«Приемыш» читательский дневник
«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.
Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника
Название: Приемыш
Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1891 год
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.
Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.
Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.
Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.
Сюжет
В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.
Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.
Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.
Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.
Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.
С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.
План пересказа
- Избушка сторожа Тараса.
- Встреча со стариком.
- История Приемыша.
- Встреча осенью.
- Одинокий Тарас.
- Прощание с Приемышем.
Главная мысль
Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.
Чему учит
Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.
Отзыв
Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.
Пословицы
- Насильно мил не будешь.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Золотая клетка соловью не потеха.
Что понравилось
Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
09.11.2018
“Приемыш”
Мамин-Сибиряк Д., рассказ “Приемыш”
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа “Приемыш” и их характеристика
- Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
- Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
- Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
- Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.
План пересказа рассказа “Приемыш”
- Путь к избушке Тараса
- Соболько
- Пустая избушка
- Появление Тараса
- История Приемыша
- Совет автора
- Поздняя осень
- Одинокий Тарас
- Стая лебедей
- Прощание с Приемышем.
Кратчайшее содержание рассказа “Приемыш” для читательского дневника в 6 предложений
- Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
- Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
- Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
- Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
- На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
- Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.
Главная мысль рассказа “Приемыш”
Каждому свое, человеку – его дом, птице – небо.
Чему учит рассказ “Приемыш”
Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом – вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.
Отзыв на рассказ “Приемыш”
Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.
Пословицы к рассказу “Приемыш”
Насильно мил не будешь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Не мил белый свет, когда друга нет.
Золотая клетка соловью не потеха.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Приемыш”
В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился – этого человека пес давно и хорошо знал.
Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался.
Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке.
Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал.
Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу.
Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал.
Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем.
На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять.
Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем – Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам.
Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек.
Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал.
Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам.
Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел.
А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.
Рисунки и иллюстрации к рассказу “Приемыш”
Мамин – Сибиряк Дмитрий рассказ “Приемыш”
Читательский дневник по рассказу Дмитрия Мамина-Сибиряка “Приемыш”
Автор: Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович
Название произведения: “Приемыш”
Число страниц: 14
Главные герои: Тарас, Соболько, лебедь Приемыш
Характеристика главных героев:
Приемыш — лебедь, которого нашел Тарас.
Одинокий, потому что остался без родни.
“Особая птица”. Умная.
Тарас — добрый, заботливый, отзывчивый.
Безобидный и правильный, добродушный.
Соболько — умный и верный пес.
Хороший, преданный друг.
Дружелюбный и ласковый.
Краткое содержание рассказа “Приемыш” для читательского дневника
Автор рассказа бродил по лесу и вышел к знакомой сторожке, в которой обитал его стародавний знакомец, очень пожилой сторож Тарас.
Хозяина дома не было и рассказчика облаял пес Соболько, впрочем, тут же узнавший мужчину.
Некоторое время автор ждал хозяина, недоумевая, куда тот пропал, и даже успел поставить чайник.
Тут встрепенулся Соболько — появился Тарас на лодке, да не один, а в сопровождении лебедя.
Сторож прикрикнул на пса, а тот послушно пошел в дом.
Автор удивился, а Тарас рассказал ему историю появления лебедя Приемыша.
Птенец был совсем малым, когда его родителей убили на охоте, а сторож решил оставить его.
Выходил и вырастил.
Крылья подрезать не стал, потому как лебедь птица вольная — увечить его нельзя.
Рассказчик побыл у Тараса, полюбовался на птицу, затем ушел.
Вернулся он только поздней осенью. Нашел Тараса сильно постаревшим, усталым.
Приемыша больше с ним не было, а старик не скрывал грусти.
Оказалось, стало тянуть птенца к своим, к диким лебедям.
Старик пробовал запирать его, но стало жалко тоскующую птицу, и он отпустил Приемыша.
Лебедь только раз вернулся к хозяину перед отлетом, проститься.
План к рассказу:
1. Дорога к избушке.
2. Лебедь у Тараса.
3. Приёмыш и пёс Соболько.
4. Приёмыш и стая прекрасных птиц (лебедей).
5. Лебедь скучает по товарищам.
6. Прощание с Тарасом.
Рисунок — иллюстрация
Главная мысль
Дикому животному, хоть лебедю, хоть какому другому, все равно хочется на волю, как бы ни было ему хорошо с людьми, как бы его не кормили и не любили.
Чему учит произведение “Приемыш”?
Рассказ учит нас тому, что место диких животных в их естественной среде обитания.
Даже спасенная, выкормленная человеком птица все равно будет тосковать по вольной жизни.
Тогда ее лучше отпустить, чем мучить и калечить.
Краткий отзыв к рассказу “Приемыш” для читательского дневника
Произведение мне понравилось и произвело на меня сильное впечатление.
А еще больше мне понравился главный герой.
Он жил в лесу, любил животных.
Часто наблюдал за ними и знал, как ухаживать.
Тарас — это пример доброты и великодушия.
Как сильно любил старик своего лебедя, но все равно понимал и признавал, что это гордая птица, которая имеет свой характер.
Он спас птенца, выходил его, а потом отпустил на волю.
Мне жаль Тараса, который потерял друга.
Но так правильно, ведь лебедь должен жить в стае.
Эта история учит нас быть добрыми, а также думать о своих поступках.
Пословицы:
Воля птичке дороже золотой клетки.
Орел свободен, когда у него есть крылья
Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:
– Гордая, настоящая царская птица, – объяснил он.
– Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдет.
Свой характер тоже имеет, даром что птица.
С Собольком тоже себя очень гордо держит.
Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанет.
Известно, пес в другой раз созорничать захочет, зубами норовит за хвост поймать, а лебедь его по морде.
Это тоже не игрушка, чтобы за хвост хватать.
Краткое содержание рассказа «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка
Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Приемыш», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике.
Основные персонажи рассказа
- Тарас – сторож, добрый, отзывчивый старик с большим сердцем.
- Приемыш – молодой лебедь, которого Тарас спас от верной смерти.
- Рассказчик – охотник, старый приятель Тараса.
- Соболько – верный пес Тараса, друг Приемыша.
«Приёмыш» очень краткое содержание
Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника:
Из уст охотника читатель узнаёт историю лебедя-приёмыша. Одинокий старик Тарас живёт у озера. Однажды на охоте горожане, которые, конечно, природу не понимают, застрелили двух лебедей – отца и мать, а у них остался птенец-сирота, который спрятался в камышах.
Дед Тарас посочувствовал птенцу, стал его подкармливать, но в дружбу к гордой птице не втирался. Пришлось забрать птенца, спасая от холода, в сарай. Вскоре лебедь привык к помощнику, стал проявлять интерес к его жизни.
У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь. К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.
И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет.
Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.
Без своего лебедя Тарас сильно постарел, переживая за судьбу птицы.
Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.
Читайте также: Рассказ «Оранжевое горлышко» Виталия Бианки был написан в 1928 году. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Оранжевое горлышко». В нем автор наделяет птиц благородством и мудростью, которых часто не хватает людям.
Короткий пересказ «Приёмыша»
Мамин-Сибиряк «Приемыш» краткое содержание:
Автор рассказа бродил по лесу и вышел к знакомой сторожке, в которой обитал его стародавний знакомец, очень пожилой сторож Тарас.
Хозяина дома не было и автора облаял пес Соболько, впрочем, тут же узнавший автора.
Автор некоторое время ждал хозяина, недоумевая, куда тот пропал, и даже успел поставить чайник.
Тут встрепенулся Соболько и появился Тарас на лодке, да не один, а в сопровождении лебедя. Тарас прикрикнул на лебедя, и тот послушно пошел в дом.
Автор удивился, и Тарас рассказал ему историю появления лебедя Приемыша.
Лебедь был совсем малым, когда его родителей убили на охоте и Тарас решил оставить птенца. Выходил его и вырастил. Крылья подрезать не стал, потому как лебедь птица вольная и увечить его нельзя.
Автор побыл у Тараса, полюбовался на лебедя и ушел. Вернулся он только поздней осенью и нашел Тараса сильно постаревшим и усталым.
Приемыша больше с ним небыло и старик не скрывал грусти. Оказалось, стало тянуть Приемыша к своим, к диким лебедям.
Тарас пробовал запирать его, но стало ему жалко тоскующую птицу и сторож отпустил Приемыша.
Приемыш только раз вернулся к Тарасу перед отлетом, проститься.
Это интересно: Рассказ «Васюткино озеро» Астафьев написал в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем прочитать краткое содержание «Васюткино озеро». В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге. Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.
Сюжет рассказа «Приемыш» с цитатами
«Приёмыш» Мамин-Сибиряк краткое содержание с цитатами из произведения:
Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас.
Когда охотник подошел ближе избушке, на дорогу выбежала «пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем». Это был Соболько – старый верный пес Тараса. Обнюхав охотничьи сапоги путника, он узнал его и «виновато завилял хвостом».
Дом оказался пуст. Скорее всего, хозяин «отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть». Тарасу было около девяносто лет, и он сам забыл, когда родился. Однако мужчина оставался еще крепким и выносливым, и имел только одну слабость – любовь к теплу, которая объяснялась его «почтенным возрастом».
В ожидании Тараса охотник принялся «принялся разводить огонь». К тому времени дождь уже прошел, и на небе показалось «горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась». В воздухе разлился одурманивающий аромат свежей травы, шалфея, сосен.
Неожиданно Соболько «радостно взвизгнул», увидев на поверхности озера лодку хозяина. К своему удивлению, охотник заметил плывшего перед лодкой лебедя. Выбравшись на берег, красивая птица не спеша направилась к избушке.
Тарас рассказал, как однажды приехали «охотники из господ», и застрелили «лебедя с лебедушкой». В живых остался только один птенец, которого нашел в камышах Тарас. Он назвал его Приемышем, и очень привязался к лебедю.
Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу.
В следующий раз охотник навестил Тараса «уже поздней осенью, когда выпал первый снег». Старик выглядел «дряхлым и жалким», и причиной тому стало расставание с Приемышем. Однажды, во время заморозков, «стая лебедей спустилась на Светлое озеро». Приемыш увидел их, и не на шутку затосковал.
Тарасу не оставалось ничего другого, как отпустить вольную птицу к своим сородичам. Несмотря на свою большую любовь к Приемышу, он не хотел удерживать его силой. Расставание с лебедем далось Тарасу очень тяжело, и даже Соболько грустил о своем белокрылом товарище…
Заключение
Произведение учит доброте, милосердию, любви и бережному отношению к природе. Автор показывает, насколько важно уважать чужую свободу и право на выбор.
Читайте также: «Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла с родной стаей улететь на юг. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Серой шейки» для читательского дневника.
Видео прочтение «Приёмыш» Мамин-Сибиряк
В этом рассказе изложена удивительная история о том, как старик приручил лебедя. Птица стала ему почти родным сыном.
Краткое содержание сказки Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Сказка Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приёмыш», краткое содержание которой повествует о маленьком птенце лебедя, предназначается для детей младшего школьного возраста. Это трогательный рассказ о дружбе животного и человека. Добрая история учит заботе о братьях наших меньших. «Приёмыш» включён в школьную программу и обязателен для прочтения детьми младших классов.
Краткий пересказ
Старик Тарас после трагической гибели детей и жены поселился на берегу озера в заброшенной рыбацкой избушке в тайге. Пожилой мужчина кормился дарами природы и жил в гармонии с окружающим его миром. Единственным другом для Тараса стала собака Соболько, которая охраняла избушку от волков и помогала старику во время охоты. На озере мужчина подобрал птенца пары лебедей, которых застрелили браконьеры.
Птенец-подкидыш стал настоящим приемышем, он подружился со стариком и собакой Соболько. Повзрослев, птица жила на озере, считая старую избушку своим домом. Тараса беспокоило будущее его питомца, так как наступали осенние холода, а зимой птица попросту бы не выжила в глухой тайге. Подкидыш подружился с другими лебедями, которые часто прилетали на лесное озеро.
Знакомый охотник посоветовал старику подрезать птице крылья, чтобы та не смогла далеко улететь. У Тараса не поднялась рука нанести травму своему приёмышу. Старик решил, что даст возможность лебедю самому решить свою судьбу. Если он поднимется на крыло и улетит со всей стаей, значит, это его выбор. Если лебедь останется на озере, то зиму проведет в избушке, а Тарас подрежет ему крылья, чтобы он не улетел и не погиб в тайге.
Несколько долгих дней старик проводил на озере, к берегу часто подплывал лебедь-приёмыш, который как бы извинялся перед Тарасом за свой выбор. Как только стая собралась на юг, повзрослевший птенец отправился с ними в тёплые края и никогда более не прилетал на лесное озеро, которое на время стало его домом. Старик ничего не знал о судьбе своего приемыша, но был уверен, что тот смог добраться на юг и теперь живет полноценной жизнью.
Анализ и главные герои
Эта трогательная история учит читателя милосердию и заботливому отношению к природе. Также здесь показывается бездушие охотников, которые убили взрослых лебедей, оставив на верную смерть их птенца. Главными героями рассказа являются:
- старик Тарас;
- охотник;
- собака Соболько;
- птенец-подкидыш.
Образ старика воплощает сострадание, милосердие и бережное отношение к своему окружению. Доброте учит сказка читателей, сопереживающих маленькому приемышу и Тарасу, который беспокоился о его судьбе.
Мораль этого произведения в том, что человек является не только совершенным творением природы, но и её неотъемлемой частью. Именно поэтому он должен заботиться об окружающем мире, стараться нести добро, жить в гармонии с животными и другими людьми.
Чтобы главная мысль произведения стала близкой для каждого ребенка, книга рекомендована для совместного прочтения онлайн родителям и малышам. Читать ее можно полностью или в сокращении.
Самым известным рассказом Мамина-Сибиряка стал «Приёмыш». Он вошел в сборник с картинками «Сибирские рассказы». Эта книга пользовалась популярностью у читателей, а критики положительно отзывались о творчестве автора. Сказку «Приемыш» Мамин-Сибиряк смог написать за неделю, используя материалы из своих поездок по Пермскому краю. Проживая в Сибири, писатель часто ездил в отдаленные поселки, знакомился с местными жителями и собирал этнографические сведения, описание различных праздников и материалы для своих произведений.
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: “НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ” УМК Школа России”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: “НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
26.02.2018_goda.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Цель деятельности учителя: расширять знания учащихся о творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка
– Отрабатывать навык чтения и развивать умения анализировать эмоциональное состояние героев.
– Ценностное отношение к миру природы , готовность следовать природоохраняемых
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: учебник Литературного чтений 4 класс 2 часть «Школа России»; рабочая тетрадь; компьютер; презентация.
Методы и приёмы
I. Этап самоопределения к деятельности
организация положительной мотивации на урок
– -Здравствуйте ребята! – Давайте все посмотрим на этого грустного лебедя и подарим ему и друг другу улыбки. – Ребята, кто может сказать, что же такое учиться? – Учиться – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. – Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) -А я вам в этом помогу.
-настраиваться на продуктивную работу
-отвечать на вопросы заданные учителем
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический метод: организация чтения с разными интонациями
Выбирать интонацию для прочтения стихотворения
Словесный метод: организация беседы по вопроснику
-Посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать стихотворение под названием:
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока .
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках.
Подрастет щеночек мой
Он поправдашний, живой.
– Хорошо. Давайте теперь попробуем прочитать стихотворение с разной интонацией.
– Прочитайте птичьим базаром.
– Прочитайте, разделив на слоги.
– Прочитайте с интонацией удивления.
– Прочитайте с интонацией восхищения.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с замедлением.
– читать с различными интонациями
-учувствовать в беседе
осмысленно читают текст.
принимают и сохраняют уч. задачу
III. Постановка учебной задачи
Предполагать на основе имени и фамилии автора, какое произведение будет изучаться
Предполагать тему урока
– Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?
– Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?
– Да, когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?
Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.
– Посмотрите на слайд ( на слайде изображение книги «Подкидыш»)
-Попробуйте определить тему нашего урока.
-определять тему произведения, рассматриваемого на уроке;
-определять тему урока;
Принимают и сохраняют учебную задачу
Осуществляют подведение к рассказу
IV. Открытие нового знания
Практический метод: организация работы с учебником
организация самостоятельного чтения
Словесный метод: рассуждать по теме рассказа
отвечать на поставленные вопросы
Составлять концовку рассказа
– И так ребята, откройте ваши учебники на странице 76.
-Как называется произведение?
-Давайте прочитаем его.
-Прочитали? Хорошо. Тогда давайте перескажем.
– Я предлагаю три темы для выборочного пересказа:
1) Найдите и прочитайте то место, где описывается, как Тарас называет приёмыша «царской» птицей
2) Найдите и прочитайте то место, где описывается, как Тарас объясняет, почему может пропасть Приёмыш.
3) Тема на выбор.
Что было бы правильнее?
– Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?
-Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?
-Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем
оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае
Действительно, Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…
Друзья и расстались.
– Легко ли расставаться с другом?
– А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(Заслушиваем несколько историй)
– читать текст осознанно, правильными целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.
-читать самостоятельно учебный текст.
– выбирать отрывок для перессказа
– анализировать прочитанный рассказ
– составлять концовку рассказа самостоятельно
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе
Взаимодействуют с учителем во время опроса
V. Самостоятельная работа
Писать сочинение на заданную тему
– Молодцы. Вы хорошо работаете.
-Сейчас я вам предлагаю открыть ваши рабочие тетради на странице 12 и написать сочинение по рассказу К.Паустовского «Кот-варюга»
-Задание понятно? Тогда приступаем к работе.
-работать над сочинением в рабочих тетрадях
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Взаимодействуют с учителем во время опроса
VI. Рефлексия деятельности (по продукту)
Подведение итогов урока
– Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» у меня вызвал чувства….
Рассказ помог мне понять…
Мне понравилось….
– С каким настроением уходим с урока?
Если вы довольны своей работой на уроке, то похлопайте в ладоши..
– Запишите домашнее задание: придумайте новую концовку к рассказу «Приёмыш»
Спасибо за урок!
-проверять себя и самостоятельно оценивать свои познания на основе диагностирования работы
Строят концовки предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот урок является итоговым по теме: “Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка”. Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова.
2 урок по рассказу Д.Н.Мамина – Сибиряка “Постойко”.
Презентация + конспект урока математики по теме “Час, минута. Определение времени по часам".
Конспект урока во 2 классе по теме “Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения”(УМК “Школа России”) с использованием занимательностив целях повышения познавательного инте.
презентация к урока знакомства со звуками [ в в’] ,буквами В в.
конспект разработан в соответсвии ФГОС.
Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен.