Жизнь и творчество Сергея Аксакова

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – краткая биография, жизнь и творчество писателя

Детство и образование

Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье дворян. Его отец Тимофей Степанович был прокурором в Земском суде, а мать Мария Николаевна любила книги, была образованной и даже вела переписки с известными людьми. Семья была многодетной: кроме Сергея у Аксаковых было двое сыновей и три дочери.

Хоть Аксаковы были дворянами, их семья была небогатой. В краткой биографии Сергея Тимофеевича Аксакова для детей важно указать, что его воспитанием занимались не только родители, но и дедушка Степан Михайлович. В доме было много слуг, благодаря им будущий писатель познакомился с народными сказками и песнями. Историю об аленьком цветочке ему рассказывала ключница Пелагея.

Много лет спустя Аксаков записал её по памяти. Это произведение принесло ему славу.

В восемь лет Сергей стал учиться в гимназии. Позже он поступил в Казанский университет. В студенческие годы у него просыпается интерес к литературе и театру, он пишет стихи и участвует в университетских спектаклях. К слову, университет он так и не окончил, устроившись работать переводчиком в Комиссию по составлению законов в Петербурге.

Искусство и литература

Службу в комиссии писатель вскоре бросил. Его больше привлекала литературная деятельность, поэтому он вступил в кружок «Беседы любителей русского слова», где познакомился с Иваном Крыловым. В это время он написал известное стихотворение «Вот родина моя».

Сергей Тимофеевич знал несколько иностранных языков: английский, французский и немецкий. Он стал заниматься переводами пьес и выступать с литературной критикой в газетах и журналах. В биографии Сергея Аксакова есть один интересный факт — в 1820-е годы дом писателя стал центром притяжения творческих людей: актёров, композиторов, литераторов. Николай Васильевич Гоголь отметил в доме Аксакова свой сороковой день рождения.

В 1837 году умер отец Сергея Тимофеевича и оставил богатое наследство, что позволило писателю сосредоточиться на своей литературной деятельности.

Он купил поместье Абрамцево, которое ныне является музеем-заповедником.

Сначала Аксаков писал немного и кратко, в основном это были небольшие статьи и рецензии. Но затем он написал очерк «Буран», «Семейные хроники», «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника». Он сочинял и рассказы о природе:

  • «Гнездо»;
  • «Знойный полдень»;
  • «Начало лета»;
  • «Ледоход».

Кроме литературы писатель любил бабочек, охоту и рыбалку, поэтому в его литературном творчестве много внимания уделялось природе.

Личная жизнь

Сергей Аксаков был не только выдающимся писателем и критиком, но и примерным отцом для своих детей. По некоторым сообщениям, их у него было 14, хотя литературоведы утверждают, что их насчитывалось 11.

В 1816 году писатель женился на Ольге Заплатиной. Она была дочерью генерала, который воевал вместе с Суворовым. Мать её рано умерла, и отец старался делать для дочери всё, что в его силах. Он пытался заменить ей мать. Вместе они читали военную и историческую литературу, газеты и журналы. Их семья была в курсе всех общественных дел Москвы.

В дом Заплатиных стал вхож Сергей Аксаков, который был очарован красотой Ольги. Писатель, приходя к себе домой после встреч с избранницей, ночами писал стихи, которые в какой-то степени можно назвать его автобиографией. В 1816 году Ольга и Сергей поженились. Сергей Тимофеевич ласково звал супругу Оллиной. По своему нраву Ольга была скромной и тактичной, создавала уют в доме. В их семье появилось 11 детей:

  1. Константин. Был историком, лингвистом и литератором.
  2. Григорий. Был уфимским и самарским губернатором.
  3. Иван. Был литератором. Женился на дочери поэта Фёдора Тютчева Анне.
  4. Михаил. Умер в возрасте 17 лет.
  5. Вера. Была мемуаристкой.
  6. Ольга. Болела нервной болезнью.
  7. Надежда. Была музыкантом.
  8. Любовь. Была художницей.
  9. Мария.
  10. Анна. Умерла в детстве.
  11. Софья.

В кратком содержании биографии Аксакова для 4 класса важно указать, что его семья считалась образцовой. Ольга и Сергей дали своим детям только самое лучшее, воспитывали их в любви и внимании.

Наследие писателя

Умер Сергей Аксаков в 1859 году. С юных лет он страдал эпилепсией. В последние годы жизни практически утратил зрение, поэтому свои сочинения он надиктовывал дочери Вере. Похоронили писателя на кладбище в Москве, а позже перенесли прах на Новодевичье кладбище.

Именем литератора названы несколько музеев. В Уфе, Калининграде, Иркутске и ряде других российских городов есть улицы, названные в честь Аксакова. Библиотека Ульяновска носит его имя.

В Московском театре имени Пушкина идёт спектакль «Аленький цветочек» — главное и наиболее известное произведение писателя.

Постановка зафиксирована в Книге рекордов России как «самый долго идущий детский спектакль». Именем писателя также назван один из кратеров Меркурия.

