Жизнь и творчество Виктора Розова

Виктор Розов – Victor Rozov

Виктор Сергеевич Розов (на русском языке : Виктор Сергеевич Розов , 8 августа 1913 – 28 сентября 2004) был российским советским драматургом . Он был удостоен Сталинской премии (Государственная премия СССР) в 1967 г. Он написал более 20 драматических штук и 6 киносценариев , в том числе Вечно живые / Жизнь Вечную , основы для своего фильма сценарий Летят журавли . Он был членом Российской академии литературы, президентом Российской академии театрального искусства и членом Союза советских писателей .

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Работы
    • 3.1 Пьесы
  • 4 Фильмография (сценарист)
  • 5 Отличий
  • 6 Ссылки

биография

Виктор Розов был сыном бухгалтера Сергея Федоровича Розова (солдата, сражавшегося в Первую мировую войну ) и Екатерины Ильиничной. Во время Ярославского восстания 1918 года семейный дом сгорел, семья переехала в Ветлогу . Именно там Виктор закончил трехлетнее начальное образование. С 1923 года жил и учился в Костроме . В 1929 году он провалил вступительные экзамены в Российский государственный сельскохозяйственный университет в Москве и начал работать на текстильной фабрике в Костроме. В том же году он стал постоянным актером и зрителем Костромского молодежного театра. В 1932 году поступил в Костромское техникум. В 1934 году он поступил в Театр Революции в Москве (под руководством Марии Бабановой ).

После вступления Советского Союза в войну в июне 1941 года Розов вступил в 8-ю национальную дивизию народного ополчения в Краснопресненском районе. Осенью того же года он был тяжело ранен. Он покинул госпиталь в середине 1942 года и возглавил агитационную группу на фронте; Одновременно он учился заочно в Литературном институте имени Максима Горького . В конце войны он прервал учебу в институте и основал Театр для детей и юношества Алматы . Вернувшись в Москву, он работал актером и режиссером в Театре ЦДК. В 1953 году Розов окончил Литературный институт.

С 1949 года его пьесы ставятся в различных театрах. Его пьеса «Друзья», представленная в 1949 году в Центральном молодежном театре, не увидела свет, поскольку считалась «слишком сентиментальной». Режиссер Анатолий Эфрос поставил Розова «Ну и хорошо!», «В поисках радости», «День свадьбы» и «Перед обедом» с Олегом Ефремовым . Михаил Калатозов «s Летят журавли , была адаптация„вечной жизни“Розова. Он получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1958 года «за гуманизм, единство и высокое художественное качество».

Розов умер в возрасте 91 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище , Москва .

Личная жизнь

Розов женился на Надежде Варфоломеевне Козловой (1919 г. р.). У него были сын Сергей (1953 г.р.) – режиссер – и дочь Татьяна (1960 г.р.) – актриса МХАТ .

Работает

Пьесы

  • Жизнь вечная ( Вечно живые, 1943)
  • Ее друзья (1949)
  • Страница жизни / ваш путь) (1953)
  • В хорошее время! (1955)
  • В поисках радости (1958)
  • Freemasters (1959)
  • Неравный бой (1960)
  • В дороге (1962)
  • Перед обедом (1962)
  • В день свадьбы (1964)
  • Изобретатель (1966)
  • Обыкновенная история (1966 г., по И.А. Гончарову)
  • Традиционная коллекция (1967)
  • На беговой дорожке (1968)
  • С вечера до полудня (1970)
  • Мальчики (Брат Алеша) (1971, по роману Достоевского « Братья Карамазовы» )
  • Ситуация (1973)
  • Четыре капли (1974)
  • Всадники со станции Роза (1978, по В. Крапивину)
  • Гнездо тетерева (1979)
  • Хозяин (1982)
  • У моря (Кабанчик) (1986)
  • Дома (Возвращение) (1989)
  • Скрытая весна (1989)
  • Любкина (1991, по роману Н. Нарокова «Воображаемые ценности»)
  • Хоффман (1996)

Фильмография (сценарист)

  • 1956 – Доброе время!
  • 1957 – Летят журавли – экранизация спектакля «Вечная жизнь».
  • 1959 – Письмо не отправлено
  • 1960 – Шумный день – экранизация комедии «В поисках радости».
  • 1961 – Auf der Suche nach Glück (Германия) – немецкая телевизионная версия фильма «В поисках радости» (1957).
  • 1962 – På jakt efter lyckan «В поисках радости» (Швеция, в сотрудничестве с Леннартом Лагервалем)
  • 1968 – В день свадьбы
  • 1972 – За всю ответственность – экранизация спектакля «Традиционный сборник».
  • 1972 – Страница жизни
  • 1973 – В свое время! – Телевизионная версия одноименного спектакля
  • 1975 – На край света .
  • 1980 – A Siketfajd fészke (Гнездо тетерева) (Венгрия)
  • 1980 – Перед ужином (телешоу)
  • 1981 – ‘С вечера до полудня
  • 1982 – Несколько капель (фильм)
  • 1987 – Всадники
  • 1987 – Гнездо тетерева (драма)

Отличия

Он отмечен российскими и советскими орденами и наградами, такими как:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» степени III (5 августа 1995) – за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную работу в области культуры и искусства;
  • Орден Отечественной войны I степени;
  • два ордена Трудового Красного Знамени (19.08.1988);
  • Орден Дружбы Народов (1969, 19.08.1983);
  • Орден «Знак Почета» (31.08.1973);
  • медали России и зарубежных стран;
  • Орден Милосердия ( Русская Православная Церковь );
  • Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1967 г. (в области театрального искусства) (1 ноября 1967 г.) – за спектакль «Обычная история» в Театре «Современник» в Москве;
  • Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства 2001 г.

русская провинция

В гостях у Виктора Розова

Виктор Розов.
Рисунок А. Власова.

Бывая в Москве, я непременно находил время позвонить Виктору Сергеевичу Розову. Вот и в 2004 году в конце августа, когда мое родное агентство ИТАР ТАСС отмечало свое столетие, я приехал в столицу на торжества и в первый же вечер позвонил Галине Михайловне Пшеницыной в надежде узнать о здоровье Виктора Сергеевича.

Я знал, что он уже давно пребывает в хосписе с неизлечимой болезнью. Там делают все, чтобы продлить жизнь этого замечательного Драматурга и Человека. Галина Михайловна, председатель нашего землячества в столице, навещает его или звонит лечащему врачу, так что всегда в курсе.

На этот раз утешительного в ее ответе было мало. Только и порадовало меня сообщение о том, что девяносто первый день его рождения почитатели таланта драматурга торжественно отметили в зале картинной галереи художника Шилова. Тут же комиссия по присуждению учрежденной три года назад премии «Хрустальная роза Виктора Розова» рассмотрело вопрос о претендентах — молодых драматургах России, выдвинутых на соискание этого почетного приза.

А буквально через несколько дней страну облетела скорбная весть о кончине нашего славного земляка…

Я имел счастье лично познакомиться с Виктором Сергеевичем десять лет назад, когда вышла моя книга «Ходи веселей, Кострома» с подзаголовком «Рассказы о войне, веселые и не очень». С ней и приехал в Москву на парад Победы. Подарил многим ветеранам и, конечно, Розову. Предварительно позвонил ему по телефону, представился и попросил разрешения приехать к нему, чтобы взять интервью для ТАСС и попутно вручить свою новую книгу. Его ответ был предельно короток:

— Жду хоть сейчас.

Как легко оказалось попасть «на прием» к классику отечественной драматургии! Куда проще, чем сейчас в офис какого-нибудь крошечного ОАО.

И вот я в его квартире на улице Черняховского, 4. Этот дом литераторов мне хорошо знаком: в нем жил славный писатель-юморист Леонид Сергеевич Ленч, редактор моей первой книги, давший мне впоследствии рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. Я бывал у него не раз и на даче в Переделкино, и в московской квартире. Милый, веселый интеллигент!

Квартира Розова оказалась в соседнем подъезде. На звонок в дверь вышел сам Виктор Сергеевич. Без церемоний пригласил в свой кабинет.

— Чаю хотите. Нет? Тогда не будем мешкать. Полчаса вам хватит. Надеюсь, что это не будет чем-то фундаментальным?

— Традиционно для ТАСС — тридцать-сорок газетных строк.

Мой ответ несколько разочаровал драматурга, видимо привыкшего к назойливости столичных журналистов, дорвавшихся до встречи со знаменитостью.

— И надо же вам было ехать ко мне, терять время на дорогу: проще было бы проинтервьюировать меня и по телефону.

— Да. Но я еще и книгу вам свою привез.

— Ну, это другое дело.

…Разговаривать с ним было легко и приятно. С подкупающей откровенностью отвечал он на мои вопросы, когда узнал, что я живу в Костроме, в городе, где прошли его детство и отрочество. А вопросы мои не отличались особой оригинальностью. Для начала я спросил его: как он, не имея в столице никакой протекции, прорвался в корпоративное сообщество театральных деятелей и стал одним из ведущих драматургов страны.

— Повезло, — простодушно ответил Розов. — Как говорится, попал в струю. Во второй половине сороковых годов тема войны поднималась многими авторами. Но частенько пьесы их носили такой плакатно-патриотический характер с покушением на решение глобальных вопросов. А я по простоте душевной рассказал о буднях войны в тылу и на фронте, не претендуя на охват большого пласта жизни. Только в пределах одной «простой советской семьи». И вдруг неожиданно для меня спектакль «Вечно живые» вызвал ажиотаж и у зрителей и в театральной среде. А фильм «Летят журавли», поставленный Калатозовым по этой пьесе, на Канском кинофестивале получил «Золотую пальмовую ветвь»… Вот с этого все и началось.

Нет, не с этого, а гораздо раньше. Виктор Сергеевич родился в Ярославле, но в десять лет стал костромичом. Учась в школе, был активистом драмкружка, потом — любительского молодежного театра. Поверив в свои способности, поехал в Москву, был принят в актерскую студию театра Революции, стал посещать курсы в литинституте, писал стихи… Началась война — пошел воевать.

— Как же вас, белобилетника по зрению, взяли в армию?

— А я записался в народное ополчение, где не требовали медицинской справки. И, очевидно, за такое самовольство был наказан тяжелым ранением. Год провалялся в госпитале и приехал долечиваться в Кострому. Вспомнил свое увлечение театром. Раненая нога уже не позволяла думать о профессии актера — решил попробовать себя на стезе драматургии. Кое-какой опыт в этом виде творчества у меня был: перед войной по заказу театра Революции сделал инсценировку повести какого-то француза «Адвокат Патлен». На сцене она не пошла, но кое-чему, в смысле основ драматургии, меня научила.

Пьесу «Семья Серебрийских» — первый вариант «Вечно живых» — Виктор Сергеевич написал в Костроме. А поставили ее в Москве. Кстати замечу, что знаменитый ныне театр «Современник» открывался спектаклем по этой розовской пьесе.

Говорят, что лиха беда только начало. Но Розова беды преследовали постоянно. Почти все его новые пьесы на сцену проходили со скрипом. Год, другой, а иногда и больше отлеживались в театрах или в каких-то иных структурах идеологического толка, но в конце концов все-таки пробивались на сцену. И получали признание. Особенно — у молодежи…

Отведенные мне полчаса давно миновали, а разговор наш продолжался. От истории перешли к современному положению вещей в обществе. Розова очень беспокоило сегодняшнее положение молодежи.

— Смута и разлад царит в их душах и сердцах. Всякими способами, и прежде всего телевидением, вытравливаются из юных душ такие святые понятия, как дружба, любовь, честь, совесть, бескорыстие… Деньги, деньги, деньги — на них все покупается, все продается. Ради них люди идут на любые преступления…

Виктор Сергеевич боролся с этим злом всеми доступными ему средствами: пьесами, публицистическими статьями в прессе, рецензиями, выступлениями по радио, на лекциях и семинарах в Литинституте.

