Жизнь и творчество Ивана Билибина – сообщение доклад

Краткая биография Ивана Билибина для детей

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни. Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии. Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого – чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.

Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.

Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Подробно

Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование. Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.

В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.

Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.

Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане” и “Сказка о золотом петушке”, а также былина “Вольга”, которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.

Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера “Золотой Петушок” была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.

Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.

Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.

С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности “Жар-птица”, создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.

В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье приходского священника. Родившийся в глубинке Вятской губернии в селе Лопьял Виктор мог бы тоже стать священником и окончил духовную семинарию

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

Рождённый в Архангельской области в 1936 г. Николай Михайлович Рубцов рос в детском доме. Его отец был отправлен на войну, а мать потеряна в военные годы

Билибин Иван Яковлевич: биография и творчество художника

Иван Билибин широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок. Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как “билибинский”, популярен и в наше время. Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации. Очень многие современные художники стремятся подражать его графической манере.

Биография Ивана Яковлевича Билибина: ранние годы

Родился художник 4 августа по старому стилю или 16 августа по новому в 1876 году в с. Тарховка недалеко от Петербурга. Род Билибиных имеет очень древние корни. Их фамилия упоминается еще в документах 17 века. А портреты прадедов Билибина, знаменитых купцов, занимают почетное место в Эрмитаже. Его отец был военно-морским врачом и тайным советником, а мать композитором.

Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе Императорского общества поощрения художеств. Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Послушный Иван, следуя воле отца, поступает на юридический факультет, но не бросает и занятий живописью. После окончания университета художник поехал в Германию обучаться в мастерской у живописца А. Ашбе. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира. После непродолжительного обучения он возвращается в Петербург и посещает занятия в мастерской Ильи Репина в качестве вольного слушателя. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств. Вскоре он становится почетным членом творческой организации “Мир искусства”.

Первые иллюстрации

Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова “Богатыри”, которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам. Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле. Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.

Читайте также:  Писатель Анатолий Рыбаков. Жизнь и творчество

“Царевна-Лягушка”, “Иван-царевич”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича. Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.

Поездка на север

Однако решающую роль в биографии Ивана Билибина и формировании его как иллюстратора сыграли поездки в Архангельскую и Вологодскую губернии, а оттуда в Карелию, куда его отправило в так называемую командировку общество “Мир искусства”. Там живописец открыл для себя быт русского севера, его архитектуру, искусство. Время в тех местах как будто замерло. Художник увидел людей в национальных костюмах с вышивкой, познакомился с лубочным стилем росписи кухонной утвари, предметов домашнего обихода, жил в избе с резными ставнями, рисовал старые деревянные церкви. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. Эти поездки были очень продуктивными. Художник привез с собой множество рисунков, набросков, фотографий, а затем написал несколько статей на основе своих заметок. Этот материал помог ему в работе над театральными декорациями, а также над следующим циклом иллюстраций, на этот раз к сказкам Пушкина.

Оформление произведений великого поэта

Билибин начал работу с известной и многими любимой “Сказки о царе Салтане”. Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.

В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в “Сказке о золотом петушке” четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.

Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.

За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью. На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента. Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.

Революция и двуглавый орел

Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику. От Временного правительства ему поступает заказ на оформление герба. Билибин нарисовал сказочного двуглавого орла, которому суждено было войти в историю, потому что с 1992 года он изображается на всех российских банкнотах. Кроме того, Гознаку принадлежат авторские права на некоторые эскизы и наработки художника.

Работа в рекламе

Иллюстратору удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода “Новая Бавария”. Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: “Золотое Руно”, “Шиповник”, “Московское Издательство”. Рисовал Билибин также театральные афиши, эскизы для почтовых марок. Его с удовольствием печатали, и продукция с его картинками была нарасхват.

Преподавательская деятельность и личная жизнь

Иван Билибин успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками. Он преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Его учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.

Примерно в тот период Билибин женится, и его первой женой стала Мария Чемберс, художник-оформитель. Она тоже окончила упомянутую школу. У них родилось двое сыновей. Однако брак не был счастливым и через несколько лет они разошлись. После чего Мария с сыновьями уехала жить в Англию.

Иван женился второй раз на одной из своих учениц Рене О’Коннель. После обучения она стала работать художником на фарфоровом заводе. Детей в этом браке не было. Через пять лет они развелись.

Его третьей и последней супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая. Она тоже была его бывшей ученицей и художником по фарфору, как и предыдущая жена. Александра будет сопровождать Билибина во всех его переездах и останется с ним до самого конца.

Иван Яковлевич активно участвовал в возрождении художественных традиций и декоративно-прикладного искусства Руси. Ему принадлежат такие строки: “Старую художественную Русь открыли совсем недавно, точно Америку. Хоть занесена она толстым слоем пыли и вся заплесневела, но все же она прекрасна”. Его деятельность способствовала интересу не только к древнерусскому творчеству, но и к быту, обычаям, культурному наследию.

Переезд в Крым

Будучи уже известным и признанным художником-иллюстратором, Иван Яковлевич приобрел участок земли на Южном берегу Крыма в бухте Батилиман. Согласно историческим данным, вместе с живописцем большой участок покупали еще несколько представителей интеллигенции, среди которых были писатели Александр Куприн, Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз и профессор Владимир Вернадский. Они разделили землю между собой с помощью жеребьевки. Билибину выпал участок на берегу моря с маленькой рыбацкой хижиной, которую он превратил в мастерскую. Там он поселился на несколько лет.

Жизнь в Египте

В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.

Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии. Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию. Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.

Работа в Париже

Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт. Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского “Жар-птица”, опера “Борис Годунов”, “Сказка о царе Салтане”. Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками. В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.

Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью “Микула Селянинович” в советском посольстве в Париже.

Возвращение домой

Несмотря на успешную работу во Франции, художник решает вернуться в родной город, теперь уже Ленинград. Это был очень рискованный поступок, так как на родине его вполне могли ожидать жестокие репрессии со стороны советских властей, которым они подвергли многих, вернувшихся из эмиграции художников, писателей, актеров и других представителей интеллигенции. Но Билибину посчастливилось, и эта участь обошла его стороной. Видимо, его заслуги в области культуры оказали решающее значение.

Он начинает сотрудничество теперь уже с советскими издательствами и театрами. Оформляет спектакли “Полководец Суворов”, “О царе Салтане”. Последними произведениями Ивана Яковлевича Билибина стали иллюстрации к “Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова” и роману “Петр Первый”, в которых он пытался придерживаться своего стиля, несмотря на строгие ограничивающие рамки советской системы.

Смерть

В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден. Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность. Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.

Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.

Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины – это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины. Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно. Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.

Доклад о Билибине для 3, 5 класса сообщение

Билибин Иван Яковлевич был рожден в поселке Тарховка вблизи Петербурга в 1876 г. в интеллигентной семье. С 1888 г. проходил обучение в гимназии. В 1896 г. он окончил ее, став серебряным медалистом. До 1900 г. И. Я. Билибин учился в Университете Санкт-Петербурга по юридической специальности. Тяга к изобразительному искусству ни на минуту не оставляла молодого человека. Одновременно, он изучал живопись в специальной школе, учился в художественной мастерской Антона Ашбе в Мюнхине. С 1998 г. его наставником был великий живописец Илья Репин. С 1900 по 1904 г. познавал азы искусства в художественном училище.

Читайте также:  Жизнь и творчество Евгения Шварца

В это время Иван Яковлевич увлекся созданием иллюстраций. Сегодня эти чудесные изображения можно увидеть во многих детских книгах. Сюжеты известных сказок Пушкина оживают в сопровождении иллюстраций Билибина.

Иллюстратор для своих картин посещает различные деревни и изучает деревянную архитектуру. Эти знания помогают воссоздать образы сказочных теремов и строений. У художника формируется свой особенный «билибинский» стиль написания картин, хорошо узнаваемый с первого взгляда.

Талант И. Я. Билибина не ограничивается только иллюстрациями, его приглашают для оформления спектаклей и в 1909 г. в одном из театров Москвы он создает сказочное оформление оперы «Золотой петушок». По заказу делает эскизы костюмов для различных постановок.

С 1907 г. преподает в художественной школе.

В 1912 г. художник получает участок земли в Крыму в Балтимане. На самом берегу Черного моря он строит небольшую мастерскую и продолжает рисовать. Прекрасная природа полуострова способствует написанию новых произведений. На лето он приезжает сюда отдыхать, а к осени отправляется в Петербург, где преподает в художественной школе.

В России начинается революционное движение, и художник окончательно переезжает в Балтиман. На территории Крыма проходят военные действия и Билибин вынужден отправиться в эвакуацию.

В 1920 г. пароход, на котором находился Билибин, прибывает в Египет. Долгих пять лет художник прожил в этой стране в г. Каире. Находясь в эмиграции, он изучает византийский стиль, искусство Древнего Египта и работает над созданием эскизов панно и фресок.

С 1925 г. Билибин проживает в Париже, где плодотворно трудится над созданием декораций к театральным постановкам. Его приглашают для оформления балета «Жар-Птица» в Аргентине и других постановок в Чехии.

Не забывает Билибин и о написании иллюстраций к сказкам Гримм, «Тысяча и одной ночи».

Доклад №2

Иван Яковлевич Билибин – русский художник и иллюстратор. Появился на свет 16 августа 1876 года в селе Тарховка около Санкт-Петербурга. Отец Ивана Яковлевича работал врачом на военном судне, позже госпитале. А мать занималась музыкой, отлично играла на рояле. Сам художник был трижды женат.

Билибин – образованный. Хорошо учился, на отлично окончил гимназию, поступил в юридический университет в Санкт-Петербурге. Во время обучения в университете увлекается рисованием и учится у Антона Ашбе в городе Мюнхене. Позже в 1898 Иван продолжал учиться в престижном художественном училище, его наставником являлся Репин. Иван Яковлевич начинает трудиться по десять часов в своей мастерской, с каждым разом совершенствуя собственные картины. В 1899 Билибин во время приезда в деревню Егна в первый раз проиллюстрировал сказку. Художник три года подряд путешествовал по разным губерниям, для изучения зодчества деревянных построек. Резьба по дереву в деревнях, закрадывалась в душу к Ивану. Именно эта деталь в архитектуре русской деревянной избушки наводила художника на создание иллюстраций в сказках.

Свою небывалую славу Иван Яковлевич получил, когда его иллюстрации к сказкам и былинам начали замечать. Иван Билибин прославился благодаря своим иллюстрациям к народным, авторским сказкам и былинам. Его иллюстрации присутствовали в произведениях А.С.Пушкина. Картины Ивана Яковлевича к сказкам можно увидеть и посей день в учебных пособиях и книжках. Также он занимался театральными постановками. Одной из них была опера «Золотой Петушок», поставленная в Москве.

Иван Яковлевич десять лет работал преподавателем в художественной школе. В это же время покупает домик на Крымском побережье. Пока в школе были летние каникулы, Билибин все время проводил в этом домике.

Двуглавый орел изображенный на Российских монетах является эскизом Ивана Яковлевича.

Через пять лет он переезжает в Париж, где продолжает создавать театральные декорации и писать картины к сказкам братьев Гримм.

В СССР Иван Яковлевич Билибин возвращается только в 1936 году. Где до конца своей жизни создает иллюстрации к сказкам. Умирает Иван Билибин в Ленинграде в 1942 году во время блокады.

Для 3 класса, 5 класс

Билибин

Популярные темы сообщений

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, в ходе которого все люди независимо от своего физического, психического состояния обучаются совместно. При инклюзивном образовании воспитание детей ведется в специально созданных условиях,

С малых лет Пифагор Самосский был одаренным ребенком. Еще до рождения самого великого ученого, Пифия предсказала отцу Пифагора, рождение ребенка, который принесет миру огромную, несоизмеримую пользу. Согласно сведениям историков,

Мы с вами живём в стране богатой самым большим количеством лесных просторов. У нас в стране большая часть земли в лесах. Так зачем же портить эту прекрасную статистику и уничтожать бесценный дар.

Билибин, Иван Яковлевич

Введение

Ива́н Я́ковлевич Били́бин ( 4 (16) августа 1876 ( 18760816 ) — 7 февраля 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

1. Биография

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь, он впервые создает иллюстрации, в ставшем впоследствии, «билибинским», стилем, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

С годами он примиряется с советской властью. В 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

2. Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Краткая биография Ивана Билибина для детей 3 класс самое главное

В августе 1876 года в селе, находящимся неподалеку от Петербурга, появился на свет Иван Билибин. Будущий знаменитый художник и декоратор был сыном врача. А происходил он из купеческого рода.

Иван Яковлевич с большим успехом окончил гимназию, в которой обучался с двенадцатилетнего возраста. А после поступил он в юридическое отделение. И тут он тоже прилежно и старательно учился.

Однако, Иван всегда очень любил рисовать. Это было его страстью. Искусство свое в живописи оттачивал он под руководством Репина. Брал он уроки и у мюнхенского профессора, которого специально для этого и посещал.

Талант Билибина был выдающимся и своеобразным. Такими были и его картины. Славу принесли ему иллюстрации к известным сказкам и былинам. У художника был свой особенный стиль в выполнении работ. Его иллюстрации отличаются особой живостью и, в то же время, сказочностью. Еще одной из особенностей его работ является то, что он следовал традиционным национальным мотивам, передающими дух старины. Именно это делало его произведения такими неповторимыми. Все в его картинах тщательно было прорисовано: и детали одежды, и предметы быта. Древнеславянские орнаменты придают его работам особое очарование.

Читайте также:  Писатель Людмила Петрушевская. Жизнь и творчество

Помимо иллюстрирования произведений занимался он созданием декораций и костюмов для театральных представлений.

Все же, наиболее раскрыт его талант был именно в иллюстрировании. А особый успех принесли ему иллюстрации сказок Пушкина.

Когда произошел октябрьский переворот в стране, художник был вынужден уехать за границу. И там он продолжал заниматься творчеством. Он принимал участие и в росписи храмов. Иллюстрировал Иван сказки разных стран. У него всегда было полно заказов на работу.

На родину вернулся он в 1936 году. Он стал профессором по живописи в институте искусств. А позже получил и докторскую степень в этой сфере.

Умер художник во время блокады Ленинграда.

Биография Ивана Билибина о главном

В далеком в 1876 году родился талантливый иллюстратор. Он отличался прилежным отношением к учебе. И по окончании гимназии, в 1900 году сдает экзамены на юридический факультет в Петербурге. Но, несмотря на такой выбор будущей профессии, тем не менее, его всегда тянуло к рисованию. Еще студентом, он коллекционировал старинную одежду, кружева, расписную посуду. Стоить заметить, что Билибин обучался в художественной школе под руководством Репина. Когда в Петербурге было организовано художественное объединение “Мир искусств”, стал принимать активное участие.

Со временем он перебрался в поселок в Тверской области. По тому, как в деревне еще сохранился дух древней Руси. Там он нарисовал известную для многих иллюстрацию к “Сказке о царе Султане”. Он был одним из первых художников, кто стал иллюстрировать сказки. Его иллюстрации отличались живостью и необычайной емкостью. Рассматривая его рисунки, можно было полностью рассказать сказку. Позже подобные его работы обрели название “билибинский” стиль. С 1902 года начинает, ездит в этнические экспедиции. Он посетил несколько губерний, с целью исследования деревянной архитектуры. Все свои впечатления он печатал в журнальных статьях, и использовал в своих иллюстрациях.

Видно, что рисовать это то, чем Билибин любил заниматься, так как он активно работает, иллюстрирует сказки и былины, создает театральные декорации. Непосредственно при участии Ивана Яковлевича было выпущена серия с 6 сказок, иллюстрированная его работами. Заглавные буквы были похожи на красочные буквы из древних рукописных книг. Художественные его труды можно было увидеть в журналах «Мир искусства», «Золотое руно». А в неспокойные годы работает над революционными карикатурами для сатирических журналов. Именно Билибину принадлежит авторство двуглавого орла, как символ Российской республики. Так, с 1992 года является украшением монет Банка России. Некоторое время занялся преподаванием графического искусства в школе при Обществе поощрения художников. У него обучались Г. Нарбут, К. Елисеев и многие другие в будущем стали известными художниками.
В 1912 году группа интеллигентов Москвы и Петербурга приобретает участок в Крыму недалеко от Балаклавы для строительства дач. Его соседями были В. Короленко, А. Куприн, В. Вернадский, А. Иоффе. Билибин бывал на дачи ежегодно.

С 1920 году русский иллюстратор эмигрировал в Каир. Там он занимался изучением египетского искусства. Зарабатывал разработками эскизов панно и фресок для украшения домов богатых купцов. Попутешествовав немного на востоке, он перебрался во Францию. Там он активно продолжает свое дело в сценографии. Оформлял ряд православных храмов в Чехословакии. Также рисовал иллюстрации не только к отечественным, но и сказкам братьев Гримм, «Тысяча и одна ночь». Вступил в ряды муссонов. Еще до войны вернулся на Россию. Но, в 1942 году во время длительной блокады Ленинграда, Билибин скончался.

Доклад: Билибин Иван Яковлевич

Годы жизни: 1876г. – 1942г.

В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина: “Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!”

Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового “большого стиля” была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его “нестанковых” видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел, Билибин И.Я. Княгиня на тюремной башне. Иллюстрация к русской народной сказке “Белая уточка” принадлежат первые попытки художественного решения книги. Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.

Издания народных сказок и поэм Пушкина, иллюстрированные и оформленные В. М. Васнецовым, Е. Д. Поленовой и С. В. Малютиным, дали толчок развитию книжного искусства в России. Однако сами эти художники не разработали последовательных принципов, определенной школы оформления книги. Их живописные акварели и гуаши многое теряли в печати. Так, совершенно исчезла колористическая выразительность иллюстраций Малютина к “Сказке о царе Салтане” в издании, осуществленном А. И. Мамонтовым. А иллюстрации Поленовой к “Войне грибов” (единственной выпущенной при жизни художницы сказке из многих иллюстрированных ею) вообще не удалось воспроизвести в цвете, и в нескольких экземплярах книжки Поленова раскрасила контурные оттиски от руки. Но и при удачном воспроизведении иллюстрации, выполненные в манере станкового рисунка и живописи, оставались чуждыми книге, так как разрушали архитектонику страницы, не могли быть органично связаны с декоративным оформлением и типографским набором.

Для достижения целостности книги нужно было особое искусство, искусство книжной графики. Поиски графичности заметны уже в отдельных иллюстрациях Поленовой и Малютина, в них введена контурная линия, локализован цвет. Дальше в этом направлении пошли художники “Мира искусства”. Язык графики выкристаллизовывался путем отбора, концентрации и заострения выразительных средств живописи и станкового рисунка. В то же время на его сложение влияли, пользуясь словами Билибина, “линейные техники прошлого, где сам обрабатываемый мастером материал требовал четкого, внимательного и экономного отношения к каждой линии”. Русская набойка, вышивка, лубок и икона — вот образцы, на которые наряду с японской и старой европейской гравюрой опирались, по справедливому мнению художника, отечественные графики начала XX века.

Аналогичными путями развивалось графическое искусство в странах Северо-Западной Европы. Предшественниками и старшими современниками мирискусников были У. Моррис, У. Крэн и О. Бердслей в Англии, Ш. Дудле и Ж. Минне в Бельгии, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ю. Диц и Г. Фогелер в Германии. Но именно в России наиболее четко определилось понятие графики, которая связывалась здесь прежде всего с книгой. Графическим, в отличие от тонального или свободно-штрихового, считался рисунок, являвшийся изображением и одновременно украшением, подчиненным плоскости листа, тяготеющим к линейному орнаменту и силуэту.

В формировании такого отношения к графике велика роль Билибина, его творческой практики и педагогической деятельности. “Строгая, чисто графическая дисциплина [. ], — подчеркивал художник, — обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой”.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Ссылка на основную публикацию
Название: Билибин Иван Яковлевич
Раздел: Биографии
Тип: доклад Добавлен 02:52:20 05 июля 2005 Похожие работы
Просмотров: 3866 Комментариев: 15 Оценило: 14 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать