Писатель Людмила Петрушевская. Жизнь и творчество

Людмила Петрушевская

Биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» — это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» — автобиографический роман.

«Время ночь» — жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» — отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» — это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру, всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» – Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Личная жизнь

В браке с Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. После трагической смерти мужа Людмила связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

Людмила Петрушевская с детьми / Музей современного искусства

В этой семье появились сын Федор и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, а дочь выбрала музыку. В 2009 году Петрушевская овдовела.

Людмила Петрушевская сейчас

Сейчас писательница создает рисованные анимационные ленты в Студии ручного труда. Из-под пера Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали». Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. В «Кабаре одного автора» она исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.

Пуськи бятые: жизнь и приключения Людмилы Петрушевской

Личность Людмилы Петрушевской не умещается ни в какие рамки. Она живой классик – вопросы по ее произведениям есть в школьном ЕГЭ; но она слишком живая и настоящая, чтобы оставаться просто страницами из учебника. В восемьдесят лет писательница далека от мудрой невозмутимости глубоководной рыбы – она продолжает сочинять свою жизнь в изобретенном ей жанре социалистического абсурда.

Член семьи врага народа

Петрушевская родилась в 193 году в очень непростой семье. Ее отец изучал марксистско-ленинскую этику и научный атеизм, а дед был лингвистом, который создал письменность для нескольких народов Кавказа. Прадед – легендарный революционер и старый большевик, среди старших родственников писательницы было несколько известных государственных деятелей – понятно, что в тридцатые годы такая семья не могла не попасть под колесо репрессий.

Петрушевская много писала про свое детство в эмиграции в Куйбышеве. Она росла с чувством сгущающейся черноты, холодного ужаса, знакомого, наверное, каждому маленькому члену семьи врага народа.

«Зимой мы могли питаться только из соседского помойного ведра (баба готовила на керосинке суп из селедочных скелетов и картофельной шелухи, тогда ведь сырую картошку чистили как вареную, тонко).

Я колесила по городу, просила милостыню, пела по дворам, караулила хлебный фургон и, когда оттуда выносили поддоны с буханками, подбирала крошки».

Детство писательницы осталось с ней навсегда. Главное, что она вынесла из этих лет – умение справляться. В детстве она сопротивлялась голоду и травле, во взрослой жизни – цензуре, бедности, болезням близких.

Такая девочка

Но это будет потом. А пока что – недавно кончилась война и мама увезла Людмилу в Москву. Она привыкала к нормальной жизни, увлеклась пением. Мечтала о карьере оперной певицы, ходила к замечательному педагогу по вокалу, но у нее, когда-то исполнявшей за еду Шульженко и Утесова во дворах Куйбышева, вдруг начался страх сцены. На репетициях Людмила заливалась соловьем, а когда доходило до концертов, горло сжимал спазм.

После школы Петрушевская поступила на журфак МГУ и уже там начала писать смешные и странные рассказы. Много лет потом она писала в стол, а ее внешняя, не связанная с писательством жизнь выглядела вполне обычной: работала на радио, в журнале «Кругозор», писала на телевидении рецензии на зубодробительные программы вроде «Навстречу пятилетке». Но чем дальше, тем отчетливее становилась несовместимость Людмилы Стефановны с такой работой. В 34 года она плюнула, уволилась и больше уже нигде не служила. Примерно в это же время журнал «Аврора» опубликовал ее маленький и очень нежный рассказ «Через поля», но это не было началом карьеры прозаика – следующий ее рассказ опубликуют только после перестройки.

С карьерой драматурга дело шло не намного веселее: в 1979 году молодой режиссер Роман Виктюк поставил пьесу Петрушевской «Уроки музыки». Это был удивительный опыт, и спектакль похвалил сам Эфрос, но закончилось все предсказуемо – спектакль закрыли, а труппу разогнали.

И с этим багажом она была известным писателем! Рассказ «Такая девочка, совесть мира» гулял по всей стране на листочках бумаги, люди перепечатывали его на машинке. Как она написала «Такую девочку»: подружка рассказала свою историю, и Петрушевская поняла: вот он, ее писательский путь! Просто документ, без литературных красивостей.

«Не будешь же говорить подруге: «Слушай, был прекрасный осенний день, так называемое бабье лето. Солнце вдруг пробилось сквозь тучи . » Нет, скажешь: «Не знаю, по-моему, она уже умерла, хотя в нашем доме никого не хоронили».

Так писала, как будто транслирую глас народа, беспощадный, ничему не верящий, все знающий наперед – и как бы никого не щадящий. На самом деле там были рыдания».

Каждый раз, заканчивая рассказ, Петрушевская плакала. Ее рассказы – как лакмусовая бумажка. Добрый человек чувствует эти слезы. Недобрый думает, что читает циничную чернуху.

А вот как она начала придумывать свои знаменитые сказки: сочиняла их детям, новую каждую ночь.

. После перестройки спектакли по пьесам Людмилы Стефановны ставили лучшие российские театры. А ее книги давно стали классикой.