Его называли «светлым человеком». И в самом деле, от него исходили какие-то незримые флюиды доброты и спокойствия. Он ушел, но вечно живые герои его произведений продолжают учить нас добру и человеколюбию.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Война, театр и литература. Вехи жизни Виктора Розова

Родился будущий драматург в 1913 году, в Ярославле, в семье бухгалтера и домохозяйки. Мальчик родился слабым и болезненным, и домашний доктор, который лечил ребенка, был настроен пессимистически и предлагал родителям готовиться к худшему. Однако вопреки прогнозу врача Виктор не только выжил, но и пережил страшные годы Гражданской войны, которая затронула семью Розовых так же, как и всю Россию.

Через две войны

В 1918 году, когда Виктору было всего 5 лет, в Ярославле случился мятеж эсеров, в результате которого город охватил пожар. Дом Розовых сгорел, но, к счастью, вся семья осталась цела. После пожара Розовы переехали сначала в Ветлугу, а затем в Кострому. Там Виктор и его единственный брат поступили в школу.

Читайте также:  Жизнь и творчество Альберта Лиханова

Именно в Костроме Розов впервые попал в театр «изнутри» — он вместе с другими молодыми рабочими играл в Театре юного зрителя под руководством режиссера Николая Овсянникова. Вообще же в этот период молодой Розов работал на текстильной фабрике «Искра Октября» и даже поступил в индустриальный техникум.

Но в итоге Розов выбрал театр, и в 1934 году Розов уехал в Москву — учиться на актера. Поступил он в училище при Театре революции (нынешний театр им. Маяковского) на курс актрисы Марии Бабановой, успешно окончил его и стал работать в этом театре актером вспомогательного состава. Мечта сбылась, но все планы расстроила война: в 1941 году молодой актер Виктор Розов добровольцем ушел на фронт.

Его зачислили в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района, состоящую из молодых москвичей — вчерашних мальчишек. Розов участвовал только в одном-единственном бою, в котором погибли почти все его друзья и соратники. Сам Виктор был тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь во Владимире. Ранение оказалось тяжелым, и Розова перевели дальше — в Казань. Когда солдат оправился от ранения, он был вынужден вернуться к отцу в Кострому. Свой единственный бой Розов запомнил на всю жизнь, равно как и картины войны на фронте и в тылу. И эти впечатления потом драматург описал в своих пьесах.

«Юность», «Вечно живые» и «Летят журавли»

Война еще не кончилась, а Розов поступил в Литературный институт им. Горького на заочное отделение по специальности драматургия. Пьеса «Вечно живые» сразу принесла начинающему драматургу известность в литературных кругах, а режиссер Михаил Калатозов попросил его написать сценарий.

Розов написал, и Калатозов снял фильм «Летят журавли». Картина в 1958 году стала лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.

Из фильмов, снятых по пьесам Розова, также известны «Неотправленное письмо» (1959) и «Шумный день» (1960), в котором главную роль сыграл молодой актер Олег Табаков.

Кроме того, пьесы Розова с успехом шли во многих театрах СССР, а сам он организовывал во время войны Театр для детей и юношей в Алма-Ате, после окончания Литинститута входил в редколлегию журнала «Юность» и более 50 лет был членом Союза писателей.

В жизни Розов был человеком скромным, и однолюбом. Всю жизнь любил одну женщину — свою жену Надежду Козлову. Высоко ценил балет и классическую музыку, театр считал делом своей жизни. Сын Розова Сергей стал театральным режиссером, а дочь Татьяна — актрисой.

Под конец жизни Виктор Розов жил, в основном, на даче, где разводил цветы: розы, пионы и свои любимые гладиолусы.

Скончался драматург в возрасте 28 сентября 2004 года — ему был 91 год. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Горький Максим – жизнь и творчество (автор неизвестен)

Горький Максим – жизнь и творчество

Детство и юность Максима Горького

Горький родился в Нижнем Новгороде. Его отец, Максим Пешков, умерший в 1871, в последние годы жизни работал управляющим астраханской пароходной конторой Колчина. Когда Алексею было 11 лет, умерла и его мать. Мальчик воспитывался после этого в доме деда по матери, Каширина, разорившегося владельца красильной мастерской. Скупой дед рано заставил юного Алёшу «идти в люди», то есть зарабатывать самостоятельно. Ему пришлось работать рассыльным при магазине, пекарем, мыть посуду в буфете. Эти ранние годы своей жизни Горький потом описал в «Детстве», первой части своей автобиографической трилогии. В 1884 Алексей неудачно пытался поступить в Казанский университет.

Бабушка Горького, в отличие от деда, была доброй и религиозной женщиной, прекрасной рассказчицей. Свою попытку самоубийства в декабре 1887 сам Алексей Максимович связывал с тяжёлыми переживаниями по поводу бабушкиной смерти. Горький стрелял в себя, но остался жив: пуля прошла мимо сердца. Она, однако, серьезно повредила легкое, и писатель страдал всю жизнь потом от дыхательной слабости.

В 1888 Горький был на короткое время арестован за связь с марксистским кружком Н. Федосеева. Весной 1891 он отправился странствовать по России и дошёл Кавказа. Расширяя свои знания самообразованием, устраиваясь на временную работу то грузчиком, то ночным сторожем, Горький копил впечатления, которые позже использовал для написания своих первых рассказов. Этот жизненный период он называл «Моими университетами».

В 1892 24-летний Горький вернулся в родные места и стал сотрудничать как журналист в нескольких провинциальных изданиях. Алексей Максимович вначале писал под псевдонимом Иегудиил Хламида (что в переводе с еврейского и греческого даёт некоторые ассоциации с «плащом и кинжалом»), но вскоре придумал себе другой – Максим Горький, намекая как на «горькую» российскую жизнь, так и на желание писать одну лишь «горькую правду». Впервые имя «Горький» было им употреблено в корреспонденции для тифлисской газеты «Кавказ».

Литературный дебют Горького и его первые шаги в политике

В 1892 появился первый рассказ Максима Горького «Макар Чудра». За ним последовали «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895), «Бывшие люди» (1897) и т. д. Все они не отличались большими художественными достоинствами, однако удачно совпали с новыми российскими политическими веяниями. До середины 1890-х левая русская интеллигенция поклонялась народникам, идеализировавшим крестьянство. Но со второй половины этого десятилетия всё большую популярность в радикальных кругах стал получать марксизм. Марксисты провозглашали, что зарю светлого будущего зажгут пролетариат и неимущие слои. Босяки-люмпены и были главными героями рассказов Максима Горького. Общество стало бурно рукоплескать им как новой беллетристической моде.

В 1898 вышел первый сборник Горького «Очерки и рассказы». Он имел шумный (хотя и совершенно необъяснимый из соображений литературного таланта) успех. Общественная и творческая карьера Горького резко пошла на взлёт. Он изображал жизнь нищих с самых низов общества («босяков»), с сильными преувеличениями живописуя их трудности и унижения, усиленно внося в свои рассказы наигранную патетику «человечности». Максим Горький снискал репутацию единственного литературного выразителя интересов рабочего класса, защитника идеи коренного социального, политического и культурного преображения России. Его творчество восхваляли интеллигенты и «сознательные» рабочие. Горький завязал близкое знакомство с Чеховым и Толстым, хотя их отношение к нему было не всегда однозначным.

Горький выступал как убеждённый сторонник марксистской социал-демократии, открыто враждебной «царизму». В 1901 он написал открыто зовущую к революции «Песню о буревестнике». За составление прокламации, призывавшей к «борьбе с самодержавием», его в том же году арестовали и выслали из Нижнего Новгорода. Максим Горький стал близким другом многих революционеров, в том числе и Ленина, с которым впервые встретился в 1902 году. Он прославился еще более, когда разоблачил как автора «Протоколов Сионских мудрецов» сотрудника охранки Матвея Головинского. Головинскому после этого пришлось покинуть Россию. Когда избрание Горького (1902) в члены Императорской Академии по разряду изящной словесности было аннулировано правительством, академики А. П. Чехов и В. Г. Короленко тоже подали в отставку в знак солидарности.

Максим Горький

В 1900-1905 гг. творчество Горького становились всё более оптимистичным. Из его произведений этого периода жизни особенно выделяется несколько пьес, тесно связанных с общественными вопросами. Самая известная из них – «На дне». Поставленная не без цензурных трудностей в Москве (1902), она имела большой успех, а затем давалась по всей Европе и в Соединенных Штатах. Максим Горький всё теснее сближался с политической оппозицией. Во время революции 1905 он подвергся заключению в петербургской Петропавловской крепости за пьесу «Дети Солнца», которая была формально посвящена эпидемии холеры 1862 года, но ясно намекала на текущие события. «Официальный» спутницей Горького в 1904-1921 была бывшая актриса Мария Андреева – давнишняя большевичка, ставшая после Октябрьской революции директором театров.

Разбогатев благодаря своему писательскому творчеству, Максим Горький оказывал финансовую поддержку российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), одновременно поддерживая либеральные призывы к гражданским и социальным реформам. Гибель множества людей во время манифестации 9 января 1905 («Кровавого воскресенья»), по-видимому, дала толчок к ещё большей радикализации Горького. Не присоединяясь открыто к большевикам и Ленину, он сходился с ними во мнениях по большинству вопросов. Во время декабрьского вооружённого мятежа в Москве 1905 года в квартире Максима Горького, недалеко от Московского университета, размещался штаб восставших. По окончании восстания писатель уехал в Петербург. На его квартире в этом городе состоялось заседание ЦК РСДРП под председательством Ленина, принявшее решение пока прекратить вооружённую борьбу.

Опасаясь ареста, Алексей Максимович скрылся в Финляндию, откуда уехал в Западную Европу. Из Европы он отправился в Соединенные Штаты для сбора средств в поддержку большевицкой партии. Именно во время этой поездки Горький начал писать свой знаменитый роман «Мать», который впервые вышел на английском языке в Лондоне, а потом и на русском (1907). Тема этого весьма тенденциозного произведения – присоединение к революции простой рабочей женщины после ареста её сына. В Америке Горького вначале встретили с распростёртыми объятьями. Он познакомился с Теодором Рузвельтом и Марком Твеном. Однако затем американская пресса стала возмущаться громкими политическими акциями Максима Горького: он отправил телеграмму поддержки профсоюзным вождям Хейвуду и Мойеру, обвинявшемся в убийстве губернатора штата Айдахо. Газетам не нравилось и то, что писателя сопровождала в поездке не жена Екатерина Пешкова, а любовница, Мария Андреева. Сильно уязвлённый всем этим Горький стал ещё яростнее осуждать в своём творчестве «буржуазный дух».

Горький на Капри

Вернувшись из Америки, Максим Горький решил пока не возвращаться в Россию, ибо мог подвергнуться там аресту за связь с московским восстанием. С 1906 по 1913 он жил на итальянском острове Капри. Оттуда Алексей Максимович продолжал поддерживать российских левых, особенно большевиков; он писал романы и эссе. Вместе с эмигрантами-большевиками Александром Богдановым и А. В. Луначарским Горький создал замысловатую философскую систему под названием «богостроительство». Она претендовало выработать из революционных мифов «социалистическую духовность», при помощи которой обогащённое сильными страстями и новыми моральными ценностями человечество сможет избавиться от зла, страданий и даже смерти. Хотя эти философские поиски были отвергнуты Лениным, Максим Горький продолжал верить, что «культура», то есть, моральные и духовные ценности важнее для успеха революции, чем политические и экономические мероприятия. Эта тема лежит в основе его романа «Исповедь» (1908).

Возвращение Горького в Россию (1913-1921)

Воспользовавшись амнистией, данной к 300-летию династии Романовых, Горький в 1913 году вернулся в Россию и продолжил активную общественную и литературную деятельность. В этот период жизни он направлял молодых писателей из народа и написал первые две части своей автобиографической трилогии – «Детство» (1914) и «В людях» (1915-1916).

Во время Первой Мировой войны его петербургская квартира вновь служила местом собраний большевиков, однако в революционном 1917 его отношения с ними ухудшились. Через две недели после Октябрьского переворота 1917 Максим Горький писал:

«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чём свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия. Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к “социальной революции” – на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции… Ленин вождь и русский барин, не чуждый некоторых душевных свойств этого ушедшего в небытие сословия, а потому он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обречённый на неудачу… С русским рабочим классом проделывается безжалостный опыт, который уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие русской революции».

Газета Горького «Новая Жизнь» стала преследоваться большевицкой цензурой. В 1918 Алексей Максимович написал серию критических заметок в адрес ленинской власти под названием «Несвоевременные мысли», которые были повторно опубликованы в России лишь после распада Советского Союза. Он сравнивал в них Ленина с царём за его бесчеловечную тиранию репрессий в отношении свободы мысли, а также с прославившимся крайним моральным нигилизмом анархистом-заговорщиком 1870-х гг. Сергеем Нечаевым.

Однако по мере укрепления большевицкого режима Максим Горький всё больше сникал и всё чаще воздерживался от критики. 31 августа 1918 года, узнав о покушении на Ленина, Горький и Мария Андреева дали в его адрес общую телеграмму: «Ужасно огорчены, беспокоимся. Сердечно желаем скорейшего выздоровления, будьте бодры духом». Алексей Максимович добился личной встречи с Лениным, о которой рассказывал так: «Понял, что ошибся, пошёл к Ильичу и откровенно сознался в своей ошибке». Вместе с рядом других примкнувших к большевикам писателей Горький создал при Наркомпросе издательство «Всемирная литература». Оно планировало публиковать лучшие классические произведения, однако в обстановке страшной разрухи не смогло сделать почти ничего. У Горького зато завязалась любовная связь с одной из сотрудниц нового издательства – Марией Бенкендорф. Она продолжалась многие годы.

Читайте также:  Хронологическая таблица жизни и творчества Маяковского

Вторичное пребывание Горького в Италии (1921-1932)

В августе 1921 года Горький, несмотря на личное обращение к Ленину, не смог спасти от расстрела чекистами своего друга, поэта Николая Гумилева. В октябре того же года писатель покинул большевицкую Россию и проживал на немецких курортах, завершив там третью часть своей автобиографии – «Мои университеты» (1923). Затем он вернулся в Италию «для лечения туберкулёза». Живя в Сорренто (1924), Горький сохранял контакты с родиной. После 1928 года Алексей Максимович несколько раз приезжал в Советский Союз, пока не принял предложение Сталина об окончательном возвращении на родину (октябрь 1932). По мнению некоторых литературоведов, причиной возврата были политические убеждения писателя, его давнишние симпатии к большевикам, однако есть и более обоснованное мнение о том, что главную роль здесь сыграло желание Горького избавиться от сделанных во время жизни за границей долгов.

Максим Горький и Сталин, 1931

Последние годы жизни Горького (1932-1936)

Ещё во время посещения СССР в 1929 Максим Горький совершил поездку в Соловецкий лагерь особого назначения и написал хвалебную статью о советской карательной системе, хотя получил на Соловках от лагерников подробные сведения о страшных жестокостях, которые там творятся. Этот случай подробно описан «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына. На Западе статья Горького о Соловецком лагере вызвала бурную критику, и он стал стыдливо пояснять, что находился под давлением советских цензоров. Отъезд писателя из фашистской Италии и возвращение в СССР были широко использованы коммунистической пропагандой. Незадолго до приезда в Москву Горький опубликовал (март 1932) в советских газетах статью «С кем вы, мастера культуры?». Выдержанная в стиле ленинско-сталинской пропаганды, она призывала писателей, художников и артистов поставить своё творчество на службу коммунистическому движению.

По возвращении в СССР Алексей Максимович получил орден Ленина (1933) и был избран главой Союза советских писателей (1934). Правительство предоставило ему роскошный особняк в Москве, принадлежавший до революции миллионеру Николаю Рябушинскому (теперь – музей Горького), а также фешенбельную дачу в Подмосковье. Во время демонстраций Горький поднимался на трибуну мавзолея вместе со Сталиным. Одна из главных московских улиц, Тверская, была переименована в честь писателя, так же, как и его родной город, Нижний Новгород (который вновь обрёл своё историческое название лишь в 1991 году, при крахе Советского Союза). Самый большой самолет в мире, АНТ-20, построенный в середине 1930-х годов бюром Туполева, был назван «Максим Горький». Существуют многочисленные фото писателя с членами советского правительства. За все эти почести приходилось платить. Горький поставил своё творчество на службу сталинской пропаганде. В 1934 он выступил соредактором книги, которая восславила построенный рабским трудом Беломоро-Балтийский канал и убеждала, что в советских «исправительных» лагерях совершается успешная «перековка» бывших «врагов пролетариата».

Максим Горький на трибуне мавзолея. Рядом – Каганович, Ворошилов и Сталин

Есть, однако, сведения, что вся эта ложь стоила Горькому немалых душевных терзаний. О колебаниях писателя знали в верхах. После убийства Кирова в декабре 1934 и постепенного разворачивания Сталиным «Большого Террора» Горький фактически оказался под домашним арестом в своём роскошном особняке. В мае 1934 неожиданно умер его 36-летний сын Максим Пешков, а 18 июня 1936 от пневмонии скончался и сам Горький. Сталин, несший вместе с Молотовым гроб писателя во время его похорон, заявил, что Горького отравили «враги народа». Обвинения в отравительстве были предъявлены видным участникам московских процессов 1936-1938 гг. и сочтены там доказанными. Бывший глава ОГПУ и НКВД, Генрих Ягода, сознался, что организовал убийство Максима Горького по приказу Троцкого.

Кремированный прах Горького был похоронен у Кремлевской стены. Мозг писателя перед этим извлекли из его тела и отправили «для изучения» в московский НИИ.

Оценка творчества Горького

В советские времена, до и после смерти Максима Горького, правительственная пропаганда старательно затушёвывала его идейные и творческие метания, неоднозначные отношения с вождями большевизма в разные периоды жизни. Кремль выставлял его крупнейшим русским писателем своего времени, выходцем из народа, верным другом компартии и отцом «социалистического реализма». Статуи и портреты Горького распространялись по всей стране. Российские диссиденты видели в творчестве Горького воплощение скользкого соглашательского компромисса. На Западе же подчеркивали постоянные колебания его взглядов на советский строй, вспоминая неоднократную критику Горьким большевицкого режима.

Горький видел в литературе не столько способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Будучи автором романов, рассказов, автобиографических очерков и пьес, Алексей Максимович написал также много трактатов-размышлений: статей, эссе, воспоминаний о политиках (например, о Ленине), о людях искусства (Толстом, Чехове и др.).

Сам Горький утверждал, что центром его творчества является глубокая вера в ценность человеческой личности, прославление человеческого достоинства и несгибаемости посреди жизненных тягот. Писатель видел в самом себе «мятущуюся душу», которая стремится найти выход из противоречий надежды и скептицизма, любви к жизни и отвращения перед мелочной пошлостью окружающих. Однако как стиль книг Максима Горького, так и подробности его общественной биографии убеждают: эти притязания были по большей части наигранными.

В жизни и творчестве Горького отразились трагизм и запутанность его крайне двусмысленного времени, когда посулы полного революционного преображения мира лишь маскировали корыстную жажду власти и звериную жестокость. Давно признано, что с чисто литературной стороны большинство произведений Горького довольно слабо. Лучшим качеством отличаются его автобиографические повести, где дана реалистическая и живописная картина русской жизни конца XIX века.

А.М. Горький

Горький Максим (16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936) – писатель. Настоящее имя —Алексей Максимович Пешков.

Родился в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В семь лет остался сиротой и жил с дедом, некогда богатым красильщиком, к тому времени разорившимся.

Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. В раннем детстве служил на побегушках в магазине обуви, затем учеником чертежника. Не выдержав унижений, сбежал из дома. Работал поваренком на волжском пароходе. В 15 лет приехал в Казань с намерением получить образование, но, не имея никакой материальной поддержки, не смог осуществить намерение.

В Казани узнал жизнь в трущобах и ночлежках. Доведенный до отчаяния, совершил неудачную попытку самоубийства. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова.

Не удержавшись на одном месте, отправился пешком на юг России, где испробовал себя и на каспийских рыбных промыслах, и на постройке мола, и других работах.

В 1892 г. впервые был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». В следующем году он возвратился в Нижний Новгород, где встретился с писателем В.Г. Короленко, принявшим большое участие в судьбе начинающего писателя.

В 1898 г. А.М. Горький был уже знаменитым писателем. Его книги расходились многотысячными тиражами, а известность распространилась за границы России. Горький автор многочисленных рассказов, романов «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» и др., пьес «Враги», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Васса Железнова», романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».

С 1901 г. писатель начал открыто выражать сочувствие революционному движению, что вызвало негативную реакцию правительства. С этого времени Горький не раз подвергался арестам и гонениям. В 1906 г. он уехал за границу в Европу и Америку.

После свершения октябрьского переворота 1917 г., Горький стал инициатором создания и первым председателем Союза писателей СССР. Он организовывает издательство «Всемирная литература», где получили возможность работать, тем самым спасшись от голода, многие литераторы того времени. Ему же принадлежит заслуга спасения от ареста, гибели представителей интеллигенции. Часто в эти годы Горький был последней надеждой преследуемых новой властью.

В 1921 г. у писателя обострился туберкулез, и он выехал для лечения в Германию и Чехию. С 1924 г. жил в Италии. В 1928, 1931 г. Горький ездит по России, в том числе посетил Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. Горького практически вынудили вернуться в Россию.

Последние годы жизни тяжело больного писателя были, с одной стороны, полны безграничного восхваления – еще при жизни Горького его родной город Нижний Новгород был назван его именем – с другой, писатель жил в практической изоляции под постоянным контролем.

Алексей Максимович был женат многократно. Первый раз на Екатерине Павловне Волжиной. От этого брака имел дочь Екатерину, умершую во младенчестве, и сына Максима Алексеевича Пешкова – художника-любителя. Сын Горького неожиданно умер в 1934 г., что породило предположения о его насильственной смерти. Смерть самого Горького через два года так же вызвала подобные подозрения.

Второй раз женат гражданским браком на актрисе, революционерке Марии Федоровне Андреевой. Фактически третьей женой в последние годы жизни писателя стала женщина с бурной биографией Мария Игнатьевна Будберг.

Умер недалеко от Москвы в Горках, в том же доме, где умер В.И. Ленин. Прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Мозг писателя был отправлен в Московский институт мозга для изучения.

Максим Горький: жизнь и творчество

Алексей Пешков, известный в литературном кругу, как Максим Горький, родился в Нижнем Новгороде. Отец Алексея скончался, в 1871 году, когда будущему писателю было всего 3 года, мать прожила лишь немногим дольше, оставив сына сиротой в 11 лет. На дальнейшее попечение мальчик был отправлен в семью деда по матери Василия Каширина.

Не безоблачная жизнь в доме деда заставила Алексея уже с детства перейти на свой хлеб. Добывая пропитание, Пешков работал рассыльным, мыл посуду, выпекал хлеб. Позже будущий писатель расскажет об этом в одной из частей автобиографической трилогии под названием «Детство».

В 1884 году юный Пешков стремится сдать экзамены в Казанский университет, но безуспешно. Трудности в жизни, неожиданная смерть родной бабушки, которая была добрым другом Алексея, приводят его к отчаянию и попытке самоубийства. Пуля не задела сердце юноши, но этот случай обрек его на пожизненную дыхательную слабость.

В жажде изменений государственного устройства, молодой Алексей связывается с марксистами. В 1888 году его арестовывают за антигосударственную пропаганду. После освобождения будущий писатель занимается странствованием, называя данный период жизни своими «университетами».

Первые шаги творчества

С 1892 года, возвратившись в родные места, Алексей Пешков становится журналистом. Первые статьи молодого автора публикуются под псевдонимом Иегудиил Хламида (с греческого плащ и кинжал), но вскоре писатель придумывает себе другое имя – Максим Горький. Словом «горький» писатель стремиться показать «горькую» жизнь народа и желание описывать «горькую» правду.

Первым произведением мастера слова стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году. Следом за ним мир увидели и другие рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди» и др. (1895-1897 гг.).

Литературный взлет и популярность

В 1898 году опубликован сборник «Очерки и рассказы», который принес Максиму Горькому славу в среде народных масс. Главными героями рассказов стали низы общества, переносящие небывалые тяготы жития. Страдания «босяков» автор отобразил в наиболее преувеличенной форме, с целью создания наигранной патетики «человечности». В своих произведениях Горький вынашивал идею единства рабочего класса, защищающего социальное, политическое и культурное достояние России.

Очередным революционным порывом, открыто враждебным царизму, стала «Песня о буревестнике». В наказание за призыв к борьбе с самодержавием Максим Горький был выслан из Нижнего Новгорода и отозван из членов Императорской Академии. Оставаясь в тесных связях с Лениным и другими революционерами, Горький пишет пьесу «На дне» и ряд других пьес, получивших признание в России, Европе и США. В это время (1904-1921) писатель связывает свою жизнь с актрисой и почитательницей большевизма Марией Андреевой, разрывая связь с первой женой Екатериной Пешковой.

Читайте также:  Жизнь и творчество Михаила Пришвина

За границей

В 1905 году, после декабрьского вооруженного мятежа, опасаясь ареста, Максим Горький отправляется заграницу. Собирая поддержку большевицкой партии, писатель посещает Финляндию, Великобританию, США, знакомится с известными писателями Марком Твеном, Теодором Рузвельтом и др. Но поездка в Америку оказывается для писателя не безоблачной, ведь вскоре его начинают обвинять в поддержке здешних революционеров, а также нарушении нравственных прав.

Не решаясь ехать в Россию, с 1906 по 1913 революционер живет на острове Капри, где создает новую философскую систему, которая ярко отображена в романе «Исповедь» (1908).

Возвращение в отечество


(Максим Горький и Фёдор Шаляпин)

Амнистия к 300-летнему юбилею династии Романовых позволила писателю в 1913 году вернуться в Россию. Продолжая активную творческую и гражданскую деятельность, Горький публикует ключевые части автобиографической трилогии: 1914 – «Детство», 1915-1916 – «В людях».

В течение Первой Мировой войны и Октябрьского переворота петербургская квартира Горького стала местом регулярных большевицких собраний. Но ситуация резко изменилась через несколько недель после революции, когда писатель явно обвинил большевиков, в частности Ленина и Троцкого, в жажде к власти и фальшивости намерений создания демократии. Газета «Новая Жизнь», которую выпускал Горький стала объектом преследования цензуры.

Совместно с процветанием коммунизма, критика Горького уменьшилась и вскоре писатель лично встретился с Лениным, признавая свои ошибки.

Пребывая с 1921 по 1932 год в Германии и Италии, Максим Горький пишет завершительную часть трилогии под названием «Мои университеты» (1923), а также лечится от туберкулеза.

Последние годы жизни писателя

В 1934-м Горький назначен главой Союза советских писателей. В знак благодарности от правительства он получает роскошный особняк в Москве.

В последние годы творчества писатель был тесно связан со Сталиным, всячески поддерживая политику диктатора в своих литературных произведениях. В связи с этим Максима Горького называют основателем нового течения в литературе – социалистического реализма, которое больше связано с коммунистической пропагандой, чем с художественным талантом. Скончался писатель 18 июня 1936 года.

Максим Горький

Фото Все

Видео Все

Три революции Максима Горького. Документальный фильм (2018)

Быков о творчестве Максима Горького

Горький Максим. Четыре жены буревестника революции

Максим Горький — биография

Максим Горький – писатель, драматург, прозаик. Он стоял у истоков создания Союза писателей СССР и был его первым председателем.

Когда задают вопрос о творчестве Алексея Пешкова, то он многих ставит в тупик. Далеко не все знают, что это настоящее имя писателя Максима Горького. Он был не просто литератором, но и отличался активной общественной деятельностью. Поначалу скептически отнесшийся к революции, он впоследствии стал ее певцом. Его пять раз выдвигали на получение Нобелевской премии, его труды издавались при жизни большими тиражами. Горького ставили в один ряд с Пушкиным и Толстым, его произведения были написаны доступным языком, понятным каждому.

Детство и юность

Родился Алексей Пешков 28 марта 1868 года в небольшом городишке Канавино Нижегородской губернии. Отец мальчика – Максим Пешков, трудился столяром, потом занимал должность управляющего в пароходной конторе. Умер от холеры, которой заразился от сына. Алексею было 4, когда он заболел, отец выхаживал его, заболел сам и вскоре умер. Алеша почти не помнил своего папу, но по рассказам родных знал о нем многое и чтил его память. Когда он брал себе псевдоним, то назвался Максимом в честь отца.

Максим Горький в детстве

Маму Алеши звали Варвара Каширина, она была родом из мещан. После смерти мужа еще раз вышла замуж, но вскоре сгорела от чахотки. Дед по отцовской линии – Савватий Пешков имел чин офицера, но за жестокое обращение с солдатами его разжаловали и отправили в Сибирь. Он был настолько жестким человеком, что даже сын Максим сбегал из дома пять раз, а в 17 покинул родные стены навсегда.

После смерти родителей Алеша остался круглым сиротой, и его детство прошло у деда и бабки по материнской линии. С 11-летнего возраста он уже постигал свои жизненные университеты. Его трудовая биография началась с посыльного при магазине, потом он устроился на пароход буфетчиком, затем служил в помощниках у пекаря и иконописца. Эти годы он потом красочно описал в произведениях «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Максим Горький в юности

Алексей Пешков пытался поступить в Казанский университет, но из этой затеи ничего не вышло. Потом его арестовали за участие в марксистском кружке. Немного времени Пешков работал на железной дороге в качестве сторожа. Когда ему исполнилось 23, он отправился в пешее путешествие по России, и ему удалось дошагать до Кавказа. На протяжении всего пути будущий писатель старается записать все, что он видит вокруг, а также свои мысли и чувства, которые потом отразятся в его творчестве. Он начинает понемногу писать и его рассказы издают.

Эмиграция

Когда имя Максима Горького уже было достаточно известным в стране, он эмигрирует в США, а потом оттуда и в Италию. Это решение было вызвано не проблемой с действующей властью, как часто можно прочитать в исторических трактатах, а только из-за перемен в личной жизни. Он продолжает трудиться за границей и там выходит множество его книг революционной направленности. В 1913 году Максим Горький возвращается на Родину. Он остановился в Петербурге и продолжал работать, причем сотрудничал с разными издательствами.

Максим Горький в Италии

Пешков всегда придерживался марксистских взглядов, но когда грянула Октябрьская революция, он принял ее не сразу. После окончания Гражданской войны, Горький снова уезжает на границу, однако в 1932-м возвращается на родину, на этот раз окончательно.

Писатель

1892 год стал началом творческой биографии писателя. Именно в это время он издает свой рассказ «Макар Чудра». Однако известность к нему пришла немного позже, с выходом двухтомника «Очерки и рассказы». Эта книга вышла большим тиражом, который раза в три превышал другие издания того времени. Самыми значимыми рассказами в то время были «Бывшие люди», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и поэма «Песня о Соколе». Следующая поэма Максима Горького вошла во все хрестоматии. Не остался Горький в стороне и от детской литературы. Он пишет сказки – «Самовар», «Воробьишко», «Сказки об Италии», выпускает первый в СССР журнал для детей и занимается организацией праздников для детей бедняков.

Максим Горький в процессе творчества

Важной вехой в творчестве Горького стали его пьесы «Мещане», «На дне», «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывается, как талантливый драматург, и демонстрирует свое видение окружающей его действительности. Отдельное место в русской классической литературе занимают его повести «В людях» и «Детство», романы «Дело Артамоновых» и «Мать». Последним творением великого писателя стал роман «Жизнь Клима Самгина», который иногда называют вторым названием – «Сорок лет». На его написание ушло одиннадцать лет жизни Горького, но, к сожалению, это произведение осталось не оконченным.

Личная жизнь

Первую и единственную официальную жену Максима Горького звали Екатерина Волжина. Писатель женился уже достаточно взрослым – в 28. Знакомство будущих супругов состоялось в издательстве газеты «Самарская газета», где Катя трудилась в должности корректора. Они поженились и через год стали родителями сына Максима, а потом и дочери Екатерины, которую назвали в честь ее мамы. Горький воспитывал и своего крестника Зиновия Свердлова, который впоследствии сменил свою фамилию на Пешков.

Максим Горький и его жена Екатерина Волжина

Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, то это послужило поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.

После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции сразу в Штаты, потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались.

Максим Горький и Мария Андреева

Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет. Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее есть романтические отношения на стороне. Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэллс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.

Смерть

После того, как в 1932-м Горький окончательно вернулся домой, он сотрудничает одновременно с несколькими газетами и журналами, выпускает книги «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны». В эти годы он выступил организатором и идейным вдохновителем создания Союза писателей. В этот период внезапно умирает его горячо любимый сын Максим от воспаления легких. Эта смерть сильно подкосила Горького, он как будто бы потух. Писатель часто бывал на кладбище у сына, и после одного из таких посещений почувствовал резкое недомогание. На протяжении трех недель его лихорадило, пока 18 июня 1936 года Горький не умер. Его тело кремировали, и урна с прахом была помещена в Кремлевской стене. Но еще до кремации мозг писателя извлекли и его изучением занимались в одном из НИИ.

Могила Максима Горького

Спустя годы вопрос о причине смерти Горького и его сына начал задаваться достаточно часто. Слишком много было необычного в резком развитии болезни и летальном исходе. Было предположение, что они отравлены и что к этому имеет непосредственное отношение Генрих Ягода, народный комиссар и по совместительству любовник Марии Будберг. Подозревали, что в смерти писателя замешан Лев Троцкий и даже Сталин. Когда в СССР появилось громкое «дело врачей», то три доктора получили обвинение в смерти писателя Горького.

Творчество

Романы
  • 1900—1901 — «Трое»
  • 1906 — «Мать»
  • 1925 — «Дело Артамоновых»
  • 1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»
Повести
  • 1894 — «Горемыка Павел»
  • 1899 — «Фома Гордеев»
  • 1900 — «Мужик. Очерки»
  • 1908 — «Жизнь ненужного человека».
  • 1908 — «Исповедь»
  • 1909 — «Лето»
  • 1909 — «Городок Окуров»
  • 1913—1914 — «Детство»
  • 1915—1916 — «В людях»
  • 1923 — «Мои университеты»
  • 1929 — «На краю Земли»
Рассказы
  • 1892 — «Макар Чудра»
  • 1893 — «Емельян Пиляй»
  • 1894 — «Мой спутник»
  • 1895 — «Челкаш»
  • 1895 — «Старуха Изергиль»
  • 1895 — «Ошибка»
  • 1895 — «Песня о Соколе»
  • 1897 — «Бывшие люди»
  • 1898 — «Варенька Олесова»
  • 1898 — «Проходимец»
  • 1899 — «Двадцать шесть и одна»
  • 1906 — «Товарищ!»
  • 1908 — «Солдаты»
  • 1911 — «Сказки об Италии»
Пьесы
  • 1901 — «Мещане»
  • 1902 — «На дне»
  • 1904 — «Дачники»
  • 1905 — «Дети солнца»
  • 1905 — «Варвары»
  • 1906 — «Враги»
  • 1908 — «Последние»
  • 1910 — «Чудаки»
  • 1913 — «Зыковы»
  • 1913 — «Фальшивая монета»
  • 1915 — «Старик»
  • 1930 — «Сомов и другие»
  • 1931 — «Егор Булычов и другие»
  • 1932 — «Достигаев и другие»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ссылка на основную публикацию