Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек

Становление и расцвет дарования А.Н. Майкова приходится на годы, когда русские читатели открывают для себя творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, гениальных лириков природы. Поразить читателя новым видением мира было доступно только сильному дарованию. А. Майкову удалось создать неповторимые, всегда узнаваемые пейзажи.

Во многих стихотворениях-пейзажах Майкова звучит слово «тайна» («Для чего, природа. », 1845). Но притягивает поэта не столько сокровенное, сколько видимое – внешняя красота мира: выразительность и изящество форм, контрастность и яркость цветов. Он ищет в природе красоту, которой поклонялся с детства, красоту искусства, восхищается в природе прежде всего тем, что напоминает ему величественные памятники искусства, – стройностью форм архитектуры или скульптуры, выразительностью красок живописных полотен. Впечатление красоты природы передается с помощью архитектурных или скульптурных образов. Яркий пример ранней пейзажной лирики Майкова – стихотворение 1841 г. «Горы»:

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый.

Природа предстает как творение великого Зодчего – мысль, которая исключает сокровенные «тайны» природной жизни или власть «древнего хаоса», как, например, у Тютчева. Это стремление видеть в жизни природы гармоническую стройность форм, изначальную продуманность линий сохранится и в поздней лирике Майкова. Так, в стихотворении 1887 г. «Гроза» восхищение поэта вызывает все та же точность линий и стройность форм, заставляющая уподобить облака – колоннам и карнизу грандиозного здания, поля – изящному столу, покрытому парчовой скатертью:

Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам,
Промчался вихрь – пять-шесть мгновений –
И, в встречу солнечным лучам,

Встают серебряным карнизом
Чрез все полнеба ворота.
И там, за занавесом сизым,
Сквозят и блеск, и темнота.

Вдруг, словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь, и воды полились.

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать – нужна отвага!
И – вон как дети в удальце
Ее честят! Как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

Описывая внезапную перемену погоды в летний день, поэт стремится показать красоту, «прелесть», которая торжествует и в «царстве солнца и лазури», и в природном буйстве. Не случайно ливень уподобляется поэтом другому искусству – танцу, пляске, что также вносит мысль о красоте и гармонии бурной стихии. Но можно отметить и новую черту в пейзажах позднего Майкова: здесь органично соединяются изысканные сравнения и образы и бытовая, вполне прозаическая картина – детского веселья. Детское веселье напоминает своим буйством природу, хотя и лишено ее красоты: ватага не «пляшет», а «визжит и скачет».

В пейзажах Майкова отразились и его ранние занятия живописью. Поэт не просто описывает представший его взору мир, а как бы украшает его, привносит в него дополнительную красоту и гармонию. Эти особенности ранней пейзажной лирики отчетливо видны в стихотворении «Уж утра свежее дыханье». Здесь природа названа «созданьем», густой бор – напоминает древний храм «главами» и «сводом» деревьев, восток – уподоблен «ковру», луг – бархату. Яркие контрастные краски – черный, алый, пурпурный, эпитеты: алмазный, бархатный – придают пейзажу нарядность и выразительность. Все здесь обнаруживает мастерское владение словом, но красота мира кажется холодной и искусственной:

Уж утра свежее дыханье
В окно прохладой веет мне.
На озаренное созданье
Смотрю в волшебной тишине:
На главах смоляного бора,
Вдали лежащего венцом,
Восток пурпуровым ковром
Зажгла стыдливая Аврора;
И с блеском алым на водах,
Между рядами черных елей,
Залив почиет в берегах
Как спит младенец в колыбели;
А там, вкруг холма, где шумит
По ветру мельница крылами,
Ручей алмазными водами
Вкруг яркой озими бежит.
Как темен свод дерев ветвистых!
Как зелен бархат луговой!
Как сладок дух от сосн смолистых
И от черемухи младой!

В другом стихотворении 1839 г. «Зимнее утро» поэт также стремится придать миру дополнительную яркость и красоту, не жалея изысканных, роскошных красок: «янтарные завесы пылающих небес», «светила дневного кровавое пятно», пурпурный отлив серебряных снегов, «блистательный» морозный узор на стекле. Несомненно, под влиянием чудесной пушкинской картины «зимнего утра» молодой поэт пытается внести жизнь в свое описание деревенской зимы и рассказывает о зимних заботах и радостях. Но прозаические детали, в сущности, тоже нарядны, приукрашены:

Деревня весело встречается с зимою:
Там по льду гладкому и скользкому реки
Свистят и искрятся визгливые коньки;
На лыжах зверолов спешит к лесам дремучим;
Там в хижине рыбак пред пламенем трескучим
Сухого хвороста худую сеть чинит

Много лет спустя в одном из писем Майков весьма резко выскажется по поводу своих ранних стихотворений, осуждая их как «картины неизвестного мира, быта, пейзажи без всякого географического значения», и главный недостаток их увидит в том, что «это все чужое, не имеющее места на земле, с неизвестно какими людьми». Это, в общем-то, справедливое суждение, все же представляется излишне суровым: «пейзажи без всякого географического значения» если и не давали возможность познать своеобразие природного ландшафта России, то, во всяком случае, открывали гармонию и красоту природной жизни.

Одна из излюбленных деталей пейзажа у раннего Майкова – отражение красоты земли и неба в воде – в «водном зеркале», водном «стекле». Вот одно из лучших майковских ранних стихотворений – «Сон», особенно высоко оцененное В.Г. Белинским. Гармоничное медленное движение пронизывает майковский пейзаж: на глазах читателей размеренно идет внутренняя тихая жизнь вечерней природы. Мягкие, изысканные краски – синий, желтый, палевый доминируют в этом пейзаже:

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, –
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

Для Майкова «все в природе – полно богов», если воспользоваться идеей древнегреческого философа Фалеса. Нереиды и нимфы живут в водах древнего титана Океана, бог Пан и фавны живут в дубравах, оглашая их звуками свирели и насмешливыми голосами, – и этот божественный, дивный мир любовно описывает русский поэт.

