Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

«Ленинград» – образец городского пейзажа, в котором ярко выражены переживания лирического героя. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинград» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры«рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты«декабрьский денек», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей» .

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться «дорогих гостей» . В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я». Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Анализ стихотворения «Ленинград» (О.Э. Мандельштам)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.07.2020 · Обновлено 24.07.2020

Осип Эмильевич Мандельштам (15 января 1891 — 27 декабря 1938) принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его лирика внесла большой вклад в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Уже в первых опубликованных стихотворениях Мандельштам формируется как поэт, стихи которого нельзя спутать ни с чьими другими. Мандельштам очень любил Петербург и часть его произведений посвящена именно этому городу, в том числе стихотворение «Ленинград». Многомудрый Литрекон предлагает читателям ознакомиться с анализом данного стихотворения по плану для лучшего понимания творчества Мандельштама.

История создания

Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.

  1. Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
  2. Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
  3. В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).

Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Мандельштама «Ленинград» написано четырехстопным анапестом, рифма перекрестная ААВВ. Жанр лирического произведения – элегия. Лирический герой стихотворения обращается к городу с монологом – это одновременно светлая грусть, воспоминания о прошлом и горькая тревога за будущее.

Большинство произведений Мандельштама относится к литературному течению «акмеизм», и «Ленинград» не является исключением. Мандельштам вместе с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой был основоположником этого модернистского направления.

Композиция

Стихотворение «Ленинград» состоит из двустиший. Стихотворение сложно разделить на части, так как оно представляет собой монолог лирического героя, состоящий из его переживаний. Каждое двустишие представляет собой какую-то определенную эмоцию героя или часть образа города.

Но лирический герой двояко относится к этому городу, поэтому стихотворение можно условно разделить на Петербург, любимый им, и Ленинград, который он не может принять.

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».

Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.

Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.

Многомудрый Литрекон может дополнить тематику и проблематику произведения, если в этом есть необходимость у читателя. Обращайтесь за дополнениями в комментариях!

Основная идея

Смысл стихотворения «Ленинград» – обращение к образу города на Неве, противопоставление прошлого и настоящего города и непринятие лирическим героем произошедших изменений. Лирический герой после долгого отъезда вернулся в родной, «знакомый до слез» Петербург, который изменился до неузнаваемости за время его отсутствия и стал Ленинградом. Теперь город вызывает в нем смешанные чувства и переживания. Он любит знакомый и родной Петербург, но Ленинград ассоциируется у лирического героя с горечью, тоской и зловещим мраком. Он живет на черной лестнице в ожидании ареста и испытывает колоссальную тревогу за свое будущее и будущее всей страны.

«И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных».

Лирический герой не может принять реалии нового мира. Такова главная мысль стихотворения «Ленинград».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:

  1. В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
  2. Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда. Он стал «зловещим», «черным».
  3. Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
  4. Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.

Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.

Петербург Мандельштама

Петербургские строфы

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садился в сани,
Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припёке
Зажглось каюты толстое стекло,
Чудовищна, как броненосец в доке,
Россия отдыхает тяжело.

А над Невой – посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жёсткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.

Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;
На площади Сената – вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка.

Черпали воду ялики и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений бедности – стыдится ,
Бензин вдыхает и судьбу клянёт! *

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря –
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря. *

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, –
И распластался храм Господень*,
Как лёгкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, – ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идёшь;

И храма маленькое тело
Одушевлённее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

Мне холодно. Прозрачная весна
В зелёный пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье лёгкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные,
Мерцают звёзд булавки золотые,
Но никакие звёзды не убьют
Морской воды тяжёлый изумруд.

В Петрополе прозрачном мы умрём,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьём,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
В Петрополе прозрачном мы умрём, –
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина. *

Читайте также:  Анализ стихотворения м Мандельштама

Дворцовая площадь

Императорский виссон
И моторов колесницы, –
В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён.
В тёмной арке, как пловцы,
Исчезают пешеходы,
И на площади, как воды,
Глухо плещутся торцы.
Только там, где твердь светла,
Чёрно-жёлтый лоскут злится,
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.

На страшной высоте блуждающий огонь,
Но разве так звезда мерцает?
Прозрачная звезда, блуждающий огонь, –
Твой брат, Петрополь, умирает!

На страшной высоте земные сны горят,
Зелёная звезда мерцает.
О, если ты, звезда, – воды и неба брат,
Твой брат, Петрополь, умирает!

Чудовищный корабль на страшной высоте
Несётся, крылья расправляет –
Зелёная звезда, в прекрасной нищете
Твой брат, Петрополь, умирает.

Прозрачная весна над чёрною Невой
Сломалась, воск бессмертья тает.
О, если ты, звезда, – Петрополь, город твой,
Твой брат, Петрополь, умирает!

В Петербурге мы сойдёмся снова,
Словно солнце мы похоронили в нём,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесём.
В чёрном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Всё поют блаженных жён родные очи,
Всё цветут бессмертные цветы.

Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится *
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь:
За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.

Слышу лёгкий театральный шорох
И девическое “ах” –
И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки,
Может быть века пройдут,
И блаженных жён родные руки
Лёгкий пепел соберут.

Где-то грядки красные партера,
Пышно взбиты шифоньерки лож,
Заводная кукла офицера –
Не для чёрных душ и низменных святош.
Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
В чёрном бархате всемирной пустоты.
Всё поют блаженных жён крутые плечи,
А ночного солнца не заметишь ты.

Вы, с квадратными окошками невысокие дома, –
Здравствуй, здравствуй, петербургская нескучная зима.

И торчат, как щуки, рёбрами незамёрзшие катки,
И ещё в прихожих слепеньких валяются коньки.

А давно ли по каналу плыл с красным обжигом гончар,
Продавал с гранитной лесенки добросовестный товар?

Ходят боты, ходят серые у Гостиного двора,
И сама собой сдирается с мандаринов кожура;

И в мешочке кофий жареный, прямо с холоду – домой:
Электрическою мельницей смолот мокко золотой.

Шоколадные, кирпичные невысокие дома, –
Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима!

И приёмные с роялями, где, по креслам рассадив,
Доктора кого-то потчуют ворохами старых “Нив”.

После бани, после оперы, всё равно, куда ни шло,
Бестолковое, последнее трамвайное тепло. *

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок, *

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

На мёртвых ресницах Исакий замёрз
И барские улицы сини –
Шарманщика смерть, и медведицы ворс,
И чужие поленья в камине.

Уже выгоняет выжлятник товар –
Линеек раскидистых стайку, –
Несётся земля – меблированный шар, –
И зеркало корчит всезнайку.

Площадками лестниц разлад и туман –
Дыханье, дыханье и пенье –
И Шуберта в шубе застыл талисман –
Движенье, движенье, движенье.

Примечания

“Петербургские строфы”
В литературе сложилась традиция, по которой Петербург связан с жёлтым цветом, но у Мандельштама он – чёрно-жёлтый – это цвета императорского штандарта; желтизна города – это “желтизна правительственных зданий”, “желчь двуглавого орла”. Возникает мотив тяжести, жестокости ( “Россия отдыхает тяжело”, “тяжка обуза северного сноба”, “государства жёсткая порфира”, “дымок костра и холодок штыка”). Столкновение двух Петербургов – имперского и человеческого – освещается почти по-пушкински. (вернуться)

“Адмиралтейство”
Архитектура классицистического Петербурга в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает и которого страшится. Адмиралтейство становится воплощением Петербурга и – через него – России. Этот образ насквозь проникнут реминисценциями. Пётр у Мандельштама не просто историческое лицо, а герой пушкинских “Стансов” ( “то мореплаватель, то плотник”). Отсюда соединение мотивов зодчества и кораблестроения, “вещественности” (точного, обыденного слова) и “ассоциативности” (возвышенного словесного строя, открывающего выход в вечность). (вернуться)

“На площадь выбежав, свободен. “
В сборнике “Камень”, наряду с образами петербургской архитектуры, силён образ Рима, не античного, но католического. Это противовес хаосу. Ключевым словом в образе Рима становится слово “свободный”. Образы Рима и Петербурга смыкаются. Казанский собор напоминает поэту собор Св. Петра в Риме. Соприкасаясь с собором, его “рощей портиков”, поэт чувствует себя “иностранцем”, “русским в Риме”. Лёгкость, свобода “римского” собора влекут Мандельштама больше, чем тяжёлый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно соединяющегося с центром российской государственности – площадью Сената и Медным всадником. (вернуться)

“В Петрополе прозрачном мы умрём. “
В более поздней книге, “Tristia”, Петербург, классический и имперский, превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. Греческое имя приравнивает город к исчезнувшей уже цивилизации, он становится подобен Атлантиде. Имперская тяжесть, прочность уступают место призрачности, хрупкости, которые смыкаются с темой холода, смерти. Прозерпина (в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствует древнегреческой Персефоне) приходит на место мудрой воительницы Афины. (вернуться)

“Дворцовая площадь”
Виссон – драгоценная ткань, от [

«Камень» – первая книга поэта, вышла в конце марта или в апреле 1913 года в издательстве «Акмэ» (СПб.) на средства автора, тираж 300 экземпляров. В книгу включено 23 стихотворения 1909–1913 годов. Первоначальный вариант названия – «Раковина». Есть свидетельства, что название «Камень» подсказано лидером акмеистов Н. Гумилевым. Второе издание «Камня» вышло в декабре 1915 года (на титуле: Пг., 1916) в издательстве «Гиперборей» тиражом 1000 экземпляров. В сборнике 67 стихотворений, датированных 1908–1915 годами. Третье издание «Камня» появилось в Москве в 1923 году в серии «Библиотека современной русской литературы» (Госиздат), тираж 3000 экземпляров, художник А. М. Родченко. В издание было включено 76 стихотворений.

«Tristia». В 1920 году Мандельштам заключил договор с владельцем издательства «Petropolis» Я. Н. Блохом на издание книги стихов «Новый камень». Книга вышла в Берлине в 1921 году под названием «Tristia», предложенным поэтом М. Кузминым. Название «Скорбные песни» вызывает ассоциации с Овидием. В нее вошло 43 стихотворения, датированных 1915–1921 годами. Мандельштам был согласен с композицией сборника, но находил в нем много искажений и пропусков текста. Во многих письмах того времени поэт отмечал, что книга вышла против его воли. Свой вариант книги под названием «Вторая книга» поэт отдает в издательство «Круг». «Вторая книга» вышла тиражом 3000 экземпляров в 1923 году. В книге есть посвящение «Н. Х.» – Надежде Яковлевне Хазиной, жене поэта.

Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение. В мрачном творчестве поэта оно является редким исключением. «Нежнее нежного» получилось теплым и полным любви.

Стихотворение относится к любовной лирике. Написано в стиле литературного направления «акмеизм».

Основная тема — выражение чувств любви лирического героя, который самозабвенно восхищается возлюбленной, ее внешним образом и внутренним миром. Автор осознанно использует тавтологию, чтобы подчеркнуть ее особенные черты внешности и души: нежнее нежного, белее белого. Лирический герой любуется возлюбленной и словно пытается убедить в ее исключительности, избранности. Но, не смотря на светлый образ героини, он уверен в неизбежности будущих печальных событий в ее жизни, которые принесут ей боль и страдания. Возможно, именно ее исключительность и принесет ей несчастья. Герой предрекает ей нелегкую жизнь, от того слова его наполнены не только чувством восхищения, но и грусти, и сочувствия.

Идея стихотворения — неизбежность, что-то должно случиться независимо от внешних и внутренних черт человека. Автор акцентирует это, используя повторение «от неизбежного».

Стихотворение короткое, но имеет два плана: первый — описание лирической героини, второй — ее судьба. Они гармонично соединены за счет повторения последней фразы «от неизбежного» второго четверостишия в начале третьего. Сюжет развивается плавно, подобно музыкальной элегии.

Для большей выразительности автор использует следующие литературные приемы: эпитеты — описание внешности героини (нежное лицо); метафоры (неунывающих речей); тавтологию для усиления образа (белее белого).

Стихотворение написано в необычной форме. Условно его можно поделить на четыре четверостишия. В этом случае можно сказать, что в написании использован пятистопный ямб, который в последнем строчках становится четырехстопным. В такой форме использована сложная рифмовка:

— в первых двух четверостишиях рифмуются две последние строчки первого четверостишия и две первые третьего перекрестно с мужским ударением (АБАБ);

— две первые строчки первого четверостишия и две последние третьего закольцовано с мужским ударением (АББА);

— в третьем четверостишии рифмуются так же две последние строчки с первыми последнего четверостишия перекрестно с дактилическим ударением (АБАБ)

— рифмуются последние строчки стихотворения «речей, и даль твоих очей», которую условно можно назвать смежной рифмовкой с дактилическим ударением (АА).

Последние четверостишия больше относятся к направлению верлибр (свободный стих).

Стихотворение вызывает теплые чувства, смешанные с легкой грустью из-за неизбежности печальной судьбы лирической героини.

Анализ стихотворения Нежнее нежного по плану

Нежнее нежного

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта.

Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни

Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти

«Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в «Башне» Вячеслава Иванова.

В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина в Коктебеле в 1915 г. Только в 1916 г. Мандельштам и Цветаева познакомились в Петербурге. Потом Мандельштам несколько раз приезжал в Москву, чтобы увидеться с Цветаевой. Она называла их отношения платоническими. После одной из прогулок с Цветаевой по Москве Мандельштам, якобы, и написал стихотворение «Нежнее нежного».

Заманчиво увидеть в этом стихотворении портрет Цветаевой и пророческий путь её поэзии, но стихи написаны до знакомства поэтов.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. ещё не оглашена программа акмеистов (1912 г.), но стихотворение уже созвучно акмеистическим идеям, хотя и написано под влиянием вечеров в «Башне» символиста Вячеслава Иванова. Образы стихотворения конкретны и вещественны, слова тщательно подобраны и точны. Стихотворение «Нежнее нежного» совсем не ученическое.о жанру стихотворение – признание в любви, любовная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – восхищение внешностью и внутренним миром возлюбленной. Основная мысль состоит в исключительности избранной женщины. В подтексте – юношеская уверенность лирического героя в собственной исключительности и, отсюда, умение увидеть индивидуальность, избранность, неизбежное одиночество другого человека, женщины.

Стихотворение состоит из восьмистишья и девятистишья. В первой строфе отдельные детали внешности возлюбленной, её отдалённость «от мира целого» находят причину – «от неизбежного». Вторая строфа начинается той же фразой, которой заканчивается первая. В ней переосмысливаются детали внешности возлюбленной, которые наполнены её душой.

Тропы и образы

Основной троп в стихотворении – эпитеты, описывающие лицо, руки, пальцы, голос, глаза возлюбленной. Мандельштам использует тавтологию как художественный приём, повторяя одинаковые корни в словосочетаниях прилагательного и существительного: нежнее нежного, белее белого. Таким образом, превосходная степень качества получается даже ярче, чем при использовании превосходной степени прилагательного: не просто самый нежный, а более нежный, чем самый нежный.

Повторение местоимения твой всё время возвращает читателя к личности возлюбленной. Причастные конструкции с приставкой не повторяются трижды. Слово нежный, дважды повторяющееся в первой строчке и как бы задающее тон всему стихотворению, тоже начинается с не, хотя это в слове часть корня. Так создаётся общее отрицание, выделение возлюбленной из ряда других личностей.

