Анализ стихотворения Весна (Уходи, зима седая!) Майкова

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами

Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

Майков в детстве часто проводил время в родовом имении, где мог насладиться общением с природой. Он, гуляя в лесу, настолько сильно полюбил красоту родной природы, что посвятил этой теме большое количество стихов. Его поэтому нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Автор не только тонко чувствовал все перемены и красоту природы, но и мог удивительным образом изобразить всё это в своих произведениях. «Осень» — одно из таких стихотворений.

Майков в стихотворении Осень от лица своего лирического героя описывает красоту осенней природы и в тот момент его переполняют самые разнообразные чувства. С одной стороны, автору немного грустно от того, что, сбросив свои листья, лес будто срывает с себя тайну, которой был окутан летом. Ему не доставляет удовольствия и то, что сорваны последние орехи, увяли все цветы и не найти больше ягод на кустах. Природа потихоньку готовиться к приходу зимы, покрывая инеем укутанную листьями землю. В этот момент Майков очень точно описал состояние природы поздней осени и сравнил его с состоянием души человеческой на закате своих лет.

С другой стороны, поэт радуется тому, что осень сбросила свои листья и теперь можно гулять по тропинкам осеннего леса и наслаждаться шелестом листьев и хрустом сухих веточек. Ковёр из листьев сможет защитить землю от продолжительных утренних заморозков. И несмотря на то, что в воздухе присутствует запах приближающейся зимы, Майков ещё долго будет помнить эту прогулку по осеннему лесу, которая подарила ему массу положительных впечатлений и вдохновила на написание такого замечательного стихотворения как «Осень».

Но, ещё большее счастье у него вызывала мысль о том, что всё длиться вечно не может: осень и зима закончатся и наступит весна. Весна – та чудесная пора времени, когда всё начинает заново расти и цвести. Не даром автор в стихотворении так тепло отзывается об этом времени года, ведь с ним связаны тёплые воспоминания о том, как он бродил по лесу и срывал подснежники.

Творчество Майкова учит не только любоваться природой, но и находить в каждом времени года что-то особенное и прекрасное для себя. Природа хороша и красива в любом сезоне и способна поднять жизнеощущение и положительно влиять на душевное состояние человека. Главное – уметь это видеть и понимать природу.

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень (Аполлон Майков)

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Идейное содержание стихотворения

Поэт говорит, что лес осенью утратил свою загадочность, он «свою тайну совлек». Все, что летом вызывало восхищение и привлекало внимание, останавливало на себе взгляд, в осеннюю пору уходит:

Сорван последний орех, Свянул последний цветок

К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным. Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами.

Этот новый пейзаж увядающего леса рождает в душе лирического героя не упадническое настроение, а радость. Эмоциональное состояние стихотворения выражается строчками: «любо в лесу мне бежать», «весел душой», «счастьем дыша».

Даже строка «Нет мне здесь прежних утех» заканчивается на приподнятой ноте, что пунктуационно выражено восклицательным знаком. Такие восклицания лирического героя встречаются на протяжении всего произведения и как бы разрывают тишину засыпающей природы, создавая ей контраст. Другое средство выражения противопоставленности состояния природы и состояния героя произведения – антитеза. Она воплощается соседствующими строками о смерти и о песне:

Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!

Почему же общее печально-увядающее настроение пейзажа производит обратный эффект на состояние автора и его героя? Ответ находим в самом стихотворении:

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Воспоминание о летней поре, когда герой общался с каждым цветком, наполнили душу лирического персонажа теплыми, светлыми воспоминаниями на всю осень и предстоящую зиму.

«Осень» А.Майков

«Осень» Аполлон Майков

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения Майкова «Осень»

Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. Поэтический дебют Майкова состоялся в 13-летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение. С этого момента подросток решил, что непременно свяжет свою судьбу с литературой, и позже никогда не жалел об этом выборе.

Аполлона Майкова нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Действительно, у этих двух поэтов есть общая черта? Оба они посвятили огромное количество стихов родной природе, тонко чувствуя ее переменчивость, красоту и совершенство. Лес, поле, речка и сад могли затронуть в душе Майкова самые потаенные струны, в результате чего на свет рождались удивительно тонкие и восхитительные стихи, наполненные светом, радостью и теплотой. «Осень» — одно из таких произведений, которое Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенном недалеко от Москвы.

Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности. так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес». Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники. Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, как и образец для подражания – «Евгений Онегин» Пушкина. Женские рифмы в стихотворении чередуются с мужскими. Перекрёстная рифмовка четверостиший чередуется с парно срифмованными двустишьями. Одно четверостишье имеет кольцевую рифмовку.

  • «Весна» (Уходи, зима седая. ), анализ стихотворения Майкова
  • «Поле зыблется цветами», анализ стихотворения Майкова
  • «Рассвет», анализ стихотворения Майкова
  • Аполлон Николаевич Майков, краткая биография

По произведению: «Пейзаж»

По писателю: Майков Аполлон Николаевич

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения «Осень»

Анализ стихотворения «Осень»

Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.

В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.

Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!». Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания. Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда. Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.

Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:

«Листья шумят под ногой…

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой –

И, как безумный пою!»

В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.

Стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите!!

  • План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст. Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения. 3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения. 4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения. Есть ли поэтические обобщения, литературные традиции? 9) Какое впечатление произвело на тебя произведение?

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень». Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы. …Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: …Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: …Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек.

Читайте также:  Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

…Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал.

…Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни.

…Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они [цветы] «), метафора («щёки горят») и другие. В стихотворении Майкова «Осень», как и во многих его произведениях отразились пушкинские поэтические принципы и традиции: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов. 9) Это стихотворение произвело на меня большое впечатление. Оно очень тонко передаёт душевное состояние автора. Оно отличается особой задушевностью, легко и просто для восприятия.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

Анализ стихотворения «Весна» Плещеева

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Композиция состоит из трех частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с ее приходом, в третьей – торжество единения природы и человека.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры«пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты«небесная», «беззаботных», «звонкий».

Олицетворения«бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия«тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения«стучит, как будто ждет чего-то».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных этому времени года.

Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает свой радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природы будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды и весны, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грезам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, еще совсем немного – и деревья наденут свое зеленое убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждет лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несет с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» ). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждет чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

29.09.2019

Майков А. “Осень”

Читайте также анализ других стихотворений Аполлона Майкова:
“Ласточки”

Главные герои стихотворения “Осень” и их характеристика

  1. Мальчик-рассказчик. Веселый, беззаботный, радующийся жизни.

План пересказа стихотворения “Осень”

  1. Золотые листья
  2. Холод в лесу
  3. Опустевший лес
  4. Странное веселье мальчика
  5. Воспоминание о цветах
  6. Безумная песня.

Главная мысль стихотворения “Осень”
Грусть отступает при воспоминании о чем-то хорошем.

Чему учит стихотворение “Осень”
Стихотворение учит любить природу, любоваться ее красотами, учит любить каждое время года и находить в них что-то хорошее. Учит вести активный образ жизни.

Отзыв на стихотворение “Осень”
Мне понравилось веселое настроение, которое передает это стихотворение, понравилось то, что лирический герой не думает о плохом, не огорчается от того, что природа увядает, что приближается зима. Он вспоминает все хорошее, что случилось с ним в этом году и поэтому ему весело.

Анализ стихотворения “Осень”
Стихотворение “Осень” было написано Аполлоном Майковым в 1856 году. Его тема – красота увядающей осенней природы и приближающаяся зима. Стихотворение проникнуто веселым духом озорства юного мальчика, который радуется морозному воздуху и опавшей листве. Он видит, что лес опустел, исчезли грибы и цветы, которыми он любовался летом, но это его не тревожит. Он будет вспоминать о красотах лета, и они будут дарить ему радость и тепло долгими зимними вечерами.
Стихотворение состоит из 9 четверостиший.
Стихотворный размер – дактиль с перекрестной рифмовкой.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Осень”
Эпитеты: лист золотой, кудрявых груздей, холодно глядит, ранний подснежник.
Метафоры: щеки горят, грудой груздей, пурпур кистей.
Сравнения: я как безумный.
Олицетворения: глядит ясность, листья шумят, смерть стелет.

Пословицы к стихотворению “Осень”
Доброму – добрая память.
Прошлого не догонишь, а от завтра не уйдешь.
Не всякому прошлое сладостно вспоминается.
Дней много, а все впереди.
Бойся осени – за нею зима, не бойся зимы – за нею весна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Осень”
Золотой лист покрывает собой землю в лесу, а главный герой смело топчет эту красоту.
От холода у мальчика горят щеки, но ему нравится бежать по лесу, слыша треск сучьев под ногами, и загребая ими листву.
Голый лес уже не кажется ему таинственным. В нем сорван последний орех и увял последний цветок. Под мхом уже нет груздей, а возле пня не висит брусника.
На листьях лежит ночная изморозь, а над головой ясные холодные небеса.
Листья шумят под ногами мальчика, вокруг его осенняя смерть, а он поет веселую песню. В этом лесу он срывал подснежники, знал каждый цветок и долгими зимними вечерами будет о том вспоминать. А потому он не грустит, он весел душой и поет безумную песню.

Читать стихотворение “Осень”
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Анализ стихотворения Майкова Ласточки

One thought on “ Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» для 5 класса .зарание спасибо. ”

Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк)
Размер: трехстопный амфибрахий
Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» — это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование. Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни — «доцветает настурций огненный куст». Но огонь — это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.
Таким образом, миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.
И отсюда большое количество символов. Две хлопочущие ласточки — знак любви, «пять маленьких, быстрых головок» — детства, открытия жизни, семьи.
Отсюда сравнение: «…как дети, вели разговор…».
Интересен ряд номинаций этих ласточек в стихотворении: «головки». «говоруньи». «летуньи». Мы видим общую черту: они очень ласковы, любовны. Почему лирический герой Майкова любит ласточек? Я думаю, что не из восхищения перед красотами природы, а оттого, что они символизируют для него его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью.
Еще один символ — гнездо. Это знак упорядоченности существования, стабильности, постоянного ритма жизни, в который не может войти мечущийся, страдающий лирический герой.
Многозначность символов дает возможность существования разных интерпретаций стихотворения. В самом деле, что такое «ласточки».
А может быть, все произведение об уходе и приходе вдохновения, к которому стремится лирический герой («О, если бы крылья и мне!») ?
В любом случае человек и природа слиты. «О, если бы крылья и мне! »
Финал доказывает близость лирического героя и ласточки, облик которой тот хочет принять.
Можно рассмотреть и такие слова: «В нем ласточек речи не слышу». У ласточек не пение, а «речь». значит, она близка, понятна лирическому герою.

У Майкова: эпитет («огненный куст» — метафорический) ; метонимия (труд «весел»
и «ловок». имеется, вероятно, в виду, что ласточки трудились «весело» и «ловко») ; синекдоха («пять маленьких, быстрых головок // Выглядывать стали с гнезда») ; сравнение («как дети»).
антропоморфизм («ласточек речь». «вели разговор»).

