Жизнь и творчество Бориса Васильева

Борис Васильев

Биография

Борис Васильев – советский писатель, драматург, сценарист, автор бессмертных произведений, вошедших в фонд русской и советской классики. Это прежде всего повести «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», роман «Не стреляйте белых лебедей».

Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в Смоленске в интеллигентной семье. Его отец Лев Александрович Васильев — кадровый офицер Царской, а впоследствии Красной армии, мама Елена Николаевна Алексеева была из старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников.

Писатель Борис Васильев

Мальчик увлекался историей и литературой, и эти два предмета «с детства переплелись в его сознании». Позже семья штатного военного переехала из Смоленска в Воронеж, где Борис и учился. В школе мальчик играл в любительских спектаклях. А еще вместе с другом выпускал рукописный журнал.

Беззаботные школьные годы прервала война. В 1941 году Борис Васильев учился в 9 классе. Детство закончилось в один миг. В семнадцать лет Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 3 июля 1941 года батальон Васильева был направлен под Смоленск, попал в окружение и вышел из него только в октябре 1941 года.

Борис Васильев в молодости

16 марта 1943 года, во время воздушного десанта под Вязьмой, Васильев попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После контузии Борис Львович оставил действующую армию. Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, окончив ее в 1948 году, работал по специальности – инженером-испытателем боевых машин.

Все эти годы литература и писательство манили со страшной силой. Война дала множество эпических картин и героических персонажей, которые так и просились на страницы романов. В 1954 году Борис Васильев решился: он уволился из армии в звании инженер-капитана и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.

Литература

Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.

Борис Васильев

После этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.

Васильев пробует свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.

Кадр из фильма «Офицеры»

Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.

Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.

Кадр из экранизации романа “А зори здесь тихие. ” (1972)

К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» – это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.

Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.

Кадр из экранизации романа «Не стреляйте белых лебедей»

Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, Борис Васильев посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.

Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».

Кадр из экранизации романа “А зори здесь тихие. ” (2015)

Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.

В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.

Личная жизнь

Личная жизнь Бориса Васильева тесно связана с единственной женщиной – его женой Зорей Альбертовной Поляк. Молодые люди познакомились в 1943 году, когда после выписки из госпиталя Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию.

Борис Васильев с женой

Позднее Васильев вспоминал первое свидание с будущей невестой. Молодые люди увлеклись собиранием незабудок и попали на неразминированное поле. Так как Борис уже в те годы отличался близорукостью, вывела с поля его Зоря. Этот случай стал для писателя знаковым. Как позднее утверждал Васильев, вся жизнь его была минным полем, через которое он шел за своей любовью.

Влюбленные поженились в 1945-м. Зоря Альбертовна работала конструктором и телевизионным редактором на Останкино. При участии Васильевой выходила программа «От всей души», которую вела Валентина Леонтьева.

Писатель Борис Васильев

Зоря Альбертовна была настоящей боевой подругой и музой писателя. А еще жена стала прототипом Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие…» и Искры Поляковой из романа «Завтра была война». Так как ради писательского труда Васильев ушел с воинской службы раньше срока, он потерял и зарплату, и пенсию, поэтому в трудные дни супруги жили только на деньги жены. Так было и после снятого спектакля по пьесе Васильева «Офицер», а также в 90-е годы, когда писатель остался без средств к существованию. Тогда Васильевы выжили благодаря даче в Солнечногорске.

У Бориса и Зори не было своих детей, но они много сил вложили в воспитание двоюродной сестры супруги, которую тоже звали Зорей. Позднее супруги усыновили мальчиков Николая и Петра.

Смерть

11 марта 2013 года, не дожив год до своего 90-летия, Борис Львович Васильев скончался в Москве. 14 марта писатель похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой Зорей Альбертовной. Ее не стало в том же 2013 году, как и приемного сына Николая. Борис Васильев смог пережить их всего на два месяца.

Причиной смерти писателя стала хроническая мерцательная аритмия 3-й степени, которая привела к недостаточности кровообращения. Перед смертью Борис Львович планировал пройти госпитализацию в ЦРБ, но не успел.

Борис Львович Васильев

Фото Все

Видео Все

Борис Васильев Моя Война

Борис Васильев — биография

Борис Васильев – автор многочисленных книг, по мотивам которых сняли 15 полнометражных фильмов, представитель поколения, которое родилось после смерти Вождя революции и храбро сражалось на полях Великой Отечественной войны.

Мы знаем Бориса Львовича Васильева как писателя и сценариста, Лауреата Государственной премии СССР, которой он был удостоен в 1975 году. А еще он воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности.

Фото: Борис Васильев

К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес.

Детство

Родной город Бориса Васильева – Смоленск. Именно здесь в семье русских интеллигентов 21.мая 1924 года родился будущий известный писатель-прозаик. Отец мальчика – Л.А.Васильев (1892-1968), был кадровым офицером в Царской, затем в Красной и Советской Армии. Мать – Е.Н.Алексеева (1892-1978)дворянского происхождения, род которой был очень старинным и связанным с Пушкиным и Толстым, движением народников 19-го века. Дядя и отец Елены Алексеевой — организаторы народнического кружка «чайковцы», в Америке принимали участие в организации коммун.

Фото: Борис Васильев в детстве

Мальчику с детства нравилась история и литература, он говорил, что эти две любви тесно переплелись в его сознании. Его отца переводят на службу в Воронеж и семья переезжает с ним. Борис поступает в местную школу, хорошо учится, принимает участие в постановках любительских спектаклей, участвует в выпуске рукописного журнала.

Счастливое детство перечеркнула война – а ведь он был всего лишь девятиклассником. Борис идет добровольцем на фронт вместе с истребительным комсомольским батальоном. Его батальон получил приказ направляться под Смоленск, где и очутился в окружении, выйти из которого удалось только в октябре 41-го года.

Война

После выхода из окружения Борис оказывается в лагере для перемещенных. Он сам пожелал стать курсантом кавалерийской, а потом пулеметной полковой школы. Дальнейшее место службы – 8-ой гвардейский воздушно-десантный полк. 16.03.1943 года под Вязьмой состоялась высадка воздушного десанта, где Васильев получил тяжелую контузию на минной растяжке и попал в госпиталь. Сам Борис считал себя счастливчиком, ведь он выжил во время эпидемии тифа в 1934 году, вышел невредимым из окружения в 1941, все семь его прыжков с парашютом прошли удачно, и даже последний, боевой в 1943 году под Вязьмой, где он отделался контузией, а на теле не было ни единой царапины.

В том же 1943 году 19-ти летний Борис зачисляется курсантом Военной академии им.Сталина, которую успешно окончил в 1948 году, по специальности инженера-испытателя.

Васильев уже не представлял своей жизни без литературы и писательской деятельности. Пройдя пекло войны, он видел столько героизма и патриотизма людей, что не мог не воплотить этот опыт в своих произведениях. Все увиденное и пережитое должно стать достоянием народа, а героические персонажи должны быть главными героями его произведений. Именно по этой причине в 1954 году Васильев подал рапорт об увольнении из армии, в котором указал причину увольнения – желание посвятить себя литературе. Его воинское звание при увольнении – инженер-капитан.

Литературная жизнь

Дебют в литературной и творческой биографии Бориса Васильева связан с пьесой «Танкисты», которая вышла в 1954 году. В ней автор коснулся темы смены армейских поколений в стране, прошедшей войну. По этой пьесе был поставлен спектакль, который назвали «Офицер», но зритель его не увидел. Театр Советской Армии сумел провести всего две пробные постановки – в декабре 55-го года пришел запрет от Главного политуправления Армии, в котором даже не была указана причина такого решения.

Но неудача не сломила Бориса Львовича, он принимается за драматургию, пытается писать сценарии. Именно в качестве сценариста к нему приходит первый успех – постановка фильма «Очередной рейс» (1958г) и «Длинный день» (1960г). И еще один фильм, который принес Борису Васильеву известность и народную любовь – «Офицеры», который вышел в 1971 году.

После этого снова началась полоса неудач. Повесть Б.Васильева «Иванов катер» повторила печальную судьбу «Танкистов». Ее приняли в печать в «Новом мире» в 1967 году, но познакомиться с ней читатель смог только спустя три года – в 1970-м.
Настоящую славу автору довелось испытать после выхода его повести «А зори здесь тихие…», которую в 1968 году напечатал журнал «Юность». После этой публикации писатель на протяжении долгих лет сотрудничал с журналом, именно здесь печатались все произведения, вышедшие из-под пера великого прозаика.

В 1970 году пьесу «А зори здесь тихие…» поставил театр на Таганке и она стала самой значимой постановкой года. В 1972 году С.Ростоцкий экранизирует полюбившуюся пьесу – фильм получил народную любовь. После этого пьесу экранизировали еще два раза.

Военная тематика присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева, ведь он сам прошел через ее пекло. В повестях «Завтра была война», «В списках не значился», в рассказах «Великолепная шестерка», «Ветеран», «Неопалимая купина» и «Вы чье, старичье?» — подлинные эпизоды Великой Отечественной. На основе этих произведений сняты фильмы, некоторые переснимались по нескольку раз.
Особое место в творчестве Васильева отводится историческим романам. В своих произведениях он раскрывает раннюю историю Руси.

Личная жизнь

В жизни известного прозаика была только одна женщина – его любимая жена Зоря Альбертовна Поляк. Их знакомство состоялось в 1943 году, когда Бориса выписали из госпиталя и он отправился поступать в Военную Академию. Расписались молодые люди в 1945 году. Работала Зоря в конструкторском бюро и редактором на телевидении. Жена поддерживала мужа во всем, была настоящим другом, товарищем и музой. Именно с Зори Альбертовны был написан образ Сони для повести «А зори здесь тихие…». Прототипом Искры Поляковой в романе «Завтра была война» также служила жена писателя – его любимая Зоря. Они прожили вместе долгих и счастливых 70 лет.

Смерть

Умер Борис Васильев в Москве 11.03.2013 года. До своего юбилейного 90-го дня рождения писатель не дожил всего год. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище 14 марта, с соблюдением всех воинских почестей. Он лежит рядом со своей ненаглядной Зорей, которая умерла в том же году, но двумя месяцами ранее.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Борис Васильев

краткая биография

Роль и место в литературе

Дом, в котором родился писатель

Читайте также:  Бетховен - сообщение доклад

Борис Львович Васильев – широко известный писатель, публицист и драматург. Его произведения настолько объемны тематически, что охватывают практически все стороны жизни общества. Кроме темы войны, которая являлась центральной в его творчестве, писатель выражал обеспокоенность таким явлением, как утрата исторической памяти и деградация нравственности и культуры – достояния, копившегося в России в течение многих веков.

Смелыми и бескомпромиссными можно назвать его рассуждения об отношениях народа и власти, уровне жизни граждан в зависимости от территории проживания, о снижении гражданской активности в государстве.

Кроме проблем, связанных с положением народа, Васильева интересовала Российская история, отраженная им в романах «Князь», «Владимир Мономах», «Святослав» и других. В них писатель проводит аналогии, пытаясь найти в прошлом объяснение настоящему. Это хорошо представлено в описании жестокой борьбы за власть в «Вещем Олеге», «Князе Ярославе и его сыновьях».

Любая из тем, затронутых писателем, свидетельствует о высочайшем уровне его мышления и глубине таланта, что придает его произведениям масштабное общечеловеческое значение.

Происхождение и ранние годы

Мама писателя Елена Николаевна

Отец писателя Лев Александрович

В Смоленске, 21 мая 1924 года, у четы русских интеллигентов Льва Александровича и Елены Николаевны родился сын Борис. Отец мальчика начинал свою карьеру в качестве офицера Царской армии, продолжил ее – в Красной и закончил – уже в Советской. Мать (в девичестве Алексеева) – дворянка из очень старинного рода, связанного с А. С. Пушкиным и Л.Н. Толстым. Отец и родной дядя Елены Николаевны были вдохновителями кружка народников, так называемых «чайковцев», участвовали в организации коммун в Соединенных Штатах Америки.

Образование

Борис с детства был увлечен литературой и историей. Эти две любви сопровождали его на протяжении жизни. Когда отца перевели по службе в Воронеж, мальчик поступил в местную школу. Он был очень прилежным и примерным учеником, принимавшим активное участие в любительских постановках и создании школьного журнала.

Войну Борис встретил, будучи учеником девятого класса. Несмотря на юный возраст, он, в составе комсомольского батальона отправляется на фронт. Когда истребительному батальону было дано задание передислоцироваться под Смоленск, он попал в окружение, выбраться из которого удалось лишь в конце 1941 года. Далее был лагерь для перемещенных, учеба в кавалерийской и пулеметной школах, служба в воздушно-десантном полку. В 1943 году, напоровшись на мину-растяжку, он был тяжело контужен. После лечения Борис Львович был комиссован и в этом же году поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.

В этом учебном заведении он познакомился с Зорей Поляк, которая стала его женой, и с которой он прожил до самой ее смерти. Получив диплом в 1946 году, Васильев до 1954 года работал на Урале испытателем колесных и гусеничных машин. Несмотря на столь далекую от литературы профессию, желание заниматься творчеством одержало верх, и в 1954 году Борис демобилизовался в звании инженер-капитана.

Творчество

Свою первую пьесу Васильев написал в 1954 году, она вышла под названием «Танкисты» и была посвящена смене армейских поколений в послевоенное время. В дальнейшем она и еще несколько произведений легли в основу сценария к фильму «Офицеры». В эти годы автор все чаще пробует себя как сценарист.

По сценариям и книгам писателя было отснято 15 кинофильмов: «Очередной рейс», «Длинный день», «След в океане», «Королевская регата», «На пути в Берлин», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Иванов катер», «Аты-баты, шли солдаты…», «Подсудимый», «По зову сердца», «Наездники», «Завтра была война», «Вы чье, старичье?», «Я – русский солдат».

Жена писателя Зоря

Что касается прозы, первую повесть Васильева «Иванов катер» читатель увидел через три года после написания, в 1970 году в журнале «Новый мир». Позже она была экранизирована, но по некоторым причинам лента пролежала на полке до 1987 года.

Большую известность принесла Васильеву повесть «А зори здесь тихие…». Всеми признанный писатель Борис Полевой без раздумий принял ее к публикации в одном из номеров журнала «Юность», сделав лишь два несущественных замечания. С тех пор это издание периодически выпускало на своих страницах очередные работы писателя.

Тема войны и военного поколения была основной в творчестве Бориса Васильева. В то же время, не обходил писатель стороной и острые социальные проблемы. В качестве примера можно привести такое известное произведение автора как «Не стреляйте в белых лебедей», опубликованное в той же «Юности» в 1973 году.

Васильев был большим любителем и знатоком российской истории. Уже на закате своего творчества он посвятил этой теме несколько романов, сюжет которых основан на древней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010).

Главные произведения

Повесть «А зори здесь тихие…» – реалистическое произведение о войне, о героизме русских женщин, сражавшихся с врагом в одном строю с мужчинами. В самом названии заложен глубокий смысл – тихие зори означают мирную и спокойную жизнь, что противоречит разрушительному характеру войны.

Главная идея произведения – величие человеческой души, жертвенность и любовь к Родине. Проблематика повести типична для военной прозы – малодушие и мужество, память и забвение, гуманизм и бесчеловечность. В числе главных тем повести Васильева – тема женщины на войне.

События повести «Завтра была война» разворачиваются накануне войны. Главные герои – десятиклассники одной из школ провинциального городка. В центре повествования – две подруги – Искра и Зина, активные и политически активные комсомолки. Разница лишь в том, что Зина на первое место ставит личную жизнь, а Искра стремится все делать на благо партии и комсомола.

Несмотря на разность характеров, им обеим доведется пережить произвол сталинской эпохи, потерю друзей и рано повзрослеть, несмотря на столь юный возраст.

Бюст в Смоленске

Одним из самых известных произведений Бориса Васильева считается повесть «В списках не значился». В ней рассказывается о первых днях войны, о тех, кто, не раздумывая, встал на защиту Родины, о героях, оборонявших Брестскую крепость. Символом неизвестного солдата, оставшегося безымянным, в повести выступает лейтенант Плужников, встретивший свою смерть в самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками.

Центральная тема романа «Не стреляйте в белых лебедей» – защита и охрана природы. Главный герой – простодушный человек Егор Полушкин очень кропотливо и творчески подходит к любимому делу – плотничеству. Эта неспешность не дает ему удержаться ни на одной работе. Жизнь Егора круто меняется, когда его назначают лесником.

Мемориальная композиция на доме Васильева в Москве

Через отношение к представителям фауны и природы в целом раскрываются характеры персонажей романа. Одними движет желание нажиться, другие же преисполнены благородным стремлением сохранять и делать добро.

Последние годы

Последние годы творчества Васильев посвятил написанию исторических романов. В этот период из-под его пера вышли «Князь Святослав», «Владимир Красное солнышко», «Государева тайна», «Владимир Мономах».

