Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя

Хемингуэй. Биография и творчество

Большинству писателей “потерянного поколения” суждены были еще годы, а некоторым (Хемингуэю, Фолкнеру, Уайлдеру) и десятилетия творчества, но один лишь Фолкнер сумел вырваться из определенного в 20-е круга тем, проблематики, поэтики и стилистики, из магического круга щемящей печали и обреченности “потерянного поколения”. Общность “потерянных”, их духовное братство, замешанное на молодой горячей крови, оказалось сильнее продуманных выкладок различных литературных групп, которые распадались, не оставляя следа в творчестве их участников.

Так, Эрнест Хемингуэй (1899—1961), лауреат Нобелевской премии (1954), “гражданин мира” и писатель широчайшего диапазона вместе с тем навсегда сохранил некую пометину “потерянных”, которая проявляется порой в узнаваемой композиционной конструкции, узнаваемом повороте сюжета или черте характера героя.

Собственно, не только Фредерик Генри (“Прощай, оружие!”, 1929) и Джейкоб Барнс (“И восходит солнце”, 1926), но и Гарри Морган (“Иметь и не иметь”, 1937), и Роберт Джордан (“По ком звонит колокол”,1940), и даже старик Сантьяго (“Старик и море”, 1952) — это своего рода “поверженные победители”, за мужественной твердостью и силой которых кроются сдерживаемое напряжение и неизжитая душевная боль. В романе же “За рекой в тени деревьев” (1950) Хемингуэй открыто вернулся к своей проблематике, поэтике и стилистике 20-х годов, к теме Первой мировой войны, рассказав историю ее ветерана, ныне полковника Ричарда Кантуэлла, его горькой обреченной любви к юной итальянской графине Ренате, девушке, “от профиля которой щемило сердце”, и его скоропостижной смерти, оборвавшей эту любовь.

Проза Э. Хемингуэя, отточенная, предельно экономная в изобразительных средствах, была во многом подготовлена школой журналистики. Эта проза мастера, виртуозная простота которой лишь подчеркивала сложность его художественного мира, всегда опиралась на личный опыт писателя.

Хемингуэй родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, и провел детство в северном Мичигане; его отец, врач, помогал, в частности, индейцам в местной резервации и иногда брал сына с собой — данный жизненный отрезок нашел отражение в рассказах о ранних годах хемингуэевского лирического героя Ника Адамса (книга “В наше время”, 1925). Определивший судьбу Хемингуэя опыт Первой мировой, куда он ушел добровольцем, лег в основу новелл сборника “Мужчины без женщин” (1927) и романа “Прощай, оружие!”.

Реальные биографические факты (служба в отряде Красного Креста на итало-австрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание в миланском госпитале, бурная, но принесшая Хемингуэю лишь горечь и разочарование любовь к медсестре Агнессе фон Куровски) художественно преображены в романе и отлиты в кристалльно-ясную, отчетливую и пронзительную картину страданий и мужественного стоицизма “потерянного поколения”.

Париж 1920-х, этот “Праздник, который всегда с тобой” (так называлась вышедшая посмертно, в 1964, книга мемуаров писателя), где Хемингуэй жил с 1921 по 1928, был показан в романе “И восходит солнце” как послевоенное временное пристанище молодых американцев, которые слоняются по парижским кафе, прожигая жизнь, колесят по свету и находят лишь краткое успокоение в природе (сцена ловли форели) и в стихии народного празднества (испанская фиеста). Пространственные перемещения героев книги выступают художественной метафорой их внутренней неприкаянности.

Симптоматична тяга хемингуэевских персонажей (как и самого автора) к экстремальным проявлениям жизни, включающим смертельный риск, таким, как коррида (“И восходит солнце”; “Смерть после полудня”, 1932; “Опасное лето”, 1960) и сафари (“Зеленые холмы Африки”, 1935; “Недолгое счастье Френсиса Макомбера”; “Снега Килиманджаро”). В этих проявлениях жестокость и смерть предстают эстетически преображенными — не бойней, а искусством боя быков и охоты на дикого зверя.

Всегда оказывавшийся в гуще событий своего времени — как корреспондент, непосредственный участник и как писатель — Хемингуэй отзывался на них своей публицистикой и художественными произведениями. Так, атмосфера “гневного десятилетия” и гражданская война в Испании были воссозданы в новеллах сборника “Победитель не получает ничего” (1935), романе “Иметь и не иметь” (1937), “испанской публицистике”, пьесе “Пятая колонна” (1938) и романе “По ком звонит колокол” (1940). События 1940-х, когда Хемингуэй, поселившийся на Кубе, охотился на своей яхте “Пилар” за немецкими подлодками в Карибском море, отразились в посмертно опубликованном романе “Острова в океане” (1979). В конце Второй мировой писатель как военный корреспондент участвовал в освобождении Парижа.

Мощным заключительным аккордом его творчества (остальные произведения были опубликованы посмертно) стала повесть-притча “Старик и море”, действие которой происходит на Кубе. Последние годы жизни Хемингуэя были омрачены тяжелыми физическими недугами, и в 1961 писатель, не пожелавший сдаваться старости и болезням, покончил с собой выстрелом из охотничьего ружья, как некогда (в 1928 году) поступил и его отец. Незадолго до этого Э. Хемингуэй вернулся на родину, купив дом в Кетчуме, на западе страны.

Проведя большую часть жизни за пределами США и принимая более деятельное участие в международных, нежели в американских событиях, Хемингуэй (как в свое время Г. Джеймс и многие другие) остался американским писателем. Склад его личности, стиль его творчества, свежий и внимательный взгляд на мир, которые обладают неповторимо национальным качеством, — все это свидетельствует о его неразрывной связи с Америкой.

Читайте также другие статьи раздела “Литература XX века. Традиции и эксперимент”:

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

Человек и общество второй половины столетия

Перейти к оглавлению книги “Американская литература”

Эрнест Хемингуэй

Биография

Лауреат Нобелевской премии Хемингуэй был самым переводимым на русский язык зарубежным писателем во времена Советского Союза. Произведения Эрнеста печатались в журналах «30 дней», «За рубежом», «Интернациональная литература» и т. д., а в странах Европы этого одаренного человека называли «мастером пера номер один».

Великий писатель родился в Америке, на юго-западном побережье озера Мичиган, неподалеку от культурной столицы Среднего запада – Чикаго, в провинциальном городке Оук-Парк. Эрнест был вторым ребенком из шестерых детей. Мальчика воспитывали далекие от литературного искусства, но обеспеченные родители: ушедшая со сцены популярная исполнительница миссис Грейс Холл и мистер Кларенс Эдмонт Хемингуэй, посвятивший свою жизнь медицине и естествознанию.

Стоит сказать, что мисс Холл была женщиной своеобразной. До замужества она радовала звонким голосом многие города Соединенных Штатов, однако покинула певческое поприще из-за непереносимости сценического света. После ухода Холл обвиняла в своей неудаче всех, но только не себя. Приняв предложение руки и сердца от Хемингуэя, эта интересная женщина прожила с ним всю жизнь, посвятив свое время воспитанию детей.

Эрнест Хемингуэй в детстве

Но даже после замужества Грейс оставалась странной и взбалмошной барышней. Родившийся Эрнест до четырех лет проходил в девчачьих платьях и с бантами на голове из-за того, что миссис Хемингуэй хотела девочку, но вторым ребенком родился мальчик.

В свободное от работы время врач-терапевт Кларенс обожал ходить вместе с сыном в походы, на охоту и рыбалку. Когда Эрнесту исполнилось 3 года, у него появилась собственная удочка. Позже детские впечатления, связанные с природой, найдут свое отражение в рассказах Хемингуэя.

