Сказочка про Козявочку – краткое содержание Мамин-Сибиряк

Краткое содержание Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка для читательского дневника

Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Однажды в лесу родился маленький зайчик. Он очень боялся всех и всего: лису, волка, медведя, громкого шороха и неожиданного звука. Зайчишка прятался под кустиками и в траве.

Когда заяц вырос, ему очень сильно надоело бояться. Он сказал всем своим сородичам, что ничего и никого не боится. Храбрый Заяц так расхвастался и расшумелся, что не заметил волка, который пришёл на шум. От страха герой подпрыгнул высоко, а затем упал на голову волка.

Волк от неожиданности испугался и убежал. Все зайцы поверили, что Храбрый Заяц не хвастается, а на самом деле ничего не боится. Сам герой тоже поверил в своё бесстрашие.

Сказочка про Козявочку.

Тёплым весенним днём на свет появилась маленькая Козявочка. Когда она увидела небо и солнце, то очень обрадовалась. Малышка была убеждена, что всё вокруг принадлежит лишь ей одной. Козявочка летала и радовались солнечному свету и зелёной траве.

Вдруг внизу она увидела прекрасный аленький цветочек. Он так и манил Козявочку угоститься сладким нектаром. Маленькое насекомое наслаждались едой, когда на цветок прилетел Шмель. Он заявил, что цветок принадлежит ему и прогнал Козявочку.

Затем малышка узнала, что в мире существует множество опасностей. Необходимо опасаться птиц, лягушек и рыб. Все стремятся полакомиться маленькими насекомыми.

Но не всё так плохо вокруг. Козявочка познакомилась со своими сородичами и весело проводила лето. Затем она отложила яички и уснула на зиму крепким сном.

Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост

Полуденный сон Комара Комаровича был прерван писками и криками его сородичей. Как оказалось, в их болото пришёл медведь, который в воде спасался от жары. Когда Миша-короткий хвост лёг отдохнуть, он задавил много комаров. Затем сильно вдохнув в себя воздух, он проглотил ещё несколько сотен комариков.

Комар Комарович – длинный нос решил отомстить губителю насекомых. Он прилетел к болоту и стал угрожать медведю расправой. Огромное животное лишь рассмеялось в ответ и улеглось спать.

Комар же сказал, что Миша-короткий хвост умер со страху. Все полетели на болото, но медведь оказался жив и невредим.

Комары дружно начали нападать на нежеланного гостя. Они кусали его и громко пищали. Как только не отбивался Миша-короткий хвост, но пришлось ему уступить комарам и уйти прочь.

Ванькины именины

К игрушечному Ваньке пришли на день рождения другие игрушки. Среди них были: Волчок, две куклы, Петрушка, Волк, Клоун, Цыган и многие другие. Всем было весело. Ванька приготовил угощение. Гости ели и болтали.

Играла музыка. Две куклы поспорили, кто из гостей красивее всех. Петрушка сразу же крикнул, что он самый красивый. Все гости обиделись и посчитали себя уродами. Ванька пытался всех успокоить. Именинник сказал, что только он является уродом. Но было уже поздно. Среди гостей начиналась драка.

Ванька хотел разнять дерущихся, но случайно ударил одного из них. Началась всеобщая потасовка. Куклы упали в обморок. Заяц и Башмачок успели спрятаться под диван.

Затем хозяин прогнал вредных гостей. Башмачок и Зайчик выбрались из своего убежища. Куклы же обвинили их в том, что они начали драку. Невиновные Зайчик и Башмачок еле смогли убежать от Вани.

Именинник вернул всех гостей и они ещё долго обсуждали Зайца и Башмачка, которые, по их мнению, начали драку.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович были закадычными друзьями. Они болтали о разных важных вещах и приглашали друг друга к себе в гости. Но птица не могла плавать, а рыба – летать.

Воробей Воробеич дружил с трубочистом Яшей, который часто приходил на крышу. После работы Яша кушал хлеб, а крошки отдавал воробышку.

Однажды Воробей и Ёрш поссорились. Воробей нёс червячка к себе в гнездо, а Ёрш обманул, что в небе ястреб. Воробышек уронил червя, а рыба его съела. Когда Яша пришёл умыться к озеру, то его попросили рассудить эту ситуацию. Яша решил, что виноват Ёрш.

