Сказка про храброго Зайца – краткое содержание сказки Мамин-Сибиряк

Чтение художественной литературы «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка

Сагалакова Евгения
Чтение художественной литературы «Сказки про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка

Цель: создание социальной ситуации развития познавательного интереса посредством формирования целостного восприятия художественного текста в единстве содержания и художественной формы.

Задачи: создать условия в упражнении в подборе сравнений, синонимов, антонимов;

создать условия для формирования интонационной выразительности речи;

создать условия для уточнения знаний о жанровых особенностях рассказа, стихотворения, сказки; их отличие друг от друга;

создать условия для воспитания к точному воспроизведению текста.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия / задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Игра «Мяч в руки»

По очереди бросаю мяч каждому ребенку в кругу,а поймавший отвечает на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» Дети стоят в кругу, ловят мяч и отвечают на вопрос

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Основная часть Беседа о

о жанровых особенностях рассказа, стихотворения, сказки

Чтение сказки и ее обсуждение

Д/у “Скажи по другому”

Д/и “На что похоже?”

-Знаете ли вы волшебные сказки и сказки о животных? В чем их отличие друг от друга? Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц? (“Теремок”, “Заюшкина избушка”, “Колобок”)

– Каким заяц показан в сказках? Как о нем можно сказать? (слабый, маленький, пугливый, трусливый)

– А теперь послушайте «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина –Сибиряка, в которой заяц тоже главный герой.

-Вспомните, как называет автор главного героя сказки. Каким был зайчишка, когда был маленьким? На что он был похож? С чем его тогда можно было сравнить?

– Расскажите, как хвастал заяц и как его слушали другие зайцы?

– А вы обратили внимание, как в сказке разными словами говорили о том, как собирались зайцы на полянку: “сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи”. Почему так сказал писатель? А можно ли было сказать “сбежались старые зайчихи”?

– Какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (важно, не спеша, солидно).

– Расскажите, как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца.

Анализ фразеологизмов “душа в пятки ушла”, “задал стрекача”, “выбился из сил”, “задрать нос”.

– А теперь с этими словами составьте предложения.

Предлагаю Артему мимикой и жестами изобразить зайца, какое у него настроение (пугливое, хвастливое и т. п).

Дети рассказывают, как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца

Дети выполняют упражнение “Скажи по другому”

Дети угадывают какое настроение у “зайца

«101-я сказка про Зайца-длинные уши». Сценарий театрального мини-спектакля по мотивам сказки Д. Н. Мамина–Сибиряка Видео Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий театрального мини – спектакля«101-я СКАЗКА ПРО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ»по мотивам сказки.

«Сто первая сказка про Серую Шейку». Сценарий театрального спектакля по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка .

Чтение художественной литературы «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: Формировать у детей интерес к русским народным сказкам Образовательные задачи. 1. Учить внимательно, слушать литературное произведение,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Коллективная лепка по сюжету сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» Тема:Лепка по сюжету сказки Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка” Цель: выполнить коллективную работу. Задачи: 1. Формировать умение лепить фигуры.

СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА

(Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Рис. Ф.Ярбусовой Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он боль­шой, и вдруг надоело ему бояться.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались ма­ленькие зайчата, приплелись старые зай­чихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят.

Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

— И волка не боюсь, и лисицы, и мед­ведя — никого не боюсь!

Рис. Ф.Ярбусовой

Это уж выходило совсем забавно. Хихик­нули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые ста­рушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц. Ах, какой смешной!

И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.

— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Еже­ли мне попадётся волк, так я его сам съем.

— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый.

Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.

Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слы­шит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал под­крадываться.

Рис. Ф.Ярбусовой

Совсем близко подошёл Волк к разыграв­шимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем! — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью.

А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:

— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смот­рите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я. я. я.

Тут язык у хвастуна точно примёрз.

Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

Рис. Ф.Ярбусовой

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и по­том задал такого стрекача, что, кажется, го­тов был выскочить из собственной кожи.

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему пока­залось, что кто-то в него выстрелил.

И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный.

Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.

Наконец надоело всем прятаться, и нача­ли понемногу выглядывать, кто похрабрее.

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми. Да где же он, наш бес­страшный Заяц.

Рис. Ф.Ярбусовой

Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк?

Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

— Молодец, косой! — закричали все зай­цы в один голос. — Ай да косой. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь

Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:

— А вы бы как думали! Эх вы, трусы.

С этого дня храбрый Заяц начал сам ве­рить, что он действительно никого не боится.

Урок литературного чтения: “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” Д.Н. Мамин–Сибиряк

Цель: формирование читательской компетентности обучающихся 3 класса на основе сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

Планируемые результаты:

  • формирование системы нравственных ценностей (добро, вера в себя), интереса к чтению;
  • знакомство с биографией писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка;
  • слушание и анализ сказки.

Данный урок отвечает требованиям ФГОС:

  • урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения (Мельникова Е.Л.), основанной на системно-деятельностном подходе;
  • планируются личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Основной метод, применяемый на уроке – частично-поисковый метод. Способы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, парная работа.

Применение на уроке мультимедийных средств обучения (мультимедийная доска, компьютерная презентация) позволило эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Ход урока

I. Постановка проблемы

Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы; постановка проблемы, формулирование цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по рощам в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

– Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке литературного чтения?

– Какие бывают сказки?

– Что вы знаете о народной и авторской сказке?

– Какую сказку мы называем литературной?

– Какую сказку мы называем народной?

– Сказки каких авторов вы читали?

– Возьмите карточку. Прочитайте, назовите отгадку.

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето

– Какие же обычно бывают зайцы в сказках? (записать на доске)

– На доске есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(Слова: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ) (название появляется на доске)

– Как вы думаете о чем эта сказка?

Читайте также:  Сказка про храброго Зайца - краткое содержание сказки Мамин-Сибиряк

– Обратите внимание на название сказки и характеристики, которые вы дали зайцу – герою сказки. – Что вас смущает?

С помощью вопросительного слова «почему?» сформулирован вопрос.

– А может ли заяц стать храбрым?

– Выберите цель на урок из предложенных:

1. Научиться читать.

2. Узнать, почему Мамин-Сибиряк назвал зайца «храбрым».

3. Нарисовать зайца

– литературные и народные

– это авторская сказка

– которую придумал народ

– Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.

“Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

Заяц главный герой.

Даётся подробное описание его. только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусы

– почему в сказке заяц храбрый?

Результат этапа: для постановки проблемы использован прием «сравнение» (характеристика зайца в сказках и название); сформулирован вопрос и цель урока.

II. Поиск решения

Цель этапа: знакомство с биографией автора; знакомство с текстом; анализ текста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. А так же прочитаем новую сказку, автором которой является Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Рассмотрите его портрет.

– Что можете сказать об авторе?

– Прослушайте рассказ об авторе, запишите 2 интересных для вас факта.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка – Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Они писались Дмитрием Наркисовичем для маленькой больной дочери Елены, которую он растил и воспитывал сам. Отец хотел научить ребенка любить жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в его сказках слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни.

– Какие факты вы выписали?

– Откройте учебник на странице 183-ей.

Работа с текстом

– Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем будет сказка?

– Ребята, предлагаю прослушать вам сказку.

– Кому необходимо может читать текст.

– Понравилась вам сказка? Что можете сказать об этом произведении? Совпали ли наши предположения (до начала текста) с содержанием сказки?

– Какие слова были непонятны?

Словарная работа

  • Душа в пятки – сильный испуг
  • Отведавшие волчьих зубов – побывавшие в пасти у волка
  • Расхрабрившийся – осмелевший
  • Ежели – если
  • Кубарем – вертясь
  • Задал стрекача – стремительно убежал
  • Приободрился – стал бодрым

– Чтобы ответить на вопрос урока, нам нужно проанализировать поступки и поведение каждого героя. Кто герои?

– Определите тип текста?

– Сколько частей в тексте?

– Что у нас получилось?. Какую клетку не сможем заполнить?

– Работать будем в парах-тройках.

– Задание: найдите в тексте и выпишите слова на листе А4, которые описывают действия предложенного вам героя в столбцы «сначала», «затем», «в конце».

1 пара – действия зайца «сначала»

2 пара – действия зайца «затем»

3 пара – действия зайца «в конце»

4 пара – действия волка «затем»

5 пара – действия волка «в конце»

1 тройка – действия зайцев «сначала»

2 тройка – действия зайцев «затем»

3 тройка – действия зайцев «в конце»

4 тройка –действия зайцев «в конце»

– Итак, представьте ваши работы

– Вернемся к вопросу урока. Ответьте на него.

– не наш современник, так как одет по-другому, с достатком, взрослый и др.

– Предполагают по иллюстрации

– Сказка понравилась. Она интересная, веселая. В ней много смешных моментов.

– Заяц, зайцы и волк

– Волк «сначала», так как появляется в середине сказки.