По крайней мере дважды

Писательница дважды выходила замуж: ее первый муж и отец старшего сына Кирилла журналист Евгений Харатьян погиб, а второй муж, руководитель Галереи на Солянке Борис Павлов, отец Федорва и Натальи, умер в 2009 году.

Людмила Стефановна часто тащила семейный воз на себе. У нее есть пронзительное и до боли честное стихотворение об этом:

«семья – это то место
где можно безвозмездно
схлопотать по морде
где тебя оскорбят,
выдав это за правду-матку
но где тебя не выдадут
где постелют
накормят
приласкают
утолят жажду
вылечат
и похоронят
и будут навещать на Пасху
и еще по крайней мере
дважды».

Сейчас писательница помогает своим внукам воспитывать своих правнуков, продолжает работать, выступает по всему миру с концертами, которые называются «Кабаре Людмилы Петрушевской», находит в интернете покупателей для своих акварелей и передает деньги в детский дом, в котором живут ребята с ограниченными возможностями. От ее постов в социальных сетях припекает у сотен тысяч мирных обывателей; она изо всех сил поддерживала сына Федора, когда он открыто рассказал о своей гомосексуальности — Людмила Стефановна всегда вызывала сильные чувства, но сейчас вызывает в основном зависть. Ее яркая личность по-прежнему не умещается ни в какие рамки – такие рамки просто еще не изобрели.

Петрушевская, Людмила Стефановна

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — русский прозаик и поэтесса, драматург, сценаристка, певица.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Библиография
      • 2.1.1 Пьесы
      • 2.1.2 Сказки
      • 2.1.3 Сборники рассказов и повестей
    • 2.2 Дискография
    • 2.3 Фильмография
      • 2.3.1 Сценарии
    • 2.4 Поросёнок Пётр
  • 3 Разное
  • 4 Семья
  • 5 Премии и награды
  • 6 Примечания
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
Читайте также:  Гиппократ - сообщение доклад

Биография

Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР [1] . В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки».

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости:

  • «Приключения Веры»,
  • «История Клариссы»,
  • «Дочь Ксени»,
  • «Страна»,
  • «Кто ответит?»,
  • «Мистика»,
  • «Гигиена»
  • и многие другие.

В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей:

  • «Жил-был будильник»,
  • «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993);
  • «Маленькая волшебница»,
  • «Кукольный роман» (1996).

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Творчество

Библиография

Собрание сочинений в пяти томах. — М.: АСТ; Харьков: Фолио. 1996.

Романы и повести

  • 1992 — Время ночь.
  • 2004 — Номер Один, или В садах других возможностей. — М.: Эксмо. — 335 с. — ISBN 5-699-05993-8.
  • 2017 — Нас украли. История преступлений. — М.: Эксмо. — ISBN 978-5-04-090046-6
Пьесы
  • 1973 (напечатана в 1983) — Уроки музыки.
  • Любовь.
  • Квартира Коломбины.
  • 2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 415 с. — ISBN 978-5-367-00411-3.

пьесы: Три девушки в голубом. Квартира Коломбины. Тёмная комната. Опять двадцать пять.

  • 2007 — Московский хор: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 448 с. — ISBN 978-5-367-00509-7.

пьесы: Московский хор. Еду в сад. Сырая нога, или Встреча друзей. Певец певица. Бифем. Два окошка. Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает. Золотая богиня.пьесы:Сборник «Песни XX века»: «Песни XX века», «Что делать!», «Мужская зона», «Сцены из отравления Моцарта», «Аве Мария, мамочка».

Сказки
  • Дикие Животные сказки.
  • Морские помойные рассказы.
  • 1984 — Пуськи Бятые.
  • 2008 — Книга принцесс. — М.: Росмэн-Пресс. — 208 с. — ISBN 978-5-353-03090-4.
  • Сказка с тяжелым концом.
Сборники рассказов и повестей
  • Бессмертная любовь.— М.: Московский рабочий, 1988, тир. 30 000, обложка.
  • Бал последнего человека. — М.: Локид, 1996. 26 000 экз.
  • 2008 — Пограничные сказки про котят. — СПб.: Амфора. — 296 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
  • 2008 — Чёрная бабочка. — СПб.: Амфора. — 304 с. — ISBN 978-5-367-00753-4.
  • 2009 — Два царства. — СПб.: Амфора. — 400 с. — ISBN 978-5-367-00940-8.
  • 2009 — Истории из моей собственной жизни. — СПб.: Амфора. — 568 с. — ISBN 978-5-367-01016-9.

Дискография

  • 2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
  • 2012 — сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Фильмография

Сценарии

По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлены фильмы и мультфильмы:

ГодНазваниеПримечания
1974мф«Лечение Василия» Весёлая карусель № 6Сценарист
1976мф«Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская.Сценарист
1976мф«От тебя одни слёзы» реж. Владимир СамсоновСценарист
1978мф«Краденое солнце», реж. Натан ЛернерСценарист
1979мф«Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.Сценарист
1984мф«Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.Сценарист
1987мф«Все непонятливые» реж. Натан ЛернерСценарист
1988мф«Кот, который умел петь», реж. Натан Лернер.Сценарист
1997мф«Пуськи бятые» выпуск мультсериала «Сказки новой России» — реж. Роберт Саакянц?Сценарист
1997ф«Любовь», реж. Владимир МирзоевСценарист
2000ф«Свидание»Сценарист
2008мф«Поросёнок Пётр»Сценарист

Поросёнок Пётр

В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра:

  • «Поросёнок Пётр и машина»,
  • «Поросёнок Пётр и магазин»,
  • «Поросёнок Пётр едет в гости».

