Писатель Михаил Погодин. Жизнь и творчество

Мудрость Человечества

Михаи́л Петро́вич Пого́дин (23 ноября 1800, Москва — 20 декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841). Тайный советник (1871).

Начиная с 1820-х годов отстаивал норманскую теорию. В 1826—1844 годах профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов.

В середине XIX века интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами. В 1841—1856 годах издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин». Разрабатывал идеи панславизма.

Ранние годы

Сын крепостного, служившего домоправителем у графа И. П. Салтыкова и получившего вольную в 1806 году. Дед академика был крепостным крестьянином графа Чернышёва.

Как писал в статье для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. А. Полиевктов, «обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер Погодина: он отличался большой практичностью, совмещавшуюся в нём с немалой долей сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой».

До десятилетнего возраста мальчик обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нём стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал «Московские ведомости», тогдашние журналы «Вестник Европы» и «Русский Вестник» и переводные романы.

С 1810 по 1814 год Погодин воспитывался у приятеля своего отца, московского типографа А. Г. Решетникова. Глубокое впечатление на мальчика произвёл 1812 год, когда дом отца Погодина погиб в пламени московского пожара, а его семья должна была искать спасенья в Суздале.

С 1814 по 1818 год Погодин обучался в Московской губернской гимназии, а с 1818 по 1821 год на словесном отделении Московского университета. Вошёл в состав студенческого кружка Раича, из которого позднее выросло Общество любомудров; подружился со многими участниками кружка, и в особенности с Д. Веневитиновым.

По окончании университета до 1825 года преподавал географию в университетском благородном пансионе и одновременно давал частные уроки в семействе князя И. Д. Трубецкого. Летом жил в подмосковной усадьбе последнего, Знаменском, где «любил только княжну Голицыну и княжну Александру Трубецкую» (дневниковая запись).

Погодин как литератор и журналист

Во второй половине 1820-х гг., став секретарём Общества любителей русской словесности, Погодин активно занимался литературной деятельностью, внёс заметный вклад в становление русской повести и святочного рассказа. Из под его пера вышли повести «Нищий» (1825), «Как аукнется, так и откликнется» (1825), «Русая коса» (1826), «Суженый» (1828), «Сокольницкий сад» (1829), «Адель» (1830), «Преступница» (1830), «Васильев вечер» (1831), «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и другие, изданные отдельно в сборнике «Повести» (ч. 1—3, 1832). В дальнейшем, в 1860—1866 годах был председателем Общества любителей русской словесности.

В 1826 году Погодин издал литературный альманах «Урания», к участию в котором привлёк Веневитинова, Е. А. Баратынского, А. Ф. Мерзлякова, Ф. И. Тютчева, А. И. Полежаева, С. П. Шевырева, П. А. Вяземского, по просьбе которого и А. С. Пушкин предоставил пять своих стихотворений. Сам Погодин опубликовал в альманахе свою повесть «Нищий» (с. 15—30), написанную в Знаменском летом 1825 года. Белинский считал, что это произведение замечательно «по верному изображению русских простонародных нравов, по теплоте чувства, по мастерскому рассказу».

После восстания декабристов Погодин опасался, что навлёк на себя подозрения властей. В его дневниковых записях 1820-х годах содержится много ценных сведений о Пушкине, с которым он был тогда на короткой ноге, хотя и записал при первой встрече: «Превертлявый и ничего не обещающий снаружи человек». В позднейших воспоминаниях о Пушкине описал первое чтение поэтом «Бориса Годунова» на вечере у Веневитиновых. Под впечатлением от «Бориса Годунова» сочинил историческую трагедию в стихах «Марфа, посадница Новгородская» (1830). Обширные дневники Погодина ещё ждут своего издателя.

Знаменитая Погодинская изба на Девичьем поле

«К Трубецким приехала Голицына, у которой жила или гостила Лизавета Фоминишна Вагнер со своею дочерью Елизаветой Васильевной. У меня было тепло на сердце, когда я смотрел на Лизавету Васильевну», — записал Погодин в феврале 1826 года. Вскоре Елизавета Вагнер стала его женой. Квартировали молодожёны в Дегтярном переулке и на Мясницкой улице. В 1836 году у них родился сын Дмитрий.

В 1827—1830 годах Погодин издавал журнал «Московский вестник». Во время эпидемии холеры был редактором информационной газеты «Ведомости о состоянии города Москвы». Для «Телескопа» в 1831—1836 годах он писал рецензии на исторические книги и статьи. Совместно с С. П. Шевырёвым издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856), также редактировал первые шесть номеров «Русского зрителя», а с 1837 года «Русский исторический сборник». С 1836 года член Российской академии.

В погодинском доме у Девичьего Поля (ул. Погодинская, дом 12а) на протяжении многих лет проходили литературные вечера. У Погодина живали Николай Гоголь и Афанасий Фет, которого Михаил Петрович готовил к поступлению в университет. От усадьбы, сгоревшей во время Великой Отечественной войны, сохранилась только изба в русском народном стиле 1856 года постройки — один из ключевых предшественников т. н. «русского стиля» в архитектуре. По характеристике Д. Мирского,

В течение пятидесяти лет Погодин был центром литературной Москвы, и его биография (в двадцати четырех томах!), написанная Барсуковым, фактически представляет собой историю русской литературной жизни с 1825 по 1875 годы.

В 1840-е годы, серьёзно увлёкшись панславизмом, Погодин установил контакты с чешскими филологами Шафариком и Палацким. Накануне Славянского съезда был у них в Праге, где оставил на руках у Шафарика тяжело больную супругу, которая вскоре скончалась. В конце 1857 года предложил Александру II организовать Славянский комитет, который возглавил после смерти первого председателя комитета Бахметьева А. Н.

Со временем «адская скупость» Погодина, неохотно выплачивавшего гонорары, стала притчей во языцех среди московских литераторов. Недальновидная финансовая политика привела к тому, что молодые сотрудники «Москвитянина» стали переходить в столичные журналы. Среди них оказались Аполлон Григорьев и Александр Островский, сохранившие и в дальнейшем славянофильское миросозерцание, воспринятое в годы работы у Погодина. В 1856 году Михаил Петрович свернул свою издательскую деятельность.

Погодин как историк

В гимназии и в университете Погодин стал усердно изучать русскую историю, главным образом под влиянием появившихся в год его поступления в университет первых восьми томов «Истории государства Российского» Карамзина и за девять лет до этого изданного начала русского перевода шлецеровского «Нестора». Эти два труда имели решающее значение в учёных работах и воззрениях Погодина: он стал убеждённым, но не слепым, поклонником русского историографа; а также — первым и самым ярым из этнически русских историков последователем исторической критики Шлецера и его «норманской теории» происхождения Руси.

В университете на Погодина оказали сильное влияние своими чтениями профессора Мерзляков, прививший ему определённый устный и письменный слог, и Тимковский, развивший в Погодине склонность к критическому разбору текстов, впоследствии приложенную им к изучению русских исторических памятников письменности.

Профессор М. П. Погодин

В 1823 году он сдал магистерский экзамен, а в 1824 году напечатал магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятив её Карамзину и защитив публично в Москве, в январе 1825 года. После защиты Погодин поехал в Петербург, где лично «представился» Карамзину, и, по его собственному выражению, «получил как бы его благословение».

Диссертация Погодина составляет свод всех мнений о происхождении Руси, начиная с Байера, и, на основании большой и малой критики Шлёцера, доказывает непреложность норманнской теории происхождения Руси. На этом этапе его основным оппонентом выступал представитель скептической школы профессор М. Т. Каченовский, высказывавшийся за хазарское происхождение первых русских князей. Но, в отличие от большинства других норманистов, подобно Каченовскому, Погодин отстаивал республиканский (в трактовке Канта) дух русского народа.

Магистерство открыло перед Погодиным двери университетского преподавания, но не сразу удалось ему получить кафедру излюбленного им предмета — отечественной истории. С 1825 по 1828 год он преподавал всеобщую историю на первом курсе словесного отделения, а в 1828 году был утверждён адъюнктом на этико-политическом отделении, где читал новую историю (XVI—XVIII вв.).

Адъюнктуру на чужом для него отделении (позднее преобразованном в юридический факультет) Погодин занимал до 1833 года и лишь после увольнения профессора всеобщей истории Ульрихса он стал читать на старших курсах словесного отделения курс всеобщей истории — в течение шести лет, до возвращения из-за границы в 1839 году намеченного на эту кафедру министром народного просвещения С. С. Уваровым, Т. Н. Грановского.

С ноября 1835 года Погодин в звании ординарного профессора занял кафедру всеобщей истории. В 1841 году он был избран академиком Петербургской академии наук.

В 1844 году Погодин оставил службу в Московском университете. С 1844 года до самой смерти Погодин занимается изучением древней русской и славянской истории, а также публицистической деятельностью, — в качестве редактора основанного им в 1841 году журнала «Москвитянин» и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр.