Знакомятся с заданием.

Результат этапа: выступление пар и заполнение таблицы на доске.

III. Выражение решения

Цель этапа: определение основной мысли текста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Как меняется волк?

– Какие изменения происходят с другими зайцами?

– Как меняется заяц?

– Что он чувствует?

– Почему заяц перестал бояться?

– В чем заключается основная мысль текста?

– они перестали смеяться над зайцем

– заяц поверил в себя, свою храбрость, несмотря на насмешки зайцев и угрозу волка.

Результат этапа: сформулирована основная мысль сказки.

IV. Реализация продукта

Цель этапа: характеристика героев сказки через их действия (в группах).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Достигли ли мы цели урока?

– Что может произойти дальше в сказке? Продолжите.

– отвечают на вопрос.

Результат этапа: обучающиеся применили свои знания в процессе выполнения задания.

V. Рефлексия. Итог

Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания обучающихся на значении изучения данной темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– С какой сказкой познакомились на уроке?

– Кто автор сказки?

– Кто помогал на уроке?

– Как вы думаете, с какой целью писатель придумал сказку про храброго зайца?

– Желаю вам всегда верить в свои силы.

– “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

– Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк

– Чтобы рассказать нам о том, что нужно верить в свои силы.

Результат этапа: формирование представлений о значимости изучения данной темы.

Приваловские миллионы – краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Дмитрий Мамин-Сибиряк трудился над этим романом на протяжении целого десятилетия. За всё время автор написал пять вариантов развития событий, менял названия, сюжеты, персонажи, проблемы. И в 1833 году, наконец, вышел в свет окончательный вариант.

Действия происходит в небольшом городе на Урале под названием Узло. В свой родной край, после долгого отсутствия возвращается миллионер Сергей Привалов. Конечно, приезд такого завидного жениха приносит переполох повседневность незамужних девушек. Особенно молодым миллионером заинтересовалась местная сваха Хиония Алексеевна Залапина. Женщина первым делом сватает Привалова за Надежду, дочь крупного золотопромышленника. Но главное, что в этой, же семье воспитывался Сергей.

Когда – то очень давно отец молодого миллионера работал вместе с Бахаревым, отцом Нади. Однако, отец Сергея был транжирным, расточительным человеком. Он любил жить ни в чём себе, не отказывая, владел прибыльным заводом, что унаследовал от трудолюбивых предков. Вот только из-за бестолковой жизни он потерял всё: завод, деньги. Его ситуацию спасла свадьба с Варварой Гуляевой, дочерью очень богатого человека.

После смерти Варвары, Василий Назарович забрал мальчика свой дом. Жить в доме отца Привалова было невозможно: гулянки, пьянки. Привалов долго не грустил из-за жены, а снова женился только на цыганке по имени Стеша, которая родила ещё двух сыновей :Тита и Иван. Однако, цыганка завела любовника Сашку и вместе с ним убила Привалова, подстроив всё, как несчастный случай. Но вот только счастья всё равно ей не было. Стеша вышла замуж за любовника, который окончательно прогулял все деньги и чуть не пустил завод на части, если бы не Бахарев. Тогда любовник пошёл под суд, а цыганка забрала мальчиков и уехала в столицу. Бахарев взял на себя ответственность за воспитание Сергея. А когда Сергею и Косте ( родному сыну) исполнилось пятнадцать лет, то они отправились в Петербург, чтобы учиться.

И вот, прошло практически пятнадцать лет. Сергей возвращается домой. Конечно для Бахарёвых, он как родной сын и приёмный отец надеется, что Привалов продолжит традицию семьи, станет достойным наследником золотой промышленности, но нет. Сергея привлекает мельничное дело. Ему, кстати Надя очень понравилась, а вот он ей нет. Сергей даже старается быть чаще со своей сводной сестрой, чтобы лучше узнать и как-то привлечь её внимание. Ему нравиться не столько красота, сколько богатый внутренний мир девушки. Но, пока Привалов пытается завоевать сердце юной красавицы, злые люди строят козни за его спиной. Это Половодов и Ляховский – другие опекуны Серёжи. Они хотят ударить по самому больному месту Сергея, а так как он воспитывался в семье Бахаревых, то уязвимым местом может быть только женщина. Всёгда у мужчин этой семьи уязвимым местом могла быть женщина.

Дело в том, что у Ляховского тоже есть красавица дочь по имени Зося. Она испытывает к Привалову чувства. А вот Надя любит Лоскутова. Но в это, же время Сергей увлекается женой своего опекуна Половодова.