Мама одевала Эрнеста Хемингуэя как девочку

В юные годы Хем (прозвище писателя) запоем читал классическую литературу и сочинял рассказы. Находясь на школьной скамье, Эрнест дебютировал в местной газете как журналист: он писал заметки о минувших событиях, концертах и спортивных соревнованиях.

Хоть Эрнест и учился в местной школе Оук-Парка, в своих произведениях он чаще описывает северный Мичиган – живописное место, куда отправился на летние каникулы в 1916 году. После этой поездки Эрни написал охотничий рассказ «Сепи Жинган».

Эрнест Хемингуэй на рыбалке

Помимо прочего будущий лауреат по литературе имел отличную спортивную подготовку: увлекался футболом, плаванием и боксом, который сыграл с талантливым юношей злую шутку. Из-за полученной травмы Хем практически ослеп на левый глаз, а также повредил левое ухо. По этой причине в будущем молодого человека долго не принимали на службу в армию.

Эрнест Хемингуэй в молодости

Эрни хотел стать писателем, но у его родителей были другие планы по поводу будущего их сына. Кларенс мечтал, что его отпрыск пойдет по стопам отца и окончит медицинский факультет, а Грейс желала вырастить второго Шуберта или Бетховена, навязывая своему чаду ненавидимые им уроки музыки. Эта прихоть матери сказалась на учебе Хема, так как он пропустил целый год обязательных занятий, ежедневно штудируя игру на виолончели. «Она думала, что у меня есть способности, а у меня не было никакого таланта», – сказал уже в будущем пожилой писатель.

Эрнест Хемингуэй в армии

После окончания средней школы Эрнест, ослушавшись родителей, не стал поступать в университет, а начал осваивать журналистское искусство в городской газете Канзаса The Kansas City Star. На работе полицейский репортер Хемингуэй столкнулся с такими социальными явлениями, как девиантное поведение, бесчестие, преступность и продажность женщин; он бывал на местах преступлений, пожарах, посещал различные тюрьмы. Впрочем, эта опасная профессия помогла Эрнесту в литературе, ведь он постоянно наблюдал за манерами поведения людей и их житейскими диалогами, лишенными метафоричных изысков.

Литература

После участия в боевых сражениях в 1919 году классик переехал в Канаду и вернулся в журналистику. Его новым работодателем стала редакция газеты Toronto Star, которая позволяла писать даровитому молодому человеку материалы на любые темы. Однако публиковались далеко не все произведения репортера.

Писатель Эрнест Хемингуэй

После ссоры с матерью Хемингуэй забрал вещи из родного Оук-Парка и перебрался в Чикаго. Там писатель продолжал сотрудничать с канадскими газетчиками и параллельно опубликовывал заметки в Co-operative Commonwealth.

В 1821 году, после женитьбы, Эрнест Хемингуэй исполнил свою мечту и переехал в город любви – Париж. Позже впечатления от Франции найдут свое отражение в книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой».

Эрнест Хемингуэй на охоте

Там он познакомился с Сильвией Бич, именитой владелицей книжного магазинчика «Шекспир и компания», который находился неподалеку от Сены. Эта женщина имела огромное влияние в литературном кругу, ведь именно она опубликовала скандальный роман Джеймса Джойса «Улисс», который был запрещен цензурой в США.

Эрнест Хемингуэй и Сильвия Бич у магазина “Шекспир и компания”

Также Хемингуэй подружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, которая была мудрее и опытнее Хема и всю жизнь считала его своим учеником. Экстравагантная женщина с презрением относилась к творчеству журналистов и настаивала на том, чтобы Эрни как можно больше занимался литературной деятельностью.

Триумф к мастеру пера пришел осенью 1926 года после публикации романа «И восходит солнце» («Фиеста») о «потерянном поколении». Главный герой Джейк Барнс (прототип Хемингуэя) сражался за родину. Но на войне он получил серьезную травму, которая заставила поменять отношение к жизни и женщинам. Поэтому его любовь к леди Брет Эшли имела платонический характер, а свои душевные раны Джейк залечивал с помощью алкоголя.

Книги Эрнеста Хемингуэя

В 1929 году Хемингуэй пишет бессмертный роман «Прощай, оружие!», который и по сей день входит в обязательный список литературы для изучения в школах и высших учебных заведениях. В 1933 году мэтр сочиняет сборник коротких рассказов «Победитель не получает ничего», а в 1936 журнал Esquire опубликовывает знаменитое произведение Хемингуэя «Снега Килиманджаро», рассказывающее о писателе Гарри Смите, который ищет смысл жизни, путешествуя по сафари. Через четыре года было выпущено военное произведение «По ком звонит колокол».

Эрнест Хемингуэй за работой

В 1949 году Эрнест переехал в солнечную Кубу, где продолжил заниматься литературой. В 1952 он пишет философско-религиозную повесть «Старик и море», за которую был удостоен Пулитцеровской и Нобелевской премий.

Личная жизнь

Личная жизнь Эрнеста Хемингуэя настолько изобиловала всевозможными событиями, что не хватит и целой книги, чтобы описать авантюры этого великого писателя. Например, мэтр был любителем острых ощущений: в молодом возрасте он мог «приструнить» быка, участвуя в корриде, а также не боялся остаться наедине со львом.

Известно, что Хем обожал общество женщин и был влюбчив: стоило знакомой девушке показать свой ум и изящные манеры, и Эрнест сразу же поражался ею. Хемингуэй создавал себе образ некого Маркиза де Сада, рассказывая о том, что у него было много любовниц, дам легкого поведения и негритянских наложниц. Выдумки это или нет, но биографические факты говорят, что у Эрнеста действительно было много избранниц: он любил всех, но каждый последующий брак называл огромной ошибкой.

Эрнест Хемингуэй и Агнес фон Куровски

Первой возлюбленной Эрнеста стала прелестная медсестра Агнес фон Куровски, которая лечила писателя в госпитале от полученных ран во время Первой мировой войны. Именно эта светлоглазая красавица стала прототипом Кэтрин Баркли из романа «Прощай, оружие!». Агнес была старше своего избранника на семь лет и питала к нему материнские чувства, называя в письмах «малышом». Молодые люди думали узаконить свои отношения свадьбой, однако их планам не суждено было сбыться, так как ветреная девушка полюбила знатного лейтенанта.

Венчание Эрнеста Хемингуэя и Хэдли Ричардсон

Второй избранницей гения литературы стала некая рыжеволосая пианистка Элизабет Хэдли Ричардсон, которая была старше писателя на 8 лет. Пусть она и не была красавицей, как Агнес, но зато эта женщина всячески поддерживала Эрнеста в его деятельности и даже подарила ему печатную машинку. После свадьбы молодожены переехали в Париж, где первое время жили впроголодь. Элизабет родила Хему первенца Джона Хэдли Никанора («Бамби»).

Эрнест Хемингуэй с женой и сыном

Во Франции Эрнест часто посещал рестораны, где наслаждался кофе в компании своих друзей. В том числе среди его знакомых находилась светская львица леди Дафф Твисден, которая была с завышенной самооценкой и не брезговала крепким словцом. Несмотря на столь вызывающее поведение, Дафф пользовалась вниманием мужчин, и Эрнест не был исключением. Однако тогда еще молодой писатель не осмелился изменить супруге. Позже Твисден была «преобразована» в Брет Эшли из романа «И восходит солнце».

Эрнест Хемингуэй с Паулиной Пфайфер

В 1927 году Эрнест начал увлекаться Паулиной Пфайфер, подругой Элизабет. Паулина не дорожила дружбой с женой писателя, а наоборот, делала все, чтобы завоевать чужого мужчину. Пфайфер была хороша собой и работала в модном журнале Vogue. Позже Эрнест скажет, что развод с Ричардсон станет величайшим грехом всей его жизни: он любил Паулину, но по-настоящему счастлив с ней не был. От второго брака у Хемингуэя родились двое детей – Патрик и Грегори.

Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн

Третьей женой лауреата стала известная в США корреспондентка Марта Геллхорн. Авантюрная блондинка обожала охоту и не боялась трудностей: зачастую она освещала важные политические новости, происходящие в стране, и делала опасную журналистскую работу. Добившись в 1940 году развода от Паулины, Эрнест делает предложение Марте. Однако вскоре отношения молодоженов «разошлись по швам», так как Геллхорн была чересчур самостоятельной, а Хемингуэй любил властвовать над женщинами.

Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлш

Четвертая суженая Хемингуэя – журналистка Мэри Уэлш. Эта лучезарная блондинка на протяжении брака поддерживала талант Эрнеста, а также помогала с издательскими хлопотами, став личным секретарем своего мужа.

Эрнест Хемингуэй с Адрианой Иванчич

В 1947 году в Вене 48-летний писатель влюбляется в Адриану Иванчич – девушку, которая моложе его на 30 лет. Хемингуэя тянуло к белокожей аристократке, но Иванчич относилась к автору рассказов, как к отцу, сохраняя дружеские отношения. Мэри знала об увлечении мужа, однако действовала спокойно и по-женски мудро, зная, что пожар, возникший в груди Хемингуэя, не потушить никакими средствами.

Смерть

Судьба постоянно испытывала Эрнеста на стойкость: Хемингуэй пережил пять аварий и семь катастроф, лечился от ушибов, переломов и сотрясения мозга. Также он успел переболеть сибирской язвой, раком кожи и малярией.

Читайте также:  Доклад про Агнию Барто (сообщение)

Памятник Эрнесту Хемингуэю

Незадолго до смерти Эрнест страдал гипертонией и диабетом, но для «излечения» был помещен в психиатрический диспансер Майо. Состояние писателя только ухудшилось, к тому же он страдал маниакальной паранойей по поводу слежки за собой. Эти мысли сводили Хемингуэя с ума: ему казалось, что любая комната, где бы он ни был, оборудована жучками, а бдительные агенты ФБР следовали всюду по пятам.

Могила Эрнеста Хемингуэя

Врачи клиники лечили мэтра «классическим способом», прибегая к электросудорожной терапии. После 13 сеансов психотерапевты лишили Хемингуэя возможности писать, потому что его яркие воспоминания были стерты электрошоком. Лечение не помогало, Эрнест все глубже окунался в депрессию и навязчивые мысли, поговаривая о самоубийстве. Вернувшись 2 июля 1961 года после выписки в Кетчум, Эрнест, выброшенный «на обочину жизни», застрелился из ружья.

Интересные факты

  • Однажды Эрнест поспорил с приятелями, что напишет самое лаконичное и трогательное произведение в мире. Гению литературы удалось выиграть пари, написав на бумаге шесть слов:

«Продаются детские ботинки: не ношеные» («For sale: baby shoes, never worn»).

  • Эрнест до жути боялся публичных выступлений, а в особенности ненавидел давать автографы. Но один настойчивый фанат, мечтая о заветной подписи, преследовал писателя 3 месяца. В результате чего Хемингуэй сдался и написал такое послание:

«Виктору Хиллу, настоящему сукиному сыну, который не может понять ответа “нет”!» («To Victor Hill, a real Son of a Bitch, who can’t take «no» for an answer»).

Эрнест Хемингуэй

Грандиозный американский писатель и публицист Эрнест Хемингуэй был лауреатом Нобелевской премии, за свою жизнь создал десятки удивительных произведений, которые сделали его имя бессмертным. Творчество фундаментального автора ценилось и ценится в Америке, в Европе и странах бывшего Союза.

Детство гениального писателя

Будущий писатель появился на свет в 1899 году. Датой его рождения стало 21 июля. Семья мальчика была довольно обеспечена. Эрнест был вторым по счету ребенком в семье. Всего детей у Хемингуэев было шестеро.

Родители Эрнеста были очень неординарными личностями. Мать, прославленная певица, ушедшая со сцены, а также отец медик стремились дать своим отпрыскам качественное образование, но, часто, перебарщивали в своих стремлениях.

Оук-парк в Чикаго стал постоянным местом жительства семьи, после того, как Грейс Холл ушла со сцены из-за непереносимости света софитов. Эдмонт Хемингуэй, отец детей, всю жизнь изучал естествознание и практиковал, как врач.

Каждый из родителей считал, что Эрнест должен овладеть его профессией. Мать мучила мальчика многочасовыми занятиями на фортепиано и виолончели, отец же натаскивал его для поступления в медицинский университет.

Эдмонт Хемингуэй дарил Эрнесту более счастливое детство. Он водил сына в походы, брал его с собой на рыбалку, занимался с ним мужскими делами, чтобы нивелировать влияние эксцентричной матери.

Учась в школе, будущий писатель проявлял большой журналистский талант, участвуя в конкурсах и печатаясь в школьной газете. В 1916 году мальчик побывал на каникулах в Северном Мичигане. Природа местности так заворожила впечатлительного парня, что он написал о ней свой первый рассказ, который назвал «Сепи Жинган».

Спортивная подготовка мальчика также была на высоте. Он занимался футболом, плавал и учился боксу. Занятия боксом не прошли для паренька бесследно. Однажды на спарринге он получил удар по голове, после которого оглох на одно ухо и почти ослеп на один глаз.

Мать Эрнеста так жаждала сделать из сына второго Бетховена, что заставила его пропустить целый учебный год, заменив образование в школе на уроки музыки.

У Эрнеста не было особого таланта к музыке, да и к медицине он не тяготел. Поэтому, когда парень закончил школу, то не послушал родителей. Он поступил на работу в одну из газет Канзаса.

Взрослые годы Хемингуэйя

В Канзасе Эрнест трудился полицейским репортером. Он бывал на местах преступлений, часто сталкивался с подлостью и человеческими бесчинствами.

В эти годы Эрнест стал лучше понимать людей, их повадки, мотивы и желания. Этот бесценный опыт помог ему стать еще более успешным публицистом.

В 1919 году парень перебрался в Канаду. Поработал там Эрнест недолго. Сильная ссора с матерью подвигла Эрнеста забрать вещи из отчего дома, чтобы переехать в Чикаго.

Там журналист продолжал сотрудничать с канадскими газетами дистанционно и работал, как местный публицист. В 1821 году Хемингуэй женился, а затем с женой переехал в Париж. Знаменитый город любви произвел на Эрнеста неизгладимое впечатление.

В Париже Эрнест встретил Сильвию Бич, имевшую огромное влияние в литературных кругах. Эта дружба принесла мужчине много бонусов, позволив ему влиться в ряды парижской литературной богемы.

В Париже начинающий писатель создал ряд произведений, вошедших в копилку Мировой литературы. Париж автор превозносил в своих работах до самой смерти.

Хемингуэй и путь к успеху

В 1926 году к Хемингуэйю пришел подлинный успех. В этот год автор создал легендарный роман «Фиеста». Главный персонаж произведения был представителем потерянного поколения. Он пострадал во время военных действий, но вернувшись, не нашел свое место в изменившемся мире.

В 1929 году Эрнест сотворил еще одно бессмертное произведение под названием «Прощай, оружие!». Роман и сегодня числится в списке литературы, обязательной к изучению школьниками.

