Жизнь и творчество Корнея Чуковского

Биография Корнея Чуковского

Чуковский Корней Иванович (1882-1969) – русский поэт и детский писатель, журналист и литературовед, переводчик и литературный критик.

Детские и юношеские годы

Корней Чуковский – это псевдоним поэта, его настоящее имя – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился он в Санкт-Петербурге 19 марта 1882 года. Его мать, полтавская крестьянка Корнейчукова Екатерина Осиповна, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона, приехавшего в Санкт-Петербург из Одессы.

Горничная Катерина три года жила в незаконном браке с хозяйским сыном студентом Эммануилом Соломоновичем, родила от него двоих детей – старшую дочь Марусю и мальчика Николая.

Однако отношениям своего сына с крестьянкой воспротивился отец Эммануила. Левенсоны были владельцами нескольких типографий в разных городах, и такой неравный брак никогда не мог стать законным. Вскоре после того, как родился будущий поэт, Эммануил Соломонович оставил Екатерину и сочетался браком с женщиной своего круга.

Мама Корнея Чуковского с двумя малыми детьми была вынуждена уехать в Одессу. Здесь на Новорыбной улице они поселились в небольшом флигеле. Всё детство маленького Николая прошло в Николаеве и Одессе. Как вспоминает поэт о своих ранних годах: «Мать воспитывала нас демократически – нуждою». Много лет Екатерина Осиповна хранила и часто рассматривала фотографию бородатого мужчины в очках и приговаривала при этом детям: «Не сердитесь на своего папку, он хороший человек». Эммануил Соломонович иногда помогал Катерине деньгами.

Однако маленький Коля очень стеснялся своей незаконнорожденности и страдал от этого. Ему казалось, что он самый нецельный человечек на земле, что он один-единственный на планете, рождённый вне закона. Когда другие дети рассказывали про своих отцов, бабушек и дедушек, Коля краснел, начинал что-то придумывать, лгать и путаться, и тогда ему казалось, что за спиной все шепчутся о его незаконном происхождении. Он так и не смог простить отца за своё нерадостное детство, бедность и клеймо «безотцовщины».

Маму свою Корней Иванович очень любил и всегда вспоминал о ней с теплотой и нежностью. С раннего утра до позднего вечера она стирала и гладила другим людям, чтобы заработать денег и прокормить детей, при этом умудрялась успевать вести дом и вкусно готовить еду. В их комнатке во флигеле всегда было уютно и чисто, даже нарядно, потому что стояло много цветов и повсюду висели расшитые узорами занавески и полотенца. Всё всегда сверкало, мама была необыкновенной чистюлей и в их маленькое жилище вкладывала свою широкую украинскую душу. Она была неграмотной крестьянкой, но приложила все усилия, чтобы её дети получили образование.

В пятилетнем возрасте мать отдала Колю в детский сад мадам Бехтеевой. Он хорошо запомнил, как там рисовали картинки и маршировали под музыку. Потом мальчик пошёл учиться во вторую одесскую гимназию, но после пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения. Тогда он занялся самообразованием, изучал английский язык и очень много читал книг. Литература вторглась с его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора.

У Николая было очень много друзей, с которыми он бегал на рыбалку или запускал воздушного змея, лазил по чердакам или, спрятавшись в больших мусорных ящиках, мечтал о путешествиях в дальние страны. Он пересказывал мальчишкам прочитанные книги Жюля Верна и романы Эмара.

Чтобы помочь матери, Николай пошёл работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы. Однако чем старше он становился, тем менее нравилась ему мещанская Одесса, он мечтал уехать отсюда в Австралию, для чего и учил иностранный язык.

Журналистская деятельность

Став юношей и отрастив усы, Николай пытался заняться репетиторством, но у него никак не получалось напустить на себя должную солидность. С детьми, которых он обучал, вступал в споры и беседы о тарантулах и способах изготовления стрел из камышей, учил их играть в разбойников и пиратов. Учителя из него не получилось, но тут на помощь пришёл друг ─ журналист Володя Жаботинский, с которым они были «не разлей вода» ещё с самого садика. Он помог Николаю устроиться на работу в популярную газету «Одесские новости» в качестве репортёра.

Когда Николай пришёл в редакцию в первый раз, на его прохудившихся штанах зияла огромная дырка, которую он прикрывал большой и толстой книгой, взятой с собой именно для этой цели. Но совсем скоро его публикации стали такими популярными и любимыми среди читателей газеты, что он стал зарабатывать по 25-30 рублей за месяц. По тем временам это были весьма приличные деньги. Сразу же под первыми своими статьями молодой автор стал подписываться псевдонимом – Корней Чуковский, позднее присоединил ещё фиктивное отчество – Иванович.

Командировка в Англию

Когда выяснилось, что во всей редакции только один Корней знает английский язык, руководство предложило ему поехать в качестве корреспондента в командировку в Лондон. Молодой человек совсем недавно женился, семье нужно было становиться на ноги, и его соблазнил предложенный оклад – 100 рублей ежемесячно. Вместе с супругой Чуковский отправился в Англию.

Его английские статьи публиковали издательства «Одесские новости», «Южное обозрение» и несколько киевских газет. Со временем гонорары из России стали приходить в Лондон на имя Чуковского нерегулярно, а потом и вовсе прекратились. Жена была беременна, но из-за нехватки денежных средств, Корней отправил её к родителям в Одессу, а сам остался в Лондоне, подыскивая подработку.

Очень сильно понравилась Чуковскому Англия. Правда, поначалу его язык, изученный самостоятельно, никто не понимал. Но для Корнея это была не проблема, он улучшал его, с утра до вечера занимаясь в библиотеке Британского музея. Здесь же он нашёл подработку в том, что переписывал каталоги, а заодно в оригинале прочитал Теккерея и Диккенса.

Творческий литературный путь

К революции 1905 года Чуковский вернулся в Россию и полностью окунулся в происходящие события. Два раза он побывал на восставшем броненосце «Потёмкин». Затем уехал в Петербург и занялся там издательством сатирического журнала «Сигнал». Был арестован за «оскорбление величества», провёл под арестом 9 дней, но вскоре его адвокат добился оправдания.

Выйдя на свободу, Корней какое-то время издавал журнал подпольно, но вскоре понял, что издательское дело ему не подходит. Он посвятил свою жизнь писательству.

Сначала он больше занимался критикой. Из-под его пера вышли очерки о Блоке и Бальмонте, Куприне и Чехове, Горьком и Брюсове, Мережковском и Сергееве-Ценском. С 1917 по 1926 годы Чуковский трудился над работой о своём любимом поэте Некрасове, в 1962 году он получил за неё Ленинскую премию.

И когда он был уже довольно известным критиком, к Корнею пришло увлечение детским творчеством:

  • В 1916 году вышел в свет его первый сборник детских стихов «Ёлка» и сказка «Крокодил».
  • В 1923 году были написаны «Тараканище» и «Мойдодыр».
  • В 1924 году был опубликован «Бармалей».

Впервые в детских произведениях прозвучала новая интонация – малышей никто не поучал. Автор шутливо, но при этом всегда искренне радовался вместе с маленькими читателями красоте окружающего мира.

В конце 1920-х годов у Корнея Ивановича появилось новое увлечение – изучение психики детей и наблюдение за тем, как они овладевают речью. В 1933 году это вылилось в словесный творческий труд «От двух до пяти».

Советские дети выросли на его стихах и сказках, потом читали их своим детям и внукам. До сих пор многие из нас помнят наизусть:

  • «Федорино горе» и «Муху-цокотуху»;
  • «Краденое солнце» и «Путаницу»;
  • «Телефон» и «Айболит».

Практически на все сказки Корнея Чуковского сняты мультипликационные фильмы.
Корней Иванович вместе со старшим сыном очень много занимались переводами. Благодаря их труду в Советском Союзе смогли прочитать «Хижину дяди Тома» и «Приключения Тома Сойера», «Робинзона Крузо» и «Барона Мюнхгаузена», «Принца и нищего», сказки Уайльда и Киплинга.

За свои творческие достижения Чуковский имел награды: три ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина, многочисленные медали и степень доктора Оксфордского университета.

Личная жизнь

Первая и единственная любовь пришла к Корнею Ивановичу совсем в юном возрасте. В Одессе на соседней улице проживала еврейская семья Гольдфельд. У главы семейства бухгалтера Арона-Бера Рувимовича и его супруги домохозяйки Тубы Ойзеровны подрастала дочь Мария. Черноглазая и пухленькая девушка очень нравилась Чуковскому.