Погодин открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности, как-то: «Псковская летопись» (1837), 5-й том «Истории Российской» В. Н. Татищева, «Казацкая летопись» Самуила Величко, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Кроме того, ему удалось первому правильно локализовать летописный город Блестовит.

Научные взгляды

В магистерской диссертации «О происхождении Руси» (1825) Погодин обосновывал норманскую теорию возникновения российской государственности. И в дальнейшем его занимал в основном домонгольский период русской истории. В 1834 г. защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора», в которой впервые поставил вопрос об источниках «Повести временных лет». Изучал причины возвышения Москвы. Доказывал постепенность процесса закрепощения русского крестьянства.

На заре своей деятельности Погодин увлекался романтической философией Шеллинга, совмещая немецкий идеализм с патриархальной московской закваской. Зрелость его пришлась на годы оформления теории официальной народности, на страже которой он стоял около тридцати лет, отрицая общность путей России и Запада, ибо у каждого народа свой путь — самобытность. Погодин сформулировал три основных отличия России от Запада:

  • Роль государя. Он считал, что для славян государь, князь — это гость и защитник, в то время как на Западе — враг.
  • Положение вассалов в русском обществе: это промежуточный слой между государем и народом, находящийся у трона; на Западе же действует принцип «вассал моего вассала — не мой вассал».
  • Собственность на землю: в России — общинная земля находилась у народа, но под властью князя и его вассалов; на Западе — земельные угодья принадлежали только вассалу.

Икона начала XIV века из Погодинского древлехранилища

Также особенностью России Погодин считал её географию. Огромная территория страны не позволяла завоевателям осесть на ней, завоевать полностью. В отличие от костяка славянофилов, к Борису Годунову, Петру I и их реформам Погодин относился положительно, считая, что петровские преобразования позволили стране уйти от социального взрыва.

Древлехранилище

Погодиным было собрано «Древлехранилище» — значительная коллекция предметов старины: около 200 икон, лубочные картины, оружие, посуда, около 400 литых образов, около 600 медных и серебряных крестов, около 30 древних вислых печатей, до 2000 монет и медалей, 800 старопечатных книг, около 2000 рукописей, включая древние грамоты и судебные акты. Отдельный раздел составляли автографы знаменитых людей, как российских, так и зарубежных, включая бумаги российских императоров начиная с Петра I.

Первые коллекции Погодин собрал в 1830-е годы лично в ходе поездок по России. Позднее по его заданиям древности приобретали агенты в различных регионах — Т. Ф. Большаков, А. Г. Головастиков, А. Е. Сорокин, К. Я. Тромонин, Н. П. Филатов, В. Я. Лопухин.

В 1852 году Николай I приобрёл собрание Погодина для государства, заплатив за него 150 тысяч рублей серебром. Рукописи были переданы в Публичную библиотеку, археологические и нумизматические древности (включая минц-кабинет) поступили в Эрмитаж, а древности церковные — в патриаршую ризницу (ныне в Оружейной палате).

Последние годы

Пожилой Погодин имел такой вес в обществе, что во время Крымской войны не раз подавал аналитические записки императору Николаю I, на которых тот делал многочисленные пометки. Бывший крепостной не стеснялся критиковать деятельность императора и вместе с тем в духе панславизма предлагал ему возглавить борьбу славянской Европы против Европы западной.

Лишь на склоне жизни он вернулся от публицистики к вопросам первоначальной русской истории и принялся с жаром защищать норманскую теорию от критики Н. Костомарова, а затем Д. Иловайского. По итогам полемики составил в 1872 году обобщающий труд «Древняя русская история до монгольского ига».

Погодин умер в возрасте 75 лет и был похоронен рядом с Буслаевым, Бодянским, Дювернуа и другими коллегами по университету в Новодевичьем монастыре. В 1878 году его вдова Софья Ивановна (1826—1887) пожертвовала в Румянцевский музей его кабинетную библиотеку и личный архив. Имя историка носит в Москве Погодинская улица, где некогда стояла его усадьба. Согласно оценке Д. Мирского, Погодин представляет собой

один из самых любопытных и сложных характеров современной русской истории, соединяющий в себе самые противоречивые черты: патологическую скупость и бескорыстную любовь к Древней Руси; высокую культуру и склад ума провинциального купца; природную трусость и способность к гражданскому мужеству. Всем знавшим его он внушал более или менее сильное отвращение; и всё-таки была в нем значительность и внутренняя сила.

Дочь Погодина, Александра, была замужем за А. К. Зедергольмом. Внук историка, земский деятель Михаил Иванович Погодин (1884—1969), жил в имении Гнездилово (ныне Спас-Деменского района), основанном в екатерининскую эпоху генерал-поручиком Г. М. Осиповым. В 1920-е годы организовал на базе усадьбы Алексино музей усадебного быта.

Погодин М.П.. Книги онлайн

Михаил Петрович Погодин [11 (23) ноября 1800, Москва, — 8 (20) декабря 1875, там же] — русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской АН (1841).

Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806. В 1821 окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), в которой выступал с позиций норманской теории. Примыкал к «любомудрам».

В 1826–44 профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории. В 1827–30 издавал журнал «Московский вестник», в 1841–56 совместно с С.П. Шевырёвым — «Москвитянин».

Выступал в 20–30-е гг. с критикой историка М.Т. Каченовского и «скептической школы». Изучал древнерусскую и славянскую историю, был близок к славянофилам. Им установлены источники Начальной летописи (см. «Повесть временных лет»), изучены причины возвышения Москвы, выявлена постепенность в закрепощении русского крестьянства. Признание самобытности русской истории было основой научных взглядов Погодина М.П., который считал невозможным осмыслить русской исторический процесс и сделать из этого какие-либо выводы и обобщения. Был историком официального направления и главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «. охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия. ».

Бытовые повести. «Нищий», «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и др. (вошли в его книги «Повести», ч. 1–3, 1832) давали достоверную картину жизни крепостных, купцов, мещан, но были лишены глубины художественного обобщения. Автор исторической драмы «Марфа Посадница» (1830). Публицистика П. в 30-х — начала 50-х гг. носила реакционный характер; в литературном движении 40-х гг. занимал консервативные позиции; вёл борьбу с натуральной школой, в ряде вопросов выступал против В.Г. Белинского.

В 60-е гг. стал сторонником организации славянского национального движения, поддерживал панславизм. П. опубликовал ряд важных исторических источников, собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой была в 60-е гг. приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.

Книги (4)

В книге впервые после более чем столетнего перерыва издаются главные идеологические труды выдающегося русского мыслителя, историка, писателя Михаила Петровича Погодина (1800 — 1875). В основе его учения лежало утверждение самобытности русского исторического процесса. Он справедливо полагал, что в основе русской критики — «вечное начало, русский дух» и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба.

Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как полагал, что Русское государство основано без насилия. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много «чудесного и необъяснимого». Главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «. охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия. ».

Погодин стоял на твердых идеологических позициях — Православие, самодержавие, народность, поддерживал славянство, национальные движения. Погодин был близок к славянофилам.

Михаил Петрович Погодин — известный русский историк, археолог и журналист.

Погодин собрал ценнейшую коллекцию древнерусских рукописей и исторических документов, поэтому его исследования, основанные на изучении первоисточников, имеют большую научную ценность. Основу исторических взглядов Погодина составляло признание самобытности русского исторического процесса. Он полагал, что в основе русской истории лежит «вечное начало, русский дух» и полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы.

Первоначально Погодин стоял на позициях свянофильства, но постепенно отошел от этих взглядов и выступил за необходимость сближения России с Западом. Изданная в 1871 году «Древняя русская история до монгольского ига», в которой Погодин обобщил свои исследования по древнерусской истории, стала заметным событием в русской исторической науке. За свой вклад в развитие исторической науки Погодин был удостоен многих научных и почетных званий.

Михаил Петрович Погодин — известный русский историк, археолог и журналист.

Погодин собрал ценнейшую коллекцию древнерусских рукописей и исторических документов, поэтому его исследования, основанные на изучении первоисточников, имеют большую научную ценность. Основу исторических взглядов Погодина составляло признание самобытности русского исторического процесса. Он полагал, что в основе русской истории лежит «вечное начало, русский дух» и полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы.

Читайте также:  Жизнь и творчество Александра Грина

Первоначально Погодин стоял на позициях свянофильства, но постепенно отошел от этих взглядов и выступил за необходимость сближения России с Западом. Изданная в 1871 году «Древняя русская история до монгольского ига», в которой Погодин обобщил свои исследования по древнерусской истории, стала заметным событием в русской исторической науке. За свой вклад в развитие исторической науки Погодин был удостоен многих научных и почетных званий.

