Жизнь и творчество Эрнста Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман – биография, информация, личная жизнь

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann). Родился 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — умер 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия. Немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист.

Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганнес Крейслер (нем. Johannes Kreisler).

Гофман родился в семье крещенного еврея прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797).

Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.

1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».

1800 — в январе Гофман безуспешно хлопочет о постановке своего зингшпиля в Королевском Национальном театре. 27 марта он сдаёт третий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. В начале лета Гофман путешествует вместе с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем прибывает в Познань.

До 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

В 1801 Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль отправляет партитуру со своей рекомендацией Гёте.

В 1802 Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

В 1803 — первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу» напечатано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на лучшую комедию («Премия»). Гофман хлопочет о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

В 1805 Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман.

В 1806 Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы – прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.

В апреле 1808 Гофман занимает должность капельмейстера в недавно открытом театре Бамберга. В начале мая у Гофмана возникает замысел «Кавалера Глюка». В это время он очень остро нуждается. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и забирает Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября неудачно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра. На жизнь он зарабатывает частными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.

В 1810 Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и помощника директора Бамбергского театра, переживающего свой расцвет. Создание образа Иоганнеса Крейслера — alter ego Гофмана («Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера»).

В 1812 Гофман задумывает оперу «Ундина», начинает писать «Дон Жуана».

В 1813, в октябре, Гофман задумывает повесть-сказку «Золотой горшок».

В 1814 Гофман заканчивает «Золотой горшок». В начале мая выходят первые два тома «Фантазий в манере Калло». 5 августа Гофман завершает оперу «Ундина». В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность государственного чиновника, поначалу без оклада, и он соглашается. 26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом.

Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции, но после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

В 1818 Гофман задумывает книгу «Мастера пения – роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Возникает замысел сборника рассказов «Серапионовы братья» (первоначально — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона, либретто к которой пишет Контесса.

Весной 1818 Гофман тяжело болеет, у него появляется замысел «Крошки Цахеса». 14 ноября учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, помимо самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать. Ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане, там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке. В России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 1822 Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. Против Гофмана выдвинуты обвинения относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны.

23 февраля больной Гофман диктует речь в свою защиту. 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за этим у него наступает паралич.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни, но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие.

В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Примерно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и анекдот «Наивность».

24 июня паралич достигает шеи. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме М. Бажана «Ночь Гофмана».

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Личная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана:

1798 — помолвка Гофмана с кузиной Минной Дёрфер.

В июле 1805 на свет появляется дочь Цецилия — первый и единственный ребёнок Гофмана.

В январе 1807 Минна с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишков, ставшего резиденцией Дарю, и тяжело болеет. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин, к Хитцигу, на помощь которого он очень рассчитывает. В середине августа в Познани умирает его дочь Цецилия.

В 1811 Гофман даёт уроки пения Юлии Марк и влюбляется в свою ученицу. Она не догадывается о чувствах учителя. Родные устраивают помолвку Юлии и Гофман находится на грани безумия и помышляет о двойном самоубийстве.

Библиография Гофмана:

Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot’s Manier) (1814);
«Жак Калло» (нем. Jaques Callot);
«Кавалер Глюк» (нем. Ritter Glück);
«Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana);
«Дон Жуан» (нем. Don Juan);
«Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza);
«Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur);
«Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf);
«Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht);
«Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana);
Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814);
Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815);
Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig) (1816);
Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817);
«Песочный Человек» (нем. Der Sandmann);
«Обет» (нем. Das Gelübde);
«Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner);
«Церковь иезуитов в Г.» (нем. Die Jesuiterkirche in G.);
«Майорат» (нем. Das Majorat);
«Пустой дом» (нем. Das öde Haus);
«Sanctus» (нем. Das Sanctus);
«Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz);
Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818);
Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819);
Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820);
Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder) (1819-21);
«Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion);
«Советник Креспель» (нем. Rat Krespel);
«Фермата» (нем. Die Fermate);
«Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist);
«Эпизод из жизни трех друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde);
«Артурова зала» (нем. Der Artushof);
«Фалунские рудники» (нем. Die Bergwerke zu Falun);
«Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig);
«Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sänger);
«История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte);
«Автоматы» (нем. Die Automate);
«Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse);
«Старая и новая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik);
«Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen);
«Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind);
«Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes);
«Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl);
«Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast);
«Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry);
«Счастье игрока» (нем. Spielerglück);
«Барон фон Б.» (нем. Der Baron von B.);
«Синьор Формика» (нем. Signor Formica);
«Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner);
«Видения» (нем. Erscheinungen);
«Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge);
«Вампиризм» (нем. Vampirismus);
«Эстетическое чаепитие» (нем. Die ästhetische Teegesellschaft);
«Королевская невеста» (нем. Die Königsbraut);
Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr) (1819-21);
Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh) (1822);
Поздние новеллы (1819—1822): «Хайматохаре» (нем. Haimatochare);
«Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere);
«Двойники» (нем. Die Doppeltgänger);
«Разбойники» (нем. Die Räuber);
«Ошибки» (нем. Die Irrungen);
«Тайны» (нем. Die Geheimnisse);
«Огненный дух» (нем. Der Elementargeist);
«Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa);
«Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht);
«Враг» (нем. Der Feind (Fragment));
«Выздоровление» (нем. Die Genesung);
«Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)

Экранизации произведений Гофмана:

Щелкунчик (мультфильм, 1973);
Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида Квинихидзе;
Ошибка старого волшебника (фильм), 1983 год;
Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год;
Щелкунчик (мультфильм, 2004);
«Гофманиада»;
Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год

Музыкальные произведения Гофмана:

зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten) (либретто: Клеменс Брентано) (1804);
музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805);
сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808);
балет «Арлекин» (нем. Arlequin) (1808);
Miserere b-moll (1809);
«Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809);
мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna) (либретто: Юлиус фон Зоден) (1809);
опера «Аврора» (нем. Aurora) (либретто: Франц фон Хольбайн) (1812);
опера «Ундина» (нем. Undine) (либретто: Фридрих де ла Мотт Фуке) (1816)

«Кёнигсберг в людях»: Эрнст Теодор Амадей Гофман

Родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман 8 января 1776 года в Кёнигсберге. Отец Кристоф Людвиг Гофман служил королевским юристом. Биографы отмечают, что он был человек настроения и весьма склонен к пьянству. Мать Луиза Альбертина Дерфер была женщиной крайне религиозной и не в меру истеричной. Супружескую жизнь этих разных людей сопровождали скандалы, которые через несколько лет после рождения сына и привели к разводу. Эрнст Теодор вместе с матерью переехал в дом Дерферов. Единственным человеком, от которого мальчик хоть немного получал любовь и заботу, была тётя Иоганна, остальные, включая мать и бабку, были к нему вполне равнодушны.

