Приемыш – краткое содержание + план рассказа Мамина-Сибиряка 4 класс

«Приемыш» читательский дневник

«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника

Название: Приемыш

Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1891 год

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.

Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.

Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.

Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

План пересказа

  1. Избушка сторожа Тараса.
  2. Встреча со стариком.
  3. История Приемыша.
  4. Встреча осенью.
  5. Одинокий Тарас.
  6. Прощание с Приемышем.

Главная мысль

Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

Отзыв

Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Золотая клетка соловью не потеха.

Что понравилось

Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

09.11.2018

“Приемыш”

Мамин-Сибиряк Д., рассказ “Приемыш”

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа “Приемыш” и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
  2. Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
  3. Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
  4. Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.

План пересказа рассказа “Приемыш”

  1. Путь к избушке Тараса
  2. Соболько
  3. Пустая избушка
  4. Появление Тараса
  5. История Приемыша
  6. Совет автора
  7. Поздняя осень
  8. Одинокий Тарас
  9. Стая лебедей
  10. Прощание с Приемышем.

Кратчайшее содержание рассказа “Приемыш” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
  2. Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
  3. Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
  4. Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
  5. На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
  6. Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.

Главная мысль рассказа “Приемыш”
Каждому свое, человеку – его дом, птице – небо.

Чему учит рассказ “Приемыш”
Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом – вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.

Отзыв на рассказ “Приемыш”
Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.

Пословицы к рассказу “Приемыш”
Насильно мил не будешь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Не мил белый свет, когда друга нет.
Золотая клетка соловью не потеха.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Приемыш”
В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился – этого человека пес давно и хорошо знал.
Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался.
Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке.
Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал.
Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу.
Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал.
Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем.
На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять.
Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем – Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам.
Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек.
Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал.
Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам.
Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел.
А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.

Читайте также:  Вертел - краткое содержание рассказа Мамин-Сибиряк

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Приемыш”

Мамин – Сибиряк Дмитрий рассказ “Приемыш”

Читательский дневник по рассказу Дмитрия Мамина-Сибиряка “Приемыш”

Автор: Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович

Название произведения: “Приемыш”

Число страниц: 14

Главные герои: Тарас, Соболько, лебедь Приемыш

Характеристика главных героев:

Приемыш — лебедь, которого нашел Тарас.

Одинокий, потому что остался без родни.

“Особая птица”. Умная.

Тарас — добрый, заботливый, отзывчивый.

Безобидный и правильный, добродушный.

Соболько — умный и верный пес.

Хороший, преданный друг.

Дружелюбный и ласковый.

Краткое содержание рассказа “Приемыш” для читательского дневника

Автор рассказа бродил по лесу и вышел к знакомой сторожке, в которой обитал его стародавний знакомец, очень пожилой сторож Тарас.

Хозяина дома не было и рассказчика облаял пес Соболько, впрочем, тут же узнавший мужчину.

Некоторое время автор ждал хозяина, недоумевая, куда тот пропал, и даже успел поставить чайник.

Тут встрепенулся Соболько — появился Тарас на лодке, да не один, а в сопровождении лебедя.

Сторож прикрикнул на пса, а тот послушно пошел в дом.

Автор удивился, а Тарас рассказал ему историю появления лебедя Приемыша.

Птенец был совсем малым, когда его родителей убили на охоте, а сторож решил оставить его.

Выходил и вырастил.

Крылья подрезать не стал, потому как лебедь птица вольная — увечить его нельзя.

Рассказчик побыл у Тараса, полюбовался на птицу, затем ушел.

Вернулся он только поздней осенью. Нашел Тараса сильно постаревшим, усталым.

Приемыша больше с ним не было, а старик не скрывал грусти.

Оказалось, стало тянуть птенца к своим, к диким лебедям.

Старик пробовал запирать его, но стало жалко тоскующую птицу, и он отпустил Приемыша.

Лебедь только раз вернулся к хозяину перед отлетом, проститься.

План к рассказу:

1. Дорога к избушке.

2. Лебедь у Тараса.

3. Приёмыш и пёс Соболько.

4. Приёмыш и стая прекрасных птиц (лебедей).

5. Лебедь скучает по товарищам.

6. Прощание с Тарасом.

Рисунок — иллюстрация

Главная мысль

Дикому животному, хоть лебедю, хоть какому другому, все равно хочется на волю, как бы ни было ему хорошо с людьми, как бы его не кормили и не любили.

Чему учит произведение “Приемыш”?

Рассказ учит нас тому, что место диких животных в их естественной среде обитания.

Даже спасенная, выкормленная человеком птица все равно будет тосковать по вольной жизни.

Тогда ее лучше отпустить, чем мучить и калечить.

Краткий отзыв к рассказу “Приемыш” для читательского дневника

Произведение мне понравилось и произвело на меня сильное впечатление.

А еще больше мне понравился главный герой.

Он жил в лесу, любил животных.

Часто наблюдал за ними и знал, как ухаживать.

Тарас — это пример доброты и великодушия.

Как сильно любил старик своего лебедя, но все равно понимал и признавал, что это гордая птица, которая имеет свой характер.

Он спас птенца, выходил его, а потом отпустил на волю.

Мне жаль Тараса, который потерял друга.

Но так правильно, ведь лебедь должен жить в стае.

Эта история учит нас быть добрыми, а также думать о своих поступках.

Пословицы:

Воля птичке дороже золотой клетки.

Орел свободен, когда у него есть крылья

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

– Гордая, настоящая царская птица, – объяснил он.

– Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдет.

Свой характер тоже имеет, даром что птица.

С Собольком тоже себя очень гордо держит.

Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанет.

Известно, пес в другой раз созорничать захочет, зубами норовит за хвост поймать, а лебедь его по морде.

Это тоже не игрушка, чтобы за хвост хватать.

Краткое содержание рассказа «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка

Рассказ «Приемыш» Мамина-Сибиряка был написан в 1891 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Приемыш», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Многие свои произведения писатель посвятил природе, которую очень любил и тонко чувствовал. Не стала исключением и красивая, трогательная сказка о лебеде и старике.

Основные персонажи рассказа

  • Тарас – сторож, добрый, отзывчивый старик с большим сердцем.
  • Приемыш – молодой лебедь, которого Тарас спас от верной смерти.
  • Рассказчик – охотник, старый приятель Тараса.
  • Соболько – верный пес Тараса, друг Приемыша.

«Приёмыш» очень краткое содержание

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника:

Из уст охотника читатель узнаёт историю лебедя-приёмыша. Одинокий старик Тарас живёт у озера. Однажды на охоте горожане, которые, конечно, природу не понимают, застрелили двух лебедей – отца и мать, а у них остался птенец-сирота, который спрятался в камышах.

Дед Тарас посочувствовал птенцу, стал его подкармливать, но в дружбу к гордой птице не втирался. Пришлось забрать птенца, спасая от холода, в сарай. Вскоре лебедь привык к помощнику, стал проявлять интерес к его жизни.

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь. К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет.

Читайте также:  Аленушкины сказки – краткое содержание произведения Мамин-Сибиряк

Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Без своего лебедя Тарас сильно постарел, переживая за судьбу птицы.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Читайте также: Рассказ «Оранжевое горлышко» Виталия Бианки был написан в 1928 году. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Оранжевое горлышко». В нем автор наделяет птиц благородством и мудростью, которых часто не хватает людям.

Короткий пересказ «Приёмыша»

Мамин-Сибиряк «Приемыш» краткое содержание:

Автор рассказа бродил по лесу и вышел к знакомой сторожке, в которой обитал его стародавний знакомец, очень пожилой сторож Тарас.

Хозяина дома не было и автора облаял пес Соболько, впрочем, тут же узнавший автора.

Автор некоторое время ждал хозяина, недоумевая, куда тот пропал, и даже успел поставить чайник.