Сочинитель этой трагедии, трудясь и имея цель на другом поприще, не драматическом, не может судить с вероятностию о произведении в новом для себя роде, — не верит своим друзьям, которые, разумеется, смотрят на него с пристрастием, — а с другой стороны, стыдится представить публике сочинение, совершенно недостойное ее внимания. Вот причина, почему он хочет теперь остаться неизвестным. — Если из голоса критики он узнает, что недостатки его трагедии выкупаются сколько-нибудь ее достоинствами и он уделил время для нее от занятий, составляющих сущность его жизни, не напрасно, то объявит свое имя; в противном же случае отложит ее спокойно к числу неудавшихся опытов.

«Историк русский, любя и человеческие, и государственные добродетели, может сказать: Иоанн был достоин сокрушить утлую вольность Новгородскую, ибо хотел твердого блага всей России». Сии слова Карамзина положены в основание трагедии. В изображении буйных вечей сочинитель следовал также ему и летописям, и едва ль найдется несколько выражений, которых бы он не указал в памятниках того времени. — Говорить о вымышленных чертах (битве, лице Борецкого, заговоре князей удельных и проч.) было бы излишне: знающие историю легко увидят сами, где от нее уклоняется трагедия.

Михаил Погодин — о писателе

Информация

Биография

Михаил Петрович Погодин (11 [23] ноября 1800, Москва — 8 [20] декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841).
Начиная с 1820-х годов отстаивал норманскую теорию. В 1826—1844 годах профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов.
В середине XIX века интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами. В 1841—1856 годах он издавал близкий к…

Михаил Петрович Погодин (11 [23] ноября 1800, Москва — 8 [20] декабря 1875, Москва) — русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Академик Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (с 1841).
Начиная с 1820-х годов отстаивал норманскую теорию. В 1826—1844 годах профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов.
В середине XIX века интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сблизили Погодина со славянофилами. В 1841—1856 годах он издавал близкий к славянофилам журнал «Москвитянин». Разрабатывал идеи панславизма.

Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Московский университет. В 1826-44 — профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории. В 1827-30 издавал журнал “Московский вестник”, в 1841-56 при тесном участии С. П. Шевырева — “Москвитянин”. В 1820-30-х Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений (“Черная немочь”, 1829, “Петр I”, 1831, и др.).
В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников, имели большое научное значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.

Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу исторических взглядов Погодина. Он справедливо полагал, что “вечное начало, русский дух” лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских) стран, представлявших, по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, т. к. полагал, что Русское государство основано без насилия. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много “чудесного и необъяснимого”. Главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась “. охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия. ”.

В публицистике 1830-х — н. 1850-х Погодин твердо стоял на патриотической позиции — “Православие, Самодержавие, Народность”. В славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки славянского национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность русского исторического процесса, роль Православия и некоторые др.) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов.

Радий Погодин: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Радий Погодин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Олег Погодин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Родион Щедрин: биография, творчество и личная жизнь

Детство и юность

Биография Радия Погодина началась в 1925 году в деревне Дуплево. Будущий писатель родился в небогатой крестьянской семье, его и брата воспитывала мать. Отец ушел из дома, дети жили в очень стесненных условиях. Мать с детьми перебралась в Ленинград, где Радий закончил школу.

С началом войны подростка отправили обратно в деревню, но когда линия фронта подошла совсем близко, он вернулся в Ленинград. Чтобы получать рабочую карточку, Радий устроился слесарем на завод.

Блокаду Погодин пережил очень тяжело, после первой голодной зимы его, совершенно обессилевшего, отправили на Урал, в глубокий тыл. Едва оправившись, семнадцатилетний Радий ушел на фронт.

Юноша прошел ускоренное обучение в пехотном училище и попал на передовую. Погодин освобождал Украину, при форсировании Днепра был ранен. Пройдя лечение в госпитале, вернулся на фронт, прошел со своей частью всю Восточную Европу и добрался до Берлина. Войну Погодин закончил командиром разведки, был награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями. Фронт подорвал здоровье совсем молодого человека: Радий получил несколько тяжелых ранений, был контужен.

Погодин всегда интересовался литературой и после войны поступил в ЛГИ. Закончив вуз, работал журналистом в многотиражной газете. На одном из собраний начинающий журналист смело высказался против осуждения Ахматовой и Зощенко. Его защита имела фатальные последствия: несмотря на фронтовые заслуги, Погодин был осужден за пособничество и приговорен к 5 годам лагерей с лишением всех боевых наград.

Все лучшее – детям: творческий путь

Вернувшись из лагеря, Погодин перепробовал множество занятий, работал редактором на радио, воспитателем и даже лесорубом. Он очень хотел писать, но путь в большую литературу был закрыт, журналистика тоже была под запретом. Выход был неожиданным: Радий начал писать детскую прозу. В то время эта сфера была достаточно свободной и менее зависела от цензуры.

Первая книга рассказов вышла в 1957 году. Следующие сборники поступили в продажу в течение 3 лет, одновременно Погодин публиковался в детских и юношеских журналах. Известность пришла после повести «Дубравка», опубликованной в журнале «Юность».

Критики восприняли нового автора благожелательно. Отмечали его уникальный стиль, способность понять ребенка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком. Сами дети с удовольствием читали рассказы и повести Погодина.

В 60-х годах Радий Петрович написал первую пьесу «Трень-брень», ее быстро поставил Ленинградский ТЮЗ. С тех пор Погодин стал известен и как драматург.

Конец жизни: литературные и художественные эксперименты

В последнее десятилетие жизни Родион Петрович постепенно перешел к взрослой прозе. К этому времени он получил несколько престижных наград за достижения в области литературы, ему вернули и боевые ордена и медали. Погодин писал о том, что хорошо знал и помнил: о солдатской жизни, войне, оккупации, взаимоотношениях между людьми.

Еще одно позднее увлечение писателя – живопись. Перенеся несколько тяжелых операций, Погодин с упоением рисовал, это был его способ борьбы за жизнь. Лежа в реанимации, он начал писать стихи, которые публиковали литературные журналы «Нева» и «Звезда».

О своей личной жизни Погодин рассказывать не любил. Он не был женат и не имел детей. Знаменитый детский писатель умер в 1993 году и похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Погодин М.П., о нем

23 ноября исполняется 205 лет со дня рождения русского публициста, редактора, историка и идеолога патриотического, монархического направления мысли, одного из создателей знаменитой триады “Православия. Самодержавия. Народности” М.П. Погодина

Политический консерватизм М.П. Погодина

23 ноября исполняется 205 лет со дня рождения русского публициста, редактора, историка и идеолога патриотического, монархического направления мысли, одного из создателей знаменитой триады “Православия. Самодержавия. Народности” М.П. Погодина (1800-1875). В сегодняшнем лишённом твёрдых нравственных ориентиров обществе, существует потребность выработки устойчивой национальной идеологии. В этом отношении фигура М.П. Погодина представляет для нас особый интерес.

К сожалению, до последнего времени имя Погодина предаваема забвению. До сих пор не изданы его основные сочинения, как публицистического, исторического характера, а также стихи, драмы и историческая проза. Но кроме этого, он сегодня нам интересен как идеолог русского национального развития, выразившего суть национальной идеи.

Он родился в семье крепостного, управляющего Московскими домами П.А. Салтыкова, отпущенного им на волю в 1806 году. Первое образование получил дома, выучившись грамоте у домашнего писаря. С 1814 г. – в Московской губернской гимназии. Окончив гимназию первым студентом, поступил на словесное отделение Московского университета (1818), где наибольшее влияние на него оказали проф. Р.Ф. Тимковский, И.А. Гейм и особенно А.Ф. Мерзляков.

Интерес к немецкой литературе стимулировал и сближение его с Ф.И. Тютчевым. Сам Ф.И. Тютчев в меру своих сил помогал становлению таланта Погодина. Дружба с Тютчевым способствовала сближению с его литературным наставником С.Е. Раичем, пригласившим его в декабре 1822 года в своё литературное общество. Кроме этого, он вместе с Тютчевым входил в общество любомудров и активно участвовал в нем.

Здесь он знакомится с московской литературной молодёжью и в частности с С.П. Шевырёвым, В.П. Титовым, которые вводят его в круг философско-эстетических интересов любомудров. При этом Погодин тяготеет к “шеллингианскому” крылу общества, воспринимая идеи немецкого философа применительно к эстетике и теории истории у И. Бахмана и Ф. Аста и оставаясь чуждым натурфилософии Ф. Шеллинга.

В конце 1825 года Погодин составил литературный альманах “Урания. Карманная книжка на 1826 г.” (1825), который призван был стать “Московским ответом” на декабристскую петербургскую “Полярную звезду” А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева. Погодину удалось привлечь к сотрудничеству А.Ф. Мерзлякова, Ф.И. Тютчева, Е.А. Боратынского, П.А. Вяземского, доставившего ему стихотворения А.С. Пушкина. Однако основу составили участники сборника и московские любомудры, т.е. здесь впервые был представлен круг литературных имён и эстетических устремлений, который характеризовал московскую литературу 1820-30-х годов.

