Жизнь и творчество Кира Булычёва

Кир Булычев

Годы жизни: с 18.10.1934 по 05.09.2003

Один из известнейших советских писателей-фантастов, учёный-востоковед и фалерист, сценарист.

Настоящее имя писателя – Игорь Всеволодович Можейко.

Родился он 18 октября 1934 года в Москве. В 1957 году окончил переводческий факультет Московского педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза, работал переводчиком в Бирме. В 1959 году поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962-63 годах работал корреспондентом АПН в Бирме, был вице-пресс-атташе, вторым секретарем посольства. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

В литературе дебютировал в 1960 году, первые опубликованные фантастические рассказы вышли в 1965 году. Фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Из произведений Кира Булычева наиболее известны цикл повестей о “девочке из будущего” Алисе Селезневой, а также рассказы и повести из цикла “Великий Гусляр” и цикл романов “Галактическая полиция”.

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

С 1976 года работает в кино, написал сценарии к ряду фильмов (“Через тернии к звездам”, “Слезы капали”, “Гостья из будущего”, “Лиловый шар”, “Подземелье ведьм”).

Кир Булычёв выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век» и «Если».

Жена — Кира Сошинская, дочь — Алиса Игоревна Можейко.

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

Интервью с писателем: здесь.

Информация о персонажах автора:

Интересные факты из жизни

Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Награды писателя

1982 Государственная премия СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».
1984 EuroCon – Лучший автор рассказа
1993 Бронзовая Улитка – Малая форма (“О страхе”)
1994 Беляевская премия – Научно-художественная книга
1996 Зиланткон – Большой Зилант (“Осечка-67”)
1997 Аэлита – Премия «Аэлита»
1999 Мраморный фавн – Эссе (“Как стать фантастом. Записки семидесятника”)
2000 Сигма-Ф – Критика (“Как стать фантастом. Записки семидесятника”)
2000 АБС-премия – Критика и публицистика (“Как стать фантастом. Записки семидесятника”)
2001 Сигма-Ф – Малая форма, рассказы и циклы рассказов (“Гусляр”)
2002 Аэлита – Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи
2003 Звёздный Мост – Философский камень
2003 Странник – Паладин фантастики
2004 РосКон – Фантастиковедение. 2 место («Серебряный РОСКОН») (“Падчерица эпохи”)
2004 Странник – Критика (публицистика) (“Падчерица эпохи”)
2004 РосКон – Приз «Алиса» (“Убежище”)
2004 Сигма-Ф – Диплом «Если»: Публицистика (“Падчерица эпохи”)
2004 Бронзовая Улитка – Публицистика (“Падчерица эпохи”)
2004 Портал – Критика, литературоведение, эссе (“Падчерица эпохи”)
2004 Интерпресскон – Критика / публицистика (“Падчерица эпохи”)
2004 АБС-премия – Критика и публицистика (“Падчерица эпохи”)
2004 Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезнёвой.
2005 Сигма-Ф – Крупная форма, романы (“Убежище”)
2008 Беляевская премия – Специальная премия Жюри

Библиография

Циклы произведений

– Девочка, с которой ничего не случится (1965)
– Ржавый фельдмаршал (Остров ржавого генерала, Остров ржавого лейтенанта) (1968)
– Путешествие Алисы (Тайна третьей планеты, Алиса и три капитана) (1974)
– День рождения Алисы (1974)
– Миллион приключений (1982)
– Сто лет тому вперед (Гостья из будущего, Алиса в прошлом) (1978)
– Пленники астероида (1983)
– Непоседа (Заповедник сказок) (1985)
– Вокруг света за три часа (Вокруг света в три часа) (1985)
– Это вам не яблочный компот! (1986)
– Второгодники (1986)
– Это ты, Алиса? (Может, это не Алиса?) (1986)
– Гай-до (1986-1988)
– Чудовище у родника (1987)
– Подземная лодка (1989)
– Клад Наполеона (1991)
– Война с лилипутами (1992)
– Золотой медвежонок (1993)
– Настоящее кино (1993)
– Алиса и крестоносцы (1993)
– Излучатель доброты (Похищение) (1994)
– Дети динозавров (Совет динозавров) (1995)
– Сыщик Алиса (1996)
– Привидений не бывает (1996)
– Гость в кувшине (1996)
– Опасные сказки (1997)
– Планета для тиранов (Планета для Наполеонов, Планета для Наполеона) (1997)
– Секрет чёрного камня (1999)
– Алиса и чудовище (1999)
– Алиса на живой планете (Насморк и лопата) (2000)
– Алиса в Гусляре (2000)
– Звездный пес (2001)
– Вампир Полумракс (2001)
– Сапфировый венец (Алиса и сапфировый венец, Корона в пещере, Пленники пещеры) (2001)
– Заколдованный король (Алиса и заколдованный король) (2001)
– Алиса и Алисия (2003)
– Уроды и красавцы (2002)
– Алиса и ее друзья в лабиринтах истории (1998-2002)

– Репка (1967)
– Теремок (1967)
– Гуси-лебеди (1967)
– Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (Алена и Иван) (1967)
– Синяя борода (1967)
– Принцесса на горошине (Посол на горошине) (1967)
– Детки в клетке (1994)
– Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки (1994)

– Вступление (1972)
– Часть первая. Чудеса в Гусляре
– Часть вторая. Пришельцы в Гусляре
– Часть третья. Возвращение в Гусляр
– Часть четвертая. Гусляр-2000
– Часть пятая. Господа гуслярцы
– Часть шестая. Гусляр навеки
– Часть седьмая. Письма в редакцию

Павлыш (Доктор Павлыш)

– Тринадцать лет пути (Тринадцать лет полета) (1984)
– Великий дух и беглецы (1972)
– Последняя война (1970)
– Закон для дракона (1975)
– Белое платье Золушки (1980)
– Половина жизни (1972)
– Красный олень — белый олень (Красный олень, белый олень) (1973)
– Поселок (1988)
– Пленники долга (2009)

Институт экспертизы

Андрей Брюс

– Котел (1992)
– Лишний близнец (1997)
– Будущее начинается сегодня (1998)
– В когтях страсти (1998)
– Чума на ваше поле! (Чума на поле!) (1999)
– Золушка (Золушка на рынке) (1999)
– Гений и злодейство (2000)

Река Хронос (Хронос)

– Река Хронос (1992)
– Заповедник для академиков (Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939)) (1992)
– Младенец Фрей (Младенец Фрей (Река Хронос. 1992), Малыш Фрей) (1993)
– Усни, красавица (1994)
– Таких не убивают (1998)
– Купидон (Купидон через сорок лет) (1998)
– Дом в Лондоне (Дом в Лондоне, или Прах бездомный) (2003)
– Покушение (2005, не окончено)

ИнтерГпол (Цикл «Кора», Галактическая полиция)

Театр теней

– Вид на битву с высоты (1998)
– Старый год (1998)
– Операция «Гадюка» (2000)

– Тайна Урулгана (1991)
– Любимец (1993)
– Убежище (2004)

Документальные произведения

– Аун Сан (1965)
– Другие 27 чудес (1969)
– В Индийском океане (1977)
– Пираты, корсары, рейдеры (1977)
– 7 и 37 чудес (7 и 37 чудес света. От Эллады до Китая») (1980)
– Западный ветер — ясная погода (1984)
– 1185 год (Загадка 1185 года. Русь — Восток — Запад) (1989)
– Тайны древнего мира (2001)
– Тайны античного мира (2002)
– Падчерица эпохи (Второе пришествие Золушки) (2003)
– Тайны XIX века (2003)
– Тайны Российской Империи (2003)
– Тайны морей и островов (2005)
– Тайны истории (2007)

Учебные издания

Энциклопедии и справочники

– Цех фантастов (1991)
– Черный саквояж. Куклы из космоса // Соавтор: Владимир Малов (1991)

Кроме всего выше перечисленного, Кир Булычев является автором множества повестей, рассказов, микрорассказов, стихов, комиксов, статей, эссе и др.

