Хронологическая таблица Жуковского (жизнь и творчество)

Хронологическая таблица Жуковского (жизнь и творчество)

§ 1. Жизнь и творчество В. А. Жуковского

У истоков русского романтизма стояли две замечательно яр­кие фигуры В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Белинский назвал Жуковского “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма” в русской литературе.

В. А. Жуковский был незаконнорожден­ным сыном тульского помещика Бунина и пленной турчанки, привезенной барином с войны. Фамилию он получил от крестно­го отца и с самого детства чутко ощущал двусмысленность своего положения, рос чувствительным и меланхоличным малыш­ком. Образование будущий поэт получил в Московском университетском благородном пансионе, где впервые проявил способности к рисованию и литературе. На развитие ми­ровоззрения и интересов Жуковского зна­чительное влияние оказало его дружеское окружение, прежде всего семья директора благородного пансиона И. П. Тургенева, дружба с его сыновьями Андреем и Александром, другими начинающими поэтами.

В раннюю пору своего творчества Жуковский писал торже­ственные и философские оды в духе Державина и Ломоносова (“Добродетель”, “Мир”, “Герой”), сентиментальные под влиянием Карамзина стихи (“Майское утро”), много переводил зарубежных авторов (“Лесной царь”).

Очень рано Жуковский осознал своеобразие своей поэзии и в 1806 г. написал:

Мне рок сулил брести неведомой стезей.

Быть другом мирных сел, любить красы природы; Дышать под сумраком дубравным тишиной,

И взор склонив на пены вод,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

В начале войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. В день Бородинской битвы он находился недалеко от места сраже­ния. Этому событию он посвятил патриотический гимн “Певец во стане русских воинов”, который принес поэту настоящую славу. Стихотворение проникнуто высоким гражданским и патриотиче­ским пафосом. В нем описываются не военные события, а настрое­ние певца-патриота. Оно написано в форме взволнованной речи, обращенной ко всем “ратным и вождям”, из которых каждый мог сказать: “Одной пылаем славой. ”

“Певец во стане русских воинов” — произведение оригинально­го жанра. Это романтическая ода, в которой классицистические признаки органически сочетаются с принципами романтической элегии. Торжественный тон сменяется лиризмом, задушевностью,

а все стихотворение в целом проникнуто пафосом любви к родине, гордостью за ее героев и воинов:

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет И первых лет уроки, —

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая.

Какое сердце не дрожит,

“Певец во стане русских воинов” — одно из наиболее ярких произведений 1812 г., оно принесло широкую известность поэту, за которой вскоре последовал перелом в его жизни: ему предложили занять место при дворе.

Жуковский был официально признан, а стихами его, ясными, мелодичными, задушевными, зачитывалась молодежь. Добрый и отзывчивый поэт использовал свою близость ко двору для помо­щи своим друзьям-литераторам: помогал Пушкину, улаживая его конфликты, хлопотал за декабриста Н. Тургенева.

В то время как служебная и творческая биография Жуковского складывалась пока что благополучно, в личной жизни он был не­счастен. Любовь к племяннице не завершится браком из-за близ­кого родства. Он стал другом Маши, посвятил ей много лирических строк, некоторые из них, положенные на музыку, стали популяр­ными романсами (“Минувших дней очарованье” и др.).

Придворная атмосфера постепенно разочаровала Жуковского. Гибель Пушкина потрясла поэта. Возмущенный действиями вла­стей, испытывая сильное горе и глубокую скробь, Жуковский выходит в отставку и уезжает за границу. Там уже в пожилом возрасте он женится на своей юной поклоннице — дочери худож­ника Рейтерна, и обретает семейное тепло и покой. Но, живя за границей, поэт тосковал по родине, в письмах и стихах вспоминал “родного неба милый свет”. Жуковский умер в Германии в 1852 г. и был погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

§ 2. Элегии “Вечер”, “Весеннее чувство

Жуковский вошел в историю русской литературы как духов­ный наставник и непосредственный предшественник Пушкина, как основоположник новой романтической поэзии. Жуковский* романтик наиболее полно выразил себя в элегиях и романтиче­ских балладах.

Творчество В. А. Жуковского проникнуто атмосферой поэти­чески возвышенного лиризма, изображением душевного состоя­ния, внутреннего мира человека, но без той психологической диф­ференциации, без принципа поэтической “исповеди”, которые будут позднее разработаны Пушкиным, Баратынским и другими лириками.

В понимании содержания духовной жизни человека Жуков­ский произвел подлинный переворот, включив в нее ценности, считавшиеся в XVIII в. атрибутами разума. Это и сфера добра, морали, истины, и религия, и природа, и таинственная область “чудесного”, и сфера долга, гражданственности, патриотизма. Новое, расширенное представление о духовном мире выразилось в излюбленном для Жуковского понятии и слове “душа”, которое выражает сложную целостность человеческого сознания.

Русская поэзия Золотого века, одним из творцов которой был Жуковский, не была поэзией только новаторской, но пользовалась и традиционными выразительными средствами. Это проявилось, в частности, в актуальности для Жуковского жанровой системы как таковой. При этом, разумеется, Жуковский не писал герои­ческих поэм и од. столь популярных в поэзии классицизма. Но очевидна склонность его к определенным жанрам, отвечающим содержанию его творчества. Элегия, песня-романс, дружеское по­слание, баллады — основные жанры поэзии Жуковского.

Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закреп­ленной общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир героя, мечтательным и позднее мистическим восприятием природы. Шедевр ранней лирики Жуковского элегия “Вечер” (1806). Размышления (медитации) здесь сосредоточены вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа. Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы, что составляет ее материальную красоту, но и наделить природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека.

