Анализ стихотворения Как кони медленно ступают Мандельштама

Анализ стихотворения Как кони медленно ступают Мандельштама

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Вы не знавали князь Петра.
1 минуту назад

Отцы и дети
1 минуту назад

Я встретил вас – и все был.
2 минуты назад

Когда исчезнет омраченье.
2 минуты назад

Ожидание
2 минуты назад

Неизвестно
4 минуты назад

Отчалила лодка. Чуть брезж.

Гражданин
8 минут назад

Скрипка Ротшильда
9 минут назад

Мадонна
9 минут назад

Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (О.Э. Мандельштам)

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Усложненность ранней поэзии Мандельштама вызвала странные сочетания ломающейся психологии молодого человека и точной, честной, глубокой оценки этой «ломкости». Поэт сумел избежать столь характерных для юности крайностей – либо самоочернения и самоиздевательств, либо самовозвеличивания и идеализации. У Мандельштама в первых же его стихотворениях лирический герой поразительно объективно рассуждает о своей готовности к этим крайностям, и тем перерастает юношеский максимализм.

Войдя в поэзию в столь смутное время, Мандельштам примкнул к акмеистам, оказался в одном «строю» с Ахматовой и Гумилевым. В произведениях поэта ярко начинают звучать, в период увлечения философией П.Я. Чаадаева, католические мотивы, которые оттеняют два не менее важных мотива – «русский» и «еврейский».

Уже в стихотворениях 1915 года он смешивает Рим и Элладу, собственно католические и греко-православные мотивы в своей особой технике. Главным итогом этого периода стал сборник «Камень».

Для раннего творчества Мандельштама характерно стремление к классической ясности и гармоничности. Его стихи отмечаются простотой, легкостью, прозрачностью, что достигается использованием поэтических тропов, простых рифм («Звук осторожный и глухой. », «Только детские книги читать. », «На бледно-голубой эмали», «Как кони медленно ступают. »). Ранним стихотворениям Мандельштама свойственна любовь к точным и кратким характеристикам, законченность, которая подчеркивается афористичностью заключительных строк («Сегодня дурной день. », «Отчего душа так невезуча. », «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. »).

В своем творчестве поэт опирается на богатые традиции мировой культуры, включает в свои произведения идеи и образы художников разных эпох и разных народов, реалии многовековой истории и истинного искусства. Все это было общей чертой поэзии серебряного века. Но Мандельштам в подходе к культурно-историческому наследию отличается от многих современников. Он не похож на художников «Мира искусства» (А. Бенуа, И. Сомова), которые пытались противопоставить «серой действительности» стилизованные, декоративные, изысканные картины прошлого. Мандельштам также чужд Гумилевскому экзотизму и излишнему романтизму.

В произведениях художника слова оживают создатели великих произведений мирового искусства и созданные ими герои: Гете, «свищущий на вьющейся тропе», и Гамлет, «мысливший пугливыми шагами», и «светотени мученик Рембрандт», и Федра, и ахейцы, и Державин. Эти образы в стихотворениях поэта не воскрешают прошлое, они – органическая часть современной ему жизни, существуют в его душе и поэтому становятся живыми, близкими для читателя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я вздрагиваю от холода Мандельштама

Образы Мандельштама выражают преемственность духовной жизни человечества. Они могут вбирать в себя разные эпохи, разные цивилизации, концентрировать, прессовать их, они накладываются, выкатываются в современность.

Разрыв с культурой прошлого, ослабление связей с мировой культурой – тревожное, опасное явление советской жизни после революции. Мандельштам предчувствует, предугадывает трагические последствия попрания гуманистических традиций европейской культуры. Восстановить связь времен, возродить отброшенные общечеловеческие традиции призвано искусство. В стихотворении «Век» он писал:

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

И этот долг художника – он

. Своею кровью склеит

Двух столетий позвонки.

Поэзия Мандельштама, который писал свои стихи «на разрыв аорты», восстанавливала и продолжала нашу связь с духовной жизнью человечества. В этом стихотворении говорится о разбитом позвоночнике века, о разрыве в историческом течении времени, о сломе существовавшего порядка вещей. Слово «флейта» вызывает ассоциацию с Гамлетом. Пафос стихотворения утверждает мысль о том, что связь времен можно восстановить только правдой о пережитой и переживаемой эпохах.

Кроме того, особо важное значение в творчестве Мандельштама имеет петербургская тема («Петербургские строфы», «Адмиралтейство», «Дворцовая площадь», «Летние стансы»). Мастерский, узнаваемый, прихотливый, точный не сходством черт и пропорций, а внутренней энергией видения-прозрения, чувствования, проникания, Петербург этого поэта – страница, без которой уж немыслима поэзия, без которой сам город становится обездоленнее и бедней.

Поэтический образ Мандельштама многозначен, многослоен, нацелен на разные ассоциации, его поэзия самобытная, новаторская, открывшая новые возможности языка. Его открытия обогатили русскую поэзию, служат ей сегодня, отзовутся в ней в будущем.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Мандельштам О.Э. / Стихотворения / Мотивы и образы лирики одного из поэтов серебряного века (О.Э. Мандельштам)

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Стихотворение “Как кони медленно ступают” Мандельштам Осип Эмильевич

Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу.

Горячей головы качанье
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.

Еще стихотворения:

О, если б ясную, как пламя О, если б ясную, как пламя, иную душу раздобыть. Одной из лучших между вами, друзья, прославиться, прожить. Не для корысти и забавы, не для тщеславия хочу людской любви и верной.

Медленно-медленно вечер Медленно-медленно вечер Наплывает на тихую землю, Медленно, ночи навстречу, Выходит из леса олень. Новое ли божество Своего высылает предтечу, Старого ли божества Вижу печальную тень? Друг ли, утраченный мной, Иль.

Кони в ночном Чу Ржет жеребенок. Он просит напиться. Ему ни печаль, ни тоска Нипочем… Мне синяя степь приингульская Снится — И кони в ночном. Только кони В Ночном И словно я вижу.

Эх вы, сани! А кони, кони! Эх вы, сани! А кони, кони! Видно, черт их на землю принес. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез. Ни луны, ни собачьего лая В далеке, в стороне, в.

Я не знаю Я не знаю, зачем упрекают меня, Что в созданьях моих слишком много огня, Что стремлюсь я навстречу живому лучу И наветам унынья внимать не хочу. Что блещу я царицей в.

Кассандре Пусть говорят: «Святыня — не от Жизни», Блюди елей у брачного чертога! Жених грядет: пожди еще немного, И уличной не внемли укоризне. То — странники в неузнанной отчизне, Сжигая храмы.

А чего я жду А чего я жду В голубом саду, В золотом от снега и солнца? Ото всех утаю, Как я жить устаю Взаперти, как в дереве кольца. А о чем хочу Рассказать.

Кони Колхозные сытые кони Топтали в лугах синеву И — словно с широкой ладони — Щипали траву-мураву. Вдруг конь, рудо-желтый, буланый, Заржал и копытом забил, Как будто бы сбруей булатной В.

Кони мои А у наших коней да заместо подков Полумесяцы на ходу. У Зеленого Яра, у желтых песков За звездой высекают звезду. Кони, кони мои! Ну, не кони, а гром! Объезжали вас.

Кони А кони, говорят, имеют души, Хотя подпруги и узда их душат, В какой бы тройке праздной наугад Ни мчались эти кони напрокат. Плати копейку — и по кругу, эх! —.

Кони привередливые Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю, — Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом — пропадаю.

Белые кони Это в жизни бывает нечасто, Словно кто-то тебя позовет: Зорсвую подковку на счастье На дороге не каждый найдет, И, заслыша знакомые звоны, Я по травам куда-то бегу. Все мне чудится.

Мы древние, испытанные кони Мы древние, испытанные кони. Победоносцы ездили на нас, И не один великий богомаз Нам золотил копыта на иконе. И рыцарь-пес и рыцарь благородный Хребты нам гнули тяжестию лат. Один из.

Я уезжала, бешеные кони Я уезжала, бешеные кони рванули с места, будто от погони. Пурга снегами, некуда деваться, крутила, не поймешь, где верх, где низ. Вновь наступала смена декораций, в другую плоскость уходила жизнь.

В Компьенский лес уходят кони В Компьенский лес уходят кони, И колокольня смотрит в даль, Ей все равно — пусть ветер гонит Листву в пустой Мориенваль. Так эта осень бесконечна, Что нет ни света ей.

Медленно Отстоялась душа как вино. Как осенние запахи терпки осадки. Загляни: глубина как песчаное дно, и песок у души — желтоватый и гладкий. Буду жить никогда не расплескан, весь закованный в.

Sed non satiatus (Но не утоленный) Что же мне делать, когда не пресыщен Я — этой жизнью хмельной! Что же мне делать, когда не пресыщен Я — вечно юной весной! Что же мне делать, когда не.

Я видел степь. Бежали кони Я видел степь. Бежали кони. Она подрагивала чуть И элеватора свечу Держала на своей ладони. И зелень в синеву лилась, И синь легла на все земное, И устанавливалась связь Меж.

В альбом Ф. А. Кони (Что написать, ей-ей, не знаю…) Что написать, ей-ей, не знаю — Девиц и женщин не терплю, Лишь душу, чувство уважаю, И ум я искренно люблю….

Когда умирают кони — дышат Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.

Анализ стихотворения Мандельштама Notre Dame (Нотр Дам)

Произведение «Notre Dame» было написано в 1912 году молодым Осипом, а также стало одним из стихотворений, которые стали частью его сборника “Камень” в 1916 году. В 1913 году произведение было написано в приложении к декларации акмеизма как подходящий пример. Содержание этого произведения в том, что предмет поэзии изображается в простых и здешних делах.

Заглавие произведения показывает, про что оно, то есть про Собор Парижской Богоматери. Произведение включает в себя четыре строфы. Каждая строфа, в свою очередь, показывает свежий угол зрения и свежий поворот мысли. Вследствие чего полное произведение создается из подходящих частей. Это произведение похоже на Собор, то есть представляется читателю как настоящий организм.

Начальная строфа показывает впечатление героя на Собор внутри. Вторая строфа показывает Собор снаружи. Последние две строфы рассматривают Собор и внутри, и снаружи, но тщательнее. Это перекрестное чередование согласовывается с крестообразным сводом Собора, сокровищем 12 столетия. В произведении не только описывается Собор, но и рассуждается прошлое, будущее и настоящее людей героем.

В начальной строфе показывается прошлое, то есть Собор был построен в 12 столетии и на местности, где раньше существовала римская колония. Автор сопоставляет крестообразный свод Адаму, первейшему человеку на Земле. Этим он объясняет новое раскрытие в культуре человека и истории. Две следующие строфы представляют Собор как композиция трех культур: римской, языческой и христианской как внутреннее дополнение Собора. Последняя строфа описывает будущее. 21-летний Осип устремляется к созданию “прекрасного” как сам Собор.

Тематикой произведения является назначение поэта и его связь с культурой всей Земли. Главной идеей является взаимосвязь всех предметов, то есть прошлого с будущим, уродства с красотой, художника с его искусством.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

Основным символом произведения является камень, так как это совершенное вещество, предмет всего земного. Камень собирая премудрость всех столетий, становится Собором. В стихотворении присутствуют противопоставления. Собор включает в себя эти противопоставления. Свод, который кажется легким внутри Собора давит с неимоверной тягой. Также противопоставляются дуб с тростинкой как разные компоненты, то есть толстое и тонкое. Здесь заложен глубокий философский смысл: человек похожий и размышляющий как тростник с его слабостью, непониманием противопоставляется самоуверенному и сильному человеку, похожему на дуб.

Языческая сила является противоположностью христианской скромности. Рассудочная пропасть – это сочетание несочетаемого, так как пропасть не бывает рассудительной, но для готической личности, которая сочетает все противоположности, мир видится только так. В четвертой строфе противопоставляется уродство красоте, как материал, с помощью которого изобретается прекрасное, противопоставление созданию рук человека.

Анализ стихотворения Notre Dame (Нотр Дам) по плану

Notre Dame (Нотр Дам)

Возможно вам будет интересно

Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Анализ стихотворения «Нотр Дам» (О.Э. Мандельштам)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.08.2020 · Обновлено 19.08.2020

Осип Мандельштам – представитель Серебряного века, чьи стихотворения всегда были узнаваемы читателями. Через путь взросления творчество Мандельштама менялось и приобретало новую усложненную форму выражения чувств и мыслей. Раннее творчество поэта порадует читателя сохраненной эстетикой написания, при простоте рифмы и прямолинейности. Так, к данному периоду относится первый опубликованный сборник О. Мандельштама «Камень», куда и входит стихотворение «Нотр Дам», анализ по плану которого Вам предлагает прочитать Многомудрый Литрекон.

История создания

До наших дней не сохранилась точная история создания стихотворения «Нотр Дам». Известно лишь то, что оно было написано в 1912 году (тогда поэт проходил курсы в Сорбонне — высшем учебном заведении во Франции), а опубликовано в 1913 году. Стихотворение входило в первый сборник поэта «Камень» (1916 год).

