Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

Анализ стихотворения Зимнее утро

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро по плану

1. История создания. Одним из самых известных стихотворений А. С. Пушкина, знакомых каждому человеку с детских лет, является “Зимнее утро”. Оно было написано поэтом в ноябре 1829 г. в Павловском. Произведение является своеобразным творческим ответом на элегию “Первый снег” Вяземского, с которым у Пушкина было поэтическое “состязание”.

2. Жанр стихотворения – пейзажная лирика.

3. Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное – просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой – одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу. коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

4. Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

5. Размер стихотворения – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора – богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

7. Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

«Зимнее утро» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко (6 класс) – главный герой, жанр, гипербола, тема

Период написания

Прежде чем начать анализ стихотворения, вспомним, когда и в каких условиях его создал автор. События личной жизни поэта оказывают колоссальное влияние на его творчество

В 1829 году Пушкин находился в расцвете второго этапа своей молодости. Позади осталась ссылка, он активно путешествовал по стране, встречался с разными людьми, строил планы на дальнейшую жизнь: был страстно влюблен и собирался жениться на красавице Натали Гончаровой.

Время написания легкого, «звенящего» стихотворения «Зимнее утро» пришлось на период творческого подъема

. Осень была для поэта любимым временем, вдохновение буквально мучило его, просыпаясь в любые часы дня и ночи.

Время написания стихотворения – 3 ноября 1829 года

. Александр Сергеевич возвращался с Кавказа и по дороге к невесте заехал к друзьям в село Павловское Тверской губернии, пребывая в переменчивом, но чаще
восторженно-радостном настроении
, которое передается нам через его стихотворение «Зимнее утро».

Главный мотив пушкинского произведения – восхищение красотой родной природы и ее способностью к моментальным чудесным превращениям.

О чем написано произведение

Краткие : зима, один день из жизни обычного человека, ничем не примечательный. Накануне была страшная вьюга

, наполнявшая сердце тоской, а сегодня картина коренным образом изменилась, переменилось и настроение автора:
засияло солнце
, вспыхнуло яркой голубизной небо, заискрился снег, словно россыпь драгоценностей.

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет

, начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта

. Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на
ощущение причастности читателя
к происходящим событиям.

Основная мысль стихотворения «Зимнее утро» проста: не надо поддаваться унынию, скорби, жизнь продолжается, настоящее и будущее сулит много радостных моментов. Надо уметь наслаждаться жизнью

и прелестью природы!

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы , каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Какие слова придают выразительность

Чтобы усилить выразительность произведения «Мороз и солнце», Пушкин использует различные художественные приемы

. Критики отмечают такие эпитеты в стихотворении Пушкина «Зимнее утро», как:

  • чудесный,
  • прелестный,
  • мрачное,
  • бледное,
  • великолепные,
  • прозрачное,
  • веселый.

Прилагательными Пушкин подчеркивает свое восхищение

, передает восторженный настрой. «Мороз» и «солнце» у него – понятия, взаимно усиливающие впечатление читателя, вызывающие в его душе
ощущение свежести
, бодрости. Они не противопоставлены друг другу, а, наоборот, увеличивают общее впечатление красоты и силы русской зимы, не убивающей все живое, а действующей, как живительное лекарство.

Усилению мощи стиха служат антитезы. Кто, кроме Пушкина, может так великолепно сочетать несочетаемое

! Примеры наиболее явственных антитез из «Зимнего утра», делающих стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий:

  • мороз-солнце;
  • дремлешь-проснись;
  • солнце-снег;
  • прозрачный-чернеет;
  • иней-зеленеет;
  • пустые-густые.

Антитезы и множество эпитетов превращают стихотворение Пушкина в нарисованную яркими мазками красочную картину бодрящего зимнего утра

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки. Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам. Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом. Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь. И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня? Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»). В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения! До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки: Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации. Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы. «… предадимся бегу нетерпеливого коня». Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом! А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал

в своих произведениях. Ко времени написания «Зимнего утра» этот прием применяется им в абсолютном большинстве стихотворений. Метафоры в стихотворении «Зимнее утро»:

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

Конечно, вьюга не может «злиться», а печь – «веселиться», но применение такого приема дает возможность автору сообщить читателю свое настроение

Читайте также:  Анализ стихотворения Весна (Уходи, зима седая!) Майкова

, не используя тяжелого нагромождения словесных конструкций.

