Платон – доклад сообщение

ПЛАТОН (427 – 347 Г.Г. ДО Н.Э.)

Жизнь Платона

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон (“широкоплечий”) – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».

Философия Платона

Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира. Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».

Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.

Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям. Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа. Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида. Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере». Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать. Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей». Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

  • является основателем объективного идеализма
  • впервые подчеркивает самоценность идеального
  • создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
  • вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
  • рассматривает философскую проблему формирования понятий
  • превращает диалектику в универсальный философский метод
  • создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей

Платон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:22, доклад

Краткое описание

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч.

Вложенные файлы: 1 файл

Платон.doc

ПЛАТОН (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма.

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила , последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Читайте также:  Жизнь и творчество Габриэля Маркес

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н.э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Сочинения. Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д.

Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности.

Учение. Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.

Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде. Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.

Души являются третьей важной реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией. Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге Государство излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е. разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо. Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено. Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философском пути: здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одном из многих, неповторимого и единственного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами; она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем. Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного. Одна из трудных задач платоновского философского взгляда – увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота – красоту истины и бытия. Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой – непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.

Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.

Сочинения: Собрание сочинений, под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. Тт. 1–4. М., 1990–1994.

Интересные факты о философии Платона

Работы Платона относятся к классическому периоду античной философии. Их особенность – в объединении проблем и решений, которые ранее были выработаны предшественниками. За это Платона, Демокрита и Аристотеля, называют систематиками. Платон философ также являлся идейным оппонентом Демокрита и основателем объективного реализма.

Биография

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной ( «золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название – «наука о сущем». Активная мысль, которая лишена чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. восходящий;
  2. нисходящий.

Первый путь предполагает переход от одной идеи к другой до момента обнаружения высшей идеи. Коснувшись ее, человеческий разум начинает нисхождение в обратном направлении, переходя от общих идей к частным.

Диалектика затрагивает бытие и небытие, единое и многое, покой и движение, тождественное и иное. Изучение последней сферы привело Платона к выведению формулы материи и идеи.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Читайте также:  Жизнь и творчество Проспер Мериме

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Жизнь и творчество Сетона-Томпсона

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946 гг.), настоящее имя Эрнест Эван Томпсон, относится к известным канадским литераторам, завоевавшим популярность благодаря своим необычным эссе, посвященным природе.

Сетон-Томпсон является уроженцем британского города Саут-Шилдс и появляется на свет в старинном английском дворянском семействе. В шестилетнем возрасте будущий писатель совместно с родными переезжает в Канаду, где Эрнест много времени проводит на природе, изучая и рисуя собственные наблюдения.

Образование Сетон-Томпсон получает в Торонтском колледже искусств, после чего начинается его литературная деятельность в виде опубликования нескольких сборников с собственными искусными иллюстрациями, в том числе «Дикие животные, как я их знаю». С этого момента Сетон-Томпсон становится основателем анималисткого литературного жанра, посвятив основное количество произведений описанию животных. Помимо природных наблюдений в литературном наследии Сетон-Томпсона, насчитывающего более сорока книг, присутствуют сочинения, посвященные изображению быта и фольклора индейских и эскимосских народностей.

Помимо писательского ремесла Сетон-Томпсон увлекается начинающимся движением бойскаутов, пропагандирующем принципы жизненного существования в гармонии с природным миром. Писатель является разработчиком системы под названием «Пионеринг», основой которой составляют игры и быт на природе. Впоследствии эта система входит в скаутские дисциплины как построение конструкций из веревок и брусков. Впоследствии Сетон-Томпсон отходит от скаутского движения, поскольку является мирным человеком, не приветствующим воспитание детей по военным принципам.

Кроме того, Сетон-Томпсон организовывает и руководит движением следопытов для исследования Северной Америки, написав руководство под названием «Берестяной свиток»

В семейной жизни Сетон-Томпсон официально женат дважды, при этом в первом браке у него рождается дочь, а во втором браке супруги удочеряют девочку семилетнего возраста, а также совместно организовывают колледж индейской мудрости.

В последние годы жизни Сетон-Томпсон занимается завершением работы над сборником рассказов «Сантана, геройская собака Франции».

