Леонардо да Винчи – сообщение доклад

Доклад на тему Леонардо да Винчи сообщение

Леонардо да Винчи родился в самой простой семье. Ему не даны были сверхъестественные материальные блага или же возможность обучаться в лучших учебных заведениях страны. Мальчик добивался всего сам, он нигде не учился, но сам был учителем. Он старался найти себя во всех сферах деятельности, и не упустить ни одной возможности попробовать себя в чем то новеньком. Этот человек трудился для будущих поколений, которые до сих пор восхищаются его величием.

Главной особенностью Леонардо было то, что множество его рукописей были написаны зеркально, тем самым скрывая смысл слов, чтобы их не смог разобрать посторонний человек. Да и в целом он очень любил экспериментировать над письмом.

Среди многих увлечений Леонардо да Винчи, была кулинария. Он обожал заниматься сервировкой столов и оригинальной подачей блюд. Рецепты и приспособления, которые он создал, пользовались бешеной популярностью. 12 лет ушло на такое затягивающее хобби.

Анатомия была лучшим другом великого ученого. Он проводил множество опытов на людях и животных. Но к сожалению никогда не публиковал свои работы. Все что удалось узнать, было тщательно записано в дневнике. Спустя много лет, один французский ученый заявил, что Леонардо опередил науку на целых 300 лет.

Разноглубинное творчество этого человека выражалось в его доскональных картинах. “Дама с горностаем”, “Мона Лиза”, “Тайная вечеря” – эти картины несут в себе скрытый смысл, который не дано понять каждому человеку. Ведь в голове художника была своя история и первоначальная задумка, которую нужно прочувствовать.

В последние годы своей насыщенной жизни ученый увлекся всяческими изобретениями, стараясь подытожить все то, что собирался сделать многие годы. “Витрувианский человек”, колесо, велосипед, макет робота-стали очень ценными и плодотворными открытиями. За что люди решили поблагодарить да Винчи. Неудивительно, что в честь изобретателя назвали кратер на Луне, природный минерал, астероид и даже насекомое. Суданская моль, была открыта человеком, который очень уважал труды Леонардо и решил таким образом сделать честь своему кумиру в виде такого поступка.

Леонардо да Винчи был очень разносторонней и загадочной личностью. После себя он оставил великое наследие, которое до сих пор облегчает людям жизнь. Но к сожалению множество работ великого ученого затерялись во времени и вовсе не дошли до наших дней. А многие из них так и не удалось расшифровать.

Сообщение про Леонардо да Винчи

Каждому из нас приходилось любоваться прекрасными работами знаменитых художников. Их картины мы встречаем в галереях, в книгах, и лишний раз при этом убеждаемся, какое мастерство заложено в их работах. Одним из таких гениев является итальянский художник Леонардо да Винчи.

Родом он был из маленького городка Винчи, однако в 14-летнем возрасте ему пришлось переехать во Флоренцию, ставшую в то время центром культурной жизни Италии. Мальчика определили обучаться в художественной мастерской Андреа Вероккьо, который был для него не только учителем, но и примером подражания в живописи, архитектуре. Педагогу сразу же обратил на Леонардо внимание, так как тот с первых же дней показал свои способности и старание.

Будущий художник пытался в своем блокноте делать наброски всего того, что видел. Там можно было увидеть кошку, которая умывается, зеленые поля или просто лицо красивой девушки. Через некоторое время Леонардо опередил всех своих друзей и даже самого учителя по способностям. Даже в своих ранних работах, таких как «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» художник сумел показать с изображением различных оттенков света образ матери и дитя.

В 1481 году правитель Милана Лодовико Сфорц приглашает Леонардо для работы. Он хотел, чтобы художник создал памятник из бронзы его отцу. Конечно же, в настоящее время мы не можем увидеть это творение, так оно было уничтожено при взятии города французскими войсками. Подверглось разрушению и еще одна работа-это монументальная фреска «Тайная вечеря», которая была расписана маслом на стене трапезной в монастыре Санта-Мария деле Грацие. Художник тонко отразил момент последнего вкушения пищи Христа со своими последователями. В этом труде Леонардо сумел показать образ и характер каждого присутствующего. Не менее известной в мировой живописи представлена его картина «Джоконда». Одухотворенный образ Моны Лизы с ее загадочной улыбкой до сих пор производит на зрителей неизгладимое впечатление.

В последние годы своей жизни художник много скитался, меняя одно место жительства за другим. Остановившись во Франции, он работал до своей кончины, где и скончался в 1519 году. Помимо прекрасных творений Леонардо до нас дошли еще его записи т чертежи различных технических изобретений, которые так и не нашли предназначение. Но это еще раз подчеркивает, что Леонардо да Винчи обладал разносторонними интересами.

