Ломоносов – сообщение доклад

Реферат: Ломоносов М.В. (Доклад)

М. В. Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой ) Ломоносовых.

Годы прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

Михаил Васильевич гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа севера , богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

В 1749 году на публичном заседании Академии Наук Ломоносов выступил с речью, в которой он не забыл отдать должное отважным мореплавателям – труженикам: «искусный мореплаватель, – говорил он, – не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшей тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха, смотрит на восстающие тучи, исчисляет расстояние от берегов, меряет глубину моря и от потаенных камней морей блюдется.»

После 30-ти с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 году при составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту района, прилегающего к его родным местам.

Воспоминание далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого. В 1721 году отец женился на Федору Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако со второй женой он прожил не долго: летом 1724 она умерла.

Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.

В 1763 году, составляя «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, «Сие приметил я по всему берегу Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова».

В 1761 году он писал в сенат о «великом множестве» разных минералов ,руд, дорогих металлов и камней, не только скрытых в недрах.

Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать.

В 1757 году в сатирическом стихотворении «Гимн бороде» он высмеял старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения.

Страсть к науке ,тяжёлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года когда ему 19 лет .Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная ,что только в трёх городах России- в Москве ,Киеве и Петербурге – можно овладеть высшими науками ,и свой выбор он остановил на древней столице.

С помощью земляков Ломоносов получил паспорт на руки от Холмогородской канцелярии. Ломоносов не мог выехать в Москву до1731 года. И он ждал подходящего случая чтобы уехать. В1730 голу Ломоносов узнал об отправлении очередного отправления каравана с рыбой. Он взял у соседа три рубля и 9 октября 1730 года он ушёл из дома.

В 1731 году начался новый период в жизни юного учёного – его трудный путь в науку. В Москве находилась «Славяно-греко-латинская академия». Но свой выбор Ломоносов остановил на Математико -навигационной школе , именно в ней он начал своё образование.

Но этого Ломоносову показалось мало. И в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в «Славяно-греко-латинская академия» и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю.

В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких.

На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелое воспоминание о бедствиях, которые он испытал в годы учения: «жалование в 6 низших школах получалось 3 копейки на день, в седьмой – 4.», – писал он в 1745 году.

Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом. В сентябре 1731 года истек срок паспорта, и с этого времени ученик считался в бегах. В 1753 году Ломоносов писал о своей учебе: «обучаясь в школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти неопределенную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство, которое он для меня кровавым потом добыл и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и кваса, прочее – на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

Ломоносов пришел в Академию наук, когда вступил во второе десятилетие своей деятельности. В начале января 1736 года прибыла еще одна группа учеников, чтобы пополнить гимназию. Среди них был 24-х летний Ломоносов. В первые дни в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на питание. Только в середине января им разрешили жить в покоях при Академии наук. И с конца марта 1736 года Ломоносов и остальные воспитанники поселились на первой линии Васильевского острова.

В 1735 году возникла необходимость направить из Академии во 2-ю камчатскую экспедицию в Сибирь в помощь уехавшим в 1733 году ученым еще двух профессоров.

Учитывая недостаточную подготовку студентов в общих предметах, решено было сначала направить их в Марбургский университет к известному ученому Христиану Вольфу, который в 1725 году был избран почетным членом Петербургской Академии. Все приготовления к отъезду были закончены в середине августа 1736 года. Студентам предстояло морем прибыть в Германию. Однако отъезд откладывался из-за финансовых затруднений. Только 8 сентября Ломоносов отплыл из Петербурга, но из-за сильного шторма корабль вынужден был вернуться назад. И, наконец, 23 сентября они отплыли и 3 ноября 1736 года они прибыли в Марбург.

В начале 1736 года Ломоносов Виноградов и Гейзер поселились в Германии где им предстояло провести несколько лет. И им стал известный учёный Вольф. Свои занятия Ломоносов начал с курса лекций теоретической и практической химии у профессора медицины И. Конради.

С помощью Вольфа русские студенты приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курсы различных лекций. В 1737 году русские студенты проявили живой интерес к занятиям естественной историей, что не предусматривалось немецкой системой образования.

В 1754 году незадолго до смерти Вольфа ,Ломоносов хотел в свет свою точку зрения о «монадах».В Марбурге Ломоносов с1736 до середины 1739 года, слушал курс римского красноречия. Жизнь русских студентов постоянно осложнялась задержкой пересылки денег на их содержание. В был доволен успехами Ломоносов и в 1738 году писал в Петербург: «У Ломоносов, по – видимому ,самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться.»

В Марбурге Ломоносов начал собирать личную библиотеку .Осенью 1738 года он к рапорту в Петербург приложил список собранных книг.

И в 1739 году Вольф сообщил Петербург ,что студенты прослушали у него весь курс лекций. Грустно было Ломоносов расставаться с городом в котором он провёл почти три года полных работы и веселья. Пять понадобилось студентам чтобы добраться до Фрейбурга., 14 июля 1739 года они прибыли в Фрейбург.

Летом 1739 года Ломоносов со своими товарищами прибыл известному учёному Ганкелю. Обучение студентов Ганкель начал с минералогии и металлургии. Наблюдательному Ломоносов бросилась в глаза разносторонность обучения. Во время обучения во Фрейбурге будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного дела, познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим исследованиям.

В 1739 году Ломоносов написал большое литературное произведение «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».

Из-за ссоры с Ганкелем Ломоносов оставил свои вещи товарищам и покинул Фрейбург. Но Ломоносов покинул не только из-за Ганкеля и как он писал в 1740 «мне не только нечего было есть ,но и нечему было более учиться: пробирное искусство я уже изучил ;химия была закончена.»

