Иван Федоров – первопечатник сообщение доклад

Доклад про Ивана Федорова

Иван Федоров — первопечатник России.

Биография Ивана Федорова с одной стороны известна, но с другой стороны, совершенно не изучена и полна противоречий.
Первым биографию Ивана Федорова описал в 1913 году русский археолог и филолог К. Ф.Калайдович. Но у него было очень мало материала на руках, даже дата смерти на тот момент не была известна.
В Советское время изысканиями по этой теме занимался историк Е. Л. Немировский. Изначально он пишет, что Иван Федоров родился в 1510, но затем находит документы об обучении такого человека с 1504 года в Краковском (Ягеллонском) университете. И так: Иван Федорович Москвитин, родился ориентировочно до 1510 года. Где и в какой семье — неизвестно. Исследователи по его подписи Москвитин предполагают, что местом его рождения была Москва. Но судя по записям в метриках Краковского университета, который (как предполагают) он окончил, как Иван сын Федоров Москвитин (по актовым книгам) местом рождения могут быть и Петковичи (Белоруссия), Пйоннтковицы (Южная Польша). Но точное место так и не понятно. И тоже точно не известно, он ли это. Увидев запись о наличие студента с таким именем и предположили, что это и есть Иван Федоров.
В 1504 году поступил в Краковский университет на факультет «свободных искусств», и закончил его в 1506 году со степенью магистра (тут тоже есть расхождения с дальнейшими исследователями биографии Ивана Федорова. Исследуя «промоционные книги» Краковского университета, книги, куда заносились имена студентов, получивших ученую степень, обнаружили запись о получении в 1532 году Иваном Федоровым Москвитиным степени бакалавра). Платил за обучение, платил за проживание в бурсе, явно не крестьянский сын. Потом путешествовал по Европе, а по возвращении в Москву был назначен дьяконом главной Никольской церкви Кремля каменной построенной вместо деревянной на месте бывшего Ордынского подворья, в честь чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной в народе Гостунской, по месту ее обретения. В этом храме хранились переписные книги, и сюда во служение брали образованных людей. Митрополит Макарий, покровительствовавший Федорову и назначил его это место для служения. Известно, что служа дьяконом Федоров так же еще преподавал грамоту.
В XV веке в Европе изобрели печатный станок, начали издаваться печатные книги, в XVI на Руси было издано несколько печатных книг, правда, неизвестно кем и когда, книги без пометки, кем печатаны, в 1563 году по указу царя Ивана IV (Грозного), как любителя всего нового, и с благословения митрополита Макария в Москве так же устраивается типография первая на Руси и управлять ею назначили Ивана Федорова (имевшего подходящее образование).
Судя по всему Иван Федоров был талантливым инженером, владел специальностями гравера и литейщика, изобретатель – изобрел многоствольную мортиру.
Первая типография в Москве поначалу печатала русские православные книги.
В 1564 году в этой типографии была издана первая официально документированная напечатная, а не переписная книга в России – «Апостол», имевшая 534 страницы по 25 строк с рисунками и орнаментом. Чтобы напечатать книгу, Иван Федоров пригласил в помощь Петра Мстиславца . Они сами изучали рукописные варианты книги, затем сами отливали шрифты и вырезали орнаменты на грушевых досках. Открывает книгу гравюра евангелиста Луки в триумфальной арке. Печать книги была осуществлена в 2-х цветах — красном и черном. Тираж, по оценке Немировского, составил 2 тысячи экземпляров. До наших дней дожили примерно 60 экземпляров. И известно, что из них 23 экземпляра находятся в Москве, 13 в Санкт-Петербурге, 3 в Киеве, остальные рассеяны по миру. Книга признана одним из шедевров книгопечатного искусства того времени.
Второй книгой, изданной в 1565 году типографии стал «Часовник». Это сборник молитв карманного формата. По нему читали молитвы и обучали грамоте детей, книга была очень популярна, до наших дней дошло только 6 экземпляров (по одному в Москве и Санкт-Петербурге), хоть книга и переиздавалась.
Но духовенство и чиновники взъелись на Ивана Федорова, предположительно, как считал он сам, что те ему попросту завидовали, есть и экономический вариант, мол переписные книги стоили очень дорого и монастыри на них хорошо зарабатывали, а Федоров с печатанием, подрывал их финансовое благополучие. Сам первопечатник писал в дальнейшем о людской зависти.
Но некоторые источники считают, что его выжили из Москвы невежественные опричники. Поэтому вместе с Петром Мстиславцем и малолетним сыном, супруга его к этому моменту скончалась, пришлось оставить типографию и уехать из Москвы. Мстиславец отбыл в Вильно, а Федоров переехал в город Забудув в Великое Княжество Литовское, под покровительство гетмана Хоткевича, который и помог организовать небольшую типографию на новом месте в своем имении, где и была напечатана еще одна книга «Псалтирь» в 1570 году.
Затем Федоров перебирается во Львов и работает в типографии при Онуфриевском монастыре и в 1574 году печатает »Азбуку», как считается — первый русский печатный учебник. Много книг еще успел напечатать Иван Федоров.
Умер во Львове в 1583 году (кажется единственная точно известная дата его жизни, да, и то уже не жизни), и был похоронен в том же Онуфриевском монастыре. Многие ученые интересовались местом захоронения Ивана Федорова. Зарисовка надгробной плиты, выполнена этнографом Кнеппеном и отослана им в письме Калайдовичу была напечатана в журнале «Вестник Европы». При перестройке монастыря в 1903 году могила первпечатника была уничтожена, плита с могилы замурована в полу нового храма, но сохранились обмеры надгробной плиты с выбитыми надписями, выполненные Императорской археологической экспедицией. Был сделан гипсовый слепок с плиты. Который передали на хранение в библиотеку Синодальной типографии в Москве, пропавший в дальнейшем в горниле революции.
На месте предполагаемого захоронения позднее был найден костяк старого человека, а рядом — молодого (сына). Кости оттуда хранились в фондах Музея искусства древней Украинской книги. И есть легенда, что в день перед кончиной первопечатника сотрудники музея слышали в фонде хранения вздохи, тяжелые шаги, и с полки всегда падал «Требник» книга об основных таинствах в христианстве, открываясь постоянно на разделе «Чин погребения», последовательности отпевания в христианской службе. И так продолжалось до 2014 года, когда в 440 юбилей Украинской книги останки первопечатника были захоронены в храме Успения Пресвятой Богородицы во Львове.
Примерно так можно описать биографию Ивана Федорова, но жизнь его еще ждет своих исследователей. Множество белых пятен не заполнено. И многие «факты» не подтверждены пока документально. Иван Федоров ждет своих биографов.

Доклад-сообщение Иван Федоров – первопечатник 3, 4, 6, 7 класс

В настоящее время для нас стало привычным покупать и читать периодику и художественную литературу. Но, порой не каждый бережно относится книгам в особенности. В давние времена богатую библиотеку имели только зажиточные господа. На издание одной книги тратилось много времени. Писать же тома считалось очень почетным занятием, и поэтому для этого выбирали проверенных людей.

Вслед за возникновением книгопечатания в европейских странах, на Руси в 15 веке по приказу царя также был создан печатный станок под руководством Ивана Федорова. Будущий первопечатник родился в Калужской области, затем обучался в университете в городе Краков. Когда юноша получил соответствующее образование, то пошел служить в храм Николы Гостунского. Скромного и высокообразованным молодым человеком заинтересовался Митрополит Макарий, который был вхож в палаты Иоанна Грозного. Именно он порекомендовал Ивана начать создавать станок для печатания книжных изданий. И вот в 1563 году к выполнению важного для Руси дела приступил Федоров со своими помощниками Петром Мстиславецем и Марушей Нерефьевым. Весной 1564 года была закончена одна из первых книг – «Апостол», которая стала своеобразным учебником для учеников, обучающихся в церковных школах.

Самым интересным было то, писалась она на старославянском языке, шрифт при печатании использовали красный и черный, где главы отмечались именно красным цветом. Буквы же рисовались от руки. Много времени ушло на создание рисунков различного размера, изображавших и шишки с кедра и всяческие заморские плоды. Через год вышел второй том – «Часовник». Высший свет был разгневан из-за того, что выпущенные книги могли читать простые люди, а значит образованным народом сложнее командовать. Поэтому вскоре типография была сожжена, и первопечатнику пришлось отбыть в Литву, где он создал новую типографию и издал «Евангелие учительное» и «Псалтырь с часословцем». Когда же гетман Ходкевич перестал оказывать спонсорскую помощь в его деятельности, Федоров с семьей отправляется во Львов, где вновь возвращается к любимому делу и издает «Апостол» и «Букварь». Последние дни своей жизни первопечатник провел в Остроге на Волыне. Там он выпустил еще шесть книг.

Похоронили его в 1583 году в Свято – Онуфриевском монастыре. Имя Федорова до сих пор в памяти русского народа. Начиная с 1953 года, ежегодно проходят Федоровские чтения, где рассматриваются важные вопросы по книгоиздательству.

Иван Федоров – первопечатник доклад

Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время до этого рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было слишком тяжелым процессом. Много времени уходило, чтобы все составить и написать как надо. Людям нужны были учебники и книги. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно, сохранилось мало записей, а может, их и вовсе не было. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и особо не отличалась от большинства семей того времени.

Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который поспособствовал, чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой помощник Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами.

Читайте также:  Писатель Лев Кассиль. Жизнь и творчество

Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим помощником Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.

Иван Федоров – первопечатник

Популярные темы сообщений

Наверно среди нас нет такого человека, который бы ни разу в жизни не слышал о вулканах. Кто-то даже видел их и бывал там с экскурсиями, но мало кто задумывался, что собой представляет вулкан. Проще говоря, это дыра, образовавшаяся в земной коре.

Ленинградская область находится на севере нашей страны, тут много лесов, рек и озер. Так что животные тут в основном обитают лесные. Всего в области их насчитывается 68 разновидностей млекопитающих. Рассмотрим их поподробнее.

Морской транспорт это отдельное направление во всем мировом транспорте. Морским транспортом перевозят, как и грузы так и людей. К морскому транспорту относят любое средство передвижение, которого может держаться на воде.

Первопечатник Иван Федоров: краткая биография для детей и взрослых

В начале XVI века люди только мечтали о том, чтобы книги были доступны всем и каждому. Процесс создания древней книги – это целое искусств. Нельзя найти двух одинаковых книг, так как каждая писалась и декорировалась вручную. Сегодня же книги стали общедоступными. Они печатаются и перепечатываются сотни раз. Любой желающий может приобрести или напечатать собственную книгу. За это мы благодарны человеку, который внедрил и развил книгопечатанье в Российском государстве. Очень важна для детей краткая биография первопечатника Ивана Федорова. Ведь именно он создал первый печатный станок и издал первую книгу на Руси.

Краткая биография первопечатника Ивана Федорова для детей

Точной информации о рождении и детстве Ивана Федорова нет. Сведения о биографии первопечатника Ивана Федорова базируются на основании архивных документов, историки сделали предположение, что первопечатник родился в 1510 году в Великом княжестве Московском. Он был человеком ученым. В 1529-1532 годах Федоров жил в Кракове (столица современной Польши) и обучался в Ягеллонском университете. Известно, что Иван имел диплом бакалавра.

Он служил в церкви Николы Гостунского в должности дьякона. Будучи священником, первопечатник Иван Федоров для детей преподавал грамоту.

Первая типография

Краткая биография Первопечатника Ивана Федорова для детей гласит, что во время церковной службы он познакомился с митрополитом Макарием, который был приближен к царю Ивану Грозному. Федоров был грамотным священником и служил государству верой и правдой. Поэтому Макарий именно его рекомендовал царю, когда тот принял решение о создании первой типографии на Руси.

В 1552 году Иван Грозный подписал указ о начале книгопечатанья на Руси. Для этого он вызвал мастера из Дании, завез станки из Польши и в 1563 году открыл Московский печатный двор. Тогда царь приказал Ивану Федорову приступить к выпуску первой в Москве печатной книги на церковнославянском языке.

Первая печатная книга “Апостол”

В 1564 году на Московском печатном дворе была выпущена первая печатная книга “Апостол”. Федоров со своими помощниками Петром Мстиславцем и Марушей Нерефьевым готовились к этому событию больше года. Появление первой печатной книги на славянском языке стало знаковым событием в истории русского народа и огромным шагом в деле просвещения и развития русского общества. Случилось это благодаря кропотливой работе и пылкому уму первопечатника Ивана Федорова. Фото страниц древней книги представлено в статье.

К счастью, эта книга сохранилась до наших дней и является величайшим достоянием русского народа.

Выход “Апостола” подарил тысячелетнюю славу первопечатнику Ивану Федорову. Биография для детей зачастую на этом и оканчивается. Но стоит отметить, что вслед за “Апостолом” Федоровым был издан “Часослов” уже в двух экземплярах. Качество книг с каждым разом увеличивалось. А их общественное значение невозможно переоценить.

Гонения и скитания первопечатника Ивана Федорова

Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.

В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.

По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.

После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.

Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.

Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: “Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных”.

В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.

Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.

На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.

Реферат: Первопечатник Иван Федоров

Появление типографского станка – важная веха в истории культуры. До изобретения книгопечатания, по словам академика В.И.Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранять, хотя бы несколько, свою мысль от исчезновения, распространить ее широко, переждать неблагоприятное время и сохранить ее до лучших времен. Вечно и постоянно все создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени».

С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях, тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний. Книга стала дешевле, легче в изготовлении, и, следовательно, доступнее. Она начинает играть значительную роль в истории человечества, превращается в мощное политическое и идеологическое оружие. Ее воздействие отныне можно проследить в самых различных сферах общественной жизни.

«Мы сможем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», – утверждал В.И.Вернадский.

Изобретению книгопечатания посвящены тысячи трудов. Появление способа многократного воспроизведения изображения и текста предопределило начало книгопечатания в современном значении этого слова. Воспроизведение текста с наборной формы революционизировало технику изготовления книги, открыло эру книгопечатания в современном понятии этого явления.

Принцип набора был известен человечеству с глубокой древности. На диске из Феста, относящемся ко II тысячелетию до нашей эры, найденном на острове Крит, отдельными штампиками оттиснуты знаки лишь недавно расшифрованной системы письма.

Примеры наборного принципа встречаются у Цицерона. Можно говорить о начале книгопечатания лишь тогда, когда текстовая печатная форма становится наборной.

Начало наборного печатания в Европе относят к 40-м годам XV столетия и связывают с именем брюгера из прирейнского города Майнца Иоганна Генсфлейша, чаще называемого Иоганном Гуттенбергом (между 1394 и 1399-1468 гг.).

Руководства по типографскому делу в ту пору не существовало. Опыт передавался от учителя к ученику. У каждого мастера были свои секреты, свои излюбленные приемы. Приходилось овладевать самостоятельно тонкостями ремесла, особенно при осваивании новых систем шрифта или алфавита.

Тот же путь прошел Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра.

Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Исследования последних десятилетий открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. В прошлом столетии его считали не более чем ремесленником; теперь мы видим в нем просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля.

Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».

Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.

В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет, но ее роль в истории славянского книгопечатания исключительно велика. В те далекие времена она являла собой пример дружественных связей братских народов, связей, ставших столь плодотворными в наши дни.

