Жизнь и творчество Державина

Биография Г.Р. Державина (1743-1816). Жизнь и творчество

Поэтическая судьба Гаврилы Романовича Державина необычна, как, впрочем, необычен и неординарен весь его жизненный путь. Бравый, но безденежный армеец Преображенского полка, до двадцати девяти лет тянувший солдатскую лямку. Верноподданный служака, однако, смеющий оборвать на полуслове саму императрицу. Министр юстиции, важный сановник и вельможа, владеющий полутора тысячами крепостных душ. Ничто, казалось, не предвещало, что этот человек с простым грубоватым лицом, демократичной манерой общения, решительными жестами, резкой, но выразительной речью станет на рубеже XVIII–XIX веков общепризнанным великим поэтом России. Что лирические его стихи поразят современников искренностью звучания и живописной красочностью слога. Но главное – тем, что увидят в них неожиданно подлинную реальность и самих себя. Творчество Державина, по определению В.Г. Белинского, было “первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни”.

Державин – выходец из мелкопоместной дворянской среды бывших татарских земель Казанской губернии. Вероятно, в далекие времена род Державиных считался знатным. Но ко времени рождения Гаврилы его отец, военнослужащий с невысоким чином, как рассказывает сам поэт, “имел за собой, по разделу с пятерыми братьями, крестьян только десять душ”. Мальчику было одиннадцать лет, когда отец умер. Бедность сопровождала детство Державина. Азам грамматики и арифметики его учили гарнизонные сослуживцы отца или случайные люди, например, штык-юнкер Полетаев. Своих Кутейкина и Цыфиркина из комедии “Недоросль” Д.И. Фонвизин словно бы спишет с учителей Гаврилы. Лишь в шестнадцатилетнем возрасте Державину удалось поступить в Казанскую гимназию, где отличился умением рисовать пером и делать чертежи. За успехи в учебе его “запишут”, как тогда говорили, в гвардейский Преображенский полк. Девятнадцатилетним юношей станет солдатом и лишь через десять лет дослужится до младшего офицерского чина прапорщика (“первый офицерский чин, 14-го разряда”).

Что было причиной медленного продвижения по служебной лестнице молодого человека умного, энергичного, знающего себе цену? Не в последнюю очередь – бедность, незнатность и отсутствие протекции. И все-таки, не только это! Державин всегда отличался “беспокойным” характером: прямолинейным и неуживчивым. В этом человеке удивительным образом соединялись разнородные начала. Карьеризм и бескомпромиссность поведения. Преданность начальству и яростные, “самоуправные” нападки на начальника, если Державину казалось, что тот нечестен в поступках. Природная сила характера, предприимчивость и редкая одаренность помогли солдату-преображенцу сделаться со временем знатнейшим вельможей и первым поэтом. Оставаясь при этом самим собой: демократичным и порядочным человеком, не растерявшим ни самоуважения, ни уважения к достойным людям.

Когда рассматриваешь монументальный памятник Екатерине II, сооруженный в самом центре Петербурга перед бывшим Александринским театром более ста лет назад, еще раз утверждаешься в этой мысли. Фигуру Державина в верхнем ярусе монумента выполнил скульптор А. Опекушин. Она едва ли не единственная среди фигур других придворных, окружающих Екатерину, изображена стоящей и смотрящей гордо совсем не в ту сторону, что императрица. Входило ли в замысел скульптора подчеркнуть обособленность поэта, независимое его положение при дворе? Возможно. Опекушин, выходец из крестьян, вначале самоучка, а только затем – воспитанник Академии художеств, сумел сохранить и демократизм, и свободу суждений, не зависящих от мнения сильных мира сего. Державинский дух мог ему быть очень близок.

В 1773 году крестьянское восстание, возглавляемое Пугачевым, захватило приволжские земли. Державин с отрядом был послан в южные районы Саратовской губернии на подавление бунта. Со знаменитым главарем восставших он так и не столкнулся, но и особых наград или привилегий от командования не получил. В 1777 году вышел в отставку и начал службу гражданскую. Послужной список Державина богат и разнообразен. Должность в Сенате; Олонецкий, затем Тамбовский губернатор; секретарь самой императрицы Екатерины II; президент коммерц-коллегии; министр юстиции. Он ссорился и воевал с сослуживцами и начальством на каждом месте своего назначения. Всюду искал правды, устанавливал справедливые порядки. От него упорно отделывались, и в то же время он оказывался нужен. Его энергия была неукротимой, честность – подлинной. Он совершал промахи, но чаще делал удачные жизненные ходы.

В 1782 году еще не очень известный поэт Державин написал оду, посвященную “киргиз-кайсацкой царевне Фелице”. Ода так и называлась “К Фелице”. К Державину пришла известность. Новый литературный журнал “Собеседник Любителей Российского Слова”, который редактировала подруга императрицы княгиня Дашкова, а печаталась в нем сама Екатерина, открывался одой “К Фелице”. О Державине заговорили, он стал знаменитостью.