Начиная с 1827-30-х годов, издавал журнал “Московский вестник”, куда привлёк А.С. Пушкина. Несмотря на формальный неуспех, “Московский вестник” явился выражением круга идей, складывающихся в 20-е годы среди молодого поколения московских литераторов – своеобразного “московского романтизма”, восприняв парадигму немецкого романтизма литературной теории и философии. Роль исторических материалов определялась шеллингианским пониманием истории как науки “самопознания” человечества и романтизма. Интересом к национальной истории программный характер имели “исторические афоризмы и вопросы” Погодина (1827), определившие его шеллингианские увлечения и стремление к философской “теории истории”.

Без всякого сомнения, Погодин был одним из лучших и глубоких русских мыслителей, хранящих и развивающих наше русское своеобразие, и ставший вместе с Ф.И. Тютчевым одним из ярких выразителей русской имперской идеи.

По своему происхождению он являлся сыном крепостного крестьянина и, подобно своему тёзке М.В. Ломоносову, Михаил Петрович приехал в одну из столиц в поисках знаний. В 1841г. избран действительным членом Петербургской Академии наук. Творчество Погодина исключительно многогранно. Он автор ряда капитальных исторических трудов, исторической драмы “Марфа Посадница”, ряда повестей, литературно-критических и других работ.

В центре интересов Погодина – исторические занятия. В начале 1830-х годов он сотрудничает в изданиях Н. Надеждина “Молва” и “Телескоп”, помещая здесь помимо повестей и очерков разные заметки, а также статьи на актуальную польскую тему. По мысли Погодина, исполненная смуты и “безначалия” история Польши доказывает необходимость русского господства, однако вывод о важности изучения и популяризации польской истории, языка делал его позицию неоднозначной. В позиции Погодина отразились, видимо, также разговоры с А.С. Пушкиным.

Главную задачу истории Погодин видел в том, чтобы она сделалась “охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия”. В публицистике 1830-х – начала 1850-х годов он твёрдо стоял на патриотических и консервативных традициях. Михаил Петрович вошёл в историю русской общественной мысли как сторонник идеологии официальной народности, представленной триединой формулой “Православие. Самодержавие. Народность”, а также принимал активное участие в разработке данной теории.

Мировоззрение Погодина было очень эклектичным, в отдельных своих элементах попросту противоречиво несоединимым. В целом же его можно назвать демократическим монархистом. Выйдя из народа, болея за народ, мечтая об его освобождении от крепостного рабства и, с другой стороны, будучи совершенно чуждым аристократической элите и дворянской спеси, он тем не менее не был либералом и революционером. Подобно славянофилам, он развивал идею о добровольном призвании народом правителей (придерживался варяжско-норманской теории относительно первых русских князей), но если славянофилы подчёркивали, что народ, отдав власть, оставлял себе силу общественного мнения и совета, то Погодин, во многом также как и Ф.И. Тютчев, этот принцип забывал и полностью погружался в деятельность властей государства.

Значительная роль в разработке теории официальной народности принадлежала молодому Погодину. Кровная связь с народом и глубокое понимание русского Православия сделала русскую национальную идею особенно ему близкой. Представление об особом характере русской истории в сравнении с европейской было сформировано им в лекции, прочитанной им при товарище министра народного просвещения С.С. Уварова и полностью им одобренная.

Погрузившись в изучение русских летописей, Погодин убедился в глубоком отличии хода отечественной истории от западноевропейской. К подобным же мыслям пришёл и Ф.И. Тютчев, находясь в это время на Западе на дипломатическом поприще. В одном из своих выступлений, носящих во многом официальный характер, Погодиным была выражена суть русской народности. Вот как Погодин объяснял причину отсутствия в России законов и учреждений, подобных западноевропейским: “. Всякое постановление должно непременно иметь своё семя и свой корень. пересаживать чужие растения, как бы ни были они пышны и блистательны, не всегда бывает возможно или полезно”.

Принятие Православия, развивающего “особую сторону веры”, и добровольное “призвание варягов”, положивших, в отличие от завоевания на Западе, начало русской государственности, предопределили специфический характер отношения верховной власти к нации и её роль во всех сферах жизни, в частности национальном просвещении.

По ряду вопросов (самостоятельность русского исторического процесса, роль Православия и некоторых других) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов.

Его воззрения были проникнуты идеей провиденциализма. Отечественная история представала наглядным примером руководящей роли Божественного промысла. Отечеству предрекалась блистательное будущее, при этом отмечая, что Россию ведёт “перст Божий. к какой-то высокой цели”. Особое значение придавалось этническому единству населения империи, говорящего одним языком и исповедующего одну веру.

Идеи официальной народности Погодин пропагандировал и в дальнейшем – как в лекциях, так и на страницах печати. Однако, придерживаясь консервативных взглядов на государственное устройство России, учёный в то же самое время был убеждённым сторонником отмены крепостного права, и свою приверженность самодержавию основывал прежде всего на просветительской миссии, которую с ним связывал. И в этой связи позиции как М.П. Погодина, так и Ф.И. Тютчева стали предтечей учения о народной монархии, главным разработчиками которой позднее стали Л.Н. Тихомиров, В.В. Розанов, М.О. Меньшиков, И.А. Ильин, и, конечно, И.Л. Солоневич.

Важная составляющая историко-политической концепции Погодина – представление об общеславянских корнях русской истории и культуры, предопределившее сочувствие идеям “славянского возрождения” и формирование панславистских взглядов. Совершив в 1835 году поездку по Германии, побывав в Вене, он предоставил С.С. Уварову “Отчёт”, в котором сообщал новости научной жизни Германии и рассказывал о встречах с “деятелями славянского возрождения” – В.Ганкой, Шафариком, В.Караджичем. Славянская тема становится значительной частью литературно-общественной деятельности Погодина.

Наконец, в последующем отчёте министру просвещения о новом заграничном путешествии 1839 года, им впервые была сформулирована новейшая панславистская доктрина. Дав очерк положения славян и Австрии, историк наметил программу славянского культурно-языкового “сближения”, дополнив её политическими предположениями – о необходимости изменения политики в отношении Австрии и объединения славян под скипетром России.

После путешествия 1839 г. Погодин окончательно решился на издание “Москвитянина”, получив “благословение” Жуковского и одобрение Гоголя, а официальное дозволение – благодаря поддержке С.С. Уварова (при активном участии ещё одного разработчика концепции официальной народности и друга юности С.П. Шевырёва). Название и концепция журнала отражали “москвофильские” взгляды Погодина.

В этом журнале Погодиным продолжалось пропагандирование идей официальной народности. Руководящие “Москвитянином” профессора-гуманитарии вдохновлялись мыслью о самобытности России, русской истории, русской народности и, протестуя против преклонения Западу, в полемическом порыве нередко переходили к преувеличениям и односторонностям.

Читайте также:  Тютчев – сообщение доклад кратко

К религиозному и политическому вольномыслию Погодин, также как и Ф.И. Тютчев относился отрицательно. Свидетельство тому – его записки “Месяц в Париже” (1841, NN1-3). Здесь та же неприязнь к революциям и “мятежникам”, к новой французской литературе, то же негодование и недоумение по поводу допускаемой в стране свободы слова и неуёмного свободолюбия французов, для которых “всякая власть. есть уже личное оскорбление”. Все эти идеи позднее выразились и у Ф.И. Тютчева в его социально – политических статьях и незавершённом трактате “Россия и Запад”, а также в эпистолярном наследии поэта.

Погодина и Тютчева современники нередко относили к славянофилам. И действительно, между ними имелось немало общего. В славянофильстве ощутимы заметные консервативные элементы: приверженность национальным русским традициям, Православию, патриархальным нравам, монархии (в форме идеала земского царя), отрицательное отношение к рационализму и вообще характеру западноевропейского просвещения. Однако они оба во многом шире, чем ранние славянофилы, смотрели как на русскую историю в целом, так и на современные события (в частности это отразилось на более объективном отношении Ф.И. Тютчева и М.П. Погодина на неоднозначные и противоречивые деяния Петра I).

В большей же степени, взгляды Погодина во многом совпадали со взглядами Ф.И. Тютчева в 50-х годах. В период Крымской войны им были написаны “Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-56”. Особенно популярным оказалось его письмо “Взгляд на русскую политику в нынешнем столетии”, где он резко критиковал лигитимисткий принцип русской политики. Данное письмо определялось тем, что в нём (наряду с политическими статьями Тютчева) отчётливо сформулирован тезис о противоположности интересов Европы и России как представительницы восточного русско-славянского мира. Первоначальное негодование, которое было у Тютчева сразу после Крымской войны, эмоционально выплеснулось в эпитафию на смерть Николая I. Однако, после общения с М.П. Погодиным, сам Тютчев приходит к мысли о том, что сам царь явился жертвой обмана и изменой со стороны его окружения.