Романтическое произведение «Зимнее утро» построено на противопоставлении унылого вчерашнего вечера и сменившего его ясного веселого утра.

Картины природы сменяются описанием уютной комнатки, где «трещит затопленная печь» (четвертая ), а затем вновь поэт приглашает читателя выглянуть на улицу

, проехаться в санках по искрящемуся снегу.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

«Июль – макушка лета» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – тема, эпитеты, идея, история создания

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Что хотел нам поведать автор

Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности — желание сделать читателя участником приятных для автора событий

: мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью

, ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце,
вновь хочется быть счастливым и творить
.

Тема урока: “Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”

Разделы: Литература

  • Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;
  • Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
  • Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

1. Слово учителя.

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.

Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

– Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?

На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

– Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

– А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Как меняется время изображения событий?

– Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

Вернемся к 1 строфе. Назовите контрастные образы?

Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.

Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Прочитаем выразительно 4 строфу.

Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить “поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего “друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф”.

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение “Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

– Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”

– С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством радости)

– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Выучить это стихотворение наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник Меркина Г.С.)

«Нива» А. Майков

По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!
Иду – с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной,
И колют мне лицо… Иду я, наклоняясь,
Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,
Когда, перескочив чрез ивовый плетень,
Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, божья благодать. О, как прилечь отрадно
В тени высокой ржи, где сыро и прохладно!
Заботы полные, колосья надо мной
Беседу важную ведут между собой.
Им внемля, вижу я – на всем полей просторе
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы;
Вон на заре стучат проворные цепы;
В амбарах воздух полн и розана и меда;
Везде скрипят возы; средь шумного народа
На пристанях кули валятся; вдоль реки
Гуськом, как журавли, проходят бурлаки,
Нагнувши головы, плечами напирая
И длинной бичевой по влаге ударяя…

О боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святые неба,
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Уже над нивою, где мысли семена
Тобой насажены, повеяла весна,
И непогодами несгубленные зерна
Пустили свежие ростки свои проворно.
О, дай нам солнышка! пошли ты ведра нам,
Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам!
Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками
Прийти на тучные их нивы подышать,
И, позабыв, что мы их полили слезами,
Промолвить: «Господи! какая благодать!»

Анализ стихотворения Майкова «Нива»

Майкова принято причислять к поэтам «чистого искусства». Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам «Нива», написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова. Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим и вредным для развития эстетического вкуса. Отрицательно оценивал творчество Аполлона Николаевича и Салтыков-Щедрин. По его мнению, поэзия Майкова носит «чистенький, аристократический характер», не способна пробуждать в людях мысли. Причина столь нелестных отзывов кроется в политических взглядах Салтыкова-Щедрина и Добролюбова, придерживавшихся революционно-демократических позиций и считавших, что посредством искусства необходимо бороться за счастье народа.

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение «Нива» начинается с пейзажной зарисовки. Лирический герой подробно и с любовью говорит о жарком летнем полдне, в который он совершает неспешную прогулку. При этом ключевое место в его рассказе занимает густая высокая рожь. Чтобы читатель лучше представлял себе сельский быт, Майков вводит в стихотворение описание звуков («стучат проворные цепы», «жужжат колосья», «средь шумного народа», «везде скрипят возы») и запахи («в амбарах воздух полн и розана и меда», сырая тень высокой ржи). В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие:
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы.

Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает «мысли семена», посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.

«Весна» (Уходи, зима седая. ), анализ стихотворения Майкова

История создания

Стихотворение «Весна» посвящено мальчику Коле Трескину – родственнику автора (племяннику и крестнику его брата Леонида – известного историка русской литературы). Такие посвящения вообще были приняты в большой и дружной литературной семье Майковых.

Это позднее стихотворение обычно датируют 1880 годом. В это время действительный статский советник А.Н.Майков (с 1888 – тайный советник), состоя в должности старшего цензора Санкт-Петербургского комитета цензуры иностранной и фактически исполняя многотрудные обязанности председателя данного комитета, практически отошел от литературного творчества, занимаясь лишь подготовкой полного собрания своих сочинений, которое ему посчастливилось увидеть изданным еще при жизни (в 1893 году).