Добавить комментарий Отменить ответ

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а

Анализ лирического стихотворения >>

В стихотворении «Ласточки» А.Н. Майкова говорится о родной природе, а точнее об осени. Стихотворение пронизано настроениями грусти, печали, раздражения. вызванные картинами увядающей природы. Стихотворение можно разделить на две части, так как здесь есть и теплое воспоминание о лете и ласточках. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости и умиления. Звучание стихотворению придаёт плавный ритм. Длинные строки подчёркивают унылость и серость осени. Когда же речь идет о ласточках, мы словно слышим их веселое щебетание. Но ласточки улетели в дальние края, и настроение стихотворения вновь меняется. Это уже не только грусть, но и желание перемен, стремление вырваться от скуки осени. «О, если бы крылья и мне!»- восклицает лирический герой. Он мне представляется человеком уже немолодым. который устал от одинаковых серых дней в его жизни и разлюбил осень. Мне это стихотворение напомнило о холодных, дождливых осенних днях, когда уже ждешь скорого наступления зимы или же вспоминаешь о ярком лете…

Читайте также:  Жизнь и творчество Чарльза Диккенса

Слайд 13 из презентации «Анализ лирического стихотворения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Анализ лирического стихотворения.ppt» можно в zip-архиве размером 3614 КБ.

краткое содержание других презентаций о стихах

«Русский рок» – С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: “Надежда”. О России… Что, снаружи все еще пусто, А внутри по-прежнему тесно? Ценил и берег русское слово… Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. Выкатим кадушку капусты, Выпечем ватрушку без теста. “Бронзовый век” русской рок-поэзии.

«Анализ лирического стихотворения» – Виды лирических стихотворений. Лист золотой. Впечатления от прогулки. Природа. Начало осени. Ф.И. Тютчев. Стихотворение. Анализ лирического произведения. Нога шумит. Осинник желтый. Олицетворение. А.А.Фет. Мох не приподнят. Солнце раз еще взглянуло. Лес зелёный. Вихрем пыль летит с полей. А.Н. Майков.

«Оружие в поэме Беовульф» – Шлем из захоронения Вендель-14. Оружие и вооружение вендельской эпохи. Оружие и вооружение воина вендельской эпохи. Цель работы: Оружие и предметы культуры вендельской эпохи. Трубниковой Варвары ученицы 10 «А» класса средней школы №27. Англосаксонская поэма «Беовульф». Термин «вендельский период» был введен в обиход шведскими учеными.

«Хокку» – Анализ содержания хокку. Бонсай. Растение. Литература Японии. Композиция хокку. Редкостный свиток. Как же это, друзья. Японские танка. Бусон. Ханами. Танка. Культура Японии. Иссё. Сад камней. Демонстрационный материал к уроку. Лошадь. Хокку как основной жанр японской поэзии. Анализ формы хокку. Сакура.

«Стихи про демонов» – Я опущусь на дно морское, я полечу за облака. Памяти М.Врубеля. Два «Демона» Александра Блока. В пространстве синего эфира, один из ангелов святых. Иллюстрации Михаила Врубеля к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Демон. Несется конь быстрее лани, храпит и рвется, будто к брани.

«Любовь» – 1. Любовь как музыка без слов, Здесь громких фраз совсем не надо, Чтоб люди поняли любовь, Достаточно всего лишь взгляда. Спасать и братьев, и сестер, И крылья юности расправить.

Всего в теме «Стихи» 32 презентации

«Ласточки» А.Майков

«Ласточки» Аполлон Майков

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Анализ стихотворения Майкова «Ласточки»

Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования.

Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не пытался им подражать, хотя в его произведениях прослеживается определенное сходство со стихами Фета и Лермонтова. Себя автор считал безнадежным лириком, хотя в некоторых его стихах присутствуют и философские тенденции. В 1856 году Аполлон Майков публикует очень трогательное и грустное произведение под названием «Ласточки», в котором сожалеет о том, что жизнь так скоротечна, и он не в состоянии повернуть время вспять.

На столь печальные размышления поэта наводит осенний сад, который «каждый день увядает», что причиняет Майкову глубокие душевные страдания. Автор признается, что его раздражают «и солнца осеннего блеск, и лист, что с березы спадает, и поздних кузнечиков треск». Сама природа словно бы напоминает о том, что наступает новый этап жизни, когда юность осталась в прошлом, а зрелость не сулит уже новых открытий, яркий впечатлений и лишена волшебного очарования.

Поэт по привычке бросает взгляды на опустевшее ласточкино гнездо под крышей своей усадьбы, из которого уже начала высыпаться обветрившаяся солома. Совсем недавно его строила трудолюбивая пара птиц, заботясь о доме для себя и собственного потомства. И очень скоро «пять маленьких, быстрых головок выглядывать стали с гнезда». Но время текло неумолимо, птенцы окрепли и вскоре вместе с родителями покинули гостеприимный дом, который стал для них надежным пристанищем на несколько теплых летних месяцев. Теперь же, по утверждению поэта, «они уж в иной стороне», там, где по-прежнему светит ласковое солнце, дарящее ощущение радости и умиротворения. Именно этого лишен автор, который вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. Майков понимает, что этому не суждено сбыться, и он не сможет обмануть природу, которая вряд ли будет к нему так же благосклонна, как и к птицам, сумевшим найти счастье на чужбине. Осознание собственного бессилия вызывает у поэта чувство горечи и разочарования,справиться с которым он не в состоянии.

Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» для 5 класса .зарание спасибо.

Запись опубликована автором maximios в рубрике Школа. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Анализ стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки» для 5 класса .зарание спасибо. 1 комментарий

Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк)
Размер: трехстопный амфибрахий
Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад». Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» — это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование. Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни — «доцветает настурций огненный куст». Но огонь — это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.
Таким образом, миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.
И отсюда большое количество символов. Две хлопочущие ласточки — знак любви, «пять маленьких, быстрых головок» — детства, открытия жизни, семьи.
Отсюда сравнение: «…как дети, вели разговор…».
Интересен ряд номинаций этих ласточек в стихотворении: «головки». «говоруньи». «летуньи». Мы видим общую черту: они очень ласковы, любовны. Почему лирический герой Майкова любит ласточек? Я думаю, что не из восхищения перед красотами природы, а оттого, что они символизируют для него его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью.
Еще один символ — гнездо. Это знак упорядоченности существования, стабильности, постоянного ритма жизни, в который не может войти мечущийся, страдающий лирический герой.
Многозначность символов дает возможность существования разных интерпретаций стихотворения. В самом деле, что такое «ласточки».
А может быть, все произведение об уходе и приходе вдохновения, к которому стремится лирический герой («О, если бы крылья и мне!») ?
В любом случае человек и природа слиты. «О, если бы крылья и мне! »
Финал доказывает близость лирического героя и ласточки, облик которой тот хочет принять.
Можно рассмотреть и такие слова: «В нем ласточек речи не слышу». У ласточек не пение, а «речь». значит, она близка, понятна лирическому герою.

У Майкова: эпитет («огненный куст» — метафорический) ; метонимия (труд «весел»
и «ловок». имеется, вероятно, в виду, что ласточки трудились «весело» и «ловко») ; синекдоха («пять маленьких, быстрых головок // Выглядывать стали с гнезда») ; сравнение («как дети»).
антропоморфизм («ласточек речь». «вели разговор»).

Добавить комментарий Отменить ответ

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения “Ласточки”

Анализ стихотворения “Ласточки”

Апполон Николаевич Майков не был трибуном или обличителем. Воспитанный в среде любви к искусству, он был продолжателем традиции антологической поэзии К. Н. Батюшкова и Н. И. Гнедича.

Создаваемые им образы отличает пластичность форм, ясность и гуманизм. Майков понимал и сочувствовал освободительному движению гарибальдийцев в Италии (стихотворение «Palazzo»), с восторгом принял реформы 1861 года (стихотворения «Картинка», «Поля», «Нива»), но дистанцировался от революционно-демократического движения, предпочитая «искусство ради искусства».

Артистический эпикуреизм и пейзажная лирика, которая отличалась акварельной точностью образов, наивностью и созерцательностью — остались основой творчества поэта до конца жизни. Тем не менее, В. Г. Белинский, указывая на узость идейного содержания произведений Майкова, разглядел в нём «дарование неподдельное и замечательное».

Стихотворение «Ласточка» полностью раскрывает идеалистическое восприятие мира поэтом. Оттенки грусти, вызванные видом увядающего сада, пустующего ласточкиного гнезда и раздражение от «солнца осеннего блеска»означают сожаление о прошедшей беззаботной юности и начале нового этапа в жизни, который не сулит радостей, как и осень, за которой обязательно последует зима.

Неподдельная зависть к свободе птиц («Они уж в иной стороне…» ), которые могут радоваться солнцу, пусть и на чужбине, сквозит в последних строфах стихотворения, заканчивается несбыточным мечтанием («О, если бы крылья и мне!» ). Осознание поэтом собственного бессилия перед лицом перемен и невозможность изменить природу вещей придает стихотворению атмосферу лирической грусти и некоторой безысходности.

И в этом весь Апполон Майков, оставивший после себя прекрасные поэтические пейзажи, не обремененные социальными мазками, и доставляющие эстетическое наслаждение.

Послушайте стихотворение Майкова Ласточки

Анализ стихотворения Ласточки Майкова

Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно о поэтической деятельности он стал во время обучения в университете.

Трогательное и романтичное стихотворение “Ласточки” было написано в 1856 году. В данном произведение чувствуется сожаление автора о том, что жизнь скоротечна, а так же о том, что не один человек не в состоянии изменить что либо, ведь так или иначе исход будет один.

На столь печальные и даже негативные мысли молодого поэта наводит осенняя пора, и в частности осенний сад. Автор признается, что его раздражает наблюдать за тем, как угасает природа, готовясь к долгой зимней стуже.

Волей не волей Апполон обращает внимание на опустевшее ласточкино гнездо под крышей. Стоит отметить, что оно уже начало разваливаться, а ведь совсем не давно здесь жила пара ласточек со своими птенцами. Но время не умолимо движется, птенцы выросли и семья покинула гостеприимный дом, оправившись в поиски более лучшего вариант. Поэту грустно от этого, ведь за время жизни ласточек в гнезде, он привязался к ним, и ему безумно нравилось наблюдать за ними.
Стихотворение очень нежное, простое. Оно придется по душе читателю любого возраста, так как понять его может и ребенок, и взрослый человек.

Что касается строения, то оно построено из 7 строк, 28 строчек. Для более того, чтобы придать произведению большей выразительности автор использует различные литературные приемы, которые позволяют сделать стихотворение лаконичным, законченным и полным. Здесь можно увидеть и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Так же в данном произведении в большом количестве присутствуют красочные прилагательные.