Карьера Державина вновь пошла в гору. Еще не раз, подымаясь по служебной лестнице, он “прибегнет к своему таланту”. Но по-прежнему останется прямолинейным и дерзким даже с самой верховной властью. Уже в правление Павла I (Екатерина II умерла в 1796 году) он, высокопоставленный чиновник, нагрубит малопредсказуемому в поступках императору. Тот разгневается и отправит в Сенат распоряжение о снятии Державина с должности: “За непристойный ответ, им перед нами учиненный, отсылается к прежнему его месту”. Пришлось вновь писать оду, теперь уже прославляющую Павла. Сменил на престоле Павла I его сын и любимый внук Екатерины Александр I. Он относился к поэту вполне благосклонно и в 1802 году назначил его министром юстиции. С новым царем столкновений не было, однако, и прослужил Державин недолго. В 1803 году он окончательно вышел в отставку с высшим государственным чином. Он имел ордена, почетные звания, прекрасный дом в Петербурге и имение на берегу Волхова. Но, главное, этот сановник был признанным “первым поэтом” России, непререкаемым судьей и авторитетом во всех литературных делах той поры.

В 1815 году поэта пригласили почетным гостем на публичный экзамен в Царскосельский лицей. Ни одно важное событие культуры не обходилось без присутствия “старика Державина”. Поэт был стар и дряхл. Он знал, что жить остается недолго и, никогда не страдавший от скромности, мучался оттого, что “некому лиру передать”. Нет в России поэта, достойно продолжившего бы его дело. Державин дремал, сидя за столом экзаменаторов и знатных гостей. И не сразу понял, откуда взялись великолепные строки стихов, звучащие в парадном зале. Кудрявый юноша читал их звонко и взволнованно. О чем тогда подумал старый поэт? Что появился тот, кому не страшно и не совестно передать свое первенство в русской поэзии? Что наконец-то можно спокойно оставить здешний свет?

Вот как сам кудрявый лицеист, А.С. Пушкин, вспоминал позднее этот экзамен: “Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтобы дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую “Водопад”. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли”.

Таков жизненный путь Державина. Мы не случайно проследили его с такой тщательностью: он многое объясняет в творческой судьбе поэта и в новаторском его подходе к поэтическому творчеству. Не правда ли, необычно само приобщение Державина к литературе? Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, о которых шла речь в предыдущих главах, много и основательно учились. Долгие годы постигали они теорию и практику поэтического дела. Затем оставили потомкам собственные литературные теории и учения. Державин шел иным путем. Сквозь житейские толщи быта, служебных неурядиц и побед, он долго пробивался к азам литературного ремесла и уже вполне зрелым человеком начал постигать его основы. Происходило это стихийно и неупорядоченно.

Читайте также другие темы главы VI:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

Биография Державина

Гавриил Державин является выдающимся русским поэтом, драматургом, прозаиком и государственным деятелем. Он был настоящим патриотом своей Родины, которую часто превозносил в произведениях.

Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской словесности, что признавали все последующие писатели.

Биография Державина несколько отличается от классических биографий литераторов, и чем-то напоминает другого великого поэта и дипломата – Александра Грибоедова.

Итак, перед вами биография Гавриила Державина (интересные факты о нем читайте здесь).

Детство и юность

Гавриил Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в селе Сокуры, Казанской губернии. Он рос в многодетной семье с весьма скромным достатком.

Его отец, Роман Николаевич, служил секунд-майором. Он умер в раннем возрасте, поэтому Гавриил почти не помнил его.

В связи с этим матери, Фекле Андреевне, приходилось много работать, чтобы прокормить своих детей.

Образование

Первым учебным заведением в биографии Державина была оренбургская школа, после которой он продолжил учиться в Казанской гимназии.

Поэзией Гавриил начал интересоваться с юных лет. Больше всего ему нравилось творчество Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова.

Помня наизусть многие стихотворения этих поэтов, он начинает сам сочинять стихи. И это ему сразу же легко дается.

Армейская служба

В 1762 г. Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку.

Державин в молодости

Интересно, что в будущем полк будет принимать активное участие в госперевороте, в результате которого к власти в России придет Екатерина 2.

Армейская служба не приносила будущему поэту никакого удовольствия, поскольку у него не было свободного времени для написания произведений.

Кроме этого, Державин пристрастился к игре в карты.

Чтобы обыгрывать своих соперников, ему приходилось заниматься шулерством. Стоит отметить, что из-за этого он испытывал серьезные угрызения совести.

Когда со временем ему удастся оставить эту тяжелую зависимость, Державин будет благодарить за это Бога.

Интересен факт, что Федор Достоевский тоже на протяжении нескольких лет страдал игровой зависимостью, оставляя все деньги в казино. Но ему также удалось избавиться от пагубной привычки.

Начало карьеры

После долгого и исправного несения службы, в 1772 г. Державину было присвоено офицерское звание.

Через год он был участником государственной комиссии, расследовавшей причины и последствия пугачевского бунта.

При этом надо заметить, что, несмотря на то, что он являлся офицером, ему катастрофически не хватало денег.

Вследствие этого Державин решает лично обратиться к императрице с просьбой о материальной помощи. Он пишет письмо, в котором подробно излагает свою просьбу.

Интересно, что генерал Александр Бибиков приложил к его прошению собственный рапорт. В нем он напоминал императрице о больших заслугах Державина перед Родиной.

Вскоре Гавриил Романович получил от Екатерины 2 письмо, в котором говорилось о его назначении на должность коллежского советника. Кроме этого императрица подарила ему 300 крепостных.

Личная жизнь

В 1775 г. в биографии Державина произошло знаковое событие. Он женился на 16-летней Екатерине Бастион, родители которой были на службе у царской семьи.

