Жизнь и творчество Николая Некрасова

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

Биография Н.А. Некрасова, классика русской поэзии, писателя и публициста. Образование и начало творческого пути писателя. Литературная деятельность и сведения о личной жизни Некрасова. Последние годы жизни, интересные факты из жизни Н.А. Некрасова.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.01.2017
Размер файла14,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной — у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала «Современник», берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) — поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева — Авдотья Панаева — нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни — Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались. биография писатель русский поэзия

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» — цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

· Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво — не все считали его произведения гениальными.

· Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.

· Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.

· На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкинаи Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. “Проза любви” в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

реферат [40,0 K], добавлен 25.09.2013

Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2011

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова – русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения “Железная дорога” — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация [1,7 M], добавлен 13.02.2014

Изучение жизненного пути русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Описание детских и юношеских годов, отношений между родителями, учебы в гимназии и университете. Первые пробы пера. Работа в журнале “Современник”. Литературное наследие писателя.

реферат [19,0 K], добавлен 02.06.2015

Творчество русского писателя, поэта, прозаика и драматурга Николая Алексеевича Некрасова. Учеба в Петербургском университете. Начало литературно-журнальной деятельности. Работа в журнале “Современник”. Приобретение прав на издание “Отечественных записок”.

презентация [720,7 K], добавлен 21.02.2011

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014

Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала “Современник”.

презентация [1,1 M], добавлен 30.10.2013

Николай Алексеевич Некрасов

Фото Все

Видео Все

Николай Некрасов. Поэзия сердца. Проза любви. Больше, чем любовь

Николай Алексеевич Некрасов

Николай Некрасов. “Кому на Руси жить хорошо” / “Игра в бисер” с Игорем Волгиным / Телеканал Культура

Николай Некрасов — биография

Николай Некрасов – известный поэт, прозаик, публицист, признанный классиком русской литературы. Наибольшую популярность получил после публикаций своих произведений «Кому на Руси жить хорошо», «Тройка», «Дедушка Мазай и зайцы», «Поэт и гражданин».

Николая Некрасова называют «самым крестьянским» поэтом матушки-России, ведь именно он первым подметил весь трагизм крепостного строя, стал исследователем духовного мира русского крестьянина. Он использовал поэзию как средство борьбы за свободу угнетенного народа, строки его произведений пронизаны болью и безысходностью простого человека. А еще он остался в истории, как поэт-новатор, наполнивший отечественную поэзию народными прозаизмами и речевыми оборотами.

Детство

Родился Николай Некрасов 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Отец Алексей Некрасов служил в чине капитана 36-го егерского пехотного полка, квартировавшего в этом же городе. Он был выходцем из некогда богатого дворянского рода, но его ничего не интересовало, кроме охоты и игры в карты. Кроме этого, он отличался деспотизмом и суровостью. Мама — Елена Закревская, красивая и образованная, дочь богатых родителей. Алексей всегда умел нравиться женщинам, и с легкостью вскружил голову юной девушке. Родители Елены были категорически против их брака, они понимали, что таким образом жених хочет поправить свое материальное положение, пошатнувшееся из-за карточных долгов. Елена и Алексей поженились без благословения родителей, и этот брак не сделал женщину счастливой. Деспотичный муж сделал из нее вечную затворницу. Чтобы отвлечься от суровых реалий своей жизни, Елена много читала и музицировала. Именно ей Некрасов посвятил свои произведения «Рыцарь на час» и «Мать».

Николай Некрасов в молодости

Буквально сразу после рождения Николая отец бросает военную службу и перевозит семью в родовое имение Грешнев под Ярославлем. Кроме него в семье родилось еще двенадцать детей, десять из которых умерли в младенчестве. Большая семья нуждалась в постоянных средствах, а поместный доход отца не покрывал всех расходов. Поэтому он был вынужден устроиться на работу в полицию. Его приняли на должность исправника, в обязанности которого входило собирать долги с крестьян. Он часто брал маленького сына с собой, поэтому Коленька с детства видел страдание, мольбы, унижения и даже смерть. Отец мог устроить оргию с крепостными девушками, свидетелем которой был сын. Все это не могло не отразиться на биографии будущего поэта и оказало большое влияние на становление его, как личности.

В 1832-м мальчика отдали на обучение в Ярославскую гимназию, где он учился всего пять лет. Отец принял решение сделать из сына военного, поэтому в 1838-м отправил 17-летнего Николая в Санкт-Петребург, где он должен был проходить службу в дворянском полку.

По приезду в культурную столицу России Некрасов познакомился с Андреем Глушицким, своим земляком. Именно он предложил юноше поступать в Петербургский университет, описав в ярких тонах все прелести обучения на филологическом факультете. Некрасов решил ослушаться отца и попробовать свои силы в любимом деле. Однако вступительные испытания он завалил, и смог посещать занятия только в качестве вольного слушателя.

В студенческие годы Некрасов жил в страшной нищете. Отец лишил его материальной поддержки, по этой причине Николаю приходилось выкручиваться самостоятельно. Жилье он снять не мог, поэтому довольствовался подвалами и подворотнями. Он забыл, что такое полноценное питание, перебивался, чем мог. Однако не сломался, наоборот, будущий поэт приобрел стойкость и выносливость, умение находить выход из самых сложных ситуаций.

Литература

Творческая биография будущего классика русской литературы началась со сборника стихов под названием «Мечты и звуки», который он подготовил к печати в 1839 году. Николай не торопился публиковать эту работу, ему хотелось посоветоваться по этому поводу с кем-то компетентным в вопросе поэзии.

Некрасов обратился за помощью к Василию Жуковскому. Он отдал корректуру основоположнику романтизма и просил дать ей свою оценку. Жуковский сказал, что книгу можно выпустить, только подписаться псевдонимом, чтобы в будущем не стыдиться своего непрофессионализма, особенно после того, как поэт отточит свое мастерство и начнет писать настоящие шедевры.

Некрасов издал свой сборник, подписал его Н.Н. Читателям его стихи не понравились, к тому же на страницах журнала «Отечественные записки» вышла разгромная статья Виссариона Белинского, который раскритиковал молодого автора. После этого Некрасов собственными руками уничтожил весь тираж этого сборника.

В 1846 году Николай Некрасов и писатель Иван Панаев взяли в аренду журнал «Современник». Для этого им пришлось влезть в долги, зато они могли сотрудничать с лучшими литераторами, противниками крепостного права. В начале 1847-го года на суд читателей был представлен первый номер обновленного издания. Журнал выпускался в полном объеме вплоть до 1862 года, но потом издание стало неугодным власти, и его работу приостановили. Полностью закрыли «Современник» в 1866 году.

В 1868 году Некрасов стал владельцем «Отечественных записок». Именно в этом журнале он печатался до конца своих дней.

Николай Некрасов оставил после себя большое литературное наследие, среди которого самыми выдающимися произведениями можно считать поэмы — «Внимая ужасам войны» 1855 года, «На Волге» 1860 года, «Мужичок с ноготок» и «Крестьянские дети» 1861 года, «Зеленый шум» 1862-1863 года, «Мороз, Красный Нос» 1863 года, «Дед Мазай и зайцы» 1870 года, «Русские женщины» 1873 года.

Личная жизнь

Успешная литературная деятельность и невероятный по объему размер выдаваемой Некрасовым информации, не прибавляли поэту счастья в личной жизни.

На него внезапно могла накатить апатия, когда Николай неделями не вступал в контакт и только каждую ночь предавался «картежным баталиям».

Николай Некрасов и Авдотья Панаева

В 1842 году, на одном из поэтических вечеров он встретил Авдотью Панаеву, жену своего будущего компаньона Ивана Панаева. Она была очень красивой, к тому же отличалась незаурядным складом ума и непревзойденными ораторскими способностями. Авдотья организовала литературный салон, который посещали знаменитые деятели культуры того времени, такие как Тургенев, Чернышевский, Белинский.

Иван Панаев не отличался верностью своей жене, часто заводил романы на стороне, однако Авдотья была сильно привязана к нему, и не обращала никакого внимания на влюбленного поэта Некрасова. Она частенько получала признания в любви, в том числе и от Федора Достоевского, однако никому не ответила взаимностью.

Двадцатишестилетний Некрасов прилагал немало усилий, чтобы обратить на себя внимание этой своенравной женщины, но все его попытки пресекались на корню. Он впал в депрессию и чуть не наложил на себя руки. Но тут случилась совместная поездка в Казань, которая и расставила все по местам. Авдотья призналась Николаю, что тоже питает к нему нежные чувства. После возвращения влюбленные поселились в панаевской квартире и начали жить в гражданском браке.

Так они и жили втроем на протяжении шестнадцати лет. Общественность порицала такое поведение Некрасова, о нем ходило много разговоров и пересудов. Его обвиняли в том, что он влез в чужой дом, завел отношения с чужой женой, и умудряется портить жизнь сценами ревности законному супругу.

Николай и Авдотья никак не реагировали на общественность, продолжали наслаждаться семейным счастьем. В эти годы они подготовили к изданию поэтический цикл, получивший название «Панаевский». Он во многом отличался от «Денисьевского цикла» поэта Федора Тютчева, хотя многие находили в них общие черты.

Некрасов и Станицкий (под таким псевдонимом работала Авдотья) в 1848 году написали роман «Три страны света». Спустя три года соавторы представили еще одну свою работу – роман «Мертвое озеро».

В 1849-м у супругов родился сын, который умер спустя несколько часов после рождения. В 1855 году Авдотья снова родила мальчика, очень слабого и болезненного. Ребенок прожил всего четыре месяца и умер. Супруги начинают часто ссориться, причина – отсутствие детей. Постепенно гармония уходит из их отношений, супруги говорят, что у них больше нет ничего общего.

В 1862-м не стало законного супруга Авдотьи – Ивана Панаева. Буквально сразу после этого печального события, она вдруг понимает, что Некрасов далеко не идеал, что он не тот мужчина, с которым ей хотелось бы прожить всю жизнь. Авдотья бросает поэта.

Когда Некрасов умер и вскрыли его завещание, оказалось, что в нем он упоминает о ней, как о любви всей жизни.

В 1864-м Некрасов отправился в заграничную поездку. Его сопровождали родная сестра Анна и француженка Селина Лефрен, с которой его познакомили в 1863 году в Петербурге. Всем трем пришлось жить в одних апартаментах.

Селина входила во французскую труппу Михайловского театра, обладала легкомысленным характером и не менее легкомысленными взглядами на жизнь. Отношения с Некрасовым она всерьез не воспринимала. Летом 1866-го девушка отправилась в Карабиху, весной следующего года сопровождала Некрасова в его заграничной поездке. В этот раз она и не думала возвращаться назад в Россию, и отношения на время прервались. Вновь они возобновились только в 1869-м, после встречи в Париже и отдыха в Диеппе, где влюбленные наслаждались обществом друг друга весь август. В завещании поэта есть упоминание и о ней.

Николай Некрасов и Фекла Викторова

Некрасову исполнилось 48, когда его личная жизнь снова претерпела изменения. Он встретил обычную деревенскую девушку Феклу Викторову. Скромная, и не отличающаяся броской красотой, Фекла запала в сердце поэта сразу и навсегда. А для нее он стал мужчиной на всю жизнь. Некрасов познакомил ее с превратностями любви и открыл для нее целый мир.

Их счастливый союз существовал на протяжении пяти лет. История их отношений как будто списана с сюжета известной пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу. Он нанял для нее учителей, чтобы девушка выучила французский и осилила русскую грамматику. С ней занимались вокалом и учили игре на рояле. Девушка преобразилась настолько, что Некрасову даже неловко было звать ее простонародным именем Фекла, он везде представлял ее как Зинаиду Николаевну, причем отчество придумал от своего имени.

Некрасов любил Феклу по-своему, однако все годы в его душе жила тоска по двум прежним женщинам – легкомысленной Селине и строптивой Авдотье.

Смерть

В 1875 году Николай Некрасов тяжело заболел, но упорно отказывался верить, что скоро наступит конец. Он никогда особо не заботился о своем здоровье и самочувствии, поэтому решил обратиться к докторам только под конец 1876-го, когда ему стало совсем плохо. Поэт пришел в Медико-хирургическую академию, и попал на прием к профессору Николаю Склифосовскому. Доктор пальцами исследовал прямую кишку пациента и обнаружил там опухоль, размер которой напоминал яблоко. О наличии новообразования Склифосовский тут же без утайки сказал пациенту и своим ассистентам. Он хотел прийти к коллегиальному решению, чтобы понять, какие шаги предпринимать.

Болезнь Некрасова

Некрасов прекрасно понимал всю серьезность своего заболевания, однако упорно отказывался увеличивать дозу приписанного ему опиума. Он не хотел превратиться в обузу для родных, поэтому всеми силами старался поддерживать работоспособность.

В дни, когда наступала ремиссия, поэт продолжал плодотворно трудиться, он писал стихи, работал над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сохранились фотографии поэта, где он, больной и изможденный, запечатлен на кровати с листком в руках и задумчивым взглядом, устремленным вдаль.

Вскоре лечение перестало давать нужный эффект, и в 1877-м литератор решил проконсультироваться у хирурга Е.Богдановского. Когда сестра Некрасова узнала о необходимости хирургического вмешательства, она написала письмо профессору Теодору Бильроту в Вену, в котором просила его прибыть в Россию и провести операцию ее брату. Доктор согласился, и в качестве гонорара назначил сумму в пятнадцать тысяч прусских марок. Необходимая сумма нашлась, ее одолжил брат Некрасова – Федор.

Лечащие врачи пошли навстречу своему пациенту и стали дожидаться приезда прославленного профессора. Бильрот появился в Петербурге 11 апреля 1877-го и сразу же взялся изучать историю болезни Некрасова. На следующий день он осмотрел пациента и сказал, что операцию будет проводить тем же вечером. Однако хирургическое вмешательство не дало никаких положительных результатов.

Вскоре страна узнала, что любимый поэт Николай Некрасов смертельно болен. Его начали заваливать письмами и телеграммами, в которых выражалась надежда на выздоровление и пожелания здоровья и долголетия. Их слали со всех концов необъятной России. Некрасов старался ответить на каждое письмо, он вел переписку до тех пор, пока мог шевелить пальцами.

В то время он заканчивал работу над книгой «Последние песни», ставшей своеобразным подведением итогов, чертой, отделяющей жизнь и смерть. Произведения этого сборника стали исповедью смертельно больного человека.

В декабре 1877 года поэту стало намного хуже. Усилилась общая слабость, он продолжал стремительно худеть, его мучили боли в ягодицах и озноб. На ногах появились отеки, началось выделение гноя из прямой кишки.

Некрасов решил, что ему необходимо официально оформить отношения с Феклой. Обряд венчание прошел дома, так как поэт не в силах был доехать до церкви. 14 декабря доктор Н.Белоголовый, который наблюдал за Некрасовым, предупредил всех, что с каждым днем его состояние будет стремительно ухудшаться.

26 декабря 1877 года Некрасов поочередно простился с женой, сестрой и сиделкой, и спустя сутки его не стало. Классик русской литературы скончался 27 декабря 1877 года.

Прощание с Николаем Некрасовым назначили на 30 декабря, и провести в последний путь любимого поэта пришли тысячи людей. Местом его упокоения стало кладбище при Новодевичьем монастыре.

Прощальную речь сказал Федор Достоевский. Он отвел Некрасову третье место среди русских поэтов, отметив, что впереди него только Пушкин и Лермонтов. Многотысячная толпа не согласилась с таким мнением, люди кричали, что он выше Пушкина.

После погребения Николая Некрасова его законная супруга Фекла попросила настоятельницу монастыря продать ей участок земли рядом с его могилой. Она хотела быть похороненной рядом.

Избранное творчество

  • Кому на Руси жить хорошо
  • Дедушка Мазай и зайцы
  • Русские женщины
  • Мороз, Красный нос
  • Железная дорога
  • Мертвое озеро
  • Три страны света
  • Генерал Топтыгин
  • Зеленый шум
  • Петербургский ростовщик
  • Рыцарь на час
  • Осенняя скука
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Творчество Некрасова

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х — Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу — стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы — вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич — это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника — это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом.

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа — взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

И дальше всем известное:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество

Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет

Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» – они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

Столкновение с советской цензурой

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения

Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность

Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.

Интересные факты

  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие – единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, “Страна багровых туч” – СБТ.
  • Выражение “и ежу понятно” стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести “Страна багровых туч”, а позднее – в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д – тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И – тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Жизнь и творчество Братьев Стругацких

Аркадий Натанович Стругацкий и Борис Натанович Стругацкий – одни из самых известных советских и российских писателей-фантастов.

Братья появляются на свет в семье советского библиографа и искусствоведа Натана Стругацкого и учительницы Александры Литвинчевой. Аркадий рождается 28 августа 1925 года, Борис 15 апреля 1933 года. Аркадий начинает заниматься сочинением фантастики ещё в юности – создаёт повесть «Находка майора Ковалёва». Во время войны их семья оказывается в блокадном Ленинграде. Аркадий с отцом эвакуируются, затем Натан Стругацкий умирает в 1942 году в Вологде. Александру Литвинчеву с сыном вскоре тоже эвакуируют, и Аркадий воссоединяется с ними. Через год его призывают в армию, он заканчивает пехотное училище, а затем, в 1949 году, Военный институт иностранных языков. Годом раньше он вступает в брак. Он служит переводчиком и преподавателем до 1955 года. Уволившись из армии, работает редактором. В 1959 году вступает в Союз журналистов, через 5 лет – в Союз писателей. Впоследствии Аркадий вступает в другой брак. Аркадий Натанович скончался 12 октября 1991 года в результате продолжительной болезни.

Как и Аркадий, Борис тоже пробует сочинять фантастические произведения в раннем возрасте. Когда Аркадий с отцом покидают Ленинград, Борис болеет, и им с матерью приходится остаться. Ленинград они покидают в 1943 году, а после Победы возвращаются. Борис с отличием оканчивает школу, пытается поступить на физфак Ленинградского университета, но ему это не удаётся. Тогда он поступает на мехмат того же учебного заведения, и в 1955 году получает профессию астронома. Спустя 4 года у него рождается сын. Некоторое время Борис Натанович работает по специальности. Вместе с Аркадием вступает в Союз писателей. В 2002 основывает альманах «Полдень. XXI век», где публикуется фантастика. Как и Аркадий, переводил с английского зарубежные произведения. Борис Натанович скончался в результате продолжительной болезни 19 ноября 2012 года, дожив до 79 лет.

Большая часть произведений была создана братьями совместно. Первым совместно созданным произведением является рассказ «Извне», который позже становится одноимённой повестью. Борис отмечал, что в их книгах главное место занимает судьба человека, а фантастические образы мира будущего – это всего лишь фон. Наиболее популярными и значимыми произведениями Стругацких являются «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «За миллиард лет до конца света». Сюжет значительной части их произведений разворачивается в «Мире Полудня» – на высокотехнологичной Земле будущего, где нет больше государств, войн, бедности, и человечество живёт хорошо благодаря научно-техническому прогрессу. В этом мире угадывается счастливый мир победившего коммунизма, но и он не лишён некоторых проблем… Следует отметить, что творчество писателей подвергалось нападкам советской цензуры, и что Аркадий и Борис работал над созданием киносценариев.

После кончины Аркадия Борис работает в одиночку. Он выпускает несколько романов, переводит на русский несколько произведений на английском и японском языках, готовит полное собрание сочинений, много общается с читателями. Стругацкие внесли огромный вклад в отечественную литературу, они были удостоены широкого признания, всевозможных наград и премий. Их книги были изданы на 42-х языках. В честь Стругацких названа площадь в Санкт-Петербурге и открытая в 1977 году малая планета №3054 (Стругацкия).

Вариант 2

Братья Стругацкий Аркадий Натанович (годы жизни 1925-1991) и Стругацкий Борис Натанович (годы жизни 1933 – 2012) родились в спокойной интеллигентной семье. Отец, Натан, был сыном адвоката, а сам занимался искусствоведением. Мать, Александра, работала учителем. На Украине она встретилась со своим будущим супругом, и вышла замуж, хотя родители были против этого брака.

Отец, Натан Стругацкий был честным и скромным человеком, всегда ответственно относился к работе, в 1916 году вступил в партию большевиков, после принимал участие в Гражданской войне, а после занимал должность функционера.

Сын Аркадий, родился в Батуми, где семья жила после демобилизации отца. Вскоре семья переехала в Ленинград, где и проживали всю оставшеюся жизнь. В Ленинграде появился на свет Борис.

В июне 1941 года началась война. Жизнь стала рушиться. Старшему Аркадию в то время было почти 16 лет. Младшему Борису исполнилось только 8. Это было очень сложное и страшное время, постоянный голод. В начале 1942 года Аркадий и отец были в шаге от смерти, так как страдали от дистрофии. Изнывая от горя, мать, которая в то время работала в исполкоме, отправила Натана и Аркадия эшелоном лёд Ладожского озера. Было принято решение разделится. Во время переправы через озеро, эшелон провалился под лед, обмёрзшие и обессиленные они продолжили свой путь к Вологде, но отец не смог выдержать это испытание и погиб, а Аркадий выжил.

В феврале 1943 года он ушел в армию, затем ему удалось стать слушателем в Военном институте иностранных языков, а после окончания института он остался служить на Дальнем Востоке.

Борис с матерью все это время проживали в Ленинграде, где он отучился в Ленинградском университете на механико-математическом факультете, по специальности астрономия, а затем работал в обсерватории. Аркадий, когда демобилизовался-вернулся к родным, и с этого времени они вместе с братом начали заниматься писательской деятельностью. Работы братья Стругацкие публиковали в соавторстве. Совместно было написано 25 повестей, а также большое число рассказов, статей, предисловий. Большое количество из них переведены и опубликованы за рубежом. Стругацкие долгое время работали в жанре фантастики, и являлись ее известными представителями. Каждая книга была событием в мире писателей, производила эмоциональный всплеск и вызывала обсуждения. Братьями были написаны и подготовлены ряд сценариев. Под различными псевдонимами Стругацкие осуществляли переводы английских романов.

Стругацкие стали авторами большого количества разноплановых работ и книг, некоторые из них экранизированы. По праву братья считаются королями фантастики, подарившие миру свои шедевры.

Жизнь и творчество Братьев Стругацких

Интересные ответы

Для начала нужно знать, что представляет собой Мировой океан, а также понимать, что в него входит. Ну и, собственно, необходимо уметь правильно делить Мировой океан на части.

Древние Египетские пирамиды во все времена притягивали людей своими гигантскими размерами и неповторимы внешним видом, но особенно тайнами, скрывающимися в них.

10.07.1856 в маленьком хорватском поселении Симляны в семье священника родился один из величайших гениев физики Никола Тесла. В детстве он был очень болезненным, но отлично преуспевал в учебе

Юрий Васильевич Бондарев (1924 года рождения) является одним из известных советских писателей, чьи произведения характеризуются жанром социалистического реализма.

Каждая природная зона имеет свои особенности, благодаря которым для них характерно преобладание представителей животного и растительного миров, способных переносить определенные условия.

Жизнь и творчество Братьев Стругацких

1. Два человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов.

2.Братья Стругацкие на протяжении многих лет были главными писателями-фантастами в СССР. Их разноплановые романы служили зеркалом изменения мировоззрения писателей. Каждый опубликованный роман становился событием, вызывавшим противоречивые и яркие обсуждения.

3. Братья Стругацкие прославил научную советскую фантастику на весь мир, и подарили ему множество прекрасных произведений.

4.Аркадий и Борис Стругацкие — одни из самых знаменитых отечественных писателей за рубежом.

5. Помимо российских изданий, на начало 1990-х годов в 27 разных странах было издано около 320 их произведений. Всего же их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

6. Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 миллионов экземпляров.

7. Стругацкие — единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами.

8.По одной из версий, причиной стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» — якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами.

9.По другой — это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов, например, «Страна багровых туч» — СБТ, «Трудно быть богом» — ТББ, «Понедельник начинается в субботу» — ПНС и другие.

10. Система Каспаро-Карпова была упомянута в повести Стругацких задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов.

11.В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

12. Очень многие из вещей и явлений, ранее описанных в романах Стругацких, позднее появились в реальности. Братья Стругацкие использовали творческий метод, из-за которого их произведения относят к жанру «социальной фантастики». В некоторых их произведениях описаны технические устройства и социальные явления, позднее появившиеся в реальности.

13. В частности, неоднократно упоминаемый в романах Большой Всемирный Информаторий, Линия Доставки и Нуль-связь оказались фактическим предвидением возникновения интернета и Википедии.

14.Самый насыщенный сбывшимися предвидениями роман — «Хищные вещи века» (1965), в котором описаны «рыбари» (спортсмены-экстремалы), «слег» (сильнодействующие синтетические наркотики), «дрожка» (рейв-дискотеки).

15.В романе «Гадкие лебеди» фактически предсказано появление поколения «детей индиго», а в романе «Отягощенные злом» — движение антиглобалистов и агрессивные экологические группировки.

16. Братья Стругацкие невольно предсказали и одно научное открытие. В 2008 году журнал Science опубликовал работу, в которой говорилось об открытии бактерии, названной Candidatus Desulforudis audaxviator («смелый путешественник к центру Земли», на снимке), которая питается энергией от распада радиоактивного урана. В романе «Страна багровых туч» (1959) есть такой эпизод: «Юрковский бормочет: — Слушай, Алексей… На случай, если я все-таки не дойду… О загадке Тахмасиба, о Красном кольце… Я думаю… я уверен… Это бактерии. Колонии бактерий. Но не наших бактерий. Другая жизнь… небелковая жизнь. Живут за счет излучений. Поглощают радиоактивные излучения и живут за счет их энергии… Слышишь, Быков? Да-да, он слышит. «Бактерии и излучения. » Но это ни к чему. Нужна вода, а не бактерии».

17. Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский язык. Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

18. По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

19. Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило.

20.Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.

БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ В МОЛОДОСТИ

21.Аркадий Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1925 году. Борис — в 1933-м. Восемь лет разницы — естественная причина, чтобы младший брат, опекаемый в мальчишеской жизни старшим, сформировался под его влиянием. А позднее, когда с возрастом положение уравнивается, образ мыслей и все мировоззрение оказывается общим.

22.При этом Аркадий был филологом-японистом, референтом-переводчиком и послужил в погонах не один год — на самых восточных рубежах. Элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его легкой — руки.

23.Борис же по специальности, напротив, звездный астроном и большую часть жизни проработал в Пулковской обсерватории. Аркадий был чубат, усат, сиповат и крут. Что оттеняла лукаво-мудрая улыбка, дружелюбные манеры, негустые волосы и лопоухие уши Бориса.

24. Одевались братья как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны. Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере.

25. Для официальной критики Стругацкие не существовали. Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы съедали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса».

26. Стругацкие никогда не писали фантастику (в расхожем понимании). Стругацкие писали жесткие и пронзительные антиутопии. Единственные в глухой и непробиваемой советской империи они умудрились быть свободными меж всех пишущих.

27.Антиутопия была запрещенным жанром: никакого вольнодумства, партия укажет и предскажет сама все нужное! Но… «фантастика», юношество, облегченный жанр, Жюль Верн, понимаете.

28.А еще Стругацких всегда любили за несгибаемость, за жесткий и активный оптимизм. Герои их всегда дрались за то, во что верили. Дрались с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она выходила за рамки книги.

29. Братья Стругацкие не любили некоторые свои произведения. Борис Стругацкий: «Повесть о дружбе и недружбе» — одна из двух или трех наших повестей, которые «можно было бы и не писать». Написана она под давлением обстоятельств, к творческому процессу отношения не имеющих. Сами-то мы ее не любили — как и «Страну» («Страна багровых туч»), «Парня» («Парень из преисподней») и «Малыша».

БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ С МАТЕРЬЮ

30. Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 году в Батуми, после семья переехала в Ленинград. Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 году в Ленинграде.

31.Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 года Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Среди всех пассажиров вагона Аркадий один чудом остался жив. Был направлен в город Ташла, где работал на выдаче молока, после был призван на фронт.

32.Только в 1943 году старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда — Чкаловской) области. Получал Аркадий образование в артучилище, но весной 1943 года незадолго до выпуска был отправлен в Москву, где продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. В 1949 году Аркадий получил диплом по специальности переводчик. Далее работал по специальности, переезжая из одного города в другой. В 1955 году отошел от службы, приступил к работе в «Реферативном журнале», а потом устроился редактором в Детгизе и Гослитиздате.

БОРИС СТРУГАЦКИЙ С ЖЕНОЙ

33. В Ленинград Борис с матерью вернулись в 1945 году. В 1950 году Борис окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

34.После окончания Университета Борис поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР. С 1960 года вместе со своим старшим братом Аркадием стал писать.

35.Известность пришла к братьям после выхода в свет первых научно-фантастических рассказов. Фантастика Стругацких отличалась от других, прежде всего научностью и продуманными психологическими образами персонажей. В своих первых работах они успешно использовали метод построения собственной истории будущего, которая и по сей день остаётся основой для всех писателей-фантастов.

36.Аркадий Стругацкий, старший из братьев, умер в 1991 году. Борис Стругацкие после смерти брата продолжал писать и издавал произведения под псевдонимом С. Витицкий. Прожив всю жизнь в Санкт-Петербурге, умер в 2012 году.

37. Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

38. В теперь уже далеком 1966 году молодежь, которую сейчас назвали бы «продвинутой», читала трех авторов и тем гордилась: Брэдбери, Лем и Стругацкие.

39. «Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми. «Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров бесчисленных НИИ и КБ, студентов и лаборантов. «Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.

40. В произведения братьев Стругацких очень часто цитируется Библия, хотя сами они никогда не были верующими людьми.

41. Международная литературная премия им. А. и Б. Стругацких учреждена в 1998 году и вручается с 1999 года в двух номинациях: «За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)» и «За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)».

42.Чаще других — трижды — лауреатом в номинации «Художественная проза» становился поэт, писатель, журналист Дмитрий Быков, дважды — писатели Михаил Успенский и Вячеслав Рыбаков (оба из ленинградского ЛИТО, которым руководил Борис Стругацкий).

43.Самым титулованным обладателем премии в номинации «Критика и публицистика» является писатель Кир Булычев — он дважды удостаивался награды.

44.«21 июня — «средний день рождения (между 15 апреля и 28 августа)», дата, которая «официальной», разумеется, не является, но по традиции именно в этот день в Питере происходит вручение ежегодной литературной премии им. А. и Б. Стругацких».

45. По сюжетам их романов снято 17 фильмов. В числе их — «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

46. Книги братьев Стругацких сформировали мировоззрение не одного поколения жителей сначала СССР, а потом и России, а их творчество пользовалось особенной популярностью в среде советских диссидентов.

47. Обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал Борис Натанович Стругацкий.

48. Борис Стругацкий пережил своего старшего брата Аркадия на 21 год, но за это время выпустил только два собственных романа — все главные произведения были созданы братьями совместно.

49. Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

50. «Разночинная интеллигенция» — вот как на сто лет раньше был бы определен главный читатель Стругацких. Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто в оппозиции власти, при этом веря в добро и в свои силы. Что поразительно: поколения меняются, время течет, а Стругацкие находят читателей в каждой взрослеющей генерации, и остаются с ней, и не исчезают с прилавков.

Стругацкие Аркадий Нантович и Борис Нантович

Быть писателем – фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным смертным, что решили уподобиться своему Создателю. Родные браться – Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика. Они на протяжении десятилетий оставались самыми читаемыми писателями-фантастами в СССР и самыми известными советскими писателями-фантастами за рубежом.

↑ Аркадий Стругацкий

Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война, аркадий трудился на строительстве укреплений, после – в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом – редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.

↑ Борис Стругацкий

Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики – и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

↑ Творчество

Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника – молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких – «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом – «Путь на Альматею», в 1962-ом – «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев – «Шесть спичек» – послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего – Мире Полудня.

Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» – книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов – стала тема нравственного выбора человека – и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) – во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.

Читайте также:  Жизнь и творчество Марка Твена
Ссылка на основную публикацию