Тут встрепенулся Соболько и появился Тарас на лодке, да не один, а в сопровождении лебедя. Тарас прикрикнул на лебедя, и тот послушно пошел в дом.

Автор удивился, и Тарас рассказал ему историю появления лебедя Приемыша.

Лебедь был совсем малым, когда его родителей убили на охоте и Тарас решил оставить птенца. Выходил его и вырастил. Крылья подрезать не стал, потому как лебедь птица вольная и увечить его нельзя.

Автор побыл у Тараса, полюбовался на лебедя и ушел. Вернулся он только поздней осенью и нашел Тараса сильно постаревшим и усталым.

Приемыша больше с ним небыло и старик не скрывал грусти. Оказалось, стало тянуть Приемыша к своим, к диким лебедям.

Тарас пробовал запирать его, но стало ему жалко тоскующую птицу и сторож отпустил Приемыша.

Приемыш только раз вернулся к Тарасу перед отлетом, проститься.

Это интересно: Рассказ «Васюткино озеро» Астафьев написал в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем прочитать краткое содержание «Васюткино озеро». В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге. Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.

Сюжет рассказа «Приемыш» с цитатами

«Приёмыш» Мамин-Сибиряк краткое содержание с цитатами из произведения:

Летним дождливым днем охотник с удовольствием гулял по лесу. Дождь стал редеть, и вскоре перед глазами путника предстало Светлое озеро, на берегу которого жил его старый знакомый – сторож Тарас.

Когда охотник подошел ближе избушке, на дорогу выбежала «пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем». Это был Соболько – старый верный пес Тараса. Обнюхав охотничьи сапоги путника, он узнал его и «виновато завилял хвостом».

Дом оказался пуст. Скорее всего, хозяин «отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть». Тарасу было около девяносто лет, и он сам забыл, когда родился. Однако мужчина оставался еще крепким и выносливым, и имел только одну слабость – любовь к теплу, которая объяснялась его «почтенным возрастом».

В ожидании Тараса охотник принялся «принялся разводить огонь». К тому времени дождь уже прошел, и на небе показалось «горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась». В воздухе разлился одурманивающий аромат свежей травы, шалфея, сосен.

Неожиданно Соболько «радостно взвизгнул», увидев на поверхности озера лодку хозяина. К своему удивлению, охотник заметил плывшего перед лодкой лебедя. Выбравшись на берег, красивая птица не спеша направилась к избушке.

Тарас рассказал, как однажды приехали «охотники из господ», и застрелили «лебедя с лебедушкой». В живых остался только один птенец, которого нашел в камышах Тарас. Он назвал его Приемышем, и очень привязался к лебедю.

Один охотник посоветовал Тарасу подрезать птице крылья, чтобы та не улетела зимой в теплые края, но он отказался. Приемыш крепко сдружился с Соболько, с которым вместе гулял и даже делил пищу.

В следующий раз охотник навестил Тараса «уже поздней осенью, когда выпал первый снег». Старик выглядел «дряхлым и жалким», и причиной тому стало расставание с Приемышем. Однажды, во время заморозков, «стая лебедей спустилась на Светлое озеро». Приемыш увидел их, и не на шутку затосковал.

Тарасу не оставалось ничего другого, как отпустить вольную птицу к своим сородичам. Несмотря на свою большую любовь к Приемышу, он не хотел удерживать его силой. Расставание с лебедем далось Тарасу очень тяжело, и даже Соболько грустил о своем белокрылом товарище…

Заключение

Произведение учит доброте, милосердию, любви и бережному отношению к природе. Автор показывает, насколько важно уважать чужую свободу и право на выбор.

Читайте также: «Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла с родной стаей улететь на юг. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Серой шейки» для читательского дневника.

Видео прочтение «Приёмыш» Мамин-Сибиряк

В этом рассказе изложена удивительная история о том, как старик приручил лебедя. Птица стала ему почти родным сыном.

Краткое содержание сказки Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Сказка Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приёмыш», краткое содержание которой повествует о маленьком птенце лебедя, предназначается для детей младшего школьного возраста. Это трогательный рассказ о дружбе животного и человека. Добрая история учит заботе о братьях наших меньших. «Приёмыш» включён в школьную программу и обязателен для прочтения детьми младших классов.

Краткий пересказ

Старик Тарас после трагической гибели детей и жены поселился на берегу озера в заброшенной рыбацкой избушке в тайге. Пожилой мужчина кормился дарами природы и жил в гармонии с окружающим его миром. Единственным другом для Тараса стала собака Соболько, которая охраняла избушку от волков и помогала старику во время охоты. На озере мужчина подобрал птенца пары лебедей, которых застрелили браконьеры.

Птенец-подкидыш стал настоящим приемышем, он подружился со стариком и собакой Соболько. Повзрослев, птица жила на озере, считая старую избушку своим домом. Тараса беспокоило будущее его питомца, так как наступали осенние холода, а зимой птица попросту бы не выжила в глухой тайге. Подкидыш подружился с другими лебедями, которые часто прилетали на лесное озеро.

Знакомый охотник посоветовал старику подрезать птице крылья, чтобы та не смогла далеко улететь. У Тараса не поднялась рука нанести травму своему приёмышу. Старик решил, что даст возможность лебедю самому решить свою судьбу. Если он поднимется на крыло и улетит со всей стаей, значит, это его выбор. Если лебедь останется на озере, то зиму проведет в избушке, а Тарас подрежет ему крылья, чтобы он не улетел и не погиб в тайге.

Несколько долгих дней старик проводил на озере, к берегу часто подплывал лебедь-приёмыш, который как бы извинялся перед Тарасом за свой выбор. Как только стая собралась на юг, повзрослевший птенец отправился с ними в тёплые края и никогда более не прилетал на лесное озеро, которое на время стало его домом. Старик ничего не знал о судьбе своего приемыша, но был уверен, что тот смог добраться на юг и теперь живет полноценной жизнью.

Анализ и главные герои

Эта трогательная история учит читателя милосердию и заботливому отношению к природе. Также здесь показывается бездушие охотников, которые убили взрослых лебедей, оставив на верную смерть их птенца. Главными героями рассказа являются:

  • старик Тарас;
  • охотник;
  • собака Соболько;
  • птенец-подкидыш.
Читайте также:  Аленушкины сказки - краткое содержание произведения Мамин-Сибиряк

Образ старика воплощает сострадание, милосердие и бережное отношение к своему окружению. Доброте учит сказка читателей, сопереживающих маленькому приемышу и Тарасу, который беспокоился о его судьбе.

Мораль этого произведения в том, что человек является не только совершенным творением природы, но и её неотъемлемой частью. Именно поэтому он должен заботиться об окружающем мире, стараться нести добро, жить в гармонии с животными и другими людьми.

Чтобы главная мысль произведения стала близкой для каждого ребенка, книга рекомендована для совместного прочтения онлайн родителям и малышам. Читать ее можно полностью или в сокращении.

Самым известным рассказом Мамина-Сибиряка стал «Приёмыш». Он вошел в сборник с картинками «Сибирские рассказы». Эта книга пользовалась популярностью у читателей, а критики положительно отзывались о творчестве автора. Сказку «Приемыш» Мамин-Сибиряк смог написать за неделю, используя материалы из своих поездок по Пермскому краю. Проживая в Сибири, писатель часто ездил в отдаленные поселки, знакомился с местными жителями и собирал этнографические сведения, описание различных праздников и материалы для своих произведений.

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: “НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ” УМК Школа России”
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: “НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ”

Скачать:

ВложениеРазмер
26.02.2018_goda.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель деятельности учителя: расширять знания учащихся о творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка

– Отрабатывать навык чтения и развивать умения анализировать эмоциональное состояние героев.

– Ценностное отношение к миру природы , готовность следовать природоохраняемых

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование: учебник Литературного чтений 4 класс 2 часть «Школа России»; рабочая тетрадь; компьютер; презентация.

Методы и приёмы

I. Этап самоопределения к деятельности

организация положительной мотивации на урок

– -Здравствуйте ребята! – Давайте все посмотрим на этого грустного лебедя и подарим ему и друг другу улыбки. – Ребята, кто может сказать, что же такое учиться? – Учиться – это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. – Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) -А я вам в этом помогу.

-настраиваться на продуктивную работу

-отвечать на вопросы заданные учителем

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: организация чтения с разными интонациями

Выбирать интонацию для прочтения стихотворения

Словесный метод: организация беседы по вопроснику

-Посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать стихотворение под названием:

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока .

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой

Он поправдашний, живой.

– Хорошо. Давайте теперь попробуем прочитать стихотворение с разной интонацией.

– Прочитайте птичьим базаром.

– Прочитайте, разделив на слоги.

– Прочитайте с интонацией удивления.

– Прочитайте с интонацией восхищения.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с замедлением.

– читать с различными интонациями

-учувствовать в беседе

осмысленно читают текст.

принимают и сохраняют уч. задачу

III. Постановка учебной задачи

Предполагать на основе имени и фамилии автора, какое произведение будет изучаться

Предполагать тему урока

– Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?

– Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

– Да, когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

– Посмотрите на слайд ( на слайде изображение книги «Подкидыш»)

-Попробуйте определить тему нашего урока.

-определять тему произведения, рассматриваемого на уроке;

-определять тему урока;

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осуществляют подведение к рассказу

IV. Открытие нового знания

Практический метод: организация работы с учебником

организация самостоятельного чтения

Словесный метод: рассуждать по теме рассказа

отвечать на поставленные вопросы

Составлять концовку рассказа

– И так ребята, откройте ваши учебники на странице 76.

-Как называется произведение?

-Давайте прочитаем его.

-Прочитали? Хорошо. Тогда давайте перескажем.

– Я предлагаю три темы для выборочного пересказа:

1) Найдите и прочитайте то место, где описывается, как Тарас называет приёмыша «царской» птицей

2) Найдите и прочитайте то место, где описывается, как Тарас объясняет, почему может пропасть Приёмыш.

3) Тема на выбор.

Что было бы правильнее?

– Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?

-Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?

-Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем

оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае

Действительно, Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались.

– Легко ли расставаться с другом?

– А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

– читать текст осознанно, правильными целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

-читать самостоятельно учебный текст.

– выбирать отрывок для перессказа

– анализировать прочитанный рассказ

– составлять концовку рассказа самостоятельно

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе

Взаимодействуют с учителем во время опроса

V. Самостоятельная работа

Писать сочинение на заданную тему

– Молодцы. Вы хорошо работаете.

-Сейчас я вам предлагаю открыть ваши рабочие тетради на странице 12 и написать сочинение по рассказу К.Паустовского «Кот-варюга»

-Задание понятно? Тогда приступаем к работе.

-работать над сочинением в рабочих тетрадях

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Подведение итогов урока

– Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» у меня вызвал чувства….
Рассказ помог мне понять…
Мне понравилось….

– С каким настроением уходим с урока?

Если вы довольны своей работой на уроке, то похлопайте в ладоши..

– Запишите домашнее задание: придумайте новую концовку к рассказу «Приёмыш»

Спасибо за урок!

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои познания на основе диагностирования работы

Строят концовки предложений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок является итоговым по теме: “Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка”. Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова.

2 урок по рассказу Д.Н.Мамина – Сибиряка “Постойко”.

Презентация + конспект урока математики по теме “Час, минута. Определение времени по часам&quot.

Конспект урока во 2 классе по теме “Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения”(УМК “Школа России”) с использованием занимательностив целях повышения познавательного инте.

презентация к урока знакомства со звуками [ в в’] ,буквами В в.

конспект разработан в соответсвии ФГОС.

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен.

Ссылка на основную публикацию