Жизнь и творчество Леонида Андреева

Леонид Андреев: биография и творчество писателя

Леонид Андреев – русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева – тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной – той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев – отец прозаика – отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем – скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» – история о самом страшном негодяе в истории христианства – предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них – постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой – Гераська – существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» – все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель – это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» – все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки – главного героя рассказа – сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец – безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку – восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни – временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» – купец, дьякон и студент – находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» – одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, – страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский – священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения – бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники – дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева – герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя – обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них – «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Читайте также:  Джон Локк – доклад сообщение

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Андреев, Леонид Николаевич

Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья — «Андреев, Леонид Николаевич». Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Русская Литература вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons License.

Андреев,Леонид Николаевич

Информация

Название строки 1

Название строки 2

Название строки 3

Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

  1. Биография
  2. Детство
  3. Юность
  4. Первая русская революция и довоенные годы
  5. Первая мировая война,революция 1917 года и смерть писателя
  6. Творчество,основные идеи
  7. Произведения
  8. Рассказы
  9. Пьесы
  10. Романы и повести
  11. Дети
  12. Экранизации и инсценировки произведений
  13. Память
  14. Издания
  15. Литература

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Детство
  • 3 Юность
  • 4 Первая русская революция и довоенные годы
  • 5 Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя
  • 6 Творчество,основные идеи
  • 7 Произведения
  • 8 Рассказы
  • 9 Пьесы
  • 10 Романы и повести
  • 11 Дети
  • 12 Экранизации и инсценировки произведений
  • 13 Память
  • 14 Издания
  • 15 Литература

Биография

Детство

Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» [3] .

Л. Андреев работа И. Репина, 1904

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch. В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

«Самоубийство». Анкета писателя в журнале «Новое слово», 1912, июнь

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 9 февраля к нему на квартиру прибыл для принятия участия на состоявшемся съезде районных представителей член Центрального Комитета РСДРП – Щеколдин Ф. И., где был арестован с Андреевым. 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках, рядом с могилой Марии Крестовской, дочерью В. Крестовского. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

Был активным членом Терийокского яхт-клуба, владел несколькими катерами.

Творчество,основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»).

В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Пришествие Сатаны состоялось, но он постепенно «вочеловечивается»— деяния его подчиняются страстной и обманутой любви к Марине. Напротив, поступки ее отца Магнуса автор показывает сверхсатанинскими— продуманными и бесчеловечными, являя пропасть между человеком и его поступками.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев

краткая биография

Роль и место в литературе

Несмотря на некую обособленность творчества, имя русского писателя Леонида Николаевича Андреева вошло в историю отечественной литературы, благодаря его большому таланту, своеобразию и оригинальности художественных средств выражения.

Творческий путь писателя начинался с написания фельетонов, которые он подписывал псевдонимом Джемс Линч. Настоящий успех пришел к нему, когда он начал писать реалистические рассказы. Темой его произведений был протест против социальной несправедливости и обывательской пошлости.

Дружба с такими писателями как А.П. Чехов и М. Горький свидетельствует о приверженности писателя к традициям критического реализма 19 века.

В этом доме родился писатель Леонид Андреев

При прочтении его прозы возникает много вопросов, поражает зыбкость его идейных взглядов, скепсис в отношении победы добра над злом, что заставляет читателя задумываться над большинством его произведений.

Происхождение и ранние годы

Родина Леонида Андреева – город Орел. Там он появился на свет 21 августа 1871 года. Его отец, Николай Андреев, был железнодорожником и получал за свою работу совсем небольшие деньги. Мать, Анастасия Пацковская, была родом из разорившейся семьи польских помещиков. Леонид был первенцем супругов Андреевых, после него в семье родилось еще пятеро детей. После рождения Леонида отец сменил профессию и стал банковским служащим, где жалованье было гораздо выше, чем на железной дороге. Андреевы смогли купить собственный дом, где провел детские годы Леонид.

Читать мальчик научился очень рано. Подражая отцу, большому любителю книг, Леонид перечитал всю домашнюю библиотеку, а в семилетнем возрасте – записался в городскую. Леонид хорошо рисовал, этот талант ему передался от матери. Это умение позволило ему принимать участи в художественных выставках в то время, когда он был уже популярным писателем.

Образование

В 1882 году Леонид поступил в классическую гимназию. Учился он из ряда вон плохо, пропускал занятия и заработал репутацию самого отстающего ученика в классе. Вместо уроков он читал философские труды Гартмана и Шопенгауэра. Такое увлечение философией однажды чуть не привело к трагедии – пытаясь проверить одно из учений, он лег между рельсами перед несущимся на него поездом.

После смерти отца в 1889 году семья стала испытывать острую нужду. Леонид, которому на тот момент было семнадцать лет, помогал, как мог – на заказ рисовал портреты, занимался репетиторством со школьниками. Однако, этих денег не хватало, чтобы содержать семью, поэтому было принято решение продать землю и дом. Андреевым пришлось жить на съемной квартире.

С женой и сыном

В 1891 году Леонид поступил в Петербургский университет, но учеба его совершенно не вдохновляла. Он часто пропускал занятия, потому что нехватка денег заставляла его зарабатывать написанием портретов. Именно нужда заставила молодого человека обратиться к литературному творчеству, на первом курсе он написал рассказ «О голодном студенте», который редакция публиковать отказалась. Также были отвергнуты и несколько последующих работ.

Первое поражение не остудило писательского пыла Андреева. В 1892 году удача повернулась к нему лицом – был напечатан его рассказ «В холоде и золоте».

Несмотря на первый писательский успех, в 1893 году Леонида все-таки исключили из университета за невозможность оплачивать учебу. Он перевелся в Московский университет и стал студентом второго курса юридического факультета. В финансовом плане жить ему стало легче, потому что на помощь пришли члены орловского землячества.

Писатель с мамой

Через два года в Москву переехала мать с детьми. Нужда снова вошла в жизнь Андреевых – им не на что было купить даже еду. Леониду приходилось воровать хлеб в университетской столовой и таким способом поддерживать семью. Весной 1897 года он окончил университет, получив профессию адвоката.

Творчество

В 1897 Андреев начал сотрудничать с газетой демократического направления «Курьер». Она издавала его судебные репортажи, фельетоны и беллетристику под псевдонимом Джемс Линч. Благодаря Максиму Горькому, который сразу отметил талант нового сотрудника, была издана его книга «Рассказы». После ее выхода в свет к Андрееву пришла литературная известность.

Писателя остро интересовали и моральные и философские грани человеческой жизни. Его тревожила все возрастающая разобщенность людей, духовное оскудение, отсутствие интереса к судьбе России. Андреев видел, что этому подвержены не только нуждающиеся люди, но и «благополучные обыватели». Пример такой разобщенности можно найти в рассказе «Большой шлем», героев которого связывает только игра в винт.

Дом-музей в Орле

Критики, указывая на сложность произведений Андреева, рекомендовали ему писать более простым языком, однако А.П. Чехов именно в этой сложности рассмотрел необычность таланта молодого писателя. В повести «Жизнь Василия Фивейского» писатель выдвигает концепцию о ничтожности человека перед Вселенной, о суровости человеческой жизни. Но от понимания этого личность становится еще более несгибаемой.

В повести «Красный смех», изданной в 1904 году, Андреев резко осуждает войну за ее антигуманный характер. Этот рассказ вызвал большой отклик не только на родине, но и за рубежом.

Пьеса «К звездам» была написана в революционном 1905 году. В ней писатель восхваляет революционеров и, даже, оказывается в тюрьме за то, что дал возможность заседанию ЦК РСДРП провести одно из собраний в своей квартире. Однако в этом же году, в рассказе «Так было» уже звучит неуверенность в том, так ли необходима была революция.

Скульптурная композиция в Орле

В своих пьесах писатель применял созданную им художественную систему, которая отличалась оригинальностью и не была похожа на работы других драматургов. Иногда его причисляли к символистам, но сами последователи этого движения (А. Белый, З. Гиппиус и др.) не признавали его своим. У Андреева был свой собственный авторский метод и оригинальное мировоззрение, которое отличало его работы. За пьесу «Жизнь человека» Андреев получил премию имени Александра Грибоедова.

Следующая череда рассказов, написанных в 1907 году, посвящена теме предательства, которое начало процветать по мере сдерживания революции.

Примером этому служат рассказы «Иуда Искариот» и «Тьма», в последнем писатель изобразил психологический портрет революционера-изменника. После выхода этого рассказа М. Горький прекратил отношения с Андреевым.

Андреев постоянно находился в поиске чего-то нового в драматургии. Он был уверен в том, что должна измениться сама форма произведений, в которых основное место до сих пор занимали интриги и противостояние. Писатель считал, что основное внимание должно уделяться духовному миру человека, его подсознанию. Эти взгляды отражены в его пьесах «Собачий вальс» и «Реквием», написанных в 1915 и 1916 годах соответственно.

Памятник в Серово

В период Первой мировой войны Андреев был сотрудником буржуазной газеты «Русская воля». Это время ознаменовано выходом повести «Иго войны». Главным героем произведения стал обычный человек, до сознания которого доходит весь ужас войны, как противоестественного явления.

Читайте также:  Жизнь и творчество Томаса Рида

К Октябрьской революции 1917 года Андреев проявил категорическое неприятие и эмигрировал в Финляндию, где прожил до конца жизни.

Главные произведения

Главные герои рассказа «Жили-были» – купец, студент и дьякон. Все они неизлечимо больны, и жизнь сводит всех троих в больнице. Они знают, что дни их сочтены, но относятся к этому каждый по-своему.

Один в ярости от того, что судьба несправедлива по отношению к нему. Второй безропотно ожидает смерти. Третий вообще отрицает смерть и считает, что с ним этого не случится. Читателю раскрываются характеры героев после того, как им становится известен неутешительный диагноз. Особенно силен в художественном плане момент, когда герой плачет по солнцу, понимая, что совсем скоро он больше его не увидит.

В рассказе «Бездна» автор поднимает вопросы морали и нравственности. Произведение повествует об ужасном событии, которое произошло с молодыми влюбленными во время вечерней прогулки. Гимназистка, молодая девушка и ее спутник студент беседуют на возвышенные темы, их помыслы чисты и невинны. Внезапно путь им преграждают люди, которых принято называть отбросами общества. Став свидетелем насильственных действий над девушкой, студент вдруг испытывает непреодолимое желание участия в этом преступлении и совершает его. Так, из человека, еще недавно рассуждавшего о прекрасном, он превращается в падшее существо.

Надгробие на месте захоронения

Публикация рассказа вызвала такой шквал полемики, что автора стали упрекать в безнравственности и клевете на человека.

Прочитавший повесть «Иуда Искариот» М. Горький сразу сказал Андрееву, что понятна она будет далеко не каждому. Что и случилось впоследствии.

Андреевский Иуда – персонаж, несомненно, отрицательный, но несчастный. Апостолов писатель представил в виде самых обыкновенных людей со всеми сопутствующими пороками, например, такими, как трусость. Такую трактовку резко осудили глубоко верующие люди. Повесть вызвала множество споров и противоречивых оценок, но, тем не менее, была издана не только в России, но и других странах, а также неоднократно экранизирована.

Последние годы

Последние годы жизни Л.Н. Андреева прошли в Финляндии. В эмиграции он продолжал писать, но произведения этой поры наполнены пессимизмом. Это особенно ощущается в «Дневнике Сатаны».

Не стало писателя в 1919 году. Перед этим здоровье его очень ухудшилось, начались непрекращающиеся головные боли. Смерть наступила от сердечного приступа в возрасте 48 лет. Похоронили Леонида Андреева на кладбище небольшого городка в Финляндии.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1871Год рождения Леонида Андреева
1882-1891Годы обучения в гимназии
1891Поступление в Петербургский университет
1892Выход первого рассказа «В холоде и золоте»
1897Окончание университета
1898-1899Вышли рассказы «Баргамот и Гараська» и «Петька на даче»
1900Вступление в литературный кружок «Среда»
1901Выход первой книги «Рассказы»
1902Женитьба на А. Велигорской, племяннице Т. Шевченко
1903Выход повести «Жизнь Василия Фивейского»
1904Выход антивоенной повести «Красный смех»
1905-1906Отъезд в Германию. Смерть жены
1907Выход повести «Иуда Искариот»
1908Выход пьесы «Царь голод», переезд в Германию
1916Возвращение в Петроград
1919Выход статьи «S.O.S.», романа «Дневник Сатаны»
1919Не стало Леонида Николаевича Андреева
Интересные факты
  • у Андреева было русско-польское происхождение;
  • с юношеских лет увлекался философией:
  • был отчислен из университета за неуплату обучения;
  • смерть отца стала для него настолько сильным ударом, что он стал злоупотреблять алкоголем;
  • был период полного безденежья, во время которого Андреев голодал;
  • в 23 года пытался свести счеты с жизнью из-за любви;
  • писатель в начале своего творчества писал фельетоны для газеты;
  • использовал разные псевдонимы при подписании своих работ;
  • в 1905 году предоставлял укрытие людям, которых разыскивала полиция, за что был водворен в тюрьму;
  • порок сердца, ставший причиной смерти, возник у него после неудачной попытки застрелиться.
Память о писателе

Имя Леонида Андреева носят улицы Орла и Калининграда.

В1991 году в Орле был открыт музей Леонида Андреева.

Библиотека № 5 города Орла носит имя писателя.

В Орле установлен памятник Леониду Андрееву.

В 2014 году в Москве был открыт театр имени Леонида Андреева.

На доме, в котором жил писатель, в Петербурге установлена мемориальная доска.

Презентация по творчеству Леонида Андреева
презентация к уроку по литературе на тему

Страницы жизни и творчества писателя Леонида Андреева

Скачать:

ВложениеРазмер
leonid_andreev._po_stranitsa_zhizni.ppt1.21 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель литературы МБОУ Видновской СОШ №6 Протасова И.И.

12 сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев. Совсем близкая – рукой подать – Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести.

В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом – долгие годы умолчания.

Второе “открытие” творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника “Рассказов”. Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений – лишь этап постижения этого замечательного писателя .

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году. Детство Леонид помнит “ясным, беззаботным”. В шесть лет научился читать “и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку”.

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, “учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три”. Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться “под Чехова”, “под Гаршина”, “под Толстого”.

Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только. рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то “все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом”. И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш. Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов – Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста (“Гостинец”), Сашка (“Ангелочек”) и другие – жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ – “о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись”.

Литературный дебют – рассказ “В холоде и золоте” (ж. “Звезда”, 1892, № 16).

Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете “Московский вестник” для написания очерков “Из залы суда”. И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. “Он был написан хорошим литературным языком, очень живо. Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа”- вспоминал сотрудник “Московского вестника”. Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся “вследствие финансового худосочия”, Андреев публикует рождественский очерк “Что видела галка” и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку “Оро”. Л.Андреев. Художник Серов

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца, 6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету “Курьер”. Андреев вскоре начинает печатать в “Курьере” фельетоны, которые подписывает “James Lynch” и “Л.- ев” и рассказы.

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан “под влиянием Диккенса”, которого очень любил, перечитывал “раз десять”; рассказ “Баргамот и Гараська”. Он решил судьбу Андреева.: на него обратил внимание Максим Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями – Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным – образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество “Знание”, учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.

Уже в сентябре в популярном петербургском “Журнале для всех”, появляется “Петька на даче”. Еще раньше в “Нижегородском листке” печатается “Памятник”; завязываются отношения Андреева с журналом “Жизнь”- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования. Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения. Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.

Сюжеты Андреев почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг. Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника (“Молчание”), купец Кошеверов и дьякон Сперанский (“Жили-были”),- все это было “на самом деле”. Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым “маленький человек” о том, “какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного”? Едва ли, например, герою рассказа “У окна”, оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: “Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!” Однако именно такого рода “тяжелая, мучительная работа” (“Ангелочек”) происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.

В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства “Шиповник”. Л.Андреев. Художник И.Репин.

Повесть “Красный смех ” (1904), написанная в разгар русско-японской войны, оказалась самой заметной из подобных его творческих “неудач”; как и некоторые драматические произведения Андреева (“Жизнь человека”, “Царь Голод”), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии. Но в данном случае сходство было только стилевое; “вопли нужды”, возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью. Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что “земля сошла с ума”: похожая на голову, “с которой содрали кожу”, с мозгом, красным “как кровавая каша”, она кричит и смеется; “это красный смех”.

В литературных сборниках “Знание” опубликованы: повесть “Жизнь Василия Фивейского” (кн. 1, 1904); рассказ “Красный смех” (кн. 3, 1905); драмы “К звездам” (кн. 10, 1906) и “Савва” (кн. 11, 1906) рассказ “Иуда Искариот и другие” (кн. 16, 1907).

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.

«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске – смерть”. Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».

В 1956 г. его останки были перезахоронены в г. Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя. Дом, сохранившийся до наших дней почти в своем первозданном виде, помогает понять, как из маленького «пушкаря» Леонид Андреев стал одним из самых популярных писателей начала XX века.

К сожалению, в экспозиции музея сохранилось мало подлинников. Но самый красивый экспонат-рояль семьи Андреевых, после многих приключений был возвращен в дом.

Бюст русского писателя Л.Н. Андреева у здания юридического факультета Орловского Государственного университета

ТОЛСТОЙ И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ Фотография В. Ф. Булгакова, 22 апреля 1910 г., Ясная Поляна Институт русской литературы АН СССР, Ленинград

Рассказы «Ангелочек» (1899) «Баргамот и Гараська» (1898) «Бездна» (1901, стал основой одноименной оперы В.Ребикова, 1907) «Бен-Товит» (1905) «Большой шлем» (1899) «В подвале» (1901) «В тёмную даль» (1900) «Герман и Марта» (1914) «Город» (1902) «Губернатор» (1905) «Два письма» (1916) «Елеазар» (1907) «Жертва» (1916) «Жили-были» (1901) «Земля» (1913) «Иван Иванович» (1908) «Из жизни штабс-капитана Каблукова» (1898) «Из рассказа, который никогда не будет окончен» (1907) «Иностранец» (1901) «Красный смех» (1904) «Кусака» (1901) «Марсельеза» (1905) «Мельком» (1899) «Мои записки» (1908) «Молчание» (1900) «Мысль» (1902) «Нет прощения» (1904) «Он» (1913) «Ослы» (1915) «Петька на даче» (1899) «Полёт» (1913) «Правила добра» (1911) «Предстояла кража» (1902) «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы» (1910) «Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) «Рассказ о семи повешенных» (1909) «Случай» (1901) «Стена» (1901) «Так было» (1906) «Тьма» (1907) «У окна» (1899) Пьесы «Анатэма» (1909) «Анфиса» (1910) «Дни нашей жизни» (1909) «Жизнь человека» (1907) «К звёздам» (1906) «Савва» (1907) «Царь Голод» (1908) «Gaudeamus» (1910) Романы и повести «Дневник Сатаны» (1919) — не окончен «Жизнь Василия Фивейского» (1903) «Иго войны» (1916) «Иуда Искариот» (1907) «Сашка Жегулёв» (1911)

Андреев Леонид Николаевич

Леонид Николаевич Андреев – русский писатель, драматург.

Содержание

  • 1 Леонид Андреев / Биография
  • 2 Леонид Андреев / Книги
  • 3 Леонид Андреев / О жизни и творчестве

Леонид Андреев / Биография

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в городе Орел в небогатой семье Николая Андреева и Анастасии Пацковской. Отец с детства привил будущему писателю любовь к чтению. Прочитав все книги в доме, Леонид Андреев с семи лет был записан в местную библиотеку. Мать развила в мальчике талант к рисованию. В будущем, став известным писателем, участвовал в выставках, но серьезно к этому занятию не относился.

В 1882 году поступил в Орловскую классическую гимназию. Учеба Леониду Николаевичу давалась нелегко, но юноша увлекся философией, изучал труды Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Я. Молешотта. Из-за смерти отца в 1889 году Леонид Николаевич начал давать уроки младшим школьникам и делать портреты на заказ, чтобы финансово поддержать семью.

В 1891 году Леонид Андреев поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Учеба у писателя не вызвала энтузиазма. Создание портретов на заказ помогло выйти ему из трудного финансового положения. Надеясь на дополнительный доход, он начал сочинять рассказы. Первая попытка публикации оказалась неудачной. Но Леонид Николаевич продолжил писать. В 1892 году литературный журнал «Звезда» публикует его рассказ «В холоде и золоте». Леонида Николаевича отчисляют из университета в 1893 году за неуплату. Писатель переводится в Московский университет на юридический факультет и переезжает в Москву. За ним следует мать с братьями и сестрами. Весной 1897 года Андреев получает диплом адвоката.

Сразу после окончания университета будущий писатель устраивается на работу в Московский судебный округ помощником присяжного. Благодаря знакомству с П. Малянтовичем становится судебным репортером для журнала «Московский вестник». В конце 1897 года его приглашают в новую газету «Курьер» писать фельетоны из зала суда. В 1898 году газета опубликовала его рассказ «Баргамот и Гараська» о полицейском, пожалевшем пьяницу накануне Пасхи. Рассказ прочитал М. Горький, по его настоянию Леонида Андреева приняли в литературный кружок «Среда», куда входили Н. Телешов, Е. Чириков, И. Бунин, И. Белоусов.

Издателю известного «Журнала для всех» В. Миролюбову понравились рассказы Леонида Николаевича, он предложил опубликовать их. Так в свет вышли рассказы «Молчание», «Рассказ о Сергее Петровиче», «В темную даль», «Кусака», «Прекрасна жизнь для воскресших».

С 1898 по 1904 год Леонид Андреев пишет свыше пятидесяти рассказов. В 1901 году издательство «Знание», возглавляемое М. Горьким, выпускает восемь изданий первого тома его сочинений.

Петька на даче / Леонид Андреев, 1903

Петька на даче / Леонид Андреев, 1929

Петька на даче / Леонид Андреев, 1942

В 1902 году Леонид Николаевич женился на Александре Велигорской. На протяжении всей жизни супруга помогала ему в творчестве, печатала на машинке тексты, которые он диктовал. Народные волнения не обошли писателя стороной. В 1904 году он помогал РСДРП в организации собрания, из-за этого попал в тюрьму. После освобождения с женой и ребенком уехал в Финляндию, спустя некоторое время — в Германию. Александра умерла во время родов. Писатель тяжело переживал ее смерть, искал утешение в работе.

В 1906 году он закончил пьесу «Богоборец», но ее запретили к постановке из-за остроты и радикальности взглядов.

Избранное автором : Рассказы и повести 1908-1919 / Л.Н. Андреев

Иуда Искариот / Леонид Андреев

Цветок под ногою / Л. Н. Андреев

Рассказы / Леонид Андреев

В 1907 году в «Сборнике товарищества «Знание» вышла повесть «Иуда Искариот». В журнале символистов «Шиповник» была опубликована пьеса «Жизнь человека». В этом же году вышел рассказ «Тьма» и пьеса «Царь голод». Окончательно перебравшись в Финляндию, Леонид Андреев женился второй раз в 1908 году на Матильде Денисевич, у них родилось трое детей.

В 1916 году Леонид Николаевич написал патриотическую пьесу «Король, закон и свобода». Стал заведующим литературной редакцией в газете «Русская воля». Произошедшую Октябрьскую революцию он не принял. Составлял антибольшевистские манифесты.

В 1919 году Леонид Андреев скончался от болезни сердца.

Произведения Леонида Николаевича до сих пор изучаются школьниками. Чаще всего в его рассказах поднималась тема бедных и голодающих детей, лишенных семьи и дома. В городе Орел на 2-й Пушкарной улице открыт дом-музей, где писатель прожил первые семнадцать лет.

Эразм Роттердамский – доклад сообщение

Дезидрий Эразм, известный как Эразм Роттердамский, был знаменитым ученым, философом и религиозным реформатором Возрождения на севере европейского континента. 28 октября 1466 он родился в городе Роттердам. Эразм остался сиротой в 13 лет. Еще в школьные годы учителя отмечали одаренность этого ребенка. В 20 лет он стал членом Эммауского монастыря, где прожил 5 лет. Увиденное в этом монастыре ужасно поразило его, кардинально испортило его мнение о католичестве и стало одной из причин его дальнейших реформаторских идей.

Эразму довелось проходить обучение в Парижском университете. Популярное в то время схоластическое мышление также не пришлось по нраву философу. Чтобы обеспечить свое существование, Эразм занялся преподаванием и литературными изысканиями. В Англии он нашел себе протекцию в знаменитых в ту эпоху гуманистах Т.Море и Колете. В Оксфорде Эразм улучшил знания древних языков. По возвращении на европейский континент он продолжил заниматься литературой и богословием. Эразм путешествовал по Европе, где был положительно принят всеми известными гуманистами.

Основными трудами Эразма Роттердамского считают его трактаты «Похвала глупости», «Разговоры». В книге «Похвала глупости» философ высмеивает пороки католической церкви и европейского общества. Он указывает на комичность монашеских обрядов, абсурдность ритуалов католицизма, их несвязность с постулатами христианской веры.

В 1516 г. ученый переезжает жить в Базель. Здесь он опубликовал свою версию перевода с греческого языка Нового Завета, которая стала открытием новой эпохи в развитии богословия.

Многие историки полагают, что Эразм Роттердамский своими трудами проложил дальнейшую дорогу Реформации, коренным изменениям и расколом вероисповеданий в католической церкви. М.Лютер воспринимал его как одного из своих вдохновителей и духовных наставников. Хотя самому Эразму такая бурная активность не понравилась, и в дальнейшем он отошел от Реформации, предпочитая заниматься научными изысканиями. Философу не нравился Лютер и по личным, человеческим качествам, а также он не воспринимал серьезно его кардинальные взгляды. Эразм был сторонником изменения действующей системы путем просвещения высшей сословной знати, а не путем восстаний и войн.

12 июля 1536 Эразм из Роттердама скончался, оставив неизгладимый след в развитии католицизма, философии и теологии Северной Европы. Мировоззрение Эразма, хотя и считается официально христианским, по своей сути, было более языческим.

Вариант 2

Эразм Роттердамский- великий ученый, писатель философ эпохи Северного Возрождения уходящего XV столетия и зарождения VI века. Родиной ученого считается город Гауда в окрестностях Роттердама. Точный год рождения не определен (с 1467 по 1469 годы).

Рожденного вне брака, ребенка воспитывала мама. Тринадцатилетним мальчиком после смерти попадает в монастырь. В средние века внебрачный ребенок не мог иметь хорошую перспективу устроиться в жизни. Годы, проведенные в монастыре, где 1492 году Эразм принимает монашеский сан, прошли в глубоком изучении языков (латыни, древнегреческого), чтении философских трудов, обучению ораторскому искусству.

Период с 1493 года по 1499 год Роттердамский обучается в Париже. В этот период он посещает Англию, где знакомиться в великим Томасом Мором, будущим королем Франции принцем Генрихом, Джоном Колетом. В парижский период был создано первой произведение сборник изречений и анекдотов.

В 1505 году исполняется мечта ученого он приезжает в Италию, где его встретили с особым почетом. Папа благословил на возможность придерживаться обычаев той страны, где находится ученый. Туринский университет вручил диплом на звание доктора богословии. Два года длилось путешествие по Италии, далее посещение Англии, где престол был занят его приятелем и почитателем Генрихом VIII. В период своих путешествий Роттердамский написал небольшое ироническое произведение « Похвала Глупости». Особенностью произведения стала сочетание критики церковного уклада и обрядов через обращение к античным авторам. Повествование ведется от лица Глупости, которая прославляет себя. Несмотря на то, что сам автор считал это произведение безделицей, написанной от скуки, оно прославило его в века. Переведено творение более чем на 200 языков, в том числе русский язык.

В Англии Эразм Роттердамский преподавал греческий язык и богословие в Кембриджском университете, где получил звание профессора богословии леди Маргарет. Новшеством в преподавании предмета являлись основополагающие принципы Нового Завета. В те времена курс богословии был основан на средневековых философских теориях Фомы Аквинского, Дунса Скота.

В 1513 году Эразм отправляется вновь в путешествие. Теперь он посещает Германию, где проводит два года жизни и снова возвращается в Англию. Но по приглашению Карла V он перебирается жить в Испанию, занимая титул королевского советника. Испанский период жизни Роттердамского являлся наиболее плодотворным. Страсть к путешествию не угасла и он продолжает ездить по городам Бельгии Швейцарии. В городе Базеле в 1536 году Эразм Роттердамский умер.

Роттердмаский был многогранным человеком. Его труды в области педагогики «О благовоспитанности детей», «Способ писать письма», «О первоначальном воспитании детей» до настоящего времени служат эталоном всей педагогической науки. Острота ума, знание языков, реформаторские идеи сделали Эразма выдающимся человеком эпохи Северного Возрождения, признанного при жизни.

Эразм Роттердамский

Интересные ответы

Компас дословно в переводе с итальянского языка означает «измерять шагами», а является прибором, с помощью которого можно ориентироваться на местности благодаря указанию на полюса земли и стороны света.

В мире многочисленное количество животных. И каждое из них приспособлено к той или иной среде обитания, а значит и есть многочисленные классификации этих самых животных.

Пасха – самый торжественный церковный праздник. В «Новом завете» он назван так в ознаменование воскресения Сына Божия и перехода его к отцу небесному от земли на небо. Иначе праздник называется Светлое Воскресение Христово

26.08.1870 – родился в Пензенской области в дворянской семье. 1871 – переезжает в Москву, где проходит начальный этап жизни

Дикобраз относиться к отряду грызунов и является млекопитающим животным. Обычно дикобразов в большом количестве можно встретить в субтропической и тропической климатической зоне в странах Африки и Азии

Доклад: Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский – выдающийся гуманист эпохи Возрождения. “Вольтер XVI века” (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Основное сочинение: “Похвала глупости”.

Дезидерий Эразм Роттердамский- Герхард Герхардс родился 28 ноября 1466 года. Эразм был незаконнорожденным ребенком, прижитым священником от связи со служанкой. Папа Юлий II в 1506 году особой грамотой освободил Эразма от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака.

В 1485 году Девентер поразила чума. Мать Эразма умерла и он уехал в Гауду к отцу. Вскоре скончался и он. Опекуны желали, чтобы Эразм и его брат Питер поступили в монастырь. В 1487 году Эразм сделался послушником обители Стейн, принадлежавшей к ордену августинских уставных каноников и позже принял постриг.

в 1493 году он вместе вместе с Генрихом Бергенским, епископом Камбрейской епархии отправился в Рим в качестве секретаря.

Летом 1495 года Эразм уехал в Париж, учиться богословию.

До весны 1499 года он оставался парижским студентом. Все это время он искал меценатов, которые захотели бы обессмертить свое имя покровительством будущему светилу богословия и словесности. Осенью 1498 года такой меценат, наконец, нашелся – Уильям Блаунт, четвертый лорд Маунтджой. В мае 1499 года Маунтджой увез Эразма в Лондон.

Проведя лето в имениях Маунтджоя и его тестя в отдыхе и развлечениях, осень в Оксфорде, в августинской коллегии Святой Девы Марии, в беседах с Колетом и его коллегами, а декабрь и большую часть января в Лондоне, Эразм в начале февраля 1500 года приехал снова в Париж, где вышел в свет его “Сборник пословиц”. В апреле 1501 года он издал текст трактата Цицерона “Об обязанностях”, а в мае покинул Париж, спасаясь от чумы.

Осенью 1502 года он приехал в Лувен. Адриан Утрехтский, настоятель лувенского собора Св. Петра, предложил ему читать лекции в университете. Но Эразм отказался.

В Лувене Эразм оставался до осени 1504 года. Следующие полгода он провел в Париже, выпустив к концу этого срока “Примечания к Новому завету” итальянского гуманиста Лоренцо Валлы.

1505-1506 годы Эразм провел в Англии, где получил предложение сопровождать в Италию сыновей королевского лейб-медика Джованни Боэрио, который желал дать своим детям университетское образование. В конце августа Эразм прибыл в Турин, где получил докторскую степень.

21 апреля 1509 года умер Генрих VII Английский, и на престол взошел его сын, Генрих VIII. Воспитателем нового государя в годы его отрочества был лорд Маунтджой, который вспомнил об Эразме и послал ему денег на дорогу с просьбой возвращаться в Лондон. По пути он замыслил “Похвалу Глупости”. Написана она была всего за неделю в лондонском доме Мора. Эразм был противником философии, как конструкции по аристотелевско-схоластическому типу.

Философия для него это мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни.

Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указуют на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.

Философский дух концепции Эразма своеобразно проявляется в “Похвале глупости”. Речь идет о работе, ставшей наиболее известной, и среди прочих она и сегодня читается с наибольшим интересом.

О том, как прошли эти два года в Англии, никаких сведений не сохранилось. В 1511-1514 годах Эразм живет преимущественно в Кембридже, читая лекции, но главное его занятие – работа над письмами святого Иеронима.

В начале июля 1514 года Эразм покидает Англию. Следующие три года проходят в новых скитаниях: Базель, Лондон, Брюссель, Антверпен, Брюгге, Гент, Майнц. В эти годы вышел в свет важнейший богословский труд Эразма -греческий текст Нового завета с комментариями и латинским переводом. Одновременно с Новым заветом появились девять томов сочинений святого Иеронима.

В 1517-1521 годах Эразм жил в Лувене.

Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Однако единство церкви и христианства усилиями Мартина Лютера было утрачено. 31 октября 1517 года Лютер выступил со своими 95-ю тезисами против индульгенций.

На первых порах он сочувствовал Лютеру всецело и, хотя от публичной поддержки уклонялся. Потом, еще в Лувене, он пытался примирить Лютера с опппонентами, призывая обе стороны к взаимной сдержанности. Свои убеждения он сохранил нетронутыми и продолжал высказывать их до конца жизни, подставляя себя под огонь обоих лагерей.

Базельский период длился до 1529 года, когда сторонники реформы взяли верх. 13 апреля 1529 года он отплывает вверх по Рейну; цель его путешествия – город Фрейбург, находящийся под властью австрийских государей.

В это время создана большая часть сборника “Разговоров запросто”. К тем же годам относится и очень дорогая для ближайших к Эразму веков часть его наследия – парафразы (то есть развернутые пересказы-истолкования) книг Нового завета.

Политические события его почти не волнуют – годы и болезни берут свое. Но старость и недуги не помешали Эразму издать еще несколько трудов – “О раннем и достойном воспитании детей” (1529), “Изъяснение псалма XXII”, “Рассуждение насчет войны с турками”, “О приличии детских нравов” (1530), “Истолкование Символа веры”, “О возлюбленном согласии в Церкви” (1533), “О приготовлении к смерти” (1534), “Экклезиаст, или Евангельский проповедник” (1535).

В июне 1535 года Эразм приехал в Базель, чтобы лично наблюдать за печатанием “Евангельского проповедника”, которого он писал много лет и сам оценивал очень высоко. Он рассчитывал вскоре вернуться обратно или, напротив, продолжить путь и навестить родные края – Голландию, Брабант, – но к концу лета решил остаться. Нет сомнения, что на него до крайности тяжело подействовала весть о казни Томаса Мора, клеветнически обвиненного в государственной измене и обезглавленного 6 июля 1535 года. По-видимому, он действительно ощутил, что жизнь кончена.

Эразм умер в ночь на 12 июля 1536 года в доме Иеронима Фробена, сына и наследника Иоганна Фробена. 18 июля он был со всеми возможными почестями погребен в кафедральном соборе Базеля.

Ссылка на основную публикацию