Природа в Элегии “Вечер” изображается в движении, смена явлений от раннего вечера к поздним сумеркам соответствует сме­не в настроении поэта. Мелодия, отражая лирическое движение темы, подчеркивает выразительность тех слов, которые играют роль словесных лейтмотивов в произведении. Причем это слова, передающие именно эмоциональное содержание: “уже вечер”, “померкли”, “последняя”, “умирает”, “потухшая”, “угасает”, а не объективно-предметное их значение, заключенное в словах “ру­чей”, “облака”, “края”, “тростник”, “трава”, отодвинутые на вто­рой план.

Лирические мотивы вслед за размышлениями и чувствами поэ­та естественно и незаметно меняются так, что стихи воспринима­ются единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа поэта с малейшими оттенка­ми и нюансами внутренних переживаний. В элегиях Жуковский достигает истинной музыкальности поэтической речи, о которой Н. А. Полевой писал: “Его звуки — мелодия, тихое роптание ру­чейка, легкое веяние эфира по струнам воздушной арфы”.

Таковы элегии “Вечер”, “Сельское кладбище”, “Весеннее чув­ство” — задушевные, мелодичные, романтичные.

В европейской литературе второй половины XVIII — начала XIX в. широкое распространение получает жанр баллады, восхо­дящий к народно-поэтической традиции. В балладе преобладают эмоциональное начало над рациональным, чувства над разумом, происходят “чудеса”, драматические и фантастические сюжеты.

У Жуковского этот жанр стал одним из основных. Все 39 бал­лад, переводных и оригинальных, несмотря на тематические раз­личия, представляют собой единое целое. Основная проблема — противостояние добра и зла — предстает во всех балладах в виде романтического двоемирия, в образах божественного и дьяволь­ского начал. Поэта занимали также проблемы судьбы, рока, лич­ной ответственности и возмездия.

По своей исторической функции в русской литературе и по су­ществу баллады Жуковского романтические. Особенно ярко ро­мантическое стремление героя к идеалу, к недостижимому пре­красному выражено в балладе “Эолова арфа”.

Отличительные признаки баллад Жуковского — атмосфера опоэтизирования, лиризм, понимание душевных коллизий как сложного контекста переживаний, соотнесенных с тайной жиз­нью мира, что сближает их с его лирикой, усиливая романтиче­скую направленность творчества в целом.

Наследие Жуковского не растворилось в широком потоке поэ­зии XIX в. Более того, именно Жуковский открыл путь новой

русской поэзии, оказан благотворное влияние на целое поколение замечательных поэтов, среди которых Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие. В. Г. Белинский писал: “Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят”.

ЭЛЕГИЯ — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о про шедшей или неразделенной любви.

БАЛЛАДА один из видов лиро эпической поэзии, стихо­творение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады харак­терен небольшой объем, сюжетность, напевность, музы­кальность. В балладе часто присутствует элемент зага­дочного, необъяснимого.

Ручей, вьющийся по светлому песку,

Как тихая гармония приятна!

С каким сверканьем катишься в реку!

Приди, о муза благодатна.

В венке из юных роз, с цевницею златой,

Склонись задумчиво на пенистые воды,

И, звуки оживив, туманный вечер пой На лоне дремлющей природы.

Как солнца за горой пленителен закат,

Когда поля в тени, а рощи отдаленны И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озаренны;

Когда с холмов златых стада бегут к реке,

И рева гул гремит звучнее над водами;

И, сети склав, рыбак на легком челноке Плывет у брега меж кустами;

Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам.

И веслами струи согласно рассекают;

И, плуги обратив, по глыбистым браздам С полей оратаи* съезжают.

Уж вечер. облаков померкнули края,

Последнт”! луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой поклоиенной. Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой.

Поток, кустами осененный.

Как слит с прохладою растении фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Чуть слышно над ручьем колышется тростник; Глас петела вдали уснувши будит селы;

В траве коростеля я слышу дикий крик,

В лесу стенанье филомелы.

Но что? Какой вдали мелькнул волшебный луч? Восточных облаков хребты воспламенились; Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;

В реке дубравы отразились.

Луны ущербный лик встает из-за холмов.

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем.

О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоим блаженством и страданьем!

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?

Ужель иссякнули всех радостей струи?

О вы, погибши наслажденья!

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам, и свободе?

Где вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные природе.

Хранить с огнем души нетленность братских уз? И где же вы, друзья. Иль всяк своей тропою, Лишенный спутников, влача сомнений груз, Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой.

Один — минутный цвет — почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой.

Другой. о небо правосудно.

А мы. ужель дерзнем друг другу чужды быть? Ужель красавиц взор, иль почестей исканье,

Иль суетная честь приятным в свете слыть Загладят в сердце вспоминанье?

О радостях души, о счастье юных дней,

И дружбе, и любви, и музам посвященных?

Нет, нет! пусть всяк идет вослед судьбе своей.

Но в сердце любит незабвенных.

Мне рок судил: брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы. Дышать под сумраком дубравным тишиной И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной!

Кто в тихий утра час, когда туманный дым Ложится по полям и холмы облачает И солнце, восходя, по рощам голубым Спокойно блеск свой разливает.

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье И, лиру соглася с свирелью пастухов.

Поет светила возрожденье!

Так, петь есть мой удел. но долго ль? Как узнать.

Ах! скоро, может, быть, с Минваною унылой Придет сюда Альпии в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой!

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось.

Я смотрю на небеса.

Облака, летя, сияют И, сияя, улетают За далекие леса.

И опять от вышины Весть знакомая несется?

Или снова раздается Милый голос старины?

Или там, куда летит Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный Край желанного сокрыт.

Кто ж к неведомым брегам Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет,

1. Расскажите о жизни и творчестве Жуковского.

2. Наловите основные жанры творчества поэта.

3. Прочитайте элегию “Вечер”. Найдите в ней черты романтического про­изведения.

4. Каким образом передается состояние человека в элегии “Весеннее чув­ ство”? Л что вы чувствуете весной?

5. Что подразумевает автор под выражением “очарованное Там ?

6. Выучите наизусть элогию “Весеннее чувство”.

7. Каковы основные темы баллад Жуковского?

8. Прочитайте в хрестоматии балладу “Людмила . Опишите образ главной героини.

9. Найдите элементы мистики, фантастики и определите их роль в балладе

10. Каково значение творчества В. А. Жуковского в истории русской лите­ратуры?

Рассмотрите иллюстрацию неизвестного художника “Беседка в парке” и найдите в элегиях строки, отражающие настроение художника. Используя приемы романтического мировосприятия, составьте пейзаж­ную зарисовку.

Прочитайте в рабочей тетради стихотворения А. С. Пушкина “Жуков­скому”. “К портрету Жуковского”. Дополняют ли пушкинские строки ваше представление о Жуковском?

Читайте также:  Жизнь и творчество Виктора Пелевина

Прочитайте в рабочей тетради текст о Жуковском в разделе “Творчсская индивидуальность писателей и поэтов” и выполните задании к нему. Напишите сочинение на тему “Элегии и баллады В. А. Жуковского”.

Василий Жуковский

краткая биография

Роль и место в литературе

В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.

Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.

Его творчество соединило в себе черты классицизма, романтизма и реализма, и в значительной степени обогатило русскую литературу. Необычайно высоким был авторитет В.А. Жуковского для юного Пушкина. Долгие годы дружбы не могли не отразиться на творчестве гениального поэта, называвшего Жуковского «ангелом-хранителем».

Происхождение и ранние годы

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.

Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.

В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.

Московский университетский пансион

После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.

Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.

Здесь впервые проявились его литературные способности. В доме сестры был организован домашний театр, и очарованный им Василий захотел тут же приобщиться к этому искусству. Мальчик написал свою первую маленькую пьесу «Камилл, или Освобожденный Рим». Получив в награду овации, окрыленный успехом Жуковский с жаром принимается за сочинительство.

Образование

Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.

Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.

Творчество

После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.

Иллюстрация к балладе «Светлана»

Его писательская карьера начинается в редакции журнала «Вестник Европы», которым заведует Николай Карамзин. В этом журнале впервые публикуется элегия «Сельское кладбище» и повесть «Марьина роща». Эти произведения обеспечивают ему определенную известность в литературном сообществе. Он также заканчивает балладу «Светлана», но главным источником дохода продолжают оставаться переводы.

Дом-музей в Орехово

Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.

С 1815 по 1818 гг. Жуковский принимает участие в литературном обществе «Арзамас». В это время он тесно общается с К.Н. Батюшковым, И.А. Крыловым, Н.М. Карамзиным. К ним примыкают и молодые писатели – А.С. Пушкин, П.А. Плетнев и другие.

В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.

Обелиск в Мишенском

В этот период расцветает талант Жуковского-поэта. Им создаются знаменитые баллады «Вадим» и «Эолова арфа». Так же как и стихотворения «Море» и «Цветы завета», они написаны в жанре сентиментального романтизма.

В 30-е годы большое место в творчестве продолжают занимать переводы. Он работает над переводами поэм Шиллера и Байрона. В какое-то время его начинает привлекать жанр сказки, и он создает «Спящую царевну» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году им было написано произведение, которое легло в основу державного гимна – «Молитва русского народа».

Наиболее значительные произведения

Писать поэт начал, еще находясь в Благородном пансионе. Первые стихотворения созданы в духе классицизма. Примером может служить «Майское утро». Абстрактное описание картин природы, использование высокой лексики – это характерные приметы ранних произведений автора.

Произведения раннего периода часто писались им в жанре элегии. Таковым является стихотворение «Сельское кладбище», изданное в «Вестнике Европы». Главная тема – рассуждения на фоне кладбища о быстротечности жизни.

Памятник в Остафьево

Немного отходит от идеи классицизма элегия «Вечер». Дружба, любовь, красота, по мнению автора, являются лучшими вещами в жизни человека. Прославили Жуковского и две баллады, одна из которых «Людмила», представляла собой перевод Г. Бюргера, а другая – «Светлана», была оригиналом самого Жуковского.

Если «Людмила» пронизана средневековой мрачностью, страхом и наказанием в финале, то в «Светлане» звучат веселые, жизнеутверждающие ноты, выраженные автором при помощи народного фольклора. Свою героиню Светлану Жуковский воссоединяет с ее возлюбленным.

В балладе «Двенадцать спящих дев» поэт переносит действие из средневековой Германии в Древнюю Русь. Основная мысль произведения – искупление греха и духовное очищение. Состоит баллада из двух частей – «Громобой» и «Вадим».

В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.

Могила Жуковского в Санкт-Петербурге

В.А. Жуковский не был сторонним наблюдателем войны с Наполеоном, а принял в ней участие в звании поручика, сражался с врагом и получил ранение. Этой теме посвящено его патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов».

Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.

Последние годы

В конце 30-х годов он сопровождает цесаревича в путешествиях по Европе. Вернувшись в Россию, он выходит в отставку и вновь уезжает за границу. Его деятельность состоит в основном из переводов. После огромной работы в 1849 году выходит перевод «Одиссеи» Гомера в двух томах.

Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1783Год рождения поэта
1797Поступление в Благородный пансион
1802Начало творчества. Журнал «Вестник Европы»
1812Служба в ополчении
1815Участие в обществе «Арзамас»
1817Служба при императорском дворе
1819Перевод с древнерусского «Слова о полку Игореве»
1830Переводы. Общение с Пушкиным. Стихи, баллады
1841Женитьба. Путешествия по Европе
1848Окончание перевода «Одиссеи»
1852Смерть поэта в немецком Баден-Бадене
Интересные факты
  • Жуковский способствовал отмене смертной казни для декабристов;
  • Жуковский был наставником Александра II;
  • в совершенстве знал французский, немецкий и древнегреческий языки;
  • одним из первых узнал о ранении Пушкина на дуэли;
  • в 1812 году поэт переболел тифом;
  • кроме литературного таланта обладал даром художника;
  • с ранних лет интересовался политикой;
  • был наставником и учителем юного А.С. Пушкина
Увековечение памяти

Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.

