Писатель Говард Лавкрафт. Жизнь и творчество

Чем знаменит писатель Говард Филлипс Лавкрафт?

Говард Филлипс Лавкрафт (20 августа 1890 — 15 марта 1937) — писатель, не опубликовавший ни одной книги при жизни, однако после смерти ставший кумиром как массового читателя, так и опытного ценителя.

Говард Филлипс прожил относительно короткую жизнь, всего 46 лет, но и она успела обрасти мифами и легендами. Чего только о нём не говорят, и выяснить, где правда, а где ложь, достаточно трудно.

Он написал настолько необычные, окутанные мраком произведения, что их выделили в отдельный жанр.

Осмелюсь предположить, что крайне своеобразное детство сыграло большую роль в жизни писателя и отпечаталось на его произведениях. Лавкрафт в возрасте 9−10 лет
Фото: ru.wikipedia.org

Сначала ему пришлось пережить смерть отца, попавшего в психиатрическую больницу. После его смерти Лавкрафт переехал с матерью в дом к дедушке, где была крупнейшая библиотека, в которой он проводил большую часть своего времени.

Когда Говарду было 12 лет, умер его дедушка. Из-за потери кормильца ему вновь пришлось пережить переезд в дом поменьше. Вся эта ситуация загнала юного Говарда в глубочайшую депрессию, он даже хотел свести счёты с жизнью. В итоге он так и не закончил среднюю школу ввиду нехватки денег на образование.

Писать мистические рассказы Лавкрафт также начал с детства, основываясь на своих ночных кошмарах, которые зачастую тревожили его сон. Первым рассказом писателя-фантаста был «Зверь в пещере». Написан он был четырнадцатилетним подростком всего за одну ночь.

В целом, все творчество Лавкрафта можно разделить на три основных части:

  • М ифы Ктулху (описание богов и существ, мест и героев, древних книг и артефактов).
  • Сновидческий цикл (психоделические путешествия за пределы человеческого разума).
  • Ничтожность рода людского перед лицом Вселенной.

В наши дни Лавкрафт является вдохновителем известного художника Г. Гигера, написавшего огромное количество картин, руководствуясь исключительно его творчеством. Так он придумал «Ксеноморф» и занимался дизайнерской работой для фильма «Чужой».
Ганс Рудольф Гигер, «Атомные дети», 1968 г.
Фото: artchive.ru

Участник музыкальной группы «Metallica» Клифф Бёртон также являлся поклонником Лавкрафта. В их альбоме, выпущенном в 1984 году, присутствовала песня «The Call Of Ktulu». К слову, эта песня являлась их первой инструментальной композицией.

Не менее известным поклонником Говарда Филлипса является и кумир миллионов Стивен Кинг. Сам он не раз заявлял, что зачастую черпает вдохновение в его произведениях. Сам же Лавкрафт являлся большим поклонником творчества Эдгара По.

В целом, появлением в искусстве настоящего времени различных существ из запредельных пространств, других миров и глубин океана мы обязаны именно Лавкрафту.
Говард Филлипс Лавкрафт
Фото: ru.wikipedia.org

На сегодняшний день существует множество произведений по мотивам писателя, десятки компьютерных игр («Call Of Cthulhu: Dark Corners Of The Earth», «Alone in the dark», «Necronomicon») и столько же экранизаций его произведений («Дагон», «Зов Ктулху»).

Спешу дополнить, что друг и последователь писателя Август Дерлет, который дописал некоторые из его произведений, в том числе и «Некрономикон», является основателем легендарного издательства «Arkham House», которое занималось изданием произведений одного лишь Лавкрафта. Это являлось редким случаем, когда издательство было создано под творчество одного писателя.

Лавкрафт, Говард Филлипс

Лавкрафт в 1934 году

Говард Филлипс Лавкрафт (20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937, там же) — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху. Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези.

При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.

Содержание

  • 1 Детство
  • 2 Раннее творчество
  • 3 Жизнь в Нью-Йорке
  • 4 Возвращение в Провиденс
  • 5 Знаете ли вы, что…

Детство [ править | править код ]

В возрасте 8 лет

Лавкрафт родился 20 августа 1890 года, в 09:00 утра, на Энджелл-стрит, в городке Провиденс, штате Род-Айленд, США. Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что род Лавкрафтов проживал в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (XVII век).

Когда Говарду было 3 года, его отец был помещён в клинику с серьёзным психическим расстройством, где находился вполть до своей смерти 19 июля 1898 года. Сам писатель впоследствиии утверждал, что его отец скончался от паралича, вызванного “нервным истощением”, которое стало следствием чрезмерного труда и недосыпания.

После госпитализации Уилфрида Лавкрафта, сёстры Сары – Лиллиан Делора Филлипс и Энни Эмелин Филлипс, и её отец – Уиппл Филлипс стали оказывать финансовую поддержку семье Лавкрафтов.

Говард Лавкрафт рос вундеркиндом – в возрасте шести лет он уже писал стихи. Его дед Уипл поощрял его интерес к чтению, особенно к классической литературе, и часто рассказывал ему оригинальные рассказы в жанре готических ужасов. Однако здоровье маленького Говарда оставляло желать лучшего – он был болезненным ребёнком, и из-за своего слабого здоровья он перестал ходить в школу в возрасте девяти лет. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1890 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу. В 1904 году умирает Уиппл Лавкрафт, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в более дешёвый дом на той же улице. Говарда опечалил переезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.

Раннее творчество [ править | править код ]

После окончательного ухода из школы, Говард продолжал жить у матери на Энджелл -стрит, ведя отшельнический образ жизни. Разумеется, что найти работу он себе так и не сумел, и жил за счёт матери.

Всё изменилось, когда он написал письмо в редакцию глянцевого журнала “Argosy”, в котором жаловался на вялость сюжета опубликованного там рассказа некого Фредди Джексона. Обсуждение этого письма в колонке журнала попало на глаза президента любительской ассоциации прессы, Эдварда Дааса, который в 1914 году приглашает Лавкрафта присоединится к ним. Эта ассоциация всячески толкала его на то, что бы он написал новые стихи и эссе. Вскоре Говард начал строить огромную сеть корреспонденции. Среди его корреспондентов были Роберт Блох, Кларк Эштон Смит, Роберт Говард.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному», как ему казалось, жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственные рассказы» (Weird Tales).

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии, в 1919 году, попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года в результате осложнения после операции на желчном пузыре. Вплоть до самой смерти она вела переписку со своим сыном.

Жизнь в Нью-Йорке [ править | править код ]

Вместе с Уильямом Барлоу в Бостоне (1921)

В 1919—1923 гг. Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве.

Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город.

Возвращение в Провиденс [ править | править код ]

Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года

Лавкрафт в Флориде (1934)

(этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в это время.

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания.

Говард Филлипс Лавкрафт — о писателе

Информация

Биография

Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези. При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.

Лавкрафт родился в Провиденсе и был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили…

Говард Филлипс Лавкрафт — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези. При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.

Лавкрафт родился в Провиденсе и был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (1630). Когда Говарду было три года, Уилфрида поместили в психиатрическую больницу, где тот находился в течение пяти лет до самой смерти 19 июня 1898.

Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом — читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в городе, он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.

В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере».

Ребёнком Лавкрафт часто болел и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.

Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве, но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 с рассказами «Дагон», затем «Усыпальница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 в журнале Weird Tales. В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921. Она писала сыну до своих последних дней.

В 1919-1923 Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве. С детства у Лавкрафта бывали кошмарные сны, но управлять ими или проснуться у него не получалось. Существа с перепончатыми крыльями, которых он называл «ночными мверзями», поднимали его в воздух и относили на «мерзкое плато Лэнг». Эти переживания писатель использовал в творчестве.

Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы гадали о его асексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником».

Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 (этот адрес является адресом дома доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в это время.

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 в Провиденсе.

Изображения автора

  • Возможно, Бруклин.” href=”/author/208686/pictures/348071″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/hpt3jd2q/o-l.png)”>
  • Бостон.” href=”/author/208686/pictures/348068″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/9jj2rapb/Govard_Lavkraft_i_Vilyam_Doudell-l.png)”>
  • Неизвестно, снята фотография в день бракосочетания или в любой другой день этого года.” href=”/author/208686/pictures/348070″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/gu2qjek5/Molodozheny_Sonya_Grin_i_Govard_Lavkraft-l.png)”>
  • По другим источникам – Лавкрафту здесь около 20 лет.” href=”/author/208686/pictures/348054″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/ngxehyo2/Foto_iz_Amateur_Publishing_Association-l.png)”>
  • Флорида.
    Taken by Barlow “. A ruthlessly good likeness.”” href=”/author/208686/pictures/348075″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/f5up7orm/o-l.png)”>
  • Фотография помещена на обложку книги Джоши “H.P.Lovecraft: Decline Of The West”.” href=”/author/208686/pictures/348073″ style=”background-image:url(https://u.livelib.ru/author/1000208686/l/iv0exv2e/o-l.png)”>

Связанные статьи

Библиография

Художественные произведения

1897 — Маленькая стеклянная бутылка / The Little Glass Bottle
1898 — Потайная пещера / The Secret Cave
1898 — Тайна кладбища / The Mystery of the Graveyard
1902 — Загадочный корабль / The Mysterious Ship
1905 — Зверь в пещере / The Beast in the Cave
1908 — Алхимик / The Alchemist
1917 — Усыпальница / The Tomb
1917 — Дагон / Dagon
1917 — Воспоминание о докторе Сэмюеле Джонсоне / A Reminiscence of Dr. Samuel Johnson
1917 — Милая Эрменгард / Sweet Ermengarde
1918 — Полярис / Polaris
1919 — По ту сторону сна / Beyond the Wall of Sleep
1919 — Память / Memory
1919 — Старый псих / Old Bugs
1919 — Перевоплощение Хуана Ромеро / The Transition…

Художественные произведения

1897 — Маленькая стеклянная бутылка / The Little Glass Bottle
1898 — Потайная пещера / The Secret Cave
1898 — Тайна кладбища / The Mystery of the Graveyard
1902 — Загадочный корабль / The Mysterious Ship
1905 — Зверь в пещере / The Beast in the Cave
1908 — Алхимик / The Alchemist
1917 — Усыпальница / The Tomb
1917 — Дагон / Dagon
1917 — Воспоминание о докторе Сэмюеле Джонсоне / A Reminiscence of Dr. Samuel Johnson
1917 — Милая Эрменгард / Sweet Ermengarde
1918 — Полярис / Polaris
1919 — По ту сторону сна / Beyond the Wall of Sleep
1919 — Память / Memory
1919 — Старый псих / Old Bugs
1919 — Перевоплощение Хуана Ромеро / The Transition of Juan Romero
1919 — Белый корабль / The White Ship
1919 — Рок, покаравший Сарнат / The Doom That Came to Sarnath
1919 — Показания Рэндольфа Картера / The Statement of Randolph Carter
1919 — Картина в доме / The Picture in the House
1920 — Страшный старик / The Terrible Old Man
1920 — Дерево / The Tree
1920 — Кошки Ултара / The Cats of Ulthar
1920 — Храм / The Temple
1920 — Артур Джермин / Facts Concerning the Late Arthur Jermyn and His Family
1920 — Улица / The Street
1920 — Селефаис / Celephais
1920 — Из глубин мироздания / From Beyond
1920 — Ньярлатотеп / Nyarlathotep
1920—1921 — Ex Oblivione / Ex Oblivione
1921 — Безымянный город / The Nameless City
1921 — Искания Иранона / The Quest of Iranon
1921 — Болото Луны / The Moon-Bog
1921 — Изгой / The Outsider
1921 — Другие боги Другие боги / The Other Gods
1921 — Музыка Эриха Занна / The Music of Erich Zann
1921—1922 — Герберт Уэст-реаниматор / Herbert West-Reanimator
1922 — Гипнос / Hypnos
1922 — Что вызывает Луна / What the Moon Brings
1922 — Азатот / Azathoth
1922 — Пёс / The Hound
1922 — Притаившийся ужас / The Lurking Fear
1923 — Крысы в стенах / The Rats in the Walls
1923 — Неименуемое / The Unnamable
1923 — Праздник / The Festival
1924 — Заброшенный дом / The Shunned House
1925 — Кошмар в Ред-Хуке / The Horror at Red Hook
1925 — Он / He
1925 — В склепе / In the Vault
1926 — Потомок / The Descendant
1926 — Прохладный воздух / Cool Air
1926 — Зов Ктулху / The Call of Cthulhu
1926 — Фотография с натуры / Pickman’s Model
1926 — Серебряный ключ / The Silver Key
1926 — Загадочный дом на Туманном Утёсе / The Strange High House in the Mist
1926—1927 — Сомнамбулический поиск неведомого Кадата / The Dream-Quest of Unknown Kadath
1927 — История Чарльза Декстера Варда / The Case of Charles Dexter Ward
1927 — Цвет из иных миров / The Colour Out of Space
1927 — Очень старый народ / The Very Old Folk
1927 — История Некрономикона / History of the Necronomicon
1928 — Ибид / Ibid
1928 — Ужас Данвича / The Dunwich Horror
1930 — Шепчущий во тьме / The Whisperer in Darkness
1931 — Хребты безумия / At the Mountains of Madness
1931 — Морок над Инсмутом / The Shadow Over Innsmouth
1932 — Сны в Ведьмином доме / The Dreams in the Witch-House
1933 — Тварь на пороге / The Thing on the Doorstep
1933—1937 — Служитель зла / The Evil Clergyman
1933 — Книга / The Book
1934—1935 — Тень из безвременья / The Shadow Out of Time
1935 — Скиталец тьмы / The Haunter of the Dark

Читайте также:  Писатель Михаил Погодин. Жизнь и творчество

Написанное в соавторстве

1918—1919 — Зелёный луг / The Green Meadow
1920 — Поэзия и боги / Poetry and the Gods
1920—1921 — Ползучий Хаос / The Crawling Chaos
1922 — Ужас на берегу Мартина / The Horror at Martin’s Beach
1923 — Пепел / Ashes
1923 — Пожиратель призраков / The Ghost-Eater
1923 — Возлюбленный мертвец / The Loved Dead
1924 — Заточённый с фараонами / Imprisoned with the Pharaohs
1925 — Глухой, Немой и Слепой / Deaf, Dumb, and Blind
1926 — Две чёрные бутылки / Two Black Bottles
1927 — Тварь в лунном свете / The Thing in the Moonlight
1927 — Последний опыт / The Last Test
1928 — Проклятие Ийга / The Curse of Yig
1929 — Электрический палач / The Electric Executioner
1929—1930 — Курган / The Mound
1930 — Локон Медузы / Medusa’s Coil
1931 — Западня / The Trap
1932 — Человек из камня / The Man of Stone
1932 — Ужас в музее / The Horror in the Museum
1932—1933 — Врата Серебряного Ключа / Through the Gates of the Silver Key
1933 — Крылатая смерть / Winged Death
1933 — Из глубины веков / Out of the Aeons
1933 — Сокровищница зверя-чародея / The Hoard of the Wizard-Beast
1933 — Убиение чудовища / The Slaying of the Monster
1933—1935 — Ужас на кладбище / The Horror in the Burying-Ground
1934 — Дерево на холме / The Tree on the Hill
1934 — Бой, завершивший столетие / The Battle that Ended the Century
1935 — Переживший человечество / “Till A’the Seas”
1935 — Крушение вселенных / Collapsing Cosmoses
1935 — Угроза извне / The Challenge from Beyond
1935 — Эксгумация / The Disinterment
1935 — Дневник Алонзо Тайпера / The Diary of Alonzo Typer
1936 — В стенах Эрикса / In the Walls of Eryx
1936 — Ночной океан / The Night Ocean

Дописанное Августом Дерлетом после смерти Г. Ф. Лавкрафта

1945 — Таящийся у порога / The Lurker at the Threshold
1954 — Единственный наследник / The Survivor
1957 — Окно в мансарде / The Gable Window
1957 — Лампа Альхазреда / The Lamp of Alhazred
1957 — Пришелец из космоса / The Shadow out of Space
1957 — День Уэнтворта / Wentworth’s Day
1957 — Наследство Пибоди / The Peabody Heritage
1957 — Возвращение к предкам / The Ancestor
1959 — Запертая комната / The Shuttered Room
1959 — Рыбак с Соколиного мыса / The Fisherman of Falcon Point
1959 — Ночное братство / The Dark Brotherhood
1959 — Тень в мансарде / The Shadow in the Attic
1962 — Ведьмин Лог / Witches’ Hollow
1967 — Ужас среднего пролёта / The Horror from the Middle Span
1972 — Наблюдатели / The Watchers out of Time
1972 — Инсмутская глина / Innsmouth Clay

1905—1938 — Древний след / The Ancient Track: The Complete Poetical Works of H. P. Lovecraft
1929—1930 — Грибы с Юггота / Fungi from Yuggoth

Философские работы

1916 — Старая Англия и «Hyphen» / Old England and the “Hyphen”
1916 — Революционная мифология / Revolutionary Mythology
1918 — Merlinus Redivivus / Merlinus Redivivus

Научные работы

1903 — Луна / The Moon
1925—1927 — Сверхъестественный ужас в литературе / Supernatural Horror in Literature

История немецкой литературы.
Томас Манн (до 1918 г.) (Thomas Mann, 1875—1955)

Томас Манн (до 1918 г.)