В заключении хочется сказать, что жизнь каждого живого существа не вечна, и не стоит тратить её на пустые дела, нужно обдумывать каждое свое слово и решение, ибо каждый живет лишь раз. Поэт понимал это, и хотел данным стихотворением показать именно эту идею, донеся её до каждого читателя.

Анализ стихотворения Майкова Ласточки

Пронизывающее стихотворение « Ласточки » было написано Аполлоном Майковым, в начале 1856 года. Это произведение отличается печальной интонацией и особыми грустными нотками. Ознакомившись со стихотворением, невольно представляется образ лирического героя, который опечялен наступлением осени, сад уже не радует глаз и те ласточки, что так согревали душу, давно улетели, но осталась старая привычка заглядывать под окно, где уютно и мирно обживали свое место семья ласточек.

Но вот птенцы выросли и наступили холода, и теплолюбивые птички улетели в солнечные края, в которых всегда тепло и светло. А нашего героя бросили одного в разгар осени и совсем уже близким наступлением суровой зимы. Немного поразмыслив, напрашивается догадка, что автор создает образ в стихотворение, на который, накладывает свои собственные переживания и свою судьбу. И на основе всего, можно с уверенностью сказать, что наш лирический герой, тоскует не только из за отлета ласточек. А причиной его душевных волнений является его собственная судьба.

В жизни героя и автора наступает новый этап, и это вызывает терзания в душах, ведь лето уже прошло, осень давно наступила, а будущее не сулит больших надежд. Ласточки в произведение являлись образом будущего и надежды, и лирический герой, смотря на дружную семью, радовался за них, но птицы повзрослели и улетели на юг. А хозяин дома, под крышей которого сплели гнездо птицы, теперь тоскует без радости и теплоты которое дарили ему ласточки. И вспоминая те счастливые, но ушедшие моменты, героя охватывают печальные чувства, от которых ему хочется улететь вслед за далекими ласточками.

Читайте также:  Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

Автор в начале стихотворения создает представление осени, используя образ сада. И это не просто так, ведь сад, представляет собой место, предназначенное не только для выращивания чего либо, а что-то красивое и романтичное и это доказывается упоминанием о кусте настурции, который еще доцветает. В итоге можно сказать, что основной смысл стихотворение заключается в потере радости жизни и о времени которого не вернуть.

Вариант №3

Майков начал публиковаться очень рано, но не воспринимал свое творчество как основным своим занятием. Лишь после окончания университета Майков начал серьезно относится к своим произведениям и серьезно задумался, что это смысл его жизни. Он почти всю свою жизнь проработал библиотекарем и был знаком со многими известными писателями. Многие из них обращались к нему за советом и делились своим творчеством и успехами в нем. Долгое время никто не догадывался о том, что он тоже пишет красивые стихотворения. Когда Майков издал свой первый сборник, все услышали о нем как о талантливом писателе, которого изучают и сейчас.

Стихотворение наполнено грустью и печалью по уходящему лету. Майков очень не хочет изменений в природе, но поделать ничего с этим не может. С приходом осени в душе писателя селится пустота и горечь воспоминаний о теплом и цветущем лете. В стихотворении Майкова с приходом осени меняется его настроение, и он как будто увядает вместе с ней. Ему хочется продлить прекрасное время лета, когда солнце светит задорно и игриво, освещая каждый листочек дерева и куста его прекрасного сада.

В этом стихотворении Майков пишет о том, что наступает грустная пора осень. Вся природа понемногу увядает и теряет свою прежнюю красоту. Писатель выходит в свой сад и говорит, что уже стали опадать листья и сад становится серым и унылым. Майкову не нравится то, что он наблюдает в природе, и она его не радует, а даже начинает раздражать. Даже солнце, которое еще ярко светит, уже его не радует.

Майков смотрит под крышу своего дома, где недавно ласточки свили гнездо и жили большой семьей. Гнездо все истрепалось и износилось, в нем больше нет птиц, которые щебетали и радовали сердце писателя. Майков пишет, что помнит, как строилось гнездо и появились птенцы. Маленькие птички тащили в свой маленький дом все, чтобы им там было хорошо. Маленькие птенцы подросли и научились летать, Майкову нравилось наблюдать за ними.

С наступление осени гнездо опустело, и ласточки улетели далеко на юг где тепло, а Майков остался в своем доме, где стало неуютно и одиноко без маленьких друзей. Писатель говорит, что тоже хотел бы иметь крылья и улететь вместе с ними.

Художественный образ 5 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Ласточки

Популярные темы анализов

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

Поэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт

Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,

В этом прекрасном произведении, которое по своей сути носит чисто лирический характер, который очень тесно граничит с пейзажной лирикой, лирический герой показывает всю прелесть русской природы, которая готовится подвести итоги прожитого дня.

«Чёрный человек», последнее, что было написано автором. Есенин писал его не один день, в нем чувствуется горесть и утрата. Анализ самого себя, быстрее всего автор пытался передать свои чувства и эмоции на бумагу.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

04.09.2020

Майков А. “Ласточки”

Читайте анализ других стихотворений Аполлона Майкова:
“Осень”

Главные герои стихотворения “Ласточки” и их характеристика

  1. Поэт. Автор, лирический герой. Тоскует, грустит, мечтает о далеких теплых странах. раздражительный, неудовлетворенный. Не любит осень.

План пересказа стихотворения “Ласточки”

  1. Помятый сад
  2. Огненный куст
  3. Раздражение
  4. Пустое окно
  5. Две ласточки
  6. Веселый труд
  7. Пять головок
  8. Говоруньи и летуньи
  9. Одинокое гнездо
  10. Мне бы крылья

Главная мысль стихотворения “Ласточки”
Счастье проходит быстро и наступает осень.

Чему учит стихотворение “Ласточки”
Стихотворение учит ценить время, дорожить каждой минутой, прожитой в спокойствии и счастье. Учит помнить о том, что зима близко. Учит принимать природу такой, как она есть. Учит ценить семейные ценности.

Отзыв на стихотворение “Ласточки”
Мне очень нравится это стихотворение, хотя поведение автора я не одобряю. Мне лично нравится осень и я вижу, что это время года ничуть не хуже других. А значит нет причин раздражаться и тосковать. Но я понимаю, что каждый человек воспринимает мир по-своему. И грусть Майкова можно понять. Зато мне очень понравилось описание ласточек и их птенцов. Видно, что поэт любит животных, и любит детей. Наблюдение за их простой жизнью дарило автору настоящее ощущение счастья и умиротворения.

Анализ стихотворения “Ласточки”
Стихотворение написано Аполлоном Майковым в 1856 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема: скоротечность бытия.
Начинается стихотворение описанием опустевшего осеннего сада, которое навевает некоторое уныние. Поэт не приветствует осень, напротив, это время года вызывает в нем чувство тревоги и тоски.
И особенно печалит автора вид опустевшего ласточкина гнезда.Он вспоминает, как строили это гнездо ласточки, как вывели птенцов и как птенцы выглядывали из гнезда и что-то постоянно говорили на своем языке. Эти воспоминания вызывают у поэта умиление.
Но пришло время и ласточки улетели. Поэт видит одинокое гнездо и мечтает обрести крылья, чтобы улететь вслед за ласточками, прочь от осени, обратно в лето.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Ласточки”
Эпитеты: огненный куст, солнца осеннего, поздних кузнечиков, пустое гнездо, маленьких быстрых головок
Метафоры: сад увядает, помят он, пышно доцветает, солнца блеск, ласточек речи, хлопотали ласточки.
Сравнения: как дети вели разговор.
Олицетворения: весел был труд.
Метонимия: говоруньи, летуньи (ласточки).
Синекдоха: пять головок (птенцы).

Пословицы к стихотворению “Ласточки”
От осени к лету поворота нету.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Тоска хуже чем болезнь.
Время проходит, другое приходит.
Что было – то прошло, а вспоминать грешно.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Ласточки”
Увядает помятый сад. Доцветает куст огненных настурций.
Поэт раздражен, ему грустно, его раздражает осенне солнце, треск кузнечиков, падающий лист.
По привычке он смотрит под крышу и видит пустое гнездо ласточек. Поэт вспоминает, как две ласточки с любовью строили это гнездо. Как потом в нем появилось пять птенцов.
Но потом ласточки улетели и их гнездо опустело.Теперь они далеко, в иной стране, и поэт мечтает о крыльях.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Ласточки”

Читать стихотворение “Ласточки”

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Помогите пожалуйста по литературе сделать анализ лирического стихотворения А.Н. Майкова “Ласточки” Для пятого класса!)