В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.

В 1887 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник В.А. Жуковскому.

Хронологическая таблица жизни и творчества Василия Жуковского

Василий Жуковский — известный русский поэт, основоположник романтизма в русской литературе и реформатор языка, переводчик и сочинитель баллад, романсов, элегий и других произведений, он также был известен как учитель членов царской семьи и литературный наставник Пушкина. Хронологическая таблица Жуковского Василия Андреевича позволит увидеть самые важные события и даты его жизни.

Детство и вопросы происхождения

Происхождения поэта имеет очень своеобразную историю. В 1770 году секунд-майор Афанасий Бунин получил от своего друга майора Муфеля необычный подарок — это были две молодые сестры-турчанки, которых захватили в плен при штурме крепости Бендеры. Младшая вскоре умерла, а старшая, 16-летняя Сальха, выжила. Она стала наложницей при Бунине, поселилась в отдельном домике в Мишенском, после получила должность ключницы.

В 1786 девушка получила разрешение на свободное проживание в Российской империи и крестилась под именем Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Ее крестной матерью стала жена Бунина.

У секунд-майора и супруги родились 11 детей, но к 1770 выжили только пятеро. Наследника не было: единственный сын умер в юности. Елизавета нянчила младших дочерей Бунина, Варвару и Екатерину. От связи наложницы и помещика родились 3 дочери, а 9 февраля 1783 — сын Василий. Все это время Бунин жил у Елизаветы, что разозлило его супругу: та приказала не пускать девушку в дом и запретила Варваре общаться с ней.

Василий был записан как незаконнорожденный сын вдовы. Его крестным отцом стал обедневший киевский помещик Андрей Жуковский, который был приживалом в доме Буниных. Впоследствии он усыновил ребенка, дав ему фамилию.

По преданию, Елизавета весной пришла к барыне и положила младенца у ее ног, что помогло восстановить мир в семье. Василия воспитывали наравне с детьми Бунина, но некоторые исследователи отмечают, что ребенок все же чувствовал себя чужим.

Обучение мальчика шло неравномерно:

  1. В 1785 его записали в Астраханский гусарский полк сержантом. В 6 лет он уже получил чин прапорщика, но был уволен по неясной причине.
  2. В 1789 для его обучения наняли учителя, но тот не справился, и мальчиком занимался приемный отец.
  3. В 1790 вся семья переехала в Тулу. Василий был отправлен в пансион Христофора Роде, также ему наняли домашнего учителя.

Бунин скончался в возрасте 75 лет в 1791 году. Его наследство было поделено между дочерями, но вдова по личной инициативе передала Елизавете Турчаниновой 10 тысяч рублей — большую сумму. Василия забрала его сестра Варвара, к тому времени вышедшая замуж за Юшкова.

Образование и первая работа

В 1795 году Юшковы начали процесс внесения имени Василия Жуковского в Дворянскую родословную книгу. Заявление было принято с нарушениями, через несколько месяцев обман открылся, но фамилию не вычеркнули.

В конце следующего года мальчика отвезли в Москву для поступления в Московский университетский пансион. Он хорошо выдержал экзамен и был принят в первый средний класс. В 1797 он приехал на каникулы в Мишенское, в котором жили мать и крестная. В это время Василий впервые пробует писать. Одно из его первых стихотворений написано под впечатлением от смерти 29-летней Варвары в мае этого же года — «Мысль при гробнице».

Жуковский закончил учебу в июне 1800 году. Уже с февраля он числился в бухгалтерии Главной соляной конторы в Москве. Он продолжал жить у Юшковых и начал активнее писать:

  1. К концу года он перевел комедию Коцебу «Ложный стыд», которую ставили несколько раз.
  2. Издатель Зеленников заказывал переводы модных романов. Вместо платы поэт мог брать книги, пополняя собственную библиотеку.

Служба тяготила Жуковского: отношение с сослуживцами и начальством не сложились, работа не нравилась. И все же карьера складывалась неплохо: в октябре 1800 юноша получил чин губернского секретаря, а через год — титулярного советника (он «перепрыгнул» с 12 класса сразу до 9).

В ноябре 1801 года близкий друг еще с пансиона Андрей Тургенев уехал в Петербург, и Василий Андреевич остался в одиночестве. В это же время он переживает личную трагедию: он был влюблен в свою племянницу Марию Вельяминову, находящуюся на сомнительном положении в семье. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, и девушка уехала в Петербург.

Жуковский был раздавлен, а проблемы только нарастали. Конфликт на работе принял открытую форму, и юноша перестал приходить на службу. Он был отстранен и помещен под домашний арест, находился под угрозой суда. За него хлопотали отец Тургенева по просьбе сына и директор пансиона.

В конце мая 1802 юноша переехал из Москвы в Мишенское. В это время там жили почти все члены семей Юшковых и Вельяминовых. Была тут и сестра будущего писателя — вдова Екатерина Протасова с 11-летней дочерью Марией. Последняя сильно привязалась к Жуковскому, который учил ее.

В это же время к юноше обратился издатель Бекетов, который решил выпустить переводы лучших произведений европейской литературы. Жуковский выбрал «Дон Кихота» Сервантеса, но работа затянулась: первый том вышел в 1804, второй — в 1806.

Читайте также:  Жизнь и творчество Шарля Перро

Возвращение в город

Осенью 1802 года Жуковский вернулся в Москву для переговоров об издании перевода. Проблемы не отпускали его: кружок единомышленников перестал существовать, его друзья разъехались, а летом 1803 скончался Тургенев. В 1805 Василий Андреевич вновь приехал в Москву, затем в Петербург, после вернулся в Мишенское.

В конце лета 1806 началась война в которой участвовали Российская империя и Франция. Поэт Дмитриев пригласил Жуковского в Москву и предложил написать что-то воодушевляющее и патриотичное. Результатом стало стихотворение «Песнь барда над гробом славян-победителей». Она вышла в «Вестнике Европы» в конце 1806 и неожиданно стала крайне популярной — автора узнавали на улицах и снимали шляпы. Через некоторое время текст переложили на музыку.

В 1807 Жуковский получил место редактора «Вестника Европы» и перебрался в Москву. Также он объяснился с Екатериной Протасовой, объявил о своих чувствах к Марии и был осужден. Отношения были разорваны.

Работа в журнале налаживались: там печатались Вяземский, Батюшков, Василий Пушкин и другие, произведения самого Жуковского. Летом 1810 года он посетил Протасовых в их имении Холх, но объясниться с Марией не смог — мешала ее новая горничная. Одновременно на писателя давили Карамзин и его окружение: все ожидали, что он напишет эпическую поэму о русской истории. И хотя сам Жуковский постоянно читал источники и даже завел тетрадь для записей, дело не двигалось. Впрочем, многие исследователи, разбирая, на какой период приходится расцвет творчества поэта, называют именно 1810−1820 годы.

В 1811 Василий Андреевич отказался от места редактора, а его отношения с соиздателем журнала Каченовским ухудшились. Причина крылась в огромном объеме переводов писателя, от которого ждали оригинальных произведений. Но после этого любое собственное сочинение Жуковского всегда печаталось.

Весной 1811 умерли его родная и крестная матери. Юноша переехал в имение Протасовых, где мог видеться с Марией. Там же он провел почти весь 1812 год, написал «Светлану», а в августе отправился в ополчение.

На войне и после нее

Почти все время писатель провел в штабе, оформляя бумаги по поручению Скобелева. В это время он написал «Певец в стане русских войн», которая быстро разошлась в рукописных копиях, а также «К старцу Кутузову» (позднее «Вождю победителей») и другие произведения.

Зимой 1812 Жуковский сильно заболел и едва не умер. После войны он вновь отправился к Екатерине Протасовой, игнорируя все предложения перебраться в Петербург. Последовавший отказ отразился на здоровье Марии. Василий Андреевич смог добиться только разрешения поехать со всей семьей в Дерп, куда пригласили на службу мужа младшей дочери Екатерины. В это же время Тургенев прочитал императрице Марии Федоровне послание Жуковского к императору Александру, и та потребовала принять в судьбе поэта посильное участие.

4 мая Жуковский прибыл в Петербург и был принят императрицей, имел большой успех при дворе, получил возможность издаваться. Но писателя мучила депрессия, которая усилилась после письма Марии — она собиралась замуж за любимого человека. Свадьба состоялась в январе 1817.

Служба при императоре

В 1816 Тургенев представил императору собрание сочинений Жуковского, и последнему была назначена прижизненная пенсия. В апреле 1817 воспитатель великих князей Николая (будущего императора) и Михаила Глинка, на тот момент тяжелобольной) предложил свое место Василию Андреевичу, который не стал отказываться. Поэт продолжал переводить и начал писать легкие салонные стихи для альбомов. В 1820 он активно вступился за Пушкина и его оду «Вольность», добившись южной ссылки вместо сибирской или заточения.

Дальнейшая жизнь Жуковского протекала гладко. Основные этапы летописи составили:

  1. 1820−1822 — путешествие по Германии и Швейцарии вместе со своей ученицей — будущей супругой Николая I.
  2. 1823−1825 — обучение будущей супруги князя Михаила Павловича.
  3. 1825 — назначен наставником будущего императора Александра II. Жуковский придумал план воспитания на несколько лет, до 20-летия наследника.
  4. 1826−1827 и 1832−1833 — путешествия по Европе.
  5. Май — декабрь 1837 — путешествие по России с цесаревичем Александром.
  6. Май 1838 — июнь 1839 — путешествие с наследником по Европе.

21 мая 1841 года 58-летний Жуковский и 20-летняя Елизавета Рейтерн, дочь придворного художника, обвенчались. Супруги поселились в окрестностях Дюссельдорфа. У них родились дочь и сын. Василий Андреевич много времени посвящал работе и переводам, хотя его здоровье сильно ухудшалось, особенно пострадало зрение. Напряженными стали и отношения с членами императорской семьи.

12 апреля 1852 года Жуковский умер. Супруга пережила его всего на 4 года.

Краткая биография

Василий Жуковский прожил 69 лет. Родившись от наложницы тверского помещика, вторую половину жизни он провел как учители нескольких членов императорской семьи.

Хронологическая таблица жизни Жуковского позволит кратко рассмотреть даты, которые считаются наиболее важными в его деятельности и хронологии.

ДатаСобытие
9 февраля 1783Родился
1797Первые напечатанные стихи
1787−1800Учеба в пансионе
1800−1802Работа в Главной соляной конторе
1807Переезд в Москву
1808−1810Редактор «Вестника Европы»
Август 1812Вступление в ополчение, написание патриотических стихов
1815Становится чтецом императрицы Марии Федоровны
1816Начало службы при дворе императора
1825Обучение наследника престола Александра II
1841Выход в отставку, свадьба
24 апреля 1852Смерть

Василий Андреевич Жуковский является одним из самых талантливых русских поэтов и общественных деятелей. Он прожил интересную и необычную жизнь, поднявшись от статуса незаконнорожденного сына до учителя будущего императора России.

Бунин Иван – доклад сообщение (3, 5, 11 класс)

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 г. в известной семье дворян. Жили скромно, не богато по меркам того времени. Все свое детство писатель провел в Орловской губернии, рядом с небольшим городком Елец. Красота природы тех мест глубоко отложились в сознании Бунина. Первое в своей жизни образование Иван Алексеевич получал в домашних условиях. А в 1881 г. тогда еще начинающий поэт поступает в гимназию в городе Елец. Но в 1886 г. не закончив гимназии, Бунин возвращается домой. Дальше Иван получает образование с помощью своего кузена Юлия, который уже успел окончить высшее учебное заведение. Благодаря своему брату Иван Алексеевич имея за плечами всего 4 класса образования, начинает продолжать обучение дома проходит весь курс гимназии, изучая языки и науки.