(Thomas Mann, 1875—1955)

Томас Манн — один из крупнейших мастеров критического реализма XX в. Его творчество, насыщенное богатейшим идейно-философским содержанием, занимает особое место в современной немецкой литературе.

Он выходец из той же среды патрицианской буржуазии Любека, что и его старший брат Генрих. В жизненной и писательской судьбе братьев, двух выдающихся реалистов, есть черты сходства, но вместе с тем и немало различий. К критическому отношению к буржуазной цивилизации они пришли во многом разными путями. Путь Томаса Манна был более сложен, извилист и противоречив. Непримиримое отношение к милитаризму и пруссачеству у Генриха Манна определилось значительно раньше.

Детство и юность Т. Манна прошли в Любеке, в обстановке, так любовно и живо описанной им в романе «Будденброки». В 1891 г. после смерти отца его торговая фирма была ликвидирована, и семья перебралась в Мюнхен. Так как состояние, оставшееся от отца, было незначительным, Томас вынужден был поступить на службу в страховую компанию.

Весь свой досуг он посвящает литературе. В Любеке он пробует сочинять стихи, в Мюнхене больше занимается прозой и пишет новеллы. В 1894 г. ему удается напечатать свой первый рассказ «Падшая» (Gefallene). Т. Манн оставляет службу, решает посвятить себя журналистике, писательской деятельности.

В 1898 г. выходит первый сборник его новелл «Маленький господин Фридемаи» (Der kleine Herr Friedemann), который не привлек к себе внимания. Но в ранних новеллах довольно ясно наметились некоторые особенности и позднего творчества Т. Манна. В них звучит тревожная мысль о неустроенности, каком-то неблагополучии современного мира. К более глубокому осознанию этой мысли он придет позднее. Внимание молодого писателя привлекают психологические проблемы, в особенности тема души больного, ущербного человека.

В эти годы Т. Манн испытал большое влияние реакционной философии Ницше и Шопенгауэра, так усложнившей идейную эволюцию писателя. Философия Ницше, порожденная кризисом буржуазной мысли, была глубоко индивидуалистической и антидемократической. Она проникнута ненавистью к революции, к народу, уделом которого считается рабский труд. Ницше проповедовал культ сильной личности, «сверхчеловека», которому все позволено. Ради утверждения своего господства «сверхчеловек» может попирать все нормы права и морали, он может совершать любое насилие, жестокость и даже убийство. Ницше проповедовал войну, считая ее нормальным состоянием человечества.

Т. Манн не разделял крайностей философии Ницше, но он воспринял его аристократизм мысли, неверие в народ, в революцию, рассматриваемую им как разгул слепых инстинктов.

Известное воздействие на писателя оказали идеи Шопенгауэра о господстве над миром слепой и неразумной воли, о бессмысленности и хаотичности окружающего мира. Его же философией навеяна столь частая в творчестве Т. Манна тема болезненности, вырождения и распада.

В дальнейшем писатель медленно и с трудом освобождается от влияния буржуазной философии — от иррационализма, от неверия в революцию и народ. Художник должен был пройти большой и сложный путь, для того чтобы на склоне жизни проникнуться симпатией к идеалам социализма и осудить антикоммунистическую политику буржуазных правительств.

Постепенному преодолению наиболее реакционных тенденций буржуазной философии содействовало и то, что Т. Манн воспринял традиции гуманистической культуры прошлого, идею всесторонне развитой гармонической личности, гуманизм великих немецких писателей XVIII и начала XIX в. — Лессинга, Гете, Шиллера, а также своих ближайших предшественников — Шторма, Раабе, Фонтане.

Писатель не замыкался в рамки национальной культуры, хотя он и был прочно связан с ней. Он высоко ценил французскую и английскую литературу, скандинавских писателей.

Особое значение в его жизни имела русская классическая литература XIX в. — Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Чехов и прежде всего Л. Толстой. Русской литературе он посвятил ряд статей и речей — «Гете и Толстой», «Анна Каренина», «Толстой», «О Достоевском — с чувством меры» и др. Весьма красноречивую оценку роли и значения русской литературы в его собственном творчестве Т. Манн дал в письме к Г. Ланге: «Ты прав в своем предположении, что я с давних времен многим обязан и во многом признателен русской литературе, которую я еще в юношеской новелле «Тонио Крегер» назвал «святой русской литературой». Я не справился бы в возрасте 23—25 лет с работой над «Будденброками», если бы не укреплял и не ободрял себя повторным чтением Толстого. Русская литература конца XVIII и XIX века действительно — одно из чудес духовной культуры» 1 .

Т. Манн вошел в литературу в тот момент, когда в ней возобладали всевозможные модернистские, декадентские течения. Он не примыкает ни к одному из этих новомодных направлений, выступая писателем-реалистом уже в своих первых новеллах, хотя кое в чем модернистские, натуралистические влияния в них проявились.

Своим первым большим произведением, романом «Будденброки» (Buddenbroocks. Verfall einer Familie, 1901), Т. Манн сразу же занял почетное место в немецкой литературе. В этой книге он задумал описать историю своей семьи, свое детство, создать своеобразную семейную хронику хорошо знакомой ему среды. Но по мере работы писателя замысел его расширялся. Роман перерастал рамки семейной хроники. Он все больше приобретал обобщающий характер: из истории упадка одной буржуазной семьи он превращался в повествование об упадке и вырождении бюргерства, буржуазной цивилизации в целом. Понимание такого широкого, обобщающего смысла нарисованной им картины пришло к писателю не сразу. В речи «Любек как форма духовной жизни», произнесенной им в 1926 г., он признавался: «У меня не возникало и мысли, что ценность книги выходит за пределы чистой художественности, что мой роман нечто большее, чем автобиография, что он дает картину ганзейской жизни девятнадцатого века и приобретает, таким образом, значение культурно-исторического документа. Не возникало и мысли, что эта его ценность может быть еще и в воссоздании определенного эпизода духовной истории немецкого бюргерства вообще. Все это я узнал много позже».

История семьи Будденброков прослежена на четырех поколениях. Автор показал, как от периода процветания эта семья неуклонно движется к упадку и вырождению. Недаром у романа подзаголовок «Упадок одной семьи».

Представитель первого поколения этой семьи — Иоганн Будденброк-старший, крупный торговец зерном. Он живет в пору процветания буржуазного общества и сам является олицетворением физического и духовного здоровья. Это энергичный, жизнелюбивый человек, удачливый коммерсант, при котором фирма богатела и расширялась. Весьма характерно его вольнодумство в духе просветителей XVIII в. Он противник ханжества и суеверия, в его манере говорить чувствуется простонародная грубоватость.

Второе поколение семьи представлено его сыном, консулом, тоже Иоганном (младшим). Он унаследовал дело отца, и оно в его руках процветает. Он трезвый делец, но это другой человек. Он уже отказался от вольнодумных идей отца, он религиозен, осторожен. У него больше образованности, лоска. Его характер и взгляды формировались в другое время, в эпоху реакции, когда в Европе установилось господство Священного союза. У него уже нет смелости, энергии Иоганна-старшего. Под стать ему и жена, оказавшаяся под влиянием церковников.

Черты упадка, лишь наметившиеся во втором поколении, с большой силой ощущаются в третьем поколении, изображенном в романе с наибольшей полнотой. Оно представлено детьми Иоганна-младшего — Томасом и Христианом и их сестрами — Тони и Кларой.