Жанр и литературное направление

Стихотворение «Весна» из цикла «Дома» – классический образчик не только пейзажной лирической зарисовки, но и вообще «домашней» лирики, написанной как бы специально для учебников, антологий и хрестоматий, предназначенных для семейного и детского чтения, и недаром оно по сей день охотно включается в репертуар чтения младших школьников. Традиционность, даже некоторая трафаретность образов такой поэзии – ее достоинство, а не недостаток: стандартность образов обеспечивает их узнаваемость и облегчает именно детское прочтение таких стихотворений.

Если говорить о литературном направлении, то и на этом стихотворении (как это часто случается у Майкова) лежит неистребимая печать классицизма (однозначное олицетворение Добра и Зла в далеко не однозначных явлениях природы, россыпь старославянизмов и т.п.). Однако именно умение «оживить» классические образы – сильная сторона таланта Аполлона Майкова, заставлявшая умиляться читателей. Один из них – Николай І, наградивший юного поэта стипендией на поездку в Италию за первую, ещё в 20 лет составленную, книжку. Другой – Виссарион Белинский, увидевший в новом даровании прилежного ученика самого Пушкина. В отличие от своего учителя, Майков не менялся вместе с веком и не принимал никаких перемен в искусстве, равно как и в исторической действительности. Поэтому вряд ли будет правильно бодрость ритма и живость метафор, любовь к природе и наблюдательность пейзажиста (академической школы, а не школы передвижников) принять за реализм, хотя и романтиком Аполлон Майков никогда не был. Недаром он поэт антологической школы: его классическая, идущая от античности образность и циклически сменяющиеся пейзажи, без всяких примет живой современности, ставят его в ряд поэтов «вне времени и пространства», если не считать приметой времени любовь к архаической лексике – архаической уже и для 1880 года, когда было написано стихотворение «Весна». Впрочем, кроме не всегда понятных старославянизмов, ничто не мешает юному или вообще любому не испорченному знакомством с Некрасовым читателю насладиться живостью и простотой майковских образов – «чистым искусством», столь любезным сердцу этого поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Тема – неизбежность победы долгожданной весны над опостылевшей зимой – роднит это стихотворение со знаменитым тютчевским «Зима недаром злится…», где точно так же девушка Весна дерзко и весело побеждает старую ведьму – Зиму. Основные мысли обоих стихотворений абсолютно сходны, ибо банальны: как неизбежна смена времен года, так неизбежны смена поколений и победа всего нового и молодого надо всем старым и отжившим свое. При этом оба поэта в жизни придерживались скорее консервативных взглядов и отстаивали именно право на существование всего традиционного, «идущего на слом» в пылу неудержимых общественных перемен середины и второй половины ХІХ века.

Однако в отличие от Тютчева, решавшего эту лирическую задачу путем изображения простой бытовой сценки (или карнавального действа) между Красавицей и Старухой, Майков бросает на помощь Весне весь классицистический (антологический) арсенал, от колесницы до знамени. Впрочем, при внимательном рассмотрении всё это весеннее вооружение оказывается лишь деталями весеннего пейзажа: колесница – солнцем, знамя – роем бабочек и т.п.

Композиция лирического сюжета решена в виде развертывания наступления Весны. Оно начинается стремительным падением золотой колесницы «с горней вышины» на землю, еще пребывающую в зимнем плену. Колесницу Весны сопровождает «армия» ветерков, ливней и лучей, какофония звуков («А что шума, что гуденья…»), в которой уже то ли неразличимо, а то ли и неважно, что гудят (если строго следовать синтаксису третьей строфы) и лучи, а не только ливни. Тут следовало бы пустить в ход лук и стрелы – но достаточно и простой улыбки Весны, чтобы противник в ужасе бежал в овраг (в четвертой строфе). Наконец (в пятой и последней строфе) бегущего по оврагам противника безжалостно настигает рой пчел, а за ним и рой бабочек, развернутый как пестрое знамя окончательной победы Весны над Зимой.

Тропы и образы

Главный и ключевой троп – олицетворение – создает противоборствующие образы Зимы и Весны. На эти стержневые образы легко нанизываются как скрытые (метафоры), так и (в финале) открытое сравнение: «И летит победным флагом пестрых бабочек отряд!»

Метафоры (колесница золотая – солнце; царица цветов – весна; белый саван, сползающий в овраг, в кусты, – снег) не просто создают лирический пейзаж, но и непосредственно служат развитию лирического сюжета.

