Постойко – краткое содержание рассказа Мамин-Сибиряк

Постойко – Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Постойко – Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович краткое содержание

Постойко читать онлайн бесплатно

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время.

– А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам…

Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения. Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина. Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак. Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза. А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками. Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее.

– А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную Собаку к большому фургону.

Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон. Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол.

– Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст…

Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.

– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла… Наконец, какое общество… фи. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно…

Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.

– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение… Мы всё попали сюда по ошибке.

– Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят…

Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась.

– Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки…

– Ах, замолчите, мне дурно… – запищала болонка. – Ах, дурно.

– Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне.

Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом. И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду.

«Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили…»

Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном. Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно.

– Ступай домой, – сказал он кучеру.

Нечего сказать, приятное путешествие «домой». Все собаки чувствовали себя очень скверно, а один маленький мопсик даже взвыл. Помилуйте, что же это такое. А фургон все катился медленно и тяжело, точно на край света. Собак было много, и они поневоле толкали друг друга, когда фургон раскачивался в ухабах; а таких ухабов чем дальше, тем было больше. Таким образом, в этой толкотне Постойко и не заметил, как очутился рядом с Аргусом, даже ткнул его своей мордой в бок.

– Извините, вы меня тычете своей мордой… – заметил Аргус с ядовитой любезностью хорошо воспитанной собаки; но, узнав приятеля, прибавил шепотом: – А ведь скверная история, Постойко. Я по крайней мере не имею никакого желания болтаться на веревке… Впрочем, меня хозяин выкупит.

Постойко удрученно молчал. У него не было хозяина, а жил он как-то так, без хозяев. В город его привезли из деревни всего месяц назад.

Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали. Когда фургон въехал во двор, из первого сарая послышался такой жалобный вой и лай, что у Постойки сердце сжалось. Пришел, видно, ему конец…

– Сегодня полон фургон, – хвастался верзила, когда вышел смотритель с коротенькой трубочкой в зубах.

– Рассортируйте их по породам… – приказал смотритель, равнодушно заглядывая в фургон.

– Господин смотритель! – пищала болонка. – Выпустите меня, пожалуйста: мне уже надоело сидеть в вашем дурацком фургоне.

Смотритель даже не взглянул на нее.

– Вот невежа. – ворчала болонка.

Когда отворили дверь сарая, где содержались собаки, там поднялись такой лай, визг и вой, что сжалось бы самое жестокое сердце. Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой и сносил в сарай. Появление новичка на время утишало бурю. Последним был выведен водолаз и помещен в особом отделении. С какой радостью встречали новичков сидевшие в заключении собаки – точно дорогих гостей. Они их обнюхивали, лизали и ласкали, как родных. Постойко попал в отделение бездомных уличных собак, которые отнеслись к нему с большим сочувствием.

– Как это тебя угораздило… а? – спрашивал лохматый Барбос.

– Да уж так… Только хотел подраться с одним франтом, нас обоих и забрали. Я было задал тягу вдоль по улице, но тут дворники загородили дорогу. Одним словом, скверная история… Одно, что меня утешает, так это то, что и франт тоже попался. Он к охотничьим собакам посажен… Такой голенастый и хвост палкой.

– Да… Эти франты всегда в ошейниках щеголяют.

– Ну, так его хозяин выкупит.

В течение нескольких минут Постойко узнал все порядки этого собачьего приюта. Пойманных собак рассаживали по клеткам и держали пять дней. Если хозяин не приходил выкупать собаку, ее уводили в другой сарай и вздергивали на веревку. Постойко был ужасно огорчен: оставалось жить, может быть, всего пять дней… Это ужасно… И все из-за того только, что выскочил подраться с проклятым франтом. Впрочем, их и повесят вместе, потому что срок одинаковый. Плохое утешение, но все-таки утешение.

Методическая разработка урока по литературному чтению. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко”
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Читательская компетентность формируется, в первую очередь, на уроках литературного чтения. Этому способствуют активные формы обучения: деятельностный подход, исследовательская деятельность, формируется умения учебного сотрудничества. Конспект урока поможет учителям начальных классов в организации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
romanova_konspekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературному чтению.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко».