Живя в Марбурге в доме тёщи Ломоносов самостоятельно изучал точные науки. И осенью через Франкфурт Ломоносов прибыл Гаагу, к посланнику А. Г .Головкину. И не находит у него поддержки. Всё лето Ломоносов скитался по Германии.

Из Марбурга Ломоносов добрался до Любека, а оттуда кораблем приплыл в Петербург и пришел в Академию.

Академия тогда переживала трудные времена. Ломоносов числился студентом и не мог получить должности. В декабре 1741 года он написал работу «Элементы математической химии». В августе того- же года он пишет «Физико – химические рассуждения о соответсвтее серебра и ртути.

1 января 1742 он был назначен адъютантом академии. Ему понадобилась химическая лаборатория и ,в 1742 он заработал проект лаборатории.

За 18 в академии не было не одного нового русского профессора и на места новых профессоров предложили Ломоносова и Теплова.

В 1743 году столкновение Ломоносова с Вейнсгеймом оставило трагичные последствия. На Ломоносова была послана жалоба о «недостойных поступках». Ломоносов был арестован. И в течении восьми месяцев с мая1743 до середины января 1744 когда он и был освобождён.

С начала 1744 года Ломоносов начал свою великую творческую ,которой он занимался до конца жизни.

14 июня 1745 года Ломоносов представил свою десертацию «О металлическом блеске.». Чуть позже он писал «Довольно известно ,что химические эксперименты к исследованию натуральных вещей и к приращения художеств весьма полезны»

В 1746 году началась постройка химической лаборатории ,по указу академии. В лаборатории Ломоносов проработал более десяти лет.

В 1752-1753 годах Ломоносов добился от правительства разрешения на постройку стекольного завода в деревне Усть-Рудица , специальной фабрики цветного стекла.

В марте 1751 года Ломоносов получил чин6 класса. В 1757 году был назначен советником канцелярии ; с 1758 года стал руководителем географического общества; с 1760 года в его ведении университет и гимназия академии.

В последние десять лет жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки. И в 1745 году выступил инициатором создания русского университета и составил оригинальный план университета. 26 апреля 1755 года состоялось открытие Московского университета.

Критикуя систему управления в 1747 году ,им были написаны большое количество проектов и предложений по организации науки.

В 1759-1760 годах Ломоносов разрабатывает план объединенного академического центра .Речь шла о построй 14 корпусов где располагались бы все здания академии.

Своё мнение о начальном и среднем образование Ломоносов изложил в проекте устава гимназии.

Ломоносов разрабатывает структуру управления Петербургского университета. И расширят систему образования, вводит новые предметы. В 1819 году после смерти Ломоносов состоялось открытие Петербургского университета.

Привлекает идея Ломоносова – создать в России научное учреждение , в котором занимались бы востоковедением .

Ломоносов в 1742 году составил программу обучения для студентов изучающих горные породы.

В 1760 Ломоносов был избран почётным членом Швейцарской академии.

Читайте также:  Писатель Николай Алексеевич Островский. Жизнь и творчество

В 1757 году Ломоносов вынужден был оставить химическую лабораторию и химическую кафедру. В 50-х годах Ломоносов много и напряжённо работал. И в 1762 году Ломоносов подаёт прошение об увольнении.2 мая 1763 года он был уволен с званием статского советника .

Ещё осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносов появились первые признаки болезни. Поэтому он много недель не мог работать. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и Ломоносов принялся за работу. В 1765 года Ломоносовснова заболел.4 апреля 1765 года в 5часв вечера на 54 году жизни умер, в последствии простуды которую он получил.

М.В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 — 4 (15) апреля 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский выдающийся ученый, профессиональный исследователь природы: физик, химик, географ, металлург, математик и астроном. Ему также принадлежит честь быть обновителем русского языка, на котором он написал много замечательных произведений: стихи, оды, драмы, научные сочинения. Уже в 34 года он становится первым русским академиком. Его разностороннюю деятельность можно по всеохватности интересов сопоставить разве что с деятельностью ученых эпохи Возрождения.

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка, недалеко от села Холмогоры. Отец мальчика занимался рыбным промыслом. Когда Мише исполнилось десять лет, отец стал брать его собой. Морские путешествия закалили характер мальчика и развили в нем решительность и самостоятельность. С другой стороны, сильным было и влияние рано умершей матери. В 1722 году она, образованная дочь дьякона, начала учить сына грамоте. К 14 годам Михаил прочел все книги, которые ему удалось достать: «Арифметику», «Славянскую грамматику» и «Псалтырь». Но этого подростку было мало. Жажда знаний стала его определяющей страстью-мечтой, которая не угасала на протяжении всей жизни. Решительный северный характер дал себя знать: в 19 лет он, бросив родных, тайно отправился в Москву. Дело было в декабре 1730 года, когда стояли страшные морозы. Беглец специально выбрал эту пору: догонять его поостереглись – боялись замерзнуть. А он не побоялся и с рыбным обозом в начале 1731 года пришел в Москву.