В 2008 году был снят одноименный мультфильм [2] .

В 2010 году пользователь по имени Lein записал песню «Поросенок Петр съе…», а пользователь Артем Чижиков подобрал на нее видеоряд из мультфильма. Этот клип стал популярным интернет-мемом [3] об эмиграции.

Произведение «Peter Pig and His Airplane Trip» писательницы Betty Howe, изданное в 1943 году, похоже рядом деталей (в частности, цветом аэроплана на обложке и именем главного героя) на книги Петрушевской [4] .

Разное

Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Петрушевской прототипом заглавного персонажа мультфильма Ю. Норштейна «Ёжик в тумане». С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской [5] . С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления ёжика иначе [6] . Достоверно известно [ источник не указан 1089 дней ] , что Петрушевская послужила для Норштейна прообразом Цапли в мультфильме «Журавль и цапля».

Семья

Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов.

Доклад по биологии 5 класс на тему Теофраст. ПЛИЗ.

u0418u0441u0442u043eu0447u043du0438u043au0438 u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0443u044eu0442, u0447u0442u043e u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442 u0431u044bu043b u0443u043cu043du044bu043c, u0440u0430u0437u043du043eu0441u0442u043eu0440u043eu043du043du0435 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044bu043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c, u043eu0431u043bu0430u0434u0430u0442u0435u043bu0435u043c u043bu0443u0447u0448u0438u0445 u0434u0443u0448u0435u0432u043du044bu0445 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432 u2013 u0433u0443u043cu0430u043du043du043eu0441u0442u0438, u0434u043eu0431u0440u043eu0442u044b, u043eu0442u0437u044bu0432u0447u0438u0432u043eu0441u0442u0438. u0411u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u044f u0435u0433u043e u043du0435 u0431u044bu043bu0430 u043eu0442u043cu0435u0447u0435u043du0430 u043au0430u043au0438u043cu0438-u043bu0438u0431u043e u043du0435u043eu0436u0438u0434u0430u043du043du044bu043cu0438 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u044fu043cu0438 u0438 u043eu0441u043eu0431u044bu043cu0438 u043fu043eu0442u0440u044fu0441u0435u043du0438u044fu043cu0438. u041fu043eu0441u043bu0435 u0440u043eu0436u0434u0435u043du0438u044f u0435u0433u043e u043du0430u0437u0432u0430u043bu0438 u0422u0438u0440u0442u0430u043cu043eu043c, u043du043e u0410u0440u0438u0441u0442u043eu0442u0435u043bu044c, u043au0430u043a u0433u043bu0430u0441u0438u0442 u043bu0435u0433u0435u043du0434u0430, u0434u0430u043b u043fu0440u043eu0437u0432u0438u0449u0435 u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442, u0447u0442u043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u043bu043e u00abu0431u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043eu0440u0430u0442u043eu0440u00bb, u00abu043eu0431u043bu0430u0434u0430u0442u0435u043bu044c u0431u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u0440u0435u0447u0438u00bb. u0421u043bu043eu0436u043du043e u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0438u0442u044c, u043du0430u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u043fu0440u0430u0432u0430 u043bu0435u0433u0435u043du0434u0430, u043eu0434u043du0430u043au043e u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043e, u0447u0442u043e u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0431u044bu043b u0432u0435u043bu0438u043au043eu043bu0435u043fu043du044bu043c u043eu0440u0430u0442u043eu0440u043eu043c u0438 u043bu044eu0431u0438u043cu0435u0439u0448u0438u043c u0443u0447u0435u043du0438u043au043eu043c u0410u0440u0438u0441u0442u043eu0442u0435u043bu044f, u0441u0442u0430u0432u0448u0438u043c u043eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u0441u0430u043cu044bu0445 u0437u043du0430u043cu0435u043du0438u0442u044bu0445 u0435u0433u043e u043fu043eu0434u043eu043fu0435u0447u043du044bu0445. u0418u043cu0435u043du043du043e u0435u043cu0443 u0410u0440u0438u0441u0442u043eu0442u0435u043bu044c u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043b u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u043du0430u0441u043bu0435u0434u0441u0442u0432u0430 u0432u0441u0435 u0441u0432u043eu0438 u0440u0443u043au043eu043fu0438u0441u0438, u043du0430u043au043eu043fu043bu0435u043du043du0443u044e u0431u0438u0431u043bu0438u043eu0442u0435u043au0443, u0438 u0438u043cu0435u043du043du043e u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442 u0432u043eu0437u0433u043bu0430u0432u0438u043b u0448u043au043eu043bu0443 u043fu0435u0440u0438u043fu0430u0442u0435u0442u0438u043au043eu0432, u043au043eu0433u0434u0430 u043du0430u0441u0442u0430u0432u043du0438u043a u0441u043au043eu043du0447u0430u043bu0441u044f. u0414u0440u0435u0432u043du0438u0435 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043au0438 u0433u043bu0430u0441u044fu0442, u0447u0442u043e u0447u0438u0441u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0443u0447u0435u043du0438u043au043eu0432 u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442u0430 u0434u043eu0445u043eu0434u0438u043bu0430 u0434u043e u0434u0432u0443u0445 u0442u044bu0441u044fu0447 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0430 u0438u043cu044f u0435u0433u043e u0433u0440u0435u043cu0435u043bu043e u0434u0430u043bu0435u043au043e u0437u0430 u043fu0440u0435u0434u0435u043bu0430u043cu0438 u0435u0433u043e u0441u0442u0440u0430u043du044b.