Эпитеты многочисленны и весьма традиционны: Зима седая, красавица Весна, колесница золотая, горняя вышина, старая тщедушная (старуха Зима), воздушная армия благовонных ветерков, теплые ливни и лучи, саван белый, победное знамя, пестрых бабочек отряд. Они довершают образы, придают им выпуклость и ясность.

Размер и рифмовка

Четырехстопный хорей и перекрестная рифмовка полностью повторяют некоторые стихотворения Пушкина. Ср. «Бесы», где эти размер и рифмовка выполняют ту же самую функцию, что и в «Весне» Майкова, т.е. создают ритмический фон напряжения всех сил природы и душевных сил лирического героя, стремящихся вырваться из снежного плена – освободиться от смертного белого савана демонических, «зимних» сил.

А.Н. Майков “Пейзаж”: анализ стихотворения. Cтихотворений Майкова “Нива” и “Полдневный час. Жара гнетет дыханье” Случевского (Сравнительный анализ)

Современники называли Аполлона Майкова поэтом-живописцем, поэтом-скульптором. И совершенно по праву. В его творчестве отображение и описание окружающей действительности занимало по-настоящему много места. Мягкие, лиричные строки, проникнутые бесконечной любовью к родине, описывают леса и природные явления, простые, доступные всем развлечения-промыслы — такие, как, например, рыбная ловля. Но самым заметным среди всех «природных» стихов Майкова является «Пейзаж» – настоящая словесная симфония русской природе.

Главная тема стихотворения

Центральной темой произведения, безусловно, является русская природа. Майков описывает, будто широкими мазками кисти нанося краски на полотно, тихий и спокойный, живущий своей жизнью лес, в который поэт удаляется, чтобы отрешиться от мирской суеты, погрузиться в созерцание.

Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Строка «Идешь — и нет конца пути. », заканчивающаяся многоточием, словно бы отображает бесконечную тропинку, по которой вглубь леса уходит автор. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.

Остальная часть лирического произведения — это тонкий, изящный гимн красоте природы. Поэт подмечает даже незначительные на первый взгляд изменения, происходящие с лесом, смена сезонов находит свое отражение в строках «Осинник желтый бьет тревогу» и «Уже румянит осень клены».

Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.

В финальной части стихотворения уединение поэта прерывается: издалека, но все же в пределах видимости появляется воз со стариком и ребенком, символизируя собой безусловное единство человека и природы, мирное совместное существование.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.

В «Пейзаже» множество предложений заканчивается многоточием, что добавляет размеренности, неспешности произведению, настраивает читателя на философский и созерцательный лад. Рифма — перекрестная и попарная.

В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения – пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения – восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ – жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление – свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества – молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа – набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения – надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

Анализ стихотворения Поле зыблется цветами Майкова

Произведение относится по жанровому направлению к пейзажной лирике и в качестве основной темы воспевает период человеческой молодости, в котором возникают смелые мечты и надежды, рожденные восхищением природной красотой.

Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

Анализ стихотворения Весна (Уходи, зима седая!) Майкова

Многие поэты обращались к временам года. Майков не стал исключением и написал стихотворение о весне. Впервые оно было опубликовано в 1840 году. Поэт посвятил его крестному сыну Коле Трескину

Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень – унылая пора – очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема

Майкова принято причислять к поэтам “чистого искусства”. Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам “Нива”, написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова. Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим

и вредным для развития эстетического вкуса. Отрицательно оценивал творчество Аполлона Николаевича и Салтыков-Щедрин. По его мнению, поэзия Майкова носит “чистенький, аристократический характер”, не способна пробуждать в людях мысли. Причина столь нелестных отзывов кроется в политических взглядах Салтыкова-Щедрина и Добролюбова, придерживавшихся революционно-демократических позиций и считавших, что посредством искусства необходимо бороться за счастье народа.

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение “Нива”

начинается с пейзажной зарисовки. Лирический герой подробно и с любовью говорит о жарком летнем полдне, в который он совершает неспешную прогулку. При этом ключевое место в его рассказе занимает густая высокая рожь. Чтобы читатель лучше представлял себе сельский быт, Майков вводит в стихотворение описание звуков (“стучат проворные цепы”, “жужжат колосья”, “средь шумного народа”, “везде скрипят возы”) и запахи (“в амбарах воздух полн и розана и меда”, сырая тень высокой ржи). В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие:
И жницы и жнецы, ныряя, точно в море,
Уж вяжут весело тяжелые снопы.
Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает “мысли семена”, посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.