Томас — способный и умный делец, он достигает на первых порах успеха, свидетельством чего явилось избрание его в сенат вольного города. Но затем успех сменяется неудачами, его фирма оказывается на грани разорения. Он все сильнее ощущает усталость, силы его иссякают, и он лишь усилием воли заставляет себя вести дела. Чувство бессмысленности своего существования все чаще овладевает им. Томас погибает странной для этого аккуратного человека смертью —он падает на улице в грязь и умирает.

Еще более наглядно черты вырождения и упадка проявляются в характере его брата Христиана, человека болезненного, неврастеничного, вечно жалующегося на головные боли. Он неудачник и бездельник, своеобразный домашний шут и насмешник, для которого нет ничего святого. Христиан отказывается от торговой деятельности и ведет праздный образ жизни. Он смеется над вековыми традициями бюргеров, над их гордостью и порядочностью. «Собственно говоря, каждый коммерсант— мошенник»,— заявил он однажды купцам. Христиан одно время увлекался театром, в нем есть артистическая жилка, но и это увлечение оказалось бесплодным. Он во всем никчемный, неприкаянный человек, один из «блудных сыновей» бюргерского сословия. Он стоит как бы на перепутье: с бюргерством он во многом порвал, но ничего другого не нашел.

Жизнь его нелепа и несуразна. Он женится на легкомысленной женщине, но и она постаралась избавиться от него, добившись помещения Христиана в дом для умалишенных.

Черты упадка Будденброков проявляются и в нарушении некогда прочных семейных связей. В этом плане весьма драматична судьба сестры Томаса — Тони, красивой, сердечной и непосредственной натуры. Она дорожит честью семьи, благополучием фирмы. Ради этого она отказалась от личного счастья, от любви к студенту Мортену, дважды неудачно вышла замуж без любви, по соображениям выгоды.

Тони могла бы быть счастлива, порви она с кастовыми предрассудками, отдайся велению сердца, но она не решилась нарушить бюргерские традиции.

Полное вырождение Буддеиброков наступает в четвертом поколении, представленном мальчиком Ганно. С самого рождения он отмечен слабостью и болезненностью. Запас жизненных сил в нем ничтожен. Он чуждается реальной жизни, боится ее, ко всему равнодушен. Он умирает рано, еще в детстве. В самый последний момент два голоса зовут его к себе — голос жизни и смерти. Последний оказался более властным. Смерть Ганно во многом случайна, по неизбежна: жизненные силы иссякли в нем. Образ болезненного и в то же время талантливого Ганно (он страстно любит музыку и пытается творить) является излюбленным в творчестве Т. Манна. Те или иные разновидности «художника» будут встречаться и в дальнейшем его творчестве.

Нетрудно убедиться в том, что изображенная в романе среда хорошо знакома писателю, она родная, близкая ему, и он любовно относится к ней. Автор подчеркивает порядочность, коммерческую честность Будденброков. И все-таки критическое отношение Т. Манна к бюргерскому миру несомненно. Писатель отмечает угасание гуманистических традиций в среде бюргерства. На смену старинному бюргерству приходят новые дельцы— эгоистические, черствые и жестокие. В романе появляются эпизодические образы подобных дельцов —Хагенштремы, Кистенмакеры. На эту буржуазию нового склада Т. Манн смотрит со страхом и неприязнью.

Причины, вызвавшие угасание семьи Будденброков, представлены в романе недостаточно четко. Ясно одно, что автор не затрагивает социально-экономических факторов, вызвавших кризис буржуазного уклада. О них в пору создания романа он и не подозревал. Он склонен был частично объяснить этот процесс биологическими факторами.

Но, как отмечают исследователи, биологическая трактовка этой проблемы тоже проводится непоследовательно 2 . В подобных случаях писатели-натуралисты, дававшие биологическую трактовку общественных явлений, выдвигали такие факторы, как наследственность, алкоголизм, голод, нищета. В романе Т. Манна такие причины не выдвигаются. Частично элемент наследственности отмечается, когда речь идет о матери Ганно Герде, внесшей в четвертое поколение Будденброков «сомнительную» кровь. Но не это явилось решающей причиной постепенного угасания рода Будденброков. Истолкование судьбы бюргерской семьи тесно связано с философией Шопенгауэра, которым увлекался молодой писатель. Следы этого увлечения видны на страницах романа. Так, Томас Будденброк под старость делается восторженным почитателем Шопенгауэра. При освещении судеб своих героев писатель исходил из шопенгауэровского тезиса о том, что жизнь бессмысленна и жестока, что существование человека сводится к бесконечным страданиям и разочарованиям, что только в смерти жизнь обретает настоящий смысл. Таким образом, в конечном итоге причины гибели семьи Будденброков не просто биологические. Этот процесс не обусловлен никакими причинами. Для Т. Мапна в самом существовании Будденброков заложена необходимость их гибели.

Поэтому явления общественной жизни проходят мимо внимания писателя, не оказывая влияния на судьбы его героев. И даже такое важное событие, как революция 1848 г., изображается фактом незначительным, лишенным большого смысла.

«Будденброки» — широкое эпическое полотно, в котором, однако, изображен очень узкий участок действительности — бюргерская семья. В нем нет единого главного героя, вокруг которого концентрировалось бы повествование. Героями попеременно становятся то Томас, то Тони, то Ганно, реже — другие персонажи. Бюргерский род изображен обстоятельно, неторопливо, с большим количеством деталей. Там, где тот или иной герой выдвигается на первый план, дается и его углубленная психологическая характеристика.

На создание романа, по признанию самого автора, большое влияние оказала иностранная литература и прежде всего Л. Н. Толстой, который покорил его беспощадным и правдивым обличением собственнической морали, искусством психологического анализа, глубоким показом сложной диалектики человеческой души.

Читайте также:  Писатель Евгений Носов. Жизнь и творчество

После «Будденброков» Т. Манн пишет ряд новел, посвященных проблеме взаимоотношения искусства и жизни, художника и буржуазной действительности. «Тристан» (Tristan, 1902) — одно из характерных его произведений в этом плане. Новелла интересна и еще в одном отношении: она свидетельствовала об отрицательном отношении художника к декадентству.

Герой ее — Шпинель, писатель модернистского склада, существо странное и смешное. Он парит в мире вычурных образов и с презрением смотрит на окружающий мир. В санатории он встретил больную женщину, жену дельца Габриэлу Клетерьян, которая кажется ему натурой художественной, не имеющей ничего общего с пошлостью жизни. Она в самом деле глубоко чувствует музыку. Вопреки запрету врачей она играет Шопена, «Тристана» Вагнера, но волнение, вызванное музыкой, ухудшает состояние ее здоровья.

Шпинель пишет резкое письмо мужу Габриэлы, в котором говорит, что Габриэла создана не для пошлой прозаической жизни, а для искусства и что муж ее не понимает Однако в столкновении приехавшего в санаторий Клетерьяна, мужа Габриэлы, и Шпинеля последний показал себя не с лучшей стороны. Клетерьяп обвинил его, и не без оснований, в трусости, в наивности. Шпинель по существу обращен в бегство.

«Тонио Крегер» (Tonio Kröger, 1903)—одна из наиболее лиричных и психологических новелл Т. Манна. В ней также изображается конфликт художника с реальным миром, но делается это с иных позиций, чем в предыдущей новелле.

Тонио Крегер — молодой одаренный писатель, выходец из бюргерской среды. Он натура тонко чувствующая, поэтическая, но с жизнью тоже в разладе. Он видит лишь уродливые и смешные ее стороны. Тонио обречен на одиночество, так как его неохотно терпят в бюргерской среде, чувствуя, что он здесь чужой человек.

Хотя Тонио и отдает себе ясный отчет в ограниченности и примитивности бюргерского бытия, этот мир в то же время привлекает его к себе. Ему порой очень хочется жить здоровой, бездумной и беспечной жизнью, какой живут его школьный приятель Ганс Ганзен и девушка Ингеборг Хольм, но они явно сторонятся Тонио. Тонио не уверен, правильно ли он избрал литературу своим призванием. О своем душевном разладе он делится с русской художницей Лизаветой Ивановной, женщиной смелых взглядов, свободной от буржуазных предрассудков. Она нашла меткие слова, характеризующие Тонио. Она назвала его «бюргером, сбившимся с пути». В разговоре с ней Тонио говорит о своем глубоком преклонении перед русской литературой, покорившей его нравственным благородством своих идеалов.

