Жизнь и творчество Александра Беляева

Русский Жюль Верн: Александр Беляев

Александр Беляев родился в Смоленске, в семье православного священника, в которой было еще двое детей. Но сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул. Случилось это как-то мистически. Находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с собой кусок глины, из которого стал лепить голову – случайные черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица – какое-то застывшее, неживое. С досады Александр бросил слепок в воду и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая, что с Васей что-то случилось. Родственники вернулись вместе с ним, у дома их встретила заплаканная тетя, которая сообщила, что Вася утонул, причем, как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех ужасное впечатление.

Родители Александра Беляева

Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки, следствием одной из его шалостей стала травма глаза, приведшая к последующему ухудшению зрения. Юноша всегда мечтал о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако в попытках взлететь он однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю дальнейшую жизнь Беляева.

Александр Беляев в детстве

Отец будущего писателя очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и отдал его в 1895 году в Смоленскую духовную семинарию, хотя Александра с ранних лет влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Через шесть лет Беляев окончил семинарию, но священником не стал. Более того, он только утвердился в мысли, что он атеист.

Наперекор отцу юноша поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и доходы: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. А когда Александру Беляеву, уже присяжному поверенному, довелось в 1911 году удачно провести крупный (по смоленским масштабам, конечно) судебный процесс – дело лесопромышленника Скундина – и получить первый в жизни значительный гонорар, он побывал во Франции и Италии.

А в 1914 году Беляев вдруг оставил юриспруденцию ради литературы и театра. Первая его художественная публикация – детская пьеса «Бабушка Мойра» вышла в том же году. Театралом Беляев проявил себя еще во время учебы в лицее. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, Беляеву удалось заменить заболевшего артиста – сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Александр Беляев в театре

В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным – развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Но и на этом его жизненная трагедия не закончилась. Не выдержав испытаний, от Беляева ушла молодая жена. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, Беляев с матерью и старой няней поехал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи.

Не желая сдаваться, он активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал (от Жюль Верна до Константина Циолковского).

В 1919 году умерла мать писателя – Надежда Васильевна Беляева. На тот момент Александру казалось, что его оставили все. Кто знает, хватило бы ему сил, если бы не поддержка, преданность и любовь Маргариты Константиновны Магнушевской – будущей жены писателя.

И болезнь в конце концов отступила. В 1922 году Александр Беляев возвратился к полноценной жизни. Сначала он стал воспитателем ялтинского детского дома, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, где он организовал фотолабораторию, но через некоторое время ушел работать в библиотеку.

В 1923 году Александр Беляев вместе с семьей и не без поддержки друзей перебрался в Москву, где устроился на работу юрисконсультом в Наркомате просвещения. Правда, перед этим он успел поработать немного в Наркомате почт и телеграфа. Но чем бы ни занимался он по долгу службы, как бы честно и рьяно ни относился к своим обязанностям, оставались еще вечера в маленькой, сырой комнатке в Лялином переулке. Эти вечера были посвящены литературе. Именно тогда он нарисал и опубликовал научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт».

В 1925 году вышла повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела». Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?

За три года жизни в Москве он написал «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликовал сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград, где занимался уже только литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах.

Но климат Ленинграда снова подкосил его здоровье, и Александр Беляев был вынужден уехать в Киев. И снова испытания. В 1930 году от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь – спондилит. В 1931 году Беляев с семьей вернулся в Ленинград и почти сразу сдал в издательство рукопись своего романа «Земля горит».

В 1934 году он встретился с другим великим фантастом – Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света», где работал три года. В 1938 году он опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении фантастики.

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» – достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).

Последний роман Беляева «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом Александра Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений.

Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода и был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещенных лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Восточную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет.

Александр Беляев с дочкой Людмилой, его жена Маргарита Константиновна, брат и мать жены — Леопольд Константинович и Эльвира Юрьевна Магнушевские

Место захоронения Александра Беляева достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле. Его смерть тоже остается загадкой. Хотя официально принято считать, что он умер от голода, есть утверждения, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе «дооккупационного» периода.

Но дочь писателя Светлана в одном из интервью заявила однозначно:

– Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме.

Рассказывают и другую историю: будто немецкий майор, военный комендант Царского Села, узнав, что в подведомственном ему городе скончался писатель, чьи произведения он знал и любил (многие беляевские книги были к тому времени переведены в Германии и пользовались там популярностью – в первую очередь, роман «Властелин мира» и Вагнеровский цикл), устроил ему похороны с оркестром и воинскими почестями. В другом варианте это уже не майор, а генерал.

Биограф Беляева О. Орлов выяснил, что вскоре после смерти писателя им «заинтересовывается гестапо. Исчезает папка с документами. Немцы роются в книгах и бумагах Беляева». Надо сказать, гитлеровцы вообще относились к фантастам с пристальным вниманием. Герберт Джордж Уэллс, например, был занесен в список тех англичан, которые должны быть уничтожены немедленно по завершении операции «Морской лев» – так назывался план оккупации вермахтом Британских островов.

Книги Беляева запрещала франкистская цензура в Испании. В шестидесятые годы аргентинские таможенники сожгли сборник научно-фантастических произведений Беляева, что не слишком удивительно – ведь именно в Аргентине происходят события «Человека-амфибии»…

Сбывшиеся предсказания Александра Беляева:

Роман «Человек-амфибия» – создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома.

Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо» – грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии.

Роман «Властелин мира» – создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие.

Роман «Звезда КЭЦ» – создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство.

Роман «Остров погибших кораблей» – успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.

Роман «Продавец воздуха» – обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский протокол.

Роман «Подводные земледельцы» – развитие марикультуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок небоевого назначения.

Смотрим экранизации:

Человекамфибия

Однажды талантливый учёный Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал приёмного сына учёный, мог плавать под водой как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше. Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящим ужас на рыбаков, о так называемом Морском Дьяволе. В это время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает. Он знакомится с дочерью бедняка, красавицей Гуттиэре, и без памяти в неё влюбляется.

*Толчком к написанию «Человека-амфибии» послужили для Беляева, с одной стороны, воспоминания о прочитанном в Ялте, во время болезни, романе французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», а с другой, как вспоминала вдова писателя Маргарита Константиновна Беляева, — газетная заметка о состоявшемся в Буэнос-Айресе судебном процессе над неким доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Что это была за заметка, в какой газете, каковы подробности процесса, — сегодня установить уже невозможно. Но это еще одно свидетельство стремления Беляева в своих научно-фантастических произведениях отталкиваться от фактов реальной жизни.

Продавец воздуха

Двое друзей-ученых попадают в ловушку к
предприимчивым дельцам, намеренным продавать
сжатый воздух.

Завещание профессора Доуэля

Фильм снят по мотивам романа Беляева «Голова профессора Доуэля». Много лет крупный ученый пытался решить проблему бессмертия. Он не скрывает от коллег результатов смелых и рискованных экспериментов. Но однажды случилось непредвиденное: профессор исчез. В преступных целях результатами научных изысканий профессора Доуэля пытается воспользоваться его лучший ученик. Казалось бы, все у него должно получиться…

Остров погибших кораблей


После очередной ссоры с женой герой фильма «переносится» в прошлое, где попадает в водоворот странных событий: арест по обвинению в убийстве, встреча с прекрасной Вивиан, которая так похожа на его жену, кораблекрушение. В результате молодые люди оказываются на затерянном в океане «острове погибших кораблей». Население острова составляют моряки, пираты, путешественники. Девушке предстоит по жребию достаться одному из обитателей в жены.

Ариэль

За высокими стенами старого индийского монастыря некие дельцы организовали закрытую школу оккультных наук. Самый способный ученик – юноша Ариэль – обладающий способностями к левитации, однажды решает бежать из неволи. Но на него начинается охота.

Если кого-то заинтересует, документальный фильм о писателе

Напишите в комментариях, какая ваша любимая книга?

Писатель-фантаст Александр Беляев и его семья: Вы не представляете, какая трагичная была жизнь и судьба

Наши дети летают. Во сне. Только до тех пор, пока не становятся взрослыми.

Сначала читают Дмитрия Емца и Джоанну Ролинг, потом, повзрослев, спрашивают в библиотеке Лукъяненко, Перумова, Панова, Головачева. Охотно читают зарубежных фантастов — Гаррисона, Нортона, Андерсона, Фармера, Фостера, Хайнлайна…Книги Александра Беляева (16.03.1884- 6.01.1942), первого советского писателя-фантаста, любимые книги моего детства, развивающие мышление и фантазию, большей частью стоят невостребованными. Но они есть в каждой библиотеке.

Герои романов «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибии» даже не предполагали, какая трагичная судьба была у их автора. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. С себя, из своего мира расстоянием в руку написал он роман «Голова профессора Доуэля», сузив в ней мир героя еще больше. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. Сегодня из пятидесяти научных предвидений Беляева многие уже сбылись или принципиально осуществимы, и только три считаются ошибочными.

Писатель умер от голода в блокадном Ленинграде в январе 1942-го года. Перед смертью он сказал: «Не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету». Предвидеть, что его жену и дочь ожидают три года немецких лагерей в Пруссии, а после долгожданной победы без всякой паузы — 11 лет ссылки далеко за Урал, он не мог…

На встрече в библиотеке читатели чуть ближе познакомились с биографией первого русского писателя-фантаста, посмотрели документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» под названием «Александр Беляев», поразмышляли о пересадке органов и будущем развитии медицины. Возможно, у кого-то появится желание снова взять в руки книги Александра Беляева, перечесть самому, посоветовать прочесть ребенку…

Мастер и его Маргарита

До войны слава Беляева была огромна. «Голова профессора Доуэля» выходила по частям в газете, и на переменах школьники сбегали в киоски — караулить очередной номер. После революции писатель жил в Ялте, именно там он познакомился со своей будущей женой Маргаритой Магнушевской, наполовину шведкой. Он лежал прикованный к кровати — у него всю жизнь был туберкулез позвоночника, а она работала в библиотеке и приносила ему книги.

Когда через 10 лет НКВД разрешит взять в сибирскую ссылку самое ценное, Маргарита завернет в узелок книги первого советского фантаста, своего мужа. И именно их она будет читать после Победы далеко за Уралом детям, улегшимся на верхних нарах в землянке на 100 человек, когда их вместе с дочерью сошлют в 11-ти летнюю ссылку, как жену и дочь Беляева.

Маргарита стала для своего мужа всем — сиделкой, женой, машинисткой. И матерью дочери, которой передалась наследственная болезнь отца. У Светланы с детства был туберкулез коленного сустава.

Тогда, в Ялте, когда болезнь на время отпустила, Беляев перепробовал много профессий: работал в детском доме, милиции, библиотеке. Печатался в научных журналах и газетах. И всю жизнь боялся того, что выплывет на свет тот факт, что он был сыном смоленского священника. Маргарита всегда была рядом: даже в милиции снимала отпечатки пальцев…

В Ялте их не любили и называли «гнилой интеллигенцией». Шепот победившего пролетариата всегда был слышен за спиной, а в милиции местный прожженный большевик открыто заявлял о том, что он «таких, как вы, в 18-м году к стенке ставил».

Беляевы переехали в Москву. Жили в коммуналке, в две другие комнаты поселились работники НКВД. Они приставали к жене Беляева, зажимали на кухне, а сам он, сын священника, боялся дать отпор. Пришлось снова уехать.

Читайте также:  Жизнь и творчество Братьев Стругацких

Спустя годы, в 43-м, в немецком лагере для перемещенных лиц, мать и дочь Беляевых снова презрительно называли «интеллигенцией», когда они с высоко поднятой головой говорили «спасибо» — за баланду из жмыха.

…Как будто и не было всей той довоенной славы.

А если бы осталась одна голова?

Когда Беляев узнал, что его болезнь перешла к дочери, он плакал. Хотя свою собственную он переносил очень мужественно. Его дочь, Светлана Беляева, вспоминает: «Во время обострений его загипсовывали по самые уши. Это было похоже на инквизицию: он лежал на растяжках, где роль грузов выполняли привязанные к ногам кирпичи»…

Большую часть жизни писатель проводил лежа, в специальной гипсовой «кроватке», в которой боль чувствовалась не так остро. Клал на грудь фанерку — и писал. А когда наступали улучшения, выходил на улицу, затянутый в кожаный корсет.

«Мой мир ограничен расстоянием вытянутой руки», — говорил он. И, видя на несколько веков вперед, отправлял своих героев в неизведанные глубины моря («Человек-амфибия») и к далеким звездам («Звезда КЭЦ»).

С себя, из своего мира расстоянием в руку написал он роман «Голова профессора Доуэля», сузив в ней мир героя еще больше. Идея романа пришла Беляеву в голову, когда он в своем беспомощном состоянии задумался, что не будь у него рук, он не мог бы даже мухи согнать со своего лица. И роман его начинается именно с того эпизода, когда черный жук сел на лоб профессора Доуэля.

Светлана Беляева, дочь фантаста, скончалась 8 июня 2017 году на 88-м году жизни. Она жила в спальной окраине Петербурга. Писала книги в жанре фэнтази. В 2009 году вышла ее «Воспоминания об отце». Кроме того, в разные годы были опубликованы ее рассказы: «Дьявол и женщина», «Письмо с того света», «Кониц. Воспоминания о первом лагере», «Мужские страдания», «Дом над рекой», а также поэтический сборник «Отражения» и другие.

Жила Светлана Александровна очень скромно, пенсия была маленькой. Перебивалась водой и хлебом. В 1991 году 50-летний срок ее прав на авторские отчисления за книги отца истек, гонорар она смогла получить всего пару раз..

Не надо пышных похорон…

Отец умер, когда ей было 12 лет, но она его хорошо помнит. Его портрет в рамке висит у нее на стене. «Посвящаю дочери Светлане» — стоит курсивом короткая строка под названием последней книжки фантаста Александра Беляева. «Ариэль» — это роман о человеке, который наяву умел летать так, как летают только во сне. Вышла книга в 1941 году, в январе 42-го писателя уже не стало.

В зимнем Пушкине, под Ленинградом, стояли немцы. В своем 12-тилетнем возрасте Беляев мальчишкой прыгал с крыши сарая, раскрыв старенький зонт — надеясь взлететь… Его дочь в 12 лет ковыляла с больным коленом с ребятами смотреть на руины — авиационная бомба упала на магазин игрушек.

Беляев впервые почувствовал себя инвалидом, когда началась война. Пойти сражаться на фронт или элементарно защитить жену и дочь он не мог, фантазия тут уже ничем не могла помочь.

Писатель-фантаст видел войну из окна. Видел, как во двор упала многотонная бомба, осыпав штукатуркой и чудом не разорвавшись. Видел, как прошла колонна, оставляющая Ленинград. Как на следующий день промаршировала в обратном направлении немецкая.

На фонарном столбе под окном повесили еврея с табличкой на груди, а во дворе устроилась немецкая кухня. За котелок супа и пригоршню очисток Маргарита попросилась туда чистить картошку. Начался голод. Старенькая бабушка, жена и болезненная дочка перебивались крохами — но жили. А писатель — фантаст умирал. Он лежал и молчал…

Если бы люди, и правда, могли летать… как Ариэль…

«Когда я умру, не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету» — это завещание Александра Беляева. Когда он умер от голода 6 января 42-го, так почти и вышло. Гроб с телом выставили в холодную комнату на тот срок, пока Маргарита уговаривала гробовщика, искала подводу — почти месяц. Дочь Света в ту комнату не заходила. В один из дней ее отец оказался раздетым — мародеры сняли с фантаста костюм. Похоронить его родные так и не успели. Через месяц в телячьем вагоне их угнали в Пруссию. А иначе — расстрел на месте. Гробовщик обещал, что выроет могилу, но свалил тело в общую яму.

А у них впереди были 3 года немецких лагерей. И одуванчики на обед. А после долгожданной Победы еще 11 лет ссылки далеко за Урал.

Сбывшиеся предсказания

За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют русским «Жюлем Верном».

Роман «Человек-амфибия». Сегодня на самом деле создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома.

Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо». Достигнуты грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии.

Роман «Властелин мира». Создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие.

Роман «Звезда КЭЦ». Создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство.

Роман «Остров погибших кораблей». Успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.

Роман «Продавец воздуха». Обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский протокол.

Роман «Подводные земледельцы». Развитие мари-культуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок не боевого назначения.

Россинская Светлана, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти».

Александр Беляев

Д ля Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.

«Судебная формалистика» и мечты о путешествиях: детство и юность Александра Беляева

Александр Беляев вырос в семье православного священника в Смоленске. По просьбе отца поступил в духовную семинарию. Читать газеты, журналы, книги и ходить в театр семинаристы могли только после особого письменного разрешения ректора, а Александр Беляев с детства любил музыку и литературу. И он решил не становиться священником, хоть и окончил семинарию в 1901 году.

Беляев играл на скрипке и рояле, увлекался фотографией и живописью, много читал и играл в театре смоленского Народного дома. Любимым его автором был Жюль Верн. Будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.

В 18 лет Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Во время Первой русской революции участвовал в студенческих стачках, после чего губернское жандармское управление следило за ним: «В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Вел дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег».

После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев вернулся в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической практикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура — вся эта судебная формалистика и казуистика — не удовлетворяла». В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».

Путешествие по Европе и увлечение театром

В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получил гонорар и отправился по Европе. Он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Беляев впервые выехал за границу и получил массу ярких впечатлений от поездки. После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».

Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Беляев и сам играл в любительских постановках: Карандышева в «Бесприданнице» и Торцова в пьесе «Бедность не порок» по произведениям Александра Островского, Любина в «Провинциалке» Ивана Тургенева, Астрова в «Дяде Ване» Антона Чехова. Когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского, режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.

Беляев-фантаст: рассказы и романы

Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская — они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.

В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.

Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «. и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…»

В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.

«Человек-амфибия»

В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений — роман «Человек-амфибия». В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.

Беляевы ненадолго переехали в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебрались в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».

«Понять, над чем работает ученый»

В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «. остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву».

После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории, он написал Циолковскому, что планирует новый роман — «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, — «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Циолковского).

С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове. В это же время вышел еще один фантастический роман — «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя — «Ариэль». В его основу легла детская мечта Беляева — научиться летать.

В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»

Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.

Биография Юрия Трифонова

Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, член партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена, член Реввоенсоветов нескольких фронтов.

В 1937 родители Трифонова были репрессированы. Трифонова и его младшую сестру усыновила бабушка, Т.Л. Словатинская.

Осенью 1941 вместе с родными эвакуировался в Ташкент. В 1942, окончив там школу, он завербовался на военный авиационный завод и вернулся в Москву. На заводе работал слесарем, диспетчером цеха, техником. В 1944 стал редактором заводской многотиражки. В том же году поступил на заочное отделение Литературного института. Подал заявление на факультет поэзии (в архиве писателя сохранилось более 100 никогда не публиковавшихся стихотворений), но принят был на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение Литературного института, занимался в творческих семинарах К.А. Федина и К.Г. Паустовского. Окончил институт в 1949.

Первыми публикациями были фельетоны из студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947 и 1948 («Широкий диапазон» и «Узкие специалисты»). Первый его рассказ «В степи» был опубликован в 1948 в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».

В 1950 в «Новом мире» Твардовского появилась повесть Трифонова «Студенты». Успех ее был очень велик. Она получила Сталинскую премию, «посыпались всякие лестные предложения, — вспоминал писатель, — из “Мосфильма”, с радио, из издательства». Повесть была популярна. В редакцию журнала приходило множество писем читателей, ее обсуждали в самых разных аудиториях. При всем успехе повесть действительно только напоминала жизнь. Сам Трифонов признавал: «Были бы силы, время и, главное, желание, я бы переписал эту книгу заново от первой до последней страницы». Но когда книга вышла, успех воспринимался ее автором как должное. Об этом свидетельствует инсценировка «Студентов» — «Молодые годы» — и написанная годом позже пьеса о художниках «Залог успеха» (1951), поставленные в Театре им. М.Н. Ермоловой А.М. Лобановым. Пьеса была подвергнута довольно резкой критике и сейчас забыта.

После шумного успеха «Студентов» для Трифонова, по его собственному определению, наступил «изнурительный период каких-то метаний». В то время он начал писать о спорте. В течение 18 лет Трифонов был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле, на нескольких чемпионатах мира по хоккею, волейболу. Он написал десятки рассказов, статей, репортажей, заметок на спортивные темы. Многие из них вошли в сборниках «В конце сезона» (1961), «Факелы на Фламинио» (1965), «Игры в сумерках» (1970). В «спортивных» произведениях проявилось открыто то, что впоследствии станет одной из главных тем его творчества,— усилие духа в достижении победы, пусть даже над самим собой.

С 1952 начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, потом Каракумского канала. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сборник рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды», опубликованный в 1963 в журнале «Знамя». Роман не раз переиздавался, в т.ч. и в «Роман-газета», выдвигался на соискание Ленинской премии 1965, был инсценирован и экранизирован. Правда, как говорил Трифонов, читали роман, по сравнению со «Студентами», «гораздо более спокойно и даже, пожалуй, вяло».

«Утоление жажды» оказалось характерным «оттепельным» произведением, оставаясь во многом одним из многочисленных «производственных» романов тех лет. Однако в нем уже были персонажи и мысли, которые позже окажутся в центре внимания писателя.

Название романа «Утоление жажды» критика расшифровывала не только как утоление жажды земли, ждущей воды, но и утоление человеческой жажды справедливости. Стремлением восстановить справедливость была продиктована и повесть «Отблеск костра» (1965) — документальное повествование об отце писателя. В конце 1960-х он начинает цикл т.н. московских или городских повестей: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), потом к ним присоединились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Сюжеты этих книг, особенно первых трех, как будто посвящены лишь «подробностям» быта современного горожанина. Повседневная жизнь городских обитателей, сразу узнаваемая читателями, казалась многим критикам единственной темой книг.

Читайте также:  Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя

Критике 1960-70-х понадобилось много времени, чтобы понять, что за воспроизведением быта современного города скрыто осмысление «вечных тем», того, что составляет сущность человеческой жизни. В применении к творчеству Трифонова оправдались слова одного из его героев: «Подвиг — это понимание. Понимание другого. Боже мой, как это трудно!»

Книга о народовольцах «Нетерпение» (1973) воспринималась по контрасту с «городскими» повестями. Тем более что появилась она после первых трех из них, когда часть критики попыталась создать Трифонову репутацию всего лишь современного бытописателя, поглощенного каждодневной суетой горожан, занятых, по определению писателя, «великими пустяками» жизни.

«Нетерпение» — книга о террористах XIX в., нетерпеливо подталкивающих ход истории, готовящих покушение на царя, погибающих на эшафоте.

Об ощущении слитности прошлого и настоящего написан роман «Старик» (1978). В нем в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощенная сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. У персонажей романа пропадает ощущение себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.

Уже после смерти писателя в 1980 были опубликованы его роман «Время и место» и повесть в рассказах «Опрокинутый дом». В 1987 журнал «Дружба народов» напечатал роман «Исчезновение», который Трифонов писал много лет и не успел закончить.

