Жизнь и творчество Герберта Уэллса

Уэллс Герберт Джордж: биография, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Уэллс Герберт Джордж: биография, карьера, личная жизнь
  • Благден Джордж: биография, карьера, личная жизнь
  • Спенсер Герберт: биография, карьера, личная жизнь

Детство, молодость и первый брак

Дата рождения Герберта Джорджа Уэллса — 21 сентября 1866 года. Место рождения — маленький городок Бромли неподалеку от Лондона. Родители Герберта Джорджа владели магазинчиком фарфоровых изделий. Но торговля практически не давала прибыли, преимущественно семья жила на средства, которые отец зарабатывал игрой в крикет (он являлся профессиональным крикетистом).

Герберт Уэллс начал работать с 14 лет — сначала уборщиком и кассиром в мануфактурной лавочке, затем аптечным лаборантом и школьным учителем. Благодаря своему упорству Уэллсу удалось поступить в Кингс-колледж, готовивший преподавателей естественных наук. И к 1889 он получил степень лиценциата по биологии, а год спустя — степень бакалавра.

В 1891 году Герберт Уэллс в первый раз женился на девушке по имени Изабелла. Этот брачный союз продлился около четырех лет, после чего супруги, сильно отличавшиеся друг от друга по характеру и темпераменту, расстались.

Творчество писателя с 1893 по 1914 год

В 1893 году Уэллс стал пробовать себя в журналистике и писать тексты для различных периодических изданий. Некоторые из них впоследствии вошли в сборник 1895 года «Избранные разговоры с дядей». В том же 1895-м был опубликован его роман «Машина времени». Он имел колоссальный успех, автор сразу стал знаменитым.

На 1895 год приходится и еще одно важное событие в биографии Уэллса — он женился во второй раз. Супругу звали Эми Кэтрин Роббинс. Этот брак продлился более тридцати лет. Эми Кэтрин родила от фантаста двух сыновей — Джорджа Филипа и Фрэнка Ричарда.

После «Машины времени» писатель создал еще несколько великолепных фантастических романов — «Остров доктора Моро» (1896), «Война миров» (1898), «Человек-невидимка» (1897). «Когда Спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901). Практически все они были в будущем экранизированы.

С 1903 по 1909 год Уэллс был членом Фабианского общества, выступавшего за постепенное, без революций и потрясений, превращение капиталистической системы в социалистическую.

В 1914 году, сразу после начала мировой войны, Уэллс публикует цикл эссе о текущей геополитической ситуации. Затем они были изданы отдельной книгой, которая разошлась по Европе огромными тиражами.

Герберт Уэллс после Первой мировой войны

В 1920 году Уэллс приехал с визитом в Советский Союз. В ходе данного визита он даже встретился с Владимиром Лениным. Свои впечатления о недавно возникшем государстве большевиков Уэллс изложил в произведении с говорящим названием «Россия во мгле».

В 1928 году жена писателя Эми Кэтрин скончалась в муках от рака. Новой серьезной любовью Уэллса стала Мария Закревская-Будберг, эмигрировавшая в Англию из СССР в 1933 году. Отношения между литератором и этой привлекательной женщиной продолжались до конца жизни Уэллса, однако официальный брак так и не был заключен.

В 1934 году Уэллс снова посетил СССР, и снова ему удалось пообщаться с главой государства — только теперь это был не Ленин, а Сталин. Подробно о встрече с вождем Уэллс потом написал в книге мемуаров «Опыт автобиографии».

Последние годы жизни и смерть

В годы Великой Отечественной войны Уэллс горячо поддерживал Советский Союз. Жил он в это время, как и прежде, в Лондоне, даже бомбежки не заставили его переехать из этого города.

Последняя книга Уэллса под названием «Ум на грани» вышла в 1945 году. В ней автор выражает скепсис относительно будущего человечества.

Умер великий писатель 13 августа 1946 года. Его тело, в соответствии с завещанием, было кремировано, а прах был развеян над водами пролива Ла-Манш.

Герберт Уэллс — о писателе

Информация

Биография

Герберт Джордж Уэллс — британский писатель и публицист, крупнейший мастер критического реализма.

Родился 21 сентября 1866 в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). Его отец, Джозеф Уэллс, и мать, Сара Нил, работали в прошлом садовником и горничной в богатом поместье, а позже стали владеть небольшой лавкой фарфоровых изделий. Однако торговля почти не приносила дохода, и в основном семья жила на деньги, которые отец, будучи профессиональным игроком в крикет, зарабатывал игрой.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он и пристрастился к чтению. В том же возрасте Герберт Уэллс поступил в Коммерческую Академию мистера…

Герберт Джордж Уэллс — британский писатель и публицист, крупнейший мастер критического реализма.

Родился 21 сентября 1866 в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). Его отец, Джозеф Уэллс, и мать, Сара Нил, работали в прошлом садовником и горничной в богатом поместье, а позже стали владеть небольшой лавкой фарфоровых изделий. Однако торговля почти не приносила дохода, и в основном семья жила на деньги, которые отец, будучи профессиональным игроком в крикет, зарабатывал игрой.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он и пристрастился к чтению. В том же возрасте Герберт Уэллс поступил в Коммерческую Академию мистера Томаса Морлея, которая должна была подготовить его к профессии торговца. Однако, когда Герберту исполнилось тринадцать лет, его отец сломал бедро, и с крикетом было покончено. Обучение сочли законченным, и Герберту пришлось начинать самостоятельную жизнь. Образование он получил в Кингз-колледже Лондонского университета, который окончил в 1888. К 1891 получил два учёных звания по биологии.

После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Томаса Гексли. В 1893 профессионально занялся журналистикой.

С 1903 по 1909 Уэллс состоял в Фабианском обществе, выступавшем за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни.

В 1895 Уэллс написал своё первое художественное произведение — роман «Машина времени».

Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал. Был дважды женат: с 1891 по 1895 на Изабелле Мэри Уэллс, а с 1895 по 1927 — на Эми Кэтрин (Джейн) Роббинс. Во втором браке родились оба его сына: Джордж Филип Уэллс и Фрэнк Ричард Уэллс.

Умер в Лондоне 13 августа 1946. На похоронной церемонии Джон Бойнтон Пристли назвал Уэллса «человеком, чьё слово внесло свет во многие тёмные закоулки жизни». Согласно завещанию, после кремации сыновья Уэллса, находясь на острове Уайт, развеяли прах писателя над Ла-Маншем.