Стремление видеть мир гармоничный и прекрасный характерно не только для антологических стихотворений, но и стихотворений, навеянных родными картинами, картинами русской жизни. И даже позднее, когда мир реальный, со своими живыми, вполне прозаическими приметами войдет в лирику Майкова, образы, навеянные древнегреческой и древнеримской мифологией, памятниками мирового искусства, органично соединятся с самыми бытовыми подробностями. Как, например, в стихотворении 1854 г.:

Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна.
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

«Выставляется первая рама» – вполне прозаическая, бытовая деталь соседствует, органично соединяется с весенними отчетливыми звуками – со стуком колес, шумом голосов, со звоном колоколов. Эти приметы позволяют видеть весенний мир и передают чувство весеннего оживления, весенней свежести, когда в распахнутые окна вливаются живительной волной свежий ветер, когда пронзительно и четко слышны все звуки. Вместе с выставленной рамой как бы исчезают преграды между домом и миром, и мир властно напоминает о себе. Вторая строфа создает уже иной образ весны, не бытовой, а возвышенный: весна – это «царица цветов». Торжественное шествие весны, сыплющей цветами, вызывает в памяти полотно Сандро Боттичелли «Весна», где в окружении богинь и граций является осыпаемая цветами Весна.

Весна-богиня, окруженная цветами, весна – «царица цветов» – образ, который не раз возникнет и в других стихотворениях Майкова («Весна», 1880, «Над необъятною пустыней Океана», 1885). Женственная красота и нежность разлиты в природе для А. Майкова. Поэт любит живописать мир радостный, веселье «в степи и на небесах». Ощущение радостного праздника передают любимые эпитеты поэта – «веселый», «торжественный», «праздничный», обилие в пейзажах Майкова света и серебра, излюбленного поэтом серебряного цвета. В этом мире все наполнено радостным движением – поэт любит описывать, как весело порхают бабочки и стрекозы, летают птицы. Здесь светит «праздничное солнце» («Туманом мимо звезд сребристых проплывая»), «весело» трудятся жницы («Нива»), «весело» вьют гнездо ласточки («Ласточки», 1856), звенит радостное многоголосие – поют птицы, шумят деревья, стрекочут кузнечики, раздается «веселый» лай жучки («Пейзаж»), и даже ледник встает «в стыдливом девственном веселье» («Альпийские ледники»). «А на небе-то, Господи, праздник, и звон, и веселье» – эта строка из стихотворения 1859 г. «Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо» удивительно точно передает общее впечатление от пейзажей Майкова.

Природа – это не только воплощение красоты и радости, но мир, исполненный чистоты и мудрости. В пейзажах Майкова можно встретить романтическую антитезу «пустыни людной» и «пустыни Божией». Мир природный своей гармонией противопоставлен человеческому миру. «Природа и любовь к ней заставляют глубже чувствовать уклонения условий общественной жизни от нормы», – скажет поэт в одном из писем. И это восприятие природы во многом определяет настроения майковских пейзажей: поэт любовно описывает самые прозаические детали, стремясь подчеркнуть гармонию и глубокий смысл обыденной, каждодневной жизни, например, в маленькой поэме «Рыбная ловля», которую исследователи называют одним из лучших и поэтичнейших созданий Майкова:

Меж тем живет вокруг равнина водяная,
Стрекозы синие колеблют поплавки,
И тощие кругом шныряют пауки,
И кружится, сребрясь, снетков веселых стая
Иль брызнет в стороны, от щуки исчезая.
Чтобы вздохнуть, кругом я взоры обвожу.
Как ярки горы там при солнце заходящем!
Как здесь, вблизи меня, с своим шатром сквозящим,
Краснеют темных сосн сторукие стволы
И отражаются внизу в заливе черном,
Где белый пар уже бежит к подножьям горным.
С той стороны село. Среди сребристой мглы
Окошки светятся, как огненные точки;
Купанье там идет, чуть слышен визг живой,
Чуть-чуть белеются по берегу сорочки,
Меж тем как слышится из глубины лесной
Кукушка поздняя да дятел молодой…
Картины бедные полунощного края!
Где б я ни умирал, вас вспомню, умирая:
От сердца пылкого все злое прочь гоня,
Не вы ль, миря с людьми, учили жить меня.

Серебристый цвет, свет, воздух пронизывают эту картину. Любовью к этому простому и чистому миру, к его веселой суете, к радостному движению в природной жизни исполнен поэт. Размышляя в одном из писем о своем творчестве и пытаясь понять «общую идею», что выражается в его поэзии и проходит через всю его жизнь, Майков увидит ее в «природе, натуре, натуральности и норме». «Не говоря уже о природе внешней, – добавит он, – что автор любит ее и любит жить с ней, в ней успокоительное ее влияние, мне кажется, заметно и в нормальности отношений автора в житейском мире».

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве А.Н. Майкова:

Урок 1 4. А. Майков «Осень»

Урок 1 4. А. Майков «Осень».

С. Есенин «Закружилась листва золотая. ».

Ф. Васильев «Болото в лесу»

Цели: познакомить учащихся с литературными произведения – ми А. Майкова, С. Есенина, с живописным произведением Ф. Ва­сильева; обучать правильному, выразительному чтению произве­дений; сравнивать литературные и живописные произведения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи, сравнивать литературные и живописные произведения, расска­зывать о красоте своей страны, сравнивать произведения разных поэтов.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты поэтов Л. Майкова и С. Есенина и художника Ф. Васильева; карточки (текст речевой разминки, задания).

Читайте также:  Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На фоне музыки учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О, лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе. Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Ответы детей.)

— Какие слова и выражения вам непонятны? Как вы понимаете слово вопят ? (Вопить (разе.) громко и протяжно кричать, выть.)

— Почему автор употребил именно это слово?

Объясните выражения: конец твой пришел; царственный лес; спеленали могучие сны.

— Прочитаем с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией вос­хищения, с веселой интонацией).

— А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему урока

— Какое время года описано в стихотворении?

— О какой осени говорится в стихотворении?

Сегодня мы познакомимся с произведениями А. Майкова, С. Есенина, художника Ф. Васильева, понаблюдаем, как они изо­бражают осень, будем продолжать учиться читать выразительно.

IV. Работа по теме урока

— Проверка домашнего задания

— Проверим, как вы выполнили домашнее задание. (Выступ­ления детей.)

— Прочитайте самостоятельно стихотворение, приготовьтесь читать его вслух. (Дети готовят выразительное чтение.)

— Это только часть стихотворения. Хотите услышать его це­ликом? Послушайте.

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой;

Смерть стелет жатву свою.

Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал;

Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,

Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша,

В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой.

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой —

И, как безумный, пою!

Материал для учителя

Аполлон Николаевич Майков (1821—1897) — поэт.

Родился в семье известного живописца Николая Алоллоновича Майкова. Детство поэта прошло в Москве и в подмосковном имении, но его дальнейшая судьба связана с Петербургом, куда семья пересели­лась в 1834г.

Первоначально образование Аполлон и его брат Валериан, в буду­щем известный литературный критик, получили дома, в основном под руководством друга их отца литератора . Историю сло­весности братьям преподавал тогда еще мало кому известный писатель , вспоминавший позднее, что дом Майковых «кипел жиз­нью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств».

Майковы вместе с членами домашнего кружка , , и другими выпускали рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи» куда включали первые опыты юного Майкова. В те годы он под влиянием отца увлекался жи­вописью, а под воздействием друзей дома и матери Евгении Петровны пробовал силы в поэзии.

— Прочитайте выразительно стихотворение.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. С. Есенин «Закружилась листва золотая. »

(Учитель читает стихотворение.)

— Понравилось вам стихотворение Да, оно очень красивое. Какие картины осени вы представили?

— О какой поре осени рассказывает поэт?

Материал для учителя

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — поэт. Родился в кресть­янской семье, в селе Константиново Рязанской губернии. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея — послали в Рязань на заработки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобио­графии, — толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

— Сожалеют ли поэты, что пришла осень?

— Где поэты наблюдали осеннюю картину? Мысленно пред­ставьте то, что они увидели. Одинаковы ли картины по на­строению?

— Обратите внимание на эпитеты. (Лист (какой?) золотой. Сад (какой?) бедный.)

— В стихотворении С. Есенина есть сравнение. Найдите его. Вам поможет слово-подсказка словно.

— Какое настроение создает стихотворение С. Есенина? Пе­редайте его при чтении.

3.Работа по картине Ф. Васильева «Болото в лесу»

Федор Александрович Васильев (1850-1873) – живописец-пейзажист.

— Рассмотрите картину Федора Васильева «Болото в лесу». Расскажите, что вы видите на ней.

— Сравните картину и содержание прочитанных на уроке сти­хотворений. Что вы можете сказать об их сходстве?

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

— Подведение итогов урока

— Какие произведения изучали на уроке?

— Кто авторы стихотворений? Что вы о них узнали?

— С каким художником познакомились на уроке?

Выучить стихотворение А. Майкова (учебник, с. 28

«Весна» (Уходи, зима седая. ), анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Весна» посвящено мальчику Коле Трескину – родственнику автора (племяннику и крестнику его брата Леонида – известного историка русской литературы). Такие посвящения вообще были приняты в большой и дружной литературной семье Майковых.

Это позднее стихотворение обычно датируют 1880 годом. В это время действительный статский советник А.Н.Майков (с 1888 – тайный советник), состоя в должности старшего цензора Санкт-Петербургского комитета цензуры иностранной и фактически исполняя многотрудные обязанности председателя данного комитета, практически отошел от литературного творчества, занимаясь лишь подготовкой полного собрания своих сочинений, которое ему посчастливилось увидеть изданным еще при жизни (в 1893 году).

Жанр и литературное направление

Стихотворение «Весна» из цикла «Дома» – классический образчик не только пейзажной лирической зарисовки, но и вообще «домашней» лирики, написанной как бы специально для учебников, антологий и хрестоматий, предназначенных для семейного и детского чтения, и недаром оно по сей день охотно включается в репертуар чтения младших школьников. Традиционность, даже некоторая трафаретность образов такой поэзии – ее достоинство, а не недостаток: стандартность образов обеспечивает их узнаваемость и облегчает именно детское прочтение таких стихотворений.