Хотя в практической жизни Тонио не повезло и милая его сердцу Ингеборг отдает предпочтение другому, автор относится к герою совсем иначе, чем к Шпинелю. Если Шпинель смешон и жалок, то Тонио — натура возвышенная, талантливая, во многом трагическая. Занятия литературой внутренне обогащают его, делают человеком глубокой и тонкой души. Тонио, как и Ганно из «Будденброков», внутренне близок автору.

Новелла «Gladius Dei» («Меч божий», 1902) посвящена разоблачению пустоты и мишурного блеска буржуазного искусства, лишенного значительного идейного и нравственного содержания. В ней рассказывается, как в роскошный магазин, где собраны новомодные произведения искусства, является бледный юноша и требует, чтобы владелец магазина уничтожил новую картину с изображением мадонны, которая представлена чувственной и порочной женщиной. Юношу выгоняют из магазина. Но в туче, надвигающейся на город, ему видится карающий огненный меч, занесенный над растленным, пустым искусством.

Критика декадентского искусства всего сильнее звучит в новелле «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig, 1911). Герой ее — прославленный писатель Густав Ашенбах, достигший вершин писательского мастерства. Его тяготит прозаичность и пошлость буржуазного бытия, но ему не удается избежать его тлетворного разлагающего влияния. Декадентские тенденции проникают в его творчество, оно приобретает черты внутренней опустошенности. Мучительно сознавая это, он тяготится жизнью и жаждет смерти, и она приходит к Ашенбаху.

Как справедливо отметила Т. Л. Мотылева, «кропотливый анализ иррациональных порочных чувств героя отчасти сближает новеллу Томаса Манна с литературой декаданса. Но основная направленность новеллы резко враждебна декадансу» 3 .

Во время первой мировой войны Т. Манн испытал влияние шовинистических настроений. Хотя он и не поддерживал официальной немецкой пропаганды, но его статьи и речи этого периода, вошедшие в книгу «Размышления аполитичного» (Веtrachtungen eines Unpolitischen, 1918), объективно явились оправданием войны, которая велась кайзеровской Германией. Писателю казалось, что это была война в защиту немецкой культуры против прогнившей буржуазной цивилизации.

Эти выступления были осуждены прогрессивной интеллигенцией и прежде всего Р. Ролланом, который заявил, что подобные идеи позорят человека и тем сильнее, чем этот человек значительнее. Позицию Томаса Манна осудил его брат Генрих, и на этой почве между братьями возникла длительная отчужденность.

Примечания

1 Цит. по статье: Мотылева Т. Л. Томас Манн (до 1918 г.). — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 479.

2 См.: Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн. Л., 1960, с, 54.

3 Цит. по статье: Мотылева Т. Л. Томас Манн (до 1918 г.). — В кн.: История немецкой литературы, т. 4, с. 492.

Творческий путь Томаса Манна.

Томас Манн Выдающийся немецкий писатель, романист, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1929 год и один из наиболее ярких и влиятельных европейских писателей XX века, Томас Манн рассматривал себя и рассматривался другими как ведущий поборник германских ценностей и главный представитель немецкой культуры с 1900 года вплоть до его смерти в 1955 году. Являясь стойким противником национал-социализма (нацизма) и режима немецкого диктатора Адольфа Гитлера, он стал хранителем жизненности этих ценностей и этой культуры в один из наиболее темных периодов истории Германии. Бесчисленное множество людей со всего мира читало переведённые на многие языки романы и рассказы Манна, наслаждаясь ими, изучая их и восхищаясь ими. А его повесть “Смерть в Венеции” признана лучшим произведением литературы XX столетия, среди тех, которые посвящены теме однополой любви.

Томас Манн родился 6 июня 1875 года, 4 года спустя после появления на свет своего старшего брата Генриха, в знатной и богатой купеческой семье в порту Любек, важном центре торговли на Северном море. В этом старинном, тихом немецком городе не сразу стали ощутимыми грядущие перемены, связанные с золотым дождем контрибуций из Франции, результата проигранной ею войны. Позднее именно он вызвал в Германии деловую лихорадку, спешное учредительство всяких предприятий и акционерных обществ.

Семья, в которой вырос будущий знаменитый писатель, всеми своими привычками, укладом, идеалами принадлежала предшествующей эпохе. Она тщетно силилась сохранить традиции купеческого патрицианского рода, культивировала обычаи “вольного города”, каким столетиями был и продолжал считаться в конце XIX века Любек.

Юный Томас, впрочем, в большей степени интересовался поэзией и музыкой, чем семейным предприятием или занятиями в школе. После смерти отца в 1891 г., оставшаяся в наследство торговая контора была продана и семейство переехало жить в Мюнхен. Томас, работая в страховом агентстве, а потом учась в университете, обратился к журналистике и вольнонаемному писательству. Именно в Мюнхене Томас начал свою карьеру литератора самым серьезным образом, достигнув настолько приличного успеха рядом рассказов, что его издатель предложил ему попытаться создать более крупное произведение.

Дом Маннов и упадок в точности такой же, как его, семьи за три поколения можно хорошо представить себе по роману “Будденброки”, первой значительной работы Манна. Во многом автобиографическая, эта замечательная семейная хроника, созданная Манном в юношеские годы, была принята с таким единодушным одобрением, что некоторые критики по-прежнему считают роман наилучшей работой писателя. В конце концов, книга оказывается в числе пользующихся наибольшим спросом, принося её автору славу и известность, хотя Томасу было еще только 26 лет. Успех произведения позволил Манну жить безбедно и посвятить себя писательскому ремеслу на всю оставшуюся жизнь.

Оба брата – Томас и Генрих Манны – рано решили посвятить себя литературе. Первые шаги на этом поприще они совершили в полном согласии и поддерживая друг друга. Вскоре их пути разошлись. Далеко и надолго. Причиной отчасти была, вероятно, слава, выпавшая на долю младшего, едва он опубликовал “Будденброков”. Она далеко превзошла известность старшего и могла вызвать в нем чувство понятной ревности. Но для взаимного охлаждения были более глубокие причины – различия в представлениях о том, чем должен и чем не должен заниматься писатель. Генрих и Томас сблизились вновь спустя десятилетия. Их объединила общая гуманистическая позиция и ненависть к фашизму.

Томасом Манном планировался, но был отложен ряд других крупных работ, и не было опубликовано после этого почти ничего, кроме рассказов, среди которых отмечают “Тристана” и “Тонио Крёгера”. Только один роман, обычно не включаемый в свод его основных произведений, появился позднее: “Королевское Высочество”. Ранние романы и рассказы Манна раскрывают его увлеченность вопросом взаимоотношения между мещанской жизнью и чувственностью современного искусства, его поглощенность темой смерти и философское влияние на него Вагнера и Шопенгауэра.

Несмотря на то, что Манн был женат с 1905 года и стал отцом шестерых детей, его эротические фантазии главным образом были направлены на мужчин. В человеческом отношении брак Манна был счастливым: писатель глубоко уважал и любил свою красавицу жену и честно выполнял свои супружеские обязанности. “Что касается лично меня, то мой интерес в какой-то мере делится между двумя. принципами, принципом семьи и принципом мужских союзов. Я по инстинкту и убеждению сын семьи и отец семейства. Но если речь идёт об эротике, о небюргерской, духовно-чувственной авантюре, то дело представляется немного иначе”.

Томас Манн, счастливо женатый мужчина и отец шестерых детей, считался сексуально благонадежным и в высшей степени организованным человеком. Его интерес к однополой любви казался чисто интеллектуальным. Но когда была опубликована его огромная переписка и дневники, большую часть которых писатель сжёг, оказалось, что эта заинтересованность была также глубоко личной.

Во время первой мировой войны, Манн стал выразителем шовинистических чувств в весьма изощренной манере, в своих эссе о Фридрихе Великом, восхищаясь напором, самопожертвованием и судьбоносностью прусского короля и представляя эту войну как борьбу между немецкой культурой и западной цивилизацией. Впоследствии Манн подвергся нападкам за предательство дела германского национализма после мужественного отстаивания Веймарской демократии в эссе Von Deutscher Republik (1923) и других сочинениях и речах. Ясную и понятную для современников полемику с Томасом Манном содержал опубликованный в 1915 году братом Генрихом очерк “Золя”. В ответ на то, что младший брат в годы первой мировой войны дал одурманить себя шовинистическими идеями, выраженными в апологетическом эссе о Фридрихе II, Генрих Манн в своем очерке прославляет французского писателя-гуманиста. Томас же прославляет прусского короля. Любопытная контроверза! Мотив идейного спора с самым близким человеком, с которым связывают воспоминания об отчем доме, об общем очаге, о детской дружбе, о материнских уроках – один из важнейших в дилогии Генриха Манна “Молодые и зрелые годы короля Генриха IV”. Отношения короля Генриха и его сестры – своеобразная парафраза отношений братьев Манн. Нотации, которые читает сестра Генриху с позиций узко понятых традиций и догм, заставляют вспомнить нотации, которые старшему из Маннов в косвенной форме приходилось порой выслушивать от младшего.

Оставаясь консервативным пессимистом, верящим, тем не менее, в прогресс, Томас Манн пишет второй полномасштабный роман “Волшебная гора” (Der Zauberberg, 1924, англ. пер. 1927), который представляет собой грандиозную панораму упадка европейской цивилизации. С изданием этого романа Манн утверждается в положении ведущего писателя Веймарской Германии.

Двойственное отношение к однополой любви, которой он любуется и которую одновременно осуждает, сквозит во многих произведениях Томаса Манна. Не исключение из этого и данный роман. Главный герой “Волшебной горы” молодой инженер Ганс Касторп преодолевает наваждение своей подростковой – все те же 14 лет! – влюбленности в одноклассника в осуществленной любви к похожей на этого мальчика женщине.

Между тем, летом 1927 г. 52-летний писатель влюбился в 17-летнего Клауса Хойзера, сына своего друга, дюссельдорфского профессора-искусствоведа. Мальчик ответил взаимностью и некоторое время гостил у Маннов в Мюнхене. Несколько лет спустя читаем в дневнике писателя: “Это была моя последняя и самая счастливая страсть”. А 20 февраля 1942 г. писатель снова возвращается в дневнике к этим воспоминаниям: “Ну да – и я любил и был любимым. Черные глаза, пролитые ради меня слезы, любимые губы, которые я целовал, – всё это было, и умирая, я смогу сказать себе: я тоже пережил это”.

В 1929 году Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе в первую очередь за его монументальное юношеское произведение роман “Будденброки”.

Впервые антифашистские убеждения Томаса Манна нашли выражение в произведении “Марио и волшебник”, рассказывающем об Италии времен Муссолини, где показываются опасности харизматической концепции политического руководства и бессилие народа в руках усыпляющего волю демагога. С наступлением нацистского режима Томас Манн вместе с остальными членами своей семьи эмигрирует в Швейцарию перед лицом угрозы гонений от фашистов, пришедших к власти. Большая группа немецких писателей – среди них и его брат Генрих, эмигрировала во Францию.

В 1936 году писателя в официальном порядке лишили германского гражданства и в том же году на заседании сената Академии наук в Бонне с него сняли звание почетного доктора и члена Академии так же, как и с Генриха Манна. Нацисты избегали всякого упоминания этого имени, пытаясь стереть память о нем из сознания немецкого народа. В свою очередь Томас Манн принял активное участие в антифашистской борьбе, обличая “ужасающую изощрённость университетского образования Германии” в потворстве “тем идеям, которые разрушают Германию в моральном, культурном и финансовом аспектах”. Немаловажно то обстоятельство, что в Ассоциацию писателей, созданную на Международном конгрессе в защиту мира и культуры (Париж, 1935), вошли оба брата, таким образом перечеркнув свою былую размолвку.

Понятным ввиду грозящей оккупации Франции становится решение Манна с семьёй перебраться в Соединенные Штаты Америки в 1938 году. Сначала он поселяется в Принстоне, в штате Нью-Джерси, где он преподает некоторое время в Принстонском университете, а затем переезжает в Пасифик-Палисэйдс, в Калифорнию. В Америке Манн сочиняет ряд антифашистских очерков, в число которых входит эссе “Грядущая победа демократии». Находясь в изгнании в Швейцарии и США, он завершает свой монументальный четырехтомный роман “Иосиф и его братья”, трогательная дань уважения евреям в их самое мрачное историческое время, в которой изображается свобода личности, борющейся против продажной тирании.

Последнее столкновение Манна с миропорядком Гитлера, смесью гения и безумия в немецкой “душе” и ужасов рухнувшей цивилизации, произошло в его последнем большом романе “Доктор Фаустус”. Осмысливая в нем уроки германского фашизма, Манн опять обращается к природе гомоэротического желания, персонализированного похожим на Пауля Эренберга Руди Швердтфегером, и снова видит в нем деструктивное начало, подрывающее стабильность общества.

Как и 80-летнего Гёте, испытавшего страсть к 17-летней Ульрике фон Леверцов, 75-летнего Манна по-прежнему волнует юношеское тело: “Боже мой, как привлекательны молодые люди: их лица, даже если они наполовину красивы, их руки, их ноги” (дневник, 18 июля 1950 г.). В курортном парке он любуется силой и грацией молодого аргентинского теннисиста. Но очарование юности лишь подчеркивает бессилие старости. “Я близок к тому, чтобы пожелать смерти, потому что не могу больше выносить страсть к “божественному мальчику” (я не имею в виду конкретно этого мальчика)” (6 августа 1950 г.).

Последней страстью 75-летнего писателя был 19-летний баварский кёльнер Франц Вестермайер. “Постоянно думаю о нем и стараюсь найти повод для встречи, хотя это может вызвать скандал” (8 июля 1950 г.). “Засыпаю, думая о любимом, и просыпаюсь с мыслью о нём. “Мы всё ещё болеем любовью”. Даже в 75. Ещё раз, ещё раз!” (12 июля 1950 г.). “Как замечательно было бы спать с ним. ” (10 июля 1950 г.). Этой мечте Томаса Манна не суждено сбыться, но он превратит кёльнера Франца в лукавого авантюриста Феликса Круля.

Не в силах ни побороть, ни принять свои гомоэротические желания, Манн говорит намеками и загадками. “Хорошо, конечно, что мир знает только прекрасное произведение, но не его истоки, не то, как оно возникло; ибо знание истоков, вспоивших вдохновение художника, нередко могло бы смутить людей, напугать их и тем самым уничтожить воздействие прекрасного произведения”.

В 1952 году писатель переехал обратно в Швейцарию, напуганный атмосферой политических репрессий, инициированных в США крестовым походом сенатора Джозефа Р. Макарти против коммунизма при воинствующей гомофобии. Томас Манн остался жить в Швейцарии до самой смерти и, прожив целый год в Цюрихе, скончался 12 августа 1955 г.

Томас Манн

Биография

Томас Манн – бессмертный немецкий писатель. В 1929 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Манн – один из членов династии знаменитых авторов.

Будущий мастер-романист родился летом, 6 июня 1875 года, в Любеке. Семья мальчика была богатой и ни в чем не нуждалась. Дети росли в достатке, не знали забот. Глава семейства – Томас Йоханн Генрих Манн – работал в сенате. Мать звали Юлия Манн. Она была музыкально образованна. У женщины в предках значились бразильцы.

Читайте также:  Писатель Вениамин Каверин. Жизнь и творчество

Томас Манн в детстве

Помимо Томаса, в семействе воспитывались два брата и две сестры. Старший Генрих Манн также стал почетным писателем. В 1891 году ушел из жизни Томас-старший. Ферму продали.

В том же году мать с детьми перебралась в Мюнхен. Некоторое время Томас с Генрихом жили в Италии, но затем вновь вернулись в Мюнхен. Там эссеист пробыл вплоть до 1933 года.

Литература

Интерес к сочинительству Манн проявил еще в Любеке. Тогда он создал журнал «Весенняя гроза», куда публиковал ранние зарисовки. Затем писал публикации в журнал Генриха «Двадцатый век». С 1898 по 1899 годы занимался редакторством в журнале «Симплициссимус». Потом прошел военную службу и, вернувшись, опубликовал дебютные новеллы. С этого момента настала литературная биография Томаса Манна.

Томас Манн в молодости

В 1901 году литератор представил первый полноценный роман «Будденброки», принесший славу. В книге центром сюжета стала история зажиточного рода. Действия членов семьи привели к упадку и исчезновению славной династии. Современное поколение не придавало значения старым традициям и не продолжило дело своих отцов. В итоге произошла потеря смысла жизни и череда смертей в семье.

