Княгиня Ольга – сообщение доклад

Доклад сообщение Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – великая правительница Киевской Руси, которая была главой государства в последствии смерти мужа, князя Игоря. Она была у власти в период с 945 по 960 года. Она была первой правительницей, принявшей христианскую веру еще до массового крещения Руси. Ольга внесла огромный вклад в развитие государства, была очень умной и сильной воительницей, которая хитростью побеждала недругов.

Согласно летописи, Ольга была родом из Псковских мест, а именно из села Выбуты. Согласно легенде, именно там и познакомились князь Игорь и Ольга – на переправе через реку Великую. Считается, что она относилась к простому люду и имела варяжские корни. Даже её имя Ольга, в скандинавском означает Хельга.

Согласно «Повести временных лет», Игорь и Ольга связали себя узами брака в 903 году. Главой Киевской Руси Игорь стал немного позднее, в 912 году. В 945 году Игоря убивают древляне в очередной битве. Ольга остается одна, их ребенок очень маленький, чтобы начать правление. Из-за этого тяжелая ответственность перекладывается на эту сильную женщину.

Сначала, княгиня решила пролить кровь за гибель супруга. И об этой мести ходят легенды.

Древляне желали, чтобы Ольга обручилась с их правителем, князем Мала. Для этого они прислали сватов на ладье, приговаривая: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Она ждала их, дала указ вырыть огромную яму. По приказу княжны послов заживо закопали в землю.

Далее она отправила древлянам гонца с письмом – требованием отправить лучших мужчин на смотрины. Лучшие мужи древлян прибыли в Киев. По славянскому обычаю для визитеров натопили баню, накормили, напоили. Потом заперли в бане и сожгли людей до тла.

Но и тут Ольга не прекращает месть. Она вновь посылает гонца с сообщением, в котором просит древлян пустить её на могилу мужа, чтобы оплакать его смерть и устроит тризну. С маленьким отрядом она собралась в путь.

Оплакав гибель супруга, княжна дала новый указ – насыпать кургани начать тризну. Были накрыты столы, началось пиршество. Древляне захмелели. По велению Ольги пьяны древлян рубили, как молодые деревья. При этой массовой резне были убиты более 5000 людей.

Вернувшись в Киев Ольга начала готовиться к войне. Она пошла с войском на столицу дверлян Искоростень. Осада продолжалась очень длительный период. Наконец, Ольга снова придумала уловку. В Искоростень направились киевские послы с предложением заключить мирное соглашение. Киев отел получить дань – несколько птиц со дворов столицы. Как только требование было выполнено, вечером Ольга повелела привязать к лапе каждой птицы дымящийся лоскут и выпустить. Все птицы прилетели домой, в свои гнезда, которые были в сараях.

Вскоре поселение загорелось. Жители в панике покидали стены крепости. Дружина ловила всех: и крестьян, и воинов. Кого-то лишали жизни, кого-то сдали в рабство.

Благодаря своей хитрости, Ольга тонко рассчиталась за гибель близкого любимого человека.

Доклад на тему Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – одна из самых известных правительниц Древнерусского государства, бывшая регентшей при своём сыне Святославе Игоревиче, первая среди правителей Руси принявшая христианство и ставшая равноапостольной святой Русской православной церкви.

Происхождение

Несмотря на такой почтенный статус, множество деталей её биографии остаются загадкой для потомков. Первой такой деталью является её происхождение – до сих пор место и время её рождения является предметом споров среди историков. Некоторые историки во главе с Карамзиным считают датой рождения Ольги 893 год, другие склоняются к 920-м годам. Общепринятая версия гласит, что Ольга родилась в деревне Выбуты, неподалёку от Пскова в семье незнатных крестьян варяжского происхождения.

Брак и начало правления

Легенда, изложенная в «Степной книге» гласит, что Ольга и её будущий муж князь Игорь Рюрикович познакомились на переправе под Псковом. Игорю нужно было переправиться через реку, и поэтому он сел в первую же лодку. Лишь после он заметил, что его лодочник- прекрасная девушка в мужской одежде. Игорь «разгорелся страшным желанием» и стал приставать к ней, на что Ольга отвечала ему отказом. Уже после, когда князю нужно было выбрать себе невесту, он послал к ней гонцов с предложением руки и сердца. Ольга согласилась и стала его женой, чуть позже у них рождается сын, которого они называют Святославом.

Убийство Игоря и месть Ольги

В 945 году, князь Игорь отправился в полюдье (объезд князем подчиненных земель с целью сбора дани). После посещения земель древлян, забрав богатства, разграбив деревни и надругавшись над их жителями, Игорь решился с малой дружиной вернуться к ним еще раз и еще раз собрать дань. Но древляне поняли, что войско князя стало намного меньше, и напали на него, убив Игоря.

Узнав о смерти мужа, Ольга решается мстить. Будучи мудрой женщиной, она решила не идти напролом против древлян, а, собрав силы, выжидать. В скором времени от них пришли послы с предложением свадьбы для того, чтобы объединить древлянские и русские земли. Ольга согласилась, но обманом убила послов. Во второй раз пришли уже другие послы, с которыми он поступила точно так же. Дальше Ольга вместе со своим войском подошла к Искоростени, столице древлян, и, хитростью выманив его жителей, изрубила там около пяти тысяч человек.
В 946 году Ольга вновь пошла в земли древлян, разрушив там города и собрав обязательные, уже строго зафиксированные в размере, подати. Но один город не сдался ей – это был Искоростень. Тогда она попросила от его жителей воробьев и голубей в качестве дани. Обрадованные древляне отдали ей требуемое. Она же привязала к птицам горящую ткань и отпутила их обратно. Так Ольга отомстила убийцам своего мужа.

Правление Ольги

Но не только жестокой местью запомнилась княгиня Ольга. После смерти мужа, она стала регентшей при своём малолетнем сыне Святославе, который должен был унаследовать престол. Когда же Святослав повзрослел, Ольга всё равно фактически продолжила правление, поскольку сын её мало интересовался внутренней политикой, проводя ей всё время в военных походах. Ольга осуществила несколько преобразований (в том числе ввела четкую систему сбора дани),основала несколько городов, а так же укрепила связи с другими государствами. Способствовало это и то, что примерно в 957 году во время поездки в Константинополь Ольга принимает христианство, став первой русской правительницей, принявший эту религию и отказавшись от язычества.

Последние годы

Вернувшись, Ольга пытается приобщить к христианству своего сына, но тот остается язычником, боясь осуждения своей дружины. Однако, по некоторым предположениям, именно факт того, что она занималась воспитанием детей Святослава, в том числе и Владимира, мог повлиять на дальнейший выбор религии для Руси наследником престола Святослава.

В 968 году, во время отсутствия Святослава, печенеги нападают на Русь и осаждают Киев. Вернувшись домой, он разбивает врагов, но Ольга просит сына не уходить в очередной поход, поскольку предчувствует скорую смерть. В 969 году она умирает.

Картинка к сообщению Княгиня Ольга

Популярные сегодня темы

Массовая культура современного общества представляет собой довольно интересный феномен, который создает уникальные ситуации. К примеру, если спросить у человека как зовут главных героев мульт

Джаз – направление в музыке, возникшее приблизительно в 1910-х годах в США. Джаз объединил в себе европейскую и африканскую культуры, помесь которых началась благодаря Колумбу

Нидерланды находятся на берегу Северного моря. Иногда эту страну еще называют Голландией, но это неофициально. Так как основная часть территории королевства располагается ниже уровня моря, то

Мы часто слышим о полезных свойствах морской водоросли под названием ламинария (также известна как морская капуста). Но что она из себя представляет? Где растет?

Песец – это хищник, млекопитающий из семейства псовых и из рода лисиц. Песца еще называют полярной лисицей. Внешне это животное очень походит на лисичку. В отличие от нее песец имеет приземис

Событие в журналистике – это не просто имеющий место процесс, свидетелем которого является человек. На самом деле, это куда более широкое понятие. В данном случае журналиста можно назвать ин

Доклад Княгиня Ольга 3, 4, 6 класс

Княгиня Ольга – это единственная женщина, которая долгое время была правительницей Киевской Руси. Это женщина, вошедшая в историю, как человек укрепивший мощь государства. Она была не только умной, образованной, но еще и достаточно хитрой правительницей. Весь ее народ сохранил о ней только хорошую и добрую память. Ольга смогла не только поднять свое государство и вывести его на другой уровень, она отомстила за смерть своего мужа, обыграв это с большой хитростью и ловкостью. Княгиня Ольга не была поклонницей завоевательных войн, ее силы были направлены на политику и упорядочение жизни обычных людей в ее государстве. Ольга была первой среди всех русских князей, которая приняла христианство.

До сих пор толком неизвестно, какое происхождение имела княгиня. Одни историки считают, что Ольга была обычной псковской крестьянкой. Другие говорят, что княгиня принадлежала к довольно-таки знатному новгородскому роду. И все же Ольга была верной женой князя Игоря Рюриковича. Девушка родила ему сына Святослава. Когда князь уезжал в походы, Ольга занималась государственными делами. Она имела своего посла для переговоров и дружину. Княгиня занимает престол после смерти мужа. На тот момент сын Святослав был еще ребенком, и не мог править государством, а земли так и хотят завоевать соседские племена. Ольга с помощью умных и преданных военачальников, решает отомстить древлянам за мужа.

По многим легендам княгиня жестоко обошлась с врагами, убившим ее мужа. Когда древляне прислали к Ольге послов с прошением выйти замуж за их князя, она приказала своим людям вырыть яму и закопать там послов. Позже княгиня позвала к себе лучших мужей древлян, когда те приехали, им затомили баню и сожгли. После этого Ольга собрала свое войско и пошла на древлянскую столицу. Долго стоял в осаде город, но княгиня не сдалась. Она отправила весточку, если каждый дом соберет ей по голубю, она помилует город.

Радостные древляне так и сделали. Когда наступила ночь, по приказу княгини к лапам голубей привязали горючее вещество, подожгли и отпустили. Голуби вернулись в свои гнезда под крыши домов древлян. Так начался пожар, и город заполыхал. Пока местные жители покидали свои дома, полк княгини вошел, захватил власть в городе. Многие были убиты, а кто-то отправился в рабство. Оставшиеся обязаны были платить Киеву дань. Проходит время, и Ольга проводит реформы. В государстве устанавливается четкая административно-хозяйственная система. В правлении государством княгиня предпочитала использовать дипломатию. Она приняла христианство в Константинополе, утвердив, таким образом, престиж Киева серди других городов и стран. Ее крестным отцом стал сам Византийский император, а то было очень важно, как для нее самой, так и для ее государства. Ольга теперь была крещенной, а вот остальная часть населения могла и дальше быть язычниками, тем более ее сын, отказывался принимать христианство, в отличие от нее самой. Лишь ее внук Владимир Святославович с гордостью продолжил ее дело.

Правила государством Ольга достаточно долго, целых 17 лет. Она ездила по своим владениям, и даже подавляла возникающие бунты. Когда подрос ее сын, его интересовали лишь походы, поэтому, как и при муже, Ольга продолжала заниматься правлением государства. При ее правлении многие города обзавелись оборонными крепостями, возводились красивые постройки и храмы. После смерти княгиню похоронили по христианскому обряду. В период правления государством ее внуком Владимиром, Ольгу стали почитать как святую, а уже много лет спустя причислили к лику святых.

Вариант №2 Доклад Княгиня Ольга

Одной из самой известной правительницей на Руси считается Княгиня Ольга из династии Рюриковичей. К сожалению летописи, не сообщают в каком году родилась княгиня, но приблизительно это произошло в 920 году. Прожила она приблизительно 80 лет.

Правила Ольга сразу после гибели мужа князя Игоря. Она была единственной из правителей которая приняла крестьянство еще до крещения Руси.

Согласно самой древней летописи «Повесть временных лет» княгиня была рождена в городе Пскове. К сожалению имена родителей Ольги не остались до сегодня, сама княгиня была не знатного рода.

Писаревские летописи говорят о том, что княгиня была дочкой Вещего Олега, который был правителем Руси как опекун маленького Игоря. В свою очередь Олег и поженил Ольгу с Игорем

После кончины Игоря, Русь находилась в большой опасности. Сын Ольги и Игоря Святослав был еще ребенком, поэтому княгиня, будучи умной и решительного нрава женщиной заручившаяся поддержкой бояр и военачальником стала править государством.