Затем выяснилось, что червяка нашла другая птичка, а воробей его украл. Яша хотел покормить обиженную птичка крошками, но мелкий воришка воробышек унес его краюху хлеба.

Другие птицы налетели на воришку и отобрали у него хлеб. Краюха была тяжёлой и упала в воду. Так трубочист остался без обеда, но зато смог повеселиться, глядя на птиц и рыб.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Муха, которая недавно родилась, летала в саду и наслаждалась жизнью. Она была уверена, что всё для неё: сахар в доме, цветы в саду, продукты на кухне. Она любила людей, потому что те оставляли после себя крошки и капельки молока. Муха считала, что садовник специально задолго до её рождения вырастил цветы в саду.

Старая муха убеждала её, что люди не такие уж и добрые. Человек, которого все называли Папой, курил табак. Мухи не выносили этот запах. Ещё он пил пиво. Но пиво нравилось мухам, хоть после него и болела голова. Он писал чернилом, которое было не вкусным и в нем утонули две молоденькие мушки.

Муха радовалась тёплому лету. В доме стало так много насекомых, что люди начали их уничтожать. Муха была умной и осталась жива.

Когда похолодало, Муха осталась жить в доме. Другие мухи уснули, а последняя из них летала и вселилась. Она была счастлива, что никто ей не мешает. Затем последней Мухе стало скучно. Её даже люди не хотели убить, потому что она была одна.

Последняя Муха села в уголок и никуда не вылетала. С наступлением весны в доме появилась молодая мушка. Они стали весело летать по дому и радоваться потеплению.

Сказочка про Воронушку – чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Однажды Ворона увидела, как воробьи гонятся за маленькой жёлтой птичкой. Она спасла бедняжку от вредных птиц, которым не понравился желтый цвет перышек незнакомки. Ворона выяснила, что это канарейка. Она сбежала из клетки. Ворона и Канарейка стали жить в одном гнезде.

Ворона объясняла подруге, как надо жить на воле. Она часто жаловалась, что её никто не любит. Мальчишки без какой-либо причины швыряли в неё камни. Ворона считала себя самой лучшей птицей.

Когда наступила осень, Канарейке стало холодно и голодно. Она попалась в силки к мальчишками, но Ворона спасла беднягу.

Но, привыкшая к жизни в неволе, Канарейка погибла после наступления зимы от мороза.

8. Умнее всех. Сказка

На птичьем дворе жил Индюк, который считал себя самой умной птицей на всём белом свете. Индюшка всегда хвалила мужа и поддерживала его во всём. Индюк любил ссориться с Петухом и Гусаком, потому что был уверен, что они не уважают его.

Однажды к ним пришёл Ёж. Никто из птицы не знал, что это такое. Петух думал, что это гриб. Индюк не смог угадать, что это за существо. И тогда Ёж назвал его глупцом. Вся домашняя птица заступилась за Индюка и хотели порвать Ежа на куски. Но Индюк решил конфликт мирно. Ёж признал птицу умной.

9. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Кухарка утром готовила кашу. Молочко закипало и спорили с овсяной кашей: “Я – молоко, я – молоко!” Каша отвечала ему тем же. Так они и общались. Если кухарка уходила куда-нибудь по делам и забывала о готовке, молоко или даже каша убегали на печь.

Ещё на кухне жил кот Мурка. Он очень любил печень и рыбу. Один раз, когда кухарка ушла на рынок, кот выпил все молоко. Он сделал это, чтобы примирить кашу и молоко.

Пора спать

Перед тем, как крепко уснуть, маленькая Алёнушка сказала папе, что она хочет стать царицей. Это пожелание услышали цветы. Они начали бурное обсуждение. Полевые цветы говорили, что девочка любит их больше. Садовые цветы утверждали, что именно одним из них мечтает стать Алёнушка.

Затем к девочке прилетела божья коровка и они полетели путешествовать. Алёнушка увидела много стран, где растут цветы из её сада. По дороге домой они попали в деревню, где старичок устраивал рождественскую ёлку для птиц. Девочка встретила многих героев из сказок, которые ей рассказывал отец. Старик же объяснил малышке, что каждая женщина является царицей.

Читать краткое содержание Аленушкины сказки. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Аленушкины сказки

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Саша – это мальчик, который ведет себя очень неуклюже, и даже зло. Он ведет себя по-хулигански, так, что все вокруг бояться его и просто не понимают. А у Сашки своя жизнь – весьма нелегкая, а потому он так и зол

Свинопас Генрих повествует знакомому Христиану о том, как же он любит принцессу, но делает он это в сотый раз, поэтому Христиан его не слушает. Генрих негодовал по поводу того, что не может привести свою возлюбленную на луг.

В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру

Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным.

Читайте также:  Вертел – краткое содержание рассказа Мамин-Сибиряк

Три человека решили отправиться в опасную экспедицию туда, где по преданию были спрятаны копи царя Соломона. Это пятидесятилетний охотник, Аллан Квотермейн, от его лица идет повествование

Сказка Про Козявочку

Сказка Про Козявочку краткое содержание

Наивная маленькая Козявочка родилась и думает, что мир вокруг – это все ее. И солнышко, и травка и все-все. Она безумно была рада этому, но оказалось все не так. Кого Козявочка встретит на пути, и как она будет жить, прочтите вместе с ребенком в рассказе.

Сказка Про Козявочку скачать:

Сказка Про Козявочку читать

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

– Как хорошо! Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, – хорошо, хорошо! И всё моё!

Ещё потёрла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

– Какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.

– И всё-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И всё моё.

Не успела она ещё договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель – и прямо к цветочку:

– Жжж. Кто забрался в мой цветочек? Жжж. Кто пьёт мой сладкий сок? Жжж. Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж. Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Всё, всё моё.

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась:

– Какой грубиян этот Шмель! Даже удивительно! Ещё ужалить хотел. Ведь всё моё – и солнышко, и травка, и цветочки.

– Нет уж, извините – моё! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь. Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!

– Хорошо, хорошо. Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать. Мало ли вас тут летает. Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный. Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья!

В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть ещё сердитые шмели, серьёзные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так. Не может этого быть.

Летит Козявочка дальше и видит – вода.

– Уж это моё! – весело запищала она. – Моя вода. Ах, как весело! Тут и травка и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

– Здравствуйте, милые. А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

– А мы играем, сестрица. Иди к нам. У нас весело. Ты недавно родилась?

– Только сегодня. Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка. Я думала, что всё моё, а они говорят, что всё ихнее.

Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли столбом: кружатся, летают, пищат. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьёзного Червяка.

– Ах, как хорошо! – шептала она в восторге. – Всё моё: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, решительно не понимаю. Всё моё, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю.

Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть, в самом деле! Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей – как шмыгнёт мимо, точно кто камень бросил.

– Ай, ой! – закричали козявочки и бросились врассыпную.

Когда воробей улетел, не досчитались целого десятка козявочек.

– Ах, разбойник! – бранились старые козявочки. – Целый десяток съел.

Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками ещё дальше в болотную траву.

Но здесь другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух – лягушка.

– Что же это такое? – удивлялась Козявочка. – Это уже совсем ни на что не похоже. Так и жить нельзя. У, какие гадкие!

Хорошо, что козявочек было много и убыли никто не замечал. Да ещё прилетели новые козявочки, которые только что родились.

Они летели и пищали:

– Всё наше. Всё наше.

– Нет, не всё наше, – крикнула им наша Козявочка. – Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!

Впрочем, наступила ночь, и все козявочки попрятались в камышах, где было так тепло. Высыпали звёзды на небе, взошёл месяц, и всё отразилось в воде.

Ах, как хорошо было!

– Мой месяц, мои звёзды, – думала наша Козявочка, но никому этого не сказала: как раз отнимут и это.

Так прожила Козявочка целое лето.

Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза её чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, – мало ли у козявочек всяких врагов! Были и свои радости. Встретила Козявочка другую такую же козявочку, с мохнатыми усиками. Та и говорит:

– Какая ты хорошенькая, Козявочка. Будем жить вместе.

И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Всё вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и сказала:

– Ах, как я устала!