Затем из-под пера Хемингуэйя вышли «Снега Килиманджаро», сборники рассказов, а также «По ком звонит колокол». После переезда на Кубу, писатель сочиняет религиозную повесть «Старик и море». Именно за эту работу Хемингуэй и был награжден Пулитцеровской и Нобелевской наградами. Сам автор утверждал, что решился на публикацию только из-за своего банкротства и нужды в деньгах.

Личная жизнь Хемингуэйя

Доподлинно известно, что женщин Эрнест очень любил, страстно увлекался каждой понравившейся особой. Писатель был женат многократно. От каждой своей жены он уходил к другой женщине. Каждый свой предыдущий брак Эрнест считал ошибкой, что позволяло ему завязывать отношения снова и снова.

В женщинах автор высоко ценил ум и изящность, в том числе и в манерах. Сам автор сравнивал себя с Маркизом де Садом, проводя параллели в том, что, как и у вышеупомянутой личности, у него было много любовниц, а также чернокожих наложниц.

Первая любовь автора – Агнес Куровски. Девушка работала медсестрой в том же госпитале, где Хемингуэй лечился от военного ранения. Она была старше молодого человека, но это не помешало влюбленным закрутить бурный роман.

Эрнест был так влюблен в медсестру, что даже списал с нее своего персонажа Кэтрин Баркли. Девушка не так сильно любила Хэмингуэйя, как он ее, поэтому сначала согласилась выйти за него замуж, а потом закрутила роман с другим лейтенантом.

Элизабет Ричардсон стала второй любовью Эрнеста. Рыжеволосая девушка с обычной внешностью проявила о молодом человеке небывалую заботу, затем стала его женой. Вместе с Элизабет Эрнест уехал в Париж.

В Париже новоиспеченная жена родила Хемингуэйю сына Джона Никанора. Элизабет была сильно влюблена в писателя, терпела вместе с ним материальные лишения, а на последние сбережения подарила ему печатную машинку.

Несмотря на денежные затруднения, во Франции Эрнест любил гулять в ресторанах с представителями светской богемы. Там он встретил местную диву Дафф Твисден. Уверенная в себе девушка не страдала от отсутствия мужского внимания. Отношения с прелестницей у Эрнеста продлились недолго и были платоническими, ведь он не смог изменить жене.

Так Твисден превратилась в Брет Эшли, которая была героиней романа «И восходит солнце». Паулина Пфайфер стала новой любовью Хемингуэйя в 1927 году. Она также была подругой его жены, что осложняло ситуацию.

Позже писатель развелся с женой, и женился на Паулине, которая к тому времени работала в модном журнале. В этом браке у пары тоже родились дети: Патрик и Грегори. Позже Хемингуэй признался, что не был счастлив во втором союзе.

Третий раз Эрнест женился на популярной журналистке Марте Геллхорн. Девушка была авантюристкой и не боялась ввязываться в опасные журналистские расследования. Она была самостоятельной блондинкой, которую сегодня могли бы назвать феминисткой. Брак пары не задался с самого начала. Марта постоянно пропадала на работе, а Эрнест мучился от того, что не может контролировать жену.

Мери Уэлш стала четвертой супругой писателя. Женщина также работала журналисткой, но, впоследствии, стала личным секретарем Эрнеста, долгое время выступала в роли его агента, вела дела автора.

Когда Эрнесту исполнилось 48 лет, то он влюбился в девушку, которая была моложе самого писателя на 30 лет. Молодую и светловолосую особу звали Адриана Иванчич. Аристократка не отвечала взаимностью Эрнесту, предпочитая сохранять с ним дружеские отношения.

Последняя жена писателя не обращала внимания на его поведение, зная, что устраивать сцены ревности бесполезно. Ведь Эрнест был законченным ловеласом, и не собирался меняться даже с возрастом. С Мери Уэлш Хемингуэй прожил остаток жизни.

Жизнь перед смертью

Возможно, из-за своего авантюрного нрава, или просто по трагичному стечению обстоятельств, Эрнест Хемингуэй часто травмировался и попадал в опасные истории.

За свою жизнь писатель переболел сибирской язвой и малярией, а также раком кожи. Он побывал в 5 авариях, выжил в 7 катастрофах, часто лечился от многочисленных ушибов, переломов и мелких травм. Несколько раз получал серьезные сотрясения мозга.

Перед смертью у Хемингуэйя обнаружили сахарный диабет и серьезную гипертонию. Хотя лечился писатель в психиатрическом диспансере, так как страдал еще и от маниакального психоза, выливавшегося в паранойю преследования.

Эрнесту казалось, что за ним следит ФБР. В последние годы, придя в ресторан или к друзьям, он мог устроить скандал по поводу того, что в комнате установлены жучки и устройства слежения. Естественно, никаких жучков там и в помине не было, но сама слежка за писателем велась по-настоящему. Об этом стало известно только после его смерти.

Врачи, фактически, превратили писателя в зомби, стерев все его яркие воспоминания, лишив его таланта и возможности писать романы. Лечение сгубило автора. Депрессивные мысли и мысли о суициде не оставляли Эрнеста ни на минуту.

Поэтому, возвратившись в 1961 году в город Кетчум к себе домой, Эрнест застрелился из собственного ружья 2 июля. Трагедия не оставила равнодушными ни друзей, ни ценителей творчества писателя. Ему были устроены пышные похороны. Предсмертной записки писатель не оставил.

В семейной истории Хемингуэев есть одна странность. Отец Эрнеста, как и его младший брат, тоже покончили жизни самоубийством, застрелившись из ружья. Нынеживущие потомки писателя утверждают, что и в их голову приходили подобные крамольные мысли.

Разбирая бумаги писателя, его семья обнаружила 10 000 страниц неопубликованных историй. Многие из них были приведены в порядок и напечатаны.

Особенности творчества Хемингуэйя

Писательский стиль Хемингуэйя для 20 века был уникальным. Еще работая журналистом, Эрнест оттачивал свое мастерство до совершенства. Автор не терпел пустой болтовни, подробного описания чувств и эмоций. Он стремился описывать действия, в своих историях опирался на знания, которые получил самостоятельно.

Многие персонажи Хемингуэйя были решительными, дерзкими и справедливыми людьми. Они не боялись бросить вызов судьбе, но также и принимали тот вызов, который судьба преподносила им в водовороте жизни.

Автор любил заменять диалоги монологами, он показывал мотивы и побуждения людей без прикрас, проводя чувства контекстом между строк. Эрнест и сам был представителем потерянного поколения, а также писал о нем, и о том, что войны отняли у людей здоровье, ценности и спокойствие, разрушив все идеалы, из-за которых люди и шли воевать.

Персонажи автора, хоть и относятся к потерянному поколению, но не сдаются, не смиряются со своим положением, идут до конца, но, часто, в этом порыве и противостоянии у писателя в его работах проскальзывает отчаяние и сильное одиночество.