Судьбе мелкопоместных дворян Вересковских посвящен один из последних романов писателя «Отрицание отрицания». Трагедия жизни членов этой семьи – это судьба всей России, «странной страны», «дочери отрицания жизни…»

До своего девяностолетнего юбилея Васильев не дожил один год. Он ушел из жизни 11 марта 2013 года, спустя два месяца после смерти супруги и их приемного сына. Причиной смерти стала хроническая тяжелая аритмия, которая привела к сердечной недостаточности. Похоронили Бориса Львовича с воинскими почестями. Могила его находится на Ваганьковском кладбище рядом с могилой жены, Зори Альбертовны.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1924Год рождения Бориса Васильева
1941Окончание девятого класса. Уход на фронт
1943Тяжелое ранение. Поступление в военную академию
1946Окончание академии. Работа на Урале
1954Увольнение из армии. Начало литературной деятельности
1955Выход пьесы «Стучите и откроется»
1958Написан сценарий к фильму «Очередной рейс»
1960По сценарию писателя снят фильм «Длинный день»
1967Выход первой прозы, повести «Иванов катер»
1969Публикация повести «А зори здесь тихие…»
1971Выход культового фильма «Офицеры» по сценарию писателя
1972Выход фильма «А зори здесь тихие…»
1973Написание романа «Не стреляйте в белых лебедей»
1974Выход повести «В списках не значился»
1977Написание романа «Были и небыли»
1984В «Юности» опубликована повесть «Завтра была война»
1989Б. Васильев становится депутатом. Выходит из КПСС
1995Написание сценария к фильму «Я – русский солдат»
1996Выход романа «Вещий Олег»
1997Выход романа «Князь Ярослав и сыновья»
2002Выход романа «Ольга – королева русов»
2006Издание романа «Князь Святослав»
2007Издание романа «Владимир Красное Солнышко»
2009Специальный приз «За честь и достоинство»
2010Выход романа «Владимир Мономах»
2013Не стало Бориса Львовича Васильева
Интересные факты
  • причиной увольнения Васильева из вооруженных сил стало желание заниматься литературным творчеством;
  • писатель был ярым и убежденным антисталинистом;
  • Борис Васильев – почетный гражданин города Смоленска;
  • по сценариям автора снято 15 художественных фильмов;
  • у писателя не было своих детей, в семью взяли на воспитание двух приемных мальчиков;
  • является членом Союза кинематографистов России и Союза писателей Москвы.
Память о писателе

В 2014 году в Смоленске, на здании бывшей школы № 13, где учился Б.Л. Васильев, была установлена мемориальная доска.

В том же году установлена мемориальная доска на здании школы в Воронеже.

В 2018 году в Москве, на доме, где жил писатель также установлена мемориальная доска и скульптурная композиция.

Бюст писателя установлен в одном из районов города Смоленска.

Борис Васильев

Биография

Вряд ли кому-то незнакомо имя Бориса Васильева. Если не знают автора по имени, то, наверняка, все читали или смотрели экранизацию его бессмертного произведения «А зори здесь тихие». Борис Васильев не только гениальный писатель, он сценарист и драматург.

Родился Борис Львович в Смоленске. Семья была интеллигентной, отец – офицер. Мама – дворянка, она являлась дальней родственницей Пушкина и Толстого. С детства мальчика увлекали литература и история. Начал учёбу будущий писатель в Воронеже, куда переехали жить Васильевы. В школе Боря был активной и творческой личностью: принимал участие во всех спектаклях драматического кружка, в компании с другом создавали рукописный журнал. Это помогло ему для дальнейшего развития биографии.

Васильев учился в 9 классе, когда началась война в 1941 году. Он сразу ушёл добровольцем на фронт. Юноша попал в истребительный батальон, был контужен в 1943 году, лежал в госпитале. Подлечившись, он поступил в Военную академию имени Сталина, выпустился инженером-механиком. На войне Васильев не писал, он воевал, но всё, что пришлось увидеть и испытать, прочно вошло в память писателя. Уволившись из армии в 1954 году, литератор взялся за перо.

Литература

Первой пьесой стали «Танкисты». По этому произведению поставили спектакль, но его запретило Главное политическое управление. Эта неудача не сломила дух писателя. Следующая пьеса увидела свет в двух театрах, всё прошло хорошо. Васильев решает использовать свои сценарные навыки. Появился всем известный фильм «Офицеры», который стал необычайно популярным у советских зрителей. Писатель написал произведение в прозе «Иванов катер». Твардовский одобрил повесть, но напечатали её только через 3 года.

Впервые настоящий успех пришёл к Борису Васильеву после выхода повести «А зори здесь тихие…». Её напечатали в журнале «Юность». Руководство журнала продлило сотрудничество с писателем, на его страницах появлялись все произведения Бориса Львовича. Театр на Таганке первым поставил на своей сцене повесть о девушках, которых воспел автор. Затем режиссёр Станислав Ростоцкий экранизировал произведение автора. Тема войны является основной у писателя. То, что касается военной тематики, всё было экранизировано самыми разными режиссёрами.

Необычным стало произведение «Не стреляйте в белых лебедей». Тема защиты добра всем миром. Следующим вышел в свет роман о русской интеллигенции, который во многом стал автобиографичным. Повествование рассказывало о прадедах Васильева, прошедших русско-турецкую войну. Большую часть творчества у писателя занимают романы с исторической подоплёкой. В основном, писатель обращается к историческому времени ранней Руси. Он пишет о великих русских князьях и русских героях: Александр Невский, Владимир Мономах и другие.

Васильев никогда не был равнодушно настроен к тому, что происходило в его стране. Писатель поддерживал перестроечный период в России, выражал доверие Ельцину, затем Путину. Бориса Львовича выбрали депутатом I съезда народных депутатов, а через некоторое время сдал билет Компартии. Через 7 лет он снова стал активным в политической жизни страны и был назначен в Комиссию по правам человека.

Личная жизнь

Человек с яркой и насыщенной биографией, прожил жизнь с одной единственной женщиной. Зоря Альбертовна Поляк увидела своего суженого после выписки его из госпиталя. Тогда Васильев был на учёбе в академии. Их знакомство было не похоже ни на одно из знакомств молодых людей. Зора и Борис собирали цветы на поле, которое было заминированным. Писатель обладал слабым зрением, и с поля его вывела девушка. Так и шёл он за ней всю свою жизнь, за любовью. В 1945 году оформили свои отношения официально, расписались.

Писатель создал образ одной из пяти героических девушек Сони Гурвич, полностью списав его со своей супруги. Бросив военную службу, прекратив военную биографию, автор своих популярныз произведений лишился хорошей зарплаты, последующей пенсии.

Семью содержала жена и дача в Солнечногорске. Так сложилась судьба, что у двух любящих людей не было своих детей. Но они смогли воспитать двоюродную сестру Зори. Позже любящая супружеская пара усыновили двух мальчиков.

