Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Зима», в котором описывается вступление зимы в свои права. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимы» по плану, который будет полезен ученика 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима.
История написания – Стих написан в 1880 году.

Тема стихотворения – Красота зимнего пейзажа, воспевание жизни крестьян.

Композиция – Композиция последовательная, стройная, делит его две смысловые части: описание зимнего пейзажа и крестьянского быта.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, рифма женская.

Эпитеты – «пушистый», «сердитый», «злой».

Метафоры – «снеговые горы».

Олицетворения – «лес заснул», «морозы пришли».

Сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Летний сад
    Анне Ахматовой в 1959 году, которым датируется стихотворение «Летний сад», было семьдесят лет. Понятно, что в этом возрасте человек обращает свой взор не к текущим политическим, или культурным событиям, а к своему прошлому и личным воспоминаниям
  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошо
    Без сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,
  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс
    Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался
  • Анализ стихотворения Майкова Нива
    В данном стихотворении писатель описывает такое замечательное время как уборку урожая. Огромные русские поля становятся желтыми от поспевшей ржи, и воздух наполняется ароматом свежескошенной культуры.

Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы — И зима настала.

Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели.

Он теперь покоен — Всё кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый.

История создания

На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных испытаний. Он родился и вырос в обычной крепостной семье, и вся его жизнь, в том числе и зрелые годы, прошли в глубокой нищете. Но это не мешало ему находить радость в простых житейских вещах. Поэт никогда не роптал на судьбу и был безмерно счастлив тем, что имел прямое отношение к поэзии, которую боготворил.

Суриков стал одним из ярких поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости.

Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, однако не переставал искренне радоваться красоте окружающего мира, его удивительной гармонии. Подтверждением тому сало посмертное произведение «Зима» – очень легкое и светлое по своему содержанию, наполненное восхищением красотой зимней природы.

Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже

вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий — быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично — «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян — позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами. Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи.

Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. И Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.

Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Сочинения по темам:
  1. Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В своих картинах он показывал свою любовь к природе, создавал обобщенный образ Родины. В.
  2. Сочинение по картине Сурикова «Боярыня Морозова» Картина «Боярыня Морозова» — один из шедевров В. Сурикова – написана в 1887 году. Известно, что образ знаменитой староверческой раскольницы.
  3. Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  5. Сочинение по картине Юона «Волшебница-зима» Талантливый художник Константин Федорович Юон создал картину «Волшебница-зима» в 1912 году, когда он, молодой, энергичный живописец, искал свои способы выражения.
  6. Сочинение по картине Шишкина «Зима» Пейзаж великого русского художника И. И. Шишкина «Зима» показывает нам глубокое сонное оцепенение зимнего леса. Скованные морозом деревья будто бы.
  7. Сочинение по картине Сурикова «Взятие снежного городка» У казаков была старинная забава, они любили собираться толпой и штурмовать крепость, которую делали из снега, эта традиция осуществлялась в.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Сурикова «Зима»

Центральная тема стихотворения – зима, которая только вступает в свои права. Произведение дарит читателю чувство умиротворения и душевного спокойствия, которое навевает неспешный снегопад, укрывающий землю белым пушистым полотном. Он скрывает всю неприглядность осиротелой черной земли, наряжает в богатые наряды голые ветви деревьев.

Приход зимы описан достаточно просто и сдержанно, что указывает на неизбежное и закономерное подчинение бытия законам природы. Автор делает акцент на том, что любые изменения в окружающем мире нужно принимать с радостью и благодарностью. Каждый миг жизни наполнен своим очарованием, необходимо лишь научиться ценить простые радости.

Наступление зимы приносит свои хлопоты в крестьянскую жизнь: нужно утеплить избу, защитить ее от зимней стужи, привезти из лесу дрова. Однако зимой работы у крестьян гораздо меньше, а для детворы эта пора года – настоящий праздник, ведь можно до темноты кататься на ледяных горках, играть в снежки.

Крестьянский быт

Сурикова «Зима» нельзя провести полно, не обратив внимания на описание По тому, как это делает поэт, становится понятно, что ему очень знакома и близка жизнь простого народа. Из биографии поэта известно, что он выходец из крестьян.

Для сельских жителей очень важно перед наступлением зимы обеспечить себя теплым надежным жилищем, сделать запасы продуктов питания. Достаточное количество заготовленного для скота корма также дает надежду на безбедное существование крестьянской семьи в пору лютых холодов.

Это период относительного покоя в жизни крестьян. Об этом говорит анализ стиха «Зима». Суриков показывает, что у тружеников появляется время для ведения небогатого домашнего хозяйства. Мужчины занимаются подготовкой к предстоящей посевной, женщины — рукоделием. Дети от всей души предаются зимним забавам. Анализ стихотворения Сурикова «Зима» дает возможность предположить, что сельские жители, как и сам поэт, не лишены романтики. Они не проходят мимо той красоты, что можно наблюдать в природе с приходом зимы.

Настоящие ценители и те, кто знакомится с его произведениями впервые, с удовольствием погружаются в мир, описываемый автором. Стихи поэта хочется перечитывать снова и снова, каждый раз открывая в строчках что-то новое для себя.

К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. — М. Просвещение, 1989, — с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых, в свою очередь, включает по четыре строки.

Выделить лирического героя в произведении достаточно трудно, но после прочтения становится понятно, что это мужчина, который наслаждается зимним пейзажем. Ему близка деревенская жизнь, быт крестьян. Из этого можно сделать вывод, что лирическим героем в стихотворении «Зима» является сам Суриков. В повествовании он занимает позицию несколько отстраненного наблюдателя, никак не проявляющего свои эмоции.

Композиция произведения стройная. Сюжет можно разделить на две условные части: в первой части поэт демонстрирует красоту зимнего пейзажа, а во второй – уделяет внимание крестьянскому быту.

Композиция произведения

Текст стихотворения содержит 8 строф. В каждой из них содержится по четыре строки. Отличительные черты произведения — своеобычное звучание, неповторимые образы и естественный слог, используемый автором для передачи важной мысли.

Понять, кто является главным персонажем стихотворения, непросто. Но внимательно прочитав, можно узнать, что это мужчина, восхищающийся красотой зимы и изменениями в природе, которые она принесла. Он не понаслышке знаком с жизнью и обязанностями деревенских жителей. Из этого заключения можно понять, что образ лирического персонажа отдан Ивану Сурикову. В стихе он представлен отстраненным наблюдателем, эмоции которого никоим образом не проявляются.

Благодаря стройной композиции произведение делится на несколько составляющих. Первая — знакомство с прекрасным преображением, вторая — с жизнью простых крестьян.

В начале произведения говорится о снегопаде. При знакомстве со стихотворением читатель представляет образ кружащихся снежных хлопьев, укрывающих землю белой пеленой. Хоть в зимний период преобладает именно этот цвет, Сурикову удалось очень ярко выразить красоту окружающего мира.

Дополняя текст метафорами о зиме, автор преподносит читателю ее спокойствие и умиротворение. Перенести свои эмоции в текст он смог с помощью эпитетов о зиме. Даже в простых строках, где нет ничего необычного, таится философский смысл. Поэт находит радость в том, что солнце светит гораздо меньше, дни стали короче, наступило время сильных морозов.

На первый взгляд строфы произведения могут показаться простыми. Но при внимательном разборе стихотворения можно отметить, что строки содержат усложненные однородные члены предложения с союзной и бессоюзной связью. Например: «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Подобное строение текста не мешает ученикам средней школы изучать его на уроках литературы.

А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС(СИНГАПУРСКИЙ МЕТОД)

Скачать:

ВложениеРазмер
vesna_maykov_singapur.doc73 КБ
vesna.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)

1. Личностные: – проявлять интерес к новому содержанию занятия;

– контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения ;

познавательные: – находить в тексте ответы на вопросы;

– классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные : – выполнять правила работы в группе.

3. Предметные: – познакомить с произведением А. Майкова

– совершенствовать навыки чтения

– формировать умение работать с текстом.

Оборудование : учебник , презентация, бумаги, аудиозапись

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь и давайте поздороваемся с партнерами по плечу (дайте им «5») и партнером по лицу (удариться кулачками) .

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Успехов вам и удач!

а) Работа со словариком настроения

Давайте поработаем со словариками настроения и узнаем «Какое у вас сегодня настроение?» Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение. ( ВЕСЁЛОЕ, ШУТЛИВОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ, БОДРОЕ )

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

Что за предложение?- Скороговорка

Над этой скороговоркой мы будем работать по структуре ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН. Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите.

-Тараторить это? (молчать, говорить быстро, не останавливаясь)

Кого называют тараторкой? ( Горка , сорока)

– Какие звуки помогают научиться правильно произносить эту скороговорку? ([к], [ т], [р])

-В скольких словах встретились звуки [р], [р , ]? (3, 5, 6)

-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух. ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? ( писатели, поэты, художники, изобретатели)

А каких писателей, поэтов мы с вами знаем? ( Иван Сергеевич Соколов – Микитов , Федор Иванович Тютчев и т. д. )

б) Давайте вспомним и прочтем несколько произведений известных нам писателей, поэтов.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

– Когда мы читали это стихотворение? ( В прошлом году )

А теперь прочтем другое , читает тот, кто выше ростом

Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Март в лесу». .

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны

Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка.

-А это произведение вам знакомо? (Да, это было задано на дом выразительно читать.)