Жизнь Сетон-Томпсона прерывается в возрасте восьмидесяти шести лет и по его завещанию тело подвергается кремации, а прах писателя спустя четырнадцать лет в день его столетия развеивается наследниками над Ситон-Виладж (Канада).

Вариант 2

Эрнест Томпсон родился в Саут-Шилдсе в 1860 году. Он был восьмым из десяти сыновей супругов Томпсон. В возрасте 21 года Эрнест взял фамилию Сетон, полагая, что его отец был истинным наследником земель и титулов лорда Сетона, графа Винтона. После просьбы матери в 1887 году он вернул фамилию Томпсона и начал использовать псевдоним Сетон-Томпсон в своих опубликованных работах. В 1901 году он сменил свое имя на законных основаниях на Эрнеста Томпсона Сетона.

Джозефу Томпсону, отцу Эрнеста, принадлежал небольшой флот торговых парусных судов, но когда в 1866 году из-за конкуренции с паровыми кораблями он был вынужден прекратить свою деятельность, семья эмигрировала в Канаду. Джозеф решил стать фермером, однако дело не пошло и через несколько лет семья переехала в Торонто. Здесь Сетон открыл для себя дикую природу острова Торонто и долины реки Дон. Его приключения в долине можно найти в рассказе «Два маленьких дикаря».

В 1876 году Сетон начал посещать вечерние занятия в Школе искусства и дизайна. Его исследования дикой природы в прериях привели к публикации первой научной статьи в 1883 году и послужили материалом для многих его более поздних книг, в том числе «Тропы оленьего холма».

В 1898 году Сетон опубликовал свою первую книгу рассказов о животных «Дикие животные, которых я знал», в которой были представлены истории о волке Лобо, короле Куррумпо; вороне Серебряное пятнышко; хлопчатобумажном кролике и других животных. Щедро проиллюстрированная уникальными рисунками и картинами Сетона, книга имела огромный успех, и Сетон отправился в тур, рассказывая свои истории и демонстрируя слайды своих иллюстраций. В дальнейшем он выпускал по крайней мере одну книгу рассказов ежегодно.

Популярность его историй была приостановлена в 1903 году, когда натуралист Джон Берроуз обвинил его в плагиате. Сетон отреагировал на это, посвятив следующие пять лет исследованиям и написанию двухтомника «Истории жизни северных животных», который принес ему золотую Медаль Костра в 1909 году, и возобновил популярность его книг. Позже он расширил двухтомник и опубликовал рассказы в четырех томах под названием «Жизнь диких животных», заработав бронзовую медаль Мемориального общества Джона Берроуза.

В 1902 году Сетон организовал для мальчиков индейцев лигу Вудкрафт, чтобы поощрять активный отдых на природе, а в 1910 году, вместе с другими молодежными лидерами, он сформировал организацию Бойскауты Америки.

В 1930 году Сетон поселился на участке земли недалеко от Санта-Фе. Здесь он женился на своей второй жене, Джулии Мосс Баттри, и вместе с ней основал Сетонский колледж индейской мудрости. В течение многих лет супруги проводили летние курсы в области декоративно-прикладного искусства, активного отдыха и навыков лидерства. Сетон опубликовал автобиографию в 1940 году, а свою последнюю книгу рассказов о животных «Сантана, геройская собака Франции» в 1945 году. Он продолжал писать и читать лекции вплоть до своей смерти. Умер Сетон в 1946 году.

Жизнь и творчество Сетона-Томпсона

Интересные ответы

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например, черное – белое, горькое – сладкое и т.д. Посредством антонимов создаются такие художественно-изобразительные приемы и стилистические фигуры

Детство – самая лучшая пора жизни почти каждого человека. Увиденное и услышанное в ту пору запоминается навсегда. Например, яркие детские впечатления, а также сказки, песни бабушки и няни, рассказы Никиты Козлова

Россия славится учеными, работающими в области химии, но есть русские химики, которых знает весь мир, среди таких имен А.М.Бутлеров – основоположник теории о химическом строении органических веществ.