Гавриил был безумно влюблен в девушку, и посвятил ей множество стихотворений.

Однако детей у них так и не родилось.

Некоторые биографы Державина утверждают, что именно в этот период жизни у поэта появился собственный стиль: он начал писать в жанре философской лирики.

При этом надо сказать, что хоть его стихи и печатались в некоторых изданиях, они не сделали его популярным.

Золотая табакерка от Екатерины 2

Первым произведением, сделавшим Державина известным, стала ода «Фелица», которую он посвятил императрице. В ней он воспевал ее волевые качества и не скупился на комплименты.

Когда Екатерина прочла оду, она похвалила начинающего поэта, а также подарила ему золотую табакерку, инкрустированную драгоценными камнями. Интересно, что внутри нее лежали еще и червонцы.

После этого в биографии Державина произошло множество положительных событий. Ему начали доверять разные ответственные должности, благодаря чему он стал «своим» в высшем обществе.

Губернатор Державин

В 1776 г. Державина назначили губернатором Олонецкого края. На этом посту ему пришлось много потрудиться. Основной проблемой края была коррупция, из-за которой в казну поступало мало денег.

Будучи порядочным и законопослушным гражданином, Гавриил Державин начал бороться с коррупционерами, однако это не принесло ощутимых результатов.

И хотя навести полный порядок в Олонецком крае не удалось, Державин принес много пользы этому региону: он построил первый театр, открыл городское училище и больницу для бедных, а также запустил в работу типографию.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующим государственным постом Державина была служба в качестве кабинет-секретаря императрицы. Некоторые его биографы считают, что получить такую должность ему помогла та самая ода, посвященная Екатерине.

Стоит заметить, что кабинет-секретарем он прослужил недолго: всего два года. Во время докладов он всегда честно рассказывал о тех или иных новостях, не искажая фактов и не украшая действительности.

Также Державин имел привычку ходатайствовать о бедных людях и о тех, кто страдал от несправедливого судейства. В результате эта приверженность высокой морали сильно утомила императрицу, и она отправила его в Сенат.

Автор первого российского гимна

После того, как в 1791 г. русские солдаты под руководством Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, Державин написал одно из самых известных произведений в своей биографии.

Из-под его пера вышло стихотворение «Гром победы, раздавайся», которое легло в основу гимна Российской империи.

Пройдет более 40 лет, прежде чем текст гимна изменится на «Боже, Царя храни», который напишет русский поэт Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском).

Второй брак

В 1794 г. в биографии Державина произошла трагедия. Скончалась его супруга Екатерина, вместе с которой он прожил 19 лет.

Через год поэт женился на Дарье Дьяковой. В этом браке у него также не было детей. В итоге, супружеская пара воспитывала детей друга их семьи – Петра Лазарева.

Интересен факт, что один из этих детей – Михаил, в будущем стал известным адмиралом, ученым, губернатором Севастополя и открывателем Арктики.

Пик карьеры

Во время пребывания на престоле Павла 1, Державин занимал пост президента Коммерц-коллегии и государственного казначея.

Когда следующим императором стал Александр I, поэт оказался в должности министра юстиции. Стоит отметить, что как в первом, так и во втором случае ему удавалось прекрасно справляться со своими обязанностями.

В 1803 г. в биографии Державина произошло очередное важное событие. Он решил завершить государственную деятельность и полностью посвятить себя литературе.

Творчество Державина

Незадолго до отставки Гавриил Державин подолгу жил в имении, принадлежавшем его второй супруге. Там он написал более 60 стихов и опубликовал первый том своих произведений.

Интересно, что помимо необыкновенно глубоких и философских стихотворений Державин написал несколько пьес.

Важно заметить, что творчеством Державина восхищался Александр Пушкин, который впервые встретился с ним на лицейском экзамене. Тогда Гавриил Романович находился в числе участников комиссии.

Совсем еще юный Пушкин произвел на него прекрасное впечатление. Державину даже хотелось обнять необыкновенно одаренного абитуриента, однако тот поспешно покинул помещение, где проходил экзамен, так как не в силах был сдержать слез.

Смерть

Гавриил Романович Державин умер 20 июля 1816 г. в возрасте 73 лет. Он был похоронен в Великом Новгороде в Преображенском соборе.

Державин Гавриил Романович (1743-1816) – биография, жизнь и творчество писателя

Детство и юность

Державину посчастливилось жить и творить в эпоху Просвещения, когда под влиянием императрицы Екатерины II в России начали усиленно развиваться наука и искусство. Сегодня имя этого талантливого деятеля на слуху наряду с такими великими русскими литераторами, как Пушкин, Ломоносов, Фонвизин, что неудивительно, ведь самые плодотворные годы в жизни Державина выпали на так называемый золотой век Екатерины, когда всюду в империи начали открываться учебные заведения, библиотеки, театры и музеи.

Происходил великий поэт из мелкого дворянства и был уроженцем села Сокуры, расположенного недалеко от Казани. Появился он на свет 14 июля 1743 года в семье секунд-майора Романа Николаевича Державина, который вскоре погиб, оставив своих жену и сына самих. Но, несмотря на это трагическое обстоятельство, детство маленького Гаврила было беззаботным, оно протекало в фамильном имении под присмотром матери Феклы Андреевны (в девичестве Козловой).

Читайте также:  Жизнь и творчество Томаса Манна

Воинская служба

Согласно преданию, российский офицер происходил из известного татарского рода, его предком был некто Багрим-мурза, принявший крещение и поступивший на службу в княжеский полк. Именно поэтому карьера для мальчика была предопределена с самого его рождения, хотя в те времена практически все дворянские сыновья выбирали воинскую службу. Составляя хронологический список тех лет, стоит выделить следующие события:

  1. В 1762 году будущий литератор в возрасте 19 лет поступил на службу рядовым гвардейцем Преображенского полка.
  2. Уже спустя несколько месяцев в стране произошел государственный переворот, после которого на престол взошла Екатерина II. Невзирая на то, что государыня принимала непосредственное участие в убийстве путем удушения своего законного супруга, царя Петра III, новоиспеченный военный принял участие в этом перевороте, всеми силами поддерживая императрицу. Пожалуй, это обстоятельство является одним из самых важных и интересных фактов о Державине, ведь его активная позиция не могла остаться незамеченной царицей, которая потом всячески поощряла его деятельность и помогала в вопросах карьеры.
  3. Ровно через 10 лет после этих громких событий, в 1772 году, Гавриил Державин получил офицерскую должность подпоручика, хотя настоящий взлет ждал его впереди.
  4. Еще один шанс проявить себя подпоручику представился в период с 1973 по 1975 год, когда произошло знаменитое восстание Емельяна Пугачева, донского казака, объявившего себя выжившим Петром III и спровоцировавшим гражданскую войну, в которой принимали участие не только представители казачества и крестьяне, но и уральцы и жители Поволжья. Державин вновь выступил в поддержку Екатерины, принимая самое активное участие в подавлении бунта и подробно описывая все эти события, которые потом легли в основу исторического пушкинского романа «Капитанская дочка» и многих других художественных произведений, несмотря на однобокий характер освещения.

Тем не менее толстые тетради, которые вел Державин, старательно записывая все подробности восстания и затрагивая даже такие темы, как дворянская организация, обмундирование и особенности местности, где развернулся театр военных действий, стали ценнейшим источником информации для более поздних и современных историков. К примеру, первым упорядочить все записи поэта о подавлении восстания яицких казаков взялся российский академик Яков Грот. Он провел глубокий анализ этих данных и составил на их основе подробнейшие хронологические таблицы и труды.

Стихи и карьера государственного деятеля

Первые произведения Державина в стихотворной форме были написаны в период начала Пугачевщины и датируются 1773 годом. К ним относится ода «На бракосочетание великого князя Павла Петровича». Это время стало не самым простым для поэта, так как он подвергся пагубному пристрастию, свойственному дворянству той эпохи, которое заключалось в пьянстве и карточных играх. Дело дошло до того, что представитель знати даже опустился до всевозможных махинаций, став настоящим шулером.

К счастью, стремительно развивающиеся в политической жизни государства события помогли Державину вовремя переключиться на другую волну, он смог побороть свое порочное пристрастие, положив конец бесконечным кутежам в кругу своих воинских собратьев. После окончательного подавления бунта Державин стал все больше посвящать себя творчеству, отдавая предпочтение одам с их высоким слогом и живым воспроизведением описываемых событий.

В этот период поэт начал публиковать свои оды и краткие стихотворения в «Санкт-Петербургском вестнике», привлекая внимание других авторитетных литераторов как юношеский сентименталист. Среди самых ярких произведений Гавриила Романовича того времени стоит выделить:

  • «Песни Петру Великому» (публикация датируется 1778 годом);
  • «На смерть князя Мещерского», «Ключ» (1779);
  • «Властителям и судьям», «К первому соседу» (1780) и т. д.

Но больше других поэтических трудов из раннего творчества Державина славилась его ода «Фелица», в которой он превозносил правящую государыню. Естественно, этот жест, вызвавший большой резонанс в обществе, не мог остаться незамеченным императрицей, которая щедро наградила своего преданного воспевателя, даровав ему роскошную табакерку, полностью инкрустированную бриллиантами, и 50 червонных золотых к дорогому аксессуару в придачу.

Уже в 1777 году подпоручик ушел в отставку, получив возможность продолжить карьеру в Правительственном сенате, где ему удалось добиться невиданных высот. Сегодня существует взгляд, что успех Державина полностью зависел от покровительства высших чиновников царской России, включая ее монаршую особу. Но если углубиться в историю, то становится очевидно, что поэт, как и его отец, имел очень жесткий непримиримый характер, который не мог не отразиться на его службе.

Проще говоря, он, будучи сильной и цельной личностью, не мог откровенно льстить царице и другим высокопоставленным особам так, как это делали многие другие. Эта особенность проявлялась и во вступлении в открытые конфликты с подчиненными, с коррупционными действиями которых ему доводилось часто и безрезультатно бороться, что очень сильно раздражало его более высокопоставленных покровителей, также погрязших в этих и подобных им схемах.

Личная жизнь и зрелые годы

За всю свою жизнь Державин успел дважды жениться. Первой его избранницей стала юная дочь кормилицы князя Павла и камердинера в отставке португальского происхождения Екатерина Бастидон. Брак между отставным подпоручиком и 16-летней девушкой был заключен в 1978 году. К тому времени начинающий писатель успел не только полностью проиграться в карты, но и восстановить и даже приумножить потерянное состояние, выиграв баснословную по тем временам сумму в 40 тысяч рублей.