Если говорить о литературном направлении, то и на этом стихотворении (как это часто случается у Майкова) лежит неистребимая печать классицизма (однозначное олицетворение Добра и Зла в далеко не однозначных явлениях природы, россыпь старославянизмов и т.п.). Однако именно умение «оживить» классические образы – сильная сторона таланта Аполлона Майкова, заставлявшая умиляться читателей. Один из них – Николай І, наградивший юного поэта стипендией на поездку в Италию за первую, ещё в 20 лет составленную, книжку. Другой – Виссарион Белинский, увидевший в новом даровании прилежного ученика самого Пушкина. В отличие от своего учителя, Майков не менялся вместе с веком и не принимал никаких перемен в искусстве, равно как и в исторической действительности. Поэтому вряд ли будет правильно бодрость ритма и живость метафор, любовь к природе и наблюдательность пейзажиста (академической школы, а не школы передвижников) принять за реализм, хотя и романтиком Аполлон Майков никогда не был. Недаром он поэт антологической школы: его классическая, идущая от античности образность и циклически сменяющиеся пейзажи, без всяких примет живой современности, ставят его в ряд поэтов «вне времени и пространства», если не считать приметой времени любовь к архаической лексике – архаической уже и для 1880 года, когда было написано стихотворение «Весна». Впрочем, кроме не всегда понятных старославянизмов, ничто не мешает юному или вообще любому не испорченному знакомством с Некрасовым читателю насладиться живостью и простотой майковских образов – «чистым искусством», столь любезным сердцу этого поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – неизбежность победы долгожданной весны над опостылевшей зимой – роднит это стихотворение со знаменитым тютчевским «Зима недаром злится…», где точно так же девушка Весна дерзко и весело побеждает старую ведьму – Зиму. Основные мысли обоих стихотворений абсолютно сходны, ибо банальны: как неизбежна смена времен года, так неизбежны смена поколений и победа всего нового и молодого надо всем старым и отжившим свое. При этом оба поэта в жизни придерживались скорее консервативных взглядов и отстаивали именно право на существование всего традиционного, «идущего на слом» в пылу неудержимых общественных перемен середины и второй половины ХІХ века.

Однако в отличие от Тютчева, решавшего эту лирическую задачу путем изображения простой бытовой сценки (или карнавального действа) между Красавицей и Старухой, Майков бросает на помощь Весне весь классицистический (антологический) арсенал, от колесницы до знамени. Впрочем, при внимательном рассмотрении всё это весеннее вооружение оказывается лишь деталями весеннего пейзажа: колесница – солнцем, знамя – роем бабочек и т.п.

Композиция лирического сюжета решена в виде развертывания наступления Весны. Оно начинается стремительным падением золотой колесницы «с горней вышины» на землю, еще пребывающую в зимнем плену. Колесницу Весны сопровождает «армия» ветерков, ливней и лучей, какофония звуков («А что шума, что гуденья…»), в которой уже то ли неразличимо, а то ли и неважно, что гудят (если строго следовать синтаксису третьей строфы) и лучи, а не только ливни. Тут следовало бы пустить в ход лук и стрелы – но достаточно и простой улыбки Весны, чтобы противник в ужасе бежал в овраг (в четвертой строфе). Наконец (в пятой и последней строфе) бегущего по оврагам противника безжалостно настигает рой пчел, а за ним и рой бабочек, развернутый как пестрое знамя окончательной победы Весны над Зимой.

Тропы и образы

Главный и ключевой троп – олицетворение – создает противоборствующие образы Зимы и Весны. На эти стержневые образы легко нанизываются как скрытые (метафоры), так и (в финале) открытое сравнение: «И летит победным флагом пестрых бабочек отряд!»

Метафоры (колесница золотая – солнце; царица цветов – весна; белый саван, сползающий в овраг, в кусты, – снег) не просто создают лирический пейзаж, но и непосредственно служат развитию лирического сюжета.

Эпитеты многочисленны и весьма традиционны: Зима седая, красавица Весна, колесница золотая, горняя вышина, старая тщедушная (старуха Зима), воздушная армия благовонных ветерков, теплые ливни и лучи, саван белый, победное знамя, пестрых бабочек отряд. Они довершают образы, придают им выпуклость и ясность.

Размер и рифмовка

Четырехстопный хорей и перекрестная рифмовка полностью повторяют некоторые стихотворения Пушкина. Ср. «Бесы», где эти размер и рифмовка выполняют ту же самую функцию, что и в «Весне» Майкова, т.е. создают ритмический фон напряжения всех сил природы и душевных сил лирического героя, стремящихся вырваться из снежного плена – освободиться от смертного белого савана демонических, «зимних» сил.

“Богач и Еремка”, какое краткое содержание?

Старый охотник по имени Богач работает сторожем в саду. Он живет вместе со своей собакой Еремкой в сторожке. Жизнь им нравится, всегда в тепле, сыты одеты, имеется дополнительный доход благодаря охоте на зайцев. Каждую зиму Богач с Еремкой убивают больше ста зайцев.

Как-то раз отправились они на охоту. Богач обычно пугал зайцев, те выбегали в торону Еремки и он их хватал. Но тут Еремка не схватил ни одного зайца. Как оказалось он увидел зайчонка со сломанной лапкой и просто стоял скулил. Жалко стало Богачу зайчонка и взял он его себе.

Зайчонку устроили лежанку, перевязали лапку и кормили. Со временем зайчонок привык к своим соседям и уже даже играл с Еремкой.

Однажды заяц выбежал в открытую дверь и вернулся только через несколько дней. Потом и вовсе убежал. Богач и Еремка скучали по зайцу всю зиму.

Наступила зима и Богач больше не мог охотиться на зайцев. Ведь каждый заяц ему напоминал того самого зайчишка.

Сказка в стихах “Спящая царевна” была написана Жуковским, а в основу была положена немецкая сказка, которая была создана братьями Гримм. В ней рассказывается о царе Матвее и его жене, а жили они в любви, вот только детей у них не было. Однажды рак предсказал царице скорое рождение дочери – так все и произошло.

Читайте также:  Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

На пир по поводу рождения долгожданной дочки были приглашены одиннадцать добрых волшебниц, а одну чародейку царь не позвал. Затаившая злобу старуха сама явилась на торжество и обрекла царевну на гибель через пятнадцать лет от укола веретеном. Одна из волшебниц не смогла отменить приговор, но она смягчила участь царевны. Девушка должна была заснуть на триста лет.

Через пятнадцать лет все произошло так, как и наколдовала злая чародейка. Царевна поранилась о веретено и заснула, а вместе с ней заснуло и все живое в царстве. Со временем дворец зарос терновником, а о царе Матвее и о его дочери люди подзабыли. Но легенда о спящей царевне в народе жила, её как-то и услышал царский сын.

Царевичу удалось отыскать дворец и спящую царевну. Он был поражен красотой девушки и поцеловал её. Злые чары рассеялись и царевна пробудилась от трехсотлетнего сна, а с ней проснулись и все люди. Вскоре молодые сыграли свадьбу.

Главная мысль сказки заключается в том, что добро и любовь способны творить чудеса. Добро оказывается сильнее зла, а люди злые и коварные всегда бывают наказы за беды и неприятности, которые они доставляли.

Однажды вечером автор услышал царапанье и начал искать источник звука. Так он увидел за окном маленькую девочку размером с палец. Рассказчик пустил ее в дом и девочка рассказала, что не знает своих родителей и как она бежала спасаясь от собак.

Автор отправился на кухню чтобы накормить Феньку. За это врем Фенька убежала под кровать и автор позвал ее за стол. Девочка отказывается от еды и просит обычных гвоздиков. Как оказывается девочка питается стройматериалами всякими. Малышка съедает гвоздь, спичку, запивает все керосином и ложится спать.

Утром обнаруживается, что Фенька съела салфетку которой укрывалась. Автор просит ее уйти из-за страха, что она все может съесть в его доме. Девочка плачет и просит оставить ее.

Рассказчик соглашается и оставляет на обед гвоздики. Придя домой автор видит, что девочка сдержала слово. Однако она не обещала ничего не пить, поэтому выпила чернила.

На следующий день автор решает занять Феньку делом. Однако по приходу он видит, что она съела метелку. Тогда он садит ее в чемодан. Так и получился у Феньк свой домик, где она даже подрастала.

Краткое содержание рассказа “На льдине”:

Группа колхозников отправилась на зимнюю рыбалку, среди них был и Андрей вместе со своим сыном Володей.

Море хорошо замерзло и вокруг были одни льдины. Рыбаки очень далеко зашли, насверлили лунок, поставили сети и начали рыбачить.

Улов был очень хорошим, рыбаки были радостными, потому что поймали много рыбы. Андрей сказал, что пора уже и домой собираться, но другие рыбаки упросили его переночевать, чтобы на следующий день продолжить такую удачную рыбалку. Рыбаки поужинали, укутались в свои тулупы и заснули на санях.

Среди ночи всех разбудил крик Андрея, он проснулся от сильного ветра, тут рыбаки увидели, что их льдина оторвалась и несет их прямо в море.

Все очень испугались, Володя начал плакать, но Андрей не растерялся и соорудил из красной рубахи и шестов флаг, чтобы их было видно.

И тут показался самолет, с него скинули мешок, в котором была еда и записка со словами, что скоро придет помощь.

И действительно вскоре пришел пароход и забрал всех рыбаков со льдины.

Произведение В.А.Жуковского “Невыразимое” является манифестом русского романтизма. Само направление возникло в мировой культуре конца 18-первой половины 19 века. В его основе лежит утверждение постижения мира сквозь призму духовного начала человека, провозглашение ценности индивидуально авторского осмысления действительности. Основными направлениями творческих исканий романтиков были темы искусства и природы, раскрываемые в жанре элегии, что в переводе означает “жалоба”.

Главная мысль автора: утверждение невозможности полноценно передать с помощью словесного выражения впечатление от Великой мощи природной гармонии. Это “невыразимо”. И здесь заложен трагизм ограниченности романтического мировосприятия.

Но данное произведение благодаря гениальному языку создателя не оставляет впечатление безысходности. Оно звучит в моей душе подобно симфонии!

“Убить Пересмешника”, Харпер Ли. Действие происходит в 30-гг. двадцатого века, Америка штат Алабама. Мы читаем повествование от имени ребенка, девочки Джин Финч, по прозвищу Глазастик. Глазастик живет в доме, вместе со своей семьей: отцом-адвокатом Аттикусом, старшим братом Джимом и темнокожей служанкой, доброй, но строгой Кэлпурньей. В доме соседей проживает человек, которого никто никогда не видет, но которого прозвали Страшилой. Дети пытались пробраться к нему, но их прогнали. Главная драма этого романа – защита Аттикусом чернокожего парня Тома, который был обвинен в изнасиловании. На суд съехался весь округ, ведь дело имело широкий резонанс, никто и не сомневался, что чернокожий виновен. Аттикуса все осуждали, более того, это отражалось и на его детях – их караулили и били. Но отступить адвокат не мог – он верил в своего подзащитного. В суде Аттикусу не удалось отстоять Тома, он не сумел доказать, что пострадавшая сама добивалась расположения парня, ее отец Боб Юэл поймал ее на этом, жестоко избил и все попытался свалить на чернокожего. Ведь до сих пор в этом штате еще ни разу не выносили оправдательный приговор чернокожему, априори “белый всегда прав” Присяжные вынесли смертный приговор. Как правило, такой приговор выносился буквально за минуты, в этот же раз вынесение приговора заняло несколько часов. Это значит, что присяжные колебались в своем решении. Аттикус считал это хоть малой, но победой. Тем, не менее, отстоять Тома Аттикусу не удалось, ему грозил электрический стул. Том погиб при попытки бегства из тюрьмы.