-А теперь послушаем другое произведение.
Аполлон Николаевич Майков «Весна»

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь – и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.
Да найдут и по оврагам!
Вон – уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

-А это произведение вам известно? ( Нет )

Значит, мы сегодня будем работать над этим стихотворением.

III. Сообщение темы и цели урока.

-Итак, сегодня мы познакомимся Аполлоном Николаевичем Майковым и одним из его стихотворением, которое называется «Весна».

1. Рассказ о поэте . Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.

2. Работа со стихотворением.

А) Подготовка к разбору стихотворения .

1. Как вы поняли строчки. Уж красавицы Весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Повозка – Весна примчалась в золотой лёгкой карете)

2. А теперь строчки о зиме. (Подобрав свой саван белый , поползла в овраг, в кусты)- Белый покров – Здесь под «саваном белый» подразумевается снег.

3. Старой спорить ли, тщедушной – хилый, слабосильный .

4. С целой армией воздушной благовонных ветерков! (Ароматный, душистый ветер)

Б) Вы сейчас послушаете аудиозапись стихотворения.

В) А теперь давайте поработаем над содержанием стихотворением. Для этого проведем структуру (МИКС ПЭА ШЭА) (смешиваются под музыку (ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?), образовывают пару, музыка прекращается и обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин т.е по очереди)

– Что интересного, необычного в стихотворении. ( Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа)

– Какая Зима описана в стихотворении? ( Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая.)
– Какой представлена Весна. ( Она весёлая, красивая, шумная)

-Что принесла с собой красавица – весна. ( Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек)

Г) Теперь открыли страницу 141 и попробуем выразительно прочесть.

(Дети читают, учитель исправляет ошибки)

Д) А теперь открыли учебник страницу 142 и прочитаем вопрос из учебника

– И про подумаем, похоже ли это стихотворение на сказку? (Да)

-Докажите, используя поэтические строки. ( Уходи зима седая. Красавица Весна, Колесница золотая мчится и.д. )

– Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? ( Олицетворение )

– Кому посвящено это стихотворение? Большой он или еще маленький? Почему вы так думаете? ( Посвящено Коле Трескину, мальчику. Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке-закличке. Это как бы описание русской народной игры «Веснянки». В такие игры играли весной дети. Считалось, что они помогут побороть зиму.)

IV. ФИЗМИНУТКА – ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

V. Первичное закрепление

А) Ребята, о каких временах года говорится в произведении ? (О зиме и о весне) А больше подходит к какому времени ? (Весне )

Какие слова вы бы использовали для описания признака весны? Для этого проведем структуру СТЁ ЗЕ КЛАСС ( записывайте на листочках признаки весны в течении 30 секунд, далее прочертите линию после вашего ответа и двигаясь по классу образуйте пары и запишите больше идей других участников)

А теперь по структуре ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН ( все по очереди зачитываете ответы по круг , а все остальные ученики записывают новые идеи ) Начинает зачитывать ученик под номером 3

Б) А какие приметы о весне вы знаете (дети сами)

– Какие народные приметы вы знаете о весне? Объясните смысл каждой пословицы.

В) Работа с рисунками детей (на запас)

– А теперь по выбору нарисуйте каким вы представляете весну или зиму по прочитанному стихотворению?

(Да, если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

VI. Итог А теперь подведем итог сегодняшнего урока

  1. Сегодня мы с вами прочитали стихотворение Аполлона Майкова «Весна».
  2. Каким настроением проникнуто это произведение. ( Радостное, праздничное настроение. Хочется, чтобы скорее растаял снег, прилетели птицы, расцвели цветы)
  3. Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось?
  1. У вас на партах лежат листья, цветы, плоды . Предлагаю украсить «Дерево творчества» листьями, плодами.

Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно ;

Красный листик – довольно неплохо;

Желтый листик – не совсем удовлетворён днём;

  1. Выставление отметок. Спасибо за урок.

VIII. . Д/з выучить стихотворение наизусть

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

А. Н. Майков «Весна»

Урок литературного чтения проведенный по сингапурской методике на базе МБОУ «СОШ

с . Средний Кумор «учительницей МБОУ «СОШ с. Средний Кумор» Пахомовой Л.А

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В. Майков «Весна» Подготовила учитель ф.илиала МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в д. Верхний Кумор Пахомова Людмила Анатольевна

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится». Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.. Взбесилась ведьма злая Зима еще хлопочет И, снегу захватя, И на Весну ворчит Пустила, убегая, Та ей в глаза хохочет В прекрасное дитя. И пуще лишь шумит. Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горнояй вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней – царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь – и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты. Да найдут и по оврагам! Вон – уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.). А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

Наш урок подходит к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и и смотрите весну!