15 января 1731 года, скрыв свое крестьянское происхождение, он поступил на учебу в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Здесь Михаил проучился четыре года, после чего год слушал курсы в Киево-Могилянской академии. Ломоносов был в числе первых учеников, и 12 января 1736 года его зачислили студентом в Санкт-Петербургский академический университет, а 4 октября 1736 года Михаила, как лучшего студента отправили в Германию для обучения горному делу и металлургии. Три года провел он в университете города Марбурга и еще год (до 1740) обучался горному делу у профессора И.Ф. Генкеля. В этом же году он женится на дочери своей квартирной хозяйки – Елизавете-Христине Цильх. Когда закончилось свадебное веселье, Ломоносов решил вернуться на родину, поскольку разругался со своим учителем Генкелем, которого считал человеком очень недалеким. Однако в мае по пути в Россию под Дюссельдорфом Михаила Васильевича обманом забрили в прусские рекруты. Тем не менее, гордый северянин не смерился с судьбой и уже в октябре бежал и вернулся в Россию через Голландию. 8 июня 1741 года он был в Петербурге, где его определили в Академию наук и художеств. Спустя четыре года он уже профессор химии в этом научном заведении. В 1746 году он первым прочитал курс физики на русском языке (а не на латыни). После этого события, имевшего огромный успех, Ломоносов убедил руководство Академии наук в необходимости построить для него первую в России научно-исследовательскую лабораторию. В 1748 году лаборатория была готова. Здесь Ломоносов занялся исследованием состава стекла и фарфора. Он раскрыл византийский секрет изготовления смальты и тем самым возродил искусство мозаики. Здесь же, в химической лаборатории, Михаил Васильевич в 1752-1753 годах прочитал первый в истории России курс лекций по физической химии. Он даже задумал написать энциклопедический трактат, объединяющий всю химию и физику на основе атомно-молекулярной теории. В это же время ученый обосновал принцип сохранения материи и движения, исследовал электричество и силу тяжести. Ему удалось доказать, что на планете Венера есть атмосфера и описать происхождение некоторых полезных ископаемых и минералов.

В 1755 году по проекту Ломоносова был основан Московский университет.

Литература и русский язык – еще одна грань интересов великого исследователя. В 1755 году ученый завершает работу над «Российской грамматикой». В «Грамматике» Михаил Васильевич впервые различил «гражданский» русский язык и язык церковно-славянский. По мнению Ломоносова, в русском литературном языке из церковно-славянского должно быть сохранено только то, что живет в обиходе и понятно на бытовом уровне. Из книжного словарного запаса может быть полезным только то, что помогает толкованию абстрактных понятий, основной же частью русского литературного языка должна быть письменная и устная речь народа. Ломоносов и сам прилагал усилия для написания художественных произведений: «Оды на взятие Хотина» (1739); трагедий «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонта» (1752). Главная идея его творческих работ – необходимость развития в России науки и образования.

В 1757 году Ломоносова назначают Советником Академической канцелярии. Спустя год, круг его обязанностей расширился еще более. Теперь он – руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академического университета и гимназии при нем. Заниматься экспериментальной наукой становилось все труднее. Но Ломоносов не опустил руки и приступил к гуманитарным предметам, закончил работу над историей Древней Руси. Он доказывал, что норманны, основавшие Русское государство, были не скандинавами, а славянами из Прибалтики. Ломоносов повел настоящую войну против немецких профессоров, которые утверждали, что норманны были выходцами из Швеции.

За выдающиеся труды 30 апреля 1760 года Шведская королевская Академия наук избрала Ломоносова своим почетным членом. Через три года ученый был избран членом российской Академии трех знатнейших художеств, а в 1764-го – почетным членом Академии наук Болонского университета. Однако в это время Михаил Васильевич был уже тяжело болен. Он пытался продолжить научные изыскания, но силы покидали его. 4 апреля 1765 года великий русский ученый ушел из жизни.

Ломоносов – сообщение доклад

Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.

Будущий гений русской науки родился 19.11.1711 в селе Холмогоры (современная Архангельская область). Его родители были крестьянами, которые добывали пропитание свое семье морской рыбалкой. В детстве Михаил рано научился читать. Первые книги, прочитанные Ломоносовым, были о грамматике, математике и религиозный псалтырь.

Под новый 1731 год М.В. Ломоносов отправился в Москву для учебы, где, притворившись ребенком дворянина, поступил учиться в академию, где познавал азы всех наук того времени. Там он стал самым успешным учащимся, за что в 1735 г. был направлен на учебу в столичный университет. За великолепные достижения его уже через год послали учиться за границу в немецкие университеты, где он исследовал новейшие достижения науки того времени. Там же в Германии Ломоносов встретил свою будущую супругу.

Окончив получать образование в Германии, в 1742 г. М.В. Ломоносов возвратился в Петербург, где начал работать в Академии наук. В 1745 г. Он стал первым русским по национальности профессором химии в этой академии. Он также стал первым профессором, проводящим свои занятия на русском языке (раньше лекции читались только на латинском ли немецком языках). На следующий год, благодаря его содействию, в академию стали принимать талантливых учащихся семинарий. Кроме того, М.В. Ломоносов добивался распространения книжной продукции и обеспечения ее доступности студентам. Великий ученый также способствовал широкому применению достижений естественных наук на практике. На протяжении всей своей преподавательской деятельности Ломоносов также писал различные прогрессивные работы, посвященные его открытиям в сфере химии и физики.

В 18-м веке в России наука была доступна только привилегированным слоям населения, в связи с чем деятельность ученого была направлена на повышения количества учеником из народа. Также М.В. Ломоносов защищал достоинство народа Руси от нападок и унижений со стороны его немецких коллег. Ломоносов получил от правительства финансирование на строительство первой лаборатории для химических исследований в 1748 г. Преуспел великий ученый и в области астрономии, открыв наличие у Венеры своей собственной атмосферы.

Гений русской науки стал автором и проекта университета в Москве, который и по сей день носит его имя. Этот университет был построен и открыт в 1755 г.

М.В. Ломоносов избирался челном многих зарубежных академий наук, академии художеств и других научных сообществ.

15.04.1765 великий ученый скоропостижно скончался от пневмонии.

Вариант 2

В промежутке с 17 по 19 века существовало много великих людей, совершившие открытия, которые были важны для всего человечества. Порой один такой человек работал на несколько направлений: прозы и поэмы, теории и законы или вовсе новые элементы. Таким человеком принято считать и Ломоносова. Что же он сделал для нас, простых людей?

Биография Ломоносова

Вокруг Ломоносова ходили тайны и небылицы о том, как ученый рос в нищей семье, и вдруг, подпитываемый неизвестной силой, двинул в самый центр России! Естественно, все было не так. Что ж. Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 19 ноября в 1711 году в селе Ломоносово. Был единственным ребенком в семье, сыном купца в области рыбной торговли. Кстати, с 10 лет Михаил начал помогать отцу. Василий Дорофеевич Лермонтов – отец Михаила, был женат 3 раза. Первая, Елена Ивановна Ломоносова, мать мальчика, скончалась, когда Мише было 9 лет. Вторую жену, Феодору Михайловну Ускову, ждала та же участь. С третьей, Ириной Семеновной Корельской, частично везет. Частично в том плане, что для Ломоносова – младшего она была злобной мачехой. Любил читать с раннего детства.

Достигнув возраста юноши, Лермонтов сбегает из дома и отправляется в столицу России. Опять же, спорный момент. Лермонтов шел 1160 километров зимой! В планах Михаила было становление Славяно-греко-латинской академии. Проучившись в заведении 5 лет, Ломоносов изучил латинский язык и богословские книги.

Из-за скудной одежды Михаилу постоянно приходилось терпеть насмешки от одноклассников. Следующий этап – Академия наук, где Лермонтов успел проучиться всего год. Затем его отправляют на учения в Германию, но там у Лермонтова не срастаются отношения с наставником, и Лермонтов был вынужден покинуть заведение.

Научные открытия Ломоносова

Литература. В первую очередь, Ломоносов – писатель, и хороший, надо сказать. Ему принадлежат такие произведения, как: “ода, посвященная дню восхождения на российский трон Елисаветы Петровны”, “Бородино”, “Демон” и “Герой нашего времени”. И все они достаточно известны.

Химия. А вот теперь более интересная информация. Да, Лермонтов был и химиком. Кстати, именно он доказал, что химия – наука. Еще он дал химии правильное определение.

Физика. Опять же, Лермонтов ввел слово “физика”. Еще он создал теорию молекулярно – кинетического тепла и открыл закон термодинамики.

Ломоносов

Интересные ответы

Турецкая Республика, государство, расположенное в, основном, на Юго-Западе Азии, не является лидером среди стран ни по численности населения, ни по площади территории. Несмотря на это

Самый обычный безобидный костер способен затушить каждый человек. Но кто спешит на помощь, когда случается такое происшествие как пожар? Несомненно, они. Пожарные. Эти люди способны не только победить такую стихию как пожар

Синица является очень красивой и активной птицей. Она постоянно находится в движении и, обязательно, привлечет ваше внимание своим ярким внешним видом. Отличительная черта синицы

Пожаром называется неуправляемый процесс горения любых органических и некоторых неорганических веществ. Эта стихия может принести материальный ущерб и причинить вред здоровью людей и животных.

В мире многочисленное количество животных. И каждое из них приспособлено к той или иной среде обитания, а значит и есть многочисленные классификации этих самых животных.

Биография Юрия Коваля

Жены – Пестова Ия Николаевна, Дегтярь Наталья Александровна
Дети – Юлия, Алексей

Читайте также:  Жизнь и творчество Марка Твена

Коваль Юрий (09.02.1938 – 02.08.1995) – советский, российский писатель, поэт, автор детских произведений. Художник, автор песен, сценариев для мультипликационных фильмов. Неоднократно награждался премиями крупных конкурсов.

Юные годы

Юрий Иосифович появился на свет в Москве в семье милиционера и врача. Его отец руководил столичным розыском, мать трудилась главным врачом подмосковной клиники для психических больных. У Юрия был старший брат Борис, детские годы в основном прошли в Поливаново, где работала его мать.

Уже в школе в качестве развлечения мальчик начал сочинять стихотворения вместе с одноклассниками. В 1955 году поступил в пединститут в Москве на литературное отделение, которое впоследствии переименовали в историко-филологическое. Во время учебы среди его приятелей были Ю. Визбор, Ю. Ким, П. Фоменко и др. Студентом стал писать рассказы. Первые из них, «Дождь» и «Заяц», в 1956 году оказались на страницах вузовской газеты «Ленивец», автор получил за свои труды премию.

Коваль в 60-х годах

Окончив вуз, стал дипломированным преподавателем русского языка, истории, литературы и изобразительного искусства. По распределению был направлен в деревню Емельяново Татарской республики. Проработал в местной школе до 1963 года, обучал детей разным предметам, помимо своего профиля преподавал также географию и пение.

Расцвет литературного творчества приходится на начало 60-х годов. Тогда из-под пера Коваля вышло достаточно много рассказов и стихотворений, так и неопубликованных впоследствии. Юрий Иосифович использовал свой дар на школьных уроках, например, придумавал диктанты по русскому языку в форме забавных стихов.

По возвращении в Москву познакомился с Ю. Домбровским и показал ему свой рассказ. Тот был настолько впечатлен, что сразу отправил его в журнал «Новый мир», однако там публиковать его отказались. С этого времени Коваль и определился с детским направлением своего творчества. Впервые его детские стихи в 1966 году были опубликованы в двух книгах. В 1967 и 1969 годах вышли еще два сборника стихотворений.