u0421u0447u0438u0442u0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442 u0431u044bu043b u0430u0432u0442u043eu0440u043eu043c 227 u0441u043eu0447u0438u043du0435u043du0438u0439. u0412 u0431u043eu043bu044cu0448u0438u043du0441u0442u0432u0435 u0441u0432u043eu0435u043c u043eu043du0438 u043du0435 u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u043bu0438u0441u044c u0434u043e u043du0430u0448u0435u0439 u044du043fu043eu0445u0438, u0430 u043eu0441u0442u0430u0432u0448u0438u0435u0441u044f u043du0435u0441u0443u0442 u043du0430 u0441u0435u0431u0435 u0440u0430u0437u0440u0443u0448u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u043eu0442u043fu0435u0447u0430u0442u043eu043a u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438 u0438 u043cu043du043eu0433u043eu043au0440u0430u0442u043du043eu0433u043e u043fu0435u0440u0435u043fu0438u0441u044bu0432u0430u043du0438u044f. u0414u043e u043du0430u0448u0435u0433u043e u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438 u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u043bu0438u0441u044c u0434u0432u0435 u043au0440u0443u043fu043du044bu0435 u0440u0430u0431u043eu0442u044b u043fu043e u0431u043eu0442u0430u043du0438u043au0435. u041fu0435u0440u0432u0430u044f, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0430u044f u0438u0437 9 u043au043du0438u0433, – u00abu0415u0441u0442u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044f u0438u0441u0442u043eu0440u0438u044f u0440u0430u0441u0442u0435u043du0438u0439u00bb, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0438u0437u043bu043eu0436u0435u043du0430 u0441u0438u0441u0442u0435u043cu0430u0442u0438u043au0430, u0430u043du0430u0442u043eu043cu0438u044f u0438 u043cu043eu0440u0444u043eu043bu043eu0433u0438u044f u0440u0430u0441u0442u0435u043du0438u0439 (u0435u0441u043bu0438 u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u0442u044cu0441u044f u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0439 u0442u0435u0440u043cu0438u043du043eu043bu043eu0433u0438u0435u0439). u0422u043eu0442 u0436u0435 u0444u0430u043au0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043b, u043du043e u0438u0437u043bu043eu0436u0435u043du043du044bu0439 u0441 u043fu043eu0437u0438u0446u0438u0439 u0444u0438u0437u0438u043eu043bu043eu0433u0438u0438 u0440u0430u0441u0442u0435u043du0438u0439 (u0442u0435u043eu0440u0435u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0438 u043fu0440u0438u043au043bu0430u0434u043du043eu0439), u043bu0435u0433 u0432 u043eu0441u043du043eu0432u0443 u0432u0442u043eu0440u043eu0433u043e u0441u043eu0447u0438u043du0435u043du0438u044f – u00abu041e u043fu0440u0438u0447u0438u043du0430u0445 u0440u0430u0441u0442u0435u043du0438u0439u00bb, u0438u043bu0438 u00abu041e u0436u0438u0437u043du0435u043du043du044bu0445 u044fu0432u043bu0435u043du0438u044fu0445 u0443 u0440u0430u0441u0442u0435u043du0438u0439u00bb, u0441u043eu0441u0442u043eu044fu0449u0435u0433u043e u0438u0437 6 u043au043du0438u0433.