Другие работы по этой теме:

  1. В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”.
  2. План История создания Структура стихотворения Анализ содержания Анализ средств художественной выразительности Значение стихотворения в творчестве Лермонтова Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно.
  3. Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек.
  4. Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь.

Майков – самый большой долгожитель среди поэтов «чистого искусства». Никаких перерывов и катастроф в его творчестве не было. Талант менее яркий и импульсивный, чем у Фета и Тютчева. Стих более ровный, традиционный. По жанрам и циклам, может быть, самый разнообразный из всех русских поэтов, включая величайших: лирика, поэмы, драмы; лирика, в свою очередь, антологическая, любовная, философская, о временах года, о жизни природы, путевые картины, бесчисленные переводы из Эсхила, Петрарки, Гете, Шиллера, Шенье, Гейне, подражания Сафо, Анакреону, Горацию, Овидию, Марциалу, переводы-переделки с чешского, новогреческих песен, из скандинавских саг, фольклора. Наконец, поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный язык с обстоятельными комментариями.

Аполлон Майков – разносторонне одаренный человек. Его отец – академик живописи, и сам Майков первоначально предполагал сделаться живописцем. Мать – писательница. Младший брат – Валериан Майков, рано умерший, – литературный критик, философ, сменивший Белинского в «Отечественных записках», первый проницательный ценитель Достоевского. Другой брат – Владимир Майков – издатель детского журнала «Подснежник». Последний брат – Леонид Майков – академик-филолог, знаменитый пушкинист. В доме Майковых собирался кружок литераторов: Гончаров, И. Панаев, Бенедиктов, Григорович, Тургенев, Достоевский. Поэт Аполлон Майков получил многостороннее домашнее и университетское образование. Он совершил два заграничных путешествия (1842-1844): посетил Италию, Францию, Германию, Богемию. Во время морской экспедиции в 1858 году посетил Грецию и снова Италию. Его поэзия пропиталась духом русской и западноевропейской культуры. Он высоко чтил реформы Петра Великого и лишь на время поддался славянофильским влияниям. Только один раз он как поэт вышел в сферу чистой политики, во время Крымской войны 1854 года, подчеркнуто выразив свой патриотизм как русский человек. Он предпочитает «чистое искусство». «Его волновали исторические и философские проблемы, судьбы народов и целых цивилизаций».

Ап. Майков – мастер антологических, то есть легких, на античные сюжеты, стихотворений, иногда не только в духе античности, но и на современные темы, с пафосом древней гармонической слиянности человека с природой, несущей в себе тайну бытия. Когда в 1840 году в «Одесском альманахе» впервые появились два стихотворения Майкова, подписанные буквой М., – «Сон» и «Картина вечера», – Белинский, не зная имени автора, восторженно приветствовал «мягкую, нежную кисть», способную создавать «пластические, благоуханные, грациозные образы». «Одного такого стихотворения вполне достаточно, чтобы признать в авторе замечательное, выходящее за черту обыкновенности, дарование». Майкова щедро стали печатать самые прославленные русские журналы. В 1842 году его антологические пьесы вышли отдельной книжкой. Второй сборник – «Очерки Рима» – вышел в 1847 году: в нем отразились живые впечатления от посещения Италии, чрезвычайно обогатившие воображение поэта. Белинский в специальных статьях откликался с похвалами, особенно выделяя пьесы: «Октава», «Искусство», «Гезиод», «Вакх», «Ангел и демон», «Раздумье», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Муза», «Богиня Олимпа», «Вручила мне звучные флейты» и др.

И все же Белинский уже указывал, что антологические стихотворения – слишком узкий жанр для большого таланта и слишком не в современном духе. Критик советовал автору обратиться к существенным философским проблемам бытия, приблизиться к реальной действительности. Но обогащение поэзии Майкова все же пошло по замкнутому кругу.