Первым делом княгиня отомстила за смерть мужа. После того как древляне убили Игоря, решили уладить дело с Ольгой. Они послали к ней послов в надежде что Ольга примет предложения о замужестве на их князе Мале. Послы гордились своей сваей высокой честью. Тогда княгиня приказала бросить их вместе с лодкой в яму и засыпать их живьем. Но через некоторое время появились новые послы от древлян. По тогдашнему обычаю Ольга попросила подготовить баню. Когда же древляне опьянели княгиня приказала всех их изрубить.

Через год Ольга приняла решение пойти войной на древлян. Она хватила захватить город Коростень, но все усилия были напрасна. Почто все лето простояло войско киевское под стенами города, но взять его так и не смогла. Но там, где силой не возьмёшь можно взять умом. Княгиня говорила, что уже достаточно отомстила и просила дать самую маленькую дань два воробья и голубя с каждой семьи. Стали радоваться осажденные что так мало просит Ольга и исполнили ее желания. Тогда княжна приказа привязать к лапам птиц тряпки, пропитанные серой, поджечь и отпустить. Так как жилища были все из дерева, а крыши соломенные, огонь разошёлся очень быстро ни щадя не чего на своем пути. Многих тогда взяла в плен княгиня, а затем принесла их в жертву бога и в6елела похоронить около могилы Игоря.

Затем Ольга отправилась в Константинополь где приняла крестьянство и обновила торговый договор, доказав этим что ничуть не хуже императора с императрицей.

Так же Ольга обменялась посольствами с императором германии Оттоном I. Когда Святослав повзрослел он не стал помогать княгине в управлении государством, а стал защищать границы Киевских земель.

В 968 г. княжну с внуками захватили печенеги, тогда она и призвала на помощь сына Святослава, который тем временем воевал в Болгарии, и не отпускала его до самой смерти. Последней просьбой Ольги было то что бы сын после ее смерти не совершал языческой тризны.

3, 4, 6 класс. Окружающий мир. Древний мир

Княгиня Ольга

Популярные темы сообщений

Вишня – это распространенная плодовая культура, которая представляет собой крупный кустарник. Относится к семейству Розоцветные, к роду Слива, к подроду Вишня.

Кальмары относятся к головоногим моллюскам. Обитают они в морях, более распространены в субтропических и умеренных водах. Встречаются также и в других климатических зонах.

Человек устает от множества разных факторов. Обычно причиной возникновения усталости служат нервные перегрузки и стрессовые ситуации. Если вовремя не позаботиться о здоровье, и не сделать передышку, человеку грозит нервное истощение.

Реферат: Княгиня Ольга. Исторический портрет

Правительство Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение высшего

Реферат по предмету История России на тему

Княгиня Ольга. Исторический портрет

Выполнила: студентка I курса дневного отделения факультета истории и социальных наук

Проверил: кандидат исторических наук

2. Происхождение и брак 4

3. Месть древлянам 5-6

5. Поездка в Царьград и крещение Ольги 8-9

6. Смерть и причисление к лику святых 10-11

7. Заключение 12-14

8. Список используемых источников и литературы 15

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга. Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Какова же она, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников можно почерпнуть эти сведения?

В данной работе я попытаюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».

Главной задачей моей работы является в полной мере освятить весь вопрос. Так же я подробно опишу правление великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующие смерть и причисление к лику святых.

Происхождение и брак

«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. Житие великой княгини говорит о том, что «Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто. Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ. О имени жъ отца и матере писаніе нигдѣжъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко всѣмъ и мудра зѣло». 1 Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.

Существуют и другие версии ее происхождения, например, болгарская версия. Согласно этой версии в своем сообщении Новый Владимир Летописец перевел название Плесков не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.

Также существует версия, что Ольга якобы была Вещего Олега. Об этом нам повествует Типографская летопись, относящаяся к концу XV века.

«Когда Игорь вырос…и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» 2 . В браке родился единственный сын Святослав, ставший в последующем князем.

Читайте также:  Отто фон Бисмарк – доклад сообщение

1 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. – Спб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 276-278

2 Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С. 34

Месть древлянам

Ольга начала свое правление с того, что наказала убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыи к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их всех там заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян. Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра. 3

3 Пашков Б.Г. «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»/Б.Г. Пашков – изд-во ЦентрКом, Москва, 1997 – С.31-32

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, т.к. достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной.

Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства.

В год 947 Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привелегии. А вот в соседнем городе, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии. 4

Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. – Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории. 5

Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами.

4 Пашков Б.Г. там же – С.34

5 Карамзин Н.М. «История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653

Поездка в Царьград и крещение Ольги

В 948г. вручила главное правление своему сыну, а сама начала приготовляться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но в самом деле намерение ее было совсем другое: ибо она довольно познала святость и истину христианской веры, желая просветить себя там святым крещением. И в 955г. Отправилась туда водой на суднах с немалой двора своего свитой и другими знаменитыми вельможами. По прибытии в Царьград принята была со славой и почестями. 6

Подивился царь Константин ее разуму и предложил ей царствовать в Царьграде. Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь» 7

По изъявлении же усердия к святой вере через тамошнего патриарха Фотия с духовным его наставлением была подготовлена во всем нужном до закона и обрядов веры христианской познании. Введена в православную греческого исповедания христианскую веру патриархом Фотием со многим духовенством и в присутствии самого императора Константина VI Багрянородного. 8

При крещении Ольгу нарекли Еленой. В это время ей было более 60 лет. 9

После крещения сказал ей царь: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары. Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь». 10

Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть

6,8 Волковский Н.Л. «Пантеон российских государей»/Н.Л.Волковский – изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35

7,10 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 41

9 Пашков Б.Г. там же – С.34

Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала

Бога истинного. Святослав ответствовал ей: “Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?” Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына. 11

Многих на Руси просветила познанием истинного Бога и своим крещением в

христианскую веру. Построила в Киеве и других городах своего государства церкви. 12

11 Карамзин Н.М. там же – С.655

12 Волковский Н.Л. там же – С.35

Смерть и причисление к лику святых

Умерла Ольга в 969 г.

Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу. 13

Погребена ж в Киеве по христианскому обряду, по завещинию ее, вблизи Аскольдовой могилы в Вышгороде. А в 999г., через 30 лет после погребения, ее гроб был поднят, и в нем оказались мощи и одежда нетленные, которые внуком ее, великим князем Владимиром Святославичем, со всякой честью и благоговением были перенесены в новопостроенную им соборную Десятинную церковь, при этом Греческой и Греко-русской церквами она была причтена во святые и равноапостольные, с празднованием памяти и преставления ее ежегодно 11 июля. Жила от рождения до супружества 19, в супружестве 42, да во вдовстве до крещения 10, от крещения до кончины 14, а всего 85 лет. 14

Была она предвестницей христианской земле…она святилась среди язычников. Омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. 15

Житие Великой святой княгини Ольги повествует нам следующее:

И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію

13,15 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 64

14 Волковский Н.Л. там же – С.35

непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно; а другимъ, иже не съ вѣрою приходящимъ къ честному ковчегу святыа, не отворится оконце гробное, и не видятъ святаго и честнаго ея тѣла, но токмо гробъ видяху святыя. 16

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. В христианской истории такой чести удостоились еще только пять святых женщин.

16 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. там же – С. 278

В своей работе я рассмотрела все историчеки известные аспекты жизни и правления княгини Ольги, начиная вариациями происхождения княгини, заканчивая смертью. В истории России было немного женщин, которые стояли во главе государства. Ольга – одна из них.

Супругой Игоря Ольга стала в неполные 15 лет. Ее муж князь Игорь погиб, когда единственному наследнику стола было всего три года от роду. Ей пришлось взять бразды правления в свои женские руки. Фактически пришлось стать регентшей при своем малолетнем сыне Святославе после убийства мужа, хотя в истории в истории Российского государства институт регентства не существовал. Во время правления Мудрой княгини не происходило войн, она правила в мире, за исключением эпизода, связанным с местью древлянам за смерть мужа. После событий в древлянской земле она установила размер дани – уроки и места ее сбора – погосты, дабы избежать военных конфликтах по экономическим спорам. Ольга и после смерти мужа хранила ему беспрекословную верность, что подробно описано в «Повести временных лет» в эпизоде, связанным с поездкой Княгини в Царьград и ее крещением. Ольга стала первой, кто принял христианство. Это является для нас важным моментом, так как при последующем выборе религии для Руси, которая бы заменила языческую, внук княгини – Владимир Святославович по прозвищу Ясно Солнышко выбрал именно христианство. Среди прочего Владимир в обосновании выбора приводил аргумент, что его бабка выбрала именно христианство, а это не есть дурной знак.

Важно то, что Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Ольга начала почитаться в качестве святой, вероятно, уже в правление ее внука Владимира. В его правление ее мощи были перенесены в церковь. Также описываются чудеса, которые творили останки Ольги(описаны монахом Иаковом в XI веке).

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга правила на протяжении 12 лет, затем передав власть в руки своего повзрослевшего сына, но фактически продолжала править, так как Святослав Игоревич постоянно находился в военных завоевательных походах и о внутренних делах государства не думал. В целом ее правление было спокойным. Умерла в 969 году в Киеве, оставив о себе добрую память.

Вот как подытоживает рассказ об Ольге Николай Михайлович Карамзин в своем многотомном произведении «История государства Российского»:

Отмстив Древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. – При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Летописцы Немецкие говорят о Посольстве ее в Германию к Императору Оттону I. Может быть, Княгиня Российская, узнав о славе и победах Оттоновых, хотела, чтобы он также сведал о знаменитости ее народа, и предлагала ему дружественный союз чрез Послов своих. – Наконец, сделавшись ревностною Христианкою, Ольга – по выражению Нестора, денница и луна спасения – служила убедительным примером для Владимира и предуготовила торжество истинной Веры в нашем отечестве.

«Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою… Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством.»

Список используемых источников и литературы

1. Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I – СПб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 276-278

2. Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С. 34 – 64

1. Н.Л.Волковский «Пантеон российских государей»/Волковский Н.Л. – изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35

2. Карамзин Н.М. «История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653 – 655

3. Б.Г. Пашков «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.», изд-во ЦентрКом, Москва, 1997, стр. 31-34

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Её роль в укрепление мощи древнерусского государства недооценить невозможно. Это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря Старого.

О ней, как и о других правителей древнерусского государства, немного фактов, в истории её личности есть спорные моменты, на счет которых историки дискутируют, и по сей день.

↑ Происхождение Княгини Ольги

Много споров о её происхождении, одни считают, что Ольга была крестьянкой из Пскова, другие считают княгиню родом из знатного новгородского рода, а третьи вообще считают, что она из варягов.

↑ Княгиня Ольга жена Игоря

Княгиня была достойной женой киевского князя, имел в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока муж был в походах, она занималась внутренней политикой русского государства.

У неё была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря.

↑ Месть Княгини Ольги Древлянам

В 945 году от рук древлян погибает Игорь Старый. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом она отомстила древлянам за смерть мужа.

Месть – эта почти мифическая, но рассказ о ней по истине впечатляет. Именно это время ярче всего проявилась мудрость княгини, и её хитрость.

Древляне хотели, что бы Ольга вышла замуж, за их князя Мала, и прислали свое посольство в ладье. Они говорили: «Ни едем на конях, ни пешие не идем, но понесите нас в ладье». Она согласилась и приказала выкопать большую яму, послать людей за древлянами. Понесли Киевляне их в ладье, и скину в большую яму, и заживо закопали.

Потом отправила древлянам гонца с послание – «Если и вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевсеи люди». Древляне, услышав это, отправили лучших мужей. Княгиня приказала растопить им баню, и пока те мылись, им заперли двери и подожгли баню.

После этого Ольга опять отправляет гонца к древлянам – «Вот уже иду к Вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну». Взяла с собой небольшую дружину и двинулась на легке в древлянские земли.

Оплакав мужа на его могиле, приказала насыпать великую могилу и начать тризну. Затем начался пир. Древляне подвыпили. Княгиня отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их пять тысяч.

Читайте также:  Геракл - доклад сообщение

Затем вернулась в Киев и стала готовиться к взятию древлянской столицы – Искоростень. Долго длилась осада Искоростени. Тут она опять проявила хитрость. Поняв, что город еще долго может обороняться, отправила послов в город, и те заключили мир, обязали древлян заплатить дань в размере… трех голубей и воробье со двора. Древляне обрадовались, собрали дань и выдали Ольге. Она обещала уйти уже на следующий день.

Когда стемнело, то приказала своим дружинникам привязать к каждому голубю и воробью трут (тлеющий материал) и отпустить птиц. Птицы полетели в свои гнезда, которые находились в сараях, и на сеновалах.