Интересные факты об Эрнесте Хемингуэйе

В жизни Хемингуэйя было много интересных событий, которые повлияли на мировоззрение и житейские взгляды автора. Рассмотрим некоторые факты о писателе подробнее:

  • В 12 лет Эрнест получил в подарок от дедушки ружье. Он пошел с ним к своим друзьям, чтобы похвастаться презентом. По дороге мальчику встретилась старая индианка, которая сказала ему, что такие игрушки имеют обыкновение оборачиваться против своих владельцев. Слова старой женщины стали пророческими;
  • После войны в Италии Хемингуэйю дали награду героя;
  • Живя на Кубе, Эрнест занимался контрабандой. В период сухого закона писатель тайно отправлял в США алкоголь, а затем и запрещенный в Штатах роман Джойса;
  • Писатель стал первым автором, выигравшим конкурс самых коротких рассказов в мире, после него такие конкурсы приобрели особую популярность;
  • Первого своего кота Эрнест назвал Снежком. Живой подарок друга имел 6 пальцев на лапе, и стал одним из 20 котов, которых в дальнейшем любил и содержал Хемингуэй. Сегодня в музее, посвященном автору, проживает 44 кошки. Эти животные – потомки того самого Снежка, у многих из них по 6 пальцев на лапе;
  • Эрнест боялся публичных выступлений, и терпеть не мог раздавать автографы. Однажды его три месяца преследовал поклонник, которому Хемингуэй все же оставил свою подпись, сопроводив этот поступок отборной бранью;
  • Любимыми алкогольными коктейлями писателя были «Дайкири» и «Мохито»;
  • Будучи заядлым рыбаком, Эрнест на удочку ловил акулу, вес которой приблизительно достигал 100 кг. На основе этого события была написана повесть «Старик и море»;
  • Эрнестом великого писателя родители назвали в честь дедушки;
  • Хемингуэй из-за своего здоровья не мог участвовать в войнах, как солдат, но он неизменно записывался в Красный Крест и санитарные батальоны в периоды Первой мировой, Второй мировой и Итальянской войны. Там он получил свои многочисленные ранения;
  • После войны Хемингуэй хромал, так как раздробленное колено ему заменили алюминиевым протезом;
  • Сегодня на небе есть планета, названная в честь писателя;
  • Сестра писателя, а также его внучка покончили жизнь самоубийством;
  • После смерти автора выяснилось, что ФБР действительно вело за ним наблюдение. Часть его личного дела рассекретили, что позволило понять манию преследования писателя, ведь она была не беспочвенна.

Эрнест Хемингуэй пережил за отмеренное ему время столько, что хватило бы на 3 отдельных жизни. Писатель был очень сильным, немного эксцентричным и взбалмошным человеком.

Творчество автора и в наше время остается невероятно востребованным. Его работы признаны классикой Мировой литературы, включены в списки обязательного прочтения для школьников и студентов из многих стран. В сердцах его современников и почитателей автор навсегда остался «Папой Хемом», как его с любовью звали все близкие и поклонники.

Жизнь и творчество Кира Булычёва

Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) – один из самых популярных советских и российских писателей-фантастов. Также известен как востоковед, драматург, историк, фалерист, сценарист, литературовед. Имел научную степень – доктор исторических наук. Славу писателю принесла, кроме всего, серия книг об Алисе Селезнёвой, фильм «Гостья из будущего», мультфильм «Тайна третьей планеты», снятые по его сценариям.

Родился 18 октября 1934 года в Москве. Родители будущего писателя до революции принадлежали к высшим слоям общества. После школы он поступает в Институт иностранных языков, который заканчивает в 23 года. Работает корреспондентом, переводчиком. Затем поступает в аспирантуру Института Востоковедения, после её окончания остаётся работать в этом же институте. В 1981 году становится доктором наук. Занимается изучением Востока. Фантастические произведения начал сочинять в 27 лет.

Первый рассказ – «Маунг Джо будет жить» написал несколькими годами ранее. Настоящее имя автор скрывал до 1982 года, так как боялся, что руководство института будет недовольно его писательской деятельностью. Впрочем, эти опасения были напрасны. За его авторством числится более сотни книг и рассказов. Переводил на русский фантастические произведения американских авторов. Около тридцати его произведений было экранизировано. Самые известные фильмы по его сценариям – «Гостья из будущего», «Через тернии к звёздам», мультфильм «Тайна третьей планеты», также в мультфильме воплотилась повести «Перевал», «Похищение чародея», «Подземелье ведьм». Персонаж – девочка Алиса – была названа в честь дочери писателя. Кир Булычев был лауреатом нескольких премий и наград – «Аэлита», «Орден рыцарей фантастики», международной литературной премии в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких (посмертно). Именем писателя названа мемориальная литературная премия, которую после его смерти учредили люди, которые с ним работали. Также существует литературная премия «Алиса», которая вручается авторам выдающихся произведений детской литературы.

Читайте также:  Писательница Татьяна Толстая. Жизнь и творчество

Скончался 5 сентября 2003 года. По словам литературных критиков, ему не было равных в жанре детской фантастики. Но писал Кир Булычев не только для детей. Также отмечается, что в последние годы жизни в творчестве писателя юмор стал уступать место сатире. Также Кир Булычев отметился написанием научно-популярных статей, статей по истории, фалеристике. Герои Булычева – Алиса, Громозека, Андрей Брюс и другие кочуют из произведения в произведение – сейчас его творчество можно было бы назвать сериалом. Его герои любимы широчайшей аудиторией отечественных читателей и зрителей, не только детей, но и взрослых.

Персонажи Булычева бороздят космические просторы, путешествуют во времени, вступают в схватки со злодеями, дружат с роботами, переживают головокружительные приключения. В своём творчестве он отошёл от принятых тогда стереотипов – например, о жизни космонавтов он пишет, как писали в то время об геологах, археологах, моряках. Лучше понять таких людей ему помогли путешествия. Интересна его работа под названием «Падчерица эпохи», посвящённая исследованию истории советской фантастики. По словам автора, «главной вещью» в его творчества является роман «Река Хронос».

Вариант 2

Игорь Всеволодович Можейко – известный фантаст, который родился 18 октября 1934 г. в Москве. Был не только знаменитым советским писателем, но и талантливым драматург, историком, который даже писал сценарии для многих фильмов и мультфильмов. Отца звали Всеволод Николаевич Можейко, а мать – Мария Михайловна Булычёва, они вдвоём принадлежали до потрясений революции к высшим слоям общества.

После обучения школы Игорь отправляется на учёбу в институт иностранных языков, который окончил в 23 года. Тогда он совсем не собирался связывать жизнь с литературой и работает переводчиком и корреспондентом. После аспирантуры в институте востоковедения остаётся работать там же. И вот, в возрасте 27-ми лет Можейко начинает свою литературную деятельность. Первым его творением стало произведение «Маунг Джо будет жить», которое в итоге опубликовали в 1961 году. После него Можейко решил написать фантастику. Первым таким произведением стало «Долг гостеприимства». Все его рассказы до 1982 года публиковались под псевдонимом «Кир Булычёв», так как автор боялся, что руководство института посчитает написание фантастических рассказов чем-то не серьёзными и уволит его. Почему именно такой псевдоним? У Игоря было мало времени и он долго не задумывался и принял решение назваться именно так. Кира – имя его жены Киры Сошинской, а Булычёва – фамилия матери.

Все мы знаем популярный советский фильм «Гостья из будущего». А вот знали ли вы, что этот фильм снят по мотивам серии книг об Алисе Селезнёвой, школьницей, путешествующей по времени, написанной именно Булычёвым. Именно данная серия принесла писателю славу и популярность. Кроме того, Игорь Всеволодович даже получил Государственную премию СССР за сценарии к мультфильму «Тайна третьей планеты» и фильму «Через тернии к звёздам. Кстати персонажа – Алису Селезнёву, Кир Булычёв назвал в честь своей дочери.

На конце своих дней он пишет мемуары «Как стать фантастом», которые потом публикует российское издательство «Дрофа». Были выведены на экран телевизора около тридцати произведений писателя.

5 сентября 2003 года, в возрасте 69-ти лет скончался знаменитый мастер детской фантастики. Причиной смерти стало тяжёлое и продолжительное онкологическое заболевание. Местом для захоронения послужило Миусское кладбище в Москве.

Жизнь и творчество Кира Булычёва

Интересные ответы

Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) является зачинателем новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Его творчество кровно связано с родным народом. И поэтому его называют народным писателем.