Свои первые произведения Иван начинает сочинять в 17 лет. В 1888 г. вышли в свет первые стихи Бунина, после их публикации автор переезжает в город Орел. Там он начинает свою деятельность в редакции городской прессы. Первая книга Бунина носила названия «Стихотворения» собравшая в себе первую написанную поэзию. После выхода этой книги к Бунину начинает приходить известность. В 1898 г. были опубликованы следующая книга автора «Под открытым небом», а в 1901 г. публикуется «Листопад».

Дальше в его жизни происходят такие яркие события как знакомства с Горьким, которое вдохновляет его на написания книги «Антоновские яблоки» и «Сосны». Но полное собрание его рассказов опубликовали только в 1915 г. Бунин один из первых, кто получил Нобелевскую премию в России среди писателей. Иван Алексеевич отрицательно относился к идеям революции и в 1909 г. навсегда покидает Россию.

Вся жизнь писателя состояла из сплошных переездов, он объездил пол – мира, но при этом не переставал писать. В загранице были написаны известные всем книги «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева». Кстати именно книга «Жизнь Арсеньева» дала возможность в 1933 г. стать лауреатом Нобелевской премии. Перед тем как умереть писатель очень много болел, но при этом не переставал писать. Последняя работа автора была над портретом Чехова, но ее он не успел закончить в связи своей скоропостижной кончиной. 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер. И после смерти похоронен во Франции в городе Париж.

Вариант 2

Бунин родился в городе Воронеж в 1870 году, он принадлежал к довольно знатному, но обедневшему роду и по этой причине не мог полностью обучаться в гимназии и университете. Тем не менее, частично он получил образование благодаря своему старшему брату Юлию, который обучал юного поэта на дому. Помимо этого с раннего возраста Бунин имел склонность ко всему артистическому, проявлял интерес к искусству.

Поэт создает первый сборник в 21 год, также занимается переводами и одним из наиболее известных является перевод Песни о Гайавате. В начале 20 века Бунин создает поэтические сборники и даже получает Пушкинскую премию, тем не менее, наиболее известен и признан он становится благодаря прозе, которую активно начинает создавать с 1910 года. Многие отмечают его повесть Деревня, далее следует Суходол и многое другое: Сны Чанга (1918) Господин из Сан-Франциско и Грамматика любви (1915).

Также в 1918 Бунин пишет Окаянные дни, которые сможет опубликовать только в 1925. В этом произведении он отражает свое крайнее неприятие революции и перемен в родной стране. В 1920 году Бунин уезжает из страны и с тех пор остается в иммиграции.

Существенное воздействие оказало на писателя данное событие, он неизменно тосковал по родине и более всего печалился касательно прежнего уклада и устоев, которые были сменены властью пролетариата и прочими пошлыми идеями, совершенно отвратительными для воспитанного патриархальным, аристократическим укладом Бунина. Тем не менее, Бунин продолжает творить и в другой стране, он пишет множество великолепной прозы, где довольно часто рассматривается тематика ностальгии и возврата к прежним идеалам. Примерами таких произведений являются Чистый понедельник, Антоновские яблоки и многие другие.

В 20-х годах Бунин продолжает писать прозу, а в 30-е годы начинает создавать довольно интересные короткие произведения, он сознательно сжимает наработанный материал до максимальных пределов. В 1933 году приходит признание таланта в форме Нобелевской премии, но премия, конечно, была знаковой не только для Бунина, но и для всего искусства того времени. Благодаря этой премии мировое сообщество как бы признавало литературу эмиграции.

В период Второй мировой он создает сборник Темные аллеи, который сам считает одним из лучших. Бунин искренне сочувствовал советской армии и также помогал евреям, которых прятал от гестапо в собственном доме. После войны он прожил до 1953 года в довольно бедственном положении и проводят свои дни за работой над книгой про своего литературного наставника Антона Чехова.

Бунин Иван

Интересные ответы

Хоботные – отряд млекопитающих животных, к которому относятся семейство слоновых и их вымершие видовые родственники (мастодонты, мамонты, динотерии). Отличительной чертой отряда служит наличие хобота

Ледники – это скопление льда, который очень медленно движется по поверхности Земли. Получается он за счет того, что выпадает много атмосферных осадков (снега)

На планете существует много разновидностей птиц, которые в чем-то схожи между собой, в чем-то разные. Некоторые птицы привыкли к теплым температурам, некоторые могут перезимовать на месте, если позволяет температура.

Говоря о творчестве Николая Васильевича Гоголя, нужно в первую очередь обратиться к временам школы писателя. Его писательские данные, были получены врожденно от родителей, и были закреплены в Нежинском лицее

Юрий Коваль – популярный советский прозаик, детский писатель и литературный деятель, произведения которого знамениты своим глубоким смыслом и вечным поиском настоящей истины.

Биография Бунина

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).

Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

Жизнь в эмиграции и смерть

В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной

Читайте также:  Афанасий Никитин - сообщение доклад (5 класс География)

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина (1903 г., 1909 г.). Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. На вручении Бунин отметил: “Нобелевская премия впервые присуждена литератору-изгнаннику”.
  • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Бунина

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Алексеевича – пройти.