u041du043e u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du043du043e u043du043eu0432u043eu0435 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u043e u043fu0440u0438u0434u0430u044eu0442 u0435u0439 u0441u0430u043cu044bu0435 u043fu0435u0440u0432u044bu0435 u0441u043bu043eu0432u0430, u0437u0430u043du0438u043cu0430u044eu0449u0438u0435 u0441u0438u043bu044cu043du0443u044e u043fu043eu0437u0438u0446u0438u044e u0432 u0442u0435u043au0441u0442u0435: u00abu043cu043eu0439 u0441u0430u0434u00bb . u042du0442u043e u043eu0433u0440u043eu043cu043du044bu0439 u0441u0438u043cu0432u043eu043bu0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u043eu0431u0440u0430u0437. u041eu043d u043eu0442u0441u044bu043bu0430u0435u0442 u043du0430u0441 u043a u0441u0430u0434u0443 u0436u0438u0437u043du0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043du0430u0441u0430u0436u0438u0432u0430u0435u0442 u0411u043eu0433, u043cu044bu0441u043bu0438u043cu044bu0439 u043au0430u043a u0441u0430u0434u043eu0432u043du0438u043a. u00abu041fu043eu043cu044fu0442 u043eu043d, u043fu043eu043bu043eu043cu0430u043d u0438 u043fu0443u0441u0442u00bb – u044du0442u043e u0437u043du0430u043au0438 u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u0439. u041eu043fu0443u0441u0442u043eu0448u0435u043du0438u0435, u0443u0441u0442u0430u043bu043eu0441u0442u044c, u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435.. . u041du043e u0432 u0434u0443u0448u0435 u0435u0449u0435 u0433u043eu0440u0438u0442 u0436u0435u043bu0430u043du0438u0435 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044f, u043bu044eu0431u0432u0438, u043du043eu0432u0438u0437u043du044b, u043fu043eu043bu043du043eu0442u044b u0436u0438u0437u043du0438 – u00abu0434u043eu0446u0432u0435u0442u0430u0435u0442 u043du0430u0441u0442u0443u0440u0446u0438u0439 u043eu0433u043du0435u043du043du044bu0439 u043au0443u0441u0442u00bb . u041du043e u043eu0433u043eu043du044c – u044du0442u043e u0442u043eu0436u0435 u0441u0438u043cu0432u043eu043b. u041eu043d u043cu043eu0436u0435u0442 u0441u0442u0430u0442u044c u0432u0441u0435u043fu043eu0436u0438u0440u0430u044eu0449u0438u043c u0440u0430u0437u0440u0443u0448u0438u0442u0435u043bu0435u043c, u0438 u0432 u044du0442u043eu043c u043fu0440u0438u0447u0438u043du0430 u0432u043eu0437u043du0438u043au0430u044eu0449u0438u0445 u0442u044fu0436u0435u043bu044bu0445 u043fu0440u0435u0434u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0438u0439, u043eu0449u0443u0449u0435u043du0438u044f u043eu0431u0440u0435u0447u0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0441u044f u0432 u043au043eu043du0446u0435 u0447u0435u0440u0435u0437 u043du0435u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u0443u043bu0435u0442u0435u0442u044c.
u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u043cu0438u0440u044b u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0443 u041cu0430u0439u043au043eu0432u0430 u0441u043bu0438u0442u044b, u0435u0434u0438u043du044b. u0425u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0438u0441u0442u0438u043au0430 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u0447u0435u0440u0442u043eu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430.
u0418 u043eu0442u0441u044eu0434u0430 u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0435 u043au043eu043bu0438u0447u0435u0441u0442u0432u043e u0441u0438u043cu0432u043eu043bu043eu0432. u0414u0432u0435 u0445u043bu043eu043fu043eu0447u0443u0449u0438u0435 u043bu0430u0441u0442u043eu0447u043au0438 – u0437u043du0430u043a u043bu044eu0431u0432u0438, u00abu043fu044fu0442u044c u043cu0430u043bu0435u043du044cu043au0438u0445, u0431u044bu0441u0442u0440u044bu0445 u0433u043eu043bu043eu0432u043eu043au00bb – u0434u0435u0442u0441u0442u0432u0430, u043eu0442u043au0440u044bu0442u0438u044f u0436u0438u0437u043du0438, u0441u0435u043cu044cu0438.
u041eu0442u0441u044eu0434u0430 u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u0435: u00ab. u043au0430u043a u0434u0435u0442u0438, u0432u0435u043bu0438 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440. u00bb .
u0418u043du0442u0435u0440u0435u0441u0435u043d u0440u044fu0434 u043du043eu043cu0438u043du0430u0446u0438u0439 u044du0442u0438u0445 u043bu0430u0441u0442u043eu0447u0435u043a u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438: u00abu0433u043eu043bu043eu0432u043au0438u00bb , u00abu0433u043eu0432u043eu0440u0443u043du044cu0438u00bb , u00abu043bu0435u0442u0443u043du044cu0438u00bb . u041cu044b u0432u0438u0434u0438u043c u043eu0431u0449u0443u044e u0447u0435u0440u0442u0443: u043eu043du0438 u043eu0447u0435u043du044c u043bu0430u0441u043au043eu0432u044b, u043bu044eu0431u043eu0432u043du044b. u041fu043eu0447u0435u043cu0443 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u041cu0430u0439u043au043eu0432u0430 u043bu044eu0431u0438u0442 u043bu0430u0441u0442u043eu0447u0435u043a? u042f u0434u0443u043cu0430u044e, u0447u0442u043e u043du0435 u0438u0437 u0432u043eu0441u0445u0438u0449u0435u043du0438u044f u043fu0435u0440u0435u0434 u043au0440u0430u0441u043eu0442u0430u043cu0438 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b, u0430 u043eu0442u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043e u043eu043du0438 u0441u0438u043cu0432u043eu043bu0438u0437u0438u0440u0443u044eu0442 u0434u043bu044f u043du0435u0433u043e u0435u0433u043e u0432u0435u0441u043du0443, u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0441u0442u044c, u043du0430u0438u0432u043du043eu0441u0442u044c, u043du0435u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u043bu044eu0431u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0436u0438u0437u043du044cu044e.
u0415u0449u0435 u043eu0434u0438u043d u0441u0438u043cu0432u043eu043b – u0433u043du0435u0437u0434u043e. u042du0442u043e u0437u043du0430u043a u0443u043fu043eu0440u044fu0434u043eu0447u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f, u0441u0442u0430u0431u0438u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438, u043fu043eu0441u0442u043eu044fu043du043du043eu0433u043e u0440u0438u0442u043cu0430 u0436u0438u0437u043du0438, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0432u043eu0439u0442u0438 u043cu0435u0447u0443u0449u0438u0439u0441u044f, u0441u0442u0440u0430u0434u0430u044eu0449u0438u0439 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439.
u041cu043du043eu0433u043eu0437u043du0430u0447u043du043eu0441u0442u044c u0441u0438u043cu0432u043eu043bu043eu0432 u0434u0430u0435u0442 u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u0440u0430u0437u043du044bu0445 u0438u043du0442u0435u0440u043fu0440u0435u0442u0430u0446u0438u0439 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f. u0412 u0441u0430u043cu043eu043c u0434u0435u043bu0435, u0447u0442u043e u0442u0430u043au043eu0435 u00abu043bu0430u0441u0442u043eu0447u043au0438u00bb ?
u0410 u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c, u0432u0441u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u043eu0431 u0443u0445u043eu0434u0435 u0438 u043fu0440u0438u0445u043eu0434u0435 u0432u0434u043eu0445u043du043eu0432u0435u043du0438u044f, u043a u043au043eu0442u043eu0440u043eu043cu0443 u0441u0442u0440u0435u043cu0438u0442u0441u044f u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 (u00abu041e, u0435u0441u043bu0438 u0431u044b u043au0440u044bu043bu044cu044f u0438 u043cu043du0435!u00bb) ?
u0412 u043bu044eu0431u043eu043c u0441u043bu0443u0447u0430u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0438 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0441u043bu0438u0442u044b : u00abu041e, u0435u0441u043bu0438 u0431u044b u043au0440u044bu043bu044cu044f u0438 u043cu043du0435! u00bb
u0424u0438u043du0430u043b u0434u043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0431u043bu0438u0437u043eu0441u0442u044c u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u0438 u043bu0430u0441u0442u043eu0447u043au0438, u043eu0431u043bu0438u043a u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0442u043eu0442 u0445u043eu0447u0435u0442 u043fu0440u0438u043du044fu0442u044c.
u041cu043eu0436u043du043e u0440u0430u0441u0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u0438 u0442u0430u043au0438u0435 u0441u043bu043eu0432u0430: u00abu0412 u043du0435u043c u043bu0430u0441u0442u043eu0447u0435u043a u0440u0435u0447u0438 u043du0435 u0441u043bu044bu0448u0443u00bb . u0423 u043bu0430u0441u0442u043eu0447u0435u043a u043du0435 u043fu0435u043du0438u0435, u0430 u00abu0440u0435u0447u044cu00bb , u0437u043du0430u0447u0438u0442, u043eu043du0430 u0431u043bu0438u0437u043au0430, u043fu043eu043du044fu0442u043du0430 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu043cu0443 u0433u0435u0440u043eu044e.