Картинка к сообщению Леонардо да Винчи

Популярные сегодня темы

В современном мире существует огромное множество праздников, которые могут быть посвящены вере, памятным событиям, профессиям и даже семейному положению. Ярким примером одного из новых

Тушканчик – млекопитающее небольшого размера, принадлежащее к отряду грызунов. По характеру миролюбивое. Весит оно примерно 200-400 граммов. Обитает на территориях с умеренным и жарким климат

Новый год – праздник, отмечающийся в России в ночь с 31 декабря по 1 января. Сопровождается весельем, плясками и подарками (уложенными под новогоднюю ёлку), которые принято дарить друг другу

Одними из первых животных, ставших верными друзьями человеку, были собаки. Древние люди, после освоения сельского хозяйства, стали заниматься разведением собак, для выполнения различных обяза

Вся планета представляет собой многообразие живых существ, различных организмов, материалов, природных элементов, стихий. Целостность этой структуры представляет собой глобальную экосистему,

Бабочка траурница принадлежит к чешуекрылым насекомым семейства нимфалид. Русское название она получила благодаря своей темной окраске. Крылышки насекомого могут быть темно коричневого или те

Доклад Леонардо да Винчи 4, 7, 8 класс, кратко

В истории мирового искусства особенно примечательна эпоха Возрождения, богатая прекрасными творческими талантами. Одним из них был итальянский художник Леонардо да Винчи, родившийся в окрестностях небольшого городка Винчи. В возрасте 14 лет он переезжает во Флоренцию, где отец отправляет мальчика в мастерскую Андреа Верроккьо, знаменитого местного архитектора, скульптура и профессионального педагога. Леонардо сразу же проявил свои уникальные способности. Он постоянно носил с собой блокнот, где делал зарисовки холмов и полей, траву и просто лицо юной красавицы. В своих ранних трудах, таких как «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» художник предстал перед нами как великолепный мастер, изобразивший образы женщины и ее дитя, отражая в них множество световых оттенков.

Вскоре Лодовик Сфорц, правитель Милана приглашает Леонардо к себе, где дает ему заказ на выполнение памятника из бронзы своему отцу. Над этим произведением мастер трудился очень долго, однако при взятии города французскими войсками, памятник был разрушен. Также был нанесен вред фреске «Тайная вечеря», которая была расписана маслом на стене, где трапезничали монахи, обители Санта-Мария деле Грацие. Именно здесь великий творец изобразил момент последней трапезы Христа со своими учениками. До сих пор, это творение, даже в полуразрушенном состоянии впечатляет очень сильно.

Всеми известная картина «Джоконда» стала особенным символом эпохи возрождения. Одухотворенное лицо и таинственная улыбка Моны Лизы до настоящего времени поражают зрителя. Предполагают, что портрет писался Леонардо со своего образа. В последние годы жизни художник много скитался по миру. К сожалению он разделил судьбу многих гениев, которые не могли применить свой талант . В 1517 году он останавливается во Франции, где начинает трудиться при дворе короля Франциска. Леонардо да Винчи скончался в 1519 году в замке Клу близ Амблуа.

До нас дошло лишь небольшое количество полотен этого творца, но помимо этого мы можем познакомиться с его чертежами, проектами машин. Эти факты говорят нам о том, что Леонардо имел множество разносторонних интересов, и был одаренным человеком, что оказало большое влияние на европейскую культуру.

Сообщение Леонардо да Винчи доклад

Леонардо да Винчи посчастливилось стать одним из самых выдающихся людей эпохи Возрождения. Этот человек был замечательным скульптором, живописцем, архитектором, но самое главное – он был удивительным изобретателем и ученым. Будущий великий гений родился в небольшом поселке в 1452 году. Его мать и отец не состояли в браке, так как были из разных социальных кругов. Отец работал нотариусом, и жил достаточно хорошо. А мама была просто обычной крестьянкой. Некоторое время маленький Леонардо жил с матерью, после его к себе забрал отец, и мальчик воспитывался в семье состоятельного нотариуса. Юноша увлекался многими вещами, он любил открывать новое, познавать неизведанное. Да Винчи приходит идея поступить в помощники к одному флорентийскому художнику. И он воплощает эту идею в жизнь. Уже через 10 лет Леонардо присваивают квалификацию мастера. Все свое свободное время молодой Леонардо посвящает только написанию картин. Именно это и стало началом его творческого пути.

Из-за того, что Леонардо был внебрачным сыном влиятельного человека и крестьянки, в жизни ему было очень трудно. Он всего добывался самостоятельно, многие осуждали и не поддерживали его начинания. Стоит заметить, что время, в которое он жил, не слишком признавало его. Во Флоренции его ценили за музыкальные способности, и умение изготавливать интересные музыкальные инструменты. В Милане его воспринимали как пробивного инженера и человека, умеющего создать праздник. Несомненно, нам Леонардо да Винчи известен сначала как художник, но он все же считал себя ученым, а потом уже скульптором и художником. Хоть в живописи он работал не долгое время, все же его вклад играл важную роль для будущих поколений. Именно да Винчи была создана новая живописная техника, он первым показал рассеяние света в воздухе, перенеся это на холст.