Тест по биографии

Проверьте своё знание краткой биографии Бунина прямо сейчас:

Доклад про Ивана Александровича Бунина

u0412 1881 u0433u043eu0434u0443 u0418u0432u0430u043d u0411u0443u043du0438u043d u043fu043eu0441u0442u0443u043fu0438u043b u0432 u0415u043bu0435u0446u043au0443u044e u0433u0438u043cu043du0430u0437u0438u044e, u043du043e u043fu0440u043eu0443u0447u0438u043bu0441u044f u043bu0438u0448u044c u043fu044fu0442u044c u043bu0435u0442, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0441u0435u043cu044cu044f u043du0435 u0438u043cu0435u043bu0430 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432. u041eu0441u0432u0430u0438u0432u0430u0442u044c u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043cu0443 u0433u0438u043cu043du0430u0437u0438u0438 u0435u043cu0443 u043fu043eu043cu043eu0433u0430u043b u0441u0442u0430u0440u0448u0438u0439 u0431u0440u0430u0442 u042eu043bu0438u0439 (1857-1921).

u0421u0432u043eu0435 u043fu0435u0440u0432u043eu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u0411u0443u043du0438u043d u043du0430u043fu0438u0441u0430u043b u0432 u0432u043eu0441u0435u043cu044c u043bu0435u0442.
u0415u0433u043e u043fu0435u0440u0432u043eu0439 u043fu0443u0431u043bu0438u043au0430u0446u0438u0435u0439 u0441u0442u0430u043bu043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 “u041du0430u0434 u043cu043eu0433u0438u043bu043eu0439 u041du0430u0434u0441u043eu043du0430”, u043du0430u043fu0435u0447u0430u0442u0430u043du043du043eu0435 u0432 u0433u0430u0437u0435u0442u0435 “u0420u043eu0434u0438u043du0430” u0432 u0444u0435u0432u0440u0430u043bu0435 1887 u0433u043eu0434u0430. u0412 u0442u0435u0447u0435u043du0438u0435 u0433u043eu0434u0430 u0432 u0442u043eu043c u0436u0435 u0438u0437u0434u0430u043du0438u0438 u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0438u0441u044c u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0411u0443u043du0438u043du0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044b “u0414u0432u0430 u0441u0442u0440u0430u043du043du0438u043au0430” u0438 “u041du0435u0444u0435u0434u043au0430”.
u0412 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u0435 1888 u0433u043eu0434u0430 u0441u0442u0438u0445u0438 u0411u0443u043du0438u043du0430 u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0438u0441u044c u0432 “u041au043du0438u0436u043au0430u0445 u043du0435u0434u0435u043bu0438”, u0433u0434u0435 u043fu0435u0447u0430u0442u0430u043bu0438u0441u044c u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu0435u0439 u041bu044cu0432u0430 u0422u043eu043bu0441u0442u043eu0433u043e, u042fu043au043eu0432u0430 u041fu043eu043bu043eu043du0441u043au043eu0433u043e.

u0421 u0432u0435u0441u043du044b 1889 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0447u0430u043bu0430u0441u044c u0441u0430u043cu043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f u2014 u0411u0443u043du0438u043d u0432u0441u043bu0435u0434 u0437u0430 u0431u0440u0430u0442u043eu043c u042eu043bu0438u0435u043c u043fu0435u0440u0435u0441u0435u043bu0438u043bu0441u044f u0432 u0425u0430u0440u044cu043au043eu0432. u0421 u043eu0441u0435u043du0438 u0441u0442u0430u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u0433u0430u0437u0435u0442u0435 “u041eu0440u043bu043eu0432u0441u043au0438u0439 u0432u0435u0441u0442u043du0438u043a”.”>]” data-test=”answer-box-list”>

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но проучился лишь пять лет, так как семья не имела средств. Осваивать программу гимназии ему помогал старший брат Юлий (1857-1921).

Свое первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.
Его первой публикацией стало стихотворение “Над могилой Надсона”, напечатанное в газете “Родина” в феврале 1887 года. В течение года в том же издании появились несколько стихотворений Бунина, а также рассказы “Два странника” и “Нефедка”.
В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в “Книжках недели”, где печатались произведения писателей Льва Толстого, Якова Полонского.

С весны 1889 года началась самостоятельная жизнь писателя — Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. С осени стал работать в газете “Орловский вестник”.

Доклад: Бунин Иван Алексеевич

ученица 9»Б» класса МОУ лицей №21

Иван Алексеевич Бунин водился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины, принадлежали знатному роду, среди их предков – Василий Андреевич Жуковский и поэтесса Анна Бунина.

В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи, и на одиннадцатом году Ваня поступил в Елецкую гимназию. Учился сначала хорошо, все давалось легко; мог с одного прочтения запомнить стихотворение в целую страницу, если оно его интересовало. Но год от года ученье шло хуже, в третьем классе оставался на второй год. В гимназии он писал стихи, подражая Лермонтову и Пушкину.

Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под руководством старшего брата Юлия Алексеевича, кандидата университета.

С осени 1889 года началась работа Бунина в редакции газеты “Орловский вестник”, нередко он был фактическим редактором; печатал в ней свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи и заметки в постоянном разделе “Литература и печать”.

В редакции Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, дочерью елецкого врача. Его страстная любовь к ней временами омрачалась ссорами. В 1891 году она вышла замуж, но брак их не был узаконен, жили они не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский роман Бунина составил сюжетную основу пятой книги автобиографического романа “Жизнь Арсеньева”.

В конце августа 1892 года Бунин и Пащенко переехали в Полтаву, где Юлий Алексеевич работал в губернской земской управе статистиком. Он взял к себе в управу и Пащенко, и младшего брата. Теперь стихи и проза Бунина стали чаще появляться в журналах “Вестник Европы” и “Мир Божий.

Весной и летом 1894 Бунин путешествовал по Украине. “Я в те годы, – вспоминал он, – был влюблен в Малороссию, в ее села и степи, жадно искал сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его “.

1895 год – переломный в жизни Бунина: после “бегства” Пащенко, оставившей Бунина и вышедшей за его друга Арсения Бибикова, в январе он оставил службу в Полтаве и уехал в Петербург, а затем в Москву. Теперь он входил в литературную среду. Большой успех на литературном вечере, состоявшемся 21 ноября в зале Кредитного общества в Петербурге, ободрил его. Там он выступил с чтением рассказа “На край света”.

