Жизнь и творчество Ромена Роллана

Ромен Роллан

Биография

Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

Юный Ромен Роллан с сестрой

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.

Ромен Роллан в молодости

Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.

Ромен Роллан за фортепиано

Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.

Писатель Ромен Роллан

В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».

Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор

Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».

Ромен Роллан и Максим Горький

На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.

Ромен Роллан и Махатма Ганди

В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:

«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.

Ромен Роллан и Мария Кудашева

Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Смерть

В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.

Могила Ромена Роллана

Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.

После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.

Жизнь и творчество Ромена Роллана

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Творчество

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Наиболее известное произведение — роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Произведения

  • Цикл пьес «Трагедии веры»:
    • «Святой Людовик», 1897
    • «Аэрт», 1898
    • «Торжество разума», 1899
    • «Настанет время», 1903
  • Цикл пьес «Театр революции»:
    • «Волки», 1898
    • «Торжество разума», 1899
    • «Дантон», 1899
    • «Четырнадцатое июля», 1902
  • Книга «Народный театр», 1903
  • «Героические жизни»:
    • «Жизнь Бетховена», 1903
    • «Жизнь Микеланджело», 1907
    • «Жизнь Толстого», 1911
  • «Музыканты прошлого», 1908
  • «Музыканты наших дней», 1908
  • «Гендель», 1910
  • Роман-эпопея «Жан-Кристоф», 1904—1912
  • Сборник антивоенных статей «Над схваткой», 1914—1915
  • Сборник антивоенных статей «Предтечи», 1916—1919
  • «Декларация независимости духа», 1919
  • «Кола Брюньон», 1914—1918
  • «Лилюли», 1919
  • «Пьер и Люс», 1920
  • «Клерамбо», 1920
  • Роман-эпопея «Очарованная душа», 1925—1933
  • «Махатма Ганди», 1924
  • «Ответ Азии Толстому», 1928
  • «Жизнь Рамакришны», 1929
  • «Жизнь Вивекананды», 1930
  • «Вселенское Евангелие Вивекананды», 1930
  • Цикл пьес «Театр революции»:
    • «Игра любви и смерти», 1924
    • «Вербное воскресенье», 1926
    • «Леониды», 1928
    • «Робеспьер», 1939
  • «Бетховен», 1927
  • «Бетховен и Гёте», 1932
  • «Пеги», 1944

Ссылки

  • Ромен Роллан:биография, фотографии, произведения и статьи
  • Роллан, Ромен в библиотеке Максима Мошкова
  • Страница Ромена Роллана в проекте «Классика»
  • Четырнадцатое июля (полный текст пьесы)
  • Р.Роллан. Из переписки
  • Именем писателя названа улица в городе Харькове (Украина)
  • French Association Romain Rolland
  • Горький М.О Ромэне Роллане

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 28.03.2017 2017-03-28

Статья просмотрена: 889 раз

Библиографическое описание:

Худайберганов, Я. И. Ромен Роллан — реалист французской литературы / Я. И. Худайберганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40893/ (дата обращения: 07.01.2021).

Ромен Роллан (1866–1944) — реалист, художник, драматург, теоретик французской литературы конца XIX и начала XX вв. Он начинал свое творчество с того, чем кончил Анатоль Франс. Однако слишком многое различало их. Путь Роллана падает на совершенно иную эпоху.

Ромен Роллан родился в 1866 году в Кламси в семье нотариуса. Окончил лицей в Париже и Высшую Нормальную школу в 1889 году. Роллан также в июне 1895 года защищает докторскую диссертацию по истории оперы.

Читайте также:  Ломоносов - сообщение доклад

С 1893 года писатель читал курс истории искусства и истории музыки в лицее, затем в Нормальной школе, позже до 1912 года в Сорбонне, а также он вел музыкальный отдел в периодических изданиях. Статьи и большие работы о музыке Роллан писал всю свою жизнь.

Во время учения в лицее и в Нормальной школе Роллан познакомился с современными ему философскими школами. Философия идеализма оказала на него большое влияние.

В раннем творчестве писатель был ещё далек от реализма. В 1900 году Ромен Роллан в статье «Яд идеализма» обрущивается на современное ему декадентское искусство.

Первые опубликованные драмы писателя вошли в цикл «Трагедии веры» («Людовик святой» (1897), «Аэрт» (1898)). Первоначальные труды Роллана прошли незамеченными публикой.

В конце 90-х годов XIX века писатель Роллан делает огромный шаг в своем развитии. Он приходит к более глубокому пониманию закономерностей жизни, сущности героического. Писатель создает новый цикл — «Драмы Революции». Он задумал грандиозную драматическую эпопею о французской революции в двенадцати пьесах (из намеченных было написано восемь, и работа эта растянулась на сорок лет). Три пьесы «Волки» (1898), «Дантон» (1899) и «14 июля» (1901) были созданы на грани века. Роллан думал о театре и в 1900 году опубликовал книгу «Народный театр».

Книга «Народный театр» явилась не только итогом теоретических раздумий Роллана по вопросам драматургии, но прежде всего боевой программой нового для Франции того времени искусства. По мнению Роллана, искусство должно вливать в человека бодрость и силы.

Первые годы XX века оказались для писателя Роллана очень трудными. Неудачи постигали его, рушились его лучшие замыслы. Он обрек себя на бедность и одиночество. Глубокий душевный кризис потрясает его. Ромен Роллан как человек духа и мечты, он всю жизнь издает цикл драм из истории. Ромен Роллан пишет серию книг о биографии Микеланджело, Л. Н. Толстого, Л. Бетховена и многих других. Он считал, что опыт жизни и борьбы великих людей поможет человеку выстоять в битвах современности, вдохновит на подвиги.

В начале 1900-х годов Ромен Роллан регулярно печатается в периодической прессе. Он пишет статьи о живописи, книгу о художнике Франсуа Милле, статьи, позднее в сборники «Музыканты наших дней» и «Музыканты прошлых дней». Музыка пользуется особенной любовью писателя.

Музыка для Ромена Роллана — часть его существа, наиболее глубокое выражение его души. Он пишет о музыке как большой знаток, позднее признанный одним из крупнейших музыковедов мира. В двух сборниках о музыке Ромен Роллан стремился объективно судить о творчестве разных музыкантов, но все его симпатии на стороне горделивой, героической, светлой музыки Бетховена, Берлиоза.

Один из лучших произведений писателя Роллана является «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906), «Жизнь Толстого» (1911).

Ромен Роллан в начале XX века осуществляет свой замысел. И он создает первый монументальный многотомный роман «Жан-Кристоф» (1904–1912).

Над замыслом данного романа Роллан работает более пятнадцати лет. Окончательный роман «Жан-Кристоф» состоит из десяти томов: «Заря» (1903), «Утро» (1903), «Отрочество» (1904), «Бунт» (1906), «Ярмарка на площади» (1907), «Антуанетта» (1907), «В доме» (1908), «Подруги» (1909), «Неопалимая купина» (1911).

Роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» (1904) — это масштабная эпопея. Центром книги является Жан-Кристоф. Он талантливый композитор, родился в Германии. Его прототипом был Бетховен.

«Жан-Кристоф» — это роман о жизни героя от рождения до смерти. Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века.

Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов. Жан-Кристоф и Антуанетта, а также друг Жана-Кристофа Оливье. Их связывает чувства сильные, чистые, благородные. Их отношения друг с другом автор считает человеческими.

«Жан-Кристоф» — это и «героическая жизнь», «жизнь великого человека», и «трагедия веры». Данный роман также одновременно и музыковедческое сочинение — труд по искусству, особенно по музыке Европы конца XIX начала XX веков и шире истории европейской мысли, труд, приобщающий Ромена Роллана.

«Жан-Кристоф» — произведение об искусстве, а предметом искусства являются все стороны жизни. Роман, посвященный теме искусства, ставит социальные, политические, философские проблемы, касается проблем морали, воспитания, труда, поднимает вопрос о культуре, о внутреннем облике человека, о его роли в обществе и многие другие. Немалое влияние на Роллана оказали и монументальные романы Толстого, его мастерство воспроизведения больших общественных явлений.

Произведение Ромена Роллана состоит из десяти томов и делится на четыре части, подобно симфонии. Первая часть («Заря», «Утро», «Отрочество»), по признанию автора, — пробуждение чувства героя, перед которым открывается путь в жизнь. Во второй части («Бунт», «Ярмарка на площади») дается история яростной схватки Кристофа с ложью его эпохи, с окружающим обществом, а в третьей части («Антуанетта», «В доме», «Подруги») показана атмосфера нежности и сосредоточенности, она контрастирует с исступлением второй части и наконец, в последней, четвертой части («Неопалимая купина», «Грядущий день») показана картина великих испытаний, сомнений и душевных бурь.

Действие романа сконцентрировано вокруг личности главного героя. Начинается роман плачем новорожденного и заканчивается последним вздохом Кристофа. Ни одно событие, ни одно действующее лицо не существует вне связи с главным героем. Однако без этих второстепенных героев нельзя понять самого Кристофа, человека чрезвычайно общительного, стремившегося отдать свой талант на службу людям. Сюжетная линия романа «Жан-Кристоф» строится в основном на узловых моментах внутренней жизни героя. Внешние стороны его жизни — поступки, действия, события. Все это в глазах Ромена Роллана являются второстепенными и определяются глубокими внутренними причинами.

Особенно внимание необходимо обратить на музыкальность данного романа. Она создается не только тем, что роман посвящен музыке и музыканту, что больше место в нем занимают суждения и описания музыкальных произведений.

Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа. Он музыкант, «велик сердцем». Кристоф боролся с юных лет против раболепия, глупости, душевной глухоты и пассивности.

Жан-Кристоф в своих творческих поисках приходит к идеалу народного героического искусства. С этих позиций Кристоф и выступает против бесчеловечного искусства своей эпохи.

В последних томах романа Роллан стремится примирить непримиримое. Он утверждает, что талант его героя расцвел… когда тот создавал некое общее… [4, с. 88] Роллан заканчивает девятую книгу своего романа, по его мнению, победой Кристофа над пламенем неопалимой купины, не заметив, что огонь сжёг его героя, превратив его сердце из пылающего факела в кучку остывшего пепла.

Роман «Жан-Кристоф» принес писателю мировую славу: Роллан был награжден Нобелевской премией. Кроме того Французская Академия присудила ему Большую литературную премию.

Произведения Ромена Роллана сливаются в разные формы романного искусства: роман-биография, роман-памфлет, социальный роман, лирический и т. д. Это все приводит особого нового жанра как полифонического романа-поэмы, романа, соответствующего неизмеримой многогранности и многослойности XX века.

Ромен Роллан — это художник-реалист, который оставил огромное наследие.

На всех основных этапах своего развития Французская литература XX века вносила исключительно весомый вклад в мировую художественную культуру. Ромен Роллан своим романом «Жан-Кристоф» и повестью «Кола Брюньон» возродил ренессансную традицию Рабле.

  1. Анисимов И. И. Французская классика со времен Рабле до Роллана. М.,1977.
  2. Зарубежная литература XX века. Под ред. профессора З. Т. Гражданской. — М., 1973.
  3. История всемирной литературы. Том 7,8. М., 1991.
  4. Пузиков А. Портреты французских писателей. — М., 1976.

Писатель Анатолий Алексин: биография, творчество

Анатолий Алексин – представитель так называемой юношеской прозы. Его произведениями зачитывались советские школьники. Современные дети, к сожалению, читают не так много. А потому и рассказы «Страшная история», «Поздний ребенок», «Я ничего не сказал» известны далеко не каждому из них. Но стоит сказать, что эти произведения, несмотря на излишний пафос, способны привить юному читателю лучшие человеческие качества. А потому каждый ребенок или подросток должен прочитать хотя бы два-три произведения из тех, которые создал Анатолий Алексин. Творчество и биография писателя – тема статьи.

Происхождение

Алексин Анатолий Георгиевич родился в 1924 году в Москве. Настоящая фамилия писателя – Губерман. Он родился в семье активного участника гражданской войны. Губерман-старший принадлежал к первому поколению коммунистов, среди которых большая часть в конце тридцатых годов прошлого века была репрессирована. Не избежал печальной участи и отец будущего прозаика. В 1937 году Георгий Губерман был арестован. Впрочем, спустя два года его освободили.

Отец писателя полтора года провел в камере смертника. Об этом времени Алексин напишет много лет спустя в эмиграции, будучи всемирно известным прозаиком. Быть может, если бы дело Губермана не пересмотрели, а его самого не освободили в 1939 году, сын его не написал бы такое количество замечательных произведений о детях и для детей. Ведь отпрыски «врагов народа» не имели права не только публиковать свои сочинения, но и получать образование, иметь достойную работу.

Мать писателя была по образованию актрисой, однако в театре работала недолго. В 1937 году в связи с арестом мужа была уволена, больше на сцену не вернулась. Георгий Губерман несколько лет проработал в редакции одной из томских газет. В годы войны был комиссаром батальона.

Эвакуация

Годы войны провел в эвакуации Анатолий Алексин. Книги его отчасти автобиографичны. Достаточно вспомнить повесть «В тылу как в тылу». Герой этого произведения – школьник, который в условиях военного положения вынужден повзрослеть раньше времени. Алексину в 1941 году исполнилось семнадцать. Во время войны он работал на уральской стройке, сочинял стихи и небольшие заметки для местной газеты.

Анатолий Алексин, биография которого сложилась весьма удачно, сменил фамилию. Публиковать произведения он стал под псевдонимом. Фамилия Губермана в советской прозе не прижилась бы. Но порой у взрослого читателя, того, кто много лет назад зачитывался рассказами Алексина, опубликованными в журнале «Юность», возникает вопрос, почему автор «В тылу как в тылу» и многих других проникновенных рассказов не попал на фронт. У Алексина не было «белого билета», как не было его у Юлии Друниной, Василя Быкова, Бориса Васильева. Но, в отличие от своих коллег, Алексин знал о войне лишь понаслышке.

После войны

Алексин поступает в институт востоковедения, заканчивает индийское отделение. В этот период своей биографии он продолжает писать стихи. Но его поэтические произведения посвящены не экзотическим восточным странам, а реалиям советского общества, в котором, как известно, кроме труда и мечты, не было ничего.

На последних курсах герой нашего повествования активно посещает литературные вечера. Молодые писатели и поэты читают свои произведения, делятся впечатлениями, критикуют друг друга. Однажды собрание литераторов посещает Самуил Маршак. Со знакомства Алексина с советским писателем и начался его творческий путь. Самуил Маршак прослушал небольшое стихотворение молодого поэта и остался недоволен этим опусом, о чем не преминул сказать. Но дело в том, что студент института востоковедения одновременно с сочинением восторженных стихотворений писал рассказы, что называется, в стол. К моменту встречи с Маршаком у Алексина накопился не одни десяток произведений малой прозы. В тот знаменательный вечер одно из этих сочинений Алексин взял с собой и после гневной рецензии автора «Двенадцати месяцев» решил взять реванш и зачитать его.

Рассказ Маршаку понравился. Более того, его одобрил сам Паустовский, неожиданно оказавшийся на литературном вечере. Впоследствии писатель определил молодого Алексина как автора «юношеской прозы».

Начало творчества

В пятидесятые годы прошлого века писатель создавал книги преимущественно для детей младшего возраста. Среди этих произведений «Саша и Шура» – рассказ, изданный в 1956 году. К раннему периоду творчества также относятся такие произведения, как «Светлая дорога», «Маленькая Лайма», «Два портрета», «Близкий город», «Неправда».

Юношеская проза

Анатолий Алексин, рассказы которого в конце пятидесятых прошлого века были уже чрезвычайно популярны у юных читателей, решил не ограничиваться написанием книг для детей младшего возраста. В 1966 году писатель начал новый этап литературной деятельности. Стал писать преимущественно для подростков Анатолий Алексин. Книги, изданные в конце шестидесятых, – «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!».

Читайте также:  Бунин Иван - доклад сообщение (3, 5, 11 класс)

Читатель Алексина повзрослел. Произведения, написанные в конце шестидесятых годов 20-го века, ориентированы на юношество. Например, в повести «Поздний ребенок» речь идет о девушке, которая родилась с неизлечимым недугом, но благодаря упорству и любви близкого человека смогла адаптироваться в обществе. Повествование в книге, как и в большинстве произведений Алексина, ведется от первого лица.

Книги для детей и взрослых

На семидесятые годы 20-го века приходятся такие повести, как «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «В тылу как в тылу». Эти произведения интересны как школьникам, так и представителям взрослого поколения.

Характерная манера письма Алексина – повествование от первого лица, неожиданная развязка, обилие кратких и емких фраз, являющихся ключевыми в произведении и словно несущими в себе основную мысль. В «Безумной Евдокии» один из героев говорит: «Глупый и жестокий человек противен, умный и жестокий – страшен». С этим высказыванием нельзя не согласиться. В повести «В тылу как в тылу» мать главного героя видит плакат со словами «В тылу как на войне», и это вызывает у нее возмущение. Женщина произносит фразу, которая и послужила названием произведения, тем самым подчеркивая, что в эвакуации не может быть так же страшно, как на фронте.

Общественная деятельность

К началу семидесятых годов 20-го века книги, которые создал Анатолий Алексин, были признаны как читателями, так и критиками. В это время писатель начал активную общественную деятельность. Он стал одним из создателей популярного детского журнала, возглавлял редколлегию периодического издания «Юность». Анатолий Алексин был удостоен множества премий, среди которых «Орден Ленина».

Эмиграция

В 1993 году Алексин Анатолий Георгиевич уехал в Израиль. Здесь он написал роман о жизни одной еврейской семьи в условиях советского тоталитаризма, книгу воспоминаний под названием «Перелистывая годы». За границей писатель издал несколько сборников рассказов.

Личная жизнь

Многие годы Анатолий Алексин был счастлив в браке с Татьяной Фейнберг. С супругой они создали совместно книгу «Неужели это было?». У Татьяны Фейнберг была непростая судьба. Отец ее был арестован и расстрелян в 1938 году. Воспоминаниям детства и юности супруги писателя посвящено несколько глав книги. Приемная дочь прозаика – Алена Зандер, бывшая жена – Карена Шахназарова. Согласно одной из версий, именно она является прототипом героини Марии Шукшиной в фильме «Американская дочь». В 2014 году Татьяна Фейнберг ушла из жизни. Писатель сейчас проживает в Люксембурге, где продолжает литературное творчество.

Писатель Анатолий Алексин. Жизнь и творчество

Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017 гг.), настоящей фамилией которого является Гоберман, относится к известной плеяде советских прозаиков, писавших свои произведения для детской и юношеской читательской аудитории.

Алексин является уроженцем Москвы и появляется на свет в преподавательской еврейской семье, глава которой приговаривается к расстрелу, но вскоре освобождается в связи с пересмотром дела.

Детство Алексина проходит на территории писательских дач, расположенных в Серебряном бору, где будущий писатель приобщается к литературному миру и знакомится с многими известными поэтами и писателями. В юном возрасте Алексин дебютирует в писательской деятельности в виде первой публикации стихотворений в детском издании «Пионерская правда». С этой газетой писатель сотрудничает весь предвоенный период, впоследствии перейдя в «Комсомольскую правду».

Во время войны Анатолий Георгиевич оказывается вместе с матерью в эвакуации за Урал, где является сотрудником уральского завода в должности редактора местного издания «Крепость обороны».

Образование Алексин получает уже после окончания войны, окончив институт востоковедения в Москве. Во время студенчества Алексин не прекращает занятий собственным творчеством и в год окончания института публикует свою первую книгу под названием «Тридцать один день», написанную под псевдонимом, использовавшим сценическое имя матери, являющейся до ареста отца актрисой.

С этого сборника начинается творческая биография Алексина, насчитывающая многочисленные рассказы, повести, основной тематикой которых являются детские и юношеские проблемы. Произведения Алексина быстро становятся популярными у читательской аудитории, а также отмечаются различными государственными премиями и литературными наградами, как отечественными, так и международными.

В этот период Алексин становится членом партии, включается в состав Собза писателей, а также в редакционную коллегию издания «Юность».

С началом перестройки Алексин со второй супругой Татьяной, являющейся его писательской музой, эмигрирует в Израиль, где продолжает литературную деятельность, выпустив ряд рассказов под названием «Тель-Авивские новеллы» и «Террор на пороге». Затем Алексины переезжают в Люксембург, где проживает их приемная дочь, искусствовед Елена Зандер, и обосновываются там до конца жизни. Дочь Елена в прошлом является женой известного кинорежиссера Карена Шахназарова, создавшего картину «Американская дочь», в основу которой положена биография бывшей жены, после развода с режиссером эмигрировавшей в Америку.

Отличительной особенностью творчества Алексина являются его несложные сюжеты, не содержащие политических проблем, а также сложных поворотов, но подчеркивающие доброту, любовь и мудрость.

Судьба писателя прерывается в преклонном возрасте на девяносто третьем году жизни в Люксембурге, а упокоевается Алексин на московском Кунцевском кладбище, где похоронены его родители.

Вариант 2

Анатолий Георгиевич Алексин русский писатель, живший в советском союзе. Писатель рожден в 1924 году 3 августа в Москве. От рождения Анатолий имел фамилию Гоберман.

Георгий Платонович Гоберман — отец Анатолия. Участвовал в Гражданской войне, выпустился из Экономического института, в котором в дальнейшем преподавал. Мария Михайловна Гоберман — актриса, которая является матерью Алексина.

Уже в раннем возрасте поэт размещал свои произведения в газете «Пионерская правда». Его произведения уже на тот момент нравились читателям. Несколько лет он печатался именно в этой газете. Затем стал выпускать свои статьи в печать «Комсомольской правды». В начале Великой Отечественной войны произошла эвакуация. 17-летнего Анатолия с матерью эвакуировали из Москвы на Урал. Там Анатолий устроился на работу, получив должность редактора газеты «Крепость обороны».

Свое образование Анатолий получил в Московском институте востоковедения, окончил его в 1950 году. В этом же году издал свой первый сборник «Тридцать один день». Фамилия Алексин, под которой стал известен писатель, является сценическим псевдонимом матери. Поменял не одну работу, затем перебрался в Израиль.

Первой женой Анатолия Георгиевича была Серафима Кузьминична Городникова 1922 года рождения. По профессии филолог. В 1968 году Алексин женился второй раз. Его избранницей стала Татьяна Евсеевная Сетунская 1932 года рождения. Фамилия Сетунская осталась у девушки после первого брака, ее настоящая фамилия Фейнберг. Она также, как и муж писатель. Написала книгу «Неужели это было. ». В ее роду также встречались писатели и поэты. В браке Анатолия и Татьяны была приемная дочь — Алена Зандер.

С 1993 года по 2011 год проживал в Изреиле, затем перебрался в Люксембург. Там вместе со своей женой они наконец-то смогли воссоединиться со своей дочерью Аленой Зандер.

Творчество Алексина развивалось постепенно. Оно началось в 1950 году с произведений для детей. На протяжении 16 лет он отдавал предпочтения именно таким произведениям. В дальнейшем его начали интересовать произведения для более старшего слоя населения. Они были адресованы подросткам и их родителям. Так же в эти годы выходило много пьес. Читателям нравились произведения Алексина, и он был хорошо принят обществом. Его произведения печатались даже заграницей.

Писатель умер в городе, где провел последние свои годы жизни, в Люксембурге, в 2017 году 1 мая.

Писатель Анатолий Алексин. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Ветер – это следствие перемещения воздушных масс из-за изменения уровня давления в атмосфере. Воздух находится в постоянном движении, то вверх (восходящее движение), то вниз (нисходящее движение).

10.07.1856 в маленьком хорватском поселении Симляны в семье священника родился один из величайших гениев физики Никола Тесла. В детстве он был очень болезненным, но отлично преуспевал в учебе

линор Портер является одной из знаменитых детских писателей, родившейся во второй половине XIX столетия в небольшом американском городке в семействе британского переселенца, где она была младшей дочерью.

Плавание – это всемирно распространенный вид спорта, смысл которого заключается в преодолении определенной дистанции по воде за определенное время.

Битва под Москвой – это одной из главных сражений во время Великой Отечественной войны. Она проходила с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года.

Алексин Анатолий Георгиевич

Анатолий Георгиевич Алексин — русский советский и израильский писатель, сценарист, драматург и общественный деятель, автор книг для детей, юношества и взрослых.

Содержание

  • 1 Анатолий Алексин / Биография
  • 2 Анатолий Алексин / Книги
  • 3 Произведения А. Г. Алексина в сборниках
  • 4 Переводы произведений А. Г. Алексина
  • 5 Анатолий Алексин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 6 Пьесы
  • 7 Киносценарии
  • 8 Экранизации
  • 9 Диафильмы
  • 10 Грамзаписи
  • 11 О жизни и творчестве
  • 12 Награды, премии

Анатолий Алексин / Биография

Анатолий Алексин родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, Георгий Платонович Гоберман, был крупным советским экономистом, работал уполномоченным Госплана по развитию Урала и преподавал в Экономическом институте красной профессуры. Мать Мария Михайловна была актрисой. Еще в детстве Толя познакомился с С. Я Маршаком, соседом Гоберманов по даче в подмосковном Серебряном бору.

В 1937 году Георгия Гобермана арестовали как «врага народа», а его жена потеряла работу в театре. Так в 13 лет Анатолий стал единственным кормильцем в семье: он получал гонорары за стихи и заметки, печатавшиеся в газете «Пионерская правда». Позже он начал писать для «Комсомольской правды», его печатали также журналы «Мурзилка» и «Пионер». Фамилией Алексин — мужским вариантом сценического псевдонима матери — Анатолий начал подписываться, когда сотрудничал с «Комсомольской правдой».

В 1939 году Георгия Платоновича оправдали, но спокойная жизнь продолжалась недолго — через два года началась Великая Отечественная война. Вместе с матерью Анатолий эвакуировался на Урал, где начал работать в газете «Крепость обороны» и вскоре был назначен ее ответственным секретарем.

После войны Анатолий Гоберман поступил на индийское отделение престижного Московского института востоковедения и окончил его в 1950 году. Тогда же вышла его первая повесть «Тридцать один день» (1950).

Путевку в большую литературу писатель Алексин получил сразу от двух выдающихся литераторов — С. Я. Маршака и К. Г. Паустовского. На семинаре у Маршака Анатолий читал стихи, которые мэтру не понравились. Расстроенный Алексин решил исправить впечатление и прочел свой рассказ. Маршак пришел в восторге и посоветовал Анатолию впредь писать прозу, а Паустовский вызвался быть редактором его первой книги.

До 1966 года Алексин писал главным образом для детей дошкольного и школьного возраста. Популярность пришла к нему после повестей «Саша и Шура» (1956), «Необычайные похождения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1967) и др. Анатолий Алексин быстро стал любимым писателем советских детей; его книги были включены в списки внеклассного чтения и даже в школьную программу. Но настоящую славу ему принесли подростковые произведения, написанные в конце 1960-х в 1970-е годы. Повести «А тем временем где-то» (1967), «Мой брат играет на кларнете» и «Поздний ребенок» (1968), «Звоните и приезжайте!» (1970), «Действующие лица и исполнители» (1972), «Безумная Евдокия» (1976), «Раздел имущества» (1978), «Сердечная недостаточность» (1979), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и многие другие вошли в золотой фонд советской детской литературы. Их герои — обыкновенные дети и подростки, со своими слабостями и недостатками, ищущие свое место во взрослом мире и порой вынужденные решать совсем не детские проблемы. Автор не боится показать детей эгоистичными и жестокими, но не осуждает и не оправдывает своих персонажей — он предоставляет читателю самому размышлять и спорить с ними. Повесть «Безумная Евдокия» — одно из самых ярких произведений Алексина — представляет собой психологическую ловушку для читателя, который в финале обнаруживает, что обаятельная и талантливая героиня, которой он симпатизировал в течение всей истории, безнадежно уступает своей скучной учительнице в самых важных человеческих качествах.

Читайте также:  Жизнь и творчество Эдгара По

Флажок / Анатолий Алексин, Сергей Баруздин

Мой брат играет на кларнете / Анатолий Алексин

Самый счастливый день / Анатолий Алексин

Анатолий Алексин / автограф

Писатели Сергей Михалков (справа) и Анатолий Алексин в РГДБ.

В книгах Алексина обычно нет невероятных событий и головокружительных приключений. Одно из немногих исключений — школьный детективный цикл «Узнаете? Алик Деткин» (1968–1987). Анатолий Алексин рисует повседневную жизнь, хорошо всем знакомую и простую и все же слишком сложную, чтобы делить ее на черное и белое.

Писателю удалось найти точную и честную интонацию, близкую и взрослым, и детям. Его книги быстро вышли за рамки узкой возрастной аудитории и стали семейным чтением; его героев знает и любит не одно поколение. В США Алексина называют «русским Марком Твеном».

Книги Анатолия Алексина переведены на 48 языков и вышли совокупным тиражом более 120 миллионов экземпляров. Кроме прозы, он писал пьесы и сценарии, как по своим произведениям, так и оригинальные.

Чехарда / Анатолий Алексин

В Стране Вечных Каникул / Анатолий Алексин

А тем временем где-то / Анатолий Алексин

В Стране Вечных Каникул ; Саша и Шура / Анатолий Алексин

Необычайные похождения Севы Котлова / А. Алексин

Старший брат / Анатолий Алексин

Одновременно с литературным творчеством Алексин вел активную общественную деятельность: был членом редколлегии журнала «Юность», секретарем Союза писателей (1970–1989), председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля; членом-корреспондентом Академии педагогических наук России (1982); президентом ассоциации «Мир — детям мира!», заместителем председателя Советского комитета защиты мира; членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля, почетным членом Союза писателей Америки и Канады. Кроме того, Алексин четырнадцать лет вёл передачу «Лица друзей» на Центральном телевидении.

Анатолий Алексин удостоен множества советских и зарубежных наград, среди которых ордена Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды) и медали. Отмечен премией Ленинского комсомола (1970), Государственной премией РСФСР (1974), Государственной премией СССР (1978), премией Ассоциации американских библиотек (1973), международной премией социалистических стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества (1980), международным дипломом Х. К. Андерсена, медалью общества «Дом Януша Корчака в Иерусалиме» (2005) и др.

В 2011 года Алексин с семьей переехал в Люксембург. Там он спустя шесть лет скончался на 93-м году жизни. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище, рядом со своими родителями.

Анатолий Алексин

Биография

На книгах писателя Анатолия Алексина выросло не одно поколение советских школьников. Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора. «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» – книги Алексина не нужно было включать в школьную программу, дети и так с удовольствием читали его произведения, увлекающие в волшебный мир детства.

Писатель Анатолий Алексин

Здесь, как и в мире взрослых, есть добро и зло, радость и грусть, верность и предательство. В эпоху новой России, уже в эмиграции, литератор не перестает писать, расширяется спектр его взрослой прозы. За долгую творческую жизнь им создано более сотни произведений: рассказов, повестей, пьес, сценариев.

Детство и юность

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.

Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.

Анатолий Алексин в молодости

Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок.

«Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», – вспоминал Анатолий Георгиевич.

Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.

Анатолий Алексин

Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Парня назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.

По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.

Книги

Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился.

Писатель Анатолий Алексин

Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.

Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).

Анатолий Алексин и Сергей Михалков

После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.

Анатолий Алексин на встрече с юными читателями

В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.

В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьезные вещи:

«Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза» («Звоните и приезжайте!»)

«Когда нечего сказать, легче всего разводить руками» («Мой брат играет на кларнете»)

«Жить только собой — это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы» («Безумная Евдокия»).

Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера. Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и ее странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность. Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по ее вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на все глазами своей эгоистичной и черствой дочери.

До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность».

Анатолий Алексин со школьниками

В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».

В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках. Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля. 14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».

Писатель Анатолий Алексин и миротворец Патриция Монтадон во время открытия первого в СССР клуба Мира

В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».

Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.

Личная жизнь

Первой супругой писателя стала Серафима Кузьминична Городникова, также окончившая Институт востоковедения. Судя по всему, молодые познакомились, будучи студентами. О первом браке литератора почти нет информации, да и сам писатель не упоминает об этом отрезке своей личной жизни в интервью.

Анатолий Алексин и его жена Татьяна

А вот вторая жена Алексина – Татьяна Евсеевна (урожденная Фейнберг) – стала для него верной музой, вдохновительницей и любовью всей жизни. Они познакомились на работе. Татьяна трудилась в издательстве, была редактором его первых книг. Она так и осталась первым и самым важным рецензентом его творчества, посвятив свою жизнь служению мужу. Пара поженилась в 1968 году. Для женщины этот брак тоже стал вторым. От первого супруга остались фамилия Сетунская и единственная дочь Алена.

Анатолий Алексин с женой и дочерью

Анатолий Георгиевич очень гордился приемной дочкой. Алена стала журналистом, телеведущей. Много лет вела на российском телевидении программу о звездах отечественного и американского кино. Была супругой известного кинорежиссера Карена Шахназарова, но счастье нашла во втором браке, выйдя за американского продюсера Марка Зандера. После рождения дочки Ани семья перебралась в Люксембург, куда в 2011 году журналистка перевезла и престарелых родителей.

Смерть

Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Причины не были упомянуты в некрологе, но в одном из интервью автор обмолвился, что перенес 2 онкологических заболевания.

Анатолий Алексин в старости

Классик детской литературы пережил свою любимую жену Татьяну на 3 года и завещал похоронить его в Москве, рядом с его родителями на Кунцевском кладбище.

Ссылка на основную публикацию