В центре стихотворения – дважды повторённое «от неизбежного». Субстантиват оставляет загадку, не указывая на предмет неизбежного. Во второй строфе Мандельштам использует метафорические эпитеты, от чего образы приобретают глубину и многозначность: пальцы рук неостывающих, неунывающие речи. Метафора даль очей снова возвращает к эмоциональной отчуждённости героини, заявленной в первой строфе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Как кони медленно ступают Мандельштама

Размер и рифмовка

Стихотворение «Нежнее нежного» необычно с точки зрения формы. Если строфы превратить в четверостишья, получится пятистопный ямб с пиррихиями и внутренними рифмами, который в последней строчке становится четырёхстопным. Рифмоваться тогда будут только две средние строчки в каждой строфе, причём одна рифма окажется мужской, а вторая – дактилической. Остальные строчки будут нерифмованными. Получится полуверлибр.

Но Мандельштам разделил каждую строку на две части. Таким образом, стихотворение стало разностопным, причём двух- и трёхсложные строчки чередуются неупорядоченно. Четыре трёхсложные строчки из 16 состоят из одного самостоятельного слова, то есть имеют одно ударение. Такой скачущий ритм стихотворения как нельзя лучше передаёт сбивающееся дыхание признающегося в любви юноши, а это трудно сделать гладко. В конце лирический герой вообще умолкает, задыхается, укорачивая строчки.

Ещё сложнее система рифмовки стихотворения. Каждая строчка рифмуется, но неупорядоченно. В первой строфе центральные 4 строчки рифмуются перекрёстной рифмовкой, а крайние – кольцевой. То есть рифмовка симметрична относительно центра строфы. Во второй строфе симметрия исчезает, схема рифмовки: А‘бвГ‘вГ‘дбд. Остаётся перекрёстной рифмовка центральной части строфы. Зато первая строчка второй строфы вообще рифмуется с первой и последней первой строфы.

Отсутствие упорядоченности и симметрии, многократное повторение слов, звуков и рифм – особенность сложной формальной организации стихотворения, соответствующей непростому выражению чувств влюблённого.

«Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в «Башне» Вячеслава Иванова.

В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой. Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина в Коктебеле в 1915 г. Только в 1916 г. Мандельштам и Цветаева познакомились в Петербурге.

Потом Мандельштам несколько раз приезжал в Москву, чтобы

Заманчиво увидеть в этом стихотворении портрет Цветаевой и пророческий путь ее поэзии, но стихи написаны до знакомства поэтов.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. еще не оглашена программа акмеистов , но стихотворение уже созвучно акмеистическим идеям, хотя и написано под влиянием вечеров в «Башне» символиста Вячеслава Иванова. Образы стихотворения конкретны и вещественны, слова тщательно подобраны и точны. Стихотворение

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — восхищение внешностью и внутренним миром возлюбленной. Основная мысль состоит в исключительности избранной женщины. В подтексте — юношеская уверенность лирического героя в собственной исключительности и, отсюда, умение увидеть индивидуальность, избранность, неизбежное одиночество другого человека, женщины.

Стихотворение состоит из восьмистишья и девятистишья. В первой строфе отдельные детали внешности возлюбленной, ее отдаленность «от мира целого» находят причину — «от неизбежного». Вторая строфа начинается той же фразой, которой заканчивается первая.

В ней переосмысливаются детали внешности возлюбленной, которые наполнены ее душой.

Тропы и образы

Основной троп в стихотворении — эпитеты, описывающие лицо, руки, пальцы, голос, глаза возлюбленной. Мандельштам использует тавтологию как художественный прием, повторяя одинаковые корни в словосочетаниях прилагательного и существительного: нежнее нежного, белее белого. Таким образом, превосходная степень качества получается даже ярче, чем при использовании превосходной степени прилагательного: не просто самый нежный, а более нежный, чем самый нежный.

Повторение местоимения твой все время возвращает читателя к личности возлюбленной. Причастные конструкции с приставкой не повторяются трижды. Слово нежный, дважды повторяющееся в первой строчке и как бы задающее тон всему стихотворению, тоже начинается с не, хотя это в слове часть корня.

Так создается общее отрицание, выделение возлюбленной из ряда других личностей.

В центре стихотворения — дважды повторенное «от неизбежного». Субстантиват оставляет загадку, не указывая на предмет неизбежного. Во второй строфе Мандельштам использует метафорические эпитеты, от чего образы приобретают глубину и многозначность: пальцы рук неостывающих, неунывающие речи.

Метафора даль очей снова возвращает к эмоциональной отчужденности героини, заявленной в первой строфе.

Размер и рифмовка

Стихотворение «Нежнее нежного» необычно с точки зрения формы. Если строфы превратить в четверостишья, получится пятистопный ямб с пиррихиями и внутренними рифмами, который в последней строчке становится четырехстопным. Рифмоваться тогда будут только две средние строчки в каждой строфе, причем одна рифма окажется мужской, а вторая — дактилической.

Остальные строчки будут нерифмованными. Получится полуверлибр.

Но Мандельштам разделил каждую строку на две части. Таким образом, стихотворение стало разностопным, причем двух — и трехсложные строчки чередуются неупорядоченно. Четыре трехсложные строчки из 16 состоят из одного самостоятельного слова, то есть имеют одно ударение.