Изображения автора

Связанные статьи

Связанные видео

Библиография

Романы
1895 — Машина времени / The Time Machine
1895 — The Wonderful Visit
1896 — Остров доктора Моро / The Island of Doctor Moreau
1896 — Колёса фортуны / The Wheels of Chance
1897 — Человек-невидимка / The Invisible Man
1898 — Война миров / The War of the Worlds
1899 — Когда Спящий проснётся / When the Sleeper Wakes
1900 — Любовь и мистер Люишем / Love and Mr Lewisham
1901 — Первые люди на Луне / The First Men in the Moon
1902 — Морская дама. Узор из лунного света / The Sea Lady: A Tissue of Moonshine
1904 — Пища богов / The Food of the Gods, and How It Came to Earth
1905 — Современная утопия / A Modern Utopia
1905 — Киппс / Kipps
1906 — В дни кометы / In the Days of the Comet
1908 — Война в воздухе / The War in the Air
1909 — Анна-Вероника / Ann Veronica
1909 — Тоно Бенге Tono-Bungay
1910 — История мистера Полли / The History of Mr Polly
1910 — Новый Макиавелли / The New Machiavelli
1912 — Marriage
1913 — The Passionate Friends
1914 — Жена сэра Айзека Хармана /The Wife of Sir Isaac Harman
1914 — Освобожденный мир / The World Set Free: A Story of Mankind
1915 — Билби /Bealby: A Holiday
1915 — Boon, The Mind of the Race, The Wild Asses of the Devil, and The Last Trump: Being a First Selection from the Literary Remains of George Boon, Appropriate to the Times
1915 — Великие искания / The Research Magnificent
1916 — Mr Britling Sees It Through
1917 — Душа епископа / The Soul of a Bishop
1918 — Джоан и Питер / Joan and Peter: A Story of an Education
1919 — Негасимый огонь /The Undying Fire
1922 — Тайники сердца / The Secret Places of the Heart
1923 — Люди как боги / Men Like Gods
1924 — Сон / The Dream
1925 — Отец Кристины Альберты / Christina Alberta’s Father
1926 — Мир Вильяма Клиссольда / The World of William Clissold: A Novel at a New Angle
1927 — В ожидании / Meanwhile: The Picture of a Lady
1928 — Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь / Mr Blettsworthy on Rampole Island
1930 — Самовластье мистера Парэма / The Autocracy of Mr Parham
1933 — Бэлпингтон Блэпский / The Bulpington of Blup
1933 — The Shape of Things to Come
1937 — Brynhild
1937 — Star-Begotten: A Biological Fantasia
1938 — Кстати о Долорес / Apropos of Dolores
1939 — The Holy Terror
1940 — Babes in the Darkling Wood
1941 — Необходима осторожность / You Can’t Be Too Careful

Повести
1897 — Это было в каменном веке / A Story of the Stone Age
1899 — Под властью любви / A Story of the Days to Come
1936 — Игрок в крокет / The Croquet Player
1937 — The Camford Visitation
1938 — The Brothers
1941 — All Aboard for Ararat
1945 — The Happy Turning: A Dream of Life

Документальные произведения
1928 — The Way the World Is Going
1938 — The World Brain
1942 — Phoenix
1945 — Mind at the End of Its Tether

Киносценарии
1929 — The King Who Was a King
1935 — The Shape of Things to Come
1936 — The Man Who Could Work Miracles
1936 — The New Faust

Герберт Уэллс – у истоков научной фантастики

Если начинать знакомиться с научной фантастикой с классиков жанра, то одним из первых появляется имя Герберта Уэллса, автора «Машины времени», «Острова доктора Моро», «Человека-невидимки» и «Войны миров». Этот английский писатель считается одним из родоначальников не только НФ, но и буржуазной футурологии. Уэллс называл себя социалистом и помимо художественной литературы выпустил множество публицистических трудов. В том числе, у него вышло две всемирные истории, около 30 томов с социальными и политическими прогнозами, больше 10 философских сочинений и такое же число работ, посвященных перестройке общества.

Содержание

Ранние годы

Herbert George Wells родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона под названием Бромли. Родители будущего писателя прислуживали в богатом поместье – отец был садовником, а мать горничной. Позже в их распоряжении оказалась небольшая лавка по продаже фарфоровых изделий, но торговля почти не давала дохода. Спасало то, что отец профессионально играл в крикет и зарабатывал этим деньги.

В 8 лет Герберту, по его собственным словам, «посчастливилось» сломать ногу. Мальчик долго не мог выходить из дома, и единственное, что ему оставалось – чтение. Это занятие оказалось достаточно увлекательным.

Учился Герберт Джордж Уэллс в Коммерческой Академии мистера Томаса Морлея. Родители хотели, чтобы он стал торговцем. В 13-летнем возрасте Герберту пришлось закончить обучение и начинать самостоятельную жизнь. Причиной этого стала тяжелая травма отца – он сломал бедро и больше не мог зарабатывать игрой в крикет.

В дальнейшем Herbert Wells учился в Кингз-колледже Лондонского университета. Он закончил его в 1888 году, а в 1891 году стал обладателем двух ученых званий по биологии.

Молодой Уэллс пробовал себя в разных областях – был учеником торговца, работал в аптеке, учил детей в школе и преподавал точные науки, а также служил помощником у зоолога и популяризатора науки Томаса Гексли. С 1893 года он начал профессионально заниматься журналистикой.

Герберт Уэллс Война миров

Успех Уэллсу принесло его первое крупное научно-фантастическое произведение – «Машина времени», изданная в 1895 году. Этот роман ввел в НФ идею путешествий во времени при помощи специального устройства. Тема оказалась настолько удачной, что позже ее использовало множество писателей, в результате чего появилось отдельное направление под названием хронофантастика.

«Машина времени» сделала Герберта Уэллса известным, и он тут же принялся укреплять свои позиции в фантастической литературе. В 1897 году он пишет роман «Человек-невидимка», а в 1898 году выпускает самое известное свое произведение – «Война миров». В нем описывается вторжение марсиан на Землю. Этот роман открыл еще одну неисчерпаемую тему для творчества последователей Уэллса – вражды жителей нашей планеты с пришельцами из космоса.

Читайте также:  Жизнь и творчество Эдуарда Успенского

Творчество как отражение взглядов

В момент написания своих первых романов Уэллс начал всерьез переживать за судьбу человечества в мире с очень быстрым научно-техническим прогрессом. В 1903-1909 годах писатель входил в Фабианское общество, которое ратовало за осторожные и постепенные перемены в науке, политике и общественной жизни. С этого момента Герберт меньше занимался научной фантастикой и больше времени уделял социальному критическому анализу.

Уэллс практически всегда придерживался пацифистских взглядов. Впрочем, когда его родная Великобритания в 1914 году вступила в войну, писатель поддержал данный шаг. Это не помешало ему в дальнейшем назвать Первую мировую войну бойней националистов. Фантаст тяжело переживал случившуюся катастрофу, и считал, что предотвратить подобное в будущем поможет создание мирового правительства.

Фильмы по Герберту Уэллсу

Произведения Уэллса экранизируют уже почти сто лет. Первый фильм под названием «Первые люди на Луне» снял в 1919 году Брюс Гордон. В 1984 году писателя впервые экранизировали в Советском Союзе. Тогда вышел фильм Александра Захарова «Человек-невидимка» с Андреем Харитоновым в главной роли.

Самым известным фильмом по Герберту Уэллсу является, безусловно, снятая Стивен Спилбергом «Война миров» (2005). Рэя Фэрриера в картине сыграл Том Круз, и ее сборы составили почти 600 миллионов $ при бюджете в 116 миллионов $.

Фантастические произведения стали одним из источников вдохновения и в другой области – в мире моды. Именно на созданные Уэллсом образы будущего во многом опирается дизайнер российской марки фешн-очков Fakoshima Константин Шиляев.

Уэллс в России

Исповедовавший социалистические взгляды Уэллс трижды приезжал в нашу страну. Он встречался с Лениным и Сталиным, а также был знаком с Горьким и жил в его квартире. Итогом первой поездки Герберта Уэллса в большевистское государство стала книга «Россия во мгле».

Последние годы

В конце 1930-х годов Уэллс занимался изучением современных диктаторов на примере Сталина, Гитлера и Муссолини. Он описал их психологическое развитие и считал, что западным социалистам не достичь компромисса с коммунистами, поэтому надежда на лучшее будущее находится в Вашингтоне.

Герберт Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, но всю Вторую мировую войну провел на родине. Он отказался покинуть столицу Великобритании даже во время ее бомбардировок. Умер писатель в Лондоне 13 августа 1946 года, немного не дожив до своего 80-летия. Тело его было кремировано, а прах в соответствии с завещанием сыновья Уэллса развеяли над Ла-Маншем, между мысом Сент-Олбанс и островом Уайт.

Выкрутасы… — сайт исследования личных интересов.

Место где мои размышления, идеи и мысли соседствуют с информацией из областей знаний которые меня интересуют или вызывают любопытство.

  • Главная
  • О блоге
  • Для связи
  • Правила
  • Планы

Лучшее

О’Генри(в миру Уильям Сидней Портер): фантазёр, мечтатель и поэт городского дна.

Стивен Кови: Принципы современного бизнеса.

Ричард Брэнсон: делая невозможное реальным.

Отзыв на книгу «Кради как художник» Остина Клеона

Антуан де Сент-Экзюпери: летчик, писатель, гуманист

Новые комментарии

  • Дения к записи Луи Замперини: Полжизни преодолений за вечность в памяти и в сердцах людей…
  • Дения к записи Луи Замперини: Полжизни преодолений за вечность в памяти и в сердцах людей…
  • Кай к записи Карл Фаберже: ювелир-художник и его шедевры
  • Мария Тернова к записи Карл Фаберже: ювелир-художник и его шедевры
  • LeSEO к записи Оглавление и врезка необходимого текста или кода в статье на движке WordPress.

Герберт Уэллс: фантастические миры и земная жизнь

Опубликовал Кай 10.07.2014 в рубрике Личности. Комментарии (11)

Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое — воспоминания; то, что уносит в будущее — мечты.

Герберт Джордж Уэллс

Всемирную известность английскому писателю Герберту Уэллсу принесли фантастические романы, поразившие воображение современников и продолжающие восхищать всё новые поколения читателей. Уэллс – один из основателей современной научной фантастики. Ему принадлежат идеи, впоследствии растиражированные сотнями авторов: машина времени, антигравитация, ускорение темпа жизни, человек-невидимка, инопланетяне, параллельные миры и многое другое.

Ранние годы писателя

Герберт Джордж Уэллс( Herbert George Wells ) появился на свет 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона – Бромли, в очень простой семье. Его родители Джозеф Уэллс и Сара Нил до того, как пожениться, служили в богатом поместье: мать горничной, отец – садовником.

Семья, в которой Герберт был четвёртым и самым младшим сыном, владела небольшой посудной лавкой. Торговля почти не приносила прибыли, и семья жила на средства, которые отец зарабатывал профессиональной игрой в крикет. Затем, в результате перелома бедра, Джозеф лишился этого дохода, и Сара была вынуждена устроиться экономкой в то же поместье, где работала до замужества.

Мать семейства была дамой строгой и глубоко религиозной. Она без устали воспитывала не только сыновей, но и супруга, которого считала неудачником. Действительность, окружающая будущего писателя, была унылой, убогой и безрадостной. Чтобы как-то уйти из серых будней, мальчик много читал и фантазировал, придумывая собственные миры, в которых он был героем. Фактически, Герберт Уэллс лучшие книги свои задумал ещё тогда, в детстве.

После несчастья с отцом 14-летнему Герберту пришлось пойти учеником в мануфактурную лавку, затем – в аптеку. Однако мальчик мечтал стать учёным, а вовсе не торговцем. В 1883 году он поступил в Школу грамматики. Там он заработал стипендию и уехал в Лондон, чтобы продолжить образование на биологическом отделении университетского Кингс-колледжа. Известный естествоиспытатель Томас Хаксли, у которого учился Уэллс, сыграл большую роль в становлении личности будущего писателя. Уже в 25 лет, работая помощником Хаксли, Герберт стал обладателем учёного звания по биологии.

Творчество Герберта Уэллса

С 1893 года Уэллс занялся журналистикой, начав публиковать в периодической печати очерки и статьи. Некоторые вошли в «Избранные разговоры с дядей» – сборник, вышедший двумя годами позже. Тогда же увидел свет первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, «Машина времени».

Эта книга принесла известность молодому писателю, а следующие романы – «Остров доктора Моро», «Война миров», «Человек-невидимка» – сделали его весьма популярным. С тех пор Уэллс полностью отдался литературной деятельности.

Герберт Уэллс написал свои лучшие книги именно в жанре социально-научной фантастики. Однако из-под его пера вышло немало рассказов и бытовых романов, работ по педагогике, истории, биологии, философии, политике. Он писал о мировых катаклизмах, социальных сдвигах, о жестокости войн, о великих возможностях науки и человеческого разума.

Уэллсом предсказаны многие открытия, связанные с авиацией, космосом и другими областями науки. Ещё в его первом романе «Машина времени», задолго до Эйнштейна высказана мысль о четырёхмерности нашей реальности. В творчестве Герберта Уэллса центральное место занимают вопросы научно-технического процесса и судьбы человечества. Взгляды писателя в течение жизни становились всё более пессимистичными: он постепенно пришёл к выводу, что научные достижения не способны сделать людей счастливыми.

В то же время фантастические миры Герберта Уэллса на удивление достоверны. Писатель недаром считается крупнейшим экспериментатором в научной фантастике, способным самый дерзкий вымысел сделать правдоподобным. Однако фантастическая составляющая вовсе не является самоцелью для творчества Уэллса. Это, скорее, технический приём, антураж, помогающий ярче оттенить общечеловеческие и социальные проблемы, поднятые в его произведениях. Именно поэтому книги писателя стали классикой, которая всегда актуальна.

Герберт Уэллс в России

Писатель активно занимался общественной деятельностью. Он состоял в обществе фабианцев, которые ратовали за постепенность и осторожность в общественной жизни, политике и науке. Состоял в ПЕН-клубе – международном объединении литераторов, – а с 1933 года был его президентом. Принимал участие в работе Исследовательского Комитета при Лиге Наций. Часто выступал с лекциями, много путешествовал.

Интерес к России возник у писателя ещё в 1905 году, когда произошла первая русская революция. Вскоре он познакомился в Америке с Максимом Горьким, и это знакомство переросло в крепкую дружбу. Уэллс дружил и с другими русскими писателями и учёными: Корнеем Чуковским, Алексеем Толстым, Иваном Павловым, Ольденбургом.

Первый раз Герберт Уэллс побывал в России в 1914 году. Тогда писатель не имел какой-либо миссии и прибыл инкогнито. Просто получил приглашение от Бенкердорфа, секретаря российского посольства в Лондоне, провести несколько дней в обеих русских столицах. Эта поездка не оставила существенных следов в переписке и публицистике писателя.

Следующий визит в Россию, о котором известно гораздо больше, состоялся осенью 1920 года. Тогда Уэллс встречался с Лениным, и «кремлёвский мечтатель» произвёл на писателя сильное впечатление. Результатом этой поездки стала книга «Россия во мгле», где, кроме всего прочего, были описаны различия в позициях Уэллса и большевистского вождя.

Во время последнего визита, в 1934 году, писателя принял Сталин. Советский лидер разочаровал Герберта Уэллса. Сталин был приветлив, но скептически отнёсся к «буржуйским» разговорам о сохранении мира и не принял предложения о вступлении нашего Союза писателей в международный ПЕН-клуб. В 1939 году вышла книга Уэллса «Святой террор», в которой на примерах Гитлера, Сталина и Муссолини описывается психологическое развитие диктатора.

Частная жизнь

Герберт Уэллс обладал заурядной внешностью и не то чтобы скверным, но сложным характером – вспыльчивым и эгоистичным. Человек настроения. Он мог довести своих друзей и собратьев по перу, среди которых были Моэм и Шоу, до белого каления. И так же легко мог привести собеседников в восторг. Об Уэллсе говорили, что, несмотря на все недостатки, его невозможно не любить. Это был необычайно умный человек с великолепным чувством юмора.

Великий фантаст был весьма неравнодушен к прекрасному полу, и дамы отвечали ему взаимностью. Уэллс дважды был женат. Первый брак продлился всего 4 года и закончился разводом. Второй оказался куда долговечнее и подарил писателю двоих сыновей, но тоже распался.

Герберт Уэллс был далеко не образцовым мужем, он постоянно искал и находил развлечения на стороне. Однако сыном и отцом он был очень заботливым. Детей своих обожал и воспитывал по собственной системе. И родителей не забывал. Став преуспевающим писателем, Уэллс мог язвительно отзываться о них, но при этом хорошо обеспечивал.

Последние годы жизни рядом с Уэллсом была русская женщина, Мария Закревская. Писатель познакомился с ней ещё во время первого визита в Россию и в дальнейшем поддерживал отношения.

Жил писатель то в Лондоне, то на Ривьере. Он продолжал писать и работал очень много, но от фантастики отошёл.

Умер Герберт Уэллс в Лондоне, 13 августа 1946 года. Выполняя волю отца, его сыновья вышли на шлюпке в море и развеяли прах великого фантаста над Ла-Маншем.

Оказали ли како-либо влияние фантастические миры Герберта Уэллса?

Жизнь и творчество Герберта Уэллса

Уэллс (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли,— 13.8.1946, Лондон), английский писатель, один из родоначальников научной фантастики и буржуазной футурологии. Получил известность в 90-х годы 19 века как писатель-фантаст («Машина времени», 1895; «Остров д-ра Моро», 1896; «Человек-невидимка», 1897; «Война миров», 1898; «Когда спящий проснётся», 1899, и др.). Социальные утопии Уэллса («Современная утопия», 1905; «Новые миры вместо старых», 1908; «Люди как боги», 1923, и др.) написаны с позиций фабианского либерального реформизма. Трактат Уэллса «Предвидения» (1901) явился предшественником футурологии. Уэллс пытался создать собственную концепцию всемирной истории («Краткий очерк истории», 1922). С 20-х годов занял резкую антифашистскую позицию («Накануне», 1927; «Самодержавие мистера Паргема», 1930; «Игрок в крокет», 1936). Трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным получила широкую известность («Россия во мгле», 1920) и сыграла известную роль в распространении правды о Сов. России. Последние произведения Уэллса проникнуты духом социального пессимизма («Разум у своего предела», 1945, и др.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The works, v. 1—28, L., 1924—27; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1 —15, М., 1964; Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеч. жизнь и мысль, М., 1902; Совр. утопич. М., 1916; Краткая история человечества, М.— Л., 1924,

Литература: Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963.

Английский писатель

Уэллс, Герберт Джордж (Wells, Herbert George) (1866–1946), английский писатель. Родился 21 сентября 1866 в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать экономкой. Образование получил в классической школе Мидхёрст и в Кингз-колледже Лондонского университета. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Т.Х.Гексли, в 1893 профессионально занялся журналистикой.

Читайте также:  Писатель Владимир Сорокин. Жизнь и творчество

На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал ок. 40 романов и многие тома рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире и пр., 3 книги для детей и автобиографию.

Его первой попыткой в художественном роде был роман Машина времени (The Time Machine, 1895) – о путешествии изобретателя в отдаленное будущее. Затем последовали Остров доктора Моро (The Island of Dr. Moreau, 1896), Человек-невидимка (The Invisible Man, 1897), Война миров (The War of the Worlds, 1898), Первые люди на Луне (The First Men in the Moon, 1901), рассказывавшие, соответственно, о пересадке человеческих органов диким зверям, о невидимости, вторжении марсиан на землю и путешествии на Луну. Эти романы обеспечили писателю славу самого значительного экспериментатора в жанре научной фантастики и показали его способность сделать правдоподобным самый дерзкий вымысел. Впоследствии в произведениях подобного рода, например в романе Мир освобожденный (The World Set Free, 1914), он сочетал научную достоверность с политическими прогнозами о грядущем всемирном государстве. Тезис о науке, способной создать всемирное государство, в котором человек сможет разумно пользоваться своими изобретениями, с воодушевлением повторяется во всех книгах Уэллса, однако его оптимизм, до той поры безграничный, сокрушила Вторая мировая война, после чего он дал волю отчаянию и в книге Разум на краю своей натянутой узды (Mind at the End of Its Tether, 1945) предсказал вымирание человечества.

В более «литературных» своих произведениях писатель демонстрирует незаурядный талант в изображении характеров и построении фабулы, приправляет повествование юмором, однако порою сюжет вытесняют рассуждения о науке, лекции о всех мыслимых и немыслимых предметах, отклики на злободневные события, так что, по его собственной оценке, лишь некоторые из его сочинений содержат составляющие, гарантирующие им долговечность; в числе таковых Любовь и господин Луишем (Love and Mr. Lewisham, 1900), Киппс (Kipps, 1905), Анн-Вероника (Ann Veronica, 1909), Тоно-Банге (Tono-Bungay, 1909), История господина Полли (The History of Mr. Polly, 1910), Новый Макьявелли (The New Machiavelli, 1911), Взыскуемое великолепие (The Research Magnificent, 1915), Проницательность господина Бритлинга (Mr. Britling Sees It Through, 1916), Джоан и Питер (Joan and Peter, 1918), Мир Уильяма Клиссолда (The World of William Clissold, 1926), – все они в той или иной степени автобиографичны. Уэллс признавался, что единственная книга, в которой заявлены самые существенные идеи его жизни, это Что мы творим со своими жизнями? (What Are We to Do With Our Lives? 1931), а самым важным своим трудом считал Труд, богатство и счастье рода человеческого (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind, 1932). Однако к широким читательским кругам он пробился благодаря книге Очерк истории (The Outline of History, 1920), долгие годы остававшейся в списках бестселлеров.

Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал, был дважды женат.

Умер Уэллс в Лондоне 13 августа 1946.

Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru/articles/50/1005081/1005081a1.htm

“Кремлевский мечтатель”.
Фото с сайта
http://75.tatenergo.ru/history1920_1930.html

Хроника жизни и творчества

Родился 21 сентября 1866г. в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать экономкой.

1880-1883 – живёт в Виндзоре и Южном море.

1884-1888 – Уэллс учится в Южно-Кенсингтонским колледже Лондонского университета.

1888 – Уэллс публикует небольшую повесть «Аргонавты хроноса» (The Chronic Argonauts) – первый набросок романа «Машина времени».

1888-1891 – Уэллс работает преподавателем в частных школах.

1891 – получает два учёных звания по биологии. В этом же году переезжает в Лондон, где женится на кузине Изабель.

1891-1893 – продолжает карьеру как преподаватель в Колледже Корреспонденции.

1893 – выходят учебники Уэллса по биологии и физиографии. Вскоре он оставляет работу в колледже и начинает профессионально заниматься журналистикой – регулярно пишет газетные очерки, собранные позднее в книгу «Избранные разговоры с дядей» (Select conversation of an uncle, 1895).

1895 – выходит роман «Машина времени» (The Time Machine) – о путешествии изобретателя в отдалённое будущее. Этим романом начинается история научной фантастики XX века. В отличие от Жюль Верна, который стремился ставить в необычные ситуации обычных людей и ни в чём не отступать от правды факта, Уэллс создаёт фантастические образы морлоков, элоев, а впоследствии марсиан, селенитов и т.п. если Жюль Верн изображает аппараты и машины, построенные на основе уже известных ньтоновских принципов, то Уэллс опирается на новые естественно–научные концепции, вводит в обиход фантастики дарвиновскую биологию, заметно потеснившую исключительно техническую фантастику Жюль Верна. Научным источником для Уэллса послужили работы Т.Г.Хаксли, неэвклидова геометрия, некоторые физические гипотезы, а литературными источниками – Дж. Свифт, Вольтер, американские и немецкие романтики. В этом же году Уэллс, оставив жену, женится на одной из своих студенток, Эми Кэтрин.

1896 – роман о пересадке человеческих органов диким зверям «Остров доктора Моро» (The Island of Dr. Moreau) и роман «Колёса фортуны» (Wheels of Chance).

1897 – обращённый одновременно против мещанской косности и против ницшеанского «сверхчеловека» роман «Человек-невидимка» (The Invisible Man), рассказывающий историю учёного, использовавшего своё открытие ради установления личной диктатуры.

1898 – роман о вторжении марсиан на землю «Война миров» (The War of the Worlds).

1899 – роман «Когда спящий проснётся» (When the Sleeper Wakes) – сцены революции в XXIв.

1900 – роман «Любовь и господин Луишем» (Love and Mr. Lewisham) о крушении надежд молодого учёного, вынужденного пожертвовать наукой ради устройства в жизни.

1901 – роман о путешествии на Луну «Первые люди на Луне» (The First Men in the Moon), в котором сатирически изображено общество селенитов, построенное на крайнем разделении труда.

1904 – роман «Пища богов» (The Food of the Gods), в котором выражена надежда, что колоссальный интеллектуальный и духовный рост человечества увеличит масштаб человеческих дел.

1905 – «Киппс» (Kipps) – роман о нравах английского мещанства и сочинение «Современная утопия» (A Modern Utopia) – проект переустройства мира.

1906 – роман «В дни кометы» (In the Days of the Comet), в котором рассказывается о моральном преображении мира под влиянием газа, оставленного в земной атмосфере хвостом пролетевшей кометы. Это бытовой роман с некоторым фантастическим элементом.

1908 – роман «Война в воздухе» (The War in the Air), написанный в духе Жюля Верна.