Большое количество известных произведений, так или иначе, написаны зарубежными писателями и литературными деятелями. Не стоит отрицать, что очень часто именно зарубежные писатели пишут достаточно достойные произведения

Удивительные пейзажи, неповторимые природные зоны, своеобразные контрасты животного или растительного мира на разных уровнях высот над уровнем моря, вот только некоторые характерные особенности гор.

Биография Эрнеста Сетона-Томпсона

Эрнест Сетон-Томпсон (урождённый Эрнест Эван Томпсон) – канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения; один из основателей движения скаутов в США – родился 14 августа 1860 года в городе Саут-Шилдс (Великобритания).

Его отец, Сетон, происходил из старинного английского дворянского рода. Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду. Юный Эрнест часто уходил в лес, чтобы изучать и рисовать животных, главным образом избегая своего склонного к насилию отца. Позже, в результате отчуждения между родителями он изменил своё имя на Эрнест Томпсон-Сетон (или вернее Томпсон Ситон).

В 1879 Эрнест окончил Торонтский колледж искусств.

Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Эрнест весьма искусно рисовал сам — его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.

Не будучи поклонником городской жизни, Эрнест подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари». Эрнест также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Берёста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и ещё много других книг.

В 1906 писатель познакомился с лордом Баден-Пауэллом, основателем движения бой-скаутов. Вместе они активно пропагандировали идеологию жизни в гармонии с природой.

Сетон-Томпсон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.

В 1896 Сетон-Томпсон женился на Грейс Галлатин. 23 января 1904 родилась их единственная дочь Энн. Позже она прославилась под именем Ани Ситон (Anya Seton), как автор бестселлеров на историческую и биографическую темы. В 1935 Грейс и Эрнест развелись, и вскоре он женился на Джулии М. Батри, которая также занималась литературной деятельностью (сама и в соавторстве с мужем). У них не было своих детей, но в 1938 они удочерили семилетнюю девочку — Бьюлу (Ди) Сетон, (в замужестве Ди Сетон-Барбер). Аня Ситон скончалась в 1990 году, а Ди Сетон-Барбер — в 2006.

Эрнест Сетон-Томпсон умер 23 октября 1946 года в Санта-Фе (штат Нью-Мексико, США). Его тело было кремировано, и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960, в столетнюю годовщину рождения писателя, его дочь Ди и внук Ситон Коттьер (сын Ани) поднялись в небо на самолёте и развеяли прах над холмами Ситон-Виладж (Seton Village).

Сетон-Томпсон разработал воспитательную систему «Пионеринг», связанную с играми и бытом на природе. Он назвал её так в честь знаменитого романа Ф. Купера «Пионеры», рассказывающем о жизни первых поселенцев в Северной Америке. Пионеринг (pioneering, дословно означает первопроходчество) — выживание среди дикой природы, маскировка, тактические игры, походы, строительство переправ и навесов. (Позднее у Баден-Пауэла Пионеринг — это просто скаутская дисциплина построения патентов — конструкций строений из брусков и верёвок).

Автор книг о животных и художник-анималист, ученый-натуралист, основоположник экологического мышления, Э. Сетон-Томпсон стал основателем и руководителем движения следопытов в Северной Америке. В своих работах Э. Сетон-Томпсон опирался на традиции индейцев. Начав в 1900 борьбу за спасение собственного поместья от варварства окрестных мальчишек, на основе полученного опыта работы с детьми фермеров Сетон-Томпсон выработал программу игрового воспитания на природе. После публикации в 1902-1906 в журналах серии статей движение оформилось в общенациональную американскую организацию во главе с автором. Было опубликовано общее игровое руководство — «Берестяной свиток», а организация получила название «Лиги лесных умельцев».

В 1906 Сетон-Томпсон поехал с лекционным турне в Англию, где передал английскому генералу Бадену-Пауэллу свои материалы для формирования подобной организации в Англии. После выхода в 1908 книги Бадена-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» возникло дело о плагиате и искажении идей Сетон-Томпсона, правда, отказавшегося от судебного разбирательства.

С 1908 в США получила распространение и модель скаутинга Бадена-Пауэлла. В результате Сетон-Томпсон отошел от общественных дел, ничего больше не организовывал, сославшись на недостаток времени. Сетон-Томпсон был невоенным человеком, ему вряд ли пришлись по душе военизированные детские собрания, не для того он покупал большой участок земли, устраивал собственный заповедник.

Произведения:
Mammals of Manitoba (1886)
Birds of Manitoba , Foster (1891)
How to Catch Wolves (1894)
Studies in the Art Anatomy of Animals (1896)
Wild Animals I Have Known (1898)
The Trail of the Sandhill Stag (1899)
The Wild Animal Play for Children (Musical) (1900)
The Biography of a Grizzly (1900)
Bird Portraits (1901)
Lives of the Hunted (1901)
Twelve Pictures of Wild Animals (1901)
Krag and Johnny Bear (1902)
How to Play Indian (1903)
Two Little Savages (1903)
How to Make a Real Indian Teepee (1903)
How Boys Can Form a Band of Indians (1903)
The Red Book (1904)
Monarch, The Big Bear of Tallac (1904)
Woodmyth and Fable, Century (1905)
Animal Heroes (1905)
The birch-bark roll of the Woodcraft Indians, containing their constitution, laws, games, and deeds (1907)
The Natural History of the Ten Commandments (1907)
Fauna of Manitoba , British Assoc. Handbook (1909)
Biography of a Silver Fox (1909)
Life-Histories of Northern Animals (2 volumes) (1909)
Boy Scouts of America : Official Handbook, with General Sir Baden-Powell (1910)
The Forester’s Manual (1910)
The Arctic Prairies (1911)
Rolf in the Woods (1911)
The Book of Woodcraft and Indian Lore (1912)
The Red Lodge (1912)
Wild Animals at Home (1913)
The Slum Cat (1915)
Legend of the White Reindeer (1915)
The Manual of the Woodcraft Indians (1915)
Wild Animal Ways (1916)
Woodcraft Manual for Girls (1916)
The Preacher of Cedar Mountain (1917)
Woodcraft Manual for Boys; the Sixteenth Birch Bark Roll (1917)
The Woodcraft Manual for Boys; the Seventeenth Birch Bark Roll (1918)
The Woodcraft Manual for Girls; the Eighteenth Birch Bark Roll (1918)
Sign Talk of the Cheyenne Indians and Other Cultures (1918)
The Laws and Honors of the Little Lodge of Woodcraft (1919)
The Brownie Wigwam; The Rules of the Brownies (1921)
The Buffalo Wind (1921)
Woodland Tales (1921)
The Book of Woodcraft (1921)
The Book of Woodcraft and Indian Lore (1922)
Bannertail: The Story of a Gray Squirrel (1922)
Manual of the Brownies 6th edition (1922)
The Ten Commandments in the Animal World (1923)
Animals (1926)
Animals Worth Knowing (1928)
Lives of Game Animals (4 volumes) (1925-1928)
Blazes on the Trail (1928)
Krag, The Kootenay Ram and Other Stories (1929)
Billy the Dog That Made Good (1930)
Cute Coyote and Other Stories (1930)
Lobo, Bingo, The Pacing Mustang (1930)
Famous Animal Stories (1932)
Animals Worth Knowing (1934)
Johnny Bear, Lobo and Other Stories (1935)
The Gospel of the Redman, with Julia Seton (1936)
Biography of An Arctic Fox (1937)
Great Historic Animals (1937)
Mainly about Wolves (1937)
Pictographs of the Old Southwest (1937)
Buffalo Wind (1938)
Trail and Camp-Fire Stories (1940)
Trail of an Artist-Naturalist: The Autobiography of Ernest Thompson Seton (1940)
Santanna, The Hero Dog of France (1945)

Экранизации:
1962 – Легенда о Лобо (фильм, Walt Disney Productions)
1970 – King of the Grizzlies — Король Гризли (фильм, Walt Disney Productions)
1973 – Домино (фильм, СССР)
1977 – Seaton Doubutsuki (Хроники животных Сетона)
1979 – Seton Dobutsuki Risu no Banner (История серой белки)
1992 – Чинк (мультфильм)

155 лет со дня рождения канадского писателя Эрнеста Сетона-Томпсона (1860-1946)

«. Я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знал только одно: это была моя дорога.»