Экранизации произведений, театральные постановки

Серия про Алису Селезнёву

Художественные фильмы:

1985 – Гостья из будущего
1987 – Лиловый шар
1988 – Остров Ржавого генерала
2010 – Приключения Алисы Селезнёвой. Пленники трёх планет

Мультфильмы:

1981 – Тайна третьей планеты
1988 – Узники «Ямагири-мару»
2009 – День рождения Алисы

Художественные фильмы:

1981 – Через тернии к звёздам
1982 – Слёзы капали
1983 – Комета
1984 – Шанс
1988 – Поляна сказок
1989 – Подземелье ведьм
1989 – Похищение чародея

Мультфильмы:

1985 – Два билета в Индию
1988 – Перевал

БУЛЫЧЕВ
Кир

Должность: Русский историк

Дата рождения: 18 октября 1934 года

Место рождения: Москва, СССР

Деятельность: Русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР.

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Литература
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Библиография

Биография

Биография

Кир Булычев – создатель популярных произведений в фантастическом жанре. Сегодня поклонники таланта маститого литератора не перестают удивляться его прозорливости. Книги Булычева поражают широтой взглядов и дальновидностью.

Детство и юность

Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко – выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.

Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.

Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.

В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.

Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Литература

Плюсом к работе в Академии писал заметки и другие публикации для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1961 году Булычев издал небольшой рассказ «Маунг Джо будет жить». Это стало дебютной работой автора по художественной литературе. Спустя четыре года он создал новый рассказ «Долг гостеприимства», но уже в фантастическом жанре. Творческий труд выпустили под вымышленным именем Маун Сейн Джи.

Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычев. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьезным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.

Издания приносили успех Киру Булычеву, но бессменной любовью читатели прониклись к приключениям Алисы Селеневой. Девочка с Земли постоянно попадала в передряги, но справлялась с трудностями при помощи смекалки и друзей. В книгах о юной исследовательнице фигурировали и другие герои, но чаще девочка путешествовала с отцом Игорем Селезневым и другом папы Громозекой.

В 1985 году выпустил повесть из серии про Алису «Заповедник сказок». В работе литератор отошел от привычных канонов и отправил героиню не на чужую планету, а в сказочный мир. По сюжетам книг о юной девочке сняты киноленты.

В 1977 году на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картина, разработанная по сюжету повести «Сто лет тому вперед», пользовалась успехом. На экране девочку воплотили Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк. Заключительную историю об авантюрах юной покорительницы космоса Игорь Всеволодович написал в 2003 году. По итогу дочке археолога посвящено 52 писательских труда.

В 1982 году фантаст удостоился Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». В результате выяснилось подлинное имя Кира Булычева, но из института литературоведа не уволили.

Ряд трудов о «Великом Гусляре» стал вторым по узнаваемости. Цикл вобрал юмористические повести и рассказы о жителях вымышленного города Великий Гусляр. Персонажи городка фигурировали в большом количестве писательских произведений. Особенностью серии было то, что в книгах не предусматривался главный герой. Вступительная повесть называлась «Связи личного характера». В начале XXI века Кир Булычев сделал заявление, что завершил серию, потому что сюжет исчерпал себя.

Популярны книги об агенте Космофлота Андрее Брюсе. Он стал центральным персонажем двух произведений «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». Второй роман экранизировали в 1989 году. Сергей Жигунов исполнил роль Брюса.

Женский персонаж, который остается одним из самых узнаваемых, – Кора Орват, работающая агентом Интергалактической полиции. В некотором смысле Кора – это Алиса во взрослой жизни. В последующих произведениях случалось пересечение героинь.

Мужской персонаж – доктор Павлыш – герой отдельного романа «Поселок». Он является центральным персонажем восьми книг. Рассказы о секретных исследованиях и фантастических героях также были на пике популярности.

«Театр теней» является трилогией – «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“». Это истории о людях из параллельного измерения.

В серии «Река Хронос» автор обратился к теме истории. Главные герои умели перемещаться во времени. Они отправлялись в альтернативные эпохи, чтобы выяснить, как иначе развивалась бы история России. Бирма стала прообразом вымышленной страны «Лигон», о которой написано две истории.

У писателя есть ряд творений вне серий. Он не обошел стороной драматический жанр. По просьбе режиссера Андрея Россинского написал пьесы, поставленные в театре «Лаборатория». В 1997 году Кир Булычев получил престижную награду «Аэлита». С 2002 года посвящен в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Входил в Творческий Совет журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если».

Личная жизнь

Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.

В 1960 году в семье случилось пополнение – родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы – Тимофей – также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.

В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.

Смерть

Кир Булычев ушел из жизни 5 сентября 2003 года в столице России. Он долго и безрезультатно боролся с тяжелой онкологической болезнью.

В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких за серию очерков «Падчерица эпохи» в номинации «Критика и публицистика».

С 2004 года учреждена писательская премия, носящая имя Кира Булычева. Важным критерием для получения награды служит высокая планка человечности в книге. Награда выполнена в форме пишущей машинки, символизирующей писательский труд.

Библиография

1961 – “Маунг Джо будет жить”

1965 – “Девочка, с которой ничего не случится”

Кир Булычёв

Кир Булычёв
Игорь Всеволодович Можейко
Дата рождения:18 октября 1934
Место рождения:Москва
Дата смерти:5 сентября 2003
Место смерти:Москва
Гражданство:СССР, РФ
Род деятельности:
Карьера:(период творческой активности)
Направление:Фантастика
Жанр:Повесть
Дебют:«Маунг Джо будет жить»
Премии:«АБС-премия», «Аэлита» (1997), Государственная премия СССР (1982)
Произведения на сайте Lib.ru
http://rusf.ru/kb/

Кир Булычёв (наст. имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — один из известнейших советских писателей-фантастов.

Содержание

  • 1 Выпускники
  • 2 Творчество
    • 2.1 Литература, кроме фантастики
    • 2.2 Фантастика
      • 2.2.1 Алиса Селезнёва
      • 2.2.2 Великий Гусляр
      • 2.2.3 Доктор Павлыш
      • 2.2.4 Кора Орват
      • 2.2.5 Институт Экспертизы
      • 2.2.6 Театр теней
      • 2.2.7 Река Хронос
      • 2.2.8 Лигон
    • 2.3 Драматургия
  • 3 Ссылки
  • 4 Литература

Выпускники [ править | править код ]

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Читайте также:  Доклад Наполеон Бонапарт сообщение

Первый рассказ — «Маунг Джо будет жить» — опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Настоящее имя писателя сохранялось в тайне до 1982 года.