Боб не мог вынести того, что адвокат выставлял его в глупом свете в суде. И стал мстить Аттикусу, через его детей. В праздник Хэллоуина Боб Юэл напал на детей и попытался убить Глазастика. Но случайный незнакомец (Страшила Рэдли, забитый пугливый, маленький человек) помешал свершить задуманное, и убил Боба. Он отнес Джима, который потерял руку от боли (сломал руку) домой, а шериф выставил это убийство, как самоубийство Боба.

В рассказе затронуты сложные темы расизма,человеческой нетерпимости, неприятие отличных от остальных, людей. Лицемерии и ханжество,закостенел­ ось общества, лишь бы привычный мир сохранял свою “привычную” картинку, несмотря на все факты и обстоятельства.

Краткое содержание Богач и Еремка Мамин-Сибиряк

У сторожа по прозвищу Богач жил старый пес Еремка. Хозяин его, охотник Ерема, умер, оставив питомца на попечении сторожа. Так и жили они в избушке, летом и зимой караулив огороды.

Поздним зимним вечером засобирался Богач на обход своих владений – фруктовых садов. Зимой им особенно часто досаждали зайцы, обгладывавшие нежную кору деревьев. Старик и пес работали слаженно: первый спугивал незваных гостей, а когда те кубарем скатывались с горы, то их поджидал внизу Еремка.

Но в этот раз пес повел себя странно. Вместо того, чтобы поймать зайца, он стоял и разглядывал барахтающегося на спине противника со сломанной лапой. Совестно стало сторожу убивать калеку, раз даже пес того пожалел. И забрал он его к себе.

Принеся найденыша домой, Богач сделал тому перевязку и устроил мягкое и теплое гнездо из тряпья. Всю ночь старику казалось, что пес сцапает калеку. Именно этого зверька сторожу было почему-то жаль.

Утром Богач ушел по делам, оставив зверей одних. Еремка воспользовался моментом и съел еду, которую положили зайцу – хлеб, кашу и молоко. Вернувшийся старик все удивлялся – какой хитрый зайчишка, угощением пренебрегал, а как только отвернулись, так и съел сразу же. Богач достал морковку, капустную кочерыжку, репку и свеклу и положил перед зайцем. Еремка облизывался и тут сторож все понял.

А гость тем временем съел принесенное и совсем перестал бояться.

На рассвете в дверь постучали. Это пришла маленькая Ксюша, которая принесла немного молока зайцу. Она гладила его, жалея поломанную лапку, а потом предложила дать имя. Ведь теперь это был не простой зайчик. Решили назвать его Черное Ушко.

Остальные деревенские ребята просились поглядеть на зверька, но старик не пустил их.

Черное Ушко выздоровел и окончательно освоился. Теперь он целыми днями мог скакать по избе, играя с Еремкой, да все норовил выскочить на улицу. Это ему вскоре удалось.

Сторож с Ксюшей думали, что зверек не вернется, но тот пришел через несколько дней. С тех пор за ним не следили и всегда отпускали погулять.

Весной Черное Ушко ушел надолго, показавшись лишь раз издали.

С приходом зимы Богач больше не мог ставить силки и петли – все боялся, что поймает своего зайца. И Еремка больше не мог ловить зайцев. В каждом из них он видел друга Черное Ушко. Привязавшись к кому-то, всегда будешь стремиться его оберегать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мамин-Сибиряк. Все произведения

  • Алёнушкины сказки
  • Богач и Еремка
  • Ванькины именины
  • Вертел
  • Емеля охотник
  • Зимовье на Студёной
  • Золото
  • Медведко
  • Пора спать
  • Постойко
  • Приваловские миллионы
  • Приемыш
  • Серая шейка
  • Сказка о том, как жила-была последняя Муха
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича
  • Сказка Про Комара Комаровича
  • Сказка про храброго Зайца
  • Сказочка про Козявочку
  • Умнее всех

Богач и Еремка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книги писателя вышли только после его смерти и прославили его, как гениального фантаста, создателя всемирно известного Ктулху и других божеств.

Лейтенант Кузьма Ергунов нес службу на флоте в Николаеве. Там он охранял постройки. Ему платили жалованье, также давали казенные деньги, которые он прятал в нательный пояс из кожи.

Пьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым Живой труп – это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов – пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу.

Роман Бориса Виана «Пена дней» повествует о молодом человеке по имени Колен. Он очень красив собой, да и к тому же богат. Финансовых средств ему хватает на то, чтобы содержать большой дом, иметь личного повара по имени Николя

Семья Дэвида Копперфилда была неполной, потому что до его рождения за полгода до радостного события умер его отец. С тетей отца были сложные отношения, но она присутствовала при родах

Дмитрий Мамин-Сибиряк – Богач и Еремка

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дмитрий Мамин-Сибиряк – Богач и Еремка краткое содержание

Богач и Еремка – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

– – Еремка, сегодня будет пожива… — сказал старый Богач, прислушиваясь к завывавшему в трубе ветру. — Вон какая погода разыгралась.

Еремкой звали собаку, потому что она когда-то жила у охотника Еремы. Какой она была породы, — трудно сказать, хотя на обыкновенную деревенскую дворняжку и не походила. Высока на ногах, лобаста, морда острая, с большими глазами. Покойный Ерема не любил ее за то, что у нее одно ухо “торчало пнем”, а другое висело, и потом за то, что хвост у нее был какой-то совсем необыкновенный — длинный, пушистый и болтавшийся между ног, как у волка. К Богачу она попала еще щенком и потом оказалась необыкновенно умной.

– – Ну, твое счастье, — посмеивался Еремка. — И шерсть у нее хороша, точно вот сейчас из лужи вылезла. Тоже и пес уродился… Уж, видно, нам на роду написано вместе жить. Два сапога — пара.

