолжил обучение в аспирантуре, однако через год изменил планы и переехал в Филадельфию, где работал химиком в военной судоверфи. 1945 и 1946 годы Айзек отдал службе в армии, после чего возвратился в Нью-Йорк и продолжил учиться. Аспирантуру Азимов окончил в 1948-м, но не остановился на достигнутом и отдал документы на так называемый постдокторат на отделение биохимии. В то же время Азимов начал преподавать в Бостонском университете, в котором проработал в итоге долгие годы.

    Книги

    Тяга к писательству проснулась в Айзеке Азимове рано. Первая попытка написать книгу была в 11 лет: Айзек описывал приключения мальчишек из маленького городка. Сначала творческого задора хватило ненадолго, и Азимов забросил недописанную книжку. Однако некоторое время спустя решил дать почитать первые главы своему товарищу. Каково же было удивление Айзека, когда тот с восторгом потребовал продолжения. Пожалуй, в этот момент Азимов осознал силу писательского таланта, дарованного ему, и начал относиться к этому дару более серьезно.

    Писатель Айзек Азимов

    Первый рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» был опубликован в 1939-м, однако не принес писателю особой известности. Зато следующее короткое произведение под названием «Приход ночи», опубликованное в 1941-м, произвело фурор в среде поклонников фантастического жанра. Это был рассказ о планете, ночь на которой приходит один раз в 2049 лет. В 1968 году рассказ даже назовут лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. «Приход ночи» впоследствии будет неоднократно включен в многочисленные антологии и сборники, а также переживет две попытки экранизации (к сожалению, неудачных). Сам писатель назовет этот рассказ «водоразделом» в литературной карьере. Интересно, что при этом «Приход ночи» не стал любимым рассказом Азимова в собственном творчестве.

    Книги Айзека Азимова

    После этого рассказы Айзека Азимова станут долгожданными для поклонников. В мае 1939-го Айзек Азимов приступил к написанию первого повествования о роботах под названием «Робби». Спустя год появляется рассказ «Лжец» – история о роботе, который умел читать мысли людей. В этом произведении Азимов впервые опишет так называемые три закона роботехники. По словам писателя, впервые эти законы сформулировал писатель Джон Кэмпбелл, хотя тот, в свою очередь, настаивал на авторстве Азимова.

    Айзек Азимов и Джон Кэмпбелл

    Звучат законы следующим образом:

    1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
    2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
    3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

    Писатель Айзек Азимов

    Тогда же появилось и слово «роботехника» («robotics»), вошедшее впоследствии в словари английского языка. Интересно, что по сложившейся в среде фантастов традиции до Азимова произведения о роботах рассказывали о восстании искусственного интеллекта и о бунтах, направленных против людей. А после выхода первых рассказов Айзека Азимова роботы в литературе начнут подчиняться тем самым трем законам, став более дружелюбными.

    Иллюстрация к роману Айзека Азимова «Основание»

    В 1942 году писатель приступает к серии фантастических романов «Основание». Айзек Азимов изначально задумывал эту серию самостоятельной, но в 1980-м «Основание» будет объединено с уже написанными рассказами о роботах. В другом варианте перевода на русский язык этой серии дадут название «Академия».

    Кадр из фильма по книге Айзека Азимова «Двухсотлетний человек»

    С 1958-го Айзек Азимов станет уделять больше внимания научно-популярному жанру, однако в 1980-м вернется к фантастике и продолжит цикл «Основание». Пожалуй, самыми заметными историями Айзека Азимова, помимо «Основания», стали произведения «Я робот», «Конец вечности», «Они не прилетят», «Сами боги» и «Империя». Сам же писатель выделял рассказы «Последний вопрос», «Двухсотлетний человек» и «Уродливый мальчуган», считая их наиболее удавшимися.

    Личная жизнь

    В 1942 году Айзек Азимов встретил первую настоящую любовь. Романтичности этому знакомству придавал и тот факт, что состоялось оно в День святого Валентина. Избранницей писателя стала Гертруда Блюгерман. Влюбленные поженились. Этот брак подарил писателю дочь Робин Джоан и сына Дэвида. В 1970-м супруги развелись.

    Айзек Азимов с Гертрудой Блюгерман (слева) и Джанет Джеппсон (справа)

    Айзек Азимов недолго оставался в одиночестве: в этом же году писатель сошелся с Джанет Опал Джеппсон, которая работала психиатром. С этой женщиной Азимов познакомился в 1959-м. В 1973 году пара расписалась. Детей от этого брака у Азимова нет.

    Смерть

    Писатель ушел из жизни 6 апреля 1992-го. Причиной смерти Айзека Азимова врачи назовут сердечную и почечную недостаточность, осложненную вич-инфекцией, которой писателя случайно заразили в 1983-м во время операции на сердце.

    Айзек Азимов в последние годы

    Смерть Айзека Азимова потрясла поклонников, которым в наследство остались лишь книги великого писателя.

  • Ссылка на основную публикацию