Эрнест Сетон Томпсон родился 14 августа 1860 года в британском городе Саут-Шилдс. Его отец, Сетон, происходил из старинного английского дворянского рода. Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду.

Читайте также:  Писатель Леонид Леонов. Жизнь и творчество

Первое литературное произведение Сетона-Томпсона «Жизнь лугового тетерева» было опубликовано в 1883 году. Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927).

Сетон-Томпсон был не только интересным писателем, но и художником. С 1890 по 1896 годы он изучал изобразительное искусство в Париже. Иллюстрации к своим рассказам и повестям Эрнест весьма искусно рисовал сам. Рисунки Сетона-Томпсона на полях книг передают не только внешний вид зверей или птиц, но и их характер, настроение и отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Писатель не боялся рисовать жизнь лесов, гор, степей такой, какая она есть, со всеми её жестокостями.

Не будучи поклонником городской жизни, Эрнест подолгу жил в лесах и прериях. Написал более 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари». В повести автор поэтично и увлекательно рассказывает о некоторых эпизодах своего детства. Подзаголовок книги в английском издании гласит: «Повесть о приключениях двух мальчиков и о том, чему они научились, когда жили в лесу и играли в индейцев».

Эрнест Сетон-Томпсон также опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Берёста» (1902), «Книга о лесе» (1912).

В 1896 году Сетон-Томпсон женился на Грейс Галлатин. 23 января 1904 года родилась их единственная дочь Энн. Позже она прославилась под именем Ани Ситон (Anya Seton), как автор бестселлеров на историческую и биографическую темы. В 1935 году Грейс и Эрнест развелись, и вскоре он женился на Джулии М. Батри, которая также занималась литературной деятельностью (сама и в соавторстве с мужем). У них не было своих детей, но в 1938 году они удочерили семилетнюю девочку – Бьюлу (Ди)Сетон, (в замужестве Ди Сетон-Барбер). В 1972 году её посетили советские журналисты Василий Песков и Борис Стрельников, и эту встречу они описали в своей книге «Земля за океаном». Аня Ситон скончалась в 1990 году, а Ди Сетон-Барбер – в 2006.

Сетоном-Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, – золотой медали «Элиот».

В России дети знали о Сетоне-Томпсоне уже в XIX веке – в типографии И. Д. Сытина издавались небольшие детские книжки с чёрно-белыми рисунками, в которых часто публиковался один какой-нибудь рассказ канадского писателя. Одной из любимых у ребят была трогательная и трагическая история о Виннипегском волке. Никого не оставляла равнодушным дружба мальчишки Джима и огромного дикого волка. К тому же, писатель настолько мастерски описывал повадки этого редкого животного, что не оставалось сомнений, будто и он сам в какой-то мере был свидетелем происходящих событий.

Эрнест Сетон-Томпсон скончался 23 октября 1946 года в американском городе Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Его тело было кремировано, и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960 году, в столетнюю годовщину рождения писателя, его дочь Ди и внук Ситон Коттьер (сын Ани) поднялись в небо на самолёте и развеяли прах над холмами Ситон – Виладж.

Список произведений

1. Арно
2. Бинго
3. Виннипегский волк
4. Вулли
5. Джек – боевой конёк
6. Домино
7. Жизнь серого медведя
8. Королевская Аналостанка
9. Красношейка
10. Крэг – кутенейский баран
11. Лобо
12. Мальчик и рысь
13. Медвежонок Джонни
14. Мустанг-иноходец
15. Отчего синицы раз в год теряют рассудок
16. По следам оленя
17. Рваное ушко
18. Серебряное пятнышко
19. Снап
20. Тито
21. У барсука
22. Уличный певец
23. Чинк

Лучшие книги Эрнеста Сетона-Томпсона – http://www.livelib.ru/author/6325/top

Литература о жизни и творчестве из фонда нашей библиотеки:

Банникова, Н. П. Эрнест Сетон-Томпсон/ Н. П. Банникова, Л. Ю. Брауде, Т. Д. Венедиктова. – М.: Просвещение, 1989. – С. 193-195.