Когда выяснилось, что и он Маше не безразличен, Корней сделал ей предложение. Однако родители девушки были против этого брака. Отчаянная Мария сбежала из дома, и в 1903 году влюблённые обвенчались. Это был первый, единственный и счастливый брак для обоих.

В семье родилось четверо детей, троих из них отец Корней Иванович Чуковский пережил.

В 1904 году появился на свет их первенец – сын Коля. Как и отец, всю жизнь он занимался литературной деятельностью, став знаменитым советским писателем Николаем Корнеевичем Чуковским. Во время Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, оставался в блокадном городе. В 1965 году он скончался внезапно во сне. Смерть сына стала для 83-летнего Корнея Ивановича тяжелейшим ударом.

В 1907 году в семье Чуковских родилась дочь Лидия, которая тоже стала писательницей. Самые известные её произведения – повести «Софья Петровна» и «Спуск под воду», а также значительное произведение «Записки об Анне Ахматовой».

В 1910 году родился сын Борис. В 31-летнем возрасте он погиб недалеко от Бородинского поля, возвращаясь из разведки. Это случилось практически сразу после начала Отечественной войны, осенью 1941 года.

Самая младшенькая дочь Мария в семье Чуковских родилась в 1920 году. Поздний ребёнок был всеми безумно любим, её ласково называли Мурочка, именно она стала героиней большинства детских рассказов и стихов отца. Но ближе к 10 годам девочка заболела, у неё был неизлечимый костный туберкулёз. Малышка ослепла, перестала ходить и сильно плакала от боли. В 1930 году родители отвезли Мурочку в Алупкинский санаторий для детей-туберкулёзников.

Два года Корней Иванович жил, как во сне, ездил к больной дочери, вместе с ней сочинял детские стихи и сказки. Но в ноябре 1930 года девочка умерла на руках у отца, он собственноручно сделал для неё гроб из старого сундука. Мурочку похоронили там же, в Крыму.

Именно после её смерти свою любовь к дочери он перенёс на всех детишек Советского Союза и стал всеобщим любимцем – дедушкой Корнеем.

Его супруга Мария умерла в 1955 году, раньше мужа на 14 лет. Каждый день Корней Иванович ходил на её могилу и вспоминал счастливые моменты их жизни. Он отчётливо помнил её бархатную кофточку, даже запах, их свидания до рассвета, все радости и беды, которые им приходилось переживать вместе.

Две внучки и три внука продолжили род знаменитого детского поэта, очень много правнуков у Корнея Ивановича. Кто-то из них связал свою жизнь с творчеством, как дедушка, но есть в родословном древе Чуковских и другие профессии – доктор медицинских наук, продюсер дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс», инженер-связист, химик, кинооператор, историк-архивист, врач-реаниматолог.

В последние годы жизни Корней Иванович проживал в Переделкино на даче. Часто у себя он собирал детишек, приглашал на такие встречи известных людей – артистов, лётчиков, поэтов и писателей. Детвора обожала эти посиделки с чаем на даче у дедушки Корнея.

28 октября 1969 года Корней Иванович скончался от вирусного гепатита. Похоронили его на кладбище в Переделкине.

На этой даче сейчас действующий музей писателя и поэта дедушки Корнея.

Творчество и биография Корнея Чуковского

Биография Корнея Чуковского не столь радужна, как его знаменитые детские стихи. Жизнь этого выдающегося поэта, писателя, переводчика была наполнена не только творческими успехами, но и эпизодами действительно драматичными.

Незаконный сын

Родился будущий классик в Петербурге, и настоящее его имя было Корнейчуков Николай Васильевич. Мама – крестьянка с Полтавщины. Работая прислугой в частном доме, родила сына от своего работодателя – Эммануила Соломоновича Левенсона. Отец отказался от ребенка. В Одессе, куда сын с мамой переехали, семья бедствовала, и Николая отчислили из гимназии. Это была настоящая дискриминация, поскольку официальная причина исключения заключалась в низком социальном статусе обучаемого. Однако трудности не сломили, а наоборот – закалили его.

Талант и целеустремленность

Дальнейшая биография Корнея Чуковского иллюстрирует его талант и целеустремленность в достижении мечты. Экзамены, сданные им за полный курс обучения в гимназии, позволили получить аттестат зрелости. Кроме того, он самостоятельно изучил английский язык и продолжал совершенствоваться в этом направлении. Начиная с 1901 года он пишет статьи в газету «Одесские новости». При этом начинает пользоваться своим литературным псевдонимом, который нынче общеизвестен: Корней Чуковский. Редакция, оценив перспективность нового сотрудника и приняв во внимание его знание английского языка, посылает его в Британию. Здесь Чуковского привлекла британская литература, он лично знакомится со здравствующими классиками Конан-Дойлем и с Гербертом Уэллсом.

Начало творческой деятельности

Биография Корнея Чуковского отображает его творческий поиск. Молодой человек был увлечен идеями революции 1905 г. Арестом обернулась попытка реализации сатирического журнала «Гудок» и профессиональная деятельность в жанре политической сатиры. Высмеивание института самодержавия было поставлено ему в вину. Поэт не был лишен свободы лишь благодаря умению адвоката. Далее биография Корнея Чуковского характеризуется финским периодом творчества (работа в городе Чукоккала). Во время революционных потрясений в соседней северной стране он встречается с представителями русской культурной элиты: Маяковским, Короленко, Репиным.

Талантливый критик и переводчик

Корней Чуковский публикует переводы Уолта Уитмена, критические литературные статьи. Однако настоящим успехом в те годы стало изучение и систематизация им творческого наследия Некрасова, а монография «Мастерство Некрасова» была отмечена государственной премией. Безупречный эстетический вкус определил его деятельность в области массовой культуры. Также он внес свой вклад в презентации современникам наследия Чехова.

Призвание к детской поэзии

Вскоре Максим Горький пригласил в детское издательство «Парус» Корнея Чуковского. Биография будущего детского классика ознаменовалась в 1916 году настоящими хитами в этом жанре: сборником «Елка», а также сказкой «Крокодил». Как известно, последняя послужила началом его творческой деятельности для детей.

Первым критиком, давшим зеленый свет и вдохновившим на дальнейший поиск форм и жанров, любимых детьми, стал его собственный сын. Его, болеющего, вез на поезде в Петербург Корней Чуковский. Биография (для детей поэт создал немало произведений) свидетельствует, что именно сын, которому понравилась папина сказка о крокодиле, попросил его сочинять дальше.

Пик творчества поэта

Работа в издательстве шла плодотворно. В средине 1920-х поэтом создаются настоящие шедевры на все времена: «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Бармалей».

Однако, несмотря на столь очевидный успех, не ослабевают творческие изыскания Корнея Чуковского. Биография его в 1928 году фиксирует создание нового детского сборника, позже получившего знаменитое название «От двух до пяти».

Как он любил сочинять для детей! Высокий седой старик охотно с ними общался и даже играл. Он творил всегда и везде. Стихи и загадки рождались во время прогулок и при работе в саду. В состоянии занятия творчеством Корней Иванович был счастлив! Сам он говорил: “Хочется расцеловать всех вокруг!” К сожалению, период написания этих произведений к 1930-м годам завершился – об этом свидетельствует биография Корнея Чуковского. Для детей он писать перестал не по своему желанию.

Травля Мастера

Наш рассказ был бы недостаточно точным без упоминания о новых невзгодах, с которыми сталкивался один из лучших детских поэтов. Как часто бывает так, что действительно достойный человек имеет влиятельных врагов! «Повезло» и Корнею Чуковскому. В кровавые сталинские времена травлю против него возглавила вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская. Она назвала сказку «Крокодил» «буржуазной мутью» (успех у детей и художественная ценность в расчет не брались). Деятели Пролеткульта же восприняли реплику Крупской как команду «фас». То, что написал Корней Чуковский для детей, подвергалось тенденциозной критике. Первой «обрушили» (запретили к изданию) «Муху-Цокотуху». Увы… Это было не смешно, а, скорее, грустно. Критики усмотрели, что муха по композиции произведения напоминает, по сути, принцессу, а комарик – принца. Кроме того (это уж совсем нелепо), на иллюстрации сказки муха и комарик чересчур близко стояли друг к другу…

Кто знает, куда бы зашла ситуация, если бы Сталин в одной из своих речей не процитировал отрывок из «Тараканища». После этого все кликуши, третировавшие любимого детьми поэта, замолчали.

Возвращение к переводческой деятельности

В 1962 г. начинает совершенно фантастический для атеистической страны проект популяризации Библии, издав книгу «Вавилонская башня». Уже напечатанная в 1968 г. книга своего читателя так и не увидела… Весь тираж был уничтожен. Вновь его издали лишь в 1990 г.

Вместо заключения

Как жаль, что оголтелая травля, развернутая людьми, далекими от высокого творчества, заставила Мастера в 1930-е годы свернуть со стези детской поэзии! Сколько новых стихов вне времени мы не досчитались?! Ведь творческая деятельность поэта длилась еще без малого сорок лет.

А как умер Чуковский Корней Иванович? Краткая биография его свидетельствует о достаточно хорошем здоровье. Конечно, в силу возраста должна была проводиться некоторая дополнительная терапия. Именно во время подобного профилактического лечения произошла фатальная ошибка: медсестра недостаточно стерилизованной иглой внесла в его организм вирусный гепатит. От этой болезни Корней Иванович и скончался в 1969 году.

Биография писателя Корнея Ивановича Чуковского – жизнь, творчество и интересные факты

Ранние годы

Настоящее имя и фамилия Корнея Ивановича Чуковского — Николай Корнейчуков. Однако после революции настоящими стали звучный псевдоним и фиктивное отчество.

Писатель родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мать Екатерина Осиповна состояла на службе в доме известного доктора Соломона Левенсона, где выполняла обязанности прислуги. У нее были романтические отношения с сыном врача — Эммануилом, от которого появилась на свет дочь Мария и спустя 3 года произошло рождение сына Николая.

Хотя в те времена любовь крестьянки и представителя интеллигенции вызывала осуждение со стороны общества, пара прожила в гражданском браке около семи лет. Дед будущего писателя был против этого союза и настоял, чтобы сын взял в жены девушку из своего круга, а Екатерину выгнал на улицу с двумя маленькими детьми. Женщина не могла позволить себе роскоши арендовать отдельную жилплощадь, поэтому вместе с малышами она отправилась просить приюта у родственников в Одессе. Позже в своей автобиографии «Серебряный герб» литератор признается, что этот город так никогда и не стал ему родным.

Читайте также:  Жизнь и творчество Фрэнсиса Фицджеральда

Детство, дошкольные и юные годы Чуковского прошли в бедности и разрухе. Мать старалась обеспечить семью и бралась за самую тяжелую работу, трудясь прачкой и швеей, однако, средств все равно катастрофически недоставало. В 5 классе Николая исключили из гимназии из-за его низкого происхождения, так что мальчику удалось закончить только начальную школу.

Чтобы вносить свой вклад в семейный бюджет юноша начал работать. Он разносил газеты, расклеивал рекламные афиши, чистил крыши.

Несмотря на недостаток формального образования, молодой человек интересовался литературой, особенно он любил романы Александра Дюмы, наизусть зачитывал стихотворения Эдгара Алана По, изучал труды Энгельса и Ницше.

Юноша обладал поразительной памятью, ему удалось освоить английский язык по самоучителю. Однако в учебнике недоставало части страниц, в которых описывалась фонетика, поэтому у молодого человека не получилось научиться правильному произношению. Когда в будущем Николай отправился в Англию, местные жители почти не понимали его речи из-за сильного акцента.

Журналистская деятельность

В 1901 году увидел свет первый философский опус Корнея Чуковского. Товарищу писателя Владимиру Жаботинскому очень понравилась работа и он отнес ее в газету «Одесские новости», тем самым заложив начало карьеры молодого человека. Первая публикация принесла литератору 7 рублей. Для того времени это считалось большими деньгами и юноша смог приобрести себе презентабельный костюм.

Николай получил работу корреспондента «Одесских новостей» и через несколько лет его отправили в Лондон по службе. Там он занимался журналистской деятельностью, исследовал зарубежную литературу и даже производил перепись каталогов в музее. За то время, пока Чуковский находился в длительной командировке ему удалось опубликовать 89 работ. Публицист влюбился в английский эстетизм, спустя годы он смог перевести на русский язык труды Киплинга и Уитмена, а также редактировал первый четырехтомник Оскара Уайльда.

Весной 1905 года литератор отправляется в Санкт-Петербург, где в кратчайшие сроки устраивается журналистом в газету «Театральная Россия». В каждом выпуске он высказывает свое мнение о прочитанных произведениях и увиденных спектаклях.

Благодаря субсидии музыкального исполнителя Леонида Собинова Николай начал выпускать журнал «Сигнал». В нем печаталась политическая сатира. За издание антиправительственной информации и карикатуры писатель был взят под арест. Однако известный адвокат Грузенберг смог оправдать литератора и спустя 9 суток его выпустили на свободу.

После писатель плодотворно сотрудничал с журналами «Нива» и «Весы», а также с газетой «Речь». Данные работы можно найти в книгах «От Чехова до наших дней», «Футуристы», «Лица и маски». Осенью 1906 года Чуковский жил в доме на берегу Финского залива, где он познакомился с легендарными личностями: поэтами Алексеем Толстым и Владимиром Маяковским, мастером живописи Ильей Репиным.

Вообще у писателя было много друзей, также он поддерживал прекрасные отношения с Борисом Житковым, Осипом Мандельштамом, Василием Розановым и многими другими. В 1916 году Николай снова отправился в Англию в качестве журналиста.

Труд писателя

Удача была благосклонна к литератору. По его возвращении в Петроград началась еще одна знаменательная глава его жизни:

  1. В 1917 году Максим Горький предложил Чуковскому занять руководящую позицию в детском отделе ленинградского издательства «Парус».
  2. Работая над альманахом «Жар-птица», литератор впервые примерил на себя роль сказочника.
  3. После он написал «Доктора», «Собачье царство» и «Цыпленка», продемонстрировав читателям свой природный талант.
  4. Горький был восхищен работами коллеги и предложил ему создать еще одно произведение для детского отдела журнала «Нива». Корней переживал, что у него не получится сотворить что-то стоящее, однако, вдохновение настигло писателя неожиданно. Чуковский ехал в Петербург с дачи вместе со своим сыном, которому сильно нездоровилось. Чтобы поднять настроение мальчику, он начал на ходу сочинять сказку. Так на свет появилось одно из известнейших произведений в библиографии публициста — «Крокодил», опубликованное в 1917 году.

После событий революции писатель ездил с лекциями по России, сотрудничал с разными издательствами.

Одним за другим рождаются произведения из следующего списка:

  • «Мойдодыр».
  • «Тараканище».
  • «Муха-Цокотуха».
  • «Путаница».
  • «Чудо-дерево».
  • «Бармалей».
  • «Айболит».
  • «Топтыгин и лиса» и т. д.

Карьера после революции

Многие труды литератора были опубликованы в журналах «Воробей», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж» и «Костер». Стало понятно, что призвание Корнея Чуковского — сказки. Он был влюблен в свое дело и уверен в собственных силах, однако, настрой изменился после одного критического замечания. Если говорить кратко, Надежда Крупской назвала его работы «буржуазной мутью» и высказала мнение, что труды литератора наполнены ложными идеалами.

После этого у общественности поменялось отношение к книгам Корнея Чуковского. В каждой работе люди стали искать скрытый смысл, например, в «Мухе-Цокотухе» видели популяризацию индивидуализма в персонаже Комарика и легкомысленность в лице Мухи. Главный герой «Тараканища» и вовсе кому-то показался карикатурой на Сталина.

Нападки довели литератора до глубокого отчаяния. Он решил, что его сказки больше никому не нужны. В 1929 году писатель опубликовал обращение в «Литературной газете», в котором сообщалось о том, что он решил сменить направление своего творчества и в скором времени опубликует сборник стихов. Однако эта работа так и не была написана.

Сказка «Одолеем Бармалея» была внесена в антологию поэзии СССР, но после Сталин лично ее вычеркнул. «Приключения Бибигона», напечатанные в Мурзилки, посчитали «вредным» произведением и запретили к прочтению. Чуковскому надоело вести борьбу с критиками и он снова занялся публицистикой. В 1962 году увидела свет книга «Живой как жизнь», в котором рассказывалось о проблемах русского языка. Корней также был исследователем, он тщательно изучал работы Некрасова и выпустил полное собрание его сочинений.

Чуковский часто совершал решительные поступки и слыл человеком непредсказуемым. В 1961 году он ознакомился с повестью Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Вместе с Твардовским он уговорил Хрущева напечатать этот труд. В нелегкое для Александра Исаевича время, именно Чуковский укрывал его от властей на даче в Переделкино. Когда в 1964 году начал проходить процесс по делу Бродского, Чуковский совместно с Маршаком написали в Центральный Комитет обращение, в котором просили вернуть поэту свободу. Они были одними из немногих, кто осмелился это сделать.

Библия для детей

В 1960-е годы писатель захотел написать пересказ Библии для школьников и маленьких детей, в котором библейские стихи преподносились бы не только в краткой форме, но и очень доступно, интересно и понятно для каждого. Конечно, все это сопровождалось красочными картинками, какой стих ни открой. Для этого он пригласил других литераторов, а сам сосредоточился на редактировании их работ. Это был очень сложный проект ввиду антирелигиозной позиции власти СССР. Государство потребовало, чтобы в книге не было слов «Бог» и «евреи». По этой причине писатели называли Бога «Волшебник Яхве».

Книга увидела свет в 1968 году под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды». Однако тираж был уничтожен советской властью. В 1990 году работу опубликовали повторно.

Личная жизнь

Чуковский был женат один-единственный раз. Со своей будущей супругой Марией Борисовной он познакомился в 18 лет. Она приходилась дочерью бухгалтеру Арону-Беру Гольдфельду. Некоторые время пара собиралась сбежать из Одессы на Кавказ, совершить побег не удалось, но в 1903 году возлюбленные обвенчались.

На свадьбе пары присутствовало много гостей с цветами, но молодая семья нуждалась в деньгах, а не в букетах. Поэтому после бракосочетания предприимчивый юноша снял шапку и начал обходить зал. Сразу же после церемонии новоиспеченные муж и жена отправились в Англию. В отличие от своего супруга, Мария находилась в Лондоне всего лишь несколько месяцев. Когда стало известно о ее беременности, писатель посоветовал жене отправиться на Родину.

2 июня 1904 года Чуковский получил известие о том, что у него родился наследник. В эту знаменательную дату литератор устроил торжество и отправился в цирк. После возвращения в Санкт-Петербург литератору удалось стать известным критиком. Саша Черный шутливо называл его Корнеем Белинским.

В то время когда Чуковский ездил с лекциями по стране, его супруга занималась воспитанием детей: Бориса, Николая и Лидии. Как и для многих женщин, главное для нее было благополучие семьи. В 1920 году на свет появилась еще одна дочь — Мария. Именно она послужила прототипом для множества героинь из произведений Чуковского. В 1931 году девочка умерла после борьбы с туберкулезом, через 10 лет после этого не стало младшего сына Бориса, он погиб на войне. Спустя 14 лет скончалась Мария Чуковская.

Николай и Лидия Чуковские пошли по стопам своего отца и тоже стали писателями. Внук Корнея Ивановича Дмитрий делился воспоминаниями о своем деде и рассказывал, что у знаменитого литератора была детская душа. Он сильно переживал об отсутствии отцовской заботы и всегда был ранимым, чутким человеком.

Последние события

В последние годы жизни писатель постоянно находился на своей даче в Переделкино, куда он приглашал крестьянских детей, устраивал беседы о высоком искусстве и читал стихи в саду. На встречи нередко были приглашены влиятельные личности, артисты, поэты и писатели. Став взрослыми, переделкинские дети с теплотой вспоминали общение с писателем, упоминая, что литератор был не только добрым и умным человеком, но и обладал прекрасным чувством юмора. В доме всегда слышался смех, а атмосфера была наполнена весельем.

Смерть писателя наступила от вирусного гепатита 28 октября 1969 года. Сейчас на даче в Переделкино, где литератор провел большую часть своей жизни, работает музей, телефон и адрес которого можно найти на официальном сайте учреждения.

Память литератора

Хотя после смерти писателя прошло уже много лет, его все еще продолжают помнить. Можно отметить следующие факты и сведения:

  1. Именем писателя стали называться многие улицы на территории бывшего СССР. В 2014 году улица Корнея Чуковского появилась и в Петербурге.
  2. Энтомолог А. П. Озеров назвал вид мух-муравьедок Mucha tzokotucha в честь известного стиха Чуковского.
  3. Также в память о литераторе было выбрано имя астероиду Chukokkala (по имени альманаха «Чукоккала»).

Корней Чуковский — один из величайших советских писателей и поэтов. Содержание его произведений известно не только детям, но и взрослым. Несмотря на сложное детство, литератор смог найти свое признание и использовать уникальный талант на благо людям.

Писатель Валентин Пикуль. Жизнь и творчество

Валентин Саввич Пикуль (1928-1990 гг.) является одним из писателей советского периода времени, сочинения которого создаются в историческом и военно-морском направлении.

Детство писателя проходит в северной столице России, где обосновывается его семья, имеющая крестьянское происхождение. Воспитанием мальчика занимается бабушка, сумевшая привить Пикулю любовь к русской литературе и народному языку. В школьные годы Пикуль отличается увлечением рисованием и акробатикой, а также занимается в детском морском кружке.

В период Великой Отечественной войны Пикуль оказывается в Соловецкой юнговской школе, обучаясь специальности рулевого-сигнальщика, по окончании которой Валентин Саввич служит на боевом корабле до завершения войны, после чего по представлению командования становится курсантом Ленинградского военно-морского училища.

Во время обучения в училище Пикуль награждается медалью за участие в войне, но вскоре отчисляется из учебного заведения по причине неуспеваемости, связанной с нехваткой знаний. В этот момент начинается творческая биография писателя в виде первой публикации познавательного очерка о женьшене.

В следующие периоды жизни писатель работает в различных местах, параллельно самостоятельно занимаясь собственным образованием, решив начать литературное творчество. С этой целью он в качестве вольного слушателя поступает в литературный кружок под руководством Кетлинской В.К. В этот период из-под пера мастера выходят его рассказы, а также роман под названием «Океанский патруль», повествующий о войне с фашистами на Баренцевом море и имеющий хорошие критические отзывы, хотя сам автор крайне негативно отзывается о произведении. После выхода романа Пикуль становится членом Союза писателей.

Творчество писателя на всем протяжении неоднократно подвергалось нападкам со стороны не только литературных коллег, но властных структур, особенно после опубликования произведения «Нечистая сила». По этой причине писатель вынужден с семьей перебраться на место жительство в Ригу, где остается до конца дней. Об этом факте своей биографии Пикуль упоминает в автобиографической книге «Я мерил жизнь томами книг».

В семейной жизни Пикуль официально состоит в браке трижды, в первой семье у писателя рождается дочь. Второй жене, Чугуновой В.Ф., с которой проживает более двадцати лет, Пикуль посвящает свой знаменитый роман под названием «Слово и дело».

Последней работой Пикуля становится роман «Барбаросса», оставшийся в связи со смертью автора незавершенным в виде большей части одного тома. При этом творческое наследие писателя насчитывает более тридцати полноценных произведений.

Скончался Пикуль в возрасте шестидесяти двух лет и похоронен в Риге. Последняя жена писателя осуществляет многочисленные мероприятия по увековечению памяти Пикуля, создав несколько произведений и фотоальбомов о его творчестве и став, также, как и покойный муж, членом Союза писателей.

Подробнее о Валентине Пикуле

Писатель В. С. Пикуль создатель исторических миниатюр и многотомных эпопей. В его произведениях документалистика может переплетаться с вымышленным художественным образом. Истинный почитатель истории, восторженный любитель моря. В своих произведениях всегда старался возвеличить Великую Россию.

Родители Пикуля вышли из крестьянской среды. Отец родом из Кагарлыка (Украина), мать из – под Пскова (Россия). Семья жила в Ленинграде, когда на свет появился сын. Это произошло 13.07.1928 г.

Детство и юность

Детство проходило как у всех мальчишек тех времен. Уроки, занятия в кружке «Юный моряк». Они уже жили в г. Молотовске, туда по работе переведен папа Валентина.

После сдачи экзаменов в 1941 г. мальчик поехал на каникулы в Ленинград. Возвратится уже не смог. Тринадцатилетним, вместе со взрослыми, боролся в осажденном Ленинграде. С трудом пережив зиму, эвакуировались в Архангельск. В четырнадцать – мальчик учащийся школы юнг. И сразу же – служба на боевом корабле. На нем встретил конец войны.

Дальнейшая творческая биография

Работа водолазом, пожарником. Все было не то. Тянуло к истории, к литературе. Начал самостоятельные занятия. Созрело решение целиком посвятить себя литературе. Пробует писать прозу. В 1947 – пробой пера была работа о корне жизни (женьшене), получилось – напечатали. Задуманный роман – «Курс на солнце» вместе с последующим, улетел в корзину – просто выброшен. А вот третий – «Океанский патруль» был издан в 1954 г. С того времени, как он сам говорил: «я мерил жизнь томами книг».

Пикуль – автор поистине великих произведений. Основная часть которых, была издана за рубежом – во Франции, Чехии, Болгарии, Китае, Японии и не только. Их такое количество, что сложно перечесть, это

«Баязет», «На задворках великой империи», « Три возраста Окини – сан», «Реквием по каравану PQ – 17», «Битва железных канцлеров», «Крейсера», «Богатство», «Париж на три часа», «Пером и шпагой», «Нечистая сила», «Фаворит», «Честь имею», «Каторга». Это не полный перечень его книг. Его великие труды не давали возможности забыть историю, свои корни.

Продолжал писать до последних дней своей жизни, после осталось много неоконченных работ. «Барбаросса». «Аракчеевщина», «Прима», «Демон поверженный» и еще не мало.

Многие его произведения экранизированы: телесериалы – «Баязет», «Богатство», «Конвой PQ – 17», «Фаворит», «Пером и шпагой». Это только сериалы, очень много снято фильмов по его произведениям.

Валентин Саввич награжден медалями и орденами. Занимался благотворительностью.

Семья

1962 г. Пикуль поселился в Риге. Два брака распались. Последняя жена Антонина ныне продолжает огромную работу по сохранению литературного наследия В. Пикуля, который умер в июле 1990 г. Ею написано немало работ о творчестве писателя. Антонина Ильинична состоит в Союзе писателей России.

Книги Пикуля имеют очень большую популярность, спрос на них высок.

Подсчитано, на конец 2008 г. их тиражи превысили 500 млн. экземпляров.

Писатель Валентин Пикуль. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Чернозем – это не только тип почв, который богат гумусом, имеет темный цвет и зернистую структуру, а также благодаря высокой плодородности активно используется в сельском хозяйстве

Для животных растения играют немаловажную роль.Благодаря им большинство животных пользуются кислородом который выделяют представители флоры.

Вороны относятся к представителям врановых. Они имеют длину тела около 70 сантиметров, вес варьируется от 800 до 1500 грамм. В отличие от других представителей вороны имеют массивный клюв, кончик его заострен

Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) – один из самых популярных советских и российских писателей-фантастов. Также известен как востоковед, драматург, историк, фалерист, сценарист, литературовед.

Чили (Республика Чили) – длинная узкая страна, площадью 756 102 квадратных километров, которая простирается как лента вниз по западному побережью Южной Америки. В то время как длина береговой линии тянется

Валентин Пикуль – биография, информация, личная жизнь

Валентин Пикуль

Валентин Саввич Пикуль. Родился 13 июля 1928 года в Ленинграде – умер 16 июля 1990 года в Риге. Советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Валентин Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде. Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец.

В детстве Валентин также бывал в этом посёлке, где живёт много родственников его отца.

Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». После службы остался в Ленинграде, работал на фабрике «Скороход», окончил экономический институт и стал военным инженером-корабельщиком на судостроительном заводе, на котором работал с 1936 по 1939 год.

Читайте также:  Эразм Роттердамский - доклад сообщение

В 1939 году С. М. Пикуль был направлен на работу на новую судоверфь в г. Молотовск (ныне Северодвинск).

Мать писателя – Мария Константиновна (девичья фамилия – Каренина) – была из крестьян Псковской губернии.

В 1940 году Валентин с матерью переехали из Ленинграда в г. Молотовск к отцу. Там Валентин Пикуль занимался в Доме пионеров в кружке «Юный моряк».

В 1941 году Валентин Пикуль сдал экзамен за пятый класс и поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. Из-за начавшейся войны вернуться до осени не удалось. Матери с сыном пришлось пережить первую блокадную зиму в Ленинграде.

Отец с декабря 1941 года стал батальонным комиссаром Беломорской военной флотилии и переехал в Архангельск.

В 1942 году Валентину с матерью удалось выехать из Ленинграда по «Дороге жизни» в Молотовск одним из эшелонов. Оттуда Валентин Пикуль бежал в школу юнг на Соловках. Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль С. М. ,состоявший в Политуправлении СФ ,пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 г. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны.

После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний».

Работал начальником отдела в водолазном отряде, потом в пожарной части. Занимался самообразованием. Уже тогда Пикуль решил посвятить себя литературному творчеству и поступил вольным слушателем в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

В 1947 году Пикулю впервые удалось напечататься в периодике – это был познавательный материал о женьшене. Тогда же Пикуль задумал свой первый роман под названием «Курс на Солнце». До этого он прочитал книгу о миноносцах Северного флота, которая возмутила его своей скучностью, и он решил написать об этом правдивее и лучше. Однако даже после трёх вариантов повести он остался ею неудовлетворён и собственноручно уничтожил рукопись. Тем не менее фрагменты повести были опубликованы в выходившей тогда в Таллине флотской газете «На вахте».

В 1950 году в альманахе «Молодой Ленинград» были напечатаны его рассказы «На берегу» и «Женьшень».

Первый роман Пикуля вышел в 1954 году Он назывался «Океанский патруль» и рассказывал о борьбе с немцами в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны. Роман имел большой успех, и Пикуль был принят в СП СССР. Однако сам автор позже всячески открещивался от своего произведения и говорил, что этот роман – пример того, как не надо писать романы.

В 1962 году Валентин Пикуль переехал в Ригу («под давлением Даниила Гранина и обкома партии», как считает сослуживец писателя, а ныне сам писатель, – Виктор Ягодкин), где прожил до самой смерти. Сам Валентин Пикуль говорил (об этом можно прочитать в книге «Я мерил жизнь томами книг», составленной его третьей женой Антониной Ильиничной), что в Ригу он со своей второй женой Вероникой Чугуновой переехал для того, чтобы улучшить их жилищные условия (комнату в ленинградской коммуналке поменяли на 2-х комнатную квартиру в «генеральском доме» в Риге). Причиной выбора Риги было то, что Вероника Чугунова уже жила там раньше и хорошо знала город.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. По словам того же Ягодкина, после публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению М. А. Суслова.

В 1985 году награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

Валентин Саввич Пикуль скончался 16 июля 1990 года от сердечного приступа. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.

Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до своей смерти – «Барбаросса», посвящённый событиям Второй мировой войны.

Запланировав написать два тома, Пикуль сначала рассчитывал написать первый том («Площадь павших борцов»), затем написать книгу «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века) и лишь после этого закончить начатое произведение вторым томом. Однако его планам не суждено было осуществиться: написав лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», Пикуль скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал.

В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой – «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле – «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I, Софье, – «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экз.

Получаемые за книги деньги автор часто жертвовал на то, что считал нужным: например, Государственную премию РСФСР за роман «Крейсера» он передал жителям Армении, пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года, премию Министерства обороны за роман «Из тупика» отдал рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы», гонорар за роман «Фаворит» внёс в Латвийский фонд мира.

Книги Пикуля и сейчас продолжают пользоваться большим спросом и издаются и переиздаются практически ежегодно многотысячными тиражами.

По словам вдовы писателя А. Пикуль, на 2008 г. общий их тираж достиг 500 млн экз.

Личная жизнь Валентина Пикуля:

Валентин Саввич был трижды женат.

Вскоре после войны Пикуль женился на Зое Борисовне Чудаковой (1927 г. р.). Через несколько лет брак распался.

В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена – Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения».

Они встретились случайно, в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, он перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя беременна, и влюблённым пришлось расписаться. Родилась дочка.

В 1958 году Пикуль женился на Веронике Феликсовне Чугуновой (девичья фамилия – Гансовская, 1919 года рождения), сестре писателя С. Гансовского. Общих детей в браке не было, а у жены был уже взрослый сын от предыдущего брака. Свой исторический роман «Слово и дело» Пикуль посвятил Веронике Феликсовне.

Вскоре после смерти Чугуновой (она умерла в феврале 1980) Пикуль женился в третий и последний раз. Последнюю жену, а ныне его вдову, зовут Антонина Ильинична Пикуль.

Сейчас Антонина Ильинична ведёт большую работу по увековечению имени писателя и пропаганде его творчества. Из-под её пера вышло несколько книг о В.С. Пикуле: «Валентин Пикуль. Из первых уст», «Уважаемый Валентин Саввич!», «Валентин Пикуль. Я мерил жизнь томами книг», «Живёт страна Пикулия», а также фотоальбом «Жизнь и творчество Валентина Пикуля в фотографиях и документах». За эту писательскую деятельность А. И. Пикуль была принята в Союз писателей России.

Библиография Валентина Пикуля:

За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей.

Океанский патруль (1954)
Баязет (1961)
Плевелы (1962)
Париж на три часа (1962)
На задворках великой империи (1964-1966)
Из тупика (1968)
Реквием каравану PQ-17 (1970)
Моонзунд (1970)
Пером и шпагой (1972)
Звёзды над болотом (1972)
Мальчики с бантиками (автобиографический) (1974)
Слово и дело (1974-1975)
Битва железных канцлеров (1977)
Богатство (1977)
Нечистая сила (1979, полностью – 1989)
Три возраста Окини-сан (1981)
Фаворит (1984)
Каждому своё / Под шелест знамён (1983)
Крейсера (1985)
Честь имею (1986)
Каторга (1987)
Ступай и не греши (1990)
Морские миниатюры

Барбаросса (Площадь павших борцов) (1991)
Аракчеевщина
Псы господни
Янычары
Жирная, грязная и продажная.

Валентин Пикуль

Биография

Валентин Пикуль входил в число самых популярных писателей СССР. Его книги раскупались мгновенно, стоило только попасть на полки книжных магазинов. Критика не всегда была ласкова к писателю, но истинное мерило таланта – читательский спрос, а в нем у Валентина Саввича недостатка не было. Произведения Пикуля востребованы и сегодня, спустя много лет после смерти писателя.

Детство и юность

Валентин Пикуль родился в Ленинграде 13 июля 1928 года. Родители Савва Михайлович и Мария Константиновна были выходцами из крестьянских семей. Жизнь писателя начиналась непросто – ранние годы и юность пришлись на Великую Отечественную войну, которая не щадила никого.

Валентин Пикуль с родителями

До 4 класса мальчик жил с родителями в Ленинграде, учился на отлично и посещал кружки акробатики и рисования. За год до войны Пикули переехали в Молотовск, где получил работу отец будущего писателя. Сдав экзамены за 5 класс, Валя вместе с мамой поехал в Ленинград, в гости к бабушке. Начавшаяся война не дала семье вернуться домой к осени, а затем началась блокада.

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осажденного города удалось только по «Дороге жизни» – под обстрелами и с постоянным риском уйти на дно Ладожского озера вместе с машиной. К этому моменту у мальчика от недостатка питания и витаминов развились дистрофия и цинга.

Юнга Валентин Пикуль

Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учебу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Отец Пикуля в это время без вести пропал под Сталинградом.

Парень прошел всю войну. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет, а в его личном деле имелась характеристика, согласно которой юнга В. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков.

Валентин Пикуль в молодости

После победы юношу отправили в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но с учебой не сложилось – в 1946 году его отчислили с формулировкой «за нехватку знаний». Официальное образование он так и ограничил 5 классами школы – больше нигде писатель не учился и получал знания самостоятельно, с помощью книг.

Литература

Профессиональное занятие литературой началось с посещения кружка Веры Кетлинской, лауреата Сталинской премии. Первые 2 романа не прошли «рецензирование» у самого автора и полетели в мусорное ведро. Опубликовано было только 3-е по счету произведение – «Океанский патруль». После выхода романа Пикуля приняли в Союз писателей СССР.

Писатель Валентин Пикуль

В это время началась его дружба с Виктором Курочкиным и Виктором Конецким, также только начинавшими литературный путь. За неразлучность друзья называли их «три мушкетера».

Интерес к истории России у Пикуля со временем становился сильнее, и в 1961 году увидел свет роман «Баязет» об осаде одноименной крепости во время Русско-турецкой войны. Эту книгу Валентин Саввич считал началом своей писательской биографии. После «Баязета» писателя регулярно издавали, а подлинный успех пришел к Пикулю после того, как в 1971 году журнал «Звезда» опубликовал роман «Пером и шпагой».

Книги Валентина Пикуля «Пером и шпагой» и «Нечистая сила»

Следующей работой, которая оказалась у всех на слуху, стала «Нечистая сила». Первая попытка публикации состоялась в 1979 году, но уже тогда роман вызвал такую бурю эмоций и критики, что полноценное издание вышло только спустя 10 лет.

«Нечистая сила» рассказывает о событиях заката царской власти в России, периоде, когда на первый план дворцовой и политической жизни вышла фигура Григория Распутина. Критики предъявляли Пикулю претензии в недостоверности описания эпохи, исторических фигур, императорской семьи и их окружения.

Писатель Валентин Пикуль

Как правило, прозу Валентина Саввича критиковали в либеральных кругах, обвиняя писателя в желании угодить властям. «Нечистая сила» же вызвала противоречивые эмоции и у сторонников Советов. Близкие к Пикулю люди впоследствии утверждали, что из-за романа писателя избили, а по распоряжению лично Суслова за ним установили негласную слежку.

Еще один роман о предреволюционном и революционном времени, «Честь имею», вышел в 1986 году, но эта публикация прошла спокойно.

Книги Валентина Пикуля «Честь имею» и «Фаворит»

Карьера писателя продлилась 40 лет. За это время он написал больше 30 крупных литературных произведений и множество рассказов-эссе. По воспоминаниям жены, Пикуль мог работать сутками. В периоды вдохновения он не просто писал – проговаривал, а мог даже разыгрывать сам с собой сцены из романов. У писателя было суеверие – он не начинал новое творение в понедельник.

К литературному творчеству Пикуль подходил очень ответственно. Он не ограничивал источники только официальной, одобренной партией литературой. Для каждого персонажа писатель заводил отдельную карточку, в которую записывал все важные моменты. После смерти Валентина таких карточек осталось более 1000.

Валентин Пикуль

Последней, незавершенной работой писателя стал роман «Барбаросса» об истории Второй мировой. Книга должна была состоять из двух томов, в перерывах между которыми Пикуль собирался написать роман о 18 веке «Когда короли были молоды». Планам не суждено было сбыться – до смерти Валентин Саввич успел написать только часть первого тома. Неосуществленными остались и замыслы романов о балерине Павловой, Михаиле Врубеле, сестре Петра I Софье.

По книгам Пикуля неоднократно снимались успешные в прокате фильмы и сериалы. Наибольший рейтинг по данным сайтов о кино принадлежит экранизации романа «Моонзунд», вышедшей в 1987 году.

Личная жизнь

Валентин Пикуль был женат трижды. С первой женой Зоей Чудаковой он познакомился в 17 лет в очереди. Брак был поспешным: девушка забеременела, и Валентину пришлось жениться – в те времена нравы не позволяли вольностей. От этого союза родилась единственная дочь писателя, Ирина, которая унаследовала интерес отца к морскому делу и позже стала инженером-кораблестроителем.

Валентин Пикуль с кошкой

Наибольшее значение в личной жизни писателя имели две последние супруги.

В 1956 году Валентин встретил Веронику Феликсовну Чугунову, ставшую его второй женой. Женщина не сразу согласилась выйти за него замуж – не воспринимала как жениха человека на 10 лет младше нее. Вероника, которую друзья Пикуля за суровый нрав прозвали Железной Феликсовной, стала ближайшим соратником и другом писателя.

Валентин Пикуль и Вероника Чугунова

Супруга взяла на себя весь быт, все «мирские» проблемы и дала Валентину возможность посвятить себя писательскому делу. Второй жене писатель посвятил роман «Слово и дело». По совету Вероники семья перебралась из Ленинграда в Ригу – таким образом удавалось сменить комнату в коммуналке на двухкомнатную отдельную квартиру. Есть, правда, версия, что отдельная жилплощадь стала наградой за лояльность Пикуля властям.

Вероника умерла в 1980 году, и писатель остался один. К жизни он был приспособлен мало, и над ним взяла негласное шефство сотрудница библиотеки Антонина. Когда через короткое время Пикуль сделал женщине предложение, это оказалось полной неожиданностью. Оба они были уже взрослыми людьми, у Антонины Ильиничны – двое детей от первого брака, да и никакие ухаживания предложению не предшествовали.

Валентин Пикуль и его жена Антонина

Когда Антонина, опешив, сказала, что не может принять такое решение самостоятельно и должна посоветоваться с детьми, Пикуль ответил, что отвезет ее к дому и будет ждать ровно полчаса. Если Тоня не спустится – уедет домой.

Сын и дочь дали согласие, и женщина перебралась к Валентину в тот же день: писатель велел не брать вещей, сказал, что жизнь начнут с чистого листа. Отношения супруги выстраивали уже в браке – до этого они почти не знали друг друга. Первые два года Антонина даже звала мужа по имени-отчеству.

Союз оказался крепким: с третьей женой Валентин прожил до самой смерти, и Антонина стала его главным биографом. За книги о Пикуле вдова была принята в Союз писателей России и считается главным популяризатором литературы Валентина Саввича.

Смерть

Валентин Саввич Пикуль скоропостижно скончался 16 июля 1990 года. Причиной смерти послужил сердечный приступ.

Могила Валентина Пикуля

Писателя похоронили в Риге, на Лесном кладбище. Позже вдова нашла книгу, на ее форзаце обнаружилась надпись, в которой писатель предсказал день смерти, ошибившись всего на 3 дня.

Библиография

  • 1954 – “Океанский патруль”
  • 1961 – “Баязет”
  • 1970 – “Реквием каравану PQ-17”
  • 1972 – “Пером и шпагой”
  • 1973 – “Моонзунд”
  • 1974 – “Мальчики с бантиками”
  • 1974-1975 – “Слово и дело”
  • 1977 – “Битва железных канцлеров”
  • 1979 – “Нечистая сила”
  • 1981 – “Три возраста Окини-сан”
  • 1984 – “Фаворит”
  • 1985 – “Каждому своё”
  • 1986 – “Честь имею”
  • 1987 – “Каторга”
  • 1990 – “Ступай и не греши”

Цитаты

«Пишущий о современности не задумывается сажать своих героев за стол, поить их чаем и кормить бисквитами; он живет среди своих героев, и потому их привычки — это его привычки. Совсем иное дело в историческом романе! Сказать, что герои сели пить чай — это значит ничего не сказать о чаепитии. Ведь сразу возникает масса вопросов: был ли у них чайник? как заваривали чай? из чего пили? с сахаром или без сахара. Вот на таких исторических мелочах романист чаще всего и спотыкается».

«Давно любя русский классический портрет, я с особой нежностью отношусь к живописи миниатюрной. Она — интимна, к ней надо приглядываться, как к книжному петиту… Для меня, автора, каждая миниатюра — это тот же исторический роман, только спрессованный до самого малого количества страниц».

«Когда я умру — эта книга достанется кому-нибудь, и он подумает, зачем я интересовался подобными предметами? В том-то и дело, что, благодаря разносторонности интересов, я и стал писателем. Хотя при жизни я так никогда не называл себя, предпочитая более скромное слово — «литератор». Я имел образов[ание] всего 5 кл[ассов], а воевал с 14 лет жизни, и все, что я приобрел впоследствии, я приобрел от страстной, почти фантастической любви к познаниям. Сейчас мне 31 год, у меня сделаны два романа, задумано еще четыре. Писал это Пикуль Валентин Саввич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19…»

Валентин Саввич Пикуль: его жизнь и книги

Автор kbaott, 17.02.2016 | Просмотров: 7 409 | Печать

Читайте также:  Писатель Борис Житков. Жизнь и творчество

И снова я всех приветствую! Сегодня я хотел написать обзор еще на одну книгу Валентина Пикуля, думал, что это будет «Честь имею», но поразмыслив решил, что эти отдельные короткие обзоры мало интересны. И я решил написать о самом авторе. Я надеюсь это будет не просто сухая биография Валентина Саввича. Постараюсь сделать рассказ интересным. Итак приступим.

«…как в Германии времен железного Бисмарка, который говорил: «Каждый немец
по закону имеет право болтать все, что придет в голову,
но только пусть он попробует это сделать!»

Итак начнем все-таки с биографических данных. Валентин Саввич Пикуль родился 13 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Иногда местом его рождения ошибочно указывают посёлок городского типа Кагарлык (Украина), однако на самом деле там родился не сам Пикуль, а его отец. Савва Михайлович Пикуль (1901 г.р.) — отец будущего писателя был призван для службы на Балтийский флот, где служил матросом на миноносце «Фридрих Энгельс». В 1939 году его перевели на новую судоверфь в городе Молотовске (ныне Северодвинске). Вскоре вслед за ним на Север перебралась и семья. Мать писателя — Мария Константиновна (девичья фамилия — Каренина) — была из крестьян Псковской губернии.

Летом 1941 года Валя Пикуль гостил у бабушки в Ленинграде и остался в городе, блокированном немцами. Его вместе с матерью вывезли из Ленинграда по «Дороге жизни» в 1942 году. После возвращения в Молотовск Валентин сбежал на Соловки, в школу юнг. После её окончания до завершения войны Пикуль прослужил на эскадренном миноносце «Грозный». Отец перевёлся в морскую пехоту и годом позже старший политрук Пикуль Савва Михайлович, состоявший в Политуправлении СФ, пропал без вести в боях под Сталинградом в феврале 1943 года. Мать Валентина Пикуля прожила долгую жизнь и умерла в 1984 году.

Молодой Валентин Пикуль

В 1943 году Пикуль окончил школу юнг на Соловецких островах (был юнгой первого набора) по специальности «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. После победы был отправлен в Ленинградское подготовительное военно-морское училище. По его представлению курсант Пикуль в 1946 году был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Но в 1946 году его отчислили «за нехваткой знаний». После войны Пикуль работал начальником водолазного отряда, служил в пожарной части, но главным интересом его жизни стала литература. Он много времени посвящал самообразованию, ходил в литературный кружок, которым руководила В. К. Кетлинская. Также начал посещать объединение молодых писателей, которым руководил В. А. Рождественский. В это время Пикуль подружился с писателями В. А. Курочкиным и В. В. Конецким. Знакомые звали их «три мушкётера».

Интересно, что первый опубликованный рассказ Пикуля вообще не имел к истории никакого отношения — это была познавательная статья о женьшене, увидевшая свет в 1947 году. Писатель-самоучка обдумывал замысел своего первого романа, когда ему на глаза попалась книга о миноносцах Северного флота. Пикуль счёл её очень скучной и решил, что может по этой близкой для себя теме написать значительно лучше. Но несколько вариантов задуманной повести были им уничтожены, поскольку Пикуль посчитал их неудачными. Тем не менее, часть этих материалов была опубликована в виде фрагментов в таллиннской флотской газете «На вахте».

Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков и стал членом Союза писателей СССР.

Такая фотография Пикуля висит и у меня в кабинете — дань одному из любимых писателей

Морская тема была одной из основных в его творчестве, но далеко не единственной. Его произведения охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.

Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором по меркам времени, когда большинство писателей имели привычку создавать книги самостоятельно. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр — небольших рассказов о исторических личностях и событиях прошлого.

В начале 1960-х Пикуль переехал в Ригу, где и прожил до самой смерти. Именно там он создал самые известные свои произведения, такие как «Реквием каравану PQ-17», «Моонзунд», «Слово и дело», «Пером и шпагой» и другие.

Стиль Пикуля совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности.

Пикуль в своих произведениях не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизирует одним личностям и совершенно безжалостен к другим. Подобный метод повествования настораживал коллег по писательскому цеху, вызывал ужас у профессиональных историков и приковывал пристально внимание власть предержащих, которые в непочтительности Пикуля к императрице Елизавете Петровне, Екатерине Великой и Григорию Потёмкину видели некие скрытые намёки на современность. Именно поэтому настоящий успех к Пикулю пришёл во времена перестройки, когда стало модно разрешать всё и всем.

Чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки. Поклонники Пикуля по сей день принимают подобную критику в штыки, утверждая, что автор перед каждой книгой много работал с источниками. Противники возражают — Пикуль ни дня не провёл в архивах, предпочитая работать с мемуарами участников событий или с книгами тех писателей, которые уже создавали произведения на данную тему.

Знатоки истории флота замечают, что Пикуль, несмотря на собственное морское прошлое, порой крайне вольно описывает морские сражения, даёт неправильные характеристики кораблям, а уж портреты некоторых флотоводцев и вовсе выглядят карикатурными.

Фактических неточностей у Пикуля действительно очень много, но, главным образом, претензии всё же не к ним, а к историческим портретам личностей, которые он описывал. В своём незаконченном романе «Барбаросса» Валентин Пикуль давал крайне уничижительные характеристики всему советскому руководству времён Великой Отечественной войны, практически не стесняясь в выражениях.

Профессиональные историки отмечают — в свою канву повествования писатель часто вплетал события, никогда не происходившие на самом деле и фигурирующие только в виде слухов и исторических анекдотов. Пикуль же подавал это как непреложную истину.

Но если неоконченную «Барбароссу», вышедшую на пике разоблачений советского строя, Пикулю простили, то за роман «Нечистая сила» многие поклонники «России, которую мы потеряли» и сегодня готовы предать автора посмертной анафеме.

«Нечистая сила» посвящена последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги, которые ныне канонизированы. Писательский взгляд вряд ли удивил бы современников последнего русского императора, однако в пору, когда Николаю Александровичу Романову принято приписывать одни благодетели, некоторым в книге видится кощунство.

Я уже рассказывал о своем мнении о «Нечистой силе» на страницах блога.

Жёсткость Пикуля в «Нечистой силе», вышедшей в 1979 году, удивительным образом объединила ЦК КПСС и потомков русских эмигрантов за рубежом. Советское руководство, разрешившее публикацию книги только со значительными сокращениями, поставило деятельность писателя под особый контроль. А в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому резко не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.

В итоге полностью «Нечистая сила» впервые была опубликована лишь в 1989 году.

— А где вы успели нажить себе так много врагов?
— Для этого не надо быть гением. Делай свое дело, говори правду, не подхалимствуй — и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора.

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов.

Валентин Саввич, был трижды женат. В архивах Союза писателей СССР хранится автобиография Пикуля, где есть запись: «Состою в юридическом браке. Жена – Чудакова (Пикуль) Зоя Борисовна, 1927 года рождения». Они встретились случайно в очереди в кассу за билетами в кино. Пикулю было семнадцать лет, Зоя была чуть старше. Шел 1946 год, только что закончилась война. Постоянной работы Валентин не имел, перебивался случайными заработками, большую часть времени отдавая литературному кружку и своему первому крупному литературному произведению. Но Зоя была беременна, и влюбленным пришлось расписаться. Родилась дочка.

Пикулю хотелось писать о прошлом России, о непростой истории морского флота. Он занимался самообразованием: часами просиживал в библиотеках, изучал документы, делал заметки. Это было интересно, но занимало много времени. Ни молодая жена, ни теща, у которой жили супруги, не хотели смириться с его увлеченностью. Теща сказала, что она способна прокормить дочь, внучку и себя, а вот зятя-бездельника кормить не собирается, после чего Валентин ушел из семьи.

Как и большинство творческих людей, Пикуль оказался не приспособлен к самостоятельной жизни. Бытовые проблемы представлялись нерешаемыми и отнимали время, но Пикуль продолжал писать. Его произведения издавали в сборниках и журналах, на гонорары можно было жить.

Валентин был широкой души человеком и считал, что друзей нужно кормить досыта и поить допьяна. Деньги быстро испарялись, а вместе с ними и друзья – до следующего гонорара. Так что, несмотря на частые публикации, жил Пикуль бедно. Если от «празднований» с друзьями оставались деньги – он тратил их на книги, причем в основном букинистические: только из них можно было узнать правду о прошлом России. Иногда сидел голодный, но с очередным дорогим фолиантом в руках. Когда к нему переехала мать, мало что изменилось: справиться с друзьями она не сумела. Но однажды Пикуль повстречал свою вторую жену, Веронику Феликсовну Чугунову. Они познакомились в 1956 году. Валентин Саввич был знаком с братом Вероники, Севером Гансовским, начинающим литератором, и тот однажды пригласил его к себе домой. Вероника была старше Валентина почти на десять лет, недавно проводила сына в армию, и считала себя чуть ли не старухой. Но Пикуль влюбился с первого взгляда. Много лет спустя Валентин Саввич рассказывал сыну Вероники, Андрею Чугунову, о том, как ухаживал за его матерью: «Твоя мать гоняла меня, как какого-то паршивца. Я взял ее измором и хитростью». 23 марта 1958 года Пикуль пришел поздравить Веронику с днем рождения сына и предложил съездить погулять за город. Когда она вышла переодеться – выкрал ее паспорт. Поехали в Зеленогорск, на Карельский перешеек. Там Валентин Саввич незаметно подвел возлюбленную к бюро загс. «Зайдем?» Вероника, смеясь, согласилась. Вошли. Шутка продолжалась: «Мы хотим зарегистрироваться». – «Давайте паспорта». – «Когда твоя мать увидела, что я достаю из кармана ее паспорт, она в растерянности согласилась стать моей женой, – рассказывал Валентин Саввич. – Так все и началось».

Вероника Феликсовна стала для Пикуля не просто женой, но еще другом, помощницей, первой читательницей его романов и первым критиком. «Вероника поверила в меня и каким-то шестым чувством (недаром в ее жилах текла и цыганская кровь!) поняла, что из меня что-то получится, – написал Валентин Саввич в своей автобиографии «Ночной полет». – Она, решившись на этот отчаянный шаг, взяла на себя все жизненные заботы, чтобы я мог писать, ничем не отвлекаясь. Сейчас я уже не представляю, как бы я мог работать, если бы рядом со мною не было Вероники. Я ведь недаром посвятил ей свой двухтомник «Слово и дело», самый сложный роман, самый трудный».

Вероника попыталась оградить его от собутыльников, но это оказалось сложно. Чувствуя, что ей не справиться, Вероника – которую друзья Пикуля насмешливо прозвали «Железная Феликсовна» – отважилась на серьезный шаг: она решила увезти мужа из Ленинграда. К тому же в Риге, где Вероника жила после войны, появилась возможность получить вполне приличную двухкомнатную квартирку, тогда как в Ленинграде семья ютилась в крохотной мансарде. Это стало решающим пунктом: Валентину не хватало места для книг и для творческого уединения.

Обмен состоялся в 1962 году. Супруги уехали в Ригу, рассчитывая, что проживут там года три, а остались на всю жизнь. На переезд были потрачены все имевшиеся деньги. На новом месте семья долгое время едва сводила концы с концами, жили в долг, питались одной гречкой. Но зато Валентин Саввич полностью отдавал себя работе.

Пикуль за работой: сигарета в зубах и всегда в тельняшке

Начиная с 1983-го года Валентин Саввич не взял в рот ни капли спиртного. После того как утонул мой сын от первого брака, встал передо мной на колени и сказал: «Все, свою цистерну выпил, а в чужую заглядывать не хочу».

Слово свое Пикуль сдержал. А вот курил до последнего.

С возрастом в компании писателя уже не тянуло. Он говорил, что его лучший друг – собака-дворняжка, которую звали Гришкой в честь Распутина.

В середине 1960-х годов писатель начал создавать свой уникальный исторический архив. Чтобы как-то упорядочить почерпнутую из книг информацию, он на каждого исторического деятеля заводил собственную карточку, в которой отмечал основные вехи его жизни, а также перечислял источники, где об этом человеке можно было почитать подробнее. Пикуль не начинал писать до тех пор, пока не узнавал о своих персонажах все.

Первый исторический роман Пикуля под названием «Баязет» вышел в свет в 1961 году. Вслед за этим романом, хорошо принятом критиками и читателями, последовали и другие — сначала «Париж на три часа» в 1962 году, затем — «На задворках великой империи» в 1964 году, далее «Из тупика» в 1968 году и «Реквием каравану PQ-17». Триумфальный успех ждал роман «Пером и шпагой», опубликованный в московском журнале «Звезда» в 1971 году. После выхода номера с этим романом Пикуль проснулся знаменитым.

По утверждениям родственников и знакомых, Пикуля часто преследовали угрозами, а после опубликования романа «Нечистая сила» он был жестоко избит. После публикации исторического романа «У последней черты» («Нечистая сила») за Пикулем был установлен негласный надзор по личному распоряжению Суслова.

За сотни от Парижа долгих лье,
С пером в руке и на боку со шпагой,
Живет великодушный шевалье,
Прославленный безумною отвагой.

Тебе же, рогоносец граф Герши,
Как крысе, не выглядывать из сыра;
Ревнуй жену, доносами греши,
Но скоро под тобою будет сыро…

Последний роман, над которым работал Пикуль до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны. Он планировал написать два тома. Закончив работу над первым томом, Пикуль рассчитывал перейти к написанию книги «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), а затем создать второй том «Барбароссы». Однако он успел написать лишь большую часть первого тома романа «Барбаросса», во время работы над которым скончался.

Также он вынашивал замысел романа «Аракчеевщина», к которому уже собрал весь материал. В замыслах остались романы о балерине Анне Павловой — «Прима»; о художнике Михаиле Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба».

Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил 20 миллионов экземпляров.

Могила В.С. Пикуля

Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.

Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование.

Памятник писателю Валентину Пикулю, установленный в день его 85-летия, работы скульптора Александра Арсентьева в Мурманске

Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы. И ваш покорный слуга так же точно под влиянием романов Пикуля полюбил историю, все зависит от того как подать: сухо и точно или красиво, но спорно. Я люблю второй вариант ибо он заставляет искать.

Валентин Саввич Пикуль умер 16 июля 1990 года, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле…

Ссылка на основную публикацию