Город Искоростень запылал. Люди побежали из города. Дружина хватала защитников и простых мирных. Людей обращали в рабство, убивали, а кого-то оставили в живых, и заставили платить большую дань. Вот так изящно и коварно отомстила она за смерть своего мужа Игоря Старого.

↑ Годы правления Ольги

Княгиня Ольга правила в переод с 945 – 964 годы.

↑ Внутренняя политика княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Вместо полюдья установила четкие размеры дани для земель, находившихся под властью Киева. Установила «уставы и уроки», «становища и ловища», «погосты». Погосты – место сбора дани, как бы становились небольшими центрами княжеской власти.

Смысл реформ княгини заключался в нормировании повинностей, централизации власти, ослаблении племенной власти. Долгое время она приводила в действия эту реформу, оттачивая её механизмы. Эта работа не принесла ей славы, не обросла легендами, зато имела большое значение в становлении русского государства. Теперь русское хозяйство имело административно – хозяйственную систему.

↑ Внешняя политика Княгини Ольги

Во внешней политике, во время её правления было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Завершив внутригосударственные дела, она решила позаботиться и о престиже Руси на мировой арене. И, если предшественники Рюрик, Олег, и Игорь завоевывали авторитет для Руси с помощью силы, военных походов, то Ольга предпочитала пользоваться дипломатией. И, тут особое значение приобрело её крещение в православие.

↑ Княгиня Ольга и православие

«Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее на свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси.

Историки спорят, где же приняла она веру православную, в Киеве или в Константинополе? Скорее всего, в Киеве она только ознакомилась с христианством, а непосредственное крещение приняла уже в Византии, куда её сопровождал киевский священник Григорий.

Сам Византийский Император стал крестным отцом русской княгини. Такое положение дел резко повышало престиж Киева и возвышало княгиню среди прочих представителей других государств. Получить в крестники Византийского Императора дорогого стоит. Крещение её не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит начатое дело.

Ольга первая русская святая. Именно с неё на Руси пошло православие. Имя её навсегда войдет в историю нашей страны, как имя женщины героини, искренне любившей своего мужа, свою Родину и свой народ.

↑ Ольга и ее сын Святослав

Ольга была матерью знаменитого князя Святослава Игоревича, который продолжит ее дела по становлению и укреплению русского государства. Во взаимоотношениях матери и сына было много протеворечий. Ольга была православной. Святослав же не хотел креститься, опасался, что дружина не одобрит его поступок, он был ярым защитником язычества. Сын вошел в историю, как талантливый полководец и хороший воин.

Княгиня Ольга

  1. Ольга, княгиня Киевская: биография
  2. Дата и место рождения Ольги
  3. Правление
  4. Личная жизнь
  5. Смерть
  6. Значение в русской истории
  7. Память

Карьера: княгиня

Дата рождения: 920 г.

Возраст: 49 лет

Дата смерти: 11 июля 969 г.

Место рождения: Выбуты, Киевская Русь

Семейное положение: вдова

Ольга, княгиня Киевская: биография

История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга — княгиня Киевская. О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.

Дата и место рождения Ольги

Неизвестно точно, когда родилась княгиня Киевская Ольга. Биография её дошла до наших дней только фрагментарно. Историки предполагают, что будущая княгиня появилась на свет приблизительно в 890 г., так как в Степенной книге есть упоминание, что скончалась она в возрасте 80 лет, а дата её смерти известна — это 969 г. Древние летописи называют разные места её рождения. По одной из версий, она была родом из-под Пскова, по другой — из Изборска.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Смерть

Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.

Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.

В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.

Значение в русской истории

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».

Погосты – финансово-административные и судебные центры – стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги – традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные – те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее – крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке – символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини – вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Памятников святой княгине Ольге существует несколько. Один из самых известных – в Киеве, на старинной Михайловской площади. Это целая скульптурная композиция. В центре – княгиня Ольга, по правую сторону от нее – апостол Андрей Первозванный, по левую – святые Кирилл и Мефодий. Открыли памятник больше ста лет назад – в 1911 году. Скульптурная композиция была элементом большого проекта «Исторический путь» – по всей Украине возводили монументы в честь первых русских князей. По задумке авторов, памятники должны были сформировать своеобразную аллею от Софийской до Михайловской площади. Николай II дал добро на создание этой аллеи и выделил на строительство 10 000 рублей.

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки – археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника – Ивана Кавалеридзе.

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод – в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден – третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

Память

  • Ольгинская улица в Киеве
  • Свято-Ольгинский собор в Киеве

Кино

  • 1981 – балет «Ольга»
  • 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
  • 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
  • 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
  • 2006 – «Князь Владимир»
  • 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
  • 2002 – «Ольга, королева русов». Борис Васильев
  • 2009 — «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
  • 2015 — «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
  • 2016 — «Властью единые». Олег Панус

Видео

Бернард Шоу: Жизнь и творчество остроумного скептика

«Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее». Этот демокритовский принцип на протяжении всей жизни в своем творчестве использовал выдающийся английский драматург Джордж Бернард Шоу. Concepture публикует статью, посвященную этому во всех отношениях остроумному человеку.

Как и большинство великих людей, Джордж Бернард Шоу начинал свой творческий путь в условиях постоянных неудач и полуголодной жизни. Твердо решив стать писателем в свои 20 лет, он переехал из родного Дублина в Лондон, где проводил большую часть времени в читальном зале Британского музея, восполняя недостатки школьного образования. Результатом его штудий стали 5 толстых романов, которые сейчас практически не известны читателям. Не пользовались они популярностью и при жизни автора.

Потерпев неудачу на писательском поприще, неунывающий Шоу обратился к сфере журналистики, и здесь характерные черты его личности, такие как ехидство и саркастичность, очень ему пригодились. Хлесткие, остроумные рецензии молодого литературного, театрального и музыкального обозревателя снискали Шоу первую славу.

Новая работа открыла Шоу доступ в область театральной жизни, которая на тот момент в Англии претерпевала упадок. Пьесы, которые ставили в английских театрах, ничего общего с реальностью не имели. Драматурги пользовались французскими штампами «хорошо сделанной пьесы». Шоу, хорошо знакомый с техническими аспектами драматургии, был первым, кто внес в английский театр элемент острой социальной проблематики. Будучи знакомым с теневыми сторонами жизни не понаслышке, при этом обладая удивительно язвительным умом, Шоу-драматург умел держать зрителя в напряжении даже при том, что тематика его пьес была радикально иной. В них (пьесах) он предельно открыто выявлял актуальные социальные недостатки, обрушивая на них всю мощь своего отточенного в публицистической деятельности красноречия.

Например, его первая пьеса «Дома вдовца», уже отмечена разоблачительным пафосом. Согласно сюжету, молодая пара возлюбленных хотят поженится, но жених узнает, что отец невесты – владелец лондонских трущоб, дерущий в три шкуры с несчастных бедняков. Возмущенный жених хочет расторгнуть помолвку, однако вскоре выясняется, что и его состояние обеспечивается доходом с тех же самых трущоб. В итоге свадьбу все же играют, но такой исход не назовешь счастливым. Главный герой, в котором зритель узнавал себя, на поверку оказывается таким же негодяем как и подлый папаша. Сам Шоу объяснял замысле своей пьесы так: «я хотел показать, что респектабельность нашей буржуазии питается нищетой, как муха питается гнилью».

За свою жизнь Бернард Шоу написал около 47 пьес. Чтобы защитить свои творения от превратных толкований режиссеров и актеров, Шоу создавал к ним пространные предисловия и послесловия, в которых подробнейшим образом описывал характеристики персонажей и обстановки. Эта особенность сыграла писателю на руку, потому как переводила его пьесы в удобный для чтения формат. Проще говоря, пьесы Бернарда Шоу не только смотрели, но и читали.

В 1925 году за пьесу «Святая Иоанна», посвященной Жанне д’Арк, ему была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Разрушитель театральных банальностей, Шоу по праву именовался крупнейшим драматургом со времен Шекспира. Именно он является основателем «театра идей», в котором разыгрываемая пьеса представляет собой форму дискуссии, вскрывающую несоответствия между видимостью и сущностью общественных и личных отношений. Произведения Шоу иногда называют «интеллектуальными драмами», поскольку большинство пьес предполагает «открытый финал», чтобы у зрителя не возникло мысли, что дело закончено и проблемы решены за них драматургом. Структура пьес Шоу основана на разделении персонажей на «идеалистов», живущих фальшивыми идеалами, и реалистов, скептически созерцающих мир. Отсюда и парадокс, как главный художественный прием драмы Шоу. Благодаря парадоксу в перевернутом с ног на голову мире все возвращается на свои места, расставляются все точки над «i» и зритель прозревает действительность во всей ее неприглядности.

Читайте также:  Жизнь и творчество Редьярда Киплинга

Закончить эту статью мы бы хотели словами другого великого писателя Томаса Манна, в которых он дал довольно точную оценку творчеству Бернарда Шоу:

«Шоу без устали подносил блестящий меч своего слова и остроумия против страшной силы, угрожавшей существованию человека – против глупости Ему удалось поднять человечество на более высокую ступень социальной зрелости и он безжалостно указал слабые стороны и недостатки человека. Но его острые шутки не противоречили гуманизму его общего видения. Он был другом всего человечества – именно в этой роли Шоу жить в сердцах и памяти людей».

Рекомендуем прочесть:

1. Б.Шоу – «Новеллы».

2. А.Луначарский – «Бернард Шоу еще раз говорит правду».

Б.Шоу. Жизнь и творчество
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Лекция о жизни и творчестве Б. Шоу

Скачать:

ВложениеРазмер
shou.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) — английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра 20 века, пропагандист драмы идей. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884). Роман «Социалист-любитель» (1883), статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Генрика Ибсена как образец новой драмы). Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929).

В основе художественного метода Бернарда Шоу — парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости — («Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913), традиционности представлений (исторические пьесы « Цезарь и Клеопатра», 1901, пенталогия «Назад к Мафусаилу», 1918-20, «Святая Иоанна», 1923). Будучи сторонником социализма, приветствовал Октябрьскую революцию в России, достижения СССР, которые связывал с деятельностью Иосифа Виссарионовича Сталина , разделяя заблуждения части западной левой интеллигенции. Нобелевская премия (1925).

Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года, в Дублине. Ирландец по происхождению, Шоу неоднократно обращался в своем творчестве к острым проблемам, связанным с отношениями между Англией и «другим островом Джона Булля», как озаглавлена его пьеса (1904). Однако родные места он навсегда покинул двадцатилетним юношей. В Лондоне Шоу тесно сблизился с участниками «Фабианского общества», разделяя их программу реформ с целью постепенного перехода к социализму.

Принимая участие в пропагандистских кампаниях фабианцев и участвуя в работе муниципалитета одного из лондонских пригородов, Бернард Шоу начинал свою литературную деятельность как автор трактатов, разъясняющих основные установки движения, взявшего имя римского полководца Фабия, который прославился медлительностью и осторожностью, а также романами с откровенной идеологической подоплекой («Неуживчивый социалист», 1887, и другие). К прозе Бернард время от времени возвращался и впоследствии, публикуя новеллы и романы, чаще всего представлявшие собой беллетризированный философский очерк или обозрение понятий и нравов, облеченное в форму занимательного повествования с нетривиальной фабулой. Однако его истинным призванием оказался театр.

С 1888 Бернард Шоу постоянно выступал как театральный критик газеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме. Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых» (1932). Основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, сопрягавшимся для него прежде всего с именем Генрика Ибсена. Большая статья «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) приобрела характер творческого манифеста самого Шоу, возвестившего о своем неприятии господствовавшей театральной эстетики (мелодрама, «хорошо сделанная пьеса» с любовным сюжетом и т. п.) и о приверженности драме, затрагивающей актуальные общественные конфликты.

Современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Бернард Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно.

«Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен» (1893, поставлена 1902), пьесы, ставшие дебютом Шоу-драматурга, последовательно реализуют эту творческую программу. Обе они, как и ряд других, создавались для лондонского Независимого театра, существовавшего на правах полузакрытого клуба и поэтому относительно свободного от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес, которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни и нетрафаретным художественным решением.

Цикл, получивший авторское название «Неприятные пьесы» (в него входит также «Сердцеед»,1893), затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии. Все они написаны в жанре трагикомедии или трагифарса, самом органичном для дарования Шоу.