РЕФЛЕКСИЯ Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно ; Красный листик – довольно неплохо; Жёлтый листик – не совсем удовлетворён днём;

Анализ стихотворения Майкова «Нива»

Майкова принято причислять к поэтам «чистого искусства». Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам «Нива», написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова. Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим и

вредным для развития эстетического вкуса. Отрицательно оценивал творчество Аполлона Николаевича и Салтыков-Щедрин. По его мнению, поэзия Майкова носит «чистенький, аристократический характер», не способна пробуждать в людях мысли. Причина столь нелестных отзывов кроется в политических взглядах Салтыкова-Щедрина и Добролюбова, придерживавшихся революционно-демократических позиций и считавших, что посредством искусства необходимо бороться за счастье народа.

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение «Нива»

начинается с пейзажной зарисовки. Лирический герой подробно и с любовью говорит о жарком летнем полдне, в который он совершает неспешную прогулку. При этом ключевое место в его рассказе занимает густая высокая рожь. Чтобы читатель лучше представлял себе сельский быт, Майков вводит в стихотворение описание звуков («стучат проворные цепы», «жужжат колосья», «средь шумного народа», «везде скрипят возы») и запахи («в амбарах воздух полн и розана и меда», сырая тень высокой ржи). В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие:
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы.
Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает «мысли семена», посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.

Другие работы по этой теме:

Cтихотворений Майкова «Нива» и «Полдневный час. Жара гнетет дыханье» Случевского (Сравнительный анализ) В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова «Нива» (1842) и Случевского «Полдневный час. Жара гнетет дыханье…».

Анализ стихотворения Майкова «Осень» Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали.

Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами…» Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтова М. Ю Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края. Данная поэтическая миниатюра по форме представляет собой.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова План История создания Структура стихотворения Анализ содержания Анализ средств художественной выразительности Значение стихотворения в творчестве Лермонтова Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно.

Анализ стихотворения Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые воспевают красоту родной природы и.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек.

Анализ стихотворения Майкова «Ласточки» Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь.

Полный анализ стихотворения » Когда волнуется желтеющая нива…». (Лермонтов М. Ю.) 1.История создания. Стихотворение» Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов написал в 1837, будучи арестованным за свое протестантское стихотворение» Смерть поэта». 2.Тема. Стихотворение относится к пейзажной лирики.

О стихотворениях Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Н. А. Некрасова Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены ду­шевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтани­ям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотво­рения, ставшие песнями.

«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова История создания Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за.

Анализ стихотворения Ласточки Майкова Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — «унылая пора — очей очарованье», «пышное природы увяданье», которое радует своими красками, своей.

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения М. Ю Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива… ? Лирический герой стихотворения М. Ю. Лермонтова предстает перед читателем человеком, который полон счастья и умиротворения, когда «волнуется желтеющая нива», «ландыш серебристый. кивает головой», а «студеный.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Тогда смиряется души Моей тревога… М. Лермонтов Стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» необычно по композиции. Оно представляет собой одно предложение, хотя в нем четыре.

Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов И. Никитина, Ап. Майкова, А. Толстого «Так и льются сами звуки из души!» — написал талантливый русский поэт Иван Никитин. Отчего же льются из души звуки? Оттого, что над полями звезды.

Анализ стихотворения «Солнце» Белый Андрей «Солнце» (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого «Золото в лазури». Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно — гротескные.

Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям Фета «Первый ландыш» и Майкова «Поле зыблется цветами») А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина «Памятник» (1795). Стихотворение относится к теме поэта и поэзии. Лирическое произведение является вольным переложением оды Горацио «К Мельпомене». В стихотворении затраги­ваются тема творческого бессмертия, тема.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского» А. С. Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского» в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» Известный литературный критик Белинский охарактеризовал поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова следующими словами – «везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». Нелёгкая судьба поэта, события в жизни.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасов «Несжатая полоса» (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый.

Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…» Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников.

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасов «Памяти Добролюбова» (1864). Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужест­венная скорбь звучит только в подтексте.

Анализ стихотворения Фета «Я пришёл к тебе с приветом…» Моим любимым стихотворением великого русского поэта является его произведение «Я пришёл к тебе с приветом…». Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее.

Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В.

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка» Из всего обширного и разнообразного творчества известного поэта Серебряного века, мне больше всего нравится его лирическое стихотворение «Незнакомка». И мне кажется, что будет достаточно сложной.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Я не думаю, что на свете бывают люди, которые остаются равнодушными к различным стихотворениям. Какие-то произведения вызывают отклик в душе того или иного человека, какие-то.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Ангел» Стихотворение «Ангел». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Ангел» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи.

Анализ стихотворения Державина «Памятник» Великий русский поэт Державин Гавриил Романович однажды переложил стихотворение известного поэта Древнего Рима Горация «Памятник» на свой лад. В оригинале творцу удалось пронести сквозь многие.

