Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля

Анализ стихотворения Мандельштама «Да, я лежу в земле, губами шевеля…»

Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их открыто убийцами и палачами. За это он и поплатился сперва свободой, а позже и с жизнью. Открытое противостояние с властями начинается в 1933 году, когда Мандельштам пишет и публично читает эпиграмму на Сталина. Круг людей, которые слышали это произведение, ограничивается полутора десятками человек из числа литераторов.

Кто из них становится

Первая строчка этого произведения указывает на то, что сам автор считает себя уже покойником. Действительно, несмотря на амнистию, которую поэт получает в 1937 году, его судьба

В этой фразе нет пафоса и самолюбования, просто автору на мгновение приоткрывается будущее, в котором лично ему нет места, но зато найдется оно найдется для стихов — острых, как бритва, сложных в понимании и беспощадных.

«На Красной площади твердей земля, и скат ее твердеет добровольный», — с горькой иронией отмечает поэт, намекая на то, что Советский Союз укрепляет свои позиции на мировой арене за счет труда бесправных каторжан. Под добровольным же скатом автор подразумевает коммунистическую идеологию, которая толкает людей на подлость и на самопожертвование, на подвиги и на убийства.

Граница власти новой державы простирается вплоть «до рисовых полей», т. е. до Китая, который постепенно перенимает советскую идеологию и превращается в некое подобие ГУЛАГА. Амбиции правительства СССР весьма велики, и очень скоро к социалистическому лагерю примкнут даже те страны, которые весьма далеки от идей коммунизма. Продолжаться это, по мнению поэта, будет до тех пор, «покуда на земле последний жив невольник».

Дайджест:

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame» В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного» Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена…» Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…», которое. .

Анализ стихотворения: Человек пешком идет по земле В. Солоухин — стихотворение «Человек пешком идет по земле». Стихотворение было написано в 1964 году. Поэт размыш­ляет в нем о ходе времени, об историческом развитии обще­ства, о достижениях цивилизации и. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…» Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия — «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Век» Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны — он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой — понимал, какие колоссальные потери их могут. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним…» Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно…» Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…» В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив — активно продвигал. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой…» Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги — соединение в ней стихотворений, принадлежащих. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…» В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Невыразимая печаль» В 1913 году в свет вышло первое издание дебютной книги Мандельштама «Камень», в которой нашли отражение творческие поиски молодого поэта, его опыты в области символизма и акмеизма. Наибольшее влияние на. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный…» С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил. .

Анализ стихотворения «Ласточка» Мандельштама О. Э Утрату самоценности слова, его внутренней формы, его образных и пластических возможностей острее всех чувствуют поэты, художники. «Слово стало как скорлупа сгнившего ореха, условный меновой знак, не обеспеченный золотом», — таков. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Сегодня дурной день…» В 1913 году Мандельштам выпустил дебютный сборник, получивший название «Камень». Впоследствии он два раза переиздавался — в 1916 и 1923. При этом менялось его содержание. В первый вариант книги вошло. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium» Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Бесшумное веретено» Согласно классификации знаменитого филолога и литературоведа Гаспарова, 1908 — 1911 гг. — время ученья для Мандельштама. В этот период он пишет стихотворения в духе произведений из сборника «Романсы без слов». .

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…» Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Из омута злого и вязкого…» Вошедшее в дебютный сборник Мандельштама «Камень» стихотворение «Из омута злого и вязкого…» датируется 1910 годом. Произведение принадлежит перу поэта совсем юного — на момент создания текста ему было около двадцати. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Золотистого меду струя из бутылки текла…» Стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…» написано Мандельштамом в августе 1917 года, во время пребывания в Алуште. Сейчас произведение принято печатать без названия. Дважды — в 1918 и 1922. .

Анализ песни Высоцкого В. С. «Песня о земле» «Песня о земле» B. C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у. .

Анализ стихотворения «Солдатская судьба» — Ваншенкин Анализ стихотворения «Солдатская судьба» — Ваншенкин К. Ваншенкин — поэт-фронтовик. В 1942 году из десятого класса он ушел на фронт — в воздушно-десантные войска. Воевал на Втором и Третьем Украинском. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .

Анализ поэзии О. Мандельштама Искренне, не без мучительных эмоций писал О. Мандельштам. Его лирический герой остро переживает внутреннюю, душевную неуютность. В таком настроении причудливые подозрения вдруг обретают вещный облик, часто пугающий, поскольку болезненные изломы. .

Анализ стихотворения Маяковского «Прощанье» Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции. .

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка…» В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако. .

Анализ стихотворения Гумилева «Я в лес бежал из городов…» «Я в лес бежал из городов…» — одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе с родителями проживал в Тифлисе. .

Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая» У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили. .

Анализ стихотворения Фета «Италия» В 1856 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, девушки из весьма зажиточной купеческой семьи. В качестве свадебного подарка молодые решили отправиться в заграничное путешествие и побывали во многих европейских. .

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году. .

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .

Анализ стихотворения Гумилева «В пустыне» Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на то, чтобы преодолеть часть намеченного. .

Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык» Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу…» Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Да, я лежу в земле, губами шевеля

Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их открыто убийцами и палачами. За это он и поплатился сперва свободой, а позже и с жизнью. Открытое противостояние с властями начинается в 1933 году, когда Мандельштам пишет и публично читает эпиграмму на Сталина. Круг людей, которые слышали это произведение, ограничивается полутора десятками человек из числа литераторов. Кто из них становится доносчиком, история умалчивает до сих пор, однако через полгода Мандельштама арестовывают и отправят в ГУЛАГ. Именно там в 1935 году поэт напишет свое стихотворение-завещание » Да, я лежу в земле, губами шевеля… «. Автор не только предчувствует свою скорую гибель, но и предрекает, что его стихи обретут бессмертие, а великая страна, построенная на костях невинных жертв просуществует ровно до того момента, пока у власти будут тираны.

Первая строчка этого произведения указывает на то, что сам автор считает себя уже покойником. Действительно, несмотря на амнистию, которую поэт получает в 1937 году, его судьба предрешена, ведь забыть едкие строки эпиграммы ни Сталин, ни его окружение не в состоянии. В 1938 году Мандельштам будет повторно арестован и скончается в пересылочном лагере во время эпидемии тифа. Тем не менее, предстоящая смерть его не пугает, потому что поэт убежден: «То, что я скажу, заучит каждый школьник». В этой фразе нет пафоса и самолюбования, просто автору на мгновение приоткрывается будущее, в котором лично ему нет места, но зато найдется оно найдется для стихов — острых, как бритва, сложных в понимании и беспощадных.

«На Красной площади твердей земля, и скат ее твердеет добровольный», — с горькой иронией отмечает поэт, намекая на то, что Советский Союз укрепляет свои позиции на мировой арене за счет труда бесправных каторжан. Под добровольным же скатом автор подразумевает коммунистическую идеологию, которая толкает людей на подлость и на самопожертвование, на подвиги и на убийства.

Граница власти новой державы простирается вплоть «до рисовых полей», т. е. до Китая, который постепенно перенимает советскую идеологию и превращается в некое подобие ГУЛАГА. Амбиции правительства СССР весьма велики, и очень скоро к социалистическому лагерю примкнут даже те страны, которые весьма далеки от идей коммунизма. Продолжаться это, по мнению поэта, будет до тех пор, «покуда на земле последний жив невольник».

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была замужем за Сергеем Эфронтом и воспитывала дочь. Однако это не. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена Осип Мандельштам в своем творчестве время от времени обращался к истории, и навеянные прошлым сюжеты ложились в основу его произведений. Так случилось и со стихотворением «Чуть мерцает призрачная сцена…» , которое переносит читателей в середину 19 века. Написанное в 1920. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам. Читать далее.

Читайте также:  Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

Анализ стихотворения Мандельштама «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа В поэзии Осипа Мандельштама есть несколько знаковых метафор, которые кочуют из произведения в произведения. Более того, на них, словно на тонкую нить, нанизывается все последующее повествование, благодаря чему создаются удивительные и достаточно сложные в своем восприятии образы. Одна из таких. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Дано мне тело — что мне делать с ним Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «В огромном омуте прозрачно и темно Душа человека многогранна, словно кристалл, и невозможно определить, какая из граней будет сиять под лучами солнца, а какая превратиться в подобие опасной бритвы. О свойствах человеческой натуры в своих произведениях нередко размышлял Осип Мандельштам, пытаясь вывести закономерность, согласно которой у. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Декабрист В начале 19 века группу русских дворян, участвовавших в организации восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, сослали на каторгу в Сибирь. Прошло почти 100 лет, ив 1917 году Осип Мандельштам посвятил свое стихотворение «Декабрист» добровольным каторжанам 20 века, которые выбрали. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Звук осторожный и глухой Первый поэтический сборник под названием «Камень» Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги — соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями Мир в стихах Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам чувствовал себя наиболее уютно и комфортно, он знал тайны. Читать далее.

Анализ стихотворения Рождественского «На Земле безжалостно маленькой Стихотворение «На Земле безжалостно маленькой…» Роберта Рождественского повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был маленький, невзрачный, серенький человечек. У него все было маленькое: маленькая должность в маленькой конторе, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая квартирка, даже, наверное. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Вечер нежный. Сумрак важный С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу с которым Осип Мандельштам возобновил после возвращения в Россию. Последний год пребывания во Франции запомнился. Читать далее.

Анализ стихотворения Мандельштама «Отравлен хлеб и воздух выпит» …Казалось бы, все уже известно, каждая строка мандельштамовекого «Камня» знакома так, как будто ты написал ее сам, каждое стихотворение знаешь почти наизусть… Но перелистывая его страницы, вдруг ловишь себя на мысли, что все это только кажется: тайна притягательности стихов Мандельштама. Читать далее.

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной благочинности. В 1901 году Бальмонт даже был выслан из Санкт-Петербурга. Читать далее.

Анализ стихотворения Маяковского «Прощанье Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции, идеологи социализма считали вполне благонадежным человеком, которому даже в голову. Читать далее.

Анализ стихотворения Гумилева «Я в лес бежал из городов «Я в лес бежал из городов…» — одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе с родителями проживал в Тифлисе и учился в гимназии, мечтая о том, что когда-нибудь он. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако судьба распорядилась так, что уже через полгода Брюсов завязал любовные. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества. Читать далее.

Анализ стихотворения Фета «Италия В 1856 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, девушки из весьма зажиточной купеческой семьи. В качестве свадебного подарка молодые решили отправиться в заграничное путешествие и побывали во многих европейских странах, которые так мечтал увидеть поэт. Сам Фет в юности. Читать далее.

Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой сельской девчонки превратилась в 16-летнюю барышню сдержанную и утонченную. Блок. Читать далее.

Анализ стихотворения Гумилева «В пустыне Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на то, чтобы преодолеть часть намеченного маршрута. Впрочем, Гумилева это нисколько не смущало, потому что итогом. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом. Читать далее.

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что интимная близость оскверняет его избранницу. В итоге через несколько лет. Читать далее.

Анализ стихотворения Фета «Солнца луч промеж лип Афанасий Фет в молодом возрасте пережил бурный роман с Марией Лазич, который окончился весьма трагически. Девушка была из обедневшего польского рода, поэтому поэт, лишившийся в подростковом возрасте титулов и наследства, не отважился на ней жениться. После бурного объяснения и примирения. Читать далее.

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри софистики, предпочитая оперировать доступными и понятными вещами. Но при этом. Читать далее.

Анализ стихотворения Цветаевой «Пригвождена к позорному столбу Так случилось, что после Октябрьской революции муж Марины Цветаевой Сергей Эфронт оказался за границей. Поэтесса же вместе с детьми осталась в голодной и разоренной России. Она вдруг осознала, что совершенно никому не нужна, а ее творчество на фоне ура-патриотических стихов. Читать далее.

Анализ стихотворения Бродского «То не Муза воды набирает в рот У каждого поэта есть своя муза, и Иосиф Бродский в этом отношении не является исключением. Долгие годы он любил Марианну Басманову — питерскую художницу, с которой познакомился в далеком 1962 году. Судьба распорядилась так, что эта пара, которой друзья пророчили. Читать далее.

Анализ стихотворения Маяковского «Подлиза В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт заблуждался, утверждая: все самые отвратительные типажи людей, которые довелось ему. Читать далее.

Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека, который оборвет его жизнь. Поэт не знал лишь точной даты гибели, хотя и предвидел, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел, как гибнут тысячи людей, как разоряются зажиточные семьи, а их. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Два голоса У каждого человека своя судьба, но все мы в той или иной мере пытаемся ее изменить. Поэт Федор Тютчев был глубоко убежден в том, что это можно сделать, если упорно идти к своей цели. В 1850 году он написал стихотворение. Читать далее.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер» , которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для. Читать далее.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной? Личная жизнь Николая Заболоцкого сложилась непросто. Женившись в 1930 году на Екатерине Клыковой, поэт не мог и предположить, что эта женщина будет ждать его возвращения из лагеря долгие пять лет, а после станет хлопотать о том, чтобы Заболоцкому разрешили вернуться. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила Многие люди на заре своей жизни теряют интерес к тому, что происходит вокруг, сосредоточившись на внутренних переживаниях. Однако существует и другая категория мужчин и женщин, которые до самого последнего момента получают удовольствие от каждой прожитой минуты и благодаря Всевышнего за. Читать далее.

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то. Читать далее.

Анализ стихотворения Бродского «Пилигримы Жизнь Иосифа Бродского была полна трагических моментов. Родившись в интеллигентной семье, он попал под негласную разнарядку об ущемлении прав евреев, поэтому не смог стать моряком, как того хотел. Свой трудовой путь 16-летний Бродский начал учеником мастера на ленинградском заводе, после. Читать далее.

Нашедший подкову

НАШЕДШИЙ ПОДКОВУ
(Пиндарический отрывок)

Глядим на лес и говорим:
— Вот лес корабельный, мачтовый,
Розовые сосны,
До самой верхушки свободные от мохнатой ноши,
Им бы поскрипывать в бурю,
Одинокими пиниями,
В разъяренном безлесном воздухе;
Под соленою пятою ветра устоит отвес, пригнанный к пляшущей палубе,
И мореплаватель,
В необузданной жажде пространства,
Влача через влажные рытвины
Хрупкий прибор геометра,
Сличит с притяженьем земного лона
Шероховатую поверхность морей.

А вдыхая запах
Смолистых слез, проступивших сквозь обшивку корабля,
Любуясь на доски,
Заклепанные, слаженные в переборки
Не вифлеемским мирным плотником, а другим —
Отцом путешествий, другом морехода, —
Говорим:
— И они стояли на земле,
Неудобной, как хребет осла,
Забывая верхушками о корнях
На знаменитом горном кряже,
И шумели под пресным ливнем,
Безуспешно предлагая небу выменять на щепотку соли
Свой благородный груз.

С чего начать?
Все трещит и качается.
Воздух дрожит от сравнений.
Ни одно слово не лучше другого,
Земля гудит метафорой,
И легкие двуколки
В броской упряжи густых от натуги птичьих стай
Разрываются на части,
Соперничая с храпящими любимцами ристалищ.

Трижды блажен, кто введет в песнь имя;
Украшенная названьем песнь
Дольше живет среди других —
Она отмечена среди подруг повязкой на лбу,
Исцеляющей от беспамятства, слишком сильного одуряющего запаха —

Будь то близость мужчины,
Или запах шерсти сильного зверя,
Или просто дух чобра, растертого между ладоней.
Воздух бывает темным, как вода. и все живое в нем плавает, как рыба,
Плавниками расталкивая сферу,
Плотную, упругую, чуть нагретую, —
Хрусталь, в котором движутся колеса и шарахаются лошади,
Влажный чернозем Нееры, каждую ночь распаханный заново
Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами.
Воздух замешен также густо, как земля, —
Из него нельзя выйти, в него трудно войти.

Шорох пробегает по деревьям зеленой лаптой,
Дети играют в бабки позвонками умерших животных.
Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу.
Спасибо за то, что было:
Я сам ошибся, я сбился, запутался в счете.
Эра звенела, как шар золотой,
Полная, литая, никем не поддерживаемая,
На всякое прикосновение отвечала «да» и «нет».
Так ребенок отвечает:
«Я дам тебе яблоко»— или: «Я не дам тебе яблоко».
И лицо его — точный слепок с голоса, который
произносит эти слова.

Звук еще звенит, хотя причина звука исчезла.
Конь лежит в пыли и храпит в мыле,
Но крутой поворот его шеи
Еще сохраняет воспоминание о беге с разбросанными
ногами, —
Когда их было не четыре,
А по числу камней дороги,
Обновляемых в четыре смены,
По числу отталкиваний от земли
Пышущего жаром иноходца.

Так
Нашедший подкову
Сдувает с нее пыль
И растирает ее шерстью, пока она не заблестит;
Тогда
Он вешает ее на пороге,
Чтобы она отдохнула,
И больше уж ей не придется высекать искры из кремня.

Человеческие губы,
которым больше нечего сказать,
Сохраняют форму последнего сказанного слова,
И в руке остается ощущение тяжести,
Хотя кувшин
наполовину расплескался,
пока его несли домой.

То, что я сейчас говорю, говорю не я,
А вырыто из земли, подобно зернам окаменелой
пшеницы.
Одни
на монетах изображают льва,
Другие —
голову.
Разнообразные медные, золотые и бронзовые лепешки
С одинаковой почестью лежат в земле,
Век, пробуя их перегрызть, оттиснул на них свои зубы.
Время срезает меня, как монету.
И мне уж не хватает меня самого.

Читайте также:  Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

Примечания

Нашедший подкову (с. 146). — Красная новь, 1923, № 2 (март — апрель), с. 135 — 137, с подзаголовком «Пиндарический отрывок». Накануне, Берлин, 1923, 7 октября («Лит. неделя»), с. 7, с подзаголовком «Пиндарический отрывок» и в виде «стихотворения в прозе». ВК, с. 74 — 80. К-23, с. 91 — 95, с подзаголовком «Пиндарический отрывок». С, с. 168 — 172, с датой «1923». БП, № 119. Автограф — AM. Оттиск из «Красной нови» с авт. правкой, приводящей к тексту К-23, — ИМЛИ, ф. 225, оп. 1, ед. хр. 12. Печ. по К-23.

Второе по величине (после «Стихов о неизвестном солдате») поэтическое произведение Мандельштама и единственное написанное свободным стихом: именно так немецкие романтики (Гельдерлин, молодой Гете) переводили утонченно-сложную строфику древнегреческого поэта VI — V вв. до н. э. Пиндара или же подражали ей. К Пиндару восходят, по-видимому, и композиционная резкость внутренних переходов, а также мотив коня и колесных состязаний, один из основных у Пиндара. Описание авторского чтения этого произведения см. в кн. Эм. Миндлина «Необыкновенные собеседники» (М., 1979, с. 103 — 105).

В необузданной жажде пространства. ‑ Ср. об Одиссее в ст-нии «Золотистого меду струя так лениво текла и так долго. ».

Шероховатую поверхность морей. — Ср. «шершавые кручи» в ст-нии «С розовой пеной усталости у мягких губ. ».

Вифлеемский плотник — новозаветный Иосиф.

Отец путешествий — скорее всего, Одиссей.

Чобр (чебрец, тимьян) — эфироносный кустарничек с характерным терпким запахом.

Воздух бывает темным. — Ср. ст. 9 в ст-нии «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы».

Влажный чернозем Нееры — здесь: море и время (Неера — дочь Океана, возлюбленная Гелиоса, символизирующая целину). Ср. «Время вспахано плугом» в том же ст-нии.

Шорох пробегает по деревьям зеленой лаптой. — Ср. первоначальную редакцию ст-ния «Московский дождик» (см. Приложения).

Человеческие губы. форму последнего сказанного слова. — Ср. ст-ние «Да, я лежу в земле, губами шевеля. » (1935).

Время срезает меня, как монету. ‑ Ср. ст. 3 — 4 в ст-нии «Холодок щекочет темя. ».

Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков

Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

Композиционная структура стихотворения является кольцевой, состоящей из вступительной части и следующих за ним четверостиший в количестве трех единиц в виде четырех катренов (строф), замыкающихся в начале и конце одними и теми же строчками.

При этом стихотворным размером произведения поэт выбирает разностопный анапест, ставящий ударение на третьем слоге строфы, в сочетании с точной рифмой (колесе-красе, грязцы-песцы), а также мужской рифмой в виде перекрестной рифмовки. Данный прием в отсутствии пиррихиев позволяет придать стихотворению жесткую, устойчивую звуковую ритмику, отвечающую авторскому идейному повествованию произведения.

В условном виде композиция стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» подразделяется на две составляющие, первая из которых объясняет причины глубоких душевных страданий лирического героя, ведущего от собственного имени повествование, в виде потери им с приходом новой власти всех жизненных ценностей, а во второй главе изображается отношение поэта к происходящим событиям и передается его твердое настроение, подчеркивающее нежелание мириться с веком волкодавов.

Среди художественных средств выражения, усиливающих раскрытие ключевой темы стихотворения, поэт применяет развернутые метафоры («сияли…голубые песцы»), а также метонимию («жаркой шубы») и гиперболу («сосна до звезды достает»). Кроме того, демонстрируя ощущение счастья от свободы и леденящего ужаса, окружающего лирического героя, автор использует литературный прием в форме антитезы, которая иллюстрируется с помощью цветового противопоставления красного и голубого оттенков.

Стихотворение наполняется авторскими рассуждениями о судьбе человека, окруженного трусами и хлипкой грязцой, не желающего ценой своей жизни осуществлять поддержку подлости и лживости. Именно поэтому лирический герой в произведении выражает согласие на ссылку, поскольку в окружении природы родной земли и в отсутствии партийных указаний, находясь вдали от волкодавьего века, чувствует себя в раю.

Отличительной особенностью творчества поэта, проявленной и в данном стихотворении, представляется лейтмотив в виде связи времен, выраженный в принятии автором страданий ради будущего и тех людей, которые родятся в дальнейшем, поскольку разорванные революцией узы с прошлым российской страны невозможно восстановить, по мнению автора.

Финал стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» представляет квинтэссенцию всего повествования, подчеркивая несломленное душевное состояние лирического героя, нежелающего принадлежать к предательской волчьей стае и уверенного в своей победе над убийцами, стремящимися убить всякое проявление вольности и свободы личности.

Анализ 2

Стихотворение « За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам задумал написать в 1931 году, но так уж случилось, что многие годы он его переосмысливал и в окончательной редакции написал в 1935 году. За это время многое изменилось как в судьбе автора, так и в судьбе страны. Мандельштам за свое творчество был арестован, пытался покончить жизнь самоубийством. В ссылке он осознал, что лирика должна быть гражданской. Таким и есть стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков».

В этом стихотворении образ переломной эпохи подан не философски, а с точки зрения

человека, попавшего в колесо истории тех дней и не потерявшего своего нравственного облика и достоинства быть человеком.

Место благородного и честного человека в веке страшных перемен, «веке-волкодаве» есть темой произведения.

Главный герой стихотворения не хочет жить в окружающей его действительности, где полно грязи, крови, подлости. Читая стихотворение, мы понимаем, о каком времени идет речь. А речь идет о времени полного подчинения воли партии, повсеместных чисток русского народа, времени насильственной коллективизации.

То страшное время лишало чести многих людей, перед которыми стоял выбор либо выжить и утратить свое достоинство, либо с честью умереть. Противопоставив себя окружающей действительности, герой стихотворения не мог стать «волком», предателем и потерять свою честь. Он считает, что сопротивляться бесполезно и оставаться в этой действительности он не мог. Выходом из этой ситуации герой посчитал уход от реальности к сибирской природе, где нет всего этого. Природа кажется ему раем по отношении к реальности.

Стихотворение состоит из вступления и четырех четверостиший. Четверостишия начинаются и заканчиваются одинаковыми строками, что делает стихотворение замыкающимся в кольцо.

Этим стихотворением автор обвиняет своих современников: одних в трусости, других – в жестокости. Эти качества недопустимы для порядочного человека. Для него единственным, по мнению автора, выходом есть сибирская ссылка. Только там он может сохранить свое достоинство.

Мандельштам резко изображает «век-волкодав», который поглощает все на своем пути. Он использует метафоры, гиперболы, метонимию.

Это стихотворение есть автобиографическим, ибо автор в нем заключил свои взгляды и переживания. Последние две строки говорят о том, что не нашлось равного, кто бы убил поэта. В этих строках герой подчеркивает еще раз, что «убийцам» не дотянуться до него, не сломить его дух. Герой готов принять мученический венец за доблесть грядущих веков.

Мандельштам так и не успел сбежать от «века волкодавов», умерев в от тифа в пересыльной тюрьме Владивостока.

Анализ стихотворения За гремучую доблесть грядущих веков по плану

За гремучую доблесть грядущих веков

Возможно вам будет интересно

Название стихотворения «Юбилейное» связано с годом написания – 1924, то есть, со 125-ой годовщиной со дня рождения А.С.Пушкина. Именно к этому поэту Маяковский обращается в своем монологе

Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Творческую жизнь Фета можно поделить на 2 периода. Сначала его произведения были милыми и прекрасными. Потом поэзия Фета стала грустной и меланхоличной. Причиной его грусти стала смерть Марии Лазич.

Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Он вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург, который в 1924 году переименовали в Ленинград. Стихотворение он написал в ожидании этой поездки

Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков. “

Разделы: Литература

Классы: 7 , 8 , 9 , 10 , 11

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей —
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звёзды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
/17-28 марта 1931, конец 1935/

Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла.

О.Э.Мандельштам начинал своё творчество как преемник символистов, но быстро преодолел их влияние. В 1912 году О.Мандельштам – представитель модернистского течения – акмеизма. Метод художественного мышления акмеистов – от конкретного к общему.

Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века – период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Хаос, смута, социальное зло – эти понятия являются доминантами в лирике поэта 30-х годов. С этим временем связан особенно тяжёлый, даже трагический, период в жизни и творчестве О. Мандельштама. Но благодаря этим стихам, написанным вопреки всему, можно говорить о поэте не только как о тонком лирике, увлечённом гармонией античной культуры, но и как о поэте, уставшем бояться, пытающемся найти себя и своё место в социальном хаосе тоталитарного государства.

В стихотворении “За гремучую доблесть грядущих веков. “ лирический герой говорит о своей не волчьей, человеческой природе, тем самым утверждая своё превосходство над веком, не подвластность ему. Осознавая безысходность настоящего, лирический герой устремлён в будущее, став неминуемой жертвой своего времени ( За гремучую доблесть грядущих веков, / За высокое племя людей / Я лишился и чаши на пире отцов, / И веселья, и чести своей. // Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей…/ Уведи меня в ночь, где течет Енисей / И сосна до звезды достает, / Потому что не волк я по крови своей / И меня только равный убьет.)

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками (но не волк я по крови своей / потому что не волк я по крови своей).

Стихотворение относится к лирическому жанру.

Стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом. Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Стихотворение приобретает высокое звучание благодаря использованию разностопного анапеста (чередование четырёхстопных и трёхстопных строчек), а также благодаря, традиционной для русских народных песен, образности (сибирские степи, река, звезда). Выбирая демонстративно «жаркую шубу сибирских степей», лирический герой просто бежит, спасаясь от преследования времени, которое только выдаёт себя за справедливое (на это указывает мотив бала – маскарада). Сибирская ссылка кажется поэту лучшим местом для спасения от «века-волкодава».

С хаосом в тексте связан образ «века-волкодава», символизирующего время, когда лирический герой ощущает себя диким зверем, на которого ведется охота. Единственное желание лирического героя – сбежать, затаиться, скрыться, не видеть ужасов, того, как люди уничтожают себя и продают себе подобных из страха, чтобы выжить (Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей… // Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, / Ни кровавых костей в колесе; / Чтоб сияли всю ночь голубые песцы / Мне в своей первобытной красе…)

Повтор оборота «но не волк я по крови своей» указывает на то, что лирический герой остается человеком, хотя ему грозит гибель от жестокого века-волкодава. К символам века здесь относятся как прямые оценочные наименования, так и метафорические перифразы, обозначающие разные типы людей (ср.: Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы…).

Образ «кровавых костей в колесе» олицетворяет судьбу человека, попадающего под карающий меч тоталитарного государства.

В стихотворении использованы такие средства художественной выразительности, как:

  • метафоры«За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», «сияли всю ночь голубые песцы»;
  • метонимия– «Жаркой шубы сибирских степей»;
  • гипербола«И сосна до звезды достает».)

1. Метафора «за гремучую доблесть грядущих веков»:

ГРЕМУЧИЙ | Толковый словарь Ожегова

Производящий громкие звуки, гремящий. Г. водопад. * Гремучая змея – ядовитая змея, у некоторых видов которой на конце хвоста находится род трещотки – гремящие роговые кольца.

Гремучая ртуть – взрывчатое вещество – белый или серый порошок. Гремучий газ – взрывчатая смесь водорода с кислородом.

Таким образом Мандельштам говорит о цене прогресса, к которому стремятся Сталин и его окружение. Смысл слова «доблесть» дискредитируется словом «гремучая». Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий. Это время радикальных чисток среди русского народа (доносы и т.п.), время коллективизации, время, когда человек должен был безропотно подчиняться партии. Всё происходило под лозунгом: «Всё для коммунизма!», но под этим лозунгом скрывались не только светлые идеи, но и грязь, подлость жестокость и глупость.

Это время лишало чести, так как ради того, чтобы выжить, необходимо было поддерживать политику партии, иначе ты «враг народа».

Выбор стоял между жизнью и честью. Либо поступиться своей честью и жить в ладу с партией, либо не согласиться и впасть в немилость. Жестокость этого выбора поэт выражает

2. Метафорой «мне на плечи кидается век-волкодав». Это воплощение враждебного начала, давящего всё на своём пути (время, эпоха, в которой живёт поэт).

Поэт не желает делать выбора, так как понимает, насколько это глупо и нелепо. Подлость нельзя поддерживать. Поэтому лирический герой решает уйти от общества, он даже согласен на ссылку («Запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей»), подальше от директив партии. Так поэт пророчит будущую свою судьбу, накликая на себя (поэтически и реально) сибирскую ссылку. Сибирь грезится поэту миром, где сохранилась первозданная природная гармония, где сияют «голубые песцы» в «первобытной красе» и «сосна до звезды достает». Ссылка – здесь имеется ввиду место знаменитой туруханской ссылки Иосифа Виссарионовича Сталина – Енисейская губерния, река Турухан, приток Енисея.

2. Метафора «сияли всю ночь голубые песцы» – речь скорее всего идёт о северном сиянии (вообще, Мандельштам в своих стихах часто упоминает звёзды, но Енисей и северное сияние – это логичнее). Здесь еще и антитеза (цветовое противопоставление): «кровавых кровей в колесе» и «сияли всю ночь голубые песцы» (красное – голубое). Т.е время, в котором поэт живёт противопоставляется другому времени, где человек живёт спокойно, независимо от директив партии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мандельштама Раковина

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии (“Выхожу один я на дорогу. “) и спящей под снегом севера одинокой сосны (“На севере диком стоит одиноко. “)

Таким образом, стихотворение посвящено осмыслению эпохи и места, уготованного в ней человеку. Лирический герой О.Мандельштама пытается сделать выбор: согласиться на родство со временем, или бросить вызов веку-волкодаву? Плыть по течению, стараясь не задумываться о происходящем, или бежать, не оглядываясь? Авторское сознание в этом произведении определяется тем, что лирический герой – человек, сломленный государством, подавленный, но не сдающийся.

Список использованной литературы

1. Барковская Н. В. Анализ литературного произведения в школе / Урал. Гос. Пед. Ун-т: Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник», Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2008.

2. Болотнов А. В. Вербализация социального хаоса в лирике О. Мандельштама // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 2: Филология.

3. Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам // Гаспаров М.Л.О русской поэзии, СПб., 2001.

4. Герштейн Э. [Вступление] к: Мандельштам О.Э. Рецензии воронежского периода // Вопр. лит., 1980. № 12.

5. Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982.

6. Гутрина Л.Д. «Но не волк я по крови своей. (Лики лирического героя в «волчьем» цикле» О.Э. Мандельштама)// Филологический класс, 2004-cyberleninka.ru.

7. Давыдова Т.Т. Лирический герой в поэзии О.Э.Мандельштама 1930-х гг.//Научно-методический электронный журнал «Концепт»-2014.-Т.20-с.2531-2535.-URL:http: //e-koncept/ru/2014/54770.htm/

8. Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама// Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998, С.97-142.

9. Мандельштам О.Э. Полн. собр. соч. и писем: в 3 т. М.: Прогресс-Плеяда, 2010. Т. 2. Проза.

10. Харджиев Н.И. Примечания // Мандельштам О.Э. Стихотворения. Л., 1974.

11. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О. Мандельштам – «Tristia»)// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

12. Черашняя Д.И. Поэтика О. Мандельштама: Субъектный подход. – Ижевск, 2004.

«За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» было задумано в 1931 г., но дата его окончательной редакции – 1935 г. За это время произошло переосмысление многих событий в жизни страны и в жизни поэта. Мандельштам сменил Ленинград на Москву. Между первой и второй редакцией – знаменитая эпиграмма на Сталина, написанная в конце 1933 г., за которую Мандельштам попал в первое заключение в 1934., попытка самоубийства, после которой ссылку в Чердынь разрешено было поменять на Воронеж. Там были написаны стихи, составившие воронежскую тетрадь.

С 1933 г. наметился перелом в творчестве Мандельштама. Он признавался Ахматовой, что в эти дни лирика должна быть гражданской.

Литературное направление и жанр

В стихотворении множество сложных для интерпретации символов, но в целом оно остаётся близким поэзии акмеизма, замечающей вещественность во всём, даже в идеях.

Стихотворение – образец гражданской лирики Мандельштама. Образ века, переломной эпохи, встречающийся в нескольких стихотворениях поэта, осмысливается не философски, а с точки зрения попавшего в колесо советской машины винтика, не утратившего своего человеческого достоинства.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. В первом катрене лирический герой говорит о своей жертве, принесенной во имя счастливого будущего (доблести грядущих веков) и достоинства людей. Он вынужден был поступиться какими-то моральными принципами, лишиться награды в потустороннем мире (на пире отцов), собственного веселья и чести.

Во второй строфе лирический герой вступает в диалог со своим веком-волкодавом. Это уже не растерянное животное со сломанным хребтом, как в стихотворении 1922 г., из всех качеств у зверя осталась жестокость. Лирический герой смиряется со своей судьбой. Он готов бежать в самые отдалённые места (Сибирь), только бы вырваться из кровавого колеса.

В третьей строфе противопоставляются кровавые деяния недостойных людей и чистота природы.

Четвёртая строфа – снова обращение лирического героя к веку, попытка с ним договориться. Лирический герой питает надежду, что век-волкодав пощадит его, потому что герой «не волк по крови».

Рефрен во второй и четвёртой строфе определяет основную мысль стихотворения: лирический герой не волк по своей крови, он выбирает уход из общества или от действительности, потому что, с одной стороны, слаб для борьбы, с другой, обладает такой силой, что только равный может его убить, а равных не оказалось.

Тема стихотворения – место благородного человека в эпоху века-волкодава.

Тропы и образы

Первая строфа символична, что не характерно для акмеистической поэзии Мандельштама. Ради высоких целей, ради восстановления связи веков, лирический герой, подобно Гамлету, готов на любые жертвы, материальные и духовные, готов даже пожертвовать честью. Самый неоднозначный символ – чаша на пире отцов. То ли это достойные предки лирического героя, то ли поэты предыдущих эпох, имеющие чёткую гражданскую позицию и получившие награду в веках, воздвигшие себе нерукотворный памятник.

Во второй строфе Мандельштам возвращается к земным осязаемым образам. Век олицетворяется, называется волкодавом. Метафорический образ рукава жаркой шубы сибирских степей – это знак защищённости, укрытия. Есть что-то архетипическое в сравнении героя с шапкой, засунутой в рукав жаркой шубы (возвращение в место покоя, лоно матери).

В третьей строфе противопоставлено общество людей, причём худшие его представители, трусы и хлипкая грязца (метафора) и девственная природа, символом чистоты которой становятся голубые песцы (которые не живут в степной зоне Сибири, а только в тундре). Противопоставление красного цвета (кровавых кровей) и тёмных цветов грязи, колеса сияющему голубому усиливает образ, в подтексте которого голубая благородная кровь человека, не ставшего трусом, подлецом или предателем.

В четвёртой строфе пространство свободы расширяется до бесконечности. Оно тоже имеет цвета воды Енисея и тёмного ночного неба с сияющими звёздами. Таким образом, палитра синего цвета постепенно затемнеется от голубого (песец) до синего (Енисей) и почти чёрного (ночное небо).

Метафорические эпитеты окрашены положительно (гремучая доблесть, высокое племя, первобытная краса) или отрицательно (хлипкая грязца, кровавые крови).

Основная мысль заключена в последних двух строках. Не нашлось равного, который убил бы поэта. Он умер от тифа в пересыльной тюрьме Владивостока, так и не сумев убежать от века-волкодава.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с чётким ритмом без пиррихиев. Рифмовка перекрёстная, рифмы мужские. Острота темы соответствует чёткости формальной организации стихотворения.

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть» (Мандельштам О.Э.)

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть» (Мандельштам О.Э.) откроет нам не только поэтический мир позднего творчества поэта, но и поможет по-новому взглянуть на век прорыва в развитии страны, век индустриализации, которому пелись дифирамбы по всем радиоканалам.

Судьба Мандельштама удивительна и сложна одновременно. Ведь ему пришлось застать рубеж веков и жить и творить при разной власти. На его глазах менялся мир, буквально ломался под тяжестью напора коммунизма. И так много ожидавший от перемен поэт, не смог принять того разрушительного ужаса революции, который творился буквально у него на глазах. Рушились мечты, уничтожались целые семьи, перекраивались земли и история. У людей в то время выбор был невелик: идти в ногу с кровавой революцией или стать ее противником. Последнее чаще всего означало смерть.

Таким же был выбор и у Мандельштама. И как человек, тонко чувствовавший этот мир, он не смог принять условия Сталинской железной руки. Потому 20 – 30 годы начала столетия прошли для творчества поэта под знаком противостояния власти. Хотя бы и в стихах.

Так, стихотворение “За гремучую доблесть грядущих веков” стало центральным в “каторжном”, или “волчьем”, цикле стихотворений. Цикл этот стал смертным приговором Мандельштама. А данное стихотворение — еще и своеобразным предсказанием: поэта сослали в Сибирь, где он скоро умер от тифа.

Стихотворение с надрывом раскрывает тему человека, уставшего бояться и гадать о своей участи. Хаос, неизвестность, ужас в глазах прохожих, доносы и расправы — все это угнетало Мандельштама. Невыносима была для него политика новой власти, которой он был неугоден. Не в силах больше терпеть тиски “века-волкодава”, поэт жаждет ссылки, которая ему милее, чем мнимая свобода и жестокость.

“Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей” – так, пожалуй, можно сформулировать главную мысль стихотворения Мандельштама. Куда угодно, как угодно, но бежать от сегодняшней России.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Причем, первое из них можно считать предисловием к основной части.

В первой части — причина подавленности лирического героя: новая власть лишила его, как и многих других, не просто радости жизни, а и места в ней – “чаши на пире отцов”. Даже честь отобрали у него. Но во имя чего человек терпит такие лишения? Во имя чего дает раздавить, сломать себя? Велика ли эта цель? В первой строке появляется слово “доблесть”, призванное оправдать любые лишения, любые грехи, но доблесть у Мандельштама “гремучая”. За этим эпитетом с негативным, обрушающим значением теряется смысл понятия доблести. Уж слишком высокую цену заплатили за нее люди. И для Мандельштама не стоит вопроса о необходимости таких жертв ради “гремучей доблести”. Не стоит она того. Ведь в светлые идеи перестройки общества были намешаны и мерзкие, смертельные, которые искусно прикрывались громкими лозунгами.

“Высокое племя”. Пожалуй, можно назвать это сарказмом, если подумать о том, кого называл так Мандельштам. Скорее всего, это обращено к кучке людей, пришедших к власти. И вот ради них должен был лирический герой поэта лишиться самого себя. Мандельштам с презрением бросает эти слова в лицо сталинскому режиму.

Время, в котором довелось жить Мандельштаму, он называет волкодавом. Метафора “мне на плечи кидается век-волкодав” становится его палачом, убийцей. Сначала души, а потом и тела. Но поэт не желает считать себя частью этого времени, он не волк, но понимает, что ему не избежать волчьей участи, и тем обиднее, тем сильнее охватывает отчаяние.

Лирический герой должен сделать сложный выбор: честь или жизнь. Но сама мысль об этом ранит его сердце, потому он предпочитает сбежать отсюда. И уж лучше пойти на край земли, в ссылку, в Сибирь, чем жить среди волков, принимать их правила игры. Эта мысль выражена метафорой:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей

Запихать шапку в рукав — скомкать, смять, лишить света и воздуха, спрятать ото всех в неудобное темное место. Но стать невидимым и смятым в “жаркой шубе” для поэта лучше, чем жизнь без чести и места.

Развивая свою мысль о желании спрятаться подальше от хаоса и нелепости, лжи и предательства, Мандельштам в третьем четверостишии использует антитезу — противопоставление пошлой и страшной жизни, которую он вынужден делить с волками и звездного неба Сибири:

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

Лирический герой живет мечтой о жизни на лоне первозданной природы, в ее “первозданной красоте”. Таким местом, не тронутым “трусами и хлипкой грязцой”, видится ему Сибирь. Там желает он найти уединение и покой. Там всю ночь сияют “голубые песцы”, течет неспешный и величественный Енисей, “и сосна до звезды достает”.

И как тут не вспомнить Лермонтова с его романтическими стихотворениями “Выхожу один я на дорогу…” и “На севере диком стоит одиноко…”. Мандельштамовский лирический герой точно так же, как лирический герой М.Ю. Лермонтова, остро чувствует одиночество среди людей. Хотя вряд ли можно назвать людьми тех, кто живет по волчьим законам.

“Уведи меня в ночь…”, – так просит лирический герой. Кого? Возможно, судьбу. Или это обращение к природе: только она умеет мудро расставить все на свои места в этом мире. Он просит увести его в ночь, которая может спрятать под своим темным покрывалом. Чтобы никто не увидел его, и чтобы он не мог больше видеть того, как сами люди измываются над страной, поливая ее грязью и кровью.

У стихотворения кольцевая композиция: в последних его строках повторяется мысль первых строчек второй, основной, части: “но не волк я по крови своей…” – “потому что не волк я по крови своей…”. Кольцевой композицией замыкается круг, из которого лирическому герою, кажется, нет выхода, и во всеобщей мясорубке, когда повсюду кровавые кости на колесе, кидается на него волкодав, не различая, кто перед ним. И уже не выбраться отсюда. Этот круг порочный: или жизнь, или честь… Другого не дано в веке нынешнем.

Мандельштам дважды повторяет мысль, что он не волк, делая акцент на этом. Она не звучит обреченно только благодаря последней строке:

Знал ли поэт, что за такие стихи его могут не просто отправить в ссылку, но и убить? Знал. Но все-таки он с гордостью пишет, что его не убить волкодаву. Я думаю, что Мандельштам предпочел честь жизни в постоянном страхе и несвободе. Потому что для него не было жизни без чести, без права творить, без своего места на земле. Потеряв честь, он терял бы и имя, и прошлое, и будущее — он продал бы и саму жизнь.

Стихотворение, как и все, что создал Мандельштам, богато средствами художественной выразительности. Особенно много в нем пронзительных метафор, каждая из которых заменяет собой целое философское рассуждение. С их помощью емко и красноречиво передает поэт свои чувства: “чаши на пире отцов”, “мне на плечи кидается век-волкодав”, “запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей”, “кровавых костей в колесе”, “чтоб сияли всю ночь голубые песцы”. Особенно образно передают мысль автора сплетенные воедино метафора “запихай меня лучше, как шапку” и метонимия “в рукав жаркой шубы сибирских степей”.

У гиперболы “и сосна до звезды достает” свое предназначение. Скорее всего, Мандельштам нарочно преувеличивает нужность Сибири для него, его мечты гипертрофированны, потому что реальность сделала жизнь невыносимой.

В стихотворении читается неравное противопоставление лирического героя власти и установившемуся режиму. Это противопоставление удалось передать Мандельштаму всего лишь одним, но зато каким, красноречивым, образом века-волкодава. Кажется, в этом определении кроется вся суть революции и сталинской диктатуры.

Не только тропы, но и стихотворный размер согласуется с настроением и основной мыслью произведения. Анапест, которым написано стихотворение, сам по себе стремительный и порывистый. Но Мандельштаму и этого оказалось недостаточным, поэтому неслучайным кажется и выбор мужской рифмы, звучащей резко, безапелляционно. Усиливает эмоциональный раздрай и то, что анапест у поэта разностопный, с помощью чего строки как будто рубятся топором. Поэтому стихотворение читается на надрыве, каждая строка — на одном дыхании.

Мандельштам оказался заложником времени, “века-волкодава”. Его лирический герой подавлен, сломлен, но не лишен чести. Как много было тех, кого закрутила политическая воронка, и многие так и не смогли выбраться из нее. Но больше всего поражает стойкость непродавших себя. Ведь они были связаны по рукам и ногам, но смогли устоять. Наверное, внутренний стержень держал и Мандельштама. И этим стержнем был исключительный патриотизм и уважение к прошлому.

Ссылка на основную публикацию