Путь Бернарда Шоу к славе

На сценах больших лондонских, а затем и европейских театров произведения Бернард Шоу начали проникать с конца 1990-х годов, когда он приступил к циклу «Приятных пьес», включающему пьесу о бунте женщины против предустановленности своего жребия образцовой супруги и матери («Кандида», 1897), за которой в том же году последовал «Избранник судьбы». Целью Шоу и в этих пьесах было «превратить сцену в трибуну пропаганды и арену дискуссий», однако он теперь охотно использовал приемы развлекательного театра, чтобы говорить с публикой на привычном ей языке, не отказываясь ни от значительной и острой проблематики, ни от иронии и пристрастия к парадоксу, во многом определяющим его стилистику. Характер художественных решений принципиально не изменился и в третьем цикле «Пьесы для пуритан», где Шоу строит действие, избегая любовных эпизодов («Ученик Дьявола», 1897, ставший его первым громким успехом, и др.).

Мировая слава приходит к Бернарду Шоу после того, как в постановках Х. Гренвилл-Баркера на сцене королевского театра Корт за три сезона (1904-07) прошли некоторые из наиболее значительных его пьес, в том числе «Человек и сверхчеловек» (1905), «Майор Барбара» (1905), «Цезарь и Клеопатра» (1907). Они окончательно закрепили за Шоу репутацию ниспровергателя мнимых очевидностей, покушающегося на фундаментально важные понятия общепринятой морали и на представления об истории, которые выглядят аксиоматичными. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более отмеченной тяготением к философским коллизиям. Упреки в «недостаточной серьезности», высказанные по адресу Шоу еще Львом Николаевичем Толстым , повторяются с появлением каждой его новой пьесы, приобретая особенно настойчивый характер в тех случаях, когда предметом язвительных нападок драматурга становятся наиболее укорененные верования его эпохи.

Поворот к социализму

Воинствующий атеизм сочетался у Бернарда Шоу с апологией «жизненной силы», которая, в согласии с объективными законами эволюции, должна в конечном итоге создать свободного и всемогущего индивидуума, который свободен и от своекорыстия, и от мещанской ограниченности, и от моральных догм ригористического характера. Социализм, провозглашаемый Шоу в качестве идеала, рисовался ему как общество, основанное на абсолютном равноправии и всестороннем развитии личности.

Прообразом такого общества Шоу считал Советскую Россию. Не раз заявляя о своей безоговорочной поддержке диктатуры пролетариата и выражая восторг перед Лениным , Бернард Шоу предпринял в 1931 поездку по СССР и в своих отзывах об увиденном грубо исказил реальную ситуацию в угоду собственным теоретическим воззрениям, побуждавшим не замечать ни голода, ни беззакония, ни рабского труда. В отличие от других западных приверженцев советского эксперимента, постепенно убеждавшихся в его политической и моральной несостоятельности, Шоу оставался «другом СССР» до конца жизни.

Эта позиция наложила отпечаток на его философские пьесы, обычно представляющие собой откровенную проповедь утопических взглядов Шоу или попытку аргументировать его политические предпочтения. Престиж Шоу-художника создан преимущественно пьесами иного рода, последовательно осуществляющими его принцип драмы идей, которая предполагает столкновение не сочетаемых представлений о жизни и систем ценностей. Пьеса-дискуссия, которую Шоу считал единственной подлинно современной драматургической формой, могла представлять собой и комедию нравов, и памфлет, обращенный к злободневной теме, и гротескное сатирическое обозрение («экстраваганца», по терминологии самого Шоу), и «высокую комедию» с тщательно разработанными характерами, как в «Пигмалионе» (1913), и «фантазию в русском стиле» с ясными отголосками мотивов Антона Павловича Чехова (написанный в годы Первой мировой войны , воспринятой им как катастрофа, «Дом, где разбиваются сердца» (1919, поставлена в 1920 году).

Жанровому многообразию драматургии Бернарда Шоу соответствует ее широкий эмоциональный спектр — от сарказма до элегичного размышления над судьбами людей, оказывающихся жертвами уродливых общественных установлений. Однако остается неизменной исходная эстетическая идея Шоу, убежденного, что «пьеса без спора и без предмета спора больше уже не котируется как серьезная драма». Его собственной наиболее последовательной попыткой создать серьезную драму в точном значении слова была «Святая Иоанна» (1923), представляющая собой версию истории суда и расправы над Жанной дАрк. Почти одновременно написанная из пяти частей пьеса «Назад к Мафусаилу» (1923), действие которой начинается во времена творения и заканчивается в 1920 году, всего полнее иллюстрирует исторические концепции Шоу, воспринимающего хронику человечества как чередование периодов стагнации и творческой эволюции, в конце концов одерживающей верх.

Бернард Шоу скончался 2 ноября 1950, в Эйот-Сент-Лоренсе.

Действие пьесы разворачивается в Лондоне. В летний вечер дождь льет как из ведра. Прохожие бегут к Ковент-Гарденскому рынку и к портику собора св. Павла, где уже укрылось несколько человек, в том числе и пожилая дама с дочерью, они в вечерних туалетах, ждут, когда Фредди, сын дамы, найдет такси и приедет за ними. Все, кроме одного человека с записной книжкой, с нетерпением всматриваются в потоки дождя. Вдали появляется Фредди, не нашедший такси, и бежит к портику, но по дороге налетает на уличную цветочницу, торопящуюся укрыться от дождя, и вышибает у нее из рук корзину с фиалками. Та разражается бранью. Человек с записной книжкой что-то спешно записывает. Девушка сокрушается, что пропали её фиалочки, и умоляет стоящего тут же полковника купить букетик. Тот, чтобы отвязаться, дает ей мелочь, но цветов не берет. Кто-то из прохожих обращает внимание цветочницы, неряшливо одетой и неумытой девушки, что человек с записной книжкой явно строчит на нее донос. Девушка начинает хныкать. Тот, однако, уверяет, что он не из полиции, и удивляет всех присутствующих тем, что точно определяет происхождение каждого из них по их произношению.

Мать Фредди отправляет сына обратно искать такси. Вскоре, правда, дождь прекращается, и она с дочерью идет на автобусную остановку. Полковник проявляет интерес к способностям человека с записной книжкой. Тот представляется как Генри Хиггинс, создатель «Универсального алфавита Хиггинса». Полковник же оказывается автором книги «Разговорный санскрит». Фамилия его Пикеринг. Он долго жил в Индии и приехал в Лондон специально, чтобы познакомиться с профессором Хиггинсом. Профессору тоже всегда хотелось познакомиться с полковником. Они уже собираются идти ужинать к полковнику в отель, когда цветочница опять начинает просить купить у нее цветочки. Хиггинс бросает ей в корзину горсть монет и уходит с полковником. Цветочница видит, что она теперь владеет, по её меркам, огромной суммой. Когда прибывает Фредди с наконец пойманным им такси, она садится в машину и, с шумом захлопнув дверцу, уезжает.