Если батюшковская «Вакханка» полна страсти, вся в движении и пролагает путь образу живого человека и поэзии, то майковская «Вакханка» (1841) – только картинка для созерцания стороннего наблюдателя, старающегося не спугнуть ее сон; «тимпан», «звуки флейт», «плески вакханалий» – все проходит мимо, лирические герои безучастны к празднеству. В эпоху Батюшкова и молодого Пушкина обязательно было стремление к исторической точности воспроизведения античного мира. Цель была, в сущности, романтическая – постижение народного духа. Майков – тихий, холодный неоклассик, у него побеждают книжные представления об античности:

Довольствуюся я, как славянин прямой,

Идеей общею в науке Винкельмана.

Какое дело мне до точности годов,

До верности имен!

В руинах Рима и его окрестностях Майков заприметил много красот, в нарядах и жестах итальянцев – много вкуса и грации, но все-таки Майков – только созерцатель. В ярком пластическом кружении тарантеллы – упоение юностью, и никакой философии:

Беззаботные улыбки,

Беззаботные мечты.

(«Тарантелла», 1858-1859)

Поистине здесь не до имен:

Ах, люби меня без размышлений,

Без тоски, без думы роковой,

Без упреков, без пустых сомнений!

Что тут думать? Я твоя, ты мой!

Конечно, краски реальности врывались в эти картины. В Риме много нищих. Один из них настойчиво пристал с протянутой рукой: «Я голоден. Я голоден!» Невольно вздохнешь: «Вот она – Италия святая!» (1844).

Италия, стонущая под австрийским гнетом, Италия гарибальдийская, возбужденная, возрожденная к новой великой жизни, достойной Древнего Рима, не привлекла внимания Майкова.

Такими же сглаженными, чисто созерцательными оказались у Майкова и картины русской жизни, при всей покоряющей наблюдательности поэта и пластике его стиха. Поразительно подмечено чувство, которое все люди рано или поздно испытали на себе. Оно – неотъемлемая часть вечных, незабываемых впечатлений, каким бы мелким ни казалось.

Весна! выставляется первая рама –

И в комнату нашу ворвался

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Широко популярным было стихотворение Майкова «Сенокос» (1856). Его знали все, окончившие сельскую школу, приходскую, земскую; много в нем истинной поэзии русской деревенской жизни:

Пахнет сеном над лугами.

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

Сглаженность острых тем особенно чувствуется в стихотворениях, в которых, казалось бы, так и должен был явиться образ русского крестьянина с его заботами, как в некрасовской «Несжатой полосе». У Майкова перевешивает идиллия, упоение красотой природы; если живые люди и появляются, то как пейзане («Боже мой! вчера ненастье», «Летний дождь», «Осень»). Везде для Майкова – божья благодать:

И жницы, и жнецы, ныряя, точно в море,

Уж вяжут весело тяжелые снопы.

Много раз Майков откликался на «отзывы истории»: это и размышления в Городце на Волге, месте кончины Александра Невского, и у могилы Ивана Грозного, и о стрельцах царевны Софьи, и сказания о Петре Великом, о Ломоносове, о 1812 годе – везде у него проходит идея государственного единства России и величия ее монархического строя, ее православия. Чувство родины должно быть непобедимым инстинктом («Емшан», 1874), светлым сознанием ее преданий. Майков почтил стихами юбилеи Крылова, Карамзина, Жуковского, Пушкина как величайших ценностей русской культуры.

Майкова влекли многие сильные духом лица в истории человечества и герои, прославленные в эпосе: «Бальдур» – по сказаниям скандинавской Эдды, князь Игорь из «Слова о полку. », «Брингильда» (мотив из Старшей Эдды), «Легенда о Констанцском соборе», о сожженном инквизицией чешском просветителе Иоганне Гусе.

Больше всего занимал воображение Майкова грандиозный перевал в истории человечества, крушение могучей языческой Римской империи и победа над ней нового Христианского мира. Этой теме посвящена лирическая драма «Три смерти», или первоначально «Выбор смерти» (1852). Предполагалось ее продолжение в виде второй части под названием «Смерть Люция» (1863). Обобщены все мотивы в трагедии в стихах «Два мира» (1881). За последнюю Майков в 1882 году Удостоен полной Пушкинской премии Академии наук.