Вайсман, Н. И. Стучаться в природы замкнутую дверь. / Н.И.Вайсман// Литература в школе. – 1990. – № 1. – С. 112-120.

Жизнь и творчество писателя

Воронова, Н. О. Сетон-Томпсон Эрнест/ О. Н. Воронова // Писатели нашего детства: 100 имен: биограф. Словарь : в 3 ч. Ч.1. – М.: Либерия, 1998. – С. 332-334.

Животные – герои// В мире животных. – 2010. – № 9. – С. 45.

Творчество канадского писателя Э. Сетон – Томпсона

Мельников, И. От удивления – к знанию/ И. Мельников// Детская литература. – 1970. – № 8. С. 58-61.

Жизнь и творчество писателя Э. Сетон – Томпсона

Сетон- Томпсон Эрнест// Читаем. Учимся. Играем. – 2000. – № 3. – С. 125.

Портрет писателя

Эрнест Сетон Томпсон (1860-1946)// Основные произведения иностранной художественной литературы: лит. библиогр. справочник. – М: Книга, 1983 . – С.254-255.

Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946)// Зарубежная детская литература. – М.: Просвещение, 1974. – С. 242-243.

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН

Даты жизни : 14 августа 1860 – 23 октября 1946
Место рождения : Саут – Шилдс, Великобритания
Канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель. Один из основателей движения скаутов в США.
Известные произведения : «Юные дикари: Жизнь и приключения подростков в канадских лесах», «Рольф в лесах», «Маленькие дикари», «Животные герои»

Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон выпустил в свет свой первый сборник рассказов, который назывался «Животные, которых я знал», за два года до начала нового, XX века. Сборник ошеломил читателей и несколько раз переиздавался. Новый, таинственный, непонятный мир открылся тому, кто прочитал эту книгу.
Эрнест Сетон-Томпсон родился в Британии. Но корни его семьи уходили в Шотландию. Рассказы о славных охотничьих успехах передавались из поколения в поколение. Семья была состоятельной: отец был судовладельцем и возил товар по всему миру. Но потом дела отца пошли хуже, и через шесть лет после рождения Эрнеста глава семейства перевез семью в Канаду. Сначала они жили в городке Линдсей, а спустя 4 года переехали в Торонто. Тогда это был маленький город, который окружали леса. Это очень сильно повлияло на подростка. Не только в школе учился Сетон-Томпсон. Биография содержит факты, что он сбегал в лес или поле и наблюдал за птицами, разглядывал цветы и травы.
Возвращаясь домой из школы, Эрнест выбирал самый длинный путь, чтобы полюбоваться на витрины магазинов, где были выставлены картины с животными, чучело медведя, головы лис, оленьи рога и много еще всего интересного. Однажды он увидел книгу «Птицы Канады». Но стоила она неимоверно дорого – целый доллар. Эрнест копил деньги полтора месяца и, наконец, смог побежать в книжную лавку и стать обладателем заветной книги. Но вот беда: книга не открыла тайн природы юному натуралисту. Лишь спустя годы Сетон-Томпсон, биография которого столь увлекательна, понял, что это было псевдонаучное сочинение. Этот рассказ есть в повести «Маленькие дикари».
Отец не одобрял увлечение сына – наблюдение за жизнью природы. Он настоял на том, чтобы Эрнест стал учиться рисованию. Художественную школу юноша окончил с золотой медалью и поехал в Лондон в 1879 году продолжать художественное образование. Там он проучился всего четыре неполных года и из-за нехватки денег вернулся домой. Но умение рисовать пригодилось зоологу и натуралисту. Иллюстрировать впоследствии все свои книги будет сам Сетон-Томпсон, биография которого описана в этой статье. Его рисунки не только точны, но и демонстрируют характер изображаемых птиц и зверей. А отношение к ним автора всегда полно любви и юмора.
Страсть к естествознанию, которая появилась у Сетона-Томпсона в детстве, вывела его на большую дорогу в жизни. Вопреки всему он добился успехов и в науке, и в литературном труде. Он написал немало научных работ по зоологии, потом регулярно стали издаваться художественные книги. С чтением своих рассказов ездил по США Сетон-Томпсон. Биография его – это биография человека, страстно влюбленного во все живое на земле, разгадывающего неведомое в жизни птиц и зверей. О них он стремился рассказать людям.

Как писатель Сетон-Томпсон имел огромный успех и у юных, и у взрослых читателей. Он не боялся показывать истинную жизнь во всей ее жестокости. Нередко хочется обливаться слезами, когда погибает в конце любимый герой. Нельзя обманывать детей сладкими сказками, считал Сетон-Томпсон. Рассказы писателя честны и, как ни трагична гибель героя, читатель возвращается к воспоминаниям о его лучших чертах. Это и делает его бессмертным. Достойная смерть вожака стаи волков Лобо, хитрого и умкного, вызывает неподдельное сожаление. Так же как и нелепая смерть шотландской овчарки Бинго. В рассказе «По следам оленя» конец благополучен. Охотник не смог поднять руку и убить благородное животное. Сетон-Томпсон организовал в 1906 году «Лигу лесных умельцев», целью которой стало изучение и охрана диких животных. Он мечтал о гармоничной жизни человека и природы.
Скончался Сетон-Томпсон в возрасте 86 лет и был кремирован. А спустя годы его прах развеяли над холмами штата Нью-Мехико.
Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.40-41., ил.

ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН
(1860-1946)

Сетон-Томпсон, наполовину шотландец, родился в Англии, но довольно рано его семья переехала в Канаду. По пути произошёл интересный случай, который оказал на маленького Сетон-Томпсона сильное впечатление: пароход остановился в Квебеке, и мальчику кто-то сказал, что неподалёку есть ручной медведь. Правда, оказалось, что медведь, а точнее медведица, недавно умерла, но в душу Сетон-Томпсона запали слова кузнеца, её хозяина: «Жаль мне Бурушку, жаль, хороший она была мне приятель». И Сетон-Томпсон сам всю жизнь относился к животным как к друзьям.
С раннего детства мальчика увлекала живая природа. Но семья у Сетон-Томпсона была многодетной и небогатой, увлечений сына родители не разделяли, и деньги на книги мальчик был вынужден добывать сам. Об этом и многом другом Сетон-Томпсон напишет потом в автобиографической повести «Моя жизнь» — напишет о родных, о друзьях, о недругах, о своём пути к всеобщему признанию и, конечно, о природе — его постоянном вдохновителе.
В 1883 году Сетон-Томпсон приезжает покорять Нью-Йорк. Но свой путь он начал не как писатель, а как художник. Темой его полотен, как и всего творчества, были животные. Не забывал он о рисунке и позднее — став писателем, он иллюстрировал свои книги сам.
Нужно сказать несколько слов о Сетон-Томпсоне как учёном-зоологе. Не имея специального образования, он добился в этой области значительных успехов: его многотомный труд «Жизнь диких животных» удостоился высшей в Америке награды за научные заслуги.
И всё-таки наибольшую известность Сетон-Томпсон приобрёл благодаря своей литературной деятельности. О своей первой книге он сам сказал так: «Нет сомнения, что эта книга положила начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных». И далее: «До тех пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя словно люди, переодетые в шкуры зверей». Несмотря на резкость заявления, Сетон-Томпсон во многом прав: он сделал животных главными героями своих произведений, попытался раскрыть психологию животного, его поведение с точки зрения самого животного. И это нисколько не вредит художественности повествования: повести и рассказы не превращаются в научные трактаты. Ведь, если вдуматься, какую сложную задачу ставит перед собой Сетон-Томпсон: он становится кем-то вроде переводчика с языка животных на язык людей. И он блестяще справляется со своей задачей! Да и стиль Сетон-Томпсона ясный, чёткий, но не скучный, порой даже шутливый, ироничный.

Следуя своему принципу, Сетон-Томпсон создаёт множество замечательных образов зверей, как необычно это бы ни звучало. Ведь у животных Сетон-Томпсона есть характер, индивидуальность, портрет. Это задиристый и бесстрашный бультерьер Снап, гордый и смелый голубь Арно («Животные-герои»), забавный медвежонок Джонни («Судьба гонимых»), мудрый старый волк Лобо («Мои дикие друзья») и ещё многие другие.
Естественно, для создания таких образов требовалась большая исследовательская работа. И Сетон-Томпсон занимался этим, начиная от бытовых, повседневных наблюдений, заканчивая специальными полевыми работами, экспедициями.
Вообще, жизнь в городе всегда тяготила его. В «Моей жизни» Сетон-Томпсон пишет: «На Востоке Америки я достиг славы и богатства. Но зов Дикого Запада по-прежнему волновал моё сердце». Он побывал не только на Диком Западе, который очень любил и где поселился уже в преклонном возрасте; его давняя мечта — увидеть первозданную, нетронутую человеком природу — сбылась, когда он совершил полугодовое путешествие на Дальний Север Канады. Об этом путешествии можно прочитать в книге «Прерии Арктики» — произведении не только художественном, но и научном.

Эрнест Сетон-Томпсон — человек необычной судьбы. Он известен нам прежде всего как детский писатель, но Сетон-Томпсон был также замечательным художником и талантливым учёным. И вся его творческая деятельность объединена одним — любовью, интересом и вниманием к природе, и именно поэтому книги Сетон-Томпсона и сейчас читают и любят дети.
Н.В. Летунович
Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН
(1860—1946)

Детство и юность будущий писатель провел в Канаде, в окружении замечательной, не тронутой человеком природы. Любовь к ней он сохранил на всю жизнь: природа, ее обитатели и отношение к ней человека стали главными темами его творчества. Известность Сетон-Томпсону принесли рассказы о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями. Рисунки писателя на полях книг всегда очень выразительны и полны добродушного юмора. Они передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, отношение к ним автора. Его книги «Маленькие дикари», «Мои дикие друзья», «Дикие животные, как я их знаю», «Книга о лесе» соединили приключенческий сюжет и уроки природоведения и сразу завоевали любовь читателей как на родине автора, в Англии, так и за океаном, в Америке и Канаде. Сетон-Томпсон написал и проиллюстрировал более 40 таких произведений. Среди них – восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».
Героями Сетон-Томпсона были самые разные животные, все они одинаково дороги автору. Можно сказать, он создавал настоящие биографии зверей и птиц и наделял своих персонажей почти человеческими мечтами, желаниями и чувствами. При этом писатель не боялся рисовать жизнь лесов, гор, степей без прикрас, с ее жестокими законами. Нередко его герои-животные отчаянно борются за свою жизнь и погибают в конце рассказа.
Несколько персонажей из произведений Сетон-Томпсона особенно запомнились и полюбились детям и взрослым. Маленький щенок Чинк, который четыре дня без крошки пищи охранял от шакала палатку уехавшего хозяина, боролся со страхом и не посмел прогрызть хозяйский сверток с ветчиной. Черно-бурый лис Домино, который стал привлекательной добычей для охотников из-за своей красивой шерсти, но, даже загнанный до полусмерти охотничьими псами, перебрался по плавучим льдинам на другой берег реки и обрел свободу. Дикий конь по кличке Мустанг, пойманный охотниками, который в отчаянной борьбе разрывает веревки и бросается в пропасть, предпочитая смерть неволе. И Королевская Аналостанка, красавица кошка из трущоб, которая прожила непростую, полную грустных, а иногда счастливых событий жизнь и осталась свободолюбивой хозяйкой своей судьбы.
В США Сетон-Томпсон стал одним из основателей движения скаутов. Это детско-юношеская организация, которая занимается физическим и умственным воспитанием своих подопечных. Многие знания они приобретают в походах, во время тренировок на свежем воздухе, занятий трудом. Одно из правил скаута – бережное отношение к природе. Писал Сетон-Томпсон и научные труды. За работы по зоологии (науке о животных) он удостоился высшей награды США в исследовательской области – золотой медали «Элиот». Стараясь остановить бесцельное истребление диких животных, он организовал в Канаде «Лигу лесоведения», целью которой были изучение и охрана родной природы.

Рисунок выполнен по фотографии Э. Сетон-Томпсона ок.1890 г.

Ссылка на основную публикацию