Анализ Стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять…» Стихотворение «Умом Россию не понять…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Умом Россию не понять…» было опублико­вано в 1868 году. Тютчев написал его на клочке бумаге. Оригинал.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

29.09.2019

Майков А. “Осень”

Читайте также анализ других стихотворений Аполлона Майкова:
“Ласточки”

Главные герои стихотворения “Осень” и их характеристика

  1. Мальчик-рассказчик. Веселый, беззаботный, радующийся жизни.

План пересказа стихотворения “Осень”

  1. Золотые листья
  2. Холод в лесу
  3. Опустевший лес
  4. Странное веселье мальчика
  5. Воспоминание о цветах
  6. Безумная песня.

Главная мысль стихотворения “Осень”
Грусть отступает при воспоминании о чем-то хорошем.

Чему учит стихотворение “Осень”
Стихотворение учит любить природу, любоваться ее красотами, учит любить каждое время года и находить в них что-то хорошее. Учит вести активный образ жизни.

Отзыв на стихотворение “Осень”
Мне понравилось веселое настроение, которое передает это стихотворение, понравилось то, что лирический герой не думает о плохом, не огорчается от того, что природа увядает, что приближается зима. Он вспоминает все хорошее, что случилось с ним в этом году и поэтому ему весело.

Анализ стихотворения “Осень”
Стихотворение “Осень” было написано Аполлоном Майковым в 1856 году. Его тема – красота увядающей осенней природы и приближающаяся зима. Стихотворение проникнуто веселым духом озорства юного мальчика, который радуется морозному воздуху и опавшей листве. Он видит, что лес опустел, исчезли грибы и цветы, которыми он любовался летом, но это его не тревожит. Он будет вспоминать о красотах лета, и они будут дарить ему радость и тепло долгими зимними вечерами.
Стихотворение состоит из 9 четверостиший.
Стихотворный размер – дактиль с перекрестной рифмовкой.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Осень”
Эпитеты: лист золотой, кудрявых груздей, холодно глядит, ранний подснежник.
Метафоры: щеки горят, грудой груздей, пурпур кистей.
Сравнения: я как безумный.
Олицетворения: глядит ясность, листья шумят, смерть стелет.

Пословицы к стихотворению “Осень”
Доброму – добрая память.
Прошлого не догонишь, а от завтра не уйдешь.
Не всякому прошлое сладостно вспоминается.
Дней много, а все впереди.
Бойся осени – за нею зима, не бойся зимы – за нею весна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Осень”
Золотой лист покрывает собой землю в лесу, а главный герой смело топчет эту красоту.
От холода у мальчика горят щеки, но ему нравится бежать по лесу, слыша треск сучьев под ногами, и загребая ими листву.
Голый лес уже не кажется ему таинственным. В нем сорван последний орех и увял последний цветок. Под мхом уже нет груздей, а возле пня не висит брусника.
На листьях лежит ночная изморозь, а над головой ясные холодные небеса.
Листья шумят под ногами мальчика, вокруг его осенняя смерть, а он поет веселую песню. В этом лесу он срывал подснежники, знал каждый цветок и долгими зимними вечерами будет о том вспоминать. А потому он не грустит, он весел душой и поет безумную песню.

Читать стихотворение “Осень”
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения Майкова Осень

Осень (Аполлон Майков)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они –
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой.
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный, пою!

«Осень» А.Майков

«Осень» Аполлон Майков

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения Майкова «Осень»

Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. Поэтический дебют Майкова состоялся в 13-летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение. С этого момента подросток решил, что непременно свяжет свою судьбу с литературой, и позже никогда не жалел об этом выборе.

Аполлона Майкова нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Действительно, у этих двух поэтов есть общая черта? Оба они посвятили огромное количество стихов родной природе, тонко чувствуя ее переменчивость, красоту и совершенство. Лес, поле, речка и сад могли затронуть в душе Майкова самые потаенные струны, в результате чего на свет рождались удивительно тонкие и восхитительные стихи, наполненные светом, радостью и теплотой. «Осень» — одно из таких произведений, которое Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенном недалеко от Москвы.

Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности. так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес». Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники. Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения “Осень”

Анализ стихотворения “Осень”

Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.

В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.

Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!». Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания. Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда. Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.

Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:

«Листья шумят под ногой…

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой –

И, как безумный пою!»

В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.

Стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

  • План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст. Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение.
2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения.
4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку.
5) Составь план, подборку цитат по теме.
6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля.
7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.
8) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции?
9) Какое впечатление произвело на тебя произведение?

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень».
Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы.
…Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.
Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа:
…Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою.
Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна.
2) Стихотворение было написано в 1856 году.
3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы.
4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки:
…Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек.

…Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.

…Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни.

…Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!
5) -/-/-/-/-/-
6) -/-/-/-/-/-
7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит
ясность прозрачных небес», «что ей сказали они [цветы] «), метафора («щёки горят») и другие.
8) В стихотворении Майкова «Осень», как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.
9) Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите.

Татьяна Ученик (118), закрыт 6 лет назад

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они –
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой.
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный, пою!

Как писать – совершенно не знаю, как то нужно помочь ребёнку. Задание на лето.

Sungirl Профи (626) 6 лет назад

План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст. Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие – вопрос и недоумение.
2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения.
4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку.
5) Составь план, подборку цитат по теме.
6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля.
7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.
8) Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции?
9) Какое впечатление произвело на тебя произведение?

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова “Осень”.
Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы.
. Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.
Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа:
. Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою.
Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна.
2) Стихотворение было написано в 1856 году.
3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы.
4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки:
. Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек.

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал.

Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни.

Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой –
И, как безумный, пою!
5) -/-/-/-/-/-
6) -/-/-/-/-/-
7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет (“вешнюю леса красу”, “кудрявых груздей”, “пурпур брусничных кистей” и т. д.). сравнение (“как безумный, пою”), олицетворение (“глядит
ясность прозрачных небес”, “что ей сказали они [цветы] “), метафора (“щёки горят”) и другие.
8) В стихотворении Майкова “Осень”, как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.
9) Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

Дарья Воробьёва Ученик (102) 7 месяцев назад

Послушайте стихотворение Майкова Осень

Аполлон Майков — Осень: Стих

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения «Осень» Майкова

Стихи о природе занимают большой пласт в поэзии Аполлона Майкова. Они проникнуты светом, теплотой и любовью к родным просторам. Поэт очень точно описывает детали пейзажных зарисовок. Это относится и к стихотворению «Осень», созданному Майковым в 1856 году после поездки в родное село Чепчиха под Москвой.

Идейное содержание стихотворения

Поэт говорит, что лес осенью утратил свою загадочность, он «свою тайну совлек». Все, что летом вызывало восхищение и привлекало внимание, останавливало на себе взгляд, в осеннюю пору уходит:

Сорван последний орех,
Свянул последний цветок

К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным. Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами.

Этот новый пейзаж увядающего леса рождает в душе лирического героя не упадническое настроение, а радость. Эмоциональное состояние стихотворения выражается строчками: «любо в лесу мне бежать», «весел душой», «счастьем дыша».

Даже строка «Нет мне здесь прежних утех» заканчивается на приподнятой ноте, что пунктуационно выражено восклицательным знаком. Такие восклицания лирического героя встречаются на протяжении всего произведения и как бы разрывают тишину засыпающей природы, создавая ей контраст. Другое средство выражения противопоставленности состояния природы и состояния героя произведения – антитеза. Она воплощается соседствующими строками о смерти и о песне:

Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Почему же общее печально-увядающее настроение пейзажа производит обратный эффект на состояние автора и его героя? Ответ находим в самом стихотворении:

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Воспоминание о летней поре, когда герой общался с каждым цветком, наполнили душу лирического персонажа теплыми, светлыми воспоминаниями на всю осень и предстоящую зиму.

Изобразительно-выразительные средства

Для придания выразительности произведению автор использует эпитеты, которые помогают ярче нарисовать картину осеннего леса: лист золотой, кудрявых груздей, холодно глядит, прозрачных небес, пурпур кистей.

Присутствуют в стихотворении метафорические образы. Так, осень сравнивается со смертью: опавшие листья – это ее жатва:

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.

Осенний лес в стихотворении можно не только увидеть, но и услышать: сучья трещат, листья шумят под ногой.

Стихотворение Майкова «Осень» продолжает пушкинские поэтические традиции: точность и лаконичность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.

Заключение

В этом стихотворении Майков очень точно передал через поэтическую живопись осенний пейзаж и собственное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотой восприятия.

Конспект урока «Образ осени в стихотворении А. Н. Майкова «Ласточки». Анализ поэтического текста».

Урок в 5 классе на тему: «Образ осени в стихотворении А. Н. Майкова «Ласточки». Анализ поэтического текста».

Цель урока: обучение анализу поэтического текста на примере стихотворения А.Н. Майкова «Ласточки».

Задачи:

  • Образовательные :
    • систематизировать умения учащихся анализировать лирическое стихотворение;
    • повторить изученные средства выразительности, используя опорные схемы;
    • познакомить с творчеством А.Н.Майкова;
    • поработать над выразительным чтением лирических стихов;
  • Развивающие :
    • развить творческое воображение;
    • расширить кругозор учащихся.
  • Воспитательные :
    • формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту;
    • формировать чувство патриотизма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Материал к уроку: стихотворение из учебника 5 кл. В. Я Коровиной А.Н. Майкова «Ласточки».

Оборудование: портрет А. Майкова, презентация учащегося о поэте, карточки – подсказки, мультимедийная установка, размноженные таблицы.

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир прекрасного – в мир поэзии. На прошлых уроках мы с вами начали разговор о том, что природа является неотъемлемой частью в жизни человека. Познакомились со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе. Говорили о том, как образы времен года: зимы, весны, лета представлены в стихотворениях. И домашним заданием было выучить на выбор одно из стихотворений. (Учащиеся читают наизусть стихи)

III . Сообщение темы.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о том, как представлен образ осени в стихотворении А.Н.Майкова «Ласточки», и продолжим работу над формированием умения анализировать поэтический текст. (Запись темы урока учащимися в тетрадях).

IV . Разминка.

– За окном зима, морозы, а я вам предлагаю перенестись в другое время года – осень. Итак, осень. Запишите в тетрадь это слово, а рядом запишите ассоциации, которые оно вызывает у вас. (Учащиеся записывают, а потом зачитывают).

– Вы зачитали свои ассоциации, вы все правы, это все осень. А вот каким видит осень поэт Аполлон Николаевич Майков в своем стихотворении «Ласточки». Но перед тем как послушать это стихотворение, давайте познакомимся с самим поэтом. (Выступление подготовленного ученика с презентацией).

V . Анализ стихотворения.

– А теперь прослушаем выразительное чтение стихотворение «Ласточки». Ваша задача понять, каким настроением окрашено это стихотворение, а группа художников постарается еще и изобразить настроение с помощью красок. (Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником).

Ответы учеников, работа с группой художников.

– Да, настроение грустное. Лирический герой грустит. Но почему? Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя.(Ответы учеников).

– Все свои наблюдения вы будете записывать в таблицу, работая в парах. Заполнение таблицы поможет вам написать мини-сочинение в конце урока. (Напечатанные таблицы лежат у каждого на партах)

Фонетика: аллитерация р-л

Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Предположим, что Майков использует прием аллитерации, чтобы мы услышали эту трель ласточек.

Лексика (тропы): огненный куст настурций- метафора, осенний блеск, пустое гнездо – эпитеты. Говоруньи , летуньи

Стихотворение не богато тропами. Но даже их небольшое количество вносит в стихотворение образность и делает его красивым. В словах говоруньи, летуньи поэт выражает свое отношение к птицам.

Морфология: в первой части глаголы в настоящем времени, во второй – в прошлом

Глаголы помогают понять нам настоящее, прошлое и будущее лирического героя.

Синтаксис: обилие восклицательных предложений, предложений с многоточиями.

Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. Многоточие – это раздумья поэта, грусть. Потому что паузы длиннее.

– Сколько строф в стихотворении? (7)

– А сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения? Назовите их.(Три: первая – грусть от увядания природы и наступления осени, вторая – воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица).

– Определите, в каком времени употреблены глаголы в этих частях.(Запись в таблицу)

– Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой части?

– Обратите внимание на характеристику предложений по цели высказывания. Какие предложения здесь присутствуют? О чем говорят многоточия?

О чём последние строчки? (Автор грустит о том, что лето кончилось, и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано).

– Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы. Какие слова помогают нам понять отношение лирического героя к птицам? (Говоруньи, летуньи).

VI . Мини-сочинение. А теперь, используя материал таблицы, напишите небольшое сочинение об этом стихотворении по предложенному плану. (Время на выполнение задания 5-8 минут)

VII . Физкультминутка.

Села ласточка на лапки.
Приготовилась к зарядке.
Повернулась влево, вправо,
Приседала она славно
Клювиком помяла пух.
И скорей за парту плюх.

VIII . Сообщение о ласточках .

– А что вы знаете о ласточках? (Ласточка является перелётной птицей, поэтому осенью она покидает места гнездования и отправляется на юг. Ласточка питается летающими насекомыми. Это различные виды мух: журчалки, комнатные мухи, а также комары и бабочки. Ласточка, за исключением гнездования, ведет коллективный образ жизни. В период размножения живет парами. В это время пара охраняет свою небольшую территорию вокруг гнезда. Нередко под общей крышей хлева или гумна гнездится сразу несколько пар. Брачный период у ласточек начинается в мае. Во время строительства гнезда обе птицы собирают маленькие комочки грязи и смачивают их слюной. Из этого материала самка формирует гнездо в виде чашечки, которое обустраивают оба родителя. Птенцы выклевываются через 13-18 дней. Пищу для них добывают оба родителя. В благоприятный год касатки гнездятся два или даже три раза.)

– Назовите сказку, где ласточка не смогла улететь на юг, и если бы не… Догадались? (Дюймовочка Г.Х. Андерсена)

– Может быть кто-то назовет народные приметы, связанные с ласточками?

IX . Наши сочинения.

– Вот такая грустная осень у А.Н. Майкова, осень, когда перелетные птицы улетают на юг. Но осень это не только пора грусти, печали…Золотая осень любимое время А.С. Пушкина, вспомните, « Унылая пора! Очей очарованье! »). Некоторые ученики из нашего класса тоже сочинили стихи об осени. Давайте послушаем их и посмотрим, какая осень у них – грустное время года или пора, которой можно любоваться? (Чтение стихов, которые дети сочинили сами.)

Снова птицы в стаи собираются

Полетят они в дорогу дальнюю.

Мне в ладони листья тихо падают,

Провожая лето небывалое.

За окном стучат дожди осенние,

Навевая грусть, тоску унылую.

Разведу огонь в камине старом я,

Вспомню лето дивное, красивое.

А на утро солнышко веселое

Из-за мрачных туч мелькнет украдкою,

И подарит настроение новое,

В нем дыханье осени прохладное.

Нуднов Эдуард

Осень –моё вдохновенье,

Это природное творенье.

Осень – моё разочарование,

Растений , деревьев увядание.

Осень – с неба дождь,

Ветер гонит тучи прочь.

Осень – ветхий листопад,

Ветер в этом виноват.

Осень – грустная пора.

Согласна с этим я всегда.

Щербакова Галина

Х. Итоги урока.

– Подведем итоги урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)

Закончите предложения: «Больше всего мне понравилось…», «Главным на уроке для меня было…», «Я ухожу с урока…», «Своим родителям расскажу о …».

Домашнее задание. Найти и выучить стихотворение об осени, где настроение лирического героя совпадает с вашим настроением, используя ресурсы интернета.

Работы учащихся 5 класса.

  1. «В стихотворении А. Майкова «Ласточки» говорится об осени. В нем царит настроение грусти, печали, сожаления о том, что ласточки улетели. Стихотворение состоит из семи строф, но композиционно его можно поделить на три части. Можно все стихотворение поделить на временные отрезки: прошлое, настоящее и будущее, об этом нам подсказывают глаголы, которые употреблены в настоящем времени в первой части и в прошедшем времени во второй части. Постоянно повторяющиеся согласные звуки р, л во второй части помогают нам услышать пение ласточек. Красоту поэтических строк помогают увидеть тропы: метафора «огненный куст настурций», эпитеты «осенний блеск», «пустое гнездо», сравнение «как дети». Последние строки стихотворения говорят о сожалении лирического героя о том, что он не может летать, у него нет крыльев. Лирический герой этого стихотворения представляется мне добрым и унылым. Поэт использует в стихотворении образ птицы в качестве символа свободы». (Мишина Анна)
  1. « Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением А.Майкова «Ласточки». Дома я читала это стихотворение, но оно не произвело на меня такого впечатления, как после урока. На уроке мы попробовали понять замысел поэта и чуть-чуть заглянуть в его душу. Так было интересно предполагать, рассуждать, отыскивать тропы, делать выводы. Стихотворение посвящено осени. Хотя оно и состоит из 7 строф, но условно делится на 3 части: это настоящее, прошлое и будущее. Помогли нам в этом глаголы, употребленные в настоящем и прошедшем времени. О настоящем лирический герой говорит с грустью и даже с каким-то раздражением: «меня раздражает…». Я поняла, что его раздражает осень, он грустит о том, что его соседи-ласточки улетели. О прошлом читать было намного приятнее. Лирический герой как будто оживает, много радости мы слышим в его рассказе. Об этом свидетельствует наличие восклицательных предложений. Именно в этой части их шесть. Будущему отводится лишь одна строфа, вернее одна строчка. Глагол употреблен в сослагательном наклонении, что говорит о несбыточности. «О если бы крылья и мне!» Мы предположили, что образ ласточек символичен, т.к. у них есть то, чего нет у человека – это полет, свобода. Очень красивой является метафора, созданная поэтом: «настурций в нем огненный куст». Цвет настурций сравнивается с языками пламени. Эпитетов здесь немного («осенний блеск», «пустое гнездо»), но они тоже помогают нам насладиться поэзией этого стихотворения. Нашли мы и сравнение «как дети». Ласточки поэт сравнил с нами, мы тоже любим поболтать. Слова «говоруньи, летуньи» намекают на хорошее отношение лирического героя к ласточкам. Стихотворение мне понравилось, несмотря на то, что в нем слышится грусть. Хочется сказать герою, чтобы он не грустил. Пройдет зима, и соседки-говоруньи опять будут хлопотать под крышей его дома». (Щербакова Галина)
Читайте также:  Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс
Ссылка на основную публикацию