Тема урока: «Чтобы слышать боль каждого».

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8, г. Иваново

Романова Марина Евгеньевна

Литературное чтение. 3 класс. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Тема : «Чтобы слышать боль каждого».

– познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко»;

– отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;

– продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;

– вызвать нравственные чувства у детей – сопереживание, сострадание, милосердие, сочувствие , эмоционально-ценностное отношение к животному миру;

– создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других, взаимопомощь).

– определять эмоциональный настрой произведения;

– выделять главную мысль произведения, понимать глубину содержания произведения;

– анализировать заголовок произведения, поступки героев, оценивать свои;

– самостоятельно работать с текстом;

– читать правильно вслух и про себя;

– развивать речь, мышление;

– развивать умение читать по ролям, с помощью интонации передавать состояние героев.

Планируемые результаты обучения:

  • обогащение нравственного опыта;
  • формирование навыков работы в группах;
  • формирование интеллекта и общей культуры.
  • формирование умений учебного сотрудничества;
  • формирование исследовательских учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, её обобщение и фиксация;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации .
  • систематизация знаний о произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка;
  • создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;
  • сравнение героев произведения, выявление отношения к ним, собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений;
  • соотнесение темы рассказа и заголовка
  • проблемно – поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);
  • словесный (беседа, диалог);
  • практический
  • наглядный (наблюдение, презентация);
  • Исследовательский

Виды и формы организации:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Карточки – помощницы для создания синквейна
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова
  1. Организационный момент.

– Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? ( надо быть внимательным, наблюдательным, думающим,…)

– Ребята, я предлагаю вам подумать и попробовать прочитать эпиграф урока.

чтобы слышать

каждого

«Чтобы слышать боль каждого».

– Как вы понимаете это высказывание? ( Ребята высказывают своё мнение ).

  1. Актуализация знаний.
  1. Назовите рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка, главный герой которого лебедь. («Приёмыш»)
  2. С кем дружил Приёмыш? (с Соболько)
  3. Жанр произведения «Умнее всех». (Сказка)
  4. Кто ухаживал за Приёмышем? (Тарас)
  5. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа? ( Курочка)
  6. Как назвал Ёж Индюка? (Глупый)
  7. Кто предположил, что Ёж – это гриб? (Гусак)
  8. Мамин-Сибиряк – это (Псевдоним) писателя!

На слайде 4 появляется запись:

– С каким произведением познакомились дома? ( Мы читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» ).

-Давайте заполним модель обложки. ( Ребята выполняют в тетради . На слайде 5 появляется модель обложки ).

– Почему автор дал такое название произведению? ( Он главный герой).

  1. Постановка целей урока.

-Подумайте, какая это история.

Слайд 6: грустная

Дети высказывают своё мнение и доказывают.

– Попробуйте определить цели нашего урока.

( определить главную мысль произведения, развивать речь, мышление, уметь анализировать поступки героев,… Если дети затрудняются, помогает учитель)

  1. Анализ художественного произведения.

– Поделитесь своими чувствами. О чём думали, что переживали, когда читали первую часть произведения?

– Какое настроение преобладало? ( тревога, переживание, …)

Слайд 7. Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками .

– Что изображено? ( Фургон с бродячими собаками)

-Найдите в тексте соответствующий эпизод. ( Дети зачитывают: с.79-80).

– О каких породах собак говорится в рассказе? ( Пойнтер, мопс, болонка, сеттер, водолаз, тощие дворняги)

Слайд 8. Собаки разных пород.

– Как автор описывает собак? Найдите в тексте диалог собак. Прочитайте. (с. 79)

– Кто из героев понравился? Почему?

– Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

– Как можно озаглавит первую часть рассказа? («Беда»)

  1. Физкультминутка.

Упражнение для глаз: Напишите глазами слово Постойко.

Упражнение для головы: Напишите головой название первой части рассказа.

  1. Анализ произведения.

Чтение второй части.

– Где происходят события во второй части рассказа? (В приюте)

– Как можно озаглавить эту часть рассказа? ( «В приюте»)

– Поделитесь своими чувствами. О чём думали, что переживали? Изобразите своё настроение рисунком (цветом, линиями, формой,…)

Слайд 9. Изображение людей в приюте.

– Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте. (Верзила)

– Как понимаете это слово? ( Словарь С.И. Ожегова: верзила – высокий и нескладный человек)

– Чем они занимались? ( Вешали собак, с удовольствием выбирал своих жертв)

– Как они относились к собакам? ( Выслушивается мнение детей)

Слайд 10. Изображение собак в приюте.

– Что происходит с собаками в приюте? (Через пять дней пребывания в приюте их вешают).

Слайд 11. Постойко.

– Расскажите историю жизни Постойко. ( Краткий пересказ)

– Что было главное в его жизни? (Свобода)

– Задумывался ли он, что может попасть в неволю? ( Не задумывался, наслаждался свободной жизнью)

– Попав в одну и ту же ситуацию, в се ведут себя по-разному. Давайте понаблюдаем, как ведут себя собаки в приюте.

Слайд 12. Поведение водолаза.

Поведение комнатных собачек.

– Давайте разделимся на три группы и найдём в тексте, что чувствовали собаки, попадая в приют, о чём думала каждая? ( Водолаз чуть не разломал решётку, когда увидел своего хозяина… Комнатные собачонки с визгом лезли к решётке, отталкивая друг друга… Барбос забился в угол и жалобно завыл…. С. 83-85)

– Ожидание…. Как много в этом слове спрятано.

– Были ли у вас такие ситуации, когда вам приходилось ожидать чего-либо? Расскажите. ( Рассказы детей) . Что чувствовали?

– Для Постойко начался самый трудный день – пятый. Что чувствовал он, когда услышал знакомые шаги? Найдите в тексте. (С. 86. Постойко не поверил. Холодное отчаяние овладело Постойком… Постойко не поверил сначала своим ушам….)

– Что чувствовала собака, когда оказалась на свободе? Найдите в тексте. ( С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

  1. Итог урока. Осмысление авторской идеи.

– Давайте попробуем составить СИНКВЕЙН. ( Работа в парах. У ребят карточки -помощницы) . Слайд 13.

Представление продукта. Ребята показывают, что у них получилось.

Примеры: Постойко Собаки

Свободный, радостный Разные, несчастные

Попался, отчаялся, визжал Разломал, завыл, забился

Он вырвался на волю. Начни делать добро!

– Над чем задумались? Почему? ( Ребята высказывают своё мнение)

– Можно ли сказать, что собаки похожи на людей? Прокомментируйте свой ответ.

– Почему автор спасает Постойко? (У каждого есть право на жизнь, на свободу. Нельзя терять надежду).

– Какая же главная мысль рассказа? (Право на жизнь, на свободу есть у каждого, и даже у животного. Надо уметь слышать боль КАЖДОГО.)

– В каких словах текста выражена главная мысль? Прочитайте. ( С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал…)

Слайд 14. Анализ заголовка произведения.

– Прочитайте ещё раз название произведения. (ПОСТОЙКО).

– Что хотел сказать автор? (Постой-ка, не торопись, подумай, остановись)

– Кого он призывает задуматься, остановиться? ( нас, людей, …)

– Какой урок жизни вы сегодня получили?

Слайд 15. Анализ эпиграфа.

– Прочитайте ещё раз эпиграф урока. Что мы можем сделать? ( помогать приютам, заботиться о своих домашних животных, не обижать бездомных животных)

  1. Домашнее задание. (на выбор) Слайд 16
  1. Пересказать от лица Постойко историю его жизни.
  2. Сочинить рассказ о дальнейшей судьбе Постойко. (в любом жанре)
  3. Нарисовать плакат, посвящённый защите животных.
  1. Рефлексия. Слайд 17.

– Оцените свою работу на уроке.

– Что вы открыли в себе?

– Чем удивили вас окружающие?

– Какое у вас сейчас настроение?

– Достигли ли мы поставленных целей урока?

– Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке! ( Оценивание работы на уроке )

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Постойко

Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Мамин-Сибиряк: Постойко» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Постойко: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Постойко»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Дмитрий Мамин-Сибиряк: другие книги автора

Кто написал Постойко? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Постойко — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Постойко», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время.

– А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам.

Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения. Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина. Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак. Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза. А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками. Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее.

– А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную Собаку к большому фургону.

Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон. Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол.

– Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст.

Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.

– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла. Наконец, какое общество. фи. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно.

Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.

– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение. Мы всё попали сюда по ошибке.

– Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят.

Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась.

– Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки.

– Ах, замолчите, мне дурно. – запищала болонка. – Ах, дурно.

– Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне.

Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом. И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду.

“Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили. “

Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном. Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно.

Анализ стихотворения Мандельштама В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

Стихотворение написано в 1917 году. Оно посвящено революционным событиям, которые произошли в Российской империи в то время. Мандельштам был одним из тех, кто критиковал новый общественный и политический строй. В стихотворении он выразил свои опасения, касавшиеся борьбы за власть, в которой могут быть применены жестокие способы в ее достижении.

Стихотворение написано в традициях акмеизма с преобладанием стилистики символистов. Также присутствуют черты романтизма.

Основная тема — беспокойство от грядущих изменений. Лирический герой ищет место, которое еще сохранило бы черты его прежней жизни. Он вспоминает родные образы, которые теперь кажутся далекими. «Стрельчатый лес» символизирует это место и является гранью между прошлым и настоящим. Когда-то привычный образ лесной чащи ассоциировался со спокойствием и безопасностью. Там звучала музыка Шуберта — «родная колыбель». Теперь же в лес пришло разрушение: правит в ярости лесной царь. Этот образ тоже взят из произведений немецкого композитора и символизирует злую сторону. Теперь музыка кажется дикой. Привычный образ леса видится всего лишь двойником когда-то хорошего безопасного места. Нет больше лирическому герою покоя и защиты в лесной чаще. Будущее тревожно и опасно.

Идея стихотворения — выражение тревожных чувств за себя и за будущее общества, которое приняло новый политический строй. Автор пытается показать романтическую иллюзорность пришедшей власти, которая принесет только боль и, возможно, очередные жертвы.

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала мы видим романтический «соборный» лес со звуками органа. В нем много родного и теплого, не смотря на ураган, который не выглядит опасным и издает звуки «голубоглазого хмеля». Однако уже во втором четверостишии упоминается лесной царь — образ романтического злодея из музыкального произведения Шуберта. В его сюжете он забрал невинную душу ребенка, в стихотворении Мандельштама — отнял надежду на безопасное существование. Он находится в безумной ярости, то есть сразу настроен агрессивно. В конце стихотворения наступает кульминация — лирический герой убеждается, что видит перед собой не хороший лес, а только его двойника, наполненного пустотой и холодностью.

Художественные приемы в стихотворении: эпитеты — родная колыбель; метафоры — рокочущие кроны. Для большего усиления поэт использует образы немецких романтиков. Например, «шумит мельница» («Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта на стихи из цикла Вильгельма Мюллера), соловьиные липы (лирический образ немецких песен, используемых романтиками).

Стихотворение написано в форме катрена, шестистопным ямбом с перекрестной рифмой (женской и мужской — АБАБ). Данный вид четверостишия использовали поэты восемнадцатого века в поэмах и драмах.

Стихотворение производит глубокое впечатление. Использование романтических образов придает революционным событиям больше яркости и трагичности. Лирический герой заражает чувством безысходности предстоящих печальных событий.

Анализ стихотворения В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа по плану

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

Возможно вам будет интересно

В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям. Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения.

Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

Ахматова написала «Я научилась просто, мудро жить» довольно рано, на заре собственной творческой карьеры, когда до ее творческого акме оставалось существенное количество времени.

Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

Это великое стихотворение – лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу

Осип Мандельштам — В тот вечер не гудел: Стих

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа.
Нам пели Шуберта — родная колыбель!
Шумела мельница, и в песнях урагана
Смеялся музыки голубоглазый хмель!

Старинной песни мир — коричневый, зеленый,
Но только вечно-молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

И сила страшная ночного возвращенья —
Та песня дикая, как черное вино:
Это двойник — пустое привиденье —
Бессмысленно глядит в холодное окно!

  • Следующий стих → Осип Мандельштам — Я не слыхал рассказов Оссиана
  • Предыдущий стих → Осип Мандельштам — Адмиралтейство

Читать похожие стихи:

  1. Осип Мандельштам — Если утро зимнее темно
  2. Осип Мандельштам — Вечер нежный, Сумрак важный
  3. Осип Мандельштам — Сегодня ночью, не солгу
  4. Осип Мандельштам — Notre Dame (Нотр Дам)
  5. Осип Мандельштам — Звук осторожный и глухой
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Осип Мандельштам. Анализ стихотворения «Петербургские строфы»

Осип Эмильевич Мандельштам-поэт, творчество которого однозначно находится в категории «выдающееся». Украшение серебряного века русской позии, поэт высоко оценённый выдающимися и незаурядными современниками в числе которых Александр Блок и Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Борис Пастернак и многие, многие другие. Хотя, конечно же, главным в поэзии О. Мандельштама являются не похвала великих, а сама эта поэзия, невесомая, музыкальная, задевающая самые потаённые струны чуткого читателя.

В детстве мать О.Мандельштама позаботилась о его музыкальном образовании, тем более, что у ребёнка было всё в порядке со слухом. И хотя О.Мандельштам не стал музыкантом его музыкальность отмечалась его современниками. Великая Анна Ахматова в своих «Листках из дневника» ласково писала: «В музыке Осип был дома». Артур Лурье: «Стихия музыки питала его сознание».

Судьба О.Мандельштама имеет трагический финал. И его стихи последних лет жизни свидетельствуют о понимании им неизбежности этого финала. Отсюда и настроение, далёкое от жизнерадостности.

Стихи же раннего периода его творчества наполнены воздушностью и чуточку романтичным взглядом молодого талантливого поэта. В том же ряду находится и стихотворение Осипа Мандельштама «Петербургские строфы», написанное им в январе 1913 года. Года, ставшего рубежным в судьбе прежней России. Года, когда вся жизнь русского общества очутилась на развилке истории. Когда казалось, что впереди только хорошее, с едва уловимым ароматом парфюма красивых женщин и надеждами на улучшающуюся с каждым днём жизнь.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СТРОФЫ

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, как броненосец в доке,-

Россия отдыхает тяжело.

А над Невой — посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба —

Онегина старинная тоска;

На площади Сената — вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка…

Черпали воду ялики, и чайки

Морские посещали склад пеньки,

Где, продавая сбитень или сайки,

Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;

Самолюбивый, скромный пешеход —

Чудак Евгений — бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет!

Каждая строка рождает зрительные образы, настолько яркие, что это поражает воображение незнакомого с поэзией Осипа Мандельштама читателя. Образ Петербурга возникает зримо и сочно «…желтизной правительственных зданий» на берегу одетой в гранит Невы. В лицо кидает крупинки снега «мутная метель». Холодно и немноголюдно в сердце Петербурга в этот час и день (скорее всего один из многочисленных праздников, приходящихся на январь). Лишь «дымок костра и холодок штыка» фиксирует взгляд поэта на Сенатской площади. Россия отдыхает, «чудовищной» громадой броненосца в доке. Остроумно-иронично соседство продающих «сбитень и сайки» оперных мужиков (оперных не в смысле ряженых мужиками оперных артистов) и вереницы летящих в туман моторов, на которую раздражённо-завистливо косится, «бензин вдыхая» молодой человек, ласково называемый Осипом Мандельштам — «чудак Евгений».

Написанное четырёхстопным ямбом блестящее стихотворение Осипа Мандельштама «Петербургские строфы», очаровывает невесомым налётом меланхоличной отстранённости, за которой угадывается любование дремлющей зимней столицей империи, перед которой, как кажется, открыто великолепное и великое будущее. Это, словно мгновенная, ни к чему не обязывающая зарисовка повседневной жизни, где соседствуют броненосец и ялик, склад пеньки и — «государства жёсткая порфира»…

Как же отличается поэзия раннего Осипа Мандельштама от творчества, предшествующего его гибели, начиная с 1921 года, года смерти А.Блока, года убийства Николая Гумилёва. Сравнивая изящные стихи до 1917, в числе которых и «Петербургские строфы» и (для примера):

В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа,

Нам пели Шуберта — родная колыбель.

Шумела мельница, и в песнях урагана

Смеялся музыки голубоглазый хмель.

с первым стихотворением, где физически ощущается тяжесть, придавившая О.Мандельштама можно считать «Умывался ночью на дворе …» и которое завершается словами:

Тает в бочке, словно соль, звезда,

И вода студеная чернее,

Чище смерть, солёнее беда,

И земля правдивей и страшнее.

Потом будут » Воронеж, ворон, нож…», «Мы живём под собою не чуя страны…» Но это уже — другая история…

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь .

Анализ стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» (О.Э. Мандельштам)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 27.07.2020 · Обновлено 27.07.2020

Осип Эмильевич Мандельштам – поэт с нелёгкой судьбой. За прямоту и откровенность своих сочинений он не единожды подвергался гонениям и жизнь закончил в ссылке. Многомудрый Литрекон предлагает читателю анализ провокационного стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» по плану. Именно за произведение, разбор которого представлен в настоящей статье, Осип Мандельштам был дважды репрессирован и сослан на Дальний Восток, откуда ему уже не суждено было вернуться.

История создания

Стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» было написано Мандельштамом в ноябре 1933 года под впечатлением от страшных картин крымского голода, которым поэт оказался свидетелем. Одним из первых колкую эпиграмму на вождя услышал поэт Борис Пастернак, оценивший произведение как «акт самоубийства», а не поэтический факт. Пастернак порекомендовал больше никому не читать стихотворение, однако Мандельштам не внял его совету, читая опасное сочинение как друзьям, так и малознакомым людям. Такое отчаянное, бесстрашное поведение поэта действительно наталкивает на мысль, что это был скорее акт политический, нежели литературный.

Ответной реакции от властей долго ждать не пришлось – кто-то из слушателей донёс на поэта, и в 1934 году Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь. Благодаря ходатайству друзей-литераторов наказание смягчили на поселение в Воронеже, однако уже в 1938 году делу дали новый ход и Мандельштама отправили этапом на Дальний Восток, где поэт совсем скоро скончался.

Жанр, направление, размер

В жанровом отношении стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» можно отнести к политическим эпиграммам, поскольку оно в сатирической форме высмеивает фигуру правителя. Некоторые литературоведы также называют его палинодией («ода наоборот»).

Что касается литературного направления – исследователи творчества Мандельштама не пришли к единому мнению относительно того, к какому направлению можно причислить стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны». Однако сочинение безусловно содержит черты модернизма, переживающего свой расцвет в начале двадцатого столетия.

Размер стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – чередующийся четырёх- и трёхстопный анапест с парной рифмовкой. Простота рифмуемых слов призвана передать ту «банальность зла», которую поэт видит в руководителе страны.

Композиция

Композиционно стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» членится на две строфы по восемь строк в каждой.

  1. 1.Первое четверостишие произведения описывает бедственное состояние людей, лишённых чувства Родины и права говорить то, что на самом деле думают. Тех же, кто решится хотя бы попытаться высказаться, тут же припугнут «кремлёвским горцем» — всесильным и не знающим пощады. Во втором четверостишии Мандельштам создаёт образ вождя, подчёркивая неприглядные, отталкивающие черты его натуры.
  2. 2.Вторая строфа начинается с представления подчинённых властителя – слабых и беспомощных, раболепных и жалких.
  3. 3.Последнее же четверостишие повествует о репрессивной природе указов вождя, давая отсылку к его преступному прошлому.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Мы живём, под собою не чуя страны» описаны в списке:

  1. 1.Центральным образом произведения, безусловно, является фигура верховного вождя – Иосифа Сталина. «Кремлёвский горец» рисуется поэтом существом примитивным, грубым, пугающим и жестоким, что выражается как во внешности правителя, так и в его манере правления.
  2. 2.Представлен в произведении и образ народа – онемевшего, напуганного, безвольного.
  3. 3.Возникающее в окончании стихотворения упоминание «малины» отсылает к преступному прошлому Сталина.
  4. 4.Подчинённые вождя являются в образе существ, почти утративших человеческие черты. Они, как марионетки, послушно исполняют любое желание правителя, штампующего указы, что подковы.

Тематика стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» относится к вечным вопросам, которые не решены до сих пор:

  1. Одна из главных тем стихотворения – тотальная несвобода и отсутствие права даже на разговор, лишённый страха и фикции. Высказаться честно, без увёрток и экивок, как то делает сам Мандельштам в своём стихотворении, – недоступная роскошь. Фигура всесильного правителя, который уничтожает на корню всё, что может как-то опорочить его власть, живёт в умах людей, держит их в покорном состоянии.
  2. Звучит в произведении и тема раболепства, угодничества – окружение Сталина состоит из «тонкошеих вождей», которые не способны сказать и единого слова «против» своему повелителю.
  3. Тема тотальной, беспрекословной власти, грубым жестом подминающей под себя всё живое, также ярко отражена в стихотворении.
  4. Появляется в стихотворении и тема преступного прошлого вождя («Что ни казнь у него – то малина»).

Проблемы

Основная проблема стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – тирания нового режима. Поэт ставит вопрос, возможно ли высвобождение народа из-под гнёта тиранической власти? Стихотворение, которое по прямолинейному, даже несколько грубому характеру написания, являет собой скорее акт гражданского неповиновения, нежели чисто поэтическое событие, послужило толчком к очередному проявлению той беспощадной силы, которая в произведении обличается.

Не преувеличением будет сказать, что эти шестнадцать строчек разделили жизнь Мандельштама на «до» и «после». Высмеивать и обличать существующую власть, беспощадную к своим противникам, – поступок храбрый, пускай и отчаянный. Поэт несомненно внёс свою лепту в борьбу с жестокостью сталинского режима ценой собственной свободы.

Основная идея

Главная мысль произведения «Мы живём, под собою не чуя страны» заключается в невозможности честной жизни в плену у тоталитарного лидера.

В бесстрашных поэтических строках слышится призыв к освобождению, стремление донести до читателя понимание гнусной, преступной природы правителя и его режима. Таков смысл стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны». Перед глазами совершенно отчётливо вырисовывается грозный, ужасающий образ властителя, который своей грубой силой подавляет всё живое на своём пути.

Средства выразительности

Тропы в произведении «Мы живём, под собою не чуя страны» заслуживают отдельного упоминания:

  1. 1.Перефраза – Мандельштам не называет имени вождя напрямую, говоря вместо этого «кремлёвский горец», «осетин»;
  2. 2.Сравнения «пальцы, как черви», «слова, как пудовые гири», «как подкову, дарит за указом указ» позволяют понять, каким поэт представляет себе правителя;
  3. 3.Литота «полразговорца» (авторский неологизм) помогает прочувствовать то жалкое положение, в котором находится человек, живущий в тоталитарном государстве;
  4. 4.Гиперболы «усища», «голенища» в очередной раз подчёркивают грубую силу властителя;
  5. 5.Антитеза – противопоставление «тонкошеих вождей» «широкой груди» правителя указывает на исключительность его фигуры среди всей властной элиты общества;
  6. 6.Переиначенный фразеологизм «не в бровь, а в глаз» – «Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз»;
  7. 7.Олицетворение – «Тараканьи смеются усища»;
  8. 8.Жаргонизм – «малина» (воровской притон).
Читайте также:  Пора спать - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка
Ссылка на основную публикацию