Охотник Ерема до известной степени был прав. Действительно, существовало какое-то неуловимое сходство между Богачом и Еремкой. Богач был высокого роста, сутуловат, с большой головой и длинными руками и весь какой-то серый. Он всю жизнь прожил бобылем. В молодости был деревенским пастухом, а потом сделался сторожем. Последнее занятие ему нравилось больше всего. Летом и зимой он караулил сады и огороды. Чего же лучше: своя избушка, где всегда тепло; сыт, одет, и еще кое-какая прибыль навертывалась. Богач умел починять ведра, ушаты, кадочки, мастерил бабам коромысла, плел корзины и лапти, вырезывал из дерева ребятам игрушки. Одним словом, человек без работы не оставался и лучшего ничего не желал. Богачом его почему-то назвали еще с детства, и эта кличка осталась на всю жизнь.

Снежная буря разыгрывалась. Несколько дней уже стояли морозцы, а вчера оттеплело и начал падать мягкий снежок, который у охотников называется “порошей”. Начинавшую промерзать землю порошило молодым снежком. Поднявшийся к ночи ветер начал заметать канавы, ямы, ложбинки.

Читайте также:  Жизнь и творчество Чарльза Диккенса

– – Ну, Еремка, будет нам сегодня с тобой пожива… — повторил Богач, поглядывая в маленькое оконце своей сторожки.

Собака лежала на полу, положив голову между передних лап, и в ответ слегка вильнула хвостом. Она понимала каждое слово своего хозяина и не говорила только потому, что не умела говорить.

Было уже часов девять вечера. Ветер то стихал, то поднимался с новой силой. Богач не торопясь начал одеваться. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожки; но ничего не поделаешь, если уж такая служба. Богач считал себя чем-то вроде чиновника над всеми зверями, птицами и насекомыми, нападавшими на сады и огороды. Он воевал с капустным червем, с разными гусеницами, портившими фруктовые деревья, с воробьями, галками, скворцами, дроздами-рябинниками, с полевыми мышами, кротами и зайцами. И земля и воздух были наполнены врагами, хотя большинство на зиму умирало или засыпало по своим норам и логовищам. Оставался только один враг, с которым приходилось Богачу воевать главным образом именно зимой. Это были зайцы…

– – Как поглядеть — так один страх в ём, в зайце, — рассуждал Богач, продолжая одеваться. — А самый вредный зверь… Так, Еремка? И хитрый-прехитрый… А погодка-то как разгулялась: так и метет. Это ему, косому, самое первое удовольствие…

Нахлобучив шапку из заячьего меха, Богач взял длинную палку и сунул за голенище валенок на всякий случай нож. Еремка сильно потягивался и зевал. Ему тоже не хотелось идти из теплой избушки на холод.

Сторожка Богача стояла в углу громадного фруктового сада. Сейчас за садом начинался крутой спуск к реке, а за рекой синел небольшой лесок, где, главным образом, гнездились зайцы. Зимой зайцам нечего было есть, и они перебегали через реку к селению. Самым любимым местом для них были гумна, окруженные хлебными кладями. Здесь они кормились, подбирая упавшие со стогов колосья, а иногда забирались в самые клади, где для них было уж настоящее раздолье, хотя и не без опасности. Но всего больше нравилось зайцам полакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами яблонь, слив и вишен. Ведь у них такая нежная и вкусная кора, не то что на осине или других деревьях. В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. Только один Богач умел с ними справляться, потому что отлично знал все их повадки и хитрости. Много помогал старику Еремка, издали чуявший врага. Кажется, уж на что тихо крадется заяц по мягкому снегу в своих валенках, а Еремка лежит у себя в избушке и слышит. Вдвоем Богач и Еремка много ловили каждую зиму зайцев. Старик устраивал на них западни, капканы и разные хитрые петли, а Еремка брал прямо зубом.

Выйдя из избушки, Богач только покачал головой. Очень уж разыгралась погода и засыпала снегом все его ловушки.

– – Видно, придется тебе, Еремка, идти под гору, — говорил Богач смотревшей на него собаке. — Да, под гору… А я на тебя погоню зайцев. Понял? То-то… Я вот обойду по загуменьям да и шугну их на тебя.

Еремка в ответ только слабо взвизгнул. Ловить зайцев под горой было для него самым большим удовольствием. Дело происходило так. Зайцы, чтобы попасть на гумна, пробегали из-за реки и поднимались на гору. Обратный путь для них уже шел под гору. А известно, что заяц лихо бежит в гору, а под гору, в случае опасности, скатывается кубарем. Еремка прятался под горой и ловил зайца именно в то время, когда заяц ничего не видел.

– – Любишь зайчика-кубаря поймать? — дразнил собаку Богач. — Ну, ступай…

Еремка повилял хвостом и медленно пошел к селению, чтобы оттуда уже спуститься под гору. Умная собака не хотела пересекать заячью тропу. Зайцы отлично понимали, что значат следы собачьих лап на их дороге.

– – Экая погодка-то, подумаешь! — ворчал Богач, шагая по снегу в противоположную сторону, чтобы обойти гумна.

Ветер так и гулял, разметая кругом облака крутившегося снега. Даже дыхание захватывало. По пути Богач осмотрел несколько занесенных снегом ловушек и настороженных петель. Снег засыпал все его хитрости.

