Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Биография Ги де Мопассана

Ги де Мопассан (полное имя – Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) – крупнейший французский новеллист, мастер рассказа с неожиданной концовкой – родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе Миромениль около Дьепа.

Его отец Гюстав де Мопассан принадлежал к лотарингскому дворянству, перебравшемуся в Нормандию. Мать Лаура Ле-Пуатвен с юности знала Флобера, ближайшим другом которого был её рано умерший брат Альфред. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе – поэтом и смотрителем руанской библиотеки – и особенно с Флобером, который стал литературным наставником юноши. Окончив лицей в 1869 и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Меданские вечера». Начинающий писатель поразил своей повестью «Пышка» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете Le Gaulois; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

Ги де Мопассан присоединился к письму деятелей культуры, просивших парижские власти наложить запрет на строительство Эйфелевой башни.

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью – сифилисом. С 1884 писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes, ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию « La Paix du ménage».

В декабре 1891 нервные припадки довели его до покушения на самоубийство. В лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала приходил в сознание, но затем припадки стали повторяться чаще.

Ги де Мопассан умер 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга, не дожив всего месяца до своего 43-летия.

Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов.

Произведения:
1880 – «Пышка», повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
1880 – «Стихотворения» (Le vers)
1881 – «Заведение Телье» ( La Maison Tellier ), рассказы
1882 – «Мадемуазель Фифи» (Mademoiselle Fifi), рассказы
1883 – «Дядюшка Милон» (Le père Milon), рассказы
1883 – «Жизнь», роман
1883 – «Рассказы вальдшнепа» (Contes de la bécasse), рассказы
1884 – «Лунный свет» (Claire de lune), рассказы
1884 – «Мисс Гарриет» (Miss Harriet), рассказы
1884 – «Мисти» (Misti, 1884), рассказы
1884 – «Сёстры Рондоли» (Les sœurs Rondoli), рассказы
1884 – «Под солнцем» (Au soleil), путевые очерки
1885 – «Милый друг», роман
1885 – «Иветта» (Yvette), рассказы
1885 – «Сказки дня и ночи» (Contes du jour et de la nuit), рассказы, включая знаменитое «Ожерелье»
1885 – «Туан» (Toine), рассказы
1886 – «Маленькая Рок» (La petite Rocque), рассказы
1886 – «Господин Паран» (Monsieur Parent), рассказы
1887 – «Монт-Ориоль», роман
1887 – «Орля» (Le Horlà), рассказы
1888 – «Пьер и Жан» (Pierre et Jean), роман
1888 – «Избранник госпожи Гюссон» (Le rosier de m-me Husson), рассказы
1888 – «На воде» (Sur l’eau), путевые очерки
1889 – «Сильна как смерть» (Fort comme la mort), роман
1889 – «С левой руки» (La main gauche), рассказы
1890 – «Наше сердце» (Notre coeur), роман
1890 – «Бродячая жизнь» (La vie errante), путевые очерки
1890 – «Бесполезная красота» (L’inutile beauté), рассказы

Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

Ги де Мопассан – биография, информация, личная жизнь

Ги де Мопассан

Ги де Мопассан (фр. Guy de Maupassant), полное имя – Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан (фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant). Родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль – умер 6 июля 1893 года в Пасси, Париж. Французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около города Дьепа (департамент Сена Приморская).

Его отец – Гюстав де Мопассан, – принадлежавший к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, взял в жены Лауру ле Пуатвен. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе – поэтом и смотрителем руанской библиотеки и, особенно, с Флобером, который стал наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей новеллой «Пышка» (фр. Boule de suif) литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии «Стихотворения»(«Des vers») (1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Голуа»(«Gaulois»); чиновную службу писатель в это время оставил.

Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводить перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (Une vie)(1883), «Милый друг» (Bel Ami)(1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (Pierre et Jean) (1888), «Сильна как смерть» (Fort comme la mort)(1889) и «Наше сердце»(Nôtre coeur) (1890), равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (Au Soleil) (1884);«На воде» (Sur l’eau) (1888) и «Бродячая жизнь»(La vie errante) (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане.

По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым.

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни – в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя.

Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью – сифилисом. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII тому приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Интересные факты про Ги де Мопассана:

Ги де Мопассан часто обедал в ресторане на Эйфелевой башне: таким образом он прятался от «безобразного скелета» – поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не было видно.

Говард Филлипс Лавкрафт в своем знаменитом эссе “Сверхъестественный ужас в литературе” (1927) дал творчеству Мопассана чрезвычайно высокую оценку: “Ужасные истории могучего и циничного Ги де Мопассана, написанные, когда душевная болезнь уже начинала овладевать им, стоят особняком, будучи скорее болезненными плодами реалистического ума в патологическом состоянии, чем продуктами здорового воображения, естественно расположенного к фантазиям и восприятию нормальных иллюзий неведомого мира.

Тем не менее они представляют собой большой интерес,с великолепной силой предлагая нам необъятность безымянных ужасов и безостановочное преследование несчастного человека страшными грозными представителями внешней тьмы. Из этих рассказов “Орля” считается шедевром. Речь идет о появлении во Франции невидимого существа, которое живет на воде и молоке, управляет чужим разумом и как будто представляет собой головной отряд орды внеземных организмов, явившихся на землю, чтобы покорить человечество, и это напряженное повествование не имеет равных в своем роде”.

Романы Ги де Мопассана:

Жизнь (1883)
Милый друг / Bel Ami (1885)
Монт-Ориоль (1887)
Пьер и Жан / Pierre et Jean (1888)
Сильна как смерть / Fort comme la mort (1889)
Наше сердце / Notre coeur (1890)
Огонь желания (незаконченный)
Чуждая душа (незаконченный)
Ангелюс (незаконченный)

Новеллы Ги де Мопассана:

Пышка
В деревне
Заведение Телье / La Maison Tellier
Буатель
История служанки с фермы
В семье/En famille
Мадемуазель Фифи
Госпожа Батист
Марокка
Кровать
Сумасшедший?
Слова любви
Парижское приключение / Une aventure parisienne
Опыт любви
Две знаменитости
Перед праздником
Плакальщицы
Прогулка верхом
Хитрость
Два друга
Вор
Нормандская шутка
Менуэт
Пьеро
Орля
Иветта
Ожерелье
Мать уродов
Отец Симона
Лунный свет
Жюли Ромен
Бесполезная красота
Оранжерея
Оливковая роща
Утопленник
Испытание
Муха
Маска
Портрет
Советы бабушки
Дуэль
Новогодний подарок
Усталость
Двадцать пять франков старшей сестры
Дело о разводе
Петух пропел
Коко
Сёстры Рондоли
Господин Паран
Туан
Подруга Поля
Наследство

Сборники рассказов Ги де Мопассана:

Сказки дня и ночи
Орля
Избранник г-жи Гюссон
Лунный свет / Clair de lune

Рассказы Ги де Мопассана:

Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
Роза
Отец
Признание
Счастье
Старик
Трус
Пьяница
Вендетта / Une vendetta 1883
Рука
Нищий
Отцеубийца
Малыш
Скала чистиков
Тимбукту
Правдивая история
Прощай!
Воспоминание
Исповедь
На море
Хозяйка
Бочонок
Проклятый хлеб
Зонтик
Самоубийцы
Награждён!
Шали
Возвращение
Брошенный
Взгляды полковника
Мохаммед-бестия
Сторож
Зверь дяди Бельома
Продаётся
Крестины
Шпилька
Вальдшнепы
Сюрприз
Одиночество
У постели
Солдатик
Одиссея проститутки

Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео

😉 Приветствую новых и постоянных читателей, старшеклассников и студентов! В статье «Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео» — о жизни и творчестве крупнейшего французского новеллиста.

Мопассан: биография

Ги де Мопассан (1850-1893) – писатель родом из Нормандии, автор многочисленных литературных произведений, создатель неповторимых образов в литературе Франции.

По происхождению будущий писатель был дворянином и нормандским буржуа одновременно. Детские годы Ги (Анри Рене Альбер Ги де Мопассан) прошли в Нормандском замке Миромениль. Он родился в начале августа 1850 года в семье Гюстава и Лауры на территории Второй Французской республики.

Читайте также:  Писатель Николай Носов. Жизнь и творчество

Ги никогда не жаловался на здоровье, хотя по линии матери у родственников были заболевания психоневрологического характера. Его младший брат был помещен в психиатрический стационар, в стенах которого скончался. А мать всю жизнь мучилась от неврозов.

Обучаясь наукам сначала в семинарии, а затем в лицее Руана, мальчик пишет стихи под руководством школьного библиотекаря и поэта Луи Буйе. В 1870 г. Мопассан становится участником военного конфликта между Францией и Пруссией, пройдя дороги войны в качестве рядового.

Резко ухудшившееся финансовое положение его семьи стало причиной его переезда в Париж, чтобы устроиться на работу.

Гюстав Флобер

Спустя десять лет службы в морском министерстве, Мопассан не оставил своего увлечения книгами. Хотя любил изучать и другие науки, например, астрономию и естествознание, в которых активно практиковался. Гюстав Флобер, знакомый его матери, стал для Ги помощником и наставником.

Гюстав Флобер (1821-1880) французский прозаик-реалист

В 1880 г. выходит в печать его первое произведение «Пышка» с одобрения Г. Флобера, который критиковал ранние пробы пера Мопассана. В этом же году он написал «Стихотворения», куда вошли темы любви, желаний и романтических свиданий.

Талант юного писателя заметили в литературных кругах того времени. Его взяли на работу в газету «Голуа». Другого способа зарабатывать на жизнь на тот момент у писателя не было.

Произведения Мопассана

Через три года он пишет роман «Жизнь», в 1885 г. – «Милый друг». Всего им создано около двадцати томов рассказов, романов, новелл и стихов, разобранных в сборники.

Мопассан насыщает свои произведения смелыми образами, с яркой биографией. Его ставят в число первых литераторов, пишущих в жанре новеллы. Подражая Эмилю Золя в литературном жанре, Мопассан все же вносит свою лепту, не копируя своего кумира.

Золя нравятся эти работы, он оставляет о них восторженные рецензии. Его работы веселые, немного сатирические, но легкие для восприятия. Кто-то из критиков характеризует некоторые произведения Мопассана, как классику жанра.

Ранние работы («Могила», «Сожаление») раскрывают тему хрупкости всего идеального, невозможности вечного наслаждения безупречной красотой.

В среде российских литераторов творчество французского писателя встречено было при поддержке Ивана Тургенева, узнавшего об авторе от Гюстава Флобера. Характеристика трудов Мопассана есть у Л. Н. Толстого в его собрании сочинений.

Ги довольно много зарабатывал на своих публикациях. Известно, что его доход составлял около шестидесяти тысяч франков за год писательской деятельности. На его плечах была семья брата, которую он должен был содержать и помощь матери.

Хобби

Любимым времяпровождением Мопассана была гребля. Неспешное плавание по Сене давало отличную возможность в тишине обдумать сюжеты своих новых произведений. Здесь же он делает тонкие наблюдения за окружающим его пейзажем и поведением людей.

Ведь кроме интересных и ярких характеристик героев, не менее увлекательно читать описание местностей, где побывал автор.

Последние годы жизни

Но вскоре писатель серьезно заболевает. Сначала умственные нагрузки сказались на душевном самочувствии, затем физический недуг – причина свободного образа жизни — сифилитическая болезнь дает о себе знать.

Повышенная возбудимость, ипохондрия и почти постоянные депрессии на фоне успехов в литературе и на сцене наносят удар по карьере писателя. От душевного расстройства не спасает даже денежная премия за постановку комедии.

Зимой 1891 г. Мопассан, находясь на излечении в психиатрической клинике, делает попытку покончить с собой в приступе очередного нервного срыва.

Через два года деятельность головного мозга окончательно нарушается при прогрессирующем параличе. Мопассан ушел в мир иной в июле 1893 г. Ему было только сорок два года. По знаку зодиака Ги де Мопассан — Лев.

Его роман «Пьер и Жан» является посланием автора к молодым писателям о том, каким должен быть художественный стиль текста того времени. Работы Мопассана доступны в русском переводе. Читая произведения этого автора, получаешь истинное удовольствие от манеры изложения и содержания книг.

В этом видео дополнительные сведения по теме «Ги де Мопассан: биография и творчество»

Друзья, если вам понравилась статья «Ги де Мопассан: биография, интересные факты», поделитесь в соц. сетях. До новых встреч на сайте! Заходите, впереди много интересных историй.

Константин Михайлович Станюкович

Константин Михайлович Станюкович родился 30 марта (по старому стилю -18 марта) 1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей – одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович вступил в русское подданство в 1656 при покорении Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича – Любовь Федоровна Митькова (1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей: Николай (1822-1857), Александр (1823-1892), Михаил (р. 1837), Константин (1843-1903), Ольга (р. 1826), Анна (1827-1912), Екатерина (1831-1859), Елизавета (1844?-1924).

В 1856 Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 по просьбе отца переведен в Морской кадетский корпус, где учился до 1860, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин Станюкович объявил отцу о своем решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твердость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте свое имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 корвет “Калевала” ушел в трехгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895 Станюкович рассказал в повести “Вокруг света на “Коршуне”. 4 августа 1863 начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов, отправил его курьером с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру из Сингапура в Петербург, и 28 сентября Константин Станюкович прибыл в Петербург. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил бросить службу и в 1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставкус производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своем письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: “Позора не желаю и против ветра плыть не могу. Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!”

В ноябре 1865 Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провел в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года – в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.

Литературные произведения Станюковича в печати впервые появились в 1859 (в некоторых источниках – 1861) в журнале “Северный цветок”. Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в “Искре”, “Будильнике”, “Эпохе”, “Женском Вестнике”, газете “Гласность”, в 1872 начал работать в журнале “Дело”. В 1874-1884 печатался под псевдонимом “Откровенного писателя”, под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в “Новостях”, “Молве” и “Порядке”. Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в “Деле” нескольких рассказов и романов. В 1877-1879 Константин Станюкович находился за границей. В 1881, после смерти редактора журнала “Дела” Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 приобретает его в собственность. Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В 1884 Станюкович, ездивший весной в Ментону (юг Франции) за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровожден в Петропавловскую крепость. В 1885 издание журнала “Дело” было прекращено, а Станюкович, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию. В Сибири им были написаны первые морские рассказы (повесть “Василий Иванович” и рассказ “Беглец”), напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в “Вестнике Европы”, “Северном Вестнике” и “Русской Мысли”.

Вернувшись из ссылки в феврале 1889, Станюкович возобновил свои “Письма знатных иностранцев” в “Русской Мысли”, писал фельетоны в “Сыне Отечества”, напечатал ряд романов в “Вестнике Европы”, “Русской Мысли”, “Русском Богатстве”, “Русской Жизни”. С 1892 становится вторым редактором “Русского богатства” – журнала, куда перешло большинство сотрудников закрытых правительством “Отечественных записок”. В декабре 1896 отмечался юбилей Станюковича в связи с тридцатипятилетием его литературной деятельности и Санкт-петербургский комитет грамотности присудил Константину Михайловичу Станюковичу золотую медаль имени Погоского (за “Морские рассказы”). В 1897 начало печататься полное собрание сочинений Константина Станюковича.

Большим ударом для Станюковича была в 1898 смерть его шестнадцатилетнего сына Константина и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902, после сдачи в журнал “Юный читатель” последних страниц “Севастопольского мальчика”, Константин Михайлович с сильным мозговым переутомлением и общим нервным расстройством был выну уехать в Италию. Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 20 мая (по старому стилю – 7 мая) 1903 в Неаполе. Похоронен в Неаполе.

Жена Константина Михайловича Станюковича – Любовь Николаевна Арцеулова (1845-1907). Дети: Наталья (1868-1903), Любовь (1871-1884), Зинаида (1872-1932?), Мария (1875-1942), Константин (1882-1898).

Среди произведений Константина Михайловича Станюковича – фельетоны, очерки, рассказы, пьесы, повести, романы: “Из кругосветного плаванья” (1867; сборник очерков о жизни моряков), “На то щука в море, чтобы карась не дремал”, (1871; пьеса была запрещена накануне представления по особому ходатайству железнодорожных дельцов), “Письма знатных иностранцев” (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой), “Картинки общественной жизни”, “Без исхода” (1871-1872; первый роман), “Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим” (1879), “Два брата” (1880; роман; впервые – в журнале “Дело”), “Благотворительная комедия” (1880; рассказ), “Омут” (1881; роман), “Беглец” (1886; первый рассказ из серии “Морские рассказы”; впервые – в журнале “Северный вестник” под псевдонимом М.Костин), “Василий Иванович” (1886; первая повесть из серии “Морские рассказы”; впервые – в журнале “Вестник Европы”), “Морские рассказы” (1886-1902), “В далекие края” (1886; впервые – в журнале “Русская мысль”), “Бесшабашный” (1891), “Пассажирка” (1892; впервые – в газете “Русские ведомости”), “Маленькие моряки” (1893; автобиографическая повесть), “Беспокойный адмирал” (1894; повесть), “Вокруг света на “Коршуне” (1895; повесть), “Жрецы” (1897; роман), “История одной жизни” (1895; роман; впервые – в журнале “Мир божий”), “Матроска” (1895; впервые – в газете “Русские ведомости”), “Шутка” (1898), “Утро” (1901), “Собака” (1902), “Берег” и море” (1902), “Севастопольский мальчик” (1902; повесть; впервые – в журнале “Юный читатель”), “Откровенные”, “Равнодушные”, “Похождения одного матроса”, “Женитьба Пинегина”, “Червонный валет” (повесть), “Наши нравы” (роман), “В мутной воде” (роман), “В места не столь отдаленные” (роман).

Константин Станюкович

Биография писателя

Русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей – одной из ветвей литовского рода Станьковичей. Родился Константин Михайлович Станюкович 30 марта (по старому стилю -18 марта) 1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье комендант севастопольского порта и военный губернатор города Михаила Николаевича Станюковича.

В 1856 Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 по просьбе отца переведен в Морской кадетский корпус, где учился до 1860, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил бросить службу и в 1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставкус производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства.

В ноябре 1865 Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провел в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года – в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.

Произведения Станюковича впервые появились в 1859г. Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в “Деле” нескольких рассказов и романов. В 1877-1879 Константин Станюкович находился за границей.Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным. В 1884 Станюкович, ездивший весной в Ментону (юг Франции) за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровожден в Петропавловскую крепость. Весной 1885г. был сослан на три года в Томскую губернию.

В 1889 году вернулся из ссылки и возобновил свою работу. Большим ударом для Станюковича была в 1898 смерть его шестнадцатилетнего сына Константина и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись писатель продолжал много работать. Осенью 1902 г с сильным мозговым переутомлением был вынужден уехать на отдых в Италию Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 20 мая (по старому стилю – 7 мая) 1903 в Неаполе. Похоронен в Неаполе.

Читайте также:  Жизнь и творчество Юрия Яковлева

Лучшие книги автора

Морские рассказы

Вокруг света на “Коршуне”

Наши нравы. Роман. Том 1

Наши нравы. Роман. Том 2

Похожие авторы:

Последние рецензии на книги автора

Милые, добрые рассказы, знакомые с детства. Интересные, увлекающие истории о морском быте, сложностях дальнего плавания и жизни моряков.
С нежностью и любовью описывает автор каждого героя, яркие образы и красочные описания с легкостью рисуют в воображении каждого персонажа. И каждый рассказ несёт в себе доброе, вечное. Замечательная литература для детей, которая учит быть добрым, честным, не идти на поводу у толпы, слушать своё сердце и быть верным своим принципам. Возможно, в этих рассказах слегка идеализирована реальность, но именно это даёт надежду на лучшее, на победу добра над злом, на торжество справедливости и несгибаемости силы духа.
Не хочется пересказывать сюжеты, хочется, чтобы вы сами прочитали, а ещё дали почитать своим детям.
P.S. Спасибо декану за возможность перечитать книги соотечественника

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Кристина, допишите, пожалуйста! слишком коротко получилось.

Больше всего я благодарна Академии именно за такие книги. Не только потому что в последние дни страноведческого пути в мою копилку добавились и морские приключения, но и потому что, в отличие от более популярных произведений, которым рано или поздно всё равно пришёл бы свой черёд, как раз в случае с менее известными книгами я понимаю, что до них могли бы вообще никогда не дойти руки. Хотя я влюбилась в добрые и светлые рассказы Константина Михайловича Станюковича, и было бы очень жаль обойти их вниманием. Кстати, большую часть книги я была уверена, что буду описывать книгу как добрейшую, но последние 3 рассказа немного повлияли на эту характеристику. В них уже нет той детской оптимистичности, а порой происходят жуткие трагедии по чьей-то идиотской прихоти. Но обо всём по порядку.

1. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»
Надо сказать, каждый рассказ посвящён какой-то своей, локальной теме, не повторяющейся в последующих. В данном случае затронут вопрос воровства на борту. Прямо как в детективе, когда действие происходит в закрытом пространстве, здесь тоже подозреваемых не так чтобы очень много. А точнее, всего один – человек с основательно подмоченной репутацией, за которым подобных грехов водилось великое множество. И как бы он ни клялся в непричастности, битым всё равно окажется. Основная идея рассказа сводится к вопросу, повлияет ли на вечно третируемого воришку впервые произнесённое ласковое слово, которое, как известно, и кошке приятно.

2. УЖАСНЫЙ ДЕНЬ
Во втором рассказе морская тема уже меньше напоминает лишь удачные декорации, ведь он посвящён такой серьёзной теме, как опасный шторм. И здесь Станюковичу, волею отца отправленному на флот, где пришлось совершать и «дальние» (как зовут моряки кругосветные путешествия), было где разгуляться. Мне приглянулась яркость описаний в этом сборнике, особенно в этом рассказе, имеющем не особо оригинальный сюжет, но замечательно написанном, так, что действительно веришь и чувствуешь на лице солёные брызги. Изюминка рассказа – иногда испытания настолько суровы, что можно за несколько часов поседеть.

3. КУЦЫЙ
Жалостливый рассказ про приблудившуюся к одному из моряков собачонку с тяжёлой судьбой и отрезанным хвостом, которую он пожалел и взял с собой на борт. Большинство героев Станюковича – люди сердобольные, так и в этом случае все пёсика любили и всегда были рады посмеяться над его проделками, пока не пришла «новая метла», поставившая под угрозу жизнь несчастного. Этот рассказ я, наверное, прочитала быстрее всего, потому что очень тревожилась за судьбу Куцего.

4. ПОБЕГ
Единственный рассказ, происходивший и не на море вовсе (хотя и по названию можно было догадаться, куда особо-то убежишь с судна). В нём особенно остро чувствуется историчность, потому что речь идёт о тюрьме для морских служащих, куда могли попасть не только за реальные провинности, но и за минимальную грубость в отношении капитана. Ничего не имею против элементарной субординации, но ведь в то время капитаны могли избивать подчинённых так, что они по несколько раз потом лежали по госпиталям. Именно таким угнетённым и является один из главных героев, хотя само повествование ведётся от лица мальчишки-«барчука», сынишки севастопольского военного губернатора и командира порта. Няня его всегда запугивала этими заключёнными, но в какой-то момент судьба подсказала ребёнку, что нахмуренные брови – не обязательно признак природной жестокости, а иногда и просто тяжёлой судьбы. На стыке дружбы мальчика из привилегированной семьи, которого порет отец («ему можно») и матроса, куда более сурово избиваемого, и зиждется этот рассказ.

5. МАКСИМКА
Пожалуй, этот рассказ мне понравился чуть меньше других. Возможно, дело в русофильских оборотах, которые допускает автор, мол, русские моряки всегда славились терпимостью ко всем расам. в отличие от остальных. По сюжету команда спасает потерпевшего крушение. Им оказывается маленький арапчонок, которого недавние владельцы (предположительно работорговцы) то ли не успели, то ли не пожелали спасти. Что интересно, покровительство над мальчиком держит всем известный пьяница, который чуть выйдет на сушу – сразу надерётся так, что всё до последней нитки пропьёт. Поэтому товарищи ему и желают хотя бы арапчонка не пропить. Самым интересным в рассказе мне показалось то, как не говорящий по-английски люд учится общаться с мальчиком.

6. ВАСЬКА
Из-за этого рассказа мне даже сначала пришла мысль поставить тег рождественского моба, но потом поняла, что 1/8 часть – это как-то маловато. С него же началась не очень весёлая часть сборника, как я уже говорила. Действие этих рассказов происходит в те времена, когда матросов брали по рекрутскому набору из крепостных крестьян. У многих к этой работе и душа не лежала, и способностей не было, как и в случае с главным героем рассказа. Относительно повезло ему в тот момент, когда в обязанности его вошло заниматься скотом, который в течение долгого плавания будет постепенно перемещаться на стол. Будучи деревенским парнишкой, с работой он справлялся хорошо, только вот привязался к одному боровку, покорённый его смекалистостью. Попытки не откармливать Ваську чересчур, чтобы начальство повелело не резать его, провалились в канун Рождества, и тогда герой находит оригинальный способ сделать боровка более важным элементом на судне в живом качестве, а не мёртвом.
Было очень грустно читать о том, как постепенно убивали одного за другим четвероногих друзей героя.

7. МАТРОСИК
Не менее душещипательный рассказ. После книги я вернулась к предисловию и выяснилось, что сам автор был невысоким человеком – прямо как герой этого и нескольких других рассказов, ему просто не хватало физических данных, чтобы другие матросы-бугаи воспринимали его серьёзно, так и стал он матросиком. Если не ошибаюсь, это самый короткий рассказ, но в нём успел уместиться простой человеческий подвиг.

8. БЛЕСТЯЩИЙ КАПИТАН
Этот рассказ происходит не в открытом море, но всё-таки на судне. Сюжет сводится к соревнованию на скорость между русскими и французами. Парусные учения должны проводиться для практики, чтобы свести работу к оптимальному соотношению между временем и трудозатратами. Но у «блестящего капитана» на этот счёт иное мнение, он хочет любыми средствами утереть нос французам. Самое страшное, что ему так и так плевать на людей, на человеческие жизни и судьбы, его волнует лишь победа в сомнительной гонке. Это самый печальный рассказ, ненароком он затрагивает ещё одну невеселую тему: в описанный период телесные наказания уже были запрещены, но даже в отношении отличных команд, которых не нужно было подгонять физически или же наказывать, капитаны нет-нет, да и прибегали к порке, как говорится, «по привычке».

Помимо интересных и необычных сюжетов, меня порадовала и познавательная часть. Например, я наконец-то узнала, что в случае штормов на обеденный стол накладывали деревянную раму с гнёздами, благодаря которой посуда не каталась. Про полное погружение в эпоху былого судоходства я вообще молчу … Все эти корветы – просто лепота, к тому же, книга посвящена уже закату «многовековой истории парусного флота», что тоже добавляет ей особой романтики. Любви в сборнике нет, но вот романтика есть.

Константин Станюкович – биография, информация, личная жизнь

Константин Михайлович Станюкович

Константин Михайлович Станюкович. Родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе – умер 7 (20) мая 1903 года в Неаполе (Италия). Русский писатель, знаменитый автор морских рассказов.

Константин Станюкович родился 18 (30 по новому стилю) марта 1843 года в Севастополе.

Отец – Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869), потомственный моряк, адмирал русского флота, командир севастопольского порта, севастопольский военный губернатор.

Мать – Любовь Федоровна Митькова (1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова.

Прапрадед – Демьян Степанович Станюкович, принадлежал к старинному дворянскому роду Станюковичей, одной из ветвей литовского рода Станьковичей, принял русское подданство в 1656 году при взятии Смоленска.

Кроме Константина, в семье было еще семеро детей: Николай (1822-1857), Александр (1823-1892), Михаил (1837 г.р.), Ольга (1826 г.р.), Анна (1827-1912), Екатерина (1831-1859), Елизавета (1844-1924).

Получил начальное образование в 1851-1853 годах под руководством петрашевца Ипполита Матвеевича Дебу, отбывающего в Севастополе наказание в качестве солдата.

В 1954 году, когда Константину было 11 лет, началась оборона Севастополя. Осенью 1854 года из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск. Исполняя обязанности курьера при отце, видел адмиралов Корнилова и Нахимова. В конце сентября семья Станюковичей эвакуируется в Симферополь.

В 1856 году зачислен кандидатом в Пажеский корпус в Петербурге. 26 августа награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853-1856 гг.».

В 1857 году награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя». 5 ноября из Пажеского Станюкович переведён в Морской кадетский корпус. Здесь преподавали многие из тех, кого позже Константин Михайлович будет вспоминать с благодарностью как своих учителей – М. И. Сухомлинов, И. П. Алымов (математика), Ф. А. Дозе (словесность).

В 1859 году в журнале «Северный цветок» было напечатано его первое произведение – стихотворение «Отставной солдат».

Учился до 1860 года, хотя карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин Станюкович объявил отцу о своем решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твердость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте свое имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 корвет «Калевала» ушел в трехгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895-м Станюкович рассказал в повести «Вокруг света на “Коршуне”».

Побывал в Гамбург и Лондоне. В 1861 году – на острове Ява. 17 июля 1861-го Станюкович заболел лихорадкой и был определён во Владивостокский лазарет. 2 ноября выписан и приписан к винтовому транспорту «Японец». 12 декабря произведён в гардемарины.

В 1862 году Станюкович весь год ходит в акватории Тихого океана на различных судах. В письме к сестре просит прислать ему журналы «Искра» и «Век» за прошлый год, а также сочинения Белинского. 14 сентября на борту «Абрека» прибывает в Сан-Франциско (США).

В это же время в «Морском сборнике» публикуются различные произведения писателя.

В 1863-м начальник Тихоокеанской эскадры Андрей Попов отправляет гардемарина в город Сайгон к капитану клипера «Гайдамак». Более месяца Станюкович наблюдал покорение Индокитая французами.

4 августа А. А. Попов отправляет Станюковича в Петербург (через Китай и Сибирь) с экстренными бумагами к управляющему Морским министерством Н. К. Краббе, куда он добирается 28 сентября.

8 октября Станюкович К. М. произведён в мичманы и назначен в Петербургский 11-й флотский экипаж.

С 1864 года началось сотрудничество писателя с «Петербургским листком», «Голосом», «Русской сценой», «Будильником» и другими. В сентябре в журнале «Эпоха» за № 9 опубликована «Глава из очерков морской жизни». В этом же году после долгой и упорной борьбы с отцом, Станюкович выходит в отставку. Старый адмирал прислал телеграмму: «Против течения идти не могу. Согласен.» и 30 ноября 1864 Высочайшим приказом по флоту Станюкович уволен со службы с награждением лейтенантского чина.

В декабре в № 12 «Морского сборника» опубликован рассказ «Шторм».

С 1865 года поступает на службу учителем начальной школы в село Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии, чтобы «лучше узнать жизнь народа», здесь сказываются события и веяния 60-х годов XIX века.

В 1866 году возвращается в Петербург.

В 1867 году в журнале «Будильник» опубликован его очерк «На селе». 4 февраля в «Петербургском листке» сообщается о выходе в свет ранних морских рассказов Станюковича в книге «Из кругосветного плавания» в издании Вильгельма Генкеля.

В 1869 году в связи с серьёзными материальными трудностями поступает на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Живёт в это время то в Курске, то в Харькове.

В 1871 году Станюкович поступает на службу в «Петербургское общество взаимного поземельного кредита», где работает до 1874 года. В том же году распоряжением министра внутренних дел запрещена к постановке в театре его комедия «На то и щука в море, чтобы карась не дремал».

В 1873 году в «Деле» публикуется роман «Без исхода».

В мае 1874 года он назначен управляющим пароходством в обществе Волго-Донской железной дороги и пароходства по реке Дону и Азовскому морю. Поселяется в Ростове-на-Дону в одноэтажном доме на территории порта. Его стараниями были благоустроены Ростовский и Таганрогский порты, расширен и углублен фарватер реки Дон. Участвуя в работе «Комитета донских гирл», он способствовал осуществлению ряда мероприятий, направленных на улучшение условий судоходства в низовьях Дона. В свободное от основной работы время выступал перед местной публикой с докладами о географических открытиях русских людей.

В 1875 году Константин Михайлович решает продолжить службу в пароходстве и подписывает контракт ещё на 2 года.

Параллельно печатается в ряде изданий: «Новости», «Порядок», «Русская правда», «Московское обозрение» и других. Пишет серию фельетонов под общим названием «Картинки общественной жизни» (с псевдонимом «Откровенный писатель»), рассказ «Оригинальная пара», пьеса «Родственники».

Летом 1879 года в «Деле» начинает под псевдонимом «Откровенный писатель» выходить его повесть «Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим». В Петербурге, в издательстве И. Л. Тузова печатается роман «В мутной воде» (под псевдонимом К.Телефонов).

В 1880 году живёт в Кларане (Швейцария), работает над романом «Два брата». В конце января возвращается в Россию «с двугривенным в кармане». В «Деле» начинает публиковаться «Два брата». В мае объявлено о выходе в свет романа «Наши нравы» (издательство Н. А. Шигина). Все лето и осень Станюкович проводит в Швейцарии, где общается с политэмигрантами: Кравчинским, Драгомановым, Верой Засулич, Ольгой Любатович и другими. В ноябре писатель возвращается в Петербург. В связи со смертью издателя «Дела» Г. Е. Благосветлова Константин Михайлович стал одним из редакторов этого журнала.

Читайте также:  Жизнь и творчество Михаила Шолохова

В 1881 году в «Деле» выходят «журнальные заметки» Станюковича (псевдоним – Ф. Решимов). 1 марта происходит покушение на царя Александра II. Станюкович поддерживает революционеров и надеется на восстание против самодержавия.

19 июня 1881 года в Москве, в театре Петровского парка, состоялось первое представление его комедии «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». В августе в «Деле» напечатан рассказ «Из-за пустяков», осенью там же начинает печататься роман «Омут».

В мае 1882 года за фельетон Станюковича «В сумасшедшем доме» Главное управление по делам печати указало Петербургскому цензурному комитету, «чтобы цензура относилась к статьям, предназначенным для помещения в журнале “Дело”, с особым внимание и строгостью». 5 сентября родился сын Константин. В ноябре Е. Благосветлова, издательница «Дела», обратилась в вышеуказанное Управление по делам печати с просьбой утвердить Станюковича главным редактором журнала. Управление воздержалось: «Станюкович известен департаменту полиции как личность противоправительственного направления».

Но 5 января 1883 года Главное управление по делам печати сообщило, что «отставному флота лейтенанту Константину Михайловичу Станюковичу разрешено временно редактировать журнал “Дело”, подписываясь за редактора». В декабре Станюкович при финансовой помощи М. К. Цебриковой выкупает у Е. Благосветловой журнал «Дело» в рассрочку.

В январе 1884 года Станюкович возвращается в Петербург. 12 апреля 1884 года управляющий департаментом полиции Плеве принимает решение об аресте Станюковича, и в конце апреля на пограничном переходе в Вержболове писателя берут под арест и препровождают в Петропавловскую крепость. За год отсидки в Петропавловской крепости Станюкович написал большую повесть, рассказы, и драматическую поэму в стихах с юмористическим уклоном: «Певец в Вальядолиде».

В январе 1885-го Константин Михайлович передаёт журнал «Дело» И. С. Дурново (по договору). В мае административным порядком Станюкович высылается в Сибирь на три года, туда же, за ним, последовала и его семья.

17 июня он прибывает в Томск, поселяется в Затеевском переулке. В Томске быстро сходится с проживающими здесь политическими ссыльными Ф. Волховским, С. Чудновским, активными участниками «Сибирской газеты». Здесь его посетил американский писатель, автор книги «Сибирь и ссылка» Джордж Кеннан.

В январе 1886 года в «Русской мысли» начинается серия его очерков «В дальние края» (под псевдонимом Л. Нельмин). 13 июля в «Сибирской газете» открывает серию фельетонов под общим заголовком «Сибирские картинки» (под псевдонимом «Старый холостяк»). 7 сентября в 36 номере «Сибирской газеты» под псевдонимом Н. Томский начинает публиковаться роман «Не столь отдалённые места».

Именно в ссылке, за тысячи километров от морей и океанов, Станюкович снова начинает писать на морскую тему, создавая те произведения о русских моряках, которые в итоге, и принесут ему мировую славу.

В 1887 году в «Деле» печатается рассказ «Матросский линч». В «Северном вестнике» опубликован рассказ «Человек за бортом!» (под псевдонимом М. Костин).

В 1888 году в Петербурге выходят отдельной книгой (изд. М. Стасюлевича) «Морские рассказы», а в издательстве Н. А. Толкачёва – роман «Не столь отдалённые места». Январь – в первом номере «Русской мысли» выходит рассказ «На каменьях» (М. Костин). В апреле, (в № 28, 30) «Сибирской газеты» публикуется биографический очерк Станюковича о Г. Н. Потанине, известном путешественнике и исследователе, уроженце Сибири.

27 июня покидает с семьёй ссылку. Супруга Константина Михайловича получила небольшое наследство, и они выезжают в Париж, далее на юг Франции, в деревушку рыбаков Гетари в 20 километрах от Испании.

25 февраля 1889 в газете «Die Gegenwart» (Берлин) начинает публиковаться рассказ «Человек за бортом!». В конце февраля писатель прибывает в Петербург.

В августовском «Вестнике Европы» напечатан рассказ «Мрачный штурман».

В конце января 1890 года Константин Михайлович возвращается в Петербург.

Один за другим в печати выходят его рассказы «В шторм», «Между своими», «Серж Птичкин», «Танечка», «Первые шаги», повесть «Грозный адмирал», сборник под общим названием «Моряки».

8 июля 1892 года в «Русских ведомостях» начинает публиковаться рассказ «Пассажирка». В этом году также выходят его сборник рассказов «Современные картинки» (в издательстве Н. А. Лебедева) и в сборнике «Помощь голодающим», изданным газетой «Русские ведомости», помещён рассказ Станюковича «Вдали от берегов».

В 1895 году в журнале «Мир Божий» напечатан его роман «История одной жизни», в «Русских ведомостях» начинает публиковаться рассказ «Нянька».

В 1897 году с чтением рассказа «Месть» и других произведений Станюкович выступал в театре Корша на вечере, устроенном Литфондом в пользу нуждающихся литераторов и учёных. Далее в течение года вышли сборники «Рассказы из морской жизни» (издательство Н. Н. Морева, СПб.) и «Среди моряков» (издательство журнала «Детское чтение», М.).

В апреле 1898 года писатель с семьей уезжает в Швейцарию. В конце июля Константин Михайлович возвращается в Петербург и поселяется в отеле «Пале Рояль». В декабре Станюкович пишет святочные рассказы для «Сына отечества» и «Русских ведомостей».

В 1898 году завершается публикация его 12-томного собрания сочинений. Цензурой запрещены предпринятые Петербургским комитетом грамотности издания целой серии рассказов – в основном цензорам не нравятся сцены жестокостей и описания применения наказаний в армии и на флоте, то есть, по мнению цензуры, писатель даёт «ложные представления о системе наказаний».

В 1900 году писатель много времени проводит в Крыму – лечится. Летом Константин Михайлович выезжает из Ялты, надеясь к 12 июня добраться в Петербург, но по состоянию здоровья вынужден задержаться в Москве. В течение года в московском издательстве А. А. Карцева вторым изданием выходит сборник «Среди моряков».

В ноябре 1902 года здоровье писателя резко ухудшается, в том числе из-за переутомления. Он по настоянию врачей выезжает в Италию. Пробыв несколько дней в Риме, переезжает в Неаполь, где, несмотря на болезнь, продолжает работать. В Неаполе Константина Михайловича поддерживают его давние друзья: Н. К. Кольцов, профессор Московского университета, Е. П. Мельникова (дочь А. Печерского), В. Д. Веденский, дочь Зинаида Констаниновна. В конце месяца болезнь обостряется и писателя кладут в госпиталь.

В начале января 1903 года Станюковича выписывают из госпиталя, он крайне слаб, плохо видит, не может читать, и это его удручает больше, чем что-либо. 8 февраля умерла старшая дочь Константина Михайловича, Наталья. Близкие решили ему не сообщать эту горестную весть.

В марте 1903 года он начал подумывать о возвращении в Россию. Уже были приобретены билеты для отъезда, но в конце марта здоровье опять стало ухудшаться: сначала Станюковича кладут в немецкий госпиталь, оттуда перевозят в частную клинику.

В ночь с 6 на 7 мая, в 1 час 25 минут Константин Михайлович скончался на руках у Е. П. Мельниковой.

9 мая Константина Михайловича Станюковича похоронили в Неаполе, на греческом кладбище. На похороны пришли все русские из города и окрестностей, кто успел узнать о его смерти. Самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских».

18 мая в «Русских ведомостях» посмертно был опубликован рассказ «Оба хороши» с посвящением Н. Н. Фирсову.

Могила Константина Станюковича

Во Владивостоке именем Станюковича названа одна из центральных улиц полуострова Шкота. Улица Станюковича есть также в Кронштадте.

Личная жизнь Константина Станюковича:

Жена – Любовь Николаевна Арцеулова (1845-1907), дочь старшего судостроителя, корпуса корабельных инженеров подполковника Николая Алексеевича Арцеулова. Обвенчались 2 июня 1867 года.

В браке родились дети: Наталья (1868-1903), Любовь (1871-1884), Зинаида (1872-1932), Мария (1875-1942), Константин (1882-1898).

Библиография Константина Станюковича:

«Американская дуэль»
«Беглец»
«Берег и море»
«Беспокойный адмирал»
«Бесшабашный»
«Благотворительная комедия»
«Блестящее назначение»
«Блестящий капитан»
«В далекие края»
«В тропиках»
«В шторм»
«Василий Иванович»
«Васька»
«Вестовой Егоров»
«Вокруг света на “Коршуне”»
«Волк»
«Вы не нужны»
«Гибель “Ястреба”»
«Главное: не волноваться»
«Глупая причина»
«Господин с “настроением”»
«Грозный адмирал»
«Два брата»
«Два моряка»
«Диковинный матросик»
«Добрый»
«Дождался»
«Дуэль в океане»
«Дяденька Протас Иванович»
«Ёлка»
«Женитьба Пинегина»
«Жрецы»
«За Щупленького»
«Загадочный пассажир»
«Из-за пустяков»
«Исайка»
«Испорченный день»
«Истинно русский человек»
«История одной жизни»
«Кириллыч»
«Краткий морской словарь»
«Куда уйти?»
«Куцый»
«Ледяной шторм»
«Максимка» (в 1952 году в СССР вышел фильм «Максимка»)

Кадр и фильма “Максимка”

«Матросик»
«Матроска»
«Матросский линч»
«Между своими»
«Миссис Джильда»
«Мрачный штурман»
«Мунька»
«На “Чайке”»
«На другой галс»
«На каменьях»
«На уроке»
«Непонятый сигнал»
«Нянька» (в 1955 году по мотивам «Няньки» снят фильм «Матрос Чижик»)

Кадр и фильма “Матрос Чижик”

«О чём мечтал мичман»
«Оба хороши»
«Оборот»
«Одно мгновенье»
«Оригинальная пара»
«От Бреста до Мадеры»
«Отмена телесных наказаний»
«Отплата»
«Отчаянный»
«Пари»
«Пассажирка» (по этому рассказу в 2008 году вышел фильм «Пассажирка»)

Кадр и фильма “Пассажирка”

«Первогодок»
«Петербургские карьеры»
«Письма знатного иностранца»
«Побег»
«Похождения одного благонамеренного молодого человека»
«Похождения одного матроса»
«Равнодушные»
«Решение»
«Рождественская ночь»
«Свадебное путешествие»
«Севастопольский мальчик»
«Серж Птичкин»
«Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах»
«Смотр»
«Собака»
«Событие»
«Страдалец»
«Танечка»
«Товарищи»
«Тоска»
«Тяжёлый сон»
«Ужасная болезнь»
«Ужасный день»
«Утро из дальнего прошлого»
«Форменная баба»
«Человек за бортом!»
«Червонный валет»
«Шутка»

Писатель Константин Станюкович. Жизнь и творчество

Константин Михайлович Станюкович (1843-1903 гг.) принадлежит к известным представителям русской литературы, прославившийся благодаря военно-морской тематике, называемой маринистикой.

Станюкович является уроженцем Севастополя и появляется на свет в многодетной семье портового коменданта и военного городского губернатора, имеющего старинное дворянское происхождение. Начальное образование Станюковичу дает петрашевец Дебу И.П., который отбывает наказание в портовом городе, а впоследствии будущий писатель становится студентом Петербургского пажеского корпуса, а затем учится в Морском кадетском корпусе.

Творческая биография Станюковича берет начало в юношеском возрасте в виде публикаций его первых стихотворений. Литературной деятельностью писатель занимается одновременно со службой в военно-морском флоте, на которой настаивает его отец. Однако в возрасте двадцати одного года Станюкович принимает решение об отставке, закончив службу в чине лейтенанта.

Затем писатель начинает преподавательскую работу в начальной школе, не прерывая творческую работу. В этот период Станюкович заключает брак и в его семье появляется первая дочь. Этот факт ставит перед Станюкович задачу обеспечения семьи, и он в течение нескольких лет работает в различных департаментах Петербурга. Однако писательское творчество не отпускает Станюковича и параллельно с работой из-под его пера выходят многочисленные рассказы и повести на морскую тематику.

В дальнейшем писатель отходит от описания морских историй и его произведения обретают общественно-политическую окраску. В этот период появляются его фельетоны, статьи, критикующие реальную российскую действительность, а также романы «Омут» и «Два брата». Произведения данной направленности, а также выезды Станюковича за границу, где он встречается с политическими эмигрантами, приводят писателя к ссылке сроком на три года в Томск.

Именно в период сибирской ссылки творчество Станюковича в жанре маринистики проявляется в яркой и особенной манере, поскольку он создает значимый сборник под названием «Морские рассказы», имевший оглушительный успех у читательской аудитории, при этом восторг испытывают не только моряки, но и писательское сообщество, отмечающие талантливое изображение трудной морской жизни ясным, внятным языком с удивительной новизной сюжетных линий.

В последние годы жизни здоровье и зрение писателя резко ухудшаются, к тому же погибает его шестнадцатилетний сын, и Станюкович по совету докторов выезжает на побережье Италии, где продолжает заниматься литературным ремеслом.

Писательское наследие Станюковича насчитывает многочисленные произведения в виде рассказов, повестей, фельетонов, романов, пьес, собранные воедино в двенадцать полноценных томов.

Жизнь писателя прерывается в возрасте шестидесяти лет, местом захоронения Станюковича становится Неапольское кладбище. Самый большой венок на прощании со Станюковичем.

Вариант 2

Российская литература – потрясающее явление мира искусства, которая покорила не только свою страну, но и весь мир своей самобытностью и душевностью. Поистине российская литература это именно тот феномен, который завораживает людей собой, заставляя их всё больше и больше вникать в этот удивительный мир русской литературы, который в свою очередь столь обширен и разнообразен. Российская литература делится на огромное количество жанров и под жанров, и в каждом из них можно найти такого автора, который обладал бы потрясающим литературным талантом и уникальным стилем написания произведений. Прекрасным примером такого автора послужит Константин Станюкович.

Константин Станюкович – популярный российский писатель, который создал огромное множество различных литературных шедевров и бестселлеров, которые впоследствии были ещё не раз перечитаны, и ещё ни раз в них искали скрытый смысл, который автор был мастер оставлять в своих произведениях. В произведениях Станюковича очень часто можно увидеть описание различных морских пейзажей, удивительных приключений, которые захватывают дух читателя своими опасностями. Всё это можно найти в произведениях писателя из-за того, что он рос в семье адмирала, и очень часто путешествовал морем, что и выработало в нём подобную любовь ко всему, что связано с морем и подобными вещами. Его стиль написания произведений можно даже отнести к особому жанру, ведь его стиль в действительности неповторим.

Родился данный замечательный автор в 1843 году в Севастополе, городе, который собой олицетворяет само адмиралтейство и морские путешествия. Рос, как уже говорилось он в семье адмирала, воспитание у которого было строгое, а потому будущего автора с самого детства приучали к строгой дисциплине, которую автор впоследствии возненавидел. Он, конечно, понимал, для чего именно отец воспитывает его, однако он не понимал, почему хотя бы раз его отец не даст себе волю и не поступит с сыном помягче, что очень сильно сказалось на их отношениях с отцом. Автор получил достаточно неплохое образование, после чего он решил начать офицерскую карьеру. Во время неё, как и после, он писал свои произведения, совмещая и то и другое. Однако написание произведений ему нравилось больше. И прожив, таким образом, всю свою жизнь, написав множество достойных произведений, он скончался 20 мая 1903 года.

Писатель Константин Станюкович. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Творчеству Короленко удивлялись его коллеги. Да сам писатель был уверен в себе. До последних дней он верил в победу светлого будущего, убежденность в необходимости усилий отстаивания добра.

Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов.

Земля – по правде удивительная планета, обстоятельства на которой сложим ровным образом так, чтобы на ней смогла зародиться и продолжать развиваться жизнь. Конечно, данный процесс зарождения длился

Валентин Саввич Пикуль (1928-1990 гг.) является одним из писателей советского периода времени, сочинения которого создаются в историческом и военно-морском направлении.

Ссылка на основную публикацию