Поначалу в столице он работал учителем школы, после в течение полугода в издании «Детская литература». Прозаические произведения начал писать, находясь в поездке за границу от издания «Мурзилка». К этому времени относятся рассказы «Алый», «Елец» и др. В 1970 году вышел сборник его рассказов «Чистый дор» о жизни в любимом писателем селе Вологодской области.

Литературное творчество в 1970-1980 годы

После выхода «Чистого дора» Коваль решил каждый раз писать произведение в новом жанре. К примеру, «Приключения Васи Куролесова» 1971 года изложены в юмористическом стиле. В этот детектив писатель вложил служебный опыт своего отца. «Приключения» были отмечены премией конкурса на лучшую книжку для детей и изданы на нескольких языках мира.

В 1972 году Коваль вступил в Союз писателей. Позже в командировке на Урал он посетил звериную ферму с песцами и написал рассказ «Недопесок». Уже не впервые произведение Юрия Иосифовича встретило сопротивление редактора, заподозрившего в образе песца, бегущего на Северный полюс, еврея, устремившегося в Израиль. В 1975 году повесть все-таки опубликовали, но наложили запрет на публикацию следующего произведения. Вместе с таким же образом пострадавшим Э. Успенским Коваль обратился в ЦК КПСС, где они добились разрешения опубликовать свои рассказы.

В 1978 и 1979 годах вышли два фильма по мотивам произведений «Недопесок» и «Алый», в кинокартинах также звучали песни Коваля. Юрий Иосифович много путешествовал, особенно любил сельские районы Урала и Севера. Там он мог проводить целые месяцы, начал строительство дома в Вологодской области, но не закончил. Позже поселился в деревне Тверской области.

В повести 1984 года «Самая легкая лодка в мире» он отразил свой опыт путешествий по северным рекам. Через два года произведение удостоили диплома Международного совета по детской литературе. Во второй половине 80-х годов Коваль стал автором сценариев для нескольких мультфильмов по мотивам произведений Шергина, Писахова. Своими трудами эти три писателя пробудили интерес населения к северным краям.

В 1987 году Коваль пишет «Полынные сказки», основанные на жизни и воспоминаниях его матери. Издание было признано лучшей детской книжкой 1987 года в стране. По нескольким сказкам были выпущены мультфильмы. В конце 80-х писатель начал проводить семинары для начинающих авторов детских произведений при редакции журнала «Мурзилка».

Последние годы жизни

В свои последние годы писатель завершил работу над самым масштабным произведением «Суер-Выер», которую начал еще в 1955 году. Его он считал главным своим детищем. Полностью оно было опубликовано посмертно, ранее выпускались лишь выдержки на страницах журналов. В 1996 году произведению была присвоена международная премия «Странник». После написал сказки, но не успел завершить книгу «Куклакэт». В планы писателя также входило написание воспоминаний о своем друге А. Тарковском. Скончался Юрий Иосифович у себя дома в Москве от инфаркта. Писатель дважды был женат, имел дочь и сына.

За свою жизнь Юрий Иосифович создал обширную библиографию. В 2008 году журналом «Мурзилка» была учреждена премия имени Коваля. По его произведениям до сих пор снимают фильмы. Сам писатель участвовал в качестве актера в двух кинофильмах, написал 13 сценариев. О его жизни вышли три документальных картины. Кроме того, Коваль был талантливым художником. В конце 50-х годов он занимался в скульптурной мастерской и в художественной студии Б. Чернышева. Не единожды работы Коваля участвовали в выставках, были и персональные выставки. Нередко Юрий Иосифович иллюстрировал книги.

Писатель Юрий Коваль. Жизнь и творчество

Юрий Коваль – популярный советский прозаик, детский писатель и литературный деятель, произведения которого знамениты своим глубоким смыслом и вечным поиском настоящей истины.

Юрий Иосифович Коваль появился на свет 9 февраля 1938 года в столице СССР – Москве. Его родители трудились в правоохранительных органах, а также принимали активное участие в Великой Отечественной войне, организуя работу тыловых структур. Детство будущего писателя пришлось на жестокие годы войны. Он был разделён со своими родителями. Данный фактор очень сильно отразился на характере ребёнка. Тем не менее семья снова объединилась после победы над фашистскими войсками в 1945 году. Прибыв в Москву, Коваль начинает посещать местную школу. Там он знакомится со своим будущим наставником Владимиром Протопоповым. Этот человек привил парню любовь к литературе и побудил его начать сочинять собственные рассказы и повести. Только он смог разглядеть в мальчике умения и навыки. Вместо конспектирования материала на уроках, Юрий сочинял новые стихотворения. Его активно поддерживали друзья и одноклассники. С некоторыми из них будущий писатель образовал клуб поэтов. К сожалению, это формирование было упразднено учителями из-за подозрений в антисоветчине.

После окончания школы Юрий стал студентом Московского Государственного Педагогического института. Он обучался на филологическом факультете. Вместе с ним обучалось множество известных в СССР личностей, в том числе и Юрий Визбор, а также Пётр Фоменко. Они активно дружили между собой, поэтому мировоззрения Коваля до и после поступления в институт разительно отличались. Но он не бросил литературную деятельность. Юрий переезжает в Татарскую АССР и начинает преподавать в местной школе. Дни пребывания в Татарстане он описал в знаменитом рассказе “Октябрьские скоро”. Это творение получило колоссальное количество положительных отзывов от множества известных писателей. Несмотря на это, все редакции отказали Ковалю в печати этого рассказа.