Вслед за «Будденброками» Томас опубликовал собрание новелл под названием «Тристан». Лучшим сочинением сборника стало «Тонио Крёгер». Герой истории отказался от романтических чувств, некогда принесших ему боль и смятение, и посвятил себя служению искусству. Но, когда на жизненном пути молодого человека появились Ганс Гансен и Ингерборг Хольм, к которым у Тонио возникли чувства, он вновь окунулся в водоворот переживаний.

Писатель Томас Манн

В 1905 году Томас женился на девушке из семьи профессора. Это поспособствовало вхождению писателя в круг буржуазии. В это же время укрепились консерваторские взгляды литератора. Последующий роман «Королевское Высочество» эссеист начал в 1906 году и закончил в 1909.

В 1911 году он выпустил новеллу «Смерть в Венеции». В сочинении описывалась история о литераторе Густаве Ашенбахе, внезапно влюбившемся в юношу четырнадцати лет. В период Первой мировой войны автор поддержал боевые действия.

Альберт Эйнштейн и Томас Манн

Подобная позиция привела к ссоре со старшим братом, который придерживался абсолютно противоположных политических аспектов. Помирились они только в 1922 году. Томас поменял политическое мировоззрение и выступил против фашизма.

В 1924 году опубликовали сочинение автора «Волшебная гора». Герой книги Ганс Касторп приехал проведать кузена, заболевшего туберкулезом, в санаторий. Так вышло, что Ганс тоже оказался болен. Люди на вершине заворожили молодого человека интеллигентностью и жизнью интеллектуалов. В итоге Ганс задержался в лечебном учреждении на несколько лет. Там он развил свою философию и стал центром духовности.

Книга Томаса Манна «Волшебная гора»

В 1929 году дебютное произведение Манна «Будденброки» было по достоинству оценено и заслужило Нобелевскую премию. В 1930 году Томас Манн произнес чувственную речь, призывая объединиться против нацизма. Он проникся идеями левых.

В 1933 году писатель с женой и детьми иммигрировал в Цюрих. Там он работал над собранием сочинений об Иосифе. Писатель по-своему интерпретировал жизненный путь персонажа Пятикнижия. Для сбора данных он даже отправлялся в Палестину и Египет.

Томас Манн

В 1936 году у Манна отобрали немецкое гражданство. В итоге он стал жителем и гражданином Чехословакии. Через два года творец переехал в США и занимался со студентами в Принстоне. В 1939 году опубликовал книгу «Лотта в Веймаре», где описал отношения Гёте с Шарлоттой Кестнер.

В 1942 году Манн перебрался в Пасифик-Палисейдз. Там он вел антифашистские передачи для немецких слушателей. В 1947 году читатели увидели роман Томаса «Доктор Фаустус». Герой издания проживал судьбу Фауста, но в XX веке.

Книга Томаса Манна «Доктор Фаустус»

После окончания Второй мировой войны на Манна обрушились с обвинениями в помощи Советскому союзу. В 1952 году сочинитель вернулся в Швейцарию. Параллельно он посещал Германию, но отправляться на постоянное жительство туда не хотел.

В 1951 году он издал роман «Избранник», в 1954 – новеллу «Чёрный лебедь». В то же время продолжил работу над «Признаниями авантюриста Феликса Круля», которую начал еще до событий Первой мировой войны.

Книга Томаса Манна «Смерть в Венеции»

Роман выпустили неоконченным. В книге героем стал современный Дориан Грей, который, несмотря на привлекательность и сообразительность, увлекся аферами и превратился в чудовище.

По некотором книгам литератора сняты фильмы. В 1971 году вышла лента «Смерть в Венеции». В 1982 году зрители увидели сразу две картины: «Доктор Фаустус» и «Волшебная гора». А в 2008 году Генри Брелор экранизировал «Будденброков».

Личная жизнь

В 1905 году Манн женился на Кате Прингсхайм. Супруга подарила любимому мужу шестерых детей. Трое – Эрика, Клаус и Голо – пошли по стопам отца и стали писателями.

Томас Манн и его жена Катя

У Кати были еврейские корни. Данные об этом тщательно скрывались от детей. Это стало известно из воспоминаний второго сына Голо.

Смерть

Литератор скончался 12 августа 1955 года. Причиной смерти врачи диагностировали расслоение брюшной аорты. Похоронен в Кильхберге.

Могила Томаса Манна

После кончины романиста были найдены дневники, в которых литератор излагал мысли о романтическом отношении к мужчинам. Из записей следовало, что Манн интересовался мужчинами. Он даже был в отношениях с художником Паулем Эренбергом. Связь мужчин прекратилась после вступления Томаса в брак с Катей Манн.

Краткая биография Томаса Манна и интересные факты

Томас Манн был чрезвычайно работоспособным писателем. Из-под его пера вышло несколько нашумевших романов. Один из них – «Будденброки» – удостоился Нобелевской премии. Философские размышления автора глубоки, сложны и требуют пристального изучения. Ниже будет представлена краткая биография Томаса Манна.

Происхождение и юные годы

Наш герой родился в тяжелые времена: рушились старые представления о жизни, возникали новые. Именно поэтому биография Томаса Манна наполнена яркими, порой трагическими событиями. Он родился в 1875 году, 6 июня, в германском городке Любеке, воспитывался в семье Томаса Йоханна Генриха Манна. Тот занимался торговлей, был уважаемым человеком, исполнял обязанности городского сенатора. Мама будущего писателя – Юлия Манн – отличалась экзотическим происхождением. В ее жилах текла бразильская кровь. Девичья фамилия также звучала непривычно для уха добропорядочных бюргеров – да Сильва-Брунс. Женщина была одаренной, сумела привить любовь к музыке своим детям. Семья была многочисленной и зажиточной. У маленького Томаса имелось два брата и две сестры – Генрих, Виктор, Юлия и Карла. Все жили очень дружно. Писатель вспоминал о своем детстве как о самом лучшем и безоблачном времени в своей жизни. Однако в 1891 году глава семьи скончался от рака. Семейную ферму и отчий дом пришлось продать. Жена и дети отныне стали жить на проценты с вырученной от сделки суммы.

Пробы пера

После трагедии семья будущего нобелевского лауреата переселилась в Мюнхен. Биография Томаса Манна гласит, что он прожил в этом городе до 1933 года. Правда, были и небольшие перерывы. Например, в середине 1890-х он вместе с братом Генрихом отправился в Италию. Однако еще в родном Любеке наш герой всерьез увлекся литературой. Он пробует свои силы в изданиях «Весенняя гроза» и «Двадцатый век», где выступает в качестве автора и создателя. Возвратившись из Италии, Манн начинает работать редактором. Он трудится в журнале «Симплициссимус», затем призывается в армию и, наконец, публикует свои первые новеллы.

Первые успехи

Творческая биография Томаса Манна заинтересовала широкую аудиторию с момента выхода в свет его первого романа под названием «Будденброки». В основе произведения лежали личные переживания писателя. Он описывает грустную историю собственного рода. Вырождение купеческой династии становится предметом его тщательного исследования. Автор показывает, как из поколения в поколение представители семейства теряют бюргерские привычки. Они отказываются от бережливости, усердия и обязательности в пользу религии, философии и творчества. Постепенно герои романа теряют интерес не только к коммерции, но и к самой жизни. Последние представители рода гаснут, как искры на ветру, по нелепым и досадным причинам.

Нашумевший роман предопределил успех следующей книги писателя. Томас Манн, биография и творчество которого интересны многим, выпустил сборник новелл «Тристан». Лучший рассказ в нем называется «Тонио Крёгер». Повествование о человеке, отказавшемся от любви и посвятившим себя искусству, заинтересовало читателей. Незадачливый герой, разумеется, снова попал в сети Амура. На сей раз предметами его чувств стали два разнополых объекта. При одном взгляде на Ганса Гансена и Ингерборгу Хольм его охватывали полузабытые ощущения юности – тоска и томление от неразделенной любви.

Личная жизнь

Между тем личная жизнь нашего героя складывалась вполне благополучно. Биография Томаса Манна содержит информацию о том, что в 1905 году он вступил в брак с Катей Прингсхайм. Его избранница приходилась дочерью местному профессору математики. У супругов появилось шестеро детей. Трое из них – Эрика, Клаус и Голо – впоследствии пошли по стопам отца, выбрали литературную стезю. О еврейском происхождении своей жены писатель старался умалчивать. Даже дети не знали, что в их жилах течет семитская кровь.

Последующее творчество

Романы Томаса Манна отныне издавались большими тиражами. В 1909 году писатель закончил работу над еще одним произведением – «Королевское высочество». После женитьбы он стал вращаться в кругах крупной буржуазии. Этот факт отразился на его мировоззрении и творчестве. В политике он придерживался консервативных взглядов. Чего нельзя сказать о некоторых других вещах. Например, в 1911 году увидела свет новелла «Смерть в Венеции» . В ней речь идет о страсти немолодого литератора к 14-летнему подростку.

Внезапно разразившаяся Первая мировая война кажется писателю неизбежной и справедливой. Манн также выступает против пацифизма. Общественные реформы кажутся ему преждевременными. На эту тему он пишет несколько статей. Они впоследствии вошли в сборник под названием «Размышления аполитичного».

Эволюция мировоззрения

Не всегда поддерживали дружеские отношения Томас и Генрих Манн (биография писателя подтверждает это). Старший брат придерживался леводемократических и антивоенных взглядов. Только убийство в 1922 году Вальтера Ратенау (министра иностранных дел) заставила Томаса пересмотреть свои воззрения. Он публично отрекся от консерватизма и вступил в ряды Немецкой демократической партии. И все же писатель не сразу отказался от своих старых убеждений. Например, когда национал-социалисты устроили диверсию на премьере постановки «В чаще городов» по пьесе Б. Брехта, Манн высказался в поддержку этой акции. Он написал в цикле статей «Письма из Германии» о том, что немецкий народный консерватизм не воспринимает большевистское искусство, пронизанное «еврейским духом». Однако уже в 1930 году произносит пламенную речь «Призыв к разуму» о том, что нужно всячески сопротивляться идеям фашизма. И что рабочий класс может воспрепятствовать установлению в Германии нацистского режима.

«Волшебная гора»

Томас Манн – писатель, из-под пера которого вышло немало интересных произведений. В 1924 году он опубликовал свой новый большой роман – «Волшебная гора». В нем автор рассказывает о Гансе Касторпе, который приехал на высокогорный курорт, чтобы навестить больного туберкулезом кузена. Там он обнаружил, что также страдает этим заболеванием. Мир на горе начинает завораживать его своей уникальной атмосферой. Здесь царит своеобразная гармония: пациенты живут особенной интеллектуальной жизнью, создают собственную философию. Касторп остается на курорте на несколько лет. Он создает собственную школу мировоззрения, которая отбрасывает фрейдизм, отрицает упадок и смерть, становится центром духовности.

Популярность Манна с каждым годом растет. В 1929 году он получает Нобелевскую премию за свой первый и самый известный роман – «Будденброки».

Эмиграция

Томас Манн – писатель, биография которого напоминает роман собственного сочинения. В 1933 году он, скрываясь от набирающих силу нацистов, уезжает в Швейцарию и поселяется в Цюрихе. В том же году он публикует свой следующий роман. Произведение называется «Иосиф и его братья». Томас Манн вольно интерпретирует в нем историю жизни библейского философа. Книга состоит из нескольких самостоятельных частей: «История Иакова», «Юность Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Для того чтобы достоверно описать события, автор отправляется в Египет и Палестину. Его интересует мир глубокой древности. Кроме того, в романе можно проследить эволюцию человеческого сознания: как людской разум отталкивается от коллективного и приходит к индивидуальному.

Тем временем в личной жизни писателя происходят необратимые изменения. В 1936 году нацистские власти лишают его немецкого гражданства. Безуспешные попытки склонить нобелевского лауреата на свою сторону приводят фашистов в ярость. Наш герой вынужден скрываться. Сначала он становится подданным Чехословакии, затем (в 1938 году) эмигрирует в США. Здесь он зарабатывает на жизнь преподавательской деятельностью. В 1939 году писатель выпускает в свет новое произведение – роман «Лотта в Веймаре». В нем он описывает сложные взаимоотношения постаревшего поэта Гете и его давней любви Шарлотты Кестнер. Той самой женщины, которая сделалась прототипом роковой героини из «Страданий юного Вертера».

Антифашистская деятельность

Через три года (в 1942-м) переезжает в Пасифик-Палисейдз Томас Манн. Писатель ведет антифашистскую программу на радио: рассказывает немецким радиослушателям о разрушительность и преступности идей нацизма. В 1945 году он пишет доклад «Германия и немцы». В нем он говорит о родной стране, о том, что под воздействием дьявольской хитрости лучшие черты ее народа стали олицетворением зла. Он утверждает, что немцы не могут отречься от своей преступной родины, потому что являются ее неотъемлемой частью. Историческая вина будет отягощать немцев из поколения в поколение. Однако не нужно забывать и о «доброй» Германии, взрастившей немало знаменитых исторических личностей.

В 1947 году писатель публикует новый роман. В «Докторе Фаустусе» он повествует о пороках западной буржуазной интеллигенции. Адриан Леверкюн – гениальный композитор. Однако его разум поражен неизлечимой психической болезнью. Со временем он повторяет роковой путь небезызвестного доктора Фауста.

Возвращение домой

Томас Манн, книги которого выходят многомиллионными тиражами, со временем становится жертвой травли и в США. Здесь его начинают обвинять в симпатии к Советскому Союзу. В результате писатель возвращается в Европу. Он вновь поселяется в благополучной Швейцарии. Изредка наш герой посещает расколотую Германию. В 1949 году ему удалось побывать в ФРГ, а затем и в ГДР на мероприятиях, посвященных празднованию юбилея Гете. В последние годы жизни талантливый писатель много публикуется. В 1951 году он выпускает роман под названием «Избранник». В 1954 году читатели увидели его последнюю новеллу – «Черный лебедь». Кроме того, Манн работает над многолетним проектом. Он пишет начатый еще до Второй мировой войны роман «Признания авантюриста Феликса Круля». В нем рассказывается о современном Дориане Грее – человеке, наделенном красотой и умом, но погрязшем в разнообразных пороках. С помощью различных афер и интриг он стремительно поднимается по общественной лестнице, но по пути наверх теряет человеческий облик, превращаясь в настоящее чудовище. Роман опубликован незаконченным. Автор не успел дописать его, так как в 1955 году умер от атеросклероза. Сердце писателя перестало биться 12 августа в одной из больниц Цюриха.

Особенности творчества

Оставил после себя солидное творческое наследие Томас Манн. Биография – краткое изложение его основных заслуг. Она не дает полного представления о масштабе этой незаурядной личности. Писатель был мастером интеллектуальной прозы. Своими наставниками он считал Толстого и Достоевского. Его неспешный стиль изложения действительно напоминает о литературе XIX века. Однако темы произведений весьма актуальны и явно относятся к XX веку. Они призывают к глубокому осмыслению жизни, серьезным философским обобщениям и в то же время обладают яркой экспрессией.

Ведущие проблемы в творчестве Томаса Манна – предчувствие рокового конца («Смерть в Венеции», «Волшебная гора»), близость к потустороннему миру («Доктор Фаустус»), переосмысление старых ценностей, крах привычного мироустройства, ломка человеческих судеб под влиянием неодолимых обстоятельств («Будденброки»). Иногда в чертах его героев можно узреть легкий гомоэротизм, по мнению литературоведа И. С. Кона. И все вышеперечисленные темы тесно связаны у писателя с мотивом рокового влечения. Любовь в его романах не источник гармонии, а тяжелое переживание, калечащее тело и душу. Вполне возможно, что этот негатив связан с увлечением автора психоанализом.

Однофамилец

Миру известен еще один Томас Манн. Экономист, краткая биография которого изложена на соответствующих информационных ресурсах, жил на рубеже XIV-XV веков. Он стоит у истоков идей меркантилизма. Его теории изложены в нескольких литературных трудах по государственной экономике, да и фамилия пишется с одной, а не с двумя «н». К нашему герою этот человек не имеет никакого отношения.

Заключение

Нобелевская премия – это высшее признание в современном мире. Томас Манн получил ее в сравнительно раннем возрасте – в 51 год. Тогда его слава достигла своего пика. Зрелый, невероятно одаренный, перспективный, влиятельный, он потратил остаток своей жизни на борьбу с недугом, поразившим любимую Германию – нацизмом. Ему пришлось расстаться со своей Родиной, чтобы отстаивать ее интересы за океаном. И он сумел справиться с поставленной задачей, пусть даже ценой изгнания. Его пример вдохновил многих соотечественников. Память Томаса Манна чтут не только в Германии, но и во всем мире.

Ссылка на основную публикацию