Такой скачущий ритм стихотворения как нельзя лучше передает сбивающееся дыхание признающегося в любви юноши, а это трудно сделать гладко. В конце лирический герой вообще умолкает, задыхается, укорачивая строчки.

Еще сложнее система рифмовки стихотворения. Каждая строчка рифмуется, но неупорядоченно. В первой строфе центральные 4 строчки рифмуются перекрестной рифмовкой, а крайние — кольцевой. То есть рифмовка симметрична относительно центра строфы.

Во второй строфе симметрия исчезает, схема рифмовки: А’бвГ’вГ’дбд. Остается перекрестной рифмовка центральной части строфы. Зато первая строчка второй строфы вообще рифмуется с первой и последней первой строфы.

Отсутствие упорядоченности и симметрии, многократное повторение слов, звуков и рифм — особенность сложной формальной организации стихотворения, соответствующей непростому выражению чувств влюбленного.

Ильинична — характеристика персонажа Произведение: Тихий Дон Ильинична — мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку — «гусыней плавает» по двору и дому.

Человек и природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева В 6-м классе на изучение стихотворений Тютчева обычно отводится два-три урока. Думается, шестиклассникам можно объяснить, что любое стихотворение «о природе» содержит черты и его автора, и его читателей. Именно о.

Р. Завадович. Маруся Богуславка Тема: Р. Завадович. Маруся Богуславка. Мета: забезпечити засвоєння змісту нового твору, вдосконалювати навички читання, навички роботи над текстом; розвивати комунікативні уміння, навички роботи в групі; виховувати любов до Батьківщини, почуття.

Твій хліб ТВІЙ ХЛІБ Хліб на столі. Пахучий і рум»яний. Неначе сонце встало з-за гори. Лоскоче душу хліб святий, духмяний, Неначе каже: «Їж мене, бери!» На рушнику гаптованім, строкатім, Що Мама вишила.

«Умом Россию не понять» анализ стихотворения Тютчева В своем наиболее известном произведении, четверостишии «Умом Россию не понять», Тютчев поднимает Патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было.

СМС-дневники на Всеукраинском школьном портале «Класна оцінка» Среди большого разнообразия электронных сервисов Портала «Класна оцінка» есть и СМС-дневники. Их необходимо просто активировать. Этот сервис предназначен для тех, кто желает получать информацию на мобильный телефон. Вся информация, вносимая.

Платон Кузьмич Ковалев — характеристика персонажа Произведение: Нос МАЙОР КОВАЛЕВ — герой повести Н. В. Гоголя «Нос» . Имя М. К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию , с.

Николай Турбин — характеристика персонажа Произведение: Белая гвардия Самый младший в семье Турбиных. Н. еще только 17 лет, он юнкер. Этот герой, как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам.

Конспект урока для 9 класса по теме: «Голосование, выборы, референдум» Акция «Я — гражданин России» Конкурс методических разработок педагогов по гражданскому образованию Номинация: методические разработки по избирательному праву Конспект урока для 9 класса По теме: «Голосование, выборы, референдум» Автор: Дитятьева.

Чайльд-Гарольд — характеристика персонажа Произведение: Паломничество Чайльд-Гарольда ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬД — герой поэмы Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда» . Ч.-Г, первый романтический герой поэзии Байрона, не является характером в традиционном смысле слова. Это абрис характера, воплощение.

Образ мыши в фольклоре и русской литературе XIX-XX веков Реферат Издавна с мышью связано множество Поверий, легенд, примет. Мышь считали нечистым животным, созданием дьявола. Мышей и крыс народная традиция относит к «гадам». Согласно легенде, во время Всемирного потопа мышь.

«Методичні рекомендації щодо викладання факультативного курсу » Зелений пакет» у 8-9 класах» Вступ Людина та природа — поняття взаємопов’язані та взаємозалежні, адже людство існуватиме доти, доки існуватиме природне середовище. «Поняття «природа» — єдине ціле. У цьому своя гармонія та постійність, взаємозв’язки та.

Сочинение Рисование мой любимый школьный предмет Меня часто спрашивают: «Какой твой любимый урок в школе?», и я с гордостью отвечаю — урок рисования! Вы можете подумать, что это ответ ради ответа или просто, что я не.

«Вчерашний день, часу в шестом…» анализ стихотворения Некрасова Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» — одно из самых загадочных в творчестве Некрасова. Сам автор датировал его 1848 годом, но сделал это по памяти, отыскав клочок с карандашными набросками.

Твір на тему Доля людини Кажуть, що доля кожної людини написана ще до її народження. І зростаючи, людина живе як по сценарію, не маючи змоги щось змінити в своєму житті. Але я вважаю, що кожен.

«Родник» анализ стихотворения Северянина Один из родоначальников массовой культуры двадцатого века, Игорь Северянин, оставил нам в наследие огромное количество удивительных стихотворений. Автор обладал способностью подмечать в окружающей действительности такие черты, которые могли бы воссоздать.

Контрольная работа по теме «Пищеварение», 8 класс Контрольная работа по теме «Пищеварение», 8 класс 1 вариант Выберите один верный ответ: 1. Какие питательные вещества начинают активно расщепляться в желудке человека? 1) углеводы 2) жиры 3) клетчатка 4).

Сочмнения на тему василий теркин «Теркин — кто же он такой?» Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого.