Писателя в 60-ых годах принимают в “Мурзилку” в качестве корреспондента. За период работы он написал несколько произведений, самыми знаменитыми среди которых считаются: детская повесть “Алый”, а также культовые очерки “Елец” и “Белая лошадь”. Славу Коваль приобрёл уже в 70-ые года, когда он выпустил культовые рассказы: “Нулевой класс”, “Колобок” и “Заячьи тропы”. Огромное количество его произведений того периода было включено в учебники по литературы для школьников. За успехи в литературной деятельности его принимают в Союз писателей Советского Союза. В это время он активно ездит по просторам его необъятной Родины. Поэт посещает Урал, Сибирь и Среднюю Азию. По приезду обратно в Москву Коваль трудился над сборниками рассказов, повествующих о быте русских крестьян. Он активно посещает деревни, сёла и другие населённые пункты. Вплоть до середины 90-вх годов Юрий стал заниматься общественной деятельностью, курируя молодёжные организации. Он работал на износ. В связи с этим, сердце Юрия Коваля не выдержало и остановилось 2 августа 1995 года.

Вариант 2

Юрий Коваль родился 09.02.1938 года в Москве.

Он писал прозу и стихотворения, рассказы, детские сказки и песни, а также сценарии для мультфильмов. Писатель участвовал в литературных конкурсах, и часто получал премии.

Отец писателя работал милиционером и был руководителем розыска в столице. Мама занимала должность главного врача. Работала она в больнице, где лежали психически больные люди. Юрий был в семье не единственным ребенком, у него был старший брат. Свое детство мальчишки провели в Поливаново, где работала мама.

Писать стихотворения Юрий начал в школе. После школы, решил поступить в педагогический институт в Москве. Для себя он выбрал литературный факультет. Рассказы начал писать в студенческие годы. Первыми были два рассказа: «Заяц» и «Дождь». Вскоре написал еще один шедевр под названием «Ленивец». В 1956 году его напечатали в газете вуза, и Юрий получил премию.

В 1960 году парень окончил институт, и стал выпускником с дипломом специалиста. Появилась возможность преподавать русский, литературу, историю и рисование.

После вуза попал работать в деревню Емельяново, где работал учителем. Учить пришлось не только по специальности диплома. Работал учителем географии, и даже пения. Это время в жизни писателя было самым успешным в творческой деятельности. К сожалению, много творчества так и не было напечатано. Вернувшись в столицу, Коваль познакомился с Домбровским и показал ему свой новый рассказ, который назывался «Новый мир». Домбровский оценил и отдал его в журнал для печати, но получил отказ. С этого момента, Коваль принял решение писать только в детской тематике.

В 1966 -1968 годах были напечатаны первые сборники стихов поэта. А через несколько лет ещё две книги. Зарабатывал на жизнь, работая учителем, потом в издании детской литературы. От издания «Мурзилка» Юрия отправили в командировку заграницу. В это время Коваль написал рассказы «Алый», «Елец» и сборник « Чистый дор». После Коваль решил разнообразить свое творчество и писать в разных жанрах. Например, рассказ « Приключения Васи Куролесова» написан в юмористическом жанре.

В 1978 году вышли два фильма по мотивам произведений Юрия Коваля «Недопесок» и «Алый». Музыка, которая играла в этих фильмах, тоже была написана Ковалем.

Нравилось писателю очень много путешествовать. Зачастую Коваль посещал сельскую местность, там и останавливался на неопределенный срок. В 1984 году вышла повесть о путешествиях по северным рекам «Самая легкая лодка в мире». В 1987 году написал «Полынные сказки», за основу Юрий взял жизнь, и воспитание его матери.

За последние годы жизни, писатель успел закончить написание объемного произведения «Суер-Выер». Писал он его ещё с 1955 года. Опубликовали его уже после смерти писателя. Женат в своей жизни писатель был дважды. У него было двое детей: дочь и сын.

Умер Юрий Коваль от инфаркта, в Москве 02.08.1995 года.

Писатель Юрий Коваль. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Чили (Республика Чили) – длинная узкая страна, площадью 756 102 квадратных километров, которая простирается как лента вниз по западному побережью Южной Америки. В то время как длина береговой линии тянется

Купальница – многолетний цветок семейства лютиковых. Цветок носит еще названия – жарка и троллиус, второе название из-за любви троллей к данному цветку.

После учебы или работы всегда есть свободное время. Одни тратят его на дополнительное учение, другие – на развлечения, а есть те, кто потратит оставшийся день на физические занятия

Самой известной войной наполненной различными мифами и легендами, является Троянская война. Это событие имеет две пересказанные истории, первая, пожалуй, является более правдоподобной исторической информацией

Читайте также:  Хронологическая таблица Ломоносова (жизнь и творчество)

В созвездие Весов входят 83 звездных светила, которые достаточно хорошо просматриваются без специальных приспособлений. Весы находятся по соседству со Скорпионом и Девой. Весы расположилось в Южном полушарии.

Юрий Коваль

Биография

На рассказах, повестях и романах писателя Юрия Коваля выросли несколько поколений советских детей. И до сих пор его творчество остается притягательным для современного читателя, ценящего живое, яркое и емкое слово. В его жизни были неудачи: обвиняли в антисоветизме, не хотели печатать книги. Литературное руководство 70-х годов прошлого века требовало от писателя ясности, а он продолжал придумывать свои миры, в которых можно было путешествовать в поисках главного Острова Истины.

Детство и юность

Юрий Иосифович Коваль – младший сын в семье Иосифа Яковлевича и Ольги Дмитриевны. Мальчик родился 9 февраля 1938 года. Известно, что отец служил начальником уголовного розыска в Курсе, а во время Второй мировой войны боролся с бандитизмом в Москве. Мама работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново.

Писатель Юрий Коваль

В период войны семья находилась в эвакуации в Саранске. Здесь Ольга Дмитриевна была назначена на должность республиканского министра здравоохранения, ей было поручено одно из важных направлений работы – деятельность тыловых госпиталей. Детство у Юры было сложным – сказывались тяготы военного лихолетья. Пришлось в полной мере пережить голод и холод, бороться с костным туберкулезом. Но писатель в своей биографии никогда не жаловался на трудности.

Семья воссоединилась в Москве, и в 1945 году Юра поступает в школу № 657 на улице Чаплыгина. Неизвестно, как бы сложилась его писательская судьба, если бы не встречи с удивительными людьми. Среди них учитель литературы Владимир Николаевич Протопопов, который был описан Ковалем в рассказе «От Красных Ворот».

Юрий Коваль в молодости

Его называли странным и талантливым одновременно. Но именно преподаватель разглядел в тихом ученике незаурядную личность и старался раскрыть в полной степени талант будущего писателя и поэта. Коваль вместе с одноклассниками начали писать стихи, а в 8-м классе создали тайный союз поэтов. Творческое объединение заставило поволноваться педагогический коллектив и родителей, но взрослые, к счастью, разобрались.

«Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре», – вспоминал Юрий Иосифович.

После школы выбор о поступлении был предопределен – в 1955 году юный Коваль подает документы в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, на факультет русского языка и литературы.

Художник Юрий Коваль

Пединститут тех времен переживал свой так называемый золотой век. Прекрасный преподавательский состав, блестящие по своим талантам студенты – известные в будущем Юрий Визбор, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев и другие сформировали мировоззрение Коваля.

Первые рассказы Юрия Иосифовича появились в 1956 году в газете пединститута «Ленинец», за которые он получил первую премию в размере 50 руб. Помимо литературного творчества, Коваль проявляет себя и как художник. Он занимается у скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. Изучает рисунок, живопись, мозаику, фреску.

Юрий Коваль с учителями и учениками Емельяновской школы

По завершении пединститута Коваль получает два диплома – учителя русского языка, литературы и истории, а также учителя рисования.

Юрий отправляется на свое первое место работы. По распределению писатель попадает в село Емельяново Татарской АССР. По его воспоминаниям, первыми рассказами стали тексты диктантов. Коваль называл это легким хулиганством. Отработав положенный срок, Юрий Иосифович возвращается в Москву и уже здесь пишет несколько рассказов, связанных с Татарией.

Творчество

Один из рассказов «Октябрьские скоро» писатель показывает Юрию Домбровскому, с которым познакомился как иллюстратор его книги. Именитый писатель был настолько впечатлен прозой Коваля, что принимает решение отнести рассказ в журнал «Новый мир». Но Домбровскому было отказано. Коваль понимает, что его никогда не будут печатать и ему не пробиться в мире взрослой литературы:

«Что бы я ни написал, как бы я ни написал, как бы совершенно я ни писал, как бы прекрасно я ни написал — не напечатают. Ни за что».

Будущее писателя решает случай. Его стихотворения для детей поэт Игорь Холин относит в редакцию журнала «Огонек», где они были приняты и напечатаны. Так Юрий Иосифович подбирается к своему главному предназначению – к детской литературе. В этот период Юрий Коваль работает преподавателем в школе рабочей молодежи. Скоро его приглашают на работу в редакцию «Детская литература», откуда увольняют через полгода.

Коваля принимают в журнал «Мурзилка», который в тот период считался кузницей писательских кадров. Его отправляют в командировку на границу, к пограничникам. Оттуда он привозит повесть «Алый» и рассказы «Козырек», «Белая лошадь», «Елец» и «Особое задание». Для писателя закончился период мучений и началась большая работа над прозой, которая и сделала его известным и любимым детским писателем в СССР.

Юрий Коваль

В 1970 году выходит сборник рассказов «Чистый Дор», в котором описывается жизнь села и жителей: дяди Зуя и его внучки Нюрки, Миронихи, Шурки Клеткина и других персонажей. В его творчестве много рассказов, которые до сих пор входят в школьную программу по изучению литературы. Среди них «Нулевой класс», «Веер», «Серая ночь», «Заячьи тропы», «Колобок» и другие. Юрий Коваль понимает главное писательское кредо и начинает менять жанры произведений.

В жанре юмористического детектива написана повесть «Приключения Васи Куролесова». Она получилась настолько удачной, что на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу писатель получает третью премию. Коваль продолжает милицейскую трилогию и пишет повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова», по которой в 1991 году был снят фильм.

Юрий Коваль и Борис Шергин

В 1972 году Юрия Иосифовича принимают в Союз писателей СССР по рекомендации Бориса Шергина, которого он считает своим духовным наставником. Коваль печатал в «Мурзилке» его сказки, а в конце 1980-х писал сценарии для мультфильмов по произведениям Шергина.

Во время поездки по Уралу, а писатель очень любил путешествовать, Юрий Коваль попадает на звероферму с песцами. После этого появляется повесть «Недопёсок» о свободолюбивом зверьке, который убегает из клетки и стремится попасть на Северный полюс.

Юрий Коваль и Рудольф Анапольский с деревенскими детьми на Урале

Однако в этом безобидном сюжете цензоры усмотрели антисоветский намек на «еврея, убегающего в Израиль». Несмотря на сложности, повесть о песце все-таки издается, но из плана публикаций вычеркивают следующую книгу Коваля «Пять похищенных монахов». Писателю пришлось отстаивать свои права на коллегии Комитета по печати.

В конце 1970-х годов кинематографисты снимают по произведениям Коваля две киноленты «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пес Алый», в которых за кадром звучат песни писателя.

Экранизация повести Юрия Коваля «Пограничный пес Алый»

История с кино продолжается, когда Ролан Быков предлагает ему попробовать себя в качестве сценариста. Кинорежиссер хотел снимать фильм по рассказу Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка». В 1990 году Коваль на основе киносценария напишет повесть о кошке «Шамайка».

Писатель любил деревенские традиции, ему нравились северный русский быт и язык. Он посещал маленькие деревни, в которых жил по несколько месяцев. После путешествия по северным рекам Коваль напишет повесть «Самая легкая лодка в мире», за которую в 1986 году получит Почетный диплом Международного совета по литературе для детей и юношества.

Юрий Коваль в Карелии

Незадолго до смерти Юрий Иосифович заканчивает работу над романом «Суер-Выер», ставшим самым большим по объему произведением. В 1996 году автору посмертно присуждается премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.

На сайтах, посвященных творчеству Коваля, в свободном доступе находятся произведения мэтра, а также фотолетопись с редкими снимками из семейного архива, интервью и статьи о нем.

Личная жизнь

Подробностей о личной жизни писателя не так много. Известно, что он был дважды женат. Первой супругой стала его первая любовь Ия Николаевна Пестова. В браке появилась дочь Юлия. Второй женой была Наталья Александровна Дегтярь. У супругов родился сын Алексей.

Юрий Коваль с сыном Алексеем

Дети писателя тоже творческие люди. Алексей – актер, а Юлия по образованию врач, но выступает с концертами, исполняя песни под гитару.

Смерть

Дата смерти писателя – 2 августа 1995 года. Коваль умер у себя дома, в Москве. Причиной смерти стал обширный инфаркт. Юрия Иосифовича похоронили на Лианозовском кладбище, рядом с родителями.

Юрий Коваль: биография и творческая деятельность писателя

Содержание статьи

  • Юрий Коваль: биография и творческая деятельность писателя
  • Аркадий Коваль: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Творчество Корнея Чуковского

Биография: детство и юность

Юрий Иосифович Коваль рожден в трудное предвоенное время, 9 февраля 1938 года. Семья жила в Москве. Мать работала врачом-психиатром, а отец – в милиции, в отделе уголовного розыска. Его детские годы пришлись на войну. Холод и голод того периода нанесли непоправимый вред здоровью: Коваль страдал хроническим туберкулезом костей.

Любовь к книгам и писательству юному Юрию привил его школьный учитель литературы Владимир Протопопов. Позже он напишет о нем в своей автобиографической повести «От Красный Ворот». Протопопов уже тогда смог разглядеть в Ковале талантливого человека. Чтобы развить его способности, он заставлял будущего писателя сочинять стихи. В старших классах Коваль с друзьями даже создали что-то вроде тайного союза писателей.

После школы Юрий становится студентом педагогического института. На параллельном курсе с ним учились Юлий Ким и Юрий Визбор, которые впоследствии стали известными бардами, а также будущий театральный режиссер Петр Фоменко. В студенческие годы Коваль был балагуром и душой компании. Он увлекался не только литературой, но и спортом. Коваль с удовольствием играл в настольный теннис, пел песни под гитару, ходил в дальние походы.

В годы учебы в пединституте Юрий пишет довольно много рассказов. Их с охотой публикуют в институтской газете. Однако самому Ковалю они не нравятся. Тогда он решил переключиться на другое свое давнее увлечение – живопись. Коваль в институте закончил курс изобразительного искусства. Получив право преподавать рисование, он начал готовить себя к карьере художника.

Творческая деятельность

После окончания института Коваль год отработал в одной из сельских школ Татарии (ныне – Татарстан). Вернувшись в Москву, он привез не только рассказы для взрослых, но и серию написанных маслом полотен. Рассказы он так и не решился опубликовать, а вот картины выставил на суд зрителей. Они были высоко оценены его друзьями художниками.

После возвращения из Татарии Коваль устроился учителем в школу рабочей молодежи. Параллельно он работал литсотрудником в тогда новом журнале «Детская литература». В то время он периодически размещал на его страницах свои рассказы, написанные совместно с однокурсником Леонидом Мезиновым. Друзья публиковали свои работы под псевдонимом Фим и Ам Курилкины.

С 1966 года он начинает писать один. Первая детская книжка Коваля увидела свет в 1967 году – «Станция Лось». Вскоре вышла и вторая – «Слоны на Луне».

В 1968 году Юрий поехал в командировку на погранзаставу по заданию детского журнала «Мурзилка». Ему предстояло написать стихи о границе. В Москву он вернулся с рассказом «Алый». Именно он и принес ему первый громкий успех.

В 1971 году Юрий публикует еще одно знаковое произведение – пародийный детектив «Приключения Васи Куролесова». Героев и сюжет он взял из рассказов своего отца, который работал в милиции. Год спустя повесть была признана лучшей детской книгой на Всесоюзном конкурсе.

В 1974 году Коваль выпустил сборник «Кепка с карасями». Через год он публикует повесть «Недопесок», в которой рассказывается о приключениях молодого песца, сбежавшего из клетки. Впоследствии по ней был снят фильм.

Юрий Коваль делал переводы книг зарубежных детских писателей на русский язык. Также он снимался в кино и выступал в роли сценариста фильмов для детей.

Последней работой Коваля стала повесть «Суер-Выер». Она была выпущена уже после его смерти. Сам писатель ушел из жизни 2 августа 1995 года.

Ссылка на основную публикацию