Сказка про храброго Зайца – краткое содержание сказки Мамин-Сибиряк

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост слушать

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост читать

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост краткое содержание

Жил в лесу Заяц-хвастунишка, который с детства боялся всего вокруг, а когда вырос, то надоело ему быть трусишкой. И стал он хвастаться своей смелостью, да так разошелся, что не приметил крадущегося волка.

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост скачать:

Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост читать

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.

– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: “Вот бы хорошо зайчиком закусить!” – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

“Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!” – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я. я. я.

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Читайте также:  Золото – краткое содержание романа Мамин-Сибиряк

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы бы как думали! Эх вы, трусы.

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост — Мамин-Сибиряк Д.Н.

Сказка про зайчика, который однажды решил ничего не бояться. Да так расхрабрился, что объявил сородичам, что даже волк ему не страшен. В это время к поляне подкрался серый волк. Заметив хищника, «храбрый» заяц так подпрыгнул со страха, что угодил волку в лоб. А потом бросился со всех ног бежать. А волк решил, что в него стрельнули охотники и тоже убежал. Остальные же зайцы подумали, что хвастун и вправду стал храбрым, если решился накинуться на волка. После этого случая заяц сам начал верить, что ничего не боится…

Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост читать

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем.

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой! Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Урок-презентация “Д.Н. Мамин-Сибиряк “Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост””

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (841,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)

– Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.

Читайте также:  Емеля охотник - краткое содержание Мамина-Сибиряка

(Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Проверка домашнего задания

– Какие бывают сказки? (литературные, народные)

– Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Литературные сказки)

– Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

– Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Прочитайте, как его зовут? Рассмотрите его портрет. (на доске)

Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым – Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери. Прочитайте название сказки.

“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

– Что мы можем по нему узнать? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

5. Изучение нового материала

– Чтение сказки учителем до слов: “Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут”.

– Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

Чтение сказки до конца учащимися.

Беседа после чтения:

а) Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

б) Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)

в) Прочитать выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки)

г) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается)

д) Работа над иллюстрацией в учебнике (с.184)

– Какой эпизод сказки изобразил художник?

– Найдите отрывок и прочитайте

– Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

– Почему художник одел всех зайцев в одежду?

– Какая на них одежда?

е) Словарная работа (работа по карточкам)

– Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала”он не мог говорить от страха
“Язык у хвастуна точно примёрз”очень быстро бежал, во весь дух
“Задал такого стрекоча”он очень сильно испугался

– Объясните свой выбор.

Работа по карточкам

ё) Найдите слова, которые описывают:

  • 1 вариант – Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
  • 2 вариант – Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).

Работа с пословицами

– Замените выражение пословицей к сказке.

Побегает, поймает добычу – будет сыт – “Волка ноги кормят”.

Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится – “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.

8. Итог урока. Рефлексия.

– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

– Как вы относитесь к зайцу?

– Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца: Сказка

Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост, – слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

– Да что тут долго говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.– Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше – хвастун Заяц – косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» – подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

– Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…

Тут язык у хвастуна точно примерз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Читайте также:  Сказочка про Козявочку - краткое содержание Мамин-Сибиряк

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.

– А ловко напугал Волка наш Заяц! – решили все. – Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?

Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

– Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

– А вы как бы думали? Эх вы, трусы…

С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
mamin-sibiryak.docx16.32 КБ
mamin-sibiryak.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

– Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).

– Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

3.Введение в тему.

1). Предварительная беседа.

– Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

– А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».

Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

– Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)

5. Изучение темы. Работа над сказкой.

1).Чтение сказки до конца.

– Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2).Работа после чтения.

– Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

– Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)

– Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? ( Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

– Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?

– Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. – – —– Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).

– Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?

– Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним ).

– Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

– Как сам заяц относился к своим словам?

-Прочитайте, как встретились заяц и волк.

-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.

– Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

– Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)

3). Беседа по прочитанному. Обобщение.

– Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

– Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)

– Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)

– Как поступает заяц, увидев волка?

– Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

– И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит ». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

– К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» ( Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него .)

– Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.

– Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

– Можно ли считать финал развязкой и почему?

– Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

– Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)

-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?

Ссылка на основную публикацию