Писатель Анатолий Приставкин. Жизнь и творчество

Анатолий Приставкин: биография, творчество, книги и отзывы

Анатолий Приставкин – прекрасный советский и российский прозаик, общественный деятель. Несмотря на довольно большой вклад в развитие отечественной литературы, мало известен широкому кругу читателей. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве писателя. А также рассмотрим самые значимые его произведения.

Анатолий Приставкин: биография. Детские годы

Родился в городе Люберцы (Московская область) 17 октября 1931 года. Игнат Петрович, отец будущего писатель, был отличным плотником, газовщиком и краснодеревщиком. Сам шил для детей обувь – времена были тяжелые, и просто так купить ее было не на что, да и негде.

В довоенное время Приставкины жили в одном доме вместе с родственниками. В семье было четверо человек – мать с отцом и Анатолий с сестренкой. К этому надо прибавить еще столько же родни. Все они ютились в одной небольшой комнатке. Родители спали на кровати, маленький Толик на диване, его сестренка в коляске, а остальные на полу.

Несмотря на нужду и тесноту, будущий писатель всегда с любовь и теплотой вспоминал о своем детстве, считая его лучшим временем в жизни, так как до войны было далеко, а мать была еще жива, хотя и болела.

Беспризорник

Писатель Анатолий Приставкин провел военные годы в тылу – мальчику тогда только исполнилось 10 лет, но вынести и выстрадать ему пришлось немало. Отец в 1941 ушел на фронт, вскоре скончалась мать, давно болевшая туберкулезом. Все военное время Анатолий бродяжничал, затем попал в детский дом. Здесь были дети разного происхождения, многие из них были начитаны. Они по вечерам за кусочек хлеба пересказывали романы и повести, там будущий писатель познакомился со многими классическими произведениями.

За свою бытность детдомовцем Приставкин побывал в Сибири, Подмосковье и даже Северном Кавказе, в который отправляли беспризорников для заселения земель. Сирот было много, они сбивались в небольшие стайки, и таким образом выживали. С тех страшных времен у писателя долгие годы хранилась финка, подогнанная под детскую руку.

Многое, увиденное в военные годы, затем было описано в произведениях. Например, рассказ «Человеческий коридор». Во время войны Анатолия вместе с другими детьми месяц везли в Челябинск в товарняках. Когда они приехали в город, их должны были провести в столовую, но здание окружили голодные люди. Тогда один из воспитателей стал кричать, чтобы пропустили детей. И толпа действительно разошлась, образовав живой коридор, по которому и прошли беспризорники.

Работать мальчик начал уже в 12 лет, и чем он только не занимался с того времени. Но в 15 лет ему повезло – удалось устроиться в радиолабораторию, которая стала его прибежищем на долгое время.

Учеба

В 1946 году Анатолий Приставкин поступает на вечернее отделение авиационного техникума, который окончил в 1951. Все эти годы единственным лучиком света для него были книги, дававшие веру в будущее и надежду на лучшее. В это же время он начинает принимать участие в самодеятельности: читает со сцены стихи, участвует в спектаклях. Когда писатель проходил армейскую службу, он, по приказу начальства, ездил по военным частям с «Василием Теркиным». Эти выступления поднимали боевой дух солдат.

Такие представления вдохновили Приставкина на написание собственной пьесы. Затем он принялся за стихи. Вскоре несколько его произведений было опубликовано.

В 1954 году писатель возвращается из армии и поступает в Литературный институт им. Горького. Один из семинаров вел Лев Ошанин, который впервые оценил рассказы Приставкина. Затем уже В. Катаев опубликовал часть из них в «Юности». В этих произведениях автор рассказывал о своем военном детстве.

Институт писатель окончил в 1959 году, после чего был отправлен на строительство Братской ГЭС.

Творческий успех

Анатолий Приставкин на долгие годы связал свою жизнь и творчество с ГЭС. Его произведения были посвящены исключительно людям, работающим там. В 1961 году Приставкина принимают в союз писателей. После этого выходят несколько его книг, посвященных сибирякам: «Записки моего современника», «Страна Лэпия», «Костры в тайге».

Когда строительство было окончено, писатель вернулся в столицу, но не обрывал связи с друзьями, обретенными в Сибири. Часто возвращался на Ангару, Богучаны, Усть-Илим. В эти годы в печати за свои произведения он был прозван «летописцем эпохи».

На все время строительства писатель совсем оставил тему военного детства. Перерыв длился почти два десятка лет. Но вот уже в 1971 году выходит повесть под названием «Солдат и мальчик». Однако опубликована она была только через 7 лет в журнале «Знамя», в редакции которого и пролежала все эти годы.

Кроме этого, Приставкин увлекся документальной прозой и быстро заслужил звание признанного мастера этого жанра. Писатель много путешествовал, посещал различные предприятия. Так, после посещения завода появился очерк «Мастера», который был опубликован в «Литературной газете» в середине 70-х.

В 1985 автор окончил роман «Вор-городок», в которой затронул новую для себя тему – работу учителей и жизнь школы. Произведение имело невероятный успех у читателей.

Исповедальная проза

Анатолий Приставкин был одним из первых в советской литературе, кто начал работать в жанре так называемой исповедальной прозы, который очень быстро занял ведущее место.

Очень часто к таким произведениям ошибочно причисляют повесть «Северная история». В ней читатель может увидеть образ юноши, пытающегося найти своей место в жизни. Однако личность автора и главный герой, несмотря на то что произведение написано от первого лица, совершенно не совпадают.

В других творениях Приставкина мы видим совсем другой подход к этому вопросу. В них исповедуется действительно писатель, а не главный герой, им придуманный. Это подтверждается не только биографическими фактами, но и именами персонажей, которые были взяты им из реальной жизни. Анатолий Игнатьевич открывает перед своими читателями душу, описывая свою жизнь, семью, отношения с близкими и друзьями. К таким произведениям относятся: «Селигер Селигерович», «Сибирские новеллы», «Возделай поле свое», «От всех скорбей». Из этих отдельных текстов складывается, словно мозаика, вся жизнь автора. Итогом взросления героя-писателя стала повесть «Белый Холм». Теперь перед читателем предстает взрослый, уже поживший человек, у которого семья, двое детей, с которым никак не ладятся отношения.

«Ночевала тучка золотая»

Рассказы Анатолия Приставкина никого не оставляли равнодушными. Однако повесть «Ночевала тучка золотая», оконченная в 1987 году, превзошла все предыдущие произведения писателя. В книге автор вновь обратился к своему военному прошлому, но теперь показал его с другой стороны. Красной нитью через все повествования проходит одна мысль – мир, в котором страдают дети, недостоин существования.

Окончив свое творение, автор прочитал его в кругу близких и друзей. Не прошло и пары дней, как они стали просить рукопись для своих знакомых и детей. На момент публикации в журнале «Знамя» повесть прочитали не меньше пятисот человек, что не удивительно – с момента написания прошло немало времени. Произведения Анатолия Приставкина разрешались к печати именно потому, что в них не было открытой критики советского режима. Но «Ночевала тучка золотая» – повесть другого рода, даже автор не верил, что когда-нибудь ее удастся опубликовать. Но помог случай. Рукопись попалась на глаза одному из критиков, и он упомянул о ней на очередном съезде писателей. Именно это помогло произведению оказаться в редакции.

«Летающая тетушка», Анатолий Приставкин

Не стоит забывать о том, что наш автор писал не только для взрослых. Рассмотрим самое известное его произведение для детей. «Летающая тетушка» – это сказка, но не привычная, в которой говорится о волшебных зверях, удалых молодцах и прекрасных царевнах. Приставкин рассказывает совершенно другую историю. Она о нашем мире, где люди давно разучились гулять, предпочитая передвигаться на автомобилях, да и умение плавать многим без надобности. Полеты же считаются вообще чем-то нереальным. Но если предположить, что люди когда-то спокойно могли передвигаться по воздуху, как сегодня ходить? О том, почему мы утратили эту способность, рассказывает книга Приставкина.

Произведение, совершенно детское, затрагивает очень серьезные темы, связанные с внешней и внутренней человеческой свободой.

Личная жизнь

Портрет Приставкина Анатолия был бы неполон без описания его семьи. Писатель был дважды женат. Первый брак оказался неудачным, о нем автор старался не вспоминать и всегда говорил с неохотой. Не только с женой, но и двумя детьми, рожденными в браке, у Приставкина были проблемы. Иван и Дарья практически не общались с отцом.

Зато вторая супруга, Марина Юрьевна, по образованию журналист, смогла составить счастье писателя. Вместе они прожили 25 лет. Во втором браке родилась дочь Мария, Приставкину тогда исполнилось уже 56 лет. Ребенок появился на свет 15 октября, всего лишь на два дня раньше, чем сам Анатолий Игнатьевич. Поэтому их дни рождения всегда праздновались вместе.

Последние годы и смерть

В 2008 году Анатолий Приставкин (книги которого принесли ему известность на всей территории бывшего СССР) попадает в больницу из-за болей в поджелудочной железе. Состояние его оказалось критическим, и потребовалось срочное хирургическое вмешательство. Сама операция прошла хорошо, но сердце писателя не выдержало. Он скончался 11 июля в больнице. Перед смертью Приставкин успел написать близким прощальное письмо, которое подписал одной строкой: «Ваш уходящий папа».

Был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище 14 июля 2008 года.

Отзывы

Творчество писателя и сегодня затрагивает души читателей. Кроме нравственных проблем, в отзывах отмечается глубокий философский смысл произведений, особенно это касается позднего периода. Несмотря на непростые темы и глубокий смысл, книги Приставкина прочитываются на одном дыхании. Читать их рекомендуют как взрослым, так и детям.

Биография Анатолия Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской области в трудовой семье: «Отец работал на заводе с утра до ночи, мать — на фабрике».

С началом войны, в возрасте 10 лет, остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулеза. Приставкину предстояло испытать все тяготы детдомовского детства: он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов в Центральной России, Сибири, на Кавказе. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода». Начал работать еще мальчишкой в 1943. Был электриком, радистом, прибористом, прошел через ремесленное училище, завод, вечернюю школу, «в четырнадцать лет, когда судьба забросила. на Кавказ, под Серноводск, мыл. банки на консервном заводе в станице Осиновской». Радость этих лет составляли только книги: доставал их, где мог, читал, где приходилось. Читал много, стихи запоминал целыми страницами. После войны читал стихи с самодеятельной сцены (большой популярностью пользовался «Василий Теркин» А. Твардовского в исполнении Приставкина), играл в любительских спектаклях. Тогда же пробовал писать собственные пьесы, стихи.

В 1952 окончил Московский авиационный техникум им. Годовикова (вечернее отделение). После службы в Советской Армии в 1954 поступил в Литературный институт им. Горького, занимался в поэтическом семинаре Л.И. Ошанина. «Мне довелось учиться в Литературном институте, когда жив был. Андрей Платонов, когда мы могли в коридорах нашей альма-матер общаться со Светловым, в аудиториях слушать Паустовского. Через них шли те соки старой культуры, которые, смею надеяться, через нас будут впитаны теми, кто будет после нас» (Прошлое требует слова. С.249). В Литературном институте продолжал писать стихи, начал публиковаться. Однако к моменту завершения учебы увлекся публицистикой и отошел от поэзии.

После окончания института уехал на строительство Братской ГЭС, где работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, позднее — собственным корреспондентом «Литературной газеты» на строительстве Братской ГЭС; создавал «летопись современности», публикуя очерки о героических буднях молодых комсомольцев, о неистощимых богатствах Сибири. К этому времени относится попытка обращения к прозе, к жанру рассказа. Однако рассказы Приставкина этой поры напоминают скорее стих, в прозе, поэтические этюды и фрагменты; в основе повествования оказывается некая деталь, образ, впечатление, переживание. Цикл этих рассказов, посвященных военному времени, под названием «Трудное детство» появился в журнале «Юность» в 1958. Рассказы написаны от первого лица, представляют собой монологи героя, имитируют страницы из дневника, явно тяготея к манере «исповедальной прозы» 1950-х.

В конце 1950-х — середине 1960-х Приставкиным были созданы документальные очерки о Братской ГЭС, БАМе, КамАЗе, о паромной переправе Ильичевск-Варна, документальные повести «Страна Лэпия», «Записки моего современника», «Костры в тайге». Яркой страницей творчества Приставкина стала документальная повесть «Ангара-река», отмеченная премией СП СССР. В это время были написаны повести «Селигер Селигерович», «От всех скорбей», «Птушенька», «Белый холм», рассказы «Человеческий коридор», «Встреча с женщиной», «Два блюда из Загорска», «Зона отдыха», «Закрытые двери», повествующие о людях разной судьбы, о духовных связях поколений, о слиянности деяний отдельного человека и всей страны. Член СП с 1961.

В начале 1970-х интерес читателей привлекла повесть Приставкина «Солдат и мальчик» (1971). До этого времени военная тема редко звучала в произведениях Приставкина: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитывать свои собственные ранее написанные рассказики» (Вся Москва. С. 44). Героями повести становятся Андрей Долгушин, 18-летний солдат, и Васька Сморчок, 10-летний сирота-детдомовец. Жалкий заморыш, никчемный и ничейный, Васька живет по законам блатного мира: «Сперва едят тебя, потом ты ешь других». Однако, столкнувшись с трагедией молодого солдата Долгушина, «зависшего над статьей» из-за украденного у него беспризорниками оружия и документов, впервые испытав теплоту и заботу другого человека, Васька преображается, в его искалеченной душе пробуждается порыв к добру, состраданию, любви: «Начинается движение двух людей друг к другу».