Тем временем Бахаревы разоряются, но это ещё половина беды. Надя приходит отцу и заявляет, что беременна от Лоскутова. Отец в бешенстве выгоняет дочь из дому, и слышать о ней больше ничего не желает. А сваха теперь желает выдать замуж за Привалова Зосю. Хиония Алексеевна делает всё ,возможное, чтобы их свести и у неё это получается. Замуж Зося не особо хотела, если бы не тяжёлое материальное положение. Сергей и Зося женятся, несмотря на мнения окружающих. Но вот брачная жизнь как-то не складывается. Зося похожа на покойного отца Сергея. Она так же устраивает гуляния, пиры и много пьёт. Как не старался Привалов, он не смог вразумить девушку и, не выдержав, сам запивает от безысходности.

Спустя некоторое время Василию Назаровичу удаётся поправить своё состояние. Надежда вместе со своим возлюбленным возвращается в город. Узнав об этом Сергей, идёт навестить любовь всей своей жизни. Надя умоляет его бросить пить и начать заниматься делами. В скорости Лоскутов умирает, а Надежде только и остается работать, чтобы прокормить себя и дочь. Бахарев успокоившись, приезжает посмотреть на внучку и помириться с дочерью, однако Надежду терзает смутные сомнения, что отец не только за примирением приехал. Она оказалась права, отец чуть ли не умолял, чтобы она вышла замуж за Привалова. Надя отвечает, что надо подумать.

Проходить три года. Жизнь налаживается. Надя приняла правильное решение и вышла замуж за Привалова. Счастливый Бахарев гуляет с внуками по парку. У всех всё хорошо.

Это произведение учит тому, что нужно уметь разбираться в людях. Уметь судить по делам, а не по красивым словам.

Читайте также:  Умнее всех – краткое содержание сказки Мамина-Сибиряка

Краткое содержание Приваловские миллионы Мамина-Сибиряка для читательского дневника

Роман начинается с момента, когда в один из небольших уральских городков прибывает молодой господин с миллионным состоянием Сергей Привалов. Местная сваха Хиония Алексеевна Заплатина рада этому событию, ведь она сможет получить некоторую прибыль за удачное сватовство Привалова и дочери богатейшего промышленника Бахтерева.

В семье Василия Назаровича было четверо детей, однако большие надежды он возлагал на Надежду. Сергей вынужден был воспитываться в этой семье, так как его отец по своей расточительности и непристойному поведению был убит своей любовницей, мать же его не выдержав характера мужа, скончалась раньше до трагического случая. Мальчик был отправлен на учебу в Петербург с одним из сыновей Бахтерева. По возвращении Сергея Василий Назарович думал о том, что он продолжит его бизнес. Однако, молодой человек хотел заняться мельничным делом.

Надежда сразу же нравится Привалову, но она не обращает на него никакого внимания. Между тем, сваха, находится в полном недоумении от того, что Сергей очень часто посещает Бахтерева, и практически еще ни разу не был у своих опекунов Половодова и Ляховского. Один из них хитрый Половодов очень хочет прибрать к себе богатства Привалова, и для того, чтобы заманить молодого человека в западню, он рискует даже своей супругой Антонидой Ивановной. Это была умная идея, так как Сергей, как и его отец, любил женский пол, тем более от Надежды Васильевны ждать взаимности не придется по причине имеющегося уже у нее возлюбленного.

Однажды Привалов услышал беседу девушки с ее молодым человеком, и впадает в депрессию. Разорение Бахтеревых заставляет его снова вернуться к жизни. Он приступает к строительству мельницы в деревне и общается с простым народом. Наконец, срабатывает план его опекуна, и Сергей Александрович начинает крутить роман с Антонидой Ивановной Половодовой. Сын Бахтерева умоляет Сергея приехать в Петербург, чтобы тот решил дела всех его заводов. Однако, тот, отправляет вместо себя доверенное лицо. В это время, Хиония Алексеевна, сватает Зосю Ляховского за Сергея, и через некоторое время они венчаются.

Однако, после свадьбы жена у Привалова начинает вести праздную жизнь, совсем недостойную для замужней женщины. И через некоторое время молодой миллионер начинает изрядно употреблять алкоголь. И пока он находится в таком состоянии, Подовалов прибирает к рукам его заводы. Вскоре приезжает Надежда Васильева со своим больным мужем, и помогает Сергею снова заняться своими делами. К тому времени, его поверенный помогает обвинить его в растратах Полодова. Но, самое страшное было то, супруга Привалова обратилась в бегство с этим мошенником. У надежды Васильевны умирает супруг, и она через некоторое время строит отношения с Сергеем Александровичем. Бахтерев, поняв ошибку, прощает свою дочь, и благословляет ее на брак с Приваловым, который к недоумению старика продал заводы и занялся мельничным делом. Спустя несколько лет можно было видеть Назарья Васильевича, гулявшего со своими внуками по центральной улице города.

Произведение учит нас, как правильно разбираться в людях, уметь судить их поступки дела, ведь порой за красивыми фразами скрываются недоброжелатели, которые могут испортить вам жизнь.

Читать краткое содержание Приваловские миллионы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений

  • Аленушкины сказки
  • Богач и Еремка
  • Вертел
  • Емеля-охотник
  • Кормилец
  • Медведко
  • Постойко
  • Приваловские миллионы
  • Приемыш
  • Серая шейка
  • Сказка Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост
  • Сказка про храброго Зайца
  • Умнее всех

Картинка или рисунок Приваловские миллионы

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

Сюжет разворачивается в деревне на самом краю греческого острова Лесбос. Козопас-раб нашёл подкинутого мальчика, которого кормила одна из его коз. Мальчик был укутан в роскошную ткань с золотой сережкой

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы

Главный герой романа Томаш работает хирургом в клинике Праги. Он знакомится с Терезой, которая работает официанткой. Девушка похожа на ребенка, которого хочется оберегать и защищать. Так о ней думает Томаш

В произведении Каверина Открытая книга повествуется о жизни Тани. События начинаются с того, что главной героине нужно идти в лавку за керосином. На пути в магазин, она случайным образом встречает Раевского и Львова

Золото, Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Краткое содержание, краткий пересказ

Краткое содержание романа

Родион Потапыч Зыков — “старейший штейгер” (горный мастер, ведающий рудничными работами) “на всех Балчуговских золотых промыслах” Урала. Он руководит старательскими работами на Фотьяновской россыпи, давшей казне “больше сотни пудов золота”. Эта россыпь была открыта Андроном Кишкиным, “старой конторской крысой” с “маленькими, любопытными, вороватыми” глазами. Зыков недолюбливает Кишкина и потому не обрадован, когда однажды зимним утром тот является к нему в гости с “дельцем”. Кишкин сообщает, что скоро казенную Кедровскую дачу откроют для общего пользования, и предлагает Родиону Потапычу искать там золото. Суровый старик консервативного склада, “фанатик казенного приискового дела”, Зыков категорически отказывается, и Кишкин уходит ни с чем. Человек небогатый, он завидует и Зыкову, и всем обеспеченным рабочим, считая себя незаслуженно обделенным и возлагая все надежды на Кедровскую дачу.

Родион Потапыч в штейгерах около сорока лет. И сам он, и его первая, рано умершая жена, в которой он души не чаял и от которой родился старший сын, “беспутный Яша”, были прежде каторжанами. Женился он во второй раз, уже на дочери каторжанки, родившей ему четырех дочерей, “но счастья не воротил, по пословице: покойник у ворот не стоит, а свое возьмет”. После смерти любимой жены Родион Потапыч с головой ушел в работу. Лишь однажды он “покривил душой” — когда скрыл от “казенного фискала” факт повсеместного воровства золота на Балчуговском заводе (впрочем, воровали и на других казенных и частных приисках; имелись и скупщики золота, на которых уже вышел было сыщик, и, если бы не Зыков, Балчуговский завод пострадал бы гораздо сильнее). Кстати, тогда чудом спасся Кишкин, замешанный в этом деле. Когда упразднили каторгу, не понимавший свободы Родион Потапыч растерялся, но “с водворением на промыслах компанейского дела успокоился”. Промысловые рабочие продолжали оставаться в рабстве: им некуда было деваться, и приходилось работать на самых невыгодных условиях: “досыта не наешься и с голоду не умрешь”. Поэтому открытие Кедровской казенной дачи для вольных работ изменит “весь строй промысловой жизни”, и никто не чувствует этого так, как Родион Потапыч Зыков, “этот промысловый испытанный волк”.