u0423 u041cu0430u0439u043au043eu0432u0430: u044du043fu0438u0442u0435u0442 (u00abu043eu0433u043du0435u043du043du044bu0439 u043au0443u0441u0442u00bb – u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439) ; u043cu0435u0442u043eu043du0438u043cu0438u044f (u0442u0440u0443u0434 u00abu0432u0435u0441u0435u043bu00bb
u0438 u00abu043bu043eu0432u043eu043au00bb , u0438u043cu0435u0435u0442u0441u044f, u0432u0435u0440u043eu044fu0442u043du043e, u0432 u0432u0438u0434u0443, u0447u0442u043e u043bu0430u0441u0442u043eu0447u043au0438 u0442u0440u0443u0434u0438u043bu0438u0441u044c u00abu0432u0435u0441u0435u043bu043eu00bb u0438 u00abu043bu043eu0432u043au043eu00bb) ; u0441u0438u043du0435u043au0434u043eu0445u0430 (u00abu043fu044fu0442u044c u043cu0430u043bu0435u043du044cu043au0438u0445, u0431u044bu0441u0442u0440u044bu0445 u0433u043eu043bu043eu0432u043eu043a // u0412u044bu0433u043bu044fu0434u044bu0432u0430u0442u044c u0441u0442u0430u043bu0438 u0441 u0433u043du0435u0437u0434u0430u00bb) ; u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u0435 (u00abu043au0430u043a u0434u0435u0442u0438u00bb) ,
u0430u043du0442u0440u043eu043fu043eu043cu043eu0440u0444u0438u0437u043c (u00abu043bu0430u0441u0442u043eu0447u0435u043a u0440u0435u0447u044cu00bb , u00abu0432u0435u043bu0438 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440u00bb) . “>]” data-test=”answer-box-list”>

Стихотворение открывается картиной природы.
Но совершенно новое качество придают ей самые первые слова, занимающие сильную позицию в тексте: «мой сад» . Это огромный символический образ. Он отсылает нас к саду жизни, который насаживает Бог, мыслимый как садовник. «Помят он, поломан и пуст» – это знаки психологических движений. Опустошение, усталость, разочарование.. . Но в душе еще горит желание счастья, любви, новизны, полноты жизни – «доцветает настурций огненный куст» . Но огонь – это тоже символ. Он может стать всепожирающим разрушителем, и в этом причина возникающих тяжелых предчувствий, ощущения обреченности, которая выразится в конце через невозможность улететь.
Таким образом, миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.
И отсюда большое количество символов. Две хлопочущие ласточки – знак любви, «пять маленьких, быстрых головок» – детства, открытия жизни, семьи.
Отсюда сравнение: «. как дети, вели разговор. » .
Интересен ряд номинаций этих ласточек в стихотворении: «головки» , «говоруньи» , «летуньи» . Мы видим общую черту: они очень ласковы, любовны. Почему лирический герой Майкова любит ласточек? Я думаю, что не из восхищения перед красотами природы, а оттого, что они символизируют для него его весну, молодость, наивность, непосредственное любование жизнью.
Еще один символ – гнездо. Это знак упорядоченности существования, стабильности, постоянного ритма жизни, в который не может войти мечущийся, страдающий лирический герой.
Многозначность символов дает возможность существования разных интерпретаций стихотворения. В самом деле, что такое «ласточки» ?
А может быть, все произведение об уходе и приходе вдохновения, к которому стремится лирический герой («О, если бы крылья и мне!») ?
В любом случае человек и природа слиты : «О, если бы крылья и мне! »
Финал доказывает близость лирического героя и ласточки, облик которой тот хочет принять.
Можно рассмотреть и такие слова: «В нем ласточек речи не слышу» . У ласточек не пение, а «речь» , значит, она близка, понятна лирическому герою.

У Майкова: эпитет («огненный куст» – метафорический) ; метонимия (труд «весел»
и «ловок» , имеется, вероятно, в виду, что ласточки трудились «весело» и «ловко») ; синекдоха («пять маленьких, быстрых головок // Выглядывать стали с гнезда») ; сравнение («как дети») ,
антропоморфизм («ласточек речь» , «вели разговор») .

Ссылка на основную публикацию