В целом его взгляды на общественно-политическую ситуацию менялись в зависимости от складывающейся в стране обстановки. Начало военного столкновения вызывает патриотическое воодушевление Погодина, однако неудачи русской армии и неодобрительные отзывы Николая I о его письмах меняют их тематику. Так, в письме “О влиянии внешней политики на внутреннюю”, резко критикующем “охранительное направление текущего царствования, которое, не учитывая особенностей национальной истории и национального характера и препятствуя русскому самобытному просвещению, лишь усиливает бюрократические “язвы”, единственным лекарством от них Погодин провозглашает гласность. Позднее позиция мыслителя приходит в противоречие с официальной внешней политикой, терпят неудачу неоднократные попытки публикации политических писем в 1856 – 58 г.г. Эти письма оказались очень радикальными и по тональности, и по существу. В них Погодин глубоко страдает “о народе, который трудится, проливает кровь, несёт все тягости”.

Он рисует страшный образ России, “алчущей, жаждущей, тоскующей, не знающей, что делать с своими силами, расточающей блудно Божии дары. “. Причиной такого положения Погодин видит “ложный страх иметь западную революцию!”. В этой связи он прямо говорит о том, что “Миробо для нас не страшен, но для нас страшен Емелька Пугачёв; Ледрю-Роллен со всеми коммунистами не найдут у нас приверженцев, а перед Никитою Пустосвятом разинет рот любая деревня”.

Камня на камне не оставляет Погодин от внешней политики Николая I и Нессельроде. Он, также как и Ф.И. Тютчев, обличает “проавстрийскую” ориентацию кабинета, политику “жандарма Европы”, вследствие которой “народы возненавидели Россию. и с радостью ухватились теперь за первый открывшийся случай сколько-нибудь поколебать её”.

Кроме этого, Погодин прямо призывает к отмене крепостного права, высказывая знаменитый аргумент, прозвучавший позже в речи Александра II к московскому дворянству (“лучше произвести освобождение сверху, чем оно произойдёт снизу”). Подтверждением этой тревоги служит такое его высказывание: “Явись в какой-нибудь Архангельской или Вологодской глуши Шамиль, Пугачёв или Разин, – он может пройти, проповедуя триумфальным маршем несколько губерний и наделает правительству больше хлопот, чем бунт Екатерининского времени. “. Видимое “спокойствие” народа обманчиво: “Невежды славят её, России тишину, но эта тишина кладбища, гниющего и смердящего физически и нравственно. Такой порядок поведёт нас не к славе, не к счастью, а в пропасть!”. И тут же – требование материального прогресса (“учреждение железных дорог”), скорейшего развития образования, непременной гласности (“лекарство, которое под угрозою казни запрещала нам западная наша политика”). Тут же – осознание необходимости “перестроить государственный механизм и избавиться от большой части аппарата.

Погодин, работая над “Письмами”, по собственному признанию, “думал, что наконец наступило время исполнения самых задушевных, заветных надежд”, и потому неизменно посылал каждый из вновь написанных антиниколаевских памфлетов. к императорскому двору! И там они были одобрены: в ноябре 1854 года Погодин, находясь в Петербурге, дважды удостоился аудиенции наследника (через два месяца ставшего Александром II).

Опубликованные по совету Тютчева за границей “Письма и статьи о политике России в отношении славянских народов” в 1858 году вызывают резкое недовольство властей, а статья “Прошедший год в русской истории” стала причиной закрытия газеты “Парус”.

Также как и М.П. Погодин, Ф.И. Тютчев осознаёт взаимосвязь внешней политики с внутренней, а также глубже воспринимает неизбежность поражения подобной политики К.В. Нессельроде и его окружения, несмотря на все жертвы русского народа.

В своих статьях русский историк и мыслитель Погодин исходил из необходимости учёта неповторимой самобытности, образа жизни, культуры русского и других славянских народов. Погодин считал, что в основе русской истории по существу лежит “вечное начало, русский дух”.

Творчество М.П. Погодина было преисполнено славянской соборностью, то есть чувством и сознанием духовной взаимности достойных свободы и единства братьев-славян. “Мы любим славян, но и они любят нас, вот и всё: политике сюда и нечего соваться”, – восклицал учёный. Поэтому Михаил Петрович многократно призывал славян к взаимному согласию.

Исключительная широта круга интересов, деятельности, знакомств превращают его в одну из центральных фигур русской литературной и общественной жизни середины XIX-го века, а его архив – в своеобразную энциклопедию этой замечательной на таланты эпохи в России.


Используемая литература:

1) М.П. Погодин. Собр. соч. Т.1-5. – М:1872-1876.

2) М.П. Погодин. Исторические афоризмы. – М:1836.

3) М.П. Погодин. Взгляд на русскую историю. // Учёные записки Московского ун-та, Ч.1 N1. 1833.

4) М.П. Погодин. Письма и статьи о политике России в отношении славянских народов и Западной Европе. Ч. 1-3. – Париж, 1860-61.

5) М.П. Погодин. Историко-критические отрывки. – М:1848.

6) М.П. Барсуков. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 1-22 (неоконченное) – Сп-б:1888-1910.

7) Б.Ф. Егоров. А.А. Григорьев. – М:2000 (о М.П. Погодине С. 24-26).

8) К.Н. Бестужев-Рюмин. Биографии и характеристики. – М:1882.

9) Русские писатели. 1800-1917. Словарь. Т.4. – М: 1999.

10)Русское мировоззрение. Словарь. – М:2003.

11)Русско-славянская цивилизация. – М:1998.

12)В.О. Ключевский. М.П. Погодин. Собр. соч. в 9 т. Т.7. – М:1989.

13)Ф.И. Буслаев. Погодин как профессор. – В его книге “Мои досуги”, ч.2. – 1886.

Британская писательница Агата Кристи: биография, личная жизнь, творчество

  • 17 Апреля, 2019
  • Искусство
  • Сергей Проць

Агата Мэри Кларисса, леди Маллоуэн, также известная как Агата Кристи (Agatha Christie), – всемирно известная английская писательница. Под именем Мэри Уэстмакотт она также писала романсы, но больше ее помнят за 80 криминальных романов, которые принесли ей звание королевы детектива.

Ее популярность настолько велика, что английская писательница была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый автор за всю историю литературы, уступающий только Уильяму Шекспиру. Было продано около миллиарда копий ее романов на английском языке и еще миллиард – на 103 других языках.

Агата Кристи также является самым продаваемым автором во Франции. По состоянию на 2003 год, на французском языке было реализовано более 40 млн экземпляров. Следующим за ней идет Эмиль Золя с 22 млн книг.

Жизнь и творчество

Жизнь британской писательницы была такой же яркой, как и у персонажей ее собственных романов. Путешествия со вторым мужем на Ближний Восток послужили фоном для некоторых из самых запоминающихся романов Агаты Кристи («Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле»).

Детективы писательницы дают читателю обзор повседневной английской жизни. Читатели наслаждаются мастерскими хитросплетениями сюжета на проселочных дорогах, в таинственном тумане и под моросящим дождем. Детективы Агаты Кристи сплетены из пряжи тайн с развязкой, которая, как правило, ошеломляет читателя.

Два самых любимых читателями персонажа писательницы являются результатом наблюдений человеческой природы, основанных на ее личном опыте. Прототипом странной, но мудрой мисс Марпл Агаты Кристи предположительно стала бабушка писательницы. Она является примером типичного въедливого детектива, чьи умные расследования всегда побеждают преступные умы.

Если мисс Марпл полагается на женскую чуткость и сочувствие, то самолюбивый бельгиец Эркюль Пуаро для раскрытия преступлений использует логику и рациональные методы. В своем дневнике Кристи писала, что всегда находила Пуаро невыносимым, а однажды сказала: «Если я захочу родиться заново, то только женщиной».

Ранняя биография

Агата Кристи родилась в Великобритании в г. Торки на побережье Девона, в семье американца и британки. Она никогда не претендовала на гражданство США. Сюжеты многих ее романов (например, «А потом не было ни одного») развиваются в местах, где она провела свою юность.

Детство Агаты было счастливым, но иногда одиноким. Ее мать Клара Миллер увлекалась оккультизмом и часто рассказывала дочери перед сном истории о тайнах и приключениях. Она поощряла юную Агату писать, и их совместные поездки во Францию и Египет привили девочке любовь к путешествиям.

Начинающая писательница находилась под влиянием великой литературы Эмили Бронте и лорда Байрона, и ей нравилась поэзия Эмили Дикинсон. Старшая сестра поощряла ее начинания в детективном жанре и заставляла писать истории, в которых убийцей оказывался наименее подозрительный персонаж. Этот прием стал любимой уловкой Агаты.

Девочка училась в доме семьи Миллеров в Эшфилде. Она любила читать, а также играть на фортепиано, петь, танцевать и играть в теннис. Агата надеялась стать оперной певицей и изучала музыку в Париже, но так и не смогла начать профессиональную музыкальную карьеру.

Отец Кристи Фредерик Миллер умер, когда ей было 11 лет. В результате семья много лет боролась за сохранение своего загородного поместья.

В возрасте 24 лет в канун Рождества 1914 года она вышла замуж за летчика королевских ВВС полковника Арчибальда Кристи. Ее первая книга «Загадочное происшествие в Стайлзе» была написана в 1920 году. В ней впервые появляется Эркюль Пуаро. Агата Кристи до конца своей жизни писала не менее одной книги в год.

Брак закончился катастрофой, когда муж объявил, что хочет жениться на гораздо более молодой женщине, которая являлась их общим другом. В 1928 г. Агата Кристи разрешила ему развестись, хотя и неохотно. У пары осталась дочь Розалинда Хикс. После развода у писательницы начался длительный плодотворный творческий период. Это был первый, но не последний в биографии Агаты Кристи случай, когда она обращалась к письму, как к убежищу от жизненных трудностей.

В Первую мировую она работала в госпитале медсестрой как доброволец Красного Креста, а затем в аптеке, и это также повлияло на ее творчество: многие убийства в книгах писательницы совершались с применением яда.

Таинственное исчезновение

В декабре 1926 года в биографии Агаты Кристи произошло чрезвычайно событие: она исчезла на несколько дней, вызвав бурю в прессе. Ее машина была найдена в меловой яме. В конце концов ее обнаружили в гостинице под вымышленным именем. По ее словам, у нее была амнезия из-за нервного срыва.

Причиной инцидента стали смерть матери и неверность мужа, которые произошли в том же году. Кристи сама добавила масла в огонь, отказавшись говорить с прессой. У нее всегда было почти затворническое отношение к публике. Ее семья в течение многих лет предпочитала замалчивать этот инцидент.

Исчезновение писательницы привело к бесконечным предположениям прессы о том, что она либо устроила обман, чтобы нанести ответный удар своему развратному мужу, либо, что более вероятно, она была склонна к самоубийству и депрессии. Известно только, что этот факт в биографии Агаты Кристи только увеличил ее загадочность и продажи ее романов.

Второй брак и Ближний Восток

Чтобы отвлечься от недавнего развода и шумихи, которой сопровождалось ее исчезновение, в 1928 г. писательница Агата Кристи отправилась в путешествие. Она поехала одна на роскошном «Восточном экспрессе». Целью поездки был Багдад. Писательнице там очень понравилось, и она вернулась туда в следующем году.

Во время своей второй поездки она встретила сэра Макса Маллоуэна. В 1930 г. Агата вышла замуж. Ее путешествия с ним внесли свой вклад в некоторые детали ее романов о Ближнем Востоке. Они десятилетиями путешествовали по Сирии и Ираку. Маллоуэн проводил археологические раскопки, а его супруга писала свои самые популярные детективы. Если археология была профессией Макса, то для Агаты она стала любимым времяпрепровождением. Пара часто бывала вместе на археологических раскопках, куда приходили поклонники, чтобы увидеть знаменитую писательницу.

Однако неудачи в личной жизни Агаты Кристи продолжали ее преследовать. Позже одна из доверенных сотрудниц Барбара Паркер завязала с Максом отношения, которые омрачили всю оставшуюся совместную семейную жизнь супругов. Брак с Маллоуэном, несмотря на его неверность, не был расторгнут.

Философски настроенная Агата Кристи, фильмы по романам которой стали невероятно популярны, размышляя к концу своей жизни о любви, называла гламур и страсть «всего лишь эффектным цветком». Настоящая любовь – это «корень, скрытый из виду, смотреть на который особо нечего, но в нем сосредоточена вся жизнь». Кристи, несмотря на свои страдания, никогда не теряла своей веры в Бога и человеческую доброту. В ее книгах нет моральной путаницы: жертвы оправдываются, а злодеи вычеркиваются. Всех прелюбодеев в романах писательницы ожидают неприятные последствия.

Чрезвычайно популярный роман, позже превращенный в фильм “Убийство в “Восточном экспрессе” Агата Кристи писала в отеле «Пера Палас» в Стамбуле, у южного тупика железной дороги. Отель хранит комнату писательницы как памятник ей.

Кристи сетовала на изобретение самолета, который она считала менее романтичным средством путешествий, чем поезда и пароходы. Многие из ее романов разворачиваются на этих более медленных средствах передвижения, и сама она наслаждалась поездкой на «Восточном экспрессе», наблюдая за течением жизни.

Последняя глава

С началом Второй мировой Маллоуэн был направлен в Северную Африку в качестве офицера разведки, а сама писательница осталась в Лондоне.

В это время были опубликованы 10 ее романов и поставлены две театральные пьесы по мотивам романов «И никого не стало» и «Десять негритят».

Агата Кристи также написала финальные романы с участием Эркюля Пуаро и мисс Марпл. В необычном стремлении оставить наследство мужу и дочери, она положила рукописи «Занавес» и «Забытое убийство» в банк, намереваясь опубликовать их после смерти. Но Агата Кристи не ожидала, что проживет так долго.

После успеха фильма “Убийство в “Восточном экспрессе” в 1974 году писательница разрешила опубликовать «Занавес», в котором Пуаро был убит. После того как мисс Марпл разгадывает тайну в «Забытом убийстве», она возвращается домой к своей обычной жизни в Сент-Мэри Мид.

В попытке избежать дальнейших спекуляций по поводу ее личной жизни, Агата Кристи написала свою автобиографию. Она была опубликована в 1977 году. Ее название – Agatha Christie: An Autobiography.

Писательница умерла 12.01.1976 в 85-летнем возрасте от естественных причин в Винтербрук-хаусе в Чолси (Оксфордшир). Похоронена там же на кладбище Св. Марии.

Ее единственная дочь Розалинд Хикс скончалась 28.10.2004, тоже в 85 лет. Правами на произведения Кристи обладает ее внук Мэтью Причард.

Награды и почести

В 1956 г. Агата Кристи была удостоена ордена Британской империи. Ее муж получил такую же награду в 1960 году за достижения в археологии. Макс получил рыцарское звание в 1968 году, и супругам были присвоены звания сэра Макса и леди Маллоуэн. Королева Елизавета II посвятила Агату Кристи в дамы ордена Британской империи в 1971 г.

Ее пьеса «Мышеловка» удерживает рекорд по числу спектаклей в Лондоне: она непрерывно идет с 25 ноября 1952 года, и по состоянию на 2012 год было сыграно более 25000 спектаклей. Первоначально пьеса была написана как радиопостановка к дню рождения королевы Марии и имела название «Три слепые мыши». Писательница с увлечением называла свои произведения и часто использовала строки из детских стишков.

В 1955 году Кристи стала первым лауреатом высшей награды американских авторов детективов, и в том же году ее «Свидетель обвинения» получил премию Эдгара По за лучшую пьесу. Большинство ее книг и рассказов экранизировались по нескольку раз («Убийство в “Восточном экспрессе”», «Смерть на Ниле», «В 4:50 из Паддингтона»), и большинство из них также были адаптированы для телевидения и радио.

Творчество Агаты Кристи

Королева детектива писала с 1920-х по 1970-е годы. Ее книги почти целиком посвящены представителям британского высшего общества. Здесь вы не встретите большое разнообразие персонажей. Кристи пишет очень просто и понятно с упором на сюжет и диалог. Ее романы не относятся к полицейским расследованиям, поскольку в них редко фигурируют профессиональные полицейские. Даже Пуаро – бывший детектив. Вместо этого факты извлекаются из разговоров и поворотов сюжета.

У Агаты Кристи две главные серии и одна менее известная. В каждой действует конкретный детектив. Их необязательно читать по порядку, хотя может быть полезно начать с первой, чтобы познакомиться с главными героями.

Если вам требуется руководство по персонажам произведений Агаты Кристи, вот некоторые из самых важных.

Читайте также:  Творчество Самуила Маршака для детей

Мисс Марпл

Джейн Марпл – милая пожилая женщина из деревни Сент-Мэри Мид. Мисс Марпл никогда не была замужем, у нее мало родственников, и ей никогда не приходилось зарабатывать на жизнь. Она очень умна, но наслаждается камуфляжем безобидной старушки. В большинстве романов с мисс Марпл представлена деревенская жизнь с типичным набором персонажей. Она часто является второстепенной героиней, которая не появляется в первой половине книги. Когда она появляется, то всегда завернута в розовую шерстяную шаль. Она впервые появилась в рассказах Кристи, но в конечном итоге стала действующим лицом в дюжине романов.

Эркюль Пуаро

Пуаро Агаты Кристи отличается своими культовыми усами и использованием своих «маленьких серых клеточек» для решения самых загадочных дел. Бельгийского частного детектива, который раньше был полицейским, часто сопровождает капитан Артур Гастингс, выступающий в роли Ватсона.

Пуаро любит собирать всех подозреваемых и медленно объяснять, как он раскрыл дело. Во многих романах с его участием фигурируют экзотические страны и богатые люди, поскольку сам детектив – богатый человек, который настаивает на том, что он на пенсии.

Агата Кристи опубликовала более 30 романов и 50 рассказов c участием Эркюля Пуаро.

Томми и Таппенс

Это единственная серия, которую необходимо читать по порядку, так как в первом романе пара встречается как беззаботные молодые люди, а через несколько десятилетий они вступают в брак. Томми и Таппенс начинают свою деятельность после Первой мировой войны, полные энтузиазма, но лишенные чего-то интересного, и натыкаются на карьеру, полную приключений и раскрытия преступлений. Они фигурируют в четырех романах и одной книге рассказов.

Другие повторяющиеся герои

В сборниках Агаты Кристи «Расследует Паркер Пайн», «Проблема в Польенса-бэе» и «Тайна регаты» фигурирует отставной статистик Паркер Пайн. Его цель – вернуть клиентам утраченное счастье.

Суперинтендант Баттл и инспектор Джепп являются не совсем умелыми следователями, которые полагаются на Пуаро. Например, они появляются в романе Агаты Кристи «Тайна семи циферблатов».

Ариадна Оливер – автор бестселлеров, известная во всем мире. Героем ее произведений является детектив-иностранец. Разве это не звучит знакомо? Оливер сама не является детективом, а только красочным персонажем, который заменяет писательницу Агату Кристи, как правило, в романах с Пуаро.

Лучшие работы

Книги Агаты Кристи, которые стоит прочесть, – это самые популярные ее произведения, имеющие большое культурное влияние. Они полны гениальных сюжетов и концовок, настолько запоминающихся, что стали частью литературного канона. К ним относятся:

  • «Убийство Роджера Экройда». Это третий роман с Пуаро. Ассоциация британских криминалистов признала произведение лучшим детективом всех времен.
  • “Убийство в “Восточном экспрессе”. В дополнение к классическому сюжету эта книга отличается экзотической обстановкой в роскошном поезде. Пуаро возвращается в Лондон и встречает пассажира, который считает, что его жизни угрожает опасность и пытается нанять детектива для своей защиты, но тот отказывается. Конечно же, его убивают, и Пуаро должен выяснить, кто из пассажиров вагона первого класса это сделал.
  • «Десять негритят». Агата Кристи написала историю, в которой персонажей на острове убивают одного за другим. Возможно, это название отличается расовой нетолерантностью, но оно взято из стихотворения, которое является основой сюжета. В некоторых изданиях вместо «негритят» используются «индейцы» или «солдаты».
  • «Убийства по алфавиту». Эта книга не соответствует обычному стилю Кристи с чередой убийств, казалось бы, случайных жертв. По сути, благодаря писательнице появились романы о серийных убийцах, в которых детектив пытается установить связь между убитыми.

Лучшие произведения

Стоит отметить, что в некоторых из лучших книг Агаты Кристи нет ни одного из ее самых популярных персонажей. К ним относятся:

  • «Кривой дом». Это загадка, которая позволяет глубоко погрузиться в одну странную семью. Патриарх Аристид Леонид мертв, его гораздо более молодая жена – главная подозреваемая, но семья изобилует секретами и обидами, включая 13-летнюю девочку, которая воображает себя детективом. Подозрение падает почти на всех, и у книги волнующий финал.
  • «Бесконечная ночь». Это одна из любимых книг самой Агаты Кристи, поскольку она нарушает большинство ее правил. В ней есть запоминающийся рассказчик, проклятое поместье и любовная история, которая не развивается так, как можно подумать.
  • «Мышеловка». Это пьеса и самая продолжительная постановка в истории театра. Тем, кому нравятся пьесы по мотивам рассказов и романов писательницы, понравится самая известная из них – «Свидетель обвинения», которая также стала популярным фильмом.

Лучшие книги с Эркюлем Пуаро

В серии детективов с участием Пуаро лучшими признаны следующие произведения британской писательницы:

  • «Загадочное происшествие в Стайлзе». Это первый роман, который знакомит с самым популярным героем Агаты Кристи – Пуаро. Многие утверждают, что это лучшее произведение для знакомства с самым известным детективом писательницы.
  • «Смерть на Ниле». Действие этого романа Агаты Кристи, который был экранизирован в 70-х годах, происходит во время роскошного круиза в Египте, когда слишком красивая, слишком богатая и слишком совершенная наследница становится мишенью коварных пассажиров.
  • «Опасность дома на окраине». В этой книге рассказывается о молодой женщине, которая всего за один или два дня совершила три покушения на убийство, суеверной горничной, иностранцах в гостевом доме и необщительных друзьях. Особенно впечатляет развязка, в которой Пуаро использует несколько необычных театральных приемов. Повествование ведется от имени Гастингса, что всегда является бонусом в произведениях Агаты Кристи. «Загадка Эндхауза» – советский фильм, снятый по мотивам этого романа.
  • «Пять поросят». Здесь расследование ведет Пуаро, и все пять подозреваемых пишут свои собственные версии событий. Это один из самых простых и самых плодотворных сюжетов Агаты Кристи с ограниченным набором персонажей и очень четкой цепочкой событий.
  • «Занавес». Это последнее дело Пуаро, поэтому прочтение этой книги следует оставить напоследок.

Лучшие произведения с мисс Марпл

В серии детективов с участие мисс Марпл выделяются следующие работы:

  • «Убийство в доме викария». Здесь мисс Марпл впервые выходит на сцену. Книга примечательна потому, что персонаж в ней сильно отличается. Это не совсем та милая старушка, которую мы узнаем позже.
  • «Одним пальцем». Как и во многих произведениях Кристи, мисс Марпл здесь – лишь второстепенный персонаж в конце книги. Но у этого романа, в котором сюжет вращается вокруг скандала из-за отравленных писем, есть ряд запоминающихся персонажей, в том числе очаровательный раненый рассказчик.
  • «Забытое убийство». Последний роман с мисс Марпл и, наверное, самый жуткий роман Кристи.

Агата Кристи

Биография

Агата Кристи – английская писательница, прозаик и драматург, создательница Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Работы автора до сих пор расходятся миллионными тиражами, ее книги стали третьими по популярности после Библии и произведений Шекспира.

Королева детектива Агата Кристи

Ей удалось изменить представления о детективном жанре и стать одной из самых известных писательниц в мире.

Детство и юность

Родилась Агата Кристи 15 сентября 1890 года. Родным городом будущей писательницы стал Торки (английское графство Девон). При рождении девочка получила имя Агата Мэри Кларисса Миллер. Родители Агаты – зажиточные переселенцы из Соединенных Штатов. Кроме Агаты, в семье было еще двое детей – старшие сестра Маргарет Фрерри и брат Луис Монтан. Детские годы будущая писательница провела в поместье Эшфилд.

Агата Кристи в детстве и молодости

В 1901 году не стало отца Агаты, семейство больше не могло себе позволить «аристократических вольностей», пришлось сократить расходы и жить в условиях строжайшей экономии.

Ходить в школу Агате не было нужды, изначально образованием девочки занималась мать, а потом гувернантка. В те времена девочек в основном готовили к замужней жизни, обучая манерам, рукоделию, танцам. Дома Агата получила музыкальное образование и, если бы не страх перед сценой, наверняка посвятила бы жизнь музыке. С детства младшая дочь Миллеров была застенчивой, отличалась от брата и сестры спокойным характером.

Агата Кристи в юности

В 16-летнем возрасте Агату отправили в парижский пансион. Там девушка училась без особого рвения к наукам, постоянно скучала по дому. Главными «достижениями» Агаты стали два десятка грамматических ошибок в диктанте и падение в обморок перед выступлением на школьном концерте.

Затем два года Агата обучалась в другом пансионе, после чего вернулась домой совершенно другим человеком – из несообразительной стеснительной девчонки будущая знаменитость превратилась в привлекательную блондинку с длинными волосами и томными голубыми глазами.

Агата Кристи в Париже, 1906 год

Во времена Первой мировой войны будущая писательница работала в военном госпитале, исполняя обязанности медсестры. Затем девушка стала фармацевтом, что впоследствии помогло в написании детективов – 83 описанных автором преступления совершены посредством отравления. После замужества Агата взяла фамилию Кристи и в перерывах между дежурствами в аптечном отделении госпиталя начала создавать шедевры.

Предполагается, что на мысль о творчестве натолкнула родная сестра писательницы, которая к тому времени уже добилась некоторых успехов на литературном поприще.

Литература

Первый детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлз» Агата Кристи создала еще в 1915 году. На основе приобретенных знаний, а также знакомства с бельгийскими беженцами писательница выводит ключевой образ романа – сыщика-бельгийца Эркюля Пуаро. Первый роман опубликовали в 1920 году: до этого книгу не менее пяти раз отвергли в издательствах.

Фильм «Таинственное происшествие в Стайлз»

О знаменитом сыщике сняли сериал, который полюбился зрителям по всему миру. Режиссеры постоянно будут возвращаться к романам британки, создавая на основе книг писательницы фильмы: «Пуаро Агаты Кристи», «Мисс Марпл», «Убийство в Восточном экспрессе».

Особо зрители запомнили сериал «Мисс Марпл». В этой экранизации образ мисс Марпл блестяще воплотила британская актриса Джоан Хиксон.