1909 – роман, посвящённый вопросу эмансипации женщин, – «Анн-Вероника» (Ann Veronica) и самый значительный из нефантастических романов «Тоно-Банге» (Tono-Bungay) – попытка восстановить применительно к Англии XXв. традиции Бальзака; Уэллс описывает здесь историю взлёта и падения нувориша, сделав попытку дать «поперечный разрез» английского общества в целом.

1910 – «История господина Полли» (The History of Mr. Polly) – юмористическая картина нравов английского общества.

1911 – «Новый Макьявелли» (The New Machiavell»).

1914 – выходит роман «Мир освобождённый» (The World Set Free), в котором Уэллс сочетает научную достоверность с политическими прогнозами о грядущем всемирном государстве. Он верит в науку, способную создать всемирное государство, в котором человек сможет разумно пользоваться своими изобретениями, с воодушевлением повторяется во всех книгах Уэллса. Роман лишён фантастического элемента.

В этом же году Уэллс впервые посещает Россию.

1915 – «Взыскуемое великолепие» (The Research Magnificent).

1916 – антивоенный роман «Проницательность господина Бритлинга» (Mr. Britling Sees It Through).

1918 – «Джоан и Питер» (Joan and Peter).

1920 – выходит книга «Очерк истории» (The Outline of History), долгие годы остававшаяся в списках бестселлеров. Уэллс во второй раз посещает Россию и встречается с В.Лениным. Итогом становится книга «Россия во мгле» (Russia in Shadows).

1923 – просветительская утопия в форме романа «Люди как боги» (Men likes Gods).

1926 – роман-трактат «Мир Уильяма Клиссолда» (The World of William Clissold).

1927 – выходит роман «Накануне» (Meanwhile), начиная с которого Уэллс занимает активную антифашистскую позицию.

1930 – роман «Самодержавие мистера Паргема» (The Autocracy of Mr. Parham), в котором рассказывается о воображаем фашистском перевороте в Англии.

1931 – выходит единственная, по мнению Уэллса, книга, в которой заявлены самые существенные идеи его жизни – «Что мы творим со своими жизнями?» (What Are We to Do With Our Lives?) и «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind).

1933 – Уэллс избран президентом ПЕН-клуба.

1936 – выходит повесть «Игрок в крокет» (The Croquet player), направленная против политики невмешательства в войну в Испании.

1945 – книга «Разум на краю своей натянутой узды» (Mind at the End of Its Tether), в котором Уэллс предсказывает вымирание человечества.

13 августа 1946 – Уэллс умер в Лондоне.

Использована хронология с сайта http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14367&cat_ob_no=13898

Герберт Уэллс в компании Федора Шаляпина и Максима Горького.

Далее читайте:

Уэллс, Герберт Джордж. Россия во мгле.

И.М. Майский – Г. Уэллсу. Chesham House, 26 января 1927 г.

И.В. Сталин. Беседа с английским писателем Уэллсом, 23 июля 1934 года. Сочинения. Том 14.

Сочинения:

– Анна-Вероника. (1909) Роман

– Армагеддон. (1901) Повесть

– Бабочка. (1895) Рассказ

– Билби. (1915) Роман

– Бог динамо. (1894) Фант. рассказ

– Бог – невидимый король. (1917) Повесть

– Бэлиингтон Блепский. (1932) Роман

– В бездне. (1896) Фант. рассказ

– В дни кометы. (1906) Фант. роман

– В обсерватории Аву. (1894) Фант. рассказ

– Видении Страшного суда. (1905)

– Война в воздухе. (1908) Фант. роман

– Война, которая покончит с войнами. (1914) Книга

– Война миров. (1898) Науч.-фант. роман

– Волшебная лавка. (1902) Фант. рассказ

– Грядущие дни. Повесть

– Дверь в стене. [Калитка в стене] (1911) Фант. рассказ

– Долина пауков. (1903) Фант. рассказ

– Душа епископа. (1917) Повесть

– Женщина моря. [Морская дева] (1902) Фант. роман

– Звезда. (1897) Фант. рассказ

– Звездное рождение. (1937) Фант. роман

– Земные броненосцы. (1903) Фант. рассказ

– Игрок в крокет. (1936) Повесть

– Искушение Хэррингея. (1895) Фант. рассказ

– История двадцатого века. (1886-87) Фант. рассказ

– История мистера Полчи. (1910) Роман

– История Платтнера. (1896)

– История покойного мистера Элвешема. (1896)

– Киппс. (1905) Роман

– Когда спящий проснется. [Спящий просыпается; Сон и пробуждение мистера Грагама; После дождичка в четверг] (1899) Фант. роман

– Колёса фортуны. (1896) Роман

– Краткий очерк истории. (1922)

– Легальный заговор. (1928) Трактат

– Любовь и мистер Люишем. (1900) Роман

– Люди как боги. (1923) Фант. роман

– Машина времени. (1895) Науч.-фант. роман

– Мир Вильяма Клиссольда. (1926) Роман-трактат

– Мистер Блетсуорси на острове Ремпол. (1928) Роман

– Мистер Бритлинг пьет чашу до дна. (1916) Роман

– Мистер Скелмерсдейл в Стране Фей. (1902) Фант. рассказ

– Морские пираты. (1897) Фант. рассказ

– Накануне. (1927) Роман

– Необходима осторожность. (1941) Роман

– Неопытное привидение. (1903) Фант. рассказ

– Неугасимый огонь. (1919)

– Новейший ускоритель. (1901) Фант. рассказ

– Новые миры вместо старых. (1908) Трактат

– Новый Макиавели. Роман

– Облик грядущего. (1937) Фант. роман

– Опыт автобиографии. (1934) Книга

– Освобожденный мир. (1914) Роман

– Острове доктора Моро. (1896) Фант. роман

– Остров Эпиорниса. (1894) Фант. рассказ

– Очерки истории. (1920)

– Паучья долина. (1903) Рассказ

– Первые люди на Луне. (1901) Фант. роман

– Пища богов. (1904) Фант. роман

– Под ножом. (1896) Фант. рассказ

– Похищенная бацилла. (1894) Фант. рассказ

– Правда о Пайкрафте. (1902) Фант. рассказ

– Предвиденья. (1901) Трактат

– Рассказ о каменном веке. (1897) Фант. рассказ

– Рожденные звездами. (1937) Роман

– Россия во мгле. (1920) Книга

– Самодержавие мистера Паркера. (1930) Роман

– Святой террор. (1937) Роман

– Современная утопия. (1905) Роман-трактат

– Сон об Армагеддоне. (1901) Фант. рассказ

– Страна слепых. (1904)

– Существа, которые живут на Марсе. (1908) Статья

Читайте также:  Жизнь и творчество Владимира Набокова

– Тоно-Бенге. (1909) Роман

– Царство муравьев. (1905) Фант. рассказ

– Цветение странной орхидеи. [Необычная орхидея] (1894) Фант. рассказ

– Удивительный случай с глазами Дэвидсона. [Замечательный случай с глазами Дэвидсона] (1895)

– Хрустальное яйцо. (1897) Фант. рассказ

– Человек, который делал алмазы. (1898) Фант. рассказ

– Человек, который умел творить чудеса. [Чудотворец] (1898) Фант. рассказ

– Человек-неведимка. (1897) Науч.-фант. роман

– Чудесное посещение. (1895) Фант. роман

– Это было в каменном веке. Повесть

– Яблоко. (1896) Фант. рассказ

Литература:

– Замятин Е. Герберт Уэллс. (1922).

– Ромм А.С. Герберт Уэллс. (1959).

– Кагарлицкий Ю.И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. 1963)

– Левидова И.М., Парчевская Б.М. Г.Дж.Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898-1965. (1966)

– Успенский Л. Записки старого петербуржца. (1970)

– Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в грядущее. Книга о Герберте Уэллсе. (1989)

– Любимова А. Проблематика и поэтика романа Г.Уэллса 1900-1904-х годов. (1990)

Жизнь и творчество Юрия Яковлева

Есть темы, которые трудно поставить в один ряд. Невозможно представить вместе такие возвышенные чувства, как любовь к родителям, к жизни, друзьям, и горечи войны. Но Я.Ю. Яковлевич, был писателем, которому это удалось. В его рассказах мы видим и детей, и животных, и жестокость войны, и простые чувства людей со своими мечтами и проблемами.

Юрий Яковлев родился в непростые времена – 1922 году. Страна менялась, старые устои ломались, взамен приходили новые, неизвестные, пугающие. В 1940 году юношу призывают в армию. И ровно спустя полгода начинается самая жестокая война в истории. Мама писателя погибает в блокадном Ленинграде. Юрий в это время находится под Москвой, защищая город от захватчиков, до которых оставалось всего несколько километров.

Яковлев еще в детстве пробовал свои силы в писательстве. В школе он писал стихи, а во время войны это увлечение стало для Юрия чем-то большим, в тексты он вкладывал все то, что копилось в душе. В эти тяжелые годы он понял, насколько поэзия сильна, и какую она имеет ценность. Стихи поэт писал, в основном, по ночам. Вскоре на его дар обратили внимание и газета «Тревога» принялась печатать его произведения. Несколько лет спустя, уже после войны, Яковлев видит свои стихи в газете, и понимает свое предназначение.

После окончания войны Яковлев поступает в Литературный институт, и вскоре выходит цикл его армейских стихов. В это же время происходит его знакомство с М.А. Светловым, который становится для Юрия наставником и учителем. В 1952 году писатель окачивает институт уже, будучи признанным стихотворным автором.

Яковлев много ездит по стране, общается с представителями разных профессий, в каждом городе, где бы ни было, встречается с учителями и детьми. Благодаря им он собрал множество историй, которые позже легли в основу его произведений. Писатель всегда гордился тем, что пишет, в основном, детские книги. Он любил детей, а те любили его стихи.

Книги Яковлева, без тени сомнений, можно назвать учебниками жизни. Он акцентировал особое внимание на детском быте, их чувствах, дружбе, добрых взаимоотношениях, любви к природе и родителям. Рассказы Яковлева и по сей день заставляют читателей проникнуться простыми рассказами, сопереживать персонажам, подумать о жизни и переосмыслить некоторые вещи. Все его рассказы затрагивают нечто существенное, важное.

Яковлев учил детей мудрости, доброте, делал это ненавязчиво, но так, чтобы каждый понял посыл его рассказов. Даже небольшие произведения способны до глубины души поразить читателя, вызвать в нем чувства, о которых они давно забыли. Рассказы пронзительные, учащие нас простым вещам, взывающие нас к совести. Каждый должен рано или поздно обратить свое внимание на творчество Яковлева, который, несмотря на все трудности, сумел сохранить чистоту души, и поделиться ею со своими читателями. Особенно его рассказы придут по душе детям, которым писатель посвятил множество строк. Каждый из нас должен помнить юного солдата, который по ночам, при свете коптилки, писал замечательные стихи.

2 вариант

Огромное множество талантливых писателей, которые тем или иным образом оставили свой след в мировой истории литературы рождались именно в России. Трудно сказать, что является главной причиной того, что в России рождались довольно талантливые в литературном плане личности. Кто-то говорит, что это происходило по причине богатой истории России, фольклора, и, конечно же, самой литературы, отчего подрастающее поколения становилось очень одарённым в этом плане, другие же взваливают эту тему на волю случая, однако и те и те сходятся в во мнении, что Россия страна талантливых литературных деятелей. Прекрасным примером этому послужит писатель Юрий Яковлев.

Юрий Яковлев – известный отечественный писатель, который написал огромное количество различных интереснейших произведений, которые в свою очередь принесли ему не только славу со стороны его читателей, но также дали ему уважение со стороны его коллег по цеху, так как его произведения были не просто пропитаны не только интересным сюжетом, но ещё и глубоким смыслом, который задевает своего читателя, заставляя его задуматься о высоком. Родился данный замечательный автор в Петрограде 26 июня 1922 года, в довольно любящей семье, которая с самого его детства поддерживала его интересы, что в последствии и сделало из него довольно хорошего автора, который написал такие прекрасные произведения.

Свой писательский талант автор начал развивать ещё в школьные годы, когда он прямо за школьной партой начал писать свои первые произведения и стихи, это заметила одна из его учительниц, и впоследствии он стал писать под её чутким наблюдением, что также сыграло немаловажную роль в развитии всех его талантов, которые мы можем видеть на данный момент в его произведениях. После он был призван на военную службу, участвовал во многих боях, в одном из которых даже оказался серьезно ранен. Его также погибла трагедия, ведь его мать погибла при блокаде, из-за чего автор терзал себя довольно продолжительное время. По возвращению из армии он решает продолжить свою давно начатую карьеру писателя, и соответственно начинает писать произведения, которые целиком и полностью посвящены теме войны, так как это та тема, которая задела писателя, и которую он будет помнить всю свою оставшуюся жизнь. Умер этот замечательный автор в декабре 29 числа, в городе Москва, в 1995 году.

Жизнь и творчество Юрия Яковлева

Интересные ответы

В любой организации или учреждении есть бухгалтер. Это сердце рабочей жизни. Экономика – отношения людей. И бухгалтер будет существовать пока эти отношения есть в нашем мире.

Меркурий – одна из девяти планет, входящих в солнечную систему. Она располагается ближе всех к нашей звезде, и обладает самым маленьким размером среди четырёх планет до пояса астероидов.

Став вдовцом, Лонгрен решил сам растить дочь. Проплавав десять лет по морям и океанам, он накопил лишь небольшую сумму денег. Потому, чтобы им с Ассоль было на что жить, он начал изготавливать на продажу игрушки

Известный писатель Александр Блок всегда тепло отзывался о своей жене Любови Менделеевой. Молодые люди знали друг друга с детства. Отец Менделеевой Дмитрий очень хорошо знал деда Александра знаменитого профессора Бекетова

Процесс развития экосистемы планеты земля шел очень долгой время, и многие животные прошлых веков давно вымерли, не оставив после себя потомство

Юрий Яковлев

Биография

Юрий Яковлев – легендарный советский и российский актер, имя которого хорошо известно нескольким поколениям отечественной публики. Для одних он остался князем Мышкиным из экранизации «Идиот», для других – блистательным поручиком Ржевским из музыкального фильма «Гусарская баллада», кто-то восхищался его комичным Иваном Грозным или интеллигентным Ипполитом.

Юрий Яковлев в роли Ипполита (кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»)

Яковлев демонстрировал способность воплощать на экране одинаково ярко комедийные и драматические амплуа. Сам артист считал, что попал не в свое время, поэтому единственной любимой ролью называл образ Стивы Облонского из драмы «Анна Каренина».

Детство и юность

Знаменитый советский актер Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Его отец Василий, выходец из купеческого сословия, работал юристом, хотя в молодости готовился стать актером и отучился 2 года в консерватории. Мать Ольга трудилась диетсестрой в столовой при Кремлевской поликлинике и вынуждена была скрывать непролетарское происхождение. По национальности родители мальчика были русскими.

Семья Яковлевых вместе с сестрой и двумя братьями Ольги Михайловны проживала в Подсосненском переулке, а позже они переехали в новостройку в Колобовском переулке. К тому времени родители Юрия развелись. Мальчик остался с мамой, а отец приходил навещать его по четвергам.

В 1937 году начались массовые чистки и аресты. Дядю Юры, партийного деятеля Ами Иванова, дружившего с Тухачевским, забрали и расстреляли после скорого суда. Ольга Михайловна спаслась, последовав совету начальства и уволившись. Осенью 1941 года дом, где жили Яковлевы, эвакуировали. Семья переехала в Уфу, там подросток начал работать в госпитале, где у его матери была должность медсестры. Параллельно мальчик учился в школе.

Домой, в полуразрушенную Москву, они вернулись в 1943-м. Юный Яковлев получил работу заправщика, а позже – мастера по мелкому автомобильному ремонту при посольстве США. Закончив вечернюю школу, юноша уже собрался подавать документы в Институт международных отношений, чтобы в дальнейшем стать дипломатом, но в итоге передумал и решил попробовать силы в актерском ремесле.

Документальный фильм “Юрий Яковлев. Последняя пристань”

Парень репетировал в маленькой кладовке квартиры, оттачивал дикцию и постановку голоса. Целью Яковлева было поступление во ВГИК, и тут амбициозного юношу ждало разочарование: его внешность не устроила приемную комиссию. Молодому актеру сообщили, что в кадре он будет плохо смотреться.

Это был не первый отказ из-за внешности в жизни Яковлева. Еще до войны юноша пробовался на второстепенную роль в ленте «Тимур и его команда». Поражение на экзамене раздавило абитуриента, но тут вмешался случай, который предопределил творческую биографию юноши.

Студент-старшекурсник, которого повстречал Юрий в коридорах ВГИКа, посоветовал ему подать заявление в училище имени Щукина, единственное заведение, где еще длились экзамены. Приемная комиссия была не в восторге от Яковлева. Он уже было решил, что все пропало, однако в этот момент вмешалась Цецилия Львовна Мансурова, которая набирала курс и настояла на том, чтобы юношу приняли.

Юрий Яковлев в молодости (кадр из фильма «Город на заре»)

В Щукинском училище дела студента шли плохо. На 1-м курсе он чуть не вылетел, умудрившись получить «неуд» по актерскому мастерству, главной дисциплине курса. Ситуацию снова спасла блистательная актриса Цецилия Львовна, преподававшая злосчастный предмет. Она разглядела в юном Яковлеве потенциал и взяла неудачливого ученика под личную опеку.

Постепенно ситуация наладилась, молодой человек начал получать четверки, а к концу учебы успел зарекомендовать себя в качестве молодой надежды театрального искусства. Нет ничего удивительного, что выпускника Щукинского училища мгновенно приняли в Академический театр имени Вахтангова. Вскоре Юрий Васильевич стал одним из главных актеров.

Театр

Выходить на большую сцену Яковлев начал в 1952 году. В первых постановках артист играл эпизодические роли, например, жандарма в пьесе «Отверженные» по мотивам романа Виктора Гюго. Но уже следующий год принес молодому актеру сначала второстепенную роль в постановках «Европейская хроника» и «Макар Дубрава», а затем – центральную в пьесе Сергея Михалкова «Раки». Яковлев, воплотивший образ прохвоста Ленского, вызвал у зрителей и критиков восторг.

Юрий Яковлев в роли Фрэзера (кадр из фильма-спектакля «Потоп»)

По-настоящему близким своему темпераменту Яковлев считал личность русского писателя Антона Чехова. Артист не только участвовал в постановках бессмертных творений автора, но и воплощал его образ на сцене и экране. Впервые Юрий Васильевич вышел на сцену в роли Чехова в спектакле «Насмешливое мое счастье» по пьесе Леонида Малюгина.

Как уверяли современники, Яковлев имел большое сходство с героем: совпадал даже их рост (187 см), поэтому, когда однажды актеру посчастливилось примерить пиджак классика, тот сел на него как влитой.

В последующие годы артист участвовал во множестве постановок, прервав карьеру только на период между 1954 и 1962 годами, когда начал интенсивно сниматься в кино. В 1968 году актер сыграл Егора Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», и эта роль принесла Юрию множество хвалебных отзывов от публики. К концу 60-х исполнитель утвердил себя как ведущего актера театра имени Вахтангова.

Ссылка на основную публикацию