Первые работы сборника «Камень» были написаны Мандельштамом ещё в юношеские годы, а последние — в период завершения срока обучения в Европе. Сборник создавался в период становления творческой личности, юношеского максимализма и стремления найти способ выразить свою индивидуальность. Именно тогда автор встретил Н. Гумилева, родоначальника поэтической школы акмеистов, и понял, что ему подходят эстетические принципы данного течения. Вскоре именно с его поэзией читатели будут ассоциировать акмеизм.

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец.

Жанр, направление, размер

Принято считать, что стихотворение О. Мандельштама «Нотр Дам» по направлению относится к акмеизму. Аргументировать это можно тем, что основными критериями акмеизма являются: отсутствие мистического максимализма, обыденность и красота слова. О. Мандельштам, изобразив Собор Парижской Богоматери, выбрал реальный осязаемый предмет, лишив его мистицизма.

Жанр произведения — лирическое стихотворение.

Стихотворение «Нотр Дам» написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

Название стихотворения «Нотр Дам» точно выражает главный объект описания – Собор Парижской Богоматери.

Композиция

Как бы поверхностно автор бы не пытался описать облик Собора Парижской Богоматери, за изображением архитектуры проскальзывают рассуждения лирического героя о прошлом, настоящем, будущем, а также о том, что скрывается за неизвестностью.

  1. Уже с первого четверостишья понятно, что О. Мандельштам начинает описания с прошлого. На месте собора раньше существовала римская колония. Внешний готический, строгий, мощный облик собора автор сравнивает с Адамом – первым человеком на Земле, тем самым делая акцент на чем-то новом в культурной истории человечества.
  2. Во второй и третьей строфах автор показал сочетание тяжелой романской культуры, стремящейся высь готики и языческого изобилия деталей в одном образе собора.
  3. В завершающем четвертом четверостишье О. Мандельштам обращается в будущее. Видя пред собой невероятный образ Нотр Дама, автор, будто бы давая обещание, обращается и утверждает, что когда-нибудь и он создаст нечто прекрасное, подобное Собору Парижской Богоматери.

Образы и символы

Бесспорно, одним самым важным «героем» стихотворения «Нотр Дам» является кафедральный собор Нотр Дам. Возведенный еще в двенадцатом веке, он и по сей день продолжает волновать души гостей столицы Франции.

Второй образ, заставляющий разглядеть за внешним обликом собора и скрытый смысл – лирический герой, автор повествования. Он наталкивает читателя на последующий анализ стихотворения «Нотр Дам».

Главным символом, скрывающийся за образом величественного собора, является камень. Храня в себе все тайны, он наполняется мудростью, со временем перерастая в собор.

Контрасты и противопоставления также являются значимыми компонентами стихотворения. Собор сам по себе, несущий светлый облик, перекрывается тяжкой готикой, создавая внешне напор. Тем самым внутренняя легкость совмещается с внешней мощью. Изобильное язычество (египетская мощь) деталей противопоставляется аскетичному христианству.

Дуб и тростинка – толстый и тонкий элемент собора, за которыми скрываются образы уязвимого человека и уверенной в себе личности.

Лабиринт и лес – оба препятствия, однако с различными способами преодоления: горизонтальным и вертикальным. Так, лабиринт – путь к гармонии, часто изображающийся в готических храмах и соборах, а лес, исходя из «Божественной комедии» Данте, есть путь заблуждения.

Тяжелый грубый материал и труд человеческих рук противопоставлены и показывают, как из хаоса материи создаются шедевры.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Нотр Дам» состоит из четырех строф. В каждой из них поэт описывает ракурс повествования и делает акцент на каждом из них. В первом четверостишье читатель видит внутреннее описание собора, лирический герой изнутри знакомит нас с кафедральной готикой. Во второй строфе идет внешнее описание, автор, как иллюстрацию изобразил особенности внешнего образа Нотр Дам. А в третьей и четвертой строфах О. Мандельштам снова обращается как к внутренним, так и к внешним чертам собора, выражая все в своих чувствах и взглядах.

  1. Основная тема стихотворения «Нотр Дам» — искусство. Описание собора перекликается с мечтой поэта создать что-то столь же совершенное. Творчество архитектора вдохновляет его, он с трепетом описывает каждую линию собора и его укрепления. Внимание автора приковано к закономерностям архитектуры, к тому, как такие громады удерживаются в воздухе и стоят столетиями.
  2. Еще одна важная тема — красота. Автора восхищает оформление собора. Он недоумевает, как из грубого камня могла получиться такая хрупкая красота?
  3. Сочетание культур в соборе тоже заинтересовало автора. Он улавливает в его оформлении мощь Египта и робость христианства, подмечая противоречивость собора и богатство его эстетики.
  4. Настроение произведения «Нотр Дам» — восхищение. Автора потрясло величие собора, он оценил гениальность архитектора.

Основная идея

Главным героем стихотворения, помимо собора Нотр Дам, также является и образ лирического героя. Каждая строфа стихотворения раскрывает в себе взгляд этого героя на собор с разных ракурсов, собирая все мысли воедино. Смысл стихотворения «Нотр Дам» — это личное восприятие красоты собора, гимн архитектурному искусству. Поэт вдохновился прелестью собора.

Стихотворение О. Мандельштама «Нотр Дам» заставляет задуматься над несколькими вещами. Мы производим переоценку культурных памятников, рассматривая их под иным углом и воспевая на новый лад. Мы понимаем, что даже, казалось бы, несовместимые понятия, могут в тандеме создавать нечто новое и уникальное. Главная мысль стихотворения «Нотр Дам» заключается в том, что эклектика порождает новые шедевры, вдохновляющие людей. Смешение стилей и идей — вот источник для новаторства в культуре.

Читайте также:  Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

Средства выразительности

Стихотворение «Нотр Дам» наполнено различными средствами выразительности. Вот тропы с примерами:

  1. Особое внимание автор уделил олицетворению, особенно при описании собора. Например, «чудовищные рёбра», «свод играет мышцами», «распластывая нервы».
  2. Особую эмоциональную окраску стихотворению дали эпитеты. Например, «дерзкий свод», «непостижимый лес», «недобрая тяжесть».
  3. Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости — это антитеза. В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры («недобрая тяжесть»), противопоставлен творению человеческих рук.
  4. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

«Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Notre Dame» было написано юным Мандельштамом в 1912 г. и вошло в его первый поэтический сборник «Камень» (1916).

Литературное направление и жанр

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец. Суть стихотворения соответствует акмеистическому постулату о том, что поэзия должна находить предмет изображения в обыденном, земном. Акмеизм – поэзия точных слов и осязаемых предметов. Таким предметом Мандельштам избирает «Notre Dame».

Тема, основная мысль и композиция

Название стихотворения указывает на предмет описания – Собор Парижской Богоматери.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – новый взгляд на предмет, новый поворот мысли. Таким образом, целое складывается из гармоничных частей. Стихотворение подобно величественному собору, который воспринимается лирическим героем как живой организм.

Первая строфа – это взгляд лирического героя изнутри на свод собора. Вторая строфа – описание собора снаружи. Третья и четвёртая строфы – более пристальное рассмотрение собора изнутри и снаружи. Такое перекрёстное чередование гармонирует с крестообразным сводом собора, находкой 12 века.

Композиция стихотворения связана не только с описанием собора, но и рассуждением разглядывающего его лирического героя о прошлом, настоящем и будущем человечества и его самого в контексте исторического и культурного развития.

Первая строфа описывает прошлое человечества: собор был заложен в конце 12 в. на месте, где когда-то была римская колония. Сравнивая впервые применённую крестообразную конструкцию свода с первым человеком Адамом, Мандельштам обращается к теме первого, нового, открытия в человеческой истории и культуре.

Вторая и третья строфы описывают собор как сочетание трёх культур: римской классической античной, галльской (языческих) и христианской как духовного наполнения материального творения архитекторов.

Третья строфа обращена в будущее. Мандельштам, которому 21 год, стремится к созданию «прекрасного», подобного гармоничному собору, состоящему из «чудовищных рёбер».

Мандельштам, как и Адам, должен правильно назвать земные вещи, и в этом предназначение поэта с точки зрения акмеизма. Тема стихотворения – предназначение поэта и его связь с культурным наследием всего человечества. Основная мысль – связь всех предметов и вещей: прошлого и будущего, христианства и язычества, безобразного и прекрасного, художника и его творения.

Тропы и образы

Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения – камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.

Стихотворение построено на контрастах и противопоставлениях. Эта структура продиктована архитектурным стилем собора. Готика – система противоборствующих сил. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Кажущийся изнутри лёгким свод собора давит с такой силой, что нужны подпружные арки для подержания этого «тарана».

Третья строфа целиком строится на контрастах. Лабиринт и лес – образы горизонтальных и вертикальных препятствий. Лабиринтом иногда выкладывался пол в готических храмах, он был символом пути в горний Иерусалим. Образ густого леса, в котором заблуждается человек, традиционный для культуры, используется, например, в «Божественной комедии» Данте.

Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора (толстое и тонкое). В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник (по словам Паскаля) во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, всё понимающему и уверенному в себе.

Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры («недобрая тяжесть»), противопоставлен творению человеческих рук.

На олицетворении собора строится всё стихотворение. У собора есть чудовищные рёбра, свод играет мышцами, распластывая нервы.

Эпитеты стихотворения очень эмоциональны: дерзкий свод, непостижимый лес, чудовищные рёбра, недобрая тяжесть. Большинство эпитетов метафорические. Встречаются и отдельные метафоры: «всюду царь – отвес».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

Анализ стихотворения «Нотр Дам» Мандельштама

Notre Dame
1.
Где римский судия судил чужой народ-
Стоит базилика, и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
2.
Но выдаёт себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
3.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
4.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе,
Я изучал твои чудовищные рёбра, —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
(1912)

Модернистское стихотворение, являющее собой идеальный образчик акмеизма как литературного направления. Акмеизм предполагает поэтизацию земных предметов с помощью максимально точных слов.

Стихотворение описывает Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В каждой из четырёх строф стихотворения Собор описывается по-новому. Первая строфа — взгляд на свод изнутри, вторая — обзор конструкции снаружи, третья — анализ Собора в целом (как продукта античной, языческой и христианской культур). В четвёртой строфе Мандельштам прозревает свою возможность создания прекрасного из «тяжести не доброй» (то есть из жизненного материала со всей его тяжестью и нелепостью) — по аналогии с возведением Собора Парижской Богоматери.

Таким образом, тема стихотворения — поэт и поэзия, а также связь времён и искусств, прошлого и настоящего.

Базовое художественное средство стихотворения — олицетворение: Нотр-Дам рассматривается автором как живое существо с рёбрами и мышцами.

Стихотворение насыщено эмоциональными эпитетами и метафорами, написано шестистопным ямбом, рифмовка кольцевая.

Жанр: стихотворение — манифест акмеизма.

Композиция и сюжет

В центре стихотворения образ камня, преображённого человеческими руками в прекрасный храм (собор Парижской Богоматери).

1-я строфа

Отсылка к истории строительства храма: «Где римский судия судил чужой народ, // Стоит базилика».

2-я строфа

Вид храма снаружи: «Здесь позаботилась подпружных арок сила».

З-я строфа

Храм изнутри: «С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес».

4-я строфа

Восхищаясь «чудовищными рёбрами» храма, поэт мечтает: «Из тяжести недоброй // и я когда-нибудь прекрасное создам».

Идейно-тематическое содержание

⦁ Тема: поэт и поэзия.
⦁ Идея: слово подобно камню, на который человек направляет свои творческие усилия, чтобы наполнить его великим содержанием.

Художественные средства

⦁ Эпитеты: дерзкий свод, непостижимый лес, недобрая тяжесть, чудовищные рёбра.

⦁ Метафоры: играет мышцами крестовый лёгкий свод позаботилась подпружных арок сила, души рассудочная пропасть.

⦁ Антитеза: египетская мощь и христианства робость.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

Какие образы и ассоциации из мира культуры находят отражение в стихотворении? Как проявляются в этом стихотворении черты акмеизма?

Описывая древний христианский собор, поэт использует образ Адама, первого человека, исторические ассоциации. Он видит и понимает, как сложна техническая сторона этого архитектурного творения, однако это не мешает видеть его неповторимую красоту, сочетающую в себе черты прошлых культур.

Мандельштам уподоблял поэзию архитектуре, считал, что поэзия наполняет духовный мир человека, как архитектура заполняет пустоту пространства, и свидетельствует о гениальности строителя, напоминает о вечности. Поэт у него подобен архитектору, слово — камню в здании поэзии; гениальная поэзия, как и архитектура, напоминает о вечности.

Сочувственно встретив революцию, Мандельштам с трудом воспринимал после- революционную действительность. В 1920-1930-е годы в его стихах усиливается социальное начало, он открыто выступает против подавления свободы личности авторитарным государством.

Ссылка на основную публикацию