Никто не видал, как Козявочка умерла.

Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

Про Козявочку — Мамин-Сибиряк Д.Н.

Милая сказка про мошку Козявочку. Так только она родилась, сразу решила, что весь мир принадлежит только ей. Однако вскоре мошка обнаружила, что мир хоть и красив, но полон опасностей. С цветка ее прогнал шмель, на болоте чуть не съел воробей, рыба, лягушка. Но Козявочке повезло, и она прожила все лето и даже завела семью. А с приходом осени уснула до следующей весны…

Про Козявочку читать

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо! Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо! И всё моё!

Ещё потёрла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

— Козявочка, ко мне! — крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

— Какой ты добрый, цветочек! — говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

— Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, — пожаловался цветочек.

— И всё-таки хорошо, — уверяла Козявочка. — И всё моё.

Не успела она ещё договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель — и прямо к цветочку:

— Жжж. Кто забрался в мой цветочек? Жжж. Кто пьёт мой сладкий сок? Жжж. Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж. Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё.

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась:

— Какой грубиян этот Шмель! Даже удивительно! Ещё ужалить хотел. Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.

— Нет уж, извините — моё! — проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

— Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь. Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!

— Хорошо, хорошо. Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать. Мало ли вас тут летает. Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный. Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья!

В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть ещё сердитые шмели, серьёзные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так. Не может этого быть.

Летит Козявочка дальше и видит — вода.

— Уж это моё! — весело запищала она. — Моя вода. Ах, как весело! Тут и травка и цветочки.

Читайте также:  Сказка про храброго Зайца - краткое содержание сказки Мамин-Сибиряк

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

— Здравствуйте, милые. А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица. Иди к нам. У нас весело. Ты недавно родилась?

— Только сегодня. Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка. Я думала, что всё моё, а они говорят, что всё ихнее.

Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли столбом: кружатся, летают, пищат. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьёзного Червяка.

— Ах, как хорошо! — шептала она в восторге. — Всё моё: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, решительно не понимаю. Всё моё, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю.

Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть, в самом деле! Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей — как шмыгнёт мимо, точно кто камень бросил.

— Ай, ой! — закричали козявочки и бросились врассыпную.

Когда воробей улетел, не досчитались целого десятка козявочек.

— Ах, разбойник! — бранились старые козявочки. — Целый десяток съел.

Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками ещё дальше в болотную траву.

Но здесь другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух — лягушка.

— Что же это такое? — удивлялась Козявочка. — Это уже совсем ни на что не похоже. Так и жить нельзя. У, какие гадкие!

Хорошо, что козявочек было много и убыли никто не замечал. Да ещё прилетели новые козявочки, которые только что родились.

Они летели и пищали:

— Всё наше. Всё наше.

— Нет, не всё наше, — крикнула им наша Козявочка. — Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!

Впрочем, наступила ночь, и все козявочки попрятались в камышах, где было так тепло. Высыпали звёзды на небе, взошёл месяц, и всё отразилось в воде.

Ах, как хорошо было!

— Мой месяц, мои звёзды, — думала наша Козявочка, но никому этого не сказала: как раз отнимут и это.

Так прожила Козявочка целое лето.

Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза её чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, — мало ли у козявочек всяких врагов! Были и свои радости. Встретила Козявочка другую такую же козявочку, с мохнатыми усиками. Та и говорит:

— Какая ты хорошенькая, Козявочка. Будем жить вместе.

И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Всё вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и сказала:

— Ах, как я устала!

Никто не видал, как Козявочка умерла.

Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

(Илл. Т. Иваницкой, изд. Профиздат, 2006 г.)

Анализ литературной сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказочка про Козявочку”

Разделы: Литература

Познакомить с особенностями сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Развитие умений анализировать произведения, навыки выразительного, осознанного чтения.

Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.

Оборудование: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа литературной сказки.

Литература: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

2. Ориентировочно-мотивационный этап-10 минут.

Путешествуя в мир сказок, мы познакомились с русским народными и литературными сказками.

– В чем их сходство и чем они различаются?

– С какими литературными сказками мы познакомились и кто их автор?

– Расскажите о творчестве писателя-сказочника П.П.Ершова.

3. Операционально-исполнительский этап – 30 минут.

– В жанре литературной сказки работали многие писатели и поэты. Одним из таких мастеров слова, является Д.Н.Мамин-Сибиряк. Начал работать он в этом жанре не случайно. Его заставила жизнь. В 1892 году у писателя умирает жена. И он остается с больной дочкой на руках. Девочку ждала трудная судьба: мама умерла, отец немолод, а серьезная болезнь мешала рассчитывать на благополучный удел. Отцу предстояло подготовить дочку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное– научить ребенка любить жизнь.

Какие же сказки создал писатель? Про кого они? Какова тема сказок?

Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить, и сделать вывод, в чем же заключается особенность сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Конечно же, чтобы иметь полное представление о его сказках необходимо прочитать несколько прекрасных сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Поэтому, чтобы работа была плодотворной, деятельность организуем в группах. Каждой группе будет дана сказка и схема анализа.

Задание (групповая работа)

Проанализировать “Сказочку про Козявочку” – 1 группа

Анализ “Сказки про Воробья Воробеича” – 2 группа

Анализ “Сказки про Комара Комаровича” – 3 группа

Анализ “Сказки про храброго зайца” – 4группа

Анализ сказки “Серая шейка” – 5 группа

Выступление творческой группы

– Что же составляет сюжет сказки?

+Основу сюжета сказки составляет рождение Козявочки и ее столкновение с препятствиями, опасностями (шмель, червячок, лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки, засыпание до следующей весны.

+Повествование ведется от лица автора, наблюдателя.

Сказка состоит из трех частей:

1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир в этот момент.

2 – изменение мировоззрения Козявочки из-за произошедших с ней событий.

3 – конец жизни Козявочки. Анализ событий, произошедших с нею в жизни.

  • Есть ли волшебные явления, предметы?

+Волшебством является то, что все животные разговаривают.

  • Дайте характеристику героям сказки.

+ Козявочка (мелкое насекомое). Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки встречается с некоторыми препятствиями, которые меняют ее характер – заставляют приспосабливаться к жизни, привыкать к трудностям, успешно преодолевать их.

Цветочек – добрый, помогает Козявочке при рождении, накормил ее.

Шмель – сердитый, грозный, грубый, первый отрицательный герой, с которым столкнулась Козявочка.

Червячок – серьезный, строгий, считающий, что все принадлежит ему: и травка, и цветочки.

Другие козявочки – легкомысленные, как и Козявочка.

Воробьи, рыбки, лягушки показаны в сказке как враги, препятствующие жизни Козявочек.

+ Невозможно переделать мир, невозможно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Не нужно злиться на мир, стоит реально оценивать свои возможности и надеяться на лучшее, свято верить в справедливость, добро.

  • Расскажите о художественных особенностях сказки.

– наличие глаголов в начале предложения придают повествованию движение, быстроту действия: “Как родилась Козявочка…Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, посмотрела кругом. Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть не болотную осоку”.

– наличие повторов в сказке:

Небо синее-синее; хорошо, хорошо! Добрый-то добрый.

– наличие разговорной лексики: – Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон!

– использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Козявочка, червячок, цветочек, солнышко, травка.

  • О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте познавательный момент.

+Из сказки дети узнают о жизни насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.

  • Чему учит детей эта сказка?

+Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами Козявочки, чтобы обрести истинное человеческое мировоззрение. Не все в мире просто, как кажется, иногда окружающее может показаться сложным и жестоким, но не стоит огорчаться – нужно лишь найти сой подход к каждой ситуации, подход, соответствующий нормам поведения, законам добра, справедливости.

(Аналогично отчитываются другие группы)

4. Рефлексивно-оценочный этап – 5 минут

Итак, какие же особенности имеют сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка?

1. Герои сказок – муха, Козявочка, комар, заяц – подчеркнуто малы, слабы, незаметны, но все действие наплавлено к их победе.

2. Основные темы сказок:

– Слабые одерживают верх над сильными.
– Незаметные обретают свое место в жизни.
– Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага.
– Сила духа важнее силы физической.

3. Действие, сюжеты строятся на забавных, веселых происшествиях.

4. Описание природы занимает незначительное место. Зарисовки кратки, но очень выразительны.

5. Сказки познавательны. Очеловечивание персонажей помогает ребенку живее и ярче представить ребенку характерные свойства животных, их жизнь.

6. Художественные особенности: наличие глаголов в начале предложения придают повествованию особый ритм, динамику, наличие повторов, разговорной лексики.

Вывод: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка – своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами козявочки, мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение.

Приготовить занимательный материал по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 22 ноября 2018 г.

“Сказочка про козявочку”

Мамин-Сибиряк Д., сказка “Сказочка про козявочку”

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки “Сказочка про козявочку” и их характеристика

  1. Козявочка. Обычное летающее насекомое. Сперва наивная, потом повзрослевшая, приобретшая грустный опыт. И веселая, и печальная.

План пересказа сказки “Сказочка про козявочку”

  1. Рождение козявочки
  2. Добрый цветок
  3. Противный шмель
  4. Наивный червячок
  5. Встреча с подругами
  6. Воробьи, лягушки и рыбы
  7. Молодые козявочки
  8. Звездная ночь
  9. Так прошло лето.

Кратчайшее содержание сказки “Сказочка про козявочку” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Козявочка родилась, она думала, что все вокруг принадлежит ей.
  2. Она напилась цветочного сока, но из цветка ее прогнал шмель
  3. Козявочка познакомилась с подружками и веселилась с ними
  4. Козявочек ели воробьи, рыбы и лягушки, но всегда появлялись новые, молодые козявочки
  5. Было у Козявочки в жизни и плохое, и хорошее
  6. Осенью она отложила яйца и умерла, а может быть уснула.
Читайте также:  Емеля охотник – краткое содержание Мамина-Сибиряка

Главная мысль сказки “Сказочка про козявочку”
Мир огромен и прекрасен, но он никому не принадлежит по-отдельности.

Чему учит сказка “Сказочка про козявочку”
Сказка учит любить природу, обращать внимания на закономерности в природе. Учит не преувеличивать собственное значение для мира и окружающих. Учит тому, что незаменимых нет. Учит тому, что все идет своим чередом.

Отзыв на сказку “Сказочка про козявочку”
Очень занимательная сказка, в которой молодая и наивная Козявочка узнала, что мир вокруг нее принадлежит всем живущим, а не только ей. Она узнала, что для того, чтобы выжить, нужно приложить какие-то усилия, и что ничто не дается даром. Этот ценный опыт помог Козявочки прожить полную событиями жить и оставить потомство.

Пословицы к сказке “Сказочка про козявочку”
В миру всего много, как и в море воды.
Что ни делается, все к лучшему.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – наука, она учит опытом.
Жизнь, что луна – то полная, то на ущербе.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Сказочка про козявочку”
В один солнечный весенний день родилась Козявочка. Она расправила крылья, потянулась, огляделась вокруг и обрадовалась. Вокруг было хорошо и все вокруг было ее.
Полетела Козявочка и цветок увидела. А цветок тоже увидел Козявочку, и зовет ее. Спустилась Козявочка на цветок, напилась сладкого сока, благодарит добрый цветок.
А тот сокрушается, что ходить не умеет.
И тут вдруг прилетает шмель и гонит Козявочку из цветка. Козявочка возмущается и говорит, что все вокруг ее, но Шмель возражает, что его.
Еле Козявочка ноги от сердитого Шмеля унесла.
Села на травку, ругается, Шмеля грубияном называет. И вдруг слышит, кто-то снова ей возражает. А это Червячок, ползет себе по травке и говорит, что все вокруг его. Все он может съесть, и травку и цветочек.
Но Козявочка червячка не испугалась, ведь тот летать не умел.
За несколько часов Козявочка узнала о мире все. Оказалось, что многие в нем думают, что мир принадлежит им. Козявочка даже расстроилась из-за этого.
Подлетела Козявочка к воде, а там другие козявочки. Увидели ее, обрадовались, играть к себе зовут.
Заигралась с ними Козявочка, про все огорчения забыла. Опять ей стало казаться, что все вокруг ее.
Вдруг мимо пролетел воробей и десятка козявочек сразу не досчитались. Это была беда пострашнее шмеля и червячка. Стала Козявочка вместе с подружками в траву болотную прятаться. А там другая проблема – пару козявочек рыбка съела, пару – лягушка.
Козявочка была разочарована. В мире оказалось столько опасностей, а она думала, что он принадлежит только ей.
И когда прилетали новые, только что родившиеся козявочки, такие же наивные как когда-то она, Козявочка предупреждала их, что в мире есть воробьи, лягушки и шмели.
Ночью она смотрела на звезды и тихо говорила, что это все ее. Тихо, чтобы никто не услышал и не отнял еще и это.
***
Так прожила Козявочка целое лето. Было у нее и хорошее и плохое. Стриж чуть не съел, рыба чуть не проглотила. А в другой раз встретила она Козявочку с мохнатыми усиками, с которой стала жить вместе. К осени нанесла Козявочка яичек и умерла.
Да даже не умерла, а уснула до весны, чтобы весной проснуться и снова веселиться.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Сказочка про козявочку”

Сказка Про Козявочку — Мамин-Сибиряк Д. Н

Сказка Про Козявочку слушать

Сказка Про Козявочку читать

Как родилась Козявочка, никто не видал.

Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо! Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо! И всё моё!

Ещё потёрла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.

— Козявочка, ко мне! — крикнул цветочек.

Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.

— Какой ты добрый, цветочек! — говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.

— Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, — пожаловался цветочек.

— И всё-таки хорошо, — уверяла Козявочка. — И всё моё.

Не успела она ещё договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель — и прямо к цветочку:

— Жжж. Кто забрался в мой цветочек? Жжж. Кто пьёт мой сладкий сок? Жжж. Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж. Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё.

Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась:

— Какой грубиян этот Шмель! Даже удивительно! Ещё ужалить хотел. Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.

— Нет уж, извините — моё! — проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.

Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:

— Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь. Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!

— Хорошо, хорошо. Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать. Мало ли вас тут летает. Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный. Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья!

В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть ещё сердитые шмели, серьёзные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так. Не может этого быть.

Летит Козявочка дальше и видит — вода.

— Уж это моё! — весело запищала она. — Моя вода. Ах, как весело! Тут и травка и цветочки.

А навстречу Козявочке летят другие козявочки.

— Здравствуйте, милые. А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица. Иди к нам. У нас весело. Ты недавно родилась?

— Только сегодня. Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка. Я думала, что всё моё, а они говорят, что всё ихнее.

Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли столбом: кружатся, летают, пищат. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьёзного Червяка.

— Ах, как хорошо! — шептала она в восторге. — Всё моё: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, решительно не понимаю. Всё моё, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю.

Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть, в самом деле! Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей — как шмыгнёт мимо, точно кто камень бросил.

— Ай, ой! — закричали козявочки и бросились врассыпную.

Когда воробей улетел, не досчитались целого десятка козявочек.

— Ах, разбойник! — бранились старые козявочки. — Целый десяток съел.

Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками ещё дальше в болотную траву.

Но здесь другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух — лягушка.

— Что же это такое? — удивлялась Козявочка. — Это уже совсем ни на что не похоже. Так и жить нельзя. У, какие гадкие!

Хорошо, что козявочек было много и убыли никто не замечал. Да ещё прилетели новые козявочки, которые только что родились.

Они летели и пищали:

— Всё наше. Всё наше.

— Нет, не всё наше, — крикнула им наша Козявочка. — Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!

Впрочем, наступила ночь, и все козявочки попрятались в камышах, где было так тепло. Высыпали звёзды на небе, взошёл месяц, и всё отразилось в воде.

Ах, как хорошо было!

— Мой месяц, мои звёзды, — думала наша Козявочка, но никому этого не сказала: как раз отнимут и это.

Так прожила Козявочка целое лето.

Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза её чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, — мало ли у козявочек всяких врагов! Были и свои радости. Встретила Козявочка другую такую же козявочку, с мохнатыми усиками. Та и говорит:

— Какая ты хорошенькая, Козявочка. Будем жить вместе.

И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Всё вместе: куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густой траве и сказала:

— Ах, как я устала!

Никто не видал, как Козявочка умерла.

Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.

Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!

Ссылка на основную публикацию