«Прости» анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения».

Интересный и лучшиший день летних каникул Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я.

Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Это вовсе не комедия, это дело очень Серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше.

Желтков — характеристика персонажа Произведение: Гранатовый браслет Желтков Г. С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти». 7 лет.

Стихотворение «Гимн Маяковскому» первая поэтическая декларация Багрицкого Такая ларация была в известной мере подсказана примером Леконта до Лиля, с чьими стихами Багрицкий познакомился в 1913 году, когда с увлечением читал весьма далеких друг от друга поэтов: Александра.

Башлачев А. биография БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич , российский поэт, рок-музыкант, автор песен. В 1982 окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, после чего вернулся в родной Череповец и работал в местных молодежных газетах.

Сочинение по картине Саврасова Зима Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева — нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь.

Праздник Осени для 2 класса. Сценарий Внеклассное мероприятие на тему Осень для 2 класса Сценарий классного часа для 2 класса на тему: «Здравствуй, Осень! « Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об.

Чи потрібно дитині спати вдень? «Нужен ли ребенку дневной сон?», статья, раздел «Работа с родителями» Автор: Вафина Гульшат Салаватовна, воспитатель МДОУ № 37 «Родничок», г. Бугульма Дети, посещающие детский сад, довольно быстро свыкаются с тем.

Проблема жанра пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова 15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алексеевой : «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс…» Прочитав пьесу, Станиславский отвечал Чехову: «Это не комедия.

Инсаров — характеристика персонажа Произведение: Накануне ИНСАРОВ — герой романа И. С. Тургенева «Накануне» . Как известно из воспоминаний писателя, прототипом И. был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. И. по-настоящему героическая натура.

«Василий Теркин» анализ поэмы Твардовского История создания Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Теркине возник у Твардовского еще во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили.

«Окно в Европу» Из размышлений над «Медным Всадником» Художественная деталь «окно», повторяющаяся в поэме, составляет основу мотива соотношения цивилизации и культуры, державности и человечности. 1. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить Окно.

Взгляды Чацкого и Фамусова. Краткое изложение текста Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов — защитник старого века.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

Физкультура — мой любимый предмет сочинение-рассуждение Для меня самый любимый предмет в школьной программе-физкультура. Почему? Все очень просто. Когда я занимаюсь спортом, я чувствую себя сильным. И с каждым занятием я становлюсь все сильнее и сильнее.

Телега жизни разбор стихотворения Автор: Пушкин А. С. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы.

Как Бросить КУрить. Купите полную коробку конфет чупа-чупс, или каких-нибудь других сосалок и попробуйте вместо сигареты сосать конфетки на палочке. Если же вы находитесь на работе, то жуйте жвачку. Делайте так всегда и.

Пленница разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Она покоится на вышитых подушках, Слегка взволнована мигающим лучом. О чем загрезила? Задумалась о чем? О новых платьях ли? О новых ли игрушках? Шалунья-пленница томилась целый день.

Сочинение на тему Чудная изба Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный. Каждый раз, приезжая к ней я удивляюсь красотой.

Две «ГРОЗЫ» Сопоставление стихотворений «Гроза» Н. А. Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе Прием сопоставления художественных текстов довольно прочно вошел в школьную практику и активно.

Глуповцы — характеристика персонажа Произведение: История одного города Глуповцы — жители города Глупова, на примере которого рассматривается история русского самодержавия. Глуповцы — «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука Стихотворение «Разлука» написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расставании с Родиной… Но здесь речь о лицейском братстве Александра Сергеевича. Настолько сильной.

Сейчас вы читаете: «Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама

Нежнее нежного лицо твое белее. Идейно-художественный анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного

«Нежнее нежного» Осип Мандельштам

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое —
От неизбежного.

От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.

Анализ стихотворения Мандельштама «Нежнее нежного»

Летом 1915 года Осип Мандельштам познакомился в Коктебеле с Мариной Цветаевой. Это событие стало поворотным в жизни, поэта, так как он влюбился, как мальчишка. К тому времени Цветаева уже была замужем за Сергеем Эфронтом и воспитывала дочь. Однако это не помешало ей ответит взаимностью.

Роман двух знаковых представителей русской литературы длился недолго и был, по воспоминаниям Цветаевой, платоническим. В 1916 году Мандельштам приехал в Москву и встретился с поэтессой. Они целыми днями бродили по городу, и Цветаева знакомила своего друга с достопримечательностями. Однако Осип Мандельштам смотрел не на Кремль и московские соборы, а на возлюбленную, что вызывало у Цветаевой улыбку и желание постоянно подшучивать над поэтом.

Именно после одной из таких прогулок Мандельштам написал стихотворение «Нежнее нежного», которое посвятил Цветаевой. Оно совершенно не похоже на другие произведения этого автора и построено на повторении однокоренных слов, которые призваны усилить эффект от общего впечатления и наиболее полно подчеркнуть достоинства той, которая удостоилась чести быть воспетой в стихах . «Нежнее нежного лицо твое», — вот первый штрих к поэтическому портрету Марины Цветаевой, который, как позже признавалась поэтесса, не совсем соответствовал действительности. Однако дальше Мандельштам раскрывает черты характера своей избранницы, рассказывая о том, что она совершенно не похожа на других женщин. Автор, обращаясь к Цветаевой, отмечает, что «от мира целого ты далеко, и все твое – от неизбежного».

Эта фраза оказалась весьма пророческой. Первая ее часть намекает на то, что в это время Марина Цветаева причисляя себя к футуристкам, поэтому ее стихи действительно были очень далеки от реальности. Она часто мысленно устремлялась в будущее и разыгрывала самые различные сценки из собственной жизни. К примеру, в этот период она написала стихотворение, которое заканчивалось строкой, ставшей впоследствии реальностью – «Моим стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед».

Что касается второй части фразы в стихотворении Осипа Мандельштама «Нежнее нежного», то автор словно бы заглянул в будущее и вынес оттуда четкое убеждение, что судьба Цветаевой уже предрешена, и изменить ее невозможно. Развивая эту мысль, поэт отмечает, что «от неизбежного твоя печаль» и «тихий звук неунывающих речей». Трактовать эти строчки можно по-разному. Однако известно, что Марина Цветаева очень болезненно переживала смерть матери. Плюс ко всему, в 1916 году она рассталась со своей лучшей подругой Софьей Парнок, к которой испытывала очень нежные и отнюдь не только дружеские чувства. Возвращение к мужу по времени совпало с приездом в Москву Осипа Мандельштама, который и застал Цветаеву в состоянии, близком к депрессии. Правда, за налетом чувств и слов поэт сумел разглядеть нечто большее. Он словно бы причитал книгу жизни Марины Цветаевой, в которой увидел много пугающего и неизбежного. Более того, Мандельштам понял, что сама поэтесса догадывается, что именно уготовано ей судьбою, и принимает это как должное. Эти знания не омрачают «даль очей» поэтессы, которая продолжает писать стихи и пребывать в своем, полном грез и фантазий, мире.

Позже Цветаева вспоминала, что ее отношения с Мандельштамом были похожи на роман двух поэтов, которые постоянно спорят, восхищаются друг другом, сравнивают свои произведения, ругаются и вновь мирятся. Однако эта поэтическая идиллия длилась недолго, примерно полгода. После этого Цветаева и Мандельштам стали встречаться гораздо реже, а вскоре поэтесса и вовсе покинула Россию и, находясь в эмиграции, узнала об аресте и гибели поэта, который написал эпиграмму на Сталина и имел несчастье прочитать ее публично, что поэт Борис пастернак приравнял к самоубийству.

Стихотворение Осипа Мандельштама посвящено русской поэтессе, его современнице – Марине Цветаевой, с которой его связывала, по воспоминаниям Цветаевой, «платоническая любовь». Чувство было сильным, взаимным, однако, обреченным на несчастливый конец. Возлюбленная была замужем за другим и воспитывала дочь.

Произведение является стихотворением-признанием в чувствах. Лирический герой стремится показать, как он восхищен, привязан, околдован женщиной, которой посвящены эти строки. Такие выводы можно определить как тему и идею данного стихотворения.

Тавтология «нежнее нежного» и «белее белого» подчеркивает значимость сказанного. Также это говорит о том, что лирическому герою тяжело подобрать слова, чтобы показать, что именно он чувствует, что его привлекает в любимой:

Нежнее нежного Лицо твоё,

Белее белого Твоя рука,

От мира целого Ты далека,

И все твое – От неизбежного.

Красивые признания, превозношение женщины над теми, кто был до нее, кто будет после – вот истинная, всепоглощающая, ослепляющая, «платоническая любовь». Подобно Петрарке, Мандельштам боготворит Марину Цветаеву.

Первая строфа стихотворения говорит о прекрасной, по мнению лирического героя, внешности возлюбленной, а также о ее уникальности, отдаленности от всего мира. Что ж, любовь неизбежна!

Вторая часть произведения «Нежнее нежного» плавно вытекает из первой и связана с ней повторением слова «неизбежное», что также подчеркивает безнадежность этих отношений и положения Марины Цветаевой. Она находится меж двух огней – двух мужчин, с одним из которых она связана ребенком, с другим же – любовью.

В стихотворении Осипа Мандельштама воспеты самые женственные черты и образы: лицо, руки, пальцы, речи и очи. И каждому из них – особое вниманье. Красиво построена поэтическая речь: повторение слов, вальяжное скопление гласных, романтичная сбивчивость, достигающаяся путем особого построения строф стиха.

Отрывисто, как бы набросками, штрихами, рисует лирический герой образ любимой, высекая его в своей памяти, отсюда и такая периодичность. Мысль, заключенная в одном-двух словах, раскрыта полно, каждое слово точно и емко, без лишних отрешений передает высокое чувство – любовь.

Стихотворение небольшое по объему, лаконичное, но очень искреннее и робкое. Поэт действительно был увлечен Цветаевой, но требовал от нее перемен. Наверное, это и есть наивысшая степень обожания и уважения другого человека, названная любовью.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет. В это время он учится в Сорбонне, бывает в Петербурге в «Башне» Вячеслава Иванова.

В интернете встречается информация, что стихотворение посвящено Марине Цветаевой . Это мнение ошибочно. Мандельштам и Цветаева впервые увидели друг друга у Волошина в Коктебеле в 1915 г. Только в 1916 г. Мандельштам и Цветаева познакомились в Петербурге. Потом Мандельштам несколько раз приезжал в Москву, чтобы увидеться с Цветаевой. Она называла их отношения платоническими. После одной из прогулок с Цветаевой по Москве Мандельштам, якобы, и написал стихотворение «Нежнее нежного».

Заманчиво увидеть в этом стихотворении портрет Цветаевой и пророческий путь её поэзии, но стихи написаны до знакомства поэтов.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. ещё не оглашена программа акмеистов (1912 г.), но стихотворение уже созвучно акмеистическим идеям, хотя и написано под влиянием вечеров в «Башне» символиста Вячеслава Иванова. Образы стихотворения конкретны и вещественны, слова тщательно подобраны и точны. Стихотворение «Нежнее нежного» совсем не ученическое.о жанру стихотворение – признание в любви, любовная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – восхищение внешностью и внутренним миром возлюбленной. Основная мысль состоит в исключительности избранной женщины. В подтексте – юношеская уверенность лирического героя в собственной исключительности и, отсюда, умение увидеть индивидуальность, избранность, неизбежное одиночество другого человека, женщины.

Стихотворение состоит из восьмистишья и девятистишья. В первой строфе отдельные детали внешности возлюбленной, её отдалённость «от мира целого» находят причину – «от неизбежного». Вторая строфа начинается той же фразой, которой заканчивается первая. В ней переосмысливаются детали внешности возлюбленной, которые наполнены её душой.

Тропы и образы

Основной троп в стихотворении – эпитеты, описывающие лицо, руки, пальцы, голос, глаза возлюбленной. Мандельштам использует тавтологию как художественный приём, повторяя одинаковые корни в словосочетаниях прилагательного и существительного: нежнее нежного, белее белого . Таким образом, превосходная степень качества получается даже ярче, чем при использовании превосходной степени прилагательного: не просто самый нежный, а более нежный, чем самый нежный.

Повторение местоимения твой всё время возвращает читателя к личности возлюбленной. Причастные конструкции с приставкой не повторяются трижды. Слово нежный , дважды повторяющееся в первой строчке и как бы задающее тон всему стихотворению, тоже начинается с не , хотя это в слове часть корня. Так создаётся общее отрицание, выделение возлюбленной из ряда других личностей.

В центре стихотворения – дважды повторённое «от неизбежного». Субстантиват оставляет загадку, не указывая на предмет неизбежного. Во второй строфе Мандельштам использует метафорические эпитеты, от чего образы приобретают глубину и многозначность: пальцы рук неостывающих, неунывающие речи . Метафора даль очей снова возвращает к эмоциональной отчуждённости героини, заявленной в первой строфе.

Размер и рифмовка

Стихотворение «Нежнее нежного» необычно с точки зрения формы. Если строфы превратить в четверостишья, получится пятистопный ямб с пиррихиями и внутренними рифмами, который в последней строчке становится четырёхстопным. Рифмоваться тогда будут только две средние строчки в каждой строфе, причём одна рифма окажется мужской, а вторая – дактилической. Остальные строчки будут нерифмованными. Получится полуверлибр.

Но Мандельштам разделил каждую строку на две части. Таким образом, стихотворение стало разностопным, причём двух- и трёхсложные строчки чередуются неупорядоченно. Четыре трёхсложные строчки из 16 состоят из одного самостоятельного слова, то есть имеют одно ударение. Такой скачущий ритм стихотворения как нельзя лучше передаёт сбивающееся дыхание признающегося в любви юноши, а это трудно сделать гладко. В конце лирический герой вообще умолкает, задыхается, укорачивая строчки.

Ещё сложнее система рифмовки стихотворения. Каждая строчка рифмуется, но неупорядоченно. В первой строфе центральные 4 строчки рифмуются перекрёстной рифмовкой, а крайние – кольцевой. То есть рифмовка симметрична относительно центра строфы. Во второй строфе симметрия исчезает, схема рифмовки: А‘бвГ‘вГ‘дбд. Остаётся перекрёстной рифмовка центральной части строфы. Зато первая строчка второй строфы вообще рифмуется с первой и последней первой строфы.

Отсутствие упорядоченности и симметрии, многократное повторение слов, звуков и рифм – особенность сложной формальной организации стихотворения, соответствующей непростому выражению чувств влюблённого.

Последние материалы раздела:

В магазине “Библио-Глобус” (Москва) Расположение в торговом зале: Уровень 1, зал № 05, секция 01, шкаф 10, полка 04 Цена: 289,00 руб. Вот мое.

Глядя на эти спокойные луга, со всех сторон защищенные кольцом золотистых гор и оттеняемые чистым голубым небом, сложно поверить, что совсем.

Сёстры Гиаса и Гиад . По отцу их именовали Атлантиды , у римлян они назывались Вергилии (лат. «Склоняющиеся») . Они – спутницы Артемиды , нимфы в.

  • Рубрики
    • Школьникам
    • Детям
    • Окружающий мир
    • Времена года
    • Воспитателю
    • Учителю
    • Россия
    • Страны мира
    • Русская литература
    • Литература
    • Сочинения
    • Картины художников
    • Физика Земли

© Общеобразовательный журнал SLOVARSLOV.RU , 2021

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.

Ссылка на основную публикацию