Когда Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец переступили границу Великого княжества Литовского, оно переживало трудную пору своей истории. В 1559 году литовцы вступили в затяжной спор с Россией, Швецией и Данией о судьбе ливонского наследства.

Основные тяготы войны ложились на плечи литовского мелкопоместного дворянства, которое в ту пору вело борьбу с крупнейшими феодалами за экономические права и за участие в политической жизни Великого княжества.

Узнав о прибытии в Великое княжество Литовское московских типографов, Г.А.Ходкевич пригласил их в Заблудов.

Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий, как известно, печатники привезли из Москвы. Не было, по-видимому, типографского стана – по указаниям Ивана Федорова его изготовили плотники. Встал вопрос о том, на каком языке печатать книги – на старославянском, применявшемся в церковном богослужении, или же на народном, белорусском. Г.А.Ходкевич хотел издать книги на белорусском языке, но принять окончательное решение самостоятельно не хотел. На совет были призваны «люди мудрые в том письме, ученые». Внимая совету, Г.А.Ходкевич решил отпечатать «Учительное Евангелие» по старым рукописям, «яко з давна писаную».

В процессе подготовки оригиналов к печати Иван Федоров пользовался богатым по тем временам собранием книг Супрасльского монастыря, находившегося неподалеку от Заблудова.

Над первенцем заблудовской типографии, «Учительным Евангелием», Иван Федоров начал работать 8 июля 1568 года и закончил 17 марта 1569 года. Летом 1569 года друг и соратник первопечатника Петр Тимофеев Мстиславец перебрался в Вильну и здесь на средства богатых купцов Мамоничей основал новую типографию. Второе заблудовское издание, «Псалтырь» с «Часословцем», Иван Федоров печатал с 26 сентября 1569 года по 23 Марта 1570 года.

В предисловии к «Псалтыри» с «Часословцем» 1570 года гетман Г.А.Ходкевич обещал финансировать славянское книгоиздательство, но «Псалтырь» оказалась последней книгой заблудовской типографии, которая вскоре после выхода издания в свет 23 марта 1570 года прекратила свою деятельность.

По словам Ивана Федорова, основной причиной закрытия типографии была старость Г.А.Ходкевича. Ивану Федорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича-землевладельца, но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые пожитки и направил стопы свои во Львов, где в скором времени основал типографию, первую на украинской земле.

Путь Ивана Федорова во Львов не был легким. Путешествие осложнила эпидемия моровой язвы. Эпидемия свирепствовала в 1572 году, достигнув наибольшей интенсивности к осени, а затем пошла на убыль.

Иван Федоров приехал в «преименитый град» Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Иван Федоров прежде всего обратился за помощью к зажиточным горожанам, но мольбы успеха не имели. Тогда Иван Федоров попросил священника объявить в церкви о приезде в город типографа и о его нуждах. На первых порах и это не возымело успеха. Львовская православная иерархия в ту пору жила конфликтом между Гедеоном Балабаном и Иваном Лопаткой-Осталовским, претендовавшими на епископское достоинство. Богатые горожане были заняты восстановлением своих домов после пожара 1571 года. Момент для создания типографии был выбран неудачный.

И все же нашлись люди, поддержавшие Ивана Федорова. «Неславные в мире» – это ремесленники-украинцы, не столь богатые, но все же достаточно зажиточные, чтобы ссудить Ивану Федорову необходимую сумму. Одно из имен может быть названо точно – Семен Каленикович, чаще называемый в документах Семеном Седляром. В 1573 году он дал в долг типографу 700 злотых. По тем временам это была большая сумма. Семен Каленикович, один из образованнейших людей своего времени, сыграл положительную роль в основании первой украинской типографии.

Во Львове Иван Федоров столкнулся с цеховой организацией ремесла. Типографов здесь не было. Не было, естественно, и такого цеха. Никто не мог запретить пришельцу заняться печатным ремеслом. Но, чтобы начать работу, нужно было изготовить типографский стан, наборные кассы, ящики для хранения шрифта. Для этого Ивану Федорову потребовался столяр. Вот тут-то и столкнулся с суровыми цеховыми законами печатник. Цех столяров строго-настрого запретил пришельцу держать у себя на службе столяра. Иван Федоров обратился в Городской совет. Жалоба рассматривалась 26 января 1573 года. Совет поддержал цеховых старшин. Типографу было запрещено постоянно держать столяра. Но он мог обратиться в цех и нанять там ремесленника, который бы, с дозволения своего мастера, сделал для Ивана Федорова необходимые работы. Однако никто из мастеров столярного цеха не захотел помочь Ивану Федорову. Тогда совет обратился за консультацией к Краковским типографам Матвею Зибенайхеру и Миколе Пренжине.

Ответ на запрос пришел 31 января 1573 года Зибенайхер и Пренжина сообщали, что «в городе Кракове книгопечатники не держат в своих домах подмастерий столярного мастерства». Если же кому из них понадобится столяр, они обращаются к цехмейстеру и за плату получают работника. Ответ удовлетворил Ивана Федорова, но цех по-прежнему отказался дать столяра.

Так или иначе, но 25 февраля 1573 года Иван Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу – «Апостол», и почти год спустя закончил – 15 февраля 1574 года. В книге есть послесловие «Повесть … откуда начася и како свершися друкарня сія»,- это первый образец украинской мемуарной литературы.Одновременно, а может быть и раньше, в Львовской типографии печаталась «Азбука», первый известный нам печатный учебник кирилловского шрифта. Издание этого учебника демонстрирует Ивана Федорова как просветителя украинского народа.

В течение 1574 года Иван Федоров заботится о распространении тиража «Апостола». Часть книг типограф отдал в долг, возможно на комиссионных началах. Некоторые из должников впоследствии отказались платить, и с ними пришлось судиться.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.

Иван Федоров покидает Львов, став «типографом и служебником его милости Константина князя Острожского». Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполные четыре года – с 1578 по 1581 года – она выпустила пять изданий и среди них прославленную Острожскую Библию.

Дорога была недолгой. Типограф и его спутники переехали реку Збитенку, миновали село Межирич с древней Троицкой церковью и вскоре на высоком левом берегу реки Вилии, заросшей камышом, увидели над Замковой горой купола церкви Богоявления и высокий шпиль башни с часами, поднимавшейся над замком.

Город был окружен крепостной стеной. Попасть в него можно было через строго охраняемые ворота.

Типография Ивана Федорова находилась неподалеку от замка. Двор, на котором находились типография и школа, назывался «Булсардиновым» – он стоял на Замковой улице у подножия Замковой горы, неподалеку от костела Вознесения, построенного в XV веке, Успенского собора и Николаевской церкви.

Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.

Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова – в городе Буске.

Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей. Первопечатник был человеком дела.

Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев, белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Федоров – фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом.

Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии, посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».

1. Ісаєвич Я.Д. Першодрукар Іван Федоров і виникнення друкарства на Україні. Львів, 1983.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. К.: МАУП, 2001.

3. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М., «Книга», 1974.

4. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., «Наука», 1985.

Доклад Иван Федоров – первопечатник сообщение 3, 4, 6 класс

Современных людей сложно удивить печатным словом, что подтверждает, например, огромный ассортимент книжных магазинов. Конечно, сейчас все большую популярность приобретают цифровые носители, но и печатная книга до сих пор не исчезла из жизни.

Несколько столетий назад все было иначе. Книги, переписываемые вручную, имели очень мало копий и считались настоящей роскошью. Поэтому чтение оказывалось доступно лишь достаточно богатым людям.

Ситуация начала меняться только в 16 веке. Озабоченный повышением грамотности, царь Иван Грозный издал указ, повелевающий организовать в стране производство печатных книг. Именно тогда на Руси был создан печатный станок, а у его истоков оказался Иван Федоров, на то время бывший дьяконом. Его настоящая фамилия – Московитин. По некоторым данным, Иван Федоров был хорошо образован, учился в Краковском университете и уже был знаком с печатным делом, которое изучал у датского мастера. Он оказался не только хорошим учеником, но и овладел многими ремеслами.

Под бдительным руководством Ивана Федорова только образованный в Москве Печатный двор выпустил в 1564 году Апостол. Это самая первая нерукописная книга, созданная русскими печатниками. Шрифт Апостола очень похоже повторял рукописные буквы. Был полностью сохранен и стиль, в котором создавались рукописные книги. Например, заглавная буква в начале каждой главы обязательно печаталась красными чернилами.

Работа Апостолом была долгой и кропотливой. От начала работ до успешного выхода книги прошел почти целый год.

Через некоторое время печатный двор под присмотром Федорова выпустил следующую книгу. Это оказался Часовник – богослужебная книга, которая впоследствии стала настоящим учебником. Часовник был отпечатан за пару месяцев и полностью был раскуплен. По этой книге учились читать и дети, и взрослые. Поэтому выпустив первое издание, Иван Федоров тут же принялся за второе.

Конечно, не всех радовал прогресс книгопечатания, нашлись и недовольные. Начались гонения на Ивана Федорова и его типографский двор. Опасность исходила в первую очередь от церкви, ведь именно монахи-переписчики занимались копированием книг, тратя на это практически всю свою жизнь. Появление книгопечатания обесценили их труд. Чтобы избежать гонений, Ивану Федорову пришлось бежать из страны. Он переехал в Литву, но не отказался от печатного промысла.

За время работы в различных типографиях Иван Федоров издал множество церковных, научных и образовательных книг. Некоторые дошли и до нашего времени.

Сообщение про Ивана Федорова

Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губернии. Впоследствии он стал дьяконом в церкви Николы Гостунского. Там он обучал грамоте, как и большинство священников в то время. К 1532 году он успел закончить Краковскую академию. Про данное событие говорит диплом бакалавра.

Служба в церкви

В ходе своей работы Иван ближе узнал Митрополита Макария. Скорее всего, как раз таки это события и дало повод первому русскому царю напечатать книгу, под названием “Апостол”. Как гласит летопись, митрополит был ближним человеком Ивана Грозного, а поэтому мог сообщить об юноше самому царю. Как распорядился Иван Грозный, во второй половине шестнадцатого столетия стала проводиться деятельность по созданию первой типографии. Уже начинали тестировать шрифт и другое необходимое снаряжения для печати. Сначала заведения печати были никому не известны, но позднее стали быстро распространяться по Москве и Руси.

Создание книги “Апостол”

Книга “Апостол” была разработана в 1564 году, написанная славянским языком, на котором тогда и разговаривали на Руси. В её разработке участвовали сам Иван Фёдоров, а также его ближайшие соратники, Маруша Нерефьев и Петр Мстиславец. Примерно 12 месяцев готовились к этому происшествию. Данная книга заслужила благословение Макария, однако сам митрополит скончался до создания книги. Но весь процесс не зацикливался только на этой знаменитой книге. К 1565 году, по указу царя, необходимо было напечатать ещё одну книгу, известную как “Часослов”. На этот раз работали только Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. По историческим данным известно, что изготовили пару экземпляров этой книги. Каждый день обряд в церкви проводился по этой книге. А также, по ней стали учить людей грамоте.

Преследования на книгопечатников

Однако вскоре случилось следующее событие. Большинству людей стало невыгодно то, чем занимались первопечатники. Для начала, переписчики стали постепенно терять свою главную работу, а как следствие и деньги. К тому же, сделался недовольным богатый слой населения. Они стали опасаться, как бы народ не выучился грамоте и не утратили бы они своих занимаемых должностей.