После 20-летнего брака случилось непоправимое — жена Державина, воспетая им еще при жизни как Пленира, трагически ушла из жизни в возрасте 34 лет, так и не родив ему наследников. Однако долго горевать вдовец не стал, повторно обручившись уже спустя полгода. На этот раз его выбор пал на помещицу Дарью Дьякову, позже прославившуюся как меценат, завещав фамильное поместье, доставшееся ей после смерти мужа, основателям женского монастыря.

К сожалению, и в этом браке не родились дети, что сподвигло Державина на совершение очень благородного поступка — взятия на попечение трех осиротевших племянниц своей второй супруги. Он воспитал девочек, как родных дочерей. Что же касается карьеры этого деятеля, то помимо литературы, в которой Державин проявлял явное мастерство, он вел активную политическую жизнь, хотя это было и непросто в силу особенностей его характера.

Удивительно, но за годы после своей военной отставки ему приходилось чуть ли не каждые несколько лет менять место службы, появляясь то в одной, то в другой губернии. Главными профессиональными направлениями в жизни дворянина стали следующие виды деятельности:

  1. Членство в первой Российской Императорской академии, открывшей свои двери еще в 1783 году.
  2. Принятие участия в составлении первого толкового русского словаря, работа над которым продолжалась в течение одиннадцати лет.
  3. В 1784 году он был отправлен в Петрозаводскую губернию (Олонецкое наместничество) для формирования административных органов управления и систем. Заслугой этого деятеля стало открытие губернской больницы. Все время он вел краткие очерки, которые чуть позже стали основой для написания многих замечательных стихов о Карелии («Буря», «На счастие», «Водопад» и пр.).
  4. В период с 1786 по 1788 год Державин прибыл на новое место службы — в Тамбов, на этот раз будучи откомандированным для организации и становления Тамбовского наместничества. За два года службы под чутким руководством чиновника был составлен план губернии, открыт ряд учебных классов, богаделен, больниц, сиротский приют и даже типография, в которой стала печататься первая провинциальная газета, названная на столичный манер «Тамбовскими известиями».
  5. В 1791 году Гавриил Романович пошел на повышение, став кабинет-секретарем императрицы и проработав в этой должности до 1793 года. В этом же году он удостоился чести быть произведенным в тайные советники с одновременным назначением в сенат.
  6. В течение года (1795—1796) возглавлял Коммерц-коллегию, созданную еще Петром I.
  7. В период с 1802 по 1803 год трудился министром юстиции.

Несмотря на головокружительную карьеру в высших чиновничьих кругах, Державин не переставал писать, выражая свое признание Отчизне, которую он пылко любил до последних дней.

Последняя обитель поэта

Сегодня уже мало кто вспомнит о том, что первым стих о памятнике собственной славе, который вдохновил Пушкина на создание своего знаменитого «Памятника» 1841 года, написал именно Державин. Кроме того, этот поэт является автором негласного российского гимна «Гром победы, раздавайся!», написанного в 1791 году. Он впоследствии был признан одним из главных его поэтических произведений. Военная тематика, значение которой было слишком велико для этого государственного деятеля, нашла свое отображение и в других его трудах.

К примеру, во время написания «Осени во время осады Очакова» он обратился к своему верному другу Сергею Голицыну, призывая его как можно быстрее завоевать турецкую крепость и вернуться к своим родным в фамильное имение в Зубриловке, гостем которого часто бывал и сам поэт. Осенью 1803 года Державин был отстранен от всех дел, уйдя на заслуженный покой в возрасте 60 лет.

Будучи по другую сторону от государственных дел, верный российский подданный продолжал писать прекрасные стихотворения о своей родине, посвятив весь остаток своей жизни поэзии. Последним пристанищем великого русского литератора стало родовое имение Званка, расположенное близ Нижнего Новгорода, которое после смерти Державина и его супруги перешло в распоряжение женского монастыря.

Умер поэт в своем имении 8 июля 1816 года в возрасте 73 лет. Он был погребен на кладбище Варлаамо-Хутынского монастыря.

Во время ВОВ монастырь и его окрестности сильно пострадали от боевых действий, в результате чего было принято решение о перезахоронении Державина с супругой. Сегодня они покоятся в знаменитой крепости Новгородского Кремля.

Жан-Батист Мольер: биография и интересные факты из жизни

  • 6 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Светлана Гильфанова

Мольер. Одно лишь упоминание этого имени возвращает нас к апогею французской классической комедии. Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие – в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии как серьезной гибкой формы искусства.

Мы расскажем вам о творчестве и биографии Мольера. Краткая характеристика периодов его жизни, некоторые интересные фактах из жизни – все это поможет лучше понять одного из самых выдающихся драматургов в истории. Театр был его жизнью, он исцелил от скуки и распахнул двери в высший свет, но правда ли, что он его и погубил?

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Успех и критика

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика “Школы жен”», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

«Тартюф, или Обманщик»

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

«Дон Жуан, или Каменный пир»

Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

Личная жизнь

20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет Арманде Бежар – младшей сестре Мадлен (на фото). Она была на 20 лет младше его. Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. Но они не утратили надежды, и в 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Читайте также:  Жизнь и творчество Айзека Азимова (биография)

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем – на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение – это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра – то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЛЬЕРА

Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, – 17.02.1673, Париж), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Его отец, Жан Поклен, владевший лавкой и мастерской на одной из парижских улиц, имел наследственное звание придворного обойщика. Из старинного рода ремесленников происходила и мать Мольера. Отец надеялся, что и сын продолжит семейные традиции и станет придворным обойщиком – верным служителем короля.