Основное образование Гофман получает в лютеранской школе. Уже в 12 лет он свободно играет на фортепиано, органе и скрипке. Очевидно, уже тогда он думает что предпочесть: стать юристом, как заведено в семье Дерферов, или всё же музыкантом. В 1792 году Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, не оставляя при этом занятий музыкой. Впервые услышав оперу Моцарта «Дон Жуан», Гофман потрясён. Он даже возьмёт себе второе имя Амадей в честь кумира. Здесь судьба сыграет с ним злую шутку: как и Моцарт, он всю жизнь будет много работать и не меньше страдать, пребывая в вечной нищете. Будучи студентом, Гофман встретит свою первую любовь.

Объектом его поклонения станет Дора Хатт, замужняя женщина, мать пяти детей. Ему было 17, ей 26. Гофман давал ей уроки музыки. Их встречи продолжались четыре года, но как бы ни скрывали они свою любовь, слухи об их связи пошли гулять по Кёнигсбергу. Когда у Доры родился шестой ребенок, намёки на отцовство стали невыносимы. Гофман был вынужден покинуть Кенигсберг.

Праздность и скука являются богами и покровителями Кёнигсберга, ибо и люди, которых можно здесь видеть, и воздух, которым они дышат, кажется, не внушает ничего иного.

Именно так отзывался о Кенигсберге и его жителях самый язвительный критик этого города Фридрих Второй Великий по прозвищу старый фриц, имея на то свои причины. В 1796 году Гофман отправляется в городок Глогау в Силезии. Там у него была солидная поддержка в лице дяди, занимающего видное положение в городе. В течение двух лет Гофман работает протоколистом в суде.

По некоторым сведениям, Гофман ездил к двоюродному деду Фэттену в Росситен, сегодня это посёлок Рыбачий. То, что он пережил, позже нашло отражение в его новелле «Майорат». Действие новеллы происходит в старинном замке на южной косе. Юный герой, родственник и помощник старика-нотариуса, влюбляется в богатую баронессу. Прототипом послужила всё та же Дора. Любовь принесёт героям новеллы больше страданий, чем радости, и закончится разлукой. Много лет спустя, оказавшись в Росситене, герой новеллы узнает, что баронесса умерла, а замка уже нет. Спустя много лет Гофман приезжает в Кёнигсберг и узнаёт о смерти своей возлюбленной Доры.

В тот момент, когда Гофман уже ставит крест на своей жизни, он получает неожиданное назначение в Берлин. Бурлящая жизнь Берлина сразу понравилась Гофману. В этот период он много рисует, копирует произведения античных мастеров, совершенствуется в портретной живописи, сдаёт экзамен на чин асессора, после чего получает назначение в Познань. Уезжать из Берлина он, конечно же, не хочет. В Познани происходит его встреча с Михалиной Рорер-Тшциньской. Он, не раздумывая, в июле 1802 года венчается, попутно разрывая помолвку со своей кузиной Минной Дерфер. Мягкая и терпеливая Михалина станет его верным другом.

Миша, как он ласково её называл, будет прощать мужу всё: постоянное безденежье, странности, перепады настроения, чрезмерное пристрастие к алкоголю, любовь к другой женщине. Она так и пронесёт этот крест — крест жены гения, а Гофман так и будет разрываться между двумя мирами, обыденной реальностью и фантазией, бытом и иллюзией. Брак с дочерью писаря, полькой привёл к разрыву с семейством Дерферов. Для Гофмана это означало крах всех его надежд, ведь при этом он терял финансовую поддержку богатого дядюшки. Положение, в котором оказался Гофман, осложнилось ещё и тем, что он распространил карикатуры на влиятельных людей города. Автора карикатур быстро вычислили, приговор был вынесен незамедлительно — Гофман должен был покинуть Познань. Вместо Берлина, куда он вот-вот ожидал назначения и так мечтал вернуться, его отправили фактически в ссылку в Плоцк, захолустный городок на берегу Вислы.

Читайте также:  Писатель Валентин Распутин. Жизнь и творчество

Самое тягостное для Гофмана — отсутствие культурной среды. Чтобы преодолеть отчаяние, он ведет дневник. Чаще встречаются записи «заурядный день», «чёрный день», и, наконец, «я остаюсь прозябать, я забыт». Его работа сводится в суде к тому, чтобы рассматривать жалобы крестьян и выносить приговоры куриным ворам, но благодаря влиянию Михалины Гофман держится. Исследователи считают, что именно в Плоцке у него появились первые признаки шизофрении, которые дальше будут только усиливаться. В октябре 1803 года в дневнике он пишет примерно следующее: «О, боль! Я всё больше становлюсь государственным советником. Кто мог подумать об этом три года назад. Муза убегает сквозь архивную пыль. Будущее выглядит тёмным и хмурым. Где же мои намерения? Где мои прекрасные планы на искусство?».

Но именно в Плоцке у Гофмана возникает решение стать литератором, и здесь судьба улыбнулась затворнику. Его друг, влиятельный Теодор Гиппель добивается перевода Гофмана в Варшаву — ссылка закончилась! Варшавский период — один из самых спокойных в жизни Гофмана. Здесь родилась его дочь Цицилия. Служебные обязанности отнимают немало времени, но Гофман справляется с ними быстро и полностью посвящает себя музыке. Здесь он ставит свои первые музыкальные произведения. И публика, и критика принимают его постановки весьма благосклонно. Но всю спокойную жизнь внезапно нарушает вторжение Наполеона в 1807 году, воистину роковом для него.

Гофман теряет работу, он вынужден сменить квартиру, средств не хватает, он болеет. Едва встав на ноги, он отправляется в дорогу сначала в Познань, затем в Берлин. Его постоянная спутница — нужда. Сам Гофман оценивает своё положение как отчаянное. Дальше следует смерть дочери, тяжёлая болезнь жены. Он голодает, его преследуют приступы нервной горячки. Иногда, чтобы поесть, он продает с себя вещи. Положение становится безнадёжным, и чтобы выжить Гофман едет в городок Бамберг, где ему предлагают должность театрального капельмейстера.

В Бамберге он получает передышку. Именно здесь у Гофмана появляются новые влиятельные друзья. Одним из них стал Карл Кунц, известный виноторговец, который стал его первым публикатором. Именно он выпустил его первые произведения. Здесь происходит его встреча с Юлией Марк. Впервые за многие годы после Доры Эрнст Теодор Амадей испытывает настоящее глубокое чувство. Он прекрасно осознаёт, что он старше её на 20 лет, непривлекателен, что у него семья и совсем скромное жалование, но ничего не может с собой поделать, он влюблён. Мать Юлии, понимая, чем для её дочери может закончиться эта связь, спешно решает выдать Юлю замуж. Вскоре появляется и жених — купец из Гамбурга. Гофман записывает в дневнике: «Удар нанесён. Возлюбленная стала невестой проклятого осла-торгаша. Мне кажется, что вся моя музыкальная и поэтическая жизнь померкла. Мне необходимо принять решение достойного человека, каким я себя считаю».

Неудачи он пытается утопить в вине и думает о самоубийстве. Без алкоголя он уже не может. Он становится постоянным посетителем ресторанчика «У Розы» и жители Бамберга приходят на него посмотреть как на большого оригинала. Иногда у Гофмана случаются приступы необъяснимой ярости, он встает из-за стола и обращается к не ему понравившемуся посетителю: «Дражайший, вы в левом углу, вы даже не представляете, как я почитаю вас, хоть вы и осёл».

После расставания с Юлией жизнь в Бамберге становится невыносимой, и в апреле 1813 года он буквально бежит из города. С Михалиной Гофман едет в Лейпциг, здесь его ждет большая работа в театре. Здесь же разворачивается последний акт другой трагедии, наполеоновской. Кажется, что жизнь Гофмана находится в какой-то фатальной зависимости от французского императора.

Войска Наполеона заставили его бежать из Варшавы, обрекли на голод в Берлине и уже в состоянии агонии настигают его на пути в Лейпциг. Только поздней осенью поступают сообщения о капитуляции Дрездена. Французы разбиты, и Гофман пишет своему издателю: «Сбылись мои прекраснейшие надежды, и подтвердилась моя уверенность, которая сохранялась в самые тяжёлые времена». В это время Гофман работает над сказкой «Золотой горшок». Сам автор будет считать эту сказку, как и «Житейские воззрения кота Мурра» лучшими среди своих произведений.

Вскоре Теодор фон Гиппель добивается для Гофмана места в Берлине. Там он становится душой литературного общества «Серапионовы братья». Раз в неделю в кофейне на Унтер-дер-Линден друзья собираются, и Гофман читает «Щелкунчика и мышиного короля», «Выбор невесты», «Капитан Глюк». Гофман в центре литературной жизни. Впервые за долгие годы скитаний у него появилась надежда обрести постоянное пристанище, но жить только литературой Гофман не может. Поэтому он вынужден вернуться к юридической практике и работать в уголовном суде. В берлинском театре он ставит «Ундину», первую немецкую романтическую оперу. Публика встречает его бурными овациями. Гофман стоит на сцене, бесконечно счастливый и растроганный, он признан как композитор и думает о бессмертии. Литературе он по-прежнему отводит вторичную роль, и принимаясь за написание романа «Эликсир сатаны», рассчитывает, прежде всего, на то, что эта вещь обеспечит ему материальный достаток, но не более того. Пройдет совсем немного лет и Гофмана забудут как дирижера, как художника, как графика. Критики очень невысоко будут отзываться о его произведениях, оперы практически не будут вызывать никакого интереса, но везде и всегда его будут ценить как писателя.

Много лет Гофмана волнует стремление человека создать своё механическое подобие, создать робот, автомат. Именно говорящей кукле, искусно парадирующей людей, посвящена его знаменитая новелла «Песочный человек». Своё отношение к человекоподобным машинам Гофман четко выразил в новелле «Автоматы»/

Мне до глубины души противны эти механические фигуры, эти памятники то ли ожившей смерти, то ли омертвевшей жизни». Особенное возмущение Гофмана вызывает то, что машины вторгаются в духовную, творческую сферу, сферу музыки: «Соединить живого человека с мёртвыми фигурами, которые только копируют форму и движения человека, — в этом для меня заключено что-то тяжкое, зловещее и даже совсем жуткое. Стремление механиков всё точнее копировать и заменять механическими приспособлениями органы человеческого тела — это в моих глазах открытая война против принципов духовности.

В «Песочном человеке» в образе Олимпии, механической куклы, в которую влюбляется герой новеллы, речь идёт не об успешном копировании человеческого тела, а уже о его подмене. Если в новелле «Автоматы» Гофман ещё верит в победу духа, то в «Песочном человеке» происходит крах этой веры.

В этот период его произведения хорошо публикуются, доходы растут, но их едва хватает на посещение винного погребка «У Вагнера». Вино ему необходимо, чтобы писать. Оно, по его словам, даёт лёгкость и яркие грёзы, но чаще вызывает кошмарные видения и чудовищных призраков. Пишет он без честолюбивого азарта, а, похоже, из одного лишь желания прожить другую воображаемую жизнь, взяв реванш у обыденности. Как он писал, можно прочитать у Герцена: «Всякий божий день являлся поздно вечером какой-то человек в винный погребок в Берлине. Пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. Тут-то странные уродливые мрачные ужасные тени наполняли Гофмана, и он в состоянии сильнейшего раздражения схватывал перо и писал свои судорожные сумасшедшие повести».

Работа в суде, огромный писательский труд, каждодневные ночные загулы не проходят даром. Гофман, который всегда имел слабое здоровье, весной 1818 года тяжело заболел. В течение нескольких недель он балансирует на грани жизни и смерти, но даже в этом состоянии он пишет сказку «Кошка Цахес по прозванию Циннобер». В сказке поэт Бальтазар, влюблённый в Кандиду, разоблачает Цахеса. Гофман верит в великую силу искусства, но в реальном мире всё обстоит гораздо страшнее. Гофман стремительно приближается к трагическому финалу. Летом вместе с Михалиной он едет в Силезию, чтобы поправить здоровье, в то же время в Берлине его новелла «Мадемуазель де Скюдери» приносит Гофману самый большой писательский успех.

Кажется, наконец-то перед ним светлое будущее, но власти обвиняют Гофмана в разглашении государственной тайны в романе «Повелитель блох». События происходят во Франкфурте. Властей не смущает, что Гофман находится в тяжёлом состоянии и уже не может обходиться без посторонней помощи. Рукопись изъяли из печати, впоследствии она будет издана, но с сильными сокращениями. День и ночь у постели дежурят жена и друзья. Как только Гофман испытывал облегчение, он начинал диктовать свои рассказы, он очень хотел создать роман о своей преданной Михалине, но замысел так и не осуществился. 24 июня паралич достиг шеи писателя, и он перестал чувствовать боль. «Наверно скоро полегчает, — с надеждой крикнул он пришедшему врачу. — Совсем уже ничего не болит». «Да, — понимающе ответил врач. — Скоро вам полегчает».

На следующее утро 25 июня 1822 года Гофман умер. Через три дня Теодор Амадей был тихо и незаметно похоронен на новом кладбище перед Гальскими воротами в Берлине. На средства, собранные его друзьями, был установлен скромный памятник. Спустя несколько дней кредиторы продали с торгов все вещи Гофмана: мебель, золотые часы, скрипки, шитый мундир советника, книги. К сожалению, своей жене он ничего не оставил, кроме долгов. Лишь один кредитор, владелец винного погребка, простил ему все долги.

Шизофрения, белая горячка, бред сумасшедшего — как угодно назовите, но именно так воспринимали современники странного господина из Кёнигсберга. Их можно простить, автор «Житейских прозрений кота Мурра» — обычный гений. О себе же Гофман писал буквально следующее: «Я похож на детей, которые родились в воскресенье, ибо они видят то, что не видят остальные люди».

Что интересно, в России Гофмана признали сразу и безоговорочно. Его популярность стала реально увеличиваться к 30-м годам 19 века. Первая его книга увидела свет в 1822г. Это была новелла «Девица Скюдери». Год смерти Гофмана. А уже через 10 лет 62 рассказа великого немецкого писателя были изданы на русском языке. К тому времени не было, пожалуй, ни одного литератора, который не прочёл бы Гофмана и не был бы очарован его творчеством. Жуковский и Пушкин, Одоевский и Гоголь, Достоевский и Аксаков, Лермонтов и Толстой. Гофман стал настолько популярным, что уже в 30-е годы имя и биография писателя, как и всех великих людей стала обрастать слухами, нелепицами, что, дескать, он не умер, перебрался в Россию, что не так давно видели его на балу у генерал-губернатора. Вальсировал он с его дочерью и так хорошо смеялся. Пытался дирижировать оркестром, а из кармана у него сыпались золотые червонцы…

Эрнст Гофман

Биография

Из-под пера немецкого писателя Эрнста Гофмана выходили претенциозные новеллы и романы, поражающие готическими образами. Его Крошка Цахес уродлив и груб, но обладает незаурядным талантом, а несчастный Щелкунчик вынужден до скончания века дробить зубами орехи. При ужасающей канве повествования Гофман умел создавать красивые, чувственные сказки, но вовсе не для детей.

Детство и юность

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия). В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер мальчик стал последним из трех детей.

Портрет Эрнста Гофмана

Спустя 2 года после рождения Гофмана-младшего родители расстались. Кристоф, забрав сына Иоанна Людвига, уехал в Инстербург (ныне – Черняховск, город в Калининградской области), а мать с Эрнстом остались в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.

Гофман проявлял большой талант к игре на фортепиано, писательству и рисованию, но развития в этих навыках не предвиделось – учреждение находилось в провинции, куда не доходили обширные знания о классических формах искусства и новых художественных идеях Пруссии.

Карикатура Эрнста Гофмана на самого себя

В 1781-1792 годах мальчик обучался в лютеранской школе Burgschule. Мальчик самостоятельно изучал творчество Шиллера, Гете, Свифта, Стерна, Руссо и Жана Поля.

Около 1787 года Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, в будущем политическим деятелем, который познакомил его с творчеством Иммануила Канта. В 1792-м Гофман прослушал несколько лекций философа.

Творчество

В 1790-х годах писатель много переезжал: сначала в Глогув, затем в Дрезден, где Гофмана поразили картины Рафаэля и Корреджо, потом – в Берлин.

Симфония Эрнста Гофмана

В нынешней столице Германии молодой человек впервые попробовал себя в качестве композитора. Он написал оперетту «Die Maske». Поделиться своим талантом Гофман рискнул с Луизой, королевой Пруссии. Интересный факт: государыня ответила. Посоветовала обратиться к директору Королевского театра, который по ее рекомендации уже был готов принять произведение. Многообещающего ответа Эрнст не застал – отбыл в Позен (сейчас Познань, Польша).

Это был первый раз в биографии Гофмана, когда он оказался вдали от родственников. Молодой человек начал становиться тем, «кого директора школ, священники, дяди и тети называют развратными» – цитата самого автора. Разврат состоял в том, что немец всерьез приобщился к творчеству, но шутливому, не академическому.

Писатель Эрнст Гофман

В 1802 году, будучи на балу, Гофман от скуки рисовал карикатурные портреты прусских офицеров. Незаметно для юноши рисунки разошлись по гостям. Когда стало известно авторство, в адрес Эрнста посыпались жалобы. Власти Берлина, хорошо знакомые с родом Гофман, не решились наказывать «преступника», вместо этого сослали в Плоцк (бывшая столица Польши).

«Изгнание» подкосило психическое здоровье автора. В карикатурах он изображал себя, тонущего в грязи рядом с необразованными сельчанами. Тем не менее, затворничество, которое преследовало Гофмана в годы пребывания в Плоцке, позитивно отразилось на творчестве. Свои заметки о театре немец направил на литературный конкурс в газету «Die Freimüthige». Хотя ни одна из 14 работ не удостоилась главного приза, Гофману выписали 100 фридрихсдоров (золотых монет) за талантливое исполнение.

Портрет Эрнста Гофмана

В 1804 году получил должность в Варшаве. По пути Эрнст заглянул в Кёнигсберг. Больше в родном городе писателю оказаться не посчастливилось.

Годы, проведенные в Польше, Гофман признавал самыми счастливыми. Здесь он познакомился со своим будущим биографом Юлиусом Эдуардом Гитцигом. Тот состоял в литературном обществе «Северные звезды», хорошо разбирался в книгах. Именно Гитциг познакомил Гофмана с творчеством Новалиса, Людвига Тика, Ахима фон Арнима и других немецких писателей, которые оказали существенное влияние на его слог.

Писатель Эрнст Гофман и актер Людвиг Девриент

Вдохновленный знакомствами с людьми искусства, молодой человек сочинил двухактный зингшпиль «Веселые музыканты» (1804) на песни Клеменса Брентано. На обложке композитор впервые употребил свой псевдоним – Эрнст Теодор Амадей Гофман, или Э. Т. А. Гофман. Имя Амадей немец присвоил в память о маэстро органной музыки Моцарте.

Читайте также:  Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Счастье молодого человека длилось недолго – в ноябре 1806 года, во время войны четвертой коалиции, войска Наполеона Бонапарта захватили Варшаву, и прусские бюрократы потеряли работу. Гофман оказался в оккупированном Берлине. Он голодал, тосковал по семье, и в этих условиях родилось одно из лучших его музыкальных произведений – «Песнь шестая». Позже авторство будет приписано Иоганнесу Клейслеру, главному герою романа «Житейские воззрения Кота Мурра».

Памятник Эрнсту Гофману

Литературный прорыв Гофмана случился в 1809 году с публикацией дебютной новеллы «Кавалер Глюк». Согласно сюжету мужчина якобы встречает почившего мир живых композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Это произведение – дань термину Жана Поля «доппельгангер», в литературе эпохи романтизма означающего «темную» личность человека.

С момента выпуска «Кавалера Глюка» в творчестве Гофмана наступили золотые времена. В 1814 году вышла повесть «Золотой горшок», завершилось сочинение оперы «Ундина». Тогда же автор начал писать «Эликсир сатаны» (1815), которого про себя называл «эликсир жизни» – он надеялся, что успех романа принесет прибыль. Надежды обернулись явью. Короткие рассказы, собранные в сборник «Фантазии в манере Калло», были приняты обществом благосклонно.

Иллюстрация к книге Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

«Щелкунчик и Мышиный король» (1816), задуманный как сказка для детей друга, стал культовым произведением. Доказательство – балет Петра Чайковского, многочисленные экранизации и мультипликации.

Сказка повествует об игрушечном человечке, который умеет только разгрызать твердые орехи. Однажды девочка Мари, которой подарили Щелкунчика, наблюдает картину боя человечка против Мышиного короля. Оказывается, что Щелкунчик – юноша, заколдованный королевой Мышильдой. Чтобы вернуть прежний облик, ему нужно побороть короля и найти свою прекрасную даму.

Иллюстрация к книге Эрнста Гофмана «Песочный человек»

История про Щелкунчика подходит для чтения детям, в отличие от других внушающих ужас произведений Гофмана. Например, в сборнике «Ночные этюды» собраны злобные мистические поверья: «Песочный человек», «Майорат», «Церковь иезуитов в Г.».

В 1819 году «рождается» уродливый и циничный «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». После заклинания доброй феи окружающие перестают замечать внешнее несовершенство карлика Цахеса. Напротив – его злобные идеи кажутся блестящими, сальные шутки – верхом остроумия. Прежним Цахеса видят студент Бальтазар и другие люди творчества.

Бальтазар влюблен в Кандиду, дочь ученого. Уродец, понимая желания молодого человека, очаровывает ничего не подозревающую девушку. Чтобы не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.

Иллюстрация к книге Эрнста Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

В том же 1819 году на свет появился первый том «Житейских воззрений Кота Мурра». Повествование ведется от лица животного, которое проживает при дворе капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Периодически в рассказ вплетаются отрывки, не имеющие ничего общего с содержанием. Оказывается, что кот в порыве творческих мук вырывал страницы из жизнеописаний своего хозяина – гениального композитора.

Образы главных героев автобиографичны: Крейслер – это сам Гофман, а Мурр – котенок писателя, которому посвящен роман. Животное скончалось от болезни под финал второго тома. В заключении книги сказано:

«Разумного, высокопросвещенного, философического и поэтического кота Мурра посреди его блистательного жизненного поприща настигла неумолимая смерть».

Второй том издан в 1821 году.

Личная жизнь

В 1794 году Гофман завел роман с Дорой Хатт, замужней женщиной, которой давал уроки музыки. Та была на 10 лет старше, имела 6 детей. В феврале 1796-го семья Эрнста воспротивилась любовному увлечению сына и якобы с добрыми намерениями отослала Эрнста в Глогув.

Портрет Эрнста Гофмана

Около 1801 года мужчина взял в жены Марианну Теклу Михалину Рорер по прозвищу Миша. Спустя 4 года их уединенную личную жизнь нарушило рождение дочери Цецилии. Ее жизнь оказалась короткой – ребенок умер в возрасте 2 лет.

В 1810 году, будучи женатым мужчиной, влюбился в юную ученицу Джулию Марк. Чувства Гофмана были настолько очевидны, что родители поспешили выдать дочь замуж, и от горя писатель едва не свел счеты с жизнью. Неудавшемуся роману посвящена новелла «Дон Жуан» (1813).

Смерть

В 1819 году здоровье 43-летнего Гофмана было подорвано. Жизненные сложности превратили талантливого человека в пьяницу, сифилис вызывал ослабление конечностей, а с начала 1822 года – паралич до самой шеи. Несмотря на это, Эрнст продолжал творить: свои заключительные произведения он диктовал жене или секретарю.

Одновременно с подступающей смертью Гофман боролся с судебной несправедливостью. В романе «Повелитель блох» (1822) писатель имел неосторожность воссоздать карикатуру на комиссара Кампца.

Могила Эрнста Гофмана

Когда того сделали председателем комиссии политического инакомыслия, учрежденной королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, он решил отомстить Гофману, то есть арестовать его. Король поручил выписать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергнуть цензуре.

Эрнст Гофман умер от сифилиса 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина. На надгробии указано имя писателя при рождении и его регалии:

«Советник суда, превосходный в своем красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям».

Цитаты

Судя по тому, что я знаю и читал о любви, это, собственно говоря, род психического недуга, который у человеческой породы выражается в особых припадках безумия; они принимают какое-нибудь существо совсем не за то, что оно есть на самом деле; например, обыкновенную низкорослую толстушку, штопающую чулки, они почитают богиней.

У мудрых отцов порой рождаются преглупые сынки.

Весьма часто случается в жизни, что тот или иной человек представляется окружающим особенно честным и добродетельным как раз в ту пору, когда он затевает какую-нибудь мошенническую проделку.

Есть ли более приятное состояние, чем довольство собой?

Писатель Всеволод Гаршин. Жизнь и творчество

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.) относится к одним из известных представителей русской классической литературы.

Гаршин является уроженцем Екатеринбургской губернии и появляется на свет в семействе, имеющем старинное дворянское происхождение из обрусевших татар. Отцом будущего литератора становится офицер русской армии, а матерью – образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками, увлекающаяся искусством в виде литературы, музыки, живописи. Именно материнское воспитание оказывает большое влияние на формирование мировоззрения Гаршина. Впоследствии мать Всеволода Михайловича бросает семью и следует в ссылку за любимым мужчиной, Завадским П.В., являющимся революционером, одно время являющимся воспитателем Гаршина.

Начальное образование Гаршин получает в гимназии Санкт-Петербурга, а затем становится студентом Горного института, однако не успевает его закончить, отправившись добровольцем на фронт в связи с начавшейся войной с Османской империей. В период войны Гаршин получает звание прапорщика, однако полученное ранение приводит к скорой отставке из действующей армии.

После увольнения из армии Гаршин приступает к литературному творчеству и первым его дебютом становится рассказ «Четыре дня», с момента опубликования получивший популярность, темой которого является авторское неприятие войны и человеческих жертв.

Впоследствии творческая биография писателя пополняется рядом рассказов, в которых Гаршин рассуждает о бессмысленности людской смерти по причине социального зла и несправедливости («Трус», «Денщик и офицер» и другие). Еще одной тематикой, рассматриваемой писателем, становится отношение общества к падшим женщинам, а также борьбе со злом, творящемся в мире, которые воплощаются в таких произведениях Гаршина, как «Надежда Николаевна» и «Красный цветок».

Кроме многочисленных рассказов, Гаршин создает несколько произведений в виде сказочных историй, предназначенных для детской читательской аудитории, самым знаменитым из которых является «Лягушка-путешественница».

Особым вкладом Гаршина в развитие русской литературы становится разработка писателем новой художественной формы произведений в виде новеллы, которая впоследствии получает всестороннее развитие в творчестве Чехова А.П.

С раннего возраста Гаршин характеризуется как крайне нервный и впечатлительный человек, что впоследствии выражается у писателя в частых нервных приступах. Поэтому в возрасте тридцати трех лет Гаршин заканчивает свою жизнь, совершив самоубийство, бросившись с лестничного пролета. При этом смерть писателя не наступает сразу же, поскольку он падает с небольшой высоты, умирает Гаршин лишь через несколько дней, находясь в тяжелой агонии. Местом захоронения Гаршина становится музей-некрополь Санкт-Петербурга «Литераторские мостки».

Интересным фактом в биографии Гаршина является его участие в создании картины Репина «Не ждали», где писатель работает в качестве модели.

Про Гаршина

Основной темой в российской литературе является тема протестов и тема несогласия народа с установленным режимом и порядками. На территории России довольно продолжительное время царила полная неразбериха, и все права человека каким-то неведомым образом отходили на второй план, и потому людей всяческими способами унижали, принижали их значимость, занижали их вес в обществе, и делали всё, дабы подавить их волю и свободомыслие. Это очень долгое время копилось в людях, и, конечно же, ждало своего времени, чтобы выйти наружу. И в один прекрасный день была запущена цепная реакция, и очень большое количество человек начали протестовать. Основной протест, конечно же, выражался писателями в литературе. Прекрасным примером такого автора послужит писатель Гаршин.

Всеволод Гаршин – известный отечественный писатель, в произведениях которого народ мог найти для себя некое выражение открытого протеста, протеста против власти, и, конечно же, протеста против устоявшихся порядков, которые были нацелены против общества и в ущерб ему. Его творчество было неким глотком свежего воздуха для загнанного в угол общества, а потому очень ценилось этим самым обществом, однако очень сильно презиралось правительством. Потому его произведения очень часто цензурились и не допускались к печати, ведь в них были довольно антиправительственные идеи, скрытые под личиной литературного произведения. Однако тем или иным образом его произведения всё-таки доставались людьми.

Всеволод Гаршин родился 2 февраля 1855 года, в небольшой деревне, где у семьи Гаршина было поместье. Нельзя сказать, что семья Гаршина было очень бедной, или наоборот, очень богатой. Это были люди, которые держались в достаточно приятной золотой середине, что гарантировало им стабильность и постоянную безопасность, ведь в случае чего они вряд ли бы что потеряли, и также в случае успеха они бы не так уж и много приобрели. К автору с самого детства относились достаточно хорошо и с добротой, потому он рос достаточно добрым парнем, который решил сначала получить достойное его статуса образование, а уже потом начать заниматься своим любимым делом – литературой. В детстве он привил себе любовь к литературе, отчего он впоследствии начал ею заниматься, и также начал бороться за справедливость через свои произведения, что у него отлично получалось. Прожив, таким образом, достойную жизнь, он скончался 24 марта 1888 года.

Писатель Всеволод Гаршин. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Вильгельм Гауф (1802-1827 гг.) является одним из известнейших немецких писателей, работавшим в жанровом направлении, называемом бидермейер.

В первой половине XIV века на Руси правил Иван I, так же известный как Иван Калита. Этот князь продолжил династию Рюриковичей во главе российского государства, сменив на престоле брата Юрия Даниловича.

1711 год — в небольшой северной деревеньке (в настоящее время — Архангельская область) родился Михаил Ломоносов.

Медуница – род невысоких многолетних травянистых растений, принадлежащий семейству Бурачниковые. Он насчитывает около 17 видов, получивших свое распространение на материке Евразия.

Биография Всеволода Гаршина

Жена – Надежда Михайловна Золотилова
Дети – нет
Родители – Михаил Егорович Гаршин, Екатерина Степановна Акимова

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) — российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» — музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Читайте также:  Александр Македонский – сообщение доклад 3, 5 класс

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

реферат “Жизнь и творчество Гаршина”

Скачать:

ВложениеРазмер
реферат о жизни и творчестве писателя22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Сайлыг

Выполнила: ученица 4-ого класса

Проверила: Ооржак Ш.О.

  1. Биография В.М.Гаршина………………………………………………..3
  2. Вывод………………………………………………………………………5
  3. Список использованной литературы…………………………………..6

«….изо всех наших молодых писателей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта: художнический темперамент, тонкое и верное понимание характерных черт жизни – человеческой и общей, чувство правды и меры – простота и красивость формы – и как результат всего – оригинальность».

Всеволод Михайлович Гаршин – загадочная и трагическая личность в русской литературе конца ХIХ века. Этого писателя называют «сумасшедшим гением», «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца», «солдатом с грустными глазами».

Всеволод Гаршин биография которого начинается 2 февраля 1855 года, появился на свет в имении Приятная Долина в Екатеринославской губернии в семье дворянского офицера. Еще в пятилетнем возрасте Гаршин пережил некую семейную драму, которая оказала на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на характер и мироощущение. Его мама влюбилась в П. В. Завадского — воспитателя старших детей и организатора политического тайного общества. Она бросила семью. Отец Всеволода пожаловался на нее в полицию и Завадского арестовали, сослав в Петрозаводск. Мать чтобы навещать ссыльного, переехала жить в Петербург. Маленький ребенок стал предметом о раздора между родителями. До 1864 года он проживал с отцом, потом мать забрала его и отдала в гимназию в Петербурге. В 1874 году Всеволод Гаршин поступает в Горный институт. Но искусство и литература больше его интересовали, чем наука. Он начал печататься, писать очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия вдруг объявила войну Турции, и Гаршин записывается в первый же день в действующую армию добровольцем. В одном из своих первых сражений он повел полк в атаку и получил ранение в ногу. Рана была неопасной, но в дальнейших военных действиях Всеволод Гаршин уже не принимал участия. Он вскоре вышел в отставку, произведенный в офицеры. Но недолго пробыл Всеволод вольным слушателем Петербургского университета на филологическом факультете, он твердо для себя решил всецело отдаться литературной деятельности. Гаршин приобрел быстро известность, особой популярностью пользовались его рассказы, в которых отразились все военные впечатления, — это рассказы «Трус», «Четыре дня», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 1880-х годов резко обострился психический недуг писателя. Около 2 лет Всеволод Гаршин провел в психиатрической лечебнице Харькова. В 1883 году писатель женился на Н. М. Золотиловой, которая была слушательницей медицинских женских курсов. В эти годы, которые Всеволод Гаршин считал по праву самыми счастливыми в своей жизни, он создан свой лучший рассказ — это «Красный цветок». В 1887 году вышло в свет последнее произведение писателя — это детская сказка «Лягушка — путешественница». Вскоре наступила очередная тяжелая депрессия. В марте 1888 г. писатель в возрасте тридцати трех лет погибает, бросившись с высоты 4-го этажа в лестничный пролет. Писатель похоронен в Петербурге.

Вывод

Всеволод Гаршин прожил 33 года – возраст Христа. Смерть писателя наступила 24 марта 1888 г., погребен на Волковом кладбище в Петербурге. В. Ю. Даренский точно заметил в писателе утрату христианского понимания смысла смерти (и смысла земной жизни), которая и привела к тому «жуткому» ощущению тотальной бессмыслицы всего существующего [6, 22]. Действительность, судьба, магия цифр оказались жестоки к Гаршину, но все же писатель сумел подарить человечеству литературное наследство, которое продолжает волновать наши души и по сей день.

«Я достиг реально того, что выработано философией. Я переживаю самим собою великие идеи о том, что пространство и время – суть фикции. Я живу во всех веках. Я живу без пространства, везде или нигде, как хотите. И поэтому мне все равно, держите меня здесь или отпустите на волю, свободен я или нет» – писал Всеволод Гаршин.

И до последних своих дней Всеволод не забывал свою родину, где родился, где провёл часть своего детства, куда он возвращался «рывками», чтобы оградить себя от бренного времени и погрузиться в те чистые детские воспоминания для успокоения своей души.

Творчество Гаршина имеет крайне субъективный характер. Внутренний облик Гаршина-человека так тесно связан и так гармонирует в нем с личностью писателя, что писать о его творчестве, не коснувшись его личности, его характера и взглядов, менее возможно, чем о каком-либо другом писателе. Почти каждый из его немногочисленных рассказов есть как бы частица его автобиографии, часть его дум и переживаний, оттого они так живо захватывают читателя своей жизненной правдой и так волнуют его. Сам Г. создал свои произведения, переживая их «как болезнь», и настолько сживался со своими героями, что переживал их страдания глубоко и реально; оттого и литературная работа, глубоко захватывая его, так утомляла и терзала его нервы.

Список использованной литературы

  1. Гаршин В. М. Сочинения: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма / Сост. В. И. Порудоминский. – М.: Сов. Россия, 1984. – 432 с., 1 л. портр.
  2. Горячкина, М. Всеволод Михайлович Гаршин / М. Горячкина // Гаршин В. М. Рассказы. – Новосибирск, 1981. – С. 18–22.
  3. Гаршин В.М. Сочинения – М.– Л., 1963. – С. 3 – 7.

Биография Всеволода Гаршина

Все́волод Миха́йлович Га́ршин появился на свет в дворянской офицерской семье 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области (в то время Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния).

Гаршины — старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III.

Мать Гаршина Екатерина Степановна (рожд. Акимова) была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела немецким и французским языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 году мать забрала его и отдала в петербургскую гимназию (в 1868 году преобразованную в реальную гимназию (впоследствии Санкт-Петербургское первое реальное училище), где начал писать, подражая то “Илиаде”, то “Запискам охотника” Тургенева. Окончил писатель гимназию в 1874 году. В эти годы увлекался естественными науками, чему способствовала дружба с А. Гердом, талантливым педагогом и популяризатором естествознания. По его совету Гаршин поступает в Горный институт, однако с интересом слушал только лекции Менделеева.

По окончании реальной гимназии в 1874 году Гаршин поступил в Горный институт, но не закончил его. В 1876 начал печататься – очерк “Подлинная история Энского земского собрания” написан в сатирическом духе. Сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи, представленной на художественных выставках. В 1877 году он отправляется в армию (в Болховский 138-й пехотный полк) на войну с Османской империей и получает ранение в ногу в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. В ходе войны был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции на филологическом факультете в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

После выхода в отставку (1879) служил секретарем Общего съезда представителей Российских железных дорог и занимался литературным творчеством. Большое место в его произведениях занимают военные рассказы – «Трус» (1879), «Денщик и офицер» (1880), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) и другие, где психологически тонко передал восприятие человеком боевой действительности.

В 1879 были написаны рассказы “Встреча” и “Художники”, ставящие проблему выбора пути для интеллигенции (путь обогащения или полный лишений путь служения народу).

“Революционный” террор конца 1870-х Гаршин не принимал, события, связанные с этим, воспринимал очень остро. Ему становилось все очевиднее несостоятельность народнических методов революционной борьбы. В рассказе “Ночь” было выражено трагическое мироощущение этого поколения.

В начале 1870-х Гаршин заболел психическим расстройством. В 1880 после неудачной попытки вступиться за революционера Млодецкого и последовавшей казнью, которая потрясла писателя, его болезнь обостряется, и около двух лет он находился в психиатрической лечебнице. Только в мае 1882 возвращается в Петербург, восстановив душевное равновесие. Публикует очерк “Петербургские письма”, содержащий глубокие размышления о Петербурге как “духовной родине” русской интеллигенции. Поступает на гражданскую службу. В 1883 женится на Н.Золотиловой, работавшей врачом. Считает этот период самым счастливым в жизни.

«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина.

В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка “Лягушка – путешественница”. Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия, он вынужден оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью – все это привело к трагическому исходу. Во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин в возрасте 33 лет покончил с собой – (19) 31 марта 1888 года он прыгнул с лестницы в пролёт. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы (24 марта) 5 апреля 1888 года, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Писатель был похоронен на «Литераторских мостках» в музее-некрополе Санкт-Петербурга.

  • Рассказы, СПб., 1882.
  • Вторая книжка рассказов, СПб., 1885.
  • Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., 1887.
  • Вторая кн. рассказов, 2-е изд., СПб., 1888.
  • Третья кн. рассказов, СПб., 1891.
  • Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., 1909.
  • То же, в приложении к журналу «Нива» за 1910.
  • Рассказы с биографией, написаны А. М. Скабичевским, издание Литературного фонда, П., 1919.
  • Собрание сочинений, изд. Ладыжникова, Берлин, 1920.
  • Избранные рассказы, Гиз, М., 1920.
  • Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
  • В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. — Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
  • В. Гаршин. Сигнал. — Москва.: «Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ», 1936 г.
  • В.М.Гаршин “Избранные рассказы” Ленинград, Лениздат, 1953г.
  • В.Гаршин “Избранное” Школьная библиотека Ленинград, Лениздат, 1981г.
  • Всеволод Гаршин. Рассказы. — Москва.: «Советская Россия», 1976 г.
  • В. М. Гаршин. Сочинения. — Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
  • В.М.Гаршин “Сочинения” Москва, Советская Россия, 1984г.
  • В. М. Гаршин. Красный цветок. — Москва.: «Новый Ключ», 2006.
  • Лягушка-путешественница (мультфильм, 1965)
  • Лягушка-путешественница (мультфильм, 1996)

Ссылка на основную публикацию