u041eu0431u044au0435u043au0442u0438u0432u043du0430u044f u043eu0446u0435u043du043au0430 u0431u043eu0442u0430u043du0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0442u0440u0443u0434u043eu0432 u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442u0430 u0437u0430u0442u0440u0443u0434u043du0435u043du0430 u043du0435u043fu043eu043bu043du043eu0439 u0441u043eu0445u0440u0430u043du043du043eu0441u0442u044cu044e u0435u0433u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0441u043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u044cu044e u0440u0430u0437u0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du0438u044f u0438u0434u0435u0439 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0430 u0438 u0435u0433u043e u0432u044bu0434u0430u044eu0449u0435u0433u043eu0441u044f u043du0430u0441u0442u0430u0432u043du0438u043au0430 u0410u0440u0438u0441u0442u043eu0442u0435u043bu044f. u041du0435 u0438u0441u043au043bu044eu0447u0435u043du043e, u0447u0442u043e u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442 u0432 u0431u043eu043bu044cu0448u0435u0439 u0441u0442u0435u043fu0435u043du0438 u043fu0440u043eu043fu043eu0432u0435u0434u043eu0432u0430u043b u0435u0433u043e u043cu044bu0441u043bu0438, u0447u0435u043c u044fu0432u043bu044fu043bu0441u044f u0441u0430u043cu043eu0441u0442u043eu044fu0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0443u0447u0435u043du044bu043c. u0412 u0441u0442u0440u043eu0433u043eu043c u0441u043cu044bu0441u043bu0435 u0441u043bu043eu0432u0430 u043du0430u0443u0447u043du044bu043cu0438 u043du0430u0437u0432u0430u0442u044c u0441u043eu0447u0438u043du0435u043du0438u044f u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442u0430 u043du0435u043bu044cu0437u044f, u0442u0435u043c u043du0435 u043cu0435u043du0435u0435, u0434u043bu044f u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438 u0435u0433u043e u0442u0440u0443u0434u044b u0431u044bu043bu0438 u0441u0430u043cu044bu043c u043bu0443u0447u0448u0438u043c u0441u0432u043eu0434u043eu043c u0438u043du0444u043eu0440u043cu0430u0446u0438u0438 u043e u0440u0430u0441u0442u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u043cu0438u0440u0435. u041au0440u043eu043cu0435 u0442u043eu0433u043e, u043eu043du0438 u044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0446u0435u043du043du044bu043c u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043au043eu043c u043au0443u043bu044cu0442u0443u0440u044b u0414u0440u0435u0432u043du0435u0439 u0413u0440u0435u0446u0438u0438 u0432 u0446u0435u043bu043eu043c. u0418u0437u0432u0435u0441u0442u043du043e u0442u0430u043au0436u0435, u0447u0442u043e u043fu0435u0440u0443 u0422u0435u043eu0444u0440u0430u0441u0442u0430 u043fu0440u0438u043du0430u0434u043bu0435u0436u0430u043b u00abu0423u0447u0435u0431u043du0438u043a u0440u0438u0442u043eu0440u0438u043au0438u00bb, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u043au043du0438u0433u0430 u00abu0425u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u044bu00bb, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u043eu043d u043fu0440u043eu0430u043du0430u043bu0438u0437u0438u0440u043eu0432u0430u043b u0440u0430u0437u043bu0438u0447u043du044bu0435 u0442u0438u043fu044b u043bu044eu0434u0435u0439. u0412u0441u0435 u044du0442u0438 u0438u0437u0434u0430u043du0438u044f u0434u043e u043du0430u0448u0438u0445 u0434u043du0435u0439 u043du0435 u0434u043eu0448u043bu0438.

Теофраст – известный древнегреческий ученый, естествоиспытатель, один из создателей ботаники, философ – был уроженцем города Эреза, где он появился на свет в 371 г до н. э. В молодые годы переехав в Афины, он был учеником знаменитых философов (у себя в городе он также проявлял интерес к философии, слушая Левкиппа). Сначала он был учеником Академии Платона, а после того, как тот умер, стал слушателем аристотелевского Лицея. В этом качестве он оставался до тех пор, покаАристотель не уехал из Афин навсегда.

Источники свидетельствуют, что Теофраст был умным, разносторонне способным человеком, обладателем лучших душевных качеств – гуманности, доброты, отзывчивости. Биография его не была отмечена какими-либо неожиданными событиями и особыми потрясениями. После рождения его назвали Тиртамом, но Аристотель, как гласит легенда, дал прозвище Теофраст, что означало «божественный оратор», «обладатель божественной речи». Сложно определить, насколько права легенда, однако известно, что Теофраст действительно был великолепным оратором и любимейшим учеником Аристотеля, ставшим одним из самых знаменитых его подопечных. Именно ему Аристотель оставил в качестве наследства все свои рукописи, накопленную библиотеку, и именно Теофраст возглавил школу перипатетиков, когда наставник скончался. Древние источники гласят, что численность учеников Теофраста доходила до двух тысяч человек, а имя его гремело далеко за пределами его страны.

Считается, что Теофраст был автором 227 сочинений. В большинстве своем они не сохранились до нашей эпохи, а оставшиеся несут на себе разрушительный отпечаток времени и многократного переписывания. До нашего времени сохранились две крупные работы по ботанике. Первая, состоящая из 9 книг, – «Естественная история растений», в которой изложена систематика, анатомия и морфология растений (если пользоваться современной терминологией). Тот же фактический материал, но изложенный с позиций физиологии растений (теоретической и прикладной), лег в основу второго сочинения – «О причинах растений», или «О жизненных явлениях у растений», состоящего из 6 книг.

Объективная оценка ботанических трудов Теофраста затруднена неполной сохранностью его произведений, а также сложностью разграничения идей философа и его выдающегося наставника Аристотеля. Не исключено, что Теофраст в большей степени проповедовал его мысли, чем являлся самостоятельным ученым. В строгом смысле слова научными назвать сочинения Теофраста нельзя, тем не менее, для своего времени его труды были самым лучшим сводом информации о растительном мире. Кроме того, они являются ценным памятником культуры Древней Греции в целом. Известно также, что перу Теофраста принадлежал «Учебник риторики», а также книга «Характеры», в которой он проанализировал различные типы людей. Все эти издания до наших дней не дошли.

Что открыл теофраст в биологии. Сообщение о теофрасте. Теофраст вклад в биологию и науку

Теофраст – известный древнегреческий ученый, естествоиспытатель, один из создателей ботаники, философ – был уроженцем города Эреза, где он появился на свет в 371 г до н. э. В молодые годы переехав в Афины, он был учеником знаменитых философов (у себя в городе он также проявлял интерес к философии, слушая Левкиппа). Сначала он был учеником Академии Платона , а после того, как тот умер, стал слушателем аристотелевского Лицея. В этом качестве он оставался до тех пор, пока Аристотель не уехал из Афин навсегда.

Источники свидетельствуют, что Теофраст был умным, разносторонне способным человеком, обладателем лучших душевных качеств – гуманности, доброты, отзывчивости. Биография его не была отмечена какими-либо неожиданными событиями и особыми потрясениями. После рождения его назвали Тиртамом, но Аристотель, как гласит легенда, дал прозвище Теофраст, что означало «божественный оратор», «обладатель божественной речи». Сложно определить, насколько права легенда, однако известно, что Теофраст действительно был великолепным оратором и любимейшим учеником Аристотеля, ставшим одним из самых знаменитых его подопечных. Именно ему Аристотель оставил в качестве наследства все свои рукописи, накопленную библиотеку, и именно Теофраст возглавил школу перипатетиков, когда наставник скончался. Древние источники гласят, что численность учеников Теофраста доходила до двух тысяч человек, а имя его гремело далеко за пределами его страны.

Читайте также:  Жизнь и творчество Михаила Лермонтова

Считается, что Теофраст был автором 227 сочинений. В большинстве своем они не сохранились до нашей эпохи, а оставшиеся несут на себе разрушительный отпечаток времени и многократного переписывания. До нашего времени сохранились две крупные работы по ботанике. Первая, состоящая из 9 книг, – «Естественная история растений», в которой изложена систематика, анатомия и морфология растений (если пользоваться современной терминологией). Тот же фактический материал, но изложенный с позиций физиологии растений (теоретической и прикладной), лег в основу второго сочинения – «О причинах растений», или «О жизненных явлениях у растений», состоящего из 6 книг.

Объективная оценка ботанических трудов Теофраста затруднена неполной сохранностью его произведений, а также сложностью разграничения идей философа и его выдающегося наставника Аристотеля. Не исключено, что Теофраст в большей степени проповедовал его мысли, чем являлся самостоятельным ученым. В строгом смысле слова научными назвать сочинения Теофраста нельзя, тем не менее, для своего времени его труды были самым лучшим сводом информации о растительном мире. Кроме того, они являются ценным памятником культуры Древней Греции в целом. Известно также, что перу Теофраста принадлежал «Учебник риторики», а также книга «Характеры», в которой он проанализировал различные типы людей. Все эти издания до наших дней не дошли.

Работы по ботанике

Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.

Написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» , в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил с прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь ещё интересуют натуралистов. В самой постановке их – громадная заслуга греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Теофраст доклад кратко расскажет о жизни древнегреческого философа, теоретика музыки и естествоиспытателя. Также из этого сообщения Вы узнаете, почему Теофраста называют отцом ботаники.

Сообщение о Теофрасте

Теофраст или Феофраст (ок. 370 до н. э — 288 до н. э. или 285 до н. э.) был разносторонним ученым, философом. Его ставят наряду с Аристотелем, считая древнегреческого естествоиспытателя основателем географии и ботаники растений.

Теофраст краткая биография

Будущий ученый Теофраст появился на свет в городе Эреза около 370 (371) года до нашей эры. Еще в молодые годы он переехал в Афины, где стал учеником знаменитых философов: вначале Левкиппа, после был учеником Академии Платона, слушателем аристотелевского Лицея. Разные источники свидетельствуют, что древнегреческому философу при рождении было дано имя Тиртам, но Аристотель дал ему прозвище Теофраст, которое означало «обладатель божественной речи», «божественный оратор». Он был самым любимым учеником Аристотеля и после своей смерти он оставил Теофрасту все рукописи и накопленную библиотеку. Также он возглавил школу перипатетиков. Численность учеников составляла 2000 человек, а имя Теофраста было известно далеко за пределами страны. За свою жизнь он написал 227 сочинений, из которых до наших дней дошло не так много. Ученый прожил 85 лет и был погребен в Афинах с почестями.

Почему Теофраст отец ботаники?

Теофраста по праву называют «отцом ботаники». Он является основателем ботаники как самостоятельной науки. Труды Теофраста рассматриваются как ввод в систему медицины, практиков сельского хозяйства. Кроме описания, где можно применять растения в медицине и хозяйстве, философ рассматривал теоретические вопросы. В своих работах«Естественная история растений»,«О причинах растений» или «О жизненных явлениях у растений» он изложил основы классификации и физиологии растений,а также описал около 500 видов растений.

Заслуги Теофраста в том, что он, пусть и не совсем научно, наметил главные проблемы растительной научной физиологии. Ученый поставил ряд, интересующих его вопросов:

  • В чем отличия растений от животных?
  • Какие органы у растений?
  • В чем деятельность листьев, корня, плодов, стебля?
  • Какое влияние холод и тепло, сухость и влажность, климат и почва оказывают на растительный мир?
  • Почему растения болеют?
  • Могут ли растения произвольно зарождаться?
  • Может ли растение переходить из одного вида в другой?

Кроме того, Теофраст точно описал технологию выращивания тростника и изготовления тростей для авлоса из него.

Другие заслуги Теофраста

В работах «Этические характеры» и «О свойствах нравов человеческих» описал 30 типов человека (льстеца, болтуна, бахвала, гордеца, недоверчивого, брюзгу), которые обрисовал яркими ситуациями их проявления.

Двухтомный трактат «О музыке» сохранил фрагмент, в котором философ полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки. Теофраст рассматривал мелодию как последовательность интервалов. Считал, что природа музыки заключается в движении души, которая через переживание избавилась от зла. В сочинении «О слоге» изложил свои теории ораторского искусства.

Надеемся, что доклад о Теофрасте помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о жизни древнегреческого философа, его заслугах. А свой краткий рассказ о Теофрасте Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Написал две книги о растениях: «Историю растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν ἱστορίας, лат. Historia plantarum) и «Причины растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν αἰτιῶν, лат. De causis plantarum), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил со свойственной ему прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали пытливый ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь еще интересуют натуралистов. В самой постановке их – громадная заслуга великого греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Другие известные работы

Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (др.-греч. Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.

Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён в Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной – звучащей – «инкарнации» чисел. С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин – интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание (др.-греч. διὰ τὰ πάθη). Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».

Теофрасту также принадлежит (не дошедшее до нас) сочинение «О слоге» (или «О стиле»; Περὶ λέξεως), которое, как считает М. Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.

Мудрость Человечества

Биография

Теофраст, или Феофраст, (др.-греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios; род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., в Афинах) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.

Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Родился в семье сукновала Меланта на Лесбосе. При рождении имел имя Тиртам. Теофрастом («богоречивым») его прозвали впоследствии. Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 году до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков (Ликея). Среди его учеников был комедиограф Менандр. Теофраста принимал македонский царь Кассандр, учредитель Александрийского мусейона Деметрий Фалерский и преемник на посту главы Ликея Стратон. Прожил 85 лет и погребен с почестями в Афинах.

Читайте также:  Жизнь и творчество Владимира Короленко

Работы

Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.).

Фронтиспис иллюстрированного издания Historia Plantarum, Амстердам, 1644

Работы по ботанике

Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.

Написал две книги о растениях: «Historia plantarum» (др.-греч. Περὶ φυτῶν ἱστορίας, «История растений») и «De causis plantarum» (др.-греч. Περὶ φυτῶν αἰτιῶν, «Причины растений»), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истинный натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил с прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь ещё интересуют натуралистов. В самой постановке их — громадная заслуга греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Другие известные работы

Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (др.-греч. Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.

Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной — звучащей — «инкарнации» чисел. С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин — интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание (др.-греч. διὰ τὰ πάθη). Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».

Теофрасту также принадлежит (не дошедшее до нас) сочинение «О слоге» (или «О стиле»; Περὶ λέξεως), которое, как считает М. Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.

Память

В 1973 г. Международный астрономический союз присвоил имя Теофраста кратеру на видимой стороне Луны.

01. Краткая история развития ботаники от Теофраста до наших дней

История развития ботаники связана с именем Аристотеля. Именно этот древнегреческий ученый начал присматриваться к окружающей природе и ее представителям. Один из наиболее значимых для ботаники трудов Аристотеля «Теория растений», в котором он сделал попытку рассказать о представителях живой и неживой природы с философской точки зрения. К сожалению, до нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты его высказываний.

Теофраст – однин из учеников Аристотеля, чьи труды по изучению растений сделали огромный вклад в ботанику как науку. Его наиболее известные научные трактаты – «История растений» и «Причины растений», в которых он дает описание более чем пятистам различным видам растений, находящихся на территории Средиземноморского бассейна. К сожалению, многие из описанных им видов довольно тяжело сравнить с современными образцами, так как многие виды не сохранились.

«Отец ботаники» – именно так называют Теофраста, и не зря. Именно он дал не только детальные описания некоторых видов растений и их предназначение, но и смог распределить растения по классификации, для всех представителей растительного мира на деревья, травы, кустарники. Теофраст дал классификацию и травам, деля их на многолетних и однолетних. Теофрасту принадлежат первые попытки описания физиологии растений и процесса их размножения. Он смог изучить строение цветков, расположение завязи, а также сделал классификацию цветов на сростнолепестных и свободнолепестных. После Теофраста многие ученые пытались продолжить его работу – Никандр Колофонский, Варрон Колумел и другие, но они лишь описывали различные растения, не пытаясь изучать их. Лишь спустя четыре столетия после Теофраста, Диоскорид в своем научном труде описал более 600 видов растений, которые в те времена использовались в лечебных целях. Диоскорид поделил используемые растения на несколько групп:

  • для пищевого использования,
  • растения для виноделия,
  • для медицинских нужд,
  • растения, используемые для создания различных благовоний.

При написании этого научного трактата Диоскорид руководствовался исключительно полученными знаниями о растениях, не разбавляя описание своими комментариями и личным мнением.

Во времена античности многие представители научного мира неоднократно пытались изучать и квалифицировать представителей растительного мира. До наших дней сохранились научные работы индийского врача Чарака. В европейской науке самым авторитетным для развития ботаники является научная работа немецкого философа А. Больштедта, который смог изучить строение стебля и на его основе описать различия между однодольными растениями и двудольными.

Переломный момент в истории ботаники наступил в конце XV века, в эпоху великих географических открытий. Из заморских стран стали приво­зить новые виды растений, возникла необходимость в их инвентаризации, т.е. описании, наименовании и классификации. В это время зарождаются и развиваются формы сохранения растений для их сравнительного изучения. В середине XVI века было положено начало гербаризации. Возникают первые ботанические сады в Италии (1540 г. – в Падуе, 1545 г. – в Пизе), Швейцарии (1560 г. – в Цюрихе).В этот период закладываются основы ботанической терми­нологии, достигает расцвета описательная морфология растений.

В 1583 г. итальянец Чезальпино сделал попытку классификации расте­ний, в основу которой положил признаки строения плодов и семян (выделил 15 классов). Выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635­1703) усовершенствовал микроскоп и при рассмотрении среза пробки обна­ружил, что она состоит из крохотных ячеек. В 1665 г. он описал раститель­ные клетки и ввел термин «cellula», что на латыни означает «клетка». Мар­челло Мальпиги (1628-1694) и Неемий Грю (1641-1712) положили начало анатомии растений, описав клетки, ткани различных видов и их значение. В 1671 г. они, независимо друг от друга, выпустили книги с одинаковым на­званием «Анатомия растений».

Систематика и описательная морфология XVIII в. достигла высшего развития в трудах шведского ботаника Карла Линнея (1707-1778). В 1735 г. Линней выпустил книгу «Система природы», где классифицировал растения по строению органа размножения – андроцея. Он выделил 24 класса. Эта система была искусственна, т.к. в ее основу было положено не родство растений, а сходство некоторых признаков. Однако система Линнея была очень удобной: согласно ей легко было найти растение по строению цветка. Важ­ным нововведением Линнея в систематику была бинарная номенклатура. В ней каждый вид обозначался двумя словами (первое – название рода, второе – видовой эпитет).

Значительными успехами в ботанике был отмечен XIX век. Оформи­лись и возникли такие разделы, как физиология, география и экология расте­ний, геоботаника, палеоботаника, эмбриология и т.д. Во всех разделах бота­ники был накоплен огромный фактический материал, что создало базу для обобщающих теорий. Важнейшими из них стали клеточная теория и теория эволюционного развития жизни.

В 1838 г. немецкий ботаник М.Шлейден установил, что клетка – это универсальная структурная единица в теле растений, а в 1839 г. зоолог Т.Шванн распространил этот вывод и на животных. Разработка клеточной теории оказала огромное влияние на дальнейшее развитие биологии и поло­жила начало цитологии.

Появление эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809-1882) стало началом новой эпохи в развитии всех биологических наук. Начался новый период для систематики – эволюционный (филогенетический), т.е. возникла необходимость объединять в одни таксоны виды, единые по происхожде­нию, а не по внешнему сходству. Морфологи начали изучать то, какими пу­тями и под влиянием каких причин исторически сложились организмы. За­кономерности географического распространения организмов стали объяс­нять не только современными условиями, но и историческими причинами.

Новый прорыв в развитии ботаники, как и всей биологии, произошел в XX веке. Одной из его причин стал научно-технический прогресс, стимули­ровавший появление новых исследовательских инструментов и методов. В середине века были изобретены электронные микроскопы с высокой разре­шающей способностью, что определило бурное развитие анатомии, цитоло­гии, биохимии, молекулярной биологии, генетики.

Уважаемые друзья биологи!

Данный сайт я создавал не для заработка. Я на нем не размещаю никакой рекламы и делаю это не из-за этических соображений, а просто потому что биология пока тема не особо доходная. К тому же у меня есть другие проекты на которых я хорошо зарабатываю.

Наверное у вас возник вопрос, а зачем вообще мне все это нужно?

Я еще не так давно учился на биофаке и конечно же возлагал надежды на то, что после окончания буду работать по специальности и заниматься научно исследовательской работой. Однако в аспирантуру не поступил и работу биологом по специальности, которая нормально оплачивается не нашел. После провала вступительных экзаменов в аспирантуру я пошел получать второе высшее образование и теперь занимаюсь программированием.

На данный момент биология это моё хобби. Данный сайт можно назвать сайтом для своих. Если у вас есть идеи о том, как сделать данный проект более серьезным и более полезным вы можете написать мне.

Ссылка на основную публикацию