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Сценарист. Экранизировано более двадцати произведений. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним.

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Творчество [ править | править код ]

Литература, кроме фантастики [ править | править код ]

Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем — несколько сотен. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр.

Помимо создания собственных произведений, Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно, фантастические) Айзека Азимова, Б. Бовы, Хорхе Луиса Борхеса, Э. Бучера, Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина, Спрэга де Кампа, Х. Кепке, Артура Кларка, К. Корнблата, Урсулы Ле Гуин, Мья Сейн, У. Пауэрса, По Хла, Ф. Пола, Пэрл Аун, М. Рейнолдса, Клиффорда Саймака, М. Сент-Клэр, Жоржа Сименонa, Теодора Старджона, Т. Томас, Дж. Уайт, Д. Уондри, Роберта Хайнлайна, Л. Хьюза, Д. Шмица, П. Энтони.

Фантастика [ править | править код ]

Назвать точное количество фантастических произведений Кира Булычёва довольно сложно. Во-первых, число только наиболее известных романов, повестей и рассказов превышает сотню, во-вторых, некоторые произведения Булычёва выходили в переизданиях в переработанном виде под разными названиями, или по частям в разных книгах.

В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Алиса Селезнёва [ править | править код ]

Пожалуй, наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Прототипом героини стала дочь писателя Алиса, родившаяся в 1961 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы. Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.

Великий Гусляр [ править | править код ]

Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года. Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы располагаются по пяти сборникам: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000» и «Господа Гуслярцы». Некоторые рассказы цикла в официальные сборники не входят.

Доктор Павлыш [ править | править код ]

Традиционная для советской НФ космическая фантастика, повести и рассказы с различными сюжетами, повествующие о полётах землян в космос, на другие планеты, и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа», с которым писатель совершил плаванье по Северному Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в третьих — просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, некоторые из них выходили под разными названиями и частями.

Кора Орват [ править | править код ]

Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии — фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой».

Институт Экспертизы [ править | править код ]

Небольшая серия рассказов о некоей научной лаборатории, занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои этого цикла также встречаются в цикле «Театр теней».

Театр теней [ править | править код ]

Серия из трёх книг: «Старый год», «Вид на битву с высоты», “Операция “Гадюка” в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы» пытаются исследовать этот мир. Главный герой Юрий Алексеевич (Гарик) Гагарин – археолог, по происхождению инопланетянин-подкидыш – найденный 12 апреля в лесу.

Река Хронос [ править | править код ]

Изначально серия из трех романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда». В цикл также входят романы «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей, написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории, рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка концепции атомной бомбы в 1934 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х гг. («Младенец Фрей»). К циклу примыкает несколько детективных, нефантастических романов: “Усни, красавица”, “Таких не убивают”, “Дом в Лондоне”.

Лигон [ править | править код ]

Действие романов дилогии: “На днях землетрясение в Лигоне” и “Голые люди” происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии. Прототипом послужила Бирма, в которой автор провёл несколько лет.

Драматургия [ править | править код ]

Кир Булычёв написал несколько пьес, некоторые из которых специально для режиссёра Андрея Россинского − театр «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой.

Жизнь и творчество Михаила Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) относится к известным русским писателям, творчество которого затрагивает изучение важнейших проблем человеческой жизни.

Пришвин является уроженцем Орловской губернии и появляется на свет в купеческой многодетной семье. Детские годы будущего писателя проходят в родовом имении, а начальное образование Пришвин получает в обычной деревенской школе, после которой зачисляется в Елецкую классическую гимназию. Из гимназии Пришвина отчисляют по причине дерзости с преподавателями и Михаил Михайлович становится студентом реального училища в Тюмени, куда его направляют для проживания у дяди.

Профессиональное образование Пришвин получает в Европе, где сначала оканчивает Лейпцигскую торговую школу, а затем университет по специальности инженера-землеустроителя. Вернувшись на родину и начав работать в области агрономии, Пришвин приступает к писательской деятельности, опубликовывая несколько публицистических статей, посвященных земледелию.

После трех лет работы в агрономической сфере Пришвин устраивается в несколько петербургских изданиях на должность корреспондента. В этот период выходит его стартовый детский рассказ «Сашок».

Являясь газетным журналистом, писатель совершает путешествие по северной территории России, результатом которого становится сборник «Северные сказки», включающих около сорока сказочных историй, записанных Пришвиным и изданных впоследствии этнографом Ончуковым Н.Е. Кроме того, впечатления от посещения Севера России Пришвин описывает в книге очерков под названием «В краю непуганых птиц», а также в цикле путевых статей «За волшебным колобком».

Следующие сочинения Пришвина также появляются в результате его путешествий по российским местам (Заволжье, Крым, Казахстан) и аккумулируются в дальнейшем в виде первого собрания писательских сочинений.

После установления большевистской власти в России Пришвин перебирается в деревенскую местность, где работает в качестве школьного учителя, параллельно занимаясь собственным творчеством. В это время начинается его работа над автобиографической повестью «Мирская чаша», опубликованная лишь спустя шестьдесят лет после ее создания. Кроме того, писатель создает серию рассказов для детей, а также посвященных охоте, вошедших в дальнейшим в знаменитый сборник «Календарь природы».

В период войны с фашистами Пришвин находится в эвакуации под Ярославлем, по возвращении из которой публикуются созданные им многочисленные рассказы, а также сказка-быль «Кладовая солнца».

Творчество писателя неразрывно связывается с фотографическим делом, поскольку все свои сочинения Пришвин иллюстрирует при помощи сделанным им лично снимков. С фотооборудованием писатель не расстается на протяжении всей своей жизни.

Жизнь Пришвина прерывается в возрасте восьмидесяти лет в связи с продолжительным онкологическим заболеванием, а его прах упокоевается на московском Введенском кладбище.

Михаил Михайлович Пришвин (вариант 2)

Местом рождения писателя считается имение в Орловской губернии, приобретенное его дедом – купцом. Здесь, в общем-то, и прошло детство литератора. Мать – Мария Игнатова – обогатила мир сына стойкостью и силой духа, а отец – Михаил Пришвин – подарил безграничную любовь к природе.

Отец прозаика был искусным наездником, неоднократно выигрывавшим в скачках. Он любил природу, имел свой сад, за которым самостоятельно ухаживал, разбирался в растительности. После его смерти воспитанием Пришвина и еще четверых детей занималась мать. Было очень тяжело, но заслуга Марии в том, что она смогла обеспечить сыновей и дочь получением образования.

Когда Михаилу исполнилось 10 лет, его отправили учиться в гимназию Елецка. Ничем в учебе он не выделялся, из-за неудовлетворительной успешности в получении знаний оставался пару раз на второй год, в итоге был отчислен за дерзость. Увлеченность в учебе у будущего писателя появилась лишь к 20 годам. В 1893 г. он выпускается из Александровского реального училища, после чего поступает в Ригу – в политехнический вуз. Обучаясь в столице Латвии, прозаик увлекается течением Карла Маркса, из-за чего попадает под следствие. В заключении он проводит год. По освобождении получает образование землеустроителя и, зарабатывая на жизнь специальностью агронома, работает над написанием книг и статей.

Впервые начав писать (а начал свою деятельность Пришвин с научных статей), литератор понимает, что такой род деятельности для него очень узок. И уже в 1907-м году выходит его первый рассказ “Сашок”, после чего писатель навсегда бросает научные труды и начинает заниматься написанием статей для газет. После “освоения” Севера, где Михаил собрал огромное множество сказок разных народов, выпускается собрание “Северные сказки”. В течение дальнейших трёх месяцев жизни Пришвин посещает многие места, но именно в Петербурге объединяет очерки в сборник “В краю непуганых птиц”. Выделяют и такие собрания очерков, как “За волшебным колобком”, “У стен града невидимого”.

В связи с началом Первой мировой прозаик откладывает написание рассказов в пользу развития очерков, посвященных жизни фронтовиков.

В 1920-е годы Пришвин наблюдает за окружающей средой, анализирует повадки животных, поэтому выпускает сборник “Календарь природы” и рассказы “Еж”, “Лисичкин хлеб”.

Но есть примеры и работ, написанных для взрослых, – автобиография “Кащеева цепь”.

В годы Великой отечественной войны писатель уезжает в область Ярославля, где занимается защитой леса от уничтожения добытчиками торфа, в результате чего появляются такие произведения – “Лесная капель”, “Кладовая солнца”.

Кроме литературы, прозаик был яростно увлечен фотографией. В купленном им доме (деревня Дунино) сохранилась его фотолаборатория с изображениями природы.

Жизнь и творчество Михаила Пришвина

Интересные ответы

Василий Жуковский – один из самых знаковых русских писателей конца 18 столетия, является ярким представителем эпохи позднего классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов – это самый великий учёный-естествоиспытатель мирового значения в истории России. Он обладал широкими энциклопедическими знаниями, совершил множество открытий в сфере химии и физики.

Гюстав Флобер (1821-1880 гг.) представляет собой крупнейшего французского прозаика, работавшего в жанре реализма и создавшего собственный литературный стиль, названный «точным словом».

Освоение космоса — исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.

В своей жизни каждый из нас изучал в школе «Войну и мир», переживал и страдал, как Анна Каренина. Все это работы величайшего русского классика Льва Толстого, прожившего долгую и довольно насыщенную творческую жизнь

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН

Даты жизни : 4 февраля 1873 — 16 января 1954
Место рождения : село Хрущево-Лёвшино, Орловская область
Русский советский писатель, прозаик, публицист
Известные произведения: «Кладовая солнца», «За волшебным колобком», «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Этажи леса», «В краю дедушки Мазая», «Золотой луг», «Кащеева цепь»

Читайте также:  Платон - доклад сообщение

Родился Михаил Пришвин 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье.

ДЕТСТВО

Семья была состоятельной. Огромный дом достался семейству Пришвиных от богатого и успешного деда Дмитрия Ивановича, который был богатейшим елецким купцом. Мать, Мария Ивановна, была тихой домохозяйкой, воспитывающей пятерых детей. Отец писателя, Михаил Дмитриевич, “прославился” на всю округу, как заядлый охотник, игрок на скачках и авантюрист. Он-то и стал человеком, кардинально изменившим жизнь маленького Пришвина и всех своих близких.
Пагубная привычка отца семейства сыграла с ним злую шутку. Михаил Дмитриевич проиграл не только всё своё состояние и семейный бизнес (конный завод), но и фамильное имение деда. Не справившись с тяжелыми временами, отца схватил паралич, от которого он вскоре и скончался. В итоге Мария Ивановна осталась без средств к существованию с маленькими детьми на руках. Стоит отдать должное этой сильной женщине, она смогла не только поднять всех на ноги, но и дать хорошее образование каждому.
Год начальной школы маленький Миша проучился в обычной деревенской школе. В 1883 году его зачислилив первый класс Елецкой классической гимназии. К сожалению, с учебой у Михаила Михайловича не заладилось. Он то и дело оставался на второй год и конфликтовал с учителями. За шесть лет будущий писатель окончил только 4 класса. В 1889 году Михаила Пришвина выгоняют из гимназии, последней каплей стал конфликт с учителем географии. Удивительно, но братьям Михаила наоборот учеба давалась легко (старший стал финансовым чиновником, остальные два — врачами).
Юного Пришвина отсылают к бездетному брату матери купцу Игнатову в Тюмень. Здесь под пристальным руководством дядюшки, автор взялся за ум и закончил в итоге Тюменское Александровское реальное училище. Бездетный дядя, брат матери, рассчитывал передать племяннику дело, но у того появились иные цели — будущий литератор поступил в политехнический вуз в Риге. Там он увлёкся марксистским учением и вступил в кружок, за что на последнем курсе попал под следствие.
В 1898-м Михаила Пришвина освободили после годового заключения в Митавской тюрьме. Он уехал в Лейпциг, где окончил два курса агрономического факультета в университете, получив специальность землеустроителя. Пришвин вернулся в Россию и до 1905 года трудился агрономом, писал научные книги и статьи.

Во время работы над книгами Михаил Пришвин понял, что рамки научного труда ему тесны. Уверенности прибавилось в 1907-м, когда опубликовали первый рассказ «Сашок». Пришвин покидает науку и пишет газетные статьи. Журналистика и увлечение этнографией позвали писателя в полугодовое путешествие по Северу. Михаил Михайлович обследовал Поморье и Выговский край, где собрал и обработал 38 народных сказок, вошедших в сборник «Северные сказки».
За три месяца Михаил Пришвин побывал на побережье Белого моря, Кольском полуострове, Соловецких островах и вернулся в Архангельск. Оттуда на корабле отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану, побывал в Норвегии и, обогнув Скандинавию, вернулся в Петербург. В северной столице литературная биография Пришвина стремительно развивается: на основе полученных впечатлений он написал очерки, объединённые в сборник под названием «В краю непуганых птиц», за который Русское географическое общество наградило писателя серебряной медалью.
За первой книгой в 1908 году появилась вторая — путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». Михаил Пришвин приобрёл вес в кругу литераторов, подружился с Алексеем Ремизовым, Дмитрием Мережковским и Максимом Горьким. В том же богатом на события 1908-м после путешествия по Заволжью и Казахстану Михаил Михайлович издал сборник очерков «У стен града невидимого». В 1912 году Горький посодействовал изданию первого собрания произведений Михаила Пришвина.
Грянувшая Первая мировая война отвлекла литератора от написания путевых рассказов и сказок. Военный корреспондент Пришвин печатал очерки о событиях на фронте. Большевистскую революцию Михаил Пришвин принял не сразу. Придерживаясь взглядов эсеров, он печатал идеологические статьи, полемизировал с Александром Блоком, выступившим на стороне новой власти, побывал в тюрьме. Но после Октября литератор смирился с победой Советов.
В 1920-е Михаил Пришвин учительствовал в Смоленской области. Страстный краевед и охотник, переезжая из Смоленска в Елец, а оттуда в Подмосковье, написал десятки рассказов и сказок для детей, объединённых в сборник «Календарь природы». Наблюдения за природой и животными легли в основу рассказов «Лисичкин хлеб» и «Ёж». Написанные простым языком повествования о повадках животных призваны пробудить в маленьких читателях любовь к флоре и фауне. В «Лисичкином хлебе» Михаил Пришвин рассказал детям, почему капусту называют заячьей, а хлеб – лисичкиным. В «Еже» рассказывается о дружбе ёжика и человека. «Берестяная трубочка», «Медведь» и «Двойной след» развенчивают мифы о животных. В рассказе «Ребята и утята» Михаил Михайлович поведал о переживаниях дикой уточки о своих малышах, которых ловят дети. А в «Золотом луге» и «Жизни на ремешке» Пришвин рассказал о природе так, чтобы маленькие читатели поняли — она живая.
Михаил Пришвин в 1920-30-е писал и для детей, и для взрослых. В эти годы он трудился над автобиографическим сочинением «Кащеева цепь». Писатель начал роман в 1920-х и работал над ним до последних дней жизни. В 1930-е годы литератор купил фургон, которому дал название «Машенька». На машине Пришвин объездил всю страну. Позже фургон сменился «Москвичом».
В эти годы Михаил Михайлович побывал в Дальневосточном регионе. Результатом путешествия стала книга «Дорогие звери» и повесть «Женьшень». Повесть «Неодетая весна» Пришвин сочинил под впечатлениями от поездки по окрестностям Костромы и Ярославля. В середине 1930-х, после поездки по Русскому Северу, Михаил Пришвин сочинил книгу рассказов «Берендеева чаща» и взялся за написание повести-сказки «Корабельная чаща».
В годы Второй мировой войны 70-летний писатель уехал в эвакуацию в Ярославскую область. Любовь к флоре и фауне и там нашла применение: Пришвин защищал лес вокруг деревушки, где обитал, от уничтожения разработчиками торфа. В предпоследний год войны Михаил Пришвин приехал в столицу и опубликовал рассказ «Лесная капель». В 1945-м появилась былинная сказка «Кладовая солнца».
Рассказ «Моя родина» — яркий пример трогательной любви к родной земле. Он написан простыми словами, без излишнего пафоса. Здесь нет чёткого сюжета, больше эмоций. Но, читая рассказ, чувствуешь аромат чая с молоком, слышишь голос матери, шум леса и птиц.
После войны Михаил Пришвин купил в подмосковной деревеньке Дунино домик, в котором жил каждое лето до 1953 года. Увлечение фотоделом с 1920-х вылилось в дело всей жизни, сравнимое по важности с написанием произведений о природе и животных. В деревенском доме Пришвина нашлось место для фотолаборатории. Она сохранилась в Дунино, где после смерти прозаика появился музей.
Михаил Пришвин снимал природу во всех ракурсах, иллюстрируя фотографиями написанные книги. «Лейка» была верным другом писателя до последних лет жизни. Главным трудом литератора биографы и критики называют «Дневники». Первые записи датированы 1905-м, последние — 1954-м годом. Объём «Дневников» превышает 8-томное собрание произведений писателя. Читая записи, становятся понятными взгляды Михаила Михайловича на жизнь, на общество и роль литератора. Опубликованы «Дневники» в 1980-х годах. Ранее по цензурным соображениям их не пропускали в печать.
По двум произведениям Пришвина сняты фильмы. Картина «Хижина старого Лувена» вышла в середине 1930-х, но до наших дней не сохранилась. А приключенческую драму «Ветер странствий» — экранизацию сказок «Корабельная чаща» и «Кладовая солнца» — зрители увидели на экране в 1978 году, после смерти Михаила Пришвина.
В 80 лет медики диагностировали у писателя онкологическое заболевание. Пришвин скончался 6 января 1954 г, в Москве. На момент смерти ему исполнился 81 год.
Похоронили Михаила Михайловича на Введенском кладбище.
Его именем назвали горный пик и озеро в Кавказском заповеднике, мыс на Курилах и астероид, открытый в 1982 году.

МИХАИЛ ПРИШВИН

Творчество Пришвина одинаково привлекает и взрослых, и детей. Он замечательно сформулировал то, что каждый писатель должен помнить всегда: надо «писать для взрослых так, чтобы детям было понятно», а «для детей так, чтоб взрослым было интересно».
Михаил Михайлович Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Из гимназии был исключен «за свободомыслие». Экстерном сдав экзамены за седьмой класс реального училища, поступил в Рижский политехникум, был арестован за участие в марксистском кружке, посажен в тюрьму и выслан в Елец. В 1900 году уехал за границу, учился в Лейпцигском университете, где получил диплом агронома.
Вернувшись на родину, работал агрономом. С 1906 года стал заниматься журналистикой: печатался в известных газетах «День», «Русские ведомости», «Утро России» и других. Много раз выезжал в этнографические экспедиции в отдаленные, малоизученные места. О глухих уголках России написаны его многочисленные
рассказы и очерки, принесшие писателю славу одного из самых больших знатоков русской природы и самых эмоциональных её певцов.
Как поэтична его первая книга – «В краю непуганых птиц» (1907), а ведь именно за неё Пришвин был избран действительным членом Российского географического общества, получив признание как ученый. Первозданная красота природы стала его темой на долгие годы: это была его планета, его убежище, его лаборатория, в которой совершались гениальные открытия. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим», где в нетронутом виде живет древняя Русь с ее вечными сказочными героями.
Чудеса случаются в историях Пришвина на каждом шагу. Это может быть открытие закона лесной жизни: «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды – еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы» («Этажи леса»). А может быть неожиданное происшествие, как в иронической притче «Говорящий грач». В ней герой безуспешно пытался научить разговаривать молодого грачонка, и когда у него кончились продукты, прилетел грач и с издевкой спросил: «Хо – чешь каш – ки, ду – раш – ка?»
Пришвину был свойствен юмор особого рода – тонкий, как будто спрятанный от невнимательных глаз, как легкая тень улыбки много – мудрого философа, каким и был он на самом деле. В рассказе «Лисичкин хлеб» девочка Зиночка, «копуля такая, что и белый-то хлеб не берет», получает от автора вместе с принесенными из леса травами кусок черного хлеба, который был взят про запас, да не съеден. И этот хлеб, который автор остроумно назвал «лисичкиным» по аналогии с «заячьей капустой», кажется Зиночке необыкновенно вкусным.
Писать для детей Пришвин начал в 20-е годы. До этого, в Первую мировую войну, он был на фронте санитаром и военным корреспондентом, после революции жил в Смоленской губернии, под Москвой, в Переяславле-Залесском, в Загорске, работал учителем, занимался краеведением, писал очерки. Среди его детских книг: «Рассказы егеря Михаил Михалыча» (1928), «В краю дедушки Мазая» (1945), «Дедушкин валенок» (1946), «Кладовая солнца» (1946), «Золотой луг» (1948). В 30-е годы, как корреспондент журнала «Наши достижения» и газеты «Известия», Пришвин объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе. Это дало ему огромный материал, воплотившийся позже в поэтических миниатюрах о природе, охотничьих заметках, философских заметках, дневниковых записях.
Самые известные его книги, автобиографический роман «Кащеева цепь», повесть «Жень – шень», повесть-сказка «Корабельная роща», роман-сказка «Осударева дорога» – также посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни». Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.16-17., ил.

МИХАИЛ ПРИШВИН

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», – считал писатель К. Г. Паустовский. Безусловно, самые знаменитые произведения Пришвина – о русской природе. Он называл их очерками (небольшие прозаические произведения с неявным сюжетом и развернутыми описаниями).
Жизнь писателя была тесно связана с родной землей. Он работал агрономом, много занимался сельским хозяйством, писал об этом статьи, увлекался охотой, краеведением и путешествиями, собирал фольклор. Его первая книга «В краю непуганых птиц» – путевые заметки о европейском и русском севере: Карелии, Норвегии, Олонце. В последующие годы поездки по России и другим странам служили Пришвину главным источником вдохновения. Он призывал внимательнее присмотреться к природе, увидеть в ней «лицо самой жизни» – такой же изменчивой и разной. В своих произведениях писатель сочетал реальные картины природы и свое необычное, романтическое видение пейзажа. Под взглядом автора он оживает, сияет удивительными красками, каждый звук, запах рождает в душе воспоминания и необычные ассоциации.
На эмоциональных воспоминаниях построен короткий очерк «Моя Родина». Молоко с чаем на рассвете вместе с мамой, родной лес и птицы, богатства природы, которые обязательно нужно беречь, – кратко, но с большим чувством Пришвин рассказывает, что для него родина, почему он так любит ее и стремится сохранить ее богатства.
В его произведениях главными героями становятся, конечно, жители лесов, лугов, озер и рек, дикие и домашние животные. В очерке «Ребята и утята» писатель вспоминает свою встречу с детьми, захотевшими поймать утят и маму-уточку, которые направлялись к озеру, «на свободу», как пишет Пришвин. Он втолковывает ребятам, что тревожить птичье семейство нельзя, это опасно, и дети «будто даже и обрадовались . приказанию» отпустить утят и вместе с писателем махали им вслед шапками, желая доброго пути.
Точность наблюдений, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык завоевали интерес читателей к сочинениям Пришвина, среди которых важное место занимают сказка-быль «Кладовая солнца», сюжетно связанная с ней повесть-сказка «Корабельная чаща», роман-сказка «Осударева дорога». «Кладовая солнца» – история неразлучных брата и сестры, Митраши и Насти, которые с собакой Травкой пошли за клюквой на болото. Рассказ покажет, как собранность и взаимовыручка помогли детям выжить на болоте.
Произведения Пришвина наполнены философским пониманием природы: отношение человека к ней определяет его отношение к самой жизни. Забота о природе – это сохранение гармонии в мире и в своей душе.
Рисунок выполнен по фотографии М. М. Пришвина 1950 г.

Русские писатели и поэты ХХ века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

Михаил Михайлович Пришвин

Фото Все

Михаил Пришвин — биография

Михаил Михайлович Пришвин — писатель, прозаик, описывающий в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, вопросы судьбы человека, его бытия, смысла жизни, религии, сделавший огромный вклад в отечественную литературу.

Детство

Родился Пришвин 4-го февраля 1873 года в родительском имении Хрущево-Левшино, находящегося в составе Елецкого уезда, расположенного в Орловской губернии. Состояние семьи, некогда накопленное успешным купцом Дмитрием Пришвиным, дедом писателя полностью было истрачено отцом.

Фото: Михаил Пришвин

Михаил Дмитриевич, отец писателя, получивший хорошее наследство, однажды проигравшись за карточным столом, заложил свое имение, расстался с конезаводом, тем самым оставил свою семью без всяких средств к существованию. От пережитого нервного потрясения отец писателя умирает, а мать Мария Ивановна остается с пятью маленькими детьми и заложенным за долг имением. Ей понадобилось много сил, чтобы исправить положение, обеспечив своих детей достойным воспитанием и образованием.

Образование и профессиональная деятельность

Свое образование будущий известный писатель начал в 1882 году с обычной деревенской школы. Спустя непродолжительное время (1883 год) еще маленький Михаил переводится на учебу в Елецкую гимназию. Учеба там продолжается совсем не долго. Из-за отсутствия особых рвений к учебе, отличаясь этим от своих старших братьев, за шесть лет обучения он отучился всего до 4 класса. Низкая успеваемость и самое главное дерзость учителю явились причиной того, что мальчик несколько раз становился второгодником и был отчислен.

С 1893 года Михаил продолжает учебу в Александровском реальном училище, проживая у родного дядьки, крупного промышленника Игнатова. Учеба в Тюмени продолжалась шесть лет. Его дядя, не имеющий собственных детей, видел племянника как будущего преемника, наследника, но юный Михаил отказался от всего и поступил на химико экономическое отделение популярного в то время Рижского политехникума.

Читайте также:  Детство Пушкина кратко - сообщение доклад

Активность будущего писателя привела к плачевным последствиям: за участие в марксистских кружках, организацию революционной деятельности он вскоре был исключен и осужден (1897). Мера наказания за политические побуждения составила 3 года. Именно отбывание наказания заставляет Пришвина больше никогда не заниматься политикой, поэтому этот период в его биографии можно считать переломным. Он снова возвращается в свой родной Елец, имея статус высланного.

После тюрьмы, ссылки находиться в крупном городе Пришвину было запрещено. Он попросил разрешения продолжить обучение за границей. К 1900 году такое разрешение выдается и будущий писатель перебирается в Германию “для того, чтобы учиться, быть полезным для своей Родины”. В 1902 году Пришвин заканчивает обучение на агрономическом отделении университета Лейпцига.

Он возвращается на Родину, проживает в Клине, работает земским агрономом. Был на службе также в Петровской сельхозакадемии под руководством профессора Прянишникова , выполнял обязанности секретаря крупного чиновника Петербурга. Будущий писатель опубликовал несколько статей на сельскохозяйственную тематику. Он старался внести передовые мысли в сельское хозяйство, агрономию.

Истоки творчества

Первый небольшой рассказ “Сашок” Пришвин напечатал в периодическом издании “Родник” (1906 год). Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл свою полученную профессию агронома, начал увлекаться фольклором и изучением этнографии. Стал много путешествовать по северным регионам. Посетил Карелию, Норвегию. Именно в этих поездках он наблюдал за дикой природой, бытом, речью коренных народов, записывал сказки, другие формы фольклора как путевые очерки. Выходят труды: “В краю непуганых птиц” , “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб” . Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов.

Фото: Михаил Пришвин на прогулке

Теперь Пришвин полностью погрузился в литературную жизнь. Он общался с петербургскими декадентами Ремизовым и Мережковским. Их влияние очень хорошо прослеживается на последующих рассказах писателя “Крутоярский зверь”, “У стен града невидимого”. Опубликованию издательством “Знание” первого собрания трудов писатель обязан литературному деятелю эпохи Максиму Горькому.

Личная жизнь

По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Женился на обычной крестьянке из под Смоленска когда ему было 25 лет. От брака у писателя было трое детей: все трое — сыновья, двое из них потом имели отношение к художественной литературе. Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю.

Были другие моменты личной жизни. Еще на обучении за границей его возлюбленной стала молодая англичанка. Это была всего лишь студенческая любовь, необходимая для полета, а не для семейных отношений. Девушка была очень строгих манер и сразу отказала еще не очень известному писателю. От перенесенного отказа Пришвин занялся поэзией, потом вернулся на Родину. Михаил, страдая от неразделенной любви, соглашается на брак с полуграмотной крестьянкой Ефросиньей Павловной, которая всегда напоминала ему англичанку из прошлого.

Фото: Михаил Пришвин с собакой

После кончины первой жены Пришвин вдруг женился вновь. В 1950 году он искал секретаря. К нему на работу устроилась некая Валерия Лиорко (Лебедева), давшая обещание, что ни одна страница его творений не пропадет. Он предложил женщине свою руку и сердце. Эта женщина действительно не подвела писателя: даже после его смерти она работала с архивами, писала книги о выдающемся человеке и много лет руководила музеем писателя.

Жизнь и творчество — “золотой период”

В годы Первой мировой Михаил Михайлович работал корреспондентом на фронте. Его статьи и очерки о военных событиях часто размещали в газетах “Русские ведомости”, “Речь”.

После Великой Октябрьской революции прозаик недолгое время вел преподавательскую деятельность, работал агрономом, ведя параллельно с основной деятельностью краеведческую работу. Примечательно, что преподавателем он работал именно в той гимназии города Елец, откуда его когда-то исключили. Трудился Дорогобужской школе, был инструктором образования. С сентября 1917 Пришвин печатался в газете “Воля народа”, подготавливая выход своего сборника. Он жил в Ельце, под Смоленском и Подмосковье.

Писатель страстно увлекся охотой, изучением своего родного края, что наложило отпечаток на произведения его творчества: охотничьи рассказы, детские произведения, записки “Родники Берендея” и “Календарь природы”. Своими творениями он призывает к родственному отношению к природе, ее разнообразию. Параллельно с этой тематикой прослеживается новая направленность произведений: появляются очерки, связанные одним героем, который скорее всего представлял собой самого писателя с его философскими взглядами и нравственными исканиями.

В 20-е годы прошлого века Пришвин начинает работу над романом “Кащеева цепь”, продолжая работать над ним почти до самой смерти. Его произведения появляются в изданиях “Новый мир”, “Красная новь”. Опять начинаются путешествия по регионам Дальнего Востока, Северу России, Кавказу.

Начинается пропаганда жанра очерк, а затем писатель снова отходит от привычного ему научного знания, фольклора к художественной классической прозе. Он создает новые поэтические рассказы, повести: “Дорогие звери”, “Жень-шень” . В последнем творении, считающемся одним из лучших произведений писателя, прослеживается линия поиска “творчества жизни”, страсти, боли утрат. Повесть “Неодетая весна” рассказывает о его путешествии по русским землям. Писатель создает новый жанр дневниковых записок — поэтических миниатюр. Первые из них появились в поэме “ Фацелия” (1940 ) и цикле произведений “Лесная капель” (1940).

В начале 30-х модное увлечение автомобилями не прошло мимо писателя. Он один из первых приобрел собственный автомобиль в Москве и обучался автомобильному делу на Горьковском автомобильном заводе. Свой “Москвич” не доверял никому. Он выезжал на нем в лес для поиска вдохновения со своими верными собаками.

Годы Великой Отечественной вся семья Пришвина проводит в небольшой и глухой деревушке у Переславля Залесского, находится там до самого окончания военных действий. 1943 год ознаменован награждением писателя Орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны создаются произведения на военную тематику “Рассказы о ленинградских детях” , “Повесть нашего времени” , а также писатель продолжает раскрывать красоту природы в трудах “Кладовая солнца”, “Корабельная чаща”.

В послевоенное время с 1946 по 1954 годы литературный деятель живет на своей загородной даче у Звенигорода, где сейчас создан музей М. Пришвина. Последние годы он как всегда отдавал огромное количество сил своему творчеству. Посмертная книга “Глаза змеи” была опубликована уже в 1957 году уже после гибели писателя.

К возрасту 80 лет врачи нашли у писателя онкологию — рак желудка. Через полгода 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы.

В творческой биографии этого выдающегося писателя прослеживалась высочайшее чувство морального долга, противоречие философских взглядов, питаемые соками народной культуры и русскими традициями. Именно это необычное сочетание сделало так, что этот выдающийся деятель литературы внес неоценимый вклад в развитие отечественной прозы.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Михаил Пришвин

краткая биография

Роль и место в литературе

Имя Михаила Михайловича Пришвина ассоциируется, прежде всего, с русской природой, которая была центральной темой его творчества. Его охотничьи рассказы, повести, произведения для детей, написанные в своеобразном философско-натуралистическом стиле, пополнили золотой фонд детской литературы и издаются на многих языках мира.

Произведения автора проникнуты призывом любить и оберегать природу. При прочтении его рассказов у детей развиваются самые лучшие качества, необходимые в жизни, расширяется кругозор. В рассказах Пришвина присутствуют ситуации, которые вполне могут произойти в реальной жизни. Поэтому, кроме бережного отношения к природе, необходимо ее изучение и понимание, отсюда и его собственный подход к ней не только как писателя, но и ученого.

Любовь писателя к родной природе произросла в нем из любви к отечеству как в целом, так и к его непременным составляющим – народу и земле, на которой он родился, жил и работал. Доброта, которой пронизаны его произведения, говорит о человеке, которому присуще единение с природой, так как это качество является обязательным условием этого явления.

Происхождение и ранние годы

Михаил Пришвин появился на свет 4 февраля 1873 года в Орловской губернии, в имении Хрущево-Левшино, принадлежавшем ранее его дедушке, очень богатому, знатному купцу. Его мать, Мария Ивановна, была приверженцей старообрядческой веры, отличалась тихим, спокойным нравом и занималась домом и воспитанием пятерых детей. Отца, Михаила Дмитриевича, все знали, как заядлого игрока на скачках и страстного охотника.

Мама писателя Мария Ивановна

Непреодолимая привычка главы семейства делать ставки привела в итоге к полному банкротству семьи – был проигран конный завод, все состояние и родовое имение деда. Осознав все происшедшее, отец слег, настигнутый параличом. Вскоре он умер, оставив на жену пятерых детей и проблемы, связанные с полным отсутствием средств. Сложно представить, как справлялась с ситуацией разорившаяся вдова, но она смогла не только преодолеть ее, но и дать своим детям хорошее образование.

Образование

Начальное образование Миша получил в простой деревенской школе. Через год, в 1883 году, он поступил в Елецкую классическую гимназию. В отличие от своих преуспевающих братьев, учился он слабо и несколько раз оставался на второй год. Кроме того, у него был конфликтный характер, что приводило к ссорам с учителями. В результате в 1889 году, по прошествии шести лет, Михаил все еще оставался четвероклассником. Было принято решение об исключении его из школы.

С юными читателями

После этого Михаила отправили в Тюмень, к бездетному дяде со стороны матери. Дядюшка Миши был купцом, человеком слова и дела, поэтому он решительно взялся за перевоспитание племянника. Под его контролем Пришвин окончил Тюменское Александровское реальное училище. По совету того же дяди, решившего приобщить Михаила к коммерции, юноша поступил в Рижский политехникум. Во время учебы он увлекся идеями марксизма и вступил в студенческий кружок, за что получил год ареста и два года ссылки.

После всех злоключений Михаилу, в 1902 году, наконец, удалось получить профессию инженера-землеустроителя в Лейпцигском университете. После этого последовало возвращение в Россию и женитьба на Ефросинье Павловне. В этом первом браке у Пришвина родилось трое детей.

Вплоть до 1905 года Пришвин работал на должности агронома в Луге. В это же время он начал писать заметки и статьи с научным уклоном, постепенно делая переход к художественному направлению. Первый его рассказ «Сашок» был издан уже в 1906 году.

Творчество

Под впечатлением от первого успеха Пришвин принимает решение все свое время посвящать творчеству. Он прекращает агрономическую деятельность и становится корреспондентом газеты. Но любовь к природе не дает начинающему писателю покоя, и он отправляется в путешествие на Север. В результате этой поездки, на берегах Северного Ледовитого океана и Белого моря появились его «Рассказы и сказки о природе».

Вскоре имя Пришвина становится известным литературному сообществу. Он знакомится с Мережковским и Горьким. Отношения с Блоком не сложились в результате несовпадающих взглядов на политику.

С женой Валерией

В течение всего периода потрясений, вызванных Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, Пришвин работал военным корреспондентом. Он с глубокой достоверностью описывал все, что происходило на фронте. После войны он устроился учителем в сельскую школу. Внезапное увлечение автомобилями подвигло его к покупке собственного фургона, на котором он снова отправился в путешествие.

В начале 1930-х годов Пришвин решил посетить Дальний Восток. Там он написал книгу «Дорогие звери». Впечатленный строительством Беломоро-Балтийского канала, Михаил Михайлович пишет роман-сказку «Осударева дорога». В 1935 году Пришвин вместе с сыном совершил еще одну поездку на Север. После этого длительного путешествия появились очерки «Берендеева чаща» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

В 1940 году, в возрасте шестидесяти семи лет Пришвина посетила любовь. Он женился на Валерии Лиорко, которая до конца дней была ему верной помощницей, другом и музой. Впоследствии она много времени посвятила архивам писателя, издала несколько книг о его жизни и творчестве и много лет руководила музеем Пришвина.

Памятник в Сергиевом Посаде

С 1941 по 1943 годы писатель жил в эвакуации в Ярославской области. Здесь он участвовал в компании, протестующей против уничтожения лесов торфоразработчиками. Вернувшись в Москву, он предоставил издательству «Советский писатель» свои рассказы «Фацелия» и «Лесная капель», которые сразу были опубликованы. Его знаменитая повесть «Кладовая солнца» увидела свет в 1945 году. С 1946 по 1953 годы писатель жил и работал на своей летней даче, в деревне Дунино, расположенной в Звенигородском районе Московской области. Сейчас там функционирует музей М.М. Пришвина.

Главные произведения

«Кладовая солнца» по жанру определена самим Пришвиным как сказка-быль. В ней повествуется о двух детях, осиротевших в военное время. Главная тема произведения – дружба и взаимовыручка. Символичны в сказке образы врага, которого олицетворяет неуловимый волк, и друга – верной и преданной собаки, принявшей участие в спасении мальчика.

Музей Пришвина в Дунино

Так же, как и в других произведениях, Пришвин большое внимание уделяет неразрывной связи человека с природой, искусно прорисовывая мельчайшие детали, понятные детям даже на интуитивном уровне.

В рассказе «Берестяная трубочка» звучит призыв автора проявлять внимание к природе, относиться к ней так же, как к любому другому живому существу, что ярко показано на примере березы с сорванной берестой. Несмотря на объем, этот маленький, легкий для чтения рассказ несет в себе огромный поучительный смысл.

Надгробие на могиле Пришвина

Повесть «Жень-шень» была написана Пришвиным после посещения Урала и Дальнего Востока. Название произведения соответствует его теме – поиску человеком корня жизни. Несмотря на то, что значительная часть повествования посвящена описания природы, в ней также присутствует тема войны, смерти, поиска смысла жизни. Исходя из этого, произведение можно рассматривать, как философскую сказку о человеке и его пути от войны до «новой, лучшей жизни людей на земле».

Последние годы

В последние годы жизни Пришвин, как и всегда, очень много трудился. Свое последнее произведение «Глаза змеи» напечатанным он уже не увидел. Оно было опубликовано через три года после его смерти, в 1957 году.

На пороге восьмидесятилетнего юбилея у писателя был диагностирован рак желудка. Жить ему оставалось всего полгода. Михаил Михайлович умер 16 января 1954 года. Похороны писателя состоялись на Введенском кладбище Москвы.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1873Год рождения Михаила Пришвина
1882Окончание сельской школы
1883Поступление в гимназию
1888Исключение из гимназии за дерзость и неуспеваемость
1889Переезд к дяде в Тюмень
1892Окончание реального училища в Тюмени
1893Поступление в политехникум
1894Поездка на Кавказ на виноградники
1896Участие в марксистских кружках
1897Арест и заключение в тюрьму
1898-1900Высылка в Елец
1900Поступление в Лейпцигский университет
1902-1905Работа агрономом
1936Выход первого рассказа «Сашок»
1907Поездки в Норвегию и Карелию
1908Знакомство с А. Блоком и А. Толстым
1909Публикация «Адам и Ева» и «Черный араб»
1910Работа над «Крутоярским зверем» и «Птичьим кладбищем»
1911Начало переписки с М. Горьким
1913Поездка в Крым
1915-1916Работа военным корреспондентом на фронте
1918-1919Работа учителем русского языка в гимназии Елецка
1922-1924Переезд с семьей в Подмосковье
1926Начало работы над «Журавлиной родиной»
1927-1930Публикация произведений в семи томах
1932Работа над повестью «Жень-шень»
1935Выход очерков «Берендеева чаща»
1939Награждение орденом «Знак почета»
1944Окончание «Повести нашего времени»
1945Выход сказки «Кладовая солнца»
1946Работа над «Осударевой дорогой»
1948Сборники «Золотой луг» и «Моя страна»
1950Выход сборника «Заполярный мед»
1953Выход сборника «Весна света»
1954Не стало Михаила Михайловича Пришвина
Интересные факты
  • писатель очень плохо учился в школе, был дерзок с учителями и дважды оставался на второй год;
  • отец Пришвина проиграл все свое состояние;
  • за участие в марксистских кружках Пришвин сидел в тюрьме;
  • очень часто менял место жительства;
  • внес большой вклад в развитие отечественной агрономии;
  • увлекался автомобилями, это продолжалось до самой его смерти;
  • помимо писательской деятельности увлекался фотографией;
  • наследственное имение Пришвина конфисковали большевики.
Память о писателе

В октябре 1982 года был открыт астероид, названный в честь писателя.

В 2015 году в Сергиевом Посаде был открыт памятник Пришвину.

В отрогах Главного Кавказского хребта находится пик Пришвина.

На одном из островов Курильской гряды есть мыс Пришвина.

Множество улиц разных городов России названы его именем.

Орловская областная детская библиотека носит имя М. Пришвина.

Ссылка на основную публикацию