Джоан Хиксон в сериале «Мисс Марпл»

К 1926 году Кристи стала популярной. Произведения автора печатались в большом количестве в мировых журналах. В 1927 году в рассказе «Вечерний клуб `Вторник`» появляется мисс Марпл. Основательное знакомство читателя с этой проницательной старушкой произошло при появлении романа «Убийство в доме викария» (1930). Затем придуманные писательницей персонажи присутствовали в нескольких произведениях, объединенных в серию. Убийства и тематика следствия будут основными в детективах британской писательницы.

Самыми яркими детективными романами Агаты Кристи считаются: «Убийство Роджера Экройда» (1926), «Убийство в Восточном экспрессе» (1934), «Смерть на Ниле» (1937), «Десять негритят» (1939), «Багдадская встреча» (1957). Среди работ позднего периода эксперты отмечают «Ночную тьму» (1968), «Вечеринку на Хэллоуин» (1969), «Врата судьбы» (1973).

Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро

Агата Кристи – успешный драматург. Произведения британки стали основой для большого количества пьес и спектаклей. Особую популярность приобрели пьесы «Мышеловка» и «Свидетель обвинения».

Кристи принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок одного произведения. Спектакль «Мышеловка» впервые был поставлен в 1952 году и по сей день непрерывно демонстрируется на сцене.

Фильм “Убийство в Восточном экспрессе”

В творческой биографии писательницы числится более 60 романов. Большинство из них она публиковала под фамилией первого мужа. Но 6 произведений она подписала вымышленным именем – Мэри Вестмакотт. Тогда писательница не только сменила имя, но и на время оставила жанр детектива. Также она издала немалое количество рассказов, объединенных в 19 сборников.

Писательница за всю свою писательскую карьеру ни разу не сделала темой своих произведений преступления сексуального характера. В отличие от современных детективных историй, в ее романах практически отсутствуют сцены насилия и лужи крови. На этот счет Агата не раз высказывалась, что, по ее мнению, подобные сцены не позволяют сосредоточиться читателю на главной теме романа.

Сама писательница считает своим лучшим произведением роман «Десять негритят». Прообразом места действия является остров Бург в Южной Британии. Однако сегодня эта книга для соблюдения политкорректности продается под другим названием – «И никого не стало».

Российская экранизация романа “Десять негритят”

Романы «Занавес» и «Забытое убийство» вышлив свет в 1975 году – они стали последними в сериях о Эркюле Пуаро и мисс Марпл. А вот написаны они были задолго до этого, еще во время Второй мировой войны, в 1940 году. Тогда она положила их в сейф, чтобы опубликовать, когда уже не сможет ничего писать.

В 1956 году писательницу наградили орденом Британской Империи, а в 1971 году за достижения Кристи удостоили звания кавалер-дамы в области литературы. Обладательницы награды также получают дворянский титул «дама», который употребляется перед именем при произношении.

Агата Кристи и королева Елизавета

В 1965 году Агата Кристи дописала свою автобиографию, которую окончила следующими словами:

«Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

Личная жизнь

Агата – девушка из интеллигентной семьи и с незапятнанной репутацией – жениха под стать нашла без труда. Дело шло к замужеству, но уж очень скучным оказался этот молодой человек. Как раз в это время она встретила красавца и ловеласа Арчибальда Кристи. Девушка расторгла помолвку и в 1914 году вышла замуж за летчика-полковника Арчибальда.

Агата и Арчибальд Кристи

Позже у них родилась дочь Розалинда. Агата с головой погрузилась в семейную жизнь, но складывалась она непросто. Для писательницы всегда на первом месте был муж. Несмотря на то, что он неплохо зарабатывал, тратил благоверный еще больше. Пока Агата сочиняла романы и путешествовала с супругом, ее дочь воспитывали бабушка Клара и тетушка Маргарет.

Несмотря на продолжающиеся финансовые затруднения и мрачное настроение Арчи, Агата верила, что все наладится. Позже, когда выяснилось, что Арчибальд Кристи не способен содержать семью, на первое место в жизни Агаты вышла писательская работа.

Агата Кристи с дочерью

Брак длился 12 лет, затем муж признался писательнице в том, что полюбил некую Нэнси Нил. Между супругами разразился скандал, а на утро Агата пропала.

Загадочное исчезновение Кристи заметил весь литературный мир, ведь к тому времени писательница получила широкую популярность. Женщину объявили в национальный розыск, искали 11 дней, но нашли только автомобиль, в салоне которого была обнаружена ее шубка. Оказалось, что все это время Агата Кристи пребывала в одном из отелей под другим именем, где посещала косметические процедуры, библиотеку, играла на фортепиано.

Агата Кристи загадочно исчезала

Наделавшее много шума исчезновение Агаты Кристи позже пытались объяснить многие биографы и психологи. Кто-то говорил, что это неожиданная амнезия на фоне стресса. Накануне пропажи, кроме предательства мужа, Агата перенесла также кончину матери. Другие уверяли, что это глубокая депрессия. Была версия и о своеобразной мести мужу – представить его перед обществом как возможного убийцу. Агата Кристи всю жизнь хранила молчание по этому поводу. Через два года супруги официально разорвали отношения.

В 1934 году Агата издала под псевдонимом роман «Незаконченный портрет», в котором описала события, похожие на ее исчезновение. Об этом рассказывается и в фильме 1979 года «Агата», в котором роль писательницы исполнила Ванесса Редгрейв.

Второй раз Кристи вступила в брак с археологом Максом Маллоуэном. Встреча произошла в Ираке, куда Агата отправилась путешествовать. Женщина была старше супруга на 15 лет. Позже она шутила, что для археолога возрастная жена – это даже лучше, так ее ценность возрастает. С этим мужчиной писательница прожила 45 лет.

Смерть

Начиная с 1971 года здоровье Агаты Кристи стало ухудшаться, но она продолжала писать. Впоследствии сотрудники Университета в Торонто, исследовав манеру написания последних писем Кристи, выдвинули предположение, что писательница страдала болезнью Альцгеймера.

В 1975 году, когда Агата совсем ослабла, она передала права на пьесу «Мышеловка» своему внуку Мэтью Причарду. Также он возглавляет фонд «Agatha Christie Ltd».

Агата Кристи с внуком Мэтью

Жизнь «королевы детективов» оборвалась 12 января 1976 года. Кристи умерла дома, в городе Уоллингфорде (Оксфордшир). Ей было 85 лет. Причиной смерти стали осложнения после перенесенной простуды. Писательницу похоронили на кладбище Святой Марии в деревне Чолси.

Единственная дочь Кристи, как и ее знаменитая мать, также прожила 85 лет. Умерла 28 октября 2004 года в графстве Девон.

В 2000 году дом Агаты Кристи в поместье Гринвей был передан в Фонд по охране культурных памятников National Trust. 8 лет для посетителей были доступны только сад и лодочный домик. А в 2009 открыли и дом, который подвергся масштабной реконструкции.

Дом Агаты Кристи

В 2008 году Мэтью Причард в кладовке ее дома обнаружил 27 аудиокассет, на которых Агата Кристи на протяжении 13 часов рассказывает о своей жизни и творчестве. Однако мужчина сообщил, что не собирается публиковать все материалы. По его словам, некоторые монологи его бабушки имеют интимный и отчасти сумбурный характер.

Могила Агаты Кристи

В 2015 году поклонники творчества великой писательницы отметили 125-летний юбилей Агаты Кристи. В Великобритании это событие обрело национальные масштабы.

Даже спустя столько лет после смерти писательницы ее произведения продолжают публиковать миллионными тиражами.

Библиография

  • 1920 – «Загадочное происшествие в Стайлзе»
  • 1926 – «Убийство Роджера Экройда»
  • 1929 – «Партнёры по преступлению»
  • 1930 – «Убийство в доме викария»
  • 1931– «Загадка Ситтафорда»
  • 1933 – «Смерть лорда Эджвера»
  • 1934 – «Убийство в «Восточном экспрессе»
  • 1936 – «Убийства по алфавиту»
  • 1937 – «Смерть на Ниле»
  • 1939 –«Десять негритят»
  • 1940 – «Печальный кипарис»
  • 1941 – «Зло под солнцем»
  • 1942 – «Труп в библиотеке»
  • 1942 – «Пять поросят»
  • 1949 – «Скрюченный домишко»
  • 1950 – «Объявлено убийство»
  • 1953– «Карман, полный ржи»
  • 1957– «В 4.50 из Паддингтона»
  • 1968 – «Щёлкни пальцем только раз»
  • 1971 – «Немезида»
  • 1975 – «Занавес»
  • 1976 – «Спящее убийство»

Цитаты

Умные не обижаются, а делают выводы.

Жизнь во время путешествия – это мечта в чистом виде.

Нет ничего утомительнее человека, который всегда прав.

Каждый убийца, вероятно, чей-то хороший знакомый.

Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге.

Свобода стоит того, чтобы за нее бороться.

Ссылка на основную публикацию