Леонардо да Винчи был не менее выдающимся конструктором. Он создал на то время удивительные проекты, многие из которых были воплощены в жизнь только в следующих столетиях. Он словно опередил свое время. Да Винчи очень увлекался полетами, он изучал птиц, парящих в воздухе, и хотел создать такой аппарат, который будет парить как те птицы. Таким образом, Леонардо создал идею об аэроплане. Так же он составил схему будущего телескопа. Многие полагают, что именно да Винчи разработал схемы многих изобретений, таких как велосипед, парашют и даже прожектор.

Леонардо да Винчи был талантливым человеком, он был талантливым во всем. Кроме живописи и проектирования, его интересовало строение человека. За свою жизнь он сделал много заметок и описаний тела человека. Он проводил вскрытия не только животных, но и людей. Современные специалисты считают, что для того времени описания да Винчи были слишком подробны и точны. Все свои увлечения и навыки Леонардо да Винчи подробно описывал в дневнике, который не переставал вести. А увлекался он, как известно, многими вещами.

В своем творчестве он всегда отыскивал новые решения возникающих проблем. Почти всегда Леонардо находился в каком-то творческом поиске. Старался экспериментировать с оттенками цвета и даже соединениями красок. Самой ранней работой творца стала картина «Мадонна с цветком». Картина отчетливо описывает всю прелесть радости и любви материнства. Все контуры переданы четко и правильно. Вершиной творчества Леонардо да Винчи стала фреска «Тайная вечеря». Данный шедевр поражает не только сюжетом, но и точностью, переданной автором. Еще одна не менее знаменитая картина, которая оставила след в творчестве да Винчи, стал портрет «Джоконда». Даже сегодня это удивительно редкий шедевр искусства.

Леонардо да Винчи всегда останется гением своей эпохи, да собственно говоря, не только своей. Второго такого выдающего человека мир больше не знал. Ему трудно приходилось, многие свои проекты да Винчи создавать годами, он не спешил, и никуда не торопился. Ушел из жизни выдающийся человек 2 мая 1519 года. Но его творения были признаны и запечатлены, как лучшие из лучших, особенно для того времени.

4, 7, 8 класс по истории, кратко

Леонардо да Винчи

Популярные темы сообщений

Когда мы отправляемся на прогулку в лес, мы можем встретиться со многими опасностями. Некоторые животные и птицы встречают гостей своего “царства” не очень дружелюбно. Такой считается степная гадюка. Это самый типичный житель степной зоны,

Сурикатов относят к хищным млекопитающим из семейства мангустовые. Основными ареалами данного вида являются Южная и Юго-Восточная Африка, Ангола и Ботсвана. Обитают в пустынях, полупустынях и саваннах Калахари, Карроо.

Часто люди думают, что красное дерево – это конкретное дерево, которое по каким-то причинам так называют. На самом деле это не так. Название относится ко всем деревьям, которые имеют красную древесину. Это сборное название,

Леонардо да Винчи – сообщение доклад

Введение

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность , как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции ; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого Леонардо.

Мадонна с цветком

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XY в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.

Работа над Тайной вечерей

Милан, 1498 Тайная вечеря Леонардо да Винчи завершил работу над Тайной вечерей, фреской, заказанной ему миланским монастырем Санта-Мария делле Грацие и начатой в 1495 г. Тайная вечеря принадлежит к самым известным произведениям мировой живописи. Художник изобразил момент, когда Христос говорит: «Один из вас предаст меня». Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Чтобы медленно и тщательно работать над фреской, Леонардо использовал новую технику. Так как обычная техника требовала быстрой работы, Леонардо экспериментировал с темперой на основе казеина и яичного белка, нанося краску на загрунтованную клеем и гипсом стену трапезной. Однако новая техника оказалась ненадежной, и первые повреждения появились уже через 20 лет после написания Тайной вечери.

Читайте также:  Писатель Аристофан. Жизнь и творчество

Портрет Моны Лизы

Флоренция, около 1503Джоконда Леонардо да Винчи завершил портрет Моны Лизы, по преданию, жены известного флорентийского вельможи Франческо дель Джокондо. Юная красавица воплощает гуманистический идеал женственности и красоты. Необычайная глубина и значительность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи.

Леонардо — титан Возрождения

Леонардо — титан Возрождения В замке Клу около Амбуаза 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет умер Леонардо да Винчи, художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. В своей теории живописи Леонардо создал тесный сплав между искусством и наукой, рассматривая «познание» в одной плоскости с «видением». Внебрачный сын богатого нотариуса, Леонардо в возрасте 15 лет поступил учеником к флорентийскому скульптору и живописцу Верроккьо. В 1472 г. он был принят в цех живописцев и работал во Флоренции до 1481 г. Уже в ранних работах проявилось его новаторство как художника. Он углубил психологическое содержание картины, разработал гармоническую композицию; первым стал передавать глубину пространства не только путем линейной перспективы, но и с помощью изображения самого воздуха, как бы обволакивающего предметы дымкой («сфумато», от итал./и/ио — дым).

Приглашен к миланскому двору

В 1482 г. Леонардо был приглашен к миланскому двору, где проработал вплоть до 1499 г. В течение двенадцати лет он работал над созданием эскизов для колоссальной конной статуи Франческо Сфорца. В Милане были созданы два произведения, которые прославили Леонардо как живописца: Мадонна в скалах и Тайная вечеря. 1500—1507 гг. Леонардо проводит в непрестанных переездах (Флоренция, Мантуя, Венеция, Милан, Рим). Много времени он посвящает изучению анатомии человека, сам проводит вскрытия трупов в морге госпиталя Санта Мария Нуова ; кроме того он выступает в качестве консультанта по фортификации в свите Чезаре Борджа. Во Флоренции им были созданы такие шедевры, как Мона Лиза (Джоконда) и Св. Анна с Марией и младенцем Христом. В 1507 г. По приглашению французского наместника Шарля д’Амбуаза Леонардо переезжает в Милан, где наряду с живописью занимается архитектурой и техникой. Как ученый и инженер Леонардо обогатил проницательными наблюдениями все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний.

Работая во Флоренции , Леонардо не находил применения своим силам ни как ученый-инженер: ни как живописец : изысканная утонченность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо ( 1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет , но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.

Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников.

Мадонна в гроте

До нашего времени дошли живописные Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 г.г.) . Живописец отошел от традиций XY столетия: в религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность. В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос , благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопрекосновенный ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающий их средой . Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине – типичный для Леонардо пейзаж в целом фантастически таинственный. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой , придающей им особую мягкость. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.

Мадонна с младенцем

В Милане по видимому мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина.Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой , еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя.

Пора скитаний

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во Флоренции. Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как «Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Небольшой окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что ,по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса . Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный «Джоконде», сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

Произведения, наделенные странной таинственной и магической силой

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой . Объяснить это трудно, описать не возможно . В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы . Она , по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы : который поднял ее образ на недосягаемую высоту.

В последние годы жизни Леонардо да Винчи мало работал: как художник . Получив приглашение от французского короля Франциска 1, он уехал в 1517 г во Францию и стал придворным живописцем . Вскоре Леонардо умер. На автопортрете – рисунке (1510-1515 г.г.) седобородый патриарх с глубоким скорбным взглядом выглядел гораздо старше своего возраста.

Заключение

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи ,зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования , уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки , оказали огромное влияние.

Леонардо да Винчи (1452-1519) скачать реферат

Леонардо да Винчи – сообщение доклад

3. Творчество Леонардо да Винчи.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

7. Список литературы.

1. Введение.

С каждым годом личность Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci , 1452 – 1519) вызывает всё больше интереса у исследователей, искусствоведов и любителей искусства. Издаются новые книги, снимаются фильмы – документальные и художественные. Даже представители различных мистических течений представляют свои версии относительно жизни и творчества этого художника, действительно оставившего немало загадок. Более того, в науке ответвилось даже отдельное направление, занимающееся исключительно наследием Леонардо да Винчи.

Продолжают открываться новые музеи Леонардо, в разных точках мира организовываются специальные тематические выставки, а к «Моне Лизе», находящейся в Лувре, каждый день выстраиваются толпы желающих увидеть шедевр вживую.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что вокруг личности универсального человека, известного всему миру под именем Леонардо да Винчи – живописца, архитектора, скульптора, музыканта, естествоиспытателя, учёного и изобретателя – перемешались исторические факты, научные открытия и вымышленные истории с налётом мистицизма.

Нераскрытость, нераспознанность, неоднозначность данной темы делают её актуальной, и эта актуальность со временем увеличивается. Кроме того, художественная притягательность творчества да Винчи заставляет обращаться к нему снова и снова.

2. Биография.

Леонардо да Винчи родился в селении Анкиано, расположенном недалеко от городка да Винчи, в 1452 году. Анкиано – затерянное место у подножия Альп, но отмеченное великолепными и в чём-то таинственными пейзажами, которые будут будоражить душу будущего гения.

Леонардо был внебрачным сыном Пьеро да Винчи – потомственного нотариуса, проявлявшего, несмотря на обстоятельства рождения, заботу о мальчике. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей), и рисования, и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, – высшая форма творчества. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу – художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 – 1488), тот испытал настоящее потрясение. Его совет был таков: мальчик должен стать живописцем, посвятить себя исключительно этому занятию.

В 1646 году Леонардо становится учеником Вероккьо в его мастерской во Флоренции. В скором времени он затмевает своего учителя. В дальнейшем Леонардо суждено неоднократно потрясать людей своим мастерством. Пример тому – щит Медузы, который один из друзей отца попросил украсить его. Щит получился таким, будто действительно принадлежал мифическому персонажу. Этот эпизод очень подробно описан Дж. Вазари.

Возвращаясь к занятиям в мастерской Вероккьо, необходимо отметить, что наставник Леонардо был прогрессивным человеком. Он не признавал плоскостного изображения, присущего Средневековью, и стремился к возрождению традиций Древнего Рима и Древней Греции.

Мастера, подобные Вероккьо, следовали концепции подражания природе, что требовало владения перспективой – воздушной и линейной, знаний светотехники. Постичь это не представлялось возможным без начальных знаний точных наук. Всему этому и учился Леонардо в мастерской Вероккьо параллельно с рисовальной техникой, обучением скульптуре, получением навыков работы с металлом, гипсом и кожей.

В 1472 году Леонардо, которому на этот момент было всего двенадцать лет, стал членом Гильдии художников Флоренции. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк.

Художник был вынужден искать покровителей, выполнять заказы, и все эти трудоёмкие заказы приходилось совмещать с творческими исканиями, потому прошло десять лет, прежде чем Леонардо удалось занять место придворного скульптора у герцога Сфорца в Милане. В этом городе да Винчи провёл семнадцать лет, где усовершенствовал свой талант изобретателя и скульптора. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении, и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т.д. Многие технические изобретения, которыми мы сейчас пользуемся, первым придумал именно да Винчи, но по каким-то причинам не смог воплотить в жизнь. Но они остались на его бесчисленных чертежах.

В 1499 году художник уехал из Милана. В это время шла война, и Милан оказался захваченным французами. Сфорц сбежал за границу, и Леонардо пришлось скитаться, переходя с одного места на другое. Так продолжалось вплоть до 1503 года, пока он вновь не вернулся во Флоренцию.

В этом городе он начинал свою карьеру как обычный подмастерье, а вернулся зрелым мастером, уже начавшим писать «Джоконду». Однако через несколько лет Леонардо вновь уехал в Милан, получив место придворного живописца короля Людовика XII (Louis XII, 1462 – 1515), который сумел получить власть над всеми северными регионами Италии.

Некоторое время да Винчи вёл странствующий образ жизни, переезжая из Милана во Флоренцию и обратно. Но в 1513 году он попадает в Рим в связи с возникновением в его жизни нового важного покровителя – Джулиано Медичи, который приходился братом Льву Х (Leo PP. X, 1475 – 1521). Три года, проведённые в Риме, да Винчи большей частью посвятил науке, различным экспериментам, выполнял инженерные заказы.

Последние годы жизни Леонардо провёл во Франции. Туда он приехал по приглашению Франциска I (François Ier, 1494 – 1547), который стал новым французским королём. Прославленный художник, ставший обитателем замка Кло-Люсе, был серьёзно болен (паралич правой руки и другие заболевания), но, тем не менее, продолжал занятия рисованием и работу с многочисленными учениками. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года. Смерть мастера, как и его жизнь, оказалась связанной с легендами, подтвердить или опровергнуть которые ещё предстоит.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

Если измерять художественное наследие да Винчи в количественном отношении, то оно не очень велико. По мнению исследователей, причина этому послужила не занятость другими науками и искусствами, а очень большая строгость к самому себе. Мастер попросту не был доволен своими живописными творениями, и в каждом полотне стремился к совершенству.

Первый флорентийский период деятельности да Винчи отмечен стремлением попробовать свои многочисленные дарования в различных областях – архитектуре, проектировании, инженерии. В этот же период он написал и одну из самых замечательных своих полотен – «Мадонна с цветком» (1478 – 1480, Эрмитаж).

Атмосфера картины скорее скромная, камерная, чем торжественная. Леонардо обращается к теме, которая волновала и его предшественников и современников, неоднократно перерабатывалась ими. Эпоха Ренессанса внесла в эту тему особый нюанс: в образе Богородицы художники Возрождения видели не Царицу Небесную, не олицетворение высших сил, а утончённое, лирическое воплощение материнства и расцветшей женской красоты.

Читайте также:  Жизнь и творчество Ивана Тургенева

На протяжении семнадцати лет (с 1483 по 1500 гг.), т.е. в миланский период, да Винчи активно творил. Это был самое плодотворное время в его жизни. Именно в Милане художник создал свои шедевры – «Мадонну в гроте» для монахов-францисканцев и «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.

Впервые в живописи XV – XVI вв., благодаря да Винчи, пейзаж утверждается как одушевлённое начало, способное органически переходить в идейно-художественный замысел картины. В нём запечатлеваются эмоционально значимые элементы природной среды. Этот приём мы наблюдаем и в «Джоконде», где необычный – «лунный» пейзаж выступает не в качестве фона, декорации, а вступает в сложные сюжетно-психологические взаимоотношения с объектом, изображённым на полотне.

«Мадонна в гроте» (1485, Лувр) – одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Сюжет составляет библейская история об Иоанне, который встретил в пустыне Богоматерь с младенцем Христом, возвращающихся из Египта. В мрачном, образованном нависающими скалами гроте сидит среди цветов печальная Дева Мария с Христом, ангелом и младенцем Иоанном. Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Средствами живописи Леонардо удалось воплотить фантастическое впечатление таинственности, многозначительности единства природы и человека.

В трапезной миланского монастыря в 1495 – 1498 гг. да Винчи написал фреску «Тайная вечеря». Благодаря этому реальное пространство трапезной иллюзорно расширилось, посредством правдиво выписанных окон соединилось с окружающим миром.

Секрет обаяния «Тайной вечери» в сдержанной благородной простоте, в ней нет ничего случайного, детали внимательно продуманы, частности служат выполнению смысла целого. Апостолы за трапезным столом в волнении, источник которого – неподвижная фигура Христа в центре композиции. Учитывая усовершенствованный им принцип золотого сечения, мастер с математической точки зрения просчитал положение каждого из учеников. В этой фреске жизненная правда сочетается с предельной степенью образного обобщения.

Мастер создал ещё ряд замечательных работ: «Мадонна Бенуа» (1478, Эрмитаж), «Св. Анна» (1508 – 1510, Лувр), которую современники признали истинным чудом; «Иоанн Креститель» (1513, Лувр), на которой святой изображён со странной лукавой и даже грешной улыбкой. Всё это – тайное и непостижимое пространство Леонардо.

Следует отметить, что он был прекрасным рисовальщиком, делающий тысячи набросков с натуры и по памяти. Он рисовал людей, животных и странных чудовищ, создавая порой фантасмагорические сюжеты. Сохранился и автопортрет мастера, написанный в 1512 – 1515 гг. Лицо художника практически не сохранило следы красоты, о которой с восторгом сообщали современники. Опущенные углы рта, горестный взгляд, длинные седые волосы свидетельствуют об усталости и даже некоторой разочарованности.

Подлинная слава пришла к Леонардо, когда он выполнил статую Франческо Сфорца, сидящего на коне. Однако даже тогда изобилия заказов не случилось. Как и раньше, сорокалетний мастер искал место, в котором он мог бы применить все свои многочисленные умения и таланты. К сожалению, да Винчи так и умер в статусе придворного художника, над которым всегда возвышалась тень монаршей особы.

4. История знаменитых произведений искусства да Винчи.

«Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. К сожалению, она не дошла до современного зрителя в своём первозданном виде – полотно на сегодняшний день полуразрушено. Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками. Его стремление к максимальной выразительности привело к тому, что покрытие быстро повредилось. Ускорили процесс разрушения некачественные реставрации и наполеоновские солдаты, которые в 1796 году устроили из монастырской трапезной конюшню. От навозных испарений композиция заплесневела. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат – швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями.

Подобная жестокость была проявлена не к одной картине Леонардо, который вложил в свои творения гениальную одухотворённость и гигантский труд. Эти слова можно отнести и к «Тайной вечери».

Из воспоминаний современников можно узнать, что Леонардо призывал всех зрителей свободно выражать свои впечатления от картины. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине, и, схватив кисть, он начинал наносить мазки. Заканчивать работу мастер не торопился, чем вызывал раздражение настоятеля, который не мог постичь сути таинственного творческого процесса Леонардо да Винчи.

Тем печальнее и трагичнее кажется судьба «Тайной вечери», подвергшейся столь грубому вандализму. Но даже в таком виде она способна поражать и впечатлять своих зрителей.

В 1489 – 1490 Леонардо создал свой очередной шедевр – «Даму с горностаем» (Музей Чарторыйских, Краков). Есть предположение, что на портрете изображена Чечилия Галлерани, которая была любовницей герцога Миланского. Были найдены фрагменты переписки между Чечилией и Леонардо, в которой он обращался к ней как к возлюбленной, но больше доказательств по этому поводу не было обнаружено.

«Дама с горностаем» – удивительное творение. От прекрасного образа Чечилии будто исходит сияние, а линии и краски просто совершенны. Однако, несмотря на свою безупречность, «Дама с горностаем» ещё не являлась высшим достижением мастера. Ею стала «Джоконда» (ок. 1503, Лувр).

«Мона Лиза», возможно, самая загадочная картина в мире. Главная загадка полотна заключается в том, кто изображён на картине. Не меньше вопросов вызывает и выражение лица модели – её таинственная полуулыбка, влажный блеск глаз, нежный нос – все черты выдают в ней живого человека, а не нарисованное изображение. Дж. Вазари писал: «…Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной» [Вазари; 275].

Леонардо да Винчи и сам придавал этой картине огромное значение. С одной стороны, он не расставался с ней до конца жизни, начиная с того момента, как приступил к написанию. С другой стороны, в его многочисленных записях нет никаких упоминаний о работе над «Джокондой».