На следующее утро Хиггинс у себя дома демонстрирует полковнику Пикерингу свою фонографическую аппаратуру. Внезапно экономка Хиггинса, миссис Пирс, докладывает о том, что некая очень простая девушка желает переговорить с профессором. Входит вчерашняя цветочница. Она представляется Элизой Дулиттл и сообщает, что желает брать у профессора уроки фонетики, ибо с её произношением она не может устроиться на работу. Накануне она слышала, что Хиггинс дает такие уроки. Элиза уверена, что он с радостью согласится отработать те деньги, что вчера, не глядя, бросил в её корзину. Разговаривать о таких суммах ему, разумеется, смешно, однако Пикеринг предлагает Хиггинсу пари. Он подбивает его доказать, что за считанные месяцы может, как уверял накануне, превратить уличную цветочницу в герцогиню. Хиггинс находит это предложение заманчивым, тем более что Пикеринг готов, если Хиггинс выиграет, оплатить всю стоимость обучения Элизы. Миссис Пирс уводит отмывать Элизу в ванную комнату.

Через некоторое время к Хиггинсу приходит отец Элизы. Он мусорщик, простой человек, но поражает профессора своим прирожденным красноречием. Хиггинс просит у Дулиттла позволения оставить его дочь у себя и дает ему за это пять фунтов. Когда появляется Элиза, уже вымытая, в японском халате, отец сначала даже не узнает свою дочь. Через пару месяцев Хиггинс приводит Элизу в дом к своей матери, как раз в её приемный день. Он хочет узнать, можно ли уже вводить девушку в светское общество. В гостях у миссис Хиггинс находятся миссис Эйнсфорд Хилл с дочерью и сыном. Это те самые люди, с которыми Хиггинс стоял под портиком собора в тот день, когда впервые увидел Элизу. Однако они не узнают девушку. Элиза сначала и ведет себя, и разговаривает, как великосветская леди, а затем переходит на рассказ о своей жизни и использует при этом такие уличные выражения, что все присутствующие только диву даются. Хиггинс делает вид, что это новый светский жаргон, таким образом сглаживая ситуацию. Элиза покидает собравшихся, оставляя Фредди в полнейшем восторге.

После этой встречи он начинает слать Элизе письма на десяти страницах. После ухода гостей Хиггинс и Пикеринг наперебой, увлеченно рассказывают миссис Хиггинс о том, как они занимаются с Элизой, как учат её, вывозят в оперу, на выставки, одевают. Миссис Хиггинс находит, что они обращаются с девушкой, как с живой куклой. Она согласна с миссис Пирс, которая считает, что они «ни о чем не думают».

Еще через несколько месяцев оба экспериментатора вывозят Элизу на великосветский прием, где она имеет головокружительный успех, все принимают её за герцогиню. Хиггинс выигрывает пари.

Придя домой, он наслаждается тем, что эксперимент, от которого он уже успел подустать, наконец закончен. Он ведет себя и разговаривает в своей обычной грубоватой манере, не обращая на Элизу ни малейшего внимания. Девушка выглядит очень уставшей и грустной, но при этом она ослепительно красива. Заметно, что в ней накапливается раздражение.

В конце концов она запускает в Хиггинса его туфлями. Ей хочется умереть. Она не знает, что с ней дальше будет, как ей жить. Ведь она стала совершенно другим человеком. Хиггинс уверяет, что все образуется. Ей, однако же, удается задеть его, вывести из равновесия и тем самым хотя бы немного за себя отомстить.

Ночью Элиза сбегает из дома. Наутро Хиггинс и Пикеринг теряют голову, когда видят, что Элизы нет. Они даже пытаются разыскать её при помощи полиции. Хиггинс чувствует себя без Элизы как без рук. Он не знает ни где лежат его вещи, ни какие у него назначены на день дела. Приезжает миссис Хиггинс. Затем докладывают о приходе отца Элизы. Дулиттл очень изменился. Теперь он выглядит как зажиточный буржуа. Он в негодовании набрасывается на Хиггинса за то, что по его вине ему пришлось изменить свой образ жизни и теперь стать гораздо менее свободным, чем он был прежде. Оказывается несколько месяцев назад Хиггинс написал в Америку одному миллионеру, основавшему по всему свету филиалы Лиги моральных реформ, что Дулиттл, простой мусорщик, сейчас самый оригинальный моралист во всей Англии. Тот умер, а перед смертью завещал Дулиттлу пай в своем тресте на три тысячи годового дохода при условии, что Дулиттл будет читать до шести лекций в год в его Лиге моральных реформ. Он сокрушается, что сегодня, например, ему даже приходится официально жениться на той, с кем уже несколько лет он прожил без регистрации отношений. И все это потому, что он вынужден теперь выглядеть как почтенный буржуа. Миссис Хиггинс очень рада, что отец, наконец, может позаботиться о своей изменившейся дочери, как она того заслуживает. Хиггинс, однако, и слышать не желает о том, чтобы «вернуть» Дулиттлу Элизу.

Миссис Хиггинс говорит, что знает, где Элиза. Девушка согласна вернуться, если Хиггинс попросит у нее прощения. Хиггинс ни в какую не соглашается пойти на это. Входит Элиза. Она выражает Пикерингу благодарность за его обращение с ней как с благородной дамой. Именно он помог Элизе измениться, несмотря на то что ей приходилось жить в доме грубого, неряшливого и невоспитанного Хиггинса. Хиггинс поражен. Элиза добавляет, что если он будет продолжать её «давить», то она отправится к профессору Непину, коллеге Хиггинса, и станет у него ассистенткой и сообщит ему обо всех открытиях, сделанных Хиггинсом. После всплеска возмущения профессор находит, что теперь её поведение даже лучше и достойнее, чем то, когда она следила за его вещами и приносила ему домашние туфли. Теперь, уверен он, они смогут жить вместе уже не просто как двое мужчин и одна глупая девушка, а как «три дружных старых холостяка».

Элиза отправляется на свадьбу отца. Судя по всему, она все же останется жить в доме Хиггинса, поскольку успела к нему привязаться, как и он к ней, и все у них пойдет по-прежнему.

Ссылка на основную публикацию