В народе вполне могла вспыхнуть волна бунта против чиновников, духовенства и другим высшим сословиям. Было такое отношение к печатникам, что они занимались нечистыми делами, потому как отличались от рукописных работников, которые вкладывали души в свои книги. Высшей точкой негатива стал пожарище, возникший в самой типографии в 1566 году. Плюс ко всему, печать на станке принимали как ересь. Из-за данного происшествия решили, что все печатники уезжают в Литву.

Конец жизни

Иван Федоров вернулся в свой родимый город Львов к отцу с матерью в 1582 году. Он собирается и дальше вести свою деятельность. Однако он умирает в 1583 году. Его похороны произошли в монастыре, известном как Свято-Онуфриевский.

Память о великом русском книгопечатнике сохраняется и по сегодняшний день.

Картинка к сообщению Иван Федоров – первопечатник

Популярные сегодня темы

В современном мире Олимпийские игры проводятся каждые 4 года, где каждые 2 года чередуются зимние и летние игры. Наше общество, как и Древняя Греция, может похвастаться олимпийскими чемпионам

На всём белом свете нет такого уголка, где не находились бы животные. Их невероятно много, поэтому они за численностью видов занимают первое место.

Все животные на планете разделяются на два вида: домашние и дикие. Каждый вид достаточно изучен, но не только домашние животные вызывает добрые и теплые чувства, но и местами недоступный мир

Человек обладает пятью чувствами, которые считаются основными и рядом дополнительных чувств. Если смотреть развитие психологии как отдельной области знаний, то развивается эта сфера относител

Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Иван-чай – растение из семейства многолетних. Его используют для приготовления лекарственных чайных напитков, обладающих мощными оздоровительными и целебными свойствами. Растение на хорошем с

Первопечатник. История Ивана Федорова

11 марта 1564 года, 455 лет назад, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол».

Она стала результатом трудов Ивана Федорова – одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация). Фамилии в их нынешнем виде на Руси еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год). Интересно и то, что кроме книг, первопечатник был еще и мастером по отливу пушек, и многоствольных орудий. Память об Иване Федорове сохранилась до наших дней. Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова. А в 1909 году рядом со зданием Печатного двора в Москве поставили памятник Федорову.

Судьба русского первопечатника очень интересна. Как он из Москвы смог попасть в Русское воеводство Речи Посполитой и основать типографию и там, как печатал первую книгу в Москве, с какими проблемами он сталкивался, –сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Иван Федоров


Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru

Любой из нас знает, что в наше время, книга – это легко доступный источник знаний. Недостатка в книгах у нас нет, а для того, чтобы распечатать любую информацию на бумажном носителе уйдет несколько секунд. Безусловно, на заре книгопечатания на Руси в XVI веке всё было не так просто. Для этого требовался не просто образованный инженер, он должен был обладать и твердостью характера. Таким человеком стал Иван Федоров.

О его детстве информации нет. Однако стараниями советского историка Е. Л. Немировского было установлено, что родился Иван в 1510 году. Историк нашел документы, подтверждающие, что Федоров с 1529 по 1532 годы учился в Ягеллонском университете в Кракове. После его окончания он становится диаконом в церкви Николы Гостунского, где знакомится с митрополитом Макарием, с которым долго сотрудничал впоследствии.

Первые книги


Первое издание «Апостола» в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru

В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.

Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.


Так выглядели первые печатные станки. Источник: https://www.pinterest.ru/

Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.

Международный мастер книгопечатания


Памятник Ивану Федорову во Львове. Источник: https://www.pinterest.ru/

В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич как действующий государственный деятель попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568-1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.


Еще одно издание «Апостола». Источник: http://vovremyaono.ru

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование, местные богачи не горели желанием вкладывать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел, так как местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.

Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского. Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).


Острожская Библия. Источник: http://vovremyaono.ru

После издания «Острожской Библии» Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых был и король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в интернете фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Умер Иван Федоров 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

Ссылка на основную публикацию
Название: Первопечатник Иван Федоров
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 15:58:34 18 февраля 2003 Похожие работы
Просмотров: 18677 Комментариев: 18 Оценило: 17 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать