Жизнь и творчество Петра Ершова

Петр Ершов: жизнь и творчество автора “Конька-Горбунка”

Петр Павлович Ершов (22.02.1815–18.08.1869) относится к когорте творческих деятелей, которые мало знакомы среднестатистическому читателю. Блестящий драматург, поэт и писатель, он незаслуженно забыт потомками, а его имя сегодня связывается с одним-единственным произведением – детской сказкой «Конек-Горбунок».

А ведь библиография Петра Павловича очень обширна и включает десятки разножанровых произведений.

Краткая биография П.П. Ершова

Петр Павлович Ершов родился 22.02.1815 г. в сибирском поселении Беруково Ишимского уезда в семье станового исправника, т.е. главного полицейского округа.

Детство Петра прошло в разъездах по огромной Сибири – этого требовала служба отца, но кочевая жизнь окончилась в 1824г., когда Петра с братом Николаем записали в Тобольскую гимназию.

Во время учебы дети жили у родственников по материнской линии. Окончание гимназии, совпало с назначением отца в Санкт-Петербург, и Ершов с семьей переехал в столицу Российской Империи. Мальчик поступил в Императорский университет Санкт-Петербурга, где с 1831 по 1835 год Петр учился по специальности история и философия.


(М.И. Теребенев: Портрет Петра Ершова)

В этот период Ершов начинает писать свои первые произведения, возможно, это произошло под влиянием знакомства и тесного общения с П.Плетневым, А,Пушкиным и В.Жуковским. Писатели «с именем» одобрили творческие потуги юного писателя и не без их помощи, Петру Ершову удалось опубликовать в студенческие годы своего легендарного «Конька-горбунка» и «Сибирского казака».

После окончания университета с творчеством пришлось расстаться, хотя юноша и входил в различные модные литературные кружки. П.Ершову не удалось устроиться на должность, которую он давно приметил для себя и, прожив в столице еще год без какого-либо серьезного занятия, дававшего средства к существованию, он был вынужден в 1836г. отправиться в Сибирь, в знакомый с детства Тобольск.

Устроившись учителем в гимназию, П. Ершов проработал на этом поприще несколько лет, пока в 1844г. не пошел на повышение, став гимназическим инспектором, а спустя 13 лет – директором родной гимназии и всех училищ, расположенных в губернии.

Умер Петр Павлович в Тобольске, который после своего возвращения на родину, поэт ни разу не покидал. Произошло это событие 18. 08.1869г.

Творческий путь Петра Ершова

История создания «Конька-горбунка»


(П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Седьмое издание (Санкт-Петербург., 1868). Обложка Р. К. Жуковского, гравированная Л.А. Серяковым)

Судьбоносным произведением для Ершова стал «Конек-горбунок», сказка в стихах, написанная по примеру сказок Пушкина и Даля. Студент показал свое детище своим друзьям, в т.ч. и Пушкину, которые и стали первыми рецензентами «Конька-горбунка», причем, Александр Сергеевич очень высоко оценил произведение юного литератора.

Успех отдельных частей сказки, прочитанных в студенческих аудиториях и опубликованных в одном из выпусков ежемесячного альманаха «Библиотека для чтения», подтолкнул Х.Гинсе, владевшего издательством «Санкт-Петербург», в 1834г. выпустить отдельную книгу «Конек-горбунок».

При жизни Ершова книга выпускалась семь раз, что свидетельствует о том, как в то время Россия нуждалась в хорошей детской литературе, написанной доступным языком. Но, 4-е издание книги уже не было похоже на первые три – автор, оставив без изменений сюжетную линию, героев и объемы сказки, внес значительные правки в текст, но это не умалило достоинств произведения. Кстати, на сегодняшний день, именно исправленный вариант сказки считается авторским конечным текстом, который ложится в основу каждого следующего издательского выпуска.

Читательский спрос «на Ершова» превзошел все ожидания, поэтому в конце года он издает первую главу своего нового произведения «Сибирский казак», а спустя пару месяцев – ее продолжение.


(Портрет Петра Павловича Ершова работы художника Николая Маджи, конец 1850-х)

Работая в гимназии, Ершов вновь вернулся к любимому занятию – инициировав создание гимназического театра, он стал писать сценарии пьес, которые были затем опубликованы в одном издании («Черепослов», «Якутские божки», «Суворов и станционный смотритель»). Кроме того, его стихи регулярно публиковал в своем «Современнике» П.Плетнев и в «Библиотеке для чтения» А.Сенковский.

К сожалению, остальное творческое наследие Петра Павловича, включая цикл «Осенние вечера», не слишком знакомо читателям, хотя оно включает в себя сценарии пьес, баллады, детские сказки, стихи и прозу, правда, некоторые из произведений были написаны под разными псевдонимами. Кроме того, есть предположение, что именно рассказы Ершова стали основой произведений «отца Пруткова».

Такое, мягко говоря, несправедливое отношение к Ершову связано не с отсутствием у него таланта, наоборот, он доказал, что может писать прекрасные литературные произведения в разных жанрах. Ему помешала вынужденная «ссылка» в Сибирь, где он был оторван от культурной жизни России и не мог находится в гуще тех событий, которые вызывали общественный резонанс, а значит, писать о них, спорить, дискутировать. Кроме двух журналов, издаваемых его знакомыми по студенческим временам, Ершова не печатали ни московские, ни питерские издательства. За печать сборников брались только сибирские издательства в Новосибирске, Омске и пр, выдавая книги минимальным тиражом.

В советское время наследие П.Ершова было включено в курс школьной литературы. Но, его рассмотривали не как исконно русского писателя, оберегавшего и доносившего до современников сказания устного народного творчества в виде стихотворных баллад, таких как, «Иванушка-дурачок» или «Василиса Премудрая», а как проходной персонаж, не сыгравший никакой роли в становлении и развитии русской литературы.

Проблематика авторства «Конька-горбунка»


(Обложка книги «Конёк-горбунок».Типо-литография Пашкова, 1909 год. Художник: Евгений Гаврилович Соколов)

Первые данные о том, что авторство сказки принадлежит А.С.Пушкину, появились в 1996г. и глубоко оскорбило сибиряков, у которых хотели почему-то отнять «их писателя». Академик А.Лацис выдвинул теорию о том, что П.Ершов в силу своей молодости просто не мог написать эту вещь . Он считал, что написал сказку Александр Сергеевич, но поскольку произведение под его именем цензура бы не пропустила, он выдумал эту мистификацию, подарив Ершову авторство над сказкой и заработав деньги за ее публикацию.

Академик и его ученики, объясняли правоту своей теории тем, что более, Ершову не удалось создать ни одной столь «сильной» сказки, кроме того, они нашли общие с Пушкиным слова, ритмику строк, обороты.

В первую очередь, параллель проводится к «Сказке о попе и работнике Балде», поскольку и в одном, и в другом произведении тема российского «авось», бескорыстия и простодушия проявляется особенно ярко.


(Иллюстрация Н. А. Богатова к книге «Конёк-Горбунок». Книгоиздательство торгового дома Евдокии Конваловой)

На самом деле, сказка Ершова так перекликается с сказками Пушкина, поскольку оба автора черпали вдохновение в народных истоках, записывая буквально слово в слово устные сказанья, передающиеся из поколения в поколения. Естественно, Ершов обработал материал, равно, как и Пушкин, но оба писателя оставили в произведениях своеобразную стилистику, яркие сочные образы, самобытный юмор,

Во-вторых, не забываем, что первым читателем и рецензентом «Конька-горбунка» стал именно Александр Сергеевич. Возможно, он внес некоторые правки в текст начинающего Ершова, хотя никаких достоверных документальных свидетельств этому факту нет. А если учитывать, что в 4-ую перепечатку Ершов внес существенные правки, то говорить об авторстве Пушкина вообще не стоит.

Интересные факты из жизни Петра Ершова


(Культурный центр им. П.П. Ершова, г. Ишим)

Оказывается, свое обучение Ершов начал еще до гимназии – проживая в с.Березове, где служил отец, будущий писатель 2 года отходил в училище уезда.

Другом Ершова по Тобольской гимназии был будущий композитор, а пока еще гимназист Саша Алябьев, которому уже тогда прочили музыкальную славу.

Университет Петербурга Ершов окончил в 20 лет, хотя учеба не интересовала его абсолютно.

Учеником П.Ершова, а затем и его «родственником» стал будущий светоч русской химии Д,Менделеев, который по окончании Тобольской гимназии женился на падчерице Петра Павловича.

Жизнь писателя была очень сложной – он потерял всех родных, похоронил 4 детей и двух жен, но при этом, он всегда оставался набожным, религиозным человеком, никогда не теряющим своей веры.

В бытность инспектора Тобольской губернии, Ершову даже удалось уговорить губернатора разрешить крестьянам строительство новой церкви на собранные ими деньги. И церковь имени Петра была возведена в селе, где родился Ершов, в чем он он видел знак свыше. К сожалению, как и многие другие «культовые» сооружения, церковь была снесена в 1969 году.


(Дом, в котором жил П.Ершов в 1862-1869 годы в Тобольской губернии, Сибирь)

Вот такой он, с одной стороны, хорошо знакомый, а с другой абсолютно неизвестный нам русский поэт и драматург. Судьба незаслуженно обошлась с Петром Ершовым, поставив его имя в ряды «второстепенных» писателей и считая «автором одной книги».

Но люди любят эту книгу, поэтому до сих пор помнят его имя и даже сумели отдать определенную дань памяти – в честь Петра Павловича названа одна из улиц Тобольска, на которой установлен и небольшой памятник писателю, а также улица в г.Ишим. Его имя носит Ишимский университет и село Безруково, в котором родился писатель.

Петр Ершов

Биография

«Конек-Горбунок» – одно из самых популярных в России и на постсоветской территории произведений для детей младшего школьного возраста. Эту поэтическую сказку читали еще наши бабушки и дедушки, она изымалась из школьной программы и включалась в нее снова. Судьба Петра Ершова, «отца» Конька-Горбунка, не менее сложна, чем история создания и изданий сказки.

Детство и юность

Петр Павлович Ершов родился 22 февраля 1815 года в селе Безруково Тобольской губернии (сейчас территория Тюменской области). Мать будущего поэта, Евфимия Васильевна, происходила из купеческой семьи. Отец Павел Алексеевич занимал пост станового исправника.

Портрет Петра Ершова

В детстве Петр был очень слабым, и Ершовы всерьез опасались за его жизнь. От отчаяния они даже решились на полуязыческий обряд «продажи» младенца: болезненного ребенка «отдавали» за грош нищему. Ребенок, разумеется, оставался с родителями, а бедняк, как считалось, уносил болезнь с собой.

Из-за рода службы отца семья часто переезжала, и первые 8 лет будущий поэт жил в Омске и Петропавловске. Затем, в 1924 году, отец отправил Петра и его брата Николая в Тобольск, чтобы сыновья обучались в гимназии. Поэтому долгое время мальчикам пришлось жить в отрыве от родителей, в семье дяди по материнской линии, купца Николая Степановича Пиленкова. Он, богатый человек и меценат, относился к племянникам очень тепло.

Петр Ершов в молодости

Еще одним человеком, принимавшим участие в жизни Петра, стал директор гимназии Иван Менделеев, отец великого химика Дмитрия Менделеева. С ним Ершов впоследствии близко подружился и даже отдал свою падчерицу за него замуж.

После окончания гимназии братья Ершовы продолжили учебу в Императорском Санкт-Петербургском университете, так как отца отправили работать в столицу. Впоследствии Петр получил высшее образование всего в 20 лет, хотя к учебе относился пренебрежительно: после выпуска он даже не знал ни одного иностранного языка, хотя учился на историко-филологическом факультете.

Творчество

«Конек-Горбунок», принесший Петру известность, был написан молодым поэтом в годы студенчества. Первое время в Санкт-Петербурге было для юноши трудным: в столице бушевала холера, люди бунтовали. Все это производило на Ершова удручающее впечатление.

Писатель Петр Ершов

Тогда ему и пришла в голову идея истории, главным героем которой станет честный и справедливый бедняк. Поэтическую же составляющую «Конек-Горбунок» обрел благодаря Петру Александровичу Плетневу, ректору университета и профессору русской словесности. Он показал студенту Ершову сказки Александра Сергеевича Пушкина, и начинающий автор окончательно определился со сказочным направлением сюжета и стихотворным изложением.

Когда «Конек-Горбунок» был дописан, Петр отдал поэму на суд Александра Пушкина и Василия Жуковского, с которыми сблизился за время учебы. Сказка вызвала у них бурное одобрение, а Пушкин сказал, что после «Конька-Горбунка» он может более не беспокоиться о сказочном жанре и оставить этот род сочинений.

Первое и современное издание сказки «Конек-Горбунок»

Немного позже отрывок из сказки Ершова был прочитан с университетской кафедры самим Плетневым, затем еще один фрагмент «Конька…» опубликовали в ежемесячном журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год. Успех привел к тому, что в октябре 1834-го сказка была полностью опубликована. Дебютная книга Петра Ершова продавалась по цене 5 рублей за экземпляр.

Через месяц Петр закрепил успех – в печать отдали первую часть его «старинной были», баллады «Сибирский казак», а затем и вторую. Это произведение также имело успех: в 1840-е «быль» стала строевой песней 2-го Сибирского казачьего полка. Не забыли «Сибирского казака» и позже – в переложении на музыку историческую балладу исполняли многие певцы и певицы, в том числе Надежда Бабкина.

Иллюстрация к сказке «Конек-Горбунок»

Успех «Конька-Горбунка» открыл молодому писателю двери в творческое общество Санкт-Петербурга. Петр начал посещать встречи литераторов, знакомиться с коллегами по цеху и думал, что его призванием станет писательский труд.

Однако в силу юности и, возможно, детства, проведенного в провинции, Ершов не сумел оценить плотную взаимосвязь литературы с политической ситуацией в государстве. В итоге правительство усмотрело в «Коньке-Горбунке» неуважительное отношение к царской власти, и книга оказалась запрещенной к публикации. Поэтому, несмотря на популярность сказки, переиздали «Конька…» только в 1856 году, после смены царя.

Памятник Иванушке и Коньку-Горбунку

Интересный факт: после того как минула опала, Петр Павлович в 1857 году оказался внесен в список лиц, заслуживающих правительственного доверия. Причем охарактеризовали в нем писателя как доброго, умного и честного человека. Критики отнеслись к сказке двойственно: ее и хвалили, и ругали. Среди людей, которым «Конек-Горбунок» пришелся не по вкусу, был критик Виссарион Белинский, разгромивший произведение автора в своей статье.

В дальнейшем на литературном поприще Ершов пробовал себя в различных жанрах: писал поэзию как малых, так и больших форм, сочинял прозаические и драматические произведения. Однако успеха «Конька…» не смогла повторить ни одна из его последующих работ. Стихи Петра были вторичными и при безупречной форме не вызывали у читателей, избалованных поэзией Золотого века, никакого интереса по своему содержанию.

Читайте также:  Жизнь и творчество Фрэнсиса Фицджеральда

Портрет Петра Ершова

Поэт попробовал вернуться к «народному жанру» и взялся за написание поэмы «Иван-царевич». Но итог работы категорически Ершову не понравился, и он уничтожил рукопись. Также Петр пытался написать либретто к опере со сказочным сюжетом «Страшный меч». Произведение получилось преимущественно удачным, но в свете его так и не представили – свежая опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» сделала работу Ершова ненужной.

Личная жизнь

Биография Петра Павловича вне творчества также складывалась непросто. В середине 1830-х молодому мужчине пришлось покинуть столицу: сначала умер его брат, затем – отец, и кому-то надо было взять на попечение мать. Ершов вернулся в Тобольск, где получил должность преподавателя Тобольской гимназии. Изначально Петр планировал стать преподавателем словесности, но этой должности не нашлось. Поэтому пришлось преподавать гимназистам латинский язык, который самому Петру совершенно не нравился.

Памятник Петру Ершову

После смерти матери мужчина всерьез думал вернуться в Санкт-Петербург, но вмешались личные обстоятельства: Петр влюбился. Избранницей стала вдова Серафима Лещева, имевшая уже четверых детей. Брак продлился 5 лет, затем женщина умерла при родах. Ершов женился повторно на Олимпиаде Кузьминой, но и этот брак завершился в 1853 году в связи со смертью супруги.

Овдовев повторно, Петр Павлович все-таки не утратил надежды найти счастье в личной жизни, и в конце концов это ему удалось. С третьей женой Еленой Черкасовой писатель прожил до конца жизни. Всего в браках у Петра Ершова родились 15 детей, но до совершеннолетия дожили только четверо.

Александр, младший сын Петра Ершова

Карьера Петра Павловича как преподавателя, несмотря на нелюбовь к латыни, складывалась удачно. Через 8 лет работы он стал инспектором Тобольской гимназии, а через 21 год дослужился до директорского поста.

Службе Ершов уделял много времени и внимания: не ограничиваясь только гимназией, Петр Павлович учредил несколько новых училищ, включая редкие по тем временам женские образовательные учреждения. Также он писал сочинения на педагогическую тему, инициировал в гимназии организацию театра, для которого сам писал пьесы.

Смерть

Точная причина смерти Петра Павловича неизвестна. До потомков дошли только сведения, что последние годы жизни мужчина страдал от водянки – болезни, при которой в полости живота скапливается большое количество жидкости. Несмотря на мучительные симптомы, Ершов до конца оставался деятельным и бодрым человеком.

Могила Петра Ершова

Петр Павлович Ершов умер 18 августа 1869 года в Тобольске. Могила поэта находится на местном Завальном кладбище. На надгробии имеется надпись, гласящая, что под ним лежит автор сказки «Конек-Горбунок».

После смерти признание творчества Ершова оказалось выше, чем при жизни. В честь него названы улицы в Тобольске и Ишиме, а родное село Безруково переименовано в Ершово в 1960 году. Петру Павловичу поставлены 2 памятника и бюст. Кроме этого, получить представление о внешности писателя можно благодаря нескольким портретам, нарисованным при жизни.

Ершов, Пётр Павлович

Пётр Па́влович Ершо́в (22 февраля (6 марта) 1815, Безруково, Ишимский уезд, Тобольская губерния — 18 (30) августа 1869, Тобольск) — русский поэт, прозаик, драматург, автор сказки в стихах «Конёк-Горбунок», ставшей классикой русской литературы.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литературная деятельность
  • 3 Память
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Родился в семье чиновника Павла Алексеевича Ершова (1784—1834). Отец по делам, связанным со службой, часто переезжал. Ершовы пересекали цепь казачьих поселений, посещали места, где были ещё свежи предания о временах Ермака и Пугачёва. В 1824 году родители определили Петра и его брата Николая в Тобольскую гимназию. Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых — родственников матери, а когда окончили гимназию, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Императорский Санкт-Петербургский университет. В 1831—1835 годах он учился на историко-филологическом факультете университета.

В студенческие годы Ершов сблизился с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, познакомился с Василием Жуковским и Александром Пушкиным. На их суд девятнадцатилетний студент отдал своё первое крупное произведение — сказку «Конёк-горбунок», прочитав которую, Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Плетнёв во время одной из лекций прочитал с университетской кафедры отрывок из «Конька-горбунка» и назвал студентам автора сказки — их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории.

Другой отрывок из «Конька-горбунка» появился в мае в «Библиотеке для чтения» (1834, т. 3), а в октябре 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием. Успех сопутствовал молодому поэту: в декабре того же года к печати была одобрена первая часть «Сибирского казака», а затем и вторая часть этой «старинной были» [1] .

Приближающееся окончание университета было связано у молодого сибиряка с проблемами. Не смог он получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, которых у него было немного, порывать с литературной средой. Противоречивые чувства вызывало и прощание с самим Петербургом, к которому он привязался, но вместе с тем хотел принять участие в исследовании Сибири [1]

Вернувшись на родину летом 1836 года, Ершов работал учителем Тобольской гимназии. С 1844 года он — инспектор, а с 1857 года — директор гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников — будущий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Падчерица Ершова стала женой Менделеева.

Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель» (1835), комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов».

Печатал свои стихотворения в Библиотеке для чтения Сенковского и в «Современнике» Петра Плетнёва.

Умер Пётр Ершов 30 августа 1869 года. Похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.

Литературная деятельность

Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-Горбунок», написанная им ещё на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 томе «Библиотеки для чтения» 1834 года, с похвальным отзывом Сенковского.

Некоторое время считалось, что первые четыре стиха сказки набросал Александр Пушкин, читавший её ещё в рукописи. [2] Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причём четвёртое из них (издание 1856 года) — было сильно переработано автором и является на сегодня окончательным авторским текстом.

«Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные образы сделали эту сказку широко известной и любимой в народе.

Виссарион Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа» [3] .

Кроме «Конька-горбунка», Ершов написал несколько десятков стихотворений. Есть также указания, что он публиковал стихи, рассказы и драматургические произведения под псевдонимами. [4]

В 1834 году Петром Ершовым была написана, а в 1835 году издана баллада «Сибирский казак» — старинная быль о молодом сибирском казаке, который был вынужден оставить жену и по приказу атамана «идти на киргизов войною». Первоначальный вариант второй части баллады вышел в свет как отдельное стихотворение под названием «Песня казачки». В 1842(?) году, первая часть баллады, переработанная и положенная на музыку, становится строевой песней 2-го Сибирского Казачьего полка. Песня вошла в репертуар многих исполнителей, в частности Надежды Бабкиной.

Ершов работал также в драматических и прозаических жанрах. Ему принадлежит «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель», в позднюю пору жизни (конец 1850-х гг.) он написал большой цикл повестей «Осенние вечера», обрамляемых сквозным сюжетом — встречей персонажей, которые рассказывают эти повести. Такая композиция характерна скорее для 1830-х годов («Двойник, или Мои вечера в Малоросии» А.Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя), в которые происходило формирование Ершова-литератора и для своего времени выглядели уже анахронизмом. Любопытно, что один из персонажей повести «Панин бугор» — типичный романтический влюблённый — носил фамилию Сталин. Вероятно, это одна из причин того, что первая посмертная публикация этого рассказа состоялась только в 1984 году.

Считается, что произведения Ершова легли в основу пьес «отца Пруткова». В частности, Владимир Михайлович Жемчужников писал Александру Николаевичу Пыпину 6 (18) февраля 1883 года из Ментоны (Франция) о своём знакомстве с П. П. Ершовым, в 1854 году в Тобольске, где он служил чиновником особых поручений при родственнике — тобольском губернаторе В. А. Арцимовиче:

«Мы довольно сошлись. Он очень полюбил Пруткова, знакомил меня также с прежними своими шутками и передал мне свою стихотворную сцену Черепослов, сиречь Френолог, прося поместить её куда-либо, потому что ‘сознаёт себя отяжелевшим и устаревшим’. Я обещал воспользоваться ею для Пруткова и впоследствии, по окончании войны и по возвращении моём в СПб., вставил его сцену, с небольшими дополнениями, во 2-ое действие оперетты Черепослов, написанной мною с бр. Алексеем и напечатанной в Современнике 1860 г. — от имени отца Пруткова, дабы не портить уже вполне очертившегося образа самого Косьмы Пруткова» [5] .

По другим данным [6] Ершову принадлежит только авторство куплетов в пьесе Чижова. Из письма к Е. П. Гребёнке (прозаик, поэт, петербургский друг Ершова) от 5 марта 1837 года

«Мы с Чижовым стряпаем водевиль Черепослов, в котором Галь получит шишку пречудесную. Куплетцы — заяденье! Вот ужо пришлю их к тебе после первого представления».

В письме того же числа к другу В. А. Треборну Ершов упоминает водевиль как создание Чижова:

«Ещё приятель мой Ч-жов готовит тогда же водевильчик Черепослов, где Галю пречудесная шишка будет поставлена. А куплетцы в нём — что ну, да на, и в Питере послушать захочется».

Малая известность нестихотворного наследия Ершова вызвана ещё и тем, что до недавнего времени оно издавалось только сибирскими издательствами (Омск, Новосибирск и т. п.).

Петр Павлович Ершов

Годы жизни: с 06.03.1815 по 30.08.1869

Русский поэт, писатель, драматург. Наиболее известное произведение: сказка «Конек Горбунок».

Петр Павлович Ершов родился деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье мелкого чиновника. Отец писателя часто переезжал по службе и детство П. Ершов провел в различных городах: крепость св. Петра (ныне Петропавловск, Казахстан), Омск, Берёзов, Тобольск. Окончил Тобольскую гимназию. В 1830 г. отец добился перевода в С.-Петербург, куда и переехал с семьей. В 1831–1834 Ершов учился на философско-юридическом факультете С.-Петербургского университета. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным. В период студенчества Ершов пишет свое самое известное произведение: сказку «Конек Горбунок». Сказка была высоко оценена А.С. Пушкиным и П. Плетневым, и в 1834 году был опубликована сначала частично, а затем и полностью. Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок.

В 1834–1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего. В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену Фома-кузнец (1835) и пьесу Суворов и станционный смотритель (1836).
Летом 1836 П. Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения «Курс российской словесности», однако книга была отвергнута на том основании, что «не вполне отвечает понятиям воспитанников». В этот период Ершов писал немного, а его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Публикация цикла из семи рассказов “Осенние вечера” (1857), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы “Купец Базим, или Изворотливость бедняка” (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич в 10 томах и 100 песнях,остался неосуществленным. Умер Ершов 18 августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок». В г. Ишиме сейчас открыт Культурный центр П. П. Ершова.

Интересные факты из жизни

А.Ярославцев передавал слова А.С.Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Есть также малодостоверное сообщение П.В.Анненкова, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину.

Сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (в 1870–1890-х вышло ок. 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом около 350 тыс. экз.).

В 1996 году появилась статья литературоведа Александра Лациса, в которой он утверждал, что автором «Конька Горбунка» является не П. Ершов, а А.С. Пушкин. У этой точки зрения появился ряд сторонников, которые указывали на следующие аргументы: молодость П. Ершова и отсутствие литературного опыта, близость стиля сказки к пушкинскому, отсутствие первой рукописи сказки. Также обращали внимание на то, что П. Ершову более не удалось написать ничего, что приближалось бы по художественным достоинствам к его первому крупному сочинению. Большинство исследователей творчества П. Ершова и А.С. Пушкина не придерживаются этой версии, считая П. Ершова единоличным автором «Конька Горбунка».

Читайте также:  Жизнь и творчество Александра Герцена

Сказку Ершова неоднократно пытались запретить. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» наоборот – из-за сцен преклонения перед царем. В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака». В 2007 году активисты Общественного движения «Болгарский национальный конгресс» потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное. Прокуратура в проведении проверки отказала, поскольку произведение относится к «классике русской литературы».

В 1986—1988 годах в СССР была создана видеоигра «Конек Горбунок», в которую можно было поиграть на советских игровых автоматах.

Библиография

Кроме сказки «Конек Горбунок» произведения П. Ершова не пользовались популярностью и не снискали положительных отзывов критики. Только в 2005 году появилось собрание его сочинений, под редакцией В.П.Зверева.

Экранизации произведений, театральные постановки

Балеты
Конёк-горбунок (балет Пуни) (1864)
Конёк-Горбунок (балет Щедрина) (1958)

Экранизации
Конёк-Горбунок (1941, СССР), реж. Александр Роу
Конёк-Горбунок [мультфильм] (СССР, 1947), реж. Иван Иванов-Вано – Специальная премия жюри IV МКФ в Каннах, 1950
Конёк-Горбунок [мультфильм] (СССР, 1975), мультфильм был нарисован заново по эскизам 1947 года.

Петр Павлович Ершов (1815-1869) – биография, жизнь и творчество писателя для детей

Детство и юность

Пётр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его, Павел Алексеевич, служил чиновником. Мать, Ефимия Васильевна, была дочерью богатого купца.

В браке у Павла и Ефимии родилось 12 детей, выжили только двое: Пётр и Николай. Пётр был слабым ребёнком. С каждым годом состояние его здоровья ухудшалось. В биографии Ершова есть такой факт: чтобы спасти жизнь мальчику, родители решили провести магический обряд.

Суть его заключалась в том, что больного ребёнка продают незнакомцу за грош. Считалось, что, покупая малыша, незнакомец забирает его болезни. В зрелом возрасте Ершов, вспоминая этот случай, говорил, что цена его — грош.

В школьном докладе нужно указать, что из-за дел, связанных со службой отца, семья часто переезжала. Детство писателя прошло в сибирских городах Петропавловске, Омске, Берёзове и Тобольске. В 1827 году Пётр и его брат Николай поступили в Тобольскую гимназию. Директором учебного заведения был Иван Павлович Менделеев, отец химика Дмитрия Менделеева. С этим ученым связаны интересные факты из жизни писателя:

  1. Ершов помог поступить Дмитрию Ивановичу в гимназию.
  2. Одна из неродных дочерей Петра Павловича вышла замуж за знаменитого химика.

Окончив гимназию, братья поступили в Императорский Санкт-Петербургский университет. Пётр учился на историко-филологическом факультете. К учёбе относился небрежно. Он не знал ни одного иностранного языка, а в то время образованные люди в Российской империи говорили на французском или немецком. В студенческие годы он познакомился с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, поэтами Василием Жуковским и Александром Пушкиным.

Творческое признание

Своё известное произведение «Конёк-Горбунок» Ершов написал в 18 лет, учась в университете. В нём он отразил сибирские сказания и детские впечатления. Ершов использовал много разных народных сказочных сюжетов — это и «Жар-птица», и «Сивка-Бурка», и «Сказка об Иване-дураке». Подобные произведения знают и любят дети начальных классов. Сюжет «Конька-Горбунка» сходен с одной норвежской сказкой, которая называется «Семь жеребят».

Своим творчеством он поделился с Плетнёвым, Жуковским и Пушкиным. Содержание произведения очень понравилось писателям, они дали высокую оценку способностям юноши. С того момента сказка публиковалась частями в различных журналах. В 1834 году она была издана полностью в журнале «Библиотека для чтения».

Творческий успех позволил молодому человеку стать частью литературного общества. В краткой биографии Петра Павловича Ершова нужно отметить, что он знакомился с другими писателями и хотел продолжать свой творческий путь. Литератор писал и стихи. Некоторые из них печатались в «Современнике».

В 1843 году сказку запретили переиздавать. Спустя 13 лет она вновь стала публиковаться. Но даже в наше время сюжет «Конька-Горбунка» не даёт покоя: в 2007 году эту сказку активисты назвали экстремистской.

Личная жизнь

Несмотря на успех сказки, биография Петра Ершова полна горестей. Он долго не мог обрести личное счастье. Был женат трижды. Сложная жизнь приводила его в отчаяние.

Похоронив отца, брата и мать, писатель в 23 года встречает вдову с четырьмя детьми Серафиму Лещёву. Она была красивой и образованной женщиной. Их счастье было недолгим: они похоронили обеих своих дочерей. Вскоре при родах умирает и Серафима. В браке Ершов прожил с ней пять лет.

Второй брак с Олимпиадой Кузьминой тоже просуществовал недолго. Вторая супруга Ершова тоже умирает. С детьми на руках литератор очень переживал эти жизненные горести.

Третьей женой писателя стала Елена Черкасова. С ней он прожил до самой своей смерти. Всего в браках у Ершова родилось 15 детей, но только четверо из них дожили до зрелого возраста. В 1856 году мужчина написал сообщение друзьям. В нём он говорил, что за одну неделю похоронил сына и дочь. Насмешливым было счастье писателя.

Если говорить кратко, то, несмотря на небрежное обучение в гимназии и университете, Петру Павловичу удалось стать прекрасным педагогом, которого любили дети. Он работал в Тобольской гимназии, где был инспектором. Спустя 20 лет стал директором этого учебного заведения. За время своего «правления» в гимназии писатель открыл в губернии шесть женских школ. Ученицы получали в них прекрасное образование. Школы содержались в порядке и находились под контролем директора.

Наследие писателя

Умер Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Прожил он 54 года. Точная причина его смерти до сих пор неизвестна. Есть версия, что он страдал от водянки. Несмотря на боли, Ершов сохранял бодрость духа и оптимизм до последнего своего дня. На надгробии написано, что под ним лежит автор сказки «Конёк-Горбунок».

К сожалению, кроме «Конька-Горбунка» Ершову не удалось ничем прославиться. Он, конечно, писал пьесы, повести, стихи, рассказы, эпиграммы, даже песни, но успех «Конька» ничем не превзошёл. В багаже Ершова есть такие произведения:

  1. Сборник «Осенние вечера», куда вошли семь рассказов.
  2. Быль «Сибирский казак».
  3. Очерк «Сцена в лагере».
  4. Комедия-анекдот «Суворов и станционный смотритель».

Кстати, как выглядел писатель, доподлинно неизвестно. В то время портреты известных людей запечатлевались на холстах художников. Работа Николая Маджи считается самым достоверным изображением Ершова.

Особое внимание творчество писателя получило уже после его смерти. Но главное, что сегодня труд Петра Павловича высоко ценится современниками. Деревня Безруково, в которой родился писатель, сейчас именуется Ершово. Также в честь него названы улицы в Тобольске и Ишиме.

Творчество Виталия Бианки

Нестерова И.А. Творчество Виталия Бианки // Энциклопедия Нестеровых

В.В. Бианки оставил неизгладимый след в русской литературе. Его творчество открыло удивительный мир живой природы миллионам детей. Бианки недаром выбрал своими главными жанрами рассказ, повесть и сказку: по его мнению, это самые популярные у читателя жанры.

  1. Мастерство В. Бианки
  2. Новаторство В. Бианки
  3. Стилистические особенности творчества В.Бианки

Мастерство В. Бианки

Самым лучшим писателем для детей, – полагал В.Г. Белинский, – высшим идеалом писателя для них может быть только поэт [1].

Критик имел в виду поэтов в глубинном смысле слова – поэтов по складу натуры, поэтов в душе. И жизнь подтвердила пророческое суждение Белинского в полной мере: буквально все наши детские писатели, которым суждено было стать классиками советской литературы для детей, были в душе настоящими поэтами – даже те, у которых нам не известна ни одна опубликованная строчка стихов.

Вот он и стал писать для миллионов. И прежде всего – для миллионов детей, а также тех взрослых, что сохранили в себе лучшие черты детства.

Такими чертами В. Бианки считал, судя по записи в его дневнике, широко раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на все отзывчивость, чистоту помыслов, мечту, доверчивость и, наконец, последнее – может быть, самое важное – мироощущение поэта: жизнь – сказка.

Незадолго до конца жизни в письме к педагогу А. И. Выдриной, Виталий Бианки высказал такое желание: “Будь я заведующим народным образованием, я переделал бы все обучение в школах: организовал бы его так, чтобы главное внимание обращалось на сохранение ребенка в душе человека, а не умерщвление его”.

За тридцать с лишним лет, прошедших с тех пор, пожелание это так и остается пожеланием: школа наша, увы, не перестроила свою работу. И хотя нет и не было такого учителя, который сознательно убивал бы в ребенке ребенка, но, говоря объективно, картина пока остается именно такой: в детях, пришедших в школу, если и не убивается, то подавляется все детское.

Как это ни странно, Бианки не любил слова “природа”: слово “природа” по его Мнению, слишком многие поминают всуе. Болтают “природа, природа”, а потом приходят на пляж или в лес и без зазрения совести их замусоривают. Вот тебе и “природа”! Помнил он и о том, что человек – тоже часть природы и поднимать руку на нее –значит поднимать руку на себя самого.

Саму же природу он любил и всю свою жизнь и все свое творчество посвятил именно природе, особенно птицам, к коим питал наибольшую симпатию. Ведь с птицами, только с птицами,– говорится в его рассказе “Рождение радости”,– родилась на свет радость. Птицы первые по-настоящему овладели беспредельным океаном воздуха. и первыми из всех животных на Земле – запели. И человек, родившись, запел, подражая им, птицам”[2].

Новаторство В. Бианки

С первых же шагов советской детской литературы широкий мир родной природы открывался перед ребятами в книгах М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова, С. Покровского, Н. Плавильщикова, Е. Чарушина и ряда других писателей-анималистов. Каждый из них по-своему вводил читателя в этот мир.

Тематический диапазон книг В. Бианки обширен и многообразен, как многообразна сама живая природа. Он во многом определялся задачами, которые страна ставила перед литературой.

По мнению Виталия Бианки, нельзя стать бережливым, умелым, разумным хозяином природы, не зная ее. Нельзя создавать “вторую” природу, не зная первой, естественной. Можно допустить много ошибок, если пренебречь знанием законов природы [2].

Так естественно возникает необходимость дать правильное представление о закономерностях природы, явлениях и фактах, в ней происходящих. И чем раньше в возрастном отношении оно заложено, тем скорее и лучше разрешается еще одна задача: воспитание правильного отношения к природе – отношения, очищенного от суеверий, предрассудков, ложных страхов, мистики.

Эта задача определила основное содержание творчества Виталия Бианки. Ребенок впервые сталкивается с новым для него миром зверей, птиц, насекомых, растений. Он схватывает в нем еще только отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ему о них, но смело подводит юного читателя к первоначальному осмыслению, к самому простому их обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, разные хвосты, носы, ноги, разные способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет ребенка сравнивать, связывать, обобщать.

Расширяется круг знакомства детей с обитателями поля, леса, озера, расширяется и круг вопросов, которые ставит перед детьми писатель. Он ведет своего читателя от простого к более сложному, от частного к общему. Перед пытливым взором ребят открываются почти все стороны жизни зверей и птиц: поведение, гнездование, выведение и воспитание потомства, питание, зимовка, перелеты (“Где раки зимуют”, “Оранжевое горлышко”, “Мышонок Пик”, “На Великом морском пути”). Автор показывает, как все в окружающей природе крепко связано между собой. Разорвешь одно звено цепи – выпадет и другое; уничтожишь, например, стаю птиц зимой на юге, а останешься без охоты весной на севере. Природа наша – одно большое хозяйство. “. Какое огромное у нас слово “Родина”. Какую часть земного шара она обнимает. И все же: юг и север, восток и запад – одно хозяйство” (“Двойная весна”).

Так постепенно связывается и охватывается весь круг основных биологических явлений – по сезонам, по разнообразным местам обитания, и создается общая картина непрерывного движения жизни природы (“Лесная газета”, “Синичкин календарь”). Для В. Бианки чрезвычайно характерно диалектическое осмысление природоведческого материала. В сознании самого юного читателя закладывается ясное представление о том, что в живой природе, которая окружает его, все связано между собой, что организм и среда неразрывное целое, что любой орган, любая особенность строения и поведения животных не сами по себе, не для красоты и удивления, а для дела. Читатель вместе с героями сказок видит, как по-разному, в зависимости от образа жизни и места обитания, действуют ноги (“Чьи это ноги?”), как, в зависимости от строения органа, по-разному поют животные (“Кто чем поет?”), как замечательно спасаются от своих врагов –”играют в прятки” – звери и птицы (“Первая охота”, “Прятки”). Он убеждается, что “у всех зверей хвост для дела”, а не для красоты (“Хвосты”), что в природе “совсем никакой. не бал, а все работают” (“Зеленый пруд”).

Именно это “рабочее значение” органа, отдельного признака или характер приспособления живого организма прежде всего старается показать В. Бианки. При этом он избегает отвлеченных, статичных описаний животных. Индивидуальные качества организма, повадки раскрываются в действии.

Целая маленькая энциклопедия биологических знаний заключена для ребят дошкольного и младшего возраста в сказках и рассказах писателя, вышедших в большинстве своем в течение первого десятилетия литературной работы.

Читайте также:  Знаменитые и великие люди России – доклад сообщение

Но вот первоначальный период познания окружающей природы пройден. Совсем еще юный читатель введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, становится сам охотником, юным следопытом, юным натуралистом. Так ведет его писатель.

И соответственно расширяется круг тем в произведениях для детей среднего и старшего возраста. Тема охоты становится центральной для целого ряда его книг. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте [3].

Увлекательные, в большинстве остросюжетные, они знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения, умело управлять большим охотничьим хозяйством.

Стилистические особенности творчества В.Бианки

Если в сказке или рассказе В. Бианки для дошкольника или младшего школьника раскрывается только смысл и характер биологического явления, то в его охотничьих рассказах и произведениях, посвященных юным натуралистам, раскрывается серьезное практическое, жизненно важное значение познания природы, умения ее наблюдать, ориентироваться в ней.

В лесу по следам на снегу можно прочесть, кто здесь был, что делал (“Снежная книга”). Это еще почти игра, занимательная загадка для маленького читателя. Но тому, кто научится читать следы, это умение может пригодиться и в более важном деле. В лесу зимой лесник-охотник, хорошо разбирающийся в следах, отыскивает своего пропавшего сына и спасает ему жизнь (“По следам”). Это уже не игра в загадки: читателю открылся серьезный смысл умения разбираться в природной обстановке. Именно такое умение помогло охотнику разыскать волчье логово (“Как дяденька Волов искал волков”), двум охотникам, заблудившимся в камышах,– выбраться из смертельной беды (“Ласковое озеро Сарыкуль”), а молодому ученому – разгадать загадку исчезающего озера (“Озеро-призрак”).

Да ведь и сама охота – будь то облава на медведя или истребление вредных сусликов, разгадка заячьей хитрости или добыча промысловой птицы – требует того умения и той смекалки, которые рождены отличным знанием повадок животных. И не только повадок: надо знать среду обитания животных, все сложные цепи взаимосвязей в природе, весь характер естественного лесного хозяйства, чтобы чувствовать себя здесь разумным хозяином. А знать это надо не только охотнику, но и юннату-следопыту. Не случайно именно они чаще всего являются главными героями произведений В. Бианки.

Знание делает человека сильным, помогает раскрывать богатства и тайны природы. Знание разрушает суеверия. И вот разоблачение страхов, порожденных суеверием, становится у писателя особой темой, иногда явной, прямой, чаще – побочной, параллельной.

“Где темная тайна, там быстро растут шепотки да слухи и вырастают глупые суеверия. В памяти деревни пробуждается старый мир – леса и болота, населенные животными-оборотнями, лешие, водяные и всякая нежить” (“Заяц-всезнаец”). И автор никогда не упускает случая высмеять страх, возникающий от незнания.

Но природа и весь тот круг знаний, о которых говорилось выше, это в основном “строительный материал” произведений. А за ними стоит человек, – даже в том случае, когда он как персонаж отсутствует.

Какой же он, этот человек, видимый или скрытый герой произведений Виталия Бианки?

“Он смел и настойчив, он много знает и много умеет. Он пройдет по тесной тропе над кручами, не испугается хищного зверя, отыщет дорогу во тьме. Он благороден: не обидит слабого, не бросит в беде друга, не соврет и не слукавит. Он любит свою Родину, бережет ее богатства и приумножает их: раскидывает сады, поднимает в безлесных местах молодые рощи, охраняет птиц и зверей.

И мне кажется, что основная заслуга Бианки в том, что он создал такой образ. Одним героем, на которого хочется равняться, стало больше в нашей литературе.

Это несомненно так.

Среди предков Бианки, ведущих свой род из Италии, были выдающиеся певцы, своим искусством чаровавшие весь мир,– не от них ли идет у писателя его любовь к птицам?

Но нельзя забывать и того, что Валентин Львович Бианки, отец писателя, одно время заведовал орнитологическим (“птичьим”) отделом петербургского Зоологического музея Академии наук. В музей этот Виталий (впрочем, в детстве его звали Витей) заходил едва ли не ежедневно. Звери, птицы, рептилии там были представлены в разнообразных живых сценках.

А дома был живой, не музейный уголок.

“Отец рано начал брать меня с собой в лес,– вспоминает писатель.– Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь” [4]. Привычка эта сказывается и в книгах Бианки. Там он тоже не терпит ничего общего, неконкретного в описании природы.

Правда, в его рассказе “Глупые вопросы” действует “средняя” птичка, “просто” птичка, но она на то и выбрана в герои, чтоб доказать, что “просто” птичек быть не может.

Нелюбовь к “среднему” распространялась у Бианки не только на описания животных (“Птицы – тоже животные!” – не уставал напоминать он), но и на описания вообще. У него нет пейзажей “типовых”– есть лишь единственные, неповторимые, когда-то увиденные в жизни. И изображать их стремится он так, чтобы читатель навсегда их запомнил и при случае мог узнать.

Тяга к конкретности, основанная на глубоком, истинно научном понимании природы,- одно из важнейших отличий книг Бианки от старых, дореволюционных книг подобного рода. Это знак новаторства, подлинной оригинальности творчества Бианки.

“И до Бианки писали о птицах, зверушках и рыбах,–замечает писатель Николай Сладков.– Но чаще это были либо переодетые в животных человечки, либо просто зверушки, просто птички и вообще рыбки. Бианки же каждого назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено, и действует так, как это присуще только ему” [5].

Не менее важно и то, что истории, описываемые Бианки, не из головы взяты, а из жизни, из личного опыта автора, все они по-настоящему пережиты. Отсюда и конкретность обстановки, свойственная его рассказам и сказкам, отсюда же географическая и биологическая точность его описаний.

Учителями Бианки в русской литературе были Лев Толстой с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С. Т. Аксаков его романом “Детские годы Багрова-внука” и “Записками ружейного охотника Оренбургской губернии”, а также Д. Н. Мамин-Сибиряк, создатель знаменитых рассказов и сказок. Явно не прошли мимо него книги И. С. Тургенева и А. П. Чехова. А из писателей зарубежных едва ли не решающее влияние оказал на него Э. Сетон-Томпсон, книгами которого Виталий зачитывался в детстве.

Бианки оказался достойным наследником этих великих имен. В знании главного своего предмета – природы, – в точности описаний своих четвероногих и пернатых друзей он едва ли уступает им, а поэтичность его рассказов и сказок делает их интересными для всех читательских возрастов.

Жизнь и творчество Виталия Бианки
презентация к уроку по чтению (1, 2 класс)

Презентация на тему: “Жизнь и творчество Виталия Бианки”

Скачать:

ВложениеРазмер
vitaliy_bianki_zhizn_i_tvorchestvo.pptx1.14 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лесной сказочник Жизнь и творчество Виталия Бианки Выполнила: Абдуллина А.К учитель начальных классов МОУ «СОШ № 62» г. Магнитогорск

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Одним из них был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — учёного-орнитолога (орнитология – это наука, изучающая птиц) — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук и он ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Семья жила прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.

Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Там их ждали рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок. «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать.»

Там мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование.

Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе. В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки . В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок ».

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – «Чей нос лучше ?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос , Крестонос , Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.

Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой «Лесной газеты» ( 1927).

Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как «Первая охота» (1923), «Кто чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), Сказки зверолова (1937) и др.

По некоторым из них («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь» и др.) сняты мультфильмы.

Бианки писал также тематические циклы «Мышонок Пик», 1926, «Синичкин календарь», 1945 и др.

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса. Виталий Бианки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (1 класс) Тема. “В.В.Бинки, его произведения” Цели. Познакомить с произведениями В.В.Бианки: учить читать, следуя за звуковым орие.

Тест для уроков внеклассного чтения по рассказам В. Бианки “Плавунчик”, “Красная горка”, “Аришка-трусишка”, “Первая охота”.

Тест для уроков внеклассного чтения по рассказам В. Бианки “Плавунчик”, “Красная горка”, “Аришка-трусишка”, “Первая охота”.

Конспект урока Литературы (чтения) во 2 классе 2 отделения Школы 2 вида.

Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Как много значит вовремя прочитанная книга! Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори – весь .

В.В.Бианки Жизнь и творчество (презентация).

Презентация к уроку литературного чтения 1-2 класс.

Ссылка на основную публикацию