Противоречивой и кровавой была история Рима и христианизации Европы. Слишком ревностные поборники Христа не всегда оказывались угодны власти. Римский папа, земной наместник Бога, вмешивался в перипетии событий и карал тех, кто слишком чисто хотел следовать учению Христа. Такой был Савонарола. Ватикан, чтобы удержаться у власти, должен был идти на компромиссы с язычеством, не мог отменить сатурналий и карнавалов. Крутой монах дерзко спорил с папой, уличая его в безверии:

Христом был дух его напитан,

И за него на казнь он шел;

Христа же именем прочитан

Монаху смертный протокол.

Майков – поэт-эрудит, поэт-интеллектуал. Он оживил в стихах страницы духовной истории человечества, великие события, великие песнопения. Поразительно заглядывает он в наши сегодняшние тревожные раздумья о смысле жизни, о конечных судьбах человечества, планеты, вселенной.

И часто поводом для раздумий служит самая что ни на есть бытовая мелочь, скажем, посещение музея и некий в нем экспонат.

Анализ стихотворения Майкова «Нива»

Майкова принято причислять к поэтам «чистого искусства». Стихотворения, созданные в рамках этого художественного направления, зачастую не имеют сюжета и представляют собой лирические зарисовки. Кроме того, они не связаны с обыденной жизнью и социальными проблемами. Несколько не соответствует этим характеристикам «Нива», написанная в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права в России. Произведение было встречено негативно критиками-современниками Майкова.

Добролюбов назвал стихотворение плохо сделанным, дидактическим

В наше время творчество Майкова получило заслуженное признание. Многие стихотворения стали хрестоматийными, изучаются в школе. Произведение «Нива»

В произведении много внимания уделяется изображению крестьянского труда. По мнению поэта, работа приносит простому люду удовольствие: И жницы и жнецы, ныряя, точно в море, Уж вяжут весело тяжелые снопы. Даже в повествовании о по-настоящему тяжелом труде бурлаков автор избегает негативных эпитетов. Обычных работяг он сравнивает с журавлями.

В заключительной части стихотворения Майков благодарит бога за тепло и урожай. Также поэт просит у господа дать народу духовного хлеба. Здесь Аполлон Николаевич упоминает «мысли семена», посаженные на ниву и уже давшие ростки. Возможно, автор имеет в виду предпосылки к реформам, проведенным в шестидесятых годах девятнадцатого столетия Александром II.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Майкова «Осень» Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. Поэтический дебют Майкова состоялся в 13­летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение. С этого момента подросток решил, что […].

Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами» Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал на то, чтобы стать знаменитым, но честно признавался, что мечтает до самой смерти сохранить чистоту души и яркость восприятия окружающего мира. Именно по этой причине поэт подмечал каждую мелочь и находил любому явлению природы возвышенное […].

Анализ стихотворения Майкова «Осенние листья по ветру кружат» Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые воспевают красоту родной природы и ее первозданную чистоту. В том нет ничего удивительного, потому что с раннего детства Майков увлекался живописью. Однако вскоре понял, что в русском языке гораздо больше красок и оттенков, чем на […].

Анализ стихотворения Майкова «Весна» Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна — время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты. В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение […].

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Стихотворение написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге за стихотворение «Смерть Поэта». К нему пускали лишь камердинера, при носившего обед. Хлеб ему заворачивали в серую бумагу. На этой бумаге с помощью спичек и печной сажи было написано это произведение. У стихотворения нет названия, но уже […].

Анализ стихотворения Майкова «Ласточки» Аполлон Майков начал публиковаться в 13-летнем возрасте, однако относился к своему увлечению с долей иронии и даже пренебрежения. Поэт всерьез задумался о литературной карьере лишь во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета, когда осознал, что стихи дают ему не только ощущение радости, но и являются смыслом существования. Увлекаясь творчеством многих современных авторов, Майков не […].

Красота природы и гармония в стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт и писатель девятнадцатого века, оставивший за свою недолгую, но яркую жизнь богатое художественное наследие. Его творчество наполнено вселенской тоской, скорбью и страданием, часто его лирический герой обращается к собственному внутреннему миру. Но есть у поэта и стихотворения, посвященные природе, он не может обойти данную тему вниманием, как и […].

Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж» Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и наблюдает. У автора душа настоящего художника, ведь он дальше описывает словами такую яркую картинку, использует такие яркие краски и точные образы, что читателю и самому хочется туда попасть. Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень […].

Ссылка на основную публикацию