Жизнь и творчество Фрэнсиса Фицджеральда

Фрэнсис Скотт Фицджеральд, американский писатель: биография, творчество

Фрэнсис Фицджеральд считается одним из самых выдающихся американских писателей первой половины XX века. Его романы пользовались и пользуются повсеместной популярностью. В своих книгах автор фактически отразил собственный богемный и легкомысленный образ жизни. Фицджеральд писал не только крупную и малую прозу, но и сценарии к голливудским фильмам. Многие его произведения экранизировались даже больше одного раза.

До службы в армии

Будущий писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент-Поле – американском городе в Миннесоте. Появившийся на свет 24 сентября 1896 года мальчик был выходцем из состоятельной семьи (его дед по матери переехал в США, покинув Ирландию). В подростковом возрасте Фрэнсис учился в престижных учебных заведениях, после которых поступил в Принстонский университет.

Уже в студенчестве Фицджеральд начал писать пьесы и рассказы (с ними он становился победителем молодежных конкурсов). Также молодой человек увлекался спортом и играл в команде по футболу. В 1917 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд сделался добровольцем и ушел на службу в армию. Там ему удалось стать адъютантом у бригадного командира, выполнявшим функции генеральского секретаря.

На перепутье

В 23 года Фицджеральд решился демобилизоваться. Он поселился в Нью-Йорке и недолго работал в качестве рекламного агента. Хотя в дальнейшем военный сменил не одно место работы, его настоящей мечтой оставалась писательская слава. Пока же Фрэнсис Скотт Фицджеральд зарабатывал крохи. Это обстоятельство чуть было не загубило его личную жизнь.

Еще на военной службе мужчина познакомился с девушкой Зельдой Сейр. Она происходила из состоятельной и именитой семьи (отец был судьей Алабамы). Молодые люди полюбили друг друга. Однако родители Сейр были против их помолвки. Членов высшего общества не устраивал Фицджеральд, который даже не имел постоянной работы. Жених возложил все свои надежды на писательский труд. Он с удвоенной энергией принялся за сочинение рассказов, стихов и пьес. Автор отсылал эти черновые произведений в разные издательства, но везде получал отказ на публикацию.

Первый успех

Из-за непрекращающихся неудач Фрэнсис Скотт Фицджеральд пристрастился к алкоголю. Оставшись без средств к существованию, он вернулся жить к родителям. Там был переписан роман «Романтичный эгоист», который до того существовал только в необработанной черновой версии. Обновленная книга получила название «По эту сторону рая». Она тут же попала в издательство и стала хитом продаж. Никому не известный прежде автор внезапно попал в центр внимания читающей американской публики.

Чем писатель продолжил успех «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд (через год после первого романа) написал рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона». Его главный герой родился младенцем со всеми признаками старости, но с возрастом только молодел. К концу жизни он стал ребенком, а затем вновь новорожденным, после чего автор оборвал повествование. Оригинальный сюжетный прием сделал писателя закрепил успех его дебюта и продемонстрировал – молодой автор задержится на литературном Олимпе надолго.

Прекрасный и проклятый

Что дали автору рассказ о Бенджамине Баттоне и роман «По эту сторону рая»? Фрэнсис Скотт Фицджеральд разбогател и даже купил крупный нью-йоркский особняк. В 1920 году писатель исполнил свою давнюю мечту и все-таки женился на Зельде Сейр. Супруги стали известными светскими персонами. Они вели роскошный образ жизни и были знакомы со всей элитой Манхэттена. Фицджеральды устраивали регулярные приемы, часто ездили на фешенебельные курорты. И жена, и муж, употребляли немало алкоголя и часто устраивали друг другу скандалы, некоторые из которых затем становились достоянием общественности.

Образ жизни Фрэнсиса отразился на его втором романе «Прекрасные и проклятые». Его сюжет повествует о браке двух артистов. В романе угадываются черты самого писателя и его жены Зельды. Интересно, что в первый раз «Прекрасные и проклятые» издавались по частям. Право на такие журнальные публикации получил Metropolitan. В 1922 году роман появился в обычном книжном формате. Тогда же была снята кинокартина, однако она, как и многие фильмы того времени, оказалась утерянной.

В Старом Свете

В 1924 году Фрэнсис Скотт Фицджеральд переехал в Европу. Некоторое время он жил в Италии, затем обосновался в Париже. Во французской столице писатель познакомился со своим коллегой по творческому цеху Эрнестом Хемингуэем. Именно они вдвоем стали ключевыми американскими представителями «потерянного поколения». Этот литературный феномен возник в 1920 гг. К нему причисляются писатели, пережившие пик популярности в интербеллум – период двух межвоенных десятилетий. К «потерянному поколению» относятся не только Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Хемингуэй, но и, например, немец Эрих Мария Ремарк.

В США интербеллум несколько отличался от европейского. Молодость Фицджеральда пришлась на небывалый экономический рост Штатов после Первой мировой, когда американское общество на некоторое время забыло о большинстве невзгод и социальных проблем. Ускоренными темпами развивалась индустрия развлечений. Автор нашумевших романов с его легкомысленным образом жизни как никто другой олицетворял свою эпоху, вскоре названную «эпохой джаза» (джаз-музыка стала одним из символов двадцатых).

«Гэтсби»

Культура каждого поколения имеет свой устоявшийся образ. Для американцев, чьи лучшие годы жизни пришлись на «эпоху джаза», таким символом стал третий роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Он был издан в 1925 году. Автор начал писать эту книгу, еще живя в роскоши Нью-Йорка. Оказавшись в Европе, Фицджеральд не забросил рукопись, а ключевой этап работы над ней пришелся на его пребывание в Париже.

У романа было несколько проектных названий. Например «Великий Гэтсби» мог стать «Неистовым любовником» (это словосочетание наглядно характеризует главного героя). В книге автор обратился к миру нью-йоркских богачей, живших в своем замкнутом мире роскоши и непрекращающихся праздников. Главный герой, Гэтсби, также состоятельный человек. Автор окрестил его «Великим» в качестве иронии. С одной стороны, Гэтсби действительно представлен как человек с неукротимой энергией и выдающимися способностями, а с другой, несмотря на все свои положительные качества, он в конце концов растрачивает свою жизнь зря.

В середине XX века этот роман был забыт широкой аудиторией, несмотря на то, что в свое время был экранизарован и поставлен на Бродвее. Позже, во второй половине столетия, «Гэтсби» вызвал новую волну интереса точно так же, как и сам Фицджеральд Скотт, биография которого стала преподаваться в каждой американской школе. Сегодня именно этот роман – самое известное произведение писателя. В 2013 году на большие экраны вышла новая современная экранизация «Гэтсби» режиссера Мартина Скорсезе (главную роль сыграл Леонардо Ди Каприо).

Особенности творчества

Все биографы и исследователи творчества Фицджеральда отмечают, что он обладал обостренным чувством исторического момента. От этой черты его характера произошли многие его же писательские привычки. Человек «эпохи джаза», он сам считал себя историческим лицом, творящим историю. Именно поэтому основным источником вдохновения для него была собственная биография. В данном смысле Фицджеральд был похож на Уайльда. В то же время Хемингуэй считал его «Великого Гэтсби» очень похожим на его, Хемингуэя, первый роман «И восходит солнце».

В художественных произведениях главного писателя «ревущих двадцатых» ключевыми темами неизменно оставались богатство и женщины. В его книгах можно без труда не раз наткнуться на фешенебельные автомобили, загородные теннисные клубы и дорогие бары. Фицджеральд не мог писать не о благополучии. Каждая его попытка отойти от этой основополагающей темы заканчивалась неудачей.

Профессиональные привычки

Писатель бережно относился к каждому событию в своей жизни, так как любое впечатление от чего-то нового могло стать материалом для прозы. Уже в девять лет наблюдательный мальчик начал вести дневник. Повзрослев, Фицджеральд не изменил этой своей привычке – у него всегда при себе была объемная записная книжка.

Существовал и другой рефлекс – он снимал копию со всех личных писем. Боясь упустить самую мелкую деталь, писатель верил, что в творчестве ему пригодится любой материал. На рабочем столе литератора всегда находились всевозможные списки и перечни – привычка каталогизировать оставалась с ним до конца дней.