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу. Здесь он сблизился с членами “Товарищества южно-русских художников”, собиравшихся на “Четверги”, подружился с художниками Е.И. Буковецким, В.П. Куровским и П.А. Нилусом.

В Одессе Бунин женился на Анне Николаевне Цакни 23сентябpя 1898 года. Семейная жизнь не ладилась, Бунин и Анна Николаевна в начале марта 1900 года разошлись. Их сын Коля умер 16 января 1905 года.

В начале апреля 1899 года Бунин побывал в Ялте, встретился с Антоном Павловичем Чеховым и познакомился с Максимом Горьким. В свои приезды в Москву Бунин бывал на “Средах” Н.Д. Телешова, объединявших видных писателей- реалистов, охотно читал свои еще не опубликованные произведения; атмосфера в этом кружке царила дружественная, на откровенную, порой уничтожающую критику никто не обижался .

12 апреля 1900 года Бунин приехал в Ялту, где Художественный театр ставил для Чехова его “Чайку”, “Дядю Ваню” и другие спектакли. Бунин познакомился с режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским, композиторами Львом Константиновичем Книппером и Сергеем Васильевичем Рахманиновым, с которым у него навсегда установилась дружба.

1900-е годы были новым рубежом в жизни Бунина. Неоднократные путешествия по странам Европы и Востока широко раздвинули мир перед его взором, столь жадным до новых впечатлений. А в литературе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал признание как один из лучших писателей своего времени. Выступал он главным образом со стихами.

В начале 1901 года вышел сборник стихов “Листопад”, вызвавший многочисленные отзывы критики. Писатель Александр Иванович Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче настроения. Поэт Александр Александрович Блок за “Листопад” и другие стихи признавал за Буниным право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” американского поэта-романтика Генри Уодсуорта Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской Академии наук, присужденной Бунину 19 октября 1903 года. С 1902 года начало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького “Знание”. И опять путешествия: в Константинополь, во Францию, в Италию, по Кавказу, – и так всю жизнь его влекли различные города и страны.

4 ноября 1906 года Бунин познакомился в Москве, в доме писателя Бориса Константиновича Зайцева, с Верой Николаевной Муромцевой, дочерью члена Московской городской управы и племянницей председателя. Первой Государственной Думы публициста Сергея Андреевича Муромцева. 10 апреля 1907 года Бунин и Вера Николаевна отправились из Москвы в страны Востока: в Египет, Сирию, Палестину. 12 мая, совершив свое “первое дальнее странствие”, в Одессе они сошли на берег. С этого путешествия началась их совместная жизнь. Об этом странствии написан цикл рассказов “Тень птицы”.

Повесть “Деревня”, напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности Бунина. За “Деревней” последовали и другие повести и рассказы, как писал Бунин, “резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные часто трагические основы”. Повесть “Деревня”, которую Бунин называл так же романом, как и его творчество в целом, утверждала реалистические традиции русской классической литературы. В ней дух захватывает богатство наблюдений и красок, сила и красота языка, гармоничность рисунка, искренность тона и правдивость.

В середине декабря 1910 года Бунин и Вера Николаевна отправились в Египет и далее в тропики, на Цейлон, где пробыли полмесяца. По признанию Бунина, путешествия в его жизни играли “огромную роль”; относительно странствий у него даже сложилась, как он сказал, “некоторая философия”. Дневник 1911 года “Воды многие”, опубликованный почти без изменений в 1925-1926 годы, -высокий образец новой и для Бунина, и для русской литературы лирической прозы.

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, “не выкидывал никаких знамен” и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в мир поэзии” будничные явления жизни”. “Низких” тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Бунина увлекало его учение о ценности человеческой личности, и он видел в каждом из людей в некоторой мере “сосредоточенность . высоких сил”, к познанию которых, писал Бунин в рассказе “Возвращаясь в Рим”, призывал Сократ.

В мае 1917 года Бунин приехал в деревню Глотово, в именье Васильевское, Орловской губернии, жил здесь все лето и осень. 23 октября уехал с женой в Москву, 26 октября прибыл в Москву, жил на Поварской (ныне ул. Воровского) у родителей Веры Николаевны.

21 мая 1918 года Бунин и Вера Николаевна уехали из Москвы через Оршу и Минск в Киев, потом в Одессу. 1920 года отплыли на Константинополь, потом через Софию и Белград прибыли в Париж 28 марта 1920 года.

Бунин говорил Вере Николаевне, что “он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее”.

В 1927-1930 года Бунин написал краткие рассказы (“Слон”, “Небо над стеной” и многие другие) – в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк, они вошли в книгу “Божье дерево”.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за “Жизнь Арсеньева”. Когда Бунин приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотографии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витринах магазинов, на экране кинематографа.

В 1936 году Бунин отправился в путешествие в Германию и другие страны, а также для свидания с издателями и переводчиками. В германском городе Линдау впервые он столкнулся с фашистскими порядками; его арестовали, подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.

В октябре 1939 года Бунин поселился в Грассе на вилле “Жаннет”, прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу “Темные аллеи”. Эта книга, по словам Бунина, “говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, – думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни”.

При немцах Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, радовался победам советских и союзных войск. В 1945 году он навсегда распрощался с Грассом и первого мая возвратился в Париж. Последние годы он много болел. Все же написал книгу воспоминаний и работал над книгой “О Чехове”, которую он закончить не успел. Всего в эмиграции Бунин написал десять новых книг.

В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но в старости и в болезнях вешиться на такой шаг было не просто. Главное же – не было уверенности , сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание книг .

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. В своих воспоминаниях Бунин писал: ” Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить . 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина Гитлера. Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему”.

Похоронен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Но по сей день Бунина читают на всех европейских языках и на некоторых восточных, а в России он издается миллионными тиражами.

Ссылка на основную публикацию