«Время и место» начинается вопросом: «Надо ли вспоминать?» Последние произведения Трифонова стали ответом на этот вопрос. «Время и место» писатель определил как «роман самосознания». Последние книги оказались поэтому более автобиографичными, чем предшествующие им. Повествование в них, входя в новые психологические и нравственные слои, приобрело более свободную форму.

Начиная с повестей 1960-х — почти за 15 лет — Трифонов оказался одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — т.н. городской прозы, в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека.

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года в Москве от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Презентация на тему: Юрий Трифонов Биография, творчество

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

A post shared by MIDNIGHT SOUL CREW (@midnightsoulcrew) on Mar 28, 2020 at 2:22am PDT

Писатель Юрий Трифонов
Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

A post shared by Писатели Writers (@all_writers) on Sep 9, 2017 at 3:25am PDT

Юрий Трифонов
В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

«Последняя любовь Эйнштейна»

Ольга Трифонова — писательница, которая в своем творчестве всегда отдавала предпочтение историям, окруженным некой загадкой, тайной. Еще одним романом-биографией стала книга, посвященная Маргарите Коненковой — женщине с необыкновенной судьбой. Будучи женой известного скульптора, она стала возлюбленной великого ученого. Ее история могла бы лечь в основу остросюжетного шпионского романа. Но Трифонову заинтересовала в судьбе этой женщины, прежде всего, тайна ее любви.

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

A post shared by Олеся Свидерская (@lesya_books) on Nov 11, 2018 at 12:53am PST

Книга Юрия Трифонова «Дом на набережной»
Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Факты из биографии

Ольга Трифонова (Мирошниченко) – дочь политического заключенного. К моменту окончания школы отец ее был освобожден. Ольга мечтала о карьере журналиста. Но поступила в технический вуз. Путь на факультет журналистики ей был заказан. К тому же профессия инженера родителям представлялась в то время довольно престижной. Позже отца реабилитировали, но к тому времени будущая писательница успела получить техническое образование.

Первые свои произведения Трифонова начала писать в 15 лет. Опубликовать же первый роман ей удалось лишь в семидесятые годы.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

«Иногда и молчание собственное казнит». Юрий Трифонов (1925—1981), писатель.
Опубликовано Писатели и Философы Среда, 20 марта 2020 г.

Писатель Юрий Трифонов
Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.


Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Юрий Трифонов — писатель, киносценарист В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень»…
Опубликовано ВЕСТИ.ru Вторник, 28 августа 2012 г.

Юрий Трифонов с сыном
Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

«Единственная»

На сбор материалов для написания книги Ольга Трофимова потратила около года. Архив Надежды Аллилуевой небольшой. Всего одна папка. Однако, общаясь с родственниками жены Сталина, Трифоновой удалось создать ее психологический портрет. В книге «Единственная» изображена глубоко несчастная женщина, обладающая, вопреки слухам, железной выдержкой. Кроме того что она была женой генералиссимуса, она являлась его личным редактором. Не зря Сталин позволял цитировать свои публикации, но ни в коем случае не публичные выступления.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

28 августа 1925 года родился Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981)… Юрий Валентинович ТРИФОНОВ (1925 — 28.3.1981), писатель. Источник фото:1abzac.ru
Опубликовано Ольга Чугина Пятница, 28 августа 2020 г.

Юрий Трифонов
55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Библиография

Романы и повести

Студенты (1950) Утоление жажды (1963)
Произведения, входящие в цикл «московские повести»

С каждым годом на экранах телевизоров, на сценах появляются все новые и новые исполнители. Кто-то пробует себя в жанре кинематографии, но столкнувшись с трудностями, бросает это. А кто-то борется за звание быть признанным зрителями, и у него это получается. Одним из таких успешных и старательных людей является Трифонов Кирилл. Это молодой начинающий актер, стендапер.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Кирилл Трифонов: фильмография

Помимо юмористической и музыкальной деятельности, Кирилл активно вливается в актерское мастерство. На сегодняшний день он успел сняться в таких сериалах, как:

  • «ЧОП», который вышел на экраны в 2015-2016 годах.
  • «Полицейские будни» (2012 год).
  • «Реальные пацаны» (с 2010 года).

Также он является сценаристом сериалов «ЧОП» и «Полицейские будни».

Многие зрители высоко оценили мастерство Кирилла и являются его поклонниками.

Beriya.jpg

Страшная сцена. Страшны рыдания несчастной женщины под окнами ближайшего помощника советского самодержца.

А ведь надо жить дальше, нести этот груз на себе, не сломаться…

Реальная жертва насилия ушла из жизни в возрасте 43-х лет. Говорю о Нине Нелиной-Нюренберг, первой жене Юрия Трифонова. Была она оперной певицей, колоратурным сопрано, обладая прекрасными внешними и вокальными данными, была принята в Большой театр, пела Розину в «Севильском цирюльнике»…

Красивая молодая солистка понравилась Берии. В 1956 году в Большом театре был обнародован список актрис, которых возили к Лаврентию Павловичу. Как это могло случиться? По какому праву? Кто смел горе и трагедию этих несчастных женщин сделать достоянием общества! К ранам внутренним кто посмел добавить еще и позор разглашения?! Вообще эта сторона сталинщины еще недостаточно известна.

Когда-то в Перестройку читала книгу Ларисы Васильевой, рассказывающую о наложницах Берии, сластолюбивого слуги Главного сатрапа. Страшные, ужасающие истории, искалеченные женские судьбы. Но палач и развратитель, губитель человеческих душ ушел от ответа, ушел от суда. За все ответили невинные жертвы, получив, кроме искореженной судьбы и надломленной психики, еще и сплетни и злоязычие окружающих.

Нина Нелина ушла из Большого, сначала пела в Госконцерте, потом уволилась и оттуда.

Примечания

  1. 12
    [www.biografii.ru/biogr_dop/trifonov_u_v/trifonov_u_v.php Трифонов Юрий Валентинович. Биография и фото] (Проверено 6 января 2011)
  2. [lists.memo.ru/d20/f428.htm Списки жертв: Лурье-Трифонова Евгения Абрамовна]: уроженка Ревеля, 16 мая 1938 года приговорена к 8 годам лагерей как член семьи изменника родины. Отбывала срок в Акмолинском лагере для ЧСИР, затем в Карлаге; освобождена 14 мая 1945 года.
  3. Юрий Трифонов.
    [magazines.russ.ru/druzhba/1998/5/trif.html Из дневников и рабочих тетрадей]. // magazines.russ.ru. Проверено 7 июня 2012. [www.webcitation.org/68k1Y3K6G Архивировано из первоисточника 28 июня 2012].
  4. [www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=368832 Юрий Трифонов вернулся в Дом на набережной] (Проверено 6 января 2011)
  5. Казак В.
    Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 429.
  6. [www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/kuncevskoe-kladbische Кунцевское кладбище] (Проверено 6 января 2011)
  7. www.lgz.ru/upload/uf/735/735ab8cf268f6dfb253a6046c1b58f2b.pdf

Ursulyak.jpg

Молодая вктриса Людмила (Ляля) Телепнева замужем за начинающим писателем Гришей Ребровым, живущим в семье жены. Оба на старте, обоим «не фартит». Ляле не дают ролей, Гришу не печатают.

Мягкая сердцем Ляля, однажды пожалев бездарного драматурга Николая Демьяновича, над которым смеются ее собратья-актеры, втягивается в связь, в итоге сделавшую ее премьершей в театре. Николай, хоть и бездарен, но обладает мертвой хваткой и знает, чего хотят от драматургов идеологи. Этой «мертвой хватки» не хватает Грише. Гриша весь день занимается в библиотеке, читает исторические сочинения, он слаб, беспомощен в решении житейских вопросов. Но он тонок, талантлив, он умеет любить…

Урсуляк рассказал о любви этой молодой пары с помощью черно-белых кадров зимней Москвы, трамваев (в титрах — благодарность трамвайному парку), падающего снега, собаки, приютившейся на остановке, а потом едущей в трамвае вместе с таким же «побитым» Гришей. А как хороша безмолвная сцена, когда двое любящих смотрят друг на доуга сквозь замерзшее зимнее стекло! О любви этих двоих говорит завораживающая музыка Моцарта, Баха и Вивальди, звучащая в картине. Ну и конечно, стихотворение «Снег идет» Бориса Пастернака, прочитанное голосом режиссера и становящееся лейтмотивом фильма, утверждением чего-то, что стоит над бытом, над страшным временем, над поворотами судьбы…

Юрий Трифонов (1925-1981)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • традиции А. П. Чехова в творчестве Ю. В. Трифонова;
  • • основные особенности художественного мира Ю. В. Трифонова (философская проблематика; выбор героев; бытовые сюжеты; детализация как средство психологической характеристики персонажей);
  • • идейно-художественное своеобразие повести “Обмен” и романа “Старик”;

уметь

  • • определить роль Ю. В. Трифонова в создании городской прозы;
  • • проследить роль деталей в повестях Ю. В. Трифонова;
  • • показать соотнесение современности и истории в прозе Ю. В. Трифонова;
  • • объяснить, какую роль играют дискуссии персонажей в раскрытии смысла произведений К). В. Трифонова;
  • • выявить позицию автора во внешне объективированном повествовании;

владеть

  • • понятиями “городская проза”, “характер”, “детализация”, “авторская позиция”; “художественное время и пространство”;
  • • навыками сопоставительного анализа произведений Ю. В. Трифонова с современным литературным процессом.

Творчество Ю. В. Трифонова при всем его тематическом многообразии посвящено отображению феномена жизни и феномена времени в их взаимодействии. Одним из первых взявшись за отражение городского быта второй половины XX в., Трифонов создал жанр “городской повести”, увидел за повседневными явлениями вечные темы. В истории Трифонов искал корни сегодняшних проблем, ответы на вопросы о гуманизме и человеконенавистничестве, о добре и зле, духовности и бездуховности. Его философско-психологическая проза стала достойным развитием традиций русского реализма начала века, а творческая биография писателя вместила в себя почти все парадоксы советской эпохи.

Творческая биография и художественный мир Ю. В. Трифонова

Юрий Валентинович Трифонов родился в семье крупного профессионального революционера, репрессированного в 1938 г. Трифонов воспитывался у родственников, работал на авиационном заводе. Преодолев все препятствия, стоявшие на пути ЧСВН (члена семьи врага народа), Трифонов поступил в Литературный институт и первым же своим произведением – романом “Студенты” (1950) добился государственного признания: получил Сталинскую премию. Впрочем, премия не спасла молодого писателя от исключения из института и из комсомола за “утаенное при вступлении в Союз писателей происхождение из врагов народа”. К счастью для Трифонова, райком не утвердил этого решения, тем самым у молодого талантливого писателя появилась возможность закончить институт и получить работу. Однако вместо того, чтобы и дальше двигаться по стезе казенно-оптимистической конъюнктуры, сопровождаемой славой и всевозможными благами, Трифонов избрал мучительный путь постижения сложностей жизни.

Переходным шагом на таком пути стал роман “Утоление жажды” (1963), во многом еще напоминающий производственную прозу (в книге рассказывается о строительстве Кара-Кумского канала и жизни журналистов). Однако по глубине поднимаемых нравственных вопросов и непривычной для тех лет сложности и противоречивости характеров персонажей роман предвещал создание того художественного мира, который в полной мере проявится в “московских повестях” Трифонова конца 1960–1970-х гг.

Читайте также:  Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Повести “Обмен” (1969), “Предварительные итоги” (1970), “Долгое прощание” (1971), “Другая жизнь” (1975), “Дом на набережной” (1976) принесли Трифонову широкую известность среди читателей и почти полное непонимание у критиков. Писателя упрекали за то, что в его новых произведениях не было крупных личностей; конфликты строились на бытовых, житейских, а не широкомасштабных ситуациях. Как бы отвечая на эту критику, Трифонов одно за другим создавал произведения на исторические, точнее историко-революционные, темы (“Отблеск костра”, 1965; “Нетерпение”, 1967; “Старик”, 1978), где вновь сопрягал высокое и обыденное, искал связь между революционной непримиримостью и жестокостью наших дней.

“Московские повести”

Зрелый талант Трифонова проявился в “московских повестях”. Здесь нет острейших общественно-идеологических столкновений, как в “Студентах”, нет эпических описаний, как в “Утолении жажды”. Действие всех повестей, как и современные события романов Трифонова, происходит в обычных московских квартирах и заурядных дачных владениях. Писатель стремился, чтобы в его персонажах – инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, даже писателях, актрисах, ученых – читатель безошибочно угадывал себя. Моя проза, утверждал Трифонов, “не про каких-то [мещан], а про нас с вами” [1] , про рядовых горожан. Его герои показаны в бытовых ситуациях (в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы) и вместе с тем сопряжены со временем – нынешним, прошлым и отчасти будущим.

“История присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждой судьбе, – утверждал писатель. – Она громоздится могучими невидимыми пластами – впрочем, иногда видимыми, даже отчетливо – во всем том, что формирует настоящее” [2] .

“Московские повести” нельзя назвать бытовыми и даже антимещанскими, хотя в каждой из них непременно присутствует один, а то и несколько прагматиков-корыстолюбцев, единственной целью жизни которых является материальное благополучие, карьера любой ценой. Трифонов называет их “железными мальчиками”, а их цинизм и неспособность (а часто и нежелание) понимать другого человека, его душу и настроение обозначает словом “недочувствие”, которое он пишет в разрядку как особо значимое. Однако авторское иронико-сатирическое отношение к этому ряду персонажей показывает, что они ясны и нс интересны Трифонову и потому не являются главным объектом его психологического повествования.

Трифонова интересуют совершенно иные герои: ищущие, эволюционирующие, по-своему тонкие. С ними связаны проблемы, всегда стоявшие перед русской литературой и особенно обострившиеся в наши дни, – нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств. В “московских повестях” в качестве таких обстоятельств выступают мелочи быта, что, как нетрудно заметить, роднит Трифонова с его любимым писателем А. П. Чеховым.

В одних случаях действие происходит в настоящем времени: на глазах читателя “обменивает” совесть на материальное благополучие добрый, мягкий Виктор Дмитриев. В других повестях Трифонов прибегает к гибкой форме воспоминаний персонажей о событиях и думах прошлых лет. Герои подводят “предварительные итоги” своей жизни и обнаруживают, что она прошла мимо, даже если им и удалось ухватить глоток популярности или обзавестись домом, положением, званием.

Чеховский сюжет о незаметной деградации личности получает у Трифонова принципиально новое звучание. Персонажи “московских повестей” настойчиво убеждают себя, что не они виновники своей духовной смерти, а обстоятельства, жизнь. Тот же Дмитриев не просто предает мать, предложив ей обмен квартирами (а по сути, сказав, что она скоро умрет), но еще и убеждает себя, что матери будет лучше перед смертью жить с ним и ненавистной невесткой. На крайний случай Виктор готов перевалить вину и за этот свой поступок, и за другие подобные на жену. Однако писатель так строит сюжет, чтобы не дать герою оправдаться. По воле автора Лена, жена Дмитриева, в ответ па едва ли не прямое обвинение родственников, что это она толкнула мужа на подлость, не без сарказма замечает: “Да, конечно, я способна на все. Ваш Витя хороший мальчик, я его совратила”.

Нравственным обвинением герою “Предварительных итогов” звучит финал повести, где рассказчик, на протяжении всего повествования осуждавший себя и свою прежнюю жизнь, вновь возвращается в нее и продолжает “гонку” за призрачным счастьем. Совесть, точнее, ее остатки, гложут даже самого подлого из всех главных действующих лиц “московских повестей” Вадима Глебова по кличке “Батон”.

Авторское отношение к персонажам передается “в гомеопатических дозах” [3] через психологические детали. Например, Дмитриев не может сразу вспомнить свой детский рисунок: тем самым писатель показывает, как далек сегодняшний Виктор Георгиевич от того наивного доброго мальчика, каким был когда-то. Впрочем, воспоминание о детстве заставляет уже взрослого героя совершить добрый поступок: позаботиться о брюхатой собаке. Эпизод с покупкой в день похорон деда сайры становится символом “олукьянивания” героя, потери им чувствительности, а в конечном счете еще одним шагом к отрезанности от клана Дмитриевых. На неоднозначность характера главного персонажа, на происходящую в нем внутреннюю борьбу укажет и заботливо приведенная писателем подробность: “После смерти Ксении Федоровны у Дмитриева сделался гипертонический криз”. Трифонов нс использовал синоним этой болезни (сердечная недостаточность), но умный читатель легко догадается о символике диагноза. Лишь в самом конце повести среди философически спокойной информации рассказчика о судьбе дачи Дмитриевых в Павлиново, о новоселье сестры Виктора и ее мужа прорвется осуждающесожалеющая авторская фраза о 37-летнем Дмитриеве: “Он как-то сразу сдал, посерел. Еще не старик, но уже пожилой, с обмягшими щечками дяденька” [выделено нами. – В. А.].

В “Обмене” есть эпизодический персонаж – дед Дмитриева, народоволец, недавно вернувшийся из сталинской ссылки. Этот “мастодонт”, как величают его молодые герои повести, не может попять, почему Лукьяновы обращаются к старенькой домработнице на “ты”; требует от Виктора быть не просто “не скверным, но удивительным человеком”. В то же время в деде нет Дмитриевской кичливости своим благородством, ему свойственна предельная терпимость к людям; не случайно его любят и Виктор, и Леночка. Смерть деда – не просто переломный пункт в “олукьянивании” внука, но своего рода символ: сам воспитанный на идеалах Октября, Трифонов в первой “московской повести” традиционно объясняет потерю нравственности изменой революционным идеалам.

Однако такое объяснение недолго удовлетворяло писателя. В повести “Дом на набережной” твердый большевик Ганчук, в 1920-е гг. отказавшийся от общечеловеческих ценностей и проповедовавший насилие во имя будущего счастья, в 1940-е сам становится жертвой подобного насилия со стороны людей, заменивших всеобщее счастье собственным личным благополучием. Проблема соотношения благородной цели служения историческому прогрессу и выбора средств такого служения, поднятая когда- то Ф. М. Достоевским в “Бесах” (Трифонов высоко ценил этот роман), настолько захватила художника, что он написал роман о народовольцах “Нетерпение”. Трагедия Желябова и Перовской, по мысли автора этой книги, состоит в противоречии их высоких и чистых замыслов, с одной стороны, и жестоких, бесчеловечных способов их осуществления, недопустимом насилии над историей – с другой. Отсюда, из прошлого, тянет теперь писатель нить к безнравственности сегодняшнего времени, к духовной трагедии многих людей XX в.

В произведениях Трифонова бытовые сцены все плотнее соединяются с глобальными событиями истории. В одних случаях главная сюжетная линия осложняется рядом побочных, незавершенных; появляется множество персонажей, лишь косвенно связанных с основными событиями (“Другая жизнь”, “Дом на набережной”). В других – сюжет имеет два или три главных ствола (романы “Старик”, “Время и место”). Настоящее и прошлое причудливо переплетаются в памяти героев, дополняются сновидениями-символами. Сам Трифонов называл это “усилением плотности, густоты и насыщенности письма” [4] . Книга в таком случае, полуиронически-полусерьезно замечал писатель, станет “густая”, как борщ у хорошей хозяйки. Писатель часто прибегает к форме “полифонических романов сознания”, “романов самосознания” [5] , насыщенных воспоминаниями персонажей о событиях и думах прошлых лет, рефлексией. Подводя “предварительные итоги”, герои задаются вопросами о прожитой жизни, обвиняют себя и ищут оправдания, а автор как будто лишь фиксирует их мысли и аргументы.

Такое построение, в частности, характерно для повести “Другая жизнь”, стоящей особняком в ряду “московских повестей” Трифонова. Главные герои этой книги – не стяжатели “Лукьяновы” и даже не деградирующие интеллигенты. Они мучительно пытаются познать себя, определить то истинное место, которое занимают в жизни, в истории. Ольга Васильевна, от лица которой ведется повествование, делает это после смерти мужа во внутренних монологах, воспоминаниях, снах. Из ее рассказов и встает образ покойного Сергея Троицкого, профессионального историка, не желавшего быть только “исторической необходимостью”, соединением химических элементов, исчезающих со смертью (как считает его жена-биолог), и мучительно искавшего соединения законов истории с личностью человека, а человека с другим человеком. Здесь нам открывается еще один смысл заглавия: “Проникнуть в другого, отдать себя другому, исцелиться пониманием” – такова недостижимая мечта Сергея Троицкого. При этом он с поразительным бесчувствием не замечает самого близкого из “других” людей – жены. Впрочем, и Ольга Васильевна, всю жизнь изучая “диффузионную”, т.е. взаимопроникающую, “структуру стимуляторов”, ищущая “стимулятор совместимости”, так и не сможет “совместить” свое эгоистическое желание, чтобы муж принадлежал только ей, с необходимостью не подавлять его индивидуальности. Лишь после смерти Сергея Ольга Васильевна понимает, что не смогла проникнуть в его мир; что каждый человек – это “система в космосе”, и достичь счастья “другой жизни” – значит создать двоемирие систем. “Худшее в жизни – одиночество”, а не смерть или несчастья – к такому выводу приходит героиня. Персонажи повести, мечтая о другой жизни, так и не достигли ее. Ольга Васильевна видит символический сон: вместо чистой полянки они с мужем попадают в болото. Но “другая жизнь” все-таки существует. Повесть заканчивается фразой о неисчерпаемости бытия:

“. Другая жизнь была вокруг, была неисчерпаема, как этот холодный простор, как этот город [Москва] без края, меркнущий в ожидании вечера”.

Идея, сформулированная Л. Н. Толстым как “благо жизни”, вводится Трифоновым в повесть “Другая жизнь” разрядкой – гем самым художник подчеркивал ее значимость. “Для меня самое важное передать феномен жизни и феномен времени” – так в одном из интервью сформулировал смысл своего творчества Ю. В. Трифонов [6] .

Два последних романа Трифонова “Время и место” и “Исчезновение” увидели свет уже после смерти писателя. Не имея при жизни прямых учеников и последователей, Ю. В. Трифонов стал предтечей таких литературных явлений, как “проза сорокалетних” (В. С. Маканин, А. Н. Курчаткин, А. А. Ким, Р. Т. Киреев) и “жестокая”, или “другая”, проза (Т. Н. Толстая, С. Е. Каледин, Л. С. Петрушевская, В. А. Пьецух).

Юрий Трифонов

Биография

Прозаик Юрий Трифонов появился на свет в один день и год с другим известным русским литератором — фантастом Аркадием Стругацким. Автор «Дома на набережной» был любим женщинами и обласкан властями. Его произведения печатались огромными тиражами и котировались на Западе, а он продолжал стыдиться первой опубликованной повести.

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

«Иногда и молчание собственное казнит». Юрий Трифонов (1925—1981), писатель.

Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

Юрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Юрий Трифонов – писатель, киносценарист В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень».

Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

28 августа 1925 года родился Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981). Юрий Валентинович ТРИФОНОВ (1925 — 28.3.1981), писатель. Источник фото:1abzac.ru

55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Ссылка на основную публикацию