– – Ишь ты, какая причина вышла, — ворчал старик, с трудом вытаскивая из снега ноги. — В такую непогодь и зайцы по своим логовищам лежат… Только вот голод-то не тетка: день полежит, другой полежит, а на третий и пойдет промышлять себе пропитание. Он хоть и заяц, а брюхо-то — не зеркало…

Богач прошел половину дороги и страшно устал. Даже в испарину бросило. Ежели бы не Еремка, который будет ждать его под горой, старик вернулся бы в свою избушку. Ну их, зайцев, никуда не денутся. Можно и в другой раз охоту устроить. Вот только перед Еремкой совестно: обмани его один раз, а в другой он и сам не пойдет. Пес умный и прегордый, хоть и пес. Как-то Богач побил его совсем напрасно, так тот потом едва помирился. Подожмет свой волчий хвост, глазами моргает и как будто ничего не понимает, что ему русским языком говорят… Хоть прощения у него проси, — вот какой прегордый пес. А теперь он уже залег под горкой и ждет зайцев.

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Богач и Еремка

Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Мамин-Сибиряк: Богач и Еремка» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги
  • Отзывы

Богач и Еремка: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Богач и Еремка»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Дмитрий Мамин-Сибиряк: другие книги автора

Кто написал Богач и Еремка? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Богач и Еремка — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Богач и Еремка», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

– – Еремка, сегодня будет пожива… — сказал старый Богач, прислушиваясь к завывавшему в трубе ветру. — Вон какая погода разыгралась.

Еремкой звали собаку, потому что она когда-то жила у охотника Еремы. Какой она была породы, — трудно сказать, хотя на обыкновенную деревенскую дворняжку и не походила. Высока на ногах, лобаста, морда острая, с большими глазами. Покойный Ерема не любил ее за то, что у нее одно ухо “торчало пнем”, а другое висело, и потом за то, что хвост у нее был какой-то совсем необыкновенный — длинный, пушистый и болтавшийся между ног, как у волка. К Богачу она попала еще щенком и потом оказалась необыкновенно умной.

– – Ну, твое счастье, — посмеивался Еремка. — И шерсть у нее хороша, точно вот сейчас из лужи вылезла. Тоже и пес уродился… Уж, видно, нам на роду написано вместе жить. Два сапога — пара.

Охотник Ерема до известной степени был прав. Действительно, существовало какое-то неуловимое сходство между Богачом и Еремкой. Богач был высокого роста, сутуловат, с большой головой и длинными руками и весь какой-то серый. Он всю жизнь прожил бобылем. В молодости был деревенским пастухом, а потом сделался сторожем. Последнее занятие ему нравилось больше всего. Летом и зимой он караулил сады и огороды. Чего же лучше: своя избушка, где всегда тепло; сыт, одет, и еще кое-какая прибыль навертывалась. Богач умел починять ведра, ушаты, кадочки, мастерил бабам коромысла, плел корзины и лапти, вырезывал из дерева ребятам игрушки. Одним словом, человек без работы не оставался и лучшего ничего не желал. Богачом его почему-то назвали еще с детства, и эта кличка осталась на всю жизнь.

Снежная буря разыгрывалась. Несколько дней уже стояли морозцы, а вчера оттеплело и начал падать мягкий снежок, который у охотников называется “порошей”. Начинавшую промерзать землю порошило молодым снежком. Поднявшийся к ночи ветер начал заметать канавы, ямы, ложбинки.

– – Ну, Еремка, будет нам сегодня с тобой пожива… — повторил Богач, поглядывая в маленькое оконце своей сторожки.

Собака лежала на полу, положив голову между передних лап, и в ответ слегка вильнула хвостом. Она понимала каждое слово своего хозяина и не говорила только потому, что не умела говорить.

Было уже часов девять вечера. Ветер то стихал, то поднимался с новой силой. Богач не торопясь начал одеваться. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожки; но ничего не поделаешь, если уж такая служба. Богач считал себя чем-то вроде чиновника над всеми зверями, птицами и насекомыми, нападавшими на сады и огороды. Он воевал с капустным червем, с разными гусеницами, портившими фруктовые деревья, с воробьями, галками, скворцами, дроздами-рябинниками, с полевыми мышами, кротами и зайцами. И земля и воздух были наполнены врагами, хотя большинство на зиму умирало или засыпало по своим норам и логовищам. Оставался только один враг, с которым приходилось Богачу воевать главным образом именно зимой. Это были зайцы…

– – Как поглядеть — так один страх в ём, в зайце, — рассуждал Богач, продолжая одеваться. — А самый вредный зверь… Так, Еремка? И хитрый-прехитрый… А погодка-то как разгулялась: так и метет. Это ему, косому, самое первое удовольствие…

Нахлобучив шапку из заячьего меха, Богач взял длинную палку и сунул за голенище валенок на всякий случай нож. Еремка сильно потягивался и зевал. Ему тоже не хотелось идти из теплой избушки на холод.

Сторожка Богача стояла в углу громадного фруктового сада. Сейчас за садом начинался крутой спуск к реке, а за рекой синел небольшой лесок, где, главным образом, гнездились зайцы. Зимой зайцам нечего было есть, и они перебегали через реку к селению. Самым любимым местом для них были гумна, окруженные хлебными кладями. Здесь они кормились, подбирая упавшие со стогов колосья, а иногда забирались в самые клади, где для них было уж настоящее раздолье, хотя и не без опасности. Но всего больше нравилось зайцам полакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами яблонь, слив и вишен. Ведь у них такая нежная и вкусная кора, не то что на осине или других деревьях. В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности. Только один Богач умел с ними справляться, потому что отлично знал все их повадки и хитрости. Много помогал старику Еремка, издали чуявший врага. Кажется, уж на что тихо крадется заяц по мягкому снегу в своих валенках, а Еремка лежит у себя в избушке и слышит. Вдвоем Богач и Еремка много ловили каждую зиму зайцев. Старик устраивал на них западни, капканы и разные хитрые петли, а Еремка брал прямо зубом.

Ссылка на основную публикацию