Но сына влекли иные пути. Уже в детстве он полюбил театр. Во время прогулок с дедом по Парижу мальчик не раз видел представления бродячих актёров на ярмарочных площадях, полные жизнерадостного веселья и боевого задора народные фарсы. Удачливый крестьянин оставлял в дураках корыстного попа и насильника – аристократа. Молодая жена ловко надувала старого деспота – мужа. Сыпались звонкие пощёчины, раздавались взрывы смеха, неслось над толпой хлесткое и вольное “шутовское слово”.

Иногда юный Жан-Батист приходил с отцом во дворец короля, где часто разыгрывались придворные спектакли. Там перед мальчиком развёртывалось зрелище совсем другого рода. Мерно лились стихотворные тирады возвышенных героев, задрапированных в античные плащи, величаво и плавно выступали нарядные дамы в напудренных париках. В это время начинался расцвет славы “бесподобного Корнеля”, автора “Сида”, создателя классических образцов французской трагедии.

И у сына обойщика родилась смелая мечта – самому стать одним из этих величавых героев сцены – сделаться актёром. Он таил эту мечту от всех, ведь к профессиональным актёрам относились тогда, как к отверженным людям, жалким бродягам.

Учился Мольер в Клермонском коллеже – одном из лучших учебных заведений того времени. Уже на школьной скамье будущий драматург познакомился с древнеримскими комедиями Плавта и Теренция. В то же время он глубоко заинтересовался трудами античных философов – материалистов и даже самостоятельно перевёл на французский язык поэму Лукреция “О природе вещей”. По окончании коллежа юноша продолжал заниматься самообразованием. К этому времени относится первое его знакомство с философией Пьера Гассенди, оказавшей на него глубокое влияние.

Всячески пытаясь уклониться от занятий, “наследственным” делом обойщика и торговца, молодой Поклеп выдержал экзамен на лиценциата прав. Но юридическая карьера также не увлекала его, и он решил, наконец, открыто объявить отцу о своём желании стать актёром. Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе новое имя – сценический псевдоним – М о л ь е р (Moliere). Организовав труппу из 9 человек и дав ей пышное название “Блистательный театр”, он начал гастроли в Париже. Однако судьба первого театрального предприятия Мольера оказалась далеко не блистательной. Соперничать с богатыми большими театрами юной труппе было не под силу. Не хватало денег и подходящих пьес, которые могли бы привлечь внимание публики. Мольеру не раз приходилось отбывать краткосрочное заключение в долговой тюрьме Шатле. Вскоре “Блистательный театр” пришлось закрыть. Но первая неудача не обескуражила молодого энтузиаста. Он решил попытать счастья в провинции, куда и поехал в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров.

Начался трудный период в жизни Мольера – тринадцать лет скитании, беспрерывного труда и необеспеченного существования бродячего комедианта. Но эти годы послужили подлинной школой жизни, богатым источником опыта для будущего драматурга.

В те годы во Франции шла напряжённая политическая борьба. Лишённые прежних вольностей феодалы предприняли последнюю попытку выступить против абсолютизма. Однако королевская власть победила и ещё более упрочилась.

Мольер, наблюдая окружающую жизнь, делал свои выводы и обобщения; он видел, что своевольные насильники – феодалы и мракобесы – церковники глубоко враждебны народу. Однако в первых его драматических опытах, относящихся к началу 50-х годов, сатирический дар писателя ещё не развернулся полностью, он достиг расцвета десятилетие спустя.

Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репертуара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников. По-видимому, некоторые из них представляли собой лишь канву для театрального представления, небольшие сценарии, где оставлялось место для актёрской импровизации.

Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятельные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из народного театра, из народных повестушек, а порой – из произведений античных авторов. Драматург говорил своим друзьям: “Я беру моё добро там, где его нахожу”. Но эту сюжетную канву он расцвечивал такими яркими бытовыми чертами, в условные комические образы – маски вкладывал такое живое современное содержание, что получались совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор талантливо исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о театре донеслись до столицы. Друзья Мольера стали уговаривать молодого короля Людовика XIV вызвать драматурга с его труппой в Париж. В 1658 г. состоялось первое представление мольеровского театра в королевском дворце.

Трагедия, которую поставила провинциальная труппа, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия – фарс “Влюблённый доктор” была настолько полна жизнерадостного веселья и притом так хорошо сыграна, что привела в восторг зрителей и вызвала одобрение короля. Театр решено было оставить в Париже.

В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию “Смешные жеманницы”. В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно – аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.

Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что эта глухая вражда постепенно перешла в подлинную войну, объявленную реакционерами драматургу – обличителю. Они стараются повредить Мольеру, заставить его замолчать. В 1660 г., пользуясь отсутствием короля, они выгоняют труппу из занимаемого ею помещения. Однако эти попытки ни к чему не привели.

В 1661 г. Мольер написал и поставил новую комедию – “Урок мужьям”, а в следующем, 1662 г., – “Урок жёнам”. В обеих этих пьесах, и особенно остро во второй из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса.

Пьеса “Урок жёнам” вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возрастало. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. Враги драматурга пытались всячески её опорочить, обрушиваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни.

Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, с необычайной быстротой он создал две комические пьесы: “Критика Урока жёнам” и “Версальский экспромт”. Отвечая в них клеветникам и недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление. “Если во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в нынешних пьесах для всеобщего развлечения нужен уморительный маркиз”, – утверждает Мольер.

Разбитые в литературных боях враги стали донимать драматурга личными выпадами, грязной клеветой на его частную жизнь. Но им не удалось сломить Мольера. В борьбе и полемике его сатирическое дарование всё шире развёртывалось и крепло.

В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию “Тартюф”, в которой направляет удар против церковников, корыстных и хищных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставлена в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название “Увеселения волшебного острова”. К оформлению этих королевских развлечений был привлечён и Мольер. Но драматург использовал версальские сады как трибуну для нового своего смелого сатирического выступления. Негодование церковников и реакционеров было неописуемо. Организовался целый “заговор святош” против драматурга, и они добились запрещения комедии.

Началась длительная борьба Мольера за “Тартюфа”. Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: “Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии”. Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть “еретическую” комедию под угрозой отлучения от церкви.

В разгар борьбы за “Тартюфа” Мольер написал две замечательные комедии – сатиры: “Донжуан” (1665) и “Мизантроп”. В первой из них он под обличием легендарного обольстителя женских сердец Донжуана нарисовал типический образ французского аристократа, разоблачив его моральное разложение.

“Дон жуан” – одно из наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Донжуана). В этой комедии драматург значительно отступает от “правил”: он не соблюдает трёх единств, образы действующих лиц, и особенно главного героя, обрисованы многосторонне, не отличаются однокачественностью, свойственной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против “сословной морали”, позволяющей знатному господину безнаказанно угнетать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия.

В другой комедии, “Мизантроп”, Мольер противопоставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза. Однако сам автор с горечью подчёркивает бессилие и одиночество своего героя. Альцест смешон в своих попытках проповедями и разговорами в салонах исправлять нравы их завсегдатаев. “Мизантроп” – одна из самых мрачных пьес Мольера.

Обличение растлевающей силы денег дал Мольер в комедии “Скупой”. Главное действующее лицо, скряга – ростовщик Гарпагон, – это олицетворение скупости. Страсть к деньгам вытесняет в нём все человеческие чувства. Он тиранит и мучит своих близких, стремясь сэкономить лишний су.

Мольер показывает, как деньги разрушают исконные семейные связи. Скупость Гарпагона непомерна. В городе рассказывают, что старый скряга будто бы привлек к ответственности соседского кота за то, что тот съел у него остатки бараньего жира, а однажды ночью Гарпагона поймали, когда он воровал овёс у собственных лошадей.

Гарпагон смешон, но в то же время отвратителен и страшен. Этот обобщённый образ скупца, несомненно, оказал влияние на великого французского реалиста XIX в. Оноре Бальзака. В образе старика Гранде (из романа Бальзака “Евгения Гранде”) много черт, роднящих его с мольеровским Гарпагоном.

В последние годы жизни великого комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит по-прежнему звонко и вольно, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

Мольер снова обращается к жанру народного фарса, с которого он начал свой творческий путь. Он пишет искрящиеся весельем комедии-фарсы “Плутни Скалена” и “Лекарь поневоле”. Сильны элементы фарса и в комедии – балете “Мещанин во дворянстве”, одной из наиболее реалистических и социально глубоких пьес Мольера (1670). Мольер поставил здесь своей задачей высмеять тупых и тщеславных буржуа, которые стремятся во всём подражать придворной аристократии. Пытаясь за деньги приобрести внешний блеск и галантные манеры, они становятся смешными и нелепыми, как Журден – центральный персонаж этой комедии. Вместе с тем Мольер сатирически изображает в этой комедии нравы той аристократии, которая для тщеславных буржуа кажется окруженной таким блеском.

В последней комедии, “Мнимый больной”, автор высмеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, которые у них лечатся. Смертельно больной Мольер исполнял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезненные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публика принимала за великолепную игру, награждая его бурными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). “Оригиналы” Тартюфа – ханжи-церковники – мстили автору “Тартюфа” и после смерти. Архиепископ добился запрещения хоронить его со всеми почестями по церковному обряду. Хоронили Мольера ночью, за кладбищенской оградой, за гробом его шла большая толпа простого народа.

Мольер

Биография

Жан-Батист Поклен – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Портрет Мольера

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

Памятник Мольеру

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Читайте также:  Жизнь и творчество Владимира Короленко

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Мольер

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) – о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии – «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) – считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств – «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера – «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) – написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар – Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.

Мольер и его жена Арманда

Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.

Жан Батист Мольер – биография, информация, личная жизнь

Жан Батист Мольер

Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним – Мольер (фр. Molière; 15 января 1622, Париж – 17 февраля 1673, там же) – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643-1680).

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков.

Отец Жан-Батиста, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу – Клермонский колле́ж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей». По окончании колле́жа в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер.

После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте 21 года Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года. Вступив в жестокую конкуренцию с уже популярными в Париже труппами Бургундского отеля и Марэ, «Блистательный театр» проигрывает в 1645 году. Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.

Скитания Мольера по французской провинции на протяжении 13 лет (1645—1658) в годы гражданской войны (фронды) обогатили его житейским и театральным опытом.

С 1645 года Мольер с друзьями заступают к Дюфрену, и в 1650 году он возглавляет труппу.

Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье» (La jalousie du Barbouillé) и «Летающий лекарь» (Le médécin volant), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна.

Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьес, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена», д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют, что традиция старинного фарса оказала влияние на основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах – «Шалый, или Всё невпопад» (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и «Любовная досада» (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно приписываемому Мольеру принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Труппа Мольера постепенно добилась успеха и славы, и в 1658 году, по приглашению 18-летнего Месье, младшего брата короля, она вернулась в Париж.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюблённый доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Парижский период деятельности Мольера открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы» (фр. Les précieuses ridicules, 1659). В этой первой, вполне оригинальной, пьесе Мольер сделал смелый выпад против господствовавшей в аристократических салонах вычурности и манерности речи, тона и обхождения, получившей большое отражение в литературе и оказывавшей сильное влияние на молодёжь (преимущественно женскую её часть). Комедия больно уязвила виднейших жеманниц. Враги Мольера добились двухнедельного запрещения комедии, после отмены которого она шла с удвоенным успехом.

23 января 1662 года Мольер подписал брачный контракт с Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены. Ему 40 лет, Арманде 20. Против всех тогдашних приличий, на свадьбу пригласили лишь самых близких. Церемония венчания состоялась 20 февраля 1662 года в парижской церкви Сен-Жермен-л’Осеруа.

Комедия «Школа мужей» (L’école des maris, 1661), которая тесно связана с последовавшей за ней ещё более зрелой комедией «Школой жён» (L’école des femmes, 1662), знаменует поворот Мольера от фарса к социально-психологической комедии воспитания. Здесь Мольер ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Отсутствие односложности в характерах и поступках персонажей делает «Школу мужей» и особенно «Школу жён» крупнейшим шагом вперед в сторону создания комедии характеров, преодолевающей примитивный схематизм фарса. При этом «Школа жён» несравненно глубже и тоньше «Школы мужей», которая по отношению к ней – как бы набросок, лёгкий эскиз.

Столь сатирически заострённые комедии не могли не вызвать ожесточённых нападок со стороны врагов драматурга. Мольер ответил им полемической пьеской «Критика „Школы жён“» (La critique de «L’École des femmes», 1663). Защищаясь от упрёков в гаерстве, он с большим достоинством излагал здесь своё кредо комического поэта («вникать как следует в смешную сторону человеческой природы и забавно изображать на сцене недостатки общества») и высмеивал суеверное преклонение перед «правилами» Аристотеля. Этот протест против педантической фетишизации «правил» вскрывает независимую позицию Мольера по отношению к французскому классицизму, к которому он примыкал однако в своей драматургической практике.

В «Браке поневоле» (Le mariage forcé, 1664) Мольер поднял жанр на большую высоту, добившись органической связи комедийного (фарсового) и балетного элементов. В «Принцессе Элиды» (La princesse d’Elide, 1664) Мольер пошёл противоположным путём, вставив шутовские балетные интермедии в псевдоантичную лирико-пасторальную фабулу. Так было положено начало двум типам комедии-балета, которые разрабатывались Мольером и дальше.

«Тартюф» (Le Tartuffe, 1664-1669). Направленная против духовенства, этого смертельного врага театра и всей светской буржуазной культуры, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-попа. В таком виде она была поставлена в Версале на празднестве «Увеселения волшебного острова» 12 мая 1664 под названием «Тартюф, или Лицемер» (Tartuffe, ou L’hypocrite) и вызвала недовольство со стороны религиозной организации «Общества святых даров» (Société du Saint Sacrement). В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрещения «Тартюфа». Мольер отстаивал свою пьесу в «Прошении» (Placet) на имя короля, в котором прямо писал, что «оригиналы добились запрещения копии». Но это прошение не привело ни к чему. Тогда Мольер ослабил резкие места, переименовал Тартюфа в Панюльфа и снял с него рясу. В новом виде комедия, имевшая 5 актов и озаглавленная «Обманщик» (L’imposteur), была допущена к представлению, но после первого же спектакля 5 августа 1667 снова снята. Только через полтора года «Тартюф» был наконец представлен в 3-й окончательной редакции.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» – одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

Пьесы Мольера:

Ревность Барбульё, фарс (1653)
Летающий лекарь, фарс (1653)
Шалый, или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
Любовная досада, комедия (1656)
Смешные жеманницы, комедия (1659)
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
Школа мужей, комедия (1661)
Докучные, комедия (1661)
Школа жён, комедия (1662)
Критика «Школы жён», комедия (1663)
Версальский экспромт (1663)
Брак поневоле, фарс (1664)
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
Любовь-целительница, комедия (1665)
Мизантроп, комедия (1666)
Лекарь поневоле, комедия (1666)
Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
Комическая пастораль (1667)
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
Амфитрион, комедия (1668)
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
Скупой, комедия (1668)
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
Блистательные любовники, комедия (1670)
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
Учёные женщины, комедия (1672)
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы Мольера:

Влюбленный доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника, фарс (1653)
Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин, фарс (1653)
Горжибюс в мешке, фарс (1653)
Брехун, фарс (1653)
Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник, фарс (1664)

Ссылка на основную публикацию