А в семье Родион Потапыч бывает редко, пропадая на открытой недавно шахте Рублихе, в прибыльность которой истово верит. Да и привязан он в семье по-настоящему только к младшей дочери Фене, с остальными же крут: от дочери Марьи отвадил всех женихов, сына забил; старшая, Татьяна, сбежала с рабочим-строгальщиком Мыльниковым, сделав “mesalliance, навсегда выкинувший непокорную дочь из родной семьи”. Муж Татьяны часто пьет, бьет жену и детей, особенно непоседливую и безответную дурнушку Оксю, и живется всем им плохо (мать, УСИНЬЯ Марковна, тайком помогает Татьяне). Но и любимица Зыкова Федосья, к ужасу семьи, бежит в отсутствие отца из дома, как Татьяна, только, в отличие от нее, не венчается, а уходит на Тайболу, в раскольничью семью, что считается тягчайшим грехом. Пока грозный отец семейства не вернулся с приисков, единственный брат Фени Яков с шурином Мыльниковым пытаются уладить дело полюбовно, вернув Феню домой, но ни она, ни её муж, Кожин, “плотный и красивый молодец”, не хотят и слушать об этом.

Зыков как громом поражен вестью о побеге дочери, проклинает её перед иконой и оплакивает смерть первой жены, при которой, как он думает, этого не могло бы произойти. О другой беде, которая вот-вот может разразиться, сообщает Родиону Потапычу его зять Мыльников: по его мнению, Кишкин из зависти к разбогатевшим на приисках готовит донос на всех старателей по факту хищения золота. Зыков выслушивает нелюбимого зятя с презрением и не придает его словам особого значения. Между тем главному управляющему Балчуговских приисков Карачунскому, которого Зыков очень уважает за ум и знание дела, но осуждает за слабость к женскому полу, удается убедить Феню и Кожина попросить прощения у батюшки. Однако Родион Потапыч уже проклял дочь и не желает её знать — и он решает отправить её на воспитание к “баушке Лукерье”, сестре покойной жены, суровой старухе старой закалки, особо чтимой Зыковым и близкой ему по духу.

Феню обманом увозят к “баушке”. Внимая доводам старухи, девушка возвращается к православию, охотно выполняет все хлопоты по дому, но не забывает своего избранника. Горько, что и он мог бы перейти в православие, кабы не его матушка, раскольница крутого нрава Маремьяна; Кожин же, сам не свой с тоски, пристрастился к выпивке: как забыть Федосью Родионовну! Меж тем застенчивая красавица Феня очень приглянулась и управляющему Карачунскому.

Золотодобыча в самом разгаре, и вокруг золота кипят страсти. Кишкин, Мыльников и сын Зыкова Яков с азартом работают на Кед-ровской даче; к старательским работам привлекают и дочь Мыльникова Оксю: по народной легенде, невинная девушка принесет искателям золота удачу. Все смеются над затравленной и безответной Оксей, которая, однако, оказывается незаменимой работницей, к тому же и себе на уме: она влюблена в рабочего Матюшку и, действительно напав на золотую жилу, тайком от всех таскает оттуда золото себе в приданое и прячет его в конторке у ничего не подозревающего Родиона Потапыча, который искренне привязывается к Оксе и даже не в силах быть с внучкой суровым, понимая, что ей с таким отцом, как Мыльников, и без того несладко. А Кишкин и вправду отдает донос в прокуратуру, начиная затяжной процесс, отвлекающий Зыкова от работы: Зыков — главный свидетель, но он уклоняется от показаний, и дело затягивается до бесконечности, в конце концов увязая в бюрократической рутине. Вообще месть Кишкина падает не на тех людей: больше всех достается любимому всеми управляющему Карачунскому.

Читайте также:  Приваловские миллионы - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Богатеет в эту пору скупщик золота, мошенник Ястребов; он становится выгодным постояльцем, и потому баушка Лукерья, в которой просыпается жадность, пускает его к себе жить. Баушку Лукерью теперь не узнать: тоже заболела золотой лихорадкой, “осатанела от денег”, стала алчной, начала строить вторую избу; подначивает её и сын, кривой на один глаз, — Петр Васильич. Перемену эту в старухе замечает Феня и уходит к Карачунскому, якобы “в горничные”. Карачунский по-настоящему любит Феню и ревнует к Кожину, но Феня не может полюбить во второй раз, хотя и не хочет вернуться к Кожину: “молодое счастье порвалось”, а в Карачунском она угадывает прекрасные душевные качества и ищет “ту тихую пристань, к какой рвется каждая женщина, не утратившая лучших женских инстинктов”. А Кожина матушка Маремьяна женит на тихой девушке, которую тот бьет и истязает до смерти. Прознав про это, Феня просит Мыльникова вразумить Кожина. Шурин готов помочь, если Феня выпросит для него у Карачунского хорошую делянку для старательских работ, но уже поздно: несчастную жену Кожина находят чуть не мертвой, и Кожина отдают под суд.