Развитием темы беспризорного детдомовского детства стала повесть «Ночевала тучка золотая» (1981, опубл. в 1987), принесшая Приставкину широкую известность: «. военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший в сердце. »

«Я мог бы создать “Тучку” годом раньше или годом позже, не в том суть, но не написать эту вещь я просто не мог». Герои повести — братья-близнецы Сашка и Колька Кузьмины (Кузьменыши), воспитанники подмосковного детского дома, подобно тучкам («Тучки мы. Влажный след мы. Были и нет»), отправляются на Северный Кавказ, в край романтических грез, но оказываются втянутыми в трагические обстоятельства переселения северокавказских народов. Голодные, оборванные, бесприютные 10-летние мальчишки на собственной судьбе познают цену социальной несправедливости и душевной теплоты, людской ненависти и милосердия, человеческой жестокости и духовного братства. «Зло не бывает локальным», как бы говорит Приставкин, вовлеченными в него оказываются и «жертвы» и «палачи», и гонимые и гонящие, и нет победителя там, где нет сострадания и милосердия.

Читайте также:  Леонардо да Винчи – сообщение доклад

Повесть написана о жестоких событиях и жестким языком: «”Тучка. ” написана на сленге — смесь рыночного, приблатненного фольклора изрядно насыщает повесть. Но — что делать — все это из детства, все это правда. Наша правда изъясняется таким языком». За эту повесть Приставкин был удостоен Государственной премии СССР.

Тема «военного бездомного детства» получила развитие в последующих произведениях Приставкина — повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» (1989) и романе «Рязанка» (1991). Герои этих произведений — мальчишки-подростки, взросление и мужание которых пришлось на военное и послевоенное время. Роман «Рязанка», озаглавленный по названию железной дороги, «где прошли мое детство, моя юность», по словам Приставкина, «идет гораздо дальше “Тучки. “».

Произведения Приставкина издавались в Болгарии, Венгрии, Греции, Германии, Польше, Чехии, Франции, Финляндии.

В 1992 он был назначен председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Член комитета международного Движения за отмену смертной казни. Приставкин — один из авторов буклета «Как писать ходатайство о помиловании» из серии «Знай свои права», издаваемой Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия.

Доцент кафедры литературного мастерства в Литературном институте им. М. Горького (семинар прозы).

Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра. Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». С декабря 2008 на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.

Анатолий Приставкин скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 на Троекуровском кладбище Москвы.

Презентация “Чтобы помнили. ” о жизни и творчестве писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина.

Презентация о жизни и творчестве Анатолия Приставкина для учащихся 7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация “Чтобы помнили. ” о творчестве А. Приставкина2.5 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Чтобы помнили…» Жизнь и творчество Анатолия Игнатьевича Приставкина Подготовила: педагог-библиотекарь МБОУ Аннинская СОШ № 3 Бондарь Светлана Николаевна

Анатолий Игнатьевич родился семнадцатого октября 1931 года в подмосковном городе Люберцы.

Детство писателя Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой. Его мать умерла от туберкулеза, а отец был убит на фронте. Воспитывался мальчик в детском доме.

Детство, опалённое войной «В самой середине войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики…Мы были детьми войны и в этой пёстрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и , в общем-то, ничего не боялись, особенно, когда нас было много». Анатолий Приставкин

Трудная юность Работать Анатолию Приставкину пришлось начать очень рано – в двенадцать лет. В четырнадцать, когда он очутился на Кавказе, то на консервном заводе мальчику пришлось мыть банки. В пятнадцать – на авиационном заводе он уже трудился в радиолаборатории. И это место стало для него почти родным, стало почти домом… Всё это время главную надежду на то, что, когда-нибудь жизнь станет лучше, давали Анатолию книги.

Первые шаги к творчеству Куда бы не забрасывала судьба будущего писателя, нигде он не расставался с книгой. Постепенно и сам стал пробовать свои силы в творчестве. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина. В 1959 году вышел в свет его сборник рассказов под названием «Трудное детство».

Рассказ «Портрет отца»

«Эти рассказы были написаны быстро, до легкомыслия быстро. После них я не возвращался к этой теме лет десять. Она становилась для меня всё труднее и труднее. Воспоминания тяжелы, а написать – это второй раз пережить». Из воспоминаний А.Приставкина

Рассказ « Золотая рыбка»

Летописец современности В 1959 году, после окончания института, Приставкин отправился строить Братскую ГЭС. Позже он работал корреспондентов в «Литературной газете». В 1961 году Анатолий Приставкин стал членом Союза писателей. «Костры в тайге», «Страна Лэпия», «Записки моего современника» – все эти книги, вышедшие из-под пера автора, посвящены Тайге. В те времена Анатолия Приставкина назвали «летописцем современности», а за повесть «Ангара-река» присвоили премию Союза писателей.

«Солдат и мальчик» В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». В этой повести он показывает другую сторону войны, ту, о которой фронтовики либо не знали, либо просто не хотели говорить. Это беспризорщина и была она в годы военные и послевоенные явлением массовым. В одном только Подмосковье насчитывалось двести детских домов.

Голос сверстника Уже два дня не устаю всем советовать: “Если не читали – прочтите обязательно”! Пока не дочитаете, не сможете отложить в сторонку. Потому что не сможете оставить без внимания двух очень хороших людей, попавших в беду. Детдомовца Ваську и солдата Андрея… Я узнала о писателе А.Приставкине, о котором до сегодняшнего дня ничего не знала. Я представила, как сложно жить сиротой, что значит для писателя близкий человек. Это дорогого стоит. История страны вдруг открылась мне так ясно. Я поняла, как трудно было жить в то время, как люди теряли своих близких и несмотря на это сами оставались людьми. Большое мужество требовалось от каждого. Тем более дорожили своими близкими, оставшимися в живых.

«Ночевала тучка золотая» Но настоящий успех пришел к нему после того, как в 1988 году он получил звание лауреата Государственной премии СССР за повесть «Ночевала тучка золотая», работу над которой писатель начал еще в начале восьмидесятых. Эта, исполненная трагизма и обнаженной правды, книга рассказала миру о том, что довелось пережить самому в детстве, о том, что обожгло его сердце. Воистину, мир не имеет права на существование, если в нем убивают детей.

Действие повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» начинается как раз в 1944 году. Страна измучена войной. Сирот, собранных по разным детским домам Подмосковья, везут на Кавказ для заселения чеченского края. Среди них одиннадцатилетние Кузьмины Колька и Сашка. По словам взрослых там, на Кавказе, они смогут оправиться от постоянно преследующего их голода.

Голос сверстника Одно из самых знаковых произведений о Великой Отечественной войне для школьников О беспризорных детях войны и искореженных войной детских судьбах. Эта повесть о правде. О детской боли, о печали юной души. От таких книг замирает сердце. А под конец – щемящая пустота. И лишь в горле комок. Прочитав эту книгу Вы обязательно заплачете.. и не забудете её никогда. И пусть. Ведь “слёзы не оставляют пятен”..

Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребёнка, над которым измывалась целая когорта всякого рода воспитателей, оказываются чище, благороднее и мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослеплённых яростью и безжалостно уничтожающих друг друга.

В 1988 году повесть «Ночевала тучка золотая» была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.

«Кукушата» В 1989 году появилась повесть «Кукушата» . В ней А.Приставкин рассказал о детдомовских детях, которые волей судьбы стали «врагами народа». Это дети репрессированных родителей, и поэтому живут они не просто в детдоме, а в спец режимном детдоме, где условия для жизни мало чем отличаются от жизни лагерной. Им сменили фамилии – все они стали Кукушкиными, «кукушкины дети» – случайно появившиеся на свет. Волею судьбы они становятся преступниками, но эти дети с искалеченными судьбами вызывают бурю смешанных чувств жалости и сострадания, горести и любви у каждого, кто откроет эту книгу.

За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию по детской литературе.

Роман «Рязанка» В 1990 году вышел роман «Рязанка», в котором автор показал беспросветную, полуголодную жизнь простого человека, представляющую собой цепь унижений и безрадостной борьбы за существование. Название романа, состоящего из новелл, дано по имени железной дороги из детства писателя. Отец Анатолия становится одним из главных героев романа.

Народный заступник Роман «Рязанка» закрепляет за Приставкиным образ народного заступника. С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования. Анатолию Приставкину удалось смягчить приговор 57-ми тысячам заключенных, а почти 13-ти тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Книги Анатолия Приставкина Приставкин издал более 25 книг, его романы и повести переведены на многие языки мира. В 2005 году были опубликованы повести «Судный день», «Первый день – последний день творенья» и «Вагончик мой дальний». В 2008 году, незадолго до смерти, Приставкин дописал роман «Король Монпасье Мармелажка Первый».

Его повести и романы – это память детского, изломанного, но не растоптанного войной сиротского сердца. Каждая его книга наполнена болью и ответственностью за судьбу своей земли, за каждого её гражданина, пусть маленького, но человека, имеющего право на своё имя, фамилию и Родину.

Анатолий Приставкин скончался 11 июля 2008 года в Москве после тяжелой болезни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Писатель Анатолий Приставкин. Жизнь и творчество

Оголённая душа

Творчество Анатолия Приставкина можно условно разделить на четыре части: военное детство – книги «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца», «Судный день»; работа в Комиссии по помилованию при Президенте РФ – роман-исследование «Долина смертной тени» (которую, кстати, сам автор характеризует как «плач по России»); «просто про жизнь» – это «Синдром пьяного сердца», «Нина Ивановна» и другие; а также сказки – «Летающая тётушка», «Король Мармелажка Первый».

Дочь Анатолия Приставкина Мария в интервью в 2015 году сказала: «Многие судят о папе по одной книге, по «Тучке». Тема войны, безусловно, была главной темой его жизни. Но в «Синдроме пьяного сердца» и в сказках совершенно другой Анатолий Приставкин – с особым языком, с юмором. А сказки вообще родились из рассказов для меня. Мне и в голову не приходило, что рассказанное мне вечерами записывается и превращается в «Летающую тётушку». ».

Тем не менее, читатель в основном знает Анатолия Приставкина по его пронзительным книгам о военном детстве, которые добавляют много нового к восприятию и пониманию войны, да и сегодняшнего дня – тоже.

Приставкин как никто другой умел наблюдать. И помнить. Написать «Кукушат» или «Тучку. » можно, лишь испытав всё на собственной шкуре. В этих книгах Анатолий Приставкин не делает выводов, не обличает зарвавшихся чиновников, не даёт оценок. Просто рассказывает, практически пишет дневник, достаточно скупым (но, ни в коем случае, не скудным) языком. Выводы делает читатель.

Два этих произведения ценны ещё и тем, что повествование ведётся от лица ребёнка 10-11 лет, и ни разу писатель не перешёл на «взрослый» язык. Верится, что рассказывает именно ребёнок – голодный, оборванный сирота. Только в повести «Ночевала тучка золотая» автор иногда, явно намеренно, делает вставки от себя сегодняшнего, взрослого человека, всё описанное пережившего в детстве.

Обе книги рассказывают о детдомовцах 10-12 лет в годы войны. В «Кукушатах» – не просто детский дом, но ещё и «спецуха» – интернат для детей «врагов народа».

В повести «Ночевала тучка золотая» детей из приютов Московской области переселяют на Кавказ, для освоения земель, освободившихся после депортации коренного населения. Несомненно, везут под пули и под ножи местных, которые сумели скрыться. Ненужные никому дети, не жалко! В этой книге с точки зрения11-летнего ребёнка поднимается важная тема – переселения чеченцев с их земель. Неотвратимая беда и для переселяемых детей, и для людей, согнанных с родной земли. Точный и потому особенно удручающий срез повседневного быта страны того времени.

Детдомовцы несколько дней едут в поезде на Кавказ. Главным героям братьям-близнецам «Кузьмёнышам» – и не им одним – не дали в дорогу абсолютно никакой еды! Подмосковные детские дома мало того, что нищи, но и имеющиеся продукты разворовываются персоналом во главе с директором! Кстати, этого воровства Приставкин не прощает директору детдома до конца своей жизни: «Примите же это, невысказанное от моих Кузьмёнышей и от меня лично, запоздалое . непрощение вам, жирные крысы тыловые, которыми был наводнен наш дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны. Владимир Николаевич Башмаков, так звали одного из них. Он был директор Таловского интерната, и владел нашими судьбами, и морил нас голодом. Ау, где ты, наполеончик, с коротенькими ручками и властным характером, обожавший накрутить очередному воспитаннику несколько смертельных суток:

– Без обеда, без ужина, без завтрака, без обеда, без ужина. » «В день отъезда привели их к хлеборезке, не дальше порога, конечно. Выдали по пайке хлеба. Но наперёд не дали. Жирные будете, мол, к хлебу едете, да хлеба им давать!!»

Несколько лучше живут дети в Московском детдоме (уже тогда в Москве – самое лучшее? А может, у них совестливый директор?). В поезде они вскрывают данную им в дорогу банку с американской тушёнкой. «Кишки от этого вдруг защипало! Запах ошалелый пошёл, по полкам, по вагону, по поезду. И по тем самым кишкам – будто ножовкой! Колбасное мясо открыли в продолговато-овальной американской баночке с золотым отсветом! . москвичи, забрались в дома-кирпичи, жрут калачи! Это про них, про этих вот, которые едут с тушёнкой, – обнищавшее Подмосковье в голос», – пишет Приставкин.

В пути на недолгих стоянках ребята привычно промышляют на привокзальных рынках, рискуя попасться и быть битыми, но голод – не тётка! И вот, когда поезд мчит по благодатным чернозёмным землям Кубани, машинист делает остановку в поле: «Замедлил эшелон движение, зашипел и замер. Машинист, молчаливый старик с короткой шевелюрой, буркнул, обращаясь к кочегару:

– Баста. Будет нашей ораве тут кормёжка! На два часа запри пар да подай кипятку, чаи гонять будем! . – Россея не убудет, если детишки раз в жизни наедятся. », и оголодавшие будущие переселенцы рвут, тащат с полей и тут же съедают, всё, что растёт.

Расплата наступает тем же вечером: «Дристали все, весь эшелон, потому что грязные овощи не могли в таком количестве перевариться в истощённых детских желудках. ». Поезд вынужденно стоит на станции «Кубань» трое суток, некоторых детей оставляют в больнице.

Одного из Кузьмёнышей – Сашку – врач настойчиво оставляла в больнице, он отравился сильнее многих, ослабел, его лихорадило. Брат Колька практически выкрал его из лазарета. Совсем, совсем по-иному могла сложиться судьба братьев, если б Сашка остался на том полустанке. Может, не была бы участь их столь трагичной.

Но – вернёмся к остановке в поле. Добр ли тот машинист, что дал детям наесться вволю овощей и фруктов с чужих огородов? С одной стороны, безусловно, добр, но такая доброта – от слабости. Машинист, вероятно, не мог есть свой скудный обед, зная, что его поезд воет от голода. Включи он разум, неужели не понял бы, чем обернётся этот его поступок?

Другая доброта – у Кольки- Кузьмёныша, вечно голодного, до поездки даже не знавшего слово «фрукты»: «Колька представил, как появились бы они с братом в детдомовской спальне со своей алычой. И тут бы он стал угощать шакалов, оделяя всех просящих: Боне бы дал штуки три, он старший и никогда не бил Кузьмёнышей; Ваське-Сморчку дал бы пару, он всегда голодный. Тольке-Буржую дал бы одну, он тоже как-то дал Кузьмёнышам лизнуть из ложки, когда его серенький солдат-отец приносил ему кашу в котелке, и Толька обжирался у них на глазах. И воспитательнице Анне Михайловне дал бы Кузьмёныш одну штуку. Хоть и холодная, равнодушная женщина, но Кольке её жалко. И вороватому директору Виктору Викторовичу дал бы алычу Колька. Он Кузьмёнышей на промысел отпускал».

Помимо литературного творчества, Анатолий Приставкин занимался серьёзной общественной работой: в 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководство международного комитета за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина», с 1993 года возглавлял Комиссию по помилованию при Президенте РФ.

Эта работа дала ему пищу для написания невыносимо тяжёлой «Долины смертной тени». «Моя книга не только о заключённых. О тех, кто сидит в камерах смертников. Она обо всех нас. О каждом, кто причастен к этой криминальной зоне, которая зовется Россия», – так автор рассказывал о книге.

С «Тучкой» или «Кукушатами» всё понятно: каждый, кто прочтёт, даже самый плохой человек, – сочувствует, сопереживает этим детям. А как воспринимать книгу «Долина смертной тени»? На чью сторону становиться, кого считать жертвой?

Работа в Комитете отнимала много физических сил, но ещё больше сил эмоциональных, душевных. «Всё стало вокруг голубым и зелёным», – иронично писал в книге Приставкин, исходя из того, что папки «Дело» были либо голубого, либо зелёного цвета. И вот он «открывает» для читателя папки, содержимое которых невозможно читать без содрогания.

Но, какой бы ужас ни вызывали эти дела, как бы они ни откликались в сердце нашем, – суть, смысл, основная мысль «Долины. » – в другом. Приставкин работал в Комиссии по помилованию в 1992 году, когда смертная казнь в нашей стране ещё не была отменена. Могут показаться не актуальными сейчас метания автора (он же главный герой, в книгу по включены элементы дневниковых записей) по поводу отмены смертной казни. Но во все времена будет мучить человечество вопрос: как относиться к убийце? У Приставкина прорисована глубокая и очень верная мысль: «. есть у наших спорщиков одна особенность, а заключается она вот в чём: те, кто выступает против казней, оперируют к разуму (ссылки на авторитеты, разумные доводы, цифры), а те, кто за смертную казнь, – к человеческим чувствам. Почти что к инстинктам».

В Комиссии по помилованию работали многие, но Анатолий Приставкин не называет ничьих имён, кроме Булата Окуджавы и Фазиля Искандера: «Хочу напомнить, что только одно имя Булата я буду здесь называть по причинам понятным: он ушёл навсегда. Ну, пожалуй, еще Фазиля Искандера, который давно покинул Комиссию, и теперь как бы ее история». И это потому, что их закидывали письмами, им угрожали.

Среди трёхсот двадцати двух дел, которые рассматривала Комиссия, есть одно – «О дяде Коле». Об этом деле писали СМИ, снимались документальные фильмы. После жарких споров, после бесконечного откладывания решения подписали – «в помиловании отказать», то есть казнить, что сделало Приставкина в собственных глазах тоже убийцей. И напрасно он себя убеждал, что смертный приговор вынес суд, что окончательное решение принял Президент. Доводы рассудка меркнут, когда говорят чувства и душа.

Есть в «Долине смертной тени» неоднократное сетование на то, что рукописи отложены в сторону, что не пишется ничего нового: «А я вроде бы еще писатель, хотя за чтением кровавых дел запамятовал, когда сидел над чистой страницей». Или: «. сидел бы я сейчас в Дубултах или в Переделкине, глядел бы на зимний пейзаж в натуре и писал бы свою книгу. И никогда в жизни никого бы ни о чем не просил. Особенно кто выше тебя. Такая меня тоска взяла, аж горло свело».

Мало того, что у Приставкина нет времени писать другие книги, что отложены в долгий ящик начатые рукописи. Мало того, что в голове психически здорового человека не укладываются бытовые, ужасные в своей простоте, убийства – из-за бутылки водки, например, – и систематические истязания собственных детей. Так ещё и усиливается до самой высокой ноты, до навязчивой идеи страх за собственного ребёнка. Этот страх живёт в каждой маме и в каждом папе с той самой минуты, как ребёнок рождается и, вероятно, до самого конца. А у Приставкина-папы, месяцами, годами работающего с уголовными делами, прибавляется животный, утробный страх за свою дочь.

«Видит Бог, я не хотел рассказывать эту историю, оберегая ваши, уважаемый читатель, да и свои собственные чувства. Особенно в такой чистый зимний день. И особенно потому, что разговор-то идёт о детях. Таких, как моя Манька. Как она, кстати, там? Лишний повод прерваться и, прижимаясь щекой к холодному стеклу, убедиться, что детёныш здесь и цел. Хотя вот на днях вдруг исчезла, мы с женой выскочили без верхней одежды, закричали, забегали. Начитавшись всех этих дел из зелёной папки, забегаешь и голос, и сердце сорвёшь! Нашли в подъезде соседнего дома, щенка отогревала. »

Приставкин знает, как доверчивы дети, и, главное, как преступники пользуются этой их доверчивостью. И как быть? Вырастить человека, никому не верящего, а значит, никому не способного помочь, или верить, безо всяких оснований, что именно с твоим чадом такой беды никогда не случится?

На этот вопрос, как и на многие другие, поднятые творчеством и общественной деятельностью писателя Анатолия Приставкина, никак нельзя ответить однозначно. Великое множество трудных вопросов – и из прошлого, и по поводу современной жизни. Множество недетских вопросов – и о детях, и о взрослых.

Неудивительно, что скончался Приставкин от инфаркта. Какое сердце выдержит такую чудовищную тяжесть?!

Конечно, кто, если не Анатолий Приставкин с его оголённой открытой душой написал бы «Долину смертной тени»?! Но, вероятно, крайне расточительно со стороны политической общественности привлекать к работе в Комиссии Анатолия Приставкина, Фазиля Искандера, Булата Окуджаву, лишив читателей их ненаписанных талантливых произведений.

С другой стороны, «поэт в России – больше, чем поэт». И Анатолий Приставкин наряду с другими своей жизнью доказал это.

Анатолий Приставкин — о писателе

Информация

Биография

Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов…

Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.

В 1965 году вступил в КПСС.

В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». С 1981 года он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание – в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), “Золотой палач” (2005), однако они уже не имели такого успеха. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра.

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им еще в конце 1980-х, однако в 1991 году рукопись романа пропала из гостиничного номера[1] во время народных волнений в Риге, когда туда вошли советские войска. В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвященного жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казненного в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году.

За десять лет – с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

Библиография

Маленькие рассказы, 1959
Мои совре­менники, 1959
Селигер Селигерович, 1965 (очерки)
Голубка «Знамя», 1967, № 3-6
Солдат и мальчик , 1972 (повесть)
На Ангаре, 1975 (очерки) — премия СП СССР
Ангара-река, 1977 (очерки)
Радиостанция «Тамара» (повесть), 1978
Ангара, 1981 (очерки)
Возделай поле свое, 1981 (очерки)
Большая Ангара // «Знамя», 1981, № 1-2
Го­родок // «Новый мир», 1983, № 1-2 (роман, по мнению В. Казака, са­мый значительный вклад Приставкина в русскую литературу[2])
Ночевала тучка золотая… , сб. 1988
Кукушата «Юность», 1989, № 11-12
Рязанка // «Знамя», 1991, № 3-4
Долина смертной тени , 2000
Синдром пьяного сердца, 2001
Вагончик мой дальний , 2004
Золотой палач, 2005
Первый…

Маленькие рассказы, 1959
Мои совре­менники, 1959
Селигер Селигерович, 1965 (очерки)
Голубка «Знамя», 1967, № 3-6
Солдат и мальчик , 1972 (повесть)
На Ангаре, 1975 (очерки) — премия СП СССР
Ангара-река, 1977 (очерки)
Радиостанция «Тамара» (повесть), 1978
Ангара, 1981 (очерки)
Возделай поле свое, 1981 (очерки)
Большая Ангара // «Знамя», 1981, № 1-2
Го­родок // «Новый мир», 1983, № 1-2 (роман, по мнению В. Казака, са­мый значительный вклад Приставкина в русскую литературу[2])
Ночевала тучка золотая… , сб. 1988
Кукушата «Юность», 1989, № 11-12
Рязанка // «Знамя», 1991, № 3-4
Долина смертной тени , 2000
Синдром пьяного сердца, 2001
Вагончик мой дальний , 2004
Золотой палач, 2005
Первый день творенья, 2006
Летающая тетушка (сказки) , 2007
Король Монпасье Мармелажка Первый , 2008
Собрание сочинений в 5 т., 2009
Все, что мне дорого (отрывки из дневников и писем писателя, очерки, рецензии. Предисловие Марины Приставкиной), 2009

Михаил Петрович Погодин — биография

Сторонник норманнской теории происхождения русского государства [en] . Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Древней Руси, летописанию. Коллекция исторических памятников («Древлехранилище»). Бытовые повести, исторические драмы.

Михаил Погодин родился 23 ноября (11 ноября по старому стилю) 1800 года в Москве. Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806 году. В 1821 г. Михаил Петрович окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), в которой выступал с позиций норманской теории. Примыкал к «любомудрам». В 1826 — 1844 был профессором Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории.

Во второй половине 1820-х годов, став секретарём Общества любителей русской словесности, Погодин активно занимался литературной деятельностью, внёс заметный вклад в становление русской повести и святочного рассказа. Из под его пера вышли повести «Нищий» (1825), «Как аукнется, так и откликнется» (1825), «Русая коса» (1826), «Суженый» (1828), «Сокольницкий сад» (1829), «Адель» (1830), «Преступница» (1830), «Васильев вечер» (1831), «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и другие, изданные отдельно в сборнике «Повести» (ч. 1—3, 1832).

В 1826 году Погодин издал литературный альманах «Урания», к участию в котором привлёк Веневитинова, Евгения Абрамовича Баратынского, Алексея Фёдоровича Мерзлякова, Федора Ивановича Тютчева, Александра Ивановича Полежаева, Степана Петровича Шевырева, Павла Петровича Вяземского, по просьбе которого и Александр Сергеевич Пушкин предоставил пять своих стихотворений. Сам Погодин опубликовал в альманахе свою повесть «Нищий». Белинский считал, что это произведение замечательно «по верному изображению русских простонародных нравов, по теплоте чувства, по мастерскому рассказу».

В 1827 — 1830 М. Погодин издавал журнал «Московский вестник», в 1841 — 1856 совместно с Степаном Петровичем Шевырёвым — «Москвитянин». Выступал в 20 — 30-е годы с критикой историка Михаила Трофимовича Каченовского и «скептической школы». Изучал древнерусскую и славянскую историю, был близок к славянофилам.

Михаилом Петровичем были установлены источники Начальной летописи, изучены причины возвышения Москвы, выявлена постепенность в закрепощении русского крестьянства. Признание самобытности русской истории было основой его научных [en] взглядов, и считал невозможным осмыслить русской исторический процесс и сделать из этого какие-либо выводы и обобщения.

Погодин был историком официального направления и главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «. охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия. ». Бытовые повести писателя «Нищий», «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и другие (вошедшие в его книги «Повести», ч. 1 — 3, 1832) давали достоверную картину жизни крепостных, купцов, мещан, но были лишены глубины художественного обобщения.

М.П. Погодин — автор исторической драмы «Марфа Посадница» (1830). Его публицистика в 30-х — начала 50-х годов носила реакционный характер; в литературном движении 40-х годов занимал консервативные позиции; вёл борьбу с натуральной школой, в ряде вопросов выступал против литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского. В 60-е годы стал сторонником организации славянского национального движения, поддерживал панславизм.

Михаил Петрович опубликовал ряд важных исторических источников, собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой была в 60-е годы была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.

Творчество Михаила Петровича Погодина

Научные труды:

  • Погодин М. П. Начертание русской истории: для гимназий. — М., 1837. — 408 с.;
  • Погодин М. П. Древние русские княжества с 1054 по 1240 год. — СПб., 1848. — 4 т.;
  • Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. — М., 1871. — 4 т.

Проза:

  • Повести Михаила Погодина. Ч. 1 — 3. М., 1832;
  • Погодин М. Невеста на ярмарке. Повесть: В 2-х частях. М., 1837;
  • Погодин М. Повести. Драма. М., 1984.

Дневниковая и автобиографическая проза:

  • 1.Дневник М. П. Погодина. 1820—1822 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 30. № 1;
  • 2. Дневник М. П. Погодина. 1822—1825 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 31. № 1;
  • 3. Дневник М. П. Погодина. 1840—1845 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 33. № 1;
  • 4. Погодин М. Автобиография // ИРЛИ, ОР, Ф. 26; 18 ед. хр.; 1826—1876.

Путевые очерки:

  • Погодин М. Год в чужих краях (1839). Дорожный дневник. Ч. 1 — 4. М., 1844;
  • Погодин М. Псков (Из дорожных заметок). Псков, 1881. Шифр: 18.156.3.186;
  • Погодин М. П. Прогулка в Новгород. 1859. Шифр: 18.10.3.135.

Воспоминания:

  • К предсказаниям о Пушкине // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1947;
  • Напоминание о Павском // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1948—1951;
  • Отрывок из воспоминания о С. Р. Шевыреве, читанного в заседании Общества Любителей[en] Российской словесности 17 ноября 1865 г. // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М., 1866. — Стб. 1261—1269;
  • Записки М. П. Погодина о политике России 1853—1854. // Русская старина, 1874. — Т. 10. — № 5. — С. 121—138; № 6. — С. 399—407;
  • Из воспоминаний о Пушкине // Русский архив, 1865. — Изд. 2-е. — М., 1866. — Стб. 1247—1260;
  • Мое представление историографу. (Отрывок из записок). // Русский архив, 1866. — Вып. 11. — Стб. 1766—1770;
  • О кончине А. П. Ермолова. Письмо к редактору // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 7. — С. 452—453.

Сочинения

  • Биография отца Иакинфа Бичурина, написанная в 1847 году // Беседы в Обществе любителей российской словесности при Московском университете. — 1871. — Вып. 3. — С. 62—68;
  • Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1 — 7, М., 1846 — 1857;
  • Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853 — 1856 гг., М., 1874;
  • Простая речь о мудреных вещах. М., 1874.

Михаил Петрович Погодин скончался 20 декабря (8 декабря по ст.ст.) 1875 года в Москве.

  • Николай Платонович Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. — СПб., 1888—1910, 22 тома;
  • Корсаков Д. А. Погодин М. П.: биографический очерк. — СПб., 1902. — 12 с.;
  • Языков Д. Д. М. П. Погодин. — М., 1901. — 28 с.;
  • Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. М. П. Погодин. — СПб., 1892. — 9 с.;
  • Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. (Летописцы России). — М., 1997;
  • Николай Иванович Павленко Н. И. Михаил Погодин: Жизнь и творчество. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 360 с. — 800 экз. — ISBN 5-88451-137-X. (в переводе);
  • Анненкова Е. И. Н. В. Гоголь и М. П. Погодин. Эволюция творческих отношений // Николай Васильевич Гоголь. Проблемы творчества. — СПб. 1992;
  • Виролайнен М. Н. Молодой Погодин // Погодин М. П. Повести. Драма. — М., 1984. — С. 3—18;
  • Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. — М., 1999;
  • Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. — СПб., 1995. — С. 103—112;
  • Вацуро В. Э. От бытописания к поэзии действительности // Русская повесть XIX века. — Л., 1973. — С. 200—244;
  • Манн. Динамика русского романтизма. Глава 7. — М., 1995. — С. 233—235;
  • Виролайнен М. Н. «Сделаем себе имя»: Велимир Хлебников и М. П. Погодин: миф числа // Имя-сюжет-миф. — СПб., 1996. — С. 149—159;
  • Двирник Е. В. Исповедь как форма диалога с читателем // Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе. — Саранск, 2002. — С. 151—155;
  • Капитанова Л. А. Светская повесть М. П. Погодина // Филология. — Краснодар, 1994. — № 3. — С. 40—41;
  • Корсаков Д. Погодин, Михаил Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918;
  • Кузнецов И. В. Повесть М. П. Погодина «Преступница» и традиции древнерусской словесности // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. — Новосибирск, 2002. — Вып. 5. — С. 97—105;
  • Ломова Е. А. Ирония в русской повествовательной прозе 20-40-х годов XIX века: (На материале повестей Одоевского, Павлова, Сомова, Погодина) // Жанрово-стилевые искания и литературный процесс. — Алма-Ата, 1998. — С. 42—51;
  • Мельник В. И. Проблема народа в прозе 1830-х годов: (М. П. Погодин и Н. А. Полевой) // Вопросы филологии. — Ульяновск, 1998. — С. 3—14;
  • Фёдорова С. В. Развитие М. П. Погодиным жанра повести о творческой личности: (Сб. «Повести М. Погодина», 1832 г.)// Жанр и стиль. — Йошкар-Ола, 1988. — С. 103—114;
  • Плеханов Георгий Валентинович, М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М. — Л., 1926;
  • Никитин Сергей Александрович, Славянские комитеты в России в 1858 — 1876 гг., М., 1960;
  • Историография истории СССР, 2 изд., М., 1971, с. 143 — 46;
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

Песня про Михаила:

«Мишка, где твоя улыбка» — Маргарита Суворова
  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени Михаил.
  • Биографии великих людей по фамилии на букву П.
  • Описание отчества Петрович[ещё] .
  • Описание имени-отчества Михаил Петрович.
  • Описание отчества Михайлович.
  • Описание имени Михаил.
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву М (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И семантику букв имени в интерпретации российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Писатель Михаил Погодин. Жизнь и творчество

Михаил Петрович Погодин (1800-1875 гг.) относится к одним из представителей русских историков и писателей, работающих в жанре беллетристики.

Погодин является уроженцем Москвы и имеет происхождение из семьи крепостных, впоследствии получивших вольную.

До достижения мальчиком десяти лет он получает домашнее образование, проявляя интерес к знаниям, а затем на гимназическую учебу, закончив которую становится студентом факультета словесности университета в Москве.

Получив образование, Погодин занимается преподавательской деятельностью, работая учителем географии благородного пансиона и частным репетитором в княжеском семействе Трубецкого И.Д.

В этот период, став членом Общества любителей русской словесности, начинается писательская деятельность Погодина в виде многочисленных повестей, в том числе «Адель», «Преступница», «Черная немочь», которые впоследствии издаются отдельным сборником под названием «Повести».

Следующим шагом в творческой биографии Погодина становится издание литературного сборника «Урания», произведения для которого предоставляются видными русскими литераторами того периода времени (Пушкин А.С., Тютчев Ф.И., Баратынский Е.А.). В этом же альманахе выходит собственное произведение Погодина в виде повести «Нищий», снискавшей читательскую популярность и положительные критические отзывы, в том числе Белинского В.Г.

В дальнейшем Погодин много лет занимается издательской деятельностью, организовывая выход различных журналов и информационных газет, а также проводя на протяжении длительного времени в собственном доме литературные вечера. В доме писателя в различное время проживают Гоголь Н.В., а также Фет А.А., берущий у Погодина уроки для поступления на университетскую учебу.

На протяжении полувека Погодин является основой литературного московского общества, о чем впоследствии Барсуков Н.П. напишет в биографической книге, являющейся историей русской литературы того периода времени.

Помимо литературной деятельности Погодин увлекается с юношеских лет русской историей, написав за свою жизнь немало ученых работ, выражающих норманскую теорию о происхождении Российского государства. Эти работы становятся фундаментом для защиты Погодиным диссертации. Кроме того, Погодин является одной из значимых фигур в исторической науке, поскольку вводит в научную практику важные исторические и литературные памятники в виде Псковской летописи, Казацкой летописи, а также Книге о скудости и богатстве.

Творческое наследие Погодина включает в себя не только его научные и литературные труды, но и коллекцию, названную Древнехранилищем, где собраны многочисленные старинные предметы (иконы, картины, печати, монеты).

В последние годы жизни Погодин занимается составлением аналитических записок для императорского двора, не стесняясь высказывать собственное критическое мнение о деятельности императора.

Жизнь Погодина прерывается в возрасте семидесяти пяти лет, а упокоевается писатель на территории Новодевичьего монастыря в Москве.

Вариант 2

М. П. Погодин является одним из самых известных среди русских историков и публицистов XIX века. Он придерживался «нормандской теории» происхождения Руси. Помимо исторических трудов и публицистических статей писал также художественные произведения. Увлекался коллекционированием предметов старины. Собирал их по всей России. Свою большую коллекцию, в которую входили иконы и литые образа, лубочные картины и посуда, оружие и печати, серебряные и медные кресты, монеты и медали, древние рукописи и старопечатные книги, он называл «Древнехранилище».

Отличался противоречивым и сложным характером.

Родился Погодин в Москве в 1800г. Его отец был крепостным, который в 1806г. получил вольную. До десяти лет мальчик учился дома, потом воспитывался в доме А.Г. Решетникова. Далее продолжил образование в Московской губернской гимназии. Был в числе лучших её выпускников.

Увлёкся русской историей. В 1818г. поступил в Московский университет на словесное отделение. Окончил это учебное заведение в 1821г. В 1823г. сдал экзамен на степень магистра, а через 2 года защитил магистерскую диссертацию. Некоторое время преподавал географию в пансионе, а также подрабатывал, давая частные уроки в доме князя И.Д. Трубецкого. В 1825г. Михаил Петрович смог устроиться преподавателем всеобщей истории Московского университета.

С 1826г. Погодин начинает заниматься редакторской и издательской деятельностью, общается со многими известными писателями и поэтами. Нередко в своём доме утраивает литературные вечера. У него подолгу гостили Николай Васильевич Гоголь и Афанасий Афанасьевич Фет.

С 1828г. по 1838г. он читает в университете курс новой истории. Параллельно с преподавательской деятельностью активно занимается литературным творчеством. Из под его пера выходят несколько повестей (опубликованы отдельной книгой в 1832г.), рассказы, исторические трагедии.

В 1834г. Погодин успешно защищает докторскую диссертацию. В 1841г. становится академиком, а через 3 года, оставив работу в университете, полностью посвящает себя публицистике и изучению древней истории (домонгольского и славянского периода). С 1860г. по 1866г. председательствует в Обществе любителей русской словесности.

В последние годы жизни М.П. Погодин играл значительную роль в обществе. К его мнению прислушивались император и государственные сановники.

Умер Погодин в 1875г. Прах его покоится на Новодевичьем кладбище.

Писатель Михаил Погодин. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.) является выходцем из дворянского рода Толстых, ставший известным советским литератором и общественным активистом, неоднократно награжденный премиями, в том числе наградами, носящими имя Сталина.

Софокл был одним из самых выдающихся драматургов в Афинах чьи работы сохранились до наших дней. Не так много известно о ранней жизни Софокла. Он родился в маленьком городке Колон недалеко от Афин

Гробница Тутанхамона была обнаружена археологами в городе Луксор в начале 1923 года, после того как в течение долгих семи лет бесчисленные попытки отыскать гробницу закончились неудачей. Вскоре весть о долгожданной находке разлетелась по всему миру

Греция представляла собой государство городов. Эти города называли полисами, они располагались относительно недалеко друг от друга, к примеру, 42 километра – марафонская дистанция являла собой протяженность самой длинной области страны.

Сумма корней квадратного уравнения вида x2 + px+ q = 0 равна коэффициенту p взятому с обратным знаком, а произведение – свободному члену q

Ссылка на основную публикацию