Сложно переоценить вклад литератора. Его книгами восхищались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Николай Чернышевский. Они говорили, что таких произведений в русской литературе ещё не было.

Сергей Аксаков: биография писателя-реалиста

Среди писателей 19 века выделяется Сергей Аксаков, биография писателя-реалиста раскрывает его путь в литературу, многогранность его внутреннего мира и необыкновенные способности.

  1. Краткая биография
  2. Биография писателя
  3. Интересные факты из жизни Аксакова

Краткая биография

С. Т. Аксаков родился в 1791 году в родовитой дворянской семье. Детство прошло в родовом имении Аксаковых. Благодаря отцу и дядьке мальчик много времени проводил в общении с природой. Мать занималась с ним литературой, приучала к чтению. Под влиянием природы и книг формировался характер будущего писателя.

Деревенская жизнь способствовала приобщению к народной культуре. Мальчик играл с дворовыми мальчишками, слушал сказки ключницы Пелагеи.

В 1800 году Аксакова отдали в Казанскую гимназию. Впечатлительность мальчика, удаленность от родных повлияли на психику, и он заболел. Мать забрала его домой, в гимназию он вернулся через год. За отличные успехи Аксаков был принят в университет.

Еще в гимназии Сергей Тимофеевич увлекается театром и декламацией. Он актер и режиссер в студенческих спектаклях. Слава о его декламаторском даре дошла до столицы. Когда Аксаков приехал в Петербург, его пригласил к себе великий Державин, чтобы в его исполнении слушать свои стихи.

В 1816 году Аксаков женится на О. С. Заплатиной. Они некоторое время живут в деревне, потом переезжают в Москву. Двери их дома всегда были открыты для людей искусства. Сам Аксаков пишет критические статьи, переводит пьесы для театра.

После смерти отца Сергей Тимофеевич покупает имение Абрамцево и переезжает туда со своей многочисленной семьей. Незадолго до этого в печати появляется аксаковский очерк «Буран», получивший одобрение критиков. В Абрамцево у Аксакова появляется возможность больше времени уделять творчеству.

Последние два десятилетия жизни оказались наиболее плодотворными в творческом плане. Аксаков пишет произведения о природе, натуралистические заметки, повести, сказки. Самыми известными являются «Записки об ужении», «Детские годы Багрова-внука», «Аленький цветочек».

Умер писатель в 1859 году.

Биография писателя

Аксаков вошел в историю русской литературы как вдумчивый, серьезный писатель, первоклассный художник слова.

Сергей Тимофеевич Аксаков принадлежал к родовитой дворянской семье. Отец служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Когда 1 октября 1791 года он родился, нарочного отправили к деду с радостной вестью. Перед этим дед был страшно раздражен рождением старшей сестры Сергея Тимофеевича, ему нужен был наследник, продолжатель рода. Имя мальчику было выбрано заранее. Довольный старик занес его в родословную.

Мальчик родился болезненным, но на свежем воздухе чувствовал себя лучше. Мать, Мария Николаевна, пользовалась этим, и часто путешествовала с малышом по окрестностям. Так с младенческих лет Аксаков сроднился с природой и сохранил эту связь до самой смерти.

В родовом имении Новое Аксаково прошли детские годы Сергея Тимофеевича. Как это принято в дворянских семьях к Сереже был приставлен дядька, крестьянин Евсеич. Он водил мальчика то в лес, то на пруд, то на мельницу, обо всем подробно рассказывая. Благо Сережа оказался благодарным слушателем. Он любил природу, охоту, рыбалку, сбор ягод, лесные прогулки, которые оставили в нем мощные впечатления, став неиссякаемым источником творческой мысли.

Жизнь в деревне способствовала раннему приобщению Аксакова к народной поэзии. От слуг мальчик узнал много народных сказок, песен, игр. Долгими зимними вечерами слушал мальчик нескончаемые сказки ключницы Пелагеи. Сказка «Аленький цветочек» была его любимой. Став писателем, он изложил ее по-своему, использовав все богатство народного русского языка.

Рассказы Пелагеи и семейные чтения по вечерам сподвигли Сережу на собственные сочинения. Он рассказывал сказки Шахерезады, дополняя их собственными выдумками. Когда его уличали, он недоумевал и переживал. Возможно, эти переживания стали причиной того, что когда он начал писать зрелые произведения, то предпочтение отдавал реальным фактам, нежели выдумке.

Мать была очень образованной женщиной, жизнь в деревне ее не радовала, не прельщали ни народные гуляния, ни хороводы, ни лесные прогулки. Ей больше по душе были театры и книги, она прививала любовь к чтению и сыну. Мать была не просто родным человеком, она стала другом сыну. С ней он мог быть полностью откровенным. Она дает ему советы, рассеивает сомнения, предостерегает от ошибок.

Отец был страстным охотником, демократично обращался с крестьянами. Этому он учил и мальчика. Аксаков рос в единстве с природой. Евсеич щедро делился с ним своими познаниями. Благодаря ему мальчик рос наблюдательным, проявляя настоящий интерес к природе. Пробуждение природы от зимнего сна сменялось летними картинами покоса, жатвы, приходила осень и наряжала деревья в пышные одежды, зима укрывала землю белым покрывалом. За всем этим наблюдал пытливый детский ум подрастающего Аксакова.

Отец научил сына уважать тяжелый крестьянский труд. Однажды Сергей, глядя на крестьянских ребятишек, попробовал пахать. Этот случай убедил его в непригодности к тяжелому физическому труду.

В 1800 году мальчик поступил в Казанскую гимназию пансионером. Ему было девять лет, он оказался впервые оторван от дома. Это серьезно повлияло на психику, и Аксаков слег. Евсеич сообщил родителям, и мать забрала сына домой. Через год Сергей окреп и вернулся на учебу.

Некоторое время подросток жил у преподавателя Карташевского, который сыграл немалую роль в приобщении его к литературе. В частности, он предостерегал его от подражательства. Под руководством преподавателя русской словесности Ибрагимова Аксаков изучал творчество писателей 18 века.

Спустя три года будущий писатель принят в университет. Здесь он увлекается естественной историей, собирает коллекции бабочек. Позже он напишет рассказ об этом периоде своей жизни. Став студентом, Аксаков пробует сочинять, участвует в рукописных журналах. Его первые стихотворные опыты имеют оттенок сентиментализма.

Побывав в театре, Аксаков увлекается декламацией, разыгрывает роли. Как завзятый театрал, он с удовольствием участвует в студенческих спектаклях, причем не только как актер, но и как режиссер. На склоне лет, вспоминая о своих успехах на театральном поприще, он скажет, что театр был его настоящим призванием.

Университет Аксаков так и не окончил, но благодарен этим годам. Аксаков считал, что у детей, не получавших образование в публичных общественных учреждениях «остается пробел в жизни».

В 1807 году он переезжает в Москву, а через год – в Петербург. Он определяется на службу в комиссию по составлению законов, затем в экспедицию о государственных доходах. Аксаков посещает кружок «Беседы любителей словесности». Много времени он уделяет театру, знакомится с выдающимися актерами. Сергей Тимофеевич переводит пьесы, выступает с литературной критикой в периодической печати.

Ему довелось познакомиться с Державиным, который узнав о его таланте декламировать, пригласил к себе. Аксаков читал державинские стихотворения, услаждая слух именитого поэта. От Державина он узнал о Пушкине и сам получил благословение на литературное поприще.

В 1816 году Аксаков женится на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной. Некоторое время они жили в деревне, но вести сельское хозяйство не умели и переехали в Москву. У них в браке родилось много детей. Сергей Тимофеевич оказался на редкость заботливым отцом.

В 1827 году он поступает на должность цензора в Московский цензурный комитет. Проработал он там недолго, был уволен со службы за лояльное отношение к некоторым авторам. В частности, им было пропущено в печать произведение, высмеивающее московскую полицию. Этот случай и сыграл роковую роль.

Хлебосольный дом Аксакова собирает столичных литераторов под своей крышей. Знаменитые «субботы», словно огонек свечи мотыльков, привлекали людей искусства в дом Аксаковых. Здесь бывали знаменитые люди своего времени: актер Щепкин, историк Погодин, Композитор Верстовский, писатель Загоскин, профессор Надеждин. Когда стали взрослыми сыновья, они приглашали Белинского, Станкевича. Сергей Тимофеевич одушевляется интересами сыновей. Их поколение на тот момент определяло идейную жизнь русского общества. Аксаков старался не отставать от жизни. На лето семья Аксаковых выезжала за город, писатель любил проводить время в общении с природой.

В 1837 году умер отец, и Аксаков стал обладателем крупного состояния. Это дало ему возможность заняться литературой и писательством. Он купил поместье Абрамцево и поселился в нем. Первое время из-под пера Аксакова выходят лишь небольшие статьи и рецензии. В 1834 году в печати появляется очерк «Буран», показавший самобытность автора. В литературных кругах произведение получило хвалебные отклики.

Аксаков знакомится с Н. В. Гоголем, их общение перешло в большую дружбу. Аксаков был талантливым рассказчиком, что передалось ему от матери, владевшей редким даром слова. Гоголю нравилось слушать его воспоминания о жизни в Заволжье. Он всегда говорил другу, что хорошо бы эти рассказы перенести на бумагу. Отчасти благодаря ему свет увидели многие произведения Аксакова.

Читайте также:  Писатель Анатолий Рыбаков. Жизнь и творчество

Позже Аксаков поделился своими наблюдениями об охоте и рыбалке. Его книга «Записки об ужении рыбы» до сих пор пользуется популярностью у начинающих и опытных рыбаков.

Аксаков был равнодушен к успеху, которым пользовались его книги. Он писал больше для себя, спасаясь творчеством от жизненных проблем. В 1856 выходит отдельным изданием «Семейная хроника». «Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему творчеству писателя. По мнению критиков, произведение уступает написанному ранее. «Литературные и театральные воспоминания» были интересны не столько художественными находками, сколько фактами, цитатами, картинами из жизни современников.

С середины 1840-х годов у Аксакова начались проблемы со здоровьем. Он почти ничего не видел, даже литературные труды писала его дочь Вера под диктовку отца. Несмотря на это, писатель ведет активную творческую жизнь. Он завершает автобиографическую трилогию, пишет повесть «Наташа», готовит мемуары. Он ведет активную переписку, к нему в Абрамцево приезжают писатели, художники, артисты. У него гостит Гоголь и работает над второй частью «Мертвых душ». Приезжая в Россию, Тургенев торопиться побывать у Аксакова. Стал бывать у него и Л. Н. Толстой, с которым они познакомились в 1856 году.

В 1859 году Аксаков скончался в Москве. В настоящее время прах писателя покоится на Новодевичьем кладбище.

Трое детей Аксакова пошли по стопам отца и посвятили жизнь литературе, истории, языкознанию.

Аксаков Сергей Тимофеевич

Сергей Тимофеевич Аксаков — русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.

Содержание

  • 1 Сергей Аксаков / Биография
  • 2 Сергей Аксаков / Избранная библиография
  • 3 Сергей Аксаков / Книги из фонда РГДБ
  • 4 Книги С. Т. Аксакова в Национальной электронной детской библиотеке
  • 5 Сергей Аксаков / Диафильмы
  • 6 Об авторе
  • 7 Экранизации
  • 8 Памятники, музеи

Сергей Аксаков / Биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой. Его мать получила хорошее образование, вследствие чего обладала прогрессивными взглядами и даже вела переписку с либеральным просветителем Н.И. Новиковым.

На формирование личности писателя повлияла атмосфера в семье. По словам литературоведа Д. Мирского, он вырос в атмосфере любви и заботы, с ним никогда не обращались грубо или сурово. «Его чувствительность и интеллектуальная восприимчивость развились очень рано…». Кроме этого, от отца юный Тимофей унаследовал любовь к природе (его «Записки» о рыбалке и охоте, которые произвели впечатление на таких писателей, как Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев и Н.Г. Чернышевский); он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».

Детство Аксакова прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Юный писатель учился в Казанской гимназии и в Казанском университете впоследствии. Также он сотрудничал со студенческими рукописными журналами «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Первые его стихи, написанные в стиле сентиментализма, были опубликованы именно там. Аксаков выступал в любительском театре как актёр и декламатор, а также как соавтор одной из пьес. В 1807 году, окончив университет в 15 с половиной лет, писатель переезжает в Москву.

В 1808 году в Санкт-Петербурге поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже он был переведён в Экспедицию о государственных доходах.

В 1811 году Аксаков возвращается в Москву, где знакомится с такими литераторами, как С.Н. Глинка, Н.И. Ильин, Ф.Ф. Кокошкин.

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков уезжает в Оренбургскую губернию, где проводит следующие 15 лет. В это время он активно переводит классическую литературу: Софокла, Мольера, Николя Буало и Вальтера Скотта. К 1812 году относится и его первая публикация в литературном журнале «Русский вестник», где была напечатана его басня «Три канарейки», а в 1821 году было опубликовано стихотворение «Уральский казак», которое сам автор позже характеризовал как «слабое и бледное подражание «Чёрной шали» Пушкина.

В 1816 году Аксаков женится на Ольге Семеновне Заплатиной. В 1826 Аксаковы вернулись в Москву, где Сергей Тимофеевич вновь поступил на государственную службу.

В 1821 году писатель был принят в «Общество любителей российской словесности», а также сотрудничал с такими журналами, как «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» в качестве литературного и театрального критика.

В 1827–1832 годах писатель работал цензором Московского цензурного комитета, а после был уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников».

В 1833 году Аксаков был назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт), затем с 1835 года по 1838 Сергей Тимофеевич работал директором Константиновского межевого института.

В 1834 году в альманахе «Денница» анонимно печатается его очерк «Буран», в котором прослеживаются стилистические черты будущих произведений писателя. После публикации очерк получил высокие оценки критиков. По достоинству описание бурана оценил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё через двадцать лет к опыту аксаковского описания бурана обратится Лев Николаевич Толстой в своём рассказе «Метель». Это отметил и сам Аксаков в своём письме к Ивану Сергеевичу Тургеневу.

    Аленький цветочек / Сергей Аксаков

Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1885

Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1938

Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1929

В 1845 у писателя появляется новый замысел: написать книгу о рыбалке. В качестве формы Аксаков выбирает подборку очерков бывалого рыболова, и уже в 1847 году книга выходит в свет под названием «Записки об уженье». Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». Главные сочинения С. Т. Аксакова — автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники». Книги высоко оценили , А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых — русских помещиков, прототипами которых являются сами Аксаковы. Аксаков в «Семейной хронике» изменил многие реальные имена и географические названия, чтобы избежать ссоры с родными, а в предисловиях к первому и второму изданиям подчёркивал, что между «Семейными хрониками» и «Воспоминаниями» нет ничего общего. Эта предосторожность оказалась бесполезной: после выхода книги в свет критики быстро установили всех реальных прототипов персонажей «Семейной хроники». Аксаков так и не завершил написание тематически примыкающей к «Семейной хронике» повести «Наташа», где в качестве главной героини хотел вывести свою младшую сестру Надежду, испугавшись окончательного разрыва с родными События, описанные в «Воспоминаниях», охватывают период с 1801 по 1807 год — время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Если «Семейная хроника» в основном опирается на семейные предания и рассказы близких Аксакова, то «Воспоминания» — произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора. В этой книге семейную тему оттесняют на задний план новые сюжетные линии, связанные с взрослением главного героя. После окончания «Семейной хроники» Аксаков писал А. И. Панаеву: «Это последний акт моей жизни».

С 1854 по 1856 годы продолжалась работа над произведением «Детские годы Багрова-внука» — действительной историей о детстве писателя. Бытописательное произведение достоверно описывает переживания впечатлительного Сережи Багрова. Радостные чувства вызывают у мальчика незабываемые летние развлечения: уженье рыбы, охота на перепелов, ловля бабочек, но глубоко ранит его душу издевательства и жестокое обращение его бабушки с крестьянами. Повествовательной манере писателя присуща документальная точность, неторопливая, спокойная простота и ясность.

В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», услышанную в детстве от ключницы Пелагеи и записанную в народной манере. Сказка о «купецкой дочери» — вариант «бродячего» сюжета о красавице и чудовище, наиболее известного в обработке французской писательницы XVIII в. Лепренс де Бомон. Сказка «Аленький цветочек» многократно издавалась отдельно для детского чтения.

    Диафильм «Аленький цветочек» / Сергей Аксаков

Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

Писатель Юрий Казаков. Жизнь и творчество

Юрий Павлович Казаков (1927-1982 гг.) является одним из писателей советского периода отечественной истории.

Казаков является уроженцем Москвы и его детские годы в обычной простой семье проходят в окружении арбатских улочек. Будущие писатель получает профессиональное образование в строительном техникуме, после которого становится студентом музыкального училища им. Гнесиных. По окончании училища Казаков принимается в оркестр театра им. Станиславского К.С., но очень скоро теряет интерес к музыкальной деятельности.

Казаков увлекается литературной деятельностью и после выхода его первых произведений, в том числе охотничьих рассказов, он становится студентом Литературного института.

Спустя время из-под пера писателя появляется его первое полноценное произведение в виде книги «Арктур – гончий пес», героями которой становятся представители животного мира. Кроме того, Казакова привлекает самобытная северная часть России, куда он часть путешествует и многие годы ведет собственный «Северный дневник», представляющий собой его путевые заметки и исторические описания. Впечатления от посещения мест русского Севера в дальнейшем воплощают в повесть под названием «Мальчик из снежной ямы», рассказывающую неординарную историю о ненецком самородке Тыко Вылки.

В творческой биографии Казакова присутствует и коллективная работа над детективным романом «Смеется тот, кто смеется».

Литературное наследие писателя насчитывает более десяти сборников рассказов, среди которых наибольшую популярность приобретают новеллы «Голубое и зеленое», «Некрасивая», «Двое в декабре», «Свечечка», переведенные на многие языки мира.

Казаков является большим поклонником творчества Бунина И.А. и в планах писателя существует мечта о создании книги, посвященной любимому автору. С этой целью Казаков посещает Францию, где собирает материалы о литературной деятельности Бунина И.А., а также встречается с близкими писателю людьми. Однако мечта Казакова так и остается неосуществимой.

Следующим этапом творческой биографии Казакова становится работа над переводом трилогии «Кровь и пот» казахского автора Нурпеисова А.К., выполненная Юрием Павловичем с использованием подстрочника, за что писатель удостаивается Дантовской премии, позволившей приобрести в собственность дом в Абрамцево.

Последние годы жизни Казакова проходят в забвении, поскольку из-под его пера практически не создаются новые произведения и имеющиеся не печатаются. Находясь в глубоком затяжном запое, Казаков расстается с самыми близкими ему людьми, оставляя в абрамцевском доме лишь больную мать. Жизнь писателя обрывается в возрасте пятидесяти пяти лет, а местом захоронения становится московское Ваганьковское кладбище.

После ухода из жизни писателя публикуется его повесть «Две ночи», имеющая другое название в виде «Разлучение душ», рассказывающая о пережитых Казаковым еще мальчишкой мгновениях во время страшной войны.

Вариант 2

Писателя Юрия Казакова можно назвать именно тем автором, который в свои произведения старался добавить как можно более ценного смысла, и как можно меньше лишних деталей и слов. Он работал над этим практически в каждом своём произведении, и наверное потому его произведения считаются одними из самых лучших в его время. Данный автор постоянно работал над собой, порой забывая об отдыхе и об личных проблемах, которых в жизни автора было немало. Подобным образом он писал практически все свои произведения, изредка отвлекаясь на сторонние способы написания. Так или иначе это был потрясающий автор, который внёс огромный вклад в развитие литературы именно своего сегмента.

Юрий Казаков – очень популярный отечественный автор, в произведениях которого читатель может найти для себя практически всё, что нужно обычному рядовому читателю, ведь Юрий Казаков, как раз именно тот автор, который писал свои произведения для народа. В его произведениях чувствуется его душевность, вся та мотивация той или иной проблемой, из-за которой он писал своё произведение. Интересный сюжет, колоритные персонажи, огромный масштаб, всё это характеризует произведения этого замечательного автора, который в своих произведениях очень и очень часто касался жизни простого народа, указывая ему на то, что в его устройстве не так, или на то, что в его устройстве нужно изменить.

Юрий Казаков родился в 1927 году в Москве. Его семья достаточно добрая, и очень лояльно относилась ко всем проявлениям творчества своего чада. Первым своим творческим началом Юрий считал музыку, а потому очень долгое время он совершенствовал себя в музыке, он даже смог добиться чего-то, однако после этого, поняв, что музыка ему на скучала, он решил приобщиться к литературе, которая ему также нравилась всё детство. Начав свою литературную деятельность он был приятно удивлён, так как у него всё получалось и его произведения читались достаточно большим количеством людей, а потому он решает связать всю свою жизнь с литературой, и отдаётся ей полностью. Он также получает литературное образование в одном из местных институтов. Работая, таким образом, данный автор пишет огромное количество достойных произведений, которые в свою очередь становятся очень читаемы. Скончался этот замечательный автор в 1982 году, по естественным причинам, проще говоря, скончался он от старости.

Писатель Юрий Казаков. Жизнь и творчество

Интересные ответы

Германия одно из самых популярных и знаменитых государств мира. Она находится в Европе и занимает лишь 62 место в мире по количеству занимаемой территории. Численность населения страны составляет около 82 миллионов человек

Читайте также:  Писатель Людмила Петрушевская. Жизнь и творчество

Федор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года на территории усадьбы Овстуг, расположенной в небольшой Орловской губернии.

Менделеев создал периодическую систему химических элементов, там он указал все возможные вещества, которые существуют на планете. В этой же таблице можно увидеть информацию о самом важном веществе в жизни всех живых существ – это кислород.

Наверное, Антона Павловича Чехова знают люди со всего мира. Его произведения наполнены реальными событиями, происходившими в 19-м веке, при этом техника написания произведений довольна проста и понята даже

Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Они объединены вокруг одной общей темы. Одно из предложений несет главную мысль всего абзаца, а все остальные предложения раскрывают тему более широко.

Биография Юрия Казакова

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру. Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета — главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965).

С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.

Ранние литературные опыты Казаков — сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» — относятся к 1949-53. Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952), первый напечатанный рассказ — «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953. 17 янв.). С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953) Казаков всерьез обращается к прозе.

В рассказах 1956-1958, появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.

В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).

В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957) и «Манька» (1958), выпущенных в Архангельске.

Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников». Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики. Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю. Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.

Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями. Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956; «Ни стуку, ни грюку», 1960; «Легкая жизнь», 1962) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера. Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.

Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север. Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» — «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957; «Поморка», 1957; «Арктур — гончий пес», 1957; «Манька», 1958) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.

Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки. В результате сложился «Северный дневник» — книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972). Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.

Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах. Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников. Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966). Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры. Среди персонажей «Северного дневника» — сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976, повесть «Мальчик из снежной ямы»).

Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть — неотъемлемое качество таланта Казакова. И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961; «Адам и Ева», 1962). Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963),— ранима, требовательна и щедра. И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.

К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий. В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961) он напечатал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.

И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект». Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963) — о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя. Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972).

В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры. », 1962), в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США. В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962), в Италии удостоили Дантовской премии (1970). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967, там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др. писателями-эмигрантами «первой волны».

В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.

В 1970-х печатался мало, но два рассказа — «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977) — убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта. Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» — отца и сына. Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества — эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.

Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны. Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961; «Голубое и зеленое», 1963; «Запах хлеба», 1965; «Двое в декабре», 1966; «Во сне ты горько плакал», 1977), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х — вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.

Последние годы Казаков уединенно провел в Абрамцеве. Завершал начатый в 1964 перевод трехтомной эпопеи казахского прозаика А. Нурпеисова «Кровь и пот». Сочинял детские рассказы для журнал «Мурзилка», в редколлегии которого состоял. Книжки для маленьких читателей («Тропики на печке», 1962; «Красная птица», 1963; «Как я строил дом», 1967 и др.) были предметом его особой заботы. В качестве сценариста Казаков участвовал в постановке на «Мосфильме» 2-серийной картины «Великий самоед» (1982, реж. А. Гордон) — о Тыко Вылке.

Юрий Казаков умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Юрий Казаков

краткая биография

Роль и место в литературе

Юрий Павлович Казаков был превосходным автором, подарившим читателям замечательные рассказы, вошедшие в такие сборники как «Во сне ты горько плакал», «Голубое и зеленое», «Тихое утро» и многие другие.

Ворвавшись в литературу в период «оттепели», он быстро занял свое место в ряду таких маститых литераторов, как Евтушенко и Окуджава. Но потом как-то быстро оказался в тени, во многом из-за того, что намеренная политизированность творчества «шестидесятников» оказалась ему не по душе.

Он принципиально оставался на позициях последователя литературных традиций, живая старина интересовала его гораздо больше неопределенной новизны. Критики жестко осуждали его за лакировку прошлого, за восхищение эмигрантом Буниным и заинтересованность Хемингуэем.

Прежде всего, Казаков старался не отходить в своих произведениях от духовности, перенимал проблематику, язык и изящество слога, ощущая нерасторжимую связь с Толстым, Чеховым, Лермонтовым, Пришвиным.

Будучи, по сути, народным писателем, Казаков и писал о том, что действительно интересно рядовому читателю. Его произведения наполнены искренностью, заинтересованностью в решении той проблемы, которую он в данный момент описывал.

Увлекательный сюжет, описание родной природы, яркие характеры героев, широта масштаба, все это говорит о том, что автор, от всего сердца был заинтересован жизнью народа. Причем, очень часто он не просто описывал ту или иную проблему, но и старался указать на недостатки и ненавязчиво предлагал пути их искоренения.

Настоящие ценители таланта Юрия Казакова видели его истинное место в литературе, да и сам автор тоже осознавал свою ценность. Его лучшие рассказы переводились в Европе, а в 1970 году его талант был отмечен присуждением высшей литературной премии Данте в Италии.

Происхождение и ранние годы

Юрий Казаков родился в столице 8 августа 1927 года. Отец, Павел Гаврилович был плотником, его арестовали в 1933 году и приговорили к нескольким годам ссылки за «нелояльность». Мать, Устинья Андреевна, была простой работящей женщиной, служила нянькой, присматривая за чужими детьми, была подсобной рабочей завода, впоследствии окончила курсы медсестер. Родители Юрия – не коренные москвичи, до переезда в столицу они проживали у себя на Смоленщине.

Образование

Музыкант Юрий Казаков

Когда Юрию исполнилось пятнадцать лет, он вдруг страстно полюбил музыку. Сначала он учился играть на виолончели, затем перешел на контрабас. Но, окончив восьмилетку, сначала поступил в строительный техникум, а уже после его окончания, в 1946 году – в музыкальное училище им. Гнесиных на класс контрабаса. После его окончания в 1951 году Юрий периодически играл в джазовых и симфонических оркестрах, на танцах, так как найти постоянное место в оркестре было проблематично. Одновременно с этим он подрабатывал написанием материалов для газет. В 1953 году он поступил в Литературный институт и в 1958 году успешно его окончил.

Читайте также:  Писатель Владимир Тендряков. Жизнь и творчество
Творчество

В 1952 году Юрий окончательно определился с выбором профессии и, оставив музыку, вплотную занялся сочинительством. В 1952 году им был написан «Сборник пьес для художественной самодеятельности». Еще в студенческие годы появились его первые произведения. В 1957 году вышел, прославивший его сборник «Арктур – гончий пес», за ним последовали «На полустанке», «По дороге».

Уже первые произведения Казакова выделили его из общей массы молодых литераторов. На первых порах критики называли его подражателем Ивану Бунину и А.П. Чехову. Они не находили в его работах самостоятельности, указывали на влияние К. Паустовского, который преподавал в то время в Литературном институте.

С К.Г. Паустовским

Но, со временем, мнение о молодом авторе поменялось. Все чаще с положительной интонацией оценивалось то, как Казакову удается изобразить в своих рассказах настоящую жизнь, человеческие характеры, наделенные чистыми помыслами и духовной красотой. Когда издательство «Советский писатель» выпустило его рассказы, тираж которых составил сто тысяч экземпляров, сопровождением к ним стала прекрасная аннотация.

В 1958 году советские писатели К. Паустовский и В. Панова дали Юрию Казакову блестящую рекомендацию для вступления в Союз Писателей СССР.

Сам Казаков в одном из своих писем признавался, что его мечтой было возрождение жанра русского рассказа. Этой цели он достиг в течение десяти лет работы. Практически подряд выходили сборники его рассказов. Замечательная книга с очерками о Севере под названием «Северный дневник» вышла в 1961 году. Она постоянно пополнялась новыми рассказами и продемонстрировала прекрасное знание автором особенностей сурового русского севера.

При жизни писателя свет увидели около десяти его сборников, среди которых «Осень в дубовых лесах», «По дороге», «Двое в декабре» и другие. Кроме рассказов, Юрий Павлович писал очерки, новеллы и эссе. Некоторые из них посвящены М.Ю. Лермонтову, С.Т. Аксакову, и, конечно же, его учителю К.Г. Паустовскому.

Главные произведения

Среди лучших произведений писателя выделяется рассказ «Во сне ты горько плакал». В нем говорится о том, как отец мучительно ищет ответ на вопрос, о чем думает его сын, что он знает такое, что не известно ему, взрослому мужчине. Казакова в этом рассказе беспокоит, прежде всего, внутреннее, душевное состояние ребенка.

В рассказе «Голубое и зеленое» автор мастерски описывает городской пейзаж, на фоне которого, «на дне глубокого двора» происходит знакомство героев. Автор показывает, как романтическая встреча изменила взгляды главного персонажа, в описании героини ограничиваясь лишь двумя деталями об ее грудном голосе и маленькой ручке.

Дом в Абрамцеве

В рассказе «Тихое утро» (1954 г.) писатель рассказывает историю двух мальчиков, подружившихся, благодаря опасной ситуации, возникшей во время рыбалки. Автор говорит о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.

Последние годы

Последние годы жизни Юрий Павлович провел уединенно на даче в Абрамцеве, о которой он мечтал долгое время. Писал он уже мало, его практически не публиковали. Этот период стал одним из самых нелегких в его жизни – у него умер отец, он расстался с женой и сыном и остался лишь с матерью.

Крест на могиле

Он продолжал заниматься переводом трехтомного романа казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», периодически писал для детских журналов рассказы, которые часто публиковала «Мурзилка». У писателя было еще много замыслов, но большинство из них так и остались нереализованными. Некоторые из них, в частности, книга «Две ночи» были изданы уже после его смерти.

За выдающийся вклад в развитие современной литературы Юрий Казаков был представлен к международной Дантовской премии в 1971 году.

Юрий Павлович умер 29 ноября 1982 года. Похоронили писателя в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1927Год рождения писателя
1933Арест отца
1942Окончание восьмого класса. Поступление в техникум
1946Окончание строительного техникума
1951Окончание училища им. Гнесиных
1952Вышел «Сборник пьес для кружков худ. самодеятельности»
1953Поступление в Литературный институт
1956Выход рассказа «Голубое и зеленое»
1958Окончание института
1959Выход сборника «На полустанке»
1960-1972Написание «Северного дневника»
1961Публикация рассказа «Нестор и Кир»
1966Выход рассказа «Соловецкие мечтания»
1967Поездка во Францию
1970Вручение Дантовской премии
1973Выход рассказа «Свечечка»
1977Выход рассказа «Во сне ты горько плакал»
1982Написание сценария к фильму «Великий самоед»
1982Не стало Юрия Павловича Казакова
1986Выход посмертного сборника «Две ночи»
Интересные факты
  • любимым писателем Казакова был И. Бунин;
  • Казаков окончил училище им. Гнесиных;
  • писать Юрий Павлович начал из-за того, что практически не мог говорить из-за заикания, которое началось у него после того, как его испугала овчарка;
  • в школьные годы занимался альпинизмом, охотой и рыбалкой;
  • очень любил путешествовать по стране и зарубежью;
  • музой писателя была переводчица Марина Литвинова.
Память о писателе

Юрию Казакову посвящено стихотворение Евгения Евтушенко «Долгие крики».

В честь писателя была учреждена литературная премия журнала «Новый Мир».

На Арбате, на доме № 30 размещена мемориальная доска писателю Юрию Казакову.

Жизни писателя посвящён фильм «Послушай, не идёт ли дождь» (1999 г.).

Юрий Казаков

Биография

По мнению Дмитрия Быкова, Юрий Казаков не был похож на свои произведения. Автор нежнейших рассказов и новелл в личной жизни был грубияном, выражающимся нецензурными словами. Поэтическая проза вырастала из писателя как цветок из кактуса.

Детство и юность

Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.

Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.

Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.

Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета

В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.

Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру. В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату. От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.

Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.

Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.

Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах. При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался. По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.

С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.

По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.

Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.

Личная жизнь

В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.

Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».

В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.

8 августа 1927 г. родился Юрий Павлович Казаков (1927 — 1982), выдающийся советский писатель. http://dayofru.com/article/57a87f22d2015cb51ebdd69a/

Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.

В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».

Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.

Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.

Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.

Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.

Творчество

По одной из версий, Казаков захотел стать писателем, чтобы рассказать людям о том, чему мешало его заикание. Однако в юношеских дневниках контрабасист писал, что хочет прославиться, а литератору добиться известности легче, чем оркестранту.

Первой публикацией Юрия стала одноактная пьеса «Новый станок», напечатанная в 1952 году в неприметном репертуарном сборнике. В дальнейшей библиографии Казакова преобладали рассказы и короткие повести.

Помимо упомянутых произведений, популярными у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес» (о слепой охотничьей собаке), «Осень в дубовых лесах» (о неприкаянности, разрушающей любовь»). Казаков достиг вершин жанра, его имя носит премия, ежегодно присуждаемая журналом «Новый мир» за лучший рассказ.

В 1964 году Юрий Павлович участвовал в написании коллективного юмористического детектива «Смеется тот, кто смеется». Через 3 года литератор ездил во Францию, где собирал материалы для романа об Иване Бунине, которого очень любил. Но большая форма не покорилась талантливому создателю прозаических миниатюр, и планы остались нереализованными.

Смерть

Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».

На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь. », вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.

Ссылка на основную публикацию