Самый обычный безобидный костер способен затушить каждый человек. Но кто спешит на помощь, когда случается такое происшествие как пожар? Несомненно, они. Пожарные. Эти люди способны не только победить такую стихию как пожар

Луга (также известны как прерии и саванны) являются областями, где из растительности преобладают травы и другие травянистые растения. Ландшафт плоский, равнинный, иногда присутствуют небольшие холмы

Везувий – действующий вулкан на территории Италии, находящийся в 15 км от города Неаполь. Вулкан является единственным действующим в континентальной Европе. Максимальная высота Везувия составляет 1281 м, а диаметр кратера – 750 м.

Колумбия – страна, расположенная в северо-западной части материка Южная Америка. Официально эту страну называют Республикой Колумбия. На восточной стороне государство граничит с Венесуэлой и Бразилией

Кир Булычев

Биография

Кир Булычев – создатель популярных произведений в фантастическом жанре. Сегодня поклонники таланта маститого литератора не перестают удивляться его прозорливости. Книги Булычева поражают широтой взглядов и дальновидностью.

Детство и юность

Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко – выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.

Кир Булычев

Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.

Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.

Кир Булычев в детстве

В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.

Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Литература

Плюсом к работе в Академии писал заметки и другие публикации для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1961 году Булычев издал небольшой рассказ «Маунг Джо будет жить». Это стало дебютной работой автора по художественной литературе. Спустя четыре года он создал новый рассказ «Долг гостеприимства», но уже в фантастическом жанре. Творческий труд выпустили под вымышленным именем Маун Сейн Джи.

Писатель Кир Булычев

Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычев. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьезным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.

Кир Булычев на встрече с читателями

Издания приносили успех Киру Булычеву, но бессменной любовью читатели прониклись к приключениям Алисы Селеневой. Девочка с Земли постоянно попадала в передряги, но справлялась с трудностями при помощи смекалки и друзей. В книгах о юной исследовательнице фигурировали и другие герои, но чаще девочка путешествовала с отцом Игорем Селезневым и другом папы Громозекой.

В 1985 году выпустил повесть из серии про Алису «Заповедник сказок». В работе литератор отошел от привычных канонов и отправил героиню не на чужую планету, а в сказочный мир. По сюжетам книг о юной девочке сняты киноленты.

Кир Булычев и Наташа Гусева

В 1977 году на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картина, разработанная по сюжету повести «Сто лет тому вперед», пользовалась успехом. На экране девочку воплотили Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк. Заключительную историю об авантюрах юной покорительницы космоса Игорь Всеволодович написал в 2003 году. По итогу дочке археолога посвящено 52 писательских труда.

В 1982 году фантаст удостоился Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». В результате выяснилось подлинное имя Кира Булычева, но из института литературоведа не уволили.

Кир Булычев на радио

Ряд трудов о «Великом Гусляре» стал вторым по узнаваемости. Цикл вобрал юмористические повести и рассказы о жителях вымышленного города Великий Гусляр. Персонажи городка фигурировали в большом количестве писательских произведений. Особенностью серии было то, что в книгах не предусматривался главный герой. Вступительная повесть называлась «Связи личного характера». В начале XXI века Кир Булычев сделал заявление, что завершил серию, потому что сюжет исчерпал себя.

Популярны книги об агенте Космофлота Андрее Брюсе. Он стал центральным персонажем двух произведений «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». Второй роман экранизировали в 1989 году. Сергей Жигунов исполнил роль Брюса.

Сергей Жигунов в роли Андрея Брюса

Женский персонаж, который остается одним из самых узнаваемых, – Кора Орват, работающая агентом Интергалактической полиции. В некотором смысле Кора – это Алиса во взрослой жизни. В последующих произведениях случалось пересечение героинь.

Мужской персонаж – доктор Павлыш – герой отдельного романа «Поселок». Он является центральным персонажем восьми книг. Рассказы о секретных исследованиях и фантастических героях также были на пике популярности.

Кир Булычев

«Театр теней» является трилогией – «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“». Это истории о людях из параллельного измерения.

В серии «Река Хронос» автор обратился к теме истории. Главные герои умели перемещаться во времени. Они отправлялись в альтернативные эпохи, чтобы выяснить, как иначе развивалась бы история России. Бирма стала прообразом вымышленной страны «Лигон», о которой написано две истории.

Писатель Кир Булычев

У писателя есть ряд творений вне серий. Он не обошел стороной драматический жанр. По просьбе режиссера Андрея Россинского написал пьесы, поставленные в театре «Лаборатория». В 1997 году Кир Булычев получил престижную награду «Аэлита». С 2002 года посвящен в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Входил в Творческий Совет журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если».

Личная жизнь

Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.

Кир Булычев и его жена

В 1960 году в семье случилось пополнение – родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы – Тимофей – также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.

В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.

Смерть

Кир Булычев ушел из жизни 5 сентября 2003 года в столице России. Он долго и безрезультатно боролся с тяжелой онкологической болезнью.

В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких за серию очерков «Падчерица эпохи» в номинации «Критика и публицистика».

Могила Кира Булычева

С 2004 года учреждена писательская премия, носящая имя Кира Булычева. Важным критерием для получения награды служит высокая планка человечности в книге. Награда выполнена в форме пишущей машинки, символизирующей писательский труд.

Булычев Кир

Кир Булычев — псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко, историка-востоковеда, журналиста, писателя, переводчика и сценариста.

Содержание

  • 1 Кир Булычев / Биография
  • 2 Кир Булычев / Книги
  • 3 О жизни и творчестве
  • 4 Кир Булычев / Экранизации
  • 5 Кир Булычев / Мультфильмы
  • 6 Премии и награды
  • 7 См. также

Кир Булычев / Биография

Игорь Можейко родился 18 октября 1934 г. в Москве, в семье советских чиновников средней руки. Оба его родителя скрывали свое происхождение: отец, Всеволод Николаевич Можейко, по семейному преданию выходец из польско-литовской шляхты (подтверждающих документов не сохранилось), служил в профсоюзе, мать, Мария Михайловна Булычёва, в прошлом студентка Смольного института благородных девиц и дочка полковника царской армии, занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец ушел из семьи, и до девяти лет его воспитывал отчим Яков Исаакович Бокиник, доктор химических наук, автор нескольких исследований по теории фотопроявки. Я.И. Бокиник погиб на фронте в Курляндии 7 мая 1945 г., и мать полностью сосредоточилась на воспитании сына и его единоутробной сестры Наталии Бокиник.

После школы Игорь Можейко по комсомольской разнарядке поступил на факультет востоковедения Московского педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза. Окончив учебу в 1957 г., вместе с молодой женой Кирой Сошинской, архитектором по образованию, он отправился в Бирму, где работал переводчиком на строительстве и корреспондентом АПН. После возвращения из Бирмы в 1959 г. поступил в аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР и начал работу над кандидатской диссертацией «Паганское государство (XI-XIII века)». Год спустя в семье писателя появилась дочка Алиса, которой предстояло стать прототипом героини самой известной книжной серии Кира Булычёва.

С конца пятидесятых Игорь Можейко выступал в роли переводчика с английского, французского, немецкого, норвежского, польского, испанского языков. Первый рассказ в его переводе, «Пацифист» Артура Кларка, вышел в январском выпуске журнала «Знание — сила» за 1957 г. В последующие годы в его переводах опубликованы романы Грэма Грина «Наемный убийца» и Бена Бовы «Властелины погоды», повесть Роберта Хайнлайна «Если это будет продолжаться…», «Книга воображаемых существ» Хорхе Луиса Борхеса и Маргариты Герреро, рассказы Жоржа Сименона, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Урсулы Ле Гуин, Туре Фредериксена, Яна Шеминского и многих других писателей. Литературный дебют И. Можейко состоялся в 1961 г.: в журнале «Вокруг света» появился реалистический рассказ «Муанг Джо будет жить» о подвиге советского экскаваторщика на строительстве в Бирме.

В 1962 г. в серии «Путешествие по странам Востока» вышла первая книга Игоря Всеволодовича, 128-страничная брошюра «Это — Гана». В этот период его вполне устраивала роль журналиста, внештатно сотрудничающего с «Вокруг света», к тому же Можейко работал над большой биографической книгой «Аун Сан» о бирманском национальном герое для серии «Жизнь замечательных людей». К художественной прозе он вернулся только в 1965 г.: в журнале «Азия и Африка сегодня» вышел рассказ-мистификация «Долг гостеприимства», подписанный именем несуществующего писателя Мауна Сейна Джи, якобы переведенный с бирманского языка. Почти одновременно в альманахе «Мир приключений» появилась повесть «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение об Алисе Селезнёвой, позже ставшее «визитной карточкой» писателя. Кроме того, именно на страницах «Мира приключений» впервые использован самый известный псевдоним И. Можейко, составленный из имени его жены и фамилии матери — Кирилл Булычев. Довольно скоро имя «Кирилл» сократилось до «Кир.» — именно так подписан рассказ «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в 1967 г. в журнале «Искатель», — а к концу десятилетия исчезла и точка.

Читайте также:  Хронологическая таблица Астафьева (жизнь и творчество)

Под своим настоящим именем (а так же под псевдонимами Б.Тишинский, С.Фан и др.) Игорь Можейко продолжал публиковать очерки и статьи, сотрудничать с журналами «Вокруг света», «Знание — сила», «Химия и жизнь» и др. Вплоть до 1980 г. увидело свет семь книг И.Можейко, в том числе ставший бестселлером очерк истории пиратства «В Индийском океане» (1977, впоследствии переиздавалась под названием «Пираты, корсары, рейнеджеры») и «7 и 37 чудес» (1980). В то же время Кир Булычев оставался одним из самых плодовитых советских писателей-фантастов. Цикл про Алису Селезнёву получил продолжение уже в 1968 г. повестью «Ржавый фельдмаршал» (альманах «Мир приключений», переиздавалась под названиями «Остров ржавого генерала» и «Остров ржавого лейтенанта»), далее последовали повести «Путешествие Алисы» (1974), «День рождения Алисы» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982) и так далее: всего в цикл входит более пятидесяти произведений.

Кир Булычев

  1. Биография
  2. Детство и юность
  3. Литература
  4. Личная жизнь
  5. Смерть
  6. Интересные факты
  7. Награды писателя
  8. Библиография
  9. Экранизации произведений, театральные постановки

Имя при рождении: Игорь Всеволодович Можейко

Псевдонимы: Игорь Всеволодович Всеволодов,
Николай Ложкин,
Маун Сейн Джи,
Лев Христофорович Минц,
Кирилл Булычёв
Кир Булычёв

Дата рождения: 18 октября 1934

Место рождения: Москва, СССР

Дата смерти: 5 сентября 2003 (68 лет)

Место смерти: Москва, Россия

Биография

Кир Булычев – создатель популярных произведений в фантастическом жанре. Сегодня поклонники таланта маститого литератора не перестают удивляться его прозорливости. Книги Булычева поражают широтой взглядов и дальновидностью.

Детство и юность

Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко — выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.

Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.

Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.

В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.

Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Литература

Плюсом к работе в Академии писал заметки и другие публикации для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1961 году Булычев издал небольшой рассказ «Маунг Джо будет жить». Это стало дебютной работой автора по художественной литературе. Спустя четыре года он создал новый рассказ «Долг гостеприимства», но уже в фантастическом жанре. Творческий труд выпустили под вымышленным именем Маун Сейн Джи.

Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычев. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьезным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.

Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычев. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьезным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.

В 1977 году на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картина, разработанная по сюжету повести «Сто лет тому вперед», пользовалась успехом. На экране девочку воплотили Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк. Заключительную историю об авантюрах юной покорительницы космоса Игорь Всеволодович написал в 2003 году. По итогу дочке археолога посвящено 52 писательских труда.

В 1982 году фантаст удостоился Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». В результате выяснилось подлинное имя Кира Булычева, но из института литературоведа не уволили.

Ряд трудов о «Великом Гусляре» стал вторым по узнаваемости. Цикл вобрал юмористические повести и рассказы о жителях вымышленного города Великий Гусляр. Персонажи городка фигурировали в большом количестве писательских произведений. Особенностью серии было то, что в книгах не предусматривался главный герой. Вступительная повесть называлась «Связи личного характера». В начале XXI века Кир Булычев сделал заявление, что завершил серию, потому что сюжет исчерпал себя.

Популярны книги об агенте Космофлота Андрее Брюсе. Он стал центральным персонажем двух произведений «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». Второй роман экранизировали в 1989 году. Сергей Жигунов исполнил роль Брюса.

Женский персонаж, который остается одним из самых узнаваемых, – Кора Орват, работающая агентом Интергалактической полиции. В некотором смысле Кора – это Алиса во взрослой жизни. В последующих произведениях случалось пересечение героинь.

Мужской персонаж — доктор Павлыш – герой отдельного романа «Поселок». Он является центральным персонажем восьми книг. Рассказы о секретных исследованиях и фантастических героях также были на пике популярности.

«Театр теней» является трилогией — «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“». Это истории о людях из параллельного измерения.

В серии «Река Хронос» автор обратился к теме истории. Главные герои умели перемещаться во времени. Они отправлялись в альтернативные эпохи, чтобы выяснить, как иначе развивалась бы история России. Бирма стала прообразом вымышленной страны «Лигон», о которой написано две истории.

У писателя есть ряд творений вне серий. Он не обошел стороной драматический жанр. По просьбе режиссера Андрея Россинского написал пьесы, поставленные в театре «Лаборатория». В 1997 году Кир Булычев получил престижную награду «Аэлита». С 2002 года посвящен в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Входил в Творческий Совет журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если».

Личная жизнь

Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.

В 1960 году в семье случилось пополнение — родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы — Тимофей — также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.

В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.

Смерть

Кир Булычев ушел из жизни 5 сентября 2003 года в столице России. Он долго и безрезультатно боролся с тяжелой онкологической болезнью.

В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких за серию очерков «Падчерица эпохи» в номинации «Критика и публицистика».

С 2004 года учреждена писательская премия, носящая имя Кира Булычева. Важным критерием для получения награды служит высокая планка человечности в книге. Награда выполнена в форме пишущей машинки, символизирующей писательский труд.

Интересные факты

Сразу после смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника «Если», все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика. В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычева становились Марина и Сергей Дяченко, Евгений Лукин, Олег Дивов, Михаил Успенский, Святослав Логинов, Александр Бачило и Игорь Ткаченко, Дмитрий Колодан.

Награды писателя

  • 1982 Государственная премия СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».
  • 1984 EuroCon — Лучший автор рассказа
  • 1993 Бронзовая Улитка — Малая форма («О страхе»)
  • 1994 Беляевская премия — Научно-художественная книга
  • 1996 Зиланткон — Большой Зилант («Осечка-67»)
  • 1997 Аэлита — Премия «Аэлита»
  • 1999 Мраморный фавн — Эссе («Как стать фантастом. Записки семидесятника»)
  • 2000 Сигма-Ф — Критика («Как стать фантастом. Записки семидесятника»)
  • 2000 АБС-премия — Критика и публицистика («Как стать фантастом. Записки семидесятника»)
  • 2001 Сигма-Ф — Малая форма, рассказы и циклы рассказов («Гусляр»)
  • 2002 Аэлита — Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи
  • 2003 Звёздный Мост — Философский камень
  • 2003 Странник — Паладин фантастики
  • 2004 РосКон — Фантастиковедение. 2 место («Серебряный РОСКОН») («Падчерица эпохи»)
  • 2004 Странник — Критика (публицистика) («Падчерица эпохи»)
  • 2004 РосКон — Приз «Алиса» («Убежище»)
  • 2004 Сигма-Ф — Диплом «Если»: Публицистика («Падчерица эпохи»)
  • 2004 Бронзовая Улитка — Публицистика («Падчерица эпохи»)
  • 2004 Портал — Критика, литературоведение, эссе («Падчерица эпохи»)
  • 2004 Интерпресскон — Критика / публицистика («Падчерица эпохи»)
  • 2004 АБС-премия — Критика и публицистика («Падчерица эпохи»)
  • 2004 Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезнёвой.
  • 2005 Сигма-Ф — Крупная форма, романы («Убежище»)
  • 2008 Беляевская премия — Специальная премия Жюри

Библиография

Циклы произведений

— Девочка, с которой ничего не случится (1965)
— Ржавый фельдмаршал (Остров ржавого генерала, Остров ржавого лейтенанта) (1968)
— Путешествие Алисы (Тайна третьей планеты, Алиса и три капитана) (1974)
— День рождения Алисы (1974)
— Миллион приключений (1982)
— Сто лет тому вперед (Гостья из будущего, Алиса в прошлом) (1978)
— Пленники астероида (1983)
— Непоседа (Заповедник сказок) (1985)
— Вокруг света за три часа (Вокруг света в три часа) (1985)
— Это вам не яблочный компот! (1986)
— Второгодники (1986)
— Это ты, Алиса? (Может, это не Алиса?) (1986)
— Гай-до (1986-1988)
— Чудовище у родника (1987)
— Подземная лодка (1989)
— Клад Наполеона (1991)
— Война с лилипутами (1992)
— Золотой медвежонок (1993)
— Настоящее кино (1993)
— Алиса и крестоносцы (1993)
— Излучатель доброты (Похищение) (1994)
— Дети динозавров (Совет динозавров) (1995)
— Сыщик Алиса (1996)
— Привидений не бывает (1996)
— Гость в кувшине (1996)
— Опасные сказки (1997)
— Планета для тиранов (Планета для Наполеонов, Планета для Наполеона) (1997)
— Секрет чёрного камня (1999)
— Алиса и чудовище (1999)
— Алиса на живой планете (Насморк и лопата) (2000)
— Алиса в Гусляре (2000)
— Звездный пес (2001)
— Вампир Полумракс (2001)
— Сапфировый венец (Алиса и сапфировый венец, Корона в пещере, Пленники пещеры) (2001)
— Заколдованный король (Алиса и заколдованный король) (2001)
— Алиса и Алисия (2003)
— Уроды и красавцы (2002)
— Алиса и ее друзья в лабиринтах истории (1998-2002)

— Репка (1967)
— Теремок (1967)
— Гуси-лебеди (1967)
— Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (Алена и Иван) (1967)
— Синяя борода (1967)
— Принцесса на горошине (Посол на горошине) (1967)
— Детки в клетке (1994)
— Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки (1994)

— Вступление (1972)
— Часть первая. Чудеса в Гусляре
— Часть вторая. Пришельцы в Гусляре
— Часть третья. Возвращение в Гусляр
— Часть четвертая. Гусляр-2000
— Часть пятая. Господа гуслярцы
— Часть шестая. Гусляр навеки
— Часть седьмая. Письма в редакцию

Павлыш (Доктор Павлыш)

— Тринадцать лет пути (Тринадцать лет полета) (1984)
— Великий дух и беглецы (1972)
— Последняя война (1970)
— Закон для дракона (1975)
— Белое платье Золушки (1980)
— Половина жизни (1972)
— Красный олень — белый олень (Красный олень, белый олень) (1973)
— Поселок (1988)
— Пленники долга (2009)

— Протест (1975)
— Один мальчик наступил на рамокали (1982)
— Хочешь улететь со мной? (1987)

Институт экспертизы

— Детективная история (1985)
— Обозримое будущее (Добряк) (1984)
— …Хоть потоп (Доказательство; …Хоть потоп!) (1980)
— Кому это нужно? (1980)
— Письма разных лет (1978)
— Покушение на рассвете (2000)

— На днях землетрясение в Лигоне (1980)
— Голые люди (1996)

Андрей Брюс

— Агент КФ (Агент Космофлота) (1984)
— Подземелье ведьм (1987)

— Котел (1992)
— Лишний близнец (1997)
— Будущее начинается сегодня (1998)
— В когтях страсти (1998)
— Чума на ваше поле! (Чума на поле!) (1999)
— Золушка (Золушка на рынке) (1999)
— Гений и злодейство (2000)

Река Хронос (Хронос)

— Река Хронос (1992)
— Заповедник для академиков (Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939)) (1992)
— Младенец Фрей (Младенец Фрей (Река Хронос. 1992), Малыш Фрей) (1993)
— Усни, красавица (1994)
— Таких не убивают (1998)
— Купидон (Купидон через сорок лет) (1998)
— Дом в Лондоне (Дом в Лондоне, или Прах бездомный) (2003)
— Покушение (2005, не окончено)

ИнтерГпол (Цикл «Кора», Галактическая полиция)

— Детский остров (1995)
— На полпути с обрыва (1995)
— Покушение на Тесея (Похищение Тесея) (1994)
— В куриной шкуре (1994)
— Предсказатель прошлого (1994)
— Последние драконы (1994)
— Исчезновение профессора Лу Фу (Похищение) (1995)
— Зеркало зла (1996)

Театр теней

— Вид на битву с высоты (1998)
— Старый год (1998)
— Операция «Гадюка» (2000)

— Тайна Урулгана (1991)
— Любимец (1993)
— Убежище (2004)

Документальные произведения

— Аун Сан (1965)
— Другие 27 чудес (1969)
— В Индийском океане (1977)
— Пираты, корсары, рейдеры (1977)
— 7 и 37 чудес (7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая») (1980)
— Западный ветер — ясная погода (1984)
— 1185 год (Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад) (1989)
— Тайны древнего мира (2001)
— Тайны античного мира (2002)
— Падчерица эпохи (Второе пришествие Золушки) (2003)
— Тайны XIX века (2003)
— Тайны Российской Империи (2003)
— Тайны морей и островов (2005)
— Тайны истории (2007)

Учебные издания

— Тайны Руси (2003)
— Атлантида
— Исторические тайны Российской империи

Энциклопедии и справочники

— Фантастический бестиарий (1995)

— Цех фантастов (1991)
— Черный саквояж. Куклы из космоса // Соавтор: Владимир Малов (1991)

Кроме всего выше перечисленного, Кир Булычев является автором множества повестей, рассказов, микрорассказов, стихов, комиксов, статей, эссе и др.

Экранизации произведений, театральные постановки

Серия про Алису Селезнёву

Художественные фильмы:

  • 1985 — Гостья из будущего
  • 1987 — Лиловый шар
  • 1988 — Остров Ржавого генерала
  • 2010 — Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет

Мультфильмы:

  • 1981 — Тайна третьей планеты
  • 1988 — Узники «Ямагири-мару»
  • 2009 — День рождения Алисы

Художественные фильмы:

  • 1981 — Через тернии к звёздам
  • 1982 — Слёзы капали
  • 1983 — Комета
  • 1984 — Шанс
  • 1988 — Поляна сказок
  • 1989 — Подземелье ведьм
  • 1989 — Похищение чародея

Мультфильмы:

  • 1985 — Два билета в Индию
  • 1988 — Перевал

Видео

Ссылка на основную публикацию