А старшая дочь Зыкова Марья, засидевшаяся “в девках” и потому обозленная, решает поселиться у баушки Лукерьи вместо Фени и одно время замешавшей её Окси: она хочет быть поближе к деньгам баушки, а там, глядишь, и жениха подыскать. И в самом деле, хитрой девице удается выйти за машиниста Семеныча, доброго и работящего мужика моложе её на шесть лет; она с мужем “поступает к Кишкину на Богоданку” — открытую стариком шахту, а жить у баушки Лукерьи определяет дочь замужней сестры Анны Наташку. Между тем Богоданка приносит старику Кишкину богатство, хоть он и сетует, что поздновато; денежки он хранит в сундучке за семью печатями — многие хотели бы открыть его; баушка Лукерья водит с Кишкиным дружбу и дает ему деньги под проценты; он же “положил глаз” на Наташку и даже хочет к ней посвататься.

Тем временем наступает череда страшных несчастий. Под угрозой разоблачения, спасая свою честь и честь завода, застрелился Карачунский (предварительно обеспечив Феню), а “новую метлу”, управляющего Оникова, рабочие невзлюбили и называют “чистоплюем”: он ломает все “сплеча”, не задумываясь, убавляет служащим жалованья, вводит новые строгости; скупщика золота Ястребова выдал следствию обманутый им сын баушки Лукерьи Петр Васильич, за что его высекли заинтересованные в Ястребове старики; сам не свой от гнева и унижения, Петр Васильич поджег свой дом, а Лукерья, обезумев от жадности, полезла в огонь за деньгами и погибла. Петр Васильич объявлен вне закона. Марья вместе с мужем, Наташкой и её братом Петрунькой поселяются на Богоданке у Кишкина. Наташка, недолюбливавшая раньше властную тетку Марью (еще дома “все под её дудку плясали”, кроме отца), теперь тронута её заботой, даже не подозревая в Марье корыстного умысла: натравить девчушку на сладострастного Кишкина, дабы завладеть его богатством.

А рабочий Матюшка, женившийся на Оксе, которая теперь ждет ребенка, начинает заигрывать с Марьей и становится её любовником: он хочет через Марью получить доступ к кишкинским деньгам; а своего мужа, Семеныча, Марья с помощью Кишкина направляет работать в ночную смену. Она же подбивает наивную Наташку разыскать и якобы в шутку спрятать ключ от заветного кишкинского сундучка. Наташке по душе идея “испугать противного старичонку, который опять начал поглядывать на нее маслеными глазами”.

Трагедия разражается внезапно. Однажды около полуночи Семеныча срочно вызывают с работы на Богоданку. Он находит и Кишки-на, и Марью, и Наташку, и Петруньку убитыми, а кассу — пустой. Сперва думают, что это дело рук Петра Васильича, пошедшего “на отчаянность”, но позже находят и его труп. Следствие в недоумении, пока Матюшка не признается Родиону Потапычу, что сам всех “порешил”: Петр Васильич был мешавшим ему сообщником, который подбил его на преступление и хотел удрать с деньгами. Окся умерла от родов и перед смертью сказала, что все знает и что умирает за Ма-тюшкину вину; измученный угрызениями совести и укором Окси, он и решил сдаться. Родион Потапыч, и без того немного не в себе от всех событий, после признания Матюшки окончательно повреждается в рассудке и заливает водой шахту Рублиху, на которой истово и отчаянно работал все последнее время.

Рублиха уничтожена, плотина на Балчуговке размыта весенней водой, “и это в такой местности, где при правильном хозяйстве могло благоденствовать стотысячное население и десяток таких компаний”. Зыков действительно сходит с ума, “бредит каторгой” и ходит в окружении толпы ребятишек по Балчуговскому заводу вместе с местным палачом Никитушкой, “отдавая грозные приказания”. Феня уходит в Сибирь “за партией арестантов, в которой отправляли и Кожина: его присудили в каторжные работы. В той же партии ушел и Ястребов”. Матюшка “повесился в тюрьме”.

Краткое содержание Приваловские миллионы Мамин-Сибиряк

В произведении рассказывается о действиях в городке под названием Узло. В городок возвратился молодой миллионер по имени Сергей Александрович Привалов. Приваловым сразу же заинтересовалась сваха неопределенного возраста по имени Хиония Алексеевна Заплатина. Она сватает за миллионера старшую дочь богатого золотопромышленника по имени Надежда Бахарева. Ранее в этой семье жил сам молодой миллионер.

Отец Сергея Привалова раньше работал на приисках вместе с Бахаревым. Он владел заводом и любил жить, не отказывая в себе ни в чем. Такая жизнь его разорила. После он женился на дочери богатого человека. Звали ее Варварой Гуляевой. Ее отец кроме дочери воспитывал Машу и Васю из сиротского приюта. Когда дети повзрослели, они поженились. У Бахаревых родились 4 детей.

В семье Бахаревых Привалов стал жить после смерти матери. Отец Сергея отдал сына другу. Жизнь матери Сергея стала невыносимой. Поскольку супруг устраивал дома цыганские гулянки, пьянки и бесконечные оргии. В конце мать Сергея скончалась. А отец женился еще раз на цыганке по имени Стеша. Стеша родила 2 сыновей. Вскоре она завяла отношения на стороне и вместе с любовником убила своего супруга. Когда Сергею исполнилось 15 лет, Бахарев отправил его на учебе в Петербург вместе с сыном Костей.

Спустя 15 лет Сергей вернулся к себе домой. Бахарев верит, что Сергей стане золотодобытчиком. Но Сергею нравилось мельничное дело. Надежда Бахарева сразу понравилась Сергею. Однако ей жених не нравится. Сваха строит свои планы насчет Сергея. Сваха удивилась, узнав что Сергей постоянно ходит к Бахаревым. К другим опекунам он не заходит. А в доме Бахарева он часто беседует с Надеждой. В то время другие опекуны составляю план разорения Сергея Привалова. Для этого важно найти слабое место. Слабым местом мужского пола этой семьи были женщины. Половодов отправляет к Сергею свою жену. А Надежда была влюблена в Лоскутова. Одновременно его любила дочь Ляховского Зося. В это время Сергей увлекается женой Половодова. Лоскутов выбирает Надежду. А Зося узнав о решении сильно заболевает. Сергей строит мельницу в Гарчике.

В это время семья Бахаревых разоряется. Надежда говорит, что в положении от своего любимого и просит родителей согласиться с ее решением. Но разозлившийся отец выгоняет дочь из дома и запрещает произносить ее имя.

Сваха придумала засватать Зосю за Сергея. Она подманивает Сергея. Его завлекает ее остроумие и красота. Половодов уговаривает Зосю согласиться на брак. Поскольку семья Ляховских была на грани банкротства. Несмотря на разговоры и запреты Зося и Сергей женятся. После свадьбы все сразу начинает меняться. Зося устраивает вечеринки и пированья каждый день. При этом не обращает внимания на слова Сергея. От горя Сергей начинает пить. Костя Бахарев сообщает, что Половодов забрал их завод в Петербурге.

Бахарев поправляет свои дела. Надежда с Лоскутовым возвращаются в Узло. Узнав о приезде, Сергей ходит к ним в гости. Надежда уговаривает его бросить пить. Сергей скрывает свою любовь к Надежде. Лоскутов умирает от болезни. А надежда начинает работать. Отец ее прощает и просит выйти замуж за Сергея. А Привалов на тот момент был в отъезде и развелся с Зосей.

Прошло 3 года. Бахарев гуляет по улицам с внучкой и внуком Приваловым. В конце концов Надежда вышла замуж за Сергея Привалова.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мамин-Сибиряк. Все произведения

  • Алёнушкины сказки
  • Богач и Еремка
  • Ванькины именины
  • Вертел
  • Емеля охотник
  • Зимовье на Студёной
  • Золото
  • Медведко
  • Пора спать
  • Постойко
  • Приваловские миллионы
  • Приемыш
  • Серая шейка
  • Сказка о том, как жила-была последняя Муха
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича
  • Сказка Про Комара Комаровича
  • Сказка про храброго Зайца
  • Сказочка про Козявочку
  • Умнее всех

Приваловские миллионы. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.

В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры.

Героиня романа Полина Вихрова поступает на учебу в Москву. Ее отец Иван Вихров, профессор и ученый по лесничеству, который против необдуманных порубок леса. О нем пишут множество статей

В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу

В самом начале автор говорит, что данное произведение никоем образом не относится к смерти Фрунзе, написано оно, потому что создателю хотелось поразмышлять. Именно поэтому любые совпадения случайны, а герои выдуманы.

Ссылка на основную публикацию