Смерть

Васильев немного не дожил до своего дня рождения. Через год ему исполнилось бы 90 лет. Умер писатель в Москве. Причиной смерти стала хроническая аритмия, которая уже разрослась до третьей степени и создавала проблемы с кровообращением. Борис Васильев всегда проходил медицинский осмотр и плановую госпитализацию. В этот раз он не успел этого сделать. Похоронили писателя как военного человека. У Васильева очень много фронтовых наград, литературных наград и премий. Его могила находится на Ваганьковском кладбище рядом с могилой супруги. Зоря Альбертовна и приёмный сын Николай ушли из жизни всего на 2 месяца раньше самого писателя.

Читайте также:  Жизнь и творчество Л. Пантелеева

Мемория. Борис Васильев

21 мая 1924 года родился писатель Борис Васильев.

Личное дело

Борис Львович Васильев (1924—2013) родился в Смоленске. Его отец Лев Александрович был кадровым офицером. До революции – царской, а впоследствии — Красной армии. Мать, Елена Алексеева, происходила из дворян.

«Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь», — рассказывал писатель.

В 1941 году, после окончания девятого класса, Борис ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона. В июле того же года батальон попал в окружение под Смоленском. Из окружения Васильев смог выбраться лишь в октябре 1941 года.

Окончив пулеметную школу, служил в 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Весной 1943 года во время десантирования под Вязьмой попал на минную растяжку, получил тяжелую контузию, угодил в лазарет и после лечения был мобилизован.

«Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем — боевом, под Вязьмой, в марте 43-го — я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины», — вспоминал Васильев в книге «Век необычайный».

Осенью 1943 года был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, после чего работал инженером-испытателем танков на Уралмашзаводе в Свердловске. В 1954 году уволился из армии в звании капитана-инженера.

В том же году написал пьесу «Танкисты», которая была принята к постановке в Центральном театре Советской армии, но в конце 1955 года, незадолго до премьеры спектакль был запрещен, а типографский набор пьесы в журнале «Театр» — рассыпан.

Однако Васильев продолжил писать: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году прошла в театрах Черноморского флота и Группы войск в Германии. Одновременно он обучался в сценарной студии при Главкино; по сценариям Васильева поставили фильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и другие. Также ради заработка Васильев сочинял сценарии для КВН, тексты к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника».

Настоящая слава к нему пришла в 1969 году, когда в журнале «Юность» вышла повесть «А зори здесь тихие…».

В 1971 году Юрий Любимов поставил ее на сцене Театра на Таганке, а в 1972 году повесть была экранизирована Станиславом Ростоцким.

На волне популярности в журнале «Новый мир» в 1970-м было напечатано первое прозаическое произведение Васильева — повесть «Иванов катер», отданная в журнал еще в 1967 году. Она была экранизирована Марком Осепьяном, однако пятнадцать лет, до 1987 года, пролежала на полке.

Многие произведения писателя посвящены войне или жизни состарившихся ветеранов. Это повести «В списках не значился», «Завтра была война», «Вы чье, старичье?»; рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка» и другие.

В конце 1980-х Васильев участвовал в политической жизни: был депутатом I Съезда народных депутатов СССР, входил в парламентскую комиссию по расследованию разгона демонстрации в Тбилиси 9 апреля 1989 года (возглавлял комиссию Анатолий Собчак). В том же году писатель вышел из КПСС.

Васильев выпустил две исторические серии: «Историю рода Олексиных» (1988—1998) и «Романы о Древней Руси» (1996—2010).

В 2002 году входил в президентскую Комиссию по правам человека.

Борис Васильев был членом в Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Писатель скончался 11 марта 2013 года в возрасте 87 лет.

Чем знаменит

Классик советской, российской литературы, один из ярких представителей фронтовой прозы — автор повестей «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «Встречный бой», «В списках не значился». Драматург и киносценарист.

Со второй половины 1970-х героями Васильева стали представители поколения победителей, попавшие в циничное и глухое к чужим проблемам время («Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Экспонат №…» и другие).

В 1990-х — 2000-х годах писатель обратился к историческим темам, подготовив серию «Романы о Древней Руси» («Вещий Олег», «Князь Святослав», «Александр Невский» и другие) и «История рода Олексиных».

О чем надо знать

Васильев женился в 1946 году на однокурснице из Академии бронетанковых и механизированных войск Зоре Альбертовне По́ляк (1926—2013). Она послужила прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»). Зоря Альбертовна была редактором в телепрограмме «От всей души», которую вела Валентина Леонтьева. Детей у Васильевых не было. Они воспитывали двоюродную сестру Зори — Зореньку-маленькую, как называл ее писатель. Из-за происхождения жены в разгар сталинской антисемитской кампании Васильев уволился из армии.

Исследователь творчества писателя Владимир Карнюшин рассказывал: «В 1954 году его вызвали в политотдел и сказали: “Либо ты завтра выступишь с докладом о врачах-убийцах (разумеется, евреях), либо пишешь рапорт об отставке. Твоя жена — еврейка”. Васильев написал рапорт, прекрасно зная о том, что уйти из армии раньше времени в то время было… равносильно расстрелу! Борис Львович лишил себя всего — регалий, пенсии. Места под солнцем. Ради Зори…». Писатель лишь на два месяца пережил жену.

Прямая речь

«Самоходки испытывали на Пулковских высотах, и мы гордо ехали через город на грохочущем бронированном чудовище.

И приехали на линию Ленинградской обороны. Все там осталось в том виде, как было в войну. Заплывшие окопы, заросшие блиндажи, колючая проволока, земля, сплошь усеянная осколками, изломанным оружием и позеленевшими патронами, будто превратившимися в семена…

А, может, и вправду в семена? Разве война не сеет саму себя для будущих поколений.

Самоходка должна была следовать на боевые стрельбы, нас ссадили в какой-то низинке и велели ждать.

И тут я увидел незабудки. Пока Зоря разглядывала вчерашнее поле тяжелейших боев, я перешагнул через проржавевшую колючую проволоку и направился прямехонько к незабудкам. И уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. Мину с невывинченым взрывателем. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.

— Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.

— Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.

— Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.

Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И — вышли.

С той поры я часто попадал на минные поля. В январе 1953-го, когда отказался сделать доклад о заговоре «убийц в белых халатах» и только смерть Сталина спасла меня от лагерей. В 1954-м, когда демобилизовался по собственному желанию, обозначив это желание в рапорте, как «желание заняться литературным трудом». В Москве, когда спектакль ЦТСА по моей первой в жизни пьесе «Офицер» был запрещен Политуправлением СА без объяснения причин на второй премьере, и мы десять лет жили на Зорину зарплату в 86 рублей, пока я не написал «А зори здесь тихие…» И еще множество раз».

О встрече с фронтом (интервью 2000 года, Gazeta-licey.ru): «Я впервые попал на фронт в области, которую прекрасно знал, в своей родной, в Смоленской. Знаете, со стороны матери у меня в семье все офицеры. Со стороны отца их меньше, там священники попадались, но все равно… Так что отец меня с детства готовил в офицеры. Когда куда-нибудь на природу выезжали, — учил ориентироваться в лесу. По карте. По компасу. Потом без компаса. “Где север? Так. А теперь где Смоленск?”

А перед войной создавались такие комсомольские истребительные батальоны, так ребят 17-18 лет готовили к службе в армии. Я оказался в таком батальоне. А в начале войны эти батальоны отправляли в районы, которые могли подвергнуться оккупации. Для вывозки ценностей. Наш отряд формировался в Воронеже, а попал в Смоленскую область, которую я знал назубок. Приезжаем, а нам: “Что?! Ценности вывозить?! У меня по шесть бойцов на километр фронта! Не пустим немца, и ценности вывозить не придется!” И нам выдали винтовки. Это было 8 июля. А 12-го немцы прорвали фронт. Это было мое первое окружение. И я, зная местность, вывел ребят. В Смоленске прямо посреди площади рухнул и — спать. До сих пор это место на площади помню. Супруге после войны показывал».

О замысле повести «А зори здесь тихие…» (там же): «И я решил во что бы то ни стало написать о тех солдатах, у которых не было ни тыла, ни авиации, ни артиллерии — они одни в лесу, и сами должны принимать решения, сами воевать… Я долго носился с этим туманным замыслом. А потом прочитал в “Известиях” крохотную заметку на последней странице. Что-то в духе “Награда нашла героя”.

И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать!

Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала.

А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И все — повесть сразу выстроилась.

Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

6 фактов о Борисе Васильеве

  • Написал сценарии ко многим фильмам, снятым по его произведениям — «Завтра была война», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей», «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты…» и другим.
  • Был последовательным антисталинистом. В одном из интервью говорил: «Сталин был тупица. В армии он никогда в жизни не служил. Он не понимал, что такое армия. Он карту читать не мог… Легендами овеян “великий Сталин”. А товарищ Сталин был дурак, похлеще Гитлера».
  • Участвовал в Параде Победы в 1945 году, рассказывал, что был в эйфории от победы, «но вовсе не от того, что вижу Сталина или Жукова».
  • В 1972 году получил памятный приз Венецианского кинофестиваля за фильм «А зори здесь тихие…».
  • В октябре 1993 года подписал «Письмо 42-х» в поддержку разгона Верховного совета Борисом Ельциным.
  • Последней книгой писателя стал роман «Отрицание отрицания» о поколении, жившем в период с революции до начала Великой Отечественной войны.

Материалы о Борисе Васильеве:

Биография Алексея Константиновича Толстого. Алексей Толстой: детство, творчество, интересные факты из жизни

В этой статье нами будет рассмотрена биография Алексея Константиновича Толстого. Мы расскажем вам о его жизни, творчестве, познакомим с любопытными фактами об этом поэте. Фамилия Толстой ассоциируется у вас, вероятно, с другим русским писателем, и это совпадение неслучайно. Они не просто однофамильцы – эти деятели отечественной литературы являются дальними родственниками. Дело в том, что род Толстых очень обширен. Есть еще один писатель с именем Алексей Толстой, но отчество у него другое – Николаевич (“Петр Первый”, “Хождение по мукам”). В современной русской литературе эта фамилия также представлена. У всех, как минимум, на слуху писательница Татьяна Толстая.

Происхождение Алексея Толстого

Этот поэт принадлежал к роду Разумовских с материнской стороны. Кирилл Разумовский, последний гетман на Украине, был его прадедом. А богач и вельможа А.К. Разумовский – граф, сенатор и министр народного просвещения – приходился дедом этому поэту. Внебрачными детьми этого графа были мать поэта, а также ее сестры и братья. Они были узаконены в начале 19 века, получив при этом фамилию Перовские, а также дворянское звание.

Детство Алексея Константиновича Толстого

Родился поэт в Петербурге в 1817 году, 24 августа. Граф К. П. Толстой, его отец, в жизни мальчика никакой роли не играл: сразу же после рождения ребенка супруги разошлись, и мать Алексея уехала вместе с сыном в Черниговскую губернию. Здесь, окруженный украинской южной природой, в имениях сначала матери, а потом ее брата провел Толстой свое детство, оставившее лишь хорошие воспоминания в его памяти.

Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису. Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем “Антоний Погорельский” свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу. Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.

Работа в Московском архиве

Толстой в 1834 году был зачислен “студентом” в Московский архив. В обязанности его входило описание и разбор старинных документов, относящихся к министерству иностранных дел. Алексей Константинович в 1840 году перешел в отделение канцелярии императора и прослужил здесь много лет, продвигаясь в чинах довольно быстро. В 1843 году удостоился звания камер-юнкера Алексей Константинович Толстой.

Интересные факты из биографии Толстого

Весьма скудными данными мы располагаем о творчестве и жизни его в период 30-х и 40-х годов. Этот остроумный, приветливый, красивый молодой человек был одарен большой физической силой. Он мог, например, свернуть винтом кочергу. Знал прекрасно Толстой иностранные языки, был очень начитанным. Алексей Константинович свое время делил между не очень обременявшей его службой, светским обществом и литературными занятиями. Главным советчиком поэта до 1836 года был Перовский (умер он в 1836 году). Этот человек показывал литературным друзьям стихи юного Толстого. Среди его приятелей был и В. А. Жуковский, отозвавшийся о них сочувственно.

Читайте также:  Писатель Александр Волков. Жизнь и творчество

Первые опубликованные произведения

В период с конца 30-х по начало 40-х годов на французском языке им были написаны два фантастических рассказа: “Встреча через 300 лет” и “Семья вурдалака”. Толстой в мае 1841 года впервые опубликовался, издав под псевдонимом “Краснорогский” (происходящем от имения Красный Рог) повесть “Упырь”. В. Г. Белинский об этом произведении отозвался весьма благожелательно. Он увидел признаки молодого, но подающего большие надежды дарования.

Творчество в 40-е годы

Алексей Константинович очень мало напечатал в 40-х годах – лишь несколько рассказов и очерков, а также одно стихотворение. Однако “Князь Серебряный”, исторический роман, повествующий о времени правления Ивана Грозного, был задуман уже в этот период. Еще тогда и как автор баллад, и как лирик сформировался Толстой. Данному десятилетию принадлежат многие известные его стихотворения, например: “Василий Шибанов”, “Колокольчики мои. “, “Ты знаешь край. ” и другие. Все они опубликованы были значительно позже.

В это время Алексей Константинович удовлетворялся немногочисленным кругом слушателей – светских приятелей и знакомых. Мимо него прошли горячие споры и идейные искания русской передовой интеллигенции 40-х годов.

Рождение Козьмы Пруткова

Козьма Прутков “родился” в начале 50-х годов. Это был не просто псевдоним, а сатирическая маска, созданная Толстым, а также Жемчужниковыми, его двоюродными братьями. Козьма Прутков – это самовлюбленный, тупой бюрократ периода николаевского правления. От его имени создавали и стихи (пародии, эпиграммы, басни), и пьески, а также афоризмы, анекдоты на исторические темы, в которых высмеивались явления литературы и окружающей действительности. В жизни произведениям соответствовал ряд остроумных проделок.

Нельзя однозначно определить, какие именно произведения принадлежат перу Толстого, но можно сказать без сомнений, что вклад Алексея Константиновича был очень велик, поскольку в нем очень сильна была юмористическая жилка. Этот поэт обладал даром тонкой добродушной насмешки. Множество наиболее известных и лучших его стихотворений представляют собой образцы искусного владения иронией (например, “У приказных ворот”, “Спесь”).

В 1851 году, в январе, была поставлена комедия “Фантазия” Алексея Жемчужникова и Толстого. Это была пародия на водевиль, бессодержательный и пустой, который тогда еще господствовал на русской сцене. Николай I, присутствовавший на премьере, остался весьма недоволен этой пьесой и приказал ее исключить из репертуара.

Толстой женится на Софье Миллер

В зиму 1850-1851 годов Алексей Константинович повстречался с Миллер Софьей Андреевной, женой одного полковника. Он влюбился в эту девушку. Софья ответила взаимностью, однако браку мешали: с одной стороны, ее муж, который не хотел давать развода супруге, а с другой стороны – мать Толстого, относившаяся к избраннице сына недоброжелательно. Лишь в 1863 году официально был оформлен их брак. Софья Андреевна являлась образованной женщиной, знавшей несколько языков, умела играть на рояле, а также пела. Кроме того, у нее был незаурядный эстетический вкус. Не раз Толстой называл свою жену лучшим критиком. Вся любовная лирика этого автора, начиная с 1851 года, была обращена именно к ней.

Знакомство с различными писателями

Постепенно Толстой приобретал связи в литературных кругах. Он сблизился в начале 50-х годов с Тургеневым и помог ему освободиться из деревни, где тот находился в ссылке за некролог Гоголя, который был опубликован Иваном Сергеевичем. Позже Алексей Константинович познакомился также с Некрасовым. После большого перерыва, в 1854 году, он вновь появился в печати. Вышло в “Современнике” несколько стихотворений этого поэта, а также первая серия произведений Козьмы Пруткова.

Жизнь Алексея Константиновича в период Крымской войны

Толстой Алексей Константинович в период Крымской войны хотел сначала создать партизанский отряд, после чего (в 1855 году) поступил в стрелковый полк майором. Однако поэту не довелось побывать на войне – он заболел тифом, когда полк стоял под Одессой. После окончания военных действий, в день, когда короновали Александра II, Алексей Константинович был назначен уже флигель-адъютантом.

Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта

Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.

Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией “Современника” и Толстым отношения несколько охладели. В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым. Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.

Отпуск и отставка

Алексей Константинович часто бывал при дворе. Посещения не ограничивались официальными приемами. Но служебные обязанности все более не нравились ему, в особенности тяготило то, что он не имеет возможности полностью сосредоточиться на искусстве. Только в 1859 году поэт добился бессрочного отпуска, а в отставку вышел в 1861-м.

Жизнь и творчество Толстого в 60-е годы

Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, далеком от столицы (Черниговская губерния). Лишь изредка он приезжал в Петербург.

В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в “Русском вестнике” М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в “Вестнике Европы” под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.

В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму “Дон Жуан”, а также роман под названием “Князь Серебряный”, после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: “Царь Борис”, “Царь Федор Иоаннович” и “Смерть Иоанна Грозного” (годы создания произведений – 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.

После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.

Замысел драмы “Посадник”, повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.

Материальные трудности и социальные противоречия в обществе, их отражение в жизни и творчестве поэта

70-е годы – непростое время для этого поэта. Судя по имеющимся сведениям, Алексей Константинович Толстой (фото его представлено в статье) был очень гуманным помещиком. Однако имениями самостоятельно не занимался, хозяйство велось довольно хаотично, с использованием патриархальных методов. Это привело к тому, что материальные дела поэта приходили постепенно в расстройство. Разорение стало особенно ощутимо к концу 60-х годов. Алексей Константинович рассказывал близким, что вынужден будет просить царя взять его вновь на службу. Все эти обстоятельства тяготили поэта.

Однако дело было не только в разорении. Алексей Константинович ощущал себя одиноким в обществе, именовал себя даже “анахоретом”. Переживания Толстого связаны были с процессами в жизни России того времени. В пореформенную эпоху все более углублялись существующие в обществе социальные противоречия. Власть денег росла бурно и растлевающе действовала на сознание людей, сгущалась также политическая реакция. Разрушением вечных ценностей сопровождался крах былых устоев.

Чувство растерянности и недоумения, поиски выхода из этой неуютной действительности в то время были свойственны и другим современникам автора (Успенский, Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин).

В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что “совлечены покровы” с его души, ее “живая ткань” обнажена, и каждое прикосновение к жизни – “жгучее терзание и злая боль”. Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.

Последние годы

Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район).

Граф провел в Красном Роге детство, а также возвращался неоднократно в зрелые годы в эти места. Биография Алексея Константиновича Толстого, таким образом, тесно связана с Красным Рогом. Здесь расположена сейчас и его могила. Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.

На этом заканчивается биография Алексея Константиновича Толстого. Творчество этого поэта было нами рассмотрено лишь вкратце. Рекомендуем ознакомиться с ним подробнее. Тогда биография Алексея Константиновича Толстого будет понята глубже. Ведь жизнь и творчество любого поэта и писателя перекликаются друг с другом. Биография помогает глубже понять написанные различными авторами произведения, а в стихах и прозе часто отражаются автобиографические черты. Толстой Алексей Константинович в этом плане не является исключением.

Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году. Родители поэта расстались вскоре после рождения сына. Алексей Константинович рос и воспитывался в доме своего дяди по матери Алексея Алексеевича Перовского, ставшего впоследствии попечителем Харьковского университета. В литературе Перовский известен под псевдонимом А. Погорельский (автор знаменитой сказки «Черная Курица, или Подземные жители», написанной для племянника Алёши). При посредстве В. А. Жуковского восьмилетнего Алёшу представили наследнику престола – будущему императору Александру II. Он в числе других избранных детей приходил к цесаревичу по воскресеньям для игр. Дружеские отношения с Александром II А. Толстой поддерживал до конца жизни.

В 1826 году будущий поэт с матерью и дядею отправились в Германию. В Beймаре ему довелось побывать у Гёте. Он запомнил, как сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, ее произведения искусства. В автобиографии Толстой так передает свои впечатления от поездки: «Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, – и в каждом из этих городов росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал… в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай».

Мать поэта и её братья были очень богаты, получили прекрасное образование. Дяди Алексея Константиновича занимали высокие государственные посты. В их представлении понятие счастья было неотделимо от успешной служебной карьеры. Поэтому 17-летнему юноше пришлось поступить на службу в Московский архив иностранных дел. «Архивные юноши», отличавшиеся блестящей эрудицией, по присутственным дням (дважды в неделю) разбирали и описывали документы, относившиеся к древнему периоду истории России. Толстой увлекся стариной, древнеславянским языком, историей. Позже, занявшись литературным творчеством, в прозе, драматургии, поэзии Толстой обращается к эпохе Ивана Грозного. Его персонажи – это прямые честные люди, такие, как князь Серебряный, Василий Шибанов, в одиночку противостоящие системе зла и насилия. Алексей Константинович мечтал целиком посвятить себя искусству, освободиться даже от необременительной службы. Но ему давали продолжительный отпуск, после которого служба продолжалась. Толстой продвигался по служебной лестнице, получал все более высокие чины, и вместе с этим ему назначались почетные придворные звания: камер-юнкер, затем флигель-адъютант. Несмотря на ненавистную ему чиновничью службу, он считает себя только художником, пишет стихи, баллады, прозу.

Светский человек, Толстой танцевал на балах; с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми, вместе с которыми создал комический образ литератора Козьмы Пруткова, стал известен в Петербурге шалостями и розыгрышами; часто бывал за границей. Поэт страстно любил охоту, обладал огромной физической силой, один ходил на медведя. Жил он то в Петербурге, то в своих имениях: в Пустыньке под Петербургом или в имении Красный Рог Черниговской губернии (на Украине, или, как тогда говорили, в Малороссии). Зимой 1850/51 годов Толстой полюбил жену полковника Миллера – Софью Андреевну Миллер, в девичестве Бахметьеву. Но только в 1863 году они смогли пожениться. Софье Андреевне А. К. Толстой посвятил множество стихотворений. Одно из них, посвященное первой встрече, – «Средь шумного бала» (1851) – было положено на музыку П. И. Чайковским. Так появился один из самых известных и прекрасных русских романсов.

В сентябре 1861 года в официальном письме Александру II поэт просил об отставке: «Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор». После отставки А. К. Толстой жил в своих имениях, хозяйство которых постепенно приходило в упадок. Некогда он был очень сильным человекам богатырского здоровья: сгибал и разгибал подковы, свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок. Но в середине 60-х годов здоровье поэта пошатнулось. Изменившийся образ жизни, разорение, усиливающиеся болезни угнетающе подействовали на него. Ежегодно поэт лечился за границей, где проводил много времени, но лечение мало помогало. Любимым местом А. К. Толстого оставалось имение Красный Рог, расположенное в живописном месте. Общение с природой, любовь к ней отразились во многих стихотворениях поэта: «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…», в отдельных строках баллад: «и смолой и земляникой пахнет тёмный бор…». Множество таких строк в балладе «Канут». Когда тяжело больной, задыхающийся от астмы, Алексей Константинович не мог больше часами ходить по лесам, в его комнате в кадки с водой поставили свежесрубленные сосенки, среди которых он и умер в 1875 году 58 лет от роду.

(По статьям об А. К. Толстом Н. П. Колосовой и С. И. Кормилова)

Ссылка на основную публикацию