Писательский стиль

Автор «Прекрасных и проклятых» с самых юных лет сохранил в себе привязанность к высокому романтизму. При этом он умел обходиться без существовавших тогда литературных традиций и приемов. В своем новаторстве он был очень похож на своего предшественника Джона Китса. При всем при этом Фицджеральд никогда не терял чувства юмора. В его книгах традиционно много иронии и остроумного скептицизма. Хотя Фрэнсис Скотт Фицджеральд – американский писатель, друзья литератора справедливо считали, что в его характере было много ирландского.

Семейная трагедия

Жизнь Фицджеральда пошла под откос, когда в 1930 году его жена Зельда сошла с ума и стала страдать шизофренией. Признаки помутнения рассудка посещали ее уже на протяжении нескольких лет, однако до поры до времени семье удавалось минимизировать их ущерб. Теперь состояние Зельды оказалось необратимым. С этим ничего не могли поделать ни врачи, ни сам Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Остаток жизни Зельда в основном провела в различных клиниках. Она умерла в 1948 году во время пожара в очередном своем госпитале.

Американский писатель впал в депрессию, несколько лет он сильнее обычного злоупотреблял алкоголем. В определенном смысле художника спас собственный талант. В 1934 году вышел его новый роман «Ночь нежна». Это произведение было автобиографическим. Фицджеральд описал, каково это – спасать собственный брак, сохраняя при этом внешнюю роскошь и беззаботность жизни.

«Последний магнат» и «Крушение»

В 40 лет Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна» которого не пользовалась особенным успехом в США, решил несколько изменить характер своей деятельности. Он взялся за новое для себя ремесло голливудского сценариста.

Как раз в это время американский кинематограф переживал свой золотой век. В Голливуде уже работали многие выдающиеся, в том числе и молодые писатели. Там же автор «Гэтсби» познакомился с обозревательницей Шейлой Грэм. Фицджеральд влюбился в нее и прожил с этой женщиной еще несколько лет до самой своей смерти.

Жизнь в Голливуде подарила писателю множество новых идей, и он принялся за работу над своим очередным романом о «внутренней кухне» американского кинематографа. Так появились первые главы «Последнего магната». В это время Фрэнсис Скотт Фицджеральд, книги которого часто писались одновременно, также закончил множество статей и рассказов. Эти произведения были опубликованы в «Крушении» – сборнике, появившемся уже после смерти автора. Фицджеральд скончался 21 декабря 1940 года. Причиной его ухода из жизни стал сердечный приступ. «Последний магнат» так и остался незавершенным.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Биография

За сравнительно небольшую литературную историю Америка успела оставить огромное наследие. Марк Твен, Джек Лондон, Маргарет Митчелл, Эдгар По, Харпер Ли, Стивен Кинг, Теодор Драйзер… Они жили и творили в разные времена, однако в книгах этих писателей чувствуется одинаковый дух, национальный колорит и еще что-то неуловимое, но объединяющее. Пожалуй, наиболее сильно описанные выше чувства вызывают произведения признанного американского классика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Детство и юность

Фрэнсис родился в семье выходцев из Ирландии. Его дед по материнской линии Филип Маккиллан, эмигрировав в США, сумел встать на ноги в новой стране и разбогатеть. А вот бежавшему из той же Ирландии Эдуарду Фицджеральду – отцу будущего писателя – добиться таких же результатов не удалось. Эдуард еле-еле сводил концы с концами, поэтому, когда Молли Маккилан привела к родителям будущего мужа, они всячески пытались отговорить девушку от такого ненадежного кавалера.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

В конце концов, Эдуард и Молли сыграли свадьбу, потому старику Маккиллану пришлось с этим смириться и на первых порах помочь новоиспеченной семье. Позднее чета Фицджеральдов завела бизнес и смогла себя обеспечить.

Единственной проблемой, терзавшей молодую семью, стала гибель двух первых детей. Поэтому пара несказанно обрадовалась, когда 24 сентября 1896 года на свет появился долгожданный сынок. Мальчика было решено назвать Фрэнсис Скотт.

Поскольку Фрэнсис и его сестра Луиза были членами католической семьи, то и начальное образование дети получили в католических школах. Мальчик окончил Академию Святого Павла (Saint Paul Academy), расположенную в родном штате Миннесота.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в детстве

Продолжил учебу юный Фицджеральд в частной школе Ньюмана (The Newman School), расположенной в штате Массачусетс. Обучаясь в школе Ньюмана, Фрэнсис свободное время уделял самообразованию.

После окончания частной школы парень перебрался в штат Нью-Джерси, чтобы поступить в Принстонский университет (Princeton University). Будучи студентом престижного вуза, Фицджеральд задумался о карьере писателя и сценариста комедийных мюзиклов. Фрэнсис участвовал в литературных конкурсах, но не забывал и о физической форме следить: Фицджеральд еще на первом курсе попал в состав университетской сборной по футболу.

Однако оканчивать университет парень не стал. Вместо этого в 1917 году пошел добровольцем в армию, где, к слову, успел построить карьеру, дослужившись до звания адъютанта командира пехотной бригады.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в молодости

В 1919 году Фицджеральд покинул военные ряды. В планах парня была свадьба с Зельдой Сейр, прекрасной девушкой из уважаемой семьи из Алабамы. Но этому браку помешали родители Зельды, посчитав, что не стоит выдавать свою дочь за парня, только что вернувшегося из армии и не имеющего стабильного дохода. Вот уж точно спираль судьбы – повторить эпизод из судьбы отца и матери!

Фрэнсис Скотт решил, что если он станет известным писателем, то родители девушки изменят свое мнение. Фицджеральд перебрался в Нью-Йорк, где стал зарабатывать на жизнь, работая рекламным агентом, а в свободное время – писать дебютный роман.

Литература

Готовую рукопись произведения «Романтический эгоист» Фрэнсис разослал по главным издательствам Нью-Йорка, но в ответ получил лишь отказы. Это стало сильным ударом для парня. Он начал выпивать, а потом и работу забросил. Оставшись без средств к существованию, он вернулся в родительский дом.

Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Немного придя в себя, Фицджеральд решает подправить рукопись, что приводит к ее переписыванию с нуля. Новый экземпляр начинающий романист вновь рассылает по издательствам. Из Charles Scribner`s Son приходит письмо, подписанное главным редактором Максвеллом Перкинсом. В нем главред сообщает, что произведение Фрэнсиса сильно отличается от всего того, что издается сейчас. Но издательство готово рискнуть и выпустить книгу, так как верит в ее успех.

26 марта 1920 года переписанный «Романтический эгоист» выходит в Charles Scribner`s Son под названием «По эту сторону рая». Книга становится бестселлером (в те годы еще не использовалось это слово, но сегодня эффект от продажи романа назвали бы именно так), автор – известным, а Зельда Сейр – невестой Фицджеральда.

Дальше Фрэнсис пишет рассказы для альманахов и популярных журналов, позднее эти рассказы будут опубликованы в его первом сборнике «Эмансипированные и глубокомысленные». В мае 1922 года в Collier`s Weekly издается рассказ «Загадочная история Бенджамина Баттона», который еще сильнее укрепил Фицджеральда на позиции автора нового поколения – поколения джаза.

Книги Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Несмотря на рождение дочери, Фрэнсис и Зельда начинают вести шикарный образ жизни и становятся героями светских хроник. Все их перформансы воистину отличаются размахом и показушностью. В 1922 году Фицджеральды приобретают особняк-новостройку на Манхэттене. Именно там писатель начинает работу над «Великим Гэтсби».

В это же время Фрэнсис издает свой второй роман – «Прекрасные и проклятые», продает права на его экранизацию Уильяму А. Сайтеру, а затем выпускает сборник «Рассказы о веке джаза» и пьесу «Размазня».

В 1924 году Фицджеральд решает отправиться в Европу. Во время своего путешествия он успевает обзавестись новыми знакомствами, а также подружиться с Эрнестом Хемингуэем, проживавшим в то время в Париже. В Америке в это время выходит третий роман Фрэнсиса – «Великий Гэтсби», а также его кинопостановка, снятая Гербертом Бреноном.

Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Вернувшись на родину, писатель опубликовал очередной сборник, который получил название «Все эти печальные молодые люди», после которого в жизни Фицджеральда начинается черная полоса. Началом считается помутнение рассудка у его жены и начало развития у нее шизофрении. Вылечить Зельду не удается. Фрэнсис вновь пристрастился к алкоголю, что приводит к творческому кризису.

Читайте также:  Жизнь и творчество Платона

В 1934 году неожиданно для всех выходит новый роман писателя – «Ночь нежна», основанный на его же биографии.

Позднее Фицджеральд решает сменить вектор действий и становится голливудским режиссером. При его участии вышло много лент тех лет, однако самыми громкими успехами стали «Три товарища» Фрэнка Борзейги по роману Эриха Марии Ремарка и «Женщины» Джорджа Кьюкора. По иронии судьбы ни в одном из этих фильмов в титрах имя писателя не указано.

Кадр из фильма по книге Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Загадочная история Бенджамина Баттона»

В 1939 году Фицджеральд начинает работу над «Последним магнатом» – романом о закулисьях Голливуда. Этот роман будет выпущен уже посмертно, как и сборники «Крушение» и «Издержки хорошего воспитания».

Фицджеральд смог максимально возможно передать дух того времени. Это и привело к появлению многочисленных экранизаций его книг. К числу известных относятся «Великий Гэтсби» (1974) Джека Клейтона с Робертом Редфордом и Мией Фэрроу, «Последний магнат» (1976) Элиа Казана с Робертом Де Ниро, «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) Дэвида Финчера с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт, а также «Великий Гэтсби» (2013) База Лурмана с целой плеядой выдающихся актеров – Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайром, Кэри Маллиган, Джоэлом Эдгертоном, Элизабет Дебики и Джейсоном Кларком.

Кадр из фильма по книге Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»

Также в 2016 году на экраны вышел сериал «Последний магнат». Главные роли в новой экранизации исполнили Мэтт Бомер и Лили Коллинз. Это не единственная телевизионная постановка произведений Фицджеральда – на ТВ выходили как самостоятельные экранизации произведений писателя, так и адаптации отдельных рассказов для сериалов-антологий вроде «Саспенс» и «Кульминация».

Личная жизнь

С 1920 по 1940 год Фицджеральд состоял в браке с Зельдой Сейр. 26 октября 1921 года у пары родилась дочь Франсес.

Зельда Сейр и Фрэнсис Скотт Фицджеральд с дочкой

После развода с Зельдой Фицджеральд некоторое время встречался с журналисткой, пишущей о новостях Голливуда для крупных изданий. Новую избранницу Фрэнсиса звали Шэйла Грэм. Вместе они прожили мало, виной тому послужила смерть писателя.

Смерть Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Умер писатель 21 декабря 1940 года.

Памятник Фрэнсису Скотту Фицджеральду

Официальная причина смерти – сердечный приступ, однако друзья и знакомые уверяли, что на самом деле Фрэнсиса не стало из-за чрезмерного употребления алкоголя, которому он предался после развода с Зельдой.

Жизнь Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: от писателя до сценариста

Наверняка многим знакомо имя Скотта Фицджеральда – известного американского писателя. Но крайне несправедливо вспоминать его исключительно как автора нескольких популярных книг. Ведь при жизни этот человек считался очень талантливой личностью, а уже потом прославился как представитель «потерянной эпохи» в литературе.

Содержание

Становление писателя

Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд появился на свет 1896 года в Сент-Пол, в обеспеченной семье ирландского происхождения. Ещё до его появления, родители уже потеряли двоих детей, поэтому Скотт Фицджеральд был желанным ребёнком. Отец и мать были довольно религиозны, поэтому мальчик воспитывался в католической вере. Но он ходил в обычную школу и был очень разносторонним чадом.

Дальнейшая учёба продолжалась уже в Принстоне, где Фрэнсис активно участвовал в играх футбольной команды. Параллельно студент писал небольшие рассказы и пьесы, с которыми часто побеждал в конкурсах. В ту пору у него уже чётко сформировалось желание стать писателем или сочинять музыкальные комедии. Тогда же юному таланту пришлось столкнуться с неравенством. Позднее сам автор подтвердил, что с тех пор у него возникло «недоверие к бездельникам, как к отдельному классу».

Несмотря на старательность, Скотт так и не закончил обучение. В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, парень ушёл добровольцем в армию. Всего лишь за несколько лет сделал отличную военную карьеру и стал адъютантом. Фактически молодой солдат лишь выполнял обязанности секретаря генерала. Весной 1919 года он демобилизовался и сразу по возвращении домой устроился на работу.

Личная жизнь Скотта Фицджеральда

Во время прохождения службы в армии он познакомился со своей будущей супругой – Зельдой Сейр. Девушка была их богатой семьи, считалась одной из самых завидных невест города. Поэтому её родители долгое время не давали согласие на такой неравный союз. Так первая помолвка расстроилась: тогда у парня не было стабильного заработка, и последним шансом жениться на возлюбленной был литературный успех. Только после дебюта как писателя Скотт получил одобрение родителей невесты и взял её в законные жёны. С 1920 по 1940 год Фицджеральд состоял в браке с Зельдой Сейр, а спустя год после свадьбы у пары родилась дочь, названная в честь отца Фрэнсис Скотт, но дома ее всегда звали Скотти.

Литературоведы неоднократно подчёркивали, что вторая половина Фицджеральда была его музой. Писатель часто использовал её образ в своих произведениях: это сходство было заметно даже невооружённым глазом каждому читателю.

Беда в семью пришла неожиданно в виде серьёзного недуга: Зельда заболела острой формой шизофрении. Чтобы оплатить дорогое лечение, автор был вынужден трудиться сверх меры. Приходилось сурово экономить, отказываться от прежних благ жизни и (что для писателя было труднее всего) соглашаться на грабительские предложения редакторов, продавая права на свои книги по сильно заниженной стоимости.

Скотт начал часто пить, а спустя некоторое время (в 1937 году) познакомился с молодой журналисткой Шэйлой Грэм и влюбился в неё. Официально со своей женой (на тот момент находившейся в психбольнице) мужчина не разводился и продолжал помогать ей финансово до самой смерти. Но последние годы жил со своей избранницей в отдельной квартире.

Начало творческого пути

По окончании службы Фицджеральд поехал в Нью-Йорк, где сразу устроился журналистом в рекламное агентство. Но одновременно с работой он не бросает попыток добиться литературного признания, отсылая свои труды в различные издания. Первые опыты Скотта оказываются провальными, и все рукописи получали отказ. Фрэнсис сильно переживал по этому поводу, начал много и часто пить, а со временем вовсе бросил работу и был вынужден вернуться жить к родителям.

Именно после возвращения на родину писатель начинает почти с нуля переделывать рукопись своего самого первого романа «Романтический эгоист». После многочисленных правок и исправлений обновлённая версия романа меняет своё название на «По эту сторону рая» и всё-таки публикуется в 1920 году. Дебютное произведение сразу приносит писателю мировой успех и открывает путь в мир литературы. Его рассказы и повести начинают печатать в престижных газетах. Несмотря на успех, Скотт продолжал писать для местных журналов, что тоже приносило ощутимый доход, ведь теперь он считался одним из самых дорогих авторов.

После сногсшибательного старта в карьере писателя, уже в 1922 году опубликован следующий роман Фицджеральда – «Прекрасные и проклятые». А практически сразу после очередной публикации на свет появляется сборник рассказов «Сказки века джаза».

На пике популярности, в 1924 году, Фицджеральд вместе с супругой уезжает в Европу, останавливаясь во Франции. Свою литературную деятельность писатель тоже не оставляет и именно в Париже заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби». Ещё через год выходит новый сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди», который негласно считается финальной точкой литературной карьеры, ведь следующие годы жизни Фрэнсис оказываются очень тяжёлыми и впредь он крайне мало времени уделяет написанию книг.

Книги Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Сейчас Скотт Фицджеральд считается признанным классиком. Любой очерк по истории зарубежной мировой литературы невозможен без упоминания данного писателя. Творчество Фицджеральда изучали многие американские критики, выделяя такие масштабные и многогранные работы, как:

  • «По эту сторону рая»;
  • «Прекрасные и проклятые»;
  • «Ночь нежна»;
  • «Последний магнат»;
  • «Великий Гэтсби».

Отдельно стоит выделить не менее известный рассказ Фрэнсиса «Загадочная история Бенджамина Баттона», пьесу «Размазня» и несколько сборников, изданных ещё при жизни.

Киноматографическая деятельность

Но написание романов – отнюдь не единственное направление, в котором совершенствовался Фицджеральд. Так, начиная с 1937 года, он решает стать сценаристом в Голливуде. Тогда формируется небольшая компания из энтузиастов (Дональд Огден Стюарт, Роберт Бенчли, Сидни Натанаэл Уэст), которые тоже решили испытать свои силы в этом направлении. В октябре 1939 года Фицджеральд принялся за роман «Последний магнат», который повествует о жизни Голливуда.

Писатель создал целую серию рассказов и статей автобиографического типа, напечатанные после его смерти в сборнике «Крушение». Многие годы автор трудился над сценариями: было написано более 10 сюжетов для фильма в период с 1924 по 1942 год, но в итоге все сценарии Скотта были отвергнуты.

Экранизации произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Самые первые фильмы по мотивам книг Фрэнсиса выходили ещё в далёкие в 20-ые годы. Причём большинство из картин не сохранилось и не оставили заметного следа в истории кино. Но если брать вторую половину XX века, то режиссеры и продюсеры опять обратили внимание на творческое наследие Скотта. Подобный интерес привёл к появлению массы эффектных экранизаций. Список самых известных работ составили фильмы:

  • «Великий Гэтсби» (1974) Джека Клейтона;
  • «Последний магнат» (1976) Элиа Казана;
  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) Дэвида Финчера.

Повторить триумф с самой популярной книги писателя попытался ещё раз в 2013 году База Лурман. В своей версии он задействовал целую плеяду выдающихся актеров: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Элизабет Дебики и Джейсон Кларк.

Чуть позже, уже в 2016 году, на экранах появился свежий сериал «Последний магнат», где главные роли достались Мэтту Бомеру и Лили Коллинз. Хотя это далеко не последняя постановка – на TV шло немало иных адаптаций Фицджеральда для антологий вроде «Саспенс» и «Кульминация».

Наследие Скотта Фицджеральда – это огромный пласт культуры, поэтому его произведения интересны и актуальны до сих пор по всему миру. Ведущие издательства периодически выпускают новые вариации книг и сборников Фрэнсиса, а в мире кино время от времени появляются новые экранизации по мотивам его романов.

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД

«Пьяный в 20, развалина в 30, мертвый в 40», — записал как-то Фрэнсис Скотт Фицджеральд в блокноте, в очередной раз пытаясь кратко изложить свою биографию. Он оказался недалек от истины. Умер он в сорок четыре года, много лет пребывал в непрерывном алкогольном угаре и почти десять лет — в долгах, позабытый литературным миром. Но его работы все-таки пережили свое время и дошли до нас во многом благодаря безупречному стилю и изяществу его письма.

Фицджеральд родился в приличной семье и приходился потомком (хотя и не по прямой линии) и тезкой Фрэнсису Скотту Кею, автору американского гимна «Знамя, усыпанное звездами». Он благоразумно предпочитал не называть себя полным именем: Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд. Не то чтобы это как-то угрожало его популярности. По правде говоря, он никогда и не был популярен. Когда Фицджеральду стукнуло шесть лет, родители устроили в его честь праздничную вечеринку. Никто из приглашенных не пришел. Скотт, как его звали в семье, от расстройства съел весь торт целиком, вместе со свечками. Это было не последнее его неудачное празднество. «Вечеринки, — напишет он позже, — это еще один способ самоубийства».

Приятная внешность немного поднимала его рейтинг. В Принстонском университете Фицджеральда путем голосования выбрали самым симпатичным парнем в группе. Однако никаких иных достоинств, кроме смазливой мордашки, за ним в те годы замечено не было. Не успев толком приступить к учебе, он завалил математику, латынь и химию. Фицджеральд понимал, что выпускных экзаменов ему не сдать, но тут как раз началась война, и студент-неудачник завербовался в американскую армию. Он искренне надеялся, что его убьют и после него останется только красивый труп и незаконченный роман, который обеспечит автору литературное бессмертие. Но этого не случилось. Фицджеральду так и не довелось поучаствовать в реальных боевых действиях, и славу он вынужден был зарабатывать совсем другим путем. Подходящий шанс представился в 1919 году, когда Фрэнсис Скотт опубликовал дебютный роман «По эту сторону рая», который был высоко оценен критиками.

К этому времени он уже встретил Зельду Сейр, огненную, как вулкан, девушку из Алабамы, которая на следующие два десятилетия стала его женой и «сообщницей». Они вместе, пошатываясь от выпитого, шли своим путем по Америке «эпохи джаза». Они купались в фонтане нью-йоркского отеля «Плаза», катались по Манхэттену на крыше такси и, вернувшись с затянувшегося допоздна шумного сборища у Джеральда и Сары Мерфи на Ривьере, ныряли в море с тридцатипятиметрового обрыва. Впоследствии Зельда сказала хозяйке вечеринки: «Как, Сара, разве ты не знала? Мы не верим, что себя надо беречь».

За всем этим натужным весельем скрывалась суровая реальность. Несмотря на похвалы критиков, писательство приносило Фицджеральду слишком мало денег, и супружеская чета жила не по средствам. «Великий Гэтсби» разошелся тиражом всего в 30 000 экземпляров, а последовавший за ним роман «Ночь нежна» не достиг и половины этого показателя. Даже в лучшие свои годы, в 1920-е, Фицджеральд никогда не зарабатывал много, а все, что зарабатывал, спускал, как только что сошедший на берег пьяный матрос. В итоге он был постоянно должен, причем буквально всем: друзьям, издателям, литературным агентам. Еще одним источником проблем стала Зельда. То, что казалось всем очаровательной эксцентричностью, позже переросло в шизофрению (в 1930 году ей официально поставили диагноз). Остаток жизни Зельда провела в разнообразных лечебных заведениях, а в 1947 году погибла во время пожара в психиатрической клинике.

Когда эпоха джаза сменилась Великой депрессией, Фицджеральд отправился зарабатывать средства к существованию в Голливуд. Правда, диалоги никогда не были его сильной стороной, и те несколько фильмов, которые были поставлены по его сценариям, оценивались критиками не слишком высоко. Он две недели трудился, переписывая сценарий «Унесенных ветром», но был уволен раньше, чем смог серьезно испортить текст. В Голливуде он встретил новую любовь — журналистку Шейлу Грэм, которая вела колонку светских сплетен. В последние годы жизни писателя она всегда была рядом, став свидетельницей того, как Фицджеральд постепенно спивался, а во время запоев становился буйным.

В августе 1940 года Фрэнсис Скотт получил последний в своей жизни отчет о продажах его книг. В нем говорилось, что за отчетный период реализовано было всего сорок экземпляров, и по итогам продаж автору причиталась сумма 13 долларов 13 центов. В полной нищете, но все же завязав с алкоголем, Фицджеральд взялся за новый роман «Последний магнат», однако так и не успел его закончить. 21 декабря 1940 года, поработав над рукописью, писатель решил сделать перерыв, пообедать в баре «Херши» и почитать статью о футбольной команде Принстона, напечатанную в университетской газете. Затем он отправился в дом Шейлы Грэм, где его и застиг очередной сердечный приступ. Фицджеральд замертво рухнул на пол. На момент смерти на счету писателя было 706 долларов, из которых 613 долларов 25 центов пошли на оплату похоронных расходов. К счастью, в своем завещании Фрэнсис Скотт не забыл попросить, чтобы «похороны были самые дешевые, какие только можно».

Фицджеральд был настоящим фетишистом по части ног, его склонность ассоциировать ноги с сексом уходит корнями в раннее детство. Он никогда не снимал обуви на людях, это было для него равнозначно полному обнажению. О плавании не могло быть и речи; Фрэнсис Скотт был известен тем, что даже на пляже появлялся в ботинках и носках. «Вид собственных ног вызывает у него смущение и ужас», — отмечал в 1924 году один беседовавший с ним журналист. А вот женские ножки сводили Фицджеральда с ума. Как-то раз он признался проститутке, что вид женских ножек всегда его возбуждает и что во время любовных игр он обязательно ласкает ноги партнерши. Странный эпизод в романе «По эту сторону рая», когда главный герой при виде ног девушки-хористки испытывает отвращение, — возможно, попытка Фицджеральда обрести контроль над своими подсознательными импульсами, изложив их на бумаге.

Читайте также:  Жизнь и творчество Ивана Тургенева

КРЕСТОСЛОВИЦА?! КРЕСТА НА ВАС НЕТ!

Фицджеральд никогда не был фанатом кроссвордов, мода на которые охватила Америку в эпоху джаза. Он считал, что тяга американцев к решению словесных головоломок — признак поразившего нацию всеобщего невроза.

НИЧТО НЕ МОГЛО ТАК ОЖИВИТЬ СКУЧНУЮ ВЕЧЕРИНКУ, КАК ПОЯВЛЕНИЕ ПЬЯНЫХ СКОТТА И ЗЕЛЬДЫ ФИЦДЖЕРАЛЬД, ПОЛЗАЮЩИХ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ И ЛАЮЩИХ ПО-СОБАЧЬИ.

Книга «По эту сторону рая» помогла Фицджеральду заработать репутацию летописца эпохи джаза, но ранняя популярность имела и свои отрицательные стороны. Когда много лет спустя к нему подходили поклонники и выражали восторги по поводу его дебютного романа, писатель приходил в бешенство. «Если еще раз упомянете при мне эту книгу, и я размажу вас по стенке!» — бушевал он.

ПАПА И ФИЦДЖЕРАЛЬД

С Эрнестом Хемингуэем Фицджеральда связывали длительные и непростые отношения. Если вкратце, то Фицджеральд был настроен к Хемингуэю доброжелательно, а тот его в грош не ставил. На публике Фицджеральд воздерживался от ругани, но при личной беседе не стеснялся высказывать друзьям и знакомым все, что на самом деле думает о собрате по перу. «Он [Хемингуэй] всегда готов протянуть руку помощи, — однажды произнес Фицджеральд, — но только тем, кто выше его по положению». Зельда была еще худшего мнения о главном конкуренте ее мужа. Хемингуэй, замечала она, — «это сплошь бычьи бои и такой же бычий навоз».

Теперь мало кто об этом помнит, но предшественниками нынешних звезд вроде Линдсей Лохан, любящих в пьяном виде покуражиться на вечеринках, были Скотт и Зельда Фицджеральд — король и королева американского бомонда, привыкшие шокировать гостей своими не укладывавшимся ни в какие рамки манерами. Как-то раз супруги заявились незваными на вечеринку к голливудскому магнату Сэмюэлу Голдвину — они подползли к воротам имения на четвереньках, лая по-собачьи. Несмотря на столь странное поведение, их каким-то образом пропустили внутрь. Зельда тут же направилась на второй этаж, желая помыться в роскошной ванной Голдвина. В другой раз пара (теперь уже будучи приглашенными) восприняла фразу хозяев: «Не стесняйтесь, приходите как есть», — слишком буквально и пришла в пижамах. Причем Зельда продолжала «не стесняться» и дальше: после нескольких глотков спиртного она скинула свое одеяние и стала танцевать голышом. Эксгибиционизм вообще был частью ее стандартного репертуара. Однажды, заскучав на нудном литературном мероприятии, она сняла трусики и зашвырнула их в собравшуюся толпу. А в гостях у издателя Уильяма Рэндольфа Херста, в его замке близ городка Сан-Симеон, «отжег» уже Скотт — он одолжил у Зельды лифчик, чтобы прикрыть обнаженную скульптуру в саду. Парочка шутников не чуралась и игр с огнем. В те дни, когда Скотт еще был при деньгах, он был знаменит тем, что прикуривал сигарету от горящей пятидолларовой купюры. Как-то раз, веселясь на вечеринке на роскошном морском курорте, Зельда вызвала пожарных. Когда те прибыли и спросили, где пожар, она указала на свое сердце. Пожалуй, самая изобретательная проделка супругов имела место на вечеринке, устроенной актрисой Лоис Моран. Скотт с абсолютно серьезным видом обошел всех гостей и собрал у них часы и украшения, а потом удалился на кухню и бросил свою добычу в кипящий томатный суп. Ням-ням!

Правильно подобранное название может принести книге успех, а неудачное — погубить ее. Фицджеральд потратил уйму времени и душевных сил, подбирая название для своего главного романа. Сначала он планировал назвать его «Трималхион в Вест-Эгге» (слишком интеллектуальная отсылка к «Сатирикону» Петрония). Работавший с ним редактор Максвелл Перкинс не одобрил такой выбор и посоветовал Фрэнсису поменять название. Одно время Фицджеральд склонялся к варианту «Любовник, который высоко метил», пока наконец не остановился на классическом и лаконичном названии «Великий Гэтсби». Но даже и тогда у него оставались сомнения. Незадолго до того, как книга ушла в печать, он отправил Перкинсу телеграмму с предложением поменять название на такое: «Под красным, белым и синим». «Каковы будут последствия, если мы еще отложим публикацию и изменим заглавие?» Перкинс послал ему в ответ телеграмму из одного слова: «Фатальные».

Одна из самых фантастических интерпретаций литературной классики принадлежит американскому литературоведу Карлайлу Томпсону, обнародовавшему гипотезу, что Джей Гэтсби был чернокожим. Каковы его доводы? По правде говоря, весьма шаткие. Томпсон цитирует словесный портрет Гэтсби, данный самим автором: «смуглое тело», «загорелая кожа», «очень короткие волосы», — все это признаки, исходя из которых герой, по мнению Томпсона, белым быть никак не может. К тому же поместье Гэт-сби занимало сорок акров — согласно теории Томпсона, это намек на «сорок акров и мула», обещанных освобожденным рабам после Гражданской войны. И, наконец, последним звеном головоломки Томпсон называет тот факт, что Гэтсби был награжден военным орденом Черногории, а название «Черногория», как известно, происходит от слов «гора» и «черный». «Возможно, Фицджеральд завуалированно называет Гэтсби черной горой?» — задается риторическим вопросом Томпсон. Пожалуй, мы тоже зададимся риторическим вопросом: возможно, кое-кому из литературоведов просто нечем заняться?

Кумиром Фицджеральда в литературе был Джеймс Джойс, Фрэнсис Скотт называл его «мастером современного романа». Когда они встретились на одном парижском приеме, Фицджеральд не помнил себя от радости. Он даже выразил желание выброситься из окна, чтобы только доказать свое восхищение великим ирландцем. По окончании приема Фицджеральд преподнес Джойсу экземпляр «Великого Гэтсби» с автографом и карикатурой: он изобразил себя коленопреклоненным у ног Джойса, окруженного божественным сиянием.

ПЕРЕПАЛКА С ВУЛФОМ

А вот к кому Фицджеральд не испытывал ни малейшего почтения, так это к своему современнику писателю Томасу Вулфу. Редактор Максвелл Перкинс прислал Фицджеральду гранки первого романа Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» с посвящением Перкинсу. Ответ был кратким. «Дорогой Макс, — написал Фицджеральд, — посвящение мне понравилось, но все, что дальше, на мой взгляд, слабовато».

Похороны Фицджеральда являли собой грустное и жалкое зрелище. Работники похоронного бюро схалтурили и переборщили с гримом, поэтому покойный выглядел, по словам одного из очевидцев, «как нечто среднее между приказчиком и восковой куклой». К процессии присоединилась толпа зевак и любителей халявы. Натаниэль Уэст, один из близких друзей Фицджеральда и автор «Дня саранчи», погиб в автомобильной катастрофе по пути на похороны. Но кое-кто из литераторов до места все же добрался, например, острая на язык Дороти Паркер. Взглянув на грубо размалеванное тело писателя, она воскликнула: «Бедный сукин сын!»[61] Мало кто узнал в ее словах цитату из «Великого Гэтсби», все попросту решили, что она таким образом выражает мнение общественности. Фицджеральда ожидал и еще один — посмертный — плевок в лицо: Хемингуэй посвятил ему несколько страниц в своем автобиографическом романе «Праздник, который всегда с тобой», изобразив Фицджеральда в весьма нелестном виде — неуверенным в себе шутом и импотентом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ФРЭНСИС ДРЕЙК. МОРСКОЙ ПЕС КОРОЛЕВЫ

ФРЭНСИС ДРЕЙК. МОРСКОЙ ПЕС КОРОЛЕВЫ Ожившая реликвия В последнее время вошло в моду оживлять, то есть восстанавливать, корабли, прославившиеся в истории мореплавания. Иначе говоря, давать новую жизнь старинным судам, ставшим реликвиями. Все чаще на морских

Фрэнсис

Фрэнсис 30 ноября 1999 года. Из дневника Федора Конюхова07:00. Утром температура была минус 20 °С. Холодно. Но здесь хорошо тем, что нет ветра. Небо затянуло тучами. Может, дай Бог, пойдет снег. Он очень нужен. Уже хочется тренировать собак, запряженных в нарты.18:00. Уже темно,

Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596)

Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596) Сын английского моряка из Кроундаль графства Девоншир. Получил хорошее образование и посвятил себя торговле. Во время рейса с товарами в Гвинею на него напали испанские корабли; Дрейк потерял все товары и попал в плен. После возвращения в Англию,

Номер 10. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Крушение (1936)

Номер 10. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Крушение (1936) На свете не так много книг, которые хочется перечитывать каждый год, тратя на это минут по двадцать, чтобы потом прижать томик к самому сердцу, рискуя его раздавить. «Крушение» принадлежит к их числу. На самом деле это три

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — одна из самых ярких и впечатляющих страниц в американской литературе ХХ столетия. Именно произведения Фицджеральда открыли её второй (первый связан с творчеством американских

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД

ФРЭНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД [60]«Пьяный в 20, развалина в 30, мертвый в 40», — записал как-то Фрэнсис Скотт Фицджеральд в блокноте, в очередной раз пытаясь кратко изложить свою биографию. Он оказался недалек от истины. Умер он в сорок четыре года, много лет пребывал в

ФИЦДЖЕРАЛЬД ФРЭНСИС СКОТТ

ФИЦДЖЕРАЛЬД ФРЭНСИС СКОТТ (род. в 1896 г. – ум. в 1940 г.) Писатель, киносценарист. Романы «По эту сторону рая», «Прекрасные, но обреченные», «Великий Гэтсби», «Ночь нежна», «Последний магнат» (неоконч.); автобиографическая книга «Крах».К Фрэнсису Скотту Фицджеральду

Фицджеральд Фрэнсис Скотт

Фицджеральд Фрэнсис Скотт (род. в 1896 г. — ум. в 1940 г.)Американский писатель, в судьбе которого любовь сыграла драматическую роль.«Она — единственный бог, который у меня остался…» — так говорил известный американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд о своей невесте

Г.К. Честертон – Фрэнсис Блогг (189?)

Г.К. Честертон – Фрэнсис Блогг (189?) …Я смотрю на море и пытаюсь произвести оценку имущества, которое я могу предложить Вам. Насколько я могу понять, мое хозяйство перед началом путешествия в Волшебную страну состоит из следующих вещей.Первое. Соломенная шляпа. Старейшая

Глава 4. Джон Фицджеральд Кеннеди

Глава 4. Джон Фицджеральд Кеннеди Настоящий мужчина. А кто же не грешен? Анонимка. Пять минут до войны. Убийца президента был русским? За невероятное красноречие его называли «златослов Кеннеди». Он совершенно не стеснялся того, что постоянно занимался риторикой и

Френсис Скотт Фицджеральд и Зельда Сейр

Френсис Скотт Фицджеральд и Зельда Сейр Их история жизни была «романом в романе». Френсис Фицджеральд писал романы о любви, славе и богатстве, а его собственная жизнь с горячо любимой женой Зельдой тоже как будто была написана для них неким талантливым

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба

Ф.С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба Творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — одна из самых ярких и впечатляющих страниц в американской литературе ХХ столетия. Именно произведения Фицджеральда открыли её второй (первый связан с творчеством американских

Глава семнадцатая БЕДНЯГА ФИЦДЖЕРАЛЬД

Глава семнадцатая БЕДНЯГА ФИЦДЖЕРАЛЬД С осени 1940 года чувствует себя неважно и к себе, чего раньше никогда не было, постоянно прислушивается. И присматривается. Шейла часто ловит отрешенный взгляд Скотта, направленный куда-то в угол. Как не вспомнить конец одного из

Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬД. КАК ПИСАЛСЯ РОМАН «НОЧЬ НЕЖНА»

Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬД. КАК ПИСАЛСЯ РОМАН «НОЧЬ НЕЖНА» «Утехи пьяницы» Общий планРоман вот о чем. Герой — идеалист от природы, поп-растрига, по разным причинам увлекается идеями haute bourgeoisie [90]и, взбираясь по общественной лестнице, растрачивает свой идеализм, свой талант,

Жизнь и творчество Фрэнсиса Фицджеральда

Родившийся в городе Сэнт Пол, штат Миннесота, 24 сентября 1896 года в семье, не имеющей ни материальной, ни социальной устойчивости, Фрэнсис Скотт Фицджеральд в 14 лет был отправлен в католическую школу. Восхищаясь изысканностью восточного побережья, он, однако, чувствовал там себя чужим, провинциалом в светском обществе. Затем Фицджеральд учился в Принстоне, но бросил университет на третьем году обучения из-за низкой успеваемости, объясняющейся незаинтересованностью в предметах. В 1917 году, жаждущий приключений, он вступил в армию, но не увидел ничего захватывающего.

Годы в Принстонском университете, однако, не прошли для него даром, так как открыли ему литературный мир. В 1920 году выходит его первая книга «По эту сторону рая», которая мгновенно стала популярной. Сразу же после выхода первого романа Фицджеральд женится на Зельде Сэйр, красавице из Алабамы, которая прямо или косвенно становится частью творчества Фицджеральда, включая рассказы и второй роман, «Красивые и проклятые», изображающий блестящую и отчаянную пару, прообразом которой стали сами Фицджеральды.

Жизнь и творчество Фицджеральда отражали неистовство эпохи джаза. Постоянное употребление алкоголя, вечеринки и безумные траты начали ударять по эмоциональной жизни пары, здоровью и, главное, работе. В 1925 году был написан роман «Великий Гэтсби», по праву занимающий важное место в мировой литературе. На первый взгляд это история несчастной любви между мужчиной и женщиной. Однако настоящая тематика романа гораздо глубже. Хотя почти всё действие происходит за несколько месяцев 1922 года в конкретном месте – Лонг-Айленд, Нью-Йорк, – «Великий Гэтсби» представляет собой олицетворение Америки 1920х, в частности, крушения американской мечты в эру беспрецедентного богатства и материальных излишеств.

Фицджеральд изображает 1920е годы как время разрушенных моральных ценностей, характеризующееся всеобщим цинизмом, скупостью и пустой погоней за удовольствиями. Безрассудные торжества, декадентские вечеринки с оглушающей джазовой музыкой, а в романе – субботние приёмы, которые устраивает Гэтсби, – пример того, как необузданная жажда денег и удовольствий берёт верх над более высокими моральными устоями. Для поколения американцев, только что видевшего ужасы Мировой войны, викторианские ценности представляются лицемерием и фальшью.

Головокружительный послевоенный подъём фондового рынка привёл к резкому увеличению национального богатства и невиданному росту потребления. Человек из любого социального слоя мог сделать состояние. Кроме того, 18 поправка 1919 года, запретившая алкоголь, способствовала процветанию организованной преступности и бутлегерства. Именно таким незаконным образом разбогател главный герой романа – Джэй Гэтсби.

Выросший в бедной семье, Гэтсби презирал бедность, и его стремление к богатству укрепляется, когда он в 1917 году знакомится с Дэзи и влюбляется в окружающие её роскошь и шарм. Нарушив обещание дождаться возвращения Гэтсби с войны, Дэзи выходит замуж за Тома Бьюкенена. Отныне все усилия Гэтсби – приобретение миллионного состояния, особняка в Ист Эгге, еженедельные расточительные вечеринки – направлены на то, чтобы вернуть Дэзи.

Однако Фицджеральд откладывает рассказ о прошлом героя на самый конец романа, и вначале мы узнаём о хозяине дома исключительно по сплетням десятков гостей, которые никогда не видели его, как, впрочем, и он их. Он представляется отчуждённым, окружённым ореолом таинственности, а источник его баснословных состояний никому не известен. Фицджеральд медлит с раскрытием образа Гэтсби для того, чтобы подчеркнуть его отношение к жизни, которое составляет основу его характера. Псевдоним Джэй Гэтсби, выдуманный героем, которого по-настоящему зовут Джэймс Гэтз, символизирует его перерождение. Непрекращающаяся борьба за Дэзи демонстрирует его уникальную способность превращать мечты в реальность. Действительно, в начале романа Гэтсби предстаёт перед читателем именно таким, каким стремится казаться окружающим. Этот талант создания самого себя и делает Гэтсби великим.

В ходе повествования Фицджеральд снимает сделанный Гэтсби образ, и главный герой предстаёт немного наивным, полным надежд молодым человеком, который за свои мечты ставит на карту всё, не осознавая, что его мечты не стоят его. Рассказчик от первого лица Ник Каррауэй сравнивает зелёный огонёк на причале у дома Дэзи с зелёными просторами Америки, открывающимися кораблям с первооткрывателями. Также как американская нация создала общественный строй, о котором мечтала, Гэтсби наделил Дэзи совершенными чертами, которыми она, однако, не могла обладать. Мечта главного героя разрушается из-за недостойности объекта, так же как американская мечта 1920х разрушается от недостойности идеалов богатства и развлечений. Как многие другие американцы, Гэтсби интуитивно пытается возродить прошлую эпоху, когда его стремления имели ценность. Главный герой не в силах вернуть счастье с Дэзи 1917 года, его мечты рушатся, и по сюжету ему не остаётся ничего, кроме как погибнуть.

Читайте также:  Рылеев - сообщение доклад 8 класс

Трагически, к завершению эпохи джаза распитие спиртных напитков превратилось у Фицджеральда в откровенный алкоголизм, а у Зельды, всегда, отличавшейся эксцентричностью, развилась шизофрения. С большим надрывом писатель создаёт новый роман «Ночь нежна» (1934). Фицджеральд пробует себя в качестве кинодраматурга, и работает над романом о Голливуде «Последний магнат», который остается незаконченным из-за смерти писателя от сердечного приступа 21 декабря 1940 года.

Хронологическая таблица Крылова

Хронологическая таблица Крылова позволит познакомиться с жизнью и творчеством известного баснописца. Иван Андреевич, служивший простым писцом в казенном учреждении, оказал большое влияние на русскую литературу. При слове “басня” у каждого школьника и взрослого первым делом на ум приходит фамилия “Крылов”. Несмотря на то, что у Ивана Андреевича не было важных государственных чинов, императорская династия его очень ценила – на 50 – летие своей творческой деятельности он был награжден медалью по приказу императора. Сегодня басни Ивана Андреевича также не потеряли своей актуальности – их читают школьники и перечитывают взрослые.

Биография Крылова по датам – информация, которая будет полезна при создании интерактивным материалов, таких как: тесты, викторины по литературе и при подготовке к контрольным и экзаменационным работам в школе и ВУЗах.

1768 год 2(13)февраля – Родился Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье.

1774 – Семья переезжает в Тверь в связи с назначением отца председателем уголовной палаты губернского магистрата.

1777 – Отец устраивает маленького Крылова подканцеляристом в Калязинский нижний земский суд, однако работа Ивана не интересует, он лишь числится среди служащих. В это же время Иван Крылов сумел удивить тверского помещика Н.П.Львова своими стихами. За это ему разрешили учиться вместе с детьми помещика;
самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянский языки.

1778 – Умирает отец Ивана Крылова, в наследство оставив сундук с книгами. Семья оказывается в нищете;
Ивана переводят в Тверской губернский магистрат в чине подканцеляриста. Именно на этой службе произошло знакомство молодого Крылова с порядками в суде и взяточничеством.

1783 – Переезд Ивана Крылова в Петербург;
устраивается на работу в чине губернского секретаря в Казенную палату и вызывает в столицу мать и младшего брата, Льва.

1784 – Пишет комическую оперу «Кофейница» (опубликована в 1868 г.);
Иван знакомится с директором театра П.А. Соймоновым и драматургом Н.Б.Княжниным.

1785 – Смерть матери писателя;
Крылов определяет своего брата Льва в гвардию.

1787 – Крылов получает место в Горной экспедиции Кабинета ее Императорского Величества благодаря П.А. Соймонову, который ею управлял.

1788 – Написаны трагедия «Филомела», комедии: «Американцы», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники»;
Крылову пришлось оставить службу в Горной экспедиции.

1789 – Иван Крылов на средства Рахманинова и в его типографии выпускает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными,
воздушными и подземными духами».

1789 – «Почта духов» неожиданно перестает выпускаться.

1791 – Иван Крылов знакомится с Анной Алексеевной Константиновой. Родители девушки запретили дочери выходить замуж за бедного писателя;
Крылов совместно с Клушиным и друзьями открывают типографию и книжную лавку при ней.

1792 – Начинает издавать журнал «Зритель»;
произведен обыск в типографии Крылова и вскоре журнал перестает выходить;
написана сатирическая повесть «Каиб».

1793 – Крылов с Клушиным выпускают новый журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», в котором печатались проза, стихи, переводы;
после разговора с императрицей Екатериной II Крылов решает оставить журналистику;
в декабре закрывается «Санкт-Петербургский Меркурий».

1794-1797 – Увлечение Крылова азартными играми, разъезды по ярмаркам.

1797 – Приглашен С.Ф. Голицыным на должность личного секретаря и учителя детей.

1800 – Крылов пишет шуто-трагедию «Триумф или Подщипа»(опубликована в 1871 г.), сатира на правление Павла I и весь царский двор. Пьеса была поставлена в домашнем театре С.Ф. Голицына.

1801 – Князь Голицын назначен военным генерал-губернатором Риги, его сопровождает Иван Крылов;
написана комедия «Пирог» (поставлена в Петербурге и Москве).

1802 – В Петербурге переиздана «Почта духов».

1803 – Крылов уезжает из Риги в Серпухово к брату Льву – офицеру Орловского мушкетерского полка.

1806 – Иван Андреевич возвращается в Петербург;
печатает в журнале «Московский зритель» три басни: «Дуб и трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».

1806-1807 – Крылов пишет две комедии: «Урок дочкам», «Модная лавка». Комедии имели оглушительный успех и продолжительное время шли в театрах;
сочиняет оперу «Илья-Богатырь».

1808 – А.Н. Оленин помогает Крылову устроиться в Монетный департамент.

1809 – Иван Андреевич баллотируется в Российскую академию;
опубликована I книга басен.

1810 – Иван Крылов увольняется из Монетного двора в чине титулярного советника.

1811 – Выходит сборник «Новые басни Ивана Крылова»;
Крылова избирают в члены Российской академии;
входит в литературный кружок «Беседа».

1812-1841 – Иван Андреевич, при поддержке А.Н. Оленина, принят на работу в Публичную библиотеку.

1815 – Напечатаны «Басни Ивана Крылова» в 3 частях.

1816 – Опубликованы «Новые басни Ивана Крылова» – 4, 5 части;
писатель принят в Общество любителей российской словесности при Московском университете.

1817 – Произведен в члены Санкт-Петербургского общества любителей словесности, наук и художеств.

1818 – Избран в действительные иногородние члены Казанского общества любителей отечественной словесности.

1819 – Изданы 6 томов басен Ивана Крылова.

1819-1824 – Крылов занимается составлением каталогов для Публичной библиотеки, обслуживает читателей, пополняет фонды, их описывает.

1820 – Басни Ивана Крылова переводят на французский и итальянский языки;
Крылову вручен орден св. Владимира 4-й степени.

1823 – Российская академия вручила И.А. Крылову золотую медаль;
у Крылова два кровоизлияния в мозг. Выздоравливает у императрицы Марии Федоровны в Павловске

1841 – Иван Крылов выходит на пенсию. Живет с семьей своей удочеренной крестницы Александры Петровны Савельевой.

1844, 9(21) ноября – Смерть Ивана Андреевича Крылова.

Основные даты жизни и творчества И. А. Крылова

Основные даты жизни и творчества И. А. Крылова

1769, 2 февраля (13 н. ст.)[31] — В Москве, в семье капитана Андрея Прохоровича и его жены Марии Алексеевны Крыловых родился Иван Крылов.

1769–1774 — Жизнь на Урале, в Яицком городке и Оренбурге.

1775 — А. П. Крылов выходит в отставку, и вся семья переезжает в Тверь.

1775–1782 — Жизнь в Твери. Отец служит в губернском магистрате Тверского наместничества.

1778, 17 марта — Смерть отца. Поступление подростка Крылова на службу в Тверской губернский магистрат.

1782 — Переезд в Петербург с матерью и братом.

1783 — В сентябре поступает на службу «приказным исполнителем» в С.-Петербургскую казенную палату. Завершена «Кофейница» — комическая опера в стихах.

1784–1785 — Увлечение театром; знакомство с актером И. А. Дмитревским. Написана трагедия «Клеопатра».

1786 — Написаны трагедия «Филомела», комедии: «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей». Первое выступление Крылова в печати: в журнале «Лекарство от скуки и забот».

1787, 1 мая — Поступление на службу в Горную экспедицию. Смерть матери поэта — М. А. Крыловой.

1787–1788 — Написана комедия «Проказники». Написано либретто оперы «Американцы». Разрыв Крылова с Княжниным и ссора с Соймоновым.

1788, 29 мая — Уход из Горной экспедиции.

1789 — Крылов сближается с И. Г. Рахманиновым.

С января по август издает журнал «Почта духов».

1791, 8 декабря — Открытие типографии и книжной лавки «И. Крылова с товарищи» (И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым, А. И. Клушиным).

1792 — Издание журнала «Зритель».

1793 — Издание журнала «С.-Петербургский Меркурий».

1797 — Сотрудничество в журнале «Приятное и полезное препровождение времени». Знакомство с князем С. Ф. Голицыным.

1798–1800 — Жизнь у князя Голицына в его имении Казацком в качестве секретаря и учителя детей князя.

1800 — Написана «шуто-трагедия» «Подщипа» («Трумф»), сыгранная в домашнем театре в Казацком.

1800–1801 — Написана комедия «Пирог». Переезд в Ригу в качестве секретаря князя Голицына.

1802, 26 июля — В Петербургском театре поставлена комедия «Пирог». Вышла вторым изданием «Почта духов».

1803, 26 сентября — Крылов увольняется со службы из канцелярии князя Голицына и уезжает из Риги.

1804 — В Москве поставлена комедия «Пирог».

1805—Пребывание в Москве. Первые басни Крылова, переведенные из Лафонтена: «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста».

1806 — Переезд в Петербург. Сближение с драматургом князем А. А. Шаховским. 27 июля поставлена на сцене комедия «Модная лавка».

1807 — Написана и в июне поставлена комедия «Урок дочкам». Написаны басни: «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Оракул», «Пустынник и Медведь», «Крестьянин и Смерть».

1808 — Сотрудничество Крылова в журнале «Драматический вестник». В октябре поступил на службу в Монетный департамент.

1809 — Выход в апреле первой книги басен Крылова.

1811 — Избрание в члены Российской академии. Напечатаны: «Басни Ивана Крылова, вновь исправленные» и «Новые басни Ивана Крылова».

1812, 7 января — Поступление на службу в императорскую Публичную библиотеку помощником библиотекаря Русского отдела. Отклики на события Отечественной войны 1812 года — басни: «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз» и др.

1814, 2 января — Торжественное собрание, посвященное открытию Публичной библиотеки.

1815 — Вышли «Басни Ивана Крылова».

1816 — В марте произведен в библиотекари императорской Публичной библиотеки. Выбран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1819—Вышли «Басни И. А. Крылова» в 6 частях.

1823, в январе — получение золотой медали от Российской академии за литературные заслуги.

1824, 9 июля — Поездка в Ревель.

25 ноября — смерть брата Льва Андреевича.

1825—Вышли «Басни Ивана Крылова» в 7 книгах.

1830 — Вышли «Басни Крылова» в 8 книгах.

1833, 3 февраля — Смерть Н. И. Гнедича.

1834 — Выход двухтомного издания басен с иллюстрациями А. П. Сапожникова.

1838 — Торжественное празднование пятидесятилетнего юбилея литературной деятельности Крылова.

1841 — Выход с 1 марта в отставку со службы в Публичной библиотеке. Утверждение ординарным академиком по отделу русского языка и словесности Российской академии наук.

1843, декабрь — Вышли «Басни И. Крылова» в 9 книгах.

1844, 9 (21 н. ст.) ноября — Смерть И. А. Крылова. Похороны в Александро-Невской лавре.

1855 — Открытие первого памятника И. А. Крылову (работы Клодта) в Летнем саду в Петербурге.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА • 1853 — родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина.• 1896 — участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.• 1900 — участие во Всемирной выставке в Париже.• 1908 — знакомство с А. И. Деньшиным.• 1917 — выход

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Основные даты[122] жизни и научно-технической деятельности академика Алексея Николаевича Крылова[123]

Основные даты[122] жизни и научно-технической деятельности академика Алексея Николаевича Крылова[123] 18633 (15 августа н. ст.). В сельце Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Полибинского сельсовета Порецкого района Чувашской АССР) родился

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. АЛЕХИНА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. АЛЕХИНА 1892, 19 октября (31 октября н. с.) — в Москве родился Александр Александрович Алехин.1899 — мать знакомит Александра с правилами шахматной игры.1902 — Алехин поступает учиться в классическую гимназию Л. И. Поливанова на Пречистенке.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) — родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство — в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта —В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель — 1492 — Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 — Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 — Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 — Первые

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Основные даты жизни и творчества

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля — в Праге родился Ярослав Гашек.1893 — принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля — оставляет гимназию.1899 — поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето — странствие по Словакии.1901, 26 января — в газете «Пародии листы»

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. И. ПАРАДЖАНОВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. И. ПАРАДЖАНОВА 1924, 9 января — родился в Тифлисе в семье Иосифа (Овсепа) (1890–1962) и Сирануш (в девичестве Бежанова, 1894–1975) Параджановых.1932–1942 — учился в средней школе № 42, затем работал на фабрике «Советская игрушка».1942 — поступил в

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября — в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 — семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 —

Основные даты жизни и деятельности Н. И. Крылова

Основные даты жизни и деятельности Н. И. Крылова 1903, 29 апреля — родился в селе Вишневом Тамалинского уезда Пензенской губернии. 1919, 10 февраля — окончил экстерном единую трудовую школу. 1919, 20 февраля — Крылов — красноармеец 3-го авиадивизиона Южного фронта. 1920, октябрь —

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 — Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 — семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева — главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын — Константин.1949. Семья

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА А.Н. КРЫЛОВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА А.Н. КРЫЛОВА 1863 г. (15 (3) августа) — Рождение Алексея Николаевича Крылова.1878 г. (сентябрь) — Поступление в Морское училище.1884 г. (ноябрь) — Окончание Морского училища, мичман. Назначен производителем работ Компасной мастерской

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа[23] — В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 — Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной — Умер

Ссылка на основную публикацию