Эта неизвестность дала искусствоведам возможность предположить, что на портрете изображены герцогиня Мантуи Изабелла д’Эсте, Пачифика Брандано и даже мужчина – Джакомо Капроти. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Часть исследователей утверждает, что Джоконда – образ собирательный и искать в ней конкретную личность не стоит. Основная версия состоит в том, что это Франческо дель Джокондо Лиза Герардини, на что указывает и имя в названии портрета. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. Как и не могут они добиться точной разгадки того, в чём состоит необыкновенная притягательная сила этого полотна.

5. Ученики Леонардо да Винчи.

Одним из самых известных учеников Л. да Винчи был Салаи (Salai, 1480 – 1524). Салаи являлся также натурщиком у великого художника, и именно он позировал для полотна «Иоанн Креститель». Кроме того, искусствоведы полагают, что кисти Салаи принадлежит образ Петра и Павла в галерее Брера в Милане и некоторые копии с работ да Винчи, в частности, того же «Иоанна Крестителя».

Среди других учеников Леонардо да Винчи самым крупным живописцем традиционно считается Франческо Мельци (Francesco Melzi, пр. 1491 – 1570). Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет. Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Да Винчи был очень доволен успехами Мельци, мастерство которого достигло такого уровня, что его кисть практически невозможно было отличить от кисти маэстро. Поэтому да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. Мельци создавал картины под руководством учителя, когда тот уже не мог писать из-за паралича руки. Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия.

Джованни Пьетро Риццоли, или Джампетрино (Giampietrino, 1495 – 1549) также принадлежит к числу последователей и учеников великого живописца. Он относится к самым загадочным фигурам, связанных с личностью Леонардо да Винчи, сведений о нём очень мало. Полотна, подписанные его именем, отличаются высочайшим художественным качеством.

В число леонардесок (leonardeschi, ученики и последователи да Винчи) входит и Джова́нни Амбро́джо де Пре́дис (Giovanni Ambrogio de Predis, пр. 1455 – 1508). Его отличительной чертой считаются профильные портреты (например, портрет Массимилиано Сфорца), а также женские изображения.

Часть произведений Леонардо да Винчи довольно продолжительное время причислялись ещё одному его ученику – Бернардино Луини (Bernardino Luini, пр. 1485 – 1532). Этот художник был очень талантлив, однако ни он, ни кто- либо другой из леорнадесок не смог превзойти да Винчи, как он в своё время превзошёл Вероккьо.

Итак, Леонардо да Винчи охотно занимался с учениками, передавал им тайны своего мастерства, свои знания и опыт. Но его мастерство вышло за пределы его личной школой, и леорнадесками стали называть не только непосредственных учеников да Винчи, но и тех художников, которые просто переняли его стиль. Такова была сила художественного таланта Леонардо да Винчи – бесконечно одинокого и до сих пор не понятого до конца.

6. Заключение.

Итак, гений Леонардо да Винчи – явление непревзойдённое. В своём творчестве он органично соединил искусство и науку. Этот великий художник эпохи Возрождения оказался олицетворением поистине безграничных возможностей человеческой личности. Его практически сверхъестественные возможности восходили к провидению, к пересечению границ привычного.

Искусство Леонардо да Винчи даёт возможность современному человеку прикоснуться к высшему проявлению искусства, к его действительно божественным истокам.

7. Список литературы.

1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв/В.Н. Березина, Н.А. Лившиц. – Л.: Из-во Гос. Эрмитажа, 1963. – 380 с.

2. Богат Е. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I/Е. Богатко. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.

3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3./Дж. Вазари – М.: Искусство, 1970. – 650 с.

4. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

5. Варшавский А.С. Улыбка Джоконды/А.С. Варшавский// Варшавский А.С. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.

6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков/Б.Р. Виппер. – М., 1977. – 235с.

7. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995. – 288 с.

8. Гастев А. Леонардо да Винчи/А. Гастев. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.

9. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. 4-е изд./А.К. Дживелегов – М. Искусство, 1998. – 159 с.

10. Егорова К. Леонардо да Винчи/К. Егорова. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.

Доклад : “Леонардо да Винчи”

– Изучение биографии итальянского художника Леонардо да Винчи, жившего более 500 лет назад.

– Ознакомиться с биографией Леонардо да Винчи , создавшего произведения поразительной красоты;

– узнать о достижениях великого Леонардо как ученого и инженера;

– создать презентацию о жизни гения.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_leonardo_da_vinchi._-_kopiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леонардо да Винчи

«Какое чудо природы человек.»

Выполнил ученик 4 «Д» класса

МБОУ «СОШ» №3 с УИОП» г.Котовска

– Изучение биографии итальянского художника Леонардо да Винчи, жившего более 500 лет назад.

– Ознакомиться с биографией Леонардо да Винчи , создавшего произведения поразительной красоты;

– узнать о достижениях великого Леонардо как ученого и инженера;

– создать презентацию о жизни гения.

  • В чем гениальность Леонардо да Винчи?
  • Как может в одном человеке сочетаться, казалось бы, несочетаемое?
  • Что такое гениальность, и где её границы?
  • Собрать как можно больше информации о великом Леонардо.
  • Изучить собранный материал и проанализировать его.
  • Отобрать самые интересные факты о Леонардо да Винчи.
  • Постараться ответить на проблемные вопросы.

Леонардо да Винчи – великий итальянский художник ,живописец, скульптор, архитектор, учёный , изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Леонардо не имел фамилии; «да Винчи» означает просто «родом из городка Винчи» . Полное его имя – Леонардо ди сер Пьеро да Винчи то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил домашнее начальное образование: научился читать, писать, овладел основами математики и латынью.

Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.

Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он рисовал, писал и вычислял шутя. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался физическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова.

Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом.

Ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.

Леонардо как художник, скульптор и архитектор.

Уже первые его полотна – «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» – дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.

Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза»(1510), творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре.

До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франческо дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков склоняются к тому, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо.

Единственным недостатком картины является то, что Мона Лиза лишена бровей. Возможно, это результат излишнего усердия, с которым картину очищали в последующие века, а так же не исключено то, что натурщица могла сама их полностью выщипать, поскольку в те времена это было модно.

«Тайная вечеря» – фреска, выполненная на стене трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Еще в эпоху самого Леонардо она считалась его самой лучшей и знаменитой работой. Фреска была создана между 1495 и 1497 годами, но уже в течение первых двадцати лет своего существования, начала портиться.

Тема картины – момент, когда Иисус Христос объявляет своим ученикам, что один из них предаст его.

В живописи он работал немного, но успел внести огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Леонардо да Винчи сумел создать новую живописную технику. До него пейзаж на картине был вторичен, линия чётко очерчивала предмет, холст представлял собой раскрашенный рисунок. Леонардо же сумел увидеть и запечатлеть размытую линию, показать явление рассеяния света в воздухе.

Леонардо работал над ним 16 лет.

Создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель.

Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня.

В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.

В семидесятых годах XX века были запущены сразу два проекта репродукций коня Леонардо.

В случае первой статуи процесс затянулся и в сентябре 1999 г. по истечении 15 лет и потраченных 2,5 миллиона гигантская лошадь была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане (верхний снимок).

Другой результат реконструкции, финансировавшийся американским миллиардером Фредериком Мейером с 2002 года все желающие могут узреть в ботаническом саду мецената. Новый проект воссоздания ближе всего по параметрам к незаконченному оригиналу.

Леонардо как изобретатель

Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. При жизни же мастера признание получило только одно изобретение инженера — колесцовый замок для пистолета.

Особенно интересовали Леонардо проблемы полёта. Он детально изучал летательный механизм птиц разных пород, был уверен, что изобретёт-таки выдающийся летательный аппарат. Первая идея аэроплана принадлежит именно ему.

Руке выдающегося учёного своего времени принадлежит и схема зрительной трубы (телескопа).

Величайший ученый своего времени, Леонардо да Винчи обогатил догадками и наблюдениями почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя стольких лет после его рождения.

Он создал проект водолазного костюма, акваланг, устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам, спасательный круг, перепончатые перчатки, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля.

Исследователи доказали, что именно Леонардо да Винчи принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, пулемет и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

Медицина и анатомия

Немало интересовало этого талантливого человека и строение человеческого тела. За свою жизнь Леонардо сделал тысячу заметок и рисунков, посвящённых анатомии, но издать их ему так и не удалось. Мастер делал вскрытие животных и людей, описывал строение организма в мельчайших деталях. Специалисты утверждают: эти записки Леонардо настолько уникальны, что опережают своё время на триста лет.

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины опыт и противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью; а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти.

– Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

– Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».

– Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

– Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса)[17]. Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»[18].

– Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

– В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Леонардо оставил после себя огромное количество чертежей, рисунков и дневниковых записей.

Записи отражают колоссальную работу, проделанную пытливым умом, никогда не знавшим покоя.

  • В ходе проведения данной работы удалость показать, что самое удивительное свойство Леонардо да Винчи –это УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ.
  • Этот необыкновенный человек все знал и все умел – все, что знало и умело его время, кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не помышляли.
  • Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.

Биография Леонардо да Винчи

Детство и образование

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
  • Леонардо да Винчи сделал огромный вклад в инженерию и гидравлику, ученый изобрел велосипед, колесцовый замок, прожектор, катапульту и др.
  • Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
  • Жизнь Леонардо да Винчи, биография которого была полна невероятных событий, описана многими известными авторами – Д. Мережковским, В. Зубовым, М. Ландрус, Р. Джакоббо, А. Гастевым и др